Семейное обучение в школе по новому закону: семейное обучение по новому федеральному закону 2019-2020

семейное обучение по новому федеральному закону 2019-2020

Семейное образование и законы Российской Федерации

Семейное обучение (самообразование) — это форма получения образования вне школы. На ней ребёнок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу, при этом ответственность за качество обучения лежит на родителях. 

Давайте узнаем, какими законодательными актами регулируется эта форма получения образования. 

<<Блок перелинковки>>

Мы рассмотрим следующие документы:

  • статья 17 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», 
  • приказ Минобразования №1015,
  • письмо Минобразования «Об организации получения образования в семейной форме». 

Их необходимо изучить каждому родителю, планирующему перевести ребёнка на семейное обучение. Ещё существуют локальные нормативные акты отдельных школ, в которых хоумскулеры проходят аттестацию, и законодательные акты отдельных субъектов России. Локальные законы о семейном образовании варьируются по регионам, поэтому в статье мы лишь из то, что действует по всей стране. 

Закон «Об образовании в Российской Федерации

1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
<…></…>
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
<…> </…>

<<Форма демодоступа>>

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Из статьи 17 закона о семейном образовании следует, что в России можно учиться вне школ — на дому. Программу, способы обучения и учебный график выбирают родители, но обязательно с учётом мнения ребёнка. 

В статье 33 закона «Об образовании в Российской Федерации» дано ещё одно важное определение — кто такие экстерны.

Экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации

Таким образом, школьники, обучающиеся в семейной форме, должны проходить аттестацию только в аккредитованных образовательных организациях. Аттестация необходима, чтобы продемонстрировать, что полученные знания и умения не ниже федеральных стандартов. В момент зачисления в аккредитованную школу ученик на семейном обучении становится экстерном.

Приказ №1015

Более детально форма семейного образования описана в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015. 

В частности из этого приказа следует, что форму обучения выбирают родители, но при этом необходимо учитывать мнение ребёнка. А чтобы перейти на семейное образование, требуется уведомить органы местного самоуправления. 

<…>При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.</…>

Письмо «Об организации получения образования в семейной форме»

В документе Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. содержатся подробные рекомендации о том, как учиться в семейной форме. В частности, там детализируются права и обязанности экстернов. Ребёнок на семейном обучении имеет право участвовать в конкурсах и спортивных мероприятиях, пользоваться библиотекой, лабораторией школы прикрепления, а также ее спортзалом и бассейном. Кроме того он может рассчитывать на индивидуальный учебный план и консультации специалистов.

<. ..>Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьёй 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. <…></…></…>

Также в письме уточняется, что при организации аттестации должно учитываться мнение родителей.

<…> Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учётом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала. Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребёнка.</…>
Источник: freepik.com

Изменения законодательства о семейном обучении

В начале 2020 года Министерство просвещения опубликовало на сайте «Госуслуги» проект Приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Его ещё не приняли — сейчас проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая экспертиза. Проект семейного образования по новому закону вызвал неоднозначную реакцию у родителей, чьи дети учатся дома. Вот какие изменения ожидаются. 

Минусы

  • «Семейники» будут обязаны прикрепляться к какой-либо из школ. Сейчас это делается по желанию. 
  • Семейное образование по новому закону 2020 подразумевает, что промежуточная аттестация станет обязательной. График будет утверждаться выбранной организацией. 

<<Форма семейного образования>>

Плюсы

  • Появится прозрачная процедура. Документ чётко описывает порядок перехода на семейное обучение — что понадобится подписать, кого уведомить и какие правила соблюсти. 
  • Будет развиваться «сетевое обучение» с использованием дистанционных и электронных технологий. Суть в том, что организации культуры, научные, медицинские, физкультурно-спортивные и иные организации смогут заключить со школой договор, по которому возьмут на себя часть программы. В результате «зачёт» по физре сможет поставить спортшкола, а по музыке — музыкальная школа. 

Вывод

Основные документы, в которых утверждается термин семейного обучения, порядок прохождения аттестаций и другие юридические тонкости, — это закон «Об образовании в Российской Федерации», Приказ №1015, Письмо Минобразования. Обязательно изучите их, если задумываетесь об изменении формы обучения. 

Семейное образование | Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Добрый день! Подскажите, возможно-ли, если ребенок обучается по форме семейного образования (это и есть, я так понимаю, экстернат?) проходить аттестацию только в конце учебного года? Или мы обязаны по закону ходить на все контрольные в четверти? Если возможно только проходить в конце года, то по какому закону (акту, нормативу)?

Добрый день! Отвечаю на Ваш вопрос. Согласно статье 17 и статье 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), на территории Российской Федерации ребенок может получить образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Такая форма получения образования называется «семейное образование» или «самообразование». Уточню, что под организацией, осуществляющей образовательную деятельность, понимаются образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (ст. 2 Федеральный закон № 273-ФЗ). Общеобразовательная организация, то есть школа, – это один из типов образовательной организации (ст.23 Федеральный закон № 273-ФЗ).  Таким образом, семейное образование – это форма получения ребенком образования вне школы. При такой форме обучения ребенок изучает образовательную программу начального общего, основного общего и/или среднего общего образования дома, не включается в состав учеников конкретной школы.

Соответственно, выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования, в связи с чем несут ответственность за качество образования и его траекторию.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона).

При этом экстернами считаются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (пункт 9 части 1 статьи 33 Федерального закона № 273-ФЗ).

Экстернат – это форма аттестации, при которой ученик самостоятельно изучает общеобразовательную программу основного общего и/или среднего общего образования той образовательной организации (школы), в которой он числится как ученик, без ежедневного посещения школы. Таким образом, обучение ребенка в форме семейного образования не является экстернатом.

Отмечу, что экстернат действительно являлся формой получения образования, на ровне с семейным образованием и самообразованием, однако так было до принятия нового Закона об образовании 29 декабря 2012 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования, имеют право пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации данные лица зачисляются в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (статья 33 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно статье 58 Федерального закона № 273-ФЗ форма и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются индивидуально каждой конкретной образовательной организацией. Получение неудовлетворительной оценки или непрохождение промежуточной аттестации без уважительной причины (например, болезнь, подтвержденная медицинской справкой) образует академическую задолженность. В этой же статье говорится о том, что образовательные организации и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать ребенку условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

У обучающегося, который получил академическую задолженность, есть возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз. В случае, если ребенку, который обучается в форме семейного образования, не удалось ликвидировать задолженность в установленные сроки, то он продолжает получать образование уже в образовательной организации.

Согласно части 2 статьи 30 и статье 58 Федерального закона № 273-ФЗ образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, который будет регламентировать порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Однако в Законе нет прямого указания на то, что ребенок, который получает образование в форме семейного образования, обязан проходить промежуточную аттестацию в одно время с учениками школы.

Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Другими словами, решение о сроках и времени прохождения Вашим ребенком промежуточной аттестации может и должно приниматься по согласованию между Вами и школой, к которой Вы прикреплены для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Студентка факультета права НИУ ВШЭ Хабарова В.А.

Айова подписывает закон о выборе школы! Но что это значит для родителей?

Де-Мойн, Айова – Во вторник, 24 января 2023 г., ротонда Капитолия Айовы была переполнена почти 300 людьми и неоднократно аплодировала стоя, когда губернатор Айовы Ким Рейнольдс подписал исторический закон о выборе школы.

После неудачной попытки пересечь финишную черту на последних двух сессиях законодательного органа, 24 января ранним утром 24 января был принят решающий закон «Студенты прежде всего» благодаря решительным усилиям законодателей, родителей и адвокатов Айовы, которых губернатор К. Рейнольдс похвалил в своем праздничном слове.

Губернатор также объявил новый закон победой родителей и школьников Айовы.

«Я не могу представить себе более достойного повода для высоких целей и больших мечтаний, чем будущее наших детей», — сказал Рейнольдс. «Впервые [Айова] финансирует студентов, а не учебное заведение… предоставляя каждому студенту возможность найти свое место в мире и заложить наилучший фундамент для своего будущего».

Лидер СЕМЬИ десятилетиями страстно выступал за закон о выборе школы. Мы считаем, что законопроект губернатора — это монументальный шаг в правильном направлении, который положительно повлияет на культуру грядущих поколений. Есть много причин, по которым TFL поддерживает выбор школы:

  • Выбор школы расширяет возможности родителей. У отдельных детей есть индивидуальные образовательные потребности, и родители лучше всего знают, что лучше для их детей.
  • Выбор школы разрушает монополию государственных школ и создает конкуренцию между поставщиками образовательных услуг. Десятки исследований по выбору школы показывают, что это положительно влияет на ВСЕ школы, как частные, так и государственные.
  • Выбор школы открывает двери для распространения Евангелия. Теперь многие родители смогут позволить своим детям образование, основанное на Слове Божьем и отвечающее их библейским ценностям.

Ниже мы отвечаем на некоторые из наиболее распространенных вопросов, касающихся новой программы выбора школы:

Что делает Student First Act?

Это позволяет родителям из штата Айова подать заявку на получение сберегательного счета на образование (ESA) для своих детей K-12. Каждый ESA будет связан с отдельным учащимся и будет финансироваться государством каждый год в размере, равном «государственной стоимости обычной программы на одного учащегося» в этом году. На 2023-24 учебный год сумма составит 7,59 долларов США.8. ESA будут контролироваться родителями и могут использоваться для оплаты обучения и сборов в аккредитованной частной школе по выбору родителей. ESA также можно использовать для оплаты других «квалифицированных расходов на образование».

Учащиеся будут иметь право на получение ESA до тех пор, пока они не закончат среднюю школу или им не исполнится 20 лет.

Когда мой учащийся получит право на получение ESA?

Программа ESA будет развертываться поэтапно и будет полностью реализована через три года:

  • ГОД 1 (2023-24 учебный год) ESA будут доступны для . . .
    Все учащиеся детских садов
    Все учащиеся государственных школ
    Учащиеся частных школ с уровнем прожиточного минимума 300% или ниже (83 250 долларов США на семью из четырех человек)
  • YEAR 2 (2024-25 учебный год) ESA будут доступны для . . .
    Все учащиеся детских садов
    Все учащиеся государственных школ
    Учащиеся частных школ с уровнем прожиточного минимума 400% или ниже (111 000 долларов США на семью из четырех человек)
  • YEAR 3 (2025-26 учебный год) ESA будут доступны для . . .
    Все учащиеся K-12 (независимо от дохода)

Как подать заявку на получение ESA?

Родители должны подать заявление на получение ESA до 30 июня, предшествующего учебному году, для которого запрашивается ESA. Департамент образования вскоре приступит к реализации программы, и более подробная информация о том, как подать заявку, будет опубликована позже.

ОБНОВЛЕНИЕ: Департамент образования штата Айова создал веб-сайт с дополнительной информацией об особенностях программы ESA. Узнайте больше здесь!

Как будут совершаться и утверждаться транзакции ESA?

Эти детали также необходимо проработать. Закон предусматривает «автоматизированные клиринговые операции, транзакции электронной торговли, компенсационные транзакции и платежи по дебетовым картам» в качестве вариантов. Но в конечном итоге это оставляет за Министерством образования право определять, какие типы транзакций будут доступны для родителей. Департамент образования также будет нести ответственность за предотвращение мошенничества и обеспечение того, чтобы средства ESA тратились только на квалифицированные образовательные расходы.

Могут ли семьи использовать ESA для оплаты расходов на домашнее обучение?

Хотя некоторые расходы на домашнее обучение могут подпадать под определение «квалифицированных расходов на образование», только учащиеся, обучающиеся в аккредитованной частной школе, имеют право на получение ESA.

Что произойдет, если мой учащийся не использует все деньги своего ESA?

Любые деньги, оставшиеся на ESA в конце учебного года, остаются на счете и могут быть использованы родителями в последующие годы. Если в ESA остаются деньги, когда студент больше не соответствует требованиям, деньги идут в общий фонд штата.

Направляет ли программа ESA деньги из государственных школ в частные?

Не совсем так. Это отвлекает финансирование налогоплательщиков от системы государственных школ к родителям детей школьного возраста. Это позволяет родителям тратить эти средства в той школе, которая лучше всего подходит для их ребенка.

Сократит ли программа ESA финансирование государственных школ?

Государственная школа потеряет финансирование только в том случае, если учащийся сдаст ESA и больше не будет посещать государственную школу. Когда это происходит, $7,598 из государственного финансирования пойдет со студентом. Тем не менее, государственная школа будет по-прежнему получать тысячи долларов финансирования из других источников, несмотря на то, что этот ученик больше не учится в государственной школе. Государственная школа также получит 1205 долларов в виде категориального финансирования от штата, когда учащийся сдает ESA. В целом программа ESA «Студенты в первую очередь» в Айове на самом деле

увеличит финансирование государственных школ на одного учащегося.

Могут ли частные школы, получающие средства ESA, нести ответственность?

Да. Прежде всего, частные школы, получающие финансирование ESA, должны быть аккредитованы. В конечном счете, однако, частные школы несут более непосредственную ответственность перед родителями, которые могут принять решение забрать своего ребенка (детей) из частной школы в любое время, чтобы записать их в другую школу.

Новый закон Аризоны финансирует учащихся, а не только государственные школы

Приятно наблюдать, как ваш штат теряет лидерство в качестве новатора в выборе школы не потому, что он отступает, а потому, что другие штаты облегчают семьям выбор вариантов образования для их дети.

Еще лучше, когда ваше государство восстанавливает лидерство благодаря большей свободе. На прошлой неделе мой штат Аризона сделал именно это, приняв закон, расширяющий использование сберегательных счетов на образование (ESA), который позволяет финансировать образование следовать за учащимися в предпочтительной учебной среде их семей, а не запирать их в одном размере. некоторые государственные учреждения.

Свобода образования, когда-то одобренная официальными лицами разных партий, в последние годы стала пристрастным вопросом, в основном поддерживаемым республиканцами и противостоящим демократам (за похвальными исключениями, такими как губернатор Джаред Полис (демократ от штата Колорадо), поборник хартии школы и другие, менее впечатляющие, такие как законодатели Республиканской партии, которые заблокировали выбор в Айове). Так было на прошлой неделе, когда HB 2853 был принят голосованием по партийной линии. Ему была гарантирована поддержка губернатора-республиканца Дуга Дьюси, учитывая, что он не только призвал к принятию закона о выборе школы в январе, но и хвастался в конце законодательного срока тем, что «мы приняли самый обширный закон о выборе школы в стране».

Впервые представленные в Аризоне в 2011 году, счета стипендий Empowerment Scholarship Accounts, как ESA называются в штате, позволяют родителям получать 90 процентов базовых расходов штата на одного учащегося, которые должны быть депонированы на сберегательные счета для использования на образовательные расходы, такие как обучение, обучение. терапия и репетиторство (фактические выплаты в среднем составляют около 6400 долларов на ребенка, за исключением дополнительного финансирования для детей с особыми потребностями, которое более чем удваивает сумму). До принятия этого нового закона к квалифицированным учащимся относились учащиеся с ограниченными возможностями, учащиеся несостоятельных государственных школ, подопечные суда, дети военнослужащих, находящихся на действительной военной службе, жители индейских резерваций и другие категории. EdChoice, организация, занимающаяся политикой в ​​области образования, оценивает, что 23 процента учащихся в штате в настоящее время имеют право на участие в программе.

Новый закон отменяет большинство квалификационных требований для участия в программе.

Успешное голосование на прошлой неделе «Расширяет право на участие в программе Empowerment Scholarship Account (ESA) до каждой семьи в Аризоне», — комментирует Аризонский институт Голдуотера, выступавший за проход. «Семьи будут получать более 6500 долларов в год на ребенка за частную школу, домашнее обучение, «учебные модули», репетиторство или любые другие виды образовательных услуг, которые лучше всего соответствуют потребностям их учеников».

Примечательно, что участие в программе теперь открыто для любого жителя штата, имеющего право зачисления в детский сад до 12-го класса в государственных школах Аризоны. Это означает, что налоговые деньги, предназначенные для использования в образовании в штате, больше не привязаны к кирпичным зданиям, которыми управляют правительственные бюрократы. Деньги могут следовать за студентами туда, где они учатся лучше всего.

«В прошлом году Западная Вирджиния отобрала у Аризоны звание «самого дорогого ESA», введя в действие свою политику стипендий «Надежда», которая предоставляет ESA всем учащимся, либо перешедшим из государственной школы, либо поступившим в детский сад», — пишет Джейсон Бедрик, научный сотрудник Центра образовательной политики Фонда наследия. «Как только Дьюси, республиканец, подпишет закон о расширении ESA, Аризона вернет себе звание «самого обширного ESA», потому что учетные записи будут доступны всем учащимся, независимо от того, какую школу они посещали».

Исторически сложилось так, что выбор школы был доступен более состоятельным семьям и тем, кто готов пойти на жертвы, чтобы оплатить обучение или домашнее обучение своих детей, даже если они платят налоги для поддержки государственных учреждений, которые на них не работают. ESA – это один из способов расширить выбор для семей с более ограниченными ресурсами, чтобы они не застряли в читающем и пишущем эквиваленте Департамента транспортных средств.

«Средняя награда ESA покрывает 100% средней платы за обучение и плату за обучение в частной начальной школе в Аризоне, что делает частное образование доступным с финансовой точки зрения даже для самых малообеспеченных слоев населения», — заключил Институт Голдуотера, анализируя программу в 2019 году.. «10 округов, где ESA наиболее популярны в Аризоне, в подавляющем большинстве находятся в неблагоприятном социально-экономическом положении. В трех округах с самой высокой концентрацией студентов ESA уровень детской бедности более чем вдвое превышает средний показатель по штату».

Предоставление семьям возможностей для получения образования, чтобы они могли выбирать то, что подходит их детям, несомненно, нравится семьям, а также способствует улучшению результатов.

«Крупнейшая в стране программа выбора частных школ, в которую зачисляются в основном учащиеся с низким доходом из школ с низким доходом, оказывает положительное влияние на количество поступающих в колледжи и выпускников», — обнаружил Urban Institute в 2019 году.когда он изучил программу стипендий Флориды по налоговым льготам.

Свобода образования обещает не только лучшие академические результаты, но и потенциал для социального мира. После многих лет непрекращающихся сражений за расовые уроки, политику в отношении пандемии, политизированные учебные программы и гендерные нормы, ESA и другие средства расширения выбора предлагают простое решение: «Вы обучайте своих детей по-своему, а я буду обучать своих детей по-своему». Это элегантное решение, которое должно вызывать возражения только у тех, кто настаивает на контроле чужих детей.

Следует отметить, что Аризона уже шла по этому пути. Аналогичное предложение было отклонено еще в 2018 году из-за запутанно сформулированной меры голосования, выдвинутой врагами свободы образования, несмотря на то, что опрос показал, что большинство поддерживает выбор. Те же группы обещают снова попытаться заблокировать расширение выбора для семей Аризоны.

Но последнее голосование состоялось в разгар движения #RedForEd, когда профсоюзы учителей продвигали идею о том, что раздача денег своим членам — это способ поддержать образование. С тех пор государственные школы не справились с задачей обучения детей во время COVID-19.пандемия, а профсоюзы учителей и их союзники относились к родителям с пренебрежением. У многих семей были проблемы с государственными школами и их корыстной бюрократией. Теперь политические споры по поводу расширения свободы образования происходят в среде, в которой профсоюзы сожгли свой авторитет, а многие другие семьи изучили и освоились с домашним образованием, частными школами, микрошкольным образованием, чартерами и другими альтернативами старому умолчанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *