История будет обязательным предметом на егэ – Обязательный ЕГЭ по истории, когда будет введен, подготовка к ЕГЭ по истории

Будет ли ЕГЭ по истории обязательным предметом в 2020 году

Страсти по ЕГЭ уже не утихают несколько лет, хотя в последние годы ожесточенные споры стали более мягкими. Изначально недовольство было связано с большим количеством недочетов в самой структуре экзамена, но с каждым годом их становилось меньше. Это привело к некому успокоению общественности, но последующие события снова привели к жарким дискуссиям. Планы Министерства образования по введению новых экзаменов возмущает население, но рациональное зерно в этом есть. Остается понять будет ли ЕГЭ по истории обязательным предметом в 2020 году или чиновники все же сделают переход к сдаче дополнительных дисциплин более плавным.

Экзамен по истории в качестве обязательной дисциплины

Несколько лет назад сам факт перехода на ЕГЭ взбудоражил общественность. Разговоры о необходимости такого вида экзамена не утихали несколько лет. Сейчас сдача единых тестов и заданий уже стала обыденной, но власти решили ввести новые испытания для школьников. Причем ситуация развивалась довольно стремительно.

Сначала они сделали обязательным экзамен по иностранному языку, сразу предупредив о том, что будет и еще одна дополнительная дисциплина. В результате длительного обсуждения вторым новым предметом для обязательного экзамена стала история Отечества. Именно эту дисциплину чиновники из Министерства образования сочли наиболее важной для подрастающего поколения.

Стоит знать! В основной массе взрослое население не против того, чтобы их дети начали сдавать историю. Родители современных школьников согласны с тем, что знания событий прошлого полезны для полноценного развития личности.

Впрочем, власти пока лишь выдвинули версии того, с какого года предмет введут для обязательной сдачи. Предполагается, что сначала будет проведена пилотная сдача экзамена, не оказывающая влияния на итоговые оценки, но дающая ориентир для разработки образовательных программ и методов педагогического контроля за освоением исторических знаний.

Предполагаемые сроки внедрения нового экзамена

В 2018 году множество СМИ и интернет-порталов повторяли друг за другом известие о введении в программу обязательной сдачи дополнительных предметов. Сначала про экзамен по истории ходило меньше слухов, чем про иностранные языки, но позже дошла очередь и до знания произошедших в Отечестве событий.

После озвучивания предполагаемого нового предмета, меньше всего было ясно с какого года его будут сдавать. Одни говорили, что сначала дети начнут сдавать иностранные языки, а на следующий год историю, другие утверждали, что все будет наоборот. Были версии о том, что вместо истории введут физику, а также что это будет лишь в 2024 году или даже позже.

Сейчас то, что дети вскоре будут сдавать историю, сомнений нет. Впрочем, все еще не озвучены точные сроки внедрения экзамена. Пока лишь назвали предположительные сроки внедрения тестового экзамена и ориентировочный год с обязательной сдачей на оценки. Пилотную версию пока планируют пустить именно в 2020 году. Экзамен на оценку предположительно будут сдавать лишь в 2022 году большая часть школьников. Также нововведение коснется и других учащихся.

Кому потребуется сдавать историю

Когда последние новости об очередных изменениях школьных экзаменов достигли родителей и учащихся, то многих поразил факт того, что экзамен сделали обязательным в крайне сжатые сроки. Ученики старших классов, уже подготавливающиеся к прочим экзаменам, были испуганы необходимостью активного изучения еще одного предмета. Позже появилась информация о пилотной обязательной сдаче, пока не влияющей на оценку.

Не стоит думать о чиновниках слишком плохо — какое-то время на подготовку все же будет выделено. Пока родители пытались понять, добавят ли детям уроков на изучение истории, власти изучали школьную программу, несильно подразумевающую качественное освоение знаний о прошлом. После пилотного экзамена в школы внедрят более совершенную систему преподавания истории Отечества, позволяющую проще и полнее запоминать даты и различные события.

Экзамен по истории планируют внедрить не только в школы, но и в техникумы, лицеи и колледжи. Пока его не сделали обязательным на федеральном уровне, но вероятность этого крайне высока. В октябре 2018 года министр просвещения госпожа Васильева высказывалась о том, что экзамену точно быть, но вопрос сроков еще находится в стадии обсуждения. Ситуация с того времени практически не изменилась — предположительные сроки введения экзамена есть, но точных данных от официальных лиц нет.

Последние новости про ОГЭ и ЕГЭ в 2020 году

По сути ничего особо неожиданного в этом году не произойдет. Пилотная версия экзамена по истории не окажет заметного влияния на дальнейшую судьбу текущих школьников, хотя и принесет им дополнительные трудности, возникающие в процессе подготовки к сдаче. Какие-то реальные изменения будут освещены в федеральных СМИ, пока же последними новостями является факт предоставления школьникам времени на подготовку, хотя изначально многие решили, что у детей будет лишь 1 год для освоения такой непростой дисциплины, как история Отечества. Еще даже нет точных данных относительно широты охвата школьников пилотным экзаменов

Будет ли ЕГЭ по истории обязательным предметом в 2020 году для всех без исключения школ или власти проведут частичное тестирование на ряде регионов, пока неизвестно. Официальных окончательных заявлений еще не поступало, поэтому остается ждать новых законов в образовательной сфере, регламентирующих введение дополнительных предметов в перечень дисциплин с обязательной сдачей.

Ориентировочно известно, что после проведения пилотного испытания власти точно скажут когда введут экзамен. Пока можно ориентироваться на пробную сдачу, ожидаемую в 2020 году. Это коснется и тех, кто сдает ОГЭ после 9 класса, ведь историю Отечества должны знать все граждане страны.

v-2020.org

Готовы ли школы к обязательному ЕГЭ по истории

ЕГЭ по истории может стать обязательным. Правда ли, что современные школьники путают Великую Отечественную войну и Отечественную войну 1812 года? Стоит ли делить экзамен на «базу» и «профиль», как с математикой? Справятся ли учителя и ученики с увеличенной нагрузкой?

Острая дискуссия на эту тему разгорелась с новой силой после заявления министра Ольги Васильевой. “Это будет экзамен по классической истории, безусловно, по истории Отечества. В 2020 году планируется провести “пилот”, а после 2022 года экзамен может стать обязательным. В каждой стране ученики сдают в той или иной форме родной язык, родную литературу и родную историю. Не вижу здесь особых сложностей”, — сказала она.

У инициативы хватает и сторонников, и противников: аргументы “за” и “против” более чем серьезные. С одной стороны, в России принят единый историко-культурный стандарт, по которому написаны школьные учебники. С другой стороны, история не прекращает быть ареной для идеологических и даже политических споров.

Очень многое в итоге зависит от учителя и его взгляда на конкретное событие, от формата подачи материала.

— Это очень деликатный вопрос. Учителя — живые люди и тоже подвержены страстям. Кто-то стоит на позиции, что у России — особый путь и духовные скрепы. Кто-то — что Россия — европейская страна, и ориентируется на Запад, — говорит заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург. — Есть и другая сторона. К сожалению, сейчас растет поколение, которое действительно плохо знает свою историю. Спрашиваешь, когда умер Ленин. Ответ: “Где-то в 30-х годах”. В этом плане историко-культурный стандарт — достаточно корректный и необходимый. В нем отражены не только те моменты, которыми мы можем гордиться, но и темные страницы нашей истории. Направление для работы, безусловно, правильное.

Сейчас ЕГЭ по истории школьники сдают по выбору: это примерно 23 процента выпускников, которые связывают свою жизнь с гуманитарными науками и усиленно готовятся к поступлению в вуз.

В экзамене есть задания разной сложности, но общий уровень все-таки достаточно высок.

К примеру, с заданием, посвященным Великой Отечественной войне, не справляются примерно 40 процентов выпускников. Почему так много? Как уверяют эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), основные ошибки связаны с тем, что дети плохо знают героев войны и даты основных событий. Например, началом Курской битвы многие почему-то считают не июль, а сентябрь 1943 года.

А вот еще “популярные” ошибки. Около 10% выпускников называют крестителем Руси Владимира Мономаха. Около 20% убеждены: “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” написал Андрей Рублев, а не Иван Аргунов. Некоторые пишут, что Корнилов и Блюхер участвовали в Полтавской битве, а Жукова путают с Рокоссовским.

А еще, скажем, в ответе ученика на уроке неожиданно может появиться Кутузов, штурмующий Берлин, или маршал Жуков, противостоящий Наполеону.

Выпускники путают исторических деятелей, названия битв и мирных договоров, не ориентируются в истории культуры. Очень много ошибок допускают при работе с исторической картой: самый простой пример — пишут Волгоград вместо Сталинград.

— С одной стороны, “хлеб” истории — знание фактов, безусловно, нужно проверять. С другой стороны, контрольно-измерительные материалы нужно совершенствовать: к массовому обязательному экзамену мы пока не очень готовы. Чтобы к 2022 году итоговые проверочные задания не вызывали у профессионалов недоумение, нужно работать с экспертным сообществом, с учителями. Время есть, — говорит Евгений Ямбург.

Напомним, сейчас в России только два обязательных единых госэкзамена — русский язык и математика. Чтобы получить аттестат, школьнику необходимо набрать минимальные баллы по этим предметам. Для русского — это 24. А “базовый” ЕГЭ по математике оценивается по пятибалльной шкале, то есть для успешной сдачи математики хватит и “тройки”.

Сегодняшний “минимум” по истории — 32 балла, но каким он будет после 2022 года — неизвестно. Скажем, сейчас среди, казалось бы, самых подготовленных учеников около 9 процентов не дотягивают даже до “тройки” по истории.

В ответе на уроке по истории неожиданно может появиться Кутузов, штурмующий Берлин, или маршал Жуков, противостоящий Наполеону

По словам министра Ольги Васильевой, не так давно и экономисты, и юристы первым экзаменом в вузе всегда сдавали историю: после этого сразу отсеивалось очень много абитуриентов. Потом в силу разных причин историю заменили обществознанием. И не все ректоры с этим согласны.

“Очень многие ректоры хотят вернуться к истории именно как к базовой, что, в общем-то, должно быть”, — замечает министр.

При этом в пресс-службе ведомства подчеркивают: любые изменения в итоговой аттестации всегда сопровождаются детальным обсуждением с экспертами и периодом апробации. Министерство не планирует отступать от этих практик.

Мнения

Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН:

— Это хорошее дело, идею я полностью поддерживаю. С одной стороны, школа готова к обязательному ЕГЭ по истории. В том смысле, что необходимость введения этого экзамена действительно назрела. С другой стороны, чтобы эту идею реализовать, понадобится минимум полтора года на подготовку. История — особый предмет в школе, формального знания фактов здесь недостаточно. Поэтому важно, чтобы экзамен показал умение молодых людей анализировать события, сопоставлять их. В этом смысле контент, содержательная часть обязательного экзамена должна быть тщательно продумана и подготовлена. Существует список из так называемых “самых трудных вопросов истории”, охватывающий период от Древнерусского государства до современной России. Мы сейчас по каждому из этих вопросов делаем брошюры для учителей.

Илья Демаков, учитель истории гимназии № 116 из Санкт-Петербурга, “Учитель года России-2017”:

— ЕГЭ — привычная форма активности и для ученика, и для учителя. В этом смысле сверхъестественной специфической нагрузки на систему образования новый обязательный экзамен не создаст. У меня как у предметника на этот счет другие опасения. Учителя истории почти всегда совмещают преподавание этого предмета с обществознанием. Так же, например, как учителя русского обычно ведут еще и литературу. Но разница положений здесь в том, что обществознание и так является самым выбираемым предметом на ЕГЭ — его пишут до 80% выпускников. Ту же литературу сдают единицы. На учителе математики никакой другой нагрузки обычно нет. Введение обязательного исторического ЕГЭ создаст уникальный объем нагрузки на учителя истории — ни один педагог не готовит к двум обязательным (или близким к тому) предметам.

Илья Казанцев, учитель истории, обществознания и права лицея № 4 города Пскова, призер конкурса “Учитель года России-2018”:

— Если вводить еще один обязательный ЕГЭ, то лучше по обществознанию — этот предмет в большей степени ориентирован на практику жизни, дает целостное понимание механизма функционирования и развития общества во всех сферах: экономической, политической, социальной, правовой и т.д. А ЕГЭ по истории в нынешнем виде очень специфичен и нужен далеко не всем выпускникам. Он востребован при поступлении на исторические и культурологические специальности, в некоторых военных вузах, в МГИМО. Но в целом для большинства ребят, особенно тех, кто делает упор на естественно-научные предметы, ЕГЭ по истории может стать лишней обузой. И разделение на “базу” и “профиль”, как это было с математикой, ситуацию не спасет. Тем более, что в 2022 году обязательным также станет экзамен по иностранному языку.

Конечно, учителям истории очень приятно, что их предмет выделили особо. Тем более, что сейчас меняются подходы к его преподаванию. Акцент делается не на трансляцию знаний, а на то, как эти знания применять, как искать информацию, анализировать, сопоставлять, подбирать аргументы. Многим школьникам это дается непросто: в истории, как известно, простых вопросов не бывает. Особенно трудными считаются темы революционного движения в России, революции 1905 года, 1917-го… Очень большой комплекс проблем связан с одной из самых патриотических тем — Великой ОтечественнойGhbG войной. С древней историей — тоже все непросто. История искусства (от зарождения зодчества на Руси до кубизма и соцреализма) — сложнейшая тема не только для школьников, но и для учителей, так как требует дополнительной подготовки.

Не важно, откуда происходят “ляпы” в ответах по истории — от лени, незнания или волнения. Ученик, путающий даты и имена, — это уже хрестоматийный образ. Важно понимать, что введение обязательного выпускного экзамена по истории само по себе вряд ли решит фундаментальные проблемы школьного гуманитарного образования.

Общество Образование ЕГЭ в России

Источник: rg.ru

smilefun.ru

Выпускники предпочли сдавать ЕГЭ по гуманитарным предметам — Российская газета

По данным опроса “РГ”, самым популярным предметом на ЕГЭ по выбору в этом году снова станет обществознание.

32 процента читателей “РГ” рассказали, что они сами или их дети будут сдавать этот предмет. Следом идет ЕГЭ по истории, который будут сдавать 25 процентов опрошенных. На третьем месте по популярности физика и литература – по 9 процентов, на четвертом – иностранные языки, затем идут география, информатика, биология и химия.

Что это значит? Снова большая часть выпускников хочет пойти в юристы и экономисты, но все больше тех, кого интересуют инженерные специальности. Есть устойчивый спрос на гуманитарные направления.

1 февраля выпускники закончили подавать заявления на сдачу ЕГЭ. Единый госэкзамен по математике и русскому языку – обязательные. Остальные ЕГЭ можно сдавать, а можно и не сдавать. Для получения аттестата математики и русского достаточно. А вот в вузах попросят принести результаты трех или даже четырех ЕГЭ.

Выпускникам надо понимать: чем больше дополнительных экзаменов на ЕГЭ они выбрали, тем выше шансы поступить в вузы. Дело в том, что по правилам минобрнауки университеты могут сами определять, какие ЕГЭ учитывать. В любом случае, это всегда русский язык, а вот остальной набор может меняться, даже если речь идет о сходных специальностях.

Чем больше ЕГЭ по выбору – тем выше шансы стать студентом

Допустим, вас интересуют психологические науки, и вы хотите пойти на психологию, клиническую психологию или психологию служебной деятельности. Обязательными ЕГЭ в любом вузе будут русский язык и биология. А вот каким будет третий ЕГЭ – решает сам университет. Где-то это может быть математика, где-то информатика или даже иностранный язык.

Если вы выбрали направления “социальная работа”, “организация работы с молодежью”, “история”, “религиоведение”, то придется принести ЕГЭ по русскому языку и истории – это однозначно, а третьим экзаменом могут быть обществознание, география, литература или иностранный язык.

С техническими дисциплинами – то же самое. Вы собрались подавать документы в вузы на специальности “математика”, “оптотехника”, “приборостроение”, “ядерная физика и технология”? Обязательно нужны будут ЕГЭ по русскому языку, математике. А третьим экзаменом могут быть физика, химия, информатика или иностранный язык. Это уж как решит вуз.

Если вы написали заявления на дополнительные ЕГЭ по физике и информатике (плюс у вас есть два обязательных ЕГЭ по русскому и профильной математике), сможете выбирать почти из 80 разных направлений! И это не только традиционные математика и физика. Но еще и, например, “агроинженерия”, “нефтегазовое дело”, “стандартизация и метрология”, “инноватика”, “мехатроника и робототехника” и другие. С одним дополнительным ЕГЭ выбор меньше.

Тем, кто хочет сдавать ЕГЭ по обществознанию и истории, можно поступать на два-три десятка специальностей. Это в числе прочих “философия”, “политология”, “юриспруденция”, “международные отношения”, “религиоведение”, “издательское дело”, “социология”, “экономика”, “менеджмент”.

Где пригодится ЕГЭ по литературе? Абсолютно точно – во всех вузах на специальностях “журналистика”, “филология”, “телевидение”, “театроведение”, “музыковедение”, “медиакоммуникации”.

В вузах с 2018 года появилась специальность – “судебная и прокурорская деятельность”, которая отделена от похожего направления “правоохранительная деятельность”. Во всех университетах на эти специальности вас попросят принести ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, а вот третьим экзаменом могут быть история, информатика или иностранный язык. Уточнять информацию надо на сайте каждого конкретного вуза.

Еще одна новость для абитуриентов: с этого года могут измениться правила набора целевиков. Минобрнауки подготовило поправки в законодательство. Студент-целевик будет обязан освоить образовательную программу, иными словами, отчисление за двойки может являться условием для штрафов. На предприятии, которое направило студента на учебу, придется отработать не менее трех лет, а если работодатель не сможет обеспечить молодого сотрудника работой, то заплатит штраф сам – трехкратный размер среднего заработка в этом регионе.

От первого лица

Ольга Васильева, министр образования и науки России

– Система государственной итоговой аттестации, включая ЕГЭ, стала понятной, прозрачной и больше не нуждается в каких-либо кардинальных изменениях. Главная задача сейчас – избежать натаскивания по конкретным предметам.

Конкретно

Самые частые ошибки на ЕГЭ по выбору

Обществознание: ученики плохо знают раздел “политика”, не понимают разницы между правительством и Госдумой с Советом Федерации. Самыми сложными вопросами на ЕГЭ в 2017 году оказались те, где надо было раскрыть смысл понятия или найти обобщающее понятие. Например, выпускникам предлагается найти такое понятие для слов “прибыль, доход, заработная плата, процент, рента”. Правильный ответ “доход” не смогли дать 60 процентов.

История: не такой уж простой экзамен. В прошлом году 8 процентов получили “двойки”, а годом раньше таких было 16 процентов! Слабые места – ХХ век, в том числе Великая Отечественная война, чтение карт, вопросы, связанные с общим культурным уровнем. Допустим, не все знают, кто написал “Тихий Дон” и “Один день Ивана Денисовича”.

Физика: с прошлого года задания первой части ЕГЭ изменились. Эксперты убрали вопросы с выбором ответа и заменили их заданиями с кратным ответом. Сложнее всего даются ученикам темы, связанные с квантовой физикой и электродинамикой, школьники довольно прилично знают теорию, но не умеют решать задачи.

Литература: самое трудное для выпускников – определить род или жанр литературного произведения, литературные направления и течения, дать анализ лирики.Итоги прошлого года показали, что ученики плохо знают лирику Пушкина и Лермонтова, 42 процента не смогли назвать главного героя гоголевского “Ревизора”. Многие не знают содержание романа Гончарова “Обломов”. С Толстым – беда. Из тех, кто писал сочинение по “Войне и миру”, ни один не сумел набрать максимального балла.

Пять вопросов о поступлении

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Надо ли при поступлении в МГУ сдавать дополнительное вступительное испытание победителям и призерам олимпиад школьников?

– Нет, они поступают без экзаменов, по тому профилю, по которому стали победителями или призерами олимпиад. Но надо набрать на ЕГЭ не меньше 75 баллов по этому предмету.

Как влияют результаты ОГЭ в девятом классе на поступление?

– Результаты ОГЭ не учитываются, для поступления надо иметь результаты единого госэкзамена в 11-м классе.

Нужен ли ЕГЭ по английскому языку для поступления на юридический факультет?

– Нет, не нужен. При поступлении на юрфак надо будет принести ЕГЭ по истории, обществознанию, русскому языку и сдать дополнительное вступительное испытание по обществознанию. Проходной балл в прошлом году на юрфаке на бюджетном отделении был 347 баллов за четыре экзамена.

Когда будет известно расписание дополнительного вступительного испытания по химии?

– Дополнительные вступительные испытания есть на всех факультетах МГУ. Расписание будет объявлено на сайте не позднее 1 июня.

Хочу подать документы на факультеты МГУ, где есть дополнительный экзамен по истории. Сколько раз придется сдавать историю – один или на каждый факультет по отдельности?

– Нет, сдавать экзамен вам придется один раз, а мы уже потом будем смотреть на результаты применительно для тех факультетов, куда вы подали документы.

Можно будет перевестись с бюджета в МГУ на бюджет в филиал МГУ в Севастополе?

– Да, при определенных условиях такая возможность есть. В филиале открыто 10 направлений подготовки, например, психология, биология, физика, география, прикладная математика и информатика.

Инфографика “РГ”: Леонид Кулешов/Ирина Ивойлова

rg.ru

история, иностранный, физика, литература… Что дальше?

К обязательным ЕГЭ по русскому языку и математике планируют добавить историю, иностранный язык и даже литературу с физикой. Министр образования Д. Ливанов заявил, что в скором времени Минобрнауки рассмотрит возможность введения обязательного ЕГЭ по истории. По его словам, введение обязательной сдачи единого государственного экзамена по истории возможно, но необходимо обсудить целесообразность данной идеи. Министр также добавил, что с 2020 года появится еще один обязательный экзамен – по иностранному языку.

Сделать экзамен по истории обязательным предложила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. С этой идеей она намерена обратиться в Министерство образования. Матвиенко обращает внимание на то, что данная задумка поможет сохранить «единое культурно-историческое пространство страны»; только знатока истории можно назвать интеллигентным и образованным человеком.
Она отмечает:
«Появилась реальная опасность возникновения разрыва в памяти поколений. Мы намерены предложить Министерству образования ввести в разряд обязательных ЕГЭ предмет «История России», а может, и более широкий — с элементами зарубежной истории, помогающий понять место нашей страны в современном мире. История — больше, чем обычный школьный предмет. Это важная часть воспитания, источник патриотизма, любви к Отечеству. Подчеркну, жизненный успех молодого человека, динамичная карьера, признание современников и даже полноценное человеческое счастье невозможны, по моему мнению, без глубинного понимания истории родной страны».

Её поддерживает и министр культуры РФ Владимир Мединский, который предлагает изменить форму экзамена – проводить экзамен как в письменной, так и в устной форме. В то же время, ректор РГГУ Ефим Пивовар отмечает: «ЕГЭ – это форма контроля. Почему в нём что-то обязательно, а что-то нет? Давно надо было сделать ВСЁ обязательным».

Андрей Фурсенко, помощник президента РФ, экс-министр образования и науки, полагает, что необходимо оценить готовность системы ЕГЭ к увеличению числа обязательных предметов. Главное – всё правильно организовать:
«Если процедура будет рационально организована, то это не приведёт к резкому увеличению психологической нагрузки на школьников. Министерство сейчас всерьез занимается проблемой увеличения числа обязательных экзаменов».

Также Фурсенко в качестве «очень серьезных пожеланий» предлагает добавить к обязательным экзаменам физику и, безусловно, иностранный язык.
«Возможно, какие-то экзамены следует разнести по времени, ведь нигде не написано, что все экзамены должны сдаваться после 11 класса. Например, часть экзаменов можно сдавать после 10 класса. По-моему, в этом нет ничего плохого», – отметил Фурсенко.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию О. Смолин прокомментировал инициативу:
«Во-первых, в свое время мы сдавали семь обязательных экзаменов, включая историю и обществознание. Во-вторых, изучение истории крайне важно, и экзамен по данному предмету был бы весьма полезен. В-третьих, ЕГЭ – недопустимая форма для экзамена по истории.

С помощью ЕГЭ проверяются память и эрудиция, в минимальной степени — понимание исторического процесса и в никакой степени — отношение человека к истории своей страны. Поэтому экзамен по истории нужно проводить либо в устной форме, либо как минимум с элементом устного экзамена, чтобы, как сказал бы Петр Первый, “дурь каждого видна была”.

Мы все время говорим о перегрузках детей, но если вводить один дополнительный экзамен, я бы рекомендовал добавить не историю, а литературу. Как и история, русская литература воспитывает любовь к своей стране, дает понимание культуры своей страны. Но сверх всего прочего литература — это предмет, который влияет непосредственно на эмоциональную сферу ребенка, это “воспитание души”. Возможно, лучше всего было бы ввести и историю, и литературу. Опять же литературу ни в коем случае не в формате ЕГЭ».

Тем временем, разворачивается активная дискуссия о создании единого современного учебника по истории. Конкурс на написание нового учебника будет объявлен в ноябре. Отсутствие единого учебника наводит на предположение, что в 2014 году введение обязательного экзамена по истории маловероятно. Более того, эта идея должна быть хорошо продумана, закреплена в образовательном стандарте и вынесена на общественное обсуждение (которое должно проходить не менее 2,5 месяцев).

Обязательные предметы ЕГЭ:
● Русский язык.
● Математика.
● Иностранный язык (с 2020 г.) + устная часть (ближайшие годы). Вероятность: 80%.
● История (ближайшие годы). Вероятность: 30%.
● Литература. Вероятность: 5%.
● Физика. Вероятность: 3%.

xn--80aff1fya.xn--p1ai

История может стать обязательной на ЕГЭ — Российская газета

Десять лет назад был подписал указ, по которому с 2009 года ЕГЭ стал обязательным для всех экзаменом, который одновременно является и выпускным из школы, и вступительным для вузов. До этого времени шла его апробация в регионах. Почему споры вокруг ЕГЭ не утихают? Какие еще предметы могут стать обязательными? Надо ли делить русский язык на базу и профиль? Об этом рассказывает научный руководитель центра мониторинга качества образования ВШЭ,  экс-глава Рособрнадзора (2004-2008) Виктор Болотов.

Виктор Александрович, вы были одним из тех, кто стоял у истоков ЕГЭ. Прошло десять лет,  споры вокруг ЕГЭ не утихают. Почему  экзамен стал таким скандальным?

Виктор Болотов: В то время мы совершили большую ошибку и очень мало времени уделяли работе с общественностью. Нужно было работать не столько с профессиональным сообществом, сколько с общественным мнением. Надо было показывать ребят из глубинки, которые выиграли от ЕГЭ и смогли поступить в хорошие вузы. Такие студентов было много. Мы с ними встречались, но, к сожалению, мало пиарили их. Вторая ошибка, которая допускается и сейчас: тесты многие воспринимают как вопросы с выбором ответов, что совершенно не соответствует действительности. Тесты – более сложная конструкция.

Но мы тогда делали ЕГЭ, и нам некогда было заниматься популяризацией и разъяснять азы тестологии.

Несколько первых лет с ЕГЭ была жуткая неразбериха. Знаю выпускников, у которых физики в 11-м классе вообще не было, эти часы отдали на подготовку к ЕГЭ по иностранному. Можно было всего этого избежать?

Виктор Болотов: ЕГЭ больше пяти лет шел как эксперимент. И в первые годы каждый регион, каждый вуз имели право выбирать ЕГЭ. Для эксперимента это лучшая стратегия. Была очень большая дискуссия в профессиональном сообществе по поводу обязательных предметов, изучался зарубежный опыт. С русским языком и математикой все ясно. Родной язык и математика есть во всех странах. Но шло много разговоров про историю, физику. Мы прекрасно понимали, что если физику сделать обязательным предметом и ставить оценки без натяжек, то большая часть выпускников не сумеет получить аттестат. Мы не рискнули вводить другие предметы, кроме русского языка и математики, именно из-за социального фактора.

Может, пяти лет для эксперимента было все же мало?

Виктор Болотов: Почти все регионы сказали, что модель ЕГЭ они отработали. Не вошли в эксперимент только Чечня и Москва. Чечня – по соображениям безопасности, в те годы были сложности, а в Москве многие родителей боялись, что после ЕГЭ в столицу “понаедут” иногородние студенты и займут все места в вузах.

Я бы дал право регионам решать, проводить ЕГЭ по иностранному или нет…

Так ведь так и вышло!

Виктор Болотов: В советские времена в ведущих московских и ленинградских  вузах было не меньше 75 процентов приезжих. Сегодня половина и это связано не с низкими баллами ЕГЭ иногородних студентов, а с высокой стоимостью жизни, наличием мест в общежитиях. Москвичи и питерцы имеют большие преимущества по сравнению с ребятами из регионов. Им не надо платить за жилье, у них рядом родители.

Через три года обязательным станет ЕГЭ по иностранному языку. Получается, в отличие от физики и истории его могут все выучить?

Виктор Болотов: Я бы дал регионам право решать, проводить ЕГЭ по иностранному или нет. В некоторых южных регионах и в Сибири вводить обязательный экзамен по иностранному языку – значит врать или ставить пороговый балл только за то, что человек сказал по-английски  или по-немецки как его зовут.

Когда проверяют умение учителей сдавать ЕГЭ, одна из самых сложных категорий – преподаватели иностранных языков. При этом есть регионы, где английский язык становится нормой. В их числе Москва, Санкт-Петербург.

Какой предмет, вслед за иностранными языками, может стать обязательным на ЕГЭ?

Виктор Болотов: Мне кажется, это могли бы быть естествознание и история. Подчеркну, не физика, химия или биология, а естествознание. Не надо лезть в тонкости, требовать, чтобы дети знали наизусть число Авогадро или число пи и десять знаков после запятой. Но иметь представление о естественно-научной картине мира у школьников должно быть. Это посильная задача. История России, мира тоже нужна на базовом уровне.

Базовый и профильный экзамен – наше изобретение или такой опыт в мире есть?

Виктор Болотов: Деление на уровни есть почти везде. В Великобритании, допустим, экзамен делится на три уровня – A, B, C. О том, что будущему физику и гуманитарию нужна математика разного уровня, говорили еще в советские времена. То, что ЕГЭ по русскому языку тоже должен быть  разделен на базу и профиль, очевидно. Не думаю, что надо проводить в 11-м классе устный экзамен, но в 9-м классе это сделать можно.

Может ли быть, что через 10-15 лет ЕГЭ отменят?

Виктор Болотов: Нет. Во всех странах мира есть те, кто критикует национальные экзамены. Иногда критика бывает по делу. У нас серьезная проблема в том, что задания экзамена ориентированы на предмет, а в мире во главе угла уже стоят умения и компетенции. Мало знать теорему Пифагора, надо уметь высчитать самый короткий путь к школе. А это ЕГЭ пока не проверяет.

rg.ru

ЕГЭ попал в историю. Выпускники будут сдавать три обязательных предмета

В 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным. Учителя опасаются, что нагрузка на выпускников при этом сильно возрастет.

Без глупых вопросов

О том, что история станет обязательным выпускным экзаменом через три года, заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. По ее словам, без знания истории невозможно двигаться дальше, при этом достаточно хорошо этот предмет не знают ни школьники, ни студенты.

В Рособрнадзоре уже готовы организовывать еще один обязательный экзамен. Но в каком именно формате он будет проходить, пока не оглашается. Мнения же южноуральских учителей по этому поводу разделились. Часть из них уверена, что знание отечественной истории должно быть элементом культуры каждого гражданина России.

— Если будет базовый уровень экзамена и профильный, то, конечно, я «за» нововведение, — рассуждает учитель истории и обществознания школы № 7 Копейска, «Учитель года‑2016» Оксана Саратовкина. — Во-первых, в советские времена я сдавала восемь экзаменов и ничего, выдержала. Во-вторых, тогда не будет вопросов типа «а может, надо было сдать Ленинград немцам?». Вопрос, кстати, задан журналистом, который, видимо, не знает о плане «Ост», по которому тех советских людей, которые непригодны для рабских работ, надо было уничтожить в концлагерях, так что вопрос сдачи города глупый. В-третьих, история позволяет воспитать патриотов. В-четвертых, в условиях искажения истории в странах Европы и Америки знание предмета позволит выпускникам критически относиться к поступающей из разных источников информации. А учитель, если будет знать заранее о введении нового обязательного экзамена, то и детей подготовит. Я вот уже начала готовить.

Идем на выставки

Другая же половина педагогического сообщества опасается, что при введении нового обязательного экзамена и без того высокая нагрузка на выпускников школ возрастет в разы.

— Важность истории не вызывает сомнения, однако уровень российского образования по истории недостаточно высокий, — считает учитель истории и обществознания гимназии № 80, победитель конкурса лучших учителей РФ (грант президента РФ 2009 года) Ольга Кащеева. — Можно взглянуть на динамику среднего балла ЕГЭ: два года назад он составлял 47 баллов по стране, а это практически минимум, который необходимо набрать, чтобы получить сертификат по нашему предмету. Но этот экзамен был необязательный, и выбирали его ученики, которым не просто интересна история, а для которых она определенным образом влияет на выбор будущей профессиональной деятельности. И вот это уже повод задуматься… Да, Челябинская область и город Челябинск всегда показывают результаты выше средних по стране, это, конечно, радует, потому что уровень преподавания истории остается стабильно высоким. Возможно, будет рассмотрен вариант того, что у выпускников, ориентированных на более высокий, углубленный уровень изучения, появится возможность сдавать профильный экзамен, остальные же смогут повысить свой общекультурный уровень, выбрав базовый уровень экзамена.

По словам Ольги Кащеевой, чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории, недостаточно просто выучить даты и факты. Гораздо важнее, чтобы выпускники школ могли выстраивать причинно-следственные связи, тем самым осмысляя основные исторические процессы.

— Сейчас принят базовый документ в области исторического образования (историко-культурный стандарт), который определяет основные вопросы, даты и персоналии по истории, но педагоги отмечают явный перегруз этого документа. Что касается спорных, дискуссионных вопросов, то они, конечно, определены стандартом. Однако и здесь важен личностный фактор, чтобы донести до ребят не только общепринятые точки зрения на исторические процессы, но и помочь им сформировать собственное отношение к трудным вопросам по истории. Важно, чтобы мнение это не было под властью сиюминутной конъюнктурной позиции или сомнительной исторической научной школы, — считает Ольга Кащеева. — А вообще нагрузка на учителя истории всегда была и останется большой. Но помимо уроков, олимпиад, конкурсов, проектов, порой есть желание просто почитать с ребятами интересную книгу по истории, посмотреть фильм и обсудить его, сходить на выставку. И, наверное, интерес к истории возникает именно в такие моменты.

up74.ru

Нововведение в ЕГЭ: история и география могут стать обязательными предметами | Новости Оренбурга

История может стать еще одним обязательным предметом на ЕГЭ. Его планируют ввести уже в следующем году.

Известно точно, что в число обязательных могут попасть и другие науки, об этом сегодня рассказал Вячеслав Лабузов. Министр образования области также отметил, что 2017 год для школьников будет весьма интересным. Нововведения, которые появятся, обещают не только повысить уровень знаний учеников, но и сделать сам механизм проверки более прозрачным и менее стрессовым.

Прежде всего изменения касаются литературы — экзамен будет творческий. 

А это значит, что ЕГЭ по литературе лишится тестов. Школьникам в следующем году не придется угадывать ответы, теперь учителя будут оценивать знания по творческим способностям. Это коснется и ряда других предметов, которые изберут школьники в качестве экзамена.  

Вячеслав Лабузов, министр образования Оренбургской области:

Будут серьезные изменения, в части вопросов, которые тоже были на угадайку рассчитаны в биологии, химии, информационно-коммуникационных технологиях, но, я думаю, с течением времени – двух, трех лет, заговорят о введении ещё одного обязательного экзамена по истории России.

Но об этом уже заговорили сейчас. Многие эксперты считают, что именно история, помимо математики и русского языка, должна стать обязательным предметом на ЕГЭ, этого придерживается и Вячеслав Лабузов. Министр образования не скрывает, историю школьники знают слабовато, а потому намерены сложившуюся тенденцию менять. Для этого в области уже который год специальную подготовку проходят учителя. Особое внимание также иностранному языку.

Вячеслав Лабузов, министр образования Оренбургской области:

Мы обеспокоены ситуацией в иноязычном образовании, не будем забывать, что 2022 год станет переломным, будет введен экзамен по иностранному языку, соответственно, к нему надо готовится.

Ещё в регионе появится центр наблюдения по ЕГЭ, а контрольно-измерительные материалы будут сканировать и передавать, не выходя из пунктов проведения экзаменов: для этого их оснастят специальным оборудованием. С его закупкой поможет федеральный центр. В планах Лабузова также и расставание с рядом учителей, которые, по его мнению, допускали ошибки при проверке КИМов. Завышали либо занижали результаты.

Вячеслав Лабузов, министр образования Оренбургской области:

Я поставил задачу, каждую группу учителей, работающих на проверке КИМов, проучить заранее и очень тщательно, весной мы проведем соответствующее собеседование с этой категорией.

И сегодня стало известно, что в качестве обязательного экзамена в следующем году может стать также география. Идею учителей на втором всероссийском съезде географов поддержала министр образования и науки Ольга Васильева. По её словам, сдавать этот предмет должны выпускники 9 и 11 классов. Она указала, что нужно работать над качеством оснащения кабинетов географии, чтобы у учителей были все необходимые инструменты.

56nv.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *