Специалитет и бакалавриат отличия: В чем разница между бакалавриатом и специалитетом?

Специалитет и бакалавриат – отличия

Экзамены и ВУЗы

12.11.21

7 мин.

Система высшего образования в России предоставляет поступающему человеку на выбор получение разных степеней квалификации.

Оглавление:

  • Что значит бакалавриат
  • Что такое специалитет в ВУЗе
  • Бакалавриат и специалитет – в чем разница
  • Что лучше бакалавр или специалист

У многих абитуриентов перед поступлением в университет назревает вопрос об отличиях бакалавриата и специалитета.

Эти две формы самые популярные в стране, после них можно продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Очень важно разобраться в основных различиях между этими системами, чтобы не ошибиться с выбором.

Что значит бакалавриат

Бакалавриат – начальная ступень высшего образования. Это означает, что абитуриент, выбрав специальность, будет получать все необходимые базовые знания и навыки о своей будущей профессии.

У него будет начальный уровень квалификации. Учиться можно очно, заочно или на свободном посещении, совмещая с трудовой деятельностью.

После получения диплома студент может продолжить свою учебу в любом университете России или за границей в магистратуре (по своей специальности, выбрав более узкую направленность, или сменить ее).

Полное высшее образование или нет

Бакалавриат признается законченным высшим образованием. Хотя люди часто называют эту форму «незаконченным высшим». Выше после бакалавриата, второй ступенью получения образования, является магистратура.

Учиться на магистра необязательно, после окончания ВУЗа можно устроиться сразу на работу. Тем, кто хочет заниматься научной деятельностью, без получения магистрской степени обойтись невозможно.

[advice]Примите к сведению: в законодательстве РФ четко прописано, что незаконченное высшее образование имеют студенты, проучившиеся только половину отведенного в институте времени.

[/advice]

Что такое специалитет в ВУЗе

Специалитет – традиционная форма российского образования. Студент после окончания обучения получает квалификацию «дипломированный специалист».

Молодые люди учатся 5 лет, на первых двух курсах изучают общеобразовательные дисциплины, а затем получают более узкопрофильные знания. После защиты дипломной работы и получения документа, студент может поступать сразу в аспирантуру.

Многие люди считают, что специалисты получают более качественную подготовку, и являются более ценными кадрами.

[warning]Следует учесть: после окончания специалитета студент не может поступить в магистратуру на бюджет, т.к это будет считаться вторым высшим, оно в России платное.[/warning]

Бакалавриат и специалитет – в чем разница

Основные отличия:

  1. Срок обучения. На специалитете – 5 лет, на бакалавриате – 4 года.
  2. Специалисты могут свободно поступить в аспирантуру, преподавать в высших учебных заведениях и работать в государственных учреждениях в сфере управления. Бакалавр может поступить в аспирантуру. Но это возможно только после окончания магистратуры.
  3. Специалисты изучают дисциплины более узкой направленности по своей профессии, бакалавр получает базовые знания и навыки.
  4. После окончания бакалавриата выпускник может работать в любой области профессии, специалист в более узкой сфере.
  5. Специалисты не могут поступить на бюджет в магистратуру, бакалаврам такая возможность предоставляется.
  6. За границей не ценится «специалитет» – он приравнивается к бакалавриату, который признаётся международной системой образования. Если студент-специалист захочет работать в зарубежной компании, ему предстоит трудная задача по защите своего диплома в другой стране.
  7. Бакалаврам предоставляется отсрочка от армии на 2 года магистратуры. Если специалисты хотят учиться дальше, то отсрочки не будет.

Что лучше бакалавр или специалист

Однозначно сказать, какая форма обучения лучше, сложно. В зависимости от целей, человек выбирает наиболее подходящую для него квалификацию.

На рынке труда в настоящее время ценятся выпускники обеих форм. Но многие работодатели считают, что специалитет предоставляет наиболее полные знания в узких областях профессии.

Однако, выпускаясь с квалификацией бакалавра, студент наделен так же всеми необходимыми знаниями и навыками для успешной трудовой деятельности. Так же у студента имеется возможность перевестись с бакалавриата на специалитет и наоборот – как внутри своего университета, так и в другие ВУЗы. Перевод возможен в порядке, установленном нормативными актами образовательного учреждения.

Выбор программы зависит от дальнейших планов на жизнь. Ответив на вопросы: где, кем, в какой компании хочет трудиться человек, и как долго готов учиться, можно выбрать наиболее подходящую форму обучения.

Если абитуриент не совсем уверен, в какой сфере хочет реализовывать свой потенциал, то подойдет бакалавриат. Как и тем, кто хочет как можно скорее начать работать или продолжать обучение за границей.

Если студент уже выбрал узкую область деятельности и готов посвятить себя длительной учебе (а может быть и научной деятельности), специалитет отлично подойдет для этих целей.

Ответственно подойдя к выбору не только профессии и вуза, а еще и квалификации, образование станет отличным помощник в реализации профессиональных планов.

Сохранился ли в вузах специалитет и каковы его отличия от бакалавриата — полезные статьи в ЕЦВДО

13.10.2020

Время чтения: 10 минут

В 90-х годах вошли в обиход понятия «бакалавр» и «магистр». Переход на двухступенчатую систему высшего образования соответствовал международным стандартам Болонских соглашений. Массовый выпуск бакалавров начался в России гораздо позже, в 2003 – 2010 гг. Но сохранилось и классическое образование в виде специалитета.

Рассмотрим его особенности и чем отличается специалитет от бакалавриата.

Сущность специалитета

Квалификация специалиста присваивается студенту после 5 (иногда больше) лет обучения в вузе. Диплом специалиста подтверждает получение его обладателем высшего образования, дает право работы по специальности и поступления в аспирантуру.

Иногда специалист выбирает для продолжения образования магистратуру, обычно по смежной специальности. Однако юношам следует иметь в виду, что после получения диплома специалиста (в отличие от бакалавра) они теряют право на отсрочку от армии.

Преимущества специалитета:

  • диплом более понятен работодателю;
  • можно работать в государственных органах;
  • после получения диплома можно сразу продолжить обучение в аспирантуре.

Специалитет является более предпочтительной формой обучения для классических университетов, которые стремятся сохранить преемственность образования и фундаментальный подход, характерный для советских вузов.

Например, физический факультет МГУ с 2020 г. вернулся к обучению студентов по программам специалитета.

Высшее образование в России до сих пор балансирует между советской моделью и европейскими стандартами. Так, в медицинских вузах бакалавриат введен только для специальности «сестринское дело». А для многих профессий в области IT можно получить диплом как бакалавра, так и специалиста.

Как недостаток можно отметить, что обучение на специалитете является более длительным и продолжается не менее 5 лет.

Особенности бакалавриата

В зарубежных вузах давно введена двухступенчатая модель высшего образования:

  • 1 ступень – бакалавриат;
  • 2-я ступень – магистратура.

Длительность бакалавриата на очном обучении составляет 4 года, магистратуры – 2 года.

Следует иметь в виду, что сокращение сроков обучения на бакалавриате подразумевает увеличение времени на самостоятельное изучение предметов. В процессе внедрения бакалавриата это вызвало массу негативных реакций как со стороны преподавателей (в том числе, в связи с сокращением нагрузки), так и со стороны студентов. Особенно это коснулось технических вузов, где обучение всегда жестко контролировалось кафедрами и администрацией вузов.

Диплом бакалавра дает право работать по полученной специальности. Одной из особенностей европейской системы обучения бакалавров является практико-ориентированная направленность.

Поэтому в России часто считают степень бакалавра аналогом среднего профессионального образования (СПО). Но это не так. Согласно Болонской декларации, бакалавриат является законченным высшим образованием. Иногда его называют незавершенным, имея в виду, что есть более высокая ступень обучения – магистратура.

Но и диплом специалиста, и диплом бакалавра являются документами государственного образца о получении высшего образования.

Болонский процесс направлен на формирование общего образовательного пространства и повышение мобильности человеческого капитала. Отсюда вытекают положительные стороны бакалавриата, по сравнению со специалитетом, к которым можно отнести:

  • меньший срок обучения, что может быть решающим фактором при поступлении на платное отделение;
  • гибкость образовательного процесса: проще построить индивидуальную образовательную траекторию, сочетая различные курсы;
  • вариативность учебного плана – до 30% могут составлять дисциплины по выбору;
  • диплом более понятен зарубежным работодателям.

У студентов появилась возможность после бакалавриата изменить специализацию, выбрав магистратуру по другой специальности, причем не только в своем вузе и не только внутри страны. Например, студенты технических вузов могли продолжить обучение в магистратуре по одной из экономических специальностей. Такое сочетание давало им весомое преимущество на рынке труда после окончания вуза. Продолжение образования в магистратуре возможно на бюджетной основе, даже если степень бакалавра выпускник получил на контрактном обучении. Но эта возможность скорее теоретическая, поскольку конкурс на бюджетные места очень высокий.

Преимущества бакалавриата в большей степени оценили вузы экономической и бизнес-направленности. Присоединение к Болонской системе позволило им организовать взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными образовательными организациями: создавать совместные программы обучения, включая защиту совместных дипломов и присуждение степеней и т.п.

Кроме того, введение бакалавриата делает учебу в российских вузах привлекательной для иностранных студентов.

Недостатки бакалавриата связаны с тем, что эта система не очень понятна российским преподавателям и студентам, а тем более работодателям. Можно отметить следующие отрицательные факторы:

  • в России часто рассматривают бакалавра, как «недоученного», т.е. неполноценного специалиста;
  • чтобы поступить в аспирантуру нужно закончить магистратуру – поэтому для студентов, нацеленных на научную карьеру, специалитет будет более предпочтительным.

Бакалавр не только не может поступить в аспирантуру. В 2016 г. был принят законопроект, запрещающий бакалаврам занимать должности, требующие высокой квалификации, на государственной службе. Также лица с дипломом бакалавра не могут стать преподавателями вузов (но могут преподавать в системе СПО) или работать научными сотрудниками (но могут занимать должность инженера-исследователя).

Определенные ограничения существуют для бакалавров в области права. Они могут работать, например, следователями, но не смогут стать судьями или юристами в органах государственной службы.

При занятии должности по конкурсу бакалаврам следует внимательно прочитать предъявляемые квалификационные требования. Если в них указан уровень образования не ниже специалитета и магистратуры, участвовать в конкурсе, имея диплом бакалавра, не удастся. Если при трудоустройстве требуется соответствие профессиональным стандартам, с ними тоже следует ознакомиться.

Что выбрать

Наличие бакалавриата и специалитета создает проблему выбора для абитуриентов, особенно если выбранную профессию можно получить и тем, и другим путем.

Процесс поступления в вуз на оба направления ничем не отличается. Нужно получить школьный аттестат или диплом СПО и сдать Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Выбор может существенно зависеть того, где выпускник планирует работать после окончания вуза. Если он нацелен сделать карьеру за рубежом, более предпочтительным будет бакалавриат. В России пока больше ценится диплом специалиста. Особенно это относится к тем, кто в будущем собирается занимать руководящие должности в государственных учреждениях.

Но решающую роль должен играть уровень образования в данном учебном заведении.

 

Бакалавр объяснил | Образование

Альтернативы AS и A-Levels, обсуждаемые после оценки «фиаско», сосредоточены на идее введения версии международного бакалавриата. Тем не менее, существуют широкие различия между типами бакалавриата, которые можно рассматривать. Большинство из них поощряют меньшую специализацию, с которой должны были справиться AS-Levels, но не смогли этого сделать.

Международная версия представляет собой специальную учебную программу, требующую, чтобы учащиеся изучили шесть предметов, в то время как валлийская версия, которая скоро будет запущена в пилотном режиме, оставляет GCSE и A-Levels такими, какие они есть, с добавлением дополнительных профессиональных аспектов, более тесно связанных с английскими предложениями. для получения аттестата зрелости об окончании школьного образования ученика.

Обсуждаемые модели и другие возможные источники вдохновения для капитального ремонта системы A-Level описаны ниже.

Международный бакалавриат
Ученики программы IB в последние два года изучают шесть предметов, которые должны включать английский (или их родной язык в других странах), второй язык, математику, естественные и гуманитарные предметы. Три предмета считаются высшими, а три – стандартными, но все экзаменуются только в конце двухгодичного курса. Кроме того, ученики должны написать диссертацию, сдать работу по теории познания и отработать более 60 часов внеклассных общественных работ. Консервативная партия недавно поддержала введение квалификации в стиле IB.

Французский бакалавриат
Французские ученики могут выбрать общий бакалавриат или специализированный технический или профессиональный бакалавриат, которые являются более профессиональными. Общий существует в трех видах: Baccalaureate L, который фокусируется на литературе, Baccalaureate ES с уклоном в экономические и социальные науки или Baccalaureate S, версия, ориентированная на науку. В возрасте от 16 до 17 лет, независимо от конкретного курса бакалавриата, который они изучают, учащиеся будут изучать французский язык, историю, географию, иностранный язык, философию, математику и естественные науки. Оценки взвешиваются в соответствии с областями их специализации.

Европейский бакалавриат
EB присуждается 10 европейскими школами Европейского Союза, которые предоставляют бесплатное образование детям сотрудников, работающих в учреждениях ЕС. EB должен соответствовать стандартам соответствующих стран учеников, он похож на IB, за исключением того, что в возрасте 13-18 лет часть основных предметов преподается на втором языке, выбранном учениками. Оценка представляет собой комбинацию внутренних, внешних экзаменов, непрерывной оценки и четырех устных экзаменов.

Welsh Baccalaureate
Шестилетняя пилотная программа Welsh Bac должна начаться в 19 школах и колледжах с сентября 2003 года. Учащиеся будут сдавать традиционные квалификации, такие как GCSE, AS и A-Levels. Но они также будут оцениваться по более широкому базовому учебному плану, который будет включать ключевые навыки, валлийскую культуру (включая самостоятельное изучение некоторых аспектов валлийской жизни), Европу и мир, модуль иностранного языка, связанное с работой образование, личные и социальное образование. Особое внимание будет уделяться развитию коммуникативных навыков, навыков работы с ИТ, решению проблем и способности к самообучению. Студенты смогут выбрать общий вес между академической и профессиональной квалификацией в Welsh Bac. Welsh Bac – это, по сути, сертификат об окончании 14-19 лет.образование.

Аттестат зрелости
Эстель Моррис консультировала по этому диплому, который ознаменует завершение фазы 14-19. Он имеет сходство с валлийским бакалавриатом в том, что не меняет систему экзаменов, а дополняет их дополнительными профессиональными аспектами и опытом работы. Предыдущее консервативное правительство представило эту идею в соответствии с Национальным рекордом достижений, но университеты и колледжи не спешили признать ее, и от них незаметно отказались.

Система SAT США
Американские тесты Scholastic Assessment Tests (SAT) оценивают учеников на постоянной основе на протяжении всего их обучения по целому ряду предметов. Преимущество заключается в том, что университеты используют SAT в процессе подачи заявок, фактическую меру достижений, а не прогнозируемые результаты, которые используются в Великобритании. Они выделяются как более справедливая система для тех, кто собирается получить высшее образование. Однако тесты подвергались критике за то, что они чрезмерно упрощены и основаны на односложных ответах.

Шотландские высшие учебные заведения
За границей в Шотландии действует своеобразная система шотландских высших учебных заведений. Учащиеся проходят двухгодичные стандартные курсы, эквивалентные экзаменам GCSE, в возрасте от 14 до 15 лет, а затем в 16 лет проходят курсы повышения квалификации на один год по пяти предметам. Поступление в университет основано на более высоких результатах после их подтверждения, в течение которых учащиеся могут выбирать пройти шестой год обучения по своим специальным предметам, что поднимет их до уровня степени. Преимущество состоит в том, что прием осуществляется на основе установленных, а не прогнозируемых результатов, а специализация происходит позже.

Университетские интегративные исследования Требования к замене | Колледж с отличием

Студенты колледжа с отличием должны пройти курсы, заменяющие факультеты, чтобы заменить университетские интегративные исследования (IAH / ISS / ISB / ISP) и письмо (WRA). Каждый курс должен быть 3-4 кредита.

  • Один курс вводного письма
  • Два курса в области искусства и гуманитарных наук
  • Два курса (лекционные занятия) в области естественных наук
  • Два курса в области социальных наук

(Просмотрите резюме университетских интегративных исследований, чтобы приступить к планированию курсовой работы)

В качестве члена колледжа с отличием ожидается расширенная академическая программа. Чтобы соответствовать этим требованиям университетских интегративных исследований, большинство студентов колледжа с отличием записываются на факультетские курсы в вышеупомянутых областях. В некоторых случаях студенты могут пройти разделы с отличием университетских курсов интегративного обучения. Обратите внимание, что любой курс, предназначенный для соответствия требованиям замены университетских интегративных исследований, должен быть заранее одобрен академическим специалистом / консультантом колледжа с отличием через План академического прогресса колледжа с отличием (HCAPP). Настоятельно рекомендуется встретиться с академическим специалистом/консультантом колледжа с отличием, чтобы обсудить возможные варианты.

Требования к университетским интегративным исследованиям также могут быть выполнены с помощью кредитов Advanced Placement (AP), Международного бакалавриата (IB) или двойного зачисления. Смотрите ниже для получения дополнительной информации; с вопросами обращайтесь к академическому специалисту/консультанту колледжа с отличием.

Руководство по выбору замещающих курсов интегративного обучения в университете
Из-за гибкости, допускаемой программой обучения в колледже с отличием, не может быть составлено абсолютных правил выбора замещающих курсов интегративного обучения в университете или исчерпывающих списков возможных вариантов. Курс, который может быть признан подходящим для университетских интегративных исследований в программе одного учащегося, может быть не одобрен для программы другого учащегося. Для обеспечения того, чтобы свобода, предоставляемая при выполнении этих требований, эффективно использовалась для обогащения общего образовательного опыта, этот компонент программы учащегося должен быть тщательно спланирован. При выборе общеобразовательных курсов необходимо учитывать следующие рекомендации.

ПИСЬМО: Любой учащийся, не получивший зачета Advanced Placement или отказа в письменной форме (через экзамен AP English), должен пройти односеместровый курс по сочинению. Курсы письма с отличием уровня I (AL 192H, WRA 195H) доступны для студентов, которые были помещены в письмо с отличием во время программы ориентации для новых студентов. Учащийся колледжа с отличием может удовлетворить требования к письму, пройдя курс, отличный от курса уровня I, при условии, что выбранный курс содержит существенный компонент письма. Однако курсы сочинения на иностранном языке не могут использоваться для выполнения требований по письму.

ИСКУССТВО И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: Сюда входят области литературы и языка, истории, философии, религиоведения и изобразительного искусства. Некоторые курсы в этих областях считаются курсами «навыков» и не подходят для общего образования. Например, не подходят курсы иностранных языков, направленные на изучение лексики и грамматики (обычно первые два года обучения) или на отработку сочинения или разговорной речи. Тем не менее, курсы литературы на иностранном языке являются отличным выбором для студентов, желающих учиться на третьем курсе иностранного языка. Точно так же курсы искусства и музыки, которые обучают технике, не являются приемлемыми вариантами, в то время как курсы истории искусства и истории музыки являются подходящим выбором. Большинство курсов, подходящих для общего образования в области искусства и гуманитарных наук, предлагаются отделениями Колледжа искусств и литературы.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: Сюда входят физические и биологические науки. Студенты колледжа с отличием, которые выбирают факультетские предложения по естественным наукам, не обязаны проходить один курс физических и один курс биологических наук и, в зависимости от выбранных курсов, не обязательно должны соответствовать лабораторным требованиям. Для этих студентов большинство курсов, подходящих для общего образования, можно найти среди предложений факультетов Колледжа естественных наук.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ: Сюда входят социальные, поведенческие и экономические науки. Большинство курсов по антропологии, экономике, географии, политологии, психологии и социологии подходят для общеобразовательных занятий. Курсы, посвященные методам исследования и анализу данных, обычно не являются допустимым выбором. Большинство курсов, подходящих для общего образования, можно найти среди предложений факультетов Колледжа социальных наук.

Использование кредитов Advanced Placement (AP), международного бакалавриата (IB) или двойного зачисления для университетских интегративных исследований
Любой студент, желающий получить зачет МГУ по результатам экзаменов Advanced Placement (AP), экзаменов Международного бакалавриата (IB) или двойного зачисления, должен убедиться, что баллы и/или стенограммы отправлены в MSU.

Кредиты Advanced Placement (AP)
Кредиты, полученные на экзаменах Advanced Placement (AP) Совета колледжей, могут применяться к требованиям университетских интегративных исследований, как описано ниже. Курсы, за которые были присуждены кредиты, не будут засчитываться в университетские интегративные исследования, если они не одобрены академическим специалистом / советником колледжа с отличием.

ПИСЬМО: Учащийся, набравший 4 или 5 баллов на экзамене AP по английскому языку (либо по литературе, либо по языку), получает зачет за письменный курс уровня I и выполнил письменное требование. Получение 3 баллов позволяет учащемуся отказаться от курса уровня I; хотя кредит не присуждается, письменное требование студента считается выполненным.

ИСКУССТВО И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: кредитов AP, заработанных на экзамене по американской истории, европейской истории или всемирной истории, могут быть засчитаны в счет университетских интегративных исследований.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: кредитов AP, полученных в области биологии, химии, экологии или физики, могут быть засчитаны в эту область.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ: кредит AP по экономике (микроэкономика или макроэкономика), государственному управлению и политике (американское правительство или сравнительное государственное управление), гуманитарной географии или психологии может быть использован для выполнения требований по общественным наукам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *