Обучение школьников: Сайты для дистанционного обучения школьников

Содержание

Онлайн-школа “Синергия” – дистанционное обучение школьников

Школа у вас дома

Проходят в формате вебинаров и остаются в записи. Живое общение учителя с классом

Преподаватели лучших школ и вузов России. Методическая поддержка ФИПИ и университета «Синергия»

Отчеты успеваемости для детей и родителей. Электронный журнал и дневник

Наставники, психологи, тьюторы и кураторы создают комфортную среду и находятся на связи с учениками 24/7

Эффективное обучение не выходя из дома без страха и стресса

Каждый выпускник школы имеет имеет право получить скидку 30% на обучение в университете «Синергия»

Обучение


с комфортом

Обычная школа

Онлайн-школа «Синергия»

Аттестат государственного образца

Общение с учителем

Проверка всех домашних заданий

Информатика с 5 класса

Второй язык с 5 класса

Получение московского образования из любой точки мира

Просмотр всех уроков в записи

Дополнительная бесплатная подготовка к егэ или огэ стоимостью более 75. 000

Тьютор и наставник

Ментор и психолог

Полный цикл подготовки к ОГЭ/ЕГЭ

Бесплатное дополнение к школьной программе для учеников 9 и 11 классов.
Курсы подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по предметам на выбор ученика. Проводятся
преподавателями-экспертами по актуальным материалам и вариантам от ФИПИ.

Преподаватели

Английский язык

Опыт преподавания более 5 лет, член жюри Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по английскому языку

Русский язык

Выпускница МГОУ

Опыт преподавания более 5 лет

Эксперт ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

История

Обществознание

Экономика

Преподаватель лицея ГУ-ВШЭ. Эксперт ЕГЭ/ОГЭ;

Окончил магистратуру факультета права Высшей школы экономики.

Показать больше

Отдел заботы

Отвечает на технические и административные вопросы, предоставляет ежемесячную отчетность по успеваемости и посещаемости родителям, выполняет роль классного руководителя.

Помогает влиться в учебный процесс, разобраться с домашними заданиями и учебными материалами, а также поддерживает у ребёнка интерес к своему предмету на протяжении всего учебного года.

Отвечает на вопросы во время вебинара и помогает ученику разобраться с возникающими техническими проблемами и трудностями. Следит за порядком в чате, не дает отвлекаться школьникам на разговоры в чате, не относящиеся к теме урока.

Помогает ученикам преодолевать трудности процесса обучения и определяться с будущей профессией и вузом. На постоянной основе дает родителям обратную связь по результатам бесед и общения с ребенком.

Партнеры

Ученики о нас

Остались вопросы?

Принимаю условия соглашения
и политики конфиденциальности

Получать уведомления о
важных событиях по E-mail

Что такое дистанционное обучение в школе: суть дистанционного обучения школьников

В этой статье мы с вами разберёмся, что такое дистанционное образование для школьников. Кому оно подходит, какие у него есть преимущества и недостатки и как выбрать онлайн-школу?

Термин «дистанционное образование» (ДО) в широком понимании означает любые образовательные программы без непосредственного контакта с педагогом. При этом ученики удалённо обеспечены всеми необходимыми учебными материалами, налажена система контроля успеваемости.

В таком формате могут функционировать курсы повышения квалификации, средняя школа или вуз. Школьное онлайн-образование развивается сейчас особенно активно. Большой популярностью пользуются курсы и программы, которые позволяют учащимся получить официальный аттестат.

Типы и разновидности ДО для школьников

Заочное и семейное обучение — это две формы получения школьного образования, зафиксированные в законодательстве, при которых ребёнок не ходит в школу, однако имеет доступ ко всем школьным материалам и инструментам, олимпиадам, а в конце получает аттестат. Но разница всё же есть.

Если ребенок учится на заочной форме, то школа по-прежнему несёт ответственность за его образование, предоставляет консультации, материалы и учебники. Уроки и проверочные работы проходят по общему графику, и ученик может выборочно посещать их — например, контрольные и лабораторные работы.

Такая форма обучения больше подходит тем, кто не готов в данный момент или вообще терять связь со школой, и особенно если ученика и его родителей не смущает необходимость привязки к программе.

Семейная форма обучения предполагает полную ответственность родителей за освоение школьной программы ребёнком: график индивидуальный, материалы для изучения программы можно выбирать любые. Школа лишь проводит регулярные промежуточные аттестации по всем предметам, чтобы оценить уровень знаний и убедиться, что ребёнок действительно учится.

Примечательно, что до 9 класса официальным инициатором СО выступают родители или опекуны, а в 10-11 классах в законе появляется понятие «самообразование». Заявление о переходе на новый формат обучения подаёт сам школьник, родители лишь прикрепляют письменное согласие.

В чистом виде этот формат хорош, если хотя бы один родитель является педагогом и располагает свободным временем для занятий либо если есть возможность нанять репетиторов по всем предметам. В противном случае на помощь приходят онлайн-школы.

Интернет-ресурсы стирают грань между этими двумя формами: благодаря огромному выбору цифрового контента и онлайн-платформ отпадает необходимость в кипе учебников и присутствии на контрольных.

Как проходит дистанционное обучение школьников

Как мы знаем по пандемийному опыту 2020–2021, в целом дистанционка была организована довольно некачественно и беспорядочно, так что оставила недовольными чуть ли не большинство родителей и детей. Но вместе с тем многие оценили преимущества дистанционного обучения на дому — например, то, что вставать можно гораздо позже, не нужно тратить время, силы и деньги на передвижение по городу, питаться можно также дома. Тем не менее в эпоху карантинов гораздо лучше себя чувствовали ученики частных онлайн-школ, у которых вообще ничего принципиально не изменилось.

Так как же проходит дистанционное обучение при условии грамотной организации? Разберём на примере Домашней школы «ИнтернетУрок». Ученик может официально зачислиться в школу-партнёр на семейную или заочную форму. Занятия проходят полностью дистанционно, исключение — ОГЭ и ЕГЭ в 9 и 11 классах.

Поскольку у школы есть своя библиотека видеоуроков по всем школьным предметам, ученик может в любое удобное время изучать новые темы. В отличие от онлайн-занятий в группе, нет необходимости в хаотичных видеочатах, неизбежно отнимающих время на настройку звука и изображения. Квалифицированные и привычные к удалённому формату учителя работают в спокойных условиях, они доброжелательны и терпеливы. Нет задир-одноклассников, которые могут отвлечь и обидеть. Ребёнок учится в комфортной, безопасной среде.

Ученики знакомятся со всеми материалами на одной платформе. Не нужно переходить с ресурса на ресурс, как часто бывает при подготовке дистанционного урока учителями государственных школ. Заниматься можно в своём темпе, не ждать отстающих и не спешить. Каждый проходит всю программу без хитростей вроде «меня на прошлой неделе к доске уже вызывали, сегодня могу не учить».

Домашние задания тоже никто не отменял. Форматы бывают разные: тесты с выбором правильных ответов, письменные работы, контурные карты, творческие задания, проекты. Работу оценивает и развёрнуто комментирует педагог, также к профильному учителю можно обратиться с вопросами и уточнениями. Домашние задания можно сдавать в любое время, главное — до конца четверти. Это означает, что можно «закрыть» какой-то предмет сразу или, например, отложить на потом. Как и на очном обучении, здесь тоже есть каникулы.

Плюсы и минусы

Преимущества дистанционного обучения

Важно для детей, которые осваивают школьную программу с опережением графика, планируют закончить несколько классов экстерном.

Или, наоборот, отстают по одному или нескольким предметам, нуждаются в тщательной проработке сложных тем. Расписание тренировок у спортсменов или занятия в творческих студиях также удобнее спланировать, зная, что вы вольны самостоятельно составлять школьный график.

Многие семьи сталкиваются с частыми переездами, например по работе. Дистанционное обучение позволяет избежать постоянных перепоступлений, волокиты с документами и адаптации в новых, не всегда дружелюбных коллективах. Поездка на дачу или внеурочный отпуск тоже не будет проблемой для хоумскулеров, ведь можно продолжать учиться через ноутбук или планшет.

Маленькие дети зачастую с воодушевлением и энтузиазмом учатся самостоятельно одеваться, наводить порядок, помогать старшим. На дистанционном обучении ребёнок более естественно расширяет границы своей зоны ответственности, чувствует свою роль в собственном распорядке дня. Ученики средней и старшей школы могут уделять своим хобби и общению с друзьями больше времени, если самостоятельно осваивают новые темы и решают задачи.

Они также лучше подготовлены к предстоящей студенческой, взрослой жизни.

  • Безопасность

Посмотрел ли ребёнок по сторонам, переходя дорогу? Завязал ли шарф? Чем его кормят в школе? Не обидят ли его одноклассники или педагог? У родителей есть сто и одна причина беспокоиться за школьника, его здоровье и ментальное развитие. Дистанционка позволяет создать безопасную и комфортную среду для продуктивной учёбы.

  • Эффективность

Как школьный урок длительностью 45 минут можно уместить в 10–20-минутный ролик? Легко! Только представьте, сколько времени занимают дисциплинарные и организационные вопросы: успокоить шумный класс, передать по рядам раздаточные материалы, начертить на доске нужную формулу, продиктовать текст задачи или список домашних заданий. Видеоуроки лишены этих недостатков и позволяют быстрее и эффективнее получать знания в комфортном для ученика режиме — в любой момент можно поставить на паузу, перемотать, пересмотреть.

Электронное обучение

E-learning — международный термин, принятый для описания обучения с использованием электронных средств передачи информации. E-learning часто путают с дистанционным обучением.

Недостатки и трудности дистанционного обучения

Первое, на что обращают внимание, — это вопрос социализации. Именно в школе можно встретить лучшего друга, первую любовь, научиться взаимодействовать с большим коллективом и решать конфликты.

Однако здесь важно помнить, что дети на семейном обучении часто посещают кружки и студии по интересам, больше гуляют, находят свой круг общения не по принципу «кто оказался рядом за партой», а действительно тянутся к близким по духу. Ответственность за социализацию в таком случае куда сильнее лежит на родителях.

На дистанционном обучении возрастает ответственность родителя: выбор школы, контроль за ходом обучения и оценками, помощь, организация пространства для ребёнка. Многим куда проще по дороге на работу сдать школьника на руки учителям и забрать его на обратном пути, чем проводить с ним весь день.

Однако родительство — это в любом случае ответственность, а осознанное родительство — это вклад в будущие счастье и успех ребёнка.

  • Интернет и техника

Не везде есть стабильное подключение к сети, не у всех есть возможность обеспечить ребёнка персональным компьютером. Есть также опасение, что долгое сидение у экрана может негативно сказываться на здоровье ученика.

Важность разминок и перемен неоспорима. Кроме того, ребёнку должно быть комфортно сидеть на своём рабочем месте. Эти правила распространяются на любой род деятельности вне зависимости от формата.

Обучение в частных онлайн-школах платное. Но на самом деле, если посчитать расходы за год на школьную форму, канцелярские товары, учебники, оргвзносы на нужды класса, праздники и ремонт, то набежит немалая сумма.

Поэтому онлайн-школы могут оказаться даже выгоднее, чем очное обучение. При этом самостоятельно подобранный штат репетиторов по каждому предмету обойдётся в несколько раз дороже.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

Кому подходит дистанционное образование в школе?

Почему семьи выбирают дистанционное образование? Перечислим несколько случаев, которые встречаются чаще всего.

  • Частые переезды.
    В таком случае дистанционка избавляет детей от стресса постоянных знакомств и расставаний с одноклассниками, учителями и новым местом. Родителей же она спасает от волокиты с документами.
  • Ранняя профориентация. Для спортсменов график тренировок — основа основ. Будущие художники и музыканты ходят на занятия в школы и творческие мастерские. Ребёнок, открывший для себя науку и погрузившийся в мир исследований, олимпиад и лабораторных проектов, также будет вовлечён в свой профильный предмет и посвящённые ему мероприятия. ДО позволяет распоряжаться своим временем и выстраивать индивидуальный план занятий.
  • Невозможность посещать школу. Географическая удалённость от качественного учебного заведения или проблемы со здоровьем у ученика часто становятся непреодолимым препятствием для регулярных походов и поездок на занятия. На «дистанционке» достаточно обеспечить ребёнку комфортное рабочее место и подключение к интернету.
  • Жизнь за границей. Получить российский аттестат в другой стране при очном обучении можно только в школах при посольстве/консульстве. Не всем удобно их расположение и расценки, а количество мест в классе ограничено. Здесь тоже приходит на помощь ДО, гражданство ученика не будет препятствием для зачисления ребёнка.

Как выбрать онлайн-школу

Выбор зависит от образовательных потребностей ребёнка. В ИнтернетУроке, например, предусмотрены такие форматы:

  • «Экспресс» — если нужно просто повторить некоторые темы;
  • «С учителем» — альтернатива занятиям с репетитором;
  • «С зачислением» — полноценный цикл обучения.

Если занятия нужны ученику для расширения кругозора и улучшения успеваемости в школе, ознакомьтесь с материалами выбранного ресурса во время пробного доступа прежде, чем покупать сертификат или оформлять подписку. Есть также много бесплатных текстовых и видеоуроков в открытом доступе.

Полноценный же переход обычно сопровождается процедурой зачисления ученика в конкретную школу, за которой он будет закреплён и где будет обязан сдавать итоговые аттестации в 9 и 11 классах.

Помните, что решение всегда за вами и такой режим обучения в любой момент можно изменить или подкорректировать — взять дополнительные курсы на других платформах или вернуться в обычную школу.

На что стоит обратить внимание при выборе школы

Образование ребёнка — вопрос серьёзный, и ошибка может дорого обойтись. Поэтому очень важно обращать внимание на «красные флаги», которые должны насторожить родителя на платформе онлайн-школы или иного образовательного сервиса.

Отзывы

Помимо хвалебных од на сайте, постарайтесь найти комментарии родителей и учеников в соцсетях и на других ресурсах. Насторожить может не только критика, но и её отсутствие. Насколько адекватно представители школы реагируют на отзывы?

Стоимость

Полноценное качественное обучение не может быть бесплатным или слишком дешёвым. Если вам обещают связь с учителем 24/7, поддержку платформы, быстрое зачисление — и всё это за сущие копейки, то стоит задуматься, почему так.

Демо-версии

Если учебные материалы тщательно скрыты, то у вас нет оснований верить, что содержание уроков и качество подачи будет соответствовать вашим ожиданиям. Пробный период или методические материалы в открытом доступе повышают уровень доверия к платформе.

Обратная связь

Есть ли у выбранной школы горячая линия? Контакт-центр, куда можно написать обращение? Поддержка в мессенджерах и по почте? Общались ли вы с администратором? Дают ли учителя обратную связь и комментарии к оценкам и ошибкам ребёнка? Всё это стоит выяснить до перехода к оформлению в школу.

Кроме того, обязательно ознакомьтесь с правилами школы, форматом занятий и расписанием. Помните, что при дистанционном обучении роль родителя в жизни и образовании ребёнка становится ключевой и ваш выбор школы повлияет на его будущее. Разумный и взвешенный подход вернётся вам спокойствием и комфортом на протяжении всей учёбы.

Если вы заинтересовались таким форматом, можете изучить все возможности и преимущества дистанционного обучения во время пробной недели в Домашней школе «ИнтернетУрок».

Доступ к базовому образованию: почти 60 миллионов детей младшего школьного возраста не посещают школу

За последние поколения мир добился большого прогресса, но миллионы детей до сих пор не посещают школу.

Макс Розер

Насколько изменилась бы ваша жизнь, если бы вы никогда не ходили в школу и не научились читать и писать?

Из 787 миллионов детей младшего школьного возраста в мире 8% не ходят в школу. 1  Это 58,4 миллиона детей. На диаграмме показано, где они живут в мире.

Это данные ЮНЕСКО за 2019 год. Во время пандемии это число временно увеличилось, но даже на допандемическом уровне, к которому, мы надеемся, мир скоро вернется, число было слишком высоким. 58 миллионов детей, не посещающих начальную школу, означают, что 58 миллионов детей даже не имеют возможности научиться читать и писать.

Дети младшего школьного возраста, не посещающие школу 2

Почему дети не ходят в школу?

Чтобы добиться прогресса, мы должны понять, почему дети не ходят в школу.

Одной из основных причин является насилие в зонах продолжающихся конфликтов в мире, включая Сирию, Йемен, Судан и Нигерию. Половина детей, не посещающих школу, живут в странах, пострадавших от конфликтов. 3

Другим серьезным препятствием, часто тесно связанным с конфликтами, является бедность. 4  

В странах с низким уровнем дохода государственные финансы на образование очень малы: ежегодные расходы в стране с высоким уровнем дохода, такой как Австрия, составляют более чем в 200 раз выше на учащихся, чем в стране с низким уровнем дохода, такой как Демократическая Республика Конго.

В худших случаях бедность требует от детей работы – чаще всего на мелких фермах – и это означает, что они рано бросают школу или вообще никогда не поступают в школу.

Если мы хотим добиться прогресса в области образования, нам нужно будет продолжить разработки, которые уменьшат конфликты и бедность.

Эти макроизменения необходимы, но в краткосрочной перспективе могут показаться неосязаемыми. Целенаправленная политика может изменить ситуацию в таких ситуациях. Одной из давно и хорошо зарекомендовавших себя мер политики является предоставление бесплатного питания в школах. Школьное питание позволяет достичь двух целей одновременно: оно обеспечивает детям лучшее питание и стимулирует родителей отправлять своих детей в школу. Научные исследования показали, что школьное питание увеличивает посещаемость школы и оказывает долгосрочное влияние на всю жизнь ребенка. Исследование, проведенное в Швеции, показало, что ученики, получавшие питание в школе в 1960-е годы имели на 3% более высокие доходы в течение жизни. 5 Было показано, что они даже имеют межпоколенческие преимущества: дети матерей, которые получали школьное питание в детстве, также получают пользу от программ школьного питания. 6

Широкий доступ даже к базовому образованию — совсем недавнее достижение. чем это было в прошлом.

Эта диаграмма показывает те же данные, что и первая, но теперь она также показывает, как изменился мир по сравнению с предыдущим поколением 20 лет назад. Доля детей, не посещающих школу, снизилась во всех регионах мира. В глобальном масштабе эта доля сократилась вдвое. Сегодня 8% детей не ходят в школу; двадцать лет назад это было 16%.

Как изменилась доля детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, в течение жизни последнего поколения? 7

Поколение назад именно девочки не имели доступа к школам. Это неравенство уменьшилось, и сегодня абсолютное и доля мальчиков и девочек, не посещающих начальную школу, аналогичны. 8

До недавнего времени доступ к образованию повсеместно был ограничен очень небольшой элитой

Это недавнее изменение является частью гораздо более масштабного развития, которое охватывает последние несколько поколений.

До этого, независимо от того, где родился ребенок, его шансы получить даже самое базовое образование были очень малы. Повсюду в мире образование было ограничено небольшой элитой. 9

Диаграмма показывает это глобальное развитие. Во всех странах, в том числе и в тех, где сегодня дети имеют лучшее образование, недавним достижением является широкий доступ даже к базовому образованию. 10  

Глобальная революция в распространении грамотности

Чтение — это самый важный образовательный навык, которому может научиться маленький ребенок. Как изменилась грамотность по мере того, как все больше и больше детей получали доступ к базовому образованию?

Диаграмма показывает, что два века назад только 1 из каждых 10 взрослых умел читать и писать. С тех пор это соотношение изменилось: сегодня около 9у 10 взрослых есть этот базовый навык.

Чтобы добиться прогресса в решении мировых проблем, нам нужна сильная команда образованных людей. С этой точки зрения имеет смысл рассматривать это глобальное изменение в абсолютных цифрах. Сегодня насчитывается около 4,6 миллиарда человек, умеющих читать и писать. 11 В 1800 году насчитывалось менее 100 миллионов человек с таким же навыком. У нас гораздо более сильная команда, чем когда-либо прежде.

Талант есть везде, возможности нет

Большинство когда-либо живших детей не имели возможности реализовать свой потенциал. В условиях крайней нищеты в странах, предшествовавших росту экономики, дети с большим потенциалом в конечном итоге жили в нищете. Даже самые элементарные образовательные навыки, такие как чтение и письмо, были привилегией небольшой элиты.

Трудно представить, кем могли бы стать все эти девочки и мальчики. Возможно, легче увидеть важность хотя бы базового образования, взглянув на тех, кто нас сегодня окружает, и спросив, каковы были бы их шансы без него. Что стало бы с Марией Кюри, Джейн Остин, Стивом Джобсом, Грейс Хоппер или Эйнштейном, если бы они родились в обществе, в котором дети не имели доступа к базовому образованию?

За последние поколения мир добился большого прогресса, но сегодня нашему поколению предстоит еще много работы. Почти 60 миллионов детей растут без тех возможностей, которые были у нас с вами благодаря начальной школе, которую мы смогли посещать.


В этом тексте я сосредоточился на доступе к начальному образованию. В следующем посте я сосредоточусь на качестве образования. Я покажу, насколько велики различия в качестве образования между странами и какие существуют возможности для улучшения образования, особенно для самых бедных детей в мире.

Если вы хотите прочитать этот пост, вы можете подписаться на нашу рассылку «Наш мир в данных».


Продолжить чтение в разделе «Наш мир в данных сейчас»:

Двойной дефицит образования в Африке

  Примечание редактора. Первоначально эта статья была опубликована в специальном отчете This Is Africa , Access +: Towards a post-MDG повестка дня развития образования.

Кризис образования в Африке редко попадает в заголовки СМИ или на повестку дня саммитов, и анализ, проведенный Брукингским центром всеобщего образования (CUE), объясняет, почему это необходимо изменить. Поскольку каждый третий ребенок все еще не посещает школу, продвижение к всеобщему начальному образованию застопорилось. Между тем, уровень обучения среди детей, которые учатся в школе, ужасен. Используя недавно разработанный Барометр обучения, CUE подсчитал, что 61 миллион африканских детей доживут до подросткового возраста, не обладая даже самыми элементарными навыками письма и счета. Неспособность решить проблему дефицита знаний лишит целое поколение возможностей для развития своего потенциала и избавления от бедности. И это подорвет перспективы динамичного роста при всеобщем процветании.

Если вы хотите заглянуть в кризис образования в Африке, нет лучшей точки обзора, чем город Бодинга, расположенный в бедном районе Саванны штата Сокото на северо-западе Нигерии. Зайдите в одну из местных начальных школ, и вы, как правило, обнаружите, что в классе более 50 учеников. Только у некоторых будут учебники. Если учитель присутствует, а он часто отсутствует, дети будут получать монотонное чтение, направленное на механическое заучивание.

Не то, чтобы мы многому научились. Один из недавних опросов показал, что 80 процентов учеников 3-го класса Сокото не могут прочитать ни единого слова. Они прошли три года обучения с нулевой добавленной стоимостью. Имейте в виду, детям в классах повезло, особенно если это девочки. Более половины детей начального школьного возраста в штате не посещают школу, а в Сокото один из самых больших гендерных разрывов в образовании. Лишь у горстки детей есть шанс получить среднее образование.

Конечной целью любой системы образования является вооружить детей навыками счета, грамотности и более широкими навыками, которые им необходимы для реализации их потенциала, а также которые нужны их странам для создания рабочих мест, инноваций и экономического роста.

Школы Бодинги — это микрокосм более широкого кризиса в образовании в Африке. После некоторых быстрых шагов к всеобщему начальному образованию после 2000 года прогресс застопорился. Число детей, не посещающих школу, растет, а разрыв в возможностях получения образования, отделяющий Африку от остального мира, увеличивается. Эта пропасть связана не только с зачислением и количеством лет в школе, но и с обучением. Конечная цель любой системы образования состоит в том, чтобы вооружить детей навыками счета, грамотности и более широкими навыками, необходимыми им для реализации своего потенциала, а также необходимыми их странам для создания рабочих мест, инноваций и экономического роста. От Южной Кореи до Сингапура и Китая экономический успех основывался на достижениях в обучении. И слишком много африканских детей не учатся, даже если они ходят в школу.

Центр всеобщего образования в Брукингсе/ Это Африка Исследование «Барометр обучения» тщательно изучает имеющиеся данные. Согласно первой общерегиональной оценке состояния обучения, исследование показало, что 61 миллион детей младшего школьного возраста — каждый второй в регионе — доживет до подросткового возраста, не умея читать, писать или выполнять действия. основные задачи по счету. Однако, пожалуй, самым шокирующим открытием является то, что более половины этих детей провели в системе образования не менее четырех лет.

Кризис образования в Африке не попадает в заголовки СМИ. Дети не голодают из-за отсутствия учебников, хороших учителей и возможности учиться. Но это кризис, который влечет за собой большие издержки. Это обрекает целое поколение детей и молодежи на будущее в нищете, незащищенности и безработице. Фирмам не хватает навыков, которые являются жизненной силой предпринимательства и инноваций. И это подрывает перспективы устойчивого экономического роста в беднейшем регионе мира.

Борьба с кризисом в сфере образования потребует действий на национальном и международном уровне по двум направлениям: правительствам необходимо направлять детей в школу, и им необходимо обеспечить, чтобы дети получали что-то значимое от своего времени, проведенного в классе. Иными словами, им необходимо закрыть близнецовый дефицит в доступе и обучении.

Родственные книги

Зачисление в школу – хорошие и плохие новости

Хорошая новость об образовании в Африке заключается в том, что за последнее десятилетие резко сократилось количество детей, не посещающих школу.

Зачисление в начальную школу увеличилось с 58 процентов до 76 процентов, гендерный разрыв сокращается, и все больше детей добираются до средней школы. Десять лет назад такие страны, как Эфиопия, Кения, Танзания, Замбия, Мозамбик и Сенегал, топтались на месте или отставали в регистрации. Теперь они идут в правильном направлении. Изменениям способствовали отмена платы за обучение, увеличение инвестиций в школьную инфраструктуру и увеличение набора учителей.

Плохие новости приходят вдвойне. Около 30 миллионов детей младшего школьного возраста по-прежнему не посещают школу – каждый четвертый в регионе – и продвижение к всеобщему начальному образованию застопорилось. Вместо достижения Целей развития тысячелетия по обеспечению всеобщего начального образования к 2015 году число детей, не посещающих школу, может увеличиться на 2 миллиона человек.

Между тем, в Африке самые низкие в мире показатели охвата средним образованием. Только 28 процентов молодежи учатся в средней школе, оставляя более 90 миллионов подростков, борющихся за трудоустройство на низкооплачиваемую работу в неформальном секторе. Сегодня ребенок, поступающий в систему образования страны, входящей в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), имеет 80-процентный шанс получить какое-либо высшее образование. Сопоставимая цифра для стран Африки к югу от Сахары составляет 6 процентов.

Почему остановился процесс зачисления? Отчасти потому, что правительствам не удается предоставить возможности наиболее маргинализированным детям региона. В Африке наблюдается одно из самых серьезных неравенств в доступе к образованию в мире. Дети из самых богатых 20 процентов домохозяйств в Гане в среднем учатся в школе на шесть лет больше, чем дети из самых бедных домохозяйств. Бедность, сельская местность и женщина несут в себе тройной недостаток. В северной Нигерии девочки хауса из этой категории в среднем учатся менее одного года в школе, в то время как богатые городские мужчины учатся в школе девять лет.

Конфликт — еще одно препятствие на пути к прогрессу. Многие африканские дети, не посещающие школу, либо живут в зонах конфликтов, таких как Сомали и восточная часть Демократической Республики Конго, в лагерях для перемещенных лиц в своей стране, либо, как десятки тысяч сомалийских детей в Кении, являются беженцами. . Спустя шесть лет после заключения мирного соглашения в Южном Судане более 1 миллиона детей все еще не посещают школу.

Дефицит обучения

Сколько же учатся в школе африканские дети? Это удивительно сложный вопрос. Немногие страны региона участвуют в международных оценках обучения, и большинство правительств довольно бессистемно собирают данные об обучении.

Барометр обучения открывает окно в школы Африки. Охватывая 28 стран и 78 процентов населения начального школьного возраста в регионе, исследование опирается на ряд региональных и национальных оценок для определения минимальных порогов обучения для 4 и 5 классов начальной школы. Дети, находящиеся ниже этих пороговых значений, получают настолько низкие баллы, что это ставит под сомнение полезность их школьного образования. Большинство из них не смогут бегло читать или писать или успешно выполнять базовые задачи по счету. Конечно, успех в школе — это больше, чем результаты тестов.

Также речь идет о формировании базовых навыков работы в команде, поддержке эмоционального развития и стимулировании навыков решения проблем. Но успеваемость является важным показателем качества образования, и Барометр обучения регистрирует опасно низкие уровни успеваемости.

Цифры в заголовках говорят сами за себя. Более трети учащихся, охваченных опросом, а это 23 миллиона детей, не достигают минимального порога обучения. Поскольку эта цифра является средней, она скрывает глубину дефицита образования во многих странах. Более половины учащихся 4-х и 5-х классов в таких странах, как Эфиопия, Нигерия и Замбия, находятся ниже минимальной планки обучения. Всего насчитывается семь стран, в которых 40 и более процентов детей находятся в таком положении. Как страна со средним уровнем дохода выделяется Южная Африка. Треть детей не достигает порога обучения, что отражает большое количество несостоятельных школ в районах, обслуживающих преимущественно малообеспеченных чернокожих детей и детей смешанной расы.

Различия в успеваемости отражают более широкое неравенство в образовании. В Мозамбике и Южной Африке дети из самых бедных семей в семь раз чаще, чем дети из самых богатых семей, попадают в 10 процентов учащихся с самым низким рейтингом.

К сожалению, на этом плохие новости не заканчиваются. Имейте в виду, что Барометр обучения регистрирует детей в школе . Уровни успеваемости среди детей, не посещающих школу, почти наверняка намного ниже — и, по оценкам, 10 миллионов детей в Африке ежегодно бросают учебу. Рассмотрим случай Малави. Почти половина детей, обучающихся в 5-х классах, не в состоянии выполнять базовые задания по письму и счету. Еще более тревожным является то, что половина детей, поступивших в начальную школу, к этому моменту бросила учебу.

Настройка барометра обучения для измерения уровня успеваемости детей, которые не посещают школу, могут бросить учебу и ходят в школу, но не учатся, приводит к печальным результатам. В Африке 127 миллионов детей младшего школьного возраста. При отсутствии срочных мер по повышению стандартов половина этих детей — всего 61 миллион — доживут до подросткового возраста без базовых навыков обучения, в которых они и их страны отчаянно нуждаются, чтобы избежать гравитационного притяжения массовой бедности.



Что происходит не так?

Растущая осведомленность о масштабах кризиса обучения в Африке привлекла внимание к школам, классным комнатам и учителям – и не зря. Системы образования во всем регионе срочно нуждаются в реформе. Но проблемы начинаются задолго до того, как дети пойдут в школу, в смертельном взаимодействии между бедностью, неравенством и недостатком образования.

Раннее детство поставило многих африканских детей на путь неудач в образовании. Имеются убедительные международные доказательства того, что недоедание в дошкольном возрасте оказывает глубоко разрушительное — и в значительной степени необратимое — воздействие на язык, память и двигательные навыки, которые делают возможным эффективное обучение и сохраняют его на протяжении всей юности и взрослой жизни. В этом году 40 процентов африканских детей дойдут до начального школьного возраста, поскольку их возможности получения образования были ограничены голодом. Около двух третей детей дошкольного возраста в регионе страдают анемией – еще одним источником снижения успеваемости.

Неграмотность родителей является еще одним дошкольным препятствием для обучения. Подавляющее большинство из 48 миллионов детей, поступивших в школы Африки за последнее десятилетие, родом из неграмотных семей. Не имея навыков раннего чтения, языка и счета, которые могли бы стать основой для обучения, они изо всех сил пытаются перейти в школу, а их родители изо всех сил пытаются оказать поддержку в выполнении домашних заданий.

Гендерные роли могут означать, что девочек забирают из школы, чтобы они собирали воду или ухаживали за своими братьями и сестрами. Между тем, такие страны, как Нигер, Чад и Мали, имеют одни из самых высоких в мире уровней детских браков — многие девочки становятся невестами до того, как закончат начальную школу.

Школьные системы в Африке неизбежно зависят от социальных и экономических условий, в которых они работают. Бедность домохозяйств вынуждает многих детей бросать школу и устраиваться на работу. Гендерные роли могут означать, что девочек забирают из школы, чтобы они собирали воду или ухаживали за своими братьями и сестрами. Между тем, такие страны, как Нигер, Чад и Мали, имеют одни из самых высоких в мире уровней детских браков — многие девочки становятся невестами до того, как закончат начальную школу.

Все это не должно сбрасывать со счетов недостатки школьной системы. Преподавание лежит в основе кризиса обучения. Если вы хотите узнать, почему так много детей учатся так мало, задумайтесь на мгновение о том, что знают их учителя. Исследования в таких странах, как Лесото, Мозамбик и Уганда, показали, что менее половины учителей могут получить высшую оценку в тесте, разработанном для 12-летних. Между тем, во многих странах наблюдается эпидемический уровень невыхода учителей на работу.

Слишком легко обвинить африканских учителей в кризисе в образовании, но это упускает суть. Учителя региона являются продуктами систем, в которых они работают. Многие не получили достойного качественного образования. Им часто не хватает подробной информации о том, что их ученики должны изучить и как их ученики успевают. Обученные проводить устаревшие уроки наизусть, они редко получают необходимую им поддержку и советы от более опытных учителей и администраторов системы образования о том, как улучшить преподавание. И зачастую они работают за нищенскую заработную плату в крайне тяжелых условиях.

Политика образования усугубляет проблему. Когда дети из неграмотных семей поступают в школьную систему, им срочно нужна помощь в овладении базовыми навыками письма и счета, которые им потребуются для продвижения в системе. К сожалению, переполненность классов наиболее выражена в младших классах, а наиболее квалифицированные учителя, как правило, работают в старших классах.

Государственные расходы часто усугубляют неблагоприятное положение, при этом на самые процветающие регионы и самые эффективные школы приходится львиная доля бюджета. В Кении в засушливых и полузасушливых северных округах проживает 9процентов детей страны, но 21 процент детей, не посещающих школу. Тем не менее, эти округа получают в два раза меньше государственных расходов на одного ребенка, чем более богатые коммерческие фермерские округа.

Глядя в будущее – пугающие вызовы, новые возможности

Совокупный эффект ограниченного доступа к образованию и низкой успеваемости должен бить тревогу по всей Африке. Экономический рост за последнее десятилетие был в значительной степени основан на буме экспорта необработанных товаров. Поддержание этого роста потребует входа в области производства и международной торговли с более высокой добавленной стоимостью, а качественное образование является входным билетом. Говоря прямо, Африка не может добиться экономического успеха на несовершенных системах образования. И это не создаст 45 миллионов дополнительных рабочих мест, необходимых для молодых людей, присоединяющихся к рабочей силе в течение следующего десятилетия, если эти системы не будут исправлены.

Какими бы пугающими ни были масштабы кризиса в сфере образования, многие решения находятся в пределах досягаемости. Правительства африканских стран должны взять на себя инициативу. Предстоит сделать гораздо больше, чтобы охватить наиболее маргинализированных детей региона. Предоставление родителям денежных пособий и финансовых стимулов для удержания детей, особенно девочек, в школе может помочь смягчить последствия бедности. То же самое можно сказать и о программах для детей младшего возраста и адресной поддержке маргинализированных регионов.

Африка также нуждается в смене парадигмы образования. Специалисты по планированию образования должны выйти за рамки подсчета количества детей, сидящих в классах, и начать сосредотачиваться на обучении. Системы найма, обучения и поддержки учителей необходимо пересмотреть, чтобы обеспечить эффективное обучение в классе. Выделение финансовых ресурсов и учителей школам должно быть направлено на повышение стандартов и выравнивание результатов обучения. И ни одна страна Африки, какой бы бедной она ни была, не может пренебрегать важнейшей задачей создания эффективных национальных систем оценки обучения.

Доноры и международное сообщество также должны сыграть свою роль. Пообещав много, они по большей части мало что сделали, особенно странам, затронутым конфликтом. Уровни помощи в целях развития для образования в Африке в последние годы остались на прежнем уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *