Будет ли обязательным егэ по истории – Это правда, что в 2020 году ЕГЭ будет состоять из четырех обязательных экзаменов и из двух по выбору?

Содержание

Не сделать ли ЕГЭ по истории обязательным?

Фото: lermontovka-spb.ru

Отметим важную особенность действий Министерства просвещения: нам сообщают не о принятом решении, а об идее, о возможных перспективах, давая, тем самым, возможность обсудить и высказаться. Для взвешенного решения это, на мой взгляд, оптимальная управленческая тактика.

Сама по себе идея благая: сформировать общий для всех граждан культурно-исторический код и набор понятий, достаточный для взаимопонимания, трактовки причинно-следственных связей, наконец, коллективной ответственности за происшедшее и происходящее.

Но для решения такой задачи требуется иной подход к самому экзамену, к его содержанию и предметности.

Потому что если содержание этого экзамена сохранится в нынешнем виде, то неизбежно случится то, чего допустить нельзя ни в коем случае: у подрастающего поколения сформируется чувство ненависти к этому предмету, а учитывая психологические особенности восприятия, произойдет перенос с учебного предмета на исторические реальности. Что, в свою очередь, может вызвать и какие-то открытые протестные акции.

Вряд ли такую задачу ставят перед собой инициаторы обязательного экзамена по истории, поэтому необходимо критично проанализировать действующий подход к экзамену по истории.

Вы знакомы с типовыми экзаменационными вариантами по этому гибридному (отечественно-европейскому) курсу? Очень советую полистать. Но не затем, чтобы попытаться ответить на сотни вопросов по датам и событиям минувшего тысячелетия, а чтобы задуматься: этот экзамен – зачем? Или, если угодно, – для кого и с какой целью?

Нынешний вариант предназначен для отбора выпускников, стремящихся сделать историю либо своей профессией, либо частью своей профессии; они выбирают этот экзамен, потому что он включен в обязательный набор для поступления в выбранные ими вузы.

Его сдает только старшеклассник, намеренный продолжить образование по специальности, требующей соответствующего ЕГЭ-шного сертификата (не стану говорить здесь о справедливо критикуемой искусственности и схоластичности предлагаемых экзаменационных заданий). Но именно эта ярко выраженная «адресность» и делает нынешний ЕГЭ по истории совершенно неприемлемым в качестве обязательного испытания для всех выпускников школы: это будет откровенным игнорированием их уже определившихся направлений профессиональной ориентации. Для них такой экзамен не просто избыточен – он бессмыслен, а потому психологически и ментально неприемлем.

Поэтому нужно прежде всего определиться с целеполаганием самой идеи и с теми основаниями, из которых выводится необходимость сдачи выпускниками некоего «тотального исторического экзамена» за 1300 лет (еще раз замечу, что в ЕГЭ речь идет не только об отечественных, но и о синхронных европейских событиях начиная со Средних веков).

Так вот: сколько я ни пытался, никакого государственного целеполагания из содержания типовых экзаменационных вариантов вывести не смог. Предлагаемые здесь задания однозначно свидетельствуют, что их авторы – традиционные историки-методисты, худо-бедно решавшие свою извечную, но существенно усложненную задачу: найти максимально формализуемые формы и способы (по возможности их разнообразив) проверки школьных знаний для отсева недостаточно подготовленных к дальнейшему изучению истории.

Но именно поэтому нынешний ЕГЭ по истории обязательным стать не может: ведь он по своей природе есть не что иное, как просто вступительный экзамен для учреждений строго определенного (и численно отнюдь не доминирующего) спектра профессионального образования. Поскольку же львиная доля выпускников на эти специальности идти не собирается, без труда можно представить, что начнется, если потенциальных «естественников» и «технарей» будут заставлять запоминать ради одного-единственного дня сотни совершенно им не нужных и не интересных дат, имен и событий!

Впрочем, гораздо важнее другой вопрос: зачем обществу и государству нужна такая всеобщая проверочная работа… на что?

Если на гражданскую зрелость, то это уж точно не про отсев знатоков.

Нужно определиться относительно компетентностей, которыми должны обладать все без исключения юные граждане, но в наличии или достаточной развитости которых государство не уверено, а считает их чрезвычайно важными для себя. Хотелось бы поскорее узнать эти не известные до сих пор дефициты школьного исторического образования.

Потому что, как известно,

«…Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека,

Залог величия его».

Самостоянье и величие, а не сертификат ЕГЭ.

vogazeta.ru

Есть ли обязательный экзамен по истории 2019




Обязательный экзамен по истории 2019

​Единый государственный экзамен по истории станет обязательным для выпускников средней школы в 2020 году. Такое заявление сделала министр образования и науки России Ольга Васильева во время лекции «Роль и место науки и образования в сегодняшней России. Вызовы и перспективы» в Военной академии Генштаба ВВС России, передает «РИА Новости».

«В 2020 году вся страна будет сдавать историю. Потому что без знания истории невозможно двигаться дальше», — сказала Васильева.

О том, что ЕГЭ по истории должен войти в список обязательных, Васильева впервые заявила 20 февраля 2017 года. «Вот я, как историк прежде всего, убеждена, что он должен быть обязателен», — сказала она. По мнению министра, не может «человек, пройдя 11-летнее обучение, не знать своей истории». Тогда же Васильева сообщила, что новые учебники истории поступят почти во все регионы в 2017/18 учебном году.

Через неделю руководитель пресс-службы Минобрнауки Андрей Емельянов рассказал, что «готового механизма» о введении обязательного единого госэкзамена по истории России пока нет, а сам вопрос еще требует обсуждения.

Васильева, комментируя свою инициативу во время Российского инвестиционного форума в Сочи в разговоре с корреспондентом РБК, сказала, что считает, что введение нового обязательного экзамена произойдет «не раньше 2020 года». Тогда же она заявила, что Минобрнауки «прислушивается к общественному мнению» по поводу введения географии в качестве обязательного предмета во время г​осударственной итоговой аттестации (ГИА), которую проходят школьники после 9-го класса. По словам министра, многие родители выступают за введение экзамена по географии. «Мое глубочайшее убеждение: без знания родного языка, иностранного, математики, литературы, истории и географии человек не сможет жить, неважно, какое дальше он направление деятельности выберет», — заметила тогда Васильева.

История ​ станет третьим обязательным предметом для выпускников. Сейчас в качестве обязательных предметов во время единого государственного экзамена российские школьники сдают русский язык и математику.

Обязательный экзамен по истории 2019


Обязательный экзамен по истории 2019 ​Единый государственный экзамен по истории станет обязательным для выпускников средней школы в 2020 году. Такое заявление сделала министр образования и науки
Теги: #Обязательный экзамен по истории 2019

Источник: www.rbc.ru

С 2019 года в России будет обязательный устный экзамен по русскому языку

С 2019 года в России будет введен обязательный устный экзамен по русскому языку для девятиклассников. Об этом сегодня, 17 октября, заявил глава Рособрнадзора

Сергей Кравцов на всероссийской встрече с родителями.

Глава ведомства подчеркнул, что это не серьезное изменение, а эволюция экзамена. «В этом году мы будем как апробацию проводить устный экзамен по русскому языку, в ней будут участвовать все регионы. Это первый шаг к тому, чтобы устный экзамен был не только по иностранному языку», — сообщил он.

Пока экзамен будет проводиться для допуска учеников 9 класса к ГИА. «Мы понимаем, что такой устный экзамен — устное собеседование — нужно вводить, потому что это позволяет развивать устную речь, русский язык, литературу. Поэтому, скорее всего, такой допуск как штатный режим будет введен с 2019 года», — отметил Кравцов.

Оценивать учеников будут экзаменаторы непосредственно во время собеседования по разработанным критериям, учитывающим соблюдение норм современного русского языка. Выпускники девятых классов будут проходить собеседование в своих школах, оценка будет ставиться по системе «зачет/незачет».

В этом году участие регионов в апробации новой модели добровольное, результаты собеседования не повлияют на допуск к ГИА в 2018 году.

Как сообщало EADaily, в некоторых национальных республиках, в частности, в Татарстане, родители на протяжении последних 10−15 лет вынуждены нанимать репетиторов для обучения русскому языку, поскольку в школах преподавание русского ведется по программе для национальных школ, а половину «языковых часов» занимает принудительное обучение татарскому. Президент России Владимир Путин дал поручение Генпрокуратуре и Рособрнадзору выявить факты принудительного обучения нацязыкам, однако в руководстве Татарстана не спешат отменять «принудиловку», ссылаясь на конституцию своей республики.

С 2019 года в России будет обязательный устный экзамен по русскому языку


С 2019 года в России будет введен обязательный устный экзамен по русскому языку для девятиклассников. Об этом сегодня, 17 октября, заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на всероссийской встрече с родителями.
Теги: #Обязательный экзамен по истории 2019

Источник: eadaily.com

Какой третий экзамен станет обязательным на ЕГЭ?

Выпускные классы — время усиленной подготовки к экзаменам. Два обязательных, чтобы получить аттестат, и ещё два на выбор, если вы намерены поступить в вуз. Однако уже в ближайшем будущем выпускников ждут существенные перемены: количество обязательных экзаменов может увеличиться до трёх.

Пока что это всего лишь предположения, и какой предмет может попасть в перечень обязательных — остаётся загадкой. Однако разговоры об этом в Министерстве образования ходят уже давно. Мы расскажем вам, на какой предмет следует подналечь выпускникам в ближайшее время.

Бывший министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов выдвинул историю в качестве обязательного ЕГЭ в 2015 году. Недавно за такую же инициативу выступили председатели Российской академии наук. Они считают, что современные выпускники не обладают необходимым знанием истории страны, путают Кутузова и Жукова, зазубривают даты, но не видят картины в целом. Эксперты также обеспокоены, что у подрастающего поколения попросту нет духа патриотизма, и многие таланты готовы покидать Россию при любой возможности.

Ориентировочно, первый обязательный экзамен по истории будет состоится в 2018 или 2019 году. Не надейтесь на случай: год углубленной подготовки — необходимый минимум для такого сложного предмета, как история.

Игра престолов успешного школьника

Иностранный язык

Дмитрий Ливанов предложил иностранный язык в качестве обязательного предмета ещё в 2014 году. Кстати, именно тогда бывший министр образования прочил разделение математики на базовый и профильный уровни, так что в такое новшество вполне можно верить. Ливанов отметил, что углубленное знание языков — это необходимость в современном обществе.

Нововведение, впрочем, не станет неожиданностью для школьников. Сегодня не все школы готовы дать ученикам необходимый для ЕГЭ уровень знаний. К тому же, если ученик заинтересован в изучении, например, китайского, то ему придётся сменить приоритеты, ведь ЕГЭ по этому языку не предусмотрен в принципе. Поэтому перед введением нового обязательного экзамена будет организована важная реформа образовательной программы с упором на иностранные языки.

Таким образом, ЕГЭ по английскому станет обязательным не ранее 2022 года. Однако не стоит игнорировать тот факт, что любой иностранный язык требует комплексной подготовки, и уделить ему внимание стоит как можно раньше.

Лев Толстой знал более 15 языков. Без гугл-переводчика.

Л итература

По мнению главы Минкультуры, Владимира Мединского, гуманитарным предметам в современных школах уделяют крайне мало внимания, из-за чего у выпускника остаются большие пробелы в знаниях. Восполнить пробелы министр предложил, выдвинув литературу в качестве обязательного экзамена.

Начать восполнять пробелы можно и нужно уже сейчас: как и в случае с историей, литература предположительно войдёт в список обязательных экзаменов в 2018 или 2019 году — у вас есть все шансы успеть перечитать всю школьную программу.

В 2015-ом году ректоры некоторых крупных российских вузов, а также глава Ростехнологий Сергей Чемезов выразили опасения по поводу острой нехватки инженеров-специалистов в стране. Они обратились к президенту с просьбой сделать экзамен по физике обязательным.

К экзамену по физике готов!

Недавно состоялся всероссийский съезд учителей географии, где педагоги выступили с просьбой включить предмет в список обязательных на ЕГЭ. По их мнению, современные ученики не ориентируются в предмете, а сама география не занимает должное место в современной системе образования.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева одобрила такое решение. По её мнению, обязательный ЕГЭ по географии — хорошая идея, но она требует детального обсуждения, в том числе и с финансовой стороны.

Шансы на то, что география пополнит список обязательных экзаменов в ближайшем будущем, довольно малы. Статистика говорит, что немногие ученики готовы к ЕГЭ по предмету: в этом году на экзамен записались всего 4% от всех абитуриентов. Поэтому пренебрегать подготовкой к географии ни в коем случае не стоит.

Ирак сменил Айзербаджан, Иран подвинул Грузию, а Швейцария граничит с Таджикистаном — у современных школьников свой взгляд на мир.

Как подготовиться ко всем экзаменам

Что, если вы готовились к определённому набору экзаменов, но решением Минобрнауки будет введён ещё один обязательный предмет? Что делать, чтобы нововведения не застали врасплох?

Lancman School предлагает решение: курсы подготовки к экзаменам помогут освоить предмет и приобрести необходимые для сдачи ЕГЭ знания. Все репетиторы под одной крышей — мы готовим к ЕГЭ по всем предметам, и составляем индивидуальное расписание для вашего удобства. Наши ученики повышают свой уровень знаний на 37 баллов в среднем — каким неожиданным бы не был новый обязательный экзамен, вы не получите неудовлетворительный балл.

Вы должны уделять больше внимания основным предметам, но и не запускать остальные. Равномерное распределение времени в учёбе поможет подготовиться к любым переменам.

Какой третий экзамен станет обязательным на ЕГЭ?


Выпускные классы — время усиленной подготовки к ЕГЭ. Два обязательных, чтобы получить аттестат, и ещё два на выбор, если вы намерены поступить в вуз. Однако уже в ближайшем будущем…
Теги: #Обязательный экзамен по истории 2019

Источник: ls.msk.ru

ЕГЭ в 2018 году: обязательные предметы и изменения

Впервые Единый Государственный Экзамен для проверки знаний школьников был использован более пятнадцати лет назад, но обязательным для всех стал лишь в далёком 2009 году. Каждый год правила его проведения меняются и усовершенствуются, что заставляет нервничать детей и их родителей. Поговорим же подробнее про Егэ 2018 изменения.

Стоит ли ждать отмены ЕГЭ?

Каждый год школьники с трепетом задаются этим вопросом. Сегодня можно однозначно ответить на этот вопрос – нет! И в ближайшее время таких радикальных изменений, как отмена ЕГЭ ждать не следует. В саму систему проведения и подготовки вложены колоссальные усилия и финансирование, что отменять его сейчас просто неразумно. Тем более, такой метод проверки знаний школьников показал себя с прекрасной стороны и стал универсальным, объективным и точным. Поэтому, хоть и количество последних изменений, проведённых бывшим министром образования, вызывает волну протестов среди учеников и родителей, говорить об отмене ЕГЭ бессмысленно. Ясно лишь то, что система будет и дальше меняться и усовершенствоваться.

Список обязательных предметов

Слухи об увеличении количества предметов для ЕГЭ увеличиваются, ходят они уже довольно давно. Бывший министр образования не однократно заявлял, что к 2018 году школьники будут сдавать экзамены по шести предметам: 4 обязательным и 2 на выбор. Однако нынешний министр замедлила темп реформирования системы ЕГЭ, но заметила, что, вероятно, третий обязательный предмет будет введён уже в 2018 году. Каким будет этот предмет — ещё не решено.

Приоритетным вариантом является история, в поддержку которой выступил даже президент. Вторым фаворитом в списке является обществознание. Статистика показала, что среди предметов по выбору – этот выпускники выбирают чаще всего. Третье место занимает физика. Поклонники технических вузов давно выступают за введение этого предмета, как обязательного. Однако среди точных наук физика является едва ли не самой сложной и даётся к изучению не многим. Вряд ли чиновники пойдут на такой неоправданный риск, но исключать этот вариант не стоит.

Точное количество экзаменов ЕГЭ и их состав будут известны во второй половине 2018 года. Однозначно известно, что математика и русский язык из списка обязательных экзаменов никуда не денутся.

Изменения в ЕГЭ

Глава министерства образования с вступлением в должность неоднократно заявляла, что процесс преобразования системы ЕГЭ продолжается, но будет осуществлен плавно и постепенно. Глобальных перемен в 2018 году навряд ли стоит ждать, но уже запланированные – состоятся.

Прежде всего, изменится экзамен по литературе – в нём появится размах для творчества. Будут убраны задания с кратким ответом и упрощён анализ произведения. Минимальный объём сочинения будет составлять 250 слов, а тему для сочинения теперь можно будет выбрать из четырёх или пяти.

Иностранный язык по-прежнему не будет добавлен к списку обязательных предметов вплоть до 2022 года, однако дискуссии о важности этого предмета ведутся не прекращаясь. В этом году ученики, решившие проверить свои лингвистические знания, могут выбрать один язык среди английского, немецкого, французского, испанского и китайского.

В школьников Крыма и Севастополя пока ещё остаётся возможность выбрать между ЕГЭ и обычными вступительными экзаменами в ВУЗ, но это последний год свободного выбора. С 2019 года ЕГЭ на этих территориях так же станет обязательным.

В 2018 году ЕГЭ однозначно не отменят. Наоборот, система будет продолжать меняться. Но о том, какие конкретно новшества ждут учеников на экзамене, утверждать пока никто не берётся. Ситуация прояснится лишь к концу 2017 года.

ЕГЭ в 2018 году: обязательные предметы и изменения


ЕГЭ в 2018 году: обязательные предметы и изменения Впервые Единый Государственный Экзамен для проверки знаний школьников был использован более пятнадцати лет назад, но обязательным для всех стал
Теги: #Обязательный экзамен по истории 2019

Источник: intellect-video.com

Самый подробный список изменений и новшеств в ЕГЭ-2018

В 2017 году ЕГЭ сдавали больше 700 000 человек. Это в два раза больше всех жителей Исландии! Будущие выпускники, а также учителя и родители с замиранием сердца ждут новостей об очередных изменениях в 2018 году

Выпускная кампания 2018 не стала исключением. Предлагаем подробно ознакомиться с тем, что нас ждёт уже в этом учебном году и пройтись по всем учебным предметам и рассказать максимально о каждом.

Итоговое сочинение, обязательный экзамен
1 сентября 2017 года министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ, праправнук Л. Н. Толстого, В. И. Толстой объявили пять тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

Верность и измена;
Равнодушие и отзывчивость;
Цели и средства;
Смелость и трусость;
Человек и общество.

Это примерные направления тем для итогового сочинения, конкретные формулировки выпускники узнают на самом экзамене. Оценивается работа как обычно — по системе «зачёт-незачёт», в качестве аргументов можно использовать литературные примеры как из школьной программы, так и не входящие в неё.

Состоится письменный экзамен 6 декабря 2017 года. В случае неудовлетворительного результата, переписать итоговое сочинение можно будет 7 февраля и 16 мая 2018 года. Обещают, что до 2019 года никаких серьёзных изменений итоговое сочинение не претерпит.

Русский язык, обязательный экзамен
Серьёзных новшеств в этом году нет. Однако надо знать, что есть изменения в системе оценивания экзаменационных заданий по русскому языку. Максимальный первичный балл теперь увеличен до 58 (раньше был 57). В основном изменения КИМов связаны с расширением языкового материала и спектром проверяемых умений, ввели отрывок стихотворного текста.

Устную часть в ЕГЭ по русскому языку в 2018 году выпускники не будут сдавать точно. Апробация этого экзамена пройдёт в девятых классах в трёх регионах РФ: Чеченской Республике, Республике Татарстан и Московской области.

Математика, обязательный экзамен, есть базовый и профильный уровни
Изменений нет. Слава богу пока больше ничего нового не намудрили. Базовый и профильный уровни сохраняются. Определиться с выбором необходимо до 1 февраля 2018 года. Количество заданий, критерии оценивания — всё, как в прошлом году.

Литература, профильный экзамен по выбору
Здесь очень много изменений. Разработчики наконец-то услышали критику и начали вносить изменения. Однако до идеала пока далеко.

По статистике ЕГЭ по литературе выбирают лишь 5% выпускников, но это не повод считать, что с контрольно-измерительными материалами не надо предметно работать их разработчикам. Хочется, чтобы высокие баллы за ЕГЭ по литературе не приравнивались к настоящему ордену мужества.

В ЕГЭ по литературе 2018 уточнены требования к выполнению двух заданий и введена четвёртая тема сочинения. Максимальный первичный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 (целых 15 баллов прибавилось), а это значит, что сильно изменились критерии оценивания. Полностью переработаны эти критерии в заданиях с развернутым ответом 8, 9, 15 и 16. В заданиях 9 и 16 теперь не надо будет обязательно обосновывать выбор примера для сопоставления. Самое главное изменение — это введение четвёртой темы сочинения, проверяющей знания по новейшей отечественной литературе.

История, профильный экзамен по выбору
Изменений в 2017–2018 годах нет. Все уже слышали, что с 2020 года ЕГЭ по истории станет обязательным для всех выпускников. Сегодня этот профильный экзамен выбирают примерно 20% выпускников. Будет ли в 2020 году введён базовый и профильный уровень ЕГЭ по истории (по аналогии с математикой), пока никто не знает.

Обществознание, профильный предмет по выбору
ЕГЭ по обществознанию — это самый популярный предмет из всех предметов по выбору: его сдаёт в среднем 55% выпускников. Изменения коснулись в первую очередь критериев оценивания. Максимальный первичный балл вырос с 62 до 64 баллов. Это связано с тем, что изменилась система оценивания заданий 28 и 29. В задании 29 детализирована формулировка.

Физика, профильный экзамен по выбору
Максимальный первичный балл за ЕГЭ по физике вырос на два пункта (с 50 до 52 баллов). Это связанно с тем, что в тестовую часть КИМов добавили новое задание № 24. Разработчики решили, что в заданиях базовой части экзамена обязательно должно быть задание по астрофизике.

Химия, профильный экзамен по выбору
Добавлено только одно задание № 30, но оно повышенной сложности. Несмотря на новшество, количество максимальных первичных баллов осталось неизменным — 60, так как изменились критерии оценивания базовой части ЕГЭ по химии.

Биология, профильный экзамен по выбору
Огромные изменения были в 2016–2017 годах, поэтому в этом году можно вздохнуть свободно — новшеств в КИМах ЕГЭ в этом году не будет. Биологию выбирают примерно 18% выпускников, и для них новости хорошие. Поздравляю с этим будущих врачей, ветеринаров, экологов! Ведь они выбрали очень уважаемые и нужные профессии. Тем более, многие знают, с какими сложностями поступления они столкнутся летом, все знают, как сложно поступить на бюджет именно в медицинские вузы.

География, профильный экзамен по выбору
Последние два года экзамен по географии претерпел существенные изменения. В этом году никаких новшеств нет. 3% выпускников, ежегодно выбирающих ЕГЭ по географии, могут немного расслабиться.

Информатика, профильный экзамен по выбору
Ежегодно информатику выбирают примерно 7% всех выпускников. В этом году есть изменения в КИМах ЕГЭ по этому учебному предмету.

В экзаменационной работе по информатике убрана возможность написания алгоритма на естественном языке в связи с невостребованностью этой возможности участниками экзамена. Примеры текстов программ и их фрагментов в условиях заданий на языке Си заменены на примеры на языке С++, как значительно более актуальном и распространённом. Это коснулось заданий 8, 11, 19, 20, 21, 24, 25.

Иностранный язык, профильный экзамен по выбору
По-прежнему сдавать этот экзамен можно по четырём языкам: английскому, немецкому, французскому и испанскому. Появились желающие сдавать китайский, но пока всё на уровне разговоров. Сдают ЕГЭ по иностранным языкам примерно 10% выпускников школ, подавляющее большинство выбирает английский.

С 2022 года ЕГЭ по иностранным языкам станет обязательным экзаменом. Изменятся ли КИМы к этому периоду — пока неизвестно.

В 2018 году изменения минимальные: уточнены критерии оценивания выполнения заданий 39 и 40. Дело в том, что КИМы ЕГЭ по иностранным языкам только недавно были обновлены. Теперь есть аудирование и устная часть экзамена.

Самый подробный список изменений и новшеств в ЕГЭ-2018


В 2017 году ЕГЭ сдавали больше 700 000 человек. Это в два раза больше всех жителей Исландии! Будущие выпускники, а также учителя и родители с замиранием сердца ждут новостей об очередн
Теги: #Обязательный экзамен по истории 2019

Источник: mishred.ru


Загрузка…

2018-2018.ru

в чем проблема новой инициативы министерства образования? — T&P

18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Александр Каменский рассказал «Теориям и практикам», почему еще один обязательный экзамен может вызвать у учеников совсем не ту реакцию, на которую рассчитывают в министерстве образования.

Александр Борисович Каменский

историк, профессор, руководитель Школы исторических наук факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, автор статей, монографий и книг по истории России

Во-первых, нужно понять, какую цель преследует введение единого экзамена по истории как обязательного. На мой взгляд, это вызовет скорее реакцию отторжения, будет культивировать неприятие учениками истории — как это всегда бывает с тем, что становится обязательным. Особенно это касается школьников, поступающих в технические, а не гуманитарные вузы, тех, кто и так не имеет большого интереса к истории.

Сегодняшние выпускники сдают два обязательных предмета, при этом еще и готовясь к сдаче тех единых экзаменов, которые им нужны для поступления в вуз. Если введут еще один обязательный экзамен, у абитуриентов появятся дополнительные трудности: подготовка сильно усложнится, нагрузка увеличится. Особенно если иметь в виду, что история — область знания, в которой объем информации велик, а ЕГЭ построен таким образом, что эту информацию в значительной степени нужно заучивать чуть ли не наизусть.

«Если ученик какого-то интереса к предмету не проявляет, то оканчивает школу, убежденный, что все было в прошлом именно так, как написано в учебнике, а в учебнике написано вообще все, что в прошлом происходило»

Во-вторых, если ЕГЭ по истории становится обязательным, надо понять, какие курсы по истории нужно преподавать в вузе, потому что сегодня курс по истории является обязательным для студентов всех специальностей. Вопрос, каким должен быть такой курс, абсолютно не продуман.

И, в-третьих, самое главное. На мой взгляд, у нас нет четкого представления о том, что значит знать историю. Если ЕГЭ по истории сводится к тому, что ученик должен проявить свои способности в запоминании дат и имен, то лично у меня большое сомнение, что в результате мы получим то, что можно назвать знанием истории. Оно как раз вовсе не сводится к зазубриванию. Да, единый экзамен на сегодняшний день состоит из нескольких частей, и есть части, которые предусматривают не только хорошую память, но и проявление аналитических способностей, какое-то понимание истории. Эта часть в ЕГЭ важна в первую очередь для тех, кто поступает на соответствующие специальности в вузах. Однако трудно рассчитывать, что те, кто будет поступать в технические вузы, станут делать акцент при подготовке именно на эту часть. Они будут пытаться хоть как-то сдать этот экзамен и для этого будут просто зазубривать имена и даты. К образованности человека это имеет весьма слабое отношение.

Проблема на самом деле глубже. Речь о том, как вообще сегодня в школе преподается история, что представляет собой стандарт по истории. Это масштабный вопрос, в нем много разных нерешенных аспектов. Если вкратце, то историю в школе сегодня преподают так, что если ученик какого-то интереса к предмету не проявляет, то оканчивает школу, убежденный, что, во-первых, все было в прошлом именно так, как написано в учебнике, а во-вторых, что в учебнике написано вообще все, что в прошлом происходило.

Я считаю, что преподавание истории должно быть прежде всего нацелено на понимание, умение рассуждать, думать и анализировать. Но это предполагает коренную перестройку вообще всей системы школьного преподавания истории, на это вряд ли можно рассчитывать. Именно поэтому само содержание единого экзамена по истории, видимо, тоже должно корректироваться, его нужно продумывать, обсуждать. Можно, например, различать разные его уровни — одни для тех, кто результаты этого экзамена предъявляет при поступлении в вузы, и другие для тех, для кого он такой роли не играет. С этой точки зрения утешает, что не планируется вводить обязательный ЕГЭ по истории буквально со следующего года. Три года — достаточный срок, чтобы все обсудить, подготовить и если уж вводить новый обязательный экзамен, то, по крайней мере, делать это разумно и продуманно. Хотя мне представляется, что уже к моменту заявления о том, что вводится такой экзамен, нужно было как-то подготовиться, продумать переход к новой системе, составить какую-то дорожную карту, условно говоря. Есть ли такая карта в министерстве, мне не известно.

theoryandpractice.ru

ЕГЭ по истории может стать обязательным

По ее мнению, сегодня, когда проделана колоссальная работа по выработке общих подходов к изучению так называемых трудных вопросов истории, можно ставить вопрос о введении в школе обязательного единого государственного экзамена по истории.
В руководстве Минобрнауки России инициативу поддержали, но отметили, что вопрос требует экспертного обсуждения. Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?

Александр ЧУБАРЬЯН, академик, доктор исторических наук, научный руководитель Института всеобщей истории РАН:
– Я поддерживаю эту идею, но вводить обязательный экзамен нужно не сразу, а постепенно. Необходимы мероприятия, которые помогли бы к нему подготовиться: например, всеобщий исторический диктант по стране, небольшие эссе, сочинения, которые позволят школьникам поразмышлять об исторических событиях. Если мы не будем внедрять формальный подход, а содержательно проработаем задания, дадим возможность ребятам проявить себя, это повысит интерес к истории. Конечно, все зависит от Министерства образования и науки и Рособрнадзора, но я бы уже сейчас начал подготовку к введению экзамена. Главное, чтобы это было не навязано, а органично воспринято родителями и детьми. Важно не упустить тот интерес к истории, который мы сегодня наблюдаем. Нынешний год – год 100-летия революции в России. Надо использовать его не только для того, чтобы вспомнить об этом событии, провести какие-то официальные мероприятия, но и в целом для привлечения и повышения интереса к истории.

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015,  учитель истории и обществознания:
– Ответить на этот вопрос однозначно – ответить плоско. Дело, как всегда, в деталях, в которых надо разбираться. С одной стороны, я не сторонник увеличения количества обязательных экзаменов по окончании школы. Дети и без того загружены через край. Кроме того, при сложившихся сегодня условиях выпускники просто провалят ЕГЭ по истории, сделанный вдруг обязательным. В большинстве школ России историю с 5-го по 11-й класс изучают всего 2 часа в неделю (за исключением 9-го класса, где 3 часа). На обязательные для ЕГЭ предметы (русский язык и математику) выделяется значительно больше часов. Также важно учесть, что в современном варианте ЕГЭ по истории очень сложен, поскольку составляется на углубленном уровне.
С другой стороны, со знанием истории своей страны, не говоря уже об истории зарубежной, у нас есть трудности, и Куликовская битва для среднестатистического россиянина периодически становится важным событием Великой Отечественной войны, а холокост оказывается «клеем для обоев». Добавит ли детям знаний введение обязательного ЕГЭ по этому предмету? Скорее да, чем нет, поскольку наше образование во многом ориентировано на сдачу экзаменов, и обязаловка вынудит зубрить историю. Но ставим ли мы задачу заставить именно зубрить историю? Может, все же интересоваться ею и понимать ее? Эту задачу обязательный ЕГЭ вряд ли выполнит. Еще более смутным выглядит тезис о том, что он будет способствовать повышению у детей любви к истории, а также росту патриотических чувств. Любовь через обязаловку, из-под палки не воспитывается. Но вот мотивации к изучению действительно добавится.
Что в «сухом остатке»? При превращении ЕГЭ по истории в обязательный просто необходимо разделить экзамен на базовый и углубленный уровни, увеличивать количество часов на преподавание предмета, нагрузить курс истории в 11-м классе повторением всей истории. В общем, ситуация достаточно противоречива, и не нужно пороть горячку путем административного нажима сверху. Необходимо выслушать мнение учителей, которые учат детей и готовят их к экзаменам.

Павел КОЛУПАЛИН, заместитель руководителя Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение»:
– Задания единого государственного экзамена по истории формируются на основе историко-культурного стандарта. Поэтому для учителей и школьников важно готовиться к экзамену по тем учебникам, которые соответствуют требованиям этого стандарта в плане единого перечня исторических имен и персоналий, единства терминологии, событий и исторических источников. Линии таких учебно-методических комплексов по истории России, вошедшие в Федеральный перечень учебников, появились в 2015 году, и переход на них в школах еще продолжается. До полного завершения этого перехода вопрос об обязательном ЕГЭ по истории поднимать преждевременно.

Светлана В., учитель истории и обществознания, Нижний Новгород:
– Я отношусь к идее всеобщего обязательного ЕГЭ по истории не просто плохо, а очень плохо. В современных условиях это безумие. При том количестве часов и программе, которую мы «пробегаем», подготовить к экзамену детей учитель не сможет. Выхода два: разделить экзамен на базовый и профильный либо организовать дополнительные часы на подготовку к ЕГЭ за счет школ или родителей. Не у всех родителей есть возможность оплатить репетиторов. У школ тоже нет средств для оплаты факультативов. Да и с какой стати? Понижать планку ниже допустимого уровня тоже верх глупости. Поэтому сначала надо продумать, как организовать нормальное преподавание истории, а потом уже придумывать формы контроля. Я ничего не имею против всеобщего исторического диктанта по типу итогового сочинения как допуска к ЕГЭ. Если дети будут в итоге лучше ориентироваться в исторической хронологии, мы, учителя, ничего против не будем иметь. От этого лишь выиграют все. А то сегодня, конечно, уровень знаний до того низкий, что впору просто за голову хвататься.

www.ug.ru

Станут ли обязательными экзамены по истории и литературе

Специалисты ведут обсуждение по вопросу внедрения в школах сдачи ЕГЭ в обязательном порядке, помимо двух предметов русского языка и математики, еще двух – это литература и история.

Насколько возможен данный вариант в ближайшее время и когда будут учащиеся сдавать четыре обязательных предмета на ЕГЭ для получения свидетельства об окончании школы. Что думают об этом эксперты и министр культуры и министр образования и науки?

Оптимальный вариант — введение сразу двух обязательных экзаменов: по истории и по литературе, причём в устном формате. Высказывания различных чиновников и деятелей образования по этому поводу.

«Уроки истории в школе можно считать смыслообразующими для любого человека», – сказал Владимир Мединский, министр культуры РФ, и еще раз озвучил мысль, что уже через три года экзамены по истории и литературе станут обязательными для всех выпускников.

Эта тема давно обсуждается в обществе и среди чиновников высших рангов. Но министр впервые чётко назвал сроки превращения экзаменов в обязательные, правда, добавив при этом, что этот процесс требует и всесторонней подготовки, и времени на «пробы».

Обязательные экзамены по истории и литературе

Первой обратилась к этой теме глава Совета Федерации России Валентина Матвиенко. Она предложила Минобрнауки РФ сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех абитуриентов. Этот экзамен, который должен будет сдавать каждый школьник, сможет сохранить общее культурно-историческое пространство нашей страны. По словам Матвиенко, образованным человеком может быть только тот, кто хорошо разбирается как в отечественной, так и в мировой истории.

Дело сдвинулось с мертвой точки: проект обязательного в рамках ЕГЭ экзамена по истории России был внесен в Минобрнауки. В него, возможно, будут включены элементы мировой и зарубежной истории, чтобы абитуриенты понимали, какое место занимает наша страна в мире.

Матвиенко заявляет, что история — не просто школьный предмет, это урок воспитания. Выпускник не добьется активной карьеры, признания, жизненного успеха, если не будет по-настоящему понимать истории России.

Мнения экспертов

Министр культуры РФ Владимир Мединский солидарен с Матвиенко, предлагает проводить ЕГЭ по истории не только в письменной, но и в устной форме. Ректор РГТУ Ефим Пивовар считает, что единый госэкзамен — это современная и проверенная в действии форма контроля,обязательным в нём должно быть вообще всё.

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко придерживается мнения, что пришло время заняться оценкой готовности системы ЕГЭ к принятию новых обязательных предметов. Минобрнауки прорабатывает вопрос увеличения общего количества обязательных экзаменов, уже к 2020 году обязательным станет экзамен и по английскому (иностранному) языку.

Заместитель главы Комитета по образованию в Госдуме Олег Смолин уверен, что экзамен по истории России в сегодняшних реалиях исключительно полезен. Но в той форме письменного ЕГЭ, которая сегодня имеет место, сдача экзамена по гуманитарным дисциплинам и по истории, по его мнению, недопустима. По мнению Смолина, экзамен должен быть либо устным, либо к стандартному варианту сдачи должны быть добавлены элементы от устного экзамена. Смолин утверждает, что если речь идёт о ещё только одном новом обязательном экзамене, нужно ввести не историю, а литературу. Этот предмет так же, как история, учит патриотизму, любви к Родине, учит понимать культуру нашей страны. А оптимальный вариант — введение сразу двух обязательных экзаменов: по истории и по литературе, причём в устном формате.

Заместитель проректора СОФУ Александр Гильдебрандт не согласен с коллегами. На его взгляд, существующий формат ЕГЭ вполне удобен для сдачи истории и литературы как обязательных экзаменов, и перевод его в другой формат нецелесообразен. Это процесс, имеющий свои законы и свою внутреннюю структуру. Значит, вполне возможно проверять на экзамене умение эти законы использовать и понимать. Несмотря на определённые недостатки ЕГЭ, у экзамена данного формата есть определяющее преимущество – единство подхода к оценке каждой работы.

Олег Ягов, доктор исторических наук уверен, что проблема может возникнуть, если, как и в математике, сделают базовый и профильный уровни. Это может уменьшить число желающих сдавать профиль, соответственно, и поступать на гуманитарные направления подготовки в ВУЗы. Предлагает оставить обязательным ЕГЭ по истории в сегодняшнем формате, без разделения его на два уровня. А по поводу ЕГЭ по истории как обязательного предмета – в целом, идея хорошая.

Подписывайтесь на каналы “Informatio.ru” в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

Назад в историю. Почему рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным?

Министр образования Ольга Васильева заявила, что с 2020 года в России планируется сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех выпускников школ. Несмотря на популярность в России лозунгов вроде «Без прошлого нет будущего», идея кажется спорной. В нынешней ситуации он может превратиться в аналог экзамена по идеологии и стать угрозой и без того не выдающемуся качеству высшего образования в стране.

Сейчас в перечень Единого госэкзамена входит 14 предметов: русский язык, математика (базовая и профильная, для гуманитариев — попроще, для будущих математиков с физиками — посложнее), физика, химия, история с обществознанием (не факт, что эти два предмета вообще нужно разделять), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, география, четыре иностранных языка (английский, немецкий, французский и испанский), а также литература. Все это в большинстве своем вполне конкретные предметы с понятной специализацией.

Однако обязательных для всех выпускников государственных экзаменов из этих 14 предметов только два — в этом году это русский язык и математика. Остальные экзамены зависят исключительно от профиля выбранной выпускником специальности. Получается вполне логичная система. Пока ЕГЭ по истории не обязательный — его не сдают, например, будущие физики, биологи, химики, математики. Те абитуриенты, чья сфера знаний в принципе не зависят от знания какой-бы то ни было истории. Ну, разве только от знания истории своей науки и смежных с ней областей.

Понятно, что введение третьего обязательного экзамена для выпускников увеличит для них нагрузку. Но дело даже не в этой нагрузке.

Русский язык, понятное дело, нужно знать каждому человеку, который собирается получать высшее образование на русском языке. Да и вообще любому, кто хочет работать в России. Почему обязательна математика — тоже понятно. В математике, как и в физике, есть некий набор истин, не подвергающихся сомнению. К тому же именно математика не только помогает нам правильно посчитать, сколько мы получим денег по банковскому вкладу и заплатим по кредиту, но и вообще является универсальным языком для множества других наук. В этом смысле математика — тоже язык, причем всемирный.

В истории пространство точного знания крайне ограничено — это наука интерпретаций, причем часто критически зависимых от текущей политической конъюнктуры. История становится ареной настоящих битв трактовок.
Особенно рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным как раз в нынешней российской ситуации. Общество уже который год водит хороводы вокруг нескольких тем и никак не может прийти даже к видимости консенсуса. Иван Грозный и Сталин — выдающиеся политики-государственники, достойные памятников и почитания, или кровавые палачи и убийцы? Распад СССР — дело рук внешних врагов или следствие предельной неэффективности советской системы? Особняком в российских исторических дискуссиях стоит тема Второй мировой войны.

В ситуации, когда государство говорит о необходимости единого учебника истории, когда у нас постоянно идут разговоры о том, чтобы принять закон о некой единой государственной идеологии и даже записать соответствующее положение в Конституцию, обязательный ЕГЭ по истории как раз рискует стать экзаменом по идеологии. Существует риск, что проверяться на нем будет не столько знание реальных исторических фактов, их причин и следствий, сколько способность выпускников вызубрить «единственно правильную версию истории».

Но кроме чисто российских проблем стоит помнить, что история везде и всегда будет состоять из разных версий и взглядов. Поэтому единый учебник по истории и обязательный ЕГЭ, который явно придется строить на таком учебнике или на неких единых методических рекомендациях, скорее будет разобщать нацию, чем сближать.

Если ЕГЭ по истории станет обязательным, способные ребята, не сдав его, не смогут стать физиками, математиками, представителями других жизненно важных для нормального развития России сфер знаний. В конце концов, если же смысл в том, чтобы просто сделать еще один обязательный ЕГЭ по гуманитарному предмету — пусть это будет литература. Вокруг нее тоже кипят идеологические споры, но все-таки она учит людей мыслить гораздо лучше, чем простое заучивание исторических фактов с идеологизированным анализом их причин.

Когда министр образования Ольга Васильева говорит, что историю важно знать каждому — с ней трудно спорить. Это правда. Причем историю России не знают у нас не только школьники, но и многие депутаты, чиновники, телеведущие, публично выказывающие совершенно дикие версии и трактовки исторических событий. Есть совсем уж нелепые примеры, получившие всероссийскую известность: вроде заявления орловского губернатора Вадима Потомского о «путешествии» Ивана Грозного с сыном в Петербург или знаменитой фразы одной из создателей движения «Антимайдан», сенатора Дмитрия Саблина о том, что «некоторые русофобы называют императрицу Екатерину Великую немкой».

Важнее, чем вызубрить сочиненный государством для своих текущих нужд вариант истории, думать о будущем страны. И не превращать ЕГЭ в фильтр для этого будущего.

На фоне разговоров об утечке мозгов из России нам только не хватало, чтобы способные ребята отсеивались на пути в вузы, не связанные с историческим знанием, по сугубо политическим причинам или просто из их нелюбви к истории. Вузы должны готовить, прежде всего, высококлассных профессионалов, но не обязательно патриотов в том смысле, который придает этому слову конкретное начальство.

maxpark.com

Мединский: ЕГЭ по истории и литературе станут обязательными через 3 года – Общество

МОСКВА, 18 февраля. /ТАСС/. История и литература станут обязательными для сдачи ЕГЭ через три года, считает глава Минкультуры Владимир Мединский.

“Разделяю и поддерживаю идеи, высказываемые в том числе и министерством образования и науки, о включении истории и литературы в число обязательных школьных выпускных экзаменов. Это организационно сложный процесс, требующий определенного апробационного и адаптационного периода для учащихся, но такие изменения года через три уже будут возможны”, – написал министр в своей статье в “Российской газете”, которая будет опубликована в пятницу.

“Я глубоко убежден, что преподавание истории является смыслообразующим элементом образования каждого человека, – в первую очередь, в школе”, – подчеркивает глава ведомства.

Разделение учебников

Учебники истории должны быть двух типов – стандартный и расширенный, считает глава Минкультуры.

“Я считаю, что учебников по истории должно быть два типа – стандартный и расширенный (для углубленного изучения гуманитарных предметов). Но оба должны придерживаться одного канона. Причем “стандартный” – это не суррогат для “кухаркиных детей”, а полноценный базовый курс”, – отметил министр в своей статье в “Российской газете”, номер которой выйдет в пятницу.

По мнению Мединского, также очень полезны факультативы и пособия для дополнительного чтения.

“Одно из таких пособий для школьников – по военной истории – готовится к изданию Российским военно- историческим обществом”, – добавил министр.

“Трудные вопросы истории”

Глава Минкультуры назвал фигуры Александра Невского, Дмитрия Донского и сталинские репрессии “трудными вопросами” истории.

“Один из таких “трудных вопросов” – сталинские репрессии. В распоряжении науки имеется более чем достаточно достоверных данных: причины репрессий, их политическое и юридическое обоснование, контекст конкретных обстоятельств данной эпохи, количество арестованных, количество приговоренных к казни… Указать это в учебнике для старших классов – нисколько не оскорбительно для гражданских чувств. Оскорбительно и даже вредно как раз замалчивать, как это делалось в советской историографии, или искажать в ту или иную сторону, в интересах той или иной спекулятивно-политиканской задачи”, – написал министр в своей статье.

Он добавил, что гражданин, вооруженный нормальными знаниями о “трудных вопросах”, способностью их осмыслить, – не такая уж легкая мишень для политических спекуляций, недоброжелательной пропаганды. “Это уже и есть самостоятельно мыслящий гражданин”, – подчеркнул глава ведомства.

“В программе 6-го класса у нас тоже есть “трудные вопросы” – допустим, о таких знаковых фигурах, как Александр Невский и Дмитрий Донской.

“Известно, что существуют разные взгляды на их роль в русской истории. Но обратите внимание: “взгляды” – это не столько история, сколько публицистика в лучшем случае. Разногласия – именно в этой области, в области политических теорий и лозунгов”, – добавил Мединский.

tass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *