Обучение дефектология: Профессиональная переподготовка – Педкампус – профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Содержание

Курс специальное (дефектологическое) образование дефектология в ЕЦ ДПО. Профессиональная переподготовка по дефектологии

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ЕЦ ДПО
Телефон: +7(495)545-39-79
Телефон: 8(800)333-16-42
Круглосуточно
Почта: [email protected]
Москва, ул. Ярославская, д.8, к.3

  • Описание
  • Стоимость
  • Учебный план
  • Диплом
  • Как учиться?
  • Лицензия
  • Запрос

Цель: формирование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления особой коррекционно-компенсаторной работы с лицами ОВЗ в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты.

Категория слушателей: лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.

Форма обучения: очная, очно-заочная и заочная (с применением ДОТ).

Режим обучения: не более 8-ми ак.ч. в день.

Курс специальное (дефектологическое) образование дефектология

Курс 1100 ак. ч. (20 недель)

Заказать

Учебный план по курсу специальное (дефектологическое) образование дефектология

Наименование дисциплины 1100 ак.ч. Оценка
1 Клинические основы деятельности учителя-дефектолога 62 Зачет
2 Психолингвистика 64 Зачет
3 Психолого-педагогическая диагностика 64 Зачет
4 Филологические основы деятельности учителя-дефектолога 72 Зачет
5 История специального образования 72 Зачет
6 Психология семьи и семейного воспитания детей с ОВЗ 64 Зачет
7 Актуальные проблемы специального, интегрированного и инклюзивного образования в современных условиях 72 Зачет
8 Невропатология 64 Зачет
9 Психология детей с умственной отсталостью 64 Зачет
10 Психопатология 72 Зачет
11 Психология детей задержкой психического с развития 72 Зачет
12 Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития 72 Зачет
13 Клиническая психология 72 Зачет
14 Основы нейропсихологии 64 Зачет
15 Основы психологии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их обучение и воспитание 72 Зачет
16 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи и их обучение и воспитание 72 Зачет
17 Итоговая аттестация 8 Экзамен

Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана) без согласия правообладателя преследуется по закону.

Выдаваемые документы выписываются и регистрируются в Москве, признаются на всей территории РФ и в других странах

Курсы по дефектологии, стоимость и сроки обучения.

Программа обучения по курсу специальное (дефектологическое) образование дефектология может иметь несколько вариантов продолжительности обучения в академических часах.
Профессиональная переподготовка по дефектологии может быть в стандартном режиме обучения и в ускоренном.
Выберите наиболее подходящий курс для педагогов в списке на сайте или позвоните по телефону.
Стоимость программы обучения курса по дефектологии зависит от выбранного количества часов и режима обучения.
Оставьте запрос информации о курсе в форме. С Вами свяжутся из приемной комиссии и подробно расскажут о возможных вариантах обучения!

Процесс обучения

Поступление

Поступить и приступить к обучению можно в любой день!

Поступить на обучение может любой желающий, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, а также студент старших курсов. Для начала обучения необходимо отправить заявку на обучение (выше на странице). С Вами свяжутся специалисты по сопровождению учебного процесса, ответят на все вопросы. Далее методический отдел утвердит возможность обучения и после этого мы направим Вам договор и счет. Далее Вам необходимо произвести оплату по счету в банке или в по реквизитам в платежной системе онлайн-банка. Все готово! Вы можете приступать к обучению!

Для поступления требуются в электронном (скан или фото) виде следующие документы:

  • заявка и договор об обучении
  • копия документа об образовании или справка об обучении (для студентов)
  • документ о смене имени, отчества или фамилии (если фамилия, имя или отчество в заявке и дипломе не совпадают)
  • для медицинских работников – интернатура, ординатура, дипломы о профессиональной переподготовке, крайний сертификат специалиста (при наличии)

Обучение

В процессе обучения у вас будет открыт доступ на учебный портал, где будут находиться все необходимые методические и учебные материалы. Вы сможете их изучать в онлайн режиме, посредством личного кабинета или скачать к себе на компьютер или мобильный телефон.

Все лекции представлены в PDF-формате, что очень удобно, ведь нет необходимости устанавливать дополнительные программы.

После завершения изучения учебных материалов, Вам необходимо пройти итоговое тестирование, по результатам которого вам будут поставлены оценки «зачет» или оценки за экзамен в приложении к диплому. Тестирование Вы можете пройти несколько раз, Вам будет предоставлено как минимум 3 попытки. Дополнительная плата во время обучения не взимается!

После успешной сдачи итогового тестирования Вы получите диплом о профессиональной переподготовке.

Выдача документов

После завершения обучения оригиналы документов Вы можете получить лично (забрать у нас в офисе) или мы направим Вам заказным письмом или курьерской службой. Адрес и форма получения оригиналов для направления документов указывается в заявке на обучение.

Наши дипломы и сертификаты оформляются в бумажном виде на бланках строгой отчётности с несколькими степенями защиты.

Вместе с дипломом выдаем договор и акт в бумажном виде.

В соответствии с законом об Образовании в РФ, диплом о проф. переподготовке может быть выдан слушателям, имеющим высшее или среднее профессиональное образование. Если слушатель не имеет такого образования, то ему мы можем выдать свидетельство о доп. образовании (а после получении среднего профессионального или высшего образования слушателю будет выдан диплом о профессиональной переподготовке).

Документы оформляются от 1 до 2 рабочих дней.

Государственная лицензия, заключения и сертификаты

Единый Центр Дополнительного Профессионального Образования имеет государственную лицензию на образовательную деятельность №038734.

Лицензия выдана Департаментом образования города Москвы и включена в реестр Рособрнадзора.

Вы можете быстро проверить лицензию на сайте Рособрнадзора.

Проверить


Дефектология — обучение и переподготовка в Самаре

Скидка 20% за комплект При одновременном оформлении от 5-и комплектов образовательных программ в рамках одной группы.

Подготовка документов за 1 день Ускоренная подготовка документов благодаря дистанционным технологиям

Бесплатно доставим оригиналы Доставим оригиналы документов по всей России за наш счёт.

Учебный центр профессионального образования (УЦПО) «Купол» приглашает специалистов на курсы профессиональной переподготовки по направлению «Дефектология». Цель курсов — приобретение профессиональных компетенций, получение новых знаний, формирование уникальных навыков, необходимых для выполнения рабочих обязанностей по направлению — «Дефектология». Обучение позволит специалистам расширить область компетенций, увеличить уровень дохода и занять новые должности.

Программы переподготовки

35%

Коррекционная педагогика в начальном образовании. Преподавание в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с присвоением квалификации Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и корр

Профессиональная переподготовка

1100 часов

Диплом + приложение с предметами

13 850 р.

8 850 р.

35%

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии с присвоением квалификации Учитель-логопед (логопед) с дополн

Профессиональная переподготовка

1340 часов

Диплом + приложение с предметами

13 850 р.

8 850 р.

40%

Специальное (дефектологическое) образование профиль Расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения с присвоением квалификации Педагог-дефектолог

Профессиональная переподготовка

620 часов

Диплом + приложение с предметами

12 350 р.

7 350 р.

40%

Специальное (дефектологическое) образование с присвоением квалификации Педагог-дефектолог

Профессиональная переподготовка

620 часов

Диплом + приложение с предметами

12 350 р.

7 350 р.

35%

Специальное (дефектологическое) образование. Логопедическая работа по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области коррекционной педагогики и методики начального обучения с присвоением квалификации Учитель

Профессиональная переподготовка

1340 часов

Диплом + приложение с предметами

13 850 р.

8 850 р.

40%

Тьюторское сопровождение детей с РАС с присвоением квалификации Тьютор

Профессиональная переподготовка

620 часов

Диплом + приложение с предметами

12 350 р.

7 350 р.

Учебный план

Учебный план курса профессиональной переподготовки Дефектология

279.4 Кб

Выдаваемые документы

Документы действуют на всей территории России

Имеют полную юридическую силу и принимаются всеми работодателями РФ

После прохождения обучения по направлению «Дефектология» слушателям выдается именной диплом и приложение с предметами, в бумажном и электронном (скан-копия) форматах. Диплом является действующим документом об образовании по всем регионам России и принимается всеми работодателями страны. Для подтверждения прохождения переподготовки достаточно предоставить диплом от УЦПО «Купол».

Лицензия Министерства Образования

Описание курса

Многие проблемы с обучаемостью, которые еще недавно относили к отсутствию способностей или прилежания у детей, сейчас получили медицинское подтверждение и стали симптомами заболеваний. Детей с очевидными нарушениями в развитии стараются встраивать в обычную среду, помогать адаптироваться в обычной общеобразовательной школе.

Выявляют проблемы, подбирают адекватные способы лечения и обучения учеников с медицинскими диагнозами специальные педагоги – дефектологи. Все больше руководителей школ и других детских учреждений предпочитают зачислять в штат собственного дефектолога, поэтому профессия стала востребованной и популярной. Проводят дефектологи и частные консультации, групповые и индивидуальные занятия с детьми, направленные на коррекцию или устранение проблем.

Программа обучения

Учебный центр профессионального образования Купол подготовил программу курсов по направлению «Дефектология», предназначенную для людей с базовым образованием любого типа. Полезен будет курс педагогам начальной школы, воспитателям, заведующим и директорам государственных и частных детских образовательных учреждений, для лучшего понимания сути возникающих проблем и организации работы с детьми, которым требуется помощь специалиста.

Основные изучаемые предметы:

  • Педагогика: специальная, коррекционная, социальная.
    Современные образовательные и воспитательные технологии.
  • Психология: личности, возрастная, коррекционная, социальная, клиническая. Психодиагностика, психокоррекция.
  • Анатомия и физиология органов слуха, речи, зрения. Дефектология и логопедия.
  • Воспитание, обучение, коррекция детей с проблемами в интеллектуальном развитии или умственной отсталостью в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
  • Программные и методологические аспекты обучения детей разного возраста с интеллектуальными нарушениями. Тьюторское сопровождение.
  • Организация педагогической деятельности дефектолога в дошкольных учреждениях и школах в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Охрана труда и безопасность жизнедеятельности. Правовое обеспечение педагогической деятельности.

Для кого рассчитан курс

Программа предназначена для студентов и выпускников высших и среднеспециальных учебных заведений, как смежных, так и принципиально отличающихся специализаций. Дистанционное обучение в УЦПО «Купол» дает дополнительное образование для расширения профессиональных компетенций или трудоустройства на ведущие предприятия России.

Требования к слушателям

Приглашаем на обучение по направлению «Дефектология» в Самаре всех желающих. Для поступления на курсы, специалистам необходимо:

  • иметь законченное высшее или среднее профессиональное образование;
  • для обучения некоторым профессиям может понадобится опыт работы в смежной области.

Обращаем ваше внимание, что для прохождения обучения по большинству курсов не требуется профильный опыт работы или трудовой стаж. Получить подробную консультацию по необходимому уровню образования и опыту работы, вы можете у наших менеджеров при подаче заявки или через формы связи на нашем сайте.

Сроки обучения

Стандартная программа курса дистанционного профессионального обучения разработана в соответствии с требованиями регламентов Министерства образования. Средняя продолжительность курса 256-1000 академических часов. Для изменения продолжительности возможна разработка персональной программы.

Открытая лицензия, полученная учебным центром, разрешает изменять программу по своему усмотрению: переименовывать, добавлять или сокращать дисциплины, учебные часы, перераспределять объемы предметов и темы.

Формат обучения в Самаре

В России на законодательном уровне дистанционное образование приравнено к традиционному очному. После принятия соответствующего закона каждый житель даже отдаленных регионов может учиться и получить диплом ведущих курсов. С престижным дипломом конкурентоспособность на рынке труда возрастает, даже без опыта можно найти высокооплачиваемую работу.

После окончания курсов выпускнику вручают диплом установленного образца неограниченного срока действия. Копия сразу приходит на электронную почту, оригинал, чуть позже – Почтой России.

При трудоустройстве у работодателей иногда возникают вопросы к полученному соискателем образованию, их можно адресовать непосредственно в УЦПО Купол. В ответ будет оперативно направлена официальная информация о сроках обучения и полученных выпускником оценках, учебной программе, количестве часов по предметам.

Необходимые документы для прохождения обучения

Для подачи заявки на обучение необходимо предоставить документы:

  • Заполненная заявка на обучение по выбранной программе
  • Реквизиты организации для выставления счёта и составления договора
  • Скан дипломов сотрудника
  • Трудовая книжка сотрудника

Заявка на профессиональную переподготовку

100.3 Кб

Список документов и инструкция по оформлению заявки

75 Кб

Вы оставляете заявку на сайте

Мы подготовим договор и счет

Выдадим скан документов с внесением в реестр за 1 день

Бесплатно доставим оригиналы

Все документы установленных образцов

Гарантированно пройдут любую проверку

Популярные вопросы

Можно ли купить диплом о переподготовке?

Можно ли купить диплом о переподготовке?

Просто купить диплом предлагают только мошенники. Также нельзя пройти переподготовку, не имея диплома о высшем или среднеспециальном образовании. Можно купить курс переподготовки, оперативно пройти дистанционное обучение и получить диплом о переподготовке на нужную профессию.

Как проверить подлинность диплома о профессиональной переподготовке?

Как проверить подлинность диплома о профессиональной переподготовке?

Для проверки выданных документов любое заинтересованное лицо или работодатель может зайти на сайт и заполнить форму.

Ответ будет отправлен на официальном бланке учебного центра на указанный электронный адрес.

Сервис для проверки:

https://kupol24.ru/company/servis-proverki-udostoverenij/

Также вы можете проверить выданные документы в едином реестре Министерства образования (ФРДО).

Когда можно пройти профпереподготовку? Это обязательно или только по желанию?

Когда можно пройти профпереподготовку? Это обязательно или только по желанию?

Обязательная переподготовка, в отличие от повышения квалификации, законом не предусмотрена. Однако стоит пройти переподготовку и получить диплом, если на работе вы выполняете обязанности специалиста без соответствующей квалификации. В некоторых случаях при проверках могут возникнуть неприятности и недоразумения.

Сколько часов может идти переподготовка?

Сколько часов может идти переподготовка?

В зависимости от профессии. Как правило 500 часов, но есть курсы, рассчитанные на 250. Длительность требуемого курса уточняйте у менеджеров.

У меня был перерыв в трудовом стаже – 5 лет, мне нужно проходить переподготовку по специальности?

У меня был перерыв в трудовом стаже – 5 лет, мне нужно проходить переподготовку по специальности?

Как правило в такой ситуации проходят курсы повышения квалификации, чтобы получить актуальную информацию по произошедшим в профессии изменениям. Переподготовка нужна в случае, если вы хотите сменить род деятельности.

Где посмотреть номер диплома для проверки документа?

Где посмотреть номер диплома для проверки документа?

Номер диплома указан в левой части документа под словом «Диплом».

Помогаете ли вы с трудоустройством?

Помогаете ли вы с трудоустройством?

Да, мы сотрудничаем более чем с 250 предприятиями по всей России и помогаем трудоустроиться кандидатам как с опытом работы, так и без опыта с нуля.

Наши специалисты смогут подобрать и предложить вам на выбор вакансии под ваш запрос и опыт.

Какие гарантии, что я оплачу обучение и меня не обманут?

Какие гарантии, что я оплачу обучение и меня не обманут?

Во-первых, УЦПО «Купол» имеет все необходимые документы, в том числе – лицензии на право ведения образовательной деятельности. Все документы можно проверить на официальных сайтах контролирующих органов в соответствующих реестрах.

Во-вторых, при покупке курса, со слушателем заключается договор, в котором четко прописаны все условия и обязательства. При любых нарушениях соглашений со стороны образовательного учреждения, можно связаться с администрацией и урегулировать вопрос: вернуть деньги или по-другому урегулировать возникшие проблемы.

Учебный центр дорожит деловой репутацией, поэтому всегда идет навстречу слушателям и избегает возникновения конфликтных ситуаций, любые вопросы решаются оперативно и по обоюдному согласию. 

Что является признаком мошенничества и должно насторожить в действиях других образовательных учреждений:

  • Чрезмерно низкая цена курсов. Работу квалифицированных педагогов и методистов необходимо оплачивать, этим обоснована цена.
  • Оплату предлагают произвести на сомнительные реквизиты, в том числе – на частное лицо. Получить лицензию на образовательную деятельность может только прошедшая проверку компания или ИП.
  • Требование доплатить за дополнительные услуги или расходы в процессе обучения с угрозой расторжения договора в случае отказа.

Прежде, чем перевести деньги за обучение, внимательно прочтите договор, потребуйте предъявить лицензию, убедитесь, что она выдана именно той организации, которой предлагают произвести оплату и реквизиты которой указаны в договоре.

Закажите бесплатную консультацию ➡️

Наши менеджеры перезвонят через 5 мин. ☎️ в рабочее время и ответят на все вопросы

✅ Без навязывания и продаж
✅ Сориентируем по услуге
✅ И подскажем оптимальное решение под Ваш запрос

Гарантии обучения в УЦПО «Купол»

Внесение в реестр данных о полученных документах об обучении Вы всегда сможете подтвердить свое обучение у нас, если того требует работодатель или проверяющие органы, а также восстановить документы, в случае их утраты или порчи.

Заключение договора на оказание образовательных услуг Работаем только по договору, в котором четко прописаны обязательства нашего учебного центра перед абитуриентами.

В результате обучения выдаются документы установленного образца Каждый обучающийся получает диплом или удостоверение установленного образца, которые действуют на всей территории РФ.


Дистанционное обучение без отрыва от работы Реализуем процесс обучения с использованием технологий дистанционного доступа. При этом в итоговых бумагах и дипломе специфика метода получения знаний не отображается.

Предоставляем скидки при оформлении нескольких программ Для юридических и физических лиц действует выгодная система скидок. Если Вам требуется оформить несколько пакетов, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами, мы предоставим специальное предложение

Гибкие варианты оплаты обучения В УЦПО «Купол» несколько вариантов оплаты обучения: наложенный платеж, оплата по реквизитам или онлайн, через государственные безопасные платежные системы.

Учебно-методические пособия ориентированы на людей с нарушением зрения для студентов дефектологии

Журнальная статья Открытый доступ

Тюрина, Надя; Соколова Ольга


DCAT Экспорт

 
 org/2006/vcard/ns#" xmlns:wdrs="http ://www.w3.org/2007/05/powder-s#">
  
    https://zenodo.org/record/4911066
    
    
      
        
        Тюрина, Надя
        Надя
        Тюрина
      
    
    
      
        
        Соколова, Ольга
        Ольга
        Соколова
      
    
    Учебные пособия, ориентированные на людей с нарушениями зрения, для студентов-дефектологов
    
      
        Зенодо
      
    
     w3.org/2001/XMLSchema#gYear">2021
    тифлопедагогика
    изобразительное искусство
    слепой
    обучение учителей
    включение
    2021-05-31
    
    <адмс:идентификатор>
      
        https://zenodo.org/record/4911066
        URL
      
    
    
    В данной статье рассматривается возможность использования картин, отражающих образ слепого человека, в качестве образовательного контента для подготовки педагогов специальной и инклюзивной школы.  Зарубежные исследования, а также социологический, культурологический и исторический анализ литературных источников и контент-анализ тематических произведений живописи и графики позволяют признать возможность и значимость использования данного подхода в образовательном процессе. Большинство изобразительных искусств, изображающих слепых, отражают современное отношение общества к ним и могут воздействовать на общество, создавая как положительные, так и отрицательные стереотипы посредством конкретных художественных средств. Однако в педагогической практике высшей школы ресурс искусства не находит достаточного отражения. Результаты исследования могут быть полезны авторам современных учебно-методических пособий, осуществляющих подготовку педагогов дефектологического профиля.
    
    
      
        Открытый доступ
      
    
     org/licenses/by/4.0/legalcode"/>
    
      
        
        215821
        
        приложение/pdf
      
    
  

 

Индексировано в

Дата публикации:
31 мая 2021 г.
ДОИ:
Ключевое слово(я):
тифлопедагогика изобразительное искусство слепой Курсы для преподавателей включение
Выходные данные:
Издательство Пенсофт.
Опубликовано в:
Труды АРФА: 4 стр. 1018-1028.
Лицензия (для файлов):
Creative Commons Attribution 4.0 International
Поделиться
Указать как
Экспорт
  • BibTeX
  • CSL
  • DataCite
  • Дублинское ядро ​​
  • DCAT
  • JSON
  • JSON-LD
  • GeoJSON
  • MARCXML
  • Менделей

научных идей и постулатов А.Р. Теория Лурии в подготовке профессиональных дефектологов

Реферат

Актуальность исследования обусловлена ​​важностью изучения идей и положений теории Александра Романовича Лурии (1902-1977) в процессе профессиональной подготовки дефектологов в вузе. А.Р. Лурия — автор многих работ по мозговой организации речи и афазии, опубликованных даже за рубежом. Основное внимание в исследовании уделяется возможностям использования теоретических и практических положений А. Р. Лурии в дефектологическом образовании и обоснование методических приемов проведения такого исследования. В статье подробно не рассматривается все многообразие идей А.Р. Научная школа Лурии. Акцент сделан на положениях о мозговой организации речи и речевой системе, гибкой и способной к изменениям. Приоритетным является широкое использование методологической, гуманистической, мировоззренческой стороны его концепций, влияющих на формирование у студентов конкретных компетенций и профессиональной деятельности будущего специалиста-дефектолога. В данной работе использовались такие методы исследования, как теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и т.п.) и практические (наблюдение, опрос). В ходе исследования выявлены эффективные методы и приемы А.Р. Лурии, наполненные аналитико-смысловым характером, акцентирующие внимание на теоретико-методологическом фундаменте будущей профессиональной деятельности, а также на способах и методах психолого-педагогической коррекции лиц с ограниченными возможностями (конкретные возможности здоровья). Они намерены не только зацикливаться на научных идеях и положениях ученого, но и понимать смысл коррекционной деятельности по восстановлению высших психических функций.

Ключевые слова: теория А.Р. Лурии, дефектология, дефектологическое образование, профессиональная подготовка

Введение

В изменившихся условиях профессиональной подготовки дефектологов все большее внимание уделяется формированию у будущих специалистов метапредметных компетенций, работающих на перспективу. Они также развивают специфические компетенции, что позволит учителю сочетать индивидуальный и комплексный подходы в конкретной образовательной системе в связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложной дефектной структурой (Денисова, Калиниченко, 2017; Нестик, 2021).

На наш взгляд, необходимо обновить систему профессиональной подготовки дефектологов в соответствии с новыми профессиональными образовательными стандартами. Достижению этой цели могли бы способствовать фундаментальные идеи в образовательном процессе и ведущие концепции ученых общей психологии, педагогики, дефектологии, нейропсихологии, афазиологии (Ardila et al. , 2020; Luria, 2018b).

Имя Лурии (1976) занимает значительное место среди исследователей. Он автор многочисленных работ по мозговой организации речи и афазии. Его произведения публиковались одновременно на русском и английском языках, причем нередко зарубежные издания опережали отечественные.

Несомненный А.Р. Вклад Лурии в теоретические основы мировой и отечественной педагогики и психологии ХХ века общепризнан. Поэтому использование А.Р. Научные труды Лурии соответствуют современным стандартам профессиональной подготовки и способствуют формированию целостной системы педагогических знаний в специальном образовании студентов (Корсакова, Прахт, 2002; Веракса и др., 2019).

Будущий дефектолог станет активным участником воспитательных отношений. Он будет задействован в практической деятельности и продемонстрирует владение конкретными методами и сценариями психолого-педагогического сопровождения взрослых и детей с разнообразными множественными отклонениями в развитии. Ему предстоит проявить себя как исследователь и активно развивать исследовательские направления коррекционно-образовательного процесса. Все это обусловлено преимущественно методической грамотностью и компетентностью специалиста в области восстановления высших психических функций лиц с ограниченными возможностями здоровья (Лурия, 2020б; Цыганок, 2019).; Журавлев, Почебут, 2021).

На эти вопросы обращали внимание различные авторы (Ардила и др., 2020; Денисова, Калиниченко, 2017; Веракса и др., 2019; Журавлев, Почебут, 2021). Отечественные ученые единодушно стоят на теоретических позициях культурно-исторической концепции Л. С. Выготского (Ардила и др., 2020; Денисова, Калиниченко, 2017; Лурия, 1947; Михайлов и др., 2019; Веракса и др., 2019). Согласно ему, только усвоение социального опыта способствует высшим психическим функциям. В связи с этим постулаты А.Р. Теория Лурии о мозговой организации речи и специфическом вкладе различных отделов мозга в речевую систему, способную к пластическим изменениям, имеет важное значение для широкого использования в процессе профессиональной подготовки.

Постановка задачи

Учитывая высокую актуальность и недостаточную разработанность изучаемого вопроса, мы определили основную проблему исследования. Выявить возможности использования теоретических и практических положений теории российского ученого Александра Романовича Лурии в области афазиологии при изучении отдельных дисциплин бакалавриата и магистратуры в области специального (дефектологического) образования.

Исследовательские вопросы

Важнейшим методическим принципом профессиональной подготовки дефектологов является использование классики дефектологической науки. Несмотря на широкое распространение А.Р. Лурии, нет четкого мнения, на какие постулаты опираться и как их функционально использовать в контексте профессионального образования.

В фундаментальных монографиях по мозговой организации речи и афазии А.Р. Лурия проанализировал две области. Они представляют собой развитие и процесс распада локальных поражений головного мозга. Он заявил, что это «исследование осуществило одну из моих прежних целей и открыло новые научные проблемы, такие как афазия и раннее развитие детей, которые заняли центральное место в моей последующей работе» (Лурия, 2001, стр. 13).

Клинический опыт позволил ученым тщательно изучить симптомы трех основных типов афазии, выявленных в 20-30-х годах ХХ века.

В книге «Травматическая афазия», изданной в 1947 г., автор обобщает результаты решения этих проблем. Эта научная работа заставила А.Р. Лурия всемирно известный ученый. Автор по-новому рассмотрел симптомы афазических расстройств, что, несомненно, стало достижением отечественной научной мысли. Психологические и психофизиологические исследования, посвященные патогенезу мозговой деятельности, вошли в несколько основных клинических концепций. Обоснование автором восстановительных терапевтических приемов, сыгравших решающую роль при травматической афазии, способствовало значительному продвижению учения об афазии и внедрению логики в некоторые сложные вопросы афазиологии (Лурия, 1947).

По словам самого Лурии (2019), одним из его выдающихся научных наследий является книга «Потерянный и возвращенный мир», изданная в 1971 году. Не менее А. Р. Известным трудом Лурии является монография «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях головного мозга». Она многократно переиздавалась (1962, 1969, 2018 гг.) и включает результаты изучения факторов, лежащих в основе нарушений функций головного мозга и высших психических процессов. Ряд наблюдений и результатов диагностики помогли А.Р. Луриа определяют пути компенсации высших психических процессов. Он писал, что «очаговое поражение головного мозга, как правило, никогда не сопровождается полной потерей функций, а чаще приводит к его дезорганизации, в результате чего он проявляется лишь в измененном виде» (Лурия, 2018а, с. 29; Панферов, Микляева, 2019).

А.Р. Лурия систематически углублял представление о динамической локализации психических функций головного мозга человека, являющееся основополагающим в обучении дефектологии. Он заявил:

Кора головного мозга не состоит из отдельных «депо» сенсорных и моторных образов, связанных друг с другом ассоциативной связью. Она представляет собой работающую совокупность отдельных систем, каждая из которых представляет собой систему частичной интеграции отдельных сенсорных или моторных процессов. Этот принцип обеспечивает создание тех первичных синтезов, без которых не может быть построена ни фазическая, ни смысловая сторона речевой деятельности. (Лурия, 19 лет47, стр.64)

Термин «динамическая локализация психических функций» означает, что одни и те же отделы центральной нервной системы вступают в динамическое взаимодействие при выполнении психических функций, меняя свое положение и роль. В этом реализуется принцип биологической экономии психической деятельности.

Кроме того, в своей научной работе «Функциональная организация головного мозга» автор провел синдромный анализ системной организации психических процессов, выделил три основных функциональных блока, участие которых необходимо для осуществления любой мыслительной деятельности ( Лурия, 19 лет75; Михайлов и др., 2019).

Еще один выдающийся и известный А. Р. Исследование Лурии, опубликованное в 1973 году, называлось «Основы нейропсихологии». Книга вышла за рубежом под названием «Рабочий мозг: Введение в нейропсихологию». Первое издание книги называлось «Рабочий мозг», или «Активный мозг», но автор изменил название на «Основы нейропсихологии», решив, что оно лучше отражает содержание работы. Книга представляла собой учебный курс, центральное место в котором занимали различные нейропсихологические понятия и термины, накопленные Лурией (2006) в ходе изучения им такой области отечественной науки, как нейропсихология.

Эти факты подчеркивают необходимость профессиональной подготовки дефектологов и более глубокого методологического изучения вопросов мозговой организации сложных форм психической деятельности, обозначенных А.Р. Лурия. В нашей статье мы выдвигаем на первый план мысль о том, что изучение научных концепций А.Р. Лурии в процессе профессионального образования способствует формированию профессионального мышления, методической и дефектологической культуры будущего специалиста.

Цель исследования

Исследование проведено в Благовещенском государственном педагогическом университете, г. Благовещенск, Амурская область. Его целью было выявление методологических приемов и средств использования теоретических и практических положений А.Р. Теория Лурии в афазиологии в профессиональной подготовке дефектологов.

Новизна данной работы представлена ​​значительным томом А.Р. Первоисточники Лурии изучались студентами. Это в значительной степени способствовало углублению знаний студентов по афазиологии и обоснованию методических приемов ведения этой работы.

Методы исследования

Выборку нашего исследования составили

студенты бакалавриата и магистратуры Благовещенского государственного педагогического университета по специальности «Специальное (дефектологическое) образование».

Предметом исследования явилось выявление возможности использования положений теории афазиологии Александра Романовича Лурии в профессиональной подготовке дефектологов.

При проведении исследования использовались как теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и т.п.), так и практические (наблюдение, опрос) методы исследования.

Находки

Определив выборку, мы изучили учебные программы учебных дисциплин направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и определили темы спецкурсов. В ходе эксперимента необходимо было использовать теоретические и практические положения А.Р. Лурии: «Понятие об афазии», «Этиология афазии», «Классификации афазии», «Патогенез и симптомы различных форм афазии», «Восстановительное обучение при различных формах афазии», «Нейролингвистический подход». к проблемам речевых расстройств», «Учение А. Р. Лурии о трех функциональных блоках головного мозга», «Исследование состояния высших психических функций при афазии» и др.

Классификация форм афазии помогает студентам-дефектологам получить базовые знания по афазиологии. Ссылаясь на работу «Травматическая афазия», в которой А. Р. Лурия дает свою классификацию этого расстройства, помогает студентам выявить особенности порока и методы восстановительной терапии. В них рассматриваются авторские принципы, лежащие в основе различных форм афазии, такие как анализ топически ограниченного поражения головного мозга и выявление факторов, лежащих в основе всего комплекса нарушений, протекающих с локальным поражением головного мозга (Лурия, 1947).

Выявление научных подходов и рациональных направлений практической деятельности отражает социально-ориентированную функцию дефектологического образования и формирует мыслительные способности будущих специалистов. Более того, работа с первоисточниками учит студентов самостоятельно приобретать профессиональные знания.

Мы считаем крайне важным мотивировать учащихся к изучению содержания первоисточников. Книга «Основы нейропсихологии» послужила источником для анализа структурно-функциональной модели мозга как субстрата психических процессов. Кроме того, эти материалы позволили детально повторить психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, речь, память и тому подобное (Лурия, 2006).

Следует отметить, что в работе с А.Р. Первоисточники Лурии, мы использовали самые разные приемы и задачи. Зарекомендовали себя логическое моделирование, составление конспекта первоисточника, выделение основных проблем и идей (раздел, глава), вопросы и ответы для проверки понимания, составление карточек для систематизации материала, ознакомление с историей первоисточника и некоторые другие приемы. чтобы быть эффективными, и их стоит практиковать и запоминать. Эти методы и приемы позволяют студентам понять суть своей будущей профессии. Они также могут уточнить требования к деятельности, стимулировать развитие коммуникативных навыков, способствовать самостоятельности и осознанию пространства для будущего профессионального роста.

Проанализировав опыт использования данных методов и приемов в профессиональной подготовке дефектологов, мы пришли к выводу, что их можно отнести к аналитико-смысловой группе. Они не просто зацикливаются на научных идеях и основных положениях. Они помогают понять суть деятельности, построить представление о коррекции и восстановлении высших психических функций людей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, изучение корковых функций головного мозга и вопросов мозговой организации сложных форм психических процессов лиц с ограниченными возможностями здоровья составляет основу теоретических знаний, совместно с методом определения практических мероприятий по восстановительному обучению.

Помимо большого объема научной информации, отражающей работу с терминами, классификациями, научными подходами, А.Р. Работы Лурии содержат уникальный материал о клиническом опыте ученого в годы Великой Отечественной войны. Итак, книга «Затерянный и возвращенный мир» — это история человека, получившего локальные повреждения головного мозга в результате пулевого ранения. Речь идет о раненом лейтенанте в левую теменную область головы. Пуля вошла глубоко в мозг, но не была извлечена (Лурия, 2020а).

Студенты проанализировали клиническую картину нарушений, вызванных пулей, и последствия, связанные с потерей памяти, профессиональных навыков и способности к обучению. «Мир его слов распался, и он стал жить в мире чужих, незнакомых слов, которые было так трудно запомнить и значение которых было так трудно понять» (Лурия, 2019, с. 19).

Изучение таких примеров позволило не только проанализировать нейропсихологические подходы, но и определить целесообразность и эффективность коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми и взрослыми. Это также расширяло мировоззрение и гуманистически ориентировало учащихся в будущей профессии.

Анализ полученных данных обусловил решение выяснить отношение студентов к работе с первоисточниками, например, А.Р. произведения Лурии. С этой целью ежегодно в течение 2013-2020 гг. проводилось анкетирование студентов бакалавриата и магистратуры. Результаты приведены ниже. На вопрос о желании продолжить изучение первоисточников положительно ответили 54% респондентов. Эффективность и результативность этой работы отметили 67% студентов; О желании начать коррекционно-реабилитационную деятельность заявили 78% учащихся. Несмотря на положительные результаты опроса, следует отметить, что в настоящее время большой проблемой является низкий уровень подготовленности абитуриентов, поступающих на дефектологические специальности.

Заключение

Российский нейропсихолог А.Р. Работы Лурии ценны для профессионального образования дефектологов. Принципиальные положения, сформулированные А.Р. Лурия и его последователи являются основными для студентов-дефектологов при изучении афазиологии. К ним относятся учение о трех основных функциональных блоках мозга, необходимых для всякой мыслительной деятельности, и изучение нарушений высших психических процессов при локальных поражениях головного мозга (Лурия, 1975).

В этом исследовании определены наиболее эффективные методы и методики изучения А.Р. произведения Лурии. А именно аналитико-смысловые задания ориентированы на знание теоретико-методологических основ будущей профессиональной деятельности, способов и методов психолого-педагогической коррекции.

При ознакомлении со сложными научными идеями такой подход помогает преодолеть отрыв научного содержания от практической дефектологической реализации. В любом случае текст первоисточника помогает учащимся заметить, проанализировать, дополнить и сопоставить учебный материал с опытом клинического изучения.

Исследование показало, что в процессе подготовки специалистов по дефектологии А.Р. Лурии следует использовать не фрагментарно, а системно для формирования у студентов профессионального мышления, целостного видения сущности коррекционно-педагогической деятельности.

Каталожные номера

  • Ардила А., Ахутина Т. В. и Микадзе Ю. В. (2020). А.Р. Вклад Лурии в изучение мозговой организации языка. Современная Ревматология, 12(1), 4-12.

  • Денисова Р.Р., Калиниченко А.В. (2017) Профессиональная подготовка дефектологов: историко-педагогический аспект. Флинта: Наука.

  • Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. (2002). О принципе динамичности в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения) О принципе динамизма в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения). Вопросы психологии, (4), 96-100.

  • Лурия, А. Р. (2018a). Высшие корковые функции человека. Питер.

  • Лурия, А. Р. (2018b). Лекции по общей психологии. [Лекции по общей психологии]. Питер.

  • Лурия, А. Р. (2006). Основы нейропсихологии. Академия.

  • Лурия, А. Р. (2019). Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). Питер.

  • Лурия, А. Р. (2020a). Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти. Маленькая книга о большой памяти. Питер.

  • Лурия, А. Р. (1947). Травматическая афазия. АМЧ СССР.

  • Лурия, А. Р. (1975). Функциональная организация мозга. Педагогика.

  • Лурия, А. Р. (1976). Рабочий мозг: введение в нейропсихологию. Книги пингвинов.

  • Лурия, А. Р. (2001). Этапы пройденного пути. Научная автобиография Этапы пройденного пути. Научная автобиография. МГУ.

  • Лурия, А. Р. (2020b). Язык и сознание. Питер.

  • Михайлов В.А., Коцюбинская Ю.В. В., Сафонова Н.Ю., Ананьева Н.И., Стулов И.К. (2019). Первичная прогрессирующая афазия. Неврология, Нейропсихиатрия, Психосоматика, 11(1), 4-11.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *