Обучение на дому
В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.
Что такое обучение на дому?
«Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе»
«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…»
Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.
Оформление обучения на дому
Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.
Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.
На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.
Организация обучения на дому
Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:
§ школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
§ оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
§ осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
§ выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.
Образовательная программа обучения на дому включает в себя:
§ индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
§ рабочие программы по общеобразовательным предметам;
§ годовой календарный график;
§ расписание занятий.
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации.
Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.Федеральные документы
Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ “О ратификации Конвенции о правах инвалидов”
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2020 годы”
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Приказы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 г. № 1309 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи”
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 “Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 03.07.2016 №1214 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»
Приказ Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска от 29.
Локальные акты
Положение Об организации индивидуального обучения учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» на дому
Как перевести ребенка на индивидуальное обучение и нужно ли это делать
Спрос на семейное образование с каждым годом растет. О нем задумываются и те родители, у которых дети часто болеют или не могут найти общий язык со сверстниками. А действительно, можно ли забрать ребенка из школы, чтобы учить дома?
Ксения КОНЮХОВА
Журналист КП
Светлана Александрова
Семейный психолог
Все больше родителей недовольны тем, как их детей учат в школах. Точнее, тем, как школа ловко перекладывает обучение на плечи пап и мам: «Мы только задаем направление, а за образование своего ребенка отвечает семья». Невольно думаешь: «А может, ну ее, эту школу? И так сами детей учим, дома хоть нервы двойками трепать не будут…»
Общее образование в России обязательно – но учиться можно и в школе, и дома. Право на это закреплено в статье 63 Федерального закона № 273 «Об образовании»1:
«Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования».
Разберемся в терминах. При семейном образовании всем школьным предметам ученика учат родители – сами или нанимают для этого репетиторов. Обойтись без школы совсем нельзя: ребенок все равно должен быть прикреплен к учебному учреждению и несколько раз в год проходить аттестации по всем предметам. Если итоги контрольных, диктантов и тестов будут печальными, ребенка вернут в школу. А при отказе родителями займутся органы опеки.
Есть и домашнее обучение. Такая форма создана для детей с ограниченными возможностями здоровья. Список диагнозов содержится в приказе Минздрава №436н от 2016 года2. При обучении на дому школа сама приходит к ребенку: педагоги проводят индивидуальные уроки на дому. Родители за такие занятия ничего не платят.
Шаг первый: найти школу
Половина желающих отваливается уже на этом этапе. Ведь чтобы учиться дома, нужно найти хорошую школу – ту, где знают, как вести документооборот для «семейников» и как проводить аттестации (а если школа и так хороша, зачем учиться дома?). Если в школе по месту прописки с «семейниками» не работают, надо поступать в другую, а там свободных мест может и не быть.
Можно обратиться в местный департамент образования, чиновники посоветуют конкретные школы, работающие с «семейниками». Кроме того, для таких родителей проводятся специальные методические курсы.
Это заявление на имя директора школы о переводе ребенка на семейную форму обучения. В ответ вы получаете учебный план по всем предметам, а также календарь аттестаций. Аттестации можно сдавать досрочно: выучить обязательную часть побыстрее и посвятить оставшееся время другим предметам. Но будьте готовы к тому, что в любое время может свалиться городская контрольная или Всероссийская проверочная работа.
Все учебники и методические пособия школа должна предоставить такому ученику бесплатно. Можно пользоваться и всеми другими школьными ресурсами – например, ходить на уроки физкультуры вместе с классом, заниматься в кружках и секциях, посещать разные мероприятия и капустники. Это важно для социализации ребенка, чтобы он учился вести себя в обществе, соблюдать дисциплину и общаться с разными людьми.
По закону родителям положена компенсация от государства за то, что они сами учат своего ребенка. В каждом регионе суммы свои. Увы, на практике добиться этих выплат очень сложно.
К сожалению, самая большая проблема в семейном образовании — сами родители.
— Часто мамы и папы недооценивают сложности, которые связаны с индивидуальным обучением ребенка на дому, — рассказывает семейный психолог Светлана Александрова. — Многие думают, что в школьной программе, особенно в начальных классах, нет ничего трудного. Но надо знать, как преподнести и закрепить материал, чтобы ребенок его понял и умел применять. И если родитель что-то делает не так, то у него, в отличие от учителя, нет завучей и методистов, которые это заметят и исправят. Да и ребенку сложно провести границы: меня ругает учительница, потому что я плохо стараюсь, или мама, потому что она меня больше не любит?
Образование ребенка — полноценная работа. Ее не получится совмещать с вашей основной работой или тратить на это всего 2-3 часа в день. Чтобы провести 4-5 уроков в день, вам нужно будет к ним подготовиться, а это еще примерно 4 часа. Причем зарплату за этот труд вы не получите, а вот основной заработок выпадет из семейного бюджета. Уже к средним классам могут потребоваться репетиторы по отдельным предметам: вряд ли какой-то родитель может совмещать в себе таланты учителя истории, информатики, химии и рисования… А расходы на нанятых преподавателей еще сильнее ударят по кошельку.
✔ Артисты, спортсмены, дети военных – да
Учеба дома может быть неплохим вариантом для детей, которые из-за выступлений вынуждены пропускать занятия. Такое обучение подойдет и детям военных, которые колесят по стране, чтобы не путаться в школьных программах и разнице учебных планов.
✔ Дети с проблемами со здоровьем – с оговорками
Если у ребенка есть возможность более-менее регулярно заниматься с педагогами, лучше организовать домашнее обучение. Даже если его диагноз не попал в утвержденный перечень, можно поговорить с директором школы и обсудить индивидуальную программу: какие уроки вы сможете провести сами, а какие – приходящие учителя. Для каких-то предметов подойдет и обучение онлайн. Это особенно важно в 6-7-х классах и старше, когда начинаются профильные предметы.
✘ Интроверты и замкнутые дети – нет
Если у ребенка нет серьезных проблем со здоровьем, но он замкнут, плохо переносит школьную дисциплину, конфликтует с одноклассниками и учителями, то семейное обучение – лишь побег от проблем. Дома, в семье, ребенок так и не научится выстраивать здоровые отношения с окружающими. Лучше подыскать ему подходящую школу – может быть, не слишком рейтинговую, но зато с теплой атмосферой, где вместо гонки за оценками больше заботятся о состоянии учеников и их психологическом комфорте.
Личный опыт: «Вернула дочек на занятия, и сразу стало легче»
Мы собрали эти истории на сайтах хоумскулинга – так называется движение тех, кто забрал детей из школы (от англ. home – дом и sсhool – школа).
“
С двумя старшими дочками мы учились дома: девочки много читали, ездили в музеи, смотрели образовательные фильмы. Но потом у нас в семье случилось прибавление, и времени на учебу стало совсем мало. К тому же школьная программа заметно усложнилась. Поэтому мы решили вернуть девочек в школу. Старшей к этому моменту исполнилось 13 лет – седьмой класс, физика и химия, и я боялась не справиться. Чтобы вернуться в класс, пришлось сдавать промежуточные экзамены. Если бы девочки все время учились в школе, их результаты могли бы быть лучше: не хватило отработанного алгоритма решения задач. Кроме того, дети теряются на экзаменах из-за незнакомой обстановки и чужих людей. В итоге в хорошую школу мы не прошли и теперь занимаемся в обычной. Но мне стало проще. Я могу быть с дочерьми просто ласковой и заботливой мамой, а не злой училкой, которая заставляет делать уроки.
Юлия
“
Нину мы забрали в семь лет из детского дома. Помимо целой карты медицинских диагнозов, у девочки было серьезное отставание в развитии. О том, что она пойдет в первый класс, не могло быть и речи. За год мы с большим трудом научили ее читать, писать и решать простые примеры. К восьми годам стали подыскивать школу, в которой Нина смогла бы учиться заочно. Главным критерием была простая аттестация, чтобы ничего нас не подгоняло. Такая школа нашлась, и мы получили возможность обучать дочку в комфортном для нее темпе. Нина проучилась уже три класса и перешла в четвертый. Ей сложно, школьную программу она едва тянет, но регулярные занятия не проходят даром. Пусть медленно и с нашей помощью, но Нина осваивает все что нужно.
Олеся
Источники
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 года №436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому». https://docs.cntd.ru/document/420366187
Законы о домашнем обучении в зависимости от штата
Найдите свой штат Закон о домашнем обучении
Выберите свой штат или территорию, чтобы получить подробную информацию о том, как выйти из государственной школы, требованиях к домашнему обучению, включая тестирование и обязательные предметы, а также ресурсы и многое другое.
Выберите штат или нажмите на карту ниже.
FIND MY STATEAlabamaAlaskaAmerican SamoaArizonaArkansasCaliforniaColoradoConnecticutDelawareDistrict Of ColumbiaFloridaGeorgiaGuamHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew HampshireNew JerseyNew MexicoNew YorkNorth CarolinaNorth DakotaNorthern Mariana IslandsOhioOklahomaOregonPennsylvaniaPuerto RicoRhode IslandSouth CarolinaSouth DakotaTennesseeTexasUtahVermontVirgin IslandsVirginiaWashingtonWest VirginiaWisconsinWyoming
Нет уведомления , Низкий , регламент Низкий , регламент Умеренный , регламент Высокий , регламент
Часто задаваемые вопросы
Закон какого штата о домашнем обучении следует соблюдать?
Вы должны соблюдать законы штата, в котором вы физически находитесь.
Почему? Когда вы физически присутствуете в штате, даже временно, вы подчиняетесь законам этого штата — и часто юрисдикции его судов. Таким образом, от вас может потребоваться соблюдение закона о домашнем обучении в этом штате. Это правда даже если ваше законное место жительства находится в другом штате, и вы живете в другом месте только временно (например, если вы являетесь активным военнослужащим, выполняющим временное задание).
Будете ли вы жить в другом штате дольше месяца, пока в государственных школах этого штата идут занятия? HSLDA обычно рекомендует вам соблюдать требования домашнего обучения в этом штате. Эта общая рекомендация применима, даже если вы и/или ваш супруг платит налоги, владеет собственностью и/или работает в другом штате.
Если вы являетесь участником HSLDA, свяжитесь с нашим юридическим отделом для получения конкретной консультации о том, как законы штата об обучении на дому применяются в вашей конкретной ситуации.
Могу ли я на законных основаниях обучать своего ребенка с особыми потребностями на дому?
Да. И это может быть отличным вариантом! Независимо от того, является ли ваш ребенок физически или умственно отсталым, или у него есть определенная неспособность к обучению или блокировка обучения, домашнее обучение может быть лучшим вариантом, чтобы помочь ему добиться успеха в учебе. У вас может не быть специального образования эксперт, но вы эксперт по вашему ребенку. Вы можете найти требования вашего штата к домашнему обучению здесь. А также у вас есть много полезных ресурсов для особых потребностей и поддержки от образовательных консультантов HSLDA.
Могут ли граждане США, проживающие в другой стране, обучаться на дому?
Ответ зависит от законов этой страны, поскольку законы страны об образовании применяются ко всем проживающим там детям, независимо от того, являются ли они гражданами. Для начала свяжитесь с командой HSLDA Global Outreach, написав нам по электронной почте
Всегда связывайтесь с HSLDA, прежде чем говорить с официальными лицами любой другой страны о домашнем обучении.
Семьи военнослужащих, дислоцированные в иностранная страна, с которой Соединенные Штаты заключили договор (например, НАТО или Организация Североатлантического договора), может иметь иную правовую защиту, чем доступная для гражданских лиц или подрядчиков. Опять же, свяжитесь с HSLDA для консультации в этой или любой другой ситуации, связанной с домашним обучением за границей.
Что означают цвета карты домашнего обучения?
в Колорадо | CDE
Вы здесь
Главная
Начало работы с домашней школой
Письмо о намерениях в домашнюю школу
В соответствии с законодательством штата Колорадо родители, желающие начать домашнее обучение, должны предоставить письменное уведомление о создании программы домашнего обучения за 14 дней до начала домашнего обучения. школьная программа в школьном округе Колорадо. В письменном уведомлении должны быть указаны имя, возраст, место жительства и количество часов посещения для каждого ребенка, который будет участвовать в программе домашнего обучения. Письменное уведомление необходимо повторно представлять в школьный округ Колорадо каждый год.
Предметы для обучения
Закон штата Колорадо гласит, что программы домашнего обучения должны включать, помимо прочего, такие предметы, как чтение, письмо и разговорная речь, математика, история, обществоведение, литература, естественные науки, а также регулярные курсы указание в Конституции Соединенных Штатов. Выбор учебного плана остается на усмотрение родителя, курирующего программу домашнего обучения. Штат не может дать каких-либо указаний в этой области и рекомендует обращаться в округ, получивший письменное уведомление, если возникнут дополнительные вопросы.
Требования к посещаемости
Программы домашнего обучения должны предусматривать не менее 172 учебных дней, в среднем 4 контактных часа в день.
Ведение записей
Записи по каждому ребенку, участвующему в программе домашнего обучения, должны постоянно вестись родителем, курирующим программу домашнего обучения. Записи должны включать, помимо прочего, посещаемость, результаты анализов и оценок, а также записи о прививках в соответствии с требованиями разделов CRS 25-4-901, 25-4-9.02 и 25-4-903. Записи должны быть подготовлены и предоставлены школьному округу, получившему письменное уведомление, а не штату Колорадо, по запросу школьного округа. Школьные округа не могут запрашивать документы без веской причины и должны направить письменное уведомление за четырнадцать дней. CRS 22-33-104.5 (3)(g): «Такие записи должны быть представлены школьному округу, получившему уведомление, требуемое параграфом (e) этого подраздела (3), после письменного уведомления за четырнадцать дней, если руководитель указанного у школьного округа есть достаточные основания полагать, что указанная программа не соответствует руководящим принципам, установленным в этом подразделе (3)».
Оценка/Оценка
Учащиеся, участвующие в программе домашнего обучения, должны пройти оценку академической успеваемости в 3, 5, 7, 9 и 11 классах. C.R.S. 22-33-104.5(3)(f), может быть выбран родителем для оценки успеваемости учащегося. Результаты оценки, проведенной оценщиком или квалифицированным лицом, должны быть представлены соответствующей организации, как указано в 22-33-104.5 (3)(f), C.R.S. Государство не может дать указаний относительно оценок или оценки. Пожалуйста, свяжитесь с местным школьным округом для получения информации о ресурсах или конкретных сроках подачи результатов оценки.
- Согласно CRS 22-33-104.5 (3)(f), результаты тестирования или оценки «должны быть представлены в школьный округ, который получил уведомление, требуемое параграфом (e) этого подраздела (3), или в независимый или приходская школа в штате Колорадо».
- Закон не устанавливает конкретных сроков, но оставляет определение того, когда ребенок достигнет класса, на усмотрение родителей.