Обучение детей иностранным языкам
Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним опытнейшим педагогом – репетитором, занимающимся преподаванием уже многие годы. Обучает она иностранным языкам детей как дошкольного возраста, так и школьников. В процессе этого разговора я нашла подтверждение уже известным мне ранее фактам, и решила ими с вами поделиться.
Двадцать первый век явился для нас веком разрушения языковых границ. Сейчас мы наблюдаем просто языковой бум! Изучать язык – это модно! Изучать язык – это необходимо! Для российских граждан открылись туристические границы. Стало модно проводить уикенды в Европе, отдыхать на Средиземном море, и, конечно, знание языка, в подавляющем случае английского, стало для нас острой необходимостью. Помимо туристических поездок, с иностранными языками мы сталкиваемся и в повседневной жизни внутри страны. Это компьютерные игры и программы, трудоустройство на работу и т.д. и т.п.
Программ и методик для обучения детей иностранным языкам – море, центров по изучению еще больше. И вот в таких условиях стало очень популярным обучение языкам детей с раннего возраста. Можно сказать, это стало «трендом» в мире родителей.
Сегодня, дорогие, я хочу об этом с вами поговорить, основываясь не на собственных предпочтениях, а на знании профессионалов.
С какого возраста ребенка обучать иностранному языку?
Давайте, для начала, проведем небольшой исторический экскурс в 18-19 века. Тот период Российской империи был веком высокого уровня образования среди дворянских сословий. Преподавание иностранных языков детям, в большинстве случаев это был французский язык, начиналось в районе 3-х лет. Особенно галломания и офранцуживание русского дворянства стали масштабными в период правления Екатерины Великой. В светском обществе стойко сформировалась тенденция общаться исключительно на французском языке. Большинство дворян на родном русском говорили плохо, с акцентом.
«Она по-русски плохо знала» © – как известно, Татьяна Ларина написала письмо Онегину по-французски, не владея достаточно русской письменностью. И, действительно, в до-Пушкинскую эпоху Русский литературный язык был недостаточно востребован. Многие философы и публицисты писали свои сочинения на французском языке. Примером является Петр Чаадаев. А поэт Федор Тютчев по-русски писал только свои стихи, в обычной жизни он предпочитал общаться на немецком и французском языках.
А теперь вернемся к 21 веку и к вопросу – когда же стоит начинать обучение детей чужим языкам? Русский язык является самым сложным среди европейских языков. Это факт. Сложнейшая грамматика, сложнейшее построение предложений, огромная лексика. Все это требует многолетней работы над ним. Не последняя по сложности и русская фонема, из-за чего, в некоторых случаях, требуется помощь логопеда в детском возрасте.
И вот здесь то и кроется ответ на наш вопрос. По мнению многих опытных и ответственных преподавателей иностранных языков, а так же педагогов по технике речи, обучать ребенка языкам можно начинать с 6-ти летнего возраста, и только в том случае, если у ребенка правильно сформированы все звуки русского алфавита! Не раньше! Немаловажен тот факт, что в возрасте 5 лет у детей начинают обновляться зубы, что приводит к ухудшению дикционных навыков. По своему ребенку знаю, как он заново учился выговаривать шипящие звуки в этот момент. Так вот, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок вырос человеком с кучей дефектов речи, не форсируйте сроки обучения языкам.
Большинство детских центров по изучению иностранных языков заинтересованы не в правильном развитии вашего чада, а в деньгах, которые вы платите. Более того, изучение любого языка надо начинать с постановки правильной фонетики, иначе начнется путаница: ребенок еще толком не научился выговаривать свои родные буквы, а его обучают чужим звукам.
На примере одной буквы «Р» можно проследить разницу языковую. В русской речи эта буква переднеязычная, в английском – заднеязычная, а во французском и немецком языках – грассирующая! И так с каждым звуком! В результате происходит неправильное формирование звуковой системы родного языка. То же самое касается и грамматики с лексикой. Я провела в начале рассказа исторические параллели, для того чтобы вспомнить те перегибы, которые уже наблюдались в нашем прошлом. К слову сказать, к середине 19 столетия, так называемая, галломания, пошла быстро на спад. Видимо, наши предшественники осознали, что любить и уважать, прежде всего, надо свой родной язык. Ведь не общались же в то время, к примеру, французы на нашем, русском языке! Так почему же мы должны пренебрегать нашей родной речью?! Почему мы должны жертвовать правильной дикцией в угоду времени? А хорошо выучить любой европейский язык ребенок сможет, даже если начинать это обучение с чуть более позднего возраста. И, как сказал мой знакомый преподаватель английского языка: «Не спешите обучать детей с раннего возраста языкам. Дайте окрепнуть их детским речевым аппаратам».
Чего и всем вашим детишкам, уважаемые мамочки, желаю!
zhenskayadolya.ru
Как с ранних лет обучать ребёнка иностранному языку?
Ещё Чехов говорил: “Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек”. В наши дни это изречение особенно актуально. Чем больше языков ты знаешь, тем больше у тебя возможностей и перспектив. А уж без английского сейчас – практически никуда, т.е. помимо родного языка ребёнку желательно знать как минимум один иностранный. Как же обучить своих детей иностранному языку, чтобы они им владели на достойном уровне и при этом обучение не было в тягость? Тут есть два возможных сценария.
Идеальная ситуация – это естественный билингвизм (трилингвизм и т.д.) с рождения. Если члены Вашей семьи владеют разными языками (например, мама – русским, а папа – румынским), либо Вы сами в совершенстве говорите на двух языках, не бойтесь с первых дней жизни общаться с ребёнком на всех тех языках, которые Вы знаете. Повторюсь: важно, чтобы родитель (бабушка, дедушка, тётя…) был именно носителем языка, говорил на нём свободно, грамотно и без акцента, иначе есть большой риск того, что малыш “впитает” эти ошибки, и исправить их впоследствии может быть сложно.
Если с рождения с ребёнком будут говорить на двух-трёх (и более) языках регулярно (т.е. если это будет естественная среда его жизни), уже к 2-3, реже к 4 годам маленький человек не просто будет понимать, но и начнёт изъясняться на нескольких языках, не путая их при этом между собой. В таком случае процесс изучения иностранного языка (тут уж и не скажешь точно, какой из языков родной, а какой иностранный) проходит легко, максимально естественно и эффективно.
Вот реальный пример одной семьи. У Лилианы Ботнару и Дэвида Джессе трое детей (6, 4 и 3 года). Все они говорят не только на родном румынском, но и на английском (младшая дочь в силу своего возраста, разумеется, только начинает говорить по-английски).
“Мы не обучали детей английскому специально, — рассказывает мама троих детей-билингвов Лилиана Ботнару. — Мы с мужем между собой говорим по-английски (Дэвид — американец), муж с детьми тоже говорит по-английски, а я и бабушка – по-румынски, и так было с рождения. Сейчас дети знают два языка, причём они никогда их не путали между собой.
Заговорили дети довольно рано. Первые слова они начали произносить уже в полтора года, к двум годам начали составлять предложения. Правда, румынский язык они освоили быстрее, т.к. ходили в румынский садик, но в два с половиной они начали говорить и по-английски, хотя и до этого понимали английскую речь (это было очевидно). Для обогащения словарного запаса и развития речи мы читаем малышам английские книжки, ставим слушать песни и смотреть мультфильмы на английском языке. Также у нас дома часто бывают англоговорящие гости, с которыми старшие могут легко поддержать разговор.
Кстати, мультфильмы – прекрасный способ обучить ребёнка иностранному языку, даже если в семье никто на этом языке не говорит. Помню, меня поразил тот факт, что, когда я работала волонтёром в молдавских сёлах, мне встречались обычные молдавские сельские детишки младшего школьного возраста, которые на разговорном уровне неплохо владели английским. На мой вопрос, откуда они знают иностранный язык, ребята признавались, что они просто смотрели мультики на английском.
Лично мне в изучении английского языка очень помогли лингвистические курсы, которые я прошла ещё в юности. Русский язык был моим родным, а румынский я в совершенстве выучила только в колледже”.
“Явление семей билингвов (трилингвов и т.д.) в нашей стране очень распространено, — говорит детский психолог Татьяна Козман. — Я выросла в двуязычной семье, и моя личная семья тоже говорит на двух языках. В нашем многоязыковом мире, я считаю, это очень перспективно. Ошибочно полагать, что в двуязычной семье с ребёнком нужно общаться на одном языке, чтобы он быстрее начал говорить и не путался. Говорить дети начинают в соответствии с индивидуальным темпом развития, независимо от количества языков, которые они слышат в окружении. Как ни странно, дети с раннего возраста не только могут различить языки, но и понимать смысл сказанного, откликаться на том языке, на котором его спросили. Эффективнее «обучать» детей другим языкам сразу с рождения, т.к. они не обучаются, а бессознательно осваивают ещё один язык. При таком освоении задействованы оба полушария. Если ребёнок усвоил два языка с рождения, ему будет легче изучить потом и третий, и четвёртый”.
Другая ситуация – билингвизм приобретённый, т.е. ребёнка иностранному языку обучали специально. Не в каждой семье есть носители различных языков. И это нормально. Что же делать тем родителям, которые хотят вырастить своего ребёнка билингвом (трилингвом) в этом случае? Всё просто: нужно обучать своё чадо языку самостоятельно! Тут важны два нюанса: обучать иностранному языку своего ребёнка должны именно Вы, а не репетитор или преподаватель языковых курсов, и второе — Вы должны говорить на обучаемом языке грамотно (если Вы говорите на нём с ошибками, Вам нужно совершенствоваться и учить язык вместе с малышом).
“Ребёнок легче и быстрее учит язык, если на нём говорят родители или окружающие люди, — уверена детский психолог Татьяна Козман. — На курсах редко встретишь живое, непосредственное, бытовое общение. Тем более, что на курсах изучают слова, словосочетания в отдельности, а детской психике нужны не элементы, а целые фразы, коммуникация. А если родители говорят на другом языке с ошибками, есть стимул изучать вместе с ребёнком «правильные» языковые выражения. С детьми не обязательно говорить постоянно на другом языке, можно этому уделить всего 10-15 минут в день!”
Татьяна Лелека, мама восьмилетнего сына-билингва, профессиональный переводчик, преподаватель английского языка для детей дошкольного возраста, также считает, что мама – лучший учитель любого языка для своего малыша. Причём заниматься английским она советует с детками прямо с пелёнок.
“От рождения до шести лет – это возраст лингвистической гениальности, когда дети не ленятся запоминать, вслушиваться, когда им всё интересно и они всё впитывают. В Европе во многих семьях с раннего детства малышей обучают двум-трём языкам.
Почему именно с мамой ребёнок должен начинать учить иностранный язык? Потому что чрезвычайно важно привить ребёнку положительную эмоциональную окраску этому языку, а сделать это может лишь любящая мама, которая лучше всех может найти подход к своему чаду.
Как же происходит обучение языку у детей:
- От рождения до года – период адаптации, восприятия языка на слух. Чем больше Вы дадите звуков ребёнку, тем шире будет его диапазон воспринимаемых звуков. Можно знакомить кроху с четырьмя, пятью, даже восьмью языками! Это не каверкает его слух, а, напротив, развивает его!
- 1-2 года – период набора пассивной лексики. Ребёнок вычленяет из речи фразы. В это время нужно читать книги на иностранном языке, воспроизводить мультфильмы и развивающие фильмы, говорить с ребёнком на иностранном языке в формате монолога.
- 2-3 года – период понимания языка. Ребёнок понимает уже не отдельные фразы, а потоки речи, у него возникает желание заговорить.
- 3-4 года – период становления речи. Ребёнку нужен собеседник. Мама должна мотивировать малыша говорить на иностранном языке. Если мама не владеет языком в совершенстве, у неё есть целых 3-4 года с момента рождения крохи для того, чтобы подтянуть свои знания.
- 5-6 лет – период самостоятельной работы. Погружение в язык становится более продолжительным: 1-1,5 часа. Часть этого времени обязательно выделяйте на самостоятельную работу (работа с разукрашками, решение кроссвордов на иностранном языке и др.).
Помните несколько простых истин, которые помогут Вам в обучении иностранному языку Вашего ребёнка:
- В раннем возрасте дети не учат язык — они постигают мир посредством языка.
- До шести лет у Вас не должно быть никакого контроля знаний иностранного языка у Вашего ребёнка – в определённых жизненных ситуациях это знание может само себя проявить, но Вы никак не должны стремиться узнать это специально.
- Если Вы обучили ребёнка родному языку, значит, Вы уже хороший лингвист для своего ребёнка.
- Все дети способны выучить любой язык, нет особого гена, отвечающего за эту способность.
- Не переводите ребёнку иностранные слова – показывайте ему их в книжках, на карточках, жестами.
- Стимулируйте подросшего ребёнка говорить на иностранном языке беседой с носителем языка в скайпе, поездкой в другую страну.
- Для того, чтобы выучить английский язык, необязательно жить в англоговорящей стране.
- Каждая мама может найти 15-20 минут в день для занятия иностранным языком с ребёнком.
- Воспринимайте эти занятия не как дополнительную нагрузку, а как удовольствие.
- Верьте в себя и своего ребёнка!”
Попробуйте! Я желаю Вам, чтобы у Вас всё получилось!
Дети-билингвы. Как с ранних лет обучать ребёнка иностранному языку? was last modified: Октябрь 9th, 2014 by admin
www.mamamoldova.com
советы родителям, учебники и методики
Полиглотик – раннее изучение иностранных языков SolNet.EE – портал СОЛНЫШКО (Эстония)
– статьи, методики, практический курс немецкого, английского
Полиглотик – раннее изучение иностранных языков SolNet.EE – портал СОЛНЫШКО (Эстония).
Стоит ли начинать изучать немецкий углубленно? Как обучить ребенка грамоте на трех языках? Какая среда идеальна для обучения ребенка английскому в детсаду?
“Дети и иностранные языки”) Когда и как изучать язык? Двуязычные дети. (раздел форума на сайте Л.Даниловой о раннем развитии детей
Полиглоты от рождения (www.english.language.ru)
Большинство современных западных лингвистов, во главе со знаменитым американским ученым Ноамом Хомским, считают, что языковые навыки врожденны и в одинаковой степени присущи всем людям. Еще до рождения в мозг младенца закладываются основные грамматические правила, общие для всех языков. В зависимости от того, на каком языке говорят в дальнейшем в окружении ребенка, одни правила активизируются, развиваются и пополняются, а другие остаются “спать”. Поэтому одни дети начинают говорить по-русски, другие – по-английски, третьи – по-японски…
В каком же возрасте прекращается доступ к врожденному языковому знанию? Ученые пришли к выводу, что человек теряет присущие ему от природы языковые способности к 12-16 годам, то есть в так называемом переходном возрасте. Так дает знать о себе всеобщая перестройка организма: физиологическая, психическая, умственная,социальная.
Совет №l. Чем раньше начинать обучение иностранному языку, тем лучше. Можно обучать ребенка сразу двум языкам, но в этом случае он будет осваивать их медленнее, кроме того, большая нагрузка в иностранных языках может замедлить продвижение в родном…
Когда надо начинать учить язык? (обсуждение в форуме EFL.RU )
Есть много примеров, когда взрослые люди начинали учить язык и добивались хороших результатов. Такие люди учили язык сознательно, а не из-под палки родителей. Для ребенка 6-7 лет подготовиться к CAE займет, как минимум 8-9 лет, а как правило 10-12 лет.
Взрослый же человек может достичь того же уровня за более короткий срок, при том, что оба живут не в стране изучаемого языка и оба начинают с нуля…
А вот когда ребенок заговорит на английском зависит не только от возраста, но и от многих других обстоятельств. Репетитора, методики преподавания (и как следствие заинтересованности ребенка), отношения родителей и конечно от особенностей самого ребенка.
Более того, если хочешь поступить в ВУЗ типа ГУУ, ВШЭ, МГИМО, ИнЯЗ, МЭСИ и пр на фак-ты, где английский – профильный и его надо сдавать при поступлении, то учить язык надо с 1-2 класса усиленно (по 2-4 часа с репетитором, и даже спецшколы будет недостаточно)
Об эффективном изучении английского языка: интервью с преподавателем-носителем английского языка (enjoyenglish-blog.com)
… дети имеют лучшие способности к любому иностранному языку, потому что их мозг более приспосабливаемый до 10 летнего возраста. Дети могут начинать учить языки очень рано. Они могут учить до 5-6 языков и говорить на них без акцента, словно носители! Так что, чем раньше, тем лучше. Это совершенно так. Исследования показали, что людям старше 20 лет языки даются все сложнее. Особенно, если вы говорите только на одном языке.
poligloty.net
Иностранные языки для детей. Как научить ребенка ‹ Блог
Как определиться с выбором иностранных языков для детей.
Умение изъясняться не только на родном языке пригодится каждому человеку. Следует тщательно подойти к его выбору, прежде, чем начать обучать своего ребенка.
Факторы, которые необходимо учитывать:
- Востребованность;
- Ваши познания;
- Простота изучения;
- Темперамент ребенка.
Английский настолько популярен, что для многих он является «вторым родным» Более того, он довольно легкий по степени изучения, произношения, восприятия.
Французский считается мелодичным по своему звучанию, детям нравится его слушать, сложнее с его произношением и чтением. Так же он несет большое культурное значение, часто встречается в литературных произведениях.
Говоря на испанском, ребенок определенно выделится на фоне, например, англоговорящих ровесников, что является плюсом – это послужит для повышения уверенности в себе.
Знание китайского и японского совершенно не удивляет, он очень востребован в мире экономических отношений. Он интересен детям благодаря его художественной составляющей.
С какого возраста начать обучение детей иностранному языку.
Чем раньше заняться погружением ребенка в мир языков, тем лучше. Детский мозг-это чистый лист, на котором появится и сохранится все, что Вы захотите. Им многое интересно, и они рады все познавать. С самого раннего возраста у детей формируется запас звуков, которые они услышали задолго до того, как начали сами произносить. Изучение иностранных языков положительно влияет на развитие памяти, эрудиции, креативности.
Возраст до 10 лет более благоприятный для изучения хотя бы одного языка, помимо родного. К этому времени у ребенка закладывается предрасположенность к лингвистике.
Важным аспектом на момент начала обучения является готовность родителей. Взрослые должны четко осознавать свою ответственность. Если на раннем этапе сделать ошибку, существует риск надолго отбить желание к познаниям иностранных языков.
Учтите собственные возможности, готовность, знания, уверенность. Только настроившись без сомнений, можно приступить к обучению детей.
Как научить иностранному языку ребенка.
К обучению ребенка нужно подходить серьезно. Перед родителями стоит ряд задач: заинтересовать ребенка, сохранить желание учиться. Будьте заранее готовы к тому, что узнает Ваш ребенок, изучайте вместе с ним, обсуждайте полученные знания, делитесь впечатлениями. Важно, чтобы, ребенок видел, что Вы разбираетесь в том, что он Вам говорит. Поощряйте тягу к достижениям и успехи. Не ругайте за неудачи. Изучение языка не должно считаться наказанием.
Разные методы и методики обучения иностранному.
Существует множество различных методик по обучению детей иностранному языку. Ознакомится с ними можно на сайтах, посвященных этому вопросу, в лингвистических центрах, разработать индивидуальную систему обучения. Оптимально выделить принципиально различные возрастные категории для применения определенных методик.
- ранний возраст – от 1,5 до 3 лет;
- дошкольный период — от 4 до 6 лет;
- начальный школьный возраст — от 7 до 10 лет;
- школьники от 10 до 12 лет;
В зависимости от принадлежности ребенка к определенной категории, используются разные методики, специализирующиеся по конкретной группе.
Методики изучения языка для раннего возраста.
Для самых маленьких полиглотов, занятия необычайно легкие и непринужденные. Малыши еще не умеют говорить, они изучают окружающие звуки, запоминая их. Таким образом, чтобы начать закладывать знания иностранного языка в ребенка от 1,5 до 3 лет нужно обеспечить ему слуховое восприятие данного языка. Это может быть общение родителей на иностранном языке, общение с ребенком, используя иностранную лексику, чтение сказок, пение песен, просмотр мультфильмов на изучаемом языке.
Существует практика приглашения в дом няни, гувернантки-носителя языка, для общения с ребенком.
Если у родителей разный родной язык и они общаются, то на одном, то на другом, ребенок автоматически запоминает два языка и с легкостью говорит на обоих. Такой же результат появляется вследствие переезда семьи в другую страну, где с родителями – одно общение, в обществе – незнакомая, отличная от домашней лексика.
Иностранный для дошкольников.
По степени взросления ребенка, изменяется и способ его обучения. Когда в ребенка уже заложена некая база иностранных слов и он может их употреблять, создавая фразы. целесообразно начать обучение в группах раннего развития с погружением в атмосферу языков разных стран. Так он сможет общаться со сверстниками, сравнивая свои возможности, делясь своими знаниями, узнавая что-то от других ребят. При этом наличие педагога-руководителя несет более профессиональный подход к обучению ребенка иностранному языку.
Занятия в специализированных классах не является обязательным и единственным способом обучения. Следует продолжать общаться с ребенком на иностранном языке, уже прибегая к тому, чтобы ребенок за вами повторял. Покупайте ему книжки, игрушки с соответствующим содержанием. Занятия дома все еще не должны быть принудительными, но уже возможно систематизировать занятия. Например, читать вместе с ребенком книжку по четвергам, складывать иностранные слова из кубиков по субботам, при этом сохраняя тенденцию игры, а не обязанности. Обязательным является регулярность. Идеально- каждый день по 10-15 минут занятий, отличающихся друг от друга своей спецификой.
Вместе с тем, имеются, описанные в литературных изданиях, методики преподавания иностранного языка детям дошкольного возраста.
Начальный школьный период и изучение языков.
В большинстве учебных заведений иностранный язык входит в обязательную программу с начальных классов. Но не всегда изучаемый Вами язык, совпадает с преподаваемым в школе.
Если Вам повезло и языки совпали-вам несколько проще. К уже имеющемуся багажу знаний приложится начальная грамматика, которую пора объяснять в этом возрасте.
Если же на школьных занятиях ребенок будет изучать другой язык, ничего страшного, это даже плюс, к моменту окончания школы, он свободно будет говорить на двух иностранных языках. Но ребенку придется немного сложнее. Ваша задача помочь ему не путаться в языках. Следуйте простым рекомендациям.
Пользуйтесь пособиями и словарями в которых нет родного языка, а только два изучаемых. Смотрите с ребенком программы на одном иностранном языке с субтитрами второго.
Задумайтесь о школе иностранных языков для детей. Пусть в общеобразовательной изучается один язык, а в специализированной- второй. Предупредите обоих преподавателей.
Не перекладывайте всю ответственность на учителей, продолжайте играть, читать, смотреть с ребенком на обоих языках, ни в коем случае не забрасывая занятия одним из них, чтобы исключить подавление. Важно чтобы ребенок изучал языки параллельно и равномерно.
Как школьники 10ти – 12ти лет обучаются иностранным языкам.
К этому времени у вашего чада уже выработались навыки общения на иностранном языке, возможно на двух. Сейчас он уже сам хочет больше знать, этого требует современное общество. Ребенку может надоесть учиться, тогда, вносите больше разнообразия, чтобы не было скучно. Несмотря на то, что это почти подросток не нужно исключать игры. Несмотря на то, что это почти подросток не нужно исключать игры, совместное изучение и времяпрепровождение, погружаясь в культуру других государств. Добавляйте новые стимулы: путешествия по разным странам, будет очень большим продвижением и поощрением. Не всегда есть возможность посетить какую-либо страну, для восполнения общения с иностранцами, используйте интернет, социальные сети. Так всегда можно послушать изучаемый материал в оригинальном исполнении.
Не забывайте про иностранную литературу в оригинале и про перевод уже знакомых произведений на изучаемый язык.
Как выбрать курсы
При выборе курсов иностранных языков для детей руководствуйтесь следующими показателями:
- Качество центра. Большим доверием пользуются сетевые школы; курсы, созданные в другой стране.
- Местоположение. Выбирайте центр, который не будет отнимать слишком много времени на поездку.
- Отзывы. Расспросите бывших учеников, прочитайте отзывы в интернете, поинтересуйтесь у руководства о наличии наград.
Очень помогает, когда вместе с Вашим ребенком, будет заниматься его друг. Договоритесь с родителями о совместном обучении детей.
К обучению детей иностранным языкам можно подходить абсолютно по-разному. Начать прививать это с самых ранних лет, или дать им вырасти и самим решить хотят они этого или нет.
Водить ребенка по всевозможным школам или же обучить самостоятельно.
Углубленно заняться одним иностранным языком или вырастить гения, говорящего на минимум пяти.
В любом случае, не забывайте о том, что детям это должно нравится, тогда Вы приложите минимум усилий. Эти маленькие люди сами все выучат.
engmatrix.com
Раннее обучение детей иностранному языку
В настоящее время, хорошее знание иностранных языков стало важным. Поэтому многие родители хотят, чтобы их дети получили раннее обучение иностранному языку.
Языковое образование в раннем детстве.
В каком возрасте лучше начинать обучение ребенка иностранному языку, сколько времени необходимо уделять, чтобы получить удовлетворительные результаты? Эти и другие вопросы все чаще волнуют родителей маленьких детей.
Специалисты утверждают, что изучение иностранного языка должно начаться как можно раньше. Удивительно, но сегодня в классе могут присутствовать родители с 3-месячным ребенком. Факт: Начало изучения иностранных языков в раннем возрасте позволяет малышу осваивать новые навыки без особых трудностей и естественным образом. Стоит отметить, что до 6 летнего возраста мозг ребенка развивается не по дням, а по часам – это период наиболее благоприятный для обучения. Однако, стоит заметить, что удовлетворительные результаты зависят от того, как проходят занятия. Программа занятий должна быть адаптирована к возрасту наших детей. Лучшие результаты достигают те дети, которые учатся на «инстинктивно», то есть без осознания того, что выполняют заданное упражнение, чтобы приобрести новую и сложную информацию.
Исследователи так же отмечают, что изучение иностранного языка в раннем возрасте делает ребенка способным по-настоящему овладеть им, как и родным языком. Ухо 7-летнего ребенка наиболее легко поглощает все длины волн звука, таким образом, получая более высокую чувствительность к звукам иностранных языков. В период с 1 года до 7 лет малыш способен выучить иностранный акцент и произношение в совершенстве.
Языковое образование детей младшего возраста, осуществляется в порядке, похожем на процесс обучения родному языку. На первом этапе, дети слушают мелодичность иностранного акцента, и язык. Затем начинают признавать иностранные слова и понимать их значение. Только потом говорить первые слова. Поведение этой последовательности не вызывает такие проблемы, как задержка развития речи ребенка или ненормального формирования артикуляционного аппарата. Более того, осуществление фонетического языка, используемого в классах, позволяет детям вслушиваться в значительно большее количество звуков, формировать его надлежащую дикцию. Изучение иностранных языков в раннем возрасте оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
Так же, раннее обучение качественно влияет на интеллектуальное и психологическое развитие ребенка. Малыши, участвуя в различных формах упражнений, улучшают память и навыки, а также расширяют свои интеллектуальные горизонты. Занятия в группе сверстников определяется их социальным развитием. Дети учатся работать в команде, толерантно относиться к нуждам других детей, развивается уверенность в себе. Они также имеют возможность ознакомиться с принципами здоровой конкуренции, с помощью которого они узнают вкус победы или поражения.
Стоит отметить, что малыши приобретают языковые навыки в группе более эффективно, потому что их поведение совершенно спонтанно. Ребенок не боится ситуации, в которой он допустил ошибку, в раннем возрасте дети редко скованны или застенчивы. Изучение иностранных языков, основанных на веселье, играх дает удовлетворительные результаты и является неотъемлемой частью детства. Даже с самого раннего детства, ребенок способен приобрести необходимые навыки, которые затем может с успехом использовать во всей своей жизни.
Изучение иностранных языков в форме игры и привлекательного развлечения гораздо проще для малыша, чтобы эффективно впитывать новые знания. Пение песен, активные игры, жестикуляция, помогают понимать значения конкретных слов, ускоряет и упрощает процесс запоминания. Эта форма обучения также показывает примеры практического применения различных фраз на иностранном языке. Введение в тематических классах активных форм обучения увеличивает вовлечение деток, повышает их интерес к происходящему и дает гораздо лучшие результаты. В итоге приобретение знаний ассоциируется у ребенка с чем-то приятным. Хороший и быстрый результат получают детки, которые посещают мероприятия, по крайней мере, два раза в неделю.
Обязательным условием изучения иностранного языка в раннем возрасте является баланс между назиданием уроков и удовольствием, рано или поздно ребенок почувствует усталость и уныние. Задача родителей – не переусердствовать, а преподавателя – найти золотую середину. Трудно удержать внимание ребенка в течение более трех минут, поэтому продолжительность урока не должна быть больше, чем 45 минут.
Родителям необходимо очень тщательно подойти к выбору преподавателя для своего малыша, учитель должен быть творческой личностью, чтобы поддерживать интерес ребенка к изучению иностранного языка в столь раннем возрасте. Вам очень повезет, если вы встретите талантливого педагога, который использует в обучении на практике театральное искусство или музыку. Благодаря им, раннее обучение детей иностранному языку станет более эффективным. Позволит развивать ребенку свои языковые навыки, тренировать визуальное мышление, память, слух и творческое отношение к образованию.
Видео: Лиза говорит на четырех языках – русский, китайский, арабский, английский.
Родителям – Браво! Эту замечательную девочку ждет прекрасная насыщенная событиями жизнь и это только начало.
Дамская копилка желает вашим деткам успехов в обучении иностранных языков.
Посмотреть другие публикации
1stajyr.ru
Изучение иностранного языка дошкольниками
Знание одного или даже 2-3 иностранных языков уже давно стало нормой для современного мира. Уже никого не удивишь, когда при найме на работу спрашивают, каким языком, кроме родного, владеет соискатель. Люди стали много путешествовать по миру, общаться через интернет. Все чаще искать информацию, используя источники, как на родном языке, так и на иностранных сайтах.
Достаточное количество людей уезжает в другие страны, чтобы работать. Никого не удивишь семьями, которые создаются представителями разных культур и национальностей. Необходимость изучать иностранный язык становится постоянной для большого количества людей.
Последние лет 20 в русскоязычной среде появилось понимание, что для успешного освоения иностранного языка его нужно учить как можно раньше. Стараясь обеспечить ребенку успешное будущее, молодые родители приступают к обучению ребенка до школы.
Насколько это обоснованное решение? Какое влияние это окажет на развитие ребенка? Не навредит ли ему слишком раннее научение иностранному языку? Такие вопросы все чаще интересует родителей. Решение об изучении иностранного языка принимают родители ребенка, поэтому важно понять, каким образом выстроить обучение, чтобы был результат и избежать негативных последствий.
Нужно ли обучать ребенка иностранному языку с дошкольного возраста
Вопрос необходимости изучения ребенком иностранного языка в дошкольном возрасте достаточно спорный. Он имеет своих сторонников и противников. Но окончательное решение, стоит ли изучать ребенку язык, принимают родители исходя из своего видения ситуации и необходимости такого обучения.
Для семей, которые живут в эмиграции или готовятся переехать в другую страну, где основным языком общения будет иностранный, изучение будет и оправданным, и необходимым. Такие семьи чаще всего готовят детей к смене места жительства. Находясь уже на территории иностранного государства, родители отдают ребенка в дошкольное учреждение, где малыш через непосредственное общение на иностранном языке постигает основы. Такие дети, если они попали в иноязычную среду до подросткового возраста, чаще всего начинают разговаривать на родном и иностранном быстро. Оба языка воспринимаются естественно и не вызывают затруднений. Такое познание двух и более языков принято называть билингвизмом.
Еще один вариант билингвизма формируется в семьях, где родители являются носителями двух языков. Постоянно общаясь на разных языках с малышом, формируют необходимую языковую базу ребенка. Он постигает их равномерно и воспринимает родными. Подобная ситуация создается при использовании помощи в воспитании няни-иностранки.
Другая ситуация складывается у детей, которые в жизни не сталкиваются постоянно с носителями иностранного языка. Если родители решат научить детей иностранному языку, то приходится прибегать к услугам репетиторов, курсов, школ. Возможен вариант, если родитель сам хорошо владеет языком, заниматься с ребенком самостоятельно. Вот тут и появляется вопрос о том, когда нужно приступать к обучению ребенка.
Можно найти большое количество исследований, которые говорят, в каком возрасте нужно приступить к изучению иностранного языка. Выводы большинства из них будут колебаться в возрастных рамках 1-6 лет. Почему такая большая разбежка? Она исходит из особенностей работы мозга ребенка в этом периоде и попытке исследователей предугадать возможные результаты.
Значение возраста в изучении иностранного языка
Когда ребенок рождается на свет, он ничего не знает об этом мире, не умеет разговаривать. Его проводниками в этот мир становятся слух, зрение и ощущения. Для того, чтобы ребенок мог через доступные ему каналы восприятия быстро и качественно изучить окружающее, его мозг работает на очень больших скоростях, позволяя изучать огромное количество информации и запоминать ее.
Еще в утробе матери ребенок слышит ее голос, тембр, мелодичность и усваивает то, что после рождения нужно будет учиться разговаривать. Появившись на свет, он начинает видеть каким образом окружающие его люди воспроизводят различные звуки, пытается повторять все услышанное.
Постепенно, благодаря высокой производительности и гибкости головного мозга в ранний период, ребенок учится говорить. В зависимости от того, на каком языке с ребенком разговаривали с рождения, формируется база его родного языка. Он запоминает грамматические и лексические конструкции, воспринимает логику языка и ощущает мелодичность и необходимость общения. В двуязычных семьях ребенок ощущает необходимость общаться на двух языках.
Вплоть до полового созревания мозг остается гибким и может в высокой степени поглощать информацию и усваивать языки. Но чем ближе переходный возраст, тем больше снижается активность головного мозга, и начинать изучение языка после 14 лет становится сложной задачей. Чем старше становится человек, тем все меньше возможностей получить знание быстро и качественно. Многие, кто сталкивался с необходимостью изучать иностранный язык, встречались с проблемами, которые возникают при попытке начать разговаривать. Новые слова уже не воспринимаются свободно, их нужно зубрить. Привычные для человека конструкции постоянно мешают говорить правильно на новом языке.
У детей дошкольного возраста таких проблем не возникает. Они просто играют и повторяют за взрослым новые варианты общения. С удовольствием смотрят мультики на неизвестном языке и понимают их смысл, пользуясь звуковой интуицией. Почему бы не воспользоваться этой возможностью и не обучить ребенка до того, как это станет сложным навыком?
Мнение специалистов физиологов и психологов
Развитие педагогики как науки позволило проводить исследования детей разного возраста и физиологи смогли прийти к выводу, что все дети до 10 лет могут изучать иностранные языки. Это обусловлено тем, что с рождения они обладают способностью к звукоподражанию и повышенным интересом к происходящему вокруг.
Мозг ребенка намного эластичнее и восприимчивие к познанию различных форм языкового общения и без усилий может постигать большое количество различной информации на одинаковом уровне. Ребенок не подвержен поиску штампов при разговоре, ему не нужно опираться на знание слова в родном языке, чтобы понять суть разговора.
Дети в раннем возрасте легко и непринужденно впитывают звуковые конструкции. Если сравнить сложность в изучении языка ребенком до 7 лет и 14-18 лет, то заметна разница в восприятии материала и качестве воспроизведения слов и звуков.
После завершения полового созревания активность мозга снижается, и человек вынужден учить язык через заучивание грамматики и отдельных слов. Для маленьких детей грамматика не существенна. Они копируют звуки запоминают алгоритм речи.
Психологи высказываются в большинстве случаев положительно. Исследования показывают, что изучение второго языка ребенком до 7 лет проходит на одном уровне с родным. При этом если родители уделяют достаточное внимание качеству усвоенной информации, то возможные проблемы решаются.
Кроме очевидной пользы от знания ребенком иностранного выявлены следующие изменения, происходящие благодаря работе над вторым языком:
- дети становятся более свободными и креативными;
- развивают гибкость речи и внимание;
- лучше понимают логические операции;
- совершенствуется образное мышление;
- развивается память;
- расширяется кругозор;
- благодаря использованию новых звуков в речи увеличивается
количество артикуляционных упражнений, что улучшает четкость и
чистота речи.
Особенностью детей до 7 лет является то, что они не боятся сказать или сделать неправильно. Они с удовольствием используют новые конструкции и через исправление неправильных вариантов интуитивно понимают логику языка.
Аргументы противников
Учитывая все положительные моменты, которые есть у раннего изучения иностранного языка, нельзя не принять во внимание мнение противников этого подхода. Среди них есть и специалисты логопеды и преподаватели. Некоторые психологи говорят, что обучение без тщательного анализа и использования проверенной методики может нанести вред ребенку. Что волнует и останавливает этих людей?
Давайте разберем подробно какие аргументы они приводят:
1. Основным критерием для противников иностранного языка является мнение, что большинство родителей начинают обучать детей до того, как они хорошо овладеваю родной речью. Внедрение методик изучения второго языка при наличии логопедических проблем может привести к дисграфии. Возможные проблемы с грамотностью ребенка в родном языке могут повлечь за собою необходимость сложной работы по их устранению. Логопеды советуют не начинать обучение, если родители не уверены в собственных силах или есть явные проблемы с речью.
Что делать, если есть желание обучить ребенка, но возникают сомнения? Обратитесь к специалисту логопеду, он сможет оценить возможные проблемы в речи ребенка. Если вы сомневаетесь в собственных силах, то воспользуйтесь предложениями от языковых школ.
2. Еще один из аргументов противников раннего обучения высказывают психологи и педагоги. Опасаясь того, что родители, загружая ребенка до 7 лет большим количеством образовательных программ, лишают его детства. Доказано, что в дошкольном возрасте у малыша должно быть большое количество времени для самостоятельных занятий. Это помогает закреплять огромный массив полученных знаний и сохранять психологическое равновесие.
Стремление родителей охватить большое количество навыков, в том числе и иностранного языка, вынуждает их создавать плотный график занятий и вытеснять свободное время. Чрезмерная перегрузка ребенка приводит к различным осложнениям и часто вызывает негативное отношение к учебе. В качестве компенсации противники раннего изучения иностранного языка приводят примеры различных программ и курсов, которые позволяют изучать язык позже.
Что делать, чтобы ребенок сохранил стремление к учебе? Не стоит чрезмерно нагружать. Соблюдайте режим комфортного обучения. Для детей до 3 лет занятие не должно превышать 10 минут. Для 4-5 лет – 20 минут. Дети 5-7 лет могут заниматься 30 минут. Прекращайте занятие если видите, что ребенок устал. После каждого образовательного блока давайте ребенку поиграть
3. Ребенка обучают иностранному языку в детском саду и школе. Противники раннего изучения иностранного языка говорят, что программы государственных и частных учреждений достаточно, и не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями дома. Сложно сказать, насколько воспитатель в детском саду справится с задачей привить ребенку любовь к иностранному языку. Насколько качественно будет вести занятия. Ведь его задача не состоит в том, чтобы научить ребенка разговаривать, она заключена в воспитании и подготовке к школе, которая не содержит требований к знанию второго языка.
Не лучше ситуация и в школе. В лучшем случае, ребенок будет изучать иностранный язык 4 раза в неделю и вероятнее всего только с 5 класса. Если занятия будут введены в 1 классе, то тут встает тот же вопрос о профессиональности и возможностях качественно обучить ребенка. Получается, что будет утеряно самое плодотворное время и ребенку будет нужно изучать язык, руководствуясь только своей силой воли и наличием свободного времени.
Учитывая все за и против, прежде чем начинать обучение иностранному языку, стоит провести некоторые мероприятия.
Как избежать негативных последствий
- Оценить сможете ли вы обеспечить ребенку качественное изучение языка. При самостоятельном обучении нужно отлично владеть языком. Прежде чем приступить к занятиям, возможно, стоит обновить собственные знания.
- Сможете ли заниматься с ребенком регулярно? Для качественного изучения языка важно постоянно его тренировать и закреплять. Ведь все знания, которые не используются, со временем утрачиваются.
- Оценить логопедические особенности ребенка. Достаточный ли у него словарный запас. Проверьте, нет ли у ребенка сложностей в родном языке. Возможно он путает буквы или не выговаривает «р». Есть ли затруднения в произношении парных звуков или другие особенности речи. Прежде чем начинать обучение ребенка, у которого присутствуют некоторые особенности при общении на родном языке, важно обратиться к специалисту и исправить выявленные проблемы.
- Нужно оценить какая форма обучения подходит вашему ребенку. Если он общителен, то возможно ему не подойдет индивидуальный подход, а нужно подобрать вариант занятий в группе. Для детей застенчивых и скрытных лучше выбирать домашнее или индивидуальное обучение.
- Если вы решили обучать ребенка при помощи языковых курсов или репетитора, то оцените ваши материальные возможности и проведите работу по подбору хорошей школы.
- До начала изучения иностранного языка родители должны ответить себе на важные вопросы, которые позволят определить ваши действия. Какова цель обучения ребенка? Что вы хотите получить в результате этого обучения? Это может быть подготовка к специализированной школе, желание чтобы ребенок свободно говорил на выбранном языке и многое другое.
- Оцените готов ли ребенок к изучению языка. Будет ли ему интересно или он больше склонен к другим вариантам времяпровождения.
- Подумайте, сможете ли вы обеспечить ребенка языковой средой. Одним из важных критериев в успешном освоении языка является практика не только на занятиях, но и в обычной жизни. Дети, которые кроме занятий могут общаться с родителями, используя новый навык, лучше запоминают и закрепляют владение языком. При этом важно, что бы родители разговаривали с ребенком на правильном иностранном языке или пользовались в обычной жизни мультимедийными средствами закрепления знания. Можно предложить послушать музыку или посмотреть мультфильм без перевода.
- Если с ребенком будет заниматься няня или приглашенный репетитор, то нужно уточнить у него, насколько он опытен в работе с детьми маленького возраста, также попросите оценить уровень родной речи малыша. Дополнительная проверка специалиста поможет избежать возможных проблем.
Какой возраст считается оптимальным для начала занятий
Если ребенок не растет в двуязычной среде и вы не собираетесь уезжать жить за границу, то нет начинать обучение очень рано. Исключением являются родители, которые используют в воспитании методики сверхраннего развития. Они начинают изучение языка согласно рекомендациям выбранного направления. Например, методика Глена Домана предлагает изучать иностранный язык с рождения, а дети, обучающиеся в школах Монтессори, приступают к занятиям около 3 лет.
В большинстве работ по изучению факторов и последствий раннего изучения иностранного языка специалисты сходятся во мнении, что наиболее благоприятным возрастом для начала занятий будет 4-5 лет. Но стоит учитывать тот факт, что начинать обучение 4 летнего ребенка лучше ближе ко второму полугодию.
Какие возрастные особенности влияют на выбор в пользу 4-5 лет?
- К этому возрасту малыш уже осваивает родной язык на достаточном уровне и при отсутствии речевых проблем может с легкостью начать познавать второй язык. Именно к 4 годам проявляются основные логопедические особенности языка и появляется возможность их вовремя скорректировать;
- возможности головного мозга ребенка в этом возрасте находятся на самом пике, что позволяет легко усваивать новый сложный материал;
- дети этого возраста уже психологически готовы к обучению. При этом еще не сформировалась боязнь совершить ошибку;
- ребенок готов и стремится работать в коллективе. Может осваивать материал, как в индивидуальной, так и в групповой форме;
- сформирован большой словарный запас;
- более внимателен и сконцентрирован, чем дети младшего возраста. Может заниматься около 30 минут;
- все чаще возникает необходимость в целенаправленной деятельности и достижении результата.
Рекомендуемый возраст для начала обучения ребенка иностранному языку подтверждается не только научными работами, но и практической деятельностью. Практически все языковые школы и курсы предлагают свои услуги детям с 4 лет.
Как определить есть ли у ребенка способности к изучению языка и так ли они важны?
Этот вопрос волнует многих родителей, которые хотят начинать обучать ребенка в дошкольном возрасте. Существует распространенное заблуждение, что для того, что бы ребенок мог выучить язык, он должен иметь врожденные способности к этому навыку. Специалисты сходятся во мнении, что это не так. Для изучения иностранного языка ребенком до достижения им подросткового возраста препятствий не
существует. Это мнение обосновано тем, что все дети с рождения могут выучить тот язык, который они слышат. В случае если ребенок определенного происхождения растет в иноязычной обстановке, он будет воспринимать язык, на котором с ним разговаривают, как родной.
Проблемы при изучении иностранного языка могут возникать, если будет нарушена структура обучения и материал будет преподнесен в неправильной форме. На качество влияет регулярность использования нового навыка и любовь ребенка к языку. Говорить о способностях у ребенка нужно только если вы хотите обучать сразу более чем одному иностранному.
В таком случае, нужно оценить некоторые особенности малыша:
- развитие речевого слуха. Насколько ребенок хорошо улавливает звуковую разницу в словах и произношении;
- уровень языковой памяти. Может ли ребенок запоминать большое количество иностранных слов, не теряя их смысла и не допуская ошибок;
- наличие грамматического и лексического чутья;
Применяет ли ребенок образное восприятие языка при разговоре. Подразумевается умение соотносить слово с конкретным предметом и его названием в другом языке.
Если же говорить об изучении только одного языка, то важным будет только наличие у ребенка желания изучать иностранный язык и использовать его в жизни.
Какие языковые навыки можно развивать у ребенка дошкольного возраста?
Обучение ребенка иностранному языку проводится подобно тому, как он обучается родному языку. Детей дошкольного возраста не обучают письму, грамматике. Для этого возраста важными навыками, которые нужно освоить в иностранном являются:
- восприятие на слух. Обучают распознавать и понимать слова;
- навыкам разговорной речи. Изучение строится на звуковом восприятии, которое переходит в подражание и использование услышанного слова в речи;
- чтение.
Обучение этим навыкам позволит ребенку освоить начальные ступени языка и приступить к изучению сложных для понимания в дошкольном возрасте грамматических основ в школе.
kukuriku.ru
когда начать? С какого возраста пора обучать ребенка английскому языку
Владение каким-либо иностранным языком по праву считается одним из важнейших современных навыков, который каждый любящий и ответственный родитель мечтает привить своим детям чуть ли не с рождения. Мы расспросили опытного лингвиста-преподавателя Юлию Куренную о том, как и когда наиболее правильно и эффективно начать обучение детей иностранному языку – чтобы освоение «не родной речи» приносило ребятишкам и родителям не только пользу, но и радость…
Подходить к процессу обучения детей иностранному языку нужно очень ответственно и
на каждом этапе взросления ребенка обращаться именно к тем методикам и
педагогам, которые действительно дадут результат, а не станут пустой тратой
времени и денег, как это нередко случается в реальности…
Занятия языком и знакомство с языком – две большие разницы!
Когда речь идет об обучении иностранному (чаще всего – английскому) языку именно детей, родители должны понимать принципиальную разницу между понятиями «занятия языком» и «знакомство с языком». По мнению многих современных преподавателей и репетиторов-лингвистов заниматься языком с детьми младше 5 лет практически не имеет смысла. Занятие, как таковое, подразумевает определённый уровень концентрации и последовательное выполнение заданий. А для маленьких деток это не только не интересно и затруднительно, но и может «аукнуться» в будущем – зачастую именно раннее обучение иностранным языком может отбить у ребенка желание и интерес к этому самому языку на годы вперед.
Юлия Куренная, профессиональный лингвист, преподаватель сервиса Puzzle English, куратор проекта «Метод Тичера», который позволяет выучить английский язык с нуля до продвинутого уровня в интерактивном режиме:
«Я поддерживаю мнение многих опытнейших педагогов и психологов о том, что серьезное полновесное обучение детей младшего возраста иностранному языку, по крайней мере, малоэффективно.
Юлия Куренная
А вот знакомство с языком, напротив, можно начинать как можно раньше. Моему ребенку еще только месяц, но я уже включаю при нем передачи BBC и говорю на иностранном языке. Психологами доказано, что маленькие дети воспринимают все, что слышат вокруг себя, и впоследствии используют знакомые звукосочетания для построения речи, понимания слов. Таким образом, наличие речи на разных языках в раннем детстве поможет ребенку в будущем изучать английский или другие языки с большей легкостью и радостью».
Но не стоит переживать, если вашему малышу уже, скажем, года полтора-два, но в вашем доме до сих пор никогда не была слышна иностранная речь. До трех-четырех лет дети – как губка. И начать знакомство с языком в таком пассивном режиме можно в любое время. При этом не следует требовать от ребенка чего-либо конкретного – повторения, правильности фраз, произношения. Если ему хочется, пусть повторяет какие-то элементы слов и речи или даже просто отдельные звуки — все пойдет на пользу!
Одному – хорошо, но в компании – лучше
Очень хорошо, если вы можете отдать ребенка в ясли или детский сад, где предусмотрено знакомство с иностранным языком. В некоторых учреждениях дошкольного образования даже работают носители языка, и это весьма полезная практика для ребенка – когда он имеет возможность слышать иностранную речь в бытовых условиях, в течение дня.
И почему детские группы, в которых ребенок ежедневно слышит иностранную речь, предпочтительнее няни или родителя, который тоже может сутки напролет говорить при ребенке на иностранном языке? Дело в том, что малыши до 4-5 лет – это совершенно особое с точки зрения коммуникации «сообщество», в котором дети общаются друг с дружкой на «своем» специфическом языке. И крайне полезно для будущего успешного овладения иностранным языком, чтобы иностранная речь постепенно «приходила» в повседневную жизнь ребенка не только всегда со стороны взрослых, но и со стороны его сверстников. Ведь ни для кого не секрет, что дети, имеющие возможность ежедневно общаться в группе, учатся новым навыкам гораздо быстрее и охотнее друг у друга, нежели у взрослых. Достаточно сказать пару новых слов одному малышу, как к концу дня эти слова будет весело тараторить вся группа…
Серьезные занятия начинаются… с игры!
Начиная с 5 лет уже можно говорить о более-менее серьезных и системных занятиях по обучению детей иностранному языку. Но пока еще строиться они должны исключительно в игровом формате. И тут важно учитывать, что у растущих малышей очень велика физическая активность. Им нужно много двигаться и их усидчивость, как и способность к концентрации – пока еще минимальны.
Поэтому все занятия должны быть построены в форме подвижных игр. Дети могут вскакивать с места, что-то кричать, куда-то бежать. В наши дни существует огромное количество методик обучения маленьких детей иностранному языку, доступных сегодня для родителей с любым достатком и количеством свободного времени, но самый главный критерий при выборе того или иного метода занятий всегда один – малышу должно быть весело и интересно в процессе!
Для 5-летнего ребенка обучение иностранному языку должно быть увлекательной и веселой игрой. И только вы, как родитель, вправе считать, что это – еще и часть процесса обучения. Первые серьезные языковые занятия с ребенком чуть старше 5 лет должны базироваться
на тех активностях, которые малыш предпочитает и любит. Если он любит красочные
книжки – используйте их в своих уроках, если же он “страстный коллекционер”
игрушек-зверушек – значит, именно, они станут вашими главными помощниками
во время уроков. А если ваш малыш с утра до вечера прыгает, бегает, крутиться
как юла – значит, в таком же ритме должны проходить и ваши занятия иностранным
языком. А кто сказал, что эффективное обучение возможно
только “за партой”? Отнюдь!
До 6 лет не должно быть и речи ни о какой зубрежке или планомерном заучивании элементов иностранного языка. В действительности, в этом возрасте ребятишкам и без того довольно легко запоминать полезные фразы и слова, если они узнают их в процессе игры. Попробуйте, например, практику веселой зарядки и упражнений с ребенком, когда команды даются только на иностранном (например, английском) языке: «Lay on the floor!», «Jump like a frog!» и так далее.
Если вы пригласили для занятий с ребенком педагога или репетитора, крайне важно, чтобы он был компетентный, понимал психологию детей соответствующего возраста, знал, как привлечь их внимание, но при этом очень четко чувствовал грань, за пределами которой обучение для малыша превращается в рутину и скучную обязанность. В идеале самые качественные преподаватели иностранного языка для взрослых и детей – это разные люди: репетитор, успешно работающий с детьми, никогда не занимается со взрослыми, и наоборот. Хотя бы потому, что это принципиально разные методики преподавания.
Если вы пригласили репетитора иностранного языка к ребенку младшего возраста, не стесняйтесь настаивать на своем присутствии на уроках, хотя бы первое время. Вы должны воочию убедиться, что ваш малыш получает не только знания, но и удовольствие от игрового процесса обучения.Приложения – в помощь
Итак, примерно с 5 лет практика детского знакомства с иностранным языком начинает превращаться в пока еще игровые, но уже занятия. Имейте в виду – все, что ребенок впитывает в раннем детстве, останется с ним навсегда. Но только при условии, что накопленные им знания постепенно, пусть и неспеша, перерастают в более сложную практику – без перерыва! Но если вы прекратите «подачу» иностранного языка (в любом виде) хотя бы на полгода – велики шансы, что ребенок быстро утратит те «кусочки» иностранной речи, что он уже успел усвоить.
Продвигаться дальше в обучении или, как минимум, не забыть уже накопленные знания, вашему малышу могут помочь специальные интерактивные приложения. Например, в рамках онлайн-проекта по изучению английского языка Puzzle English существует программа «Метод Тичера», где малыши могут играючи, но при этом весьма успешно учить алфавит и некоторые другие базовые основы английского языка. Также в AppStore, GooglePlay или Яндекс.Маркете есть немало достойных приложений с возможностями обучения разнообразным иностранным языкам именно детей.
После 6 лет наступает прекрасное время для занятий иностранным языком в группе. Это может быть группа дошколят при лицее, в который вы будете поступать, или просто группа развития с хорошим педагогом. В таких группах есть возможность интегрировать изучение языка в совместный игровой процесс, такой как, например – постановка спектакля на иностранном языке, командные игры и квесты. Важно, чтобы дети продолжили играть, не обращая внимания на то, что они учат язык.
Грамматика
Время для настоящих лингвистических знаний наступает ближе к 7-8 годам. Как раз в этом возрасте дети начинают серьезно осваивать навыки письма и чтения на родном языке. Параллельно с этим уже можно начать учиться читать и писать и на иностранном языке тоже. Однако пока еще эти упражнения должны занимать не более 20 минут – то есть лишь малую часть от привычного игрового формата занятия.
Опытный преподаватель понимает, что детям в возрасте 7-8 лет уже интересны
многие страноведческие вещи – им любопытно узнать о дальних странах и о людях,
которые в них живут, о природных явлениях, о науке и технике и т.п. И это дает
возможность для более глубокого контекстного изучения языка.
Юлия Куренная: «Для ребятишек в возрасте 7-8 лет при изучении иностранного, например английского, языка отлично подходит наша так называемая концепция «пазлов». Детям уже вполне можно давать задания на расстановку слов в приложении, складывая предложения из отдельных слов, как головоломку. Суть идеи заключается в том, что ученик слушает живую речь, смотрит видео-ролик или специальную анимацию, а после – складывает услышанное из исходных слов. То есть от ученика требуется расставить члены предложения в правильной синтаксической и смысловой последовательности, но в игровой форме. Для чего с успехом используются карточки со словами, магнитные доски или специализированные приложения».
Все по-взрослому
Когда ребенок достигает возраста 12-13 лет, увлекать его одними только играми уже поздно и малоэффективно. Если ранее ему был привит интерес и любовь к иностранному языку, выстроить адекватную модель обучения будет просто – в этом возрасте искренняя увлеченность иностранным языком и осознание уже достигнутых результатов заставляет детей с интересом браться за самые сложные лингвистические задания и с легкостью выполнять их.
Одним из наиболее эффективных сценариев программы обучения иностранному языку детей после 12 лет является пошаговая подготовка их к разного рода языковым экзаменам. Начинать можно с начального уровня – это не доставит подростку никакого дискомфорта и трудностей, зато получение соответствующих сертификатов или дипломов отлично «подстегнет» в нем желание двигаться к новым горизонтам в плане освоения иностранного языка…
Когда ребенок постепенно превращается в подростка – его темперамент и увлечения кардинально меняются. Кроме того, он переживает в жизни период, когда учеба становится одной из главных его обязанностью и делом. Соответственно, должна смениться и стратегия изучения иностранного языка. Крайне важно выбрать такого педагога, который поможет подростку активно продвигаться по пути изучения иностранного языка, а не заставит буксовать на этапах знакомства или игрового общения.Итак, знакомить детей с иностранными языками можно даже в очень юном и нежном возрасте. Но выстраивать более серьезные и глубокие занятия необходимо исходя в первую очередь из степени взросления самого ребенка, из его темперамента и увлеченности. И при этом понимать, что для всякого детского возраста существуют свои эффективные программы, приемы и методики изучения иностранных языков.
Подбирать программы – от ознакомительных и игровых до творческих и классических занятий – лучше всего вместе с опытным педагогом. Или же – как вариант – использовать уже готовые интерактивные приложения, которые во многих аспектах могут отчасти заменить постоянное наличие преподавателя. Главное: не забывайте время от времени интересоваться у малыша, нравится ли ему изучать иностранный язык в предложенном вами формате, и по мере взросления ребенка старайтесь подстроить занятия под его текущие интересы.
Вы и оглянуться не успеете – и вот ваш малыш уже не просто подрос, но и научился свободно общаться на иностранном языке! А разве это не повод для родительской гордости?
www.woman.ru