Менеджмент экзамены – Вступительные экзамены в магистратуру факультета менеджмента: содержание, организация проведения, опыт прошлых лет

Ответы по менеджменту

Билет 1. Сущность , содержание и специфика управления. Ключевые категории концепции управления.

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Основные категории менеджмента.

Категории менеджмента* - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи*) в процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий менеджмента следует отнести:

  • понятие и сущность менеджмента

  • виды менеджмента*;

  • объекты и субъекты менеджмента*;

  • функции менеджмента*;

  • иерархия менеджмента*

    ;

  • организационная структура* и схема управления;

  • принципы менеджмента*;

  • методы менеджмента*;

  • стиль руководства*.

В научной методике используют 3 основных подхода к определению управления:

1.Структурно-функциональный

Управление- это процесс целенаправл. воздействия на коллектив людей для планирования организаций, мотиваций и контроле их совместных действий.

2.Содержательный

Управление-это система обществ.отношений управления, возникающих между людьми в процессе общественного производства.

3.Кибернетический.

Специфика управления выражается через понятие воздействия, которое рассматривается как влияние на человека с целью согласованностью его действий с действием других направлений достижения общей цели.

Билет2. Менеджмент: тип управления. Особенности российского менеджмента.

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики.

Особенности российского менеджмента определяются:

  • чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

  • комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

  • культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Билет3. Типы моделей и организаций менеджмента.

Модель 1

На базе теоретических положений научной школы управления. Механистическая модель бюрократии. Вебер – рациональная бюрократия

Основа – анализ технико-экономических связей и зависимостей от факторов производства

Минусы:

– ориентация на крупные организации

- основа завоевания рынка сокращение издержек, а не рост доходов

- использование аналитических методов, результаты которых трудно применить на практике

Цели менеджеров:

Оптимизация использования ресурсов. Ориентация на оперативное управление. Оптимизированная структура производственных факторов и процесса производства. Оценка эффективности по экономическим показателям (выпущенная продукция/ затраты ресурсов).

Модель 2

Организация как коллектив людей построен на принципах разделения и кооперации.

Основа как социальный деятель

Элементы модели: внимание к работникам, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений человек-

Минусы – поиск резервов эффективности организации только в человеческом ресурсе и подчинения ему всех остальных факторов производства.

Цели менеджеров:

Главная задача – управление персоналом, что приводит к выполнению целей организации. Управление это воздействие на работников, необходимое для принятия решений и выполнения планов

Критерий успешной работы – повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов

Необходимые методы: оценка качества труда и здоровья организации

Оперативная задача - выявление внутренних процессов для повышения производительности труда, выработки на одного работника.

Модель 3.

Организация как сложная иерархическая система, связанная с внешней средой. Существуют взаимосвязи и зависимости элементов, подсистем и всей системы с внешней средой

Организация – это составные части рынка, которые определяют структуру организации и ее систему управления

Ключевые факторы успеха:

- во внешней среде ( ресурсы, информация)

-внутренняя структура ( сильные и слабые стороны, которые создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию

Внешняя среда определяет «правила игры»

Внутренняя среда – формируется под непрерывным потоком управленческих решений и реально определяет уровень системной эффективности

Цели менеджеров:

Главная задача – стратегическое управление, как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по своему усмотрению и не могут быть объектом точного прогноза и планирования (неопределенность).

Необходимо понимание единства системной многоплановости и сложности Внешней среды

Модель 4

Организация как общественное образование, в деятельности которой заинтересованы группы людей внутри и вне

Взаимосвязь интересов обусловлена тем, что используем ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых удовлетворены продукцией этой организации

Цели организации:

-1. производство и сбыт – получение прибыли

-2. удовлетворение запросам групп: потребители, поставщики, конкуренты, инвесторы, общество в целом

Организация ответственна перед заинтересованными лицами.

Цели менеджеров:

Главная задача менеджера –достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, балансирование интересов заинтересованных групп. ( в т.ч. по критерию выживаемости, повышения стоимости бизнеса)

Билет4. Общие подходы в теории менеджмента.

Процессный подход

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Процесс управления является общей суммой всех функций.

С позиции процессного подхода эффективного управления определяется правильным содержанием функций управления и правильной их соорганизации в рамках единого процесса. Современным направлением развития процессного подхода является такие управленческие технологии как управления бизнес процессами, реинженеринг бизнес процесса.

Системный подход

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Системные концепции Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Часы - знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Модель организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Ситуационный подход

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход и процесс управления Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это корее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Этапы процесса управления с позиции ситуационного подхода.

  1. Формирование управленческой компетентности руководителя.

  2. Предвидение последствий использования концепции, анализ.

  3. Интерпретация ситуации, выделение факторов.

  4. Согласование выбранных приемов управления с конкретными условиям

Билет 6. Принципы управления.

-Основные правила построения , функционирования и развитие систем управления.

- основные правила и требования , которые вытекают их экономических законов и закономерностей и которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами.

Классификация принципов управления

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность;

2) системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Билет 7. Организация как объект управления.

Организация — сложный организм. В нем уживаются и переплетаются интересы личности и групп, ограничения и стимулы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, неформальные инициативы и нормативные требования. У организаций есть свой облик, организационная культура, репутация и традиции. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

Переход к эффективным формам организации и управления, которые построены на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ в России. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Обязательные требования для организации:

1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;

2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организации бывают:

- формальные;

- неформальные;

- простые;

- сложные.

Формальная организация – это организация созданная по воле руководства.

Неформальная организация – это группа возникшая спонтанно, где люди вступают во взаимодействие достаточно регулярно.

Простая организация – это организация которая имеет одну или несколько целей.

Сложная организация – это организация которая имеет набор взаимосвязанных целей.

Организация как объект управления представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» - понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

Организации представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

Билет 12. Система управления. Основные ее элементы и подсистемы.

Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Система управления включает следующие основные элементы:

  • датчики информации о состоянии объекта управления,

  • подсистема сбора и передачи этой информации,

  • подсистема обработки и отображения этой информации,

  • подсистема выработки управляющих воздействий,

  • подсистема передачи управляющих воздействий.

  • исполнительные устройства.

Структурная система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.

Под управляющей подсистемой системы управления можно понимать ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п. ).

Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

Билет 13. Оценка эффективности системы управления.

Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

- по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации; -по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

В методологии организационного механизма особое место занимают методы оценки и анализа эффективности управленческой системы. Под эффективностью управления следует понимать создание благоприятных условий для достижения коллективом предприятия высоких результатов в обусловленные сроки с наименьшими затратами.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

Таким образом, повышение эффективности системы управления производством предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектом в целях достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев.

Билет 14. Миссия организации.

Миссия это четко выраженная общая цель, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:

1. Для чего существует организация (причина ее существова­ния), какая продукция производится и какую потребность удо­влетворяет организация;

2. Кто основные потребители и каково отношение к ним;

3.В чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;

4. Каковы основные принципы деятельности организации.

Главный вопрос, на который отвечает миссия, — это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организа­ция. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в средствах передвижения.

Часто вопрос формулировки миссии организации кажется слишком очевидным. В коммерческих организациях на вопрос о том, какова миссия организации, можно получить простой, ла­коничный и в корне неверный ответ: «Прибыль». Однако дело в том, что миссия отражает не столько внутренние проблемы са­мой организации, сколько внешние потребности, и прежде всего причины ее существования: «Для чего организация существует, какую потребность людей она удовлетворяет?»

Миссия любого бизнеса состоит в решении проблем потреби­теля. Поэтому все, что делает компания, должно быть ориентиро­вано на эту цель.

Для собственных сотрудников и для внешних контрагентов миссия помогает ответить на самые простые и одновременно са­мые сложные вопросы: что такое наша организация? какой она будет? какой она должна быть?

Важной составляющей миссии являются принципы работы организации и ценности, которые разделяют сотрудники. Мис­сия используется не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Миссия долж­на быть официально сформулирована, и ее содержание должно быть известно сотрудникам организации. Миссия служит ориен­тиром для принятия всех управленческих решений.

Билет 15. Цели организации.

Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента требует системного подхода к определению их состава. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели.

На основе миссии вырабатываются цели организации, обла­дающие следующими характеристиками:

1. Измеримость: любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя изме­рить, то это свидетельствует о неверно сформулированной цели или даже о ложной цели;

2. Ориентация во времени: к какому моменту времени планиру­ется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;

3. Достижимость: цель должна быть реальной. Если цели не дос­тижимы, то страдает мотивация сотрудников;

5. Взаимосвязь: разные цели должны дополнять друг друга и «ра­ботать» друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.

В любой организации цели служат ориентиром в процессе принятия решений, а также в работе по повышению эффектив­ности ее деятельности. Цели организации определяются ее спе­цификой. Если это коммерческая организация, то они могут включать в себя достижение конкретных рубежей в положении компании на рынке, в прибыль­ности собственной работы и эффективности использования ре­сурсов.

Таким образом, миссия формулирует общие установки и принципы, определяющие предназначение организации и ее вза­имоотношения с другими объектами. Стратегия — система взаи­мосвязанных решений и установок, определяющих приоритет­ные направления действий по реализации миссии организации, а цели определяют конечные и промежуточные состояния в реа­лизации стратегии.

Билет 16. Метод «дерева целей» и его использование в практике управления.

Идея метода дерева целей впервые была предложена американским исследователем У.Черчменом . Термин дерево подразумевает использован ие ие рархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, подцели нижележащих уровней. В настоящее время метод дерева целей является центральным, главным методом системного анализа.

Человек, который желает быть успешным, должен четко представлять себе свои цели и методы их достижения. Чтобы упорядочить постоянно меняющееся многообразие мыслеформ и желаний необходимо создать личное дерево целей. Этот инструмент наглядно продемонстрирует необходимые шаги, действия, мероприятия, которые нужно совершить по направлению к главной цели. Как ни парадоксально, но уже само построение дерева целей значительно приблизит владельца к их реализации, так как наглядно продемонстрирует все промежуточные этапы и временной диапазон.

Дерево целей – ваша личная карта, которая должна находиться на видном месте. Ежедневное обращение к ней позволит двигаться в четком направлении, не сбиваясь и не размениваясь на менее важные, но многочисленные дела. Построение дерева целей – это определение приоритетов в настоящем времени. Успех в любой отрасли жизни человека достижим благодаря упорной работе в заданной траектории. Метод дерева целей эффективен для любого желания: продвижение по карьерной лестнице, покупка дома или машины, поиск спутника жизни, рождение ребенка, улучшение физической формы. Эта статья станет источником доступной информации о том, как построить дерево целей.

Конечной точкой дерева целей должна являться самая главная цель, ваша идея-фикс. Верхушка дерева – это то грандиозное событие вашей жизни, ради которого, собственно, и затевается все мероприятие. Ствол дерева целей является воплощением вашего непоколебимого движения вперед. Хорошо обозначить его каким-то значительным, стимулирующим словом или слоганом. К примеру, я двигаюсь всегда вперед, и цель моя мне сил дает. Лучше придумать подобный слоган самостоятельно. Тогда вы внутренне будете еще больше укреплены в своем стремлении. Как и любое другое, дерево целей имеет свои раскидистые ветки. Каждая из них символизирует определенный шаг, предшествующий достижению конечной цели. Количество веток должно совпадать с предварительными этапами. Чем важнее и сложнее промежуточный этап, тем толще и ниже к основанию располагается ветка. Ваше личное дерево целей будет иметь индивидуальное количество веток. После достижения или совершения промежуточного действия, ненужную больше ветку можно символически отрезать. Сделать это можно, заклеивая ее чистым листиком бумаги или дорисовывая на ней зеленые листики и цветы. Возможно, украшать пройденную ветку символическими плодами. Все в ваших руках и зависит от буйства фантазии. Главное, чтобы процесс взаимодействия с вашим деревом целей приносил истинное удовольствие. Тогда и движение вперед будет совершаться семимильными шагами. То, из чего вы будете исходить в процессе достижения главной цели, несет в себе большую значимость и важность. Так как это те ресурсы, которыми вы обладаете в начале своего пути. Это ваши личные качества, предыдущие достижения, все, чем вы владеете на момент прорисовки дерева. Это самый важный момент в создании дерева. Сейчас нельзя упустить ни малейшей детали. В достижении главной цели вам необходимо аккумулировать все доступные средства. Подножие дерева – это симбиоз присущих вам характеристик, от которых вы будете отталкиваться. Чем больше и разнообразней будут эти характеристики, тем большим ресурсом вы будете обладать. На этом этапе необходимо тщательно и беспристрастно проанализировать самого себя.

Дерево целей – процесс стимулирования личности. Оно дает возможность обрести и понять свой жизненный смысл. Дерево целей наполнит существование личности активными действиями, стремлениями, продуктивными желаниями. Метод дерева целей покажет действенный способ к их достижению.

studfiles.net

Экзамены по Менеджменту




Также смотрите разделы связанные с разделом Экзамены и экзаменационные билеты по Менеджменту:

Ниже Вы можете бесплатно скачать электронные книги и учебники и читать статьи и уроки к разделу Экзамены и экзаменационные билеты по Менеджменту:

  • Антикризисное управление, Шпаргалка, Красникова Е.О., Евграфова И.Ю., 2009
  • Инновационный менеджмент, Шпаргалка, Красникова Е.О., Евграфова И.Ю., 2009
  • Шпаргалка по теории организации, Ефимова С.А., 2009
  • Шпаргалка по теории организации, Кабкова Е.Н., 2009

  • Менеджмент, Шпаргалки, Ермаков В.П., Макиев З.Г., 2008
  • Персональный менеджмент, Тесты и конкретные ситуации, Практикум, Бондаренко В.В., Резник С.Д., Соколов С.Н., 2008
  • Теория организации - Шпаргалки - Тюрина А.Д.






Описание раздела «Экзамены по Менеджменту»

Здесь вы найдете Экзаменационные билеты по Менеджменту, которые помогут вам сдать абсолютно любой экзамен по менеджменту. Благодаря данным материалам, без особых волнений и переживаний, спокойно сдадите на отлично как письменный экзамен, так и устный по данному предмету. Раздел посвящен специально для тех, кто самостоятельно хочет подготовиться к экзаменам, вспомнить все пройденные темы и пополнить свой багаж знаний.

     В данном разделе вы найдете пособия для подготовки к экзаменам, которые помогут Вам получить исключительно пятерки. Так же вы сможете познать секреты менеджмента. И возможно, в будущем Вы займете руководящую должность. А те, кто совсем уж плохо разбирается в предмете, может скачать себе шпаргалку по менеджменту.

     Менеджмент переводится с английского языка, как управление, руководство, дирекция, умение владеть, что буквально означает разработку или создание, максимально эффективное использование и контроль социально-экономических систем.

     Не путайте сдачу экзамена по менеджменту со сдачей экзамена по экономике, потому что эти предметы отличается тем, что к менеджменту относится государственная система. Так же основной его целью является влияние населения на происходящие в демократической стране процессы.

     Сдать данный экзамен не просто, потому что менеджмент ориентирован на 3 основных процесса. Это бизнес, государственный менеджмент и некоммерческие негосударственные институциональные системы.

     Есть и еще ряд причин, в которых заключается сложность предмета. Здесь много всевозможных подвохов, связанных с сущностью, задачами и целями менеджмента. К ним относятся теоретические аспекты менеджмента, изучающего управление производством, коммерцией, анализ целей менеджмента: прогнозирования, планирования, достижения намеченных результатов в деятельности предприятия. А так же обзор принципов, методов, средств, форм управления.

     Просмотрев экзаменационные материалы, посетите раздел Книги по менеджменту, в котором так же находится много полезной обучающей литературы.

 

nashol.com

Для подготовки к экзамену менеджмент

Итоговая аттестация (ЭКЗАМЕН) по дисциплине «Менеджмент» будет проводиться по следующим темам:

Раздел 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Тема 1. Введение в менеджмент

Различие понятий: «управление» и «менеджмент». Определение понятия «менеджмент». Подходы к определению понятия «менеджмент»: менеджмент – это наука, менеджмент – это искусство, менеджмент – это вид профессиональной деятельности, менеджмент – это процесс, менеджмент – это аппарат управления.

Тема 2. Природа управления и исторические тенденции его развития

Эволюция теории менеджмента: школа научного управления, административная (классическая) школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, школа количественных методов управления.

Особенности японского и американского менеджмента.

Тема 3. Организация как система управления

Теоретическая база менеджмента. Понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Организация как система. Характеристика кибернетической системы. Организация как система управления.

Объекты управления в коммерческой организации. Система менеджмента организации как совокупность подсистем. Характеристика подсистемы производственного менеджмента организации.

Принципы управления: кибернетические, социально-экономические. Принципы производительности труда Г. Эмерсона. Принципы управления А. Файоля. Характерные черты современного менеджмента. Новейшие тенденции в менеджменте.

Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций в РФ с 1 сентября 2014 года (в соответствии с Гражданским кодексом РФ).

Эффективность менеджмента. Сущность понятий «эффект» и «эффективность». Виды эффектов. Показатели экономической эффективности деятельности коммерческой организации. Сравнение понятий «эффективность» и «результативность».

Показатели эффективности менеджмента.

Раздел 2. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 4. Сущность и классификация функций менеджмента

Общие функции управления: замкнутый контур управления. Содержание общих функций управления. Специальные функции управления.

Общая характеристика системы менеджмента коммерческой организации.

Технология управления. Специфические особенности управленческого труда.

Тема 5. «Планирование» как функция менеджмента

Сущность и содержание планирования. Уровни планирования: стратегический, тактический. Различия между стратегическим и тактическим планированием.

Место «планирования» в процессе управления. Анализ внутренней и внешней среды (SWOT- анализ) как этап стратегического планирования.

Определение миссии и стратегических целей организации как этап стратегического планирования. SMART-характеристики целей.

Классификация планов. Принципы планирования. Методы планирования. Сущность нормативного метода планирования. Технология планирования.

Анализ стратегических альтернатив – как этап стратегического планирования (характеристика альтернативных стратегий развития бизнеса, классификация стратегий роста: стратегии интенсивного роста, интеграционного роста, диверсификационного роста).

Модель BCG – исторически первая модель стратегического корпоративного планирования: сущность модели, основные выводы.

Тема 6. Организация как функция менеджмента

Понятие производственной структуры предприятия. Основное, вспомогательное, обслуживающее, побочное производство. Классификация технологии по Вудворд.

Сущность функции «организация» в системе менеджмента предприятия. Две составляющие функции «организация». Принципы формирования организационных структур управления (ОСУ). Классификация управленческих работников.

Основные понятия ОСУ: элементы, связи, делегирование, ответственность, полномочия, централизация, децентрализация.

Типы ОСУ: иерархические (бюрократические) и органические; их характерные черты, преимущества и недостатки.

Виды бюрократических ОСУ: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные.

Виды органических ОСУ: проектные, матричные, бригадные.

Тема 7. Мотивация деятельности в менеджменте

Потребности. Мотив. Мотивационная структура человека.

Стимулы. Процесс стимулирования. Внутренняя и внешняя мотивация.

Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные.

Сущность содержательных теорий мотивации (теория иерархии потребностей Маслоу, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга).

Сущность процессуальных теорий мотивации (теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера).

Тема 8. Контроль как функция менеджмента

Сущность контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы процесса контроля. Функции контроля: диагностическая, корректирующая. Признаки эффективного контроля. Ошибки в практике контроля.

Учет – основа контроля. Виды хозяйственного учета на предприятии: оперативный, статистический, бухгалтерский, финансовый, управленческий, налоговый.

Тема 9. Методы менеджмента

Экономические методы управления. Организационно-распорядительные методы управления. Социально-психологические методы управления.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров: необходимые профессиональные качества менеджера, необходимые личностные качества менеджера. Стили работы руководителя. Роли современного руководителя (менеджера).

Совершенствование руководителем своей деятельности: Понятие самоменеджмента. Анализ руководителем своих действий. Использование руководителем своего времени. Способы экономии рабочего времени менеджера.

Тема 10. Разработка управленческого решения

Сущность управленческих решений. Методы принятия управленческих решений: формализованные и неформализованные. Этапы принятия рационального управленческого решения.

Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Тема 11. Руководство

ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ:

Понятие группы. Хоторнский эксперимент. Виды формальных групп в организации. Неформальные группы, их характеристики и влияние на деятельность формальной организации. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ВЛАСТИ: Понятие власти. Необходимость власти для руководителя. Баланс власти «руководитель – подчиненные». Классификация форм власти по Френчу и Рэйвену. Власть, основанная на принуждении (страхе). Власть, основанная на вознаграждении. Эталонная власть. Экспертная власть. Законная (традиционная) власть.

МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ: Метод убеждения: условия эффективного использования метода. факторы, влияющие на способность убеждать. сильные и слабые стороны метода убеждения. Влияние через участие: партисипативное управление. направления реализации концепции партисипативного управления. факторы, ограничивающие использование метода участия.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: Природа и определение понятия лидерства. Лидер и менеджер. Отличия менеджера от лидера. Типы лидерских отношений. Характеристики и условия эффективного лидерства.

Тема 12. Управление конфликтами в организации

Понятие конфликта. Виды конфликтов: функциональные (конструктивные, созидательные) и дисфункциональные (деструктивные, разрушительные).

Четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Причины конфликтов и их последствия.

Межличностные методы разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

Роль руководителя в управлении конфликтами.

Понятие и причины стресса. Факторы, вызывающие стресс. Методы нейтрализации стрессов.

Рекомендуемая литература

  1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006.

  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  3. Кореняк Н.Н. Основы менеджмента: учеб пособие – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014.- 245с.

  4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.

studfiles.net

Менеджмент – гос экзамен

1. Сущность и содержание менеджмента, определение его субъекта и объекта. Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента.

Менеджмент в упрощенном понимании – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Менеджмент следует трактовать как профессиональное управление, осуществляемое специально подготовленными людьми. Управление – это вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент (в отличии от администрирования) предполагает всесторонний учет индивидуальных особенностей сотрудников.

Понятие «менеджмент» (англ. «manade») отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на представлении организации как сложной социально-экономической системы (присутствует сознание, отношения по поводу производства материальных благ), функционирующей в нестабильной динамической среде. Люди, работающие в организациях, с их знаниями, умениями, профессиональными навыками, системой ценностей и предпочтений – это главный фактор и важнейший стратегический ресурс, учет и использование которого требует не только научного подхода, но и искусства его применения его в конкретных ситуациях. Поэтому менеджмент сегодня принято рассматривать еще в одном аспекте – как искусство выполнения работы, которое должно опираться на способности эффективно применять накопленный опыт в практической деятельности.

По своей сути менеджмент представляет область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем разумно обоснованного использования людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Субъект управления – менеджер.

Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной сфере деятельности.

Профессиональное занятие означает, что этот специалист прошел специальную профессиональную подготовку, занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Объект управления – организация.

Организация (формальная) - социальная общность, состоящая из группы людей, де­ятельность которых сознательно координируется для достижения об­щей цели или системы целей. Неформальные организации, группы возникают спон­танно, и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточ­но регулярно.

Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента.

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

1.Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия

1. Индивидуальный характер принятия решений

2. коллегиальная ответственность

2. Индивидуальная ответственность

3. Нестандартная, гибкая структура

3.Строго формализованная структура управления

4. неформальная организация контроля

4.Четко формализованная процедура контроля

5. Коллективный контроль

5. Индивидуальный контроль управления

6. замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост

6.Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе

7. Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль

7. Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива

8. Ориентация управления на группу

8.Ориентация управления на отдельную личность

9. Оценка управления по достижении гармонии в коллективе и по коллегиальному результату

9. Оценка управления по индивидуальному результату

10. Личные неформальные отношения с подчиненными

10. Формальные отношения с подчиненными

11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы

11. деловая карьера обуславливается личными результатами

12.Подготовка руководителей универсального типа

12. Подготовка узкоспециализированных руководителей

13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д.

13. Оплата труда по индивидуальным достижениям

14. Долгосрочная занятость руководителя в фирме

14. Найм на работу на короткий период

studfiles.net

Пробный тест по менеджменту для заочной магистратуры ФМБ | Тесты


1. Какая функция менеджмента является ведущей?
Организация
Мотивация
Контроль
Координация
Планирование

2. Какая организационная структура управления наиболее распространена в российских предприятиях?
Матричная
Линейная
Дивизионная
Линейно-функциональная
Функциональная

3. Как называются факторы внешней среды организации, оказывающие на нее непосредственное воздействие?
Прямая среда
Общая среда
Рабочая среда
Экономическая среда
Социальная среда

4. Какой план в системе планов является ведущим?
Бизнес – план
Инновационный план
Стратегический план
Текущий план
Индикативный план

5. В какой модели менеджмента особое значение придавалось образованию кружков качества?
В американской
В европейской
В японской
Во всех моделях

6. Тип маркетинга, реализуемый при негативном состоянии спроса:
Поддерживающий
Конверсионный
Развивающий
Все ответы верны
Правильного ответа нет

7. К какому виду исследования рынка относится изучение различных справочников и статистической литературы?
Кабинетные исследования
Полевые исследования
Не относится к исследованиям
Все ответы верны
Правильного ответа нет

8. Сокращение предложения товара ведет к увеличению:
Спроса на взаимодополняющие товары
Общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене
Спроса на этот товар
Спроса на взаимозаменяемые товары
Правильного ответа нет

9. Стимулирование сбыта отличается от других инструментов коммуникационной политики тем, что:
Обеспечивает дополнительную мотивацию покупателей
Обладает коммерческой направленностью коммуникаций
Имеет массовый характер
Все ответы верны
Правильного ответа нет

10. Матрица SWOТ предназначена для
Оценки возможностей и опасностей рынка
Помощи в разработке дальнейшей стратегии предприятия
Оценки преимуществ и недостатков предприятия
Все ответы верны
Правильного ответа нет

www.vavt.ru

Ответы на вопросы к экзамену по менеджменту

Вопросы к экзамену по менеджменту

  1. Понятие и необходимость управления

Управление – сложное, многозначное понятие. Различают:

В социально-экономической связано с деятельностью человека. 2 части:

2я часть составляет управление.

Управление – целенаправленное воздействие на человека, согласующее его деятельность с деятельностью людей и ведущей к достижению общей цели.

Необходимость управления возникает в результате совместного труда, направлено на повышение его эффективности. В результате разделения труда происходит рост производительности труда, в результате чего появилась возможность содержать определенное количество человек, которые занимались управлением.

Конец 19 века – начали называться «менеджеры». Потребность в управлении усиливается под влиянием следующих факторов:

  • Развитие производства; увеличение количества людей, занятых в совместной деятельности (+развитие машинного производства, возрастание требований к управлению)

  • Возникновение большого количества субъектов рыночной экономики, усиление рыночных связей

  • Обострение конкуренции и неустойчивость рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению

  • Усложнение бизнеса и управления (появление крупных корпораций)

  • Рассредоточение собственности между акционерами (в результате, новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.)

  • Ограниченность ресурсов

  • Изменение общеэкономической ситуации (например, возникновение кризисов)

  1. Виды управления

Некоторые из видов управления:

Признак классификации

Виды управления

Источник управленческого воздействия

Централизованное, децентрализованное

Адаптивность (приспособляемость)

Адаптивное, консервативное

Временной фактор

Стратегическое, тактическое

Расположение субъекта управления по отношению к объекту

Внешнее, внутреннее

Стиль управления

Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное

Системность управления

Несистемное, системное

Уровень управления

Государственное, региональное, муниципальное и т.д.

Деятельность человека включает государственную, экономическую, социальную, политическую, военную и другие виды деятельности. Соответственно различают виды управления.

Государственное управление. Сюда входит создание условий для развития экономики, поддержание общественного порядка и стабильности, обеспечение обороноспособности страны. Осуществляется законодательными и исполнительными органами в центре и на местах. Основано на экономических и административно-правовых методах.

Экономическое управление. Производство материальных благ и стоимости, их распределение, обмен и потребление. Осуществляется менеджерами.

Социальное управление. Воздействие на социальные системы (общество и его социальные группы). Группы выделяются по признакам:

  • Роль в процессе производства (собственники, менеджеры, трудовые коллективы)

  • Уровень благосостояния (богатые, средний класс, бедные)

  • Родственные отношения

Политическое управление. Регулирование отношений между нациями, государствами и социальными группами. Осуществляется партиями. Основной метод управления - метод убеждения.

Военное управление. Управление войсками. Осуществляется мин. обороны и Генеральным штабом.

Все виды взаимосвязаны и образуют систему. В этой системе социальное управление задает социальные ориентиры развития. Экономическое управление создает материальную базу для достижения социальных целей. Политическое, государственное и военное создает условие для достижения социальных и экономических целей.

  1. Особенности управления социально-экономическими системами

Социально-экономическая система – совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое и взаимодействующих между собой в сфере воспроизводства, обмена и потребления.

Имеет границы: экономические, исторические, этнические, географические, политические.

Основные свойства:

  1. Целостность – изменение одного элемента системы влияет на другие.

  2. Иерархичность – каждая система – подсистема более высокого порядка.

  3. Интегративность означает, что система обладает свойствами, которые отличаются от свойств, входящих в нее элементов

Специфика управления:

  1. Важнейший элемент управления – человек

  2. Человек является одновременно и объектом, и субъектом управления

  3. Управление носит объективно-субъективный характер (основывается на объективных законах, отражает волю и желание человека)

  1. Ключевые понятия и основные категории управления

Управление – воздействие субъектов на объект.

обратная

прямая

субъект

объект

Субъект – тот, кто управляет.

Объект – тот, кем/чем управляют (это могут быть работник, группа лиц, трудовой коллектив; ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности).

Система управления – совокупность принципов, функций, форм и методов управления.

Принципы – правила управления.

Функции – виды управленческих работ, включают планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию.

Метод управления – способ воздействия субъекта на объект.

Процесс управления – последовательность действий управления.

  1. Система рыночного управления

Существует 3 типа управления:

Традиционное основывается на разделении труда по полу, возрасту, семейным отношениям, клановым.

Административно-командное основывается на централизованным планировании.

Рыночное на рыночном самоуправлении и государственном регулировании (2 подсистемы), которые взаимосвязаны. Больше государственного управления, меньше самоуправления и наоборот.

госрегулирование

самоуправление

Рыночное самоуправление предусматривает самоуправление собственника, профессиональное управление менеджера и самоуправление членов трудового коллектива.

Функции (управленческие) собственника: владение, распоряжение и использование.

Функции менеджера: планирование, организация, мотивация, контроль, принятие решений, коммуникативная (на семинаре называли пять: планирование, организация, мотивация, принятие решений, координация) (координация в середине).

Трудовые коллективы участвуют в разработке систем стимулирования, обеспечении качества продукции, безопасности труда, а также вносит предложения по совершенствованию работы предприятия.

Государственное регулирование. Государство обеспечивает выбор стратегических направлений (приоритетов) развития, обеспечение фундаментальных исследований, формирование производственных и социальных инфраструктур и защиту окружающей среды.

Социальное регулирование. Обеспечение минимальных пенсий, пособий и з/п.

  1. Понятие, необходимость и содержание профессионально менеджмента

Оксфордский словарь дает следующие определения менеджмента:

  1. Способ общения с людьми

  2. Власть

  3. Административные навыки

  4. Органы управления

История управления насчитывает 7000 лет. Профессиональный менеджмент существует чуть более 100 лет. Рассматривается как наука, практика, искусство и аппарат управления.

Наука управления – система теорий, законов, принципов, форм и методов управления. Основы науки управления заложены Тейлором.

Менеджер как практика – это обеспечение эффективности функционирования предпринимательской фирмы, ее конкурентоспособности и достижение стоящих перед ней целей. Это искусство. Искусство – образы управления. Зависит от таланта, опыта и интуиции. Искусство делится на административное – способность организовать работу персонала; концептуальное – способность понимать перспективу; коммуникативное – способность передавать свои идеи другим; психологическое – способность интуитивно взаимодействовать.

  1. Менеджер: особенности и компетенции

Каждый менеджер должен обладать следующими качествами:

  • также многие личностные качества, например, умение управлять собой, хорошая риторика, быстрая словесная реакция, высокий интеллект, целеустремленность, уверенность в себе, уверенность в суждениях, высокая работоспособность, обаяние, решительность, энергичность, знания и проницательность

  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования.

Также менеджер должен обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладеть методами организационной деятельности:

  • адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, инициативность, стремление к нововведениям, самообладание)

  • контактность ( общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушать и тд)

Также к организаторским способностям относятся:

Важнейшее требование к менеджеру любого уровня — умение работать с людьми!

ТО, перечень качеств, которыми должен обладать менеджер любого звена внушителен и противоречив, но благодаря ему мы смогли полностью сформулировать «кто такой менеджер»

  1. Управленческие роли менеджера

Общей чертой управленческой работы является исполнения ролей руководителя. Все менеджеры управленческой иерархии организации, а именно это определяет их служебное поведение, заставляет их вести себя определенным образом занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.

Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определяет десять ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители разной степени. Г. Минцберг подразделяет их на три больших класса:

1. Межличностные роли.

2. Информационные роли.

3. Роли по принятию решений.

Все три класса взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого вследствие чего, складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает.

Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основываются на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой – в роли центра обработки информации.

Выполняя межличностные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способно оказывать прямое влияние на ход производственного процесса и достижения целей организации.

Классификация ролей руководителей по Г. Минцбергу дает представления о той работе, которую выполняет менеджер. Эта классификация дополняется рядом функций, которые в обязательном порядке выполняет любой руководитель в любой организации. Эти функции следующие: планирование, организация, мотивация и контроль

Управленческие роли по Г. Минцбергу.

Роль

Описание

Характер деятельности

1

2

3

Межличностные роли

Руководитель

Символический глава в обязанности которого, входит выполнение обязанностей правового и социального характера.

Церемониалы, действия связанные с положением.

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор и подготовка персонала.

Все управленческие действия с участием подчиненных.

Связующее звено

Обеспечивает работу само развивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами.

Информационные роли

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную информацию, текущую, специализированного характера, которой пользуется в интересах дела, выступает как центр внешней и внутренней информации поступающей в организацию.

Обработка почты, осуществление контактов связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки).

Распространитель информации

Передает информацию полученную из внешних источников или от других подчиненных, членами организации, часть этой информации носит фактический характер, др. требуют анализа отдельных факторов для формирования политики организации.

Рассылка почты по организациям с целью получения информации

Проведение обзоров, бесед.

Представитель

Передают информацию внешних пользователей, касающихся планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу ин – формации внешним данным.

Роли по принятию решений

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов.

Участие в совещаниях с обсуждением стратегии

Обзоры ситуаций, включающие в разработку проектов совершенствование деятельности.

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных решений.

Обсуждение стратегических и текущих вопросов.

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений.

Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных.

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

Ведение переговоров.

  1. Характеристики менеджеров низового, среднего и высшего уровня

Менеджеров подразделяют на три уровня или звена: низшее, среднее и высшее

Менеджеры низшего звена обычно выступают в роли младших начальников. Руководят, как правило, рабочими и другими работниками, НО не управляющими. Их работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений короткий.

Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работников низшего звена. К ним относятся люди, которые возглавляют в организации крупные подразделения. Выполняют роль связующего звена между высшим и низшим звеном.

В свою очередь менеджеры высшего звена отвечают за принятие важных решений для всей организации. Менеджеров высшего звена значительно меньше, чем других, так как их работа не имеет никакого четкого завершения и содержит значительный риск. Их труд высоко ценится и хорошо оплачивается

Если говорить о западных предприятиях, то также различают:

Необходимо также отметить, что чем выше уровень иерархии, тем больше рабочего времени менеджер тратит на решение стратегических задач. На низшем уровне менеджер занимается оперативными вопросами.

Рекомендуемая структура рабочего времени для менеджеров высшего уровня: Стратегические задачи 60%, тактические — 25%, оперативные - 15%. Среднего звена: 25,50,25%. Низшего звена- 10,25, 65%

также можно выделить менеджеров линейных и функциональных. Линейные возглавляют организации, учреждения; функциональные- руководят функциональными подразделениями.

Существуют другие принципы деления менеджеров:

  • производственные и административные. П. - занимается технической стороной производства (выпуск продукции, создание требуемых материально-технических условий). А. - обеспечение общих условий работы, финансы, право, экономическая безопасность, маркетинг, связи с общественностью и тд

  • в последние годы появились инновационные менеджеры. И.М. - не начальник, а сотрудник, партнер. Его деятельность направлена на передачу знаний, реализацию эконом. Решений и тд

Профессионализм менеджера заключается во владении им специальными знаниями и навыками в области управления, в способности работать с людбми в различных сферах.

К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими качествами:

  • наличие знаний и опыта в области управления современной организацией

  • владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках

  • умение обосновывать и принимать решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками

  • наличие практического опыта и заний в области анализа рынка и их сегментов

  • умение анализировать действия фирмы

  • умение прогнозировать и планировать работу организации

  • также многие личностные качества, например, целеустремленность, уверенность, компетентность, стрессоустойчивость и тд

  1. Смена парадигмы управления в России. Отличия рыночного управления от административно-командного управления

На рубеже 20-21 веков в России сменилась парадигма (господствующая модель, смена постановки и решения проблем). Пришла модель рыночного управления.Необходимость смены парадигмы-несовершенность командно-административной модели экономики. Основные положения старой парадигмы:

-централизированное управление экономикой

-прямое государственное управление предприятиями

-ограниченная хоз самостоятельность предприятия

Отличия рыночного управления от административно-командного:

1) Собственность

Адм-ком: монополия гос. собственности (96%-государству)

Рын: плюрализм собственности (50%-гос-ву)

2)Субъект управления

Адм-ком: номенклатура (узкий круг людей, допущенных к управлению) гос и партийных работников

Рын: гос.органы, частные собственники, трудовые коллективы, менеджеры

3)Организация

Адм-ком: иерархичная система управления

Рын: горизонтальные договорные связи

4)Функции

Адм-ком: приоритет распределения ресурсов и разверстка планов из центра

Рын: самоуправление основного звена и регулирование развития экономики из центра

5) Характеристика методов управления

Адм-ком: приоритет организационных и распорядит методов

Рын: приоритет экон методов

  1. Понятие и классификация принципов управления

Принципы – правила управленческого поведения. Принципы управления можно определить, как основные правида, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами в целях обеспечения высокой эффективности управленческой деятельности. Формируются на основе законов и закономерностей управления. Закон специализации управления: проявляется в различных видах менеджмента. Закон интеграции: объединение специализированных управленческих действий в единый процесс Закон экономии времени: сокращение затрат на управление  Закон необходимого разнообразия: сложность системы управления должна соответствовать сложности окружаещей среды Закон сочетания централизации и децентрализации Закон демократизации  Закон Юрид силы Классификация принципов: 1) принципы основоположников научного менеджмента (Т. Эмерсона, Ф.Тейлора, А.Файрия) 2)современных условий 3) принципы отдельных фирм

  1. Принципы основоположников научного менеджмента (Т. Эмерона, Ф. Тейлора, А.Файоля)

Впервые термин «принципы управления» ввел Ф.Тейлор, который в 1911г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал 4принципа управления индивидуальным трудом рабочих: -научный подход к выполнению каждого элемента работы -научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего -кооперация с рабочими -разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими Другой известный специалист в области менеджмента А.Файоль в 1916г. в книге «Общая промышленная администрация» предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задачи выполнении функций менеджмента. При этом он относил к приоритетным два принципа- единоначалия и единства действий.  Принципы Файоля:  1)разделение труда(специализация работ для эффективного использования рабочей силы) 2) полномочия и ответственность ( каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы) 3) дисциплина (рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины) 4) единоначалие ( работник получает распоряжения и отчитывается только перед своим непосредственным начальником) 5) единство действий ( все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану) 6)подчиненность личных интересов (интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидумов) 7) вознаграждение персонала (получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд) 8) централизация (естественный порядок в организации, имеющий управляющий центр) 9)скалярная цепь ( неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всем уровнями иерархии) 10)порядок ( рабочее место для каждого рабочего и каждый работник на своем месте) 11) справедливость ( установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи) 12) стабильность персонала ( установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу) 13) инициатива ( поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ) 14) корпоративный дух ( гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий) Американский исследователь Г.Эмерсон в книге “12 принципов производительности ” привел след. Управленческие принципы: -точно поставленные цели -здравый смысл -компетентная консультация -дисциплина -справедливое отношение к персоналу -оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет - испетчеризация -нормы и расписание -нормализация условий -нормирование операций -написанные стандартные условия -вознаграждение за производительный труд Ведущими принципами Г.Эмерсон считал точно поставленные цели и здравый смысл

studfiles.net

Вопросы к экзамену по курсу «Основы менеджмента»

Вопросы к экзамену по курсу «Основы менеджмента» и для выполнения курсовой работы

1. Менеджмент - как интегрированная наука, практика и искусство управления.

2. Структура и функции процесса управления организацией.

3. Виды менеджмента и их функции.

4. Функции и роли менеджеров в организации.

5. Организация и самоорганизация деятельности менеджеров.

6.Эволюция развития менеджмента: подход научного управления, административный и бюрократические подходы.

7. Эволюция развития менеджмента: подходы к управлению с учетом человеческих отношений и науки о поведении.

8. Процессорный, системный и ситуационный подходы к управлению.

9. Современный этап развития менеджмента.

10. Системно-ситуационный подход к построению организации.

11. Системно-ситуационный подход к функционированию организации.

12. Внутренняя среда организации и ее характеристики.

13. Внешняя среда организации и ее характеристики.

14. Характеристики и особенности функционирования формальных и неформальных организаций.

15. Типы управленческих решений.

16. Процесс рационального принятия решений.

17. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

18. Среда принятия решений (риск, неопределенность).

19. Методы разработки управленческих решений.

20. Назначение и содержание миссии организации.

21. Цели организации. Процесс целеполагания.

22. Сущность и функции стратегического менеджмента.

23. Структура и этапы процесса стратегического менеджмента.

24. Системно-ситуационный анализ внутренней и внешней среды организации.

25. Подходы к выбору стратегии деятельности организации.

26. Взаимосвязь стратегического менеджмента с другими видами управления.

27. Функции текущего планирования.

28. Роль и функции политики, процедур и правил в управлении.

29.Организационные полномочия и ответственность. Линейные и аппаратные полномочия.

30. Эффективная организация распределения полномочий. Процесс делегирования.

31. Факторы, влияющие на установление и реализацию делегирования.

32. Сущность процесса организационного проектирования.

33. Основные типы организационных структур и их особенности.

34. Централизация и децентрализация в системе управления организации.

35. Преимущества и недостатки матричной структуры организации.

36. Управление в различных типах организаций (корпорация, конгломерат, партисипативная организация).

37. Сущность и структура процесса мотивации.

38. Теория содержания мотивации: иерархия потребностей по Маслоу.

39. Теория содержания мотивации: двухфакторная теория Герцберга.

40. Теория процесса мотивации: теория ожидания.

41. Теория процесса мотивации: теория справедливости.

42. Виды и функции управленческого контроля.

43. Процесс управленческого контроля и его этапы.

44. Регулирование - управление по отклонениям.

45. Управление по целям и результатам.

46. Культура и имидж организации, и их значимость.

47. Формирование и развитие организационной культуры.

48. Руководство в организации. Отношения руководителя к подчиненным.

49. Стили менеджмента.

50. Лидерство в системе менеджмента.

51. Сравнение характеристик и стилей деятельности лидера и менеджера.

52. Управленческая решетка. Стили руководства.

53. Концепция управления персоналом.

54. Методы управления персоналом.

55. Управление развитием персонала.

56. Управление деловой карьерой.

57. Управление формальными и неформальными группами в организации.

58. Роль информации в принятии управленческих решений и координации деятельности организации.

59. Коммуникация в организации. Управление коммуникационными процессами.

60. Типы конфликтов. Управление конфликтами в организации.

61. Тенденция развития менеджмента. Информатизация и автоматизация управления организацией.

refdb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *