Светскую профессию – в Церковь
Есть такая богословская книга, хорошо известная как в академических кругах, так и всем любящим читать христианам: «Церковь Духа Святого» протопресвитера Николая Афанасьева. В свое время о ней много спорили, многие места критиковали, самого автора упрекали в модернизме – но все же читали, и читали с интересом, потому что тема очень интересная. Оставляя специалистам оценку этого труда, нельзя не признать, что Афанасьев сделал талантливую и грамотную попытку прояснить суть тех служений древней Церкви, о которых мы сегодня не знаем почти ничего.
Действительно, в апостольских посланиях мы находим упоминания о множестве церковных послушаний, которые даже звучат для нас непривычно. Например: увещатель (Рим.12,8). Кто он? Приходской психолог? А кто такие раздаватель и благотворитель (Рим.12,8), и чем они друг от друга отличаются? Чем занимался в Церкви человек, получивший дар вспоможения (1Кор.12,28), и что означает сам этот дар? Есть ли сегодня похожие церковные послушания?
Определенные церковные чины остались в прошлом, некоторые дошли до сегодняшнего дня. Каких-то не было в первые века, но они появились впоследствии. Разговор об этом важен и тема актуальна, потому что речь идет о служении мирян в Церкви, о практической стороне воцерковления.
Дары различны, но Дух один и тот же (1Кор.12,4), и Бог сегодня также творит новые формы церковных служений. Например, у нас давно уже нет института вдовиц или диаконисс, но зато есть монашество и академическая богословская наука – чего не знала Церковь двух первых столетий. Без монастырей и семинарий полноценную церковную жизнь сегодня трудно представить. Более того, за века церковной истории монашество и академическое богословие даже успели соединиться в феномен ученого монашества. Воистину, творчество Духа Святого в Церкви продолжается.
Как новый Божий дар можно рассматривать то, что у нас появились удивительные священники, подобных которым раньше не было – проповедники, миссионеры, писатели, радио- и телеведущие в одном лице. Это и о. Димитрий Смирнов, и о. Андрей Ткачев, и о. Артемий Владимиров, и многие другие. Явление таких многогранных служителей в современной жизни Церкви – огромный и значительный дар от Господа. Еще раз скажем: Дух Святой, в сотворчестве с людьми, не устает рождать новые формы служения Ему.
На память приходит такая уникальная личность, как знаменитый путешественник, художник, писатель, пилот свободного аэростата, протоиерей Федор Конюхов. Человек, имеющий четыре образования; первый в мире путешественник, достигший пяти полюсов нашей планеты. Имея мировую известность, путешественник стал священником, и положил все свои достижения перед алтарем Всевышнего. Он продолжает свои странствия, славя Бога. Покоряя горные вершины, или другие трудно достигаемые места земли, он обязательно служит Божественную Литургию и устанавливает поклонный крест. Кто раньше думал о такой форме угождения Господу?
Если говорить все же о служении мирян, обратим внимание на профессора богословия Алексея Ильича Осипова. Труд, который он выполняет в Церкви, гораздо более профессорства как такового. Раньше профессора богословия лишь читали лекции в духовных школах и писали богословские работы. Алексей Ильич же, помимо академической деятельности, ездит по городам с беседами, собирая огромные аудитории; пишет книги, выступает на радио и телевидении, проповедует в храмах. Мы уже привыкли к этому и не задумываемся: существовали ли подобные служения в предыдущие века? Были ли такие профессора богословия в Церкви ранее?
Интересно, что в Церкви становятся востребованными все больше светских профессий. Журналист, преподаватель, чиновник, разработчик сайтов, специалист по акустике помещений, экскурсовод, радио- и телеведущий, диктор радио и телевидения, юрист… Можно долго перечислять профессии, которые сегодня должны стать и уже становятся церковными служениями (в смысле задействованности их в Церкви).
В этом отношении мы живем в замечательное время. Нынешняя свобода Церкви дает тысячи возможностей для беспрепятственной реализации любого церковного дела, а также для того, чтобы сделать свою светскую работу церковным послушанием. История Церкви движется дальше, история церковных служений продолжается вместе с ней, и мы должны занять уготованное нам место в иерархии этих занятий.
Ты плотник? Сделай красивый киот для храмовой иконы. Программист? Разработай приходской сайт. Водитель? Вози на службу пенсионерку из твоего района. Успешный бизнесмен? Помоги батюшке достроить, или отремонтировать, или расписать храм. Спортсмен? Организуй спортивный кружок для прихожан. Ты хорошо шьешь, сестра? Научись шить священнические облачения, или помоги сделать Плащаницу к Страстной Седмице. Так наша нецерковная работа претворится в церковное служение, прославляющее Отца Небесного.
При наличии содержания – любви к Богу и ближнему, и умения что-то делать хорошо – форма подвига всегда образуется, и Бог воздвигнет в Церкви необходимое для той или иной эпохи служение. Если человек работает над очищением своего сердца, и не перестает учиться в Церкви, Бог обязательно даст ему какое-то свое, спасительное для него дело. Нужен духовный труд над собой, желание послужить Богу и людям, стремление к близкому для души занятию – и все получится.
Уверовав во Христа, положить к Его ногам все свои навыки и умения. Освятить свою профессию приношением ее Богу, вернуть Всевышнему многократно умноженный талант. Осознать свое жизненное призвание как дар Божий, которым нельзя пренебрегать; дар, через который можно и должно прославить Господа. Такую возможность открывает нам сегодня Бог, ожидая нашего отклика.
Сергей Комаров
РПЦ составила перечень профессий, несовместимых со священством
17 января 2017, 10:20
МОСКВА, 17 января. /ТАСС/. Священники не могут быть врачами, госслужащими, сотрудниками органов дознания, банкирами, адвокатами или владельцами казино. Такой перечень профессий, несовместимых со священством, предлагает обсудить Русская православная церковь, документ размещен на официальном сайте Московского Патриархата.
Проект документа направлен в епархии для получения отзывов. Комментарии собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 2 мая 2017 года.
Перечень составлен с учетом “канонических запретов и церковной практики разных эпох”.
Военные
К запрещенным отнесены, в частности, воинская служба, а также любая служба, предполагающая ношение и применение оружия.
“Данный запрет не имеет отношения к служению военного духовенства, также не предполагающее употребление или ношение оружия (полковые, армейские священники, капелланы)”, – говорится в проекте.
Исключение может составлять преподавательская деятельность в военных или правоохранительных школах, не предусматривающая ни ношение, ни употребления оружия.
Чиновники отдельно
В РПЦ считают, что священники не должны занимать места на госслужбе в органах исполнительной власти, занимать должности в государственных судах, прокуратуре, в учреждениях, производящих следствие и дознание, в любых правоохранительных учреждениях.
Читайте также
Патриарх Кирилл накануне Рождества призвал воплощать нравственные идеалы в жизни
“Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления”, – ссылается проект документа на Основы социальной концепции Русской православной церкви.
Не является запретным для клириков преподавание в государственных или муниципальных учебных заведениях, работа на государственных предприятиях или в государственных учреждениях в качестве рабочих, инженеров, технических работников и на других подобных должностях.
Выборы в виде исключения
Как отмечается в проекте, “иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти любых уровней (наднациональные, общегосударственные, региональные, местные)”.
Однако предусмотрены исключения из правила, “в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью”.
Не врачи и не бизнесмены
В документе указано, что клирики не должны быть практикующими врачами, в особенности хирургами. “Безусловно возбраняется клирику деятельность, сопряженная с пролитием животной крови: работа ветеринаром, егерем или иная”, – говорится в документе.
Читайте также
Патриарх Кирилл: система управления в церкви не должна соответствовать светской
Священнослужителям запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым и подобным. Работа по найму в подобных учреждениях допускается, если характер деятельности “не носит элементов ростовщичества”. Клирикам дозволяется продажа изделий собственных рук, но нельзя работать в сомнительных с моральной точки зрения учреждениях: в игорных домах, казино, барах и др.
“Запретным для клирика является профессиональное занятие спортом. Служение в клире несовместимо с актерством, с профессией танцора или сценического певца”, – указано в проекте.
Есть священная или светская работа?
Перейти к основному содержанию
С разделением работы на светскую и священную я столкнулась лет 30 назад. Священная работа описывалась как работа, выполняемая в церковном или парацерковном служении в качестве полновременного служителя или администратора. Любая работа вне министерства в корпоративном мире называлась светской работой. Священная работа была выше светской или корпоративной работы.
Разделение работы на священную и светскую началось с приходом Отцов Церкви примерно в 300 г. н.э., когда греческий образ мыслей стал доминировать в богословии. Греки третьего века считали повседневный труд проклятием или унизительным занятием, не имеющим духовного смысла и не возвышающим. Это привело к тому, что Церковь сформировала более низкий взгляд на работу, если это не служение Богу в поместной церкви. С другой стороны, еврейская точка зрения заключалась в том, что работа является частью Божьих целей в творении. Таким образом, учителя-евреи не должны были жить только за счет взносов своих учеников. Ожидалось, что учителя будут заниматься ремеслом, чтобы прокормить себя, точно так же, как Павел зарабатывал себе на жизнь изготовлением палаток, основывая церкви.
· Кол. 3:23-24 гласит, что «Что бы ты ни делал, делай это от всего сердца, как работая для Господа, а не для человеков, зная, что в награду получишь наследие от Господа .”.
· Второзаконие 28:12, Бог сказал: «Я благословлю всякое дело рук твоих» , поскольку мы живем в послушании ему.
Это означает, что всякая работа, которую мы делаем, служит Богу, и нет разделения работы на священную или светскую. Люди, работающие в служении, не могут реализовать свой потенциал без людей в корпоративном мире, и наоборот.
Апостол Павел в 1 Коринфянам 7:20-24 сказал: « Каждый из вас должен оставаться таким, каким был, когда Бог призвал вас. Если вы были рабом, когда Бог призвал вас, пусть это вас не беспокоит. Но если вы можете быть свободными, то используйте свою свободу с пользой. Те, кто были рабами, когда Господь призвал их, являются свободными людьми, которые принадлежат Господу. Точно так же те, кто были свободны, когда были призваны, теперь являются рабами Христа. Вы все были куплены дорогой ценой, так что не становитесь рабами людей. Братья и сестры, каждый из вас должен оставаться таким, каким был, когда вас призвали, и оставаться там с Богом».
Это означает, что мы можем служить Богу на корпоративном рабочем месте, которое мы находим, и мы должны оставаться там с Богом. Павел выступал за объединение ежедневной работы с нашей верой в Бога. В Ветхом Завете были люди, которые служили Богу в среде, которая не поддерживала их веру в Бога. Есфирь, Даниил, Иосиф и Неемия служили представителями Бога точно так же, как современные христиане должны служить на рабочих местах.
Короче говоря, вы — это не работа, которую вы делаете. Ваша работа является частью того, как вы выражаете себя. То, кто вы есть, отражается в том, как вы выполняете свою работу. Вы дитя Божье, и характер Бога, такой как любовь, совершенство, забота и мудрость, должен отражаться в том, как вы выполняете свою работу.
Когда Дух Божий входит в нашу жизнь, мы становимся Божьим храмом и святыней. Мы становимся Церковью, а не физическим зданием. Это означает, что жизнь Божья должна отражаться во всем, что мы делаем и говорим. Поэтому нам нужно постоянно возрастать в нашем подобии Христу. Дела наших рук больше не должны считаться мирской работой. Имейте в виду, что светский означает отношение, действия или другие вещи, которые не имеют религиозной или духовной основы. Бог — это сердцевина нашей жизни, как ступица колеса, а спицы — как разные стороны нашей жизни. Без ступицы колеса спицы не удержатся, и полного и функционального колеса не будет. Да благословит Господь дела твоих рук, когда они совершаются под водительством Его Духа. Аминь.
Эффективные взаимоотношения в совместном служении (часть 2)
8 мая 2021 г.
Эффективное сотрудничество в служении (часть 1)
8 мая 2021 г.
Лидерство
1 мая 2021 г.
Кто твой Босс? На кого вы работаете?
23 апр. 2021 г.
Успех в бизнесе: христианская точка зрения
16 апр. 2021 г.
Иисус как специалист по управлению персоналом
9 апр.
2021 г.Корпоративная культура и характер
3 апр. 2021 г.
Урок COVID-19: бизнес-гибкость
19 марта 2021 г.
Урок COVID-19: финансы
12 марта 2021 г.
Урок COVID-19: отдых, переоценка и перезагрузка
5 марта 2021 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Хотите получить степень по библеистике? Лучшие вакансии в светском и религиозном секторах
Джефф Августин, M.A.T.
Итак, вы хотите больше узнать о Писании, истории и культуре времен Ветхого и Нового Заветов. Может быть, вы изучаете степень по библейским исследованиям CCU. Вашим следующим большим вопросом может быть : «Могу ли я получить работу с этой степенью?» Степень в области библеистики может помочь вам лучше понять Библию и то, как она применима к современному миру. Он также обеспечивает основу для семинарии, различных должностей в служении, миссий, социального служения и личного духовного развития.
Самая очевидная работа для человека со степенью в области библеистики — пастор или директор христианской некоммерческой организации, но есть много возможностей и карьеры, доступных помимо работы, связанной со служением. Многие люди, имеющие степень библеиста, становятся консультантами или социальными работниками, журналистами, специалистами по цифровым коммуникациям, педагогами, менеджерами и тюремными, военными или больничными капелланами. Работодатели ищут сотрудников с сильными ценностями и этикой в различных профессиях.
Цифровой маркетинг и реклама
Некоммерческие организации и образовательные учреждения должны иметь опыт экспертов в области цифрового маркетинга и социальных сетей, чтобы помочь им поощрять участие в программах и продуктах. Для создания онлайн-контента с помощью веб-сайтов, блогов, кампаний по электронной почте и социальных сетей может потребоваться позитивная и эффективная тактика маркетинговых кампаний. Степень библейских исследований может помочь вам разработать этические кампании, моральные методы ведения бизнеса и лидерство в качестве слуг с вашими коллегами, чтобы помочь повлиять на всех вокруг вас.
Военный, тюремный, больничный или капеллан на рабочем месте
В последние годы многие небольшие частные и крупные общественные организации наняли капелланов и духовных наставников для помощи персоналу и командам. Капелланы обеспечивают утешение и духовные консультации, а также консультируют персонал по личным и профессиональным вопросам. Они могут даже проводить похороны и свадьбы для сотрудников организации.
Консультант по приему, руководству, карьере или зачислению
Некоммерческим организациям и образовательным учреждениям требуются опытные сотрудники, которые помогут людям начать образовательную, профессиональную или личную карьеру. Прогнозируется, что занятость школьных консультантов и консультантов по вопросам карьеры вырастет на 8 процентов с 2018 по 2028 год, быстрее, чем в среднем по всем профессиям! Ожидается, что увеличение охвата школьным образованием приведет к росту занятости в этой области.