Элитный бакалавриат – Группа преподавателей ТюмГУ выступила против участия в ливановской программе «5-100», в вузе назвали их опасения мифами » Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

Содержание

В Тюменском госуниверситете открывается элитный бакалавриат

– Зарубежные аналоги – хотя и не полные — найти можно, в России близких аналогов нет. Причина этого в том, что даже самые лучшие российские университеты строят свои бакалаврские программы на основании компетенций тех преподавателей, которые у них уже работают. Среди них есть прекрасные специалисты, но 25 лет недофинансирования неизбежно сказались на среднем уровне.

Мы считаем, что учить студентов должны успешные люди с международным опытом, которые могут стать для молодых людей ролевыми моделями. Поэтому мы ищем наших профессоров по всему миру — в финальной стадии нашего весеннего конкурса участвовали представители 21 университета из 9 стран, сам ТюмГУ был только одним из них.

Мы предлагаем победителям из других городов достойные условия труда и исследовательские проекты, ради которых они готовы переехать в Тюмень.

В современном мире значимые открытия совершаются на стыке наук, поэтому мы формируем исследовательские команды из представителей разных дисциплин.

– Есть ли желающие учиться у таких профессоров?

– В макрорегионе Урал-Сибирь есть неудовлетворенный спрос на качественный элитный бакалавриат. Сейчас лучшие абитуриенты отсюда уезжают учиться в Петербург, Москву или за границу. Кто-то едет просто за столичной жизнью, но многие – в первую очередь за хорошим образованием. Наша Школа может предложить им более качественную, более индивидуализированную образовательную программу, чем лучшие столичные университеты. С нами уже связываются студенты, например, московской Высшей школы экономики, которые хотят к нам перевестись, даже ценой потери года.

В бизнес-школе СКОЛКОВО я работаю с десятками российских университетов от Калининграда до Владивостока и могу ответственно сказать, что тюменская Школа перспективных исследований — первая реальная попытка развернуть студенческую миграцию в обратную сторону.

– Насколько революционен образовательный формат Школы? Пока анонсированная работа выглядит как переосмысление всего вузовского образования. Или это иллюзия?

– Мы решительно отказываемся от одной вещи — советской образовательной трубы, когда студента с 1 курса целенаправленно готовят к конкретному рабочему месту, пропуская его через образовательный конвейер с минимальной индивидуализацией образовательной траектории.

То, что хорошо работало в условиях системы распределения и плановой экономики, работает плохо для нынешних абитуриентов в ситуации стремительно меняющегося рынка труда.

Наша бакалаврская программа состоит из трех равных по объему компонентов. Одна часть — это дисциплинарный профиль, то есть специальность, с которым студент должен окончательно определиться после второго курса.

Мы даем возможность студентам попробовать разные вещи, а оставшихся двух курсов достаточно, чтобы полностью выполнить образовательные стандарты и выдать диплом гособразца по избранной специальности. Диплом стандартный, но содержательное наполнение специальности, благодаря нашим профессорам, гораздо более современное.

45.ru

Группа преподавателей ТюмГУ выступила против участия в ливановской программе «5-100», в вузе назвали их опасения мифами » Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

Группа преподавателей ТюмГУ выступила против участия в ливановской программе «5-100», в вузе назвали их опасения мифами

Преподаватели Тюменского государственного университета (ТюмГУ)оказались против участия «альма матер» в программе Минобра РФ «5-100»,которая нацелена на попадание пяти российских вузов в первую сотню мировых рейтингов. Сокращение кафедр, ущемление прав научных работников, ректор-иностранец, ликвидация «заочки» и создание «элитного» бакалавриата – вот к чему, по убеждению сотрудников вуза, может привести стремление ТюмГУ пробиться в рейтинг лучших университетов мира. Недовольные инициативами Минобра РФ планируют организовать сбор подписей под обращением к президенту, генпрокурору и депутатам Госдумы, в администрации вуза, тем временем, недоумевают, откуда «растут ноги» у этих опасений,  а студенты решили поспорить с преподавателями, передает корреспондент Накануне.RU.

Свой протест группа преподавателей и неравнодушных к судьбе ТюмГУ выразила 12 декабря у памятника «Учащимся, не вернувшимся с войны» в Сквере Прощания. В 14.00 там состоялось мероприятие по сбору подписей под обращением к генеральному прокурору России

Юрию Чайке, президенту Российской Федерации Владимиру Путину и первому заместителю председателя комитета по образованию Госдумы Олегу Смолину.

Как сообщила Накануне.RU один из инициаторов сбора подписей Гульнара Аитова, в течение часа удалось собрать 25 подписей.

«Следующий шаг – обсуждение возможности диалога с ректором университета. Нас приглашали сделать это сегодня, но у нас уже было запланировано мероприятие по сбору подписей, поэтому мы не могли оставить это и пойти в другое место. Сейчас выходные, думаю, в понедельник мы соберемся и обсудим дату, когда такая встреча может состояться», — отметила Аитова.

«Преподаватели обеспокоены мерами, которые вводятся в образовательный и трудовой процесс вуза в соответствии с целевой программой «5.100». Несмотря на столь престижный уровень программы «5-100» , ее реальное содержание предусматривает принятие

весьма жестких и противоречащих законодательству Российской Федерации мер в сфере образовательной, трудовой и научной деятельности вуза», — сказано в обращении организаторов.

Протест преподавателей стал шокирующей новостью для администрации вуза, ведь не так давно ректор встречался с представителями каждого из институтов и отвечал на все их наболевшие вопросы. Протестующие выделяют шесть последствий от участия в программе «5-100», каждое из которых в вузе опровергают.

Первое опасение – введение «элитного» бакалавриата наряду с «простым», что «вводитдискриминацию в образовательный процесс».

«Даже на совещаниях с коллективами институтов ректор об этом не говорил. Он говорил о том, что важно повышать качество образования, смотреть на результаты ЕГЭ абитуриентов, которых мы принимаем. В программе мы ставим себе задачу, чтобы к нам шли абитуриенты с как можно

высшими баллами. Если мы посмотрим на лучшие вузы, то у них средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет – 80-85 – не менее. У нас на данный момент 64 средний балл. Конечно, у нас стоит задача повысить средний балл ЕГЭ. Но о разделении на «элитный» и «простой» бакалавриат речи не идет», — сообщила Накануне.RU начальник управления информационной политики ТюмГУ Елена Дружинина.

Второе опасение – об упразднении заочной формы обучения, поскольку “западные коллеги не понимают особенностей российской системы заочной формы подготовки специалистов в сфере высшего образования”.

«Во-первых, у нас бюджетные места на заочную форму обучения выделяет Министерство образования РФ. Во-вторых, у нас пролицензированы направления подготовки на заочной форме обучения. В-третьих, мы утвердили план приема на следующий год, соответственно, мы также принимаем на заочную форму обучения. В будущем никто не собирается упразднять заочную форму обучения», — добила пресс-секретарь ректора.

Также преподаватели недовольны внедрением системы «эффективных контрактов», которая обязывает научных сотрудников публиковать свои труды в зарубежных журналах.

В ответ на эту претензию в вузе сослались на поручение президента. «Если мы обратимся к майским указам президента, то к 2018 г. необходимо перейти на эффективные контракты всем высшим учебным заведениям, потому что стоит задача повысить заработную плату профессорско-преподавательского состава по отношению к средней заработной плате региона, и в то же время повысить качество образования. Соответственно, во всех вузах будут вводиться эффективные контракты. Что здесь беспокоит преподавателей? Самое главное – качество образования, качественное образование может дать качественный преподаватель, который сам занимается наукой и подтверждает это.

Наука не может быть российской, тюменской, зарубежной, наука – общая, и если ученые в других странах занимаются определенной тематикой, и наши ученые занимаются этой же тематикой, не надо дважды открывать Америку. Нужно вписываться в научную повестку. Нормальный преподаватель, ученый не должен задавать такие вопросы, значит, он не занимается наукой», — пояснила Дружинина.

Протестующих насторожила возможность того, что вуз возглавит иностранец.

«Вопиющей мерой в рамках реализации программы «5-100» является реформа системы управления университета, при которой на основе открытого международного конкурса на пост ректора ТюмГУ может быть выдвинут иностранный гражданин . Данное положение противоречит основным принципам и гарантиям

национальной безопасности страны, если учитывать тот факт, что ректора вузов при определенных условиях допускаются к информации, имеющей особый секретный статус или статус государственной тайны», — пишут организаторы протеста.

В ТюмГУ пояснили, что, действительно, в рамках программы, при университете будет сформирован наблюдательный совет, который сможет рекомендовать кандидатуру ректора учредителю. Последнее слово же остается за учредителем – Минобором РФ.

Коммерческим интересом «бунтующие» преподаватели объясняют стремление войти в «5-100». Они подозревают, что эта программа становится прикрытием для продажи объектов, «входящих в собственность ТюмГУ, а именно: санатория «Солнышко» в Туапсе, учебной базы «Максимихи» на Байкале. Также они пишут про «выселение части преподавателей и сотрудников из занимаемых ими на законных основаниях квартир в

разрушающееся общежитие, подлежащее сносу якобы для реконструкции имеющегося, а на самом деле открытия в нем гостиницы с рестораном и бассейном в исторической части города».

Заседание экспертного совета «5-100» во Владивостоке

Все эти домысли также опровергли в вузе. «В собственности университета имущества не находится, все имущество – в оперативном управлении университета. Право распоряжаться собственностью – только у учредителя – Министерства образования и науки РФ. Контроль за имуществом ведет Росимущество. Поэтому программа не может стать прикрытием для продажи какого-либо имеющегося в оперативном управлении имущества. По общежитиям: университет нуждается в общежитиях, они нужны для размещения студентов. Очень много студентов с Севера. У нас есть четыре общежития, которые нуждаются в ремонте. На данный момент идет капитальный ремонт общежития на Красина, конечно, было принято решение всех переселить в другое общежитие. О каких квартирах идет речь, непонятно.

Преподаватели права собственности на комнаты в общежитиях не имеют«, — сказала Елена Дружинина.

Шестое опасение – о том, что выпускники ТюмГУ не смогут работать в университете – в вузе объяснили просто: в международном научном сообществе считается дурным вкусом защищать кандидатскую и работать там же, где обучался. У ученого должен быть обмен опытом с коллегами из-за рубежа, для этого вуз организует сотрудникам стажировки.

Стоит отметить, что ряд местных СМИ разместили информацию об оптимизации девяти кафедр ТюмГУ. В пресс-службе эти сведения также назвали обманом.

На заседании экспертного совета «5-100» присутствовал Владимир Якушев

«На последнем ученом совете было принято решение присоединить кафедру издательского дела к кафедре журналистики

. С этим предложением выступил институт филологии и журналистики. Абитуриенты выбирают другие направления, и кафедра не может набрать даже одну группу. Бюджетных мест не выделено на это направление. В интересах студентов ученым советом принято такое решение. Все преподаватели, которые были на кафедре издательского дела, продолжают работать с той же нагрузкой и проектами. Про девять кафедр не слышали и не озвучивали. Все остальные кафедры как существовали, так и существуют», — заключила Дружинина.

12 декабря руководство вуза посетило протестное мероприятие, чтобы разобраться, кто и почему нагнетает обстановку. К ним присоединились студенты.

Как рассказал Накануне.RU студент вуза Дмитрий Кочетов, подписи собирали Гульнара Аитова и двое неких мужчин.

«Как мне показалось, к университету эти двое не имеют никакого отношения. Позже на мероприятие подошли советник ректора и проректор, но из преподавателей никого не было, зато присутствовали журналисты. Активистам было предложено пройти в административный корпус,

где их ждал ректор, чтобы всем вместе обсудить эту ситуацию. Однако они заявили, что останутся собирать подписи. Тогда к ректору отправились журналисты, и в течение 1,5 часов он по пунктам отвечал на их вопросы», — рассказал студент.

По его словам, программа «5-100» дает шанс университету подняться выше, но некоторыепользуются этой ситуацией.

«Они всполошили весь университет и почему-то говорят от лица всех преподавателей, хотя я многих из них знаю в лицо, и сегодня на сборе подписей их не было», — отметил Дмитрий.

Он уточнил, что на следующий четверг запланирована пресс-конференция ректора, на которой он еще раз ответит на все вопросы журналистов и разъяснит позицию университета по этому поводу.

Получить оперативный комментарий департамента образования Тюменской области по мотивам протестных заявлений преподавателей ТюмГУ на момент публикации не удалось.

Накануне.RUнаправило в адрес ведомства официальный запрос.

netreforme.org

В Тюменском госуниверситете открывается элитный бакалавриат

– Зарубежные аналоги – хотя и не полные — найти можно, в России близких аналогов нет. Причина этого в том, что даже самые лучшие российские университеты строят свои бакалаврские программы на основании компетенций тех преподавателей, которые у них уже работают. Среди них есть прекрасные специалисты, но 25 лет недофинансирования неизбежно сказались на среднем уровне.

Мы считаем, что учить студентов должны успешные люди с международным опытом, которые могут стать для молодых людей ролевыми моделями. Поэтому мы ищем наших профессоров по всему миру — в финальной стадии нашего весеннего конкурса участвовали представители 21 университета из 9 стран, сам ТюмГУ был только одним из них.

Мы предлагаем победителям из других городов достойные условия труда и исследовательские проекты, ради которых они готовы переехать в Тюмень.

В современном мире значимые открытия совершаются на стыке наук, поэтому мы формируем исследовательские команды из представителей разных дисциплин.

– Есть ли желающие учиться у таких профессоров?

– В макрорегионе Урал-Сибирь есть неудовлетворенный спрос на качественный элитный бакалавриат. Сейчас лучшие абитуриенты отсюда уезжают учиться в Петербург, Москву или за границу. Кто-то едет просто за столичной жизнью, но многие – в первую очередь за хорошим образованием. Наша Школа может предложить им более качественную, более индивидуализированную образовательную программу, чем лучшие столичные университеты. С нами уже связываются студенты, например, московской Высшей школы экономики, которые хотят к нам перевестись, даже ценой потери года.

В бизнес-школе СКОЛКОВО я работаю с десятками российских университетов от Калининграда до Владивостока и могу ответственно сказать, что тюменская Школа перспективных исследований — первая реальная попытка развернуть студенческую миграцию в обратную сторону.

– Насколько революционен образовательный формат Школы? Пока анонсированная работа выглядит как переосмысление всего вузовского образования. Или это иллюзия?

– Мы решительно отказываемся от одной вещи — советской образовательной трубы, когда студента с 1 курса целенаправленно готовят к конкретному рабочему месту, пропуская его через образовательный конвейер с минимальной индивидуализацией образовательной траектории.

То, что хорошо работало в условиях системы распределения и плановой экономики, работает плохо для нынешних абитуриентов в ситуации стремительно меняющегося рынка труда.

Наша бакалаврская программа состоит из трех равных по объему компонентов. Одна часть — это дисциплинарный профиль, то есть специальность, с которым студент должен окончательно определиться после второго курса.

Мы даем возможность студентам попробовать разные вещи, а оставшихся двух курсов достаточно, чтобы полностью выполнить образовательные стандарты и выдать диплом гособразца по избранной специальности. Диплом стандартный, но содержательное наполнение специальности, благодаря нашим профессорам, гораздо более современное.

45.ru

Новые технологии разделят образование на элитное и доступное / Newtonew: новости сетевого образования

Эта статья — часть совместного проекта Newtonew и #EdCrunch.

Международная образовательная конференция #EdCrunch проходит в Москве уже третий год, собирая на одной площадке всех, кто неравнодушен к происходящему на образовательной ниве страны и мира. Конференцию проводят: НИТУ «МИСиС» и «Рыбаков Фонд» при поддержке Министерства образования и науки РФ. В этом году конференция открывает свои двери с 12 по 14 сентября.

Сфера высшего образования не может жить спокойно, постоянно откликаясь на социально-политические запросы. От петровских университетов с приглашёнными западными специалистами до советских отраслевых институтов с собственной системой подготовки кадров — высшее образование многократно и радикально менялось, обновлялось, реформировалось. Общую картину сегодняшних изменений, связанных с российскими вузами, для нас осветил Василий Третьяков, заместитель проректора Уральского Федерального Университета (УрФУ) — одного из тех, кто запустил национальную платформу «Открытое образование». Ещё Василий — член программного комитета #EdCrunch.

Сопротивление новому чаще всего происходит от непонимания общего контекста развития, отсутствия системности предлагаемых инноваций. Основное достижение, ради которого стоит проводить подобные мероприятия, — преодоление инерции в наших образовательных организациях. Участники конференции — это очень неоднородная аудитория, от преподавателей до ректоров, от тех, кто первый раз услышит слово MOOC, до тех, кто создал десятки курсов на международных платформах.

Задача #EDCrunch — создать в образовательной среде представление о трендах развития образования, мотивировать к инновациям и развитию, показать отправную точку для этого.

 

Василий Третьяков

Заместитель проректора УрФУ

— Есть мнение, что высшее учебное заведение в широком смысле должно быть не местом получения узкой специальности, а площадкой для развития универсальных компетенций, необходимых в жизни. Насколько это похоже на правду сейчас?

Задача современного университета — удерживать баланс между практическими навыками и универсальными компетенциями. Причём одновременно в университете могут сосуществовать, например, программы широкого бакалавриата и программы прикладного бакалавриата или технологической магистратуры. Первые будут ориентированы в основном на формирование универсальных компетенций и базовых профессиональных навыков, а вторые могут обеспечивать подготовку с учётом требований корпоративных стандартов конкретных предприятий. Примеров реализации программ широкого бакалавриата достаточно уже и в России, хотя ещё несколько лет назад мы только перенимали опыт западных университетов.

Для российских вузов важно другое — научиться формировать навыки работы студентов в реальных условиях, взаимодействовать с коллективом, эффективно решать практические задачи. Для этого надо менять превалирующие сейчас методы обучения, ориентированные на передачу знаний, повышать долю самостоятельной работы, проектного обучения.

— Согласны ли вы с тем, что получение достаточно узкой специальности на выходе из вуза при обширной теоретической программе в процессе обучения — это типичная черта российских университетов? Может ли это быть одной из причин стагнации рынка труда?

От узких специальностей вузы уже постепенно отошли, перейдя на двухуровневую систему образования — первые выпуски бакалавров начали появляться на рынке труда.

Задача вуза сегодня — дать необходимую базу, научить человека учиться и максимально быстро адаптироваться к реальным условиям, ориентировать его на постоянное развитие своих профессиональных компетенций.

Современные технологии дают для этого неограниченные возможности: при желании каждый сегодня может научиться всему, а в большинстве случаев ещё и получить подтверждение своих профессиональных навыков. В этих условиях выпускники могут быстро подстраиваться под изменения на рынке труда.

«Студенты на Всесоюзной комсомольской стройке», 1978 г.

Источник: Википедия

— Высшее образование должно быть доступным или элитным? Насколько здорова ситуация существования чёрного рынка научных работ и такой высокий показатель «дипломов на душу населения»?

Высшее образование должно быть и доступным, и элитным одновременно. Причём очевидно, что деление на доступное и элитное будет все более явным. Это связано и с выделением когорты ведущих вузов, и с появлением новых технологий массового обучения. Элитным станет всё, что связано с прямым контактом с преподавателем, массовое будет в основном обеспечиваться онлайн-технологиями. Конечно, в обоих случаях будут использоваться смешанные технологии, но соотношение будет разным.

В целом это позволит сделать образование более доступным, и, что ещё более важно, прозрачным с точки зрения качества. А вот ценность самого по себе диплома в перспективе будет теряться — для работодателей более важную роль будут играть сертификаты, подтверждающие конкретные результаты обучения, и портфолио проектов претендента на должность.

— В России в 2013 году был запущен проект «5-100» по повышению привлекательности российских вузов на международной арене. Как вы можете оценить результаты этого проекта сегодня, когда почти половина срока пройдена? Что можно сказать о ярко выраженной тенденции к укрупнению российских вузов? Это необходимый шаг в текущих условиях?

Проект «5-100»для ведущих университетов стал очень сильным стимулом, дал ресурсы для развития, в первую очередь, в области научной деятельности и привлечении иностранцев. В ряде университетов поменялась и образовательная политика, университеты стали более открытыми к международному сотрудничеству, заняли уверенные позиции на международных площадках открытого образования. Это действительно позволило привлекать больше иностранных студентов, как на краткосрочные программы, программы обмена, так и на полноценные англоязычные программы бакалавриата и магистратуры.

Тем не менее, сложных и ресурсоёмких задач, например, обновления инфраструктуры, общежитий до приемлемых для иностранцев условий, ещё очень много.

Укрупнение университетов — это и оптимизация затрат, и рост качества образования. Единственный отрицательный момент — снижение уровня доступности. Однако он может быть скомпенсирован развитием технологий открытого онлайн-обучения.

«МГУ имени Ломоносова на Ленинских горах», 2002 г.

Источник: Википедия

— Открытый онлайн-доступ к программам высшего образования — это требование времени? Как такая беспрецедентная открытость может изменить общий статус высшего образования, общественное к нему отношение, какие проблемы может решить, а какие — создать?

Основная задача, которая может быть решена — равный доступ к высшему образованию для всех категорий граждан. Независимо от места проживания и работы, социального статуса, ограничений по здоровью желающие смогут получить качественное высшее образование по тем направлениям, по которым смогут найти работу. Конечно, надо при этом полностью исключить практику выдачи дипломов без реальных результатов обучения. Требования к компетенциям должны быть едиными для всех, независимо от технологий и формы обучения.

— Могут ли небольшие региональные вузы позволить себе вывод своих программ в онлайн или это прерогатива ведущих вузов?

Особенность открытого образования в том, что каждый может сделать свой вклад — создать востребованный ресурс и предложить на рынке то, чему может обучать лучше всего. Однако создание ресурсов и онлайн-курсов — дело затратное, поэтому и ведущим вузам, и любым другим приходиться вкладываться только в те разработки, которые могут быть конкурентоспособными на рынке. А это означает, что прежде всего всем вузам нужно научиться использовать ресурсы других университетов в своих образовательных программах.

11 августа 2016, 14:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Недоучившиеся бакалавры и элитные магистры

Реформа образования в нашем стране идёт, если можно так сказать, семимильными шагами. Аббревиатура ЕГЭ уже достаточно прочно вошла в обиход. Некоторое время назад было принято решение об обязательном 11 -летнем среднем образовании (Федеральный закон РФ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании”). И вот очередное новшество: Госдума приняла законопроект (Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ) о новой системе высшего образования. Обучение в вузах разделили на два самостоятельных уровня – бакалавриат и магистратуру.

Несмотря на то, что некоторые вузы России уже достаточно давно выбрали для себя такую систему образования, она для нашей страны в новинку. Однако теперь все вузы будут выпускать бакалавров и магистров.

Образование бакалавра будет длиться четыре года. Диплом бакалавра станет свидетельством о высшем образовании. По мнению авторов закона, 4-летнее обучение позволит выпускать квалифицированных работников, готовых к поступлению на исполнительские должности. Чтобы получить диплом магистра, надо будет проучиться помимо этого еще два года. Предполагается, что окончившие магистратуру будут заниматься научной, исследовательской, аналитической и управленческой деятельностью. Кстати, лишь диплом магистра будет давать право на аспирантуру.

Предусмотрена еще одна категория, которая будет существовать до полного перехода на двухуровневую систему обучения, – специалист. Чтобы получить этот диплом, необходимо будет проучиться после бакалавриата один год.

Имеет ли смысл переход на эту новую систему? По мнению многих специалистов, так вопрос не стоит.

– Если Россия хочет интегрироваться в европейское образовательное пространство с очень хорошим, качественным, но своим по форме образованием, то такая система обучения необходима, – уверена декан факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Марина Шишкина. – Прежде всего, это необходимо для того, чтобы студенты, получающие здесь образование, могли свободно себя чувствовать в европейской образовательной системе. Это повышает их мобильность. Нельзя говорить, хорошо это или плохо. Это – нормальный процесс развития. Другое дело, что у нас никогда такой практики не было и почти вся система образования строилась на специалитете. Я думаю, что надо сохранить многопрофильность. Необходимо и наличие бакалавриата, и магистратуры, и специалитета, чтобы у вузов был выбор. Например, бакалавр не устоялся в некоторых отраслях. Для журналистики это нормально, но для врачей такая форма обучения невозможна. Что касается качества образования, то этот переход не должен на нём отразиться, есливсе будет сделано по уму.

Марина Шишкина не скрывает, что переход на совершенно новую систему образования достаточно болезненный. Болезненный с точки зрения и формы, и содержания. И для того, чтобы переход произошел качественно, необходимо время.

– Должно быть очень аккуратное внедрение, а не как это обычно происходит в России – дали отмашку, и мы отрапортовали, – говорит она. – Ведь многие как делают: берут пятилетний курс обучения, отрезают последний год – и вот тебе готов бакалавр…

С Мариной Шишкиной согласен и ректор Российского государственного метеорологического университета Лев Карлин. По его мнению, переход за два года, которые предусмотрены, на новую систему вряд ли получится. Образование очень консервативно. Уже несколько лет пытаются экспериментировать с ЕГЭ (Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 N 830), но далеко не везде его удалось ввести. Тем не менее ректор уверен, что подобная структурная перестройка в высшем профессиональном образовании назрела.

– Довольно большое количество выпускников сегодня работают не по своей специальности, – говорит Лев Карлин. – Это – первое. Второе: далеко не всем тем, кто работает по своему профилю, требуются такие высокие профессиональные навыки. Кроме того, сейчас высшее образование стало массовым. Если в Советском Союзе выпускников вузов было 2,5 – 3 миллиона, то сейчас порядка семи. И в эту эпоху массовости, когда высшее образование может получить любой, качество образования сильно снизилось. И конечно же, это поможет нам встроиться в европейскую систему образования. Наш вуз очень тесно завязан на международных контактах, поскольку у нас международный статус. Но мы постоянно сталкивались с проблемой многоступенчатого образования. Например, мы давали диплом инженера-метеоролога, а этот диплом не признавали за рубежом, потому что не было первого документа об образовании – бакалаврского. И мы вынуждены были идти на ухищрения. А что касается магистерского образования – второй ступени – оно подразумевает подготовку элиты. Если взять научную продукцию, которая производится, то все знают: 10 процентов полезно, а 90 – шум. Без шума, конечно, тоже нельзя, но в любой структуре всегда выделяются лидеры. И в науке тоже. Её двигают лидеры, и для них необходимо образование более высокого уровня. Поэтому бакалаврская подготовка позволит выделить этих лидеров и продолжить их обучение. А поскольку их будет немного, то их можно будет учить с наименьшими затратами.

Безусловно, что у новой системы есть и противники, но машина уже запущена. А что из этого получится и насколько эта система эффективна и оправданна, нам предстоит узнать лишь через несколько лет.

Лиана Растегина

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Международный бакалавриат в школе: что, зачем и для кого

Каждую субботу «Мел» выпускает рейтинги московских школ, куда регулярно попадают школы с программой Международного бакалавриата. Словосочетание вроде бы на слуху, но на деле остаётся много непонятного. Это вместо обычной учёбы или дополнительно? C какого класса? Куда потом идти с этим международным дипломом? «Мел» рассказывает всё, что надо знать о Международном бакалавриате, чтобы решить, нужно ли это вашему ребёнку.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Учебные планы и система выпускных экзаменов в школах разных стран мира могут сильно отличаться. Это вынуждает многих школьников при выборе дальнейшего пути ограничиваться вузами своей страны. Чтобы исправить это, в 1968 году по инициативе Международной школы Женевы была создана Организация Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization).

Педагоги разработали универсальную школьную программу с учебным планом, общим для всех стран. Самые первые школьники сдали экзамены Дипломной программы IB в 1970 году. Тогда в программе участвовали всего 12 школ. Сейчас по этой программе учатся больше миллиона школьников из более чем 4 000 школ.

Кому будет полезен диплом IB

Тому, кто хочет поступать в зарубежный вуз. Или тому, кто хочет в школе не только учиться, но и развиваться как личность (по международным стандартам!).

Обладатель диплома может рассчитывать на поступление без экзаменов в любой из вузов, участвующих в программе. А их очень много: диплом IB принимают около двух тысяч университетов в разных странах мира. В список входят Гарвард, Принстон, Оксфорд, Кембридж, Имперский колледж Лондона и Национальный университет Сингапура. В России выпускников Международного бакалавриата принимают МГУ имени Ломоносова и Плехановский университет. Остальные российские университеты не признают диплом IB и требуют обычный школьный аттестат и результаты ЕГЭ.

Диплом Международного бакалавриата позволяет поступить без экзаменов в любой из вузов, участвующих в программе. В России это МГУ и Плехановский университет

Это не значит, что, если ребёнок хочет поступать в российский вуз, Международный бакалавриат для него бесполезен. IB ценен не только дипломом: он учит самостоятельно учиться, анализировать информацию, развивает исследовательские навыки и укрепляет учебную мотивацию. Два ключевых навыка, которые получают школьники, — это критическое мышление и способность к самообразованию. В них воспитывают ответственность перед обществом и окружающей средой. К тому же преподавание ведётся на английском языке — а значит, к концу школы владение иностранным языком волей-неволей выйдет на очень хороший уровень.

Какие школы могут выдавать диплом IB

Право выдавать диплом международного образца имеют только школы, авторизованные по Дипломной программе Международного бакалавриата. Авторизации по программе начальной или средней школы для выдачи диплома недостаточно.

Чтобы авторизоваться, школа должна пройти комиссию Международного бакалавриата и доказать, что инфраструктура и уровень образования соответствуют стандартам организации. Учителя должны пройти повышение квалификации по программам IB.

В Москве 27 школ авторизованы по одной или нескольким программам Международного бакалавриата. С 2012 года московский департамент образования запустил проект «Москва: международная школа качества» для поддержки таких школ.

В Москве диплом IB можно получить в 27 школах. Например, в гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»

3 ступени Международного бакалавриата

Международный бакалавриат не заменяет основную программу российских школ. ЕГЭ никто не отменял, к тому же большинство российских вузов не принимают диплом IB в качестве аттестата. Поэтому школьники, которые хотят получить международный сертификат об окончании школы, должны пройти программу IB в дополнение к основной школьной программе.

Чтобы получить диплом, достаточно пройти двухлетнюю Дипломную программу IB для старшей школы. Но начать готовиться к обучению по международным стандартам можно и раньше: организация IB разработала трёхступенчатую программу, приступать к которой можно уже с трёх лет.

1. Начальная школа (The IB Primary Years Programme)

Программа разработана для детей от трёх до 12 лет. Авторы считают, что в это время самое важное в обучении — целостное развитие ребёнка как исследователя. На занятиях школьники ищут ответы на мировоззренческие вопросы в рамках шести межпредметных тем: «Кто мы», «Где мы во времени и пространстве», «Способы самовыражения», «Как устроен мир», «Как мы организуем себя», «Планета — наш общий дом».

2. Средняя школа (The IB Middle Years Programme)

Это пятилетний курс, рассчитанный на учеников в возрасте 11-16 лет. В некоторых школах он может быть сокращён до двух-трёх лет. Программа MYP IB состоит из восьми предметных групп: «Овладение языками» (студенты учат минимум два), «Язык и литература», «Личность и общество», «Науки», «Математика», «Искусство», «Физическое развитие» и «Здоровье и дизайн». За время учёбы студенты работают над двумя проектами. Первый — общественный, который должен помочь им научиться заботиться об улучшении жизни других людей и об окружающей среде. Его можно делать и в группах, и в одиночку. Второй проект — индивидуальный. Он проверяет способность к самостоятельной творческой работе.

3. Дипломная программа (IB Diploma Programme)

Двухлетний предуниверситетский курс обучения для старшеклассников 16-19 лет можно пройти в 10-11 классах одновременно с подготовкой к ЕГЭ или уже после получения аттестата. Успешно освоившие программу выпускники получают диплом IB. За два года каждый студент изучает шесть предметов на английском языке и проводит самостоятельное исследование по одному из них.

Предметы для изучения студенты выбирают сами — по одному из шести групп:

1. Иностранный язык. Можно продолжить изучать английский или начать учить с нуля новый язык — современный или классический (латынь, древнегреческий).

2. Родной язык и литература. На выбор предлагают изучать литературу в чистом виде, литературу и язык или литературу и театр.

3. Личность и общество. В этой группе большой выбор из гуманитарных и социальных наук. Можно изучать экономику, историю, философию, психологию, антропологию, бизнес и менеджмент, мировые религии, политологию и экологию.

4. Экспериментальные науки. Здесь не только науки в классическом понимании, такие как химия, биология, физика и информатика, но и дизайн, «спорт, фитнес и здоровье» и экология.

5. Математика. Математика разной степени сложности, математические исследования и углублённое изучение математики.

6. Искусства. В эту группу входят музыка, танец, театр, изобразительное искусство и кино. Предметы этой группы необязательные: вместо них можно выбрать шестым предметом ещё одну дисциплину любой из групп.

Некоторые из предметов междисциплинарные: например, экологию можно выбрать в качестве предмета третьей или четвёртой группы.

Предметы можно изучать на высшем или стандартном уровне. Они отличаются количеством часов, степенью углублённости и сложностью экзаменов. Студенты должны выбрать минимум три предмета на высшем уровне. Авторы программы рекомендуют брать те предметы, которые связаны с выбранной специальностью в университете.

Помимо шести предметов по выбору в программе есть два обязательных межпредметных элемента — это курс «Теория познания» и внеучебная программа CAS (Creativity, Action, Service — творчество, активность, служение).

В основу CAS легла теория немецкого педагога Курта Хана, который считал, что студентов нужно готовить к самостоятельной жизни по четырём аспектам: физическое развитие, готовность к вызовам и риску, самодисциплина и развитие чувства сострадания. Для этого студенты участвуют в культурных проектах (творчество), ходят в походы и соревнуются в спортивных играх (активность) и участвуют в общественно полезной работе (служение).

Занятия курса «Теория познания» проходят в форме дискуссии. Студенты обсуждают, как формируются и распространяются знания и учатся критически мыслить.

После двух лет обучения по Дипломной программе студенты сдают письменные экзамены по всем предметам и пишут итоговое эссе (Extended Essay) — научную работу по одному из предметов объёмом 4 000 слов. Оценка по каждому предмету складывается из двух — внутренней и внешней. Каждую экзаменационную работу сперва проверяет школьный преподаватель, а затем она отправляется на проверку авторизованным экзаменаторам IB. Оценки выставляют по семибалльной шкале. Чтобы получить сертификат об окончании IB, нужно набрать не меньше 24 баллов в сумме по шести предметам.

Профессионально-ориентированная программа (The IB Career-related Programme)

Это новая программа Организации Международного бакалавриата, её запустили только в 2012 году. Она создана для учеников 16-19 лет, которые хотят получить профессиональное образование уже в старших классах школы, в качестве альтернативы Дипломной программе (то есть выбрать обе сразу не получится).

Участники программы выбирают два курса по предметам, связанным с их будущей профессией, из предметных групп Дипломной программы. Остальные предметы больше ориентированы на практику. Курс овладения личными и профессиональными навыками учит брать ответственность на себя и решать практические проблемы, а обучение общественной деятельности — применять свои навыки с пользой для других. Помимо этого, школьники изучают иностранный язык и делают аналитический проект — письменную работу, которая посвящена этической дилемме, связанной с проблематикой их будущей профессии.

Диплом профессиональной программы IB говорит о готовности выпускника продолжить обучение в вузе, поступить на стажировку в компанию или начать работу по специальности.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Всё, что нужно знать для поступления в зарубежный вуз

7 советов, как повысить самооценку у неуверенных в себе детей

Плюсы и минусы раннего образования за рубежом

mel.fm

По кратчайшему пути в мировую элиту. Как лучше всего поступать в ведущие вузы Великобритании

Вечно престижные Оксфорд и Кембридж

В современном меняющемся мире порой начинают вызывать подозрение старые истины, казалось бы, проверенные временем. Так, сейчас, например, можно слышать не только восторженные отзывы о качестве обучения в вузах Туманного Альбиона. А между тем выпускники университетов Кембриджа и Оксфорда продолжают подпитывать мировую элиту, диплом Оксбриджа (как именуют собирательно эти два университета) служит своеобразным пропуском в общество “сильных мира сего”. Вместе с вузами этих всемирно известных университетских городов сейчас на Британских островах элитными называют еще Лондонскую школу экономики и Imperial College в Лондоне. Для того чтобы поступить в эти учебные заведения, лучше всего пройти через обучение в закрытых школах-пансионах Великобритании.

Путь в закрытую дверь

Уже многие десятилетия элитные английские школы поставляют студентов в Кембридж и Оксфорд. Наиболее известными из таких школ являются Итон и Хэрроу. Стоит попасть в такие учебные заведения и начать в их стенах целенаправленно готовиться к поступлению в Оксфордский или Кембриджский университет, как шансы на успех неизмеримо вырастают по сравнению с шансами тех, кто собирается штурмовать эти университеты “с улицы”. Последние два года учебы в английской школе посвящены подготовке к поступлению в вуз. В это время школьники (с 16 до 18 лет) изучают именно те предметы, знание которых необходимо для того, чтобы пройти по конкурсу в избранное ими учебное заведение. В вузах Великобритании нет вступительных экзаменов, абитуриент принимается по итогам учебы в школе. В Англии многие университеты давно “породнились” с теми или иными школами. У некоторых школ даже существуют договорные отношения с университетами, и эти школы гарантируют своим ученикам, успешно сдавшим выпускные экзамены, поступление в “родной” вуз.

Для вундеркиндов с лошадиной работоспособностью

Дойдя до этих строк, кто-то, может быть, решит отправить своего высокоодаренного ребенка в Итон, Хэрроу или другие подобные школы (о них будет сказано позже) в 16 лет. Это поздновато, поскольку может не оказаться мест. На иностранных учащихся установлены квоты: каждому государству причитается своя доля, чтобы никому не было обидно. А если вдруг повезет, места будут и ребенка примут, то ему придется нелегко. Дело в том, что программы российского и британского среднего образования отличаются. Нельзя сказать, что у нас или у них лучше, просто изучаются разные предметы. Так что, если шестнадцатилетний россиянин случайно попадет в элитную британскую закрытую школу, то в свободное время он будет “нагонять” одноклассников. В такой обстановке “выживет” лишь вундеркинд с лошадиной работоспособностью, да еще и блестяще владеющий английским языком. Согласитесь, сочетание редкое.

Британский буфер

Разумные и предприимчивые англичане придумали выход для иностранцев, желающих подключиться к обучению в закрытой школе в старших классах. В Великобритании открыто несколько международных центров, играющих роль своеобразного “буфера” между иностранной и английской школой. В этих центрах занимаются подготовкой желающих поступить в элитный интернат. Подготовительный курс рассчитан на год. Специалисты центра (те же преподаватели закрытых школ) определяют уровень знаний иностранного школьника, в соответствии с этим разрабатывают программу для него, по которой он затем и учится. Сначала ученику “подтягивают” английский язык, потом ему начинают преподавать другие предметы (естественно, на английском). Жизнь ученика этих подготовительных курсов организована точно так же, как и распорядок дня обычных школьников, поэтому, в конце концов, ему не составит труда влиться в учебный коллектив закрытой школы.

Лето с пользой – это по-английски

Как и в саму школу, так и в “буферную зону” не рекомендуется заходить “с нуля”. Прежде чем подписаться на год обучения в Англии, нужно съездить туда, посмотреть страну, а еще лучше – немного поучиться в той закрытой школе, которую выбрал. Кто знает, может ребенку не понравится в Великобритании с ее консерватизмом, дороговизной, влажным климатом и левосторонним движением. Поэтому есть смысл для начала отдать ребенка в английскую школу летом, чтобы он подтянул свой английский язык. Как показывает опыт, нецелесообразно отправлять детей в Англию менее чем на три недели. Двухнедельного обучения недостаточно. Попадая в английскую школу, ребенок поначалу испытывает языковой и культурный шок, от которого ему нужно оправиться. Со второй недели испуг проходит, человек адаптируется, начинает нормально воспринимать окружающую действительность и плодотворно трудиться.

“Братья и сестры” Итона и Хэрроу

Список лучших закрытых школ Великобритании не ограничивается этими двумя заведениями для мальчиков. Есть и другие подобные школы, а также пансионы для девочек, смешанные интернаты. Одной из лучших закрытых школ для мальчиков считается Bedford School, для девочек – расположенная на юге Англии в городе Брайтоне Roеdean School. Школа King’s School Ely, которая находится в городке Или, неподалеку от Кембриджа, гордится своим почтенным возрастом: ей около тысячи лет. Школа D’Overbroeck’s, которая находится в Оксфорде, отличается высоким академическим уровнем. Особый интерес для россиян может представлять школа Dulwich, расположенная в Лондоне. Это учебное заведение предоставляет комфортные условия для проживания школьников. Дело в том, что в большинстве английских элитных школ царит спартанская обстановка и нередко состоятельные российские родители бывают шокированы тем, что их ребенок живет весьма скромно. Но таковы английские традиции – детей там держат в строгости. Кстати, другим предметом жалоб наших подростков является строгая дисциплина. Если родителями наших учеников дисциплина и порядок только приветствуется, то спартанский быт может смутить. Поэтому лучше ориентироваться на учебные заведения с хорошим материальным обеспечением. Как раз именно этого не хватает российским школам, и родители нередко стараются отдать ребенка в то зарубежное учебное заведение, где “все есть”. Все элитные школы и похожи и непохожи друг на друга. В любой из них высок уровень подготовки учеников по любому предмету (специализированных школ, как у нас, в Великобритании нет). Однако у каждой школы свои традиции, своя “изюминка”. И прежде чем выбрать одну из них для своего ребенка, родители должны посоветоваться со специалистами.

Чем раньше, тем лучше

Мы рассказали вам о минимальной дистанции от российской школы до Кембриджского или Оксфордского университета. Этот минимум предполагает: в пятнадцать лет летнее обучение языку в выбранной элитной школе, затем с сентября – год учебы в международном центре, потом – два года обучения в самой школе, сдачу экзаменов а-level и, в случае успеха, поступление в элитный английский университет. Однако не обязательно ждать до пятнадцати лет. Поступать в фешенебельный английский интернат можно в любом отроческом и подростковом возрасте: от 8 до 16 лет. И, наверное, чем раньше, тем лучше. Мы уже упоминали студентов элитных британских университетов, будущих “сильных мира сего”: детей миллиардеров, ближневосточных шейхов, азиатских и африканских политиков. Они также поступают в Кембриджский и Оксфордский университеты через закрытые школы-пансионы, такие как Bedford, King’s school, D’Overbroeck’s, Dulwich и другие. И юным россиянам, намеренным “далеко пойти”, есть смысл заводить полезные связи с детства. Как известно, самая крепкая дружба – школьная.

 

www.begin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *