Дистанционное обучение психотерапевтов – переподготовка и курсы по профессии
О Международной АкадемииЭкспертизы и Оценки
ЧУ «ООДПО «Международная Академия Экспертизы и Оценки» осуществляет подготовку психотерапевтов.
А также по 350 другим направлениям в дистанционном формате по всей России.
Лицензия на образовательную деятельность № 1420 от 21.04.2014.
Академия основана в 2013 году и благодаря доступным ценам и высокому качеству обучения быстро стала
организацией федерального масштаба. У нас успешно прошли обучение более 10 056 человек из всех 85
субъектов Российской Федерации. По данным Интерпрофстата, в 2018 г. мы вошли в 100 лучших
образовательных учреждений России. По данным Росстата, в рамках аудита социально-экономического
проекта «Элита Нации», заняли 34 место среди 700 предприятий России по ОКВЭД «Образование
профессиональное дополнительное».
Деятельность академии носит международный характер. Среди наших выпускников представители
Германии, Болгарии, Франции, Израиля, Азербайджана, Казахстана, Республики Беларусь, Армении и др.
Наша миссия: сделать качественное дополнительное профессиональное образование максимально
доступным.
МАЭО входит в группу компаний, к которой также относятся:
УМЦ «Интеллект» Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
(umcin.ru), который осуществляет подготовку экспертов-оценщиков на базе государственного ВУЗа:
Более 1300 оценщиков выпущено;
17 лет опыта обучения оценщиков.
всех видов имущества по всей России. А так же сертификацией персонала по профстандартам: С 1998 года на рынке; Лауреат XXVIII премии «Элита национальной экономики 2013». Медаль «За развитие
предпринимательства»; Член Международной Палаты Оценщиков, Гильдии Профессиональных Экспертов и Оценщиков,
ОПОРЫ России, Торгово-промышленной палаты Саратовской области; Собственные разработки в области экономического и социального развития, получившие
положительный отзыв в Экономическом управлении Президента Российской Федерации,
Минэкономразвития России и Рабочем центре экономических реформ при Правительстве
АНО «Профессиональный стандарт» (профессиональный-стандарт.рф, классификация-гостиницы.рф),
который осуществляет обучение рабочих и служащих. А так же оказывает услуги по классификации
гостиниц и иных средств размещения, пляжей и горнолыжных трасс.
Проходя обучение у нас, вы можете быть уверены, что обратились в крупную серьезную
организацию,
которая существует уже не первый десяток лет и обеспечивает наилучшее
качество образовательных
услуг.
xn--80ajic1aeegfm5a1k.xn--80axh3d.xn--p1ai
Обучение психотерапии | Институт повышения квалификации и переподготовки международной академии психологических наук
16th Май , 2017Обычным обывателем психотерапия часто не воспринимается всерьёз. Многие считают, что для оказания психологической помощи людям совсем не нужно обучаться много лет и получать диплом.
Обучение психотерапии – это не только и не столько получение профильного высшего образования и диплома. Нет, конечно, диплом нужен. И высшее образование тоже. Но есть большие минусы обучения в высшей школе. Давайте разбираться, стоит ли поступать в ВУЗ и тратить своё время на получение высшего психологического образования.
Как обучают психотерапии в высших учебных заведениях
Получая профессию, любой студент думает о том, как добиться успеха в жизни. Однако? стоит понимать, что достигнуть отличных результатов можно лишь при условии, что ты знаешь и умеешь гораздо больше, чем конкуренты.
Какой бы сферы мы ни коснулись, везде конкуренция достаточно высока. Именно поэтому понимающие люди стремятся к постоянному росту и обучению, не останавливаясь на достигнутом. В особенности касается это медицины и около медицинских направлений деятельности. Не исключение и обучение психотерапии.
Ситуация такова, что современное высшее образование имеет больше недостатков, чем преимуществ.
Причин для недоверия высшей школе в России достаточно. На современном этапе состояние образования в стране оставляет желать лучшего. Это признают даже сами педагоги ВУЗов. Однако стоит понимать, что заниматься легально психотерапией не имея на руках диплома о высшем образовании нельзя. Касается это не только нашей страны.
Сегодня конкуренция на рынке психологических услуг достаточно высока, как и практически во всех сферах деятельности. Успеха в таких условиях достигают лишь единицы. И не всегда это самые лучшие специалисты.
Успешность во многом зависит от того, можешь ли ты предложить своему клиенту то, чего нет у конкурентов. Эксклюзив ценится на любом рынке достаточно высоко. Если же говорить конкретно о психотерапии, то чем большими знаниями обладает специалист, чем больше методик оказания помощи в его копилке – тем более востребован он будет.
К сожалению, реальность такова, что высшие учебные заведения не имеют возможности выпускать «эксклюзивных» учеников. Большинство программ безнадежно устарели и ориентированы скорее на прошлое психотерапии, чем на её будущее.
ВУЗ – отличное место для получения основательной базы, закладки крепкого фундамента, но не более.
Самый значительный недостаток высшей школы России – ориентирование на прошлое.
Обучаться и получать актуальные знания в области психотерапии в ВУЗах не реально. Как правило, там дается общая теория и какие-то практические выкладки, полученные много лет назад.
В отечественных ВУЗах мало преподавателей, имеющих реальный практический опыт.
Хотите получить актуальные знания и стать востребованным специалистом – уже на этапе получения высшего образования необходимо найти дополнительные источники информации, желательно с практической направленностью.
Стоит ли доверять своё будущее людям, которые в большинстве случаев не имеют никакой практики в тех сферах, о которых рассказывают студентам. Это действительно так: не всегда ВУЗ комплектован кадрами, имеющими опыт практической деятельности.
Профессионал с опытом работы редко согласится на мизерную зарплату, которую ему может предложить ВУЗ. А теперь задумайтесь: может ли студент получить качественные знания от такого преподавателя?
Многие студенты уже на этапе обучения понимают, что знаний, даваемых в стенах образовательного учреждения не достаточно для успешной практики, так как они давно не актуальны. А говорить о практической подготовке и не приходится. Все мы прекрасно знаем, как проходят практику в учебных заведениях.
Однако, есть исключения, где преподаватели вкладывают душу и стараются дать учащимся действительно актуальные данные, подготовить их к самостоятельному «плаванию».
Но даже при том условии, что Вам посчастливится стать студентом такого ВУЗа, Вы всё равно должны быть готовы к постоянному самообучению, иначе никогда не станете конкурентоспособным специалистом.
Выпускники, не готовые обучаться и получать дополнительные знания, быстро становятся не востребованы, оказываясь «за бортом».
Основная задача современного студента – быть готовым к самостоятельному поиску нужной и актуальной информации. Получив только базовые знания, Вы должны быть готовым к тому, что «стены» придется возводить самостоятельно.
Обучение психотерапии после ВУЗа
Зачастую, выпускники в этой области выпускаются из ВУЗа с уже устаревшей теоретической и непригодной практической подготовкой.
Но даже если этого не происходит – специалист в области психотерапии должен постоянно продолжать учиться, чтобы оставаться востребованным профессионалом. Иначе его услуги очень быстро обесценятся, а сам он лишится востребованности в принципе.
Именно для этого и необходимы курсы, семинары и тренинги, именно для того чтобы обучение психотерапии происходило быстро, информация усваивалась легко и была готова к практическому применению.
Самостоятельно отслеживать изменения в этой области также возможно – однако это потребует значительных усилий, труда и времени.
Дело в том, что психотерапия и психология – области, которые изменяются динамично и практически постоянно. И огромный массив информации необходимо отфильтровать, структурировать и отследить, затем выделить в нём необходимое и усвоить это, встроив в собственную теоретическую и понятийную базу знаний. Если этого не делать, то и смысла обрабатывать информацию нет практически никакого.
Именно поэтому, для повышения квалификации психологов и обучения психотерапевтов, в нашем институте постоянно проводятся семинары и обучающие программы, которые позволяют существенно повысить уровень учащихся в достаточно короткие сроки.
Пример видео с одного из таких семинаров Вы найдете ниже
Повышение квалификации психологов
Сегодня найти хорошего специалиста, который поможет Вам стать востребованным в выбранном направлении достаточно сложно. Вы можете найти огромное количество семинаров и тренингов, многие из которых даже не будут Вам ничего стоить.
Однако, где гарантия того, что даваемые знания актуальны и вообще правдивы. Часто семинары проводят люди, знакомые с психотерапией лишь по учебникам. Как не стать жертвой аферистов в таком случае?
- В поисках информации не обращайтесь к непроверенным источникам. Идеальный вариант – специализированные учреждения дополнительного образования. Обязательно поинтересуйтесь лицензией и направлениями подготовки, требованиями к слушателям и гарантиями.
- Направляясь на организованный в непонятном месте тренинг или семинар, обязательно узнайте название компании, которая его проводит, квалификацией специалиста.
Рынок образовательных услуг за пределами государственных учреждений сегодня очень разнообразен. Именно поэтому мы предлагаем уникальные авторские программы, а занятия проводят опытные профессионалы. Именно поэтому наши выпускники всегда становятся востребованными специалистами – практиками.
Особенности обучения психотерапии и специализированные программы в институте ПКиП МАПН
В сотрудничестве с нами Вы сможете получать информацию в готовом к усвоению виде. Мы тщательно составляем программы курсов, выделяем наиболее важные моменты.
С нами вы будете приобретать самые актуальные сведения о методиках, теории и практике в этой области. К тому же информация подаётся в форме, которая наиболее просто способствует её усвоению и встраиванию в понятийный ряд, после чего вы сможете сразу же использовать полученные знания на практике.
На семинарах нашего института ведущие российские психотерапевты делятся с учениками своими уникальными знаниями и наработками, которые часто не имеют аналогов.
За годы существования нашего учебного заведения сотни студентов прошли обучение различным методикам арт терапии и научились эффективно их применять в работе с клиентами, имеющими различную психологическую проблематику. Наши обучающие программы, такие как «Избранные техники арт-терапии«, известны и популярны не только в России, но и за рубежом.
Техники арт-терапии практически не имеют ограничений по применению и могут использоваться в работе как с детьми, так и с взрослыми. На такие семинары и программы многие студенты записываются не только в терапевтических, но и развивающих целях.
Так например, программа «Психотерапия психосоматических расстройств» дает актуальные техники и подходы в психосоматике, которые помогают облегчить страдания психосоматических пациентов. Рассматриваются механизмы преодоления синдрома профессионального выгорания, часто встречающегося при тяжелых соматических заболеваниях и у онкологических больных.
Учащиеся получают не только теоретические знания, но и практические навыки системной терапевтической работы с человеческим организмом на различных уровнях.
Большой популярностью пользуется семинар «Возможности использование карт Таро в психотерапевтическом процессе», который ведет один из самых известных в России экспертов в области обучения психотерапии Колошина Т.Ю.
На нем рассматриваются аспекты использования карт Таро в качестве терапевтических техник в терапии кризисных состояний. Рассматриваются различные жизненные ситуации, такие как: возрастные кризисы, потеря близких, тяжелый посттравматический синдром, работа с инвалидами и другие переломные ситуации в человеческой жизни, требующие терапевтического вмешательства.
Ученики узнают смысл и символику карт Торо, получают навыки использования карт в работе с клиентами (работа со снами, работа с кризисными состояниями).
Программы повышения квалификации для психологов
Наши программы – это реальная возможность получить максимум знаний за минимум времени, причём знаний «готовых к употреблению». Вам не потребуется много времени на то, чтобы «утрамбовать» их в голове и уложить их для дальнейшего использования в свою понятийную систему.
Если вам необходимо восполнить пробелы в знаниях, если вы хотите получить доступ к современным актуальным методикам, если вы хотите отточить практику – наш институт ПКиП МАПН подойдёт вам как нельзя лучше. Обращайтесь к нам, растите как специалист и открывайте для себя новые горизонты, которые ведут к успеху!
Не хотите спада своей востребованности – рецепт достаточно прост: не останавливайтесь. Вам в помощь огромное количество обучающих семинаров, курсов, тренингов, которые можно пройти и в онлайн режиме, в любое удобное время и в удобном месте.
Основное требование – убедитесь в том, что информация с семинаров и тренингов пригодна для дальнейшего использования, а так же усваивается быстро и без особых проблем.
Повышение квалификации психологов – обширная отрасль, выбор образовательных учреждений в которой так же огромен. Мы предлагаем своим ученикам самые актуальные знания и хорошую практику для успешного старта, дальнейшего роста и развития.
Ознакомьтесь с предлагаемыми нами образовательными программами и выберите среди них ту, которая подходит именно Вам. Мы гарантируем, что Вы останетесь довольны результатами обучения.
psy-metod.ru
Ловушки обучения психотерапевта. Полночные размышления семейного терапевта
Ловушки обучения психотерапевта
Проблемы обучения психотерапевта многогранны. Когда человек начинает обучаться, ему говорят, что его личность — инструмент профессии. А потом, не разграничивая эти совершенно разные понятия, обучают роли психотерапевта. (Я называю ее ролью «приемного родителя», поскольку она временна, искусственна, функциональна и содержит в себе подражание ролям кормящей матери и делового отца.) Обучающийся в процессе супервизорства, когда его наставляют, исправляют и направляют в психотерапевтической работе, человек попадает в ситуацию, благоприятную для развития переноса. Супервизор для него — воплощение матери, отца и многих других людей, встречавшихся в школе или среди соседей. Таким образом, на его общение с супервизором влияет власть, подталкивающая к регрессу, к более зависимому и детскому поведению. Перенос дает ощущение безопасности и заставляет подлизываться к своему супервизору.
В то же время супервизор (даже самый опытный) как бы вспоминает свое прошлое, когда он сам искал понимания, совершенства и той защищенности и силы, которые помогли бы ему эффективнее исполнять роль психотерапевта. В той или иной степени у него возникает соперенос, который может сделать супервизора более мягким, похожим на ребенка, неавторитарным, в меньшей степени поддерживающим, ушедшим в процесс сопереноса.
Вдобавок ко всем этим внутренним и межличностным сложностям, на учебную ситуацию накладывается контекст. Контекст обучения, как правило, групповой. Супервизор находится за односторонним прозрачным зеркалом с группой учащихся, наблюдающих за работой одного из них с пациентом, парой или семьей. Происходит процесс не только наблюдения, но и метаобщения между супервизором и остальными наблюдателями. Тогда мышление супервизора неизбежно раздваивается, поскольку, наблюдая за психотерапией, он размышляет о своих комментариях. В дополнение ко всему этому хаосу, учащиеся стараются лучше понять происходящее и повысить свой статус. Они усложняют общение, задавая вопросы или комментируя происходящее в своих попытках походить на супервизора. В процессе обучения супервизор больше склонен поддерживать, тормозить или направлять процесс, происходящий между учеником и пациентом. Это означает, что иерархические отношения и контекст обучающей ситуации вредят аутентичности будущего психотерапевта.
Можно, воспользовавшись метафорой, сказать, что в ситуации терапии присутствует ребенок (будь то действительно ребенок, взрослый пациент, пара или семья), человек, свободный от роли. Он пытается стать в большей мере самим собой, переживая динамические мучительные и незавершенные события своей жизни. Поскольку все это происходит в искусственной ситуации в присутствии ненастоящего приемного родителя — психотерапевта, возникают тени подозрения, нерешительности, иногда даже паники по поводу того, что всплывает из глубин его психики.
Пытающийся справиться с ролью приемного родителя будущий психотерапевт испытывает трудности, похожие на трудности молодой матери или отца — неуверенность, неопытность, сомнение, боязнь критики, поиск помощи и оценки; и эхом отзываются проблемы его личной жизни (беспокойство о взаимоотношениях в своем реальном мире, тревоги о прошлом и будущем по ту сторону психотерапевтической сцены).
А из-за зеркала за ними наблюдает третье поколение — «дедушки», ответственные за обучение «родителей» обращению с «детьми» (семьей или пациентом). Метафора «ребенок, родитель и дедушка» ясно показывает, что супервизорство не только загружено переносом, но также учит будущего терапевта не доверять себе. Он должен вместо этого ждать подробных указаний (потому что «мама знает лучше»), но, что бы он ни делал, слышит одни назидания, критику и укрепляется в чувстве собственной неумелости.
Если супервизорство перенести легко, роль терапевта как родителя становится более четкой и реальной, роль дедушки-супервизора легче, контекст — теплее и безопаснее. Но остается огромная проблема: как учащемуся отделить ролевой тренинг от своей личности? Для постепенного разрешения этой проблемы важно, чтобы супервизор осознавал, что он — личность, и умел бы и хотел отделять профессиональную роль от реальности своего «Я». Важно также умение супервизора ограничить себя, чтобы перенос оставался в разумных пределах, иначе невроз переноса может исказить личность будущего психотерапевта.
Для частичного решения этой шахматной задачки: 1) обучающийся терапевт сам проходит психотерапию, лучше со своей семьей — со своими родителями и со своей нуклеарной семьей, чтобы перенос был направлен на кого-то еще, кроме играющего роль супервизора; 2) надо развить отношения на равных в команде с кем-то из других учеников, чтобы не было соблазна пребывать в неврозе переноса после окончания супервизорства; 3) стоит практиковать ко-терапию, тогда человек изучает роль приемного родителя, по крайней мере в составе родительской команды. Он волен двигаться в своей терапевтической роли, поскольку со своим партнером они используют роль приемного родителя по очереди. Тогда их команда обладает своими собственными структурами власти, безопасностью и отделена от супервизора. Вдвоем они могут оценить свой опыт совместной терапии.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Курс “ПСИХОТЕРАПИЯ”
Отправьте заявку на обучение прямо сейчас и получите совершенно бесплатно доступ к первому уроку, где мы расскажем Вам о 15 психологических приемах, которые помогут Вам в профессиональном и личном общении!
Институт психологии и личности при Бизнес Академии МБА СИТИ приглашает Вас пройти курс дистанционного обучения психотерапии в Москве по программе “Психотерапия”.
С прохождением заочного обучения прикладной психологии Вам предстоит стать профессиональным психологом и высоко ценным специалистом. На курсах повышения квалификации для психологов дистанционно вы познакомитесь с психоаналитической психотерапией и процессом становления личности. Узнаете, какую роль психотерапия играет в межличностном общении, семейных отношения, образовании и в чем заключается концепция удовлетворения в психологической теории.
На дистанционных курсах повышения квалификации для психологов в Москве вы сможете получить качественное образование в области психологии и вы также освоите и сможете использовать на практике такие важные аспекты работы как общая теория неврозов, процесс развития психозов, методы буддизма, веданты, йоги и даосизма.
Разработанная высококвалифицированными специалистами программа курсов практической психологии онлайн создана для тех, кто хочет получить навык высокопрофессиональной работы в сфере психологии. Профессиональное заочное обучение поведенческой психотерапии на полном курсе для практикующего психолога станет для Вас важным этапом, полезным для личностного роста и стремительного продвижения по карьерной лестнице. Достигайте новых вершин благодаря ценным знаниям!
Стараясь сделать ваше обучение как можно более удобным, быстрым и эффективным, Институт психологии и личности создал для курса “Психотерапия” дистанционный формат обучения. Ведущее и наиболее популярное на сегодняшний день, дистанционное обучение психотерапии в Москве предусматривает Ваше полное участие в процессе. После оплаты через личный кабинет на сайте Вам предоставляется доступ ко всем заданиям и урокам курса психологов практиков в Институте психологии и личности при Бизнес Академии МБА СИТИ, а осваивать программу можно будет в удобном темпе и графике.В ходе изучения уроков на кратком курсе психотерапии для психологов специалисты Института психологии и личности Бизнес Академии МБА СИТИ при необходимости Вам будут оказывать профессиональную и высококвалифицированную поддержку, и с удовольствием ответят на все возникшие в процессе учёбы вопросы.
Успешное прохождение обучения на базовом курсе “Психотерапия” даст Вам возможность заниматься психологической практикой и научитесь профессионально консультировать пациентов. Это ваша возможность стать действительно востребованным специалистом.Ваше решение пройти курсы повышения квалификации по психологии и получить образование в востребованной в наше время сфере психологии, улучшить свои знания и навыки и освоить интересную профессию – это ваш шанс расширить свои возможности для профессионального роста и увеличения дохода. Уже после первого занятия Вы сможете применять приёмы психологического консультирования на практике, а ваш профессиональный доход вырастет многократно! Пройти программу обучения “Психотерапия” значит стать востребованным и дипломированным специалистом в сфере психологии.
Онлайн обучение на дистанционном курсе повышения квалификации по психологии в Бизнес Академии МБА СИТИ гарантирует получение государственного диплома с международным приложением о прохождении курса “Психотерапия”, и данный документ станет существенным плюсом к Вашему резюме и отличным подтверждением полученных профессиональных знаний.
Лицензия на образовательную деятельность №038379
Программа курса обучения “ПСИХОТЕРАПИЯ”
1. Теория касательно оказания помощи в росте личности1.1 Основная гипотеза касательно помощи в росте личности
1.2 Мотивирование к изменениям и результаты
1.3 Общая гипотеза о человеческих взаимоотношениях
1.4 Признаки помогающего поведения
1.5 Понятие «искусственных» отношений
1.6 Объективный взгляд на психотерапию
1.7 Процесс изменения в результате психотерапии
1.8 Субъективный взгляд
2. Процесс становления личности
2.1 Направления работы психотерапевта
2.2 Осознанный подход к переживаниям
2.3 Суть положительного отношения к себе
2.4 Положительная сторона личности человека
2.5 Проникновение в глубинно эмоциональное
2.6 Что подразумевает процесс становления личностью?
2.7 Особенность переживания чувств
2.8 Быть открытым себе и опыту
2.9 Доверять своему организму и понятие внутреннего локуса
3. Психотерапия как процесс
3.1 Условия протекания процесса
3.2 Стадии процесса психотерапии
3.3 Континуум процесса психотерапии
4. Построение философии человека
4.1 Выбор направления клиентами
4.2 Отказ от соответствия ожиданиям других
4.3 Контроль над своей жизнью и поведением
4.4 Быть открытым опыту и верить в себя
4.5 Что значит «полноценно функционирующий человек»?
4.6 Необходимость доверия к природе человека
5. Постижение фактов
5.1 Опыт и психотерапия
5.2 Взгляд науки на психотерапию
5.3 Изменение точки зрения на науку
5.4 Проведение сверки с реальностью
5.5 Научные данные
6. Изменение личности в процессе психотерапии
6.1 Критерии исследования изменений личности
6.2 Суть и задача исследования
6.3 Способы измерения изменений в восприятии себя
6.4 Соотношение между «Я-концепцией» клиента и диагноста
7. Психотерапия, центрированная на клиенте
7.1 Место оценки
7.2 Психотерапия и непроизвольные функции
7.3 Различные методы и реакция клиента на них
7.4 Анализ «Я-концепции»
8. Роль психотерапии в образовании
8.1 Психотерапия и приобретение знаний
8.2 Роль психотерапии для образовательного процесса
8.3 Суть обучения, центрированного на учащемся
8.4 Понятие недирективного обучения
8.5 Способы поощрения мышления
9. Роль психотерапии в семейной жизни
9.1 Способность открыто выражать чувства
9.2 Прочные отношения на базе чувств
9.3 Процесс двухсторонней коммуникации
10. Роль психотерапии в межличностном общении
10.1 Суть нарушения межличностного и межгруппового общения
10.2 Изучение понимания в больших группах
10.3 Что такое конгруэнтность
10.4 Роль конгруэнтности в общении между между людьми
11. Психология творческого процесса
11.1 Социальная потребность и творчество
11.2 Мотивы творческого процесса
11.3 Внутренние условия для творчества
12. Введение в теорию мотивации
12.1 Анализ индивидуума как интегрированного целого
12.2 Понятие мотивационных состояний
12.3 Соотношение мотиваций
12.4 Виды мотивов
12.5 Понятие немотивированного поведения
12.6 Условия и влияние реальности
13. Теория мотивации
13.1 Виды базовых физиологических потребностей
13.2 Суть потребности в безопасности
13.3 Суть потребности в любви
13.4 Суть потребности в познании и понимании
13.5 Суть эстетических потребностей
13.6 Жесткость иерархической структуры
13.7 Измерение удовлетворенности
13.8 Понятие множественной детерминации поведения
13.9 Особенность функциональной автономии
14. Концепция удовлетворения потребностей
14.1 Последствия удовлетворения любой потребности
14.2 Последствия удовлетворения базовых потребностей
14.3 Процесс формирования характера
14.4 Суть здорового удовлетворения
14.5 Опасности, связанные с удовлетворением
14.6 Особенности базового удовлетворения
15. Теория инстинктов и потребности
15.1 Положения теории инстинктов
15.2 Недостатки теории инстинктов
15.3 Теория инстинктоидности базовых потребностей
15.4 Различия высших и низших потребностей
16. Теория психопатогенеза
16.1 Суть депривации, фрустрации и угрозы
16.2 Связь конфликта и угрозы
16.3 Происхождение угрозы
16.4 Сущность самоактуализации
17. Понятие деструктивного поведения
17.1 Знания из этологии
17.2 Знания из детской психологии
17.3 Антропологические исследования
17.4 Происхождение деструктивного поведения
17.5 Клинический опыт и деструктивное поведение
17.6 Исследования в эндокринологии, генетике и других науках
18. Анализ психологического здоровья
18.1 Методика отбора испытуемых
18.2 Особенности восприятия реальности
18.3 Суть потребности в уединении
18.4 Самостоятельность в психологическом здоровье
18.5 Здоровые переживания
18.6 Межличностные отношения и психологическое здоровье
18.7 Необходимость отличать средство от цели
18.8 Развитое чувство юмора
18.9 Влияние культуры
18.10 Влияние ценностей
18.11 Необходимость преодоления дихотомий
19. Любовь самоактуализированных людей
19.1 Проявление самоактуализация в любви
19.2 Суть заботы и ответственности
19.3 Уважение к индивидуальности партнера
19.4 Понятие любви как высшего переживания
20. Роль психотерапии в хороших отношениях между людьми
20.1 Роль психотерапии для здоровья и мотивации
20.2 Личностный рост в процессе психотерапии
20.3 Сущность взаимоотношений между людьми
20.4 Место психотерапии в обществе
20.5 Значение знания и навыка в психотерапии
20.6 Суть групповой психотерапии
20.7 Понятие аутотерапии
21. Понятие нормы
21.1 Что такое норма
21.2 История представлений о природе человека
21.3 Внутренняя человеческая природа
21.4 Представление о психологической утопии
21.5 Истоки нормы, среда и личность
22. Психология ошибок З.Фрейда
22.1 Введение в теорию психоанализа
22.2 Особенности психоанализа
22.3 Суть ошибочных действий и побочных явлений
22.4 Трактовка ошибочных действий
22.5 Критика психоанализа
22.6 Анализ ошибочных действий как психических актов
22.7 Анализ намерений, описок и очиток
22.8 Особенность забывания намерений
22.9 Связь ошибок и желаний
23. Сновидения в психологии
23.1 Понимание сновидений
23.2 Общие характеристики сновидений
23.3 Разница в сновидениях
23.4 Способ толкования сновидений
23.5 Прием первой мысли
23.6 Суть свободно возникающих мыслей
23.7 Связь сновидения и скрытых мыслей
23.8 Явные и скрытые структуры сновидения
23.9 Отличие детских сновидений
23.10 Различия неискаженных и искаженных сновидений
24. Символы сновидений
24.1 Понятие цензуры сновидения
24.2 Распространенные символы сновидения
24.3 Символы сновидений с сексуальным контекстом
24.4 Происхождение символических трактовок
24.5 Как работают сновидения
24.6 Как мысли превращаются в образы
24.7 Важность явного сновидения
24.8 Проведение анализа сновидений
24.9 Критика анализа сновидений
25. Связь психоанализа и психиатрии
25.1 Психоаналитический взгляд на невротические явления
25.2 Разбор симптоматического действия
25.3 Суть психоанализа болезни
25.4 Понимание смысла симптомов
25.5 Примеры проведения анализа навязчивых симптомов
25.6 Различные невротические симптомы и отражение на переживаниях
25.7 Анализ фиксации на травме, роль бессознательного
25.8 Происхождение и задача симптома
26. Общая теория неврозов
26.1 Сущность сопротивления и вытеснения
26.2 Процесс развития либидо
26.3 Суть Эдипова комплекса
26.4 Понимание процессов развития и регрессии
26.5 Этиология неврозов
26.6 Проблема конфликта желаний
26.7 Способы образования симптомов
26.8 Назначение и происхождение фантазий
26.9 Понятие нервозности и невроза
26.10 Сущность невротического страха
26.11 Природа боязливости детей
26.12 Связь либидо, нарциссизма и эгоизма
26.13 Природа нарцисстических неврозов
26.14 Представление психоаналитической терапии
26.15 Вопрос интереса пациента к личности врача
26.16 Процесс выздоровления
26.17 Приемы прямого внушения
26.18 Особенности аналитической терапии
26.19 Недостатки психоаналитической терапии
27. Экзистенциально-феноменологические основания в психологии
27.1 Экзистенциально-феноменологические основания личности
27.2 Разное отношение к пациенту
27.3 Экзистенциально-феноменологические основания для понимания психоза
27.4 Взаимоотношения с пациентом через истолкования
27.5 Важность признания индивидуальности
27.6 Проблема онтологической неуверенности
27.7 Понятие поглощения и разрывания
27.8 Понятие окаменения и деперсонализации
27.9 Связь сновидения и автономии
27.10 Состояние тревоги
28. Понятие самосознания
28.1 Что такое воплощенное и невоплощенное «Я»
28.2 Особенности взаимоотношений индивидуума с «Я»
28.3 Особенности внутреннего «Я» в шизоидном состоянии
28.4 Разница между истинным и ложным «Я»
28.5 «Я» в отношении к объектам
28.6 Сущность самосознания
28.7 Виды защиты при шизоидных условиях
28.8 Клинический случай проблемы самосознания
29. Процесс развития психозов
29.1 Проблема перехода от душевного здоровья к болезни
29.2 Представление «Я» в фантазии
29.3 Достижение связи с реальным через боль
29.4 Возможность убить свое «Я»
29.5 Возникающее чувство вины
29.6 Особенности расщепления «Я»
29.7 Случаи хронической шизофрении
29.8 Значение рефлективного осознания
30. Психотерапия и методы буддизма, веданты, йоги и даосизма
30.1 Психотерапия как процесс освобождения
30.2 Психотерапия и связь с религией
30.3 Влияние общества на психику
30.4 Место человека в окружающем мире
30.5 Место языка
30.6 Сложность процесса психотерапии и освобождения
30.7 Пример Майя
30.8 Значение реинкарнации
30.9 Роль гуру, учителя и психотерапевта
30.10 Схожесть буддистских принципов
30.11 Схожесть даосизма
30.12 Объяснение взаимосвязи через нейропсихологию
30.13 Проблема ложной искренности и псевдосмирения
30.14 Вопрос доверия к человеческой природе
31. Позитивное восприятие мира
31.1 Лучшие качества человека
31.2 Как пройти эмоциональный тест Фордайса
31.3 Пример из жизни Мартина Селигмана
31.4 Что такое новая позитивная психология
31.5 Быстрый тест на позитивную эффективность
31.6 Необходимость развития интеллекта
31.7 Развитие оптимизма и физических ресурсов
31.8 Улучшение социальных навыков
31.9 Пессимизм как преграда на пути к счастью
31.10 Создание оптимистического отношения к будущему
31.11 Способы повысить свой оптимизм и надежду
32. Как добиться личной удовлетворенности в жизни
32.1 Личная удовлетворенность в карьере
32.2 Значение работы в жизни
32.3 Отличие работы и призвания
32.4 Определение смысла жизни и постановка целей
33. Значение любови и отношений в позитивной психологии
33.1 Способность любить и быть любимым
33.2 Три вида любви
33.3 Особенности «спокойной» привязанности в любви
33.4 Воплощение добродетелей и достоинств в семейной жизни
33.5 Важность умения слушать
34. Примеры клинических случаев
34.1 Расстройства, связанные с утратами
34.2 Расстройства, связанные с избытками
34.3 Расстройства, связанные с миром наивного сознания
34.4 Расстройства, связанные с наитиями
Отправить заявку сейчас и получить бесплатный доступ к первому уроку!
Посмотреть как выглядит мой документ об образовании
mba-city.ru
Психоаналитиком не рождаются. Им становятся. А как? В этой статье описан процесс становления будущего психоаналитика. С небольшими поправками он типичен для обучения психотерапевтов и других модальностей (т.е. разновидностей психотерапии, например, когнитивная и поведенческая терапия, гештальт-терапия и т.д.) .
Личность психотерапевта
Человек, выбирающий для себя профессию психотерапевта, обычно искренне и глубоко заинтересован в других людях. И еще до того, как ему приходит в голову идея получить соответствующее образование, он интересуется жизнью и внутренним миром окружающих людей, пытается понять не очевидный смысл их слов и поступков, ищет возможность помочь им в решении своих проблем.
Сам будущий специалист обычно не понаслышке знает, что такое психологические проблемы. И часто именно собственное страдание толкает его на то, чтобы начать изучать принципы устройства внутреннего мира человека и способы сделать его более гармоничным. В процессе обучения и обязательной для будущего психоаналитика личной терапии, он надеется не только приобрести новые знания, но и помочь себе решить собственные проблемы.
Жизненный опыт – важная составляющая профессионального багажа будущего психотерапевта. Нахождение в различных жизненных ситуациях, пребывание в разных психологических ролях, общение с большим количеством отличающихся друг от друга людей позволяет психотерапевту быть более способным воспринять уникальный опыт своих клиентов. Есть такая профессиональная шутка (в которой лишь доля шутки): “хороший психоаналитик – как хорошее вино: с годами становится только лучше”.
Образование
Профессия психотерапевта предполагает многоступенчатое сложное обучение. Обычно это базовое высшее психологическое или медицинское образование и дальнейшее образование в специализированном институте или в рамках специальных программ. В настоящее время в России в крупных городах есть возможность получить как основное, так и дополнительное психоаналитическое образование. Ряд институтов предлагает возможность также пройти свои курсы в очно-заочном режиме.
Образование в рамках различных психотерапевтических модальностей, как правило, проходит в соответствии со стандартами профессиональных ассоциаций, представляющих данные модальности. Прохождение полного курса обучения и выполнение всех профессиональных стандартов дает возможность кандидату получить профессиональный статус специалиста в определенном виде психотерапии и иметь об этом соответствующий сертификат.
В поле психоанализа есть ряд международных ассоциаций, осуществляющих профессиональный тренинг и присваивающий своим кандидатам профессиональные статусы. Старейшей в мире ассоциацией является Международная Психоаналитическая Ассоциация (IPA). В России пока не очень много ее членов, но ряд специалистов находится на пути к получению профессионального статуса IPA (в этой организации наиболее сложные стандарты получения профессионального статуса). Другая международная организация – Европейская Федерация Психоаналитической терапии (EFPP). В России также есть специалисты, являющиеся членами этой организации. Еще одна международная психоаналитическая организация, которая как раз широко представлена в России – это Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии (ECPP). Наши специалисты являются членами этой организации, сертифицированы ей и, в свою очередь, проводят психоаналитический тренинг по ее стандартам. Вы можете познакомиться с деятельностью ЕКПП на сайте ее российского отделения – Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии – Россия. Также Вы можете ознакомиться с Регламентом Сертификации и аккредитации ЕКПП-Россия, где обозначены основные стандарты профессионального образования и тренинга психоаналитического психотерапевта ЕКПП.
Личная терапия (обучающий психоанализ)Личная терапия (в случае подготовки психоаналитика – обучающий психоанализ) является одной из основных составляющих частей психоаналитического тренинга. Впервые он был рекомендован кандидатам в психоаналитики еще Зигмундом Фрейдом. Будущий аналитик с помощью личного психоанализа на своем собственном опыте убедеждается в наличии бессознательных процессов. А понимание того, как работает собственная психика, делает возможным видеть аналогичные процессы в психике других людей.
Также для любого психотерапевта важно иметь возможность лучше понять свои внутренние конфликты и справиться со своими психологическими проблемами. Это необходимо не только для самого специалиста, но и для его клиентов, поскольку нерешенные внутренние конфликты оказывают большое влияние на способность психотерапевта понимать другого человека без серьезных искажений. Например, в психоанализе есть понятие “слепого пятна”, им обозначают ситуацию, когда аналитик не замечает каких-то важных процессов, происходящих в проводимой им терапии, поскольку его собственные конфликты накладываются на конфликты клиента, а его психика, защищаясь, не позволяет ему этого увидеть. Если у психотерапевта слишком много нерешенных личных проблем, у его клиентов может возникнуть вопрос: “а, собственно, кто кого лечит?”.
Обучающий анализ практически не отличается от того анализа, который проходит любой другой клиент (не имеющий учебной цели). Но будущему аналитику, помимо личной пользы, этот опыт дает возможность увидеть “психоанализ изнутри”, посмотреть с самого близкого расстояния, как именно работает аналитик и какие процессы происходят в терапии. Аналогичные процессы происходят при прохождении психотерапии других модальностей. Никакое интеллектуальное знание, полученное на лекциях или при прочтении книг, не может сравниться с тем, которое приходит из собственного опыта. Нередко студенты, проходящие терапию, говорят, что по-настоящему поняли то, о чем им говорили на лекциях, только когда столкнулись с этим в собственной терапии.
Специалист, успешно прошедший свой анализ, и получивший от него пользу, не просто верит в свой метод, он знает, что психоанализ помогает, и понимает, как это происходит.
Иногда возникают ситуации, когда уже давно практикующий специалист понимает, что у него остались еще ранее неразрешенные конфликты или накопились новые проблемы, которые мешают жить и работать эффективно и с удовольствием. Тогда у него есть возможность обратиться за повторным анализом к кому-то из коллег, кому он доверяет. Это обычная практика в среде психотерапевтов, она является хорошей профилактикой ситуации из поговорки “сапожник без сапог”.
Работа с клиентами и супервизия
Итак, образование получено, обучающий анализ пройден (или находится на продвинутой стадии). Можно начинать принимать клиентов.
Каждый человек, приходящий к психотерапевту, имеет свой уникальный опыт, свой неповторимый внутренний мир, собственные способы обращения с психологическими затруднениями и с событиями, происходящими в реальности. Опыт общения с этими разными людьми, нахождение общего языка, возможных способов взаимодействия – бесценный опыт для психотерапевта (как профессионала и как человека). Иногда что-то идет не так, психотерапевт может совершать ошибки или не быть способным помочь клиенту так, как бы того хотелось обоим. Хороший профессионал учится из этого опыта, учится у своих клиентов.
Специалист, который начинает свою практику и не имеет опыта психоаналитической работы, конечно, испытывает трудности и в глубинном понимании своих первых клиентов, и в том, как именно построить терапевтический процесс. Также он нередко сталкивается с новыми для себя собственными затруднениями. Для того, чтобы наилучшим образом и с наименьшими потерями разобраться со всеми возникающими трудностями, специалист обращается к более опытным коллегам – супервизорам. На первом этапе они помогают начинающему специалисту состояться в качестве психоаналитика.
В дальнейшем работа с супервизорами не прекращается. В зависимости от профессионального уровня специалиста, работа с супервизорами имеет разные цели: лучшее понимание клиентов, более глубокое понимание связи между теорией и практикой, совершенствование своих терапевтических техник, выработка собственного терапевтического стиля, профилактика профессионального выгорания…
Даже самые опытные психоаналитики испытывают потребность в супервизии своей практики: это позволяет посмотреть на свою работу свежим взглядом и получить профессиональную поддержку. Постоянная супервизия своей работы для психоаналитика – это также своего рода профилактика возможных профессиональных деформаций.
Подробнее о супервизировании можно почитать в этой статье.
Программы повышения квалификации
Есть у обучения начало, нет у обучения конца. Даже признанные специалисты нашей профессии, которые уже сами являются для многих учителями в психотерапии, постоянно продолжают повышать свой профессиональный уровень, участвуя в исследовательских программах, семинарах, конференциях, и других профессиональных мероприятиях. На нашем сайте в разделе “Коллегам” можно познакомиться с обучающими курсами, семинарами и супервизиями, которые посещают, организуют и проводят наши специалисты.
Человеческая психика все еще является одной из самых больших тайн даже для специалистов в области психического здоровья. Иногда это пугает – сколького мы о себе не знаем, насколько пока ограничены наши возможности что-то изменить… Но изучение уже накопленных знаний о человеческой душе, попытка открыть тайну внутри себя… сложно представить себе что-то более важное и интересное!
Автор: Попова Наталия Михайловна Психолог-психоаналитик
|
psychoanalitiki.ru
Обучение
Консультант
Базовый курс Позитивной Психотерапии (200 часов – 8 месяцев)
Базовый курсс 2019 (тренер: Галина Скрябина)
Модуль 1. 25-27 января 2019
Модуль 2. 22-24 марта 2019
Модуль 3. 17-19 мая 2019
Модуль 4. 28-30 июня 2019
Базовый курс 2019-2020 (тренеры: Галина Скрябина и Юлия Дремина – НАБОР ОТКРЫТ)
Модуль 1. 18-20 октября 2019
Модуль 2. 13-15 декабря 2019
Модуль 3. 14-16 февраля 2020
Модуль 4. 3-5 апреля 2020
ПРОГРАММА БАЗОВОГО КУРСА
ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
- 120 часов семинаров-тренингов;
- 30 часов работы в группе;
- 40 часов – изучение литературы;
- 10 часов – экзамен (минимум 5 страниц само-исследования; курсовое задание, устный экзамен).
Каждый модуль включает 3 дня обучения (10 академических часов).
МОДУЛЬ 1. Введение в позитивную психотерапию: история, основные принципы. Актуальный конфликт. Микротравмы и макротравмы.
МОДУЛЬ 2. Базовый и ключевой конфликты, первичные способности.
МОДУЛЬ 3. Внутренний и актуальный конфликт. Пятиступенчатая структура консультирования.
МОДУЛЬ 4. Психодинамические инструменты в Позитивной Психотерапии.
СЕРТИФИКАТ
После окончания Базового курса при успешной сдаче экзамена выдается сертификат Basic Consultant of Positive Psychotherapy Всемирной Ассоциации Позитивной Психотерапии + Свидетельство о повышении квалификации государственного образца (по желанию).
Психотерапевт
Мастер-курс по Позитивной Психотерапии (продолжительность – 885 часов):
Мастер-курс, 18-20 (тренер: Иван Кириллов)
МОДУЛЬ 1. 7-9 сентября 2018
МОДУЛЬ 2. 7-9 декабря 2018
МОДУЛЬ 3. 18-20 января 2019
МОДУЛЬ 4. 15-17 марта 2019
МОДУЛЬ 5. 24-26 мая 2019
Мастер-курс, 17-19 (тренеры: Павел Фролов и Полина Ефремова)
МОДУЛЬ 6. 4-7 октября 2018
МОДУЛЬ 7. 20-23 декабря 2018
МОДУЛЬ 8. 1-3 марта 2019
МОДУЛЬ 9. 6-9 июня 2019
МОДУЛЬ 10. 12-15 сентября 2019
Мастер-курс, 19-21 (тренер: Полина Ефремова – НАБОР ОТКРЫТ)
МОДУЛЬ 1. 25-27 октября
МОДУЛЬ 2. 6-8 декабря
МОДУЛЬ 3. 7-9 февраля
МОДУЛЬ 4. 27-29 марта
МОДУЛЬ 5. 15-17 мая
ПРОГРАММА МАСТЕР-КУРСА
ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
- 300 часов теории минимум в течение двух лет
- 100 часов личной терапии и самораскрытия (групповой и/или индивидуальной)
- 150 часов практической работы, минимум 5 индивидуальных случаев
- 60 часов супервизий
- 240 часов домашней работы с литературой по позитивной психотерапии и другим методам (модальностям)
- 60 часов регулярных групп интервизии
Каждый модуль включает 3 дня обучения (10 академических часов).
МОДУЛЬ 1. Ресурс-ориентированное консультирование и психотерапия – введение
МОДУЛЬ 2. Продвинутые концепции позитивной и транскультуральной психотерапии
МОДУЛЬ 3. Динамика конфликта, психодинамика и развитие человека, салютогенез, совладание и устойчивость.
МОДУЛЬ 4. Терапевтические отношения, факторы эффективности в психотерапии и консультировании
МОДУЛЬ 5. Первое интервью, диагноз и техники
МОДУЛЬ 6. Психотерапевтические школы
МОДУЛЬ 7. Специфические расстройства: психические, поведенческие, психосоматические
МОДУЛЬ 8. Позитивная семейная психотерапия, консультирование по супружеским проблемам
МОДУЛЬ 9. Методы терапии травм. Культуральные особенности консультирования, кризисные интервенции.
МОДУЛЬ 10. Применение позитивной психотерапии в образовании, тренингах и коучинге
По итогам обучения проводится экзамен, состоящий из трех частей:
- Устный тест в присутствии минимум двух экзаменаторов.
- Письменный реферат минимум 20 страниц на теоретические или практические темы.
- Описание терапевтических 5 терапевтических случаев.
Звание: Сертифицированный позитивный психотерапевт
Требования для прохождения мастер-курса позитивной психотерапии
- Высшее образование (не ниже бакалавра) в области психологии, консультирования или психиатрии и оконченный базовый курс позитивной психотерапии.
- Личные качества и способности, позволяющие работать в качестве психотерапевта в методе позитивная психотерапия. Ведущий мастер-тренер по итогам первого модуля оценивает возможность продолжения обучения для каждого участника.
Супервизия
Если Вы практикующий психолог, коуч или психотерапевт, то, не зависимо от практикуемого Вами метода, Вы можете пройти супервизию у наших специалистов международного класса очно или по Skype, индивидуально или в группе, на русском, английском или немецком языках.
Прохождение учебной супервизии для наших курсантов организуется в плановом порядке координатором курса.
Если Вы обучаетесь не Позитивной психотерапии и хотите пройти учебную супервизию, мы рекомендуем Вам обратиться в соответствующий обучающий институт. Мы считаем, что учебная супервизия эффективнее, когда проводится специалистом того же метода.
Мастерские
Наши психологи проводят мастерские и тематические образовательные программы.
В настоящий момент открыт набор на следующие программы Центра:
positum.net
Обучение в области психотерапии.
Обучение в области психотерапии.
С развитием организационных основ психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей является создание и реализация последовательной системы, преемственных и взаимосвязанных учебных программ, позволяющих осуществлять додипломную и последипломную подготовку психотерапевтов. Программы непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по специальности «психотерапия» представлены в Приложении 14 к приказу Минздрава России от 30.10.95 г. № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи».
В период додипломной подготовки студенты младших курсов проходят обучение по общей, социальной и медицинской психологии с элементами психотерапии и психиатрии, что формирует базу для последующей подготовки по психотерапии. Студенты старших курсов (5 курс) на цикле «Основы психотерапии» получают представления о современной психотерапии, ее основных направлениях, осваивают коммуникативную сторону лечебного процесса, знакомятся с принципами оказания психотерапевтической помощи.
Начало последипломной подготовки осуществляется в ходе первичной специализации по специальности «психиатрия» (интернатура). Дальнейшее усовершенствование по психотерапии проводится в виде участия в тематических циклах в учреждениях последипломного образования. Высшей формой подготовки высококвалифицированных специалистов в области психотерапии являются клиническая ординатура и аспирантура. Для получения сертификата врача-психотерапевта необходимо выполнение определенных требований, изложенных в образовательном стандарте по психотерапии (обязательный минимум), которые предполагают не только наличие определенного психиатрического и психотерапевтического стажа работы, но и обучение продолжительностью не менее 700 учебных часов.
Актуальными в настоящее время являются: повышение знаний в области психотерапии всех врачей; тематическое усовершенствование врачей ряда специальностей, где психотерапия может играть существенную роль в комплексном лечении больных; профильное обучение врачей, для которых психотерапия предполагается в качестве основной специальности.
Многие организаторы здравоохранения считают необходимым безотлагательное повышение уровня подготовки врачей общей практики в области психотерапии как важнейшую задачу развития здравоохранения. При перечислении основных предпосылок к обучению основам психотерапии всех врачей на первое место обычно ставят наличие достаточно четких теоретических представлений о клинике и природе неврозов и других пограничных психических расстройств, надежность диагностических и терапевтических методов, которыми мог бы овладеть врач и которые он смог бы применить в пределах возможных для него затрат времени. Подчеркивается также необходимость интереса, установки на овладение методами психотерапии у широкого круга врачей, и при этом признается, что профессионализм в данной области знаний требует соответствующего изменения взгляда врача на пациентов, страдающих психогенными заболеваниями, а также на методы их лечения. Без достаточной численности хорошо подготовленных специалистов психотерапевтов-преподавателей не может быть осуществлено качественное повышение знаний в области психотерапии основной массы врачей.
Повышение знаний широкого круга врачей в области психотерапии позволит не только приблизиться к решению наиболее актуальных лечебно-профилактических задач современного здравоохранения (с учетом числа таких больных и в целом верного замечания Гауснера о том, что «толщина амбулаторной карты отражает величину эмоционального стресса у пациента»), но обеспечит своевременную диагностику неврозов и близких к ним пограничных психических расстройств. Оперативное направление больных к врачу психотерапевту, лечение неосложненных форм психогенных расстройств — все это требует от каждого врача владения некоторыми методиками с широким спектром действия: методы релаксации; приемы поведенческой, когнитивной, позитивной психотерапии и, возможно, гипноза.
Кафедры психотерапии в большой степени могут способствовать решению еще одной задачи — тематическому усовершенствованию врачей различных специальностей. Не изменяя своей профессии, они получают знания в области психотерапии, ее теории и методологии для последующего использования в комплексном лечении пациентов применительно к своей специальности. Такая система подготовки сохраняет за врачами их клиническую профилизацию и при овладении психотерапевтическими методами обеспечивает квалифицированное их применение в своей области.
Что касается последипломной подготовки врачей-психотерапевтов и преподавателей, то основой ее является 3-4-месячная специализация и общее усовершенствование на кафедрах психотерапии. Программа такой подготовки включает освоение теоретико-методологических, клинических, нейрофизиологических и психологических основ психотерапии, овладение психотерапевтическими методами и навыками их использования в практической работе с больными. Основными принятыми формами обучения на факультетах последипломного усовершенствования врачей являются лекции, практические занятия, семинары, научно-практические конференции и др. Клинический и личностный подходы пронизывают все формы преподавания психотерапии на кафедрах. Профильную специализацию получают в основном психиатры. Однако, поскольку в реальных условиях на обучение направляются также врачи других специальностей (неврологи, интернисты, дерматологи и др.), в программе значительное место занимают вопросы из области психиатрии (общая психопатология и основные формы психических заболеваний). Для многих врачей это дополнительная возможность возвращения к предмету психиатрии в своем последипломном образовании. Непрекращающиеся дискуссии о том, из какой базисной специальности должен «вырастать» психотерапевт, с позиций клинического реализма носят беспочвенный характер. На данном этапе формирования психотерапии как самостоятельной специальности ее фундаментом являются знания по психиатрии, в особенно в той ее области, которую принято обозначать «малой психиатрией», где от врача-психотерапевта требуется еще более тонкое владение психопатологическим анализом, чем в области «большой психиатрии», учитывая общий патоморфоз психических заболеваний, увеличение числа стертых форм эндогенной психической патологии с их сложной дифференциальной диагностикой и повышенной в связи с этим суицидальной опасностью.
В последние десятилетия все больше внимания обращается на необходимость расширения выбора методов обучения психотерапии с тем, чтобы они были направлены главным образом на освоение психотерапевтических техник, необходимость использования таких форм подготовки и повышения квалификации, в которых акцент был бы сделан на развитие чувствительности психотерапевта к явлениям и процессам, происходящим в его взаимоотношениях с пациентом, на развитие умения использовать обратную связь с пациентом, увеличение гибкости и эффективности общения, осознание влияния собственных установок, наклонностей и ценностей на процесс взаимоотношений с пациентом в ходе лечения. В разной степени этим целям соответствуют формы обучения в тренинговых психотерапевтических группах. Тренинговые психотерапевтические группы можно подразделять на следующие виды: методические тренинговые группы, ориентированные на обучение методам психотерапии; тренинговые группы, ориентированные на групповую динамику; тренинговые группы, ориентированные на личностное развитие.
Методические тренинговые группы имеют своей целью и задачами ознакомление и овладение отдельными методами и приемами психотерапии. Кроме основных задач можно также отметить развитие у психотерапевта психологических знаний, формирование представлений о психотерапевтическом и диагностическом потенциале отдельных методик и возможностях их использования при работе с различными контингентами больных. Оптимальная численность методических тренинговых групп — 10-15 человек, общая продолжительность работы зависит от конкретного метода.
Цели и задачи тренинговых групп, ориентированных на групповую динамику (динамические тренинговые группы), заключаются в ознакомлении участников с групповой динамикой на собственном опыте, повышении чувствительности к групповым процессам, развитии навыков распознавания и анализа групповых феноменов и использовании групповой динамики в психотерапевтических целях. Оптимальная численность динамических тренинговых групп — 10-12 человек. В такие группы могут включаться специалисты разного уровня подготовки. Продолжительность занятий в группах — не менее 24 ч, оптимальная продолжительность — 40 ч.
Тренинговые группы, ориентированные на личностное развитие (личностные тренинговые группы), имеют различные названия: лабораторный тренинг, тренинг сенситивности, группы развития личности, группы личностного роста и т. д. Личностное развитие, личностный рост, основанный на самопознании, является непременным условием профессионального совершенствования психотерапевта. Основной задачей групп личностного роста является развитие самопознания — познание самого себя, становление адекватной самооценки, отношения к себе и развитие саморегуляции. Оптимальная численность групп личностного тренинга — 10-12 человек. Продолжительность занятий — не менее 30 ч (оптимально — 60 ч). Опыт показывает, что наиболее эффективной формой организации работы является марафон (несколько дней подряд по 8-10 ч).
Как эффективная форма подготовки психотерапевтов получают значительное распространение группы Балинта. Занятия проводятся в малых группах (до 12 человек). Каждый должен принять участие не менее чем в 30 занятиях, во время которых обсуждаются проблемы, реально возникающие у психотерапевтов в процессе проводимой ими индивидуальной и групповой психотерапии. Каждый участник на занятиях представляет несколько подобных ситуаций из своей практики. Возникающие проблемы обсуждаются группой (различные способы понимания ситуации, анализ поведения психотерапевта в его взаимоотношениях с больным и др.).
Важнейшим элементом подготовки в области психотерапии является супервизия — наиболее быстрый и надежный способ вхождения в профессию психотерапевта. Рассмотрим этот вопрос на модели последипломной подготовки врача по психотерапии, во время которой супервизия представляет собой важную часть учебного процесса. В зависимости от этапа обучения или предпочтений преподавателя и врача могут использоваться различные соотношения таких технических подходов, как дидактический, или когнитивный, поведенческий, гуманистический, динамический, или личностный. Дидактический подход позволяет заполнить пробел в знаниях и опыте врача при их прямой передаче или с помощью активного совместного обсуждения проблем. Подвергаемый супервизии получает рекомендации и указания по проведению клинической работы, диагностике личности, определению и выбору психотерапевтических «мишеней» и методов. В центре такой ориентации на обучение главным объектом анализа становится пациент. Это обычная учебная ситуация. Преобладание данного подхода к супервизии может сопровождаться недостаточным развитием инициативы и самостоятельности ординатора. Поведенческий подход позволяет обучающемуся перенимать конструктивные способы мышления и поведения преподавателя, который на основе моделирования и положительного подкрепления ускоряет освоение врачом нового опыта. Однако и в этом подходе супервизор занимает лидирующую, директивную позицию, что ограничивает развитие индивидуального психотерапевтического стиля врача. Динамический, или личностный, подход наполнен обсуждениями с супервизором незамеченных обучающимся и обнаруженных супервизором мешающих психотерапии установок, эмоциональных реакций, стереотипов поведения как пациента, так и врача. Следует подчеркнуть, что речь идет лишь о выявлении у обучающегося врача «слепых пятен», а не об анализе и интерпретации его неосознаваемых эмоциональных и защитных реакций. Некоторые врачи периодически высказывают потребность в обсуждении своих личных проблем и анализе их происхождения. Однако в данном типе обучения супервизия понимается, прежде всего, как обучающая, педагогическая, а не как психотерапевтическая консультация. Необходимым элементом является также гуманистический подход, позволяющий супервизору создать доверительную атмосферу отношений с обучающимся, учебный союз по типу сотрудничества, совместного исследования психотерапевтического процесса с использованием при необходимости эмоциональной поддержки и эмпатической проработки переживаний врача. В ряде случаев полезным оказывается использование аудиовидеозаписи, анализ которой позволяет прояснить некоторые стороны психотерапевтического процесса. Важной формой супервизии, особенно на начальном этапе обучения, является групповая супервизия по типу балинтовских групп.
Вопрос о том, что обсуждается на консультациях с супервизором, может иметь отношение к специфике применяемого метода психотерапии, например, семейной психотерапии. В данном случае речь идет о супервизии в психотерапевтической подготовке врачей, в которой решающую роль играет интегративный подход в системе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, как в индивидуальной, так и групповой её формах. Основными аспектами содержания консультаций с супервизором являются: 1) систематизация знаний применительно к конкретному клиническому материалу, формирование клинического мышления; 2) когнитивный стиль, способы мышления, особенно творческого и независимого, поиск нового взгляда при подходе к решению проблем терапии; 3) взаимоотношения психотерапевт-пациент, способы установления и использования психотерапевтического контакта, освобождение от мешающих стереотипов, обнаруживаемых при общении ординатора с разными типами больных; 4) навыки владения методиками психотерапии, периодическое сосредоточение внимания на теоретических и практических сторонах той или иной методики, например, гипнотерапии, применяемой врачом в отношении конкретного пациента; 5) осознание проблем личности обучающегося, создающих помехи в ходе психотерапии; 6) осознание проблем личности врача, создающих трудности в процессе супервизии (здесь следует подчеркнуть важную роль самонаблюдения супервизора, иногда своими позициями и поведением вносящего свой вклад в трудный процесс супервизии).
Супервизия в ходе психотерапевтической подготовки врачей осуществляется в три этапа, и в соответствии с образовательным стандартом (приказ Минздрава России от 30.10.95 г. № 294), ей отводится не менее 50 ч. На первом, «вводном» этапе (не менее 12 ч) супервизия проводится в рамках балинтовских групп. На втором, «базисном» этапе (не менее 12 ч) проводится индивидуальная форма супервизорских консультаций, в ходе которых супервизор активен, прибегает иногда к встречам с пациентом для уточнения и прояснения клинической или психотерапевтической ситуации, осуществляет корректирующий консультативный диалог с врачом. На третьем, «продвинутом» этапе (не менее 26 ч) супервизор предоставляет инициативу в обсуждении процесса психотерапии врачу, способствует развитию у него творческого подхода к терапии, поддерживает более свободное поведение в диалоге с супервизором, материалом для обсуждения и анализа являются записи врачом о своих встречах с пациентом, обычно в письменном виде. Результаты супервизии отражаются в совместной оценке преподавателя и врача и касаются достигнутого относительно изложенных выше аспектов содержания консультаций с супервизором.
По мере проявления все большей тенденции интеграции психотерапии с лечебной, психопрофилактической и психогигиенической практикой возникают новые задачи в области психотерапевтического образования. Проводится подготовка по психотерапии спортивных, школьных врачей, врачей медико-санитарных частей промышленных предприятий и др. Возрастает потребность в детских и подростковых психотерапевтах. Все большее признание получает деятельность консультаций «брак и семья», работа кризисных центров и др., что приводит к росту потребности в квалифицированных специалистах по семейной психотерапии и необходимости планирования и осуществления их подготовки.
Заслуживают внимания вопросы обучения элементам психотерапии медицинских сестер. В практической работе хорошо проявили себя медицинские сестры, которым под контролем врача поручается проведение поведенческой, двигательной терапии, арттерапии и некоторых других психотерапевтических, обычно групповых занятий. В связи с отсутствием специальных учреждений для указанной подготовки она обычно осуществляется на базе крупных научно-исследовательских и учебных центров, разрабатывающих теоретические и практические аспекты психотерапии. Обучение проводится врачами и медицинскими (клиническими) психологами, предпочтение отдается лабораторному тренингу.
Эффективное обучение психотерапии в настоящее время уже не мыслится без использования видеотехники, специальных теле- и кинофильмов, стенограмм психотерапевтических сеансов. Возможность возвращаться при необходимости к воспроизведению занятий терапевтических групп и групп лабораторного тренинга психотерапевтов, анализ отдельных эпизодов занятий, основанный на стенографии и видеозаписи, позволяют значительно повысить эффективность психотерапевтического образования.
Последипломное обучение и повышение квалификации клинических психологов в области психотерапии осуществляется в институтах усовершенствования врачей на кафедрах психотерапии и клинической психологии, на факультетах клинической психологии медицинских вузов.
Контрольные вопросы
Для работы балинтовских групп характерны следующие особенности, кроме:
1) обсуждения записи психотерапевтического случая;
2) обсуждения коммуникации психотерапевт-пациент в конкретном случае;
3) эмоциональной поддержки ведущим «докладчика»;
4) осознание «слепых пятен» в межличностных отношениях и самовосприятии.
2. Необходимыми элементами в работе балинтовской группы являются следующие, кроме:
1) недирективного стиля ведущего;
2) создания атмосферы безопасности и доверия в группе;
3) клинического анализа обсуждаемого случая;
4) обратной связи.
3. Супервизия является одной из следующих форм обучения, кроме:
1) передачи теоретических знаний супервизируемому;
2) клинической консультации;
3) обсуждения процесса конкретного курса психотерапии;
4) ролевой игры.
4. Основным содержанием консультаций с супервизором является следующее, кроме:
1) взаимоотношения психотерапевт — пациент;
2) интерпретации неосознаваемых эмоциональных и защитных реакций супервизора;
3) трудностей и ошибок в проведении психотерапевтического процесса;
4) навыков владения методиками психотерапии.
www.psy-expert.ru