Интегрированное обучение оказывается невозможным для детей с: Проблема интегрированного образования дошкольников: взгляд изнутри

Инновационные формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии

Автор(ы): Дерюгина Елена Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2018»  (февраль, 2018)
Количество просмотров статьи: 1702
Показать PDF версию Инновационные формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии

Дерюгина Елена Анатольевна
учитель-дефектолог
КГОБУ «Камчатская школа интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
E-mail: [email protected]

Одним из приоритетных направлений совершенствования системы воспитания дошкольников с отклонениями в развитии является поиск эффективных форм коррекционного воздействия. В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях и специальных группах при общеобразовательных детских садах.

Большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Эти дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной помощи специалистов. Одной из форм такой помощи могут быть группы нового вида — группы надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания (в дальнейшем Группа) являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.

Основная форма коррекционной помощи — индивидуальные занятия или занятия в малой группе (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Целесообразно организовать работу этих групп, как в утренние часы, так и в вечернее время (а по возможности и в выходные дни) с учетом потребностей родителей.

Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. В Группы могут приниматься дети с отклонениями в развитии в возрасте от рождения до 7-8 лет, которые по разным причинам не посещают специальные (коррекционные) образовательные дошкольные учреждения или воспитываются в общеобразовательных детских садах. Особое внимание следует уделять коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста (первых двух-трех лет). Раннее (с первых месяцев жизни) целенаправленное педагогическое воздействие способствует достижению ребенком с проблемами уровня общего и речевого развития равного или близкого возрастной норме и позволяет ему максимально рано влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В Группах необходимо также оказывать коррекционную помощь детям с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта) и дошкольникам со сложными, комбинированными нарушениями, когда сочетаются ряд дефектов, например, снижение слуха, зрения, интеллекта, нарушения опорно-двигательного аппарата,

эмоционально-волевой сферы. Контингентом Группы должны стать и дети с незначительными, невыраженными отклонениями в развитии. Наполняемость группы, как правило, такая же, как и других специальных групп, т.е. она колеблется от 6 до 10 детей в зависимости от возраста, характера нарушения, степени его выраженности, наличия детей со сложной структурой дефекта.

Состав Группы может быть постоянным в течение одного учебного года или прием в нее может проводиться в течение всего учебного года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест. Дошкольник, поступивший в Группу, может обучаться в ней в течение 1 — 2 лет или 5-7 лет, т.е. до достижения им школьного возраста. Решение этого вопроса зависит от сложности структуры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей. В конце каждого учебного года учитель-дефектолог и педагог-психолог представляют всех детей на психолого-медико-педагогическую комиссию, где решается вопрос о дальнейших путях и формах обучения каждого ребенка.

Детей со сложной структурой нарушения целесообразно обследовать также и в середине первого года обучения для уточнения структуры нарушения и направлений коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.

Поиск эффективных форм коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии связан также с проведением целенаправленной работы, по интеграции дошкольников с отклонениями в развитии в детское сообщество.

Интеграция как процесс обучения детей с проблемами в образовательных учреждениях общего типа в настоящее время находится в центре внимания. Это связано и с особой актуальностью проблемы, и с тем, что интегрированное обучение расширяется в России, но процесс идет стихийно, и с тем, что оно часто противопоставляется специальному. Вместе с тем интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы специального образования.

Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми. В указанном смысле интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Но оно оказывается невозможным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь прежде всего может идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий, т.е. о социальной, а не об образовательной интеграции.

Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно выделить четыре группы таких детей:

— недиагностированные дети, их «интеграция» обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;

— дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду или школе. В том случае, когда интегрированное обучение проводится лишь по желанию родителей, без учета мнения специалистов оказывается, что оно эффективно только для незначительной части детей, большинство же из них через несколько лет «интегрированного обучения», неадекватного их уровню развития, оказываются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или полностью «выпадают» из системы образования;

— воспитанники специальных дошкольных групп и классов в массовых детских садах и школах; обучение и воспитание таких детей осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными;

— дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников, что позволяет специалистам рекомендовать для них интегрированное обучение. Однако, как правило, эти дети лишены необходимой и показанной им систематической коррекционной помощи, что снижает эффективность интегрированного обучения.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения — это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции

детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают дошкольные образовательные учреждения комбинированного типа, имеющих как обычные, так и специальные дошкольные группы. В этих условиях, возможно эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции, т.е. одну из моделей:

— комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;

— частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1-2 человека;

— временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т. п.

Реализация этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению, может быть эффективна полная интеграция. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада, близлежащего к дому, при этом они должны обязательно получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения). Либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

Важно подчеркнуть, что, если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации дошкольников с отклонениями в развитии.

В настоящее время появился первый отечественный опыт воспитания детей с отклонениями в развитии в комбинированной группе общеобразовательного дошкольного учреждения. При этом треть воспитанников составляют дети с тем или иным нарушением (например, не слышащие дети), а две трети — нормально развивающиеся дошкольники; количество воспитанников в такой группе сокращается до 12-15 человек. В штат группы вводится учитель-дефектолог, который проводит как фронтальные и индивидуальные занятия с проблемными детьми, так и общегрупповые занятия; воспитатели работают со всеми дошкольниками.

Эта модель позволяет создать уникальные возможности для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную коррекционную помощь, а также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу

других причин (например, слышащие дети не слышащих родителей, двуязычные дети, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др. ), чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло широкую практику отечественного образования, необходимо:

— законодательное определение статуса интегрированного ребенка и образовательного учреждения, принимающего его;

— внесение изменений в статус специальных (коррекционных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям;

— внесение изменений в материально-техническое обеспечение массовых

общеобразовательных учреждений для создания в них условий для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;

— проведение целенаправленной работы с обществом по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.

Создание гибкой системы коррекционного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, включающая специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и специальные группы в общеобразовательных детских садах, группы надомного обучения и кратковременного пребывания.

Интегрированное воспитание позволит расширить возможности выбора адекватных и эффективных форм педагогического воздействия, которые будут отвечать как интересам неординарного ребенка, так и его семьи.

Список использованной литературы

  1. Дети с отклонениями в развитии // методическое пособие/ сост. Шматко Н.Д. — М.: Аквариум. — 1997;
  2. Н.Н. Малофеев Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология, N 4, 1997.
  3. Е.А. Стребелева Коррекционно — воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии //Дефектология, N 4, 1996.
  4. Л.В. Занков Некоторые вопросы развития личности умственно отсталого школьника (олигофрена) на первых этапах обучения. — «Известия АПН РСФСР», вып. 37. М., 1991.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в группе детей с интегрированной формой обучения (сложный дефект) | Статья по теме:

«Особенности организации

учебно-воспитательного процесса в группе детей

 с интегрированной формой обучения (сложный дефект)»

                                                                                                     

Выполнила: Юргилевич И. В.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения – это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Интеграция как процесс обучения детей с проблемами в образовательных учреждениях общего типа в настоящее время находится в центре внимания. Это связано и с особой актуальностью проблемы, и с тем, что интегрированное обучение расширяется в России, но процесс идет стихийно, и с тем, что оно часто противопоставляется специальному. Вместе с тем интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы специального образования.
Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми. В указанном смысле интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Но оно оказывается невозможным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь прежде всего может идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий, т.е. о социальной, а не об образовательной интеграции.

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:

интеграция через раннюю коррекцию;

интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребенку;

интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

  • осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
  • проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы;
  • обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т. п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.
Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, индивидуальные занятия.

В нашей группе 11 нормально развивающихся детей, 5 детей с синдромом раннего детского аутизма, и 1 – со средней степенью умственной отсталости. Задачи интеллектуального развития детей группы «особый ребёнок» учитель-дефектолог решает в основном на индивидуальных занятиях, т.к. ребёнок с диагнозом РДА с трудом включается с общее занятие детей, из-за повышенной чувствительности к эмоциям других, а следовательно, связанной с ней тревожностью ребёнку сложно сосредоточиться, сфокусироваться на чем-то определенном, быть «включенным».

 Так, например Даня Б. с трудом включается  в обычное групповое занятие, посередине занятия он вскакивает и уходит в угол группы манипулировать машинами, или начинает кричать, повторять одну фразу. Глядя на его действия может создаться ложное представление о том что ребёнок не в состоянии длительно удерживать внимание, но на индивидуальных занятиях он может с удовольствием заниматься, причём продуктивность занятия не снижается даже на протяжении 30-40 минут.

Гоша М., единственный неговорящий ребёнок в группе, тоже даёт результат только на индивидуальном занятии, там он способен повторить несколько простых слов, имеется возможность несколько раз повторить материал.

Как многие аутичные дети, Саша К.проявляет склонность к эхолалии: он может часами повторять одно и то же слово в том же тоне и с тем же выговором, как слышал от родных, словно пробуя его на вкус и проверяя, как оно звучит; однако, кажется, совершенно не связывает слова с конкретными предметами и действиями. На индивидуальных занятиях возможно переключить его внимание, направить на рабочий материал

Весьма важно построение отношений с детьми буквально с первых секунд знакомства. Будучи наделенными повышенным, а порою и абсолютным чувством ощущения чужой неискренности и полным неприятием этого недостатка в собеседнике, дети должны чувствовать полную открытость педагога по отношению к ним и испытывать к нему полное доверие. “Должны” — это не значит, что доверие возникает сразу и со всеми. В течение времени, более или менее длительного, дети “испытывают” педагога, привыкают к нему, определяют “степени свободы” своего поведения с ним. Это самый ответственный период (он длится от одной-двух недель до двух-трех месяцев, как показывает наш опыт) в процессе обучения, и педагог здесь не имеет права на ошибку. Если ребенок “закроется”, преподавателю в дальнейшем уже нечего будет с ним делать; на восстановление потерянного доверия уходит неизмеримо больше времени, чем на его первоначальное завоевание.

Трудно перечислить все необходимое для достижения душевной близости с ребенком. Если одним словом, то необходимо уже заранее, до знакомства любить его. Здесь есть нечто родственное чувству любви к ожидаемому, но еще не родившемуся младенцу. Сказав это, можно считать, что объяснено все и, вместе с тем — ничего. Поэтому, думается, стоит еще и самым приземленным образом назвать некоторые из вещей, нужных для понимания этой задачи.

В первую очередь, у педагога должна полностью отсутствовать какая бы то ни было демонстрация “превосходства взрослого”. Этого превосходства ребенок волей-неволей уже всласть насмотрелся за свою жизнь. Перед ним должен возникнуть образ старшего товарища, близкого ему по духу, по интересам (несмотря на разницу в возрасте и во многом другом), знающего и умеющего неизмеримо больше него, но всегда готового всему научить, все рассказать, а также с охотой и удовольствием выслушать и научиться тому, что ребенок сам знает и умеет. Нужно уметь слушать, даже если ребенок не умеет говорить.

 

Построение занятия

Если кратко изложить стратегию занятия, то она состоит в следующем. Сначала необходимо как можно скорее уловить настрой ребенка, “подстроиться” к его состоянию, включиться вместе с ним в общую работу, войдя в режим “резонанса” с ним, ввести ребенка в апогей эмоционального состояния (творчество, вдохновение) и, почувствовав, уловив момент, дать ребёнку толчок, задачу для его собственного творчества. В эти-то мгновения и происходит подъем на новую ступеньку в интеллектуальном развитии ребенка. Такие моменты бывают далеко не на каждом занятии, но стремиться достичь их нужно постоянно и не упустить эти драгоценные мгновения, утрата которых невосполнима, поскольку потерю времени в развитии детей со сниженным интеллектом нельзя даже сравнивать с потерей времени в развитии здорового человека.

Тематика занятия

Тематику занятия практически всегда диктует сам ребенок, все зависит только от него самого. Тут все важно для педагога: как ребенок вошел детский сад, как протекал предыдущее занятие, каково самочувствие ребёнка, его реакция на погоду, настроение мамы или бабушки и многое другое.

Ребенок может быть сегодня “трудным”: он не выспался, увидел что-то неприятное по дороге в сад, не поладил с мамой и т. д. В этом случае необходимо начать с самого любимого, нетрудного, успокаивающего занятия, но непременно связанного с данным занятием, можно сразу же предложить ему достаточно сложную, но уже знакомую творческую работу, а после успешного выполнения ее (и непременной констатации успеха педагогом!) следует любимый труд-отдых, а после его завершения можно давать задание, новое для ребёнка; задание, которое призвано расширить его интеллектуальные возможности. Построение занятия по такой схеме показало свою эффективность.

В наш детский сад попадают дети, сложность заболеваний которых в значительной степени лишает их нормального (в общепринятом понимании) общения из-за отсутствия стандартного контакта с внешним миром. Дети находятся в семье, зачастую не только не выходя на улицу, во двор, но и не покидая своего “угла”. Ограничения речи (вплоть до полного ее отсутствия), неадекватность реакции на внешние раздражения, потеря обратной связи и т. д. — все это превращает ребенка в существо с осложнениями контактов с внешним миром, спектр которых: от затрудненных восприятия и общения до полного их отсутствия.

Одна из основных задач детского сада: войти в эмоциональный и интеллектуальный контакт с ребенком, закрепить установившиеся связи, придать возрождающемуся внутреннему миру ребёнка направление к дальнейшему развитию и укреплению возникшей в ходе общения с педагогами  системы передачи и обработки информации, которая должна ввести ребенка во внешний мир, в общество, “в люди”.

Задачи социальной интегреции решаются в основном на подгрупповых и фронтальных занятиях. На них ребята с особенностями в развитии  обучаются контактировать с другими, учатся задавать и отвечать на вопросы. А дети с нормальным развитием учатся быть более терпимыми и отзывчивыми, а проявляя заботу о своих товарищах, они видят, что их помощь и поддержка принимается и оценивается, что повышает в свою очередь их собственную самооценку.

Так, например, Миша Н. любит заниматься с Ветой, во время таких совместных занятий он более сдержан в проявлениях негативизма, а также любит не только принимать помощь девочки, но и сам помогать ей.

Главными задачами интегрированного обучения и воспитания являются:

обеспечение обязательного минимума содержания образования учащимся с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования, в том числе и государственных образовательных стандартов специального образования, определение оптимального соотношения общеобразовательных и специальных учебных программ;

развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждениях образования;

реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;

создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять образовательные потребности ребенка с особенностями психофизического развития;

формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении образования;

предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и (или) психического развития;

оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.

 Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает создание в учреждениях образования следующих специальных условий:

создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями;

создание адекватной возможностям детей с особенностями психофизического развития образовательной среды, что достигается обеспечением учреждений образования соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами;

организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений;

оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, направленной на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений;

 Организация образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает осуществление психолого-педагогического сопровождения.

 Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания;

актуализация личностного потенциала развития ребенка;

обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса;

информирование законных представителей относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка.

 В рамках выполнения должностных обязанностей учитель-дефектолог:

способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития, что требует взаимодействия в работе педагогических работников (в том числе учителя, воспитателя группы продленного дня, педагога психолога, педагога социального), законных представителей и иных работников с целью организации целенаправленной работы по максимально возможной социализации детей с особенностями психофизического развития;

несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с особенностями психофизического развития;

проводит занятия с детьми группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания, имеющими особенности психофизического развития, по учебным предметам государственного компонента специального учебного плана, которые определены приказом руководителя учреждения образования по согласованию с центром;

создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья детей;

консультирует педагогических работников группы по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

 Воспитатели группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания:

организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с нарушениями психофизического развития;

согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с особенностями психофизического развития с учителем-дефектологом;

соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития;

создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях и другой деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей.

При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм организации обучения. Интеграция – “детище” специальной педагогики, так как интегрированный в общеобразовательную среду ребенок остается под ее патронатом: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, либо обязательно получает коррекционную помощь, учась в обычном классе (группе). Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними, отражая новые механизмы взаимодействия этих систем.

Что такое интегрированное обучение и почему оно полезно для вашего ребенка?

Все учатся по-разному. Это высказывание, вероятно, звучит верно для вас и вашего ребенка. Кто-то схватывает быстро, а кому-то нужно время, чтобы обработать материал. Когда ваш ребенок учится в школе, то, как он учится, является неотъемлемой частью его успеха. Одним из навыков, ценимых в любой области или отрасли, является критическое мышление. Школы по всей стране начинают помогать своим учащимся мыслить критически и налаживать связи в реальной жизни с помощью интегрированного обучения.

Что такое комплексное обучение?

Интегрированное обучение происходит, когда учащиеся изучают понятия из разных дисциплин и объединяют их для решения проблем. Этот метод является новым способом улучшить навыки критического мышления учащихся и заставить их мыслить нестандартно. Целостный стиль обучения может быть тем, что нужно вашему ребенку для достижения успеха, благодаря его многочисленным преимуществам.

Как комплексное обучение может помочь вашему ребенку?

Интегрированное обучение становится все более популярным, поскольку учителя видят положительные стороны таких учеников, как вы. Это возможность объединить дисциплины и дать студентам долгосрочные образовательные преимущества, в том числе:

  • Оценка предмета: Одной из ключевых частей интегрированного обучения является объединение двух предметов, которые кажутся не связанными друг с другом. Используя этот метод, ваш ребенок может отдать предпочтение дисциплине, которая ему не нравится, в сочетании с дисциплиной, которая ему нравится. Например, вашему ребенку может нравиться математика, но не английский. Интегрированная учебная деятельность может объединить эти два аспекта и помочь вашему учащемуся больше ценить языковые искусства.

  • Реальные примеры: Хотя некоторые упражнения включают гипотетические ситуации, интегрированная учебная программа может включать примеры из реальной жизни. Это образование помогает вашему ребенку получить представление о том, что происходит в окружающем мире. Этот опыт в любом возрасте помогает учащимся стать всесторонне развитыми и лучшими гражданами.

  • Лучшая учебная среда: Интегрированная учебная программа создает лучшую учебную среду, главным образом, по двум причинам. Учителя могут помочь вашим ученикам и самим себе, объединив несколько предметов в один урок, вместо того, чтобы торопиться преподавать каждый предмет отдельно в течение дня. И эта система способствует сотрудничеству, которое является важным навыком для вашего ребенка в любом возрасте.

Как колледжи внедряют интегрированное обучение?

Интегрированное обучение имеет важное значение для учебной программы колледжа, поскольку в нем участвуют молодые люди, которые собираются поступить или уже работают. Университеты используют интегрированные учебные программы, чтобы заинтересовать студентов и сделать так, чтобы учебный материал повлиял на их жизнь. В колледжах есть отдельные факультеты для каждого предмета, поэтому легче вникать в сложные предметы по нескольким дисциплинам.

Например, ваш студент колледжа может интересоваться историей и медициной. Интегрированная учебная программа позволяет им совмещать два предмета и изучать историю медицины прошлых веков. Это также может привести к невероятным возможностям обучения за границей. Объединение международных исследований с любой темой, например, медициной, математикой, словесностью и другими, может помочь вашему студенту колледжа отправиться в путешествие в другую страну.

Как начальные школы используют интегрированное обучение?

Хотя это часто происходит в колледже, интегрированное обучение может происходить и в начальной и средней школе. Обучение детей в раннем возрасте тому, как критически мыслить и связывать понятия, значительно помогает в долгосрочной перспективе. Интегрированное обучение — это уникальный опыт обучения, который поможет вашему ребенку младшего или среднего школьного возраста применять целостный подход к обучению.

Этот образовательный подход может быть сложным, поэтому жизненно важно начинать интегрированное обучение с простого уровня сложности для маленьких детей. В этом возрасте они могут выполнить проект, затрагивающий их художественные и математические способности.

Например, они могут использовать масштабы и измерения, чтобы определить, насколько большой может быть фигура, а затем нарисовать ее на бумаге или любом другом художественном холсте. Математика и искусство имеют некоторое сходство, но не часто связаны. Сочетание этих двух упражнений тренирует ум маленького ребенка и помогает ему рано стать более всесторонне развитым.

Другой пример сочетает науку и обществоведение на практике. Этот метод может быть применим для учащихся средних и даже старших классов. Учитель может попросить вашего ребенка определить проблему, например, экологическую, на территории школы или в обществе. Затем ваш студент составит письмо государственному чиновнику, например члену городского совета, мэру, депутату штата или члену конгресса США.

В письме они использовали бы свои научные знания, чтобы объяснить, что происходит и что они могут сделать, чтобы это исправить. Эта практическая деятельность сочетает в себе науку и политологию, поскольку позволяет вашему учащемуся определить проблему, используя свои научные знания. Затем они будут использовать свои знания по общественным наукам, чтобы выполнить свой гражданский долг и написать письмо государственному чиновнику с призывом принять меры по этому вопросу.

Интегрированное обучение для вашего ребенка

Интегрированное обучение — это относительно новая концепция в образовании, которая делает образование лучше для таких детей, как ваш. Учащиеся от начальной школы до колледжа используют комплексное обучение, чтобы бросить вызов своему разуму и критически мыслить. Расширение кругозора ребенка — это концепция, которая будет иметь долгосрочные преимущества в школе и после ее окончания, когда они решаются на карьеру.

Стили обучения: почему «один размер подходит всем» не работает

  • Образование

Integrated Learning Strategies (ILS) — это учебный и академический центр. Напоминаем, что ILS не является поставщиком медицинских услуг, и ни один из наших материалов или услуг не предоставляет диагноз или лечение определенного состояния или проблем со стилем обучения, которые вы можете наблюдать у своего ребенка или ученика. Если вы ищете диагноз или лечение для вашего ребенка или ученика, пожалуйста, свяжитесь с квалифицированным специалистом, который может провести оценку ребенка.

Я уверен, что многие из вас читали или слышали о «5 языках любви». Я провел собственное исследование по этой теме и нашел захватывающим тот факт, что у каждого человека есть свой язык любви, как в том, как он проявляет любовь, так и в том, как хочет получить любовь. Я могу только представить, скольким людям это знание помогло, просто поняв индивидуальные предпочтения и эмоциональные, умственные и физические потребности.

Так же, как у каждого человека есть свой язык любви, у всех нас есть свой уникальный стиль обучения. Она не исчезает, когда мы заканчиваем школьные годы. Этот стиль обучения продолжается с нами во взрослой жизни. Он может модифицироваться и меняться в зависимости от обстоятельств и возможностей. Многие люди обнаруживают, что у них доминирующий стиль обучения, при этом другие подходы к обучению используются гораздо реже. Другие могут найти свои стили обучения достаточно сбалансированными и использовать определенные сильные стороны в различных ситуациях. Вы можете развивать навыки в менее доминирующем стиле обучения, чтобы расширить свои способности к обучению.

Нет правильных и неправильных стилей обучения.

Недавнее исследование показало, что дети учатся уникальными способами и что наша нынешняя универсальная образовательная система иногда обслуживает горстку учеников в каждом классе, но не всех. Это не означает, что преподаватели и школы должны приспосабливаться к стилю обучения каждого учащегося, однако мы должны стремиться помочь детям добиться успеха и показать свой потенциал с помощью других средств обучения.

В этом вопросе существует разделение между теми, кто утверждает, что дети неспособны учиться, если это не является их доминирующим стилем, и теми, кто утверждает, что каждый ученик должен учиться с помощью одних и тех же ресурсов, без дополнительных вспомогательных средств. Чем больше стилей обучения используется учащимися, тем лучше. Если мы будем продвигать идею о том, что ребенок учится только одним конкретным способом, это может стать костылем для учеников, что также помешает детям заявить о себе другими творческими способами, или они могут слишком сильно полагаться на инструкторов, чтобы удовлетворить их единственный стиль обучения. .

Открытие дверей для других стилей обучения улучшает критическое мышление, позволяет детям делать собственный выбор, расширяет их представления о том, как решать проблемы, и дает им возможность развивать новые идеи с разных точек зрения. Наша цель — не только познакомить детей с несколькими стилями обучения, но и помочь им стать более разносторонними в своих способностях к обучению и подготовить мозг к целостному обучению.

С другой стороны, мы должны осознавать, что у каждого свой способ обучения, и если ваш ребенок и его система поддержки знают, как он учится лучше всего, могут быть разумные приспособления, которые могут помочь его учебному потенциалу. Недавно мы рассмотрели множество различных терминов обучения, которые вы слышите в образовательной сфере, как вы видите здесь. Сюда входят восемь индивидуальных стилей обучения.

С учетом всего сказанного давайте рассмотрим каждый из стилей обучения и способы применения каждого из них в классе или в учебной среде ребенка.

Зрение

Визуальные учащиеся (иногда называемые пространственными) используют картинки, цвета и изображения для обучения. Они понимают и любят карты и схемы. Их пространственное мышление прочно и может легко понять размещение объектов по отношению к окружающей среде. Зрение управляется затылочными долями в задней части мозга. И затылочная, и теменная доля управляют пространственным пониманием.

Визуальные ученики имеют следующие характеристики:

  • Обычно сидит впереди класса, если есть выбор
  • Информация имеет больше смысла, если пояснена диаграммой или графиком
  • Делает контуры для всего
  • Копирует то, что написано на доске
  • Все видит цвета
  • Составляет списки с маркерами и звездочками
  • Увлекается визуальными технологиями

Аудиальная

Аудиальный (слуховой) ученик описывает ребенка, который легче запоминает информацию, когда инструкция подкрепляется звуком. Они любят музыку и могут слышать отчетливые ноты. Эти дети тяготеют к голосовым и песенным записям, таким как подкасты или слуховые лекции, и часто поют про себя. Височная доля в мозгу обрабатывает слуховую информацию. Правая височная доля особенно важна для музыки.

Характеристики аудиального ученика включают следующее:

  • Предпочитает лекции чтению материала
  • Часто читает вслух про себя
  • Любит устные доклады
  • Участвует в обсуждениях
  • Любит обсуждение
  • Использует песни или джинглы для запоминания важной информации
  • Легко запоминает имена

Вербальный

Изучающий вербальный или лингвистический язык любит слова как в устной, так и в письменной форме. Этим детям нравится как слушать произнесенное слово, так и читать его. Им легко выражать себя. Ключевыми областями мозга, ответственными за этот стиль обучения, являются височные и лобные доли.

Характеристики вербального ученика включают следующее:

  • Обычно отличная память
  • Будет перечитывать и переписывать заметки
  • Создавайте списки с ключевыми словами при изучении
  • Любит ролевые игры при изучении новых концепций
  • Хорошо играет в словесные игры, стишки и скороговорки
  • Хорошо умеет излагать мысли на бумаге

Кинестетический

Кинестетический (физический) ученик исследует свой мир через прикосновение. Ребенок учится, двигая своим телом и активно используя руки. Они лучше всего учатся в больших помещениях и получают удовольствие от передвижения, поэтому этот стиль обучения имеет смысл для сенсорных искателей. Детям, которые часто используют этот стиль обучения, нравится манипулировать моделью или реальным объектом, которому обучают. Мозжечок и моторная кора (в задней части лобной доли) участвуют во многих процессах физического движения ребенка.

Характеристики кинестетика включают следующее:

  • Любит рисовать и заниматься многими видами искусства
  • Строить из блоков и считать с помощью предметов легко
  • Практическое обучение идеально подходит для этих детей
  • Чтение или декламация во время ходьбы взад и вперед помогает этим учащимся
  • Преуспевающие уроки превратились в художественные проекты
  • Спортивно одаренные
  • Живет настоящим

Логическая

Этот тип ученика (также известный как математический) обладает навыками математических и логических рассуждений. Эти дети с легкостью решают задачи с числами. Логические ученики преуспевают в понимании причинно-следственных связей. Они пытаются классифицировать и систематизировать все и вся, потому что это помогает их мозгу разобраться в материале. Теменные доли мозга, особенно левая сторона, управляют логическим мышлением.

Характеристики логического ученика включают следующее:

  • Любит стратегические игры
  • Классифицирует и перегруппировывает объекты
  • Товар с номерами
  • Любит понимать, что скрывается за ответами
  • Навыки рассуждения высокого уровня
  • Фокусируется на статистике
  • Любит математические игры и головоломки

Социальный

Социальный (также называемый межличностным) ребенок учится лучше всего, когда он находится в группе. Этот ученик, как правило, хороший коммуникатор и любит общаться с другими. Социальные взаимодействия и большие группы людей вызывают у этого ребенка положительные чувства. Лобные и височные доли головного мозга отвечают за большую часть социальной деятельности человека.

Характеристики социального ученика включают следующее:

  • Превосходство в групповом обучении
  • Может легко читать эмоции других людей
  • Социально интеллигентный
  • Любит учить других тому, чему они научились
  • Любит учиться и делиться знаниями
  • Легко общается и любит диалоги

Одиночка

Этот одинокий (внутриличностный) ученик любит работать в одиночестве и любит тишину. Они стремятся учиться и учиться самостоятельно. Они отлично умеют управлять своими целями и тайм-менеджментом. Внутриличностный ребенок любит играть в одиночестве и проявляет большое воображение.

Лобные и височные доли также справляются с этим типом обучения. Лимбическая система также играет роль с настроением и основными эмоциями.

Ученик-одиночка имеет следующие характеристики:

  • Предпочитает работать в одиночку
  • Просматривается как тихий в настройках группы
  • В гармонии с чувствами
  • Постараюсь найти тихое и удобное место для учебы
  • Устанавливает личные цели обучения или достижения
  • Любит вести дневник

Учащиеся могут с большей легкостью реализовать свой учебный потенциал, если они не только поймут предпочитаемые ими стили обучения, но также разовьют и отработают навыки в других стилях обучения, чтобы стать всесторонне развитым учеником. Когда ребенок всесторонне учится, он сможет адаптироваться в различных образовательных, личных и социальных условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *