Подготовка логопеда к занятию
Данный материал описывает практические приемы, помогающие учителю-логопеду оптимизировать процесс подготовки к индивидуальному занятию с ребенком и его проведение, а также включает в себя конкретную разработку занятия по автоматизации звука.
Процесс автоматизации вновь поставленного звука занимает порой длительное время, особенно у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. В этот период логопеду бывает сложно поддерживать у ребенка интерес к занятиям, так как требуется большое количество повторов однотипного лексического материала.
Изданные логопедические тетради предоставляют готовые задания для каждого этапа автоматизации звука (изолированно, в слогах, словах, предложениях), но их явно недостаточно для формирования устойчивого навыка произношения вновь поставленного звука у ребенка. Такие тетради целесообразно использовать для домашних заданий, выбирая доступный для ребенка уровень упражнений.
На занятиях же с учителем-логопедом в детском саду оптимальным решением может стать КАРТОТЕКА ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК. Существуют уже готовые картотеки, которые можно использовать как базовую основу, дополняя ее собственным наглядным материалом. Составив список-«шпаргалку» для автоматизации звука, логопед максимально сокращает время подготовки к индивидуальному занятию с ребенком. Остается только подобрать карточки-иллюстрации слов, в которых автоматизируемый звук находится в необходимой позиции.
Вот примерный список видов работ с предметными картинками:
- Рассмотри картинки и назови их, правильно произноси звук _.
- Назови картинки, выделяя звук _.
- Определи место звука _ в слове (в начале, в середине, в конце слова).
- Назови живые предметы.
- Назови неживые предметы.
- Спроси о каждом предмете «Кто (что) это?» Ответь полным ответом: «Это…………».
- Угадай, чего не стало? (Взрослый закрывает один из предметов карточкой из картона, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет).
- Вспомни все предметы, которые здесь нарисованы (Взрослый закрывает все картинки, ребенок должен перечислить все изображенные предметы)
- Назови только игрушки (транспорт, предметы одежды, инструменты и т.д.- в зависимости от того, что изображено).
- Я назову большой предмет, а ты назови маленький.
- Посчитай предметы до пяти (например: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин).
- Я скажу начало слова, а ты найди картинку, которую я называю.
- О каком предмете я говорю? (взрослый перечисляет признаки предмета, а ребенок должен назвать предмет).
- Добавь словечко, скажи о каждом предмете, какой он?
- Я начну предложение, а ты закончи его, называя подходящую картинку.
и так далее.
В зависимости от задач, которые в процессе автоматизации требуется решить логопеду при коррекции речи данного ребенка, отбираются те виды работ, которые вызывают у ребенка наибольшее затруднение.
Планируя занятие, важно соблюсти последовательность автоматизации вновь поставленного звука с учетом принципа «от простого к сложному». Именно поэтому важнейшим условием подготовки к занятию нужно считать правильный отбор лексического материала.
Обычно для автоматизации звука на одном занятии достаточно 6-10 предметных картинок со звуком в определенной позиции: например со звуком в начале слова или слога, в конце слова или слога, звука в стечениях согласных различной сложности и т.д.
В качестве примера предлагаю разработку конспекта индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в начале слога и слова.
Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО г. Москвы
Логопедия для чайников | УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕД МАСТЕР
Артикуляционная гимнастика
Перед началом артикуляционной гимнастики желательно провести самомассаж лица.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов,
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек
• Научить ребенка удерживать определенную артикулятрную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции.
Артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя перед зеркалом, чтобы визуально контролировать выполнение упражнений. Здесь мы приводим комплекс универсальных упражнений для губ и языка, которые выполняются при нарушении основных групп звуков. Гимнастика в структуре логопедического занятия не должна занимать много времени. На этапе подготовки к постановке звуков – это может быть и половина занятия. В случаях, когда у ребенка дизартрия или ринолалия, обязательно проводите логопедический массаж и дыхательные упражнения.
1. “Улыбка” (“заборчик”)
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижниу зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
2. «Трубочка» («хоботок»)
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2
3. «Домик открывается»(«бегемотик)
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами или на на нижней губе.4. «Любопытный язычок»
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз
4. «Язык здоровается с подбородком»
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз
5. «Язык здоровается с верхней губой»
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке во время выполнения этого упражнения следует проглаживать язычок шпателем по направлению от уздечки к кончику по нижней стороне языка)
В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».
6. «Обезьянка»
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд
7. «Бульдог»
Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд
8. «Хомяк»
Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.
9. «Кружок»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны , плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека – «обезьянка «– левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.
10. «Накажем непослушный язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..» . Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.
11. «Чистим зубы снаружи»
Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз
12. «Покусаем язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад. Это упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.
13. «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
14. «Дуем на лопаточку»
Вывести язык в положение «Лопаточка» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ваты. Модно «порисовать» зондом для постановки свистящих звуков желобок по центру языка. Упражнение хорошо готовит язык к постановке свистящих звуков. Его следует выполнять после того, как получилась «лопаточка»
15. «Горка» («мостик»)
16. «Ветерок дует с горки»
Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно иплавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук С. (не показывайте образец!)
17. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен. Упражнение полезно при межзубном сигматизме. При этом полезно использовать вестибулярную пластинку с заслонкой
18. «Катушка»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Рекомендуют при подготовке языка к постановке свистящих звуков.
19. «Жуем блинчик»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз. Полезно для подготовки языка к постановке С.
20. «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение 10 «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. Рекомендуется в период подготовки языка к постановке шипящих и соноров
21. «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна. Упражнение помогает в подготовке к постановке шипящих и соноров.
22. «Ступеньки»
(чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.
23. «Фокус»
Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Упражнение отлично помогает научиться говорить шипящие и соноры.
24. «Не разбей чашечку»
Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.
25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол. Упражнение хорошо вырабатывает подъем языка вверх для шипящих и соноров
26. «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо
27. «Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий Р
28. «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
29. «Грибок»
Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.
30. «Гармошка»
Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку.
31. «Кучер»
Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами. Наденьте маску. Ребенок здорово плюется во время выполнения этого, подготовительного к звуку Р, упражнения.
32. «Иголочка»
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10
33. «Маятник»
Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы
34. «Индюк» («болтушка»)
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»
35. «Качели»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками
36. «Пароход»
Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: « ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец! Это упражнение является базовым для постановки звука Л.
www.logopedmaster.ru
Клинический логопед: обучение должно быть непрерывным!
Логопеду часто приходится работать на стыке двух наук: педагогики и медицины. Поэтому некоторые до сих пор считают логопедов, работающих в медицине, врачами. На самом деле это не так. Логопед — педагог. Но, работая в лечебном учреждении, ему приходится чаще контактировать с детьми, имеющими медицинские проблемы. Решать их в тесном сотрудничестве с докторами: невропатологами, хирургами, реабилитологами. В результате образовалась относительно новая специальность — клиническая логопедия. Она требует от педагога максимальной собранности, большой ответственности и непрерывного повышения собственной квалификации.
Обучают клинических логопедов несколько вузов
Все они педагогические. К самым известным относятся МГПУ (Москва), МПГУ (Москва), РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург). В каждом из них имеются дефектологические факультеты, занимающиеся подготовкой клинических логопедов. После получения диплома, логопед имеет право выбрать одно из трёх направлений: педагогика, соцзащита, медицина. Те, кто выбрал медицину и становятся клиническими психологами. Их диагностическая работа основывается на клинико-педагогической классификации речевых нарушений. Учитывая постоянные изменения диагностики и методов лечения, клиническому логопеду необходимо и самому постоянно совершенствовать свои навыки и умения, быть в курсе всех изменений.
Знания, которые необходимы клиническому логопеду
Анатомия центральной нервной системы (ЦНС). Как устроены головной и спинной мозг. Когда какие отделы формируются. Степени выраженности нарушений в зависимости от объёма поражений и места локализации поражения.
Физиология ЦНС — какие отделы мозга за что отвечают. Особенности разных периодов развития нервной системы. Типичные возрастные проблемы, относящиеся к нормальному развитию и отклонению от него.
Проявления заболеваний центральной нервной системы. Как развиваются и что приводит к их появлению. Характерные особенности. Изучаются основные нозологии, такие как черепно-мозговые травмы, онкологические заболевания мозга, болезни Альцгеймера, Паркинсона, Пика, нарушения мозгового кровообращения. Следует знать особенности проявлений у мужчин и женщин, детей и взрослых, престарелых.
Основы клинической психиатрии. Эпилепсия и шизофрения. Особенности психики при разных заболеваниях и состояниях. Изменения психики под влиянием алкоголя, наркотиков, других токсичных веществ.
Раздел нейропсихологии. Основные данные о функциональных блоках мозга и межполушарных взаимодействиях. Изучение основ нейрореабилитации как у детей, так и у взрослых.
Ринолалии. Изучение нарушения голосообразования и звукопроизношения вследствие дефектов строения и функционирования аппарата речи. Как вести коррекционную работу с речевой и неречевой симптоматикой. Классификации и методы лечения в соответствии с ними.
Заикание (логоневроз). Что представляет собой это речевое расстройство, его формы и степени. Нарушения речевые и неречевые. Основные техники устранения заикания как у детей, так и у взрослых.
Дизартрия. Её формы и степени проявления. Механическая и функциональная дизартрия, речевые и неречевые проявления. Основные направления коррекционной работы у лиц разного возраста.
Афазия. Основные формы, классификация, стадии. Особенности работы логопеда при разных видах афазии: эфферентной и афферентной, семантической и акустико-мнестической.
Реабилитация людей после сосудистой патологии (инсультов, инфарктов). Программа восстановления речи в зависимости от стадии процесса. Длительность реабилитации и ключевые моменты для самоконтроля.
Логопедический массаж. Основные виды. Инструменты для логомассажа. Применение при различных заболеваниях и нарушениях речи.
Вопросы этики и деонтологии в логопедической практике. Порядок общения с разными пациентами, детьми и их родителями или законными представителями.
Актуальная документация в работе клинического логопеда. Требования и законы. Порядок заполнения. Проведение периодической сертификации и вопросы повышения квалификации.
Где можно повысить уровень своих знаний?
Приглашаем в Логопед Мастер! Здесь преподают известные логопеды, в том числе и клинические. Все они являются практиками и работают в известных медицинских и социальных учреждениях Москвы. Тщательно отслеживают новые методики и законы. Создают собственные курсы и мастер-классы, используя на занятиях только то, что актуально на сегодняшний день. Ознакомиться с расписанием вы можете на сайте. Здесь же легко выбрать подходящий курс и подать заявку. По завершении обучения, выдаётся официальный документ. Тем, кто не может заниматься очно, предлагаем дистанционные курсы и видеозаписи мастер-классов. В любом случае вы обогатитесь новыми знаниями и получите поддержку высококвалифицированных специалистов.
www.logopedmaster.ru
Курсы логопеда для учителя начальных классов
Профессии логопеда и учителя начальных классов имеют много общего. И тот и другой специалист обучают детей правильно говорить, выражать свои мысли, строить предложения, красиво писать. Работают они в тесном взаимодействии с той лишь разницей, что учитель прикреплён к целому классу преимущественно здоровых детей. Логопед же занимается в мини-группах или индивидуально только с имеющими выраженные отклонения в речевой сфере.
Случается, что учителя начальных классов берут на вооружение отдельные логопедические методики для работы с детьми в классе или меняют профессию — становятся логопедами.
Обучение на логопеда: второе высшее
Право на официальное занятие логопедией даёт только высшее образование по этой специальности. Поэтому, если вы закончили педагогический колледж, лучше всего просто поступить в вуз для получения первого высшего образования в области логопедии. Если вы имеете уже диплом педагогического вуза по специальности «учитель начальных классов», нужно получить второе высшее образование или пройти годичную переподготовку. Первый вариант лучше, однако он займёт 2-3 года. Второй вариант — быстрее, однако реальность такова, что трудоустроиться будет сложнее, если, конечно, вас не командировала школа, захотевшая быстро получить дефицитного специалиста. Если вы задумали получить специальность логопеда, помните, что обучение на курсах должно длиться не менее 1000 часов — только в этом случае может быть присвоена соответствующая квалификация.
Лучше всего получать образование очно, хотя существуют и дистанционные курсы профпереподготовки на логопеда. Дело в том, что профессия эта требует безупречного овладения многими навыками, что очень сложно сделать, ориентируясь на картинки и даже видеоряд. Это как раз тот случай, когда лучше один раз прочувствовать и сделать под контролем опытного учителя, нежели сто раз пересматривать нарисованный алгоритм действий. Дистанционно можно шлифовать имеющиеся знания, а вот учиться с нуля — проблематично и не так эффективно. Часто учителя задают вопрос: «Можно ли работать логопедом после курсов переподготовки?» Ответ ясен: можно, если перед этим вы получили высшее профильное образование (педагогическое).
Курсы логопеда для учителя начальных классов
Распространена и другая ситуация. Учитель начальных классов хочет пройти логопедические курсы не для того, чтобы сменить вид деятельности, а для того, чтобы работать более эффективно. Ежегодные обследования учеников начальных школ дают печальные результаты: выявляется большое количество детей с недоразвитием речи. Их настолько много, что школьный логопед не может уделить внимание всем нуждающимся. А вот учитель, заинтересованный в результативном обучении своих подопечных, должен дать максимум знаний им всем. В этом случае идеально пройти кратковременные курсы по повышению квалификации логопедов дефектологов. Да, они занимают много времени, однако дают прочные знания и необходимые навыки. Обучение детей логопедом с базовым образованием учителя начальных классов проходит в разы эффективнее. Особенно тех, кто имеет отклонения в речевом развитии.
Но если такой возможности нет — не страшно. В этом случае прекрасно подойдёт идея получения образования логопеда заочно. Курсы, даже краткосрочные, посвящённые конкретной тематике, принесут ощутимую пользу в самом ближайшем будущем. Овладев методами и приёмами работы по устранению у учеников недостатков произношения и речи, учитель значимо повышает их обучаемость и грамотность. Актуально это не только для первоклассников, но и для всей начальной школы. В более старших классах коррекция речи становится очень сложной задачей, справиться с которой нелегко даже опытному специалисту.
Учитель логопед обучение строит, опираясь на все свои знания и навыки. Плановая, последовательная работа, проводимая всего-лишь пару минут, но на каждом уроке, даёт очень хорошие результаты. Логопедические минутки всегда нравятся детям. Они помогают разрядить напряжённую атмосферу урока и при этом идут на пользу образовательному процессу.
Речевая гимнастика учит детей в совершенстве владеть своим артикуляционным аппаратом, говорить чётко, легко, энергично и выразительно. Эти навыки необходимы не только в школе, но и в течение всей жизни, то есть, являются «надпредметными».
Заинтересованных в результативной работе учителей мы приглашаем в учебный центр «Логопед Мастер». У нас вы найдёте очные, заочные и дистанционные курсы обучения для логопедов и педагогов с возможностью выдачи удостоверения государственного образца. Вы можете пройти мастер-класс только по интересующей вас теме, чтобы повысить мастерство преподавания. А если не можете определиться с тем, что вам нужно — обратитесь к нашим консультантам, которые порекомендуют курсы, опираясь на ваши потребности.
Учитель — человек, который меняет мир, наполняя его своими учениками. Давайте будем вместе менять мир к лучшему!
www.logopedmaster.ru
Семинары он-лайн | УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕД МАСТЕР
В нашем учебном центре Вы можете присутствовать на семинарах удаленно в режиме он-лайн (по Московскому времени).
Для этого Вам необходимо иметь доступ в интернет. Для комфортного прослушивания, Вам потребуются наушники.
1. Убедитесь, что Вы на своем компьютере или портативном устройстве сможете смотреть нашу трансляцию. Для этого перейдите по ссылке: http://logokursi.online/ и нажмите на гиперссылку тестового режима. Если наш рекламный ролик воспроизводится корректно и со звуком, то все нормально. После этого Вы можете перейти к следующему этапу. Если ролик не воспроизводится, то попробуйте проверить возможность подключения с другого устройства.
2. При записи на семинар через календарь выберите опцию “смотреть в режиме он-лайн”.
3. Заполните анкету.
4. Ваши данные будут обработаны администратором и Вы получите ответ и реквизиты для оплаты на свою электронную почту.
5. Произведите оплату и отправьте квитанцию на почту: [email protected]
6. Вы получите имя пользователя и пароль для входа в систему просмотра. И сможете посмотреть семинар.
7. Для просмотра семинара перейдите по ссылке: http://logokursi.online/
Введите Ваши имя пользователя и пароль для входа в систему просмотра семинаров он-лайн.
8. В списке Ваших трансляций выберите текущую и нажмите кнопку смотреть.
9. Сертификат о повышении квалификации высылается на Ваш почтовый адрес, указанный при регистрации.
10. В случае отмены семинара или технических проблем во время сеанса, мы возвращаем деньги на указанные вами реквизиты.
11. Если у Вас остались вопросы – пишите [email protected]
12. ВНИМАНИЕ! Скидки и акции на семинары в режиме он-лайн не распространяются!
Будем благодарны за Ваши рекомендации по улучшению работы системы.
Все транслируемые нами семинары являются интеллектуальной собственностью и защищены авторским правом. Любая частичная или полная запись и использование семинаров в целях трансляции или продажи запрещена и преследуется по закону.
www.logopedmaster.ru