Как перевести на домашнее обучение школьника – Обучение на дому: по необходимости и по желанию – запись пользователя Рысь Лесная (forestlynx) в сообществе Семейное образование в категории Организация обучения дома

Как перевести ребенка на домашнее обучение? Основания для перевода ребенка на домашнее обучение. Семейное образование

Вот уже в течение ряда лет набирает популярность тенденция отказа от школьного образования в пользу обучения ребенка на дому с последующей сдачей экзаменов в форме экстерната. У обеих систем, как школьной, так и надомной, есть свои сторонники и противники, которые приводят аргументы как в защиту, так и против каждой из систем. Давайте подробнее остановимся на каждой из них.

Итак, что такое образование? Образование условно можно разделить на две основные составляющие: во-первых, это непосредственно образовательная составляющая, то есть усвоение ребенком определенного минимума знаний в различных сферах науки (точные, гуманитарные и т. д.), во-вторых, это воспитательная составляющая. В более широком смысле последнее можно назвать социализацией ребенка. В какой из этих составляющих происходит лучшее усвоение специальных знаний?

Уровень знаний

В том или ином случае необходимо проверить уровень знаний через какие-либо контрольные мероприятия (экзамены, зачеты и так далее). Согласно ФГОС, надомное обучение выбивается из традиционной структуры, что существенно осложняет подгонку ребенка под определенный стандарт.

Каким образом проходят контрольные мероприятия в школе? Если ребенок не может справиться с поставленной задачей, то есть не аттестуется, то, несомненно, это накладывает отпечаток на его судьбу и судьбу учебного заведения в дальнейшем. Таким образом, школы никогда не будут заинтересованы в большом количестве неуспевающих учеников. Поэтому любая аттестация в первую очередь проводится для школы, а не для учеников. Разумеется, даже при наличии огромного количества неуспевающих учеников аттестация будет пройдена. В случае же надомного образования такой заинтересованности нет. Что, безусловно, повышает спрос с ребенка, отказавшегося от обучения в системе. На экзамене такому ребенку могут устроить допрос с пристрастием. Ведь то, что выделяется, то и привлекает внимание окружающих. Стоит только вспомнить эксперимент с обезьяной: перед ней ставят несколько кубиков и шар, и она выбирает, конечно же, шар, но, когда перед ней ставят только кубики, причем все, кроме одного (красного), желтые, она выбирает красный.

В свете этих факторов аттестация надомников становится более жестким испытанием для детей. Однако благодаря этому знания обучающегося дома будут в разы превосходить знания обычного школьника. Кто-то может выступить против выборочного изучения предметов на дому, но разве в школе дети не выбирают любимые предметы, к которым у них больше способностей? Поэтому ничуть не уступает школьной программе домашнее обучение. Русский язык или математика будет в приоритете – это уже покажет время.

Школьная социализация

В школе это, во-первых, общение с преподавателем, а во-вторых, общение с ровесниками (коллективом). К сожалению, в школах четко проявляется доминирование преподавателя над учеником, что придает общению приказно-испольнительный тон. Еще Черчилль утверждал, что в руках школьного учителя есть власть, которая премьер-министру даже и не снилась. Такое общение вырабатывает сразу несколько сторон характера у ребенка. Тут и умение выкручиваться, и унижаться, подчиняться. Такая социализация делает людей психическими инвалидами, ведь они не умеют общаться на равных. Это прямая дорога в госслужащие. Такие люди чрезвычайно изворотливы, хитры, но их приходится ставить на место, как в волчьей стае, иначе, почувствовав хоть малую толику превосходства над другими, они начинают хамить.

Необходимость перевода

Теперь поговорим о том, каких детей переводят на домашнее обучение. Иногда действительно не стоит насиловать личность. Лучше дать ей гармонично развиться через семейное образование. Есть множество причин, по которым родители не отдают своих детей в учебные заведения.

Основания для перевода ребенка на домашнее обучение:

1. В случае, когда умственно ребенок на порядок опережает своих сверстников. К примеру, он уже умеет читать и писать, освоил самостоятельно программу начальных классов. Такой ребенок, попав в среду, где ему уже все понятно и известно, резко может потерять интерес к учебе вообще. Для таких детей есть и запасной вариант – пойти в школу, перепрыгнув несколько классов. Но такой подход не гарантирует полную адаптацию ребенка под окружающие условия, учитывая развитие психическое и физиологическое.

2. Если ваш ребенок серьезно увлекается каким-то делом, которое может стать его будущей профессией. Например, музыкант, художник и так далее. Сложно и непродуктивно смешивать эту деятельность с учебой в школе.

3. Если работа родителей требует постоянных переездов, что отнюдь не положительно сказывается на состоянии ребенка. Смена окружения – уже достаточный стресс, что уж говорить о социальной адаптации в каждой новой школе.

4. Когда родители отказываются отдавать ребенка в общеобразовательное учреждение по моральным, идеологическим или иным причинам.

5. Часто бывает так, что, если у чада серьезные проблемы со здоровьем, родители задумываются о том, как перевести ребенка-инвалида на домашнее обучение. Обычно родители договариваются с учителями, чтобы те приходили обучать их сына или дочь дома.

Как перевести ребенка на домашнее обучение

Для начала необходимо разузнать обстановку в выбранном учебном заведении. В его уставе должен быть прописан пункт о домашнем обучении, в противном случае ждите отказа. Тогда придется обращаться в другие места или непосредственно в департамент образования местной администрации, чтобы они предоставили вам список школ с включенным в устав домашним образованием.

Совсем немного документов потребуется для того, чтобы обеспечить обучение ребенка на дому. Потребуется следующее: свидетельство о рождении ребенка или его паспорт, заявление о переходе на домашнее обучение, а также медицинские справки в случае, если причиной перевода стало состояние здоровья ребенка.

Если родители сами решили дать своему ребенку семейное образование, им понадобится выполнить бесхитростные действия. А именно: собрать документы, написать заявление, если ребенок переходит на данный тип обучения по состоянию здоровья, то родителям необходимо обратиться к участковому врачу за направлением на психолого-медико-педагогический консилиум, где будет решено, стоит ли переводить ребенка на домашнее образование.

Заявление о переходе на домашнее обучение пишется на имя директора школы, но также есть вероятность, что он не захочет брать на себя такую ответственность и перенаправит заявление в отдел образования. Как вариант – написать заявление сразу в администрацию.

Это заявление должно отображать количество предметов и часов, установленное для обучения на дому.

Как перевести ребенка на домашнее обучение? Необходимо согласовать составленный график занятий с администрацией школы. Планирование домашнего обучения можно предоставить школьным педагогам, а можно самостоятельно выработать свою методику, исходя из увлечений ребенка.

Существует несколько разновидностей образования на дому:

1) Надомное обучение. При таком подходе ребенку составляют индивидуальный план обучения школьные педагоги: учителя приходят на дом и читают предметы согласно графику. Этот вид образования обычно назначается при наличии медицинских показаний.

2) Экстернат. Ребенок изучает школьную программу либо самостоятельно, либо с помощью родителей. Обучение происходит в удобном для него темпе и режиме. Такая методика предполагает самостоятельный контроль над сдачей экзаменов, к примеру ребенок может освоить двухлетнюю программу за один год и вырваться вперед своих сверстников по развитию.

3) Самостоятельное обучение. В данном случае ребенок сам выбирает стиль обучения, родители не принимают в этом никакого участия. Тем не менее все виды домашнего обучения подразумевают обязательное посещение ребенком школы два раза в год для сдачи экзаменов. Ведь только так ему удастся получить аттестат о получении среднего образования. Поэтому родителям необходимо взвесить все за и против, перед тем как отправлять ребенка в школу или обучать на дому.

Шаг вперед или обратно?

Сейчас в мире цифровых технологий, интернет-общения и всплеска соцсетей реальным стало даже обучаться не только на дому, но и виртуально. К примеру, в Германии даже открыли первую виртуальную школу.

Сейчас школа – это не место для воспитания ребенка. Всего 20-30 лет назад знания получались только из книг, сейчас же диапазон источников в интернете просто массивный. Это существенно облегчит родителям и ребенку задачу создать правильное направление домашнего обучения.

Школа больше не является оплотом нравственного или морального образца. Дома вы можете подобрать индивидуальные занятия для собственного ребенка, основываясь на его интересах, увлечениях, хобби. Так он со временем научится самостоятельно распределять свое свободное время, чтобы извлекать максимум пользы. Конечно, у ребенка появляется больше свободного времени после перехода на домашнее обучение, но этим не следует злоупотреблять, ведь время – наш строитель. Предлагайте ребенку различные занятия, хвалите за попытки и вдохновляйте на новые свершения.

Заменить школу интернет-академией!

Безусловно, многие родители вряд ли могут выделить достаточно времени своему ребенку. В таком случае на помощь приходит онлайн-обучение. В интернете есть целые академии для юных специалистов, наполненные видео различных тематик и уровней. Стоит отметить, что такие академии предоставляют свои услуги на совершенно безвозмездной основе.

Сегодня многие университеты мира стали проводить онлайн-лекции. Единственным препятствием может стать знание языка, но это же не мешает вам заняться изучением английского, немецкого и других языков дома посредством интернет-ресурсов, репетиторов и так далее. Все решаемо.

Знания или навыки?

Школа требует оценки, а в жизни детям пригодятся навыки. К примеру, работоспособность. «Хочу – не хочу» здесь не котируется. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно оперировать навыками изо дня в день. Такой навык вырабатывается не только в учебном заведении, а в занятиях интересным и полезным делом, вроде спорта, конструировании моделей, создании компьютерных игр. Очень важным еще является навык достижения результата. Такой навык сложно формировать в школьных условиях из-за того, что временной график не позволяет ребенку с головой погрузиться в знания и применить их на практике. Только ребенок начинает вникать, 45 минут учебного времени заканчиваются, и ему приходится срочно перенастраиваться. Этот метод изжил себя, так как память не успевает отложить полученные знания в отдельный «файл» в мозге ученика. В итоге школьные уроки превращаются во время, которое нужно просто «пережить». Обучение, как и любой процесс, должно приносить результат. Начал – закончил – получил результат. Такая схема научит не только терпению, трудоспособности, но и взрастит волевые качества ребенка.

Коммуникация

Миф о том, что в школе живое общение, давно устарел. Всем известно, что в школе ученик должен молчать, меньше привлекать внимание и вообще быть тише воды, ниже травы. Только на мероприятиях в неформальной обстановке реально выстроить полноценную коммуникацию.

Как показывает практика, дети с уймой интересов, которые посещают различные кружки и секции, наиболее социально адаптированы, чем те, что молчат в тряпочку на протяжении всего урока. Есть ли смысл насиловать своих детей только потому, что система прописала? Дайте своим детям общение, уверенность, и тогда все дороги перед ними будут открыты!

Оценки

Оценки – это всего лишь субъективное видение определенных людей. Они никак не должны влиять на ваши отношения с ребенком. Многие знаменитые люди вообще не заморачивались по поводу оценок и контрольных работ, потому что вовремя поняли, что в школе они теряли свое драгоценное время, которое могли потратить на совершенствование своих навыков и способностей.

Культивация интереса у ребенка

Поощряйте всячески любое проявление интереса у ребенка. Любое увлечение – это уже прекрасно, даже если вам что-то кажется несерьезным. Дайте детям быть детьми. Период для распознания – это возраст от 9 до 13 лет. Нужно внимательно прислушиваться ко всем мечтам своего ребенка и давать ему возможность реализовать свои стремления. Пока у него есть дело, которое он может делать без передышки, пока готов вкладывать силы, у него формируются важные жизненные навыки.

Защита от непрофессионалов

Далеко не каждый педагог является истинным учителем, которого стоит слушать. Есть такие учителя, что могут применять рукоприкладство или нецензурную брань во время урока. Если такое происходит с кем-то, об этом нельзя умалчивать. Только через реформы можно добиться развития и совершенствования.

Поверьте в своего ребенка

Только вы можете встать на его сторону, вы его опора и защита. Целый мир против вашего ребенка, встаньте на его сторону и поддержите его увлечения и интересы.

Решение о переводе ребенка на домашнее образование, или хоум-скулинг, как это принято называть сейчас, ложится полностью на плечи родителей, им придется взять на себя ответственность за будущее своего чада. И если так посмотреть, разве не их это прерогатива? С какой стати судьбу ваших детей должны решать чужие дяди-тети, учителя, чиновники и иже с ними?

Совет перед переводом на хоум-скулинг

Перед тем как перевести ребенка на домашнее обучение, его сперва нужно показать опытному психологу. Только сложив воедино пазл из особенностей характера, типа мышления, можно определить темперамент отпрыска. Именно эта процедура поможет выявить, готов ли он к хоум-скулингу.

Итак, мы рассказали вам, как перевести ребенка на домашнее обучение и в каких случаях это стоит делать. Теперь вы сможете принять правильное решение.

fb.ru

Как перейти на домашнее обучение?

Сперва нужно разобраться с терминологией и понять, какие формы образования, кроме традиционного посещения массовой школы, сегодня существуют в законном поле. Например, надомное и семейное образование — это разные вещи. Здесь мы поговорим о семейном, чтобы ответить на главные вопросы, которые возникают у родителей, которые понимают, что обычная школа их детям не подходит.

1. Можно ли по собственному желанию перевести ребёнка на семейное обучение?

Только так это и делается. Чем младше ребёнок, тем больше в этом собственного желания родителя, чем старше — тем больше это его выбор.

Если говорить конкретно, то согласно ст.17 действующего Закона «Об образовании» есть несколько путей обучения: в школе очно (т.е. как большинство ребят), не в школе (семейное образование), в школе очно-заочно или заочно (как серьёзные дети-спортсмены, например). Для выбора формы образования не нужно ничьих разрешений и одобрений, только взвешенное и осознанное решение семьи.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

 

(источник: Pinterest)

2. В каких случаях это целесообразно?

Каждая семья приходит к решению своим путём. Общий ответ, пожалуй, звучит так: когда цели семьи и школы настолько расходятся, что мирно взаимодействовать уже никак нельзя. Сложно привести примеры, поскольку всегда найдётся человек, который сочтёт их неубедительными — дескать, это не повод уходить из школы, можно потерпеть.

Скажу в общих чертах: одни хотят больше времени проводить с семьёй, другим важно более гибко выстраивать свою образовательную программу вне школы (утром — фигурное катание, днём — театральная студия, вечером — курсы испанского), третьи поняли, что качество образования в массовой школе никуда не годится, и, если попробовать самим, хуже уже не будет.

3. К кому обращаться, когда решение назрело?

Согласно пункту 5 статьи 63 Закона «Об образовании» о переходе ребенка на семейную форму получения образования, нужно проинформировать либо городское управление образования, либо орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания. Кого именно информировать, зависит от размеров вашего населённого пункта. Для начала нужно позвонить в орган управления образования, а там направят.

5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учёт детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

 

(источник: Pinterest)

4. Могут ли не разрешить перевод на семейное обучение?

Постановка вопроса неверна в корне. Родители не спрашивают разрешения, они информируют о своём решении органы местного самоуправления. Поэтому не разрешить не могут.

5. Остаётся ли ребёнок «прикреплённым» к конкретной школе?

Учителя обязаны приходить к тем детям, которые постоянно учатся в школе, где эти учителя работают — если в силу каких-то причин (например, по болезни) дети не могут посещать занятия. Если же родители выбрали семейное образование, учителя ничего семье не должны и приходить не будут.

Вопрос с «прикреплением» встаёт только в связи с прохождением аттестации. Для этого действительно нужно прийти к директору заранее, познакомиться и рассказать о ваших планах аттестоваться в этой школе. Накануне экзаменов директор своим приказом зачислит ребёнка в школу на период сдачи промежуточной аттестации, а после прохождения отчислит.

Ребёнка можно не прикреплять до момента аттестации, сегодня это ГИА после 9 класса. Но всё-таки большинство родителей организует экзамены раньше, например, после каждого года обучения или после 4 класса. Но далеко не все обращаются для этого в ближайшие школы. Среди «семейников» очень популярны онлайн-контакты со школами. В интернете есть предложения школ, которые могут принять у вашего ребёнка экзамены за плату.

6. В каком возрасте можно перейти на семейное обучение?

Теоретически в любом, при этом нужно понимать, что решение не с возрастом связано, а с теми задачами развития и организации жизни ребёнка, которые становится слишком трудно решать, посещая школу.

Также существует риск, что, «прожив» несколько лет в школе, ребёнок не сможет понять, зачем и как можно жить без школы.

 

(источник: Pinterest)

7. Нужно ли писать контрольные?

Обязательно нужны только те работы, которые вы обговорили с вашим центром аттестации. А уж что это именно, ближайшая школа или экстерн-офис в Новосибирске, — не важно. Однако писать контрольные для самопроверки, безусловно, полезно. Хотя и не обязательно.

8. Нужно ли отчитываться по квалификации нанятых учителей?

Момент ответственности родителей возникнет в период аттестации. Если ребёнок аттестацию проходит на отметки «3» и выше — всё отлично, и никого не волнует, как именно вы этого добились.

9. Как сдавать ЕГЭ?

Единый государственный экзамен — это форма прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА). Как и при любой аттестации, ребёнку нужно заблаговременно выбрать предметы и написать заявление в ближайшей школе.


Если у вас остались вопросы, вот ещё несколько материалов Newtonew, посвящённых альтернативному образованию: Один день из жизни вне школы, О школе, где не сидят за партами, Обучение вне школы: 4 главных опасения.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Рассказываем, как перевести ребенка на домашнее обучение

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).


Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение.

Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ».

Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте. Если уведомляете лично – на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа.

Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу.

Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

Шаг 2. Идем в школу. В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы.

Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения. 

Если школа отказывает в отчислении – требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

      После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

    Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно.

Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением.  «Семейник» приобретает статус «экстерна» – в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус – те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать – решает школа, а как их преподавать – решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.  

Учебники не обязательно покупать – в школе «семейнику» должны выдать бесплатные. Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п.

До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка. Первый обязательный экзамен – ГИА в 9-м классе. Следующий – ЕГЭ в 11-м.

Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием. Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены – и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.  

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно.

По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.


  Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

– с хроническими заболеваниями;

– с затяжной болезнью;

– которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.

Лечащий врач вынесет заключение с рекомендацией перейти на домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе фиксируют диагноз и указывают длительность рекомендуемого домашнего обучения.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому – один год (учебный), минимальный – месяц (как правило, при травмах и операциях).

 

Полезную инструкцию «Перевести ребенка на домашнее обучение» с образцами заявлений можно скачать здесь. 

 

domsovet.tv

Как перевести на домашнее обучение ребенка?

Поскольку многие читательницы женского сайта «Красивая и Успешная» — это прогрессивные мамы, которые стремятся обеспечить своих детей необходимыми для разностороннего развития условиями, то сегодняшняя статья посвящается вопросу о том, как в нашей стране перевести на домашнее обучение школьника.

Если родители твёрдо решили, что их ребёнок не будет посещать обычную общеобразовательную школу, им необходимо конкретно определиться с видом обучения вне её.

Обучение на дому: существующие формы

Вообще существует несколько видов дистанционного обучения, наиболее распространёнными из которых являются:

  1.  Надомное образование. При такой форме организации образования школьные педагоги индивидуально занимаются с ребёнком дома. Весь образовательный процесс берёт на себя та школа, в которой ребёнок числится. Надомное образование было разработано специально для детей-инвалидов, которые не могут посещать обычную школу. При отсутствии медицинских показаний перевести ребёнка на такую форму обучения не получится.
  2. Частичное домашнее обучение. Перевести ребёнка на домашнее обучение со свободным посещением школьных уроков тоже можно лишь при наличии медицинской справки, свидетельствующей об особых потребностях ребёнка.
  3. Дистанционное образование. Обучение в современной интернет-школе является наиболее удобным для детей, живущих очень далеко от ближайшей школы-экстерната или находящихся за границей. Учащиеся интернет-школы могут общаться с преподавателем и между собой по скайпу и на форумах. Контроль за успеваемостью обучающихся при такой форме тоже проводится через интернет, поэтому при обучении в ней необходимость контакта с очной школой сводится к минимуму. Главным плюсом дистанционного обучения по сравнению с полным домашним обучением является возможность получения консультаций у профессиональных преподавателей в любой момент.
  4. Экстернат.  Именно такое название имеет семейная форма образования, при которой детей обучает кто-то из родителей. Для того, чтобы перейти на домашнее обучение, семье необходимо найти школу-экстернат и заключить с ней договор. Теоретически в оформлении данного вида обучения нет ничего сложного.
  5. Анскулинг (unschooling). Эта самая свободная форма обучения, полностью отрицающая школу и школьную программу, запрещена практически во всех странах мира. Однако данную систему можно использовать как дополнение к школьному образованию.

Как перевести на домашнее обучение

Закон гласит, что перевод ребёнка в экстернат может быть осуществлён на любой ступени его образования и выполняется он на основании заявления родителей. Тем, кто желает перевести ребёнка на домашнее обучение, необходимо выполнить следующие действия.

  • Найти подходящее общеобразовательное учреждение. При этом следует иметь в виду, что существуют экстернаты как на базе обычных школ, так и школ с углубленным изучением предметов. Обучение в экстернате будет проходить по той же программе, по которой учатся обычные ученики школы. Экстерны получают тот же аттестат, что и другие выпускники данного учебного заведения.
  • Написать заявление на имя директора учебного учреждения с указанием причины, по которой родители решили перевести ребёнка на домашнее обучение. Кроме того, необходимо указать выбранную форму семейного образования: дистанционное обучение, частичное домашнее обучение или экстернат.
  • Заключить соответствующий договор со школой. В договоре должны отражаться сведения о промежуточной аттестации экстерна.
  • Взять в школьной библиотеке все необходимые учебники и методические пособия.

Родителям, которые забирают документы из обычной школы для перехода в экстернат на базе другого учебного заведения, не нужно предоставлять администрации никаких справок. Достаточно сообщить директору о новом месте обучения ребёнка в устной форме.

При переводе ребёнка на домашнее обучение родители должны помнить, что берут на себя все обязанности по его подготовке к контрольным, зачётам и экзаменам. Однако, в случае возникновения каких-то проблем они могут обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать им методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребёнком школьной программы, школа будет вправе расторгнуть заключённый договор, и ученик вернётся в класс.

Как организовать обучение на дому

Для того, чтобы ребёнок мог постигать все премудрости общеобразовательных наук, он должен каждый день заниматься с кем-то из взрослых буквально по 2-3 часа в день. Поэтому тем мамам и папам, которые пока только задумываются над вопросом, как организовать обучение ребёнка на дому, следует решить, кто будет домашним учителем малыша.

Это не обязательно должны быть сами родители. Роль преподавателя может сыграть грамотная и компетентная бабушка. Семьи, имеющие достаточный уровень доходов, могут пригласить домой репетитора.

Что касается методик обучения на дому, то у каждой семьи они свои. В нашей стране уже есть родители, которые имеют определённый опыт в плане самостоятельного обучения своих детей. Они охотно делятся этим опытом на различных форумах.

Сайт sympaty.net считает, что организация обучения на дому не требует каких-то особенно сложных методов и приёмов. Главное — при занятиях с малышом учитывать его склонности и потребности, правильно мотивировать.

Родители должны понимать, что дети по своей природе очень любознательны. Они с удовольствием слушают все рассказы взрослых и, как правило, легко всё запоминают. Этим и необходимо пользоваться. Познание может проходить незаметно для самого малыша, в форме обычной беседы. Можно, например, во время прогулки в парке отвечать на вопросы маленького почемучки максимально развёрнуто, подталкивая его обратить внимание на определённые моменты.

Очень важно, чтобы к любой из таких прогулок или экскурсий взрослый был хорошо подготовлен. Эрудиция того из родителей, который будет заниматься обучением ребёнка, — это одно из главных требований  организации индивидуального обучения на дому.

Но ещё более значимым фактором успешного семейного обучения является выбор стиля общения с ребёнком и методов воспитания.

Они должны базироваться на уважении личности маленького человека, любви к нему и безусловной вере в его талантливость и успешность. Даже если у него долго не получается научиться бегло читать или выучить таблицу умножения, не стоит третировать его длительными занятиями, заставлять перечитывать одно и то же предложение по два раза или зазубривать наизусть то, чего он пока не смог понять. Ведь главный смысл перехода на домашнее обучение как раз и заключается в том, чтобы уберечь нежную психику ребёнка от негативного воздействия несовершенной образовательной системы в школах.

——
Автор – Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

www.sympaty.net

Что такое домашнее обучение и как на него перейти?

Приветствую вас, родители юных школьников! Буквально недавно все мамы и папы были абсолютно уверены в том, что получить образование, как детсадовское, так и школьное, можно исключительно в стенах государственных учреждений. Наши родители неслись по утрам в детский сад или в школу, таща за руку нас, спящих на ходу, а потом спешили на работу, чтобы после окончания рабочего дня успеть забрать своё дитятко обратно домой.

Сегодня в качестве альтернативы учебным государственным стенам приходят платные элитные детсады и школы, где за определённую денежку с вашим ребёнком будут заниматься уже «на другой волне». Но и такое обучение требует посещать учебное заведение.

А встречались ли в вашей жизни случаи, когда абсолютно здоровые (не беру за основу примеры детей с ограниченными возможностями) ребята учились и получали аттестаты, не выходя из дома? Что такое домашнее обучение, или по-модному сегодня «хоумскулинг», и доступно ли оно рядовому школьнику?

Существует ли российский хоумскулинг?

Домашнее обучение без прямого участия образовательного учреждения давно распространено в странах Западной Европы и Америке. В российском государстве хоумскулинг лишь набирает обороты. Для отечественного домашнего обучения не хватает наработанных научных методик.

Главными экспертами в семейном образовании пока остаются лишь сами родители, как правило, многодетные мамы и папы, которые своим хребтом через собственные пробы и ошибки проверяют альтернативную форму обучения.

Примеряя на себя западный опыт, российское законодательство с 1 сентября 2013 года предусмотрело в новом образовательном законе право каждой отдельной ячейки общества получать семейное образование. Система отечественного хоумскулинга сегодня даёт выбрать условия обучения ребёнка. Так, сделать это можно, либо полностью не выходя из дома, обучаясь заочно, либо в очно-заочной форме.

Что требует домашнее образование?

Прежде чем захлопать в ладоши от такой интересной идеи, когда про так поднадоевшую школу можно забыть, стоит задуматься о том, что весь груз ответственности за учебный процесс ляжет на плечи родителей. Готовы ли вы взвалить на себя такую ношу?

Ведь очень часто мамы и папы учеников начальной школы жалуются, что им приходится вечерами делать уроки с детьми, а иногда они и вовсе не способны объяснить ребёнку материал.

Для домашнего обучения от родителей потребуется либо стать самим «семи пядей во лбу», либо им придётся раскошелиться на репетиторов, которые очень даже не забесплатно, но с удовольствием придут на помощь.

Готовыми надо быть не только материально, но и морально. Как вы себе представляете, обрадуется ли родимая школа, если вы вдруг заявите, что ходить на уроки ребёнок больше не будет, а педагогам придётся принимать у него промежуточные экзамены?! Я пока это вижу с трудом.

Как указывает закон, учебное заведение не вправе вмешиваться в домашний образовательный процесс, поэтому выбирать образовательную программу и давать задания родители смогут на своё усмотрение. Как мамы и папы справляются с обучением своих детей на дому, покажет аттестация школьника. Как и все обычные дети, домашние ученики по окончании выпускных классов сдают ГИА и ЕГЭ.

Только после успешной сдачи экзаменов им будет выдан заветный аттестат.

Непрошедшие контроль качества будут вынуждены вернуться обратно в школу. Будет ли непредвзятым отношение педагогов при проведении экзаменационной проверки знаний, чтобы «слишком умным» родителям показать их место, – ответить сложно. Но абсолютно уверена, что трудности не заставят себя долго ждать.

Как можно учиться дома?

Сегодня у родителей, желающих дать своему школьнику индивидуальное обучение, есть выбор, каким из его видов заняться, учитывая особенности ребёнка.

Семейная учёба

Такой учебный процесс предполагает получение знаний дома при помощи родителей, репетиторов или просто самостоятельно. В школу домашние ученики являются лишь на сдачу аттестации.

Обычно к семейному виду обучения приходят дети, значительно опережающие сверстников по интеллектуальному развитию.

Учатся дома и те, которые профессионально занимаются спортом, музыкой или ещё чем-то, когда совмещение серьёзного увлечения и школы невозможно. Решают приобретать знания, не посещая школу, дети тех родителей, чья работа связана с частыми переездами, и ребёнку приходится по несколько раз в год менять учебное заведение.

Бывают и такие ситуации, когда учиться вместе со всеми мешают религиозные или идеологические причины.

Надомная учёба

Такой вид образования рассчитан на детей, которые ходить в школу не могут по состоянию здоровья.

В России насчитывается более 600 тысяч инвалидов в возрасте до 18 лет, и лишь около 25% из них получают образование дома, получая аттестаты зрелости. Остальные же, к сожалению, остаются без документов.

Учатся дети с ограниченными возможностями по одной из двух программ. Общая предусматривает изучение всех дисциплин и сдачу контрольных и экзаменационных работ, как в обычной школе. Только уроки могут быть сокращены до 20-25 минут либо, наоборот, совмещаются вместе с продолжительностью до 2 часов. Всего преподают от 8 до 12 занятий в неделю.

При вспомогательной программе планирование обучения выстраивается индивидуально и зависит от состояния здоровья и сложности заболевания.

Дистанционная учёба

Появилась благодаря развитию информационных технологий и предполагает получение образования посредством интернета и телевидения. Этот вид домашнего обучения подходит только тем детям, которые способны самостоятельно интенсивно работать. Дистанционная форма не привязана к определённому месту, связь с педагогами происходит посредством телефона, электронной и обычной почты.

Хоть российский закон и предполагает возможность получить образование дистанционно, на самом деле такая форма присутствует в школах лишь в виде эксперимента. Более того, чтобы оказывать услуги по дистанционному обучению, школьное учреждение должно пройти аттестацию. Нет на сегодня и единых программ, спецлитературы, технических средств и ловких специалистов.

Так что для начальной школы учёба на дистанции — это не лучший вариант, зато хороший способ получить высшее образование.

Что сделать, чтобы учиться дома?

Тихим вечером в тёплом семейном кругу вы вместе с ребёнком решили, что домашнее обучение – подходящий вариант, и вы «на ура» справитесь без школы. Непременно встанет единственно важный на первом этапе вопрос: как на него перейти и куда бежать?

Для перехода на семейное обучение родители стучатся в региональный Департамент образования, который после принятия решения о возможности сделать такой шаг в своём приказе прикрепляет домашнего ученика к образовательному учреждению. Делается это для того, чтобы сдавать промежуточные аттестации.

Конечно, можно прийти прямо в близлежащую школу к директору, но нельзя быть уверенным «на все сто», что он возьмёт на себя такую ответственность без вышестоящих органов.

Между школой и родителями появится официальная бумага, где помимо прав и обязанностей сторон, описываются детали учёбы, в том числе сроки сдачи проверочных работ и аттестаций, перечень практических занятий для обязательного присутствия.

Родителям, желающим учить ребёнка в семье, нужно помнить: школьные педагоги не обязаны ходить к вам домой, но школа должна предоставить учебные пособия и литературу из библиотеки!

Для перевода ребёнка на надомное обучение придётся собрать медицинские заключения и предоставить их в школу по месту жительства. Учебное заведение назначает из состава учителей тех педагогов, которые будут ходить домой. Родителям выдают журнал, где все учителя отмечают пройденный материал и ставят отметки. По окончании учебного года журнал сдаётся в школу.

Конечно, у домашнего обучения есть и плюсы и минусы. Подходя к образованию в индивидуальном порядке, мы устанавливаем детям свободный график, но одновременно даём соблазн раз за разом откладывать учёбу на потом. В любом случае, быть в рядах первопроходцев или остаться классиком – дело каждого родителя, ведь никто лучше вас не знает возможностей ребёнка.

Думаю, что прекрасным дополнением к статье будет сюжет из программы «Утро России», который как раз посвящен рассматриваемой сегодня теме. Смотрим видео.

А вы смогли бы решиться учить своего школьника дома? Хотелось бы услышать «за» и «против» хоумскулинга. Ваше мнение очень важно, ведь в споре рождается истина!

Удачи вам и вашим маленьким школьникам в новом учебном году!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

shkolala.ru

Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)

Про семейное обучение я много слышала и читала, но никогда не думала, что оно коснётся моего ребёнка. Это произошло вынужденно. И теперь мне хочется кричать на каждом углу: не бойтесь нестандартных решений, если любите своего ребёнка и хотите, чтобы он чему-то научился.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Это совсем не значит, что я всех призываю прямо сейчас вывести детей из школы на самообучение по одному или по всем предметам сразу. Я лишь хочу, чтобы вы знали, что такое право у вас есть. Если вдруг с каким-то учителем отношения не сложились и вы тратите время (и нервы) на бесполезные попытки договориться с ним, остановитесь и подумайте: а что в этой ситуации важнее всего? В общем, подумайте о своём ребёнке и оставьте бессмысленную затею кому-то что-то доказать.

Мы пришли в новую школу в 5 классе. Примерно с 6 класса у дочки по математике появились двойки в ряд. Я не преувеличиваю. Даже редких троек не было. Это значит, что ребёнок ничего не знает, не пишет, не учит, не пытается ответить. Ни-че-го.

В остальном дочка была почти отличницей, старостой класса, участвовала в олимпиадах, обожала школьную жизнь — и эти двойки я, честно, не сразу приняла всерьёз. Подумала, какое-то недоразумение. Домашнее задание мы проверяли, видели её работы и помогали, если было нужно.

Дочка оставалась после уроков на дополнительные занятия. Но математичка давала ей аналогичную работу, не объяснив ошибок предыдущей. Опять двойка. Дочь перестала оставаться на бессмысленные занятия, а вскоре я заметила, что она вообще не хочет идти в школу в те дни, когда есть математика. Тогда я поняла, что пора пойти в школу самой.

Разговор в школе

Разговор с учителем состоялся в присутствии завуча и классного руководителя, которые были возмущены не меньше, чем я. Если у ребёнка такие проблемы с математикой, где же индивидуальный учебный план по коррекционной работе или как там это называется? Его нет. В процессе разговора выяснилось, что моя дочь не единственная в классе, и вроде это даже в порядке вещей. Но со слов классного руководителя, у остальных детей мамы регулярно ходят к учителю и пытаются каким-то образом договариваться.

Пообщавшись с математичкой, я сразу поняла, что разговор не имеет смысла. Она пыталась оправдаться самостоятельными работами дочки, будто бы не зная, что когда ребёнок уже боится ошибиться — он ошибается. Либо вообще не пишет.

Такие учителя работают на семь человек из 25 в классе. Остальных для них не существует

Проблема, к сожалению, известная, особенно у учителей математики. Так исторически сложилось.

Я сказала какие-то банальные вещи: «Двойки не могут мотивировать! Вы же знаете, что из-за них дети теряют интерес к учёбе и веру в себя!». Но по выражению её лица поняла, что мои реплики ей до лампочки. А вот завуча она боится. И думает сейчас только о нём. Ведь он, очевидно, на стороне ребёнка.

Во время вполне мирного и интеллигентного разговора (я точно не собиралась ругаться) решили, что учитель после уроков будет объяснять дочке непонятые моменты, а я найду хорошего репетитора. Составили расписание дополнительных занятий и разошлись. Почти сразу после встречи (сильно раньше, чем «двоечник» способен всё понять и исправить), двойки перекрыли четвёрки. А дочка спокойно себе занимались с репетитором и получала удовольствие и знания.

Репетитор вместо учителя

Несколько слов о репетиторе, это важно.

Мы специально обратились к человеку, который хорошо знает школьную систему оценок и готовит детей к ГИА. С ним занималась моя старшая дочка и отлично сдала экзамены. В репетиторе есть потрясающее качество: она умеет вернуть ребёнку веру в себя и прямо-таки излучает спокойствие. Из урока в урок она повторяет: «Для тебя это плёвое дело. Ты всё сможешь!».

Репетитор хвалил её рабочие записи: всё подробно расписано, ошибок практически нет, виден весь проделанный труд. Безусловно, обозначала пробелы и слабые места (медленно считает, например). Но через год ситуация с двойками повторилась. Но теперь их было ещё сложнее объяснить. Репетитор уверяла, что с дочкой всё хорошо: не пятёрка, конечно, но четвёрка точно. А в журнале ужас!

Из рассказов дочки я поняла, что учитель игнорирует вопросы так называемых слабых детей, а на контрольных работах сильно их торопит, и сосредоточиться невозможно. Дети начинают путаться в собственных расчётах. На дополнительных занятиях она готовит тех семерых «сильных"к олимпиадам, а «слабые» сидят без дела. Кто-то из них однажды попросился участвовать в Олимпиаде.

«Какая тебе олимпиада? Выучи хотя бы таблицу умножения!» — таким был ответ учителя

Перед очередным визитом в школу я долго думала, советовалась с репетитором, выписывала сильные и слабые стороны ребёнка на листочек. Репетитор повторяла: «Не пятёрка. Но на четвёрку она знает! Могу пойти в школу с вами».

Я не знала, как поступить. Во-первых, дочка не хотела никаких скандалов. Она просто переживала, что с математикой опять проблемы. Во-вторых, теперь математичка расписывалась не только в собственном непрофессионализме (ведь получается, она так плохо учит?) и необучаемости ученика, но и ставила под сомнение занятия с репетитором. А дочка с радостью бежала на репетиторство и с радостью готовилась к нему. Я видела, что она любит математику, входит в раж.

Именно вот этот факт навёл меня на правильную мысль. Моё первоначальное желание поскандалить и провести независимое тестирование постепенно ушло. Ведь это в первую очередь стресс для ребёнка. Ради чего? Написанная в порыве гнева докладная директору отправилась в стол (на всякий случай).

Я поняла, что самое важное — не убить в ребёнке желание заниматься математикой и зафиксировать успех. И сразу пришло решение: убрать из жизни дочки эту учительницу (и общение с ней) и перевести её на семейное обучение по математике.

Переход на семейное обучение

По ФГОС каждый ребёнок имеет право изучать один или несколько предметов самостоятельно (это называется семейное обучение, или самообразование), а в школе проходить аттестацию в конце триместра.

Вооружившись этим знанием, я отправилась к завучу. Думала, что меня начнут отговаривать, приводить доводы против, мол, математика — основной предмет. Но этого не случилось. Завуч оказалась продвинутой и современной. Она меня внимательно выслушала и сказала, что на моём месте поступила бы так же. А потом с грустью добавила: «Как жаль, что в годы моей учёбы такого не было. Трояк по математике мне все дипломы испортил».

У директора я подписала «Договор об организации и проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося, получающегося общее образование в форме семейного образования или самообразования». И, к слову, узнала, что очень многие дети по одному или нескольким предметам занимаются именно так. С тех пор дочка учит алгебру и геометрию с репетитором. Занимается каждый день и уже была и аттестация. Сдала на четвёрки.

Хочу отдельно сказать, что с большим уважением отношусь ко многим учителям, которые встретились на пути моих детей. Но не все учителя хотят понимать, что способность к предмету бывает неочевидной, и её надо распознать. Не все учителя любят и умеют это делать. Наставить двоек — проще и быстрее. Я не хочу, чтобы отсутствие педагогического таланта у одного из них испортило жизнь моему ребёнку.

Временная ли это мера? Посмотрим. Пока я знаю только, что необходимая.


Я нарочно не касаюсь вопроса, почему таких учителей держат в школе. Хотя задаюсь им с самого начала и слышала о регулярных жалобах на неё. Возможно, причина в тех немногих детях и их успехах для школы, которые от природы сильны в математике. Но здесь не об этом.

Иллюстрации: Shutterstock (Anchalee Ar)

mel.fm

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.   

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.  
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.   
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об о

externat.foxford.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *