Домашнее обучение — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2018; проверки требуют 2 правки.Домашнее обучение (Обучение на дому, разг. Надомное обучение, надомка) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе (промежуточная), а также обязаны пройти итоговую аттестацию[1].
Домашнее обучение — самая древняя форма получения образования, которая появилась задолго до первых школ. На протяжении многих веков домашнее обучение было единственным способом получить образование. Изначально эта форма была доступна лишь обеспеченным семьям, у которых было время обучать собственных детей или средства нанять преподавателя. Впрочем, к домашнему обучению можно отнести и передачу основных навыков ведения домашнего хозяйства, и обучение ремёслам.
В Древней Греции домашние педагоги были ещё и воспитателями-наставниками, которые обсуждали с юношами (девушки образования не полу
ru.wikipedia.org
Домашнее образование. Опыт одной семьи
- Юлия Весна
- Сертифицированный консультант по профессиональной самореализации.Креативный хаотик, мама троих детей на семейном обучении, сертифицированный коуч и бизнес-тренер.Создаю сама и помогаю другим создавать достижения в жизни и бизнесе.
1 сентября 2014 года наши дети не пошли в школу, у нас был обычный день! Мы с удовольствием смотрели репортажи с чужих школьных линеек и радовались тому, что мы теперь « не с ними». Такое странно ощущение. Ведь «все в школу ходили и ходят».
Одним из важных показателей правильности принятого решения был случай в магазине «Metro» за две недели до начала учебного года.
Мы со старшим приехали за продуктами и едва вошли в магазин, сразу поняли — скоро 1 Сентября. С первых шагов мы наткнулись на парты, стулья, тележки с тетрадями, дневниками и прочими школьными принадлежностями. Все, что могло и не могло понадобиться ученику — все это кричало и пестрело на полках магазина.
И в первые же минуты мы с Егором были ошарашены давлением этого факта. Оба почувствовали что-то странное. Егора передернуло: «Как хорошо, что теперь мне не надо идти в школу». И тут я «расшифровала» то, что почувствовала: «Мы — вне системы». Это было и страшно, и сладко. Как будто ты сказал кому-то старшему, что теперь ты взрослый и будешь выбирать сам.
Конечно, принятому решению и началу нашего эксперимента предшествовало много событий, мыслей и даже неожиданных совпадений — выбор нового образа жизни, системы обучения, страхи, осуждение и поддержка знакомых и друзей.
Но об этом я напишу отдельную заметку — вторую часть нашего «Романа о домашнем образовании».
А сейчас предлагаю вам окунуться в первую часть, описывающую захватывающее приключение под названием «Чего мы не знали об обучении!?».
Итак, исходные данные.
Дано. Семья, трое детей. Старшему сыну 12 лет, среднему — 6,5 лет, дочке — 2,5 года.
Старший сын, шестиклассник, переведен на домашнее обучение с сентября 2014 года. Средний мог пойти в школу, в первый класс, так и планировалось до определенного времени. Но не пошел. Для старшего это год эксперимента, для среднего и для нас — скорее год исследования самого процесса — сможем/не сможем, получится/не получится, понравится/не понравится.
В качестве системы обучения мы выбрали Экстерн-офис. «Система» — потому что это реальная система, для учеников и родителей — сайт. Именно через него происходит все формальное взаимодействие в части сдачи тестов, экзаменов и подготовки к ним. Система практически не содержит методические материалы, зато содержит итоговое представление о том, что должен знать ребенок по такому-то предмету за такой-то класс. Представление это сформировано в вопросах, ответы на которые ребенок должен знать, закончив обучение по определенной теме предмета. Например, предмет География, содержит 2 главы, каждая глава — 4 темы. По каждой теме необходимо сдать тест (в среднем 5-7 вопросов в зависимости от предмета), затем — тест по каждой главе, затем итоговый тест по предмету и, наконец, годовой тест по предмету. Все вопросы и ответы доступны ученику для подготовки.
После регистрации в системе и оформления всех необходимых документов, нам создали рекомендованное расписание. Выглядит оно так:
Еще одна версия расписания выглядит так:Именно эта версия и показывает нам последовательность изучения предметов.
Ужас, ужас…или «Мой лучший в жизни План реализации проекта»
Именно ужас и паника меня охватили, когда я увидела расписание. Я немного представляла себе наш процесс обучения и принципы, на которых он будет построен, но одно дело представлять и другое — начать это делать. Часть принципов обязательны как часть системы обучения, часть принципов — наши собственные решения в рамках выбранной системы обучения.
Основные принципы:
- мы изучаем предметы последовательно — не все сразу, а всего несколько одновременно;
- экзамен сдается по предмету в установленное расписанием время и сразу за всю годовую программу. После сдачи годового экзамена предмет по программе больше не изучается, но в случае желания и интереса ему можно уделять свободное время;
- у нас нет учебников по предметам, мы делаем учебники сами;
- пожелания Егора к процессу обучения — интересно, просто, понятно;
- у нас год эксперимента и нам важно прочувствовать процесс, наш результат года — это принятое решение — продолжаем ли мы учиться в таком формате;
- любая оценка, позволяющая считать, что предмет сдан — является результатом обучения,
- родитель — НЕ учитель, родитель — это поддержка, сопровождение и помощь,
- Егор должен научиться «учиться самостоятельно».
Главное — без паники, подумала я и мы с сыном сели Планировать. Мне было важно привлечь Егора к этому процессу. Я понимала, что какие-то решения мне придется принять за Егора, но готова была быть гибкой и внимательно наблюдать за его реакциями, вносить изменения в программу и доверять ему.
Конечно, еще летом, готовясь к началу процесса домашнего обучения, я активно изучала тему планирования, тайм-менеджмента и всего, что связано с эффективностью. Вспомнила свой менеджерский опыт, подняла написанные раннее тренинговые программы, вспомнила проекты и людей, с которыми работала в части планирования и мотивации. Больше всего меня волновала именно мотивация.
Все лето я была увлечена книгой Ричарда Гуара и Пэт Доусон «Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал».
Некоторые подходы, которые я там нашла, очень помогли.
Итак, мы решили распланировать четыре предмета. Глядя на первое расписание, я сделала вывод, что на какие-то предметы, воможно, потребуется больше времени.
В качестве источника основных знаний мы выбрали сайт с видео-уроками interneturok.ru. Это такая замена учебникам — видео-лекции по всем предметам за любой класс. Плюс для меня — понимание объема материала, который нужно изучить за короткий промежуток времени.
Мы взяли количество тем по каждому предмету, количество дней на изучение и распланировали, какое количество тем в день Егору необходимо проходить. Понятие «пройти тему» для нас включало следующее:
- смотрим видео-урок,
- составляем визуальный образ темы (зарисовываем и записываем кратко основные понятия и важные даты/имена и т.д.), один урок — один лист. Для каждого предмета завели обычную толстую тетрадь в клетку А4. Уроки зарисовывали горизонтально. Фактически это первый шаг к скетчам. Таким творческим наброскам, которые призваны отразить суть, содержание, визуальными образами и шрифтами.
- проходим тест по уроку. Стикерами оставляем отметку на листе как результат теста. Зеленое яблоко — отлично, не больше одной ошибки, красное яблоко — более двух ошибок.
Затем предполагалось, что мы заходим в систему «Экстерн-офис» и сдаем необходимые промежуточные тестирования по темам.
План есть — начинаем
В сентябре еще не были решены формальные отношениями со школой (ребенок на домашнем обучении все равно должен быть прикреплен к какой-то школе, где он будет проходить аттестации и где будет храниться и вестись его личное дело. На тот момент «Экстерн-офис» искал для нас возможность прикрепления к московской школе), но уже решили начать заниматься.
География. Предмет Егору был интересен, он быстро схватывал, хорошо запоминал и все пошло легко. В день у нас было по четыре темы, потому что именно этот предмет мы должны были освоить первым за месяц годовая программа — за месяц!!! мама в панике :). Несколько дней мы заложили на подготовку к тестам.
Математика. По видеоурокам ни я, ни Егор ничего не понимали. В этот период я сидела рядом с Егором во время его занятий. Мне важно было, чтобы он понимал то, чему учится. А он не понимал. Если я не учитель и допускаю, что могу не знать всего, что сейчас проходит Егор — подумала я, тогда будем искать подходящие формы объяснения вместе.
Именно в этот период я, например, сделала открытие, что в интернете полно, именно ПОЛНО ресурсов, роликов, упражнений, симуляторов и прочих инструментов, которые сделали, сняли, подготовили сами преподаватели по отдельным темам. И мы начали искать примеры, определения, видео и прочие материалы. И стали понимать. Оба. Это было круто!
Русский — тут все просто. Стало понятно, что часть тем из шестого класса Егору уже знакомы. Стали просто изучать предмет. Диктанты Егор начал сдавать сразу же. В системе это звуковые файлы, проигрывая которые, надо записать за диктором текст. Сама форма Егору очень нравится и все задания он выполняет с удовольствием.
Английский. Первое занятие. Я знала, что заниматься мы будем по ЛингваЛео. Но Егор начал паниковать, мучаться, буквально не могли начать. Выяснилось, что он не понимает язык, не любит эти уроки, боится. ЛингваЛео — это игровая форма изучения языка. Мы выбрали грамматику и я предложила Егору поиграть. Минут двадцать мотивировала. Узнала многое о том, что у него было связано с этим уроком в школе. Снова порадовалась принятому решению.
Поиграли. Егор попросил еще позаниматься. Ему понравилось. Это была моя маленькая победа и его Огромный Прорыв.
Так мы учились где-то месяц.
Я хотела максимально убрать все пересечения со школой из нашего процесса обучения. Плюс в мою задачу входило каким-то образом поддержать в начале, но все-таки перевести Егора на самостоятельные занятия.
Мы учились писать печатными вместо прописных, потому что в скетчах (заметках — уроках в учебниках, которые Егор делал сам) это смотрится симпатичнее. Учились не ставить оценки за тест, а найти альтернативу — «яблоки». Проявлять интерес и разбираться, если не понятно, искать источники информации, чтобы было понятно и т.д. Смотреть фильмы, интересоваться темой, если она увлекает, быть любознательным.
Мы все делали не так
Подходит время сдачи первого предмета. И я понимаю, что программы «Интернет-урока» и «Эстерн-офиса» сильно отличаются. И для того, чтобы сдать тесты (а их оказалось больше, чем я предполагала изначально), необходимо почти по новой пройти весь предмет. Снова паника. У мамы. А Егор спокоен. И как-то его спокойствие передалось мне. Оказалось, что ему нравится сдавать тесты по темам. Хотя все вопросы при тестировании открытые — то есть нет вариантов ответов, ему нравилось на них отвечать и видеть, как в системе ему засчитывают сданные темы.
Первый предмет Егор сдал на «отлично». Прыгал до потолка.
К этому моменту мы с ним уже разобрались в системе, поняли, что запросто можно пройти годовую программу по предмету за месяц и именно по этому принципу выстроена вторая картинка расписания. Ее и стали придерживаться. Последовательное изучение по всем предметам. Один предмет на изучении. На математику, русский и английский у нас времени достаточно, мы их временно и отложили. Время занятий стало протекать как-то совсем незаметно. Егору только надо напоминать, что надо позаниматься. Но мы, скорее, спрашиваем по факту. Сам Егор говорит, что учиться несложно. На форумах домашнего образования пишут, что программа в «Экстерн-офисе» сложнее, чем в обычной школе, склонна согласиться. Если сравнивать с «Интернет-уроком», мы уже знаем некоторые темы из седьмого класса. Но погружение в предмет позволяет освоить программу независимо от ее содержания.
«Интернет-урок» используем гораздо меньше, зато включили обучающие фильмы и ролики. Егор стал много рассказывать о том, что именно он узнал.
Когда началась «Биология», я просила Егора не сдавать без меня тесты — хотела помочь, проконтролировать и т.д., но он не послушался. Сдал один тест, второй и т.д. Годовой экзамен на «отлично». И ни дня я не сидела рядом с ним. Я была занята на проекте, а когда у меня было время, оказывалось, что Егор справляется сам. Так я поняла, что стоит больше доверять ему и пора уже перестать беспокоиться за то, за о чем даже он не переживает.
Сейчас у нас на подходе «История». Егор сам научился планировать темы, вопросы, тесты и экзамены. Он очень позврослел за эти полгода. А главное желание для него сейчас — это стать отличником и сдать все экзамены на «пять». В школе Егор был хорошистом.
Теперь у нас все по-другому.
Егор занимается сам и мы периодически обсуждаем с ним то, что он проходит. Я иногда нахожу документальные обучающие фильмы, которые мы с удовольствием смотрим все вместе или с мальчиками. Егор сам ищет материал, но иногда ленится и просто сухо проходит тему, а почему нет — ему просто не все интересно. Ярослав занимается с папой по часу в день и учится разным премудростям — читать, писать и решать примеры. Младшая — с няней. А мы с мужем работаем на проектах и привыкаем к новой жизни фрилансеров.
Я стараюсь по возможности обсуждать тему домашнего образования с заинтересованными и интересующимися знакомыми и друзьями. Пытаюсь увидеть со стороны, их глазами, те ограничения, которые, возможно мы не видим. Ищу новые аргументы для себя и проверяю теории на прочность.
Постепенно стали обращаться знакомые и мы начали составлять планы по переходу на домашнее обучение.
Так, благодаря Егору и парочке своих давних коуч-клиентов, я стала консультантом по планированию, помогаю другим планировать свою жизнь, позитивные изменения, перевод детей на домашнее обучение и другие важные проекты. Оказалось, что многие люди нуждаются в сторонней поддержке, мотивации, помощи в поиске своих способов счастливой жизни и достижения целей.
Я осознала, что нет единого правильного способа планирования, каждому нужен свой способ. У каждого свой ритм, свое ощущение времени.. Именно его я и помогаю искать.
Еще немного о роли родителя в домашнем обучении
Мы не передаем свои знания по предметам. Егор выбирает свой путь получения этих знаний. Наша задача — рассказать и показать, где и как их можно найти.
В какой-то момент Егор заскучал. Я дергалась и думала, что же придумать и как его развлечь. Муж уверенно сказал — оставь его на какое-то время, пусть научится развлекать себя сам. Пусть найдет свои увлечения и занятия. Мне было тяжело, я все время порывалась сделать что-то, чтобы сын не скучал. Прошло около трех недель. Егор решил сам приготовить котлеты, потому что нашел ролик на youtube, где снято как это делается. Теперь это его фирменное блюдо, которое отведали все гости и друзья семьи. Так же мы пробовали домашнюю колбасу, лепили пельмени и, я уверена, многое у нас впереди. Даже не знаю, что это будет, но это особенно интересно.
Когда Егор стал скучать по друзьям, он сам разобрался в Скайпе и соцсети ВКонтакте. Я еще злилась на мужа, за то, что он не хочет помочь Егору с регистрацией, а он уговаривал меня подождать. Теперь Егор говорит Ярославу: «Попробуй сделать это сам и ты научишься».
Мой папа когда-то говорил: «Главное — не знать, а знать, где узнать». Каждый день в нашей семье мы учим друг друга чему-то новому, так получается, главное — быть внимательными к этим урокам. За этим увлекательно наблюдать. Это именно тот навык, который, как нам кажется, поможет нашим детям в будущем УМЕТЬ И ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ.
Образование #Дети #Обучение
interesno.co
Домашнее обучение в России: как всё устроено
Домашнее обучение (хоумскулинг, от англ. homeschooling – домашнее обучение) популярно в США и Канаде, имеет там многолетнюю практику. В России домашнее обучение, хотя и закреплено законодательно, вызывает пока скепсис со стороны образовательных учреждений. И родителям приходится быть в буквальном смысле первопроходцами. Педагог-психолог и мама обучающегося дома ребенка Анна Девятка рассказывает о плюсах, минусах и нюансах домашнего обучения.
Зачем?
Мы начнем с того, что каждому родителю, который заинтересовался домашним обучением, важно четко понимать свои мотивы – какие задачи в семье хотят решить при помощи домашнего образования. Кто-то хочет дать своему ребенку лучшее образование, чем в школе, сократив часы общеобразовательных предметов, таких как музыка и рисование, и увеличив часы профильных предметов – например, физики, истории, биологии. Для кого-то из родителей остро стоит вопрос сохранения здоровья ребенка. И обучая его дома, они надеются избежать перегрузки. Кто-то с помощью семейного образования совмещает начало спортивной карьеры ребенка и обучение.
Какие виды домашнего обучения бывают
Учить ребенка дома решаются далеко не все хоумскулеры. В настоящее время можно выбрать государственную или частную школу, которая поможет вам придерживаться плана обучения по предметам.
Существуют очно-заочный вид обучения
Также можно перевести ребенка в обычной школе на заочное образование. В этом случае порядок обучения, предоставление домашнего задания и проверка выполненного, консультации с учителями – все эти нюансы проговариваются с администрацией выбранного учебного заведения, и в разных школах могут различаться.
Очная форма обучения в семейных школах подойдет для тех родителей, которые заинтересованы в более частом посещении школы детьми. Дети ходят в школу 3-4 раза в неделю. Такие школы позволяют получать образование в маленьких классах с тщательно сбалансированной учебной нагрузкой.
Правовая сторона
Домашнее обучение регламентируется законами. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право на выбор формы обучения — учить ребенка в школе или в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это право также подтвердил.
Чем привлекательно домашнее обучение
Индивидуальным подходом. Семейное образование позволяет выстроить такой график и систему обучения, которая подходит именно вашему ребенка. Также позволяет подойти к процессу обучения креативно, через игру, что особенно важно в начальной школе.
Учиться можно из любой точки мира. Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.
Можно выбирать окружение ребенка.
У вас появится круг единомышленников. Когда вы приступите к домашнему обучению ребенка, то встретите таких же заинтересованных в обучении родителей, которые готовы общаться, дружить семьями и помогать друг другу.
Ребенок учится выстраивать отношения с разными людьми и уважать непохожесть людей. С преподавателями, друзьями, родителями друзей – хоумскулята лучше понимают, что все люди разные, у каждого есть своя точка зрения, они лучше ориентируются в новых правилах и общении с новыми людьми и искренне не понимают, как это – быть «как все».
Что непривлекательно в домашнем обучении
Ребенку может стать скучно и одиноко. Как бы здорово ни был организован график жизни ребенка, бывают моменты когда компания не помешает – например, когда родители заняты работой, а ребенку тоскливо в соседней комнате. Родители-хоумскулеры нас поддержат – чтобы ребенок не скучал, можно позаботиться о дополнительных встречах с друзьями, например пригласить кого-то в гости.
Опасность гаджетов. Если ребенок остается дома один, важно поставить временные ограничители на компьютеры, планшеты и телефоны. Работаем на предупреждение компьютерной зависимости.
Один дома. Важно продумать, сколько времени ребенок может оставаться дома один, и может ли помочь кто-то из родственников и присмотреть за ним.
Платность образовательных услуг. Обычно в процессе домашнего образования родители привлекают репетиторов, а их работа стоит денег. Также прикрепление к школе может быть как платным, так и бесплатным. Если вы не хотите оставлять ребенка одного, придется платить за услуги няни.
К чему нужно быть готовыми родителям
Вообще, выбирая семейное образование, родители должны четко понимать свою мотивацию. Исходя из нее, важно прописать цели на год, и на все то время, когда ребенок будет учиться в семье. Кроме целей, важно обозначить критерии контроля качества образования – будут ли это сделанные задания для школы, или оценка преподавателя, или ЕГЭ.
Родители должны уделить внимание и воспитанию самомотивации ребенка. Это важно в любом обучении, но так как в школе ребенка дополнительно контролирует учитель, а дома ребенок иногда может делать уроки сам, пока мама рядом работает на компьютере – важно, чтобы ребенок сам хотел делать уроки качественно и самостоятельно. Самомотивация и самоконтроль — то чему могут научить родители. Спешить в этом вопросе не надо, на воспитание этих качеств следует потратить не меньше полугода и дальше поддерживать эти качества.
Ответственность за результат обучения делится на несколько частей. Первая и основная часть ответственности лежит на родителях – на том, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка внешнюю мотивацию.
Ответственность ребенка – в том, что он искренне заинтересован в обучении и старается выполнять задания в срок и по возможности самостоятельно.
Будьте готовы, что на домашнем образовании ребенок станет чаще находиться рядом с вами, так что ваш график работы, занятий спортом, встреч с друзьями будет находиться в постоянной зависимости от графика жизни ребенка. Поймите для себя — готовы ли вы к этому.
Да и сам процесс домашнего обучения требует пристального внимания родителей. Например, ребенок может усиленно делать уроки всю неделю, а в субботу окажется, что он делал только английский, причем на полгода вперед. А в субботу пришел к родителям за помощью с математикой. То есть родителям придется постоянно держать руку на пульсе, выполнять в каком-то смысле роль завуча.
Важно выбрать адекватный для ребенка и его возраста темп изучения предметов. Так вы избежите перегрузки и сохраните интерес ребенка к обучению. А если ребенок сам захочет что-то дополнительно почитать, изучить более глубоко – у него всегда есть возможность сделать это самостоятельно или попросить родителей помочь.
***
workingmama.ru
Домашнее образование в России – обучение ребенка на дому
Контроль качества знаний осуществляется несколькими способами. Также как при традиционном обучении, проводятся тестовые и контрольные работы, пишутся эссе, сочинения, изложения. Разница состоит в том, что после контроля вместе с учеником анализируются результаты, выявляются слабые стороны подготовки, ещё раз прорабатываются сложные для ученика темы. Преподавание в школе InternetUrok.ru основано на поддержании постоянного интереса к учебе.Обязательно проводятся экзамены по окончании учебного года, критерии оценки знаний соответствуют общепринятым стандартам, но сам процесс не вызывает у учеников стрессовых состояний, поскольку проводится в доброжелательной привычной для них обстановке в режиме онлайн.
Учебный процесс организован с соблюдением обязательных требований и включает видеоуроки, тренажёры, тесты, домашние задания. Обязательно ведётся журнал, куда вносятся текущие и итоговые оценки, есть расписание занятий, доступны онлайн-консультации преподавателей.
Чтобы начать занятия, нужен основной пакет документов и желание обучаться у лучших учителей страны. Поступить можно в любой момент, даже в середине года. В школу InternetUrok.ru могут поступить ученики любых классов. После успешного прохождения ГИА учащимся выдается аттестат государственного образца.
Право на домашнее получение знаний закреплено законом № 273-ФЗ от 21.12.2012, поправки были внесены в 2016-2017 годах, но основа осталась неизменной. Родители могут выбрать образование детей на дому, а поможет в этом дистанционная форма, где занятия ведут опытные, творческие и увлечённые своим делом преподаватели с большим стажем работы.
Мнения родителей по поводу альтернативных форм образования разделились. В каждом типе проведения занятий есть свои достоинства и недостатки, окончательное решение принимается после рассмотрения проблемы со всех сторон, но основными ориентирами становятся качество полученных знаний, комфорт ребенка и его желание учиться.
home-school.interneturok.ru
домашнее обучение. по каким причинам можноперевести ребёнка на домашнее обучение?
Какие формы домашнего обучения бывают?Семейное обучение
Родители заключают договор со школой, в котором указаны формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Ребенок может ходить на занятия, которые ему нравятся.
Экстернат
Ребенок самостоятельно изучает школьную программу в удобном для него темпе и затем сдает промежуточные экзамены. Можно изучить два года школьной программы за полгода.
Надомное обучение
Договориться о надомном обучении можно, если у вас есть медицинские рекомендации. Тогда домой приходят школьные учителя и проводят занятия – от 8 до 12 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка.
Нонскулинг – вот здесь ребенка действительно специально ничему не учат, ничего ему не запрещают. Все, что он хочет делать сам, рассматривается, как естественная потребность в получении новых знаний.
Домашнее обучение преимущества и недостатки
Аргументы хоумскулеров
– Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.
– В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное сообщество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной учителей. Также школьники не могут дозировать количества общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.
– Постоянное принуждение к учебе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать.
– Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.
– Школа ограничивает познавательный интерес ребенка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.
Критика домашнего обучения
– Без школы дети не социализируются, не учатся общаться и работать в команде.
– Без школы дети не получат системных фундаментальных знаний, не научатся думать. Школа все же учит мыслить.
– Не все родители могут сидеть с детьми дома. И не все родители могут эффективно организовать обучение детей вне школы.
– В будущем могут возникнуть сложности с адаптацией к учебе в университете и поиском работы.
Марина Озерова, руководитель дистанционного семейного центра, педагог-психолог, Израиль
Я выбираю домашнее образование в первую очередь потому, что хочу обеспечить ребенку индивидуальный подход в обучении. Хочется свободы выбора – чему и как учить, когда и сколько. А, главное, чтобы обучение не было оторвано от практической деятельности и активной жизни семьи.
Степень общительности (которую часто путают с социализацией) зависит не от домашнего обучения, а от характера и темперамента человека. Кроме домашнего (или школьного обучения) умение быть в социуме зависит от множества факторов.
Составить программу домашнего обучения и перевести ребенка на домашнее обучение вам помогут:
otvet.mail.ru
Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении
Уроки по 45 минут пять дней в неделю в здании школы — не единственный вариант получения среднего образования. Елена Гидаспова из Москвы уже к моменту двухлетия своего сына Матвея знала: ее ребенку будет лучше учиться индивидуально, дома. О том, почему была выбрана такая форма обучения, чем она отличается от школьной, что это дает детям, а что — родителям, Елена рассказала «О!».
Елена Гидаспова
Как мы узнали о домашнем обучении
Еще до рождения сына мы покупали развивающие материалы, читали разную литературу, тогда же и узнали о домашнем обучении. Когда в 2003 году родился Матвей, мы стали искать еще больше информации по этой теме. Просмотрели огромное количество форумов, на некоторых из них зарегистрировались, стали общаться, узнавать что-то новое, занимались с ребенком музыкой, спортом по специальным методикам раннего развития.
Через пару лет наших занятий стало ясно, что Матвей развивается «вне формата». Он опережает своих сверстников, и общаться с ними ему не очень неинтересно. Он по натуре своей созерцатель: любит досконально изучить процесс, до мельчайших деталей. И если он владеет какой-то темой, то на очень высоком уровне, почти как специалист. А средняя школа дает средние знания, ориентируясь на средние способности человека. Когда есть возможность заниматься с учетом индивидуальности ребенка, почему бы этим не воспользоваться?
Метод проб и ошибок
В начале пути мы столкнулись с проблемой: вокруг нас не было единомышленников, людей, с которыми можно было обсудить какие-то важные моменты, понять, туда ли мы идем. Это не значит, что у нас не было понимания в ближнем кругу: наши родные нас поддерживали и уж точно не мешали. Но нам нужно было пространство творчества, пространство идей. А оно в те годы только начало формироваться. Очень важным для нас оказалось интервью одного из первых практиков российского семейного образования Игоря Чапковского. Мы поняли, что его тезисы нам близки, узнали о том, как организован учебный процесс в его школе. Но по ряду причин она нам не подошла. И нам пришлось идти по этому пути самостоятельно, совершая ошибки и исправляя их. И этот путь был полон вызовов, на которые надо было отвечать. У нас не было времени рефлексировать, правильно ли мы поступаем, в ту ли сторону двигаемся. Нам просто было нужно продолжать движение.
Другая философия обучения
Многие интересуются: справится ли родитель в роли учителя с поддержанием дисциплины в «классе». У нас этот вопрос никогда не стоял: мы не превращали дом в школу. Домашнее образование, в нашем понимании, не предполагает расписания, перемен и звонков. Это совсем другая философия обучения. Понять окружающий мир можно в парке, в лесу, на прогулке, в деревне у бабушки, а математику — при покупках в магазине. Еще Матвей ходил в математический кружок, играл в шахматы, занимался с репетитором иностранными языками, как и другие дети, которые ходят в обычную школу.
Есть такой стереотип, что у ребенка на домашнем обучении дефицит общения. Это не так: он и не сидит за партой в кругу своих ровесников, но это не значит, что у него неразвитые коммуникативные навыки и он ни с кем не общается. Матвей учился в музыкальной и спортивной школах, участвовал в концертах, соревнованиях, занимался в научно-образовательном центре, где преподают химию, физику, информатику, автодело. А однажды сын даже дал интервью для телевидения. И во всех перечисленных случаях у него не было никаких проблем с общением.
У такого типа обучения есть важное преимущество для всей семьи: нет привязки к месту, можешь уехать хоть на дачу, хоть в другую страну. Главное, чтобы был интернет. Можно самостоятельно регулировать нагрузку, где-то брать повышенную программу, а где-то довольствоваться базой. У ребенка есть возможность развиваться по интересам и способностям. Минусы в том, что ты не можешь переложить ответственность на других людей, отправить ребенка в школу и… забыть. Мотивация ребенка — тоже отдельная, большая работа. Да и самому родителю тоже нужна мотивация. Ведь иногда приходится погружаться в заведомо неинтересный тебе материал.
Юридические аспекты
Ребенок на домашнем обучении должен проходить регулярные аттестации. Сначала это было в районной школе: каждую четверть Матвей писал контрольные работы по основным предметам. Сложность была в том, что мы должны были синхронизировать свои занятия со школьными. Нужно было заниматься по тем же учебникам, по той же методике, что и класс, к которому был прикреплен Матвей. Контрольные были адаптированы под эту программу. Вот и получалось, что мы хотели развиваться в системе интересов, близких именно нашему ребенку, а приходилось подстраиваться под стандартизированную программу.
В какой-то момент школу обязали принимать экзамены у тех, кто находится на альтернативных формах обучения, по стандартам Московского центра качества образования. Это были некорректные тесты, представляющие собой причудливую смесь разных программ. Подготовиться к ним было очень сложно, потому что мы не знали, что могло попасться на экзамене. Приходилось использовать в своей подготовки предэкзаменационные материалы. Занятия по ним отнимали много сил и времени и были больше похоже на натаскивание. Именно поэтому нам пришлось отказаться от сотрудничества с районной школой и перейти к интернет-образованию, законом это разрешено.
При этом у нас не было никаких юридических проблем в связи с такой формой обучения. Никто в управлении образования нам не препятствовал, и лишних вопросов не возникало. Пару лет мы даже получали небольшую денежную компенсацию, которая шла на дополнительное образование. Потом компенсацию отменили, а мы вынуждены были сменить статус с семейного образования на очно-заочное.
Надеюсь, наш опыт окажется полезен родителям, которые интересуются домашним обучением. Этот вариант сложно назвать альтернативным, потому что он самостоятельный, у каждого свой путь и свои методики. И очень сложно сказать заранее, подойдет ли вашей семье такой способ получения образования. Но кто мешает попробовать и решить?
Читайте также:
Семья и школа: кто виноват и что делать
Кому нужны «развивашки» — детям или родителям
5 способов помочь ребенку, который постоянно опаздывает
Фото: Rawpixel.com/slawomir.gawryluk/Syda Productions/Shutterstock.com
www.kanal-o.ru
Домашнее, семейное обучение и анскулинг — почему это стало так популярно?!
Совсем недавно я прочла данные исследования домашнего и семейного обучения, проводимого Национальным центром статистики в сфере образования. Оказывается, в каждой стране на таком виде обучения находится около 5-10% детей от общего их количества. Например, в России ежегодно насчитывается до 100 тысяч ребят, получающих домашнее образование. Цифры меня удивили и даже немного шокировали!
Почему родители отдают предпочтение такой форме обучения?
В чем недостатки и преимущества по сравнению с государственным образованием?
Чем отличие домашнего и семейного образования?
Постараюсь полноценно ответить на эти и многие другие вопросы, предоставляя родителям максимум информации для размышления.
Почему родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу?
Причин может быть достаточно много:
- некоторые мамочки и папочки считают, что школа дает не достаточно качественное и углубленное образование
- есть ряд родителей, которые считают, что нагрузка в школе достаточно серьезная и плохо влияет на физическое и психологическое состояние ребенка
- запугивание, приобщение к вредным привычкам: курению, наркотикам, алкоголю, а также разделение на социальный уровень со стороны сверстников
- желание родителей установить свой собственный учебный план.
- классы переполнены, поэтому учитель не в состоянии уделить каждому ученику соответствующего внимания
- родители хотели и хотят проводить максимум времени со своим чадом
- семья живет достаточно далеко от школы, а добираться до нее весьма проблематично.
- у родителей был плохой опыт школьного обучения.
Возможно, бывает десятки других причин, но я выделила основные, часто встречающиеся.
Почему дети не хотят ходить в школу?
Теперь давайте ответим на вопрос обеспокоенных родителей: «Почему сын или дочь не хотят учиться в школе?» Сами понимаете, что дети разные и причин может быть достаточно много. Приведу вашему вниманию наиболее актуальные, которые выделили психологи:
- в школах нашей страны не уделяется должного внимания каждому ученику, нет индивидуального подхода в зависимости от его умственных и физических способностей. Как правило, общеобразовательная система рассчитана на среднестатистического ученика. Поэтому, на практике замечено, что ребята с высокими интеллектуальными способностями не развивают свой дар, грустят, ленятся и спускаются до уровня среднего школьника. А вот дитё со слабыми умственными данными чувствует себя не комфортно, комплексует, когда его вызывают к доске, боится насмешек, отвечая перед всем классом. Поэтому родители тех и других деток понимающе относятся к потребностям их чада и переводят их на домашнее или семейное обучение. Таким образом, вундеркинды развивают свои способности и не скучают от недостатка информации, а слабенькие занимаются по упрощенной программе и не наращивают в себе комплексы неполноценности.
- отношение ребенка к школе в большинстве случаев зависит от первой учительницы. Согласитесь, что не каждому повезло с первой учительницей! Вот, например, моей дочери очень повезло. Моя малышка с удовольствием ходила в школу, впитывала каждое слово, что говорила Лидия Александровна. И не только она! Директор, родители и дети были в восторге от ее метода преподавания, от умения интересно, профессионально и доходчиво изложить информацию. Немаловажным было и то, что она была терпеливой, справедливой, внимательной к каждому ребенку, никогда не повышала голос и не выделяла кого-либо, записывая в любимчики. Именно поэтому, весь класс, будучи в 8-м классе, сохранился в полном составе, имеет достаточно высокий бал успеваемости и сейчас подтверждает свои знания по всем предметам у разных преподавателей. А вот мне даже не хочется вспоминать о первой деспотичной учительнице! Хотя я училась хорошо, но в школу идти боялась и не хотела. В ушах стоял ее крик и постоянное недовольство всеми детьми! Не буду судить, а просто скажу, что мой класс с облегчением вздохнул, когда по семейным обстоятельствам она переехала в другой город.
- сложная школьная программа. Многие родители и педагоги, с ужасом, понимают: какой непосильный груз ложиться на плечи учащихся! Посещая школу, он просиживает по 5-8 напряженных уроков, знакомясь с темой того или иного предмета, а потом, приходя домой, досконально изучает материал и делает огромный объем домашних заданий. Ребенок эмоционально и физически устает, не выдерживает таких нагрузок, болеет и отказывается ходить в школу. Видя состояние ребенка, некоторые родители принимают решение перейти на домашнее или семейное обучение.
- ребенок – инвалид. К сожалению, есть детки, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. И таких деток в каждой стране насчитывается десятками, а то сотнями тысяч. Для них предусмотрена специальная программа домашнего обучения и получение аттестата среднего образования.
Какие бывают формы домашнего обучения?!
Разобравшись с причинами обучения в домашних условиях, давайте поговорим о том: каким оно может быть, рассмотрим его приоритеты и недостатки.
Бывает шесть форм надомного образования:
- Анскулинг, что в переводе с английского обозначает «без школы». Не поверите, но это полный отказ не только от школы, но и от школьной программы в целом. Не сложно догадаться, что анскулинг очень рискованное решение родителей по отношению к будущему малыша. Уверенные в своих педагогических и умственных способностях родители считают, что сами смогут научить ребенка всему необходимому, в своеобразной форме освоит все науки, которые понадобятся ему в жизни и при поступлении в высшее учебное заведение. В основном это оказывается фатальной ошибкой! Именно поэтому анскулинг запрещен во многих странах, в том числе в России и Украине.
- Домашнее обучение – это тесная связь со школьной программой и преподавателями. Для такой формы обучения оформляется медицинское заключение, свидетельствующее о вынужденном домашнем обучении. В результате, школьные педагоги проводят индивидуальные занятия с ребенком на дому, не отступая от среднеобразовательной программы: с написанием самостоятельных, контрольных работ и сдачей экзаменов.
- Домашнее обучение с частичным посещением школы. Такой вид обучения предоставляется только вследствие медицинских показаний, утвержденных специальной медицинской комиссией. Это могут быть дети с особыми потребностями, которым разрешается посещать только несколько уроков в день.
- Семейное обучение значительно отличается от домашнего тем, что уроки проводят сами родители или родственники, самостоятельно выбирая расписание уроков, материалы и их объемы. Вы скажите, что это же анскулинг! Нет, посмею вам возразить! Находясь на семейном обучении, малыш закреплен к школе, каждый год проходит аттестацию, сдает экзамены, а так же обязательным условием является сдача независимого экзаменационного оценивания. По окончанию ребенок получает такой же аттестат, что и школьники, посещающие учебное заведение.
- Экстернат, оформляется по договоренности с администрацией школы. Ребенок с помощью родных осваивает азы науки на дому, а затем сдает контрольные и экзамены, не приходя в школу.
- Дистанционный метод – это обучение преподавателями посредством Интернет через программу скайп или форумы. Домашние задания и контрольные роботы выполняются в режиме онлайн. Дистанционный метод обучение согласуется и утверждается администрацией школы в силу уважительных обстоятельств ученика.
Оцениваем плюсы и минусы обучения дома.
Остановимся на положительных и отрицательных сторонах надомного образования.
Положительные стороны:
- ребята получают образование в удобное для них время и с учетом пожеланий
- исключается факт насилия педагогами и сверстниками
- не нужно соблюдать школьные правила и абсурдные ритуалы.
- появляется возможность для родителей полностью контролировать дитя, заниматься его моральным, религиозным и этическим воспитанием.
- прекрасная возможность жить по своим биологическим часам. Это прекрасная возможность высыпаться, при необходимости прекратить или во время болезни отменить занятия и т.д.
- заниматься изучением особых наук или редких языков.
- снижен риск заболеваний ОРЗ, ОРВИ, травматизма, инфекционных болезней, а также практически исключаются проблемы с осанкой и ухудшения зрения.
- происходит постоянный контакт ребенка с родителями, в результате исключается дурное или любое другое влияние на подрастающую личность.
- есть уникальная возможность пройти школьный курс обучения меньше, чем за десять лет.
Отрицательные стороны:
- отсутствует опыт общения с коллективом
- потребность постоянной занятости родителей обучением ребенка, контроль за учебным процессом.
- нет четкого графика работы и жесткой дисциплины, что стимулирует быстроту выполнения учебных заданий.
- нет опыта разрешения конфликтных ситуаций в кругу одноклассников и старшеклассников
- родители не смогут профессионально и полноценно обучить всем школьным предметам без исключения. Какими бы талантливыми они не были.
- чрезмерная опека приведет к эгоизму ребенка
- малыш вырастит, как комнатное растение – без житейского опыта
- навязывание родителями своей точки зрения для ребенка губительно и приводит к полному отсутствию своего мнения
- малыш чувствует, что он не такой как все и примеряет на себя образ «белой вороны».
Вот так! Так что решайте, уважаемые родители: где и как должен получать образование ваш ребенок! Желаю Вам сделать правильный выбор!
Читайте еще:
mamapapadetki.ru