Дистанционное образование: рассмотрим все преимущества и недостатки.
Дистанционное образование – новая и пока не всем привычная форма получения полноценного высшего образования. В Европе она распространена более 40 лет и пользуется очень большой популярностью, как среди выпускников школ, так и специалистов, желающих пополнить объем профессиональных знаний или получить другую специальность.
Первый в мире вуз с дистанционным методом обучения был открыт в Великобритании в 1969 г. Уже само название этого университета, а именно Открытый Университет Великобритании, демонстрировало доступность новой схемы получения высшего образования, благодаря невысокой плате за обучение и свободному посещению аудиторных занятий.
Развитие дистанционного образования в России началось в мае 1997 года, когда начался новый эксперимент в сфере образования. Современная дистанционная форма обучения гарантирует полноценное высшее образование, достаточный объем знаний согласно традиционным вузовским программам. Также желающие могут выбрать определенные учебные планы и курсы, формируя «образование по заказу», которое можно получить и быстрее, и дешевле. Диплом об окончании вуза с дистанционной формой обучения получил юридическое подтверждение, позволяя вчерашним «дистанционникам» претендовать на рабочие места и руководящие должности наравне с выпускниками очной формы обучения. Да и сами работодатели стали гораздо лояльнее относиться к уровню знаний претендентов, закончивших дистанционную форму обучения.
Рассматривая вариант образования с помощью дистанционной технологии, следует учесть, что у данного вида обучения существуют как явные плюсы, так и очевидные минусы для обучающихся.
Дистанционное обучение – главные преимущества
Получение высшего образования дистанционно – особая форма обучения, имеющая ряд преимуществ перед очной, заочной или вечерней формой, а также экстернатом. Среди главных преимуществ как сами обучающиеся, так и специалисты-аналитики отмечают следующие:
• повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек и современной техники;
• снижение затрат на проведение занятий и стоимости обучения за счет отсутствия платы за аренду учебных помещений, стоимости проезда к месту учебы и т.п.;
• широкая доступность, независимость от географического положения, возраста и предшествующего уровня образования обучающегося;
• свобода выбора наиболее предпочтительного образовательного учреждения, возможность полного удовлетворения желаемых образовательных потребностей;
• индивидуальный темп усвоения новых знаний – скорость выполнения учебного плана устанавливается учащимися в соответствии с их личными потребностями и жизненными обстоятельствами;
• гибкость учебного плана, возможность самостоятельного выбора совокупности курсов обучения, а также самостоятельного планирования времени, места, частоты и продолжительности каждого занятия;
• высокая технологичность, достигаемая благодаря внедрению в образовательный процесс новейших достижений телекоммуникационных и информационных технологий;
• мобильность, своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и студентами дистанционной формы обучения;
• гарантия социального равноправия, возможность получения качественного образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, социального положения и элитарности обучаемых.
Дистанционное обучение – неизбежные минусы
На фоне явных и очевидных плюсов дистанционной формы обучения не следует упускать из виду и некоторые минусы этой формы получения знаний и дипломов. Среди самых решающих недостатков нужно отметить следующие факторы:
• необходимость выработки особой мотивации к получению знаний, связанная с отсутствием регулярного контроля со стороны преподавательского состава вуза;
• отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем, невозможность индивидуального подхода к способностям и их развития;
• необходимость постоянного доступа к источникам информации и достаточной технической оснащенности: достаточно мощный компьютер, выход в Интернет, желательно принтер;
• отсутствие или недостаток практических занятий;
• недостаточная проработка некоторых обучающих программ и курсов вследствие недостаточного количества квалифицированных специалистов, имеющих опыт создания соответствующих учебных пособий;
• письменная основа обучения, полное отсутствие устной формы обучения. Невозможность демонстрировать знания в словесной форме для некоторых претендентов на получение образования может стать решающим фактором прерывания обучения.
Таким образом, дистанционное образование – очень удобная, перспективная и доступная форма вузовского обучения. Для получения первого высшего образования данная форма может быть предпочтительнее традиционных форм в ряде случаев – при наличии пространственных, временных или финансовых ограничений. Возрастает ценность данной формы в получении второго высшего образования. Особая сфера дистанционной формы – получение дополнительного объема знаний с целью саморазвития или повышения квалификации. В данном случае обучаемый получил основы профессии из очной формы обучения, а уровень самодисциплины и самомотивации поддерживается стремлением познания новых фактов и получения дополнительных знаний.
www.yourfreedom.ru
Преимущества и недостатки системы дистанционного обучения
Образование является важным условием для успешной карьеры. Но не каждый человек может себе позволить поступить в престижный вуз на дневную или заочную форму обучения, так как это требует немалых финансовых затрат.
Кроме того получению диплома таким способом могут препятствовать такие факторы, как работа, необходимость обеспечения семьи, здоровье, а также географическая удаленность вуза от постоянного места проживания учащегося. Так что же делать?
В нашу эпоху цифровых технологий и интернета можно получить высшее образование, не выходя из дома. В этом вам поможет дистанционная система обучения.
Что это такое?
Дистанционное образование – это обучение на удаленном расстоянии без необходимости личного посещения вуза.
Студент и преподаватель, которого называют тьютором, могут находиться на разных континентах, но это не мешает учебному процессу.
Чаще всего эту форму обучения выбирают люди, которые хотят получить второе образование или повысить свою квалификацию, и уже имеют определенную базу знаний по выбранной специальности. Но можно, как говорится, и с нуля начать учиться.
После прохождения курса обучения выдается документ, который имеет такую же правовую силу, как и обычный диплом, полученный после окончания вуза.
Срок обучения зависит от выбранной специальности и составляет 3,5-5 лет. Он может существенно варьироваться в зависимости от интенсивности вашего графика учебы, так как вы сами выбираете индивидуальную программу обучения.
Стоит отметить, что далеко не все специальности можно освоить с помощью дистанционного обучения. Например, нельзя выучиться на врача не посещая вуза для получения практических знаний. Чаще всего курсы дистанционного образования включают специальности, связанные с информационными технологиями и коммерцией.
Теперь давайте подробнее выясним, как это обучение происходит?
У каждого студента на сайте его вуза есть его персональная страничка, куда преподаватели отправляют пособия, учебники и необходимые учебные материалы для самостоятельного изучения предмета, а также задания, выполнив которые, студент обязан отправить их на проверку преподавателю.
Таким же образом сдаются все тесты, зачеты и экзамены. Затем преподаватель также с помощью электронной почты сообщает студенту его оценку или отправляет обратно его работу для исправления ошибок.
Существует несколько видов технологий дистанционного обучения:
- Кейс-технология. Она предполагает использование бумажных носителей в виде рабочих тетрадей, которые тьютор регулярно проверяет. Взаимодействие между учащимся и преподавателем в этом случае осуществляется с помощью почтовых пересылок или же личных встреч в учебных центрах.
- Телевизионно-спутниковая технология. Она очень редко используется из-за дороговизны и отсутствия у учащихся технической возможности ее применения. Главный ее недостаток – это отсутствие обратной связи между тьютором и учеником.
- Сетевая технология или интернет-обучение.
Чаще всего дистанционное образование включает в себя все эти три технологии, но в разных пропорциях. Конечно, в учебном процессе преобладает использование интернета, но учащиеся также получают диски с учебными материалами и лекциями.
Как и у всех форм обучения у дистанционного образования тоже есть свои преимущества и недостатки.
К плюсам можно отнести:
- Возможность обучения в любом вузе мира. Независимо от вашего географического местоположения и часового пояса вы можете получить все необходимые знания, не выходя из дома. Это особенно важно для людей с инвалидностью, а также для тех, кто проживает в таких регионах, где нет возможности получить образование из-за отсутствия подходящих высших учебных заведений. Диплом об окончании вуза таким способом могут получить даже мамы, заботящиеся о своих маленьких детях, и лица, отбывающие срок в местах лишения свободы.
- Стоимость дистанционного обучения значительно ниже, чем очной или заочной формы, так как отсутствует личный контакт с преподавателями, например для прослушивания лекций, а значит, вам не нужно оплачивать их рабочее время. К тому же у вас нет необходимости ехать в другой город или страну для учебы в вузе и, таким образом, вы экономите на проезде и проживании.
- Гибкий график обучения. Каждый учащийся сам решает, сколько времени ему необходимо потратить на изучение данного предмета, и, исходя из этого, сам рассчитывает продолжительность своих занятий. Кроме того в некоторых вузах можно отложить обучение на длительный срок и позже вернуться к нему без необходимости повторной оплаты.
- Возможность учиться в любом удобном для вас месте без отрыва от основного вида деятельности. Это означает, что вы можете учиться даже во время перерывов на работе, и вам не нужно брать отпуск, чтобы сдать очередные зачеты или экзамены. Вы даже можете прослушивать лекции или выполнять задания, сидя дома на удобном диване, или находясь на отдыхе в далеких странах.
- Быстрое и эффективное взаимодействие между учеником и преподавателем. Чаще всего общение между ними осуществляется с помощью интернета, поэтому у ученика всегда есть возможность задать интересующий его вопрос и быстро получить на него ответ, и при этом не нужно назначать личную встречу.
- Использование современных технологий в учебном процессе.
- Доступность учебных материалов. Бывает так, что в вузах нет достаточного количества учебников и различных пособий, поэтому их приходиться покупать. При дистанционном образовании все необходимые учебные материалы находятся в электронном виде, поэтому у учащихся всегда есть все, что нужно для получения знаний в полном объеме.
- Спокойная обстановка. Учащийся испытывает меньший стресс при прохождении тестов и сдачи зачетов и экзаменов, так как отсутствует личный контакт с тьютором, и ему не нужно думать о том, какое впечатление он производит на преподавателя.
Есть и минусы у этой формы образования. К ним можно отнести:
- Наличие жесткой самодисциплины и сильной мотивации. Русский человек склонен к лени. В дистанционном образовании очень важно самостоятельно настраиваться на учебу, но некоторым людям это тяжело сделать без посторонней помощи. Учащийся должен иметь хорошую силу воли и самодисциплину, чтобы вовремя выполнять все задания, так как такая форма обучения хоть и имеет гибкий график, но у нее все же есть обязательные контрольные точки, которые нужно своевременно проходить.
- Недостаток практических знаний. Дистанционное образование не может дать учащемуся практические навыки работы по выбранной специальности.
- Отсутствие личного контакта с преподавателем и сокурсниками. Это может стать негативным моментом для людей, которые любят общаться вживую, а не с помощью интернета. Кроме того некоторым учащимся намного лучше запоминать учебный материал на слух, когда преподаватель читает лекцию, а не зубрить его по учебникам.
- Необходим постоянный доступ к интернету и источникам информации. Не у всех людей, желающих получить дистанционное образование, есть возможность постоянного доступа к интернету, а у некоторых даже нет компьютера.
- Недостаточная компьютерная грамотность. Для того чтобы в полном объеме получить все необходимые знания учащийся должен быть технически подкован и разбираться в использовании компьютерных онлайн-программ для того, чтобы наравне со всеми принимать участие в онлайн-лекциях и пользоваться всем необходимым для обучения.
- Некоторые курсы и программы для получения дистанционного образования разработаны некачественно и не соответствуют всем требованиям. Это происходит из-за отсутствия достаточного уровня квалификации у людей, разрабатывающих эти учебные пособия.
- Не все работодатели признают диплом о получении дистанционного образования.
- Проблема с идентификацией учащегося. Преподавателям сложно проследить, самостоятельно ли студент выполняет все задания, сдает зачеты или нет. Поэтому на итоговую аттестацию учащемуся все же придется приехать в вуз или его филиалы для личной сдачи экзамена.
- Все обучение в письменной форме. Многим людям намного проще излагать выученный ими материал в устной форме, чем в письменной форме. Из-за этого могут появиться проблемы при выполнении заданий.
К сожалению, на сегодняшний день не во всех вузах есть дистанционная форма образования. Это весьма ограничивает возможность получения диплома в понравившемся вам учебном заведении. Однако количество институтов и университетов, поддерживающих эту форму обучения, с каждым днем становится все больше. Ведь за новыми технологиями наше будущее.
brjunetka.ru
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, образовательный процесс, самообразование, психолого-педагогические особенности, личность, студент, преподаватель, дистанционная форма обучения
Одной из современных требований к системе образования — это внимание к индивидуальности студента. Дистанционное образование позволяет студентам в современных социальных и экономических условиях стать широко образованным человеком, способным гибко перестраивать содержание своей деятельности согласно требованиям стремительно развивающейся стоматологии.
Студенты, обучающиеся в системе дистанционного образования, в основном занимаются профессиональным саморазвитием в удобное для них время.
Итак, дистанционное образование можно рассматривать как пространство самоактулизации личности.
Дистанционное обучение в корне отличается от традиционных форм обучения. При рассмотрении дистанционного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, надо отметить, что она характеризуется рядом психологических особенностей по сравнению с традиционными формами обучения.
Использование компьютерных технологий в дистанционном образовании студентов, позволяет совершенствовать его познавательные процессы Введение дистанционного образования принципиально меняет ролевые позиции «преподаватель — студент». При традиционной форме обучения преподаватель выступает как интерпретатор знаний. С расширением образовательного пространства функцию интерпретации знаний возлагает на себя студент, а преподаватель — координатором этих знаний. Он консультирует студентов, направляет работу познавательных процессов студента, то есть берет на себя функции сопровождения профессионального становления студента [1 с.50–53].
Практически во всех развитых странах считают развитие дистанционного образования приоритетным направлением и ежегодно выделяют под эти программы немалые средства. Естественно, что Соединенные Штаты впереди планеты всей. Наверное, потому, что в этой стране объединилось все лучшее именно для развития такого вида образования.
Некоторые эксперты в этой области пророчат дальнейшее доминирование дистанционного образования над традиционными формами обучения и полное вытеснение в будущем последнего. Но, наверное, такого не произойдет, так же как произошло с замещением театров киноиндустрией, телевидением и т. п.
Популярность дистанционного образования растет, так как у него много преимуществ. Во-первых — массовость. Количество лиц, обучающихся по одним и тем же программам в одном и том же университете определяется только характеристиками коммуникационного оборудования. Кстати, именно массовость и общедоступность стали мотивацией для возникновения дистанционного образования.
Второе преимущество дистанционного образования — «скорость».
Третье — это относительная дешевизна получения знаний. В среднем получения диплома западного университета обойдется Вам примерно в десять раз дешевле. Правда еще достаточно мало учебных заведений предлагает дистанционное образование в чистом виде и по всем специальностям. Но к этому все идет.
Так что в целом, основными отличиями и преимуществами дистанционного обучения от традиционных форм обучения есть:
– возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
– параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства;
– концентрированное воображение учебной информации и мульти доступ к ней повышает эффективность усвоения материала;
– использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий учит и работе с ними;
– равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
– экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг;
– дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями;
– положительно влияет дистанционное образование и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умение взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.
В комплексе психологических особенностей дистанционного обучения можно выделить несколько групп, требующих особого внимания. Прежде всего, это определение возрастного диапазона студентов, способных к дистанционному обучению и описание психологических характеристик данных студентов [2, c. 30–32].
По нашему мнению, имеющиеся в настоящее время формы дистанционного обучения в наибольшей степени подходят взрослым, получающим дополнительное образование или проходящие переподготовку, но при определенной доработке рабочих программ по содержанию обучения с учетом современных требований также возможно и обучения студентов университета, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования.
Становление целостности интеллекта — процесс многолетний и противоречивый. Б. Ананьев отмечал, что ведущую роль в этом процессе играет образование (объем усвоенных знаний, общий уровень информации) и обучение (деятельность по усвоению знаний, умений и навыков). В результате проведенных комплексных исследований Б. Г. Ананьев пришел к важному выводу: в ходе развития взрослого человека растет степень получения знаний.
В зарубежной психологии проблема прерывания традиционного дистанционного обучения признана всеми и изучается достаточно активно. В наибольшей степени влияющим фактором на решение студентов продолжить или прервать дистанционное обучение, оказалась удовлетворенность общением с преподавателем. В исследовании Каскелли, Денехера и Прунелла, было обнаружено, что контакт с преподавателем студентам необходим не только для прояснения непонятных учебных тем, но и для поддержания мотивации к обучению и сотрудничеству с однокурсниками.
Таким образом, не только недостаточное общение с преподавателем влияет на появление желания прервать дистанционное обучение, существенным является ограниченное общение с сокурсниками.
В исследовании Г. Астляйтнера и А. Синдлера, проведенном в 1999 году, было выявлено, что, несмотря на то, что все ученики были довольны содержательным наполнением дистанционного курса, главными недостатками дистанционного обучения они считали недостаток эмоциональных контактов с однокурсниками и невозможность обсудить эмоциональные проблемы.
Так, например, исследования, проведенные в British Open University, позволили определить требования к ученикам и преподавателям: вежливое, уважительное обращение; прозрачная и объективная система оценок и степеней; объяснения и обоснования оценки полученных знаний; понимание студентами значения оценок.
По результатам проведенных исследований, некоторые западные исследователи попытались предложить определенные механизмы решения данной проблемы. Дж. Келлер в 1997 году предложил перестроить процесс обучения с опорой на модель ARCS — Attention — Relevance — Confidence — Satisfaction (внимание, значимость, уверенность, удовлетворенность).
Л. Виссер использовала упрощенную версию модели ARSC, сосредоточив свое внимание не на перестройке процесса преподавания, а на изменении мотивации дистанционно обучающихся. Она разработала программу «мотивационных сообщений», которые рассылались ученикам. В результате данного эксперимента процесс обучения значительно улучшился и получил лучшую эмоциональную оценку [3, c.7–12].
Безусловно, нам нужно учесть опыт западных и американских ученых.
Но, в ходе исследования, нами определены трудности, с которыми преподаватели сталкиваются в нашем университете при внедрении дистанционных курсов или системы дистанционного обучения.
В частности, к ним следует отнести необходимость авторам курсов самостоятельно структурировать учебный материал, неизбежно адаптировав его к требованиям персонального компьютера. Для многих (особенно гуманитариев) этот процесс не очевиден и очень болезненный.
Консерватизм преподавательского состава — не менее трудная организационная проблема, что может привести к фатальным последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения.
Стремительное обновление технических возможностей для организации самообразования чрезвычайно актуализирует проблему перехода от спорадического, а иногда и хаотического, использование новейших технических и информационных средств (особенно это касается Интернета) к нормированной, структурно четко построенного и целеустремленного [2, c.33].
Выводы. Нами определено, что студенты дистанционной формы обучения испытывают трудности в установлении контакта. Они достоверно хуже оценивают преподавателей по личным и профессиональным качествам. Образ «Я» характеризуется менее положительным отношением к себе, чем во время традиционного обучения в университете.
Итак, студенты дистанционной формы обучения указывали на наличие таких образовательных проблем: 1) не удовлетворена потребность в получении и закреплении знаний по специальности; потребность в более качественной проверке знаний, недостаток оценки в процессе обучения. Недостаток общения с преподавателем. Студенты осознают, что преподаватель важнейший транслятор опыта, без которого невозможна профессиональная социализация; 2) отсутствие творческой самореализации студентов в процессе дистанционного обучения.
Итак, по результатам исследования пришли к выводам:
- Формальный подход к организации и внедрению учебного процесса в системе дистанционного обучения происходит в «зоне актуального развития», что для студентов неоправданно легко и теряет свой развивающий эффект.
- Создатели «кейсов» не являются значимыми людьми для студентов, находящихся в системе дистанционного обучения.
- Основной причиной недовольства личности системой дистанционного обучения — это недостаток общения с преподавателем.
- Личность дистанционной формы обучения испытывает трудности в установлении контакта в контексте образовательной системы; достоверно хуже оценивает преподавателей по личностным и профессиональным качествам; мало заботится о своей будущей профессии, как бы «не видит» себя в ней.
- Отсутствуют четко выраженные проблемы в общении студентов дистанционной формы обучения
- Уровень субъективного контроля (внутренней личностной ответственности) студентов дистанционной формы не отличается от студентов традиционной формы обучения в университете.
Итак, основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает общения или эмоциональное взаимодействие между преподавателем и студентами, а также между самими студентами. Разработка и реализация различных механизмов компенсации социально-эмоциональной неудовлетворенности процессом взаимодействия в системе преподаватель-студент и студент-студент может существенно повысить результативность дистанционного обучения. Этому может способствовать внедрение программ, с помощью которых возможно живое интерактивное общение преподавателя и студента.
Литература:- Околесов О. П. Системний підхід до побудови електронного курсу для дистанційного навчання // Педагогіка.-1999.-№ 6.
- Полат Е. С. Петров А.Є. Дистанційне навчання: яким йому бути? // Педагогіка.-1999. — № 7.
- Підкасистий П.І. Тищенко О. Б. Комп’ютерні технології в системі дистанційного навчання // Педагогіка.-2000.-№ 5
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционная форма обучения, традиционная форма обучения, студент, преподаватель, процесс обучения, образовательный процесс, ARCS, ARSC.
moluch.ru
Дистанционное обучение: достоинства, недостатки, вопросы организации
В статье рассмотрено развитие дистанционной формы обучения, проведен анализ возможностей осуществления дистанционного обучения через Интернет, выделены его преимущества.
В настоящее время в системе высшего образования РК есть четыре основные формы обучения: очная, вечерняя, заочная и дистанционная. Дистанционное образование реализуется с помощью трех технологий (или вариантов их сочетания). В первом случае речь идет о создании неких кейсов, которые виртуально или реально должны быть переданы студентам для изучения и проработки. Это могут быть диски с аудиозаписями или раздаточные материалы на электронных (реже бумажных) носителях, которые дают возможность слушателям вникнуть в основную суть изучаемого вопроса, чтобы впоследствии продолжить работу с помощью виртуальных библиотек. Промежуточные аттестации в этом случае проходят в форме сдачи рефератов (в электронном или бумажном виде) и онлайн-экзаменов с применением специальных программ типа ICQ [1]. Подобные технологии позволяют достигать больших результатов при обучении по сугубо гуманитарным специальностям (культурологии, истории, философии и т.д.), которые менее всего сочетаются с тестовыми методами контроля и подразумевают сдачу промежуточных аттестаций в форме вопросов и ответов (в режиме он-лайн).
Второй вариант реализации дистанционного обучения заключается в использовании телекоммуникационных технологий – каналов спутникового или цифрового телевидения, которые позволяют студентам не только слушать, но и смотреть лекции преподавателей и специалистов, а также изучать разнообразные видеоматериалы, предусмотренные программой. В этой образовательной нише есть свои вузы-лидеры, транслирующие образовательные программы на собственных частотах. Такой подход чаще всего сопровождается разнообразными видами онлайн-аттестаций и оказывается продуктивен при изучении дисциплин, предполагающих получение студентами и зрительной, и аудиоинформации.
И последняя, на сегодняшний день самая перспективная технология, представляет собой использование возможностей Интернета. Для реализации обучения с применением интернет-технологии вуз организует специальный портал, через который студенты в любое удобное для них время не только получают доступ к учебно-методическим материалам, но и проходят все виды промежуточной аттестации. Кроме того, некоторые учебные заведения практикуют участие своих обучаемых и преподавателей в Web-конференциях, использование форумов и чатов (где студенты могут обсуждать различные интересующие их вопросы), а также тренинги на виртуальных эмуляторах в ходе практических или лабораторных работ [2].
Анализ возможностей осуществления дистанционного обучения через Интернет позволяет выделить следующие его преимущества:
- гибкость, возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
- параллельность – параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства; возможность постоянного повышения своего образовательного уровня, перехода к непрерывному образованию в течение всей жизни. Социальное равноправие; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого, относительная анонимность компьютерного общения позволяет высказываться людям, которые теряются в ситуациях непосредственного общения, и приводит к тому, что вклад учащегося определяется только по его достижениям, без всякого влияния «внешних культурных признаков» [3].
Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои недостатки:
- ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются;
- дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «вживую»;
- успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями;
- существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ;
- в некоторых случаях в сельских областях все ещё затруднён доступ к Интернет, это справедливо и для некоторых категорий инвалидов;
- снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений;
- методические требования, предъявляемые к учебно-практическим пособиям, ограничивают возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал, который в отсутствие преподавателя полностью берет на себя функции управления образовательным процессом.
Исследовательские работы по сравнению дистанционного обучения с традиционным контактным показали, что дистанционное обучение может быть таким же эффективным, как и традиционное при использовании методов и технологий, обеспечивающих взаимодействие обучаемых между собой, обратную связь между педагогом и обучаемым, активность обучаемого на всех этапах познавательной деятельности.
Литература
- Хуторской А. На урок к дистанционному учителю. О всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года» // Мир Internet. – 2000. – № 8. – С. 26-29.
- Триндаде А.Р. Информационные и коммуникационные технологии и развитие человеческих ресурсов // Дистанционное образование. – 2000. – № 2. – С. 5-9.
- Интернет-журнал «Эйдос». – 2001. – 20 марта. – http://www.eidos.ru/journal/2001/0320.htm.
Фамилия автора: Ю.А. Мальцева
articlekz.com
В настоящее время дистанционное образование уже прочно вписалось в систему российского образования и стало отдельным, невероятно востребованным стандартом. Следует отметить, что огромная часть населения считает дистанционное обучение большим благом, особенно это касается тех, кто в силу разнообразных мотивом не может позволить себе воспользоваться очным обучением. Примечательно, что в этой форме преподавателю удаётся сохранить не только результативность, но и всесторонность обучения, использовать огромное количество методов и приёмов, которые уже доказали свою эффективность. Всё это становится возможным благодаря развитию современных технологий, в частности компьютеризации и развёртывании сети интернет. Достоинства дистанционного обученияНесомненно, у удалённой формы образования имеется масса достоинств. Вот их сокращённый перечень.
Недостатки дистанционного обученияНесмотря на неоспоримые достоинства, идеализировать систему дистанционного обучения, конечно же, не стоит. У неё имеется целый ряд недостатков, которые нужно учесть и, по возможности, свести к минимуму.
На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование – не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей стороны. |
mobiro.org
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Содержание
Введение
. Сущность дистанционного обучения
. Принципы организации дистанционного обучения
. Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Практически все сферы жизни современного человека существенно изменились под влиянием компьютерных и информационных технологий. Сфера образования не стала исключением, поскольку информатизация образовательного процесса в РФ – это один из важнейших механизмов, затрагивающий основные направления модернизации всей образовательной системы. Вследствие этого наряду с традиционными формами образования появилась новая форма обучения – дистанционная, основанная на современных информационных и коммуникационных технологиях, позволяющая не только учиться, а и повышать квалификационный уровень ее пользователей. Дистанционная форма обучения является результатом эволюции традиционного образования, что привело к появлению электронной доски и компьютерных учебных систем, которые содержат в себе электронные учебники и программы, предназначенные для пользования виртуальной аудиторией. В свою очередь, виртуальный курс лекций разрешает сократить или удлинить время обучения по своему усмотрению. В современном мире «обучение на расстоянии» возможно в любом месте, где есть компьютер. А материал легко структурировать в соответствие с требованиями, которые выдвигаются к студентам любого высшего учебного заведения. Сам же студент может заниматься в любое удобное для него время в зависимости от индивидуальных потребностей.
Считается, что дистанционное обучение через Интернет представляет собой логическое продолжение опыта заочного обучения, но уже на качественно новом уровне. Практика показывает несколько иную ситуацию: единственное, что объединяет традиционное заочное обучение и классическую форму дистанционного обучения на основе Интернет-технологий – это отсутствие очного общения между преподавателями и студентами. И прежде чем делать выводы о преимуществах или недостатки дистанционного образования, следует выяснить его сущность, основные принципы и закономерности.
1.Сущность дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это обучение, в основу которого положен принцип пространственной и временной отдалённости преподавателей и студентов друг от друга, а сам процесс обучения осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. Основная цель данного вида обучения расширение возможностей для людей, желающих сменить, или приобрести новую профессию.
На сегодняшний день принято выделять шесть форм дистанционного обучения:
экстернат;
Вузовское образование;
обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных учреждений;
учёба в специализированных заведениях дистанционного обучения;
автономные учебные системы;
неформальное, интегрированное образование на основе мультимедийных курсов.
При этом объединяются разные технологии: педагогическая, информационная и нередко андрагогическая. Выделяют британскую синхронную модель дистанционного обучения и американскую асинхронную (популярна и в РФ)
Различают также иные вариативные модели дистанционного обучения, например, объединение очного и дистанционного обучения, корреспондентское обучение, интегративную модель традиционного и дистанционного обучения в ВУЗах, непосредственно дистанционное сетевое обучение (рис. 1), кейс-технологии и интерактивное телевидение.
Сначала элементы дистанционной формы получения знаний применялись в сфере дополнительного образования взрослого населения при заочном обучении еще до возникновения рынка образовательных услуг. Что же касается современности, то к реальному контингенту потенциальных студентов можно отнести тех, кто часто находится в командировках, военнослужащих, женщин в декретном отпуске, людей с физическими недостатками и тех, кто просто хочет получить дополнительное образование при нехватке времени. Такая ситуация объясняется рядом преимуществ технологии дистанционного обучения. Дистанционное обучение выступает как «активное», благодаря наличию мультимедийных материалов, сетевой системы обучения, в т.ч. с наличием модулей самостоятельной оценки знаний и интерактивного объяснения малопонятного материала. Возможность контакта между преподавателем и студентом может обеспечиваться путем создания электронных коммуникаций, например, проведения видео-конференций.
Рисунок 1
Схема модели дистанционного обучения
В конце концов, изменения происходят во всех элементах педагогической системы, и в основу содержания образовательного процесса ложиться не логика науки, а профессиональные задачи. Эти изменения являются довольно закономерными, ведь главным критерием при получении образования становится критерий поиска именно тех знаний, которые отвечают будущий профессиональной деятельности и способны помочь в решении конкретных профессиональных задач. Дистанционное обучение позволяет изменить сам принцип подачи материала. Преподавание не ограничивается одной дисциплиной, но возможно также формирование интегрированных программ, позволяющих подготовить более компетентного специалиста.
Тем не менее, это не означает, что фундаментальные знания отсутствуют в дистанционном образовании. Они остаются, но подаются иначе, а именно: знания даются – не «про запас», а с учетом актуальных потребностей и проблем, возникающих во время работы. На первое место выходят универсальные (методологические) знания, разрешающие проектировать и прогнозировать.
Таким образом, главные характеристики дистанционного образования с точки зрения психологии и педагогики включают:
асинхроность и гибкость занятий;
модульность;
массовость;
интерактивное общение и вариативность каналов коммуникации;
совокупность знаний и ориентацию на самостоятельность студентов, на мотивацию обучения;
широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет;
оперативность учебного процесса.
Вследствие этого изменяются требования к методам и формам обучения, а также к функциям преподавателей, их профессиональной подготовке. Преподаватель-консультант (тьютор) дистанционного обучения должен отвечать за содержание учебно-методических материалов по своей дисциплине или дисциплинам. Тьютор осуществляет методическое руководство учебным процессом, отвечает на вопрос студентов и проводит проверку результатов их тестирований по дисциплинам. Студент, который обучается по данной технологии, имеет право задавать преподавателю вопросы, возникшие у него во время изучения каждого раздела курса, и отсылать их по электронной почте или иным способом. Тьютор обязан не позднее чем через три дня прислать ответ.
Анализируя компоненты дистанционного обучения, касающиеся учебного заведения, можно определить структуру сетевой системы. В неё должны входить:
учебный материал, подаваемый не только в виде программ, задач, контрольных и выпускных работ, но и научно-практической помощи. Студент должен быть обеспечен набором фундаментальных печатных учебников и учебных пособий, гипертекстовых мультимедийных программ, записанных на СD-RОМ;
дополнительные материалы могут включать подготовленные преподавателями лекции по дисциплинам, которые можно передать через сеть, или обзорные (наглядные) иллюстрированные видео-лекции по дисциплинам курса, тесты, опросники;
коммуникации в различном режиме, советы преподавателей относительно выполнения курсовых, дипломных или иных итоговых работы (рис. 2).
К наиболее важным компонентам дистанционного обучения можно отнести возможность рассмотрения ситуаций, близких в действительности, создание условий для самореализации студентов, раскрытия их потенциала, систематичность процессе обучения, индивидуальность подхода. Тем не менее, при разработке учебно-методической базы для дистанционного обучения не следует пренебрегать таким компонентом, как психологические особенности личности, которые являются основой учебно-познавательной деятельности и влияют на качество дистанционного обучения.
Электронные версии учебников, которые стали основанием для создания дистанционных курсов, как и традиционные учебники, не решают проблемы самостоятельной деятельности студентов при получении знаний. Эти программные продукты только создают виртуальную учебную среду, в которой и осуществляется дистанционное обучение. Но здесь возникают проблемы психологического характера, например неопытность, отсутствие навыков самообразования, недостаточное волевая саморегуляция, влияние групповых установок и т.п.
Рисунок 2
Компоненты системы дистанционного обучения
Поэтому при разработке программ дистанционного обучения важно тщательно распланировать занятия, включая организацию каждого из них с постановкой целей и задач обучения. Студенты должны понимать назначение предложенных курсов. Нужно учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышление, внимания, возрастные особенности студентов. Важным фактором в процессе дистанционного обучения является обратная связь между преподавателем и студентом. Ее суть заключается в том, что в межличностном общении процесс обмена информацией усложняется и возникает проблема появления коммуникативного барьера. Если это случается, то информация подаётся в искажённом виде, что приводит к тому, что появляется угроза перерастания когнитивного барьера в барьер отношений, переходящий в чувство недоверия и враждебности по отношению к информации и ее источнику.
Следовательно, для максимально эффективной психологической атмосферы важны личные качества преподавателей в системе дистанционного обучения.
2.Принципы организации дистанционного обучения
Рассматривая сущность дистанционного обучения, нельзя не принимать во внимание ряд его принципов, среди которых следует выделить:
принцип деятельности, который означает, что все материалы должны касаться основных видов учебной деятельности и базироваться на реальных операциях, давая возможность применять собственный опыт студента для их решения;
принцип формирования поддерживаемой дружеской среды, позволяющий снимать психологические барьеры страха перед знаниями и тревоги. Вместо них формируется чувство безопасности и уверенности в себе, что в итоге оказывает содействие внутреннему раскрепощению студента;
принцип личностно-опосредованного взаимодействия заключается в том, что своевременный мониторинг учебных потребностей и успехов студента, оказывает содействие усовершенствованию его креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей;
принцип открытого коммуникативного пространства сопровождается применением графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов. Принцип подразумевает обсуждение результатов деятельности студентов и развитие индивидуального творческого подхода в учебной работе;
принцип интерактивности отражает закономерности не только контактов студентов с преподавателями, но и студентов между собой (в случае групповых занятий), что оказывает содействие интенсивности учебного процесса,
принцип стартовых знаний рассчитан на предыдущую подготовку студентов, которая будет оказывать содействие быстрому и лёгкому усвоению новой информации за счет активизации приобретённых умений и навыков;
принцип индивидуализации, для выполнения которого проводится входной и текущий контроль, позволяющий разработать индивидуальную учебную программу,
принцип идентификации является общим мероприятием безопасности, направленным на устранение «фальсификации» обучения. Одним из его технических средств выступает видео-конференц-связь;
принцип регламентации обучения вводит временные ограничения для обучения и самостоятельной работы студентов,
принцип отбора информационных средств обучения позволяет ставить и решать актуальные задачи педагогики, андрагогики, развития человека, его интеллектуального и творческого потенциала, учитывая все компонента обучения: цель, а также иные элементы, включая формы и средства образовательного процесса, содержание обучения;
принцип обеспечения открытости и гибкости обучения снимает ограничения по возрасту начального образовательного ценза с целью обучения в виде собеседований, анкетирования, тестирования и т.п.
Учитывая указанные выше принципы, можно сделать вывод относительно преимуществ, эффективности и действенности дистанционного обучения. Студенты ощущают необходимость дальнейшего обучения, обретают возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объёме, который подходит непосредственно им. Эффект зависит от того, насколько регулярно занимается студент. Последовательное выполнение контрольно-диагностических задач и выпускной работы, поддержка со стороны преподавателя-координатора обеспечивает планомерное усвоение знаний.
Главными преимуществами дистанционного обучения при этом становятся:
возможность образования широких слоёв населения;
гибкость при выборе времени, места обучения и типа учебного заведения;
наличие индивидуального подхода с учетом потребностей и психологических особенностей студента;
доступность и открытость обучения;
совмещение обучения и профессиональной деятельности,;
возможность самореализации для студентов и преподавателей;
объективность оценки знаний, проводимой при помощи специальных программ;
улучшение познавательных навыков студентов, развитие самостоятельности, творческого и интеллектуального потенциала (табл. 1).
дистанционный обучение педагогика
Таблица 1
Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения
Вид обученияТрадиционное обучениеДистанционное обучениеМатериалы обученияЛекции КонференцииМультимедийные учебники Виртуальное общениеПрактические занятияЛабораторные занятия Семинарские занятия Курсовые работы (проекты) Дипломные работы (проекты)Виртуальные тренажёры Интерактивные практики Задания для самостоятельного выполненияНавыкиЗапоминание и предсказывание информацииВыполнение текущих обязанностей, развитие творческого подходаКонтрольОпросы по теоретическому материалу Проверка заданий педагогом Контрольные работы Зачёты ЭкзаменыСтатистика: по работе с виртуальными материалами; выполнению заданий Тесты Автоматизированная проверка заданийДополнительные источники информацииПечатные издания Открытые образовательные ресурсы ИнтернетаГлоссарий Электронные издания Перекрёстные ссылки Предметные указатели Электронные каталоги Образовательные порталы
Психологическую основу дистанционного обучения составляет ряд мотивов у студентов:
познавательные – глубокий интерес к дисциплине или дисциплинам дистанционного курса, готовность к самостоятельному осмыслению материала, поиску знаний, желание применить и продемонстрировать уже имеющие знания, способности;
социальные – желание повысить свою квалификацию или получить новое образование, быть полезным обществу, занимать активную жизненную позицию;
ситуационные – необходимость повышения по карьерной лестнице, смена места работы, места жительства, изменение семейного положения и т.д.;
сопутствующие – неудовлетворённость традиционными методиками обучения, нехватка времени;
репродуктивные – желание применять знания на практике;
коммуникативные – потребность в общении с опытным преподавателем, в практических советах и рекомендациях.
Если познавательные и социальные мотивы слабо выражены или отсутствуют, то, скорее всего, потенциальный студент не готов к дистанционному обучению. Поэтому преподаватель или психолог в системе дистанционного обучения перед началом занятий должен определить степень готовности человека к такому виду обучения. Целесообразным является построение психологического профиля студента. В профиле учитываются интеллектуальные, рефлексивные, познавательные, личностные, мотивационные и коммуникационные качества студента. Среди мотивационных качеств изучаются потребности, интересы, установки, идеалы, переживания студента. Для этого могут использоваться различные методики, например, «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна, «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» Т. Элерса, «Направленность личности» В Смекала и др.
3.Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения
Эффективность дистанционного обучения выражается чаще всего в свободной возможности совмещать обучение с работой. Ведь, как правило, для студента очень важно, чтобы его профессиональная деятельность не прерывалась. Если обучение не занимает слишком много времени, не является слишком трудоёмким, то большинство работающих студентов смогут охарактеризовать его, как эффективное. Сегодня выпускники, учившиеся дистанционно, выше оценивают престиж полученной профессии. Иногда они тоже испытают трудности, но и бывают наиболее успешными и лучше адаптированными в профессиональной сфере. Вместе с внедрением дистанционного обучения возрастают качественные характеристики специалистов, которые отличаются лишь позитивными чертами – быстрая адаптация в коллективе, уверенность в себе и своих силах, умением заниматься самообразованием.
В научной литературе нет чётко очерченных критериев эффективности дистанционного обучения, однако, проанализировав некоторые источники, мы пришли к выводу, что ими могут быть: информативность содержания обучения; гибкость обучения; технологическое состояние системы обучения; адаптивность программ для различных категорий учащихся, например для людей с особыми потребностями; доступность и экономичность обучения, в т.ч. по отношению к традиционному образованию; конечное качество подготовки специалистов. Общая оценка эффективности может быть выведена как сумма оценок по перечисленным критериям.
При этом на конечную эффективность обучения влияет ряд факторов: организация процесса обучения по выбранной модели, выбор средств и методов, информационно-коммуникационных технологий, профессионализм преподавателя, эффективность управления обучением (рис. 3).
Взирая на все преимущества, нельзя пренебрегать отрицательными сторонами дистанционного обучения, ведь устранение отдельных недостатков оказывает содействие усовершенствованию системы в целом. При этом следует отметить собственно отсутствие очного общения учителя и ученика, что, в конце концов, влияет на индивидуальность подхода в обучении. Студенты не всегда самодисциплинированы, сознательны и самостоятельны, что необходимо при дистанционном обучении. Если при традиционном обучении достаточно присутствия студента на занятиях, то для дистанционного образования нужна хорошая техническая оснащённость, которая будет оказывать содействие постоянному доступу к источникам информации. Недостаток практических занятий и отсутствие постоянного контроля тоже можно отнести к отрицательным моментам. При дистанционном обучении технических специалистов возникают и проблемы методического характера. Например, при обучении и повышении квалификации инженеров возникает потребность демонстрации выполнения процесса. Единственный выход при дистанционном обучении – анимация. А это невозможно при плохом техническом обеспечении. Отсутствие технической базы служит причиной проблемы проведения экзаменов в режиме «он-лайн» ведь студент для ответа на экзаменационные вопросы может пригласить за компьютер своего друга – отличника.
Рисунок 3
Факторы, влияющие на эффективность дистанционного обучения
Нужно также указать низкую теоретическую обоснованность проблемы дистанционного обучения. Это сказывается в отсутствии чётких целей обучения и необходимых начальных требований к студенту, для работы в этой системе; слабом уровне системы контроля его знаний; отсутствии требований к содержанию дистанционных курсов и учебно-методическому обеспечению; отсутствии централизованного планирования и чёткости в оперативном регулировании процесса развития учебно-методического комплекса в информационном направлении; слабом экономическом механизме стимулирования учебной и научно-методической активности преподавателей в сфере инновационных учебных технологий; неразвитой базе нормативных документов и отраслевых стандартов, которые определяют состав и содержание учебно-методического комплекса дистанционного обучения; склонности к традиционным технологиям обучения и компьютерофобии части профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
Таким образом, к числу главных недостатков дистанционного обучения можно отнести:
отсутствие и студентов навыков самостоятельной работы и как результат неэффективное использование времени занятий;
неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной (чаще домашней обстановке), повышенная отвлекаемость и рассеяность внимания студента;
возможные технические неполадки в системе дистанционного обучения;
периодическая невозможность получить мгновенную консультацию преподавателя;
направленность на людей старшего возраста, низкая эффективность при обучении подростков и молодежи (табл. 2).
Подобные недостатки обусловлены рядом проблем, сложившихся в системе дистанционного обучения нашей страны:
терминологические проблемы – отсутствие чёткого психологического и педагогического обоснования дистанционного обучения, ориентация сугубо на техническую сторону, недостаток методик психолого-педагогического сопровождения «обучения на расстоянии»;
юридические проблемы – неразвитость нормативно-правовой базы дистанционного обучения, недостаточное количество специализированных учебных заведений;
Таблица 2
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
ПреимуществаНедостаткиДоступность и гибкость обучения, возможность обучения различных слоёв населенияНизкая эффективность из-за отсутствия навыков самостоятельной работы у студентовИндивидуальный подход в обучении, открытость обученияОтсутствие прямого контакта, «живого общения»Освещение образования и профессиональной деятельности, карьерный ростНаправленность на людей старшего возраста, низкая эффективность при обучении подростков и молодежиОбъективность оценки знаний и навыков студентовТехнические неполадки, искажение информацииСамореализация студентов и преподавателей, развитие познавательных навыков, использование мотивацииНеумение сосредоточиться на обучении в неофициальной, отсутствие коллектива, недоразумения с преподавателем
технико-методологические проблемы – игнорирование психологических законов восприятия и усвоения информации с использованием мультимедийных средств разной модальности: текст, рисунки, анимация, звуки, музыка, различные языки;
методические проблемы – сложность разработки электронных вариантов традиционных учебных материалов, прежде всего, учебников и практических пособий.
Отдельно следует охарактеризовать психологические проблемы дистанционного обучения, содержащие четыре аспекта:
психологический барьер при пользовании компьютерными технологиями, сетью Интернет, возникающие преимущественно у людей старшего возраста;
отсутствие коллектива, ощущение одиночества и коммуникативного барьера с преподавателями;
возможность недоразумений между преподавателем и студентов при искажении информации;
нарушение личной саморегуляции студента или преподавателя, пониженный внутренний локус контроля, низкий уровень целеполагания, неумение планировать своё время и деятельность и т.д.
Для решения этих проблем необходимо общее повышение уровня информационной и компьютерной грамотности населения, начиная со школы и др. заведений традиционного образования, создание специальных Интернет-конференций, форумов, которые бы гарантировали относительное «живое» общение групп студентов. Также необходимо сотрудничество традиционного и дистанционного обучения, сотрудничество преподавателей и студентов с использованием широкой терминологической и методологической базы психологии, педагогики, андрагогики.
И, несмотря на все эти проблемы, дистанционное обучение очень цениться психологами и педагогами. Но полная замена традиционных систем образования аналогичными – дистанционными пока вызывает некоторую насторожённость. Но бесспорно одно, студенты, обучающиеся дистанционно, более адаптированные к внешним условиям, ответственно и активны, а значит более успешные в современном деловом мире.
Заключение
Динамичность экономичных и социокультурных процессов в обществе обуславливает изменения в сфере образования. А развитие информационных технологий привело к появлению дистанционного обучения, в ходе которого происходит обучение на расстоянии, когда нет прямого контакта между преподавателем и студентом, а контакт обеспечивается при помощи информационно-компьютерных технологий.
Дистанционное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, но главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации (мультимедийные материалы, электронные учебники, онлайн-, и видео-конференции, использование ресурсов сети Интернет и пр.).
Базируясь на психологии и методике самостоятельного обучения, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков. Среди его положительных сторон: доступность, массовость, открытость образования, возможность обучения без отрыва от работы, индивидуальный подход и гибкость графика занятий, оперативность учебного процесса, возможность самореализации студента и развитие его познавательных навыков.
В то же время дистанционное обучение характеризуется рядом недостатков: низкой эффективностью из-за отсутствия навыков самостоятельной работы у студентов, недостатком «живого» общения, коллектива (особенно в асинхронной модели), возможностью искажения информации, недоразумений в связи с удалённостью участников образовательного процесса.
Но в целом не взирая на ряд юридических, методических и психологических проблем, дистанционное обучение является весьма эффективным и перспективным. Для дальнейшего его развития в нашей стране необходимо: сформировать методологическую базу, организационно-управленческую структуру дистанционного образования, разработать нормативно-правовой аппарат, развивать теоретические, научно-психологические подходы в сотрудничестве с системой традиционного образования. И, конечно же, необходима финансовая поддержка материально-технической базы дистанционного образования.
Список использованной литературы
1.Абдуллаев С.Г.. Абасова С.Э. Проблемы оценки эффективности дистанционного обучения // Информационные технологии моделирования и управления. 2009. № 4 (56). С. 484-492.
.Алфёрова М.А. Проблема самоорганизации личности в системе дистанционного обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. № 12. С. 50-55.
.Бакалов В.П. Крук И.П., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая линия – Телеком, 2008. – 108 с.
.Биккулова Г.Р. Дистанционное обучение в России // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 4. С. 4-13.
.Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 58-63.
.Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – М.: Феникс, 2009. – 320 с.
.Капов В.А. Дистанционное обучение: подходы и проблемы // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 1. С. 29-30.
.Поночевная И. Дистанционные образовательные технологии как способ обеспечения профессионализации для современного преподавателя и студента автор // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. – М.: ЭСЭПиМ, 2011. – 292 с.
.Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 294 с.
.Тьюторство. Самоопределение в контексте современности. Под ред. С. Сироткина. – Ижевск.: Изд-во Удмуртского государственного университета, 2011. – 164 с.
diplomba.ru
Преимущества и недостатки дистанционного обучения | Учебный блог
В последние годы дистанционное обучение стало очень популярным способом получения образования. Если Вам нужен школьный аттестат, сертификат о прохождении специализированного курса или даже университетский диплом, то все это Вы можете с удобством получить без необходимости посещения обычных занятий в образовательных учреждениях.
У данного вида обучения есть множество достоинств. Давайте более подробно рассмотрим некоторые их них.
В отличие от обычного образовательного процесса, дистанционное обучение предлагает Вам больше свободы и гибкости, т.к. оно экономит для Вас время и деньги. При таком виде обучения Вам уже не придется каждый день ездить туда и обратно на занятия в школу или университет. Вы будете иметь более широкий выбор программ для обучения, которые лучше всего отвечают Вашим предпочтениям и/или профессиональным интересам. Также большим преимуществом является то, что Вам не придется бросать свою работу, т.к. учебный процесс не будет нарушать Ваш обычный рабочий график.
Как правило, онлайн программы часто обходятся значительно дешевле традиционных, поэтому Вы сэкономите много денег, если выберете такой вид получения образования.
Дистанционное обучение является отличным выбором для студентов с ограниченными физическими возможностями, которые не имеют возможности регулярно посещать обычные учебные заведения. Кроме того, если Вы очень стеснительный по натуре человек или имеете проблемы с речью, то онлайн курсы могут стать для Вас отличной альтернативой по сравнению с обычными классными занятиями.
Также дистанционное обучение дает Вам возможность самому составлять свой график учебных занятий. Может оказаться, что Вы хотите получить повышение на работе, сменить профессию или просто получить знания в новой для себя области. Это означает, что Вам потребуется дополнительное образование, для получения которого необходимо выделить время. Но в современных условиях жизни это очень сложно осуществить, если Вы собираетесь регулярно посещать учебные занятия. Именно в такой ситуации онлайн образование может решить эту проблему для мотивированных и целеустремленных людей.
Теперь обратим внимание на недостатки дистанционного образования. Одним из главных из них является то, что Вам придется работать самостоятельно. Другим важным недостатком считается отсутствие живого общения и взаимодействия с другими студентами и преподавателями, т.к. у Вас не будет возможности сидеть в аудитории, слышать их вопросы и ответы, участвовать в обсуждениях. Степень влияния этой проблемы на учебный процесс во многом зависит от программы, которую Вы изучаете. Поэтому при выборе формы обучения этот фактор может сыграть важную роль, когда Вы будете принимать окончательное решение.
В заключение отметим, что дистанционное обучение продолжает набирать популярность по сравнению с традиционным образованием, что свидетельствует о перевесе достоинств этого вида обучения над его недостатками.
xn--80ablbaanka7beun6ae4de9e.xn--p1ai