Куда пойти психологу работать – Где может работать психолог 🚩 в какой сфере может пригодится профессия психолога 🚩 Поиск работы

Содержание

Куда пойти работать психологу?

  • На какие профессии есть спрос?
  • Хватает ли базового образования?

О чем думают люди, поступающие на факультет психологии? Кто-то хочет разобраться в собственном внутреннем мире, кому-то нравится работать с людьми. Навязанные многочисленными фильмами образы психоаналитиков демонстрируют нам радужные перспективы, будь то просторный кабинет и очередь на консультации или увлекательная работа с серийными убийцами. Но как же обстоят дела на самом деле и почему работа в детском саду это один из лучших вариантов? Поговорим об этом.

Психолог-педагог в школу или детский сад

Где может работать психолог? Наиболее распространенный вариант работы по специальности - детский сад. Спрос здесь есть всегда. К тому же, сюда можно смело отправляться сразу после вуза, достаточно просто высшего образования. Естественно, для того, чтобы работать с детьми – нужно их любить. В детском саду психолог часто выполняет функции педагога – проводит различные развивающие игры и тренинги, занятия творчеством.

Школьная психология чревата большими объемами бумажной работы, необходимо составлять планы, методические пособия и т.д. Занятия психологией как таковой здесь гораздо меньше, изредка на консультацию будут приходить проблемные дети.

Телефон доверия, онлайн-консультирование

Один из немногих возможных вариантов удаленной работы для психолога. Такие вакансии можно встретить довольно часто. Для приема на работу, кроме высшего образования необходим опыт личной терапии, определенное количество часов консультирования.

Реабилитация пациентов в больницах и поликлиниках

Для того, чтобы попасть на работу в больницу или реабилитационный центр, нужно иметь образование по направлению «медицинская психология». С чистым диломом попасть на такую работу довольно проблематично, т.к. работать нужно с людьми с пост-операционным синдромом, возможно с неизлечимо больными или их родственниками. Также медицинский психолог должен обладать развитой эмпатией и быть устойчивым к воздействию стресса.

После окончания вуза можно устроиться в психоневрологический диспансер, однако нужно понимать, что сразу к «тяжелым» пациентам вас никто не подпустит, кроме того, что такая работа очень тяжелая в моральном плане.

Психологи-дефектологи могут работать с детьми больными ДЦП, в специальных детских интернатах.

Психоаналитик

Кем может работать психолог в идеале? Профессия-мечта каждого второго выпускника факультета психологии - это психотерапевт. Но для многих, увы, она так и остается мечтой. Для того чтобы стать сертифицированным психоаналитиком высшего образования недостаточно. Как минимум, нужно быть готовым к тому, что вам самим придется пройти курс личного психоанализа, чтобы освободиться от предрассудков, эмоционального подхода и всего, что может помешать в будущей работе. Помимо этого необходимы: клиническая работа под наблюдением опытного специалиста, теоретические и практические семинары, желательно обучение заграницей. Путь к желанной профессии может длиться 6-8 лет, и заканчивается сдачей экзамена на членство в Международной ассоциации.

Стать психоаналитиком могут специалисты как с дипломом психолога, так и врача. Но вести прием можно только при наличии сертификата.

Что касается шикарного личного кабинета и очереди на консультацию... Новичкам в психотерапию путь закрыт. Только опыт работы, практика и дополнительные образовательные курсы помогут вам добиться желаемого. Начать можно с малого. Главное – оставаться в профессии и усердно работать, а там и шикарный личный кабинет не за горами.

Кем еще может работать психолог — читайте в следующей статье.

hotwork.ru

Профессия без вакансий: кем работать психологу

Несколько лет назад профессия психолога была на пике популярности. Прагматики шли на экономистов и бухгалтеров, романтики – на психфаки. С таким количеством выпускников в нашей стране все должны быть спокойными и умиротворёнными. Но почему-то специалисты в этой области не часто работают по специальности: уходят в смежные направления или вообще меняют сферу деятельности. Rjob попросил трёх выпускников психологических факультетов, которые пошли разными путями, рассказать про свой опыт.

Алла Нагинайло, работает по специальности

Почему выпускники факультетов психологии не хотят работать по специальности? Можно обозначить ряд причин:

  1. Профессия была выбрана, чтобы решить личные проблемы, познать себя, обрести определенные умения и навыки для повседневной жизни, улучшить качество семейной жизни или получить знания и опыт для воспитания и развития своих детей.

  2. Специальные психологические дисциплины являются хорошим фундаментом для построения карьеры в другой профессии, например, в политике, рекламе. Знания из психологии управления помогут в развитии собственного бизнеса. Владея знаниями о психологии человека, можно достичь успеха в любой сфере, где требуется непосредственное общение и взаимодействие с людьми.

  3. После окончания вуза специалист идет на временную работу, продолжая искать что-то, связанное с психологией, а в итоге достигает высоких результатов здесь - и всё благодаря психологическим знаниям. Они дают преимущество перед другими сотрудниками, обеспечивают карьерный рост и достойную зарплату, и человек остается в этой области. 

  4. Существуют причины, связанные со страхом не справиться. Выпускник может бояться, что знаний, полученных в стенах учебного заведения, окажется недостаточно для практической деятельности. Это может быть неуверенность в собственных силах, боязнь эмоционального выгорания или сомнения в том, что не удастся соблюсти принцип «Не навреди», личностные особенности. 

В таких случаях следует:

  • пройти личную терапию;

  • посетить тренинги; 

  • пойти на курсы повышения квалификации; 

  • вступить в профессиональные сообщества, где помогают молодым специалистам и где происходит обмен опытом;

  • найти компетентного профессионала с опытом работы, которому можно доверять и который поможет в моменты сомнений или при возникновении сложностей в работе;

  • читать дополнительную литературу; 

  • следить за современными научными исследованиями в области психологии.

В работе психолога можно найти много смежных проектов. Например, я —

  • приглашенный эксперт в серии радиопередач,

  • член команды крупного образовательного интернет-портала,

  • пишу статьи с практическими рекомендациями из опыта работы,

  • консультант-эксперт федеральных печатных изданий,

  • консультант-эксперт интернет-магазинов. 

Психолог может также стать ведущим радиопередач, телеведущим психологических программ, писателем. 


Олеся Гаранина, развивается в смежных областях

Педагог дошкольного образования, психолог, соавтор книги «Я сам» о воспитании самостоятельности у детей от 0 до 4 лет, автор статей на детско-родительские темы на портале канала «Домашний», в журналах «Дошкольное образование», «Мама и малыш», главный редактор электронного журнала «О самом важном».

 По образованию я педагог дошкольного образования, психолог. Сейчас учусь на  курсах повышения квалификации по педагогике и психологии и планирую идти учиться на психотерапевта.

Работала я и в детском саду, и развивающем центре, и во Дворце творчества, и занималась частной практикой.

Я не знаю, насколько мои знания помогают мне в воспитании своего собственного ребенка, потому что опыта воспитания детей без психолого-педагогического образования у меня нет. Наверное, мне проще понимать особенности и нюансы развития своего сына и проще на них реагировать. 

Точно могу сказать, что образование помогает в жизни – понимать, почему я так или иначе реагирую на определенные ситуацию, какая помощь мне нужна и что делать. В моей жизни сейчас больше осознанности, чем лет 10-15 назад, когда я не была так близка с психологией.

Сейчас я консультирую родителей, меня приглашают читать лекции для воспитателей и учителей.

 Психология открыла для меня совершенно новую грань для реализации своих знаний – писательство. Я пробовала писать на разные темы, но в итоге поняла, что не могу писать про то, в чем я не разбираюсь, а так моё образование помогает мне создавать тексты, которые, в свою очередь, помогают родителям лучше понимать своих детей. 

Кроме того, у меня в разработке несколько идей детских развивающих книг и книг для родителей. Я чувствую себя не только психологом, но и немножко писателем. И это наполняет меня чувством гордости и удовлетворения.


Артём Галкин, сменил сферу деятельности

Инструктор отдела общих подготовок Учебно-тренировочного центра

Психология всегда казалась мне очень интересной наукой. Но в конце третьего курса я стал понимать, что поговорка «Женщина-психолог – не психолог, а мужчина-психолог – не мужчина» в какой-то мере отражает особенность данной профессии. По первой части, я думаю, всё понятно, поскольку всегда считалось, что именно мужчины являются лучшими специалистами в любых областях. А вторая часть объясняется так: чтобы стать хорошим психологом, нужно долго работать за очень маленькую зарплату, пока не наберешься опыта. И какая девушка будет встречаться с парнем, который не в состоянии сводить её в кафе?

Во время учебы постоянно думал, кем бы я мог работать. Понял, что точно не пойду школьным психологом или в соцслужбы. Совершенно случайно попал на собеседование в рекламную службу одного журнала. Попробовал продавать рекламу, и у меня стало получаться. 

Несколько лет назад мою невесту отправляли в длительную командировку в Иран. Мы не хотели разлучаться надолго, и я попробовал устроиться в её компанию. Всех, кого туда командировали, записывали как «инженер-технолог», а потом каждый делал то, что у него написано в техническом задании. Лично я занимался разработкой индивидуальных программ стажировки, выдачей этих программ и контролем стажировки на рабочих местах. Также принимал участие в организации и проведении заключительных экзаменов. Два года назад командировка закончилась, мы вернулись в Россию, и сейчас я работаю в той же компании инструктором отдела общих подготовок, в данный момент разрабатываем курс по инструкторскому мастерству.

Конечно же, знание психологии помогает мне в жизни, но тут есть один большой нюанс, который преследует всех, у кого есть диплом психолога. Диплом как будто обрекает тебя на всю жизнь быть чем-то наподобие идеального человека, который всегда знает, чего хотят окружающие, должен предвидеть поведение и ситуации, сам при этом не имеет права на отрицательные проявления своей личности. То есть к психологам общество предъявляет очень большие требования, которым хочешь – не хочешь, нужно пытаться соответствовать, а если нет, то наказанием тебе будет надоевшая всем психологам фраза: «Ну, ты что?! Ты же психолог!»

© Наталья Жилякова, RJob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

rjob.ru

Где можно работать с психологическим образованием :: JustLady.ru

Специалисты с психологическим образованием востребованы в образовательной сфере: школах, детских садах, образовательных центрах, профессиональных и высших учебных заведениях.

Здесь психологи занимаются психодиагностикой (определяют способности и личностные особенности учащихся), коррекционной деятельностью (участвуют в развитии недостающих качеств, учат справляться с трудностями), помогают преподавателям выстраивать индивидуальный подход к обучению. Также специалисты с психологическим образованием участвуют в разработке педагогических программ, проводят анализ уроков, помогая преподавателям находить наиболее эффективные методы обучения. При этом в сфере образования можно не только работать психологом, но и преподавать предмет.

Спросом специалисты-психологи пользуются в кадровых службах. Психологическое образование может пригодиться в сфере подбора персонала для успешного поиска сотрудников с необходимым набором личностных и профессиональных качеств на основе психодиагностических методик. Психологи, работающие в отделе кадров, помогают адаптироваться новым сотрудникам на рабочем месте, участвуют в развитии персонала (составляют и проводят различные тренинги и семинары), помогают руководителю правильно с точки зрения личностных особенностей обеспечить грамотную расстановку кадров.

Знания психологии востребованы практически во всех видах деятельности: рекламе, политике, медицине. Не обходятся без психологов различные силовые ведомства, кризисные центры, центры психологической помощи. Здесь они занимаются психологической реабилитацией, составлением психологических портретов личности.

Имея психологическое образование, можно вести научно-исследовательскую деятельность. Так, в различных лабораториях, НИИ, специалисты-психологи занимаются научными и прикладными исследованиями.

Можно заняться и частной практикой, однако успешно работать в большинстве случаев сможет только известный специалист высокой квалификации. При этом, как правило, такой практик имеет не только психологическое базовое образование, но и научные степени, пройденные дополнительные курсы, программы повышения квалификации.

www.justlady.ru

Кем работать с психологическим образованием, но не коммуникативному и замкнутому человеку?: ru_psiholog

straza (straza) wrote in ru_psiholog,
Здравствуйте! Может быть здесь мне помогут? Я психолог по образованию, но училась скорее для себя. Чтобы что-то о себе понять, научиться понимать других. Видимо это обучение мне ничего не дало. Когда окончила институт никуда не могла устроиться (опыта нет, детей не люблю и не хочу с ними работать). По тесту Холланда у меня артистический тип и я с детства любила танцевать, рисовать, но никогда не рассматривала это как свою профессию, скорее просто хобби. Для меня очень важно официальное оформление по трудовой книжке, никаких договоров гпх. Дело в том, что я ещё и жуткий консерватор, боюсь любых изменений, стремлюсь к стабильности, боюсь ответственности, критики. В институте нас ориентировали на HR-сферу, но поняла, что это не совсем моё, хотя в теории интересно. Я не люблю и боюсь контактировать с людьми (но только с незнакомыми). Меня всегда все считают молчаливой, скромной, скучной. По темпераменту я меланхолик. Удалось устроиться в кадры (кадровое делопроизводство), вроде там меньше людей и больше бумаг, но эта работа нудная и угнетает. Не хватает терпения и усидчивости. Через пару месяцев всегда увольняюсь. И вот не знаю что делать? Как быть? Сейчас не могу найти работу даже в кадрах. Когда рисовала тоже не любила нудности и монотонности, когда, например, рисуешь гипсовую голову - каждую черточку прорисовываешь...лень. Не люблю что-то делать руками, вот тебе и творческий тип. Интересна еще сфера журналистики, но не в качестве корреспондента, а именно просто "писанины" (статьи, обзоры), но нет ни образования в этой сфере, ни опыта, ни знакомых. Я совсем потерялась. Боюсь, что впаду в депрессию и вообще буду бояться всего (на работу устраиваться тоже боюсь, вроде нужно и понимаешь, что нужно, а страшно да и, опять-таки, на кого?). А жить же как-то надо. Уже 26 лет скоро. Друзей нет. Всегда одна и живу одна. Так и совсем замкнуться недолго.

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

ru-psiholog.livejournal.com

Куда податься молодому психологу?


Закончила университет (магистратура ф-та психологии) в августе текущего года и, начав искать работу, осознала что не имею четкий представлений о сфере своей будущей деятельности. Хочется... ну конечно, мне как и всем выпускникам хочется нормальной зарплаты, перспективы роста и т п., но на практике столкнулась с тем, что по специальности без опыта пойти работать вообще не реально. Все же определилась идти по направлению рекрутинга/кадровиков. Было несколько предложений в КА, но опять же на мизерную зарплату и с сомнительными перспективами (я и промоутером в студенчестве больше получала). Прошел месяц, радостного мало. Может, мне стоит сменить направление поиска? Не посоветует ли кто-нибудь из людей более или менее компетентных, куда еще можно "сунуться", так сказать, психологу?

Комментарии


Сначала было слово...потом дело... Так по моему... Я уважаю слово ПСИХОЛОГ... Но ведь это не профессия а призвание... Попробуйте частную практику... Дайте объявление.... и...если у вас получится...- ВЫ будете нарасхват.... Это насчет "СУНУТЬСЯ".

Не согласен:(
У девушки нет жизненного опыта. Кроме того, из ее слов ясно, что она "не имеет четких представлений о сфере своей будущей деятельности". Она не сможет вообще самостоятельно помочь клиенту. О частной практике не может быть и речи.

1)Как раз таки о том, чем я, собственно, должна занимать по профессии я знаю и имею на этот счет вполне четкие представления и даже некоторую практику. (Направление тжс и реабилитационные технологии).
2)Для тех, ктого не научили " выделять главного из текста" - ПОЯСНЯЮ - я ищу сферу своего применения ВНЕ специальности, но с ее учетом.
3) Не знаю как насчет других специализаций, но "богатый" жизненный опыт в проф. деятельности психолога- специалиста иногда даже МЕШАЕТ его работе. И это факт.
4) Просьба не переходить на обсуждение личности, а, если имеется таковое желание, продолжать сугубо по теме.

Вот я тоже студентка, на 3 курсе, факультет психологии. Меня тоже мучает этот вопрос:"Куда пойти работать после окончания ВУЗа?"Пока секретарем работаю, но это просто для опыта работы. Кадровиком не хочеться, а частной практикой проблем много:пока клиентуру наработаешь....... В центр психологической помощи...тоже не вариант...

Анатолий Семенович в том то и ужас, что не профессия, и этой не_профессии я училась 6 лет))).
Частная практика? Ну с этим не так то просто, как кажется многим и как казалось мне на 1-3м курсе. В России частная практика психолога(если ты только окончил ВУЗ и это не МГУ) по сути - работник - нелегал. А, если осуществлять свою деятельность на базе той или иной организации, то, опять же - " опыт от 3х лет " с потолка не возмется...

Опять мимо. Нужен ЖИЗНЕННЫЙ опыт.

Катализатор / Думаю, ГИБДД психологи уже не помогут)
Енот-полАскун / У переводчиков? Ну им хотя бы можно с легкостью подрабатывать пока находятся в поисках... Да и сфера не столь "размытая".

если выбираете сферу рекрутинга, то сначала нужно идти за опытом, но за небольшой зарплатой (ассистентом рекрутера - скорее всего в КА, потому что в службу персонала с вероятностью 85% без опыта Вас не возьмут).
А если Вы будете искать сразу и опыт и деньги - то можно ещё не один месяц ни с чем просидеть.
P.S. Обычная практика - полгода-год помощником рекрутера/младшим рекрутером в КА, а потом спокойно можно искать работу в службе персонала. Только не стоит выбирать мелкие КА, идите в крупные, хорошо известные на рынке, там Вам будет и опыт, и хорошо поставленная система обучения.

Хорошее сообщение. Молодец.

ну так на своей же шкуре всё и испытано:)

Хотите испортить себе жизнь став таким же "кадровиком-падонком" каких сейчас полно? А ведь если не захотите - так сделают...

Если уж психология...и девочка... пробуй консультирование, и тренинги (для начала можно стать ассистентом тренера, а это хорошие деньги)


Падонак, такие " хорошие деньги" как получают асистенты тренера (а это не выше 15 тысяч) я могу заработать и в бутике Бирюлева, да и опять же... перспектива сомнительная. Уже проверяла.
Чего-то с каждым собеседованием разоваровываюсь в своем образовании все больше и больше... Если так дальше пойдет, вору курсы парекмахерш заканчивать, и без проблем трудоустраиваться)

"Чего-то с каждым собеседованием разоваровываюсь в своем образовании все больше и больше... Если так дальше пойдет, вору курсы парекмахерш заканчивать, и без проблем трудоустраиваться)"

я тоже психолог и все тоже самое...:) давай, будем по собеседованиям вместе ходить?:)


Ну, если вы считаете, что "ассистентам тренеров платят хорошие деньги", то на психолога вы не очень то похожи)).
Угу, давай)-
" А, что, я вам не подхожу...- жаль (
И тут вылазит второй -
" А я?

Ничо не понимаю. О чём вы думали когда шли на такую специальность? И уже после окончания вуза узнать, что реального применения этой профессии почти нет, а где и есть, то за гроши? Куда мама с папой смотрели? Поди ещё и обучение было платным?

Психолог не профессия!......... это гораздо больше!......... это мировозрение!........ это философия!....... это установка!........

Если Вы не плохой психолог, применяйте навыки.......

Бизнес процессы........не математика!.......


Персона Грата,
Бесплатным, не волнуйтесь. Папа с мамой были...хм...скажем так их не было рядом, а если бы и были, то, уверена... было бы только хуже. Но, что толку говорить о прошлом, если имеет место быть проблема во времени "здесь и сейчас" и именно сейчас ее необходимо решить?
аспирин,
Вашими бы устами, ах...))
IrinaGB,
Большое спасибо.
Rayman,
Жизненный опыт в текущем вопросе совершенно не при чем, но все-равно... премного благодарствую.


www.superjob.ru

Карьера психолога: куда пойти работать?

Поэтому по общепризнанному мнению профессия психолога не является престижной, так как она мало оплачиваемая. Но в этой статье я постараюсь развеять данный миф.

Чтобы получать большие деньги в данной профессии, нужно быть высококвалифицированным специалистом. Абитуриенту или студенту-психологу изначально стоит понять, что ничего в жизни не бывает легко и просто. Как говорится «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Исключением могут быть, конечно, те люди, у которых изначально папа, мама или тётя с дядей имеют свой психологический центр, в который после окончания вуза они возьмут его на работу. Но таких случаев, как правило, совсем мало или нет вовсе. Поэтому мои рекомендации понадобятся «обычным» студентам-психологам, которые хотят работать в будущем по специальности.

Итак, несколько правил начала успешной карьеры психолога.

Совет первый: «Владею информацией - владею миром, или Хорошее образование»

Учась в вузе, вы должны помнить, что работаете на самого себя, а не на папу, маму или на красивую картонную бумажку с названием «диплом». Чтобы бумажка стала настоящим ДИПЛОМОМ, нужно сильно постараться. Если вы будете усваивать всё, что вам дают преподаватели на занятиях – уже хорошо, но это всего лишь 20% необходимых вам знаний.
Постоянная работа над собой. Хорошая оценка в вузе ещё не говорит о хороших знаниях. Проштудируйте всех классиков психологической науки, следите за новинками в вашей области. Не забывайте о практической деятельности, выполняйте все требования учебной практики в вузе. Не бойтесь обращаться за советами к преподавателям. Развивайте свой поисковый интерес. Вы всегда должны знать ЧТО, ГДЕ и КОГДА происходит.

Совет второй: «Закон солёного огурца»

Это значит, что вам необходимо постоянно общаться с людьми вашей же профессии, то есть со своими коллегами. Одних однокурсников не достаточно! Это должны быть люди, которые являются профессионалами и уже добились некоторых определенных высот в своей профессии. Такое общество вы можете найти, участвуя в различного рода научных конференциях. И пусть даже вы не собираетесь становиться преподавателем и заниматься научной деятельностью, но такой опыт вам подарит бесценные знакомства с умными и успешными людьми, а так же умение работать с информацией любого уровня сложности.

Совет третий: «Волонтёрство»

Найдите 20 мест (фирм, учреждений и т.д.), где бы вы хотели в будущем работать. Лучше всего, конечно, прийти на приём к начальнику со своим резюме и сказать: «Я студент, хочу у вас работать, но я не могу приходить на работу каждый день, и не могу работать полный рабочий день, потому что я учусь, но я хочу работать у вас БЕСПЛАТНО!». Если из всех 20 мест вас выгонят, ищите ещё 20. Вы спросите где можно найти работу от работодателя без посредников, наверное только у нас на сайте доска объявлений можно найти работу вакансии без посредников доска объявлений работа Вы спросите где можно найти работу от работодателя без посредников, наверное только у нас на сайте доска объявлений можно найти работу вакансии без посредников Главное идти к своей цели и не останавливаться. А за время вашего волонтёрства, вы станете уже «своим» выращенным специалистом, которого не нужно будет обучать и при открытой вакансии возьмут ВАС, а не человека с улицы. Даже если вас и не возьмут, вы получили БЕСПЛАТНО опыт работы!

Совет четвёртый: «Резюме всему свету»

На курсе третьем-четвёртом нужно составить резюме. И написать, что вы ещё учитесь, но через год-два вы выпускаетесь и хотели бы работать именно в этой организации. И отправить своё резюме «всему свету». Это могут быть фирмы, которым требуется менеджер по персоналу; структуры МВД, где, кстати, большая нехватка квалифицированных психологов; психологические и сексологические центры, собственная кафедра на факультете психологии, в конце концов! Если предложений будет несколько, не спешите выбирать. Подождите своего выпуска, отказаться вы всегда успеете.

Условия попадания на престижную работу:

* Диплом (который будет свидетельствовать о высоком уровне вашего образования).
* Умения и личная оригинальность (постоянное саморазвитие, коммуникабельность и т. д).
* Связи (которые вы можете приобрести, участвуя в научных конференциях).
* Волонтерство.
*

Хотите быть первоклассным специалистом в области психологии? Все в ваших руках!!

jobs.ua

Психологическая помощь. Куда пойти – к психологу, психотерапевту или психиатру?

Некоторое время назад, попала ко мне в кабинет молодая девушка. Я как обычно спросил о том, работала ли она с коллегами до меня?
- Работала, - говорит - была у районного психиатра.
- Чем закончилось? – спрашиваю.
- Поставила диагноз и прописала таблетки.
- Какой диагноз?
- Шизофрения.
Я тайком перекрестился и стал расспрашивать дальше, были ли у нее неадекватные или навязчивые состояния, в которые она надолго впадала, галлюцинации? Девушка ответила, что нет.
- С чем же обратилась? – спросил в надежде на то, что она скажет, что является дочкой Гитлера или посланником с других планет.
- Отстранилась от мира и сидела дома в жутко подавленном состоянии. С этим и обратилась.
- А что с тобой произошло незадолго до этого?
- В школе и институте была отличницей, закончила с красным дипломом, - отвечает - после института устроилась на первую работу, проработала там около года и тут мне предложили «работу мечты». Прекрасная должность и зарплата, но целое море незнакомого функционала и ответственности. Коллектив тоже был прекрасный: все старались меня поддержать, но по мере погружения в работу поняла – не справляюсь. В итоге меня уволили. Это был удар, после которого я погрузилась в депрессию. Когда это состояния стало затягиваться, пошла к психиатру…


С моей точки зрения, диагноз выглядел притянутым за уши, хотя бы по той причине, что предыстория моей клиентки показывала случай невроза, но никак не психического заболевания. Последние характерны более явной симптоматикой и тотальностью. Формально судить об этом я не имею права, но, во всяком случае, имею право написать. Частично, психиатра можно понять. Как врач он обязан помочь. Помощь для врача - это значит выписать лекарства. Выписать лекарства можно лишь на основании диагноза. Вопрос только один - почему шизофрения? Может у психиатров есть какие-то показатели работы, вроде раскрываемости преступлений у полицейских, которых они обязаны достигать? В противном случае диагноз выглядел как изощрённая месть. К слову, когда я спросил девушку о реакции на диагноз, она ответила: «Я разрыдалась».

Очевидно, что произошедшее с девушкой было связано с ригидностью ее Родителя, что создавало определённый сценарий, который заставлял ее становится жертвой обстоятельств. Но, в конце концов, кто из нас застрахован от подобных ошибок?

На самом деле с описанной выше ловушкой может столкнуться любой человек испытывающий психологические проблемы. Куда пойти – к психологу, психотерапевту или психиатру? Не знаю насколько часто обыватель задаёт себе этот вопрос, но знаю точно, что разница между этими понятиями мало понятна не только ему, но и части моих коллег.

Начнём с определений. Все они - выдержки из официальных справочников и энциклопедий. Итак…
Психиатр – это врач, специалист по психиатрии. При обучении психиатров предпочтение отдается биомедицинскому подходу к психологическим проблемам. В отличие от клинического психолога, психиатр может выписывать рецепты на лекарства.

Психологов есть три вида:

Психолог - специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. Психологи могут работать в университетах, на предприятиях, в школах или больницах.

Клинический психолог - имеет специальную подготовку в области диагностики и лечения психических заболеваний, а также их последствий. Обычно эти специалисты работают в больницах совместно с представителями других медицинских специальностей.

Психолог-преподаватель - имеет специальную подготовку в области познавательного и эмоционального развития детей.

Психотерапевт - подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из-за специфики психотерапии он в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентации и психотерапевтических технологий.

Далее приведу определения, касающиеся сфер в которых работают наши специалисты.

Психиатрия - медицинская дисциплина, изучающая причины и сущность психических болезней, их проявления, течение, способы их лечения и предупреждения, систему организации помощи больным.

Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Психотерапия - в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. Это особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера…

Если привязываться к этим определениям «де юре», то сразу же становится очевидным ряд вещей.
Во-первых, обычные психологи должны заниматься лишь изучением психики, но никак не помощью людям. Во-вторых, психотерапия не является разделом медицины, а психотерапевт в отличие от психиатра лечит «психологическим воздействием». В свою очередь, назначение лекарств это биомедицинский подход, а значит, не является психологическим или психотерапевтическим воздействием. И выходит, что психологическими средствами может воздействовать лишь клинический психолог, а обычный психолог и психиатр – нет, т.к. не обладают необходимой квалификацией.
Сюда следует добавить, что психотерапия как система знаний, появилась в России лишь в 90 годах. Это было связано с изолированностью нашей психологии от западной. У нас был свой «Моцарт от психологии» Л.С. Выготский и другие психологи, которые в той или иной мере развивали теорию деятельности и отечественная психиатрия, а Америки и Германии с их психотерапией не было. Как и секса. Поэтому психотерапии у нас не учили. Она начала проникать к нам из-за рубежа и главным образом в виде дополнительного, неофициального образования.
Оставлю на время проблематику формулировок и определений и обращу внимание на суть. Человек заинтересован в том, чтобы ему оказали максимально квалифицированную помощь в решении его психических проблем. На каких уровнях вообще может осуществляться воздействие на психику? Этих уровней три.

Уровень причин – воздействие осуществляется непосредственно на психику, т.е. на причину проблемы. Для такого воздействия специалисту необходимо обладать навыками и практическими приёмами психотерапии.
Приведу любимый пример из практики знаменитого американского психотерапевта К. Витакера. На заре карьеры к нему направили мальчика, который отказывался разговаривать. Мальчик должен был в течение месяца приходить к нему в кабинет несколько раз в неделю. Первые сессии Витакер пробовал разговаривать с пациентом, однако, начиная с 3 или 4 понял, что попытки безуспешны. Оставшееся время они провели следующим образом: в положенное время мальчик заходил в кабинет и молча проводил в нём час, Витакер в это время находился рядом занимаясь своими личными делами.
На последней встрече мальчик ушёл из кабинета так и не начав разговаривать, а Витакер начал писать заявление об увольнении. Однако к вечеру ему позвонили и сообщили, что мальчик заговорил.
С точки зрения психотерапии, как я это вижу, Витакер воздействовал на психику мальчика бездействием. Он сделал то, что не делали окружающие – позволил его симптому быть. Осознавал ли сам Витакер это или нет, но он отнёсся к симптому как к потребности, которая должна была найти удовлетворение. Мальчик удовлетворился молчанием в полной мере, после чего стал «нормальным». Ну и помимо всего прочего, главное, что терапевт обеспечил мальчику - это принятие. Если бы на месте Витакера находился кто-либо другой, кто тянул бы бедного ребёнка за яички, то возможно симптом бы ещё сильнее закрепился. Конечно же, Витакер действовал интуитивно, как любой крутой психотерапевт.
На самом деле приёмов, которые работают на уровне причин масса. Самый яркий результат работы, который возможен на этом уровне – инсайт. Так называемое озарение, которое является следствием психотерапевтической работы. В момент инсайта клиент мгновенно и ясно ощущает множественные связи, которые привели к существованию его проблемы. Он получает о себе новую информацию, но не с помощью понимания, а скорее с помощью чувствования. Инсайт не может возникнуть на основании диагноза, это «внутренняя правда», которую человек не подвергает сомнениям т.к. она возникла в нём самом, а не пришла извне. Яркое осознание, после которого он уже не может оставаться прежним.

Следующий уровень - это уровень механизма проблемы. Если невозможно докопаться до причин, или воздействие на психику не дает результата, то оно осуществляется на этом уровне, чтобы разрушить или устранить элементы механизма. В принципе работа на нём является менее эффективной, чем работа на уровне причин, однако, во многих случаях она является единственно возможным способом работы, т.к. психотерапевт не может работать с психикой клиента непосредственно.
Ведь воздействие на психику всегда опосредовано множеством факторов и главное – самим клиентом. Его психологическими защитами, уровнем энергии, характером, темпераментом и множеством других особенностей. Важнее всего то, что воздействуя на механизм болезни, мы в любом случае воздействуем на психику, тем самым оздоравливая ее.
Случай работы с механизмом проблемы можно описать на примере практики моего научного руководителя, замечательного психолога Ефремовой Д.Н. Пока учился, всегда ржал на её лекциях. Как-то к ней обратилась пациентка, которая сообщила, что под утро на стене находящейся напротив ее кровати возникает глаз, который начинает неотрывно наблюдать за ней.
- Что же вы делает в этом случае? – спросила Ефремова.
- Я вскакиваю и подхожу к стене, но глаз в этот момент исчезает. Вот так, вскакивая и ложась, провожу часть раннего утра.
- Как вы считаете, зачем этот глаз за вами наблюдает?
- Понятия не имею.
- Хорошо. Давайте проведём эксперимент. В следующий раз, когда глаз вновь возникнет на стене, постарайтесь не шевелиться и сами наблюдайте за ним через прищуренные веки.
Когда пациентка пришла к Ефремовой в следующий раз, ситуация изменилась. Через некоторое время после того, как она, следуя рекомендациям, начинала следить за глазом на стене, он исчезал, и она благополучно засыпала.
Данный пример показывает, как терапевт воздействует на механизм проблемы, устраняя его элементы.
Очевидно, что тревожное поведение женщины подкрепляло механизм аффекта, который в свою очередь усугублял течение заболевания. Устраняя элементы механизма, мы устраняем саму проблему фрагментарно. Можно так же сказать, что в этом случае поощряя позитивные формы поведения и устраняя негативные, мы работаем на поведенческом уровне.

И наконец, последний уровень – симптоматический. Воздействие здесь осуществляется исключительно на симптом проблемы, как фактор, который мешает человеку жить. Разумеется, в этом случае, ни о каком устранении причины или разрушении механизма не может быть и речи. Это уровень психиатрии, а значит биомедицинского подхода – назначения лекарств.
Подавляющая часть проблем с психикой основывается на том, что в детстве и ранней юности человек имел невротические взаимоотношения с родителями и «впитал» их негативные способы поведения. И довольно глупо считать, что в избавлении от этих проблем поможет какой-либо химический препарат. Его назначением купируют симптомы, тем самым поддерживая удовлетворительный уровень жизни, но сама проблема остаётся прежней.
Это не значит, что препараты не помогают. Они помогают восстановить контакт со средой в тот период, когда симптомы мешают это сделать, а значит частично разрушают невротический механизм. Можно сказать, что грамотное назначение начинает работать на втором уровне.
Возвращаясь к примеру с девушкой, которой поставили диагноз «шизофрения», хочу отметить, что назначение помогло устранить большую часть симптомов, выйти наконец из квартиры и в конечном итоге – пустить социальную жизнь в прежнее русло. Но с другой стороны, купирование симптомов это сделка с дьяволом.

Пример из моей практики. Ко мне обратилась женщина с состоянием, которое она назвала «затяжная депрессия». Как выяснилось причина в том, что несколько лет назад она обнаружила измену мужа. Всё произошло в силу определённого негативного сценария, рассматривать который здесь не имеет смысла. Обнаружив измену, опять же в силу особенностей психики и сценария, она предпочла ничего не говорить супругу. Тот продолжал изменять, а она – получать косвенные подтверждения его измен.
Такая ситуация со временем привела к возникновению множества симптомов, в том числе паранойяльных, с которыми она обратилась к психиатру. Психиатр назначил лечение. В итоге следующие пару лет она провела в подвешенном состоянии, по сути, мешая себе естественно реагировать на ситуацию.
Понятно, что семейная или индивидуальная психотерапия была бы больше к месту. Так же понятно, что психиатр не мог заниматься с ней психотерапией, а сделал то, что должен был сделать – назначил лечение, но оно лишь отсрочило решение проблемы.

К слову, после парочки сессий у вашего покорного слуги, она утроила мужу разборки, включив туда любовницу. Ещё через пару недель, она выселила супруга из своей квартиры и… перестала обеспечивать. Последние полтора года, благоверный жил на её средства. В итоге она благодарила меня и недоумевала от осознания того факта, что провела несколько лет своей жизни во сне.
Что сделал я? В течение пары сессий перманентно и изощрённо подвергал насмешкам ее жертвенную роль. Вопрос успешности нашего взаимодействия состоял в следующем - смогу ли я разозлить ее таким образом, чтобы она не стала подавленной, а ощутила новые силы в себе?
Завершая рассказ об этом уровне, хочу отметить, что в принципе большинство людей тяготеет именно к решению проблем на нём, т.к. два предыдущих требуют самостоятельных действий и в конечном итоге - изменения жизни. И, разумеется, симптоматическое лечение дает гарантированный результат в отличие от психотерапии, возможно, более долгосрочной и неоднозначной.

Теперь вернемся к ситуации с компетенцией психологов. Понятное дело, что они возмутились (вместе и каждый в отдельности), потому, что задали себе следующий вопрос: «Почему мы можем исследовать психику, а помогать людям не можем?»
Если психотерапия не является медицинской сферой, то почему для занятия ей нужно клиническое образование?
Почему психиатры, не обладающие знаниями в области человеческой психологии, могут помогать, а мы нет?
Задавать себе эти вопросы дополнительно стимулировал тот факт, что деятельность психолога не лицензируется, т.к. не является медицинской.

Тогда они сделали очень простую весчь. Придумали новый термин – психокоррекция. Это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а так же исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели. Как вы видите, они как бы сказали: ладно, раз лечить психику мы не можем, то будем адаптировать человека с жизненным условиям, путём формирования нужных качеств. Внимательный читатель поймёт, что это лишь одно из множества определений, которое с равным успехом можно дать психотерапии.
Психокоррекция возникла из деятельности отечественных психологов, которые изучали детское развитие и помогали им социализироваться и взрослеть. В дальнейшем эти наработки послужили базисом для теоретики и практики работы со взрослыми.
Добавив сюда уж совсем широкий термин – психологическое консультирование, психологи получили право заниматься психотерапией, только под другими названиями. Споры о том, являются психокоррекция и психотерапия синонимами идут до сих пор, но скорее всего их ведут те люди, которым либо нечем заниматься в этой жизни, либо они чрезмерно вовлечены в процесс, который я опишу в следующем абзаце.

Есть профессиональный анекдот. Умирает старый психоаналитик и зовёт к смертному одру сыновей.
- Тебе, - говорит он старшему, - я отдаю свой дом.
- Тебе, - говорит среднему, - я отдаю все свои деньги.
- А тебе, - говорит младшему, - я отдаю самое дорогое – своих клиентов.

Главное, за что мы боремся - поток клиентов в наш кабинет. Это стремление прячется под соусами «заботы о безопасности клиента и страже основ профессиональной этики», но на самом деле это простая конкуренция. Да, большинство из нас имеет собственные моральные принципы, которые более или менее совпадают с общими понятиями об этике. Но не надо лгать. Мы конкурируем за работу и ее результаты – количество положительных отзывов, которые дают нам самооценку и деньги. Но вне зависимости от этих факторов, каждый психолог, психотерапевт и психиатр, считает себя самым лучшим, а свои услуги – самыми эффективными.

Как выделиться? Самый верный способ – сказать, что другие дерьмо, а ты конфетка. Они подделка, а ты настоящий.
Здесь любят выделяться коллеги, которые обладали возможностями изучать психотерапию за рубежом. Эти ушли в многолетнее обучение, повышение квалификации, ездили по симпозиумам, проходили супервизии и, в конце концов, получили дипломы и сертификаты международного уровня.
Система профессиональной подготовки и отбора призвана обезопасить клиента от непрофессионализма и оградить его от невротических или психических проблем терапевта, но, разумеется, это не работает.
Есть хорошая статья – «Профанация психотерапии», которую написала психотерапевт А. Варга. Там она пишет о классической процедуре, которая позволяет отделить зерна от плевел и обеспечить безопасность наших клиентов.
Среди комментариев нашёл один особо прикольный, от коллеги, работавшего за границей – там, где поддерживаются строгие стандарты. Цитирую: «Однако, только за время моего пребывания в резидентуре Торонтского университета в середине 70-х "Главный" психиатр и психоаналитик всея Канады, президент и председатель Канадской психиатрической ассоциации и психоаналитического общества и почетный член всех возможных международных профорганизаций д-р S.G. связался со своей клиенткой и полетел со всех своих постов. Один из поддерживавших меня, за что я ему благодарен, докторов, который заведовал образованием резидентов, как я потом узнал, оказался в центре скандала соблазняя подопечных обоего пола. А мой личный супервайзор д-р D.F. - алкоголиком, лекции которого было трудно, иногда, понять. Хотя и у него я многому полезному научился».

Не буду здесь рассматривать тягу к совершенствованию как признак патологии, замечу лишь, что погружение в учёбу и работу вряд ли возможно без ущерба для остальной жизни.
Вообще, когда слышу от психолога, что он увлечён своей работой, я внутренне напрягаюсь. Тут есть какой-то подвох.
По-настоящему увлекаться стоит лишь жизнью, а она состоит из множества сфер. К месту слова Фрейда, который сказал: «Лучшими психотерапевтами становятся не собственно медики, но в сотрудничестве с ними, литераторы, преподаватели, адвокаты или социальные работники. Они понимают человеческую природу, больше связаны с людьми и идеями и не согласились потратить всю свою юность лишь на приобретение специальности».

Все знают, научить человека технике рисования можно, но художником он не станет. Он может научиться рисовать, но произведения будут «мертвыми». В них не будет искры божественной идеи, которая отличает истинное искусство, от ремесла. Поэтому психотерапию от подделок отличает способность психолога или терапевта импровизировать основываясь на чувственном восприятии клиента и контекста работы с ним. А порой, как в приведённом случае с Витакером и мальчиком - результат дают действия, которые неочевидны для самого терапевта.

Вот почему психотерапия, она же психокоррекция – товар эксклюзивный. Иногда пишут, что, мол, психотерапевт должен обладать максимальным количеством техник, тогда он мастер.
Наверное, это правда, но лишь с одного конца. На втором конце находится следующее утверждение - результат психотерапии не является результатом применения той или иной техники и даже не стратегией их выбора.
Ключевой фактор – личность психотерапевта. В некотором роде, он должен демонстрировать своей жизнью и ее условиями ту цель, к которой хочет прийти клиент в изменении своей.

Текст получился и так довольно большим, поэтому я приступлю к рекомендациям. Как «грамотно» выбрать психолога или терапевта тому, кто хочет начать работать над собой?

Во-первых, психотерапия это услуга. Если вы хотите постричься, то тупо выбирать первого попавшегося парикмахера. Лучше сходить к двум-трём и выбрать того, кто сделает самую красивую стрижку.
Если вы внимательно читали текст, то поняли что эффективность психотерапии как услуги, зависит от двух факторов: профессиональных навыков и личностных качеств специалиста. На этом этапе вам не избежать активности, которая будет залогом успеха.

Самая большая ошибка - стать заложником первого специалиста, к которому вы попали на приём.
На первой встрече надо активно знакомиться с ним, чтобы понять, насколько вы готовы доверить ему свою жизнь? Посмотрите на то, как выглядит тот, к кому вы пришли? Лишний вес, помятое лицо, мешки под глазами, неопрятный внешний вид или стиль одежды из прошлого века – всё это должно навести на тревожные мысли. Расспросите специалиста о его жизни, увлечениях. Вы можете спросить о том, женат ли он? С кем живёт? Какие книги являются любимыми? Какое кино смотрит? Попробуйте узнать о личности того к кому вы пришли. Помните, этой личностью он будет вас лечить. Если специалист кажется вам «странным», то лучше попрощаться и уйти.

Как понять, что терапевт обладает знаниями и может применять профессиональные приёмы? Должна быть динамика. В идеале после каждой новой встречи вы должны выносить что-то новое для себя. Когда клиент приходит ко мне на очередную сессию, я обычно спрашиваю: «Что изменилось, после нашей последней сессии?»
- Чувствую себя ужасно… всё стало ещё хуже, - говорит опечаленный клиент.
- Прекрасно, - восклицаю я, ловя его удивлённый взгляд, - это динамика! По-настоящему печально, если человек не меняется, ибо это свидетельствует о трёх возможных причинах, которые я укажу ниже.

В Америке существует практика, при которой услуги психотерапевта оплачиваются по медицинской страховке. Насколько я знаю, не более 12 сессий. Если вы хотите продолжать ходить, то платите из собственного кармана. Очевидно, что эти цифры не берутся «от балды». От себя добавлю, что по моему мнению если за 6-8 встреч вы не добились прогресса в решении проблемы, с которой пришли, то имеет место одна из 3 причин:
- с вами не занимаются психотерапией, а просто разговаривают;
- вам не подходит личность специалиста и/или его подход;
- у вас слишком высокий уровень психологических защит, который вы не можете преодолеть.

Лично меня утверждения «Я ходил к психологу в течение года раз в неделю, всё это время мы разговаривали о моём детстве» - пугают. Очевидно, что единственное в чём вы преуспели за это время, в кормлении указанного специалиста и его семьи. И ответственность за это лежит целиком на вас, потому, что мы являемся заложниками клиента. Да, стыдно знать, что клиент теряет время с вами и не сказать ему об этом, но невозможно знать заранее, сколько сессий ему надо, чтобы стать более осознанным. Об этом я уже писал.

Указанные причины не могут быть одинаково объективными для вас и вашего специалиста, т.к. в некотором роде вы всё равно по разные стороны баррикад. Поэтому единственное, что вы можете сделать – найти кого-то, кто покажется вам более эффективным. Правда, в последнем случае вы рискуете стать «профессиональным пациентом». Если вы поработали с тремя-четырьмя специалистами, а ваша жизнь так и осталась в жопе, то очевидно, что вам уже никто не поможет. Кроме вас.

Выберите пару-тройку разных специалистов. По направлениям, возрасту, количеству дипломов, может статься, что такая придирчивость и будет важнейшим шагом к решению вашей проблемы… и, разумеется, не забудьте, что среди них обязательно должен быть я – великий психолог Дима Печкин. Во всяком случае, у вас будет возможность понять, «кто здесь главный?» До встречи!

Взять себя в руки и записаться к Диме уже наконец!


Я в instagram     Я на facebook         Я во вконтактике

na-terra.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о