Какие экзамены нужно сдавать чтобы поступить на архитектора – я хочу поступить в архитектурный вуз, но я не оканчивал художку. как сдать творческий экзамен и над чем мне работать?

Правила поступления: МАРХИ — Учёба.ру

Юлия Денисова

Студентка МАРХИ

Вуз, в который невозможно поступить

Я поступала в МАРХИ целенаправленно. Хотелось учиться только там, и нигде больше, хотя архитекторов у меня в семье нет. Мама на меня по этому поводу долго ругалась, больше в шутку конечно, но беспокоилась, что никто мне не сможет помочь, посоветовать, на работу никто не пристроит. Примерно классе в седьмом мне стал интересен рисунок, но кто-то убедил меня, что в художественную школу мне уже поздно идти, поэтому я пошла в дом творчества в нашем районе и записалась в студию. Там была очень хорошая преподавательница. Мы с ней не только рисовали, но и создавали макеты, костюмы, проекты зданий. И вот тогда я решила, что архитектура мне ближе всего. Потом я услышала, что есть такой вуз — МАРХИ, куда якобы невозможно поступить.

В 9 классе я начала заниматься уже академическим рисунком на курсах в архитектурном колледже, в который сначала планировала пойти учиться. Однако потом, буквально за месяц до вступительных экзаменов в колледж, нашла школу при МАРХИ. Меня приняли туда и на экзамены в колледж я даже не пошла. Но до сих пор жалею, что не ходила в художественную школу. Академическое образование необходимо, я считаю. Это — основа, и без нее трудно. Мне очень не хватает многих навыков.

Чтобы поступить в школу при МАРХИ, нужно было пройти вступительные испытания — рисовать.Там были очень хорошие преподаватели, которые рассказывали нам о тонкостях поступления. Обязательными предметами там были рисунок и черчение, которые мы, собственно, и сдавали при поступлении. Учиться было сложно. Думаю, людям, которые закончили художественную школу, было полегче, но все равно все чертили и рисовали дни и ночи напролет все два года.

Гипсовые головы во сне

В школе было два класса с художественным уклоном. Мне запомнились классные руководители, которые переживали за нас, помогали, входили в наше положение. Мне такое отношение казалось даже немного странным, так как в прежней школе такого и близко не было. Нашим куратором была замечательный педагог из МАРХИ. Она нам помогала найти репетиторов, вводила нас в курс дела, даже устроила выставку наших работ в Доме архитектора.

На выставке были представлены наши работы по шрифтам. Кроме того, наша куратор давала нам творческие задания. Были также витражи и копии работ мастеров. Она «билась» за наше всестороннее развитие. Хотела, чтобы мы не зацикливались на этих головах и фигурах, которые нам уже буквально снились. Каждый из нас выбирал шрифт (допустим, старославянский, арабский — да хоть Times New Roman) или придумывал самостоятельно и художественно оформлял его. А копии мастеров тоже каждый выбирал сам. Я копировала работы Леонардо да Винчи, некоторые ребята — Дюрера. Когда вечно рисуешь эти гипсовые головы, такие задания отвлекают, подбадривают даже, наверное.

В школе все понимали, что мы уже определились с выбором, и старались меньше мучить нас общеобразовательными предметами. В принципе, все два года обучения в школе при МАРХИ мы чертили и рисовали: в самой школе, дома, у репетиторов. В общем, разнообразия было мало. Но, конечно, у нас были очень сильные преподаватели по русскому языку и математике. Я считаю, что они хорошо нас подготовили к ЕГЭ. Готовясь, мы чертили задания по билетам прошлых лет со вступительных экзаменов. Их было огромное количество: за два года обучения мы как раз успели их проработать. В целом мы выполняли примерно 6-8 работ в неделю по черчению (в школе, дома, у репетитора). Сначала рисовали простые геометрические тела (конус, шар, куб) и постепенно дошли до гипсовых голов (графики). Последний год мы рисовали эти головы и, собственно, потом они ждали нас на экзамене в МАРХИ. Экзамен по рисунку в этом вузе состоит из двух частей: гипсовой головы и сложной композиции из геометрических тел.

Конечно, без репетиторов по профильным предметам никто не обходится. Бывало, что все делали задания для занятий с репетиторами и чертили и рисовали всю ночь, а на следующий день на первых двух уроках сидело по три человека. Но нас за это не ругали: входили в положение. Друзья не из МАРХИ удивлялись, как мы можем шесть часов подряд заниматься одним делом.

Поступление

Сначала мы подавали документы. Был один год, когда абитуриенты ночевали в палатках перед МАРХИ, чтобы занять очередь. Мы с подругой пришли самыми первыми, часов в семь утра, прождали и записались в первый поток. Первый экзамен — рисунок гипсовой головы. Аудитории для рисунка в МАРХИ — маленькие, мольберты расставлены очень близко друг к другу. Каждому достается свой номер мольберта. Ну, а потом все происходит просто: садишься и шесть часов рисуешь.

На экзамене по рисунку гипсовой головы мне попалась голова Антиноя. Всего в билетах на экзамене было четыре головы: Антиной, Сократ, Афродита и Цезарь.

Кроме того, было несколько ракурсов: анфас, профиль и три четверти. Вот мне, кажется, достался ракурс «три четверти».

Потом был экзамен по композиции. Абитуриенту говорят, какие фигуры обязательно должны быть на рисунке, сообщают их необходимое количество. Дают четыре часа на то, чтобы придумать их и нарисовать. Последним экзаменом было черчение. На нем бывает всего два варианта билетов, на которых изображена какая-нибудь сложная объемная деталь. И абитуриентам нужно начертить три ее вида. В интернете можно найти эти билеты. На черчение тоже отводится четыре часа, если не ошибаюсь. Сначала нужно начертить карандашом, а потом обвести тушью.

Работы абитуриентов комиссия оценивает по нескольким критериям. Абитуриенты часто подают на апелляцию: бывали случаи, когда результат повышали на балл. При поступлении в МАРХИ действует 10-балльная система, а всего для прохождения нужно набрать 21 балл. Медалистам можно было сдать только один экзамен — рисунок гипсовой головы. Но сдать нужно было на восемь баллов, не меньше. Были и такие, кто сдавал.

По рисунку можно было легко определить, кто у какого преподавателя занимался: по одинаковой манере штриха и системе построения, например.

Многие ходили на экзамены еще и в ГУЗ — университет землеустройства. Для подстраховки. И была интересная история, связанная с этим: одной девочке прямо во время экзамена в ГУЗе позвонила мама и сказала, что она получила девять баллов на экзамене по рисунку гипсовой головы в МАРХИ. Эта девочка просто просто встала и ушла, даже дорисовывать не стала. Некоторые после школы ходили на подготовительные курсы в МАРХИ. Вечерние курсы вообще «ни о чем», а дневные — очень хорошие. Чтобы стать слушателем этих курсов, кстати, тоже надо сдавать экзамен. После них обычно все поступали. Получается, будто эти абитуриенты отучились на «нулевом» курсе. Они учатся в точности, как студенты: каждый день присутствуют на парах, а их обучение длится целый год. Вообще, тебе легче, когда уже «варишься» во всей этой среде. Я не ходила на эти курсы, но, думаю, если бы не поступила сразу, то пошла бы обязательно.

Архитектурная тусовка

Для дневного бюджетного отделения мне не хватило баллов, а платное было для меня дороговато, поэтому я пошла учиться на вечернее отделение. И я бы не сказала, что вечерникам учиться легче: к ним в принципе предъявляются такие же требования, как к студентам дневного отделения.

Я не разочаровалась в МАРХИ после поступления: даже наоборот. Мне нравится здесь учиться все больше и больше. Бывают, конечно, небольшие разочарования. Они, в основном, связаны с преподавателями, которые дают знаний по предмету меньше, чем хотелось бы. Здесь сложно учиться, что уж скрывать. Однако нас к этому хорошо подготовили. Для нас уже было не в новинку чертить ночи напролет. И, конечно, учиться здесь интересно. Проводится много архитектурных конкурсов. Главное — вовремя их заметить, потому что порой преподаватели сами могут быть не в курсе.

Большая часть учебного времени уходит на проект (основы архитектурного проектирования). Это основной предмет. На занятиях по нему учат работать с объемом, рассказывают о таких понятиях, как ритм и метр, например. Приходится делать много макетов. А со второго курса начинается непосредственно проектирование. Сначала мы проектировали частный дом, затем клуб, дом средней этажности, гараж, школу, музей, многоэтажку. Также имеет место и градостроительное проектирование: поселка, микрорайона.

Я расскажу, как проводятся занятия по проекту на вечернем отделении (на дневном — чуть по-другому). Темы проектирования неизменны — дом, клуб, дом средней этажности, поселок, гараж, музей, школа, микрорайон, многоэтажный дом. Сначала проводится лекция, на которой показывают примеры, рассказывают, на что обратить внимание при проектировании. Затем студентам раздаются задания, в которых уже четко поставлены задачи: метраж помещений, расположение объекта, нужен ли макет. Определяется срок сдачи эскиза и самого проекта. А затем начинается работа. Раз в неделю проходят консультации с преподавателями, подготовка эскиза (предварительного — это еще «сырой» вариант). Потом происходит сдача эскиза. Затем — доработка и окончательная сдача проекта. Кстати, есть один минус: оценка эскиза и окончательная сдача проходят без присутствия студентов. В аудитории, где расставлены проекты, находятся только преподаватели. Нам, студентам, это не нравится. Получается, у нас нет возможности защитить свой проект, нет диалога между студентом и комиссией.

Преподаватели по проекту — это главные люди на все время обучения. К сожалению, во время учебы мало времени уделяется конструкциям, вообще инженерии и физике. Архитектор, конечно, — творческий человек, но инженерную часть знать необходимо. Наш вуз дает это не в полной мере, мягко говоря.

Что касается студентов, то в целом, наш институт — большая семья, архитектурная тусовка. Часто после вуза все пересекаемся по работе. В основном, все студенты МАРХИ — москвичи. У одних в семье целая династия архитекторов, другие — первопроходцы. Но, все равно, случайно в МАРХИ не попадают. Учитывая, какую долгую и напряженную подготовку приходится пройти, это поступление должно быть осознанным. Некоторые поступают три года подряд.

Есть миф, что в МАРХИ поступают только по блату. Бывает, конечно, когда некоторые платят при поступлении. Однако не бывает так, что ты — полный ноль, заплатил и тебя взяли. Все равно нужно иметь высокий уровень. Но вполне реально поступить без проблем, если усердно работать. А во время обучения уже точно ничего не купить — никакие зачеты и экзамены. Но отчисляют не так много народу. Все усердно трудятся.

Перспективы

У выпускников МАРХИ масса перспектив. Мархишникам вообще легче устроиться на работу, нежели чем другим выпускникам-архитекторам. Наш вуз пользуется хорошей репутацией. Некоторые открывают свои архитектурные фирмы сразу после окончания, а, может, и раньше. Часто уезжают доучиваться за границей: МАРХИ сотрудничает со многими иностранными вузами. Какой бы ни была экономическая ситуация, все равно что-нибудь строится, так что архитекторы без работы не остаются. А направлений много: дизайн помещений различного назначения, реставрация, проектирование. Некоторые уходят в промышленный дизайн или в какие-то другие близкие области. Но все мои знакомые из МАРХИ работают, все же, по специальности.

А еще существует масса конкурсов по архитектуре и дизайну в России и за рубежом. Там вполне реально занять призовое место и твой проект будет реализован.

www.ucheba.ru

Какие предметы нужно сдавать при поступлении в аркитектурно-строительную академию?

Valerka!

Вопрос некорректный. В любом архитектурно-строительном вузе (универсистет, академия, институт) имеет не один десяток специальностей. Поэтому вступительные испытания разные. Для примера вступительные испытания в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете (2001 год) :

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

· Промышленное и гражданское строительство
· Проектирование зданий
· Экспертиза и управление недвижимостью
· Городское строительство и хозяйство
· Производство и применени строительных материалов, изделий и конструкций
· Теплогазоснабжение и вентиляция
· Водоснабжение и водоотведение
· Механизация и автоматизация строительства
· Мосты и транспортные тоннели
· Автомобильные дороги и аэродромы
· Системный анализ и управление
· Инноватика
· Мехатроника и робототехника
· Наземные транспортно-технологические комплексы
· Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
· Эксплуатация транспортных средств
· Теплоэнергетика и теплотехника
· Техносферная безопасность
· Нефтегазовое дело
· Химия, физика и механика материалов
· Управление качеством
· Метрология, стандартизация и сертификация
· Стандартизация и сертификация
· Автоматизация технологических процессов и производства
· Автоматизация и управление

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЕГЭ) : РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА

· Бухгалтерский учёт, анализ и аудит
· ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
· МЕНЕДЖМЕНТ
· уПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
· Государственное и муниципальное управление

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЕГЭ) : РУССКИй ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,
·
Информационные системы и технологии
· Землеустройство и кадастры
· Прикладная информатика

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЕГЭ) : РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА

· Журналистика

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЕГЭ) : РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

АРХИТЕКТУРА

Реставрация и реконструкция архитектурного наследия
Дизайн архитектурной среды

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЕГЭ) : РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, РИСУНОК, КОМПОЗИЦИЯ, ОСНОВЫ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИИ

Градостроительство

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЕГЭ) : РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, КОМПОЗИЦИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Строительство автомагистралей, аэродромов
СТРОИТЕЛЬСТВО ВЫСОТНЫХ БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЕГЭ) : РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА

otvet.mail.ru

Архитектор

Архитектор. Человек проектирующий

Одно из самых печальных явлений в профессии – это так называемые “бумажные архитекторы”. Они создают проекты, делают их модели – и на этом процесс заканчивается.

Маленький мальчик говорит: “Я, когда вырасту, буду архитектором и сделаю дома без углов! А то надоело….” (фольклор) Слово “архитектор” стремительно меняет смысловую окраску. Еще совсем недавно это, в представлениях многих, был худощавый юноша или бледная барышня, тихо сидевшие у двадцать пятой батареи пыльного проектного института, возле огромного кульмана, с карандашом в руках и мечтательным взглядом. Сейчас архитекторы, по мнению окружающих, весьма обеспечены, вальяжны и пронырливы. Они рисуют арки и колонны для новорусских особняков, умудряясь при этом виртуозно увеличивать стоимость постройки в несколько раз. На этой волне в архитекторы “записалось” множество людей. Дизайнеры, чертежники, художники, декораторы и оформители – все это совсем другие специальности. Но, пользуясь повышенным спросом именно на архитектуру, изучив несколько компьютерных программ, они начинают заниматься архитектурным проектированием.

Что такое архитектурное проектирование?

Говоря по-научному, это создание предметно-пространственной среды обитания человека в различных формах ее предназначения, будь то жилье, работа, досуг… Осмысливая потребности заказчика, архитектор создает общую концепцию проекта, а затем прорабатывает ее до стадии, после которой объект может быть реализован. На деле это означает, что архитектор не только придумывает, как, например, будет выглядеть здание, но и выбирает материал, анализирует геодезические условия, вычисляет параметры устойчивости, надежности, безопасности. Затем разрабатывает проект, включающий в себя всю информацию, необходимую для строительства. Это значит, что должны быть учтены государственные нормативы (и их надо знать), выбраны способы строительства, последовательность выполнения разных этапов и так далее. На этапе строительства архитектору выпадает сложная работа – наблюдать за тем, чтобы проект выполнялся именно так, как он задуман. Получается, с одной стороны, архитектор – это художник и творец, а с другой – инженер, прораб и администратор в одном лице. Те, кто умеет соединять в себе эти качества, имеют все шансы сделать в этой профессии карьеру.

Чему учат будущих архитекторов?

Поступить на архитектурное отделение института весьма непросто. Причина – смотри выше, резко выросший статус этой профессии. Для того чтобы стать студентом престижного МАРХИ (Московский архитектурный институт) или профильного факультета Государственного института землеустройства, необходимо сдать творческие экзамены. В МАРХИ, например, это рисунок (гипсовый слепок классической головы), композиция (рисунок, выявляющий умение выделять конструктивную основу модели, ее верное построение и соблюдение пропорций) и черчение (по заданному аксонометрическому изображению объемно-пространственной композиции нужно построить в карандаше и обвести тушью план, фасад, боковой фасад и прямоугольное сечение). Из общеобразовательных предметов, как правило, остаются сочинение и математика. Если экзамены пройдены успешно, то предстоит долгий и непростой путь к профессии. Поскольку сегодня к архитекторам предъявляются высокие требования, буквально каждый год увеличивается число предметов в учебной программе. На первом курсе студенты изучают одновременно историю отечества, историю и теорию культуры, историю искусств, историю русского искусства, историю архитектуры, высшую математику, теоретическую механику, сопротивление материалов. А кроме этого, начинаются практические работы. Студенты выполняют собственные проекты: сооружений без внутреннего пространства, небольших открытых объектов (детских площадок, пристаней и т.д.), общественных зданий. Еще они занимаются рисунком, живописью, материаловедением, начертательной геометрией, геодезией и т.д. На следующих курсах теоретическая программа дополняется архитектурной физикой, статикой сооружений, основами экономической теории, предметами из области инженерных знаний, основами строительного производства. Архитектурные факультеты традиционно считаются элитой строительных вузов. Их студенты зачастую работают в ином ритме, чем их ровесники с других факультетов. Во многих вузах за каждой группой закрепляется “мастерская”, где жизнь кипит до поздней ночи. Ведь подготовка архитекторских проектов требует достаточного по размерам рабочего места, чертежной доски, ватмана, планшета. Поэтому многие студенты предпочитают заниматься в институте, а не дома. Отсюда – творческая атмосфера, общение, обмен творческими идеями.

Карьерные возможности

Если обучение все архитекторы вспоминают тепло и радостно, то следующие годы жизни многих приводят если не к разочарованию в профессии, то к серьезным размышлениям над ней. Раньше, когда существовал государственный заказ на специалистов, все выпускники архитектурных институтов и факультетов собирались в проектных институтах. И уже там проходили все неизбежные ступени профессионального и служебного роста. Альтернативы этому не было. Максимум, что мог позволить себе советский архитектор, – это “шабашки” на строительстве дач. Когда же проектные институты перестали нуждаться в молодых специалистах, предложив вместо госзаказа свободный рынок, у архитекторов появился выбор.

Как же сегодня может реализовать себя архитектор?

Во-первых, как свободный художник. Это значит, что он сам себе директор, бухгалтер, исполнитель и рекламный агент. Сам ищет заказчика, ведет переговоры и выполняет заказ. Таких “одиноких волков” довольно много, но, как правило, они работают на небольших объектах – частных домах, дачах, мелких магазинах. Когда объемы заказа превышают возможности одного человека, возникает некая бригада, состоящая, правда, тоже из свободных художников. В ней существует распределение ролей. Чаще всего тот архитектор, который нашел заказчика, берет на себя основную часть работы, а к решению второстепенных задач привлекает коллег – либо архитекторов, либо дизайнеров. Соответственно при этом распределяется и доход. Такие бригады существуют до выполнения заказа, затем распадаются. Если несколько человек регистрируются как юридическое лицо, то они становятся архитектурной или дизайн-студией. При этом нанимают бухгалтера, администратора, секретаря. Небольшие студии могут и не иметь постоянного руководителя, потому что поиск заказчиков, переговоры с ним выполняет сам архитектор, распределяя внутри студии излишек работ, который не может “потянуть” один человек. Если деятельность студии успешна, то из нее со временем вырастает мастерская. Мастерские как форма организации труда архитекторов появились в результате отделения от проектных институтов части сотрудников. Поэтому и построены они часто по такой же модели: руководитель (архитектор), заместитель (директор) и партнеры. Здесь уже архитектор получает заказ через своего руководителя, не занимаясь юридическими и финансовыми вопросами. Часто в мастерской работают рядом с архитекторами и специалисты-смежники (строительная бригада, например). Некоторые фирмы-производители имеют в штате собственных архитекторов, правда, с некоторым “перекосом” в сторону дизайна. В последнее время растет популярность, как ни странно, государственной службы. Работа в комитетах по строительству и архитектуре опять стала престижной и неплохо оплачиваемой. Архитектор здесь не только занимается проектированием городов, областей и районов, но и контролирует и регулирует строительство, утверждает проекты и следит за соблюдением нормативной базы.

Как попасть в обойму

Одно из самых печальных явлений в профессии – это так называемые “бумажные архитекторы”. Они создают талантливые (или не очень) проекты, делают их модели из бумаги – и на этом процесс заканчивается. Воспитанные на образцах великой мировой архитектуры, они строят грандиозные планы, но не находят желающих их воплотить. И хотя сегодня у архитекторов появилось гораздо больше возможностей создавать реальные, а не бумажные здания, возможностей для самореализации, как и в любой творческой профессии, не хватает на всех. Работодатели сегодня так формулируют требования к архитекторам: умение работать под контролем и самостоятельно, способность выполнять заказ качественно и в срок, неординарное мышление и творческий подход, и конечно, свободное владение современными архитектурными компьютерными программами (ArchiCAD и ей подобные). Самая большая сложность, подстерегающая молодых специалистов, – отсутствие опыта. Работодатель предпочитает брать исполнителя, у которого за плечами пара-тройка выполненных проектов. И главное здесь, по утверждению кадровых агентств, найти первого заказчика. Пока хотя бы одна работа не будет доведена до этапа строительства и сдачи объекта госкомиссии, серьезные фирмы вряд ли будут рассматривать кандидатуру. Но есть и обнадеживающие новости. В последние несколько лет все больше государственных чиновников приходит к мысли, что архитектура – это дело не только частное. Если архитектор тратит большую часть жизни не на создание проектов, а на их “пробивание” – страдает общество. Поэтому все чаще молодые архитекторы получают возможность участвовать в конкурсах и получать государственные гранты на воплощение своих проектов. Постепенно становятся все более востребованными фирмы, в которых вместе работают архитекторы, инженеры и строители. Кроме того, строительство сегодня развивается с такой скоростью, которой наша страна не видела уже лет триста. А это значит, что в ближайший десяток лет спрос на грамотных, экономически подкованных архитекторов будет только расти.

__________________________

Это может быть интересным:

Архитектурные и строительные вузы

Специальности архитектурных и строительных вузов

Архитектурные и строительные ссузы

Специальности архитектурных и строительных ссузов

Справочник профессий

Рейтинги профессий

Советы психолога по выбору профессии

Источник: Журнал “Обучение в России”

Автор: Ольга Черномыс

moeobrazovanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *