ЕГЭ по математике: как сдать профиль и что ждёт абитуриентов в 2018 году
Средний балл по профильной математике становится выше каждый год. Но и количество сдавших профиль по математике тоже увеличивается. Старший преподаватель МАИ по высшей математике Сергей Леонов ведёт в институте подготовительные курсы. Он рассказывает, как готовиться, какие пособия использовать и насколько реально сдать ЕГЭ на 100 баллов.
Результаты сдачи профиля по математике в 2017 году
Средний балл по профильной математике на ЕГЭ был 47,1. Для сравнения, в 2016 году средний балл был равен 46,3, а в 2015 — 45,6. При этом процент не сдавших профильный ЕГЭ по математике снизился за год с 4,6 до 3,4. Разные источники озвучивают разные данные, но все отмечают рост среднего балла в 2017 году.
Результаты профильной математики не стали хуже. Это можно связать с тем, что с 2015 года не было серьёзных изменений в процедуре сдачи ЕГЭ по математике. Это положительно влияет на подготовку к экзамену. Думаю, если ситуация с ЕГЭ не будет меняться, то со временем и средний балл стабилизируется.
Проходной балл по математике в МАИ
Минимальный балл по математике, с которым принимаются документы в Московский авиационный институт в 2017 году, составлял 39 баллов. Но стоит учитывать, что минимальный суммарный балл в 2017 году по инженерным специальностям составил в среднем 190-210 баллов, редко опускаясь до 170-180. А на физико-математических специальностях (например, прикладная математика) и специальностях, связанных с информационными технологиями, средний суммарный балл равен 220-230 и может достигать 260. Сравнивая эти значения с баллами за 2013–2016 года, можно отметить, что в 2017 году минимальный суммарный балл вырос в среднем на 10-20 баллов.
Можно ожидать, что конкурс в 2018 году будет только расти, а значит, и минимальные вступительные баллы будут не меньше, чем в 2017 году.
Что ждёт абитуриентов 2018 года
Насколько мне известно, существенных изменений в вариантах и процедуре сдачи ЕГЭ по математике, по сравнению с 2017 годом, не будет. Профильный уровень по математике состоит из двух частей, общее количество заданий — 19. В первой части 8 заданий с указанием ответа, во второй части 4 задания (9-12) с указанием ответа и 7 заданий (13-19) с развёрнутым ответом.
Задания первой части рассчитаны на базовый уровень, во второй части даются задания, рассчитанные на углублённое изучение математики. Максимальное количество первичных баллов, которые потом пересчитываются в стобалльную шкалу, — 32. За успешное выполнение каждого задания первой части даётся по одному баллу, то же и для 9-12 заданий второй части. Выполнение заданий 13-15 принесёт по 2 балла, 16-17 — по 3 балла, 18-19 — по 4 балла. Для получения 60 баллов в стобалльной шкале необходимо получить не менее 11-12 первичных баллов, а для 70 — не менее 14.
Хотелось бы пару слов сказать об оформлении экзаменационной работы. Экзаменационные бланки ЕГЭ требуют специального способа заполнения. При первом столкновении с экзаменационными бланками могут возникнуть трудности с записью ответа, его исправлением или заменой. Каждому учащемуся советую заранее ознакомиться с видом бланков ЕГЭ, порядком записи и исправления ответа, а при записи ответа проявлять максимальные аккуратность и внимательность. Будет очень обидно из-за неаккуратности потерять даже один балл. Также можно рекомендовать хотя бы один раз сдать пробный экзамен.
Эффективная подготовка к профилю по математике
По моему мнению, эффективная подготовка к экзамену должна сочетать проработку теории, систематическое решение и разбор задач различного уровня сложности и периодическую диагностику знаний. Существует масса пособий и электронных ресурсов, посвящённых ЕГЭ. Но советую критически относиться к каждому из них, в особенности к материалам из интернета. Данные в интернете публикуются зачастую анонимно и трудно определить их содержательность и правильность.
Лучше пользоваться официальными электронными ресурсами. Например, стоит начать с сайта Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). На нём даны основные нормативные акты, банк заданий ЕГЭ, демонстрационные варианты. Из печатных изданий стоит ориентироваться на те, которые соответствуют новому ФГОС.
Для подготовки можно посоветовать серию книг «ЕГЭ 2018. Математика» под редакцией И. В. Ященко. Каждая книга этой серии посвящена одному номеру задачи ЕГЭ и содержит диагностические работы, а также дифференцированные варианты по каждому встречающемуся типу задач.
Сборники задач
- Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы / под ред. М. И. Сканави. М.: Изд-во АСТ, 2017.
- Шарыгин И. Ф. Решение задач. М.: Просвещение, 1994.
По алгебре советую обратить внимание на книги:
- Нелин Е. П. Алгебра. 7-11 классы. М.: Илекса, 2014.
- Вавилов В. В. и др. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. М.: Наука, 1987.
- Азаров А. И. и др. Алгебраические уравнения и неравенства. Ч. 1 и 2. Минск: Тривиум, 1997.
- Кочетков Е. С., Кочеткова Е. С. Алгебра и элементарные функции. Ч. 1 и 2. М.: Просвещение, 1969.
Дополнительная литература:
- Нелин Е. П. Геометрия. 7-11 классы. М.: Илекса, 2014.
- Киселев А. П. Геометрия. М.: Физматлит, 2004.
- Прасолов В. В. Задачи по планиметрии. М.: Наука, 1991.
- Прасолов В. В., Шарыгин И. Ф. Задачи по стереометрии. М.: Наука, 1989.
- Калинин А. Ю., Терешин Д. А. Геометрия. 10-11 классы. М.: МЦНМО, 2015.
Нет необходимости использовать при подготовке все указанные пособия, но, несомненно, каждое из них позволит лучше подготовиться к экзамену.
Что касается самой подготовки, то успешные абитуриенты готовятся систематически и заранее. Вопрос, как именно готовиться к ЕГЭ, решается индивидуально. Для многих школьников полезны качественные самостоятельные занятия. А иногда и занятия с репетиторами не приводят к результатам. Всё зависит от желания учиться.
Традиционно физико-математические школы и классы с углублённым изучением математики дают хорошую подготовку к экзамену, также можно воспользоваться долгосрочными курсами в технических вузах.
Типичные ошибки абитуриентов
Как бы это банально ни звучало, но типичными остаются арифметические ошибки, возникающие из-за невнимательности при расчётах. Но элементарная проверка решения позволяет избавиться от большинства подобных ошибок. Поэтому важно понимать, что проверка — это неотъемлемая часть процесса решения.
Также часто встречаются ошибки, связанные с неучётом или неправильным определением области допустимых значений, определением возможных исходов в задачах теории вероятностей, решением уравнений и неравенств с модулем и параметрами. При решении математических задач недостаточно знать формулы, теоремы и свойства, необходимо также иметь навыки решения задач, для чего нужно систематически решать задачи разного уровня сложности.
Яркий пример этого — геометрические задачи. Довольно часто школьнику, который знает теоремы, трудно решать задачи по геометрии, потому что нет понимания, с чего начать решение или как начертить удобный рисунок. При подготовке к экзамену стоит уделять внимание задачам разного уровня сложности. Даже если сложные задачи не даются сразу, со временем они будут решаться легче. Также можно рекомендовать время от времени выполнять диагностические работы, чтобы видеть на какие типы задач стоит обратить внимание в первую очередь.
Можно ли успеть подтянуть свои знания до начала экзаменов
За те 4-5 месяцев, что остались до экзамена, как мне кажется, не удастся серьёзно поднять свою оценку. Скажем, со слабой тройки добраться до пятёрки. Это очень редкий случай. Многие компании и учебные центры манипулируют страхом провала на экзамене и в последние месяцы перед ЕГЭ устраивают краткосрочные курсы, обещая замечательные результаты вне зависимости от уровня ученика. Во многих случаях это обман, и стоит относиться к таким предложениям с осторожностью.
Более реальный вариант — это максимальная ликвидация пробелов в знаниях. Вполне возможно поднять свой результат на несколько десятков баллов. Трудно сказать, на каких конкретно типах задач стоит концентрироваться учащимся, у каждого ученика могут быть свои проблемные точки. Если уровень знаний невысокий, то следует основное внимание уделять подготовке к первой части ЕГЭ и заданиям 9-12 второй части.
Задачи первой части рассчитаны на общеобразовательный уровень. Как правило, задания первой части легко выполнить правильно, заработав базовое количество баллов, которое можно увеличить, решая наиболее понятные ученику задачи второй части. Подробно при подготовке следует рассмотреть геометрические задачи по планиметрии и стереометрии, так как ряд задач первой и второй части ЕГЭ посвящён именно геометрии. Наибольшие трудности могут возникнуть с задачами по геометрии из второй части. Часто недостаточно просто знать теоретические сведения из курса геометрии.
Существенной частью является поиск подхода к решению задачи, рисунок, от этого зависит успешное решение. Поэтому как можно раньше нужно вырабатывать навыки геометрических построений и рассуждений. Многие задания второй части ЕГЭ, в особенности задания 13-19 с развёрнутым ответом, могут представлять трудности для слабо подготовленного ученика. Но не стоит опускать руки. Систематическое решение разных по типу и сложности задач позволит если не полностью выполнить все задания второй части, то наверняка получить несколько лишних баллов, которые могут оказаться необходимыми при поступлении.
Как сдать профиль на 100 баллов
Высокие баллы по математике на ЕГЭ вполне реальны. Но подготовка к экзамену должна быть комплексной. Каждая задача ЕГЭ посвящена определённому разделу математики. Нередки случаи, когда школьники стараются запомнить алгоритм решения конкретных задач, которые встречаются в пробных и демонстрационных версиях. А на экзамене, получая задачи другого типа или вида, они теряются, начинают нервничать, даже если хорошо подготовились.
Правильным путём подготовки будет не натаскивание на отдельные типы задач, а усвоение общих приёмов и подходов при интенсивной практической работе по решению задач различного уровня сложности.
Как подготовка к ЕГЭ пригодится абитуриенту в учёбе
Качественная подготовка к ЕГЭ, безусловно, даёт хорошую базу для усвоения университетского курса высшей математики. Однако корреляции между успешной сдачей ЕГЭ и успешным обучением в вузе нет, так как в образовании помимо уровня знаний есть ещё много факторов.
Стоит сразу же предостеречь абитуриентов: как бы хорошо не были сданы экзамены, не следует расслабляться, необходимо сразу же активно вливаться в учебный процесс
Бывают случаи, когда студенты, поступившие в вуз со средними баллами, за счёт усидчивости и трудолюбия достигают значительных успехов в учёбе. В особенности это касается математических дисциплин. В то же время, сильным абитуриентам, затянувшим с отдыхом после сдачи ЕГЭ, труднее влиться в учебный процесс.
Но запас знаний это не единственное, что влияет на успешную учёбу в институте. Гораздо большее влияние на студентов оказывают преподаватели, которые должны зажечь интерес к предмету и помочь студентам найти себя в профессии.
Как преподаватель могу сказать, что в МАИ мы внимательно и лояльно относимся к студентам. Будущим студентам хочу посоветовать не стесняться задавать вопросы преподавателям. Ведь только установив двухстороннюю связь можно добиться наилучших результатов.
Фото: iStockphoto (r_mackay)
15 задание ЕГЭ математика 2018 (профиль). Решение и разбор 15 задания ЕГЭ 2018 (профильный уровень)
Задание 15
Актуальная информация по заданию в материалах по ссылке:
Задание 15 ЕГЭ-2019
Решите неравенство:
Решение:
Заметим, что:
,
поэтому модуль раскрываем со знаком минус и приходим к следующему неравенству:
Решая неравенство относительно t, получаем t = —1; t > 0. Возвращаясь к переменной x, получаем следующие значения:
Доронин Алексей Владимирович
Учитель математики высшей категории, гимназия № 1520 им. Капцовых, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2011», победитель конкурса лучших учителей на денежное поощрение (в рамках ПНПО) – 2011, лауреат Всероссийского конкурса учителей фонда “Династия”, лауреат Всероссийского конкурса учебно-методических разработок по преподаванию основ финансовой грамотности 2016
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
в избранноеТолько зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.
Войдите, пожалуйста.
Учебные издания по теме
Муравин Г.К., Муравина О.В.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Базовый уровень. ВЕРТИКАЛЬ
Муравин Г.К., Муравина О.В.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Углубленный уровень. Учебник
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Дидактические материалы (базовый уровень).
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (углубленный уровень). 11 класс. Самостоятельные и контрольные работы
298 Р
КупитьМерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Математика. 5-11 классы. Программа
Звавич Л.И., Рязановский А.Р.
Алгебра в таблицах.7-11кл. Справ.пособие (Звавич)
Мерзляк А.Г., Номировский Д.А., Полонский В.Б.
Математика. Алгебра и начала анализа. 11 класс. Базовый уровень. Учебник.
ООО ДРОФА
Математика в формулах. 5-11классы. Справочное пособие
Оценка разработки
Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте
Войти или зарегистрироваться
Ограничение доступа
Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте
Войти или зарегистрироваться
Нужна помощь?
DOE: Тестирование для преподавателей
DOE: Тестирование для преподавателейЗакрыть меню
- Министерство энергетики
- Педагоги
- Лицензирование преподавателей
- Текущий: Педагог Тестирование
С 1 сентября 2021 г. в штате Индиана будут использоваться лицензионные тесты Praxis Content и Pedagogy. Пожалуйста, используйте ссылку ниже, чтобы получить доступ к регистрации и учебным материалам для этих тестов. Если у вас есть вопросы о переходе с Pearson Assessments на Praxis Assessments, обратитесь в наш офис, заполнив Форму самопомощи по лицензированию для преподавателей.
- Тестирование на получение лицензии Praxis в Индиане
- График администрирования тестирования в Индиане (сентябрь 2022 г. – август 2023 г.)
- Зоны лицензирования и соответствующие тесты Praxis
Политика повторного тестирования Praxis в Индиане и запрос сертификатов для ATS
90 бесплатное повторное тестирование при определенных условиях. Ознакомьтесь с информацией о политике повторного тестирования и выберите форму сертификата, соответствующую вашему пути лицензирования.- IN Praxis Retest Policy Утвержденные участники программы
- в сертификате Praxis Restest, утвержденные завершенными программами
- в сертификации Praxis retest Advanced Degrand Alt Path
- в сертификации Praxis Restest.
Информация об альтернативных показателях успешности 2021 Традиционные показатели успешности АГ 2019-2020 Альтернативные показатели успешности на основе IHE 2019 г.-2020
Альтернативные, не основанные на ВУЗах Проходные баллы за год 2019-20202020 Traditional Pass Rates AY 2018-2019 Alternative, IHE-Based Pass Rates AY 2018-2019
Alternative, not IHE-based Pass Rates AY 2018-20192019 Traditional Pass Rates AY 2017- 2018 Альтернативный, проходной балл на основе IHE AY 2017-2018
Альтернативный, не на основе IHE проходной балл AY 2017-20182018 Традиционные показатели прохождения AY 2016-2017 Альтернативные показатели прохождения AY 2016-2017 2017 Традиционные пассажи. - Ежегодные отчеты о данных IELP 2015-16
- Традиционный маршрут FA 3RS PYS 2015-2016 и 2016-2017
- Традиционный маршрут 3YRS PYS 2015-2016 и 2016-2017 0006
- CORE Pass-Fail Данные испытаний по программе подготовки
- Ежегодные отчеты с данными IELP
- Годовые данные об эффективности кандидатов за 2018–2019 годы
- Indiana CORE Данные об оценках за 2017–2019 годы 2001 Годовой отчет Indiana CORE 20006
Дополнительную информацию о тестах и стандартных ошибках измерения для каждого из них см. в документах «Понимание ваших оценок Praxis» или «Понимание результатов ваших тестов» (CASA, Indiana Developmental/Pedagogy и Indiana CORE).
Математический сайт мистера Миллера / Экзаменационные вопросы, отсортированные по стандарту
Перейти к основному содержанию
Выберите школу. ..
Выберите школу
- Школа PS 3 D’Youville Porter Campus School
- PS 6 Начальная технологическая школа Буффало
- PS 17 Центр раннего развития ребенка
- PS 18 Общественная школа академического превосходства доктора Антонии Пантойи
- PS 19 Магнит коренных американцев
- PS 27 Начальная школа Хиллери Парк
- PS 30 Академия Фрэнка А. Седиты
- PS 31 Школа Гарриет Росс Табман
- PS 32 Беннет Парк Монтессори
- PS 33 Билингвальный центр
- PS 37 Подготовительная школа Marva J. Daniel Futures
- PS 42 Центр профессионального обучения
- PS 43 Школа открытий Лавджой
- PS 45 Международная школа
- ПС 48@39
- Общественная школа Северного парка PS 50
- Общественная школа PS 53
- PS 54 Школа передового опыта доктора Джорджа Э. Блэкмана ECC
- PS 59 Доктор Чарльз Р. Дрю Наука
- PS 61 Школа отличия Артура О. Евы
- PS 64 Фредерик Лоу Олмстед
- PS 65 Рузвельт ECC
- Учебные ресурсы
- Школа открытий PS 67
- PS 69 Академия Хоутона
- PS 72 Лоррейн Начальная школа
- PS 74 Hamlin Park Академия Клода и Уиды Клапп
- PS 76 Двуязычная академия Германа Бадильо
- PS 79 Pfc. Школа передового опыта Уильяма Дж. Грабиарца
- PS 80 Хайгейт-Хайтс
- ПС 81 Школа
- PS 82 Центр раннего развития ребенка
- PS 84 Детский медицинский центр в ECMC
- PS 89 Школа передового опыта доктора Лидии Т. Райт
- Общественная школа PS 92 BUILD
- PS 93 Начальная школа Саутсайда
- PS 94 West Hertel Academy
- Начальная школа PS 95 Waterfront
- PS 97 Школа Харви Остина
- PS 99 Центр раннего детства Стэнли М. Маковски
- Программы Академии PS 131
- PS 156 Фредерик Лоу Олмстед
- PS 192 Академия визуальных и исполнительских искусств Буффало
- Городская школа с отличием PS 195
- PS 196 Math, Science & Technology Prep @#39
- ПС 197 МСТ
- PS 198 Международная подготовительная школа
- PS 206 Средняя школа Южного Парка
- PS 207 Международная средняя школа Лафайет
- PS 208 Академия Риверсайд
- PS 212 Средняя школа Леонардо да Винчи
- PS 301 Средняя школа Бургарда
- PS 302 Школа гостеприимства Эмерсон
- PS 304 Центральная техническая средняя школа Хатчинсона
- PS 305 Средняя школа Мак-Кинли
- PS 309 Средняя школа Восточного сообщества
- PS 415 Средняя школа раннего колледжа
- PS 353 Академия новичков @ Лафайет
- PS 355 Школа кулинарного искусства и гостиничного менеджмента Буффало
- PS 363 Льюис Дж. Беннетт
- PS 366 Исследовательская лаборатория H.S. для биоинформатики и наук о жизни BPS #366
- АКАДЕМИЯ 357 ПУТЕЙ
- Школа №28
- Моя домашняя страница
- Обо мне
- Студенческие ресурсы
- Кадровые ресурсы
- Общее ядро 5-го класса
- Модуль 1
- Модуль 2
- Модуль 3
- Модуль 4
- Модуль 5
- Модуль 6
- Аннотированные экзаменационные вопросы
- Общее ядро 6-го класса
- Модуль 1
- Модуль 2
- Модуль 3
- Модуль 4
- Модуль 5
- Модуль 6
- Аннотированные экзаменационные вопросы, отсортированные по стандарту
- Общее ядро 7-го класса
- Модуль 1
- Модуль 2
- Модуль 3
- Модуль 4
- Модуль 5
- Модуль 6
- АИС 7 класс
- 21 – 22 сообщения/заметки 7 класса
- Тренировка выходного дня
- Экзаменационные вопросы, отсортированные по стандарту
- Ответы на экзаменационные вопросы в штате Нью-Йорк
- 7-й класс Advanced Common Core
- 21–22 Продвинутые сообщения/заметки для 7-го класса
- Общее ядро 8-го класса
- Модуль 1
- Модуль 2
- Модуль 3
- Модуль 4
- Модуль 5
- Модуль 6
- Модуль 7
- Экзаменационные вопросы по стандартам
- Ресурсы 7-го класса до Common Core
- Неравенства
- Наполнение и упаковка
- Таблицы навыков
- В поисках Пифагора
- Таблицы навыков
- Что вы ожидаете?
- Таблицы навыков
- Простые факторизации, GCF, LCM, углы Quad и
- Круговые, гистограммы и линейные графики
- Обзор тем
- Сравнение и масштабирование
- Таблицы навыков
- Бланки обзора экзаменов штата Нью-Йорк по темам
- Экзаменационные пакеты штата Нью-Йорк
- Экзамены штата Нью-Йорк
- Ответы на прошлые экзамены
- Видео-репетитор для 7 класса.
- Общее ядро 5-го класса
- Ежегодные отчеты о данных IELP 2015-16