Модульное обучение как эффективный способ формирования специалиста в системе профессионального образования | Статья:
Модульное обучение как эффективный способ формирования специалиста в системе профессионального образования
В настоящее время задачей учебных заведений является не только предоставление молодежи общее образование и профессию на всю жизнь, но и формирование предпосылок к возможному освоению новых технологий, техники, к повышению квалификации и освоению новых специальностей, т.е. к самообразованию и саморазвитию.
Современные процессы модернизации системы профессионального образования связанны с инновационным характером изменения содержания образования, образа деятельности, в результате меняются требования к уровню профессиональных и общих компетенций специалистов.
Проблемы, с которыми сталкивается педагоги при работе с первокурсниками:
– различная степень адаптации к новым условиям;
– различный уровень подготовки;
– низкий уровень самостоятельной деятельности;
– проблемы в проведении различных исследований, и обработка их данных;
– анализ проблемных ситуаций по учебной, профессиональной или исследовательской теме.
Для преодоления этих проблем эффективным способом является использование модульно-блочное обучение, которое нацелено на формирование специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решение жизненных и профессиональных проблем. Модульно-блочное обучение – одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностно-ориентированной. Позволяющая одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы студентов.
Данная технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно- популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. Меняется роль преподавателя, он является тьютером.
Модуль способствует развитию у студента интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью. Использование на уроках химии модульно-блочной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого студента, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.
Модуль в переводе — «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля, как целевого функционального узла, содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.
В соответствии с современными представлениями под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа.
В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции. В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся. Целью модульно-компетентностной технологии обучения является создание условий для формирования компетенций и успешности обучения, для развития творческой познавательной активности и самостоятельности студентов.
Главная идея этой технологии заключается в создании условий для достижения высоких и прочных результатов обучения студентов, а также для развития их творческого потенциала. Такими условиями служат модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня достижений и много балльное оценивание успешности обучения студентов. Можно считать, что модульно-компетентностное обучение при условии его правильного применения может являться средством формирования профессиональных компетенций будущих специалистов именно в силу своих существенных признаков: модульности, компетентности и рейтинговости. Эти признаки создают возможности формирования профессиональных компетенций, поскольку центр тяжести переносится на формирование способностей студента к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков — категорий, входящих в понятие «компетенция». В Нижегородском строительном техникуме реализуются ключевые принципы модульного обучения:
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества. Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. ·Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться; ·Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.
Принцип действенности и оперативности знаний и системы. В звеньях сферы образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.
Для достижения поставленных целей применяется междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. ·
При индивидуализации содержания обучения проводится исходная диагностика знаний (входной контроль). · Проводится индивидуальный контроль после достижения определенной цели обучения. В работе преподавателями используются активные методы обучения, широко применяются информационные технологии, студент сам принимает решения, а преподаватель лишь корректирует их. Особое внимание при этом обращается на индивидуальность студента.
Студентами выполняются лабораторно — практические работы, курсовые работы, в ходе которых они приобретают навыки работы на компьютере с разными программами. В лабораториях и мастерских создаются реальные производственные ситуации, в которых будут работать выпускники. Студенты могут попробовать свои профессиональные возможности на разных участках работы, что способствует овладению практическими компетенциями и повышает конкурентоспособность выпускников. В рамках реализации новых стандартов актуальность использования технологии модульного обучения возрастает, так как она содействует развитию самостоятельности студентов, обеспечивает индивидуализацию обучения, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволяет оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов.
Литература
1. Асророва М. У. Модульные технологии обучения // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 154-156.
2. Жидкова А. Е. , Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 756-757.
3. Лабанова В. Н. Модульно-блочная система обучения в СПО // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 46-48.
Технология модульного обучения | Коммунальное государственное учреждение “Центр профессионального образования Восточно-Казахстанской области”
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что студент самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.
Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:
1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, студент получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;
2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
3) студент работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности студентов, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Исходные научные идеи
- Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует студентов на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
- Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одногруппаников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, студент переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
- В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
- Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Система действий преподавателя и учащегося заключается в последовательности
Последовательность действий преподавателя при составлении модуля. При разработке модулей следует исходить из известных принципов:
- частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
- реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и
промежуточный (на стыке учебных элементов) – мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля студентов;
- учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
- при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
- структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.
Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.
Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача – разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.
Ограничения
- Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности.
- Материальные возможности образовательного учреждения.
- Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.
Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.
Образование, созданное для будущего работы
Рабочее место изменилось: технологии продолжают быстро трансформировать отрасли и рабочие места, чтобы оставаться актуальным и конкурентоспособным, необходимо постоянно обновлять, диверсифицировать и формировать совершенно новые наборы навыков.
С одной стороны, эта новая реальность требует постоянных инвестиций в образование, что может показаться обескураживающим. Традиционное образование требует значительных финансовых и альтернативных затрат, иногда без явной отдачи. Но предоставление образования меняется, чтобы приспособиться к требованиям современного рабочего места и образа жизни современного работника.
Новая модель, модульное образование, сокращает время цикла обучения, разделяя традиционные пакеты обучения — степени младшего специалиста, бакалавра и магистра — на более мелкие строительные блоки, похожие на Lego, каждый из которых имеет свои собственные полномочия и результаты навыков. Высшие учебные заведения используют массовые открытые онлайн-курсы (МООК) в качестве одного из средств предоставления этих модульных степеней и сертификатов.
«Последние исследования в области преподавания и обучения показывают, что онлайн-обучение часто приводит к таким же или лучшим результатам, чем в традиционном классе, благодаря его гибкости, индивидуальному темпу и мгновенной обратной связи, основанным на последних достижениях в обучении когнитивным наукам», — сказал основатель edX. и генеральный директор Анант Агарвал в статье для Forbes.
Что такое модульное обучение?
Признавая необходимость расширения возможностей получения образования для студентов, высшие учебные заведения начинают внедрять инновации, создавая новые способы разделения степеней и выстраивая нелинейные, модульные пути карьеры и образования. Благодаря этому стилю модульного обучения вы можете осваивать новые навыки и знания небольшими порциями, что представляет огромную ценность независимо от того, на каком уровне вы начинаете, продвигаетесь или исследуете новую карьеру, не откладывая жизнь или работу.
Например, программы edX MicroMasters® переосмысливают то, как предоставляется образование на уровне выпускников, разделяя части степени магистра на более короткие блоки, которые демонстрируют глубокое обучение и востребованные навыки для работодателей, а также обеспечивают путь к получению степени магистра, если это необходимо.
Ценность модульного обучения
Получите непосредственную и дополнительную ценность
Модульное образование сокращает время цикла обучения, облегчая получение ощутимых навыков и ценности быстрее, чем полная традиционная степень. Работающие профессионалы могут освоить новые навыки за более короткое время, даже во время работы, а те, кто хочет получить степень, могут сделать это таким образом, который окупится в навыках и полномочиях на протяжении всего пути, а не только в конце.
Например, программы MicroBachelors® от edX — это единственный путь к получению степени бакалавра, который готовит вас к работе уже сегодня, а на этом пути вы получаете аккредитацию. Вы можете начать с наиболее важного для вас контента в Интернете в удобном для вас темпе и получить сертификат с каждым из них, чтобы продемонстрировать свои новые достижения, зная, что вы развили навыки, ради которых компании на самом деле нанимают. Каждая программа включает в себя реальные, подлежащие передаче кредиты колледжа от одного из университетских кредитных партнеров edX, которые в сочетании с предыдущими кредитами, которые вы, возможно, уже получили или планируете получить в будущем, могут помочь вам получить полную степень бакалавра.
Создавайте индивидуальные гибридные наборы навыков, которые отличают вас от других
Сегодня самые быстрорастущие области часто находятся на пересечении двух, казалось бы, не связанных между собой профессий. Например, наука о данных — одна из самых быстрорастущих областей, но специалисту по данным часто также требуется сильный опыт работы в отрасли, в которой он работает. Это требует уникального гибридного набора навыков, который может стать проблемой для преподавания в традиционной образовательной среде.
Модульный учебный контент позволяет вам адаптировать свое образование, чтобы лучше позиционировать себя в плане перспектив трудоустройства и карьерной мобильности. Вы можете дополнить свое образование специальными полномочиями или частью степени, чтобы лучше позиционировать себя для работы в области науки о данных и более легко сочетать гуманитарные навыки с технологическими навыками, коммуникативные навыки с навыками программирования, аналитические навыки с навыками проектирования и т. д.
«[Используя модульное обучение] учащиеся, по сути, смогут синтезировать свое собственное образование с индивидуальным набором навыков, необходимых им для продвижения по карьерной лестнице, что делает их действительно уникальными кандидатами на работу. Компании по найму также будут иметь более четкое представление о наборе навыков, которыми обладает потенциальный кандидат, поскольку модульные полномочия их образования будут указывать типы навыков, которые приобрел кандидат», — сказал Агарвал.
Стекируемые учетные данные: путь к кредитам колледжа
Точно так же, как модульные учетные данные обеспечивают эффективный автономный путь к получению востребованных знаний, они также создают революционный способ получения полной степени. Это называется стекируемым обучением, когда вы берете сертификаты, полученные в рамках модульных программ, и «складываете» их вместе, чтобы сформировать более крупные учетные данные или степень.
Например, степени магистра на edX можно наращивать, включая один или несколько учетных данных программы MicroMasters, которые также имеют самостоятельную ценность для карьерного роста.
«Наше видение будущего образования основано на объединении модульных сертификатов, иногда из разных учреждений, в новые типы степеней и программ, которые соответствуют потребностям учащихся, где бы они ни находились, независимо от их происхождения», — сказал Агарвал.
Модульное обучение: ваш путь к востребованным навыкам и сертификатам
Модульное обучение является основой всех программ, доступных на edX. Узнайте больше о том, как вы можете использовать модульные программы обучения edX, чтобы продвинуться по карьерной лестнице или построить путь к получению степени:
- Ознакомьтесь с программами MicroBachelors™
- Изучите программы MicroMasters®
- Ознакомьтесь с программами профессионального сертификата
- Изучите степень магистра
«Модульное и наращиваемое образование является основой для достижения нашей миссии по расширению доступа к высококачественному образованию для всех и везде», — сказал Агарвал. «Мы представляем себе мир, в котором университеты и корпорации работают вместе с нами, чтобы переосмыслить образование таким образом, чтобы изменить жизнь граждан мира и положительно повлиять на грядущие поколения».
Модульная степень магистра в области образования | Университет Arcadia
Home / Majors & Programs / Modular Master in Education
Дом / программы / магистр образования / модульный магистр по образованию
Предстоящие мероприятия
Просмотреть все мероприятияПросмотреть все мероприятия
Заработать индивидуальную медик
.В современном конкурентном глобальном обществе Arcadia предлагает вам свободу разработки программы для выпускников, отвечающей вашим образовательным и профессиональным потребностям. Модульная программа магистратуры в области образования была разработана с учетом удобства и современных тенденций в образовании, работе и сообществе.
Аркадия вселила в меня уверенность и стремление стать проводником перемен и лидером в сфере образования.
Как это работает?
Эта индивидуальная степень соответствует вашим профессиональным и личным целям как лидера в области образования. Вы будете тесно сотрудничать с преподавателем Arcadia, чтобы объединить два модуля сертификации, два базовых курса и завершающий семинар, чтобы создать магистерскую программу, которая подходит вам как личности.
Для получения этой степени требуется минимум 30 кредитов, а гибкость этой программы дает возможность присоединиться к областям, которые вы не найдете ни в одной другой программе.
2. Добавить два базовых курса
Для программы требуется ДВА базовых курса:
Для получения степени необходимо пройти 2 базовых курса. Выбор этих курсов зависит от сертификатов, которые вы объединили.
Базовые курсы
- Язык, разнообразие и обучение (ESL)
- Интерпретация образовательных исследований
- Культурные основы образования
3. Создайте свой опыт
Кульминационный семинар создан в сотрудничестве с вашим преподавателем.
Кульминацией программы является завершающий проект ED599, в котором подчеркиваются достижения в вашей области обучения и достижение целей обучения на получение степени.
Недавние проекты
- Цифровые медиа в математике: переворачивание класса
- Отказ одного учащегося от письма
- Профессиональное развитие под руководством учителя
- Интеграция письма в предварительный исчисление