Обязательный экзамен история – Эксперты: введение обязательного ЕГЭ по истории поспособствует воспитанию патриотизма – Общество

С какого года ЕГЭ по истории станет обязательным экзаменом

Все последние годы выпускники школ традиционно сдают экзамены по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. Экзамены по прочим предметам для одиннадцатиклассников — дело добровольное. Для получения школьного аттестата результаты по другим предметам не важны. Но они крайне необходимы для поступления в вузы. О том, что список обязательных экзаменов в России пополнится ЕГЭ по истории, говорится не первый год. С какого года ЕГЭ по истории все же станет обязательным экзаменом для всех одиннадцатиклассников — последние новости из Минпросвещения.

Фото: kremlin.ru

С какого года ЕГЭ по истории может стать обязательным

О скором введении обязательного ЕГЭ по истории в России много говорилось в мае 2017 года. Тогда министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что уже в 2020 году история как школьная дисциплина приобретет статус одного из важнейших школьных предметов, а выпускники начнут сдавать ЕГЭ по истории в обязательном порядке.

До 2020 года осталось совсем немного. Фактически, если бы слова Васильевой стали реальностью, готовиться к обязательному экзамену по истории нужно было бы сегодняшним десятиклассникам.

Однако на днях, 29 октября 2018 года та же Ольга Васильева, чья должность теперь называется министр просвещения, рассказала об отсрочке с повышением статуса ЕГЭ по истории.

По словам министра, ЕГЭ по истории станет обязательным экзаменом для выпускников одиннадцатых классов “после 2022 года”.

Дело в том, что в 2022 году обязательным экзаменом однозначно должен будет стать экзамен по иностранным языкам. Вводить сразу два обязательных экзамена помимо русского языка и математики — значит шокировать и выпускников, и их родителей, и преподавателей. До 2022 года статус истории как школьного предмета повысить не успевают, поэтому решение отсрочено.

Из слов министра Васильевой следует — ЕГЭ по истории станет (если станет вообще) обязательным экзаменом не раньше 2023-2024 года. Переживать на этот счет нужно разве что родителям сегодняшних пяти- и шестиклассников.

Фото: minsvyaz.ru

ЕГЭ по истории как обязательный экзамен: за и против

Выпускники российских школ знают историю плохо. Это факт, о котором говорят все, более или менее близкие к этой теме. Даже абитуриенты профильных исторических факультетов порой в плохом смысле поражают преподавателей вузов уровнем своих знаний.

Министр Васильева говорит о том же — о плохих знаниях истории и о том, что без знания этого предмета “невозможно двигаться дальше”.

ФИПИ не так давно подтвердил — сдающие ЕГЭ по истории школьники посредственно знакомы с историческими деятелями, плохо разбираются в истории культуры и часто путаются в событиях двадцатого века. И это те выпускники, которые готовились к сдаче ЕГЭ по истории.

Тем не менее, многие уверены в том, что никакой пользы от придания ЕГЭ по истории статуса обязательного экзамена не будет. Или, как минимум, от этого решения будет больше вреда.

Так, школьный учитель Алихан Динаев из Грозного рассуждает на страницах образовательного портала mel.fm и приводит следющие аргументы против такого нововведения:

  • Министр Васильева рассуждает как бывший учитель истории. Конечно, для любого педагога именно его предмет — главный. Однако министру стоит мыслить более глобально. Если завтра должность главы Минпросвещения займет учитель географии, стране по такой логике нужно готовиться к введению обязательного ЕГЭ по географической науке.
  • Загрузка выпускников школ в России уже сейчас чрезмерная. Практически все одиннадцатиклассники, которые всерьез готовятся к поступлению в вуз, все внешкольное время посвящают дополнительным занятиям. Для психики и здоровья подростков едва ли будет полезно увеличивать эту нагрузку.

Именно нагрузка, естественно, является главным аргументом против нововведения. Еще в 2015 году было решено, что начиная с 2022 года список обязательных ЕГЭ будет расширен за счет экзамена по иностранным языкам. Это значит, что уже через три с половиной года обязательных ЕГЭ будет не два, а три. Тем самым нагрузка на школьников заметно возрастет. Минпросвещения все же стоит почувствовать предел и когда-то остановиться.

bankiclub.ru

Министр образования предложила ввести обязательный ЕГЭ по истории: почему это странно?

Министр просвещения Ольга Васильева объявила о планах ввести обязательный единый госэкзамен по истории — но только после 2022 года, когда обязательным станет ЕГЭ по иностранному языку.

И родители, и преподаватели истории обеспокоены. Многие считают это решение преждевременным (так, свои опасения уже публично высказал Евгений Ямбург, директор центра образования №109, упомянув в беседе с РИА «Новости» о том, что контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по истории сейчас «не отличаются корректностью»).

В подготовке контрольно-измерительных материалов есть и еще одна проблема:

в сообществе историков нет консенсуса по принципиальным вопросам: каким должен быть ЕГЭ по истории, что он должен проверять?

Павел Евдокимов, учитель истории школы «Интеллектуал», замечает: «Как мне видится, проблема в том, что в околоисторической теме заинтересованы разные структуры, и каждая из них тянет одеяло на себя. В одну сторону — олимпиадное движение, в другую — издатели учебников, в третью — ФИПИ, Федеральный институт педагогических измерений, готовящий материалы для ЕГЭ. Поскольку каждый из них занимается тем, что считает  своим делом, ситуация сейчас разбалансирована, и введение обязательного ЕГЭ по истории только еще ярче обнажит существующие противоречия  между этими организованными группировками».

Многие родители опасаются,  что история станет насквозь идеологическим предметом — таким, каким в СССР была история КПСС, — а детям в школе  станут внушать единственно правильный взгляд на исторические события.

Хотя сейчас экзамен не особенно идеологичен, и его задания требуют скорее анализа и размышления, чем готовых ответов, уже сейчас не редкость ситуации, когда

выпускники и проверяющие расходятся в трактовке исторических событий, и на апелляциях это противоречие, как правило, разрешается не в пользу выпускника.

Нынешний экзамен по истории довольно сложен. Его общеобязательность повлечет за собой ухудшение результатов сдачи (в этом году на ЕГЭ не набрали даже минимального балла по истории 6,6%  от сдававших и 13,4% от сдававших гораздо более популярное обществознание). Это может повлечь за собой либо упрощение экзамена, либо разделение его на базовый и профильный уровени, как это произошло с математикой.

Опасения внушает и увеличение количества обязательных экзаменов: сейчас усилия выпускников сконцентрированы на поступлении в вузы; увеличение количества обязательных экзаменов будет рассеивать эти усилия и увеличивать нагрузку на них. Преподаватель Лицея ВШЭ и Подготовительных курсов ИСАА МГУ Александр Морозов говорит: «Я всегда был сторонником идеи введения 6-8 базовых ЕГЭ — но по окончании 10 класса, а не 11-го.

Сейчас учителя называют 11 класс «мертвой зоной»: дети готовятся к поступлению, новый материал давать почти невозможно.

Если увеличить количество обязательных ЕГЭ, они все равно не перестанут готовиться к поступлению, но им станет труднее. Я считаю, что надо думать не только о том, почему государству важно ввести ЕГЭ по истории, но и о самих выпускниках, об их собственных потребностях и намерениях. Хорошим выходом могло бы стать введение базового уровня предметов — как с ЕГЭ по математике. Если сдать базовые экзамены в десятом классе, в одиннадцатом уже можно было бы заниматься профильной подготовкой для поступления.  Сейчас линейка учебников по истории на это и рассчитана — что, кстати, вызывает вопросы у нынешнего руководства Министерства. А вот если о детях не станут думать, это обернется для них только лишней нервотрепкой».

Наконец, весьма вероятно, что история станет очень популярным предметом по выбору. Раньше она была обязательным экзаменом на юридические и экономические специальности, но ее место заняло обществознание. Не исключено, что результаты ЕГЭ по истории понадобятся  для поступления на большинство гуманитарных специальностей — в том числе тех, для которых сейчас требуется ЕГЭ по литературе.

Это означает, что обществознание и литературу станет выбирать меньшее количество выпускников (обществознание сейчас — самый популярный предмет по выбору, литература — один из самых непопулярных, ей уступают только немецкий и французский языки: обществознание в этом году сдавали 44,7% выпускников, историю — 14,7%, литературу — 6,8%).  Для ЕГЭ по литературе это может означать дальнейшую маргинализацию.

Словом, введение ЕГЭ по истории влечет за собой множество последствий — как очевидных, так и отдаленных; конкретные сроки не названы, до 2022 года время еще есть. Но общественная дискуссия о системе ЕГЭ — не только о введении ЕГЭ по истории — уже сейчас насущно необходима.

www.novayagazeta.ru

С какого года ЕГЭ по истории станет обязательным экзаменом

Все последние годы выпускники школ традиционно сдают экзамены по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. Экзамены по прочим предметам для одиннадцатиклассников — дело добровольное. Для получения школьного аттестата результаты по другим предметам не важны. Но они крайне необходимы для поступления в вузы. О том, что список обязательных экзаменов в России пополнится ЕГЭ по истории, говорится не первый год. С какого года ЕГЭ по истории все же станет обязательным экзаменом для всех одиннадцатиклассников — последние новости из Минпросвещения.

С какого года ЕГЭ по истории может стать обязательным


О скором введении обязательного ЕГЭ по истории в России много говорилось в мае 2017 года. Тогда министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что уже в 2020 году история как школьная дисциплина приобретет статус одного из важнейших школьных предметов, а выпускники начнут сдавать ЕГЭ по истории в обязательном порядке.

До 2020 года осталось совсем немного. Фактически, если бы слова Васильевой стали реальностью, готовиться к обязательному экзамену по истории нужно было бы сегодняшним десятиклассникам.

Однако на днях, 29 октября 2018 года та же Ольга Васильева, чья должность теперь называется министр просвещения, рассказала об отсрочке с повышением статуса ЕГЭ по истории.

По словам министра, ЕГЭ по истории станет обязательным экзаменом для выпускников одиннадцатых классов “после 2022 года”.

Дело в том, что в 2022 году обязательным экзаменом однозначно должен будет стать экзамен по иностранным языкам. Вводить сразу два обязательных экзамена помимо русского языка и математики — значит шокировать и выпускников, и их родителей, и преподавателей. До 2022 года статус истории как школьного предмета повысить не успевают, поэтому решение отсрочено.

Из слов министра Васильевой следует — ЕГЭ по истории станет (если станет вообще) обязательным экзаменом не раньше 2023-2024 года. Переживать на этот счет нужно разве что родителям сегодняшних пяти- и шестиклассников.


ЕГЭ по истории как обязательный экзамен: за и против


Выпускники российских школ знают историю плохо. Это факт, о котором говорят все, более или менее близкие к этой теме. Даже абитуриенты профильных исторических факультетов порой в плохом смысле поражают преподавателей вузов уровнем своих знаний.

Министр Васильева говорит о том же — о плохих знаниях истории и о том, что без знания этого предмета “невозможно двигаться дальше”.

ФИПИ не так давно подтвердил — сдающие ЕГЭ по истории школьники посредственно знакомы с историческими деятелями, плохо разбираются в истории культуры и часто путаются в событиях двадцатого век

triboona.ru

Эксперты: введение обязательного ЕГЭ по истории станет катастрофой

Это может привести к полной профанации экзамена

28.03.2017 в 12:24, просмотров: 18334

К программе 11 классов может добавиться еще один предмет. ЕГЭ по истории вот-вот станет обязательным. Обязательным станет и изучение обществознания в старших классах. Эти и другие новшества, ожидающие в ближайшее время российских школьников, 27 марта обсудили в РАН участники всероссийской конференции «Стратегия преподавания истории в общеобразовательной школе»

фото: Михаил Ковалев

По оценке собравшихся, ЕГЭ по истории вот-вот станет обязательным. В том числе, исходя из воспитательной роли данного предмета.

— Мы практически подошли к тому, что история станет обязательным предметом в школе и в том числе обязательным ЕГЭ, хотя окончательное решение по этому поводу еще не принято, — сообщил президент РГГУ, зампредседателя Ассоциации учителей истории и обществознания Ефим Пивовар.

При этом программу 11 классов, возможно, изменят таким образом, чтобы на изучение этого нового обязательного предмета пришлось побольше часов. Например, через введение нового предмета «Современная Россия», который объединит новейшую историю нашей страны с обществознанием и даже с географией, изучение которой сейчас заканчивается в 10 классе.

Однако одной лишь ломкой учебного процесса в выпускном классе, в случае введения обязательного ЕГЭ по истории, дело не ограничится. Последствия этого решения могут оказаться поистине трагическими, поскольку приведут либо к многократному росту числа детей, не получивших аттестат о среднем образовании, либо к полной профанации экзамена и массовой фальсификации его результатов.

История, как явствует из многолетних наблюдений за результатами ЕГЭ, является одним из самых сложных предметов. Средний балл сегодня составляет лишь 48, а без малого 17% участников этого экзамена не преодолевают даже минимального порога. Другими словами, получают «двойку». Причем, все они — выпускники, особо мотивированные на сдачу именного этого предмета, поскольку выбрали его сами. Каких же результатов ждать, если на историю погонят всех?!

Непонятно, и как быть с ГИА в 9 классах, после которых из школы отсеивается сотни тысяч ребят, идущих не в 10 классы, а в систему среднего профтехобразования. Историю, ставшую обязательной для ЕГЭ, придется сдавать и им, и те, кто не сдадут этого экзамена и останутся без аттестата (а их будет еще больше, чем в 11 классе), не смогут поступить даже в ПТУ. И что, спрашивается, им тогда делать?

— Когда я спрашиваю, зачем вводить обязательный ЕГЭ по истории, мне отвечают: чтобы учили этот предмет! — заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Но учить историю ведь надо не в 11 классе, а во всех классах! А эти, текущие знания проверяются не на ЕГЭ, а другими механизмами — всероссийскими проверочными работами (ВПР) и национальным исследованием качества образования (НИКО). И знания школьников по истории с их помощью проверяются уже с апреля прошлого года. Пока — выборочно, а со временем — и во всех классах.

Получается, что единственный способ ввести обязательный ЕГЭ по истории, не рубя под корень весь школьный выпуск — разбить его на базовый и профильный уровень, сделав первый максимально облегченным. Но это ведь и есть та самая профанация.

Между тем, как сообщил глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, практически готова и в ближайшие дни будет передана в Минобрнауки новая концепция преподавания школьного обществознания. В ее рамках по инициативе министерства в 10-11 классах изучение этого предмета на базовом уровне вновь становится обязательным для всех. (Сейчас, к примеру, в математических классах этот предмет могут не изучать). Для подготовки же к ЕГЭ предполагается изучение обществознания на профильном уровне. Содержание предмета дополнят 3 новых раздела: финансовая грамотность, местное самоуправление и сетевые коммуникации. В основной школе — 6-8 классах — изучать обществознание будут один час в неделю, а в старшей школе (на профильном уровне) — более 2 часов в неделю.

www.mk.ru

ЕГЭ по истории может стать обязательным — Российская газета

ЕГЭ по истории может стать обязательным для всех выпускников школ. Как рассказала министр просвещения Ольга Васильева на встрече с активистами Российского движения школьников в Москве, именно такие планы сейчас разрабатывает ведомство.

– Я не вижу здесь особых сложностей: этот предмет как экзамен по выбору уже сдают 23 процента школьников, – рассказала она. – Уверена, экзамен будет обязательным. Обсуждается только вопрос: когда. Вы знаете, что в 2022 году планируем ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку. И мы понимаем, что если мы наложим одно на другое, то страна напряжется. Поэтому здесь, конечно, надо думать, обсуждать.

Напомним, сейчас в России только два обязательных Единых государственных экзамена – русский язык и математика. Чтобы получить аттестат, школьнику необходимо набрать минимальные баллы по этим предметам. Минимум для русского – 24, а “базовый” ЕГЭ по математике оценивается по пятибалльной шкале. То есть для успешной сдачи математики хватит и “тройки”.

ЕГЭ по истории как экзамен по выбору уже сдают 23 процента школьников

Какими будут минимальные баллы на обязательном ЕГЭ по английскому языку и уж тем более истории, пока неизвестно: пилотная апробация экзамена начнется в некоторых регионах только в 2020 году. А обязательным он может стать после 2022 года.

По словам Ольги Васильевой, не так давно и экономисты и юристы первым экзаменом сдавали историю: и после этого сразу отсеивалось очень много абитуриентов. Потом в силу разных причин историю заменили обществознанием. И не все ректоры с этим согласны.

– Очень многие ректоры хотят вернуться к истории именно как к базовой, что, в общем-то, должно быть, – рассказала Ольга Васильева. – При этом в каждой стране мира ученики сдают в той или иной форме родной язык, родную литературу и родную историю. Например, в Китае есть единый экзамен по этим предметам, который пишут четыре часа.

Кстати

Федеральный институт педагогических измерений опубликовал список самых “популярных” ошибок на ЕГЭ по истории. Оказалось, что многие выпускники плохо знают исторических деятелей, плохо ориентируются в истории культуры и путаются в событиях России XX века. Кроме того, очень много ошибок ребята допускают при работе с исторической картой. Например, часто участники ЕГЭ неправильно указывают время начала военных операций на карте, названия городов в тот период.

rg.ru

история, иностранный, физика, литература… Что дальше?

К обязательным ЕГЭ по русскому языку и математике планируют добавить историю, иностранный язык и даже литературу с физикой. Министр образования Д. Ливанов заявил, что в скором времени Минобрнауки рассмотрит возможность введения обязательного ЕГЭ по истории. По его словам, введение обязательной сдачи единого государственного экзамена по истории возможно, но необходимо обсудить целесообразность данной идеи. Министр также добавил, что с 2020 года появится еще один обязательный экзамен – по иностранному языку.

Сделать экзамен по истории обязательным предложила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. С этой идеей она намерена обратиться в Министерство образования. Матвиенко обращает внимание на то, что данная задумка поможет сохранить «единое культурно-историческое пространство страны»; только знатока истории можно назвать интеллигентным и образованным человеком.
Она отмечает:
«Появилась реальная опасность возникновения разрыва в памяти поколений. Мы намерены предложить Министерству образования ввести в разряд обязательных ЕГЭ предмет «История России», а может, и более широкий — с элементами зарубежной истории, помогающий понять место нашей страны в современном мире. История — больше, чем обычный школьный предмет. Это важная часть воспитания, источник патриотизма, любви к Отечеству. Подчеркну, жизненный успех молодого человека, динамичная карьера, признание современников и даже полноценное человеческое счастье невозможны, по моему мнению, без глубинного понимания истории родной страны».

Её поддерживает и министр культуры РФ Владимир Мединский, который предлагает изменить форму экзамена – проводить экзамен как в письменной, так и в устной форме. В то же время, ректор РГГУ Ефим Пивовар отмечает: «ЕГЭ – это форма контроля. Почему в нём что-то обязательно, а что-то нет? Давно надо было сделать ВСЁ обязательным».

Андрей Фурсенко, помощник президента РФ, экс-министр образования и науки, полагает, что необходимо оценить готовность системы ЕГЭ к увеличению числа обязательных предметов. Главное – всё правильно организовать:
«Если процедура будет рационально организована, то это не приведёт к резкому увеличению психологической нагрузки на школьников. Министерство сейчас всерьез занимается проблемой увеличения числа обязательных экзаменов».

Также Фурсенко в качестве «очень серьезных пожеланий» предлагает добавить к обязательным экзаменам физику и, безусловно, иностранный язык.
«Возможно, какие-то экзамены следует разнести по времени, ведь нигде не написано, что все экзамены должны сдаваться после 11 класса. Например, часть экзаменов можно сдавать после 10 класса. По-моему, в этом нет ничего плохого», – отметил Фурсенко.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию О. Смолин прокомментировал инициативу:
«Во-первых, в свое время мы сдавали семь обязательных экзаменов, включая историю и обществознание. Во-вторых, изучение истории крайне важно, и экзамен по данному предмету был бы весьма полезен. В-третьих, ЕГЭ – недопустимая форма для экзамена по истории.

С помощью ЕГЭ проверяются память и эрудиция, в минимальной степени — понимание исторического процесса и в никакой степени — отношение человека к истории своей страны. Поэтому экзамен по истории нужно проводить либо в устной форме, либо как минимум с элементом устного экзамена, чтобы, как сказал бы Петр Первый, “дурь каждого видна была”.

Мы все время говорим о перегрузках детей, но если вводить один дополнительный экзамен, я бы рекомендовал добавить не историю, а литературу. Как и история, русская литература воспитывает любовь к своей стране, дает понимание культуры своей страны. Но сверх всего прочего литература — это предмет, который влияет непосредственно на эмоциональную сферу ребенка, это “воспитание души”. Возможно, лучше всего было бы ввести и историю, и литературу. Опять же литературу ни в коем случае не в формате ЕГЭ».

Тем временем, разворачивается активная дискуссия о создании единого современного учебника по истории. Конкурс на написание нового учебника будет объявлен в ноябре. Отсутствие единого учебника наводит на предположение, что в 2014 году введение обязательного экзамена по истории маловероятно. Более того, эта идея должна быть хорошо продумана, закреплена в образовательном стандарте и вынесена на общественное обсуждение (которое должно проходить не менее 2,5 месяцев).

Обязательные предметы ЕГЭ:
● Русский язык.
● Математика.
● Иностранный язык (с 2020 г.) + устная часть (ближайшие годы). Вероятность: 80%.
● История (ближайшие годы). Вероятность: 30%.
● Литература. Вероятность: 5%.
● Физика. Вероятность: 3%.

xn--80aff1fya.xn--p1ai

Готовы ли школы к обязательному ЕГЭ по истории — Российская газета

ЕГЭ по истории может стать обязательным. Правда ли, что современные школьники путают Великую Отечественную войну и Отечественную войну 1812 года? Стоит ли делить экзамен на “базу” и “профиль”, как с математикой? Справятся ли учителя и ученики с увеличенной нагрузкой?

Острая дискуссия на эту тему разгорелась с новой силой после заявления министра Ольги Васильевой. “Это будет экзамен по классической истории, безусловно, по истории Отечества. В 2020 году планируется провести “пилот”, а после 2022 года экзамен может стать обязательным. В каждой стране ученики сдают в той или иной форме родной язык, родную литературу и родную историю. Не вижу здесь особых сложностей”, – сказала она.

У инициативы хватает и сторонников, и противников: аргументы “за” и “против” более чем серьезные. С одной стороны, в России принят единый историко-культурный стандарт, по которому написаны школьные учебники. С другой стороны, история не прекращает быть ареной для идеологических и даже политических споров.

Очень многое в итоге зависит от учителя и его взгляда на конкретное событие, от формата подачи материала.

– Это очень деликатный вопрос. Учителя – живые люди и тоже подвержены страстям. Кто-то стоит на позиции, что у России – особый путь и духовные скрепы. Кто-то – что Россия – европейская страна, и ориентируется на Запад, – говорит заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург. – Есть и другая сторона. К сожалению, сейчас растет поколение, которое действительно плохо знает свою историю. Спрашиваешь, когда умер Ленин. Ответ: “Где-то в 30-х годах”. В этом плане историко-культурный стандарт – достаточно корректный и необходимый. В нем отражены не только те моменты, которыми мы можем гордиться, но и темные страницы нашей истории. Направление для работы, безусловно, правильное.

Сейчас ЕГЭ по истории школьники сдают по выбору: это примерно 23 процента выпускников, которые связывают свою жизнь с гуманитарными науками и усиленно готовятся к поступлению в вуз.

В экзамене есть задания разной сложности, но общий уровень все-таки достаточно высок.

К примеру, с заданием, посвященным Великой Отечественной войне, не справляются примерно 40 процентов выпускников. Почему так много? Как уверяют эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), основные ошибки связаны с тем, что дети плохо знают героев войны и даты основных событий. Например, началом Курской битвы многие почему-то считают не июль, а сентябрь 1943 года.

А вот еще “популярные” ошибки. Около 10% выпускников называют крестителем Руси Владимира Мономаха. Около 20% убеждены: “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” написал Андрей Рублев, а не Иван Аргунов. Некоторые пишут, что Корнилов и Блюхер участвовали в Полтавской битве, а Жукова путают с Рокоссовским.

А еще, скажем, в ответе ученика на уроке неожиданно может появиться Кутузов, штурмующий Берлин, или маршал Жуков, противостоящий Наполеону.

Выпускники путают исторических деятелей, названия битв и мирных договоров, не ориентируются в истории культуры. Очень много ошибок допускают при работе с исторической картой: самый простой пример – пишут Волгоград вместо Сталинград.

– С одной стороны, “хлеб” истории – знание фактов, безусловно, нужно проверять. С другой стороны, контрольно-измерительные материалы нужно совершенствовать: к массовому обязательному экзамену мы пока не очень готовы. Чтобы к 2022 году итоговые проверочные задания не вызывали у профессионалов недоумение, нужно работать с экспертным сообществом, с учителями. Время есть, – говорит Евгений Ямбург.

Напомним, сейчас в России только два обязательных единых госэкзамена – русский язык и математика. Чтобы получить аттестат, школьнику необходимо набрать минимальные баллы по этим предметам. Для русского – это 24. А “базовый” ЕГЭ по математике оценивается по пятибалльной шкале, то есть для успешной сдачи математики хватит и “тройки”.

Сегодняшний “минимум” по истории – 32 балла, но каким он будет после 2022 года – неизвестно. Скажем, сейчас среди, казалось бы, самых подготовленных учеников около 9 процентов не дотягивают даже до “тройки” по истории.

В ответе на уроке по истории неожиданно может появиться Кутузов, штурмующий Берлин, или маршал Жуков, противостоящий Наполеону

По словам министра Ольги Васильевой, не так давно и экономисты, и юристы первым экзаменом в вузе всегда сдавали историю: после этого сразу отсеивалось очень много абитуриентов. Потом в силу разных причин историю заменили обществознанием. И не все ректоры с этим согласны.

“Очень многие ректоры хотят вернуться к истории именно как к базовой, что, в общем-то, должно быть”, – замечает министр.

При этом в пресс-службе ведомства подчеркивают: любые изменения в итоговой аттестации всегда сопровождаются детальным обсуждением с экспертами и периодом апробации. Министерство не планирует отступать от этих практик.

Мнения

Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН:

– Это хорошее дело, идею я полностью поддерживаю. С одной стороны, школа готова к обязательному ЕГЭ по истории. В том смысле, что необходимость введения этого экзамена действительно назрела. С другой стороны, чтобы эту идею реализовать, понадобится минимум полтора года на подготовку. История – особый предмет в школе, формального знания фактов здесь недостаточно. Поэтому важно, чтобы экзамен показал умение молодых людей анализировать события, сопоставлять их. В этом смысле контент, содержательная часть обязательного экзамена должна быть тщательно продумана и подготовлена. Существует список из так называемых “самых трудных вопросов истории”, охватывающий период от Древнерусского государства до современной России. Мы сейчас по каждому из этих вопросов делаем брошюры для учителей.

Илья Демаков, учитель истории гимназии № 116 из Санкт-Петербурга, “Учитель года России-2017”:

– ЕГЭ – привычная форма активности и для ученика, и для учителя. В этом смысле сверхъестественной специфической нагрузки на систему образования новый обязательный экзамен не создаст. У меня как у предметника на этот счет другие опасения. Учителя истории почти всегда совмещают преподавание этого предмета с обществознанием. Так же, например, как учителя русского обычно ведут еще и литературу. Но разница положений здесь в том, что обществознание и так является самым выбираемым предметом на ЕГЭ – его пишут до 80% выпускников. Ту же литературу сдают единицы. На учителе математики никакой другой нагрузки обычно нет. Введение обязательного исторического ЕГЭ создаст уникальный объем нагрузки на учителя истории – ни один педагог не готовит к двум обязательным (или близким к тому) предметам.

Илья Казанцев, учитель истории, обществознания и права лицея № 4 города Пскова, призер конкурса “Учитель года России-2018”:

– Если вводить еще один обязательный ЕГЭ, то лучше по обществознанию – этот предмет в большей степени ориентирован на практику жизни, дает целостное понимание механизма функционирования и развития общества во всех сферах: экономической, политической, социальной, правовой и т.д. А ЕГЭ по истории в нынешнем виде очень специфичен и нужен далеко не всем выпускникам. Он востребован при поступлении на исторические и культурологические специальности, в некоторых военных вузах, в МГИМО. Но в целом для большинства ребят, особенно тех, кто делает упор на естественно-научные предметы, ЕГЭ по истории может стать лишней обузой. И разделение на “базу” и “профиль”, как это было с математикой, ситуацию не спасет. Тем более, что в 2022 году обязательным также станет экзамен по иностранному языку.

Конечно, учителям истории очень приятно, что их предмет выделили особо. Тем более, что сейчас меняются подходы к его преподаванию. Акцент делается не на трансляцию знаний, а на то, как эти знания применять, как искать информацию, анализировать, сопоставлять, подбирать аргументы. Многим школьникам это дается непросто: в истории, как известно, простых вопросов не бывает. Особенно трудными считаются темы революционного движения в России, революции 1905 года, 1917-го… Очень большой комплекс проблем связан с одной из самых патриотических тем – Великой ОтечественнойGhbG войной. С древней историей – тоже все непросто. История искусства (от зарождения зодчества на Руси до кубизма и соцреализма) – сложнейшая тема не только для школьников, но и для учителей, так как требует дополнительной подготовки.

Не важно, откуда происходят “ляпы” в ответах по истории – от лени, незнания или волнения. Ученик, путающий даты и имена, – это уже хрестоматийный образ. Важно понимать, что введение обязательного выпускного экзамена по истории само по себе вряд ли решит фундаментальные проблемы школьного гуманитарного образования.

rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *