Уже через год в России появятся магистры и бакалавры — Российская газета
24 октября 2007 года Владимир Путин подписал федеральный закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования.
Закон вступил в силу 27 октября 2007 года. Так что уже через год выпускники российских вузов смогут по праву надевать на торжественную церемонию вручения дипломов мантии и четырехугольные шапочки с кисточками. Потому что станут по окончании вуза бакалаврами и магистрами.
Зачем нужна реформа?
19 июня 1999 года в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию “Зона европейского высшего образования” или Болонскую декларацию. Ее цель – сближение систем образования европейских государств. Россия подписала декларацию в 2003 году, с тем чтобы к 2010 году стать полноправной участницей Болонского процесса. А это значит – перейти к системе высшего образования “бакалавр-магистр”, использовать единые европейские образовательные стандарты, обеспечить академическую мобильность студентов и педагогов. Таким образом, переход к бакалавриату и магистратуре – первый шаг России на пути вступления в Болонский процесс.
Плюсы и минусы
Введение двухуровневой системы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, привлечь работодателей к финансированию подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени – магистратуре без проблем продолжать учебу в любом вузе Европы российским студентам, легче устраиваться на работу за рубежом, решить проблему с переизбытком на рынке труда специалистов, которые не котируются и слабо представляют себе, что должен уметь современный офисный или производственный служащий.
Минусы же у реформы следующие:
– существует опасение, что она приведет к разрушению традиционной советской модели высшего образования, которая отлично себя зарекомендовала;
– российский рынок труда не готов рассматривать бакалавров как людей с законченным высшим образованием;
– если российские дипломы будут признаваться на Западе, то это приведет к “утечке мозгов”.
Кто будет “почивать” на бакалаврах?
Бакалавр (от лат. baccalarius, первоначальное значение – подвассал, от baccalaria – поместье, по другой версии бакалавр – слово арабского происхождения) – академическая степень или квалификация, которая присуждается студенту после окончания базовой программы обучения. Впервые появилась в средневековых университетах Западной Европы.
В России некоторые вузы начали готовить бакалавров уже в начале 1990-х годов. Это было самостоятельным решением каждого учебного заведения. Уже практически через год такая система станет обязательной для всех российских вузов. Человек с дипломом бакалавра, по мнению авторов закона, – квалифицированный специалист, способный занимать почти все должности, требующие высшего образования, работник производственной или социально-экономической сферы. Программа бакалавриата в России рассчитана на 4 года.
Магистры – на ступеньку выше
Магистр (от лат. magister – “наставник”, “учитель”, “руководитель”) – высшая академическая степень или начальная учебная степень после окончания программы магистратуры. Магистр – профессионал, способный решить самые сложные задачи в своей сфере, обладающий аналитическим складом ума и умением прогнозировать. Программа магистратуры рассчитана на 2 года.
Как заработать мантию?
Выпускник одиннадцатого класса школы, колледжа, лицея пишет заявление в вуз о приеме на программу бакалавриата по выбранному направлению, сдает вступительные экзамены в вуз, а с 2009 года – Единый госэкзамен. Внимание! По некоторым направлениям подготовки закон оставляет возможность учиться 5 лет – то есть становиться не бакалавром, а специалистом. Перечень таких направлений сейчас готовится и будет утвержден правительством РФ. в любом случае, поступая в 2009 году в вуз, студент уже точно будет знать, писать ему заявление на бакалавриат или на специалитет.
Когда диплом бакалавра получен – время задуматься: выходить ли на рынок труда или продолжать повышать свой “научный” статус и углубляться в профессию в магистратуре. Важно! В магистратуру может поступить только бакалавр, на конкурсной основе. Специалист по окончании вуза имеет право претендовать также на конкурсной основе только на место в аспирантуре. Чтобы стать магистром, придется сдать экзамены.
Чему студентов научат?
Предполагается, что в образовании бакалавра будут преобладать практические вопросы профессиональной направленности, однако это будет высшее образование, поэтому оно одновременно будет и фундаментальным, и теоретическим. Например, за четыре года студент узнает общие основы экономической теории, развития экономики в мире и своей стране. В магистратуре он уже может стать экономистом, допустим, в области сельского хозяйства.
rg.ru
Что означает магистрат и бакалавры в высшем образовании? С какого года вводится эта реформа И как зто отразится на полу?
Ирина Горбунова.Эти ступени высшего образования УЖЕ введены Законом РФ “О высшем и послевузовском профессинальном образовании” в 1996 году. Очень многие ВУЗы ввели эту систему с того самого времени. Ниже смотри цитату из закона:
Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “бакалавр”;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “дипломированный специалист”;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “магистр”.
Примечание:
Постановлением Госкомвуза РФ от 10.08.1993 N 42 утверждено Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации.
3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения) , признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) “бакалавр” не менее чем четыре года;
для получения квалификации “дипломированный специалист” не менее чем пять лет, за исключением случаев,
предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) “магистр” не менее чем шесть лет.
otvet.mail.ru
Бакалавр – это высшее образование или нет, в чем отличие от специалиста
Вопрос того, считается ли высшим образованием диплом бакалавра, волнует многих абитуриентов. При этом несмотря на то, что законодательство РФ однозначно даёт положительный ответ на этот вопрос, по факту при начале трудовой деятельности многие бакалавры могут сталкиваться с отказами кадровых специалистов, которые считают диплом бакалавра свидетельством о неполном высшем образовании. В рамках статьи рассмотрим, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра в России.
уОглавление: 1. Бакалавр в российском и мировом законодательстве 2. Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра 3. Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы
Бакалавр в российском и мировом законодательстве
Традиционно в советской и постсоветской образовательной системе существовала лишь одна степень высшего образования – специалист. Даже после окончания существования СССР в России применялась таковая система вплоть до 1996 года, когда было введено понятие бакалавриата. Впоследствии, с принятием Российской Федерацией основных положений Болонской системы образования, с 2003 года также была введена степень магистра и соответствующее высшее образование.
В западных государствах на текущий момент практически везде используется лишь две степени общего высшего образования – бакалавриат и магистратура. При этом существует, декларируется и применяется на практике основное принципиальное разделение данных вариантов обучения. Так, образование бакалавра ставит своей целью предоставление обучающемуся практических профессиональных навыков для последующего трудоустройства, в то время как образование магистра, в первую очередь, преследует цели последующей научной деятельности выпускника. В России же данное разделение не является столь строго выраженным и трактуется на практике по иным принципам.
Сейчас вопросы высшего образования, в том числе и с дипломом бакалавра, рассматриваются положениями ФЗ №273 от 29.12.2012. В частности, образование бакалавра согласно положениям этого закона однозначно считается высшим и влечет за собой все соответствующие правовые последствия. Основным из таковых последствий является прямая возможность трудоустройства на вакансии, требующие наличия высшего образования.
Обратите внимание
В связи с тем, что законодательство однозначно определяет бакалавриат как высшее образование, отказ в трудоустройстве на основании наличия неполного высшего образования с дипломом бакалавра является целиком и полностью незаконным. Под неполным или неоконченным высшим образованием подразумевается исключительно отсутствие диплома при подтверждённом факте прохождения хотя бы одного учебного курса программы высшего учебного заведения.
Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра
Одним из основных отличий между бакалавром, специалистом и магистром является срок обучения. Так, законодательно устанавливаются минимальные сроки для получения каждой из соответствующих степеней высшего образования. А именно:
- Бакалавр – 4 года обучения;
- Специалист – 5 лет обучения;
- Магистр – любая предыдущая степень и как минимум год обучения.
Важный факт
Данные ограничения касаются минимальной длительности образовательной программы. В отдельных случаях обучение бакалавров может длиться более четырёх лет. То же самое касается специалистов и магистров. Чаще всего увеличенная продолжительность обучения применяется в медицинской сфере деятельности.
При этом существуют и другие отличия. В частности – наличие степени бакалавра не предусматривает права впоследствии поступить в аспирантуру. Тем не менее, наличие диплома бакалавра даёт полное право для поступления в магистратуру без обучения на специалиста. Причем бакалавр имеет право поступить на магистратуру и в любой другой ВУЗ по схожей специальности, в том числе и через несколько лет после окончания учёбы и получения диплома.
Важный факт
Степень специалиста в России с каждым годом становится всё более ограниченной программой образования. В частности, её сохранение на законодательном уровне предусматривается лишь для стратегически важных для национальной и государственной безопасности направлений. При этом всё большее количество ВУЗов на практике перестают проводить подготовку специалистов по большинству направлений.
Ещё одним существенным отличием бакалавра и специалиста от магистра является отсутствие необходимости написания и защиты диссертации. Бакалавры и специалисты выполняют лишь дипломные работы. В то же самое время подтверждением эффективного прохождения курса обучения магистратуры является защита магистерской диссертации. Отличие диссертации от дипломной работы должно выражаться в строго выраженной практической полезности таковой работы и раскрытие новых вопросов, ранее не рассмотренных наукой.
Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы
На практике в России некоторые работодатели, как говорилось выше, практикуют отказ в приёме на работу бакалавров по причине неоконченного высшего образования. Считается, что четырехлетнее обучение бакалавра не даёт необходимого набора практических навыков в сравнении со степенью специалиста и магистра. Тем не менее, таковая практика является незаконной. Бакалавр в России считается высшим образованием, абсолютно полноценным и оконченным. Таким образом, если отказ в приёме на работу обеспечен отсутствием высшего образования при наличии диплома бакалавра – этот отказ может быть оспорен в судебном порядке.
Обратите внимание
Возможность оспорить отказ в приёме на работу в вышеописанной ситуации присутствует исключительно в случае, если в требованиях к вакансии имелось лишь упоминание о наличии высшего образования по специальности, и лишь когда в формулировке отказа фигурировало несоответствие требованиям о наличии такового образования.
Кроме этого отдельные работодатели могут однозначно указывать в требованиях к вакансии наличие магистерской или специалистской степени. Эта практика абсолютно законна и на основании таковых требований работодатель не может привлекаться к ответственности. Фактически, на сегодняшний день заблуждение о «неполноценности» образования бакалавра обладает все меньшим распространением, однако имеет место быть у кадровых специалистов в отдельных случаях.
Загрузка…pravo.moe
Чем отличается бакалавриат от специалитета? Высшее образование
Учеба – важная часть нашей жизни. Большинство организаций требуют наличия высшего образования. А после окончания 11 классов возникают вопросы, куда поступать, какое направление выбрать и какая же форма обучения лучше. Практически каждый знает, что магистратура – это более высокая ступень образования. А вот чем отличается бакалавриат от специалитета? Стоит разобраться в каждой из форм обучения более подробно.
Бакалавриат
Средний срок обучения – 4 года. Однако в некоторых вузах (а иногда в конкретных случаях – например, после получения младшего специалиста) длительность может быть изменена в меньшую или большую сторону. После окончания имеется возможность поступления в магистратуру. Однако можно и сразу устраиваться на работу в заведения, требующие высшего образования. Бакалавр при желании способен защитить кандидатскую. Но это довольно трудно сделать без прохождения аспирантуры. В нее берут по окончании магистратуры.
Ученики разных стран, отучившиеся на бакалавра, могут претендовать на признание своего диплома в другом государстве.
На данной форме обучения имеется достаточно плюсов и минусов. Так, плюсами можно считать:
- возможность получения диплома европейского образца и при желании – реальную возможность поступления в магистратуру в других странах и престижных вузах;
- возможность поменять как учебное заведение, так и специальность.
Однако есть и минусы:
- часть работодателей считают, что для работы у них бакалавриата недостаточно;
- обучение в магистратуре дорогостоящее, а количество бюджетных мест значительно меньше, чем выпускников бакалавриата;
- нет возможности сразу поступить в аспирантуру.
Данный тип подготовки специалистов был введен в 1996 году (в России). Пришел этот вид обучения из других стран и обрел широкое распространение.
Диплом присваивается после защиты дипломной работы. Последняя сдается определенной комиссии по конкретному направлению.
После получения данной степени имеется возможность защиты такой степени, как кандидат наук. Однако для этого нужно выполнить определенную научную работу.
Бакалавриат считается первой ступенью многоуровневой системы образования.
Специалитет
Форма обучения, которая получила большое распространение именно по России. Продолжительность – 5 лет. Человек по окончании получает диплом специалиста. В отличие от бакалавриата, специалитет предоставляет возможность поступать как в магистратуру, так и сразу в аспирантуру. Также возможно поступление на должности, требующие высшего образования.
А как насчет выбора специальности? Специалитет имеет меньший выбор профессий нежели бакалавриат, так как это более узкая направленность подготовки. Хотя данная форма обучения включает не так уж и мало возможных специальностей. Однако при выборе важно узнать – есть ли обучение специалистов в данном направлении.
Специалитет: достоинства и недостатки
Эта форма подготовки также имеет свои преимущества и недостатки. Так, к первым можно отнести:
- то, что работодатели охотнее берут на работу специалистов, так как считают (что, в принципе, является правдой), что это более полноценная подготовка;
- имеется возможность сразу поступить в аспирантуру.
Минусы у данной формы обучения таковы:
- в других странах диплом специалиста может быть не принят;
- обучение в магистратуре только платное.
Вполне возможно, что в скором времени данный вид подготовки полностью изживет себя и прекратит своё существование. Однако если в Европе он уже исчез, то в России и странах СНГ ещё готовят «специалистов».
К тому же в случае переезда в страны, где нет такого вида подготовки, как специалитет, придется переучиваться снова.
Отличия между специалитетом и бакалавриатом
Чем отличается бакалавриат от специалитета? Бакалавриат считается базовым образованием. А некоторые компании не желают брать бакалавров на свои должности, так как считают такую форму обучения “незаконченным высшим образованием”. Хотя это больше предрассудки.
Чем отличается бакалавриат от специалитета? Основным отличием данных форм является длительность обучения. Также довольно важным аспектом является аспирантура. Бакалавриат не подразумевает возможностей поступления туда, в отличие от специалитета. Немаловажным фактором для тех, кто смотрит на более широкие перспективы, является распространение за рубежом.
Программа бакалавриата и специалитета: что в них есть особенного, что лучше
Студент, обучающийся на бакалавра, получает по выбранной образовательной программе фундаментальную подготовку. А вот специалист получает не только ее, но и специальную по специальности. Также он имеет уже более узкую специализацию по данной профессии.
Поэтому выбор направления зависит от дальнейших целей конкретного человека. Так, обучение на специалитете предоставляет не столько получение образования, сколько освоение конкретной профессии, поэтому нет возможности расширить свои навыки, выбрав другую профессию. А вот бакалавриат предоставит, скорее, образование по какой-либо направленности, что дает возможность работы в разных сферах на схожих/смежных профессиях.
Также стоит оценить, насколько требуется поступление в магистратуру и аспирантуру. Всё зависит от целей, которых нужно достичь.
По сути, для многих стран (за исключением России и стран СНГ) бакалавр – это тот же специалист, однако немного более многопрофильный.
Небольшое заключение
Теперь понятно, чем отличается бакалавриат от специалитета. Некоторые учебные заведения перешли на систему образования, которую называют двухуровневой. Такие вузы не готовят больше специалистов. Они производят набор учеников только на бакалавриат и магистратуру. Однако если вуз раньше производил набор на специалитет, то учащиеся, окончившие его, получат диплом специалиста.
Стоит отметить, что специалисты всё же ещё долго будут более востребованы на трудовом рынке, нежели окончившие бакалавриат.
А вот при устройстве в иностранную компанию (которые нередко появляются в России) скорее отдадут предпочтение человеку с дипломом бакалавра.
Поэтому нельзя с точностью сказать, что лучше – бакалавриат или специалитет. У обоих направлений подготовки достаточно весомые плюсы, а также имеются неоспоримые минусы.
fb.ru
Бакалавр что это значит — Что означает магистрат и бакалавры в высшем образовании? С какого года вводится эта реформа И как зто отразится на полу? — 22 ответа
с какого года ввели бакалавриат в россии
В разделе Образование на вопрос Что означает магистрат и бакалавры в высшем образовании? С какого года вводится эта реформа И как зто отразится на полу? заданный автором Посодействовать лучший ответ это Ирина Горбунова.
Эти ступени высшего образования УЖЕ введены Законом РФ “О высшем и послевузовском профессинальном образовании” в 1996 году. Очень многие ВУЗы ввели эту систему с того самого времени. Ниже смотри цитату из закона:
Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “бакалавр”;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “дипломированный специалист”;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “магистр”.
Примечание:
Постановлением Госкомвуза РФ от 10.08.1993 N 42 утверждено Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации.
3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения) , признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) “бакалавр” не менее чем четыре года;
для получения квалификации “дипломированный специалист” не менее чем пять лет, за исключением случаев,
предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) “магистр” не менее чем шесть лет.
Источник: Закон РФ “О высшем и послевузовском профессинальном образовании”
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что означает магистрат и бакалавры в высшем образовании? С какого года вводится эта реформа И как зто отразится на полу?
Ответ от Вровень[гуру]
Согласно принятому закону, в России устанавливаются самостоятельные образовательные уровни высшего образования с отдельными образовательными стандартами с присвоением квалификация (степени) «бакалавр» и «магистр» либо «специалист» . Сроки обучения установлены для бакалавриата – 4 года, магистратуры – 2 года, специалиста – не менее 5 лет (специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства) . Для некоторых направлений, например, медицинских, возможно установление других сроков. Доступ в аспирантуру предусмотрен только для имеющих квалификацию «магистр» или «специалист» .
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования при формировании перечня направлений подготовки при участии государственных органов, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также консультаций с работодателями, позволит сократить число специальностей и направлений подготовки.
Первый уровень высшего образования (бакалавриат) обеспечит возможность успешной работы на должностях, требующих высшего профессионального образования, которые предусматривают осуществление исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, и куда сегодня идут многие выпускники вузов – дипломированные специалисты.
Трех- или четырехлетняя подготовка на первом уровне будет проводиться по укрупненным базовым направлениям, обеспечивающим академическую и профессиональную мобильность, а профессиональная (в том числе углубленная и межотраслевая, междисциплинарная) специализация будет происходить на втором уровне – в магистратуре или «специалитете» , исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также деятельность, требующую аналитических и проектных умений и навыков, а подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.
Согласно подготовленному к рассмотрению документу, новая система должна заработать с 1 сентября 2009 года, а не с 1 сентября 2007-го, как в первоначальном варианте.
Лучше конечно получить пятилетнее образование с квалификацией специалист. Во- первых, работодатели настороженно еще пока относятся к диплому бакалавра.
Во-вторых, магистратура открыта не во всех вузах по всем специальностям и бюджетных мест там мало, да и к тому же придется лишний год учится.
Ответ от спросить[новичек]
Эта реформа уже введена! в вузе где я обучаюсь по некоторым специальностям уже 2 года назад был открыт бакалавриат! на счёт магистратуры неуверен, сейчас нам уже по нашей специальности предлагают поступить в магистратуру после 4 – ого курса, в братском по некоторым специальностям уже люди учатся на магистров. Бакалавр – это прежде всего высшее образование! Должность можно занимать ИТР. У меня например брат бакалавр работает по специальности и нормально. Магистратура же направлена на более научную деятельность. Делается это мне так кажется для повышения уровня образавания, ведь не все выпускники могут заниматься профессиональной деятельностью (бог его назнает как они вообще диплом получили) , вот такие вот ребята дальше бакалавров не пойдут, а в магистратуре уже будут заниматься усиленно, элементарно насколько лучше студент поймет материал если с ним будет сидеть еще человека 4, а не поток из 30. в последнее время уж очень много людей получает высшее образование, наш рынок труда не способен принять такое количество, вот и идёт как бы сокращение, мне кажется проблемы так не решаются, гораздо лучше набирать сразу требуемое количество студентов, с небольшим запасом. и сотрудничать с работодателем надо до того как набирут группу!
Ответ от Alex Mishin[гуру]
Мест приложения труда бакалавров – по-русски, недоучек – в нашей стране пока что нет. И едва ли они появятся в обозримом будущем – учитывая. насколько трудно найти приложение своим знаниям и талантам даже настоящему специалисту.
Реформа постепенно вводится ужЕ. Цель ее – унифицировать срандарты образования у нас и в некоторых зарубежных странах, чтобы специалистам, подготовленным за счёт России, было легче эмигрировать. Но я не уверен, что реформа ведет к достижению даже такой цели – советская система высшего образования в мире ценилась, и тем, кто от нас эмигрировал, трудоустроиться на нормальную работу обычно удавалось; не уверен, что в результате реформы с этим станет легче. А вот образовательный уровень в нашей стране такая ломка понизит наверняка – не в этом ли состоит цель “реформаторов”, которым явно мешают грамотные люди? (Иначе для чего вместо знаний насаждается астрология, а против науки ведется борьба – истерия против генной инженерии растений на слуху у всех, уничтожение станции Мир и нищенская как ни у кого оплата труда ученых – тоже).
Ответ от Вета[гуру]
Вроде уже ввели. Бакалавриат-4 года учебы. Образование, вроде, высшим не считается. Потом еще 2 года магистратуры – и готов специалист
22oa.ru
Чем отличается бакалавр от специалиста
Далеко не все абитуриенты понимают, чем отличается бакалавр от специалиста. Вокруг этой темы много домыслов и слухов. Мы во всем разобрались и теперь делимся с вами.
Что такое бакалавриат?
Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.
Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.
Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры
Чем отличается бакалавриат от специалитета
Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.
Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.
Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.
Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.
Критерии |
Бакалавриат |
Специалитет |
Срок обучения |
4 года |
5–6 лет |
Дальнейшее обучение |
Магистратура |
Аспирантура Магистратура |
Возможность изменить профессию |
Можно в магистратуре получить узкую специализацию по направлению |
Только при получении второго образования |
Чем отличаются дипломы
В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.
Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.
Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.
Юридическое образование
Бакалавриат – Юриспруденция
Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.
Специалитет – Судебная экспертиза
Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.
Экономическое образование
Бакалавриат – Экономика
Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.
Специалитет – Экономическая безопасность
Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.
В дипломе бакалавра указано общее направление
Некоторые профессии доступны только на специалитете
Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда
Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.
Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.
Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.
propostuplenie.ru
Бакалавриат, специалитет, магистратура
Две модели высшего образования
Система высшего образования в России изначально создавалась по образцу европейской или «континентальной» модели. До недавнего времени сторонниками этой системы была большая часть европейских вузов. Ключевые признаки: пятилетняя образовательная программа, контроль государства над учебными заведениями, слабая вовлеченность системы образования в рынок.
Такая модель наилучшим образом подходила для системы образования в Советском Союзе. Вузы в течение 5-6 лет готовили специалистов-профессионалов с фундаментальными знаниями по государственному заказу. На государстве лежала и ответственность за трудоустройство выпускников. По сути, большинство тех, кто получал высшее образование, делали это один раз и на всю жизнь. Все это привело к тому, что отлично зарекомендовавшая себя система долгие годы не развивалась.
Но рыночные реалии последних десятилетий показали, что современному выпускнику мало того, чему его учат в вузе. Знания, хоть и фундаментальные, часто не отвечают требованиям, которые выдвигаются работодателями. Многим специалистам приходится заново переучиваться, и не раз.
Американские вузы разработали собственную модель образования, при которой высшее образование поделено на две ступени. Студент сначала определяет направление, в котором он хотел бы учиться, получает основные знания и навыки и только после этого, при необходимости, специализируется на том, что ему пригодится в работе. При этом участие государства минимально, а жесткая конкуренция между вузами способствует развитию образовательных программ.
Болонский процесс
Противостояние двух систем привело к тому, что, начиная с 70-х годов XX века, европейские страны стали создавать единое образовательное пространство. Первый документ в этом направлении — Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования — был принят в середине 70-х Советом Министров ЕС. Но официальной датой начала процесса, получившего название «Болонский процесс», принято считать 19 июня 1999 года. Тогда на конференции в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию.
В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран Европы и Азии. Цели, которые страны-участницы заявили к 2010 году: повысить престиж европейской высшей школы, обеспечить академическую мобильность студентов и профессоров, снизить роль государства, сделать вузы конкурентноспособными и т.д.
Болонский процесс в России
В России новая двухступенчатая форма образования официально утверждена с сентября 2009 года. В 1996 году бакалавриат и магистратура уже были прописаны в законе как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как высшее образование, альтернативное традиционному. По мнению Министерства образования и науки, это необходимая и актуальная реформа, которая поможет студентам и выпускникам российских вузов работать и учиться за рубежом, а вузам — быть конкурентоспособными.
Изначально болонская модель образования предполагала только две квалификации высшего образования: «бакалавр» и «магистр». Но это противоречит традиционной советской одноуровневой системе, к тому же, часть ректоров вузов была не согласна с таким вариантом.
- Поэтому на данный момент в России имеется, строго говоря, три ступени ВПО:
- Бакалавриат (4 года),
- Специалитет (5 лет),
- Магистратура (2 года).
Разделение учебных планов коснется, прежде всего, гуманитарных специальностей. Исключением станут медицинские, военные и технические вузы, поскольку им сохранят непрерывное обучение в течение 5-6 лет. Также в ходе реформы планируется сокращение вузовских специальностей (около 50 направлений для бакалавриата и 200 — для магистратуры). Сокращение будет происходить путем объединения мелких специальностей в общие направления. Например, бакалавры экономики получат общий диплом, без специализации.
Обучение в России будет построено по системе «4+2» или 5 лет. В дальнейшем возможен переход на 3-летний бакалавриат. Однако это напрямую связано с увеличением сроков обучения в общеобразовательных школах до 12 лет.
Первый уровень, бакалавриат, готовит по базовым направлениям без специализации для работы на должностях рядовых исполнителей на производстве и в экономике. Профессиональная, углубленная специализация останется только на втором уровне образования — магистратуре и в специалитете. Они же будут иметь доступ и к научной работе в аспирантуре и докторантуре.
edu.glavsprav.ru