Дистанционное обучение в вузы россии: Ваши запросы похожи на автоматические. Подтвердите, что вы человек

Содержание

Дистанционное образование в России

Блог

Могут ли онлайн-курсы заменить высшее образование?

Образовательные платформы предлагают стать финансовым менеджером, геймдизайнером или Instagram-маркетологом за несколько месяцев. Стоит ли получать высшее образование в мире, где есть Coursera, Skillbox и Udemy?

Дистанционное образование в России с 2012 года признано официальной формой обучения[1]. Студенты онлайн-программ получают тот же диплом государственного образца, что и выпускники очного или заочного обучения. Однако все еще сохраняются предубеждения и мифы о качестве подобного образования — как у студентов, так и у работодателей. Заранее уточним — беспокоиться не стоит. В дипломе не будет даже упоминания о том, что вы учились в каком-то «нестандартном» формате.

В статье расскажем об онлайн-обучении в России, стоимости и университетах, которые предлагают онлайн-программы высшего образования.

А об особенностях онлайн-образования и дистанционном обучении в зарубежных вузах мы рассказываем в других статьях.

Особенности дистанционного образования в России

Дистанционно получить степень бакалавра, магистра или доктора в России можно далеко не во всех вузах. К тому же часто такой формат на многих программах не сильно отличается от заочной формы обучения. Студенты очно посещают некоторые семинары и конференции, стажируются в компаниях, сдают экзамены и защищают диплом в кампусе университета.

Но исключения есть. Некоторые российские вузы предлагают полноценные онлайн-программы. Такой формат называется «очно, дистанционно» или «заочно, дистанционно». Он максимально приближен к обычным университетским занятиям. На них вы будете учиться с той же нагрузкой, что и все остальные студенты вуза. Но в отличие от них — не выходя из дома. Найти такие программы можно в ВШЭ, ЮуРгУ, УрФУ и многих других университетах.

Какие профессии можно изучать онлайн в России

В 2014 году Правительство РФ утвердило перечень специальностей и профессий среднего профессионального и высшего образования, которые нельзя полностью освоить в онлайн-формате. К ним относится большинство программ технического направления, естествознания, педагогики, медицины, туризма и музыки.

Если вы хотите получить образование дистанционно, больше всего вариантов вы найдете в области экономики, менеджмента, информационных технологий и государственного управления.

С медицинскими программами еще сложнее. Дистанционно такое образование могут получить только фармацевты и диагносты. В остальном онлайн-формат в этой сфере ограничивается курсами повышения квалификации для практикующих врачей. В программу зачастую включены часы практических и лабораторных занятий в клиниках или больницах.

Стоимость онлайн-образования в России

Бесплатно получить онлайн-образование в России нельзя. Даже на скидку от государства может претендовать лишь определенная группа населения, и то далеко не во всех вузах. В нее входят:

  • сироты;
  • дети из многодетных семей;
  • военнослужащие;
  • инвалиды l и ll групп.

Но не забывайте про скидки от вузов. Некоторые университеты, такие как Высшая школа экономики, частично покрывают стоимость обучения самым трудолюбивым студентам. На дизайне, например, первые 15% учеников в рейтинге платят только 25% от полной стоимости программы.

Часто российские университеты размещают бесплатные курсы, за которые можно даже получить официальный сертификат. Список платформ с онлайн-курсами есть в этой статье.

СтепеньПродолжительностьМин. стоимость/годСр. стоимость/год
Бакалавриат4-5 лет971 USD1 942 USD
Магистратура2-2.5 года634 USD1 942 USD
MBA1-2 года1 553 USD6 342 USD
Докторантура3-4 года2 094 USD2 194 USD

Как выбрать университет для дистанционного образования

Если вы хотите получить не только знания, но и признанный диплом, в первую очередь рассматривайте государственные университеты.

Частные университеты и онлайн-вузы обязательно проверяйте на наличие лицензии — в интернете полно мошенников. Сделать это можно на сайте Рособрнадзора. Не будет лишним оценить курсы, которые выкладывают вузы и компании на различных площадках. После них вы не станете бакалавром или магистром, но сможете оценить качество образования выбранного университета, познакомиться с преподавателями и их подходом к обучению. Часто университеты выкладывают свои курсы бесплатно, на таких площадках, как Coursera, Универсариум или Открытое образование.

Обратите внимание

С поиском курсов вам может помочь наша статья, в которой мы описали российские и зарубежные образовательные онлайн-платформы.

Лучшие онлайн-курсы и видеоуроки

Специальность

Программ с дистанционным форматом в России мало — особенно на технических и научных направлениях, где требуется лабораторное оборудование или личное присутствие студента. В российских вузах может не оказаться вашей специальности, но можно найти смежные направления или присмотреться к совершенно новым.

Самый разнообразный ассортимент дистанционных программ предлагают юридические и экономические факультеты в разных вузах — от совершенно нового направления Legal Tech в ВШЭ до цифровой экономики в РГГУ и управления бизнесом в ИМЭС.

Программы других специальностей придется поискать. Но даже по техническим направлениям можно найти варианты. Например, в ТУСУР можно изучать радиотехнику, а в ВГЛТУ есть программы по машиностроению и даже робототехнике.

Больше всего вариантов предлагает Синергия. В частности, у нее вы найдете программы интернет-профессийSMM, IT, интернет-маркетинг, дизайна и психологии.

Если вы все же не найдете свой грааль среди ассортимента российских вузов, можете присмотреться к зарубежным университетам. Отбор там строже, цены выше, а без знания языка — никак, но зато выбор намного выше. Об особенностях дистанционного зарубежного образования мы рассказали в этой статье.

Актуальность и практичность

В конце обучения вы получите диплом.

И большинству работодателей не так важно, какой именно вуз его подписал. Больше всего они ценят навыки и опыт. Поэтому при выборе университета и программы в первую очередь обратите внимание на:

  • Описание предметов. В нем должно быть достаточно много профильных дисциплин. Зачастую еще указывают источники, на которые опирается курс. Не стоит надеяться, что лекции по учебникам из 90х будут актуальными. Так что это хоть и косвенный, но признак устаревшей программы.
  • Список преподавателей. Побольше узнайте про своих профессоров и лекторов. Среди них может оказаться авторитетный исследователь, соавторство с которым стало бы огромным плюсом для вас, если вы хотите продолжить в будущем академическую карьеру.
  • Партнерские компании. Это фишка частных вузов, но в государственных тоже иногда указывают фирмы, в которых вы будете стажироваться во время учебы или делать для них практические задания. Быть может среди них есть те, в которых вы бы хотели работать в будущем.
    К тому же, это и для резюме приятный плюс.
  • Отзывы. Найти их тяжело, но если получится, отнеситесь скептичнее. К сожалению, многие университеты не пренебрегают покупать положительные оценки. Но все же в них может быть много полезного. Например, качество презентаций и звука на лекциях, подход преподавателей и так далее.

Стоимость

Онлайн-обучение хоть и дешевле очного, но все же бывает дорогим — от 362 USD до 6 342 USD в год. Но часто университеты позволяют оплатить учебу в рассрочку, что может быть очень полезно для работающих студентов. В ВШЭ, например, можно в месяц платить за учебу до 65 USD, что ощутимо доступнее, чем 5 177 USD за год. В МИЭМП при относительно дешевой стоимости — 362 USD — за семестр можно оплатить 50% от стоимости при поступлении, а оставшиеся 50% внести в течение учебы до начала сессии.

Российские дистанционные программы

УниверситетКол-во программ на бакалавриатеКол-во программ в магистратуреСтоимость в годПримеры дистанционных программ
Высшая школа экономики512От 4 142 USD
  • Дизайн
  • Компьютерные науки и анализ данных
  • Цифровые платформы и логистика
  • Экономический анализ
  • Кибербезопасность
  • ЛигалТех (Legal Tech)
  • Магистр по наукам о данных
  • Прикладная социальная психология
  • Управление стратегическими коммуникациями
  • Экономический анализ
Российский государственный гуманитарный университет1111От 802 USD
  • Гостиничная деятельность
  • Государственно-правовой профиль
  • Гражданско-правовой профиль
  • Информационно-документационное обеспечение управления
  • Культура массовых коммуникаций
  • Бизнес-аналитика в цифровой экономике
  • Культурология ХХ-XXI века
  • Экономика фирмы
  • Цифровая культура и социальные коммуникации
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»5120От 492 USD
  • Социальная психология
  • Педагогика и психология начального общего образования
  • Графический дизайн и виртуальная дополненная реальность
  • Интернет-маркетинг
  • Веб-разработка
  • Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе
  • Теория и практика перевода
  • Менеджмент музыкальной индустрии
  • Геймдизайн и дизайн игр
Московский университет им. С.Ю. Витте95От 725 USD
  • Бизнес-информатика
  • Государственное и муниципальное управление
  • Менеджмент
  • Прикладная информатика
  • Психолого-педагогическое образование
  • Реклама и связи с общественностью
  • Туризм
  • Экономика
  • Юриспруденция
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники15570 USD
  • Информатика и вычислительная техника
  • Прикладная информатика
  • Радиотехника
  • Экономика
  • Менеджмент
  • Управление персоналом
  • Государственное и муниципальное управление
  • Юриспруденция
  • Экономика
Московский международный университет122492 USDБакалавриат / 906 USDМагистратура
  • Психология
  • Лингвистика
  • Маркетинг, реклама и PR
  • Журналистика
  • Юриспруденция
  • Экономика
  • Финансы и кредит
  • Менеджмент
Институт международных экономических связей2984 USD
  • Бизнес-аналитика и цифровая экономика
  • Управление бизнесом
Воронежский государственный лесотехнический университет им.
Г.Ф. Морозова
1510370 USD
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
  • Технология транспортных процессов
  • Лесное дело
  • Ландшафтная архитектура
  • Экология и природопользование
  • Биотехнология
  • Дизайн
  • Мехатроника и робототехника
  • Туризм
  • Менеджмент
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики77777 USD / 932 USD
  • Экономика
  • Менеджмент
  • Государственное управление
  • Юриспруденция
  • Реклама и связи с общественностью
  • Лингвистика

Диплом после дистанционного образования

По окончании университета вам выдадут диплом государственного образца. В нем не будет уточнения, что вы получили образование онлайн — максимум упоминание, что вы закончили заочное обучение. Но если программа относится к очному, тогда и такого уточнения не будет.

Пример диплома от университета Синергия

Фото: Синергия

Как поступить в российские вузы на дистанционное обучение

Поступление на программы с онлайн-обучением в российских вузах стандартное. Абитуриент бакалавриата подает заявление, аттестат, копии личных документов и результаты ЕГЭ. Документы можно подать лично, выслать почтой или прикрепить в онлайн-кабинете.

В магистратуру можно поступить с дипломом бакалавра. Могут потребовать резюме с указанием опыта работы и достижениями, мотивационное письмо, а также пройти вступительные — например, решить маркетинговый кейс при поступлении на маркетолога.

Каждый вуз в России предъявляет собственные требования к абитуриентам дистанционных программ. Отбор обычно проходит в формате конкурса по баллам ЕГЭ, оценкам диплома бакалавраЕсли вы поступаете в магистратуру или вступительным экзаменам. В ВШЭ на некоторых программах есть конкурс портфолио.

Поделиться в

Обновлено:

Ваша оценка сохранена.

Расскажите нам, что мы можем улучшить.

Ваша оценка сохранена.
Расскажите нам, что мы можем улучшить.

Спасибо за ваш отзыв.

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.

Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.

Бесплатная консультация Подробнее об услугах

Поступить в вузы России и колледжи в Москве после 9 и 11 класса дистанционно

Поступить в вузы России и колледжи в Москве после 9 и 11 класса дистанционно – онлайн-центр дистанционного образования Diobraz

Время работы 8:00-19:00 мск

Сервис Diobraz Как учиться Как поступить Отзывы Профориентация

Сэкономьте на:

  • добровольном полисе медицинского страхования;
  • транспортных расходах по прибытию до места обучения в России;
  • проживании и питании в России.

Задать вопрос Поступить

Решили поступить в вуз или колледж в России дистанционно?

Дистанционное образование в России к вашим услугам. Миллионы иностранцев уже поступили в российские вузы и колледжи, получают дистанционно актуальное российское высшее  и среднее профессиональное образование.

Дистанционное обучение в вузах России, а также в колледжах после 9 или 11 класса позволяет получить качественное и востребованное российское образование, не покидая своей страны!

Поступаем в российский вуз, нужно ли нострифицировать диплом? Не нужна процедура признания документов об образовании граждан:

У Российской Федерации имеются соглашения о взаимном признании документов об образовании с этими государствами. Поступить в вузы и колледжи России можно по национальным документам об общем образовании и их переводам на русский язык, заверенным нотариально.

Вашей страны нет в списке? Узнайте, как поступить в колледжи после 9 или 11 класса и в вузы России!

Внимание!

Количество мест ограничено. Бронируй своё место в группе.

Нажимая на кнопку “Забронировать мне место”, вы даёте согласие на обработку персональных данных, на получение информационных рассылок и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Хотите поступить в колледжи и вузы России и сэкономить на учебе?

Для многих соотечественников из стран СНГ обучение в учебных заведениях России было несбыточной мечтой из-за разницы в уровнях жизни. Теперь можно учиться в вузах России дистанционно, не покидая своей родины.

Дистанционное образование позволяет пройти обучение в России через Интернет. Вы можете легко совмещать работу в своей стране и учебу в России и получить диплом государственного образца Российской Федерации.

Спецпредложение!

Хотите узнать о льготах на дистанционное обучение? Подпишитесь на спецпредложение!

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даёте согласие на обработку персональных данных, на получение информационных рассылок и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Для начала дистанционного обучения в России достаточно переведенных на русский язык и нотариально заверенных копий:

  • Паспорта, удостоверения личности или идентификационной карточки гражданина;
  • Документа об образовании;
  • Приложения к документу об образовании, если таковое предусматривается законодательством вашей страны, с указанием пройденных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и их объема, других составляющих образовательного процесса.

В случае если у вас, отсутствует документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, можно предоставить переведенный на русский язык и нотариально заверенный документ, содержащий сведения о результатах последней аттестации, выданный вам учебным заведением вашей страны, в котором вы обучаетесь.

Отправьте заявку и начните обучение в России прямо сегодня!

Дистанционное обучение в России: 2 совета, как выбрать надежный вуз

В получении образования в России, как и в любой другой сфере, важно выбрать надежных партнёров. Чтобы заочное обучение в России оставило о себе только приятные воспоминания и диплом государственного образца, поступайте в России только в вузы с лицензией и государственной аккредитацией.

Совет 1: Проверьте лицензию вуза.

Лицензия позволяет вузам России осуществлять образовательную деятельность на территории Российской Федерации. Если вы решили пройти заочное обучение в вузе России без лицензии — знайте, ваш диплом не будет иметь юридической силы.

Совет 2: Убедитесь, что вы будете учиться в аккредитованном вузе.

Государственная аккредитация вуза сообщает о том, что этот российский вуз прошел проверку Министерства образования России. Его образовательные программы соответствуют всем российским и международным стандартам. Диплом аккредитованного вуза России имеет статус государственного документа об образовании.

Остались вопросы? Узнайте все об обучении в России!

Дистанционное обучение в вузе и колледже в Москве: 3 бесспорных плюса для иностранцев:

  1. Экономия времени. Дистанционное образование в России возможно без выезда на сессии. Вы можете работать в своей стране и получать образование в России в свободное время. А главное, дистанционное обучение в России можно получить без регистрации в органах миграционного контроля, что экономит время, деньги и ваши нервы.
  2. Экономия финансов. Дистанционное обучение в России гораздо дешевле очного и даже заочного образования. На сэкономленные деньги вы можете смело планировать отдых на морском побережье!
  3. Сохраненные нервные клетки. Дистанционная учеба в России избавляет от необходимости отпрашиваться с работы на сессию, получения виз, покупки страховок и билетов, устройства в общежитии. Учитесь в России не выезжая из дома и получите престижное образование в России.

Начните дистанционное обучение в России прямо сейчас! Отправить заявку!

Поступление в России: что нужно знать иностранцу?

Поступить в российский вуз — значит выбрать самое современное образования. Благодаря переходу на Болонские образовательные стандарты, дипломы российских вузов котируются в Европе и странах СНГ.

Самый главный секрет в том, что если вы решили поступить в российский вуз — вам просто необходимо отправить заявку.

Как оплатить дистанционное образование

Заявка на обратный звонок

Ведущий специалист программ дистанта оперативно вам перезвонит

Онлайн-обучение в российских вузах — новости российского образования

Ограничительные меры подтолкнули российские вузы к активному внедрению новых образовательных платформ, дистанционному обучению и общению с помощью видеочатов, мессенджеров и социальных сетей. Большинство образовательных центров успешно перешли на онлайн-режим и запустили программы дистанционной адаптации для первокурсников. Из-за закрытых границ большинство из них не смогли приехать в Россию на начало учебного года и испытывали проблемы с адаптацией.

Сегодня образовательные процессы успешно переведены в дистанционный формат. Теперь не только лекции и семинары, но и экзамены, стажировки и защиты дипломов проходят онлайн. Многие вузы рассматривают возможность удаленного прохождения всех этапов приемной кампании на 2021 год. Ниже мы расскажем, какие онлайн-решения уже внедрили ведущие российские вузы.

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) теперь предоставляет дистанционное обучение по всем программам. Из-за технических ограничений для студентов из Китая университет разрешил использовать WeChat с обычными MS Teams. Приятели-студенты, уже прошедшие дистанционное обучение в весенне-летнем семестре, теперь помогают международным первокурсникам адаптироваться.

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) внедрил собственные решения по организации учебного процесса. Новая платформа позволила наладить дистанционное обучение студентов. Также это позволило провести Международную олимпиаду по распределенной физике 2020 онлайн с участием участников из 41 страны.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Лобачевского (Нижегородский государственный университет им. Лобачевского) имеет смешанный образовательный процесс. Студенты имеют доступ к лекциям через Zoom и электронным курсам MOODLE через веб-сайт университета. Учебные материалы загружаются в облачное хранилище. Таким образом, студенты за пределами России могут получить полный доступ ко всем программам через онлайн-курсы с гидом. В 2020 году университет запустил новый онлайн-проект PREUNI (Довузовская подготовительная программа) по дистанционному обучению русскому языку как иностранному и общеобразовательным предметам.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) одним из первых сделал весь образовательный процесс цифровым. В период карантинных ограничений вуз полностью перешел на удаленную работу.

Приемная кампания университета в 2021 году также пройдет онлайн. Теперь любой желающий поступить в магистратуру может записаться на консультацию через Zoom. Вы также можете подать заявку на бесплатную стажировку в рамках Study Tour Experience или пройти мастер-классы в рамках проекта Class Experience. Пройдите небольшой тест и узнайте, на каком направлении учиться и какие программы бакалавриата или магистратуры вам больше всего подойдут.

Также НИУ ВШЭ анонсировала четыре новые программы магистратуры и две программы бакалавриата («Информатика» и «Анализ и дизайн данных»), полностью реализованные онлайн на платформе Coursera.

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) перевел весь учебный процесс в онлайн. Все студенты в настоящее время учатся через Zoom и Google Meet. Экзамены и дни открытых дверей прошли дистанционно. Иностранные студенты обращаются за помощью, обращаясь в отдел поддержки, к кураторам образовательных программ, в деканат или в отдел международного рекрутинга. Сейчас НГУ работает над виртуальным обменом студентами с вузами-партнерами для продолжения программы мобильности.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ) наладил новый образовательный процесс с помощью нескольких онлайн-сервисов: Moodle, университетской платформы LETIteach, национальной платформы «Открытое образование» и Coursera, Stepic и Lectorium. Студенты также проходят онлайн-курсы, предлагаемые университетским Центром новых образовательных технологий и дистанционного обучения.

Лекции, экскурсии, экспертные сессии зарубежных ученых теперь проходят онлайн. В июне 2020 года состоялся первый онлайн-проект по обмену студентами между СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и японскими вузами. Программы международной академической мобильности, научные и образовательные проекты осуществляются с образовательными организациями Норвегии, Финляндии, Франции, также теперь полностью цифровые. Кроме того, университет планирует создать онлайн-магистерскую программу в партнерстве с университетами Италии.

В Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) дистанционное обучение проходит на платформах TIMS и Zoom. Для поддержки студентов подготовительного отделения приглашаются студенты старших курсов и доступна помощь тьюторов. Также большое внимание уделяется партнерским программам с международными университетами. За время пандемии университет принял участие более чем в 20 выставках, семинарах и конференциях.

В Сибирский федеральный университет (СФУ) , дистанционное обучение проводится на платформе Zoom и Moodle. СФУ активно использует сервисы вебинаров и видеоконференций, онлайн-тренажеры, корпоративную социальную сеть и электронную библиотеку.

Учебный процесс в Тюменском государственном университете (УТМН) проводится в смешанном формате, но иностранные студенты, которые не смогли приехать в Россию, учатся исключительно онлайн. Расписание ежедневно размещается на Modeus, здесь же доступна информация о посещаемости и успеваемости студентов, а также возможность выбора дисциплин по выбору. Уведомления обо всех изменениях в системе приходят на корпоративную почту как преподавателям, так и студентам. Вы можете читать новости, участвовать в образовательных встречах, делать домашние задания и получать оценки и быть в курсе всех событий, не выходя из дома.

В Тюменском государственном университете для всех первокурсников существует тьюторская поддержка, которая решает любые проблемы в процессе обучения. Работает Ассоциация иностранных студентов и отдел вспомогательных служб и специалистов, которые всегда на связи и готовы проконсультировать и помочь.

В Южно-Уральском государственном университете (национальном исследовательском университете) давно действуют курсы дистанционного обучения. Сейчас она пользуется большим спросом у иностранных абитуриентов. Проект ЮУрГУ «Иностранный студент-тьютор» уже несколько лет работает, чтобы помочь первокурсникам адаптироваться. Теперь и деятельность тьюторов переведена в онлайн-режим.

2020 год показал необходимость активного использования цифровых технологий в образовании. Как и большинство зарубежных вузов, российские образовательные организации были обязаны как можно скорее перейти на дистанционный формат обучения и помочь студентам и преподавателям наладить общение. Особое внимание наставники и волонтеры уделили первокурсникам. Воспользуйтесь удобным поиском на нашем сайте, чтобы выбрать программу обучения. Вы можете подать неограниченное количество заявлений в российские вузы. Это просто, бесплатно и прямо!

ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ

Введение

Последние мировые события в очередной раз продемонстрировали тесную связь между глобальными процессами и образовательными системами. Почти все страны пострадали от пандемии и были вынуждены принять карантинные меры. «Большинство правительств по всему миру временно закрыли образовательные учреждения, пытаясь сдержать распространение пандемии COVID-19. Согласно последним данным ЮНЕСКО, эти общенациональные закрытия затрагивают почти 70% студенческого населения мира.

Одни страны отказались от продолжения учебного процесса в онлайн-формате и даже отменили выпускные экзамены в конце учебного года и перенесли учебный процесс на следующий учебный год, а другие быстро перевели учебный процесс в дистанционный онлайн-формат. Переход на онлайн-обучение, обусловленный внешними обстоятельствами, был вынужденной, но необходимой мерой.

Следует отметить, что во многих странах Запада развито университетское дистанционное обучение в виде различных массовых открытых онлайн-курсов как часть системы образования. Преподаватели и студенты имеют все необходимые навыки для работы и учебы онлайн. Студенты могут выбирать факультативные и даже обязательные курсы на базе университетских онлайн-платформ без очного посещения занятий. В эпоху цифровых технологий некоторые российские образовательные учреждения уже подготовились к такому виду воспитательной работы, но в основном эти Цифровые образовательные ресурсы, размещенные на официальных сайтах вузов, сегодня лишь дополняют офлайн-занятия.

Переход на онлайн-площадки, без изменения структуры межличностных отношений, приносит в организацию совершенно новые возможности управления отношениями, большую управляемость и прозрачность (ГЛУХОВ, 2018).

Преподавателям вузов пришлось пересмотреть свое отношение к онлайн-обучению. Они были обязаны работать, не имея цифровых навыков, теоретической подготовки и методики онлайн-обучения. Но больше всего неожиданные перемены коснулись студентов, для многих из которых это переключение стало настоящим стрессом.

Преподавателям вузов необходимо учитывать мнение студентов о процессе обучения, иначе расплывчатые представления о качестве взаимодействия со студентами напрямую отразятся на эффективности обучения (МАКАРОВА; САРЦЕВ, 2017).

Говоря о взаимодействии обучающихся и педагогов в контексте образования, следует отметить, что это взаимодействие плодотворно для обеих сторон при правильном выборе педагогом отношения к объекту общения, ученику (РАЗДОРСКАЯ и др.). др., 2018).

В этой статье проводится дальнейшая деконструкция общепринятого представления о факторах, влияющих на образовательный процесс, путем представления рассуждений о проблемах обучения в условиях внезапного перехода к онлайн-обучению.

Результаты нашего опроса показали, что проблема существует. По данным исследования, часть студентов остается менее вовлеченной в учебный процесс. Таким образом, был выявлен исследовательский вопрос: «Какие проблемы влияют на онлайн-обучение?»

Целью данной статьи является определение тех проблем, которые могут сыграть важную роль в онлайн-обучении.

Методы

В данном исследовании в качестве основного инструмента использовалась методология опроса в форме анкеты.

Фокус-группа состояла из 138 студентов Казанского федерального университета и проводилась на базе Института управления, экономики и финансов, что позволило собрать описательные данные от большой выборки студентов первого и второго курсов.

Участники заполнили анкету, чтобы оценить их точку зрения на проблемы, с которыми они сталкиваются в онлайн-среде, а также преимущества и недостатки онлайн-обучения. Сбор данных проводился анонимно на основе онлайн-анкеты Google.

Анкета состояла из закрытых, дихотомических («Да/Нет») вопросов с несколькими вариантами ответов, вопросов типа «флажок» и вопросов по шкале Лайкерта. Использование открытых вопросов позволило получить больше отзывов от респондентов о многочисленных личных проблемах, влияющих на процесс онлайн-обучения и перспективы университетского онлайн-обучения.

Текущие исследовательские положения были разработаны на основе обзора научной литературы о барьерах, тенденциях и возможностях онлайн-образования.

Результаты и обсуждение

При переходе на онлайн-обучение, чтобы объяснить результаты, мы должны принять во внимание как потенциальные проблемы, так и, следовательно, проблемы или ограничения, непреднамеренно возникшие в результате внедрения новых технологий или применения на практике определенных педагогических компонентов. (ЛИ, 2017).

Проанализировав ответы на открытые вопросы, мы выяснили, что на уровень вовлеченности в процесс онлайн-обучения влияют более широкие причины, чем мы ожидали, и с целью обсуждения результатов исследования мы разделили вопросы онлайн-обучения, как показано на рисунок:

Рисунок 1
Проблемы онлайн-обучения глазами учащихся
Источник: подготовлено авторами

В первую очередь мы рассматривали уровень вовлеченности студентов в процесс онлайн-обучения, и опрос показал, что уровень вовлеченности студентов варьируется. Большинство студентов, около 52%, так же вовлечены в учебный процесс, как и раньше. При этом значительное количество респондентов (35%) ответили, что менее вовлечены в процесс онлайн-обучения.

Среди этих студентов 50% активно включаются в учебный процесс во время онлайн-уроков, но 35% признаются, что переключаются на процесс обучения только в том случае, если преподаватель прямо обращается к ним или о чем-то спрашивает во время урока. Но, наоборот, 23% опрошенных признаются, что продолжают параллельно заниматься своими рутинными делами, не связанными с учебой, во время онлайн-занятий, а 10% из них говорят, что присутствуют на уроках чисто формально.

Необходимо отметить, что внезапный переход от офлайн к онлайн-обучению вызвал стресс у студентов, которые не были готовы так быстро менять форму обучения, так как изначально студенты выбрали очную форму обучения в вузе. Они привыкли к обучению в классе в присутствии учителя, который их ведет. Однако успех в среде онлайн-обучения в значительной степени зависит от способности учащегося самостоятельно и активно участвовать в учебном процессе (WANG et al. , 2013).

Некоторые учащиеся отмечают, что онлайн-учебные материалы, представленные преподавателями, не всегда отображаются в надлежащем и удобном для изучения виде. «Было обнаружено, что взаимодействие учащегося с контентом является наиболее важным предиктором удовлетворенности учащихся полностью онлайн-обучением. Этот результат предполагает, что инструкторы и разработчики учебных пособий должны уделять внимание дизайну контента и выбору подходящей технологии доставки в полностью онлайн-настройках. Онлайн-контент должен быть (а) представлен организованно и (б) легко доступен онлайн-учащимся» (KUO et al., 2014).

Изучив результаты опроса о способности студентов к самостоятельному обучению, мы выяснили следующее: ответы показали, что только 24% респондентов не имеют проблем с самостоятельным обучением. Примерно столько же студентов подчеркивают, что получить пояснения учителя и готовые учебные материалы гораздо проще, чем самостоятельно искать информацию. А 9% респондентов говорят, что им очень сложно изучать материалы самостоятельно и им необходимо постоянное присутствие преподавателя и его личные пояснения. Однако учащиеся должны быть независимыми в процессе онлайн-обучения, поскольку онлайн-образование изначально требует самостоятельного обучения. Учащиеся должны освоить саморегулируемые стратегии обучения, чтобы добиться успехов в учебе в онлайн-среде (BROADBENT; POON, 2015).

Ситуация ухудшается при серьезном увеличении объема заданий (74% респондентов). И несмотря на то, что многие из них отмечают, что объем заданий зависит от преподавателя (27%), а в ряде случаев объем заданий не изменился (16%), ни один респондент не отмечает уменьшения объема заданий.

Увеличенный объем заданий соблазняет некоторых студентов использовать плагиат, чтобы справиться с ситуацией. Достаточно сложно проверить соотношение самостоятельного выполнения студентами заданий в онлайн-среде обучения. Следует отметить, что 56% респондентов говорят, что в основном выполняют задания самостоятельно, но 52% из них все же иногда при возможности пользуются интернет-источниками. Это соотношение можно рассматривать как еще один показатель надлежащих навыков самостоятельного обучения учащихся.

Учитель сегодня далеко не единственный источник информации. Таким образом, для повышения качества образования необходимо внедрять новые подходы к обучению, более адаптированные к потребностям учащихся (ТИХОНОВА; ИЛДУГАНОВА; ЛУКИНА, 2018).

Справедливости ради следует отметить, что по ответам студентов преподаватели формулируют задания таким образом, что в большинстве случаев студенты не имеют возможности найти прямые ответы в Интернете и вынуждены искать необходимую информацию и анализировать это на основе самостоятельного обучения. 33% учащихся отмечают, что учителя стали более критичными и требовательными.

Это опять-таки можно объяснить тем, что онлайн-обучение предполагает получение знаний преимущественно самостоятельно. Более того, после внезапного перехода на онлайн-обучение преподаватели, не привыкшие работать онлайн, сделали ставку на домашние задания и особенно на их объем, чтобы не потерять контроль над учениками и процессом обучения.

В связи с этим решающее значение приобрела адекватная онлайн-оценка знаний учащихся. «Выбор методов оценки и соответствующих инструментов оценки является неотъемлемой частью планирования процессов электронного обучения» (ЧУКУШИЧ; ГАРАЧА; ЯДРИЧ, 2014).

По данным опроса, наиболее эффективными методами проверки знаний студенты считают онлайн-видеоинтервью (43%) и традиционные тесты самооценки (40%).

30% считают, что проектная работа — еще один надежный инструмент проверки знаний. Однако положительный результат проектной деятельности может быть достигнут только в том случае, если студенты реализуют возможности участия в таких проектах для своей будущей учебной и профессиональной деятельности (ТИХОНОВА; ИЛДУГАНОВА; ЛУКИНА, 2017).

Однако пятая часть респондентов считает, что в условиях онлайн-обучения невозможно провести холодную оценку знаний, а валидность и достоверность оценки в онлайн-среде все еще требуют пересмотра.

Неотъемлемая часть процедуры оценки посвящена отзывам. Эффективная онлайн-оценка может способствовать сосредоточению внимания на учащемся и оценке посредством формирующей обратной связи и повысить вовлеченность учащихся в ценный учебный опыт в контексте формирующей онлайн-оценки (GIKANDI; MORROW; DAVIS, 2011).

Эффективная формирующая обратная связь может помочь: прояснить цели, критерии и ожидаемые стандарты; способствовать самооценке в обучении; качественно информировать студентов об их обучении; поощрять общение учителей и сверстников; поощрять положительную мотивацию и самооценку; предоставить возможности для улучшения предыдущих результатов; сообщить учителям, какие методы обучения использовать (NICOL; MACFARLANE-DICK, 2006).

Результаты проливают свет на роль доводов сверстников и учителя в уровне мотивации учащихся. Важнейшим принципом общения педагогов и учащихся назвали своевременную обратную связь от преподавателя 60% респондентов. Для 33% учащихся одинаково важно получать одобрение и положительные отзывы и отзывы о своей работе от учителей и одногруппников.

Это говорит о том, что в условиях онлайн-обучения с отсутствием очного контакта похвала и положительные комментарии являются важным фактором повышения самооценки и мотивации обучающихся. Вместе с тем мы сомневаемся, что онлайн-образование сможет полностью заменить очное преподавание и обучение (HEW; CHEUNG, 2014).

В качестве еще одного мотивационного фактора студенты назвали качества учителя. Принимая во внимание основные компетенции учителя, почти 73% учащихся признают, что манера подачи учебных материалов учителем играет важную роль в онлайн-обучении. Кроме того, важны объективность оценки знаний, компетентность в предмете и общая эрудиция преподавателя, на что указали 60% студентов.

Половина студентов отмечают, что большинство преподавателей четко оговаривают правила общения между студентами и преподавателями в онлайн-обучении, а 47% студентов выделяют необходимость соблюдения временных рамок при общении с преподавателями как хороший этический навык.

Среди других качеств педагога, положительно влияющих на мотивацию и вовлеченность в учебный процесс, готовность помочь, заинтересованность в личности учащихся и их успехах занимают второе место с 66%.

Но вместе с этим 42% отмечают, что все зависит от личности учителя. Некоторые респонденты отмечают, что с переходом на онлайн-форму обучения учителя становятся более открытыми и доступными для них.

Интересно отметить, что в отношении уровня владения цифровыми технологиями учителя только 20% студентов считают значимым развитые навыки учителя в области цифровых технологий. Они отдают предпочтение личностным человеческим качествам учителя над базовыми и цифровыми навыками и компетенциями.

Выявлены и другие проблемы, с которыми студенты чаще всего сталкиваются в процессе онлайн-обучения. Среди них мы видим ряд очевидных причин, таких как: плохое интернет-соединение, сбои в работе платформ и гаджетов для онлайн-обучения, а также неадекватная домашняя среда, которая не позволяет полностью участвовать в процессе онлайн-обучения.

Если вышеуказанные материальные и технические проблемы могут быть устранены в будущем, мы еще раз подчеркиваем, что отсутствие очного общения, на которое указывают 40% респондентов, не может быть полностью заменено в онлайн-среде обучения . Студенты остро нуждаются в живом общении со сверстниками и учителями.

Предоставление учащимся обоснования или объяснения того, почему содержание обучения может быть полезным, может повысить мотивацию. Обоснования как сверстников, так и преподавателей положительно влияют на интерес учащихся к обучению. Обоснования сверстников могут влиять на достижения посредством процессов идентификации, в то время как обоснования преподавателя сосредотачивают внимание учащихся на содержании (SHIN; RANELLUCCI; ROSETH, 2017).

Физическое благополучие учащихся — еще одна серьезная проблема, влияющая на успешное онлайн-обучение. К сожалению, большинство студентов признаются, что намного больше устают, занимаясь дома. Следует отметить, что в условиях самоизоляции во время пандемии это стало не только вопросом онлайн-обучения, но и социальной проблемой глобального масштаба, с которой столкнулось практически все население нашей планеты.

Несмотря на то, что значительный процент респондентов (17%) говорят, что их физическое состояние не изменилось и они не чувствуют большой разницы между пребыванием дома и учебой в вузе, 21% студентов говорят, что чувствуют себя дома лучше, что можно объяснить более комфортными условиями проживания некоторых студентов по сравнению, например, со студентами в общежитиях. Однако некоторые студенты отметили снижение зрения.

И в заключение, при обсуждении перспектив дистанционного обучения мнения студентов разделились: 30% высказали свое жесткое «нет» дальнейшему дистанционному обучению, 10% готовы полностью перейти на дистанционное обучение, 26% сомневающихся выбрали ответ «скорее нет, чем да» онлайн-обучению. 36% считают, что было бы целесообразно перевести некоторые курсы в онлайн-формат.

Среди преимуществ онлайн-обучения, отмеченных всеми студентами, можно выделить: экономию времени и денег на ежедневных поездках и возможность посещать лекции и семинары, не выходя из дома. Последний вариант чрезвычайно ценен для иностранных студентов и тех, кто живет в отдаленных уголках страны, поскольку исторически онлайн-образование было сделано для повышения доступности университетского образования. Интернет-обучение обеспечивает гибкость и доступность для учащихся, чье расписание или местонахождение затрудняют посещение физических занятий (WASCHULL, 2001).

Некоторые студенты отмечают улучшения в тайм-менеджменте, возможность не опаздывать на занятия, фильтровать информацию и не слушать то, что не нравится. Среди преимуществ респонденты также выделяют возможность записи и повторного просмотра лекции при необходимости, доступность преподавателей для общения, возможность заниматься на дополнительных курсах саморазвития. Все эти положительные изменения способствуют развитию навыков и основных компетенций.

Есть категорически настроенные студенты, которые не видят преимуществ в дистанционном обучении. Некоторые отмечали не только отсутствие упомянутых преимуществ, но даже потерю приобретенных знаний.

Резюме

Проанализировав результаты опроса, мы выяснили, что на уровень вовлеченности в процесс онлайн-обучения влияет широкий круг вопросов: способность учащихся к самостоятельному обучению, инструменты оценивания, используемые учителями для оценки знания и добавлена ​​своевременная обратная связь учителя, основные компетенции учителей и личные качества как факторы мотивации студентов, технические проблемы, проблемы со здоровьем и некоторые другие.

Однако положительные тенденции онлайн-обучения отмечают значительное количество респондентов, которые в будущем готовы частично перейти на онлайн-форму обучения.

Выводы

Следует признать, что за неопределенный период ситуация в мире полностью изменилась. Столкнувшись с кардинальным переходом к онлайн-обучению, мы должны пересмотреть традиционные педагогические техники, методы и инструменты, а также постараться поддерживать образовательный процесс на должном уровне. Глубокое изучение вопросов, влияющих на процесс онлайн-обучения с точки зрения студентов, может быть очень полезным для педагогического коллектива любого образовательного учреждения.

Мы считаем, что полного возврата к традиционным формам обучения в российских вузах после трудного периода кардинальных изменений в системе образования не произойдет. Изучив результаты опроса, мы считаем, что часть университетских офлайн-курсов может быть жизнеспособна для онлайн-обучения в будущем. После детального анализа вопросов онлайн-обучения мы установили некоторую положительную динамику. Вывод относится скорее к теоретическим курсам и лекциям, чем к практическим курсам.

Благодарность

Работа выполнена в соответствии с Программой повышения конкурентоспособности КФУ Правительства РФ.

ССЫЛКИ

БРОАДБЕНТ, Дж.; POON, WL. Стратегии саморегулируемого обучения и академические достижения в онлайн-средах высшего образования: систематический обзор. Интернет и высшее образование, т. 27, с. 1-13, 2015.

ЧУКУШИЧ, М.; ГАРАЧА, Ж.; ЯДРИЧ, М. Онлайн-самооценка и успехи студентов в высших учебных заведениях. Компьютеры и образование, т. 72, с. 100-109, 2014.

ГИКАНДИ, Дж. В.; Морроу, Д.; Дэвис, Н. Э. Формирующее онлайн-оценивание в высшем образовании: обзор литературы. Компьютеры и образование, т. 57, н. 4, с. 2333-2351, 2011.

ГЛУХОВ А. П. Особенности культуры виртуальных коммуникаций поколения z: управление режимами общения. Знак: Проблемное поле медиаобразования, т. 4, н. 30, с. 157-166, 2018.

HEW, K. F.; CHEUNG, W.S. Использование студентами и преподавателями массовых открытых онлайн-курсов (МООК): мотивация и проблемы. Обзор образовательных исследований, т. 12, с. 45-58, 2014.

КУО, Ю. К. и др. Взаимодействие, самоэффективность в Интернете и саморегулируемое обучение как предикторы удовлетворенности студентов курсами онлайн-обучения. Интернет и высшее образование, т. 20, с. 35-50, 2014.

ЛИ, К. Переосмысление доступности онлайн-высшего образования: исторический обзор. Интернет и высшее образование, 2017, т. 33, с. 15-23.

МАКАРОВА Л. Н.; САРЦЕВ М. В. Проблемные зоны взаимодействия учителя и учащихся. Социально-экономические явления и процессы, т. 12, н. 5, с. 210-216, 2017.

НИКОЛЬ, Д. Дж.; МАКФАРЛЕЙН-ДИК, Д. Формирующая оценка и саморегулируемое обучение: модель и семь принципов хорошей практики обратной связи. Исследования в области высшего образования, т. 31, н. 2, с. 199-218, 2006.

РАЗДОРСКАЯ И.М. и соавт. Этические аспекты взаимодействия педагогов и студентов в процессе обучения. Карельский научный журнал, т. 7, н. 1(22), с. 53-56, 2018.

ШИН, Т. С. ; РАНЕЛЛУЧЧИ, Дж.; РОЗЕТ, К. Дж. Влияние обоснований сверстников и преподавателей на мотивацию и успеваемость онлайн-студентов. Международный журнал образовательных исследований, т. 82, с. 184-199, 2017.

ТИХОНОВА Н. В.; ИЛДУГАНОВА, Г. М.; ЛУКИНА М.С. Внедрена методика обучения, основанная на интерактивном процессе обучения, с целью повышения способности к изучению иностранного языка. Журнал исследований социальных наук, с. 473-478, 2018.

ТИХОНОВА Н. В.; ИЛДУГАНОВА, Г. М.; ЛУКИНА М. С. Исследовательские проекты как эффективная практика обучения экологическому мышлению через второй язык. Турецкий онлайн-журнал дизайна, искусства и коммуникации, т. 7, с. 809-815, 2017.

WANG, J. et al. Значимое участие в учебной среде Facebook: слияние социальной и академической жизни. Турецкий онлайн-журнал дистанционного образования, т. 14, н. 1, с. 302-322, 2013.

WASCHULL, SB Онлайн-курсы по психологии: истощение, производительность и оценка. Преподавание психологии, т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *