Учителей из регионов усаживают за парты – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ
Иногородних учителей заставляют сдавать ЕГЭ при трудоустройстве в столичные школы. Норма носит рекомендательный характер, сообщили «Коммерсантъ FM» в пресс-службе столичного департамента образования. Однако, как отмечают сами педагоги, многие школы принуждают их сдавать экзамены, в том числе и тех, кто уже зачислен в штат. Обоснованно ли такое требование? Кто и как оценивает знания учителей? Выяснял Александр Рассохин.
Уже через два года, как предполагается, преподаватели по всей стране будут сдавать единый госэкзамен. Это, как считают в Минпросвещения, повысит квалификацию педагогов, а в результате — и знания школьников.
В этом году впервые в качестве теста ЕГЭ прошли педагоги 19 регионов. Правда, как выяснил «Коммерсантъ FM», департамент образования Москвы уже несколько лет рекомендует школам направлять на экзамен своих сотрудников. Как результат — руководители некоторых учреждений заставляют педагогов сдавать ЕГЭ. Это на условиях анонимности подтвердила «Коммерсантъ FM» и учительница географии одной из московских школ. По ее словам, тест она проходила в Центре независимой диагностики, и задания практически не отличались от тех, что выполняют выпускники, однако оценивались результаты иначе: «Баллов как таковых нет, есть процент выполнения. Если он составляет 85%, то это экспертный уровень. Я так понимаю, что если в школе работает большое количество “экспертов”, то таким образом повышается рейтинг. Уровень 55% — выше базового. И если ниже, то просто пишется “базовый”. Тот, кто по ЕГЭ получил экспертный уровень, допускается на проверку работ уже самих детей».
Высокие столичные зарплаты заставляют преподавателей из регионов ехать в Москву. Так, по словам директоров различных школ, зачастую более половины всех претендентов на свободную должность — это иногородние специалисты. Для устройства на работу им приходится так же, как и ученикам, сдавать экзамен. Такое требование, как удалось выяснить «Коммерсантъ FM», предъявляют многие руководители учреждений.
Насколько оно обоснованно?
Директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург считает, что в условиях высокой конкуренции такие меры оправданны: «Я не очень хочу брать кота в мешке. Мне в этом смысле важно, чтобы, по крайней мере, предметные компетенции у учителя были на должном уровне. Я его вижу в первый раз. Конечно, у меня есть рекомендации, портфолио учителя, его резюме и так далее.
Но если педагог не в состоянии решить задания ЕГЭ, как я могу поставить его на работу в классах, где нужно обучить этому детей?
Поэтому это своеобразная техника кадровой безопасности, чтобы быть уверенным, что они детей не “загубят”».
Пройти ЕГЭ предлагали и сопредседателю Межрегионального совета профсоюза «Учитель» Всеволоду Луховицкому. Однако он отказался. По его мнению, требование сдавать экзамен унижает и оскорбляет преподавателя, а в особенности иногороднего: «Это дискриминация по месту жительства.
С какой стати человек, приехавший из другого города, должен быть в заведомо худшей ситуации, чем москвич?
Директорам столичных школ очень выгодно брать иногородних — они люди безропотные, боятся за свое место и позволяют над собой издеваться как угодно».
При этом сдача экзамена не гарантирует высокий уровень компетенций педагога, подчеркивает учитель истории, автор учебников и пособий Леонид Кацва: «Я видел в социальных сетях письмо одной подмосковной учительницы, которая сейчас устраивается на работу в столице. Она пишет, что без сдачи ЕГЭ в московскую школу сделать это невозможно. Во сколько школ она таким образом пыталась устроиться, я не знаю. Мне представляется, что это совершенно неправильный подход. Я знаю достаточное количество учителей, которые ЕГЭ, может, и сдадут неплохо, но при этом их преподавательские навыки очень сомнительны, ведь собственные знания и умение их передать — это решительно не одно и то же».
Дискриминация или необходимое требование, сдача ЕГЭ учителями точно поможет в одном: и педагоги, и их ученики теперь смогут вместе прочувствовать все трудности единого госэкзамена.
Сейчас в его рамках школьники сдают два обязательных предмета. В будущем, как заявляют в Минпросвещения, их количество увеличится. При этом против этого выступают более 70% учителей, сообщает РАНХиГС по результатам мониторинга.
www.kommersant.ru
ЕГЭ по истории для учителей: как это было. Мой опыт – Мысли вслух – Все статьи
Зимой 2017 г. я сдавал пробный ЕГЭ по истории для учителей. Хочу поделиться своими впечатлениями.
Что не понравилось:
1) Место проведения. Немалой части учителей Москвы пришлось (и, видимо, ещё придется) добираться до пункта проведения экзамена, расположенного аж в Зеленограде. Непонятно, почему нельзя было организовать больше пунктов, помимо ст. м. Кантемировской (где всё было занято на несколько месяцев вперёд) и Зеленограда.
2) Время проведения. Учителя были вынуждены ехать на диагностику сразу после уроков. Очень жаль, что не было возможности сдать экзамен в первой половине дня, также, как его сдают выпускники. С организационной точки зрения это можно устроить, т.к. очевидно, что в один день от школы поедут лишь несколько учителей, а не весь педагогический состав. Поэтому заменить на занятиях «экзаменующихся» учителей вполне реально.
3) Невозможность ознакомиться со сканами своей работы. В отличие от выпускников, учителя не могут посмотреть, какие именно ошибки были допущены. А это было бы весьма полезно. Мне удалось набрать 96% (баллов), и какие именно две ошибки вкрались в мою работу – никому неизвестно, кроме МЦКО 🙂
В целом, к организации сего мероприятия претензий нет. Всё максимально приближено к реальному экзамену. В аудиторию можно попасть только после прохода через металлоискатели. Все вещи, кроме документов, оставляются вне класса. Участники экзамена сидят по одному за партой, установлены камеры. Интересно, что в одной аудитории пишут совершенно разные предметы.
Сам экзамен
На решение заданий, как и полагается, было отведено 3 часа 55 минут.
Сначала я решил всю часть 1, на это ушло около получаса. Но, как оказалось впоследствии, зря поспешил. Перенося ответы на бланк, я обнаружил, что ранее, видимо, перелистнул лишнюю страницу и пропустил два последних задания – 18 и 19. Никаких нестандартных имен/событий/изображений/карт не было, так что затруднений часть 1 не вызвала.
Задания части 2 оказались, что закономерно, поинтереснее:
20-22 – вопросы к тексту источника о внешней политике М.С. Горбачева.
23 – в этом задании нужно было привести не менее трех принципиальных разногласий, существовавших между западниками и славянофилами. На мой взгляд, подобные задания на сопоставление взглядов представителей общественно-политических движений являются одними из самых сложных.
24 – это задание, напротив, оказалось достаточно простым. В нем требовалось доказать/опровергнуть утверждение о том, что политическая раздробленность русских земель оказала положительное влияние на их дальнейшее развитие.
В задании 25 из предложенных вариантов я выбрал период опричнины 1565-1572 гг.
При этом, сначала я писал сочинение на черновике, а потом переносил текст на чистовик. На самом деле так делать не стоит, т.к. это отнимает много сил и времени (как минимум, рука устаёт писать). Из-за спешки можно наделать лишних ошибок, да и почерк становится менее разборчивым.
Таким образом, вариант оказался достаточно адекватным и сбалансированным с точки зрения сложности и содержания. Задания части 2 были даны по разным периодам, что позволяет более объективно оценить знание курса истории России в целом.
historystepa.ru
Педсовет. Открытая школа: результаты ЕГЭ учителей .
В “Блоге московского учителя” появилась публикация о том, как московские школы публикуют (или не публикуют) результаты сдачи ЕГЭ учителями.
В этом году у московских учителей появилась возможность почувствовать себя в роли учащихся и сдать экзамен в формате ЕГЭ. Сегодня мы расскажем о результатах этой работы и необходимости открытости всего образования.
Где самые “открытые” учителя, и влияет ли результат на “открытость”?
Необходимо сказать, что каждый учитель решает сам – опубликовывать свои результаты, или нет. И стоит отметить, что не все педагоги готовы их афишировать, из-за давно навязанного им стереотипа о необходимости всегда быть “отличником”, который они в свою очередь пытаются навязать детям. Отличник и успешная личность – это не одно и тоже! А теперь проведем небольшое исследование опубликованных результатов на сайте МЦКО.
Самыми “открытыми” школами Москвы по состоянию на 18.05.17 являются:
Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича (16 педагогов)
Гимназия № 1811 “Восточное Измайлово” (15 педагогов)
Лицей № 507 (13 педагогов)
Школа № 15 (11 педагогов)
Школа № 1862 (9 педагогов)
Среди опубликованных результатов далеко не у всех педагогов они высочайшие, но сам факт их публикации говорит о высокой честности и требовательности прежде всего к себе.
Если прибегнуть к классическому измерению “средней температуры по больнице”, то оно покажет, что количество “больных в палате” никак не влияет на “среднюю температуру”. Сколько бы не было учителей в школе сдавших экзамен, средний результат по школам, согласно графику, получается примерно одинаковым.
А вот открытость результатов говорит о многом: Готовы ли мы увидеть свои ошибки? Готовы ли показать учащимся, что даже взрослый человек может ошибаться? Готовы ли предостеречь учеников от повторений ошибок на экзамене и в жизни?
А что у нас?
Возьмем уже полюбившийся нам район Некрасовка, в котором на сегодняшний день 5 школ (1366, 1595, 2051, 2053, 2089). К сожалению, открытостью может похвастаться только одна школа. Важно понять, что результаты экзаменов учителей – это всего лишь статистика успешности выполнения задач один раз одним человеком, и никоим образом не говорит об общем уровне компетенции педагога. Ведь педагог сегодня – это и знаток своего предмета, и эксперт проверки работ разного уровня, и наставник подрастающего поколения. Очень редко встречаются личности-универсалы, да еще и которые никогда не ошибаются, “круглые отличники”.
Зачем нужна открытость?
Если мы будем открыто обсуждать и со своими коллегами, и с учащимися наши успехи и неудачи, то это будет способствовать успешной реализации поставленных целей в будущем. Например, после получения результатов мы горячо обсуждали с коллегой свой экзамен. Выяснили, что я в 1, 6, 20, 24 задачах был невнимателен, а вот 23 задание дается мне достаточно трудно. У коллеги же существенные трудности вызывает 18 задача. Именно это понимание позволило нам совместно лучше разобраться в полученных результатах.
Их же публикация позволяет повысить степень доверия родителей ко всему коллективу школы, прийти к пониманию того, что педагог честен, требователен к себе и открыт, он будет так же открыт и честен по отношению к учащимся. Только обсуждая проблемные ситуации, преодолевая, не замалчивая их, ставя перед собой новые цели можно добиться высокого результата.
“Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают и этого.”
Древнегреческий философ Сократ
pedsovet.org
Сдадут ли учителя ЕГЭ по английскому: alexandrvna
К 2020 -2022 году в школах будет обязательным к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Об этом объявили после нового года, а в пятницу (ну прям под праздники) в школах объявили, что к 1 января 2017 года все учителя английского языка должны в обязательном порядке сдать ЕГЭ по своему предмету. Сдавшие ниже 75 баллов отправляются на курсы, не сдавшие после второй попытки, отправляются на улицу.Когда мне об этом сообщила подруга (учитель английского языка в обычной московской школе) я пришла в некое замешательство. С одной стороны, раз английский становится обязательным, то учителя должны знать, как его сдавать и должны пройти через него лично. Но с другой стороны, все не так просто.
Далеко не все учителя преподают в старших классах, есть много учителей, которые специализируются на самых маленьких. Им нравится проходить звуки и скороговорки, петь песенки и кидать мяч при заучивании слов, они ставят сценки и с удовольствием играют в них различных персонажей. Они – те, кто прививает любовь к английскому языку, ставит произношение и даёт основы грамматики тем, кто в принципе пока не знает, что есть грамматика. Большинство из них не сдаст ЕГЭ с первого раза, не из-за того, что они плохо знают язык, а из-за того, что они много лет уделяют внимание не тестам и эссе, а звукам и буквам. Делает это их плохими учителями для младших школьников? На мой взгляд, нет.
Из тех, кто преподает в старших классах тоже не все могут справиться с тестами, скорость реакции и слух уже не те, что в 15-17 лет. Делает ли это их неспособными научить школьников сдавать ЕГЭ на высокий балл? Не делает. Посмотрите на Татьяну Анатольевну Тарасову и её выдающихся учеников. А теперь представим, что её выгнали бы из большого спорта за то, что она не может сама исполнить двойной тулуп или аксель. Нелепо просто.
При этом тот факт, что её ученики могут исполнить отличный прыжок, делает ли этих учеников хорошими учителями в этом прыжке? Это я к тому, что на смену учителям, кто не сдаст ЕГЭ на нужный балл, придут те, кто сдаст. Они покажут свои умения делать тесты и писать эссе по шаблону, а вот покажут ли они умения учить наших детей – вопрос, который пока никому из министерства образования не приходит в голову.
Конечно, учителей на профпригодность проверять надо, но способ ли это?
alexandrvna.livejournal.com
Зеленоград – Новости – 800 зеленоградских учителей попробуют сдать ЕГЭ и ОГЭ
Педагоги пройдут добровольное тестирование и метапредметные диагностики в открывшемся недавно в корпусе 1128 Центре независимой диагностики. В «Московском центре качества образования» (МЦКО) подчеркивают, что это добровольная акция. Некоторые московские педагоги, которые уже успели пройти тестирование в марте, отзываются о нём как о полезном для работы и важном для авторитета учителя.На тестирование уже записались около 800 педагогов из 95% образовательных организаций Зеленограда, сообщает столичный департамент образования. Заявки на прохождение тестирования в Зеленограде подали также учителя из соседнего района Куркино.
Читайте также: В Зеленограде заработал официальный центр для сдачи тренировочных ЕГЭ и ОГЭ
Для педагогов добровольное тестирование стало доступно с конца марта — его уже испытали на себе 2000 учителей московских школ. Вся процедура проходит по правилам ЕГЭ и с тем же высоким уровнем контроля, утверждают в МЦКО. Используются контрольные измерительные материалы и бланки ответов Федерального центра тестирования, которые соответствуют спецификациям итоговой аттестации 2016 года.
Записаться на диагностики в зеленоградском центре можно по телефону 8(499)110-3684 или отправить заявку на электронную почту.
МЦКО: ЕГЭ для учителей могут быть только добровольными
30 марта в пресс-центре Агентства городских новостей «Москва» прошла пресс-конференция «Московские учителя сдают ЕГЭ». На ней прозвучала вся информация от МЦКО о том, зачем нужно это тестирование, где и как его можно пройти, а также отзывы педагога и директора двух столичных гимназий о процедуре сдачи и её итогах.
Участие в тестировании для учителей добровольное и бесплатное, как заявил директор «Московского центра качества образования» Павел Кузьмин. Проверяющие не знают, что проверяют работы педагогов. Никаких карательных и репрессивных мер, как и обязательности сдачи ЕГЭ учителями нет и не будет. «Только желание наших педагогов. Только тогда мы сможем говорить о мотивации на работу с результатом сдачи, иначе это будет просто бесполезное мероприятие», — подчеркнул Кузьмин.
Впрочем, как стало известно Zelenograd.ru, в некоторых школах Зеленограда педагогов активно агитируют принять участие в сдаче ЕГЭ, придавая этой акции добровольно-принудительный характер.
Польза сдачи ЕГЭ для педагогов — в том, чтобы испытать атмосферу реального экзамена, считают в МЦКО. Те, кто уже попробовал это на себе, делятся в соцсетях своим волнением, которое испытали при сдаче, и приближаются к пониманию того, что будут чувствовать их ученики и как можно им заранее помочь. «Когда попробовал сам — смотришь уже по-другому на работу с учениками», — считает Кузьмин.
Педагогам начальной школы и воспитателям дошкольных отделений тоже предложили проходить метапредметные диагностики, которые проверяют «универсальные учебные действия» у школьников: поиск, анализ и работу с информацией. Педагоги младших классов могут пройти такую диагностику для 7-классников, а воспитатели — для 4-классников.
По опыту мартовских ЕГЭ для учителей, на них приходили как отдельные педагоги, так и целые коллективы школ вместе с директорами. Сдавали разные предметы, наибольшей популярностью пользовались математика, русский язык и обществознание. По правилам проведения диагностик, их результаты все участники — ученики, родители, педагоги — получают в свой личный кабинет и могут сами решать, делиться ими с кем-то, включая администрацию школы, или нет.
Не сдавших экзамен среди учителей в Москве не было, но есть средние оценки. Они должны заставлять учителей задуматься о повышении квалификации или об «определении своего места внутри образовательной организации — не ухудшает ли он возможности выпускников для получения качественного образования», по словам Кузьмина.
Учителя: «Экзамен расставил всё по своим местам»
В среде педагогов обсуждение нововведения уже идёт, и достаточно бурно, как рассказала на пресс-конференции Анна Митина, учитель московской гимназии 1518. Что проверяется, предметные знания учителей или его профессиональные компетенции, кто будет проверять ЕГЭ учителей — такие вопросы интересуют педагогов.
В гимназии 1518 ЕГЭ сдали уже 16 учителей старших классов. Средний результат — 94 балла, есть и 100-балльники, ниже 82 баллов результатов не было.
«Экзамен расставил всё по своим местам, и он нужен был прежде всего мне. — говорит Митина. — Действительно только в этих условиях можно поставить себя на место ученика, испытать эмоции ребят, оценить реальную обстановку, правильно посчитать время… Мне хватило времени с лихвой, но я понимаю, что детям по моим гуманитарным предметам — история и обществознание — его понадобится в 2-2.5 раза больше. Значит, нужно научить ребенка тайм-менеджменту, как отделять главное от второстепенного, определять сложность заданий и порядок их выполнения…»
К ЕГЭ нельзя подготовить за год, считает Митина, это итог всего обучения. Ученик должен уметь аналитически читать текст, анализировать задания и понимать требования к оформлению. Обо всем этом на экзамене уже думать некогда, нужно это использовать. В экзамен по истории или обществознанию входят развернутые ответы на задания и даже написание «исторического сочинения по эпохе» или эссе из определенной области — это новшество ЕГЭ-2016 — так что ЕГЭ для гуманитариев это не просто «тест с галочками».
«Я убеждена, что каждый заинтересованный в своей работе педагог заинтересован в преодолении новых профессиональных вершин, и сдача экзамена — еще одно такое преодоление. Наши гимназисты, узнав, что мы, учителя, прошли такое испытание, с любопытством и тревогой ждали результаты. И каждому из нас, конечно, хотелось услышать от ребят, что они не сомневались в нашем профессионализме и уровне сдачи».
В другой московской школе, «Государственной столичной гимназии», в диагностике приняли участие 90 педагогов — не только учителя старших классов, но и начальной школы, и воспитатели детсадов, некоторые из которых сдавали ЕГЭ.
«Впечатления остались яркие. — поделилась директор гимназии Ирина Патрикеева. — Педагоги продемонстрировали свою приверженность нормам академической честности, и важным результатом акции мы считаем развитие в них рефлексивности и самокритичности. Если мы мечтаем, чтобы авторитет учителя и воспитателя среди детей и в целом в обществе стал выше — возможно, такие акции укрепят доверие к профессионализму педагогов».
Предыстория: диагностики для всех
Инициатива сдачи ЕГЭ для учителей появилась в среде самих педагогов — в московской гимназии 1518. Там узнали, что такая практика уже работает в других регионах России и предложили реализовать её в Москве. До этого в столице уже пять лет проходили добровольные независимые предметные диагностики по школам, которые давали им информацию о проблемах того или иного класса, предмета, видение своего места среди других школ — и повод педагогам задуматься о работе с учениками.
Затем в Москве ввели и обязательные школьные диагностики для 4-го и 7-класса, а в этом году предмет, по которому их проводят, начали выбирать жеребьёвкой — раньше он становился известен буквально с начала учебного года, и школы могли «натаскивать» на него учеников.
Первый в России Центр независимой диагностики Москва открыла осенью 2015 года. Там школьники в течение всего года, с понедельника по субботу, могут пройти тестирование на сдачу ОГЭ и ЕГЭ в условиях, «приближенных к боевым» — с КИМами, идентичными реальным, с контролем и наблюдателями, сканированием и проверкой работ. Проверяющие эксперты — сильнейшие московские педагоги — пользуются для этого специальными программами, работая удаленно.
Чуть позже возможность проверить свои знания в Центре появилась у учеников с 1 по 11 класс, по всем школьным предметам, а затем запустили и «семейные ЕГЭ» вместе с родителями. По данным МЦКО, на них с осени пришли около 100 семей. Зимой экзамены на допуск к проведению ЕГЭ и ОГЭ сдавали председатели пунктов сдачи экзаменов.
В зеленоградском отделении Центра независимой диагностики, которое действует с 1 марта, уже наладили тестирование по всем основным школьным предметам, которое есть в столичном центре, работающем с сентября.
www.zelenograd.ru
«ЕГЭ для учителей»: насмешка или старт профессионального роста? – 29.10.2015 – Главные темы и эфиры на радио
«Тотальный географический диктант», назначенный на 1 ноября, вряд ли даст результаты на порядок выше, чем показывает последние десять лет его идейный предшественник – «тотальный диктант» по русскому языку. Так называемую школьную «пятерку» в ходе «бесплатной массовой добровольной проверки знаний», традиционно получают буквально единицы. В нынешнем году это всего два процента участников.
По данным экспертов, учителя, добровольно проверяющие свои знания на «тотальном диктанте», тоже часто оказываются далеко не отличниками. Может, причина невысоких показателей грамотности выпускников школ соответствует уровню профессиональных знаний учителей? Многие родители уверены: если бы учителя сами сдавали ЕГЭ, они бы лучше понимали, как действительно надо готовить к нему детей.
Общество защиты прав потребителей образовательных услуг просит Минобрнауки усложнить правила аттестации школьных учителей. Формальную процедуру предполагается превратить в «ЕГЭ для учителей» с вопросами по профильному предмету.
Председатель организации Виктор Панин напомнил о недавнем предложении вице-премьера Ольги Голодец ввести тесты на знание русского языка среди учителей и предложил ввести «ЕГЭ для учителей» и по другим предметам. По его словам, это «может стать тем инструментом, который поможет решить самую главную задачу, стоящую сегодня перед всеми нами, — повышение качества отечественного образования».
Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов отмечает, что как таковых экзаменов для учителей сейчас нет. Но он не видит необходимости поддерживать инициативу по проведению экзаменов для педагогов: квалификация подтверждается раз в 5 лет, а в повседневности у учителя «есть возможность подготовиться к уроку, то есть теоретически ему необязательно держать всю информацию в памяти».
Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает, что «ЕГЭ для учителей» не нужен и качество образования нужно повышать другими способами. Он уверен, что «на протяжении последних нескольких лет Министерство образования системно уничтожало (реорганизовывало и объединяло – Ред.) педагогические вузы. Это серьезно ударило по качеству подготовки специалистов».
Директор фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец полагает, что правила русского языка в школьной программе даются не полностью, поэтому учителя упускают часть правил, которые актуальны для «Тотального диктанта».
Повысит ли «ЕГЭ для учителей» профессиональные знания педагогов-предметников и как следствие – качество знаний школьников?
Виктор Панин,
руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг:
Идея ввести ЕГЭ для учителей пришла не вчера, не позавчера, и не месяц назад. Она пришла достаточно давно, и мы неоднократно в экспертном узком сообществе людей, которые понимают в вопросах структуры, взаимодействия, в механизмах, обсуждали эту тему, в том числе с помощниками министра образования. Даже с бывшим министром Фурсенко мы ее проговаривали.
Суть вопроса такова. К сожалению, качество нашего образования продолжает ухудшаться из года в год, это подтверждается теми действиями, которые предпринимают государственные контрольные надзорные органы, тот же Гособрнадзор, для того, чтобы как-то удержать планку. Они вынуждены ее снижать, по отдельным предметам она уже опустилась ниже плинтуса, даже о тройке речи не идет, двоечка с плюсом по некоторым предметам. Поруганное значение баллов для современной школы при сдаче ЕГЭ не годится совершенно. Мы понимаем, что, несмотря на достаточно серьезные вложения государственных бюджетных средств в последние годы, роста качества образования от этих вливаний не происходит. Там, конечно, масса причин, но одна из ключевых, на мой взгляд, низкое качество преподавания предметов, с чем напрямую связана низкая квалификация самих педагогов. Я знаю, что очень многие учителя на меня после этой инициативы обиделись, ополчились, что им не дверяют. Мы и детям своим не доверяем, контролируем их знания на выходе, а знания учеников напрямую зависят от квалификации преподавателя, это в любом случае производное знаний учителя. В массе своей ученики показывают низкие результаты. Абсолютно очевидный вывод – низкое качество преподавания, низкая квалификация преподавателя. А существующая аттестация во многом, к сожалению, проводится формально последние несколько десятков лет. Она превратилась в формальную процедуру, абсолютно закрытую. Учитель пришел. и просто за то, что он пришел, аттестацию почти и дали. Если он там где-то чего-то заполнил, никто и не знает, что он там заполнял. Родители не знают уровень квалификации педагогов, за редким исключением, когда сарафанное радио ведет к хорошему учителю, но таких у нас можно по пальцам персчитать.
Ирина Абанкина,
директор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ), профессор:
Я не могу однозначно поддержать эту инициативу ввести аттестационные ЕГЭ для учителей. Современная процедура аттестации педагогов содержит широкий круг проверок не только знаний по предмету, но и знаний педагогической компетенции, и это иногда важнее, чем собственно знание предмета. Поэтому, мне кажется, что в каких-то аспектах это очень опасная инициатива. На самом деле, эксперименты с учительскими ЕГЭ уже проводились в разных республиках. Знание своего предмета несомненнго надо включать в аттестацию, но это не значит, что по отношению к этому экзамену необходимы вот такие репрессивные меры, повышающие стресс педагогов.
Сегодня задача педагогов организовать обучение детей, помочь им в освоении образовательной программы, а не быть экспертом в своем предмете. Да, многие дети не успевают и дополнительно занимаются за деньги со своими де школьными педагогами. Была предпринята попытка законодательно решить вопрос о запрете заниматься со своими учениками отдельно за деньги. Эта норма не прошла. Действительно, здесь есть спорный момент. Но само это явление свидетельствует не о плохом их знании предмета учителями, а именно от том, что в область коммерциализации выдавливается то, что педагоги обязаны делать в школе. Тот факт, что они хорошо сдадут ЕГЭ, будет только повышать их шансы на то, что они будут дополнительно заниматься за еще более высокие деньги со своими учениками после обязательных уроков.
Дело в том, что если бы ЕГЭ для учителей было бы таким простым решением, то мы бы уже давно достигли высоких результатов. Дело в том, что не предметная школа слабовата, у нас как раз высокие знания по предметам, а в том, что у нас нет других компетенций, которые позволяют справляться ученикам с решением задач, анализировать информацию, делать выводы, рассуждать, искать методы решения нестандартных задач. Это не просто знание предмеа, а то, что сегодня называют современным компетентностным подходом. Вот это надо помочь учителям освоить. Их результат не в том, чтобы они знали предмет, а в том, чтобы их ученики имели и устойчивые знания, и современную компетенцию продлжать учебу, быть ответственными, самостоятельными для формирования образовательной программы. От того, насколько хорошо учитель знает свой предмет, не самое главное зависит. Суть учителя в его учениках, а не в его предмете, это не профессура высшей школы, которая действительно занимается научными исследованиями, двигает новые знания в своем предмете.
Эмиль Мюллер,
1-й зампред Российского профсоюза студентов, член Ассоциации юристов России:
Я сдавал ЕГЭ, когда он был запущен в пробном режиме, мне было достаточно подготовки моих учителей, и тем, кто со мной учился, тоже, они все поступили в вузы, в том числе престижные вузы нашей страны. Мне не совсем понятно, почему все наши родители и чиновники, закончившие школы, когда не было ЕГЭ, и когда советское образование считалось одним из лучших в мире, ратуют за ЕГЭ. Что мы получаем в итоге? Многие заканчивают жизнь суицидом, так и не сдав ЕГЭ, многие отправляются в армию, их жизнь калечится. На сегодняшний день, я считаю, ЕГЭ неприменим в нашем обществе.
На мой взгляд, введение ЕГЭ было оплеухой всему российскому образованию. Давайте расмсмторим цель его введения, оставив общепринятую «недоверие традиционному образованию». Что же на деле? Школы готовят учеников из года в год, а в результате нервный срыв еще неокрепшего юного человека, и даже попытки суицида, о чем нам не раз приходилось читать в СМИ. В советские времена ни о каком ЕГЭ и речи не было, зато по сей день вспоминаем одну из лучших методик образования в нашей стране великих ученых, врачей, юристов, педагогов, инженеров. Почему-то об этом забыли господа из министерства образования. Сами, получившие советское образование, додумались до ЕГЭ для учителей! Получается, что работает учитель из года в год, выпускает своих учеников и вдруг не сдал ЕГЭ, все, он уже не учитель. Он что эти годы выпускал некачественную продукцию? Так что ли? А что будет следующим шагом? Может, применим обратный закон? Возьмем и изымем аттестаты у несчатных учеников, проходивших обучение у учителей, проваливших ЕГЭ? Я глубоко убежден, что подобные меры подрывают наше образование.
Необходимо другое, изначально готовить и выпускать в вузах хороших и грамотных специалистов, которым можно и нужно доверять воспитание и обучение наших детей, а не принимать кого попало на работу и устраивать ЕГЭ. Ученые должны не забывать о прекрасной методике советского образования, а не слепо перенимать и неумело копировать западные стереотипы, в том числе ЕГЭ. Он у нас не уживается, у нас другой менталитет, другие люди.
Антон Молев,
директор Московского института развития образования:
Целый комплекс причин привел к тому, что качество подготовки школьных учителей сильно снизилось. Речь о совокупной ситуации постсоветского российского образования, которое в части подготовки профессионалов претерпело ряд не лучших изменений. Это объективная реальность, связанная с тем, что в 90-е гг. ХХ в. и прежде всего какую-то часть начала 2000-х ситуация с материальным обеспечением и соответственно с зарплатами в системе общего образования была очень слабой. Но был и позитивный фактор, в том смысле, что бюрократического давления было совсем немного, что позволило сконцентрировать сохранившиеся кадры и достичь очень интересных успехов. Тогда из школы либо уходили, либо в нее не приходили, оставались реально сильные преподаватели, которые были готовы свои ресурсы вложить в работу.
Ситуация стала, по счастью, меняться именно в последнее время, когда изменили объем финансирования, и достаточно серьезно изменился уровень средней заработной платы. В результате мы получили ситуацию с крайне нестабильным уровнем кадров, точнее уровнем профессионализма. И это не явление нескольких лет, а более чем 20. А значит, действительно, вопросы о требованиях переквалификации педагогов весьма и весьма серьезны.
Я надеюсь, что не в чистом виде разговор идет о том, чтобы вводить какие-то единые государственные экзамены для педагогов, а суть в том, когда-то это звучало как призыв, способен ли учитель сам написать ЕГЭ по своему предмету, по которому приходится сдавать ЕГЭ каждому выпускнику. В этом плане, это требование является минимально необходимым. Совершенно точно могу сказать, что в ряде серьезных московских школ директора предлагают учителям написать один из вариантов ЕГЭ, посмотреть, насколько справляется учитель-предметник. По субъективному экспертному мнению директоров, справляются далеко не все и не всегда успешно. Это первый такой грубый фильтр, который позволяет проверить.
Если говорить о системе, то, конечно, надо искать более адекватные формы постепенного введения эффективной оценки качества подготовки кадров. Потому что, действительно, среди учителей далеко не все безукоризненно подготовлены и являются сильными как минимум в своем предмете. Если добавить то обстоятельство, что современная школа столкнулась с рядом вызовов, общих для современного поколения, таких как новые формы обучения, Интернет-пространства и другие альтернативы школе, то это еще серьезнее предъявляет требования к каждому конкретному педагогу.
В советское время была система аттестации, которая предполагала необходимость присутствия на открытых уроках представителей учебно-методических центров, разных контролирующих организаций и аттестацию раз в 5 лет. В настоящий момент эта процедура весьма свободна, в Москве уж точно, процедура аттестации в большинстве школ дана на откуп самой школе, она сама отвечает за уровень своих педагогов. Видимо, исходя из этого, возникают такие инициативы.
Еще одна извечная проблема школы – бюрократизация . Если мы возьмем более глубокий исторический ракурс, то с ней боролись все годы существования школы как института. В настоящий момент, если говорить о Москве, то да, такая проблема существует, но с ней достаточно активно борются, в московском регионе есть реальная возможность эту ситуацию переломить, я бы даже сказал, что она переломлена. Есть некий объем отчетности, который неизбежно у учителя возникает. Он связан с его планированием, с перечнем условных отчетных позиций, которые зафиксированы в разъяснительном письме департамента образования, и более которого спрашивать с учителя его работадатель в лице директора или завуча просто не имеет право. На это письмо учителя могут ссылаться как на базовый нормативный документ. В регионах все по-разному складывается, но если говорить в целом, то получается так, что учителей сильно перегружают ненужной работой. Хотя не надо забывать, что нельзя оценивать ситуацию однотороннее. Есть несчастный бедный учитель, которого перегрузили вместо того, чтобы ему заниматься делом. Существует и такая практика, что прежде учителя привыкли к ненапряжному труду, изменившиеся условия и задачи, которые поставила админстрация или администрации, вынуждают больше работать и включаться в новые процессы, участвовать в школьных мероприятиях. Это, конечно, выводит учителя из прежнего состояния равновесия, он ощущает это давление.
Если серьезно говорить о ЕГЭ, то уровень тревожности учительского сообщества высокий, это и понятно, это эпоха серьезных перемен. Среди профессионалов, уверенных в собственных знаниях, я не вижу проблемы, но если речь идет не о ЕГЭ каком-то сложном, а об аналоговом экзамене, который сдают выпускники. Если учитель в состоянии с этим справиться, то это минимально необходимо.
А если говорить об этом как о процедуре, то я бы обсуждал поэтапное введение подобного инструмента, и на первом этапе просто о добровольности. Кто желает, может это сделать, более того, опубликовать результаты своих успехов в открытом доступе. Грубо говоря, по заявительному принципу, я готов подтвердить свой профессионализм и мне не стыдно его подтвердить. А остальные коллеги, которые не готовы, пусть объясняют почему.
www.zakonia.ru
ЕГЭ сдают педагоги
В нашей гимназии, которая входит в число лидеров московского и российского рейтинга школ, уже стало традицией предлагать вновь приходящему педагогу выполнить тестовое задание ЕГЭ по его предмету. Профсоюзная организация одобрила это, когда администрация обсудила с нами такую процедуру приема на работу, ведь мы хорошо понимаем: успех детей определяет квалификация учителя, его знания и профессиональные умения. Находясь в ТОПе лучших школ Москвы, входя в Топ-500 лучших школ России уже не первый год, мы должны быть уверенными в профессионализме наших учителей.Новый профессиональный стандарт педагога предполагает проведение квалификационного экзамена для учителя. Каким будет этот экзамен, покажет будущее, но мы работаем и живем в настоящем, поэтому считаем, что уже теперь для учителя должно быть некое профессиональное испытание. ЕГЭ мы рассматривали и рассматриваем как нынешнюю возможность подтвердить наш профессионализм. В самом деле, если наши ученики регулярно проходят диагностики МЦКО, то нам ли бояться таких испытаний!
Сдача ЕГЭ по всем правилам в Московском центре качества образования для учителей пока еще не стала повсеместной практикой, но мы решили провести для себя эксперимент на этой базе. Это предложение мы сделали директору нашей гимназии, народному учителю РФ Марине Фирсовой. У нас состоялся очень долгий и серьезный разговор с Мариной Михайловной. Дело в том, что все работники гимназии – члены профсоюза, поэтому к предложениям профсоюзного актива администрация всегда относилась и относится с большим вниманием, так было и на этот раз. Но если профсоюзные активисты больше говорили о необходимости проверки знаний учителей в ходе сдачи ЕГЭ, то директор гимназии считала, что тут важна не столько возможность проверить знание предмета, сколько психологическое погружение экзаменуемого в сам процесс экзаменационного испытания, что поможет в дальнейшей подготовке выпускников с точки зрения организации работы при сдаче ЕГЭ. Так или иначе решение было принято, мы обсудили его уже в коллективе, после чего направили письмо с просьбой о предоставлении нам возможности сдачи ЕГЭ в вышестоящие инстанции, и нам такую возможность предоставили.
Тестирование состоялось в РЦОИ в период осенних каникул. В нем приняли участие 16 учителей-предметников, работающих в старших классах, причем 3 учителя сдавали сразу оба предмета своей предметной области: русский язык и литературу, историю и обществознание. Сегодня о желании сдать такой экзамен по своему предмету заявили еще четыре учителя, а трое хотят сдать ЕГЭ и по второму предмету.
Сказать, что наши педагоги, прошедшие через ЕГЭ по собственному желанию, не волновались, значит, не сказать ничего. Конечно, волнение было сильным, ведь до того педагоги были исключительно в роли учителей, все знающих и умеющих, а тут им были предложены роли учеников, которые должны были показать свои знания на высоком уровне. Кстати, это было очень важно: ведь обычно учитель знает, как готов ученик к экзамену, знает результат, который тот получил. Но для него также обычно остается зона неизвестности: момент, когда ученик оказывается один на один с предложенным ему заданием. Нашим учителям было очень важно почувствовать себя в этой роли, теперь они очень хорошо знают, не только как готовить ребят к экзамену по предмету, но и как заботиться о соответствующей психологической подготовке. Именно об этом нам говорила Марина Фирсова.
Мы еще не знаем окончательных результатов сдачи ЕГЭ нашими учителями (и не узнаем, так как каждый из них получит информацию в своем личном кабинете), но общая предварительная информация, которую получила профсоюзная организация, нас радует: среди сдавших есть несколько стобалльников, есть те, кто сдал на почти сто баллов, а большая часть имеет результаты не менее 80 баллов.
Наш опыт и то, что в профессиональном стандарте педагога есть все же упоминание о неизбежном квалификационном экзамене, конечно, вызывает активное обсуждение в педагогическом сообществе, коллеги задают вопрос: «Нужна ли подобная проверка знаний педагогов, поможет ли она повысить качество преподавания?» Конечно, мнения на этот счет разные. Понятно, что с ответом на общий вопрос связан и другой: что будет дальше, если учитель показал при таком тестировании не самый хороший результат. Думаю, во-первых, прежде всего это сигнал для самого учителя – необходимо восполнить пробелы! Ведь учитель, готовый к постоянному профессиональному совершенствованию, рассматривает такого рода «испытания» как независимую, объективную оценку своего профессионального уровня в данный период времени, полученные результаты, безусловно, простимулируют педагога к дальнейшему профессиональному развитию. Во-вторых, давайте все же подумаем о наших учениках, ведь чтобы подготовить их к ЕГЭ, учитель должен иметь высокие знания. Если учитель выполняет задания на 60 и менее баллов, то где гарантия, что он воспитает стобалльника или выпускника, который наберет 220 баллов по трем предметам?
Мне было изначально абсолютно очевидно, что моим коллегам по цеху нет необходимости доказывать свою профпригодность, достаточно посмотреть на результаты выпускников гимназии №1518. Но та заинтересованность, с которой мои коллеги включились в предложенную процедуру, вызвала безусловное уважение к ним наших молодых, начинающих педагогов.
Время идет… И как знать, какие изменения в будущем претерпит процедура аттестации педагогических кадров! Но мы уверены, что успех приходит к тем, кто его добивается, а значит, заслуживает.
www.ug.ru