Демо экзамен в спо – Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2018 году, О Методических рекомендациях, Письмо Минобрнауки России от 15 июня 2018 года №06-1090

Содержание

Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях

Алла Аркадьевна Факторович, заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики МПГУ, провела вебинар «Демонстрационный экзамен на государственной итоговой аттестации», на котором рассказала о путях совершенствования инструментов оценки качества и освоения программ СПО.Методисты и администрация колледжа приняли активное участие в вебинаре. Делимся информацией.

Как проводить итоговую аттестацию?

Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального или высшего образования. Чаще всего дипломные работы носят реферативный характер и не позволяют оценить профессиональные компетенции.

Если медицинская сестра напишет хорошую проектную работу или напишет хорошее исследование по какому-нибудь вопросу, связанному с историей медицины, то, конечно, это может охарактеризовать её как эрудированного специалиста, но вряд ли покажет, что она способна грамотно и точно выполнять медицинские манипуляции, – считает Алла Факторович.

В стандартах нового поколения пытались разделить процедуры оценки знаний и умений студентов и оценки профессиональных компетенций. 2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkills Russia и независимой оценке квалификации. В этом году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по модели WSR, и с 1 января вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Обе процедуры претендуют на объективность, независимость и достоверность оценивания результативности выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills

Эта форма экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.
Принципы:
  • трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;
  • независимость экзамена от способа подготовки соискателя;
  • индивидуальный подход.
Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:
  • квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;
  • промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;
  • практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.
Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.

Во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 нет привязки к конкретной форме демонстрационного экзамена, но идея закрепления модели WSR активно продвигается и лоббируется Союзом «Молодые профессионалы».

Государственная итоговая аттестация в такой форме приобрела независимый характер, но апробация демонстрационного экзамена по модели WorldSkills выявила b организационные проблемы.

Комментарии участников вебинара:
Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.

Для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills. И хотя речь шла о том, что эти материалы должны быть адаптированы для проведения государственной итоговой аттестации, в ходе апробации многие задания точь-в-точь воспроизводили конкурсную документацию WorldSkills и не подвергались какой-либо адаптации или приведению в соответствие с требованиями программ среднего профессионального образования. Из-за чего возникали несовпадения в том, к чему студентов готовили и в том, по каким материалам их подготовленность проверялась.

Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения WorldSkills. По ряду профессий и специальностей эти оценочные задания должны были специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных заданий, естественно, образовательные организации сталкивались с определёнными проблемами.

Те, для профессий и специальностей которых можно было использовать уже готовые оценочные материалы, по крайне мере, в этой части были защищены. Те, кто реализует программы, не сопоставимые с компетенцией WorldSkills, были вынуждены, не имея однозначной методики, самостоятельно разрабатывать оценочные средства, что, естественно, очень сложно и интеллектуально затратно.

Риски ГИА по модели WorldSkills:

  • Стирание различий между ГИА по специальностям СПО и профессиям СПО.
  • Отсутствие единой методики разработки оценочных материалов.
  • Нарушение принципа независимости процедуры оценки квалификации (эксперты – экзаменаторы – представители системы СПО).
  • Несовпадение компетенций WorldSkills с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда.
  • Финансовые и материально-технические трудности организации и проведения демонстрационного экзамена.

Предложения по оптимизации процедуры демонстрационного экзамена

В настоящее время обсуждаются варианты проведения итоговой аттестации: организация демонстрационного экзамена исключительно или частично по модели WorldSkills.

Кроме этого, в России развивается другая оценочная процедура – независимая оценка квалификации.

Независимая оценка квалификации

За организацию и качество процедуры отвечают советы по профессиональным квалификациям, которые устанавливают требования к квалификациям, утверждают оценочные средства и гарантируют их качество. Также эти советы наделяют полномочиями центры оценки квалификации.

Демонстрационный экзамен по модели НОК


Есть разные варианты проведения итоговой аттестации по модели НОК:

  • точное следование процедуре;
  • использование инструментов НОК;
  • разработка оценочных средств на примере оценочных материалов НОК.
Обе модели и демонстрационный экзамен по модели WorldSkills, и независимая оценка квалификации (НОК) соответствуют тем ожиданиям, которые сегодня возлагаются на итоговую аттестацию СПО, но имеют отличие друг от друга.

Когда компетенции WorldSkills полностью совпадают с квалификациями, которые понятны российскому рынку труда и соответствуют профессиональным стандартам, независимая оценка квалификации и демонстрационный экзамен WorldSkills становятся идентичными процедурами – учреждение СПО выбирает любую из них.

Но если паспорт компетенций WorldSkills не совпадает с понятными для российского рынка труда квалификациями, результаты демонстрационного экзамена по модели WorldSkills учитываются работодателями только частично – выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.

Проведение ГИА в форме демонстрационного экзамена закрепляется во ФГОС СПО по ТОП-50 и предположительно будет зафиксировано в Порядке проведения государственной итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен может проходить как по методике WorldSkills, так и по модели независимой оценки квалификации (НОК). С другой стороны, в ряде федеральных государственных образовательных стандартов проведение демонстрационного экзамена не зафиксировано. В таких ФГОС пока остаётся традиционная форма организации ГИА по основной профессиональной образовательной программе (в соответствии с локальными актами образовательной организации).

Таким образом, демонстрационный экзамен становится реальным фактом. Его форма будет адаптирована для применения в системе СПО и закреплена нормативно.

Колледж заявился на участие в пилотном проекте Российской Федерации по внедрению демонстрационного экзамена в автономном округе.

Программа «Дошкольное образование» АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» будет апробационной площадкой для проведения ГИА в форме демонстрационного экзамена по методике WorldSkills в 2018 году.

hmtpk.ru

Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2018 году, О Методических рекомендациях, Письмо Минобрнауки России от 15 июня 2018 года №06-1090

О Методических рекомендациях Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2018 году Введение

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (далее – Департамент) во исполнение поручения Президента Российской Федерации Пр-2582 от 9 декабря 2017 г., пункт 2 “б”, касающегося внедрения демонстрационного экзамена по стандартам “Ворлдскиллс Россия” в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусмотрев в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам “Ворлдскиллс Россия” и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам “Ворлдскиллс” приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, направляет для сведения и организации работы Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2018 году.

Директор Департамента

государственной политики

в сфере подготовки

рабочих кадров и ДПО

И.А.Черноскутова

Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2018 году

Введение

Современная система среднего профессионального образования (далее – СПО) развивается в направлениях повышения доступности и качества подготовки профессиональных кадров, включая ориентацию на потребности экономики и социальной сферы, развитие инновационного сектора.

Подготовку кадров по программам СПО в Российской Федерации осуществляют более 3,5 тысяч профессиональных образовательных организаций и 380 организаций высшего образования. Общий контингент обучающихся СПО составил в 2017 году около 2,85 млн человек, при этом динамика приема на программы СПО в последние 3 года показывает устойчивый рост, что обусловило ежегодное увеличение контингента примерно на 10 тысяч человек.

В 2015 году Минтрудом России утвержден перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих СПО – “ТОП-50” (приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831).

В 2016 году совместно с объединениями работодателей и советами по профессиональным квалификациям разработаны и утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) по профессиям и специальностям ТОП-50, где учтены требования профессиональных и международных стандартов, переформатированы требования к результатам освоения образовательной программы, уточнены требования к педагогическим работникам, материально-технической базе образовательных организаций.

Для внедрения ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым, и перспективным профессиям и специальностям разработаны и размещены в федеральном реестре примерные основные образовательные программы.

В соответствии с новыми ФГОС в рамках государственной итоговой аттестации вводится демонстрационный экзамен.

Согласно данным федерального статистического наблюдения (форма N СПО-1), с 1 сентября 2017 г. во всех субъектах Российской Федерации реализуются образовательные программы по профессиям и специальностям ТОП-50.

Прием на указанные образовательные программы в Российской Федерации осуществили 1486 профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), 136 филиалов ПОО, 25 образовательных организаций высшего образования и 10 филиалов образовательных организаций высшего образования (всего 1657 образовательных организаций, реализующих программы СПО, или 36% от их общего количества). К 2020 году прогнозируется рост доли таких образовательных организаций до 50%.

В июне 2018 года около 1,3 тысяч выпускников по профессиям ТОП-50 завершили обучение и впервые проходят государственную итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена.

В 2017 году проведена актуализация ФГОС СПО на основе профессиональных стандартов. Прием по профессиям и специальностям в соответствии с актуализированными ФГОС СПО начнется с 1 сентября 2018 года.

Требование проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации закреплено во всех актуализированных ФГОС СПО.

Соответственно, государственная итоговая аттестация в виде демонстрационного экзамена будет внедряться поэтапно по мере актуализации ФГОС СПО.

При Департаменте государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (далее – Департамент) создана Координационная группа, включающая представителей Департамента, союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”” (далее – союз), Центра развития профессионального образования ФГБОУ ВО “Московский политехнический университет”, Главного информационно-аналитического центра ФГБОУ ВО “Московский технологический университет”, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональных образовательных организаций.

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования организации и проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров в 2018 году в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Пр-2582 от 9 декабря 2017 г., пункт 2 “б”, касающегося внедрения демонстрационного экзамена по стандартам “Ворлдскиллс Россия” в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривая в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам “Ворлдскиллс Россия” и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам “Ворлдскиллс” приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Рекомендации предназначены для руководителей, педагогических работников организаций, реализующих в 2017/2018 учебном году основные программы СПО со сроком освоения 10 месяцев по профессиям ТОП-50, методических служб, работодателей, включенных в состав государственных экзаменационных комиссий по профессиям:

– 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ;

– 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;

– 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства;

– 15.01.32 Оператор станков с программным управлением;

– 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением;

– 15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением;

– 15.01.36 Дефектоскопист;

– 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства;

– 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Государственная итоговая аттестация является элементом внешней оценки и признания работодателями уровня и качества подготовки кадров по программам СПО и позволяет реализовать современные механизмы оценки профессиональных компетенций, определить направления совершенствования деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, на предмет соответствия требованиям работодателей и мировым образцам подготовки профессиональных кадров.

Общие подходы к организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по программам СПО регулируются статьей 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон об образовании).

Итоговая аттестация, завершающая освоение профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом об образовании.

Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.

Государственная итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки, обучающихся государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и [или] аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если Федеральным законом об образовании не установлено иное.

К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.

2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы организации и проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации

1. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N Пр-2582, пункт 2 “б”: “обеспечить внедрение демонстрационного экзамена по стандартам “Ворлдскиллс Россия” в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусмотрев в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам “Ворлдскиллс Россия” и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам “Ворлдскиллс” приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации”.

2. Перечень поручений Президента Российской Федерации N Пр-580 по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации в Свердловскую область 6 марта 2018 г., пункт 1 “а”: “с учетом ранее данных поручений обеспечить использование в системе среднего профессионального образования стандартов “Ворлдскиллс” как базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров”.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

4. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования”.

5. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 “Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение”.

6. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 “Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования”.

7. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования”.

8. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. N 968 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования”.

9. Приказ Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 “О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968”.

10. Приказ Минобрнауки России от 17 ноября 2017 г. N 1138 “О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968”.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии (специальности).

12. Положение о стандартах Ворлдскиллс, утвержденное Правлением союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” (далее – союз) от 9 марта 2017 г., протокол N 1, с изменениями от 27 октября 2017 г., протокол N 12.

13. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утверждены Минобрнауки России 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн).

3. Нормативное регулирование проведения демонстрационного экзамена в ФГОС СПО по профессиям и специальностям

В статье 59 Федерального закона об образовании установлено, что целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Следовательно, ФГОС устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, по отношению к которым осуществляется оценка в рамках государственной итоговой аттестации.

В действующих ФГОС СПО закреплена форма проведения государственной итоговой аттестации, предусматривающая, в том числе, демонстрационный экзамен.

Так, в соответствии с ФГОС СПО из перечня ТОП-50 по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (за исключением ФГОС СПО профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки [наплавки]) государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена. Эта норма сохранена в актуализированных ФГОС по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

В соответствии с ФГОС СПО из перечня ТОП-50 по программам подготовки специалистов среднего звена государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа [дипломный проект]).

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

По специальностям из перечня актуализированных в 2018 году ФГОС СПО государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом примерной основной образовательной программы.

4. Особенности выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена в 2018 году по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов

Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии при решении конкретных задач, а также определению уровня готовности выпускника к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности.

В соответствии с ФГОС СПО по профессиям ТОП-50 выпускная квалификационная работа выполняется в виде демонстрационного экзамена, который предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.

Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе формулирования своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.

Для подготовки выпускной квалификационной работы каждому обучающемуся назначаются руководитель и, при необходимости, консультанты.

Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляются распорядительным актом образовательной организации.

5. Разработка программы государственной итоговой аттестации

Программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам определяются и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.

При этом программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Исходя из требований нормативных документов рекомендуемая структура программы государственной итоговой аттестации должна включать следующие положения:

– пояснительная записка;

– цели и задачи государственной итоговой аттестации;

– формы государственной итоговой аттестации;

– тематика выпускных квалификационный работ по обозначенной профессии, специальности;

– связь с профессиональными стандартами и компетенциями “Ворлдскиллс Россия”;

– требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ;

– критерии оценки знаний;

– описание задания демонстрационного экзамена и критериев оценки.

6. Создание государственных экзаменационных комиссий

Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО осуществляется образовательными организациями.

Образовательные организации используют необходимые для организации образовательной деятельности средства при проведении государственной итоговой аттестации студентов.

В целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ СПО соответствующим требованиям ФГОС СПО государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются образовательной организацией по каждой образовательной программе СПО, реализуемой образовательной организацией.

Государственная экзаменационная комиссия формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.

В случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза.

Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом образовательной организации.

Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) органом местного самоуправления муниципального района и городского округа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого соответственно находится образовательная организация, по представлению образовательной организации.

Председатель государственной экзаменационной комиссии частной образовательной организации утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, на территории которого находится частная образовательная организация, по представлению частной образовательной организации.

Председателем государственной экзаменационной комиссии образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:

– руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;

– представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.

Руководитель образовательной организации является заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии. В случае создания в образовательной организации нескольких государственных экзаменационных комиссий назначается несколько заместителей председателя государственной экзаменационной комиссии из числа заместителей руководителя образовательной организации или педагогических работников.

Государственная экзаменационная комиссия действует в течение одного календарного года.

Для проведения демонстрационного экзамена при государственной экзаменационной комиссии образовательная организация может создавать экспертную группу, которую возглавляет главный эксперт для организации оценивания выполнения студентами заданий демонстрационного экзамена.

Количество экспертов и состав экспертной группы определяются образовательной организацией на основе условий, определенных заданием.

При соблюдении требований к председателю государственной экзаменационной комиссии председателем государственной экзаменационной комиссии может назначаться главный эксперт, определенный союзом.

7. Задания демонстрационного экзамена

Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом.

Для оценки результатов освоения образовательных программ с учетом оценочных материалов союза могут применяться: Положение о стандартах Ворлдскиллс, нормативные документы международной организации WorldSkills International, технические описания компетенций и другие материалы, разработанные союзом.

На 2018 год союзом разработаны задания демонстрационного экзамена по 13 компетенциям, соответствующим профессиям ТОП-50, указанным в разделе 1 настоящих рекомендаций.

Задание представляет собой описание содержания работ, выполняемых в конкретной области профессиональной деятельности на определенном оборудовании с предъявлением требований к выполнению норм времени и качеству работ. В нем даны описание задания по модулям, включая эскизы и чертежи; сведения о материалах, оборудовании и инструментах, применяемых при выполнении работ. Оборудование дается с определением технических характеристик без указания конкретных марок и производителей. В задание включен также план застройки площадки.

Разработанные союзом задания размещаются в открытом доступе на сайте http://worldskills.ru за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации и рекомендуются к использованию при разработке контрольно-измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по профессиям и специальностям из перечня наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования.

Выбор задания осуществляется образовательной организацией самостоятельно на основе анализа соответствия содержания задания по компетенции Ворлдскиллс задаче оценки освоения образовательной программы по конкретной профессии (специальности). При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.

Федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования (далее – ФУМО СПО) с привлечением экспертов союза и работодателей разработаны примерные задания (контрольно-измерительные материалы) для демонстрационного экзамена по девяти профессиям, которые размещены в открытом доступе на официальном портале ФУМО СПО www.fumo-spo.ru, на официальном сайте Центра развития профессионального образования www.crpo-mpu.com и предлагаются для использования образовательными организациями при разработке программы проведения государственной итоговой аттестации.

8. Организация процедуры демонстрационного экзамена

Длительность проведения государственной итоговой аттестации по программам СПО определяется федеральным государственным образовательным стандартом. Часы учебного плана (календарного графика), отводимые на государственную итоговую аттестацию, определяются применительно к нагрузке обучающегося.

Образовательные организации контролируют реализацию процедур демонстрационного экзамена как части образовательной программы, в том числе выполнение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, соответствие санитарным нормам и правилам.

Образовательная организация обеспечивает проведение предварительного инструктажа выпускников непосредственно в месте проведения демонстрационного экзамена.

Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

9. Методика оценивания результатов выпускной квалификационной работы

Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.

Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации определяются оценками “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно” и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий.

Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.

В случае, когда за выполнение задания демонстрационного экзамена студенту начисляются баллы не в традиционной пятибалльной системе, необходимо осуществить перевод полученного количества баллов в оценки “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.

При этом общее максимальное количество баллов за выполнение задания демонстрационного экзамена одним студентом, распределяемое между модулями задания, принимается за 100%. По итогам выполнения задания баллы, полученные студентом, переводятся в проценты выполнения задания.

Перевод результатов, полученных за демонстрационный экзамен, в оценку по пятибалльной шкале рекомендуется проводить исходя из полноты и качества выполнения задания. Перевод баллов может быть осуществлен на основе данных, представленных в таблице.

Таблица.

Таблица

Максимальный балл

“2”

“3”

“4”

“5”

Задание

Сумма максимальных баллов по модулям задания

0-19,99%

20-39,99%

40-69,99%

70,00-100,00%

Образовательная организация вправе разработать иную методику перевода или дополнить предложенную. Применяемая методика должна быть закреплена локальными актами образовательной организации.

Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией “WorldSkills International”, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки “отлично” по демонстрационному экзамену. При этом студенты, претендующие на учет их результатов в упомянутых конкурсных мероприятиях как результата демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации, должны обучаться по программе СПО в образовательной организации, не иметь академической задолженности и быть допущенными к государственной итоговой аттестации.

Условием учета результатов, полученных в конкурсных процедурах, также является признанное образовательной организацией содержательное соответствие компетенции Ворлдскиллс, по которой студент является победителем или призером, и образовательной программы, которую он осваивает.

10. Требования к организации проведения демонстрационного экзамена у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при завершении обучения в профессиональных образовательных организациях сдают демонстрационный экзамен с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) таких выпускников.

При проведении демонстрационного экзамена обеспечивается соблюдение требований, закрепленных в статье 79 “Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья” Федерального закона об образовании и пункте V Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. N 968 [с изменениями от 17 ноября 2017 г.]), определяющем Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении демонстрационного экзамена у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья необходимо предусмотреть возможность увеличения времени, отведенного на выполнение задания, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

11. Заключительные положения

Государственная итоговая аттестация выпускников завершается выдачей документа государственного образца об уровне среднего профессионального образования по профессии с присвоением квалификации по образованию.

Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании.

На основании решения государственной экзаменационной комиссии лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации (диплом с приложением к нему). Процедура оформления и выдачи дипломов по итогам освоения образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется в срок не более 10 дней с момента завершения государственной итоговой аттестации и издания приказа об отчислении.

Выпускнику, прошедшему процедуры демонстрационного экзамена с применением оценочных материалов, разработанных союзом, выдается паспорт компетенций (“Скиллс паспорт”), подтверждающий его результат, выраженный в баллах.

По результатам государственной аттестации, в том числе проводимой в виде демонстрационного экзамена, выпускник, участвовавший в государственной итоговой аттестации, имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и (или) несогласии с ее результатами.

Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной комиссии.

Электронный текст документа

подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

Администратор образования,

N 14, июль 2018 года

docs.cntd.ru

Демонстрационный экзамен СПО ТОП-50 | ВГЛТУ

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 — 2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», с 2017 года проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации.

Приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2017 года N 1138 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» государственный экзамен в виде демонстрационного экзамена признан одной из форм государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

В 2017 году демонстрационный экзамен проводился в пилотном формате в 26 субъектах Российской Федерации

В 2018 году Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова первым из вузов России проводит государственную итоговую аттестацию в виде ДЭ по стандартам WorldSkills Russia по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» для 160 выпускников обучающихся по профессии «23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.»

Для реализации этой возможности  на базе Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г. Ф. Морозова создан центр проведения демонстрационного экзамена «ДемоАвтоТех». На площадке оборудовании восемь постов, соответствующих требованиям WorldSkills Russia.

Инфраструктурный лист

Схема расположения постов

В Воронежской области аккредитован первый Центр проведения демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills Russia.     

Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова получил Аттестат о присвоении статуса  центра проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Приглашаем Вас на торжественное открытие центра «ДемоАвтоТех»
15 июня 2018 года.

В июне 2018 года выпускники вуза пройдут испытания в соответствии с требованиями стандарта WorldSkills Russia по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia

Оценочные материалы для демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»

Положение о государственной итоговой аттестации ВГЛТУ

 О WorldSkills Russia:

Официальный сайт WorldSkills Russia

Порядок отбора Центров проведения демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills Russia

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia

Кодекс этики движения WorldSkills Russia

vgltu.ru

Демонстрационный экзамен в СПО по стандартам Worldskills

Как проводить итоговую аттестацию?

Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального или высшего образования. Чаще всего дипломные работы носят реферативный характер и не позволяют оценить профессиональные компетенции.

– Если медицинская сестра напишет хорошую проектную работу или напишет хорошее исследование по какому-нибудь вопросу, связанному с историей медицины, то, конечно, это может охарактеризовать её как эрудированного специалиста, но вряд ли покажет, что она способна грамотно и точно выполнять медицинские манипуляции, – считает заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификации ФГАУ ФИРО Алла Факторович.

Алла Аркадьевна Факторович провела вебинар «Демонстрационный экзамен на ВКР», на котором рассказала о путях совершенствования инструментов оценки качества и освоения программ СПО.

В стандартах нового поколения пытались разделить процедуры оценки знаний и умений студентов и оценки профессиональных компетенций. 2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkills Russia и независимой оценке квалификации. В этом году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по модели WSR, и с 1 января вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». 

Обе процедуры претендуют на объективность, независимость и достоверность оценивания результативности выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills

Эта форма экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Принципы:

  • трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;
  • независимость экзамена от способа подготовки соискателя;
  • индивидуальный подход.

Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:

  • квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;
  • промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;
  • практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.

Во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 нет привязки к конкретной форме демонстрационного экзамена, но идея закрепления модели WSR активно продвигается и лоббируется.

Государственная итоговая аттестация в такой форме приобрела независимый характер, но апробация демонстрационного экзамена по модели WorldSkills выявила организационные проблемы.

Комментарий эксперта:

Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.

Для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills. И хотя речь шла о том, что эти материалы должны быть адаптированы для проведения государственной итоговой аттестации, в ходе апробации многие задания точь-в-точь воспроизводили конкурсную документацию WorldSkills и не подвергались какой-либо адаптации или приведению в соответствие с требованиями программ среднего профессионального образования. Из-за чего возникали несовпадения в том, к чему студентов готовили и в том, по каким материалам их подготовленность проверялась.

Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения WorldSkills. По ряду профессий и специальностей эти оценочные задания должны были специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных заданий, естественно, образовательные организации сталкивались с определёнными проблемами.

Те, для профессий и специальностей которых можно было использовать уже готовые оценочные материалы, по крайне мере, в этой части были защищены. Те, кто реализует программы, не сопоставимые с компетенцией WorldSkills, были вынуждены, не имея однозначной методики, самостоятельно разрабатывать оценочные средства, что, естественно, очень сложно и интеллектуально затратно.

Риски ГИА по модели WorldSkills:

  • Стирание различий между ГИА по специальностям СПО и профессиям СПО.
  • Отсутствие единой методики разработки оценочных материалов.
  • Нарушение принципа независимости процедуры оценки квалификации (эксперты — экзаменаторы — представители системы СПО).
  • Несовпадение компетенций WorldSkills с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда.
  • Финансовые и материально-технические трудности организации и проведения демонстрационного экзамена.

Предложения по оптимизации процедуры демонстрационного экзамена

Сейчас обсуждаются варианты проведения итоговой аттестации: организация демонстрационного экзамена исключительно или частично по модели WorldSkills. Кроме этих вариантов в России развивается другая процедура – независимая оценка квалификации.

Независимая оценка квалификации

За организацию и качество процедуры отвечают советы по профессиональным квалификациям, которые устанавливают требования к квалификациям, утверждают оценочные средства и гарантируют их качество. Также эти советы наделяют полномочиями центры оценки квалификации.

Демонстрационный экзамен по модели НОК

Есть разные варианты проведения итоговой аттестации по модели НОК:

  • точное следование процедуре;
  • использование инструментов НОК;
  • разработка оценочных средств по примеру НОК.

И демонстрационный экзамен по модели WorldSkills, и независимая оценка квалификации соответствуют тем ожиданиям, которые сегодня возлагаются на итоговую аттестацию СПО, но тем не менее отличаются друг от друга.

Когда компетенции WorldSkills полностью совпадают с квалификациями, которые понятны российскому рынку труда и соответствуют профессиональным стандартам, независимая оценка квалификации и демонстрационный экзамен WorldSkills становятся идентичными процедурами – учреждение СПО выбирает любую из них.

Но если паспорт компетенций WorldSkills не совпадает с понятными для российского рынка труда квалификациями, результаты демонстрационного экзамена по модели WorldSkills учитываются работодателями только частично – выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.

Проведение ГИА в форме демонстрационного экзамена закрепляется во ФГОС по ТОП-50 и предположительно будет зафиксировано в порядке проведения итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен может проходить по методике WorldSkills или по модели независимой оценки квалификации. С другой стороны, в ряде стандартов проведение демонстрационного экзамена не зафиксировано. По таким стандартам пока остаётся традиционная практика: итоговая аттестация по образовательной программе в реализовавшей её образовательной организации.

Алла Факторович считает, что жёсткого следования движению WorldSkills не будет, потому что наша система СПО не готова, с точки зрения ресурсов, к использованию исключительно модели WorldSkills. Даже если демонстрационный экзамен становится реальным фактом, его форма будет адаптирована для применения в системе СПО.

Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международной конференции «Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов».

academy-prof.ru

Демонстрационный экзамен в СПО

Демонстрационный экзамен как часть модернизации сферы СПО

Новые ФГОС СПО выступают в качестве инструмента обновления и модернизации процесса подготовки рабочих кадров. Они вводят в практику колледжей и техникумов демонстрационный экзамен, который меняет требования к задачам и процедурам оценки результатов освоения образовательной программы студентами. Итоговая аттестация по программам СПО в свете становления дуального обучения происходит по следующей схеме: студенты решают практические задачи на глазах профессиональных экспертов и наблюдателей, на основе чего делается вывод об уровне подготовки выпускников.

Цель проведения демонстрационного экзамена в СПО – определить, насколько результаты освоения студентом программы СПО соответствуют требованиям WorldSkills и ФГОС СПО.

Проведение экзамена помогает руководителям образовательных организаций объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу и уровень педагогического мастерства преподавателей. Выпускникам такая проверка даёт возможность подтвердить квалификацию, согласно требованиям международных стандартов WorldSkills, без дополнительных испытаний и получить предложение о работе уже на этапе выпуска.

Как провести демонстрационный экзамен по стандартам WSR в Вашем колледже, техникуме или училище, Вы узнаете на вебинаре «Демонстрационный экзамен на ВКР».

Эксперт

Факторович Алла Аркадьевна

Заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего и высшего профессионального образования, эксперт НФПК, эксперт рабочей группы Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Цель вебинара: рассказать руководителям профессиональных образовательных организаций об особенностях проведения демонстрационного экзамена как итогового испытания.

 

Задачи вебинара:

  • рассмотреть нормативно-правовую базу организации итогового испытания в форме демонстрационного экзамена;
  • предоставить сведения об особенностях демонстрационного экзамена как формы ВКР;
  • разобрать отличия демонстрационного экзамена от других форм итоговой аттестации выпускников;
  • рассказать, засчитываются ли результаты различных процедур оценки квалификаций.

Программа вебинара:

  1. Какие процедуры оценки квалификаций существуют в современной России?
  2. Что такое демонстрационный экзамен?
  3. Чем отличается ВКР в форме демонстрационного экзамена от традиционных форм ВКР?
  4. ВКР в форме демонстрационного экзамена и демонстрационный экзамен в системе WSR: общие черты и отличия.
  5. По всем ли профессиям и специальностям СПО возможен демонстрационный экзамен?
  6. Какова нормативная база проведения итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена?
  7. Возможен ли зачёт результатов разных процедур оценки квалификации?

Вебинар будет интересен

  • руководителям профессиональных образовательных организаций;
  • их заместителям;
  • педагогам;
  • методистам.

Приняв участие в вебинаре, Вы:

  • получите сведения о различных процедурах оценки квалификаций;
  • рассмотрите нормативную базу проведения демонстрационного экзамена как итоговое испытание выпускников;
  • узнаете об особенностях демонстрационного экзамена;
  • сможете узнать об отличиях демонстрационного экзамена от других форм итоговой аттестации;
  • сравните демонстрационный экзамен как итоговое испытание и демонстрационных экзамен в системе Wordskills;
  • рассмотрите перечень профессий и специальностей СПО, по которым проводится демонстрационный экзамен;
  • узнаете о возможности зачёта итогов различных процедур оценки квалификации;
  • получите ответ на волнующие Вас вопросы в рамках заданной тематики.

academy-prof.ru

Общая информация | WorldSkills Russia

О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 – 2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

  • моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
  • независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
  • определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.

 

Выпускникам

Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:

  • одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
  • подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;
  • одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия – Паспорт компетенций (Skills Passport). Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которому предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.

Образовательным организациям

Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена – это:

  • возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ;
  • объективно оценить материально-техническую базу;
  • оценить уровень квалификации преподавательского состава;
  • возможность определения точек роста и дальнейшего развития в соответствии с актуальными требованиями международного рынка труда.

Предприятиям

Предприятия получают доступ к единой базе участников движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) и выпускников, прошедших процедуру демонстрационного экзамена, и могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и развития персонала.

Скачать файл в формате *.pdf

worldskills.ru

Демонстрационный экзамен


Демонстрационный экзамен, как вид выпускной квалификационной работы для выпускников, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, появился в 2018 году.

Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.

Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”.

В состав государственной экзаменационной комиссии при проведении демонстрационного экзамена входят эксперты союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”.

Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией “WorldSkills International”, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки “отлично” по демонстрационному экзамену.

Таким образом, демонстрационный экзамен нацелен на определение уровня знаний, умений и навыков выпускника в соответствии с международными требованиями через независимую экспертную оценку профессионального поведения выпускника в смоделированных для него реальных производственных условиях.

Проведение демонстрационного экзамена предусматривает обязательные компоненты: Комплект оценочной документации, разработанный союзом “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”. Привлечение независимых сертифицированных экспертов к процедуре демонстрационного экзамена. Использование утвержденной инфраструктуры (оборудования, материалов и т.п.) каждым участником демонстрационного экзамена. Регистрация каждого участника демонстрационного экзамена в единой информационной системе.

Отличия традиционной формы государственной итоговой аттестации и демонстрационного экзамена следующие:

Характеристика Традиционная форма – защита дипломного проекта (работы) Новая форма – демонстрационный экзамен
Кто проводит оценку? Преподаватели колледжа Независимые сертифицированные эксперты
Кто разрабатывает оценочные средства? Преподаватели колледжа союз “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” с учетом международных требований
Как проводится государственная итоговая аттестация Теоретически, на основе обобщенного и проанализированного материала Практически, путем демонстрации своих умений, навыков
Где проводится государственная итоговая аттестация? Аудитории колледжа Специально созданные площади

В 2018 году государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена будет проходить для групп «Дошкольное образование».

Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» имеет электронный аттестат (№232-18\1503, выдан 13.04.18, действителен до 13.04.19) о присвоении статуса центра проведения демонстрационного экзамена, аккредитованным по стандартам Ворлдскиллс Россия в компетенции «Дошкольное воспитание».

hmtpk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *