Тьюторское образование. Квалификация тьютора.
Наталья Август 5, 2018
Кто такой тьютор?
В этой статье мы обсудим различные варианты образовательного движения тьютора, постараемся ответить на вопрос: «каким должно быть тьюторское образование?». Отдельное внимание уделим тому, где в нашей стране человек может пройти обучение, какие курсы тьюторов существуют, опишем важные критерии выбора тех или иных образовательных программ и поговорим о том, какой должна быть квалификация тьютора.
Квалификация тьютора
Давайте обратимся к профессиональному стандарту специалиста в области воспитания (обобщённая трудовая функция – тьюторское сопровождение). Данный стандарт говорит нам о то, что для осуществления деятельности в качестве тьютора, для начала, необходимо получить высшее образование (бакалавриат) в области педагогики, психологии или тьюторского сопровождения. Также, среди возможных путей получения тьюторской квалификации существует и профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии и тьюторского сопровождения.
Если вы планируете связать свою жизнь с профессией тьютора, то рекомендовано получение высшего педагогического образования и педагогический стаж 2 года или получение высшего образования по профилю «Тьютор».
Подробнее о том, кто такой тьютор и в чём заключаются его основные функции, я писала в этой статье, а о том, востребован ли тьютор и какова заработная плата специалиста — вот в этой статье.
Высшее образование
В этой части статьи опишем несколько вариантов ВУЗов, которые предлагают образовательные программы для будущих тьюторов (бакалавриат и магистратура). Напомним, бакалавриат является первым уровнем высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года. После этого выпускник может продолжить обучение в магистратуре или начать профессиональную деятельность. Магистратура – второй уровень высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «магистр» составляет два года на базе бакалавриата.
Возможность освоения программы бакалавриат по профилю «тьютор» ВУЗами России представлена пока не так широко. На данный момент такая программа существует в Сибирском федеральном университете в городе Красноярска. Подготовка ведется по очной и заочной (на базе СПО по педагогике) форме обучения. В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена для бакалавров есть программа «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», которая является базой для дальнейшей подготовки тьюторов в магистратуре. Также, опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии. Программа специализируется на специфике деятельности в кочевой школе и направлена на обучение тьюторов для дальнейшей работы в условиях Севера.
Стоит отметить, что в основном получить именно тьюторское образование возможно при освоении магистерских программ. Такие программы на данный момент реализуются в Московском городском педагогическом университете по профилю «Тьюторство в сфере образования» (очно), «Психолог-гувернер» (заочно), «Тьюторское сопровождение детей младшего возраста» (очно-заочно). В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуется магистерская программа по профилю «Тьютор по профессиональному развитию педагога», которая направлена на подготовку тьюторов, работающих с субъектами образования и системой образовательного учреждения в целом. Также, возможно освоение магистерской программы в Дальневосточном федеральном университете по профилю «Тьюторское сопровождение в образовании». Поступление происходит на базе портфолио. В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуются 2 магистерских программы подготовки тьюторов (заочно): «Тьюторство в образовании» и «Тьютор по здоровьесбережению».
Профессиональная переподготовка
Тьюторское обучение также можно пройти по программам профессиональной переподготовки. Ниже предлагаем несколько организаций, предлагающих подобные программы (тьютор переподготовка).Архангельский областной институт открытого образования – осуществляет переподготовку «Тьюторство в образовании». Переподготовка осуществляется в 3 сессии. Первая — заочно, вторая и третья – очно.
Московский городской педагогический университет реализует программы профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Тьютор» по направлениям: «Тьюторство в сфере образования», «Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ».
Томский государственный университет — «Тьюторская деятельность в сфере образования», программа рассчитана на 360 часов.
Красноярский государственный педагогический университет – реализует программу переподготовки «Тьютор», рассчитанную на 252 или 504 часа.
Помимо этого, существует возможность дистанционной переподготовки. Это курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовании», рассчитанный на 256 часов. Более подробную информацию о программе можно найти на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации (https://thetutor.ru/).
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы предлагает пройти курсы для тьюторов: «Тьюторское сопровождение обучающихся с присвоением квалификации «Тьютор» (340ч)
Курсы тьюторов
Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. В основном, курсы тьюторов реализуются дистанционно.
Образовательный центр «Каменный город» предлагает курс «Тьюторство в образовательной организации», рассчитанный на 36 или 72 часа, по итогу выдаётся удостоверение.
Международная школа практической педагогики дистанционно проводит курсы по направлениям «Тьюторские компетенции педагога и родителя в инклюзивном образовании», «Основные направления тьюторского сопровождения в общеобразовательных организациях», «Индивидуализация и тьюторское сопровождение в общем образовании». Материалы курса предоставляются в записи, и вы получаете возможность осваивать курс в своем темпе. По итогу выдается сертификат.
Московский городской педагогический университет реализует курсы в очно-заочной форме с применением дистанционных форм по направлениям: «Технологическая школа тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», «Тьюторское сопровождение одаренных детей», «Индивидуализация и тьюторство в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС».
Также рекомендуем обратить внимание на Институт развития образования Иркутской области. Периодически у них появляются образовательные предложения, связанные с курсами для тьюторов.
Вебинары и другие профессиональные события для тьюторов
Среди ярких образовательных событий для тьюторов можно выделить Летний Университет тьюторства. Каждый год это событие собирает специалистов в области образования. Здесь происходит обмен опытом, мастер-классы и углубленное обсуждение определенной темы. Каждый год данное событие происходит в разных местах страны, и обсуждаются разные направления в области тьюторства. Данное образовательное событие подойдет для тьюторов, педагогов, родителей, студентов педагогических специальностей, администраторов образования.
Еще одним важным мероприятием является тьюторская конференция. Это большое событие для тьюторского сообщества. В конференции принимают участие профессионалы в области образования, которые представляют свои доклады и дискуссируют по определенной теме конференции. Традиционно конференция проводится в конце октября в Москве.
Не менее важными ресурсами для тьютора являются вебинары, которые проводят специалисты в области педагогики индивидуализации и тьюторства. Например, достаточно часто они проводятся Международной школой практической педагогики (Мария Чередилина) http://worldtutors.ru/vebinary
Общие критерии выбора программ обучения
А в заключительный раздел мы собрали основные критерии, которые, на наш взгляд, должны быть основопологающими при выборе программы обучения для тьюторов:
- Образовательная программа должна отражать принцип индивидуализации и вариативности. Это значит, что в программе вы должны иметь возможность выбирать, выстраивать свой маршрут её освоения. Для этого в курсе должны быть различные модули, возможно, варианты аттестации и оценки, выбор которых осуществляется на основе ваших личных запросов.
- Программа должна иметь, так называемые, продуктные формы, т.е. предлагать участникам возможность разработать проект (например, тьюторский или проект профессионального развития).
- Преобладание практических, интерактивных форм обучения. Поскольку напрямую быстрый перенос теоретических принципов и схем в свою практику скорее невозможен, требуется практика. Важно, чтобы в обучающей программе были практические задания, лаборатории, анализ кейсов и т.д.
Дистанционное обучение тьюторов – переподготовка и курсы по профессии
О Международной АкадемииЭкспертизы и Оценки
ЧУ «ООДПО «Международная Академия Экспертизы и Оценки» осуществляет переподготовку тьюторов.
А также по 250 другим направлениям в дистанционном формате по всей России.
Лицензия на образовательную деятельность № 1420 от 21.04.2014.
Академия основана в 2013 году и благодаря доступным ценам и высокому качеству обучения быстро стала
организацией федерального масштаба. У нас успешно прошли обучение более 6 000 человек из всех 85
субъектов Российской Федерации.
Деятельность академии носит международный характер. Среди наших выпускников представители
Германии, Болгарии, Франции, Израиля, Азербайджана, Казахстана, Республики Беларусь, Армении и др.
Наша миссия: сделать качественное дополнительное профессиональное образование максимально
доступным.
МАЭО входит в группу компаний, к которой также относятся:
УМЦ «Интеллект» Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
(umcin.ru), который осуществляет подготовку экспертов-оценщиков на базе государственного ВУЗа:
Более 1300 оценщиков выпущено;
17 лет опыта обучения оценщиков.
Консалтинговая компания «Центр Реформ Предприятий» (crpocenka.ru), которая занимается оценкой
всех видов имущества по всей России. А так же сертификацией персонала по профстандартам:
С 1998 года на рынке;
Лауреат XXVIII премии «Элита национальной экономики 2013». Медаль «За развитие
ОПОРЫ России, Торгово-промышленной палаты Саратовской области; Собственные разработки в области экономического и социального развития, получившие
положительный отзыв в Экономическом управлении Президента Российской Федерации,
Минэкономразвития России и Рабочем центре экономических реформ при Правительстве
Российской Федерации.
АНО «Профессиональный стандарт» (профессиональный-стандарт.рф, классификация-гостиницы.рф),
который осуществляет обучение рабочих и служащих. А так же оказывает услуги по классификации
гостиниц и иных средств размещения, пляжей и горнолыжных трасс.
Проходя обучение у нас, вы можете быть уверены, что обратились в крупную серьезную
организацию,
которая существует уже не первый десяток лет и обеспечивает наилучшее
качество образовательных
услуг.
xn--n1aeea3cm.xn--80axh3d.xn--p1ai
[Вопрос-ответ] Какие есть курсы по подготовке тьюторов онлайн?
Команде проекта Международная школа практической педагогики поступил вопрос от участника вебинара Марии Чередилиной, который состоялся 06 июля 2018г. в рамках марафона по тьюторству. Виктор спрашивает:
— С опозданием посмотрел вебинар, не успел задать вопросы ведущему, но! почти все ответы получил… Тьюторство — новое, интересное направление в образовании, особо интересное молодым педагогам. Интересно, есть ли курсы по подготовке тьюторов онлайн… Именно обучающие, по типу дополнительного образования?
Виктор, спасибо за вопрос. Отвечаем:
-Здравствуйте, уважаемый Виктор.
Есть несколько дистанционных курсов по тьюторскому сопровождению. После окончания которых, Вы получаете документ о повышении квалификации установленного образца. Курсы предоставляются в записи с проверкой домашнего задания преподавателем в реальном времени.
1=
Дистанционный курс «Индивидуализация и тьюторское сопровождение в общем образовании» http://wp.worldtutors.ru/wppage/ts-oo-v-shkole/
Этот курс — для учителей, родителей школьников, гувернеров, тьюторов. Уровень курса — для начинающих. Продолжительность — 4 недели.
В нём разбираются общие идеи тьюторства, особенности, методика диагностики и коррекции образовательной среды; способы выявления и фиксации образовательного запроса ребенка; понятие «личностно — ресурсная карта» и т. д.
Кроме этого, на курсе рассматриваются дополнительно такие темы: особенности индивидуализации и тьюторского сопровождения в открытом и семейном образовании (без школы, для детей с ОВЗ и т.д.).
2=
Дистанционный курс повышения квалификации «Индивидуализация и тьюторское сопровождение в среднем профессиональном образовании» http://wp.worldtutors.ru/wppage/ts-spo-kurs/
Этот курс — для методистов, преподавателей, мастеров производственного обучения. Курс включает в себя 8 вебинаров, самостоятельную учебную и проектную paботу обучающихся. Основные темы, которые рассматриваются в курсе: история и теория индивидуализации и тьюторского сопровождения в образовании; специфика в СПО; формы и методы paботы тьютора; модели и практика тьюторского сопровождения в СПО.
3=
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовании, 256 ч» http://forum-seminar.ru/22286/?utm_source=partners&utm_medium=banner&utm_campaign=worldtutors
Курс предназначен для всех, кто, имеет высшее или среднее специальное образование по направлению «Образование и педагогика» и желает освоить новую профессию — тьютор в образовании.
Программа курса состоит из 2 модулей, 7 лекций и выпускной аттестационной работы.
По итогам обучения и выполнения тьюторского проекта слушатели получают Диплом о профессиональной переподготовке.
4=
Дистанционная программа повышения квалификации «Тьюторские компетенции педагога и родителя в инклюзивном образовании» http://wp.worldtutors.ru/wppage/ts-v-inklyuzii/
Курс для тьюторов, работающих с детьми с ОВЗ и учителей-предметников, ведущих уроки в инклюзивных классах, а также для завучей и директоров образовательных учреждений общего и дополнительного образования.
За 6 лекций и практических заданий вы сможете погрузиться в специфику работы тьютора с детьми с особенностями развития.
5=
Курс по разработке образовательного (тьюторского) проекта в области финансовой грамотности «Современные подходы к повышению финансовой грамотности в дошкольном и начальном общем образовании» http://wp.worldtutors.ru/wppage/fingram-dou-i-nachalnaya-shkola/
Для родителей, воспитателей, учителей, тьюторов общего образования государственных и частных организаций.
worldtutors.ru
Профессиональные компетенции тьютора образовательной организации.Повышение квалификации дистанционно
Кошман Алексей Григорьевич, Республика Крым. Джанкой
Уважаемые коллеги! Обучение окончено. Спасибо за совместную работу! Удачи!
Шиян Наталья Николаевна г. Краснодар
Благодарю, диплом получила.
Лариса Боровикова.
Консультация была очень полезной. Спасибо за отправленное на почту письмо с перечнем документов. Очень удобно и не приходится искать все самой. Пригодились и образцы выдаваемого диплома для демонстрации руководству организации. Приятно порадовала скидка для малых групп. спасибо.
Митин Дмитрий Алексеевич г. Москва
Спасибо большое за обучение, учебный материал грамотно подобран, все очень понятно и доступно.
Пикалова Нина Константиновна Орловская область.
Я успешно прошла курс обучения по олигофренопедагогике. Осталась очень довольна. Материал в лекциях тщательно продуман, краток и прост для изучения, отражает только самые важные аспекты. Спасибо!!!
Катаева Марина Сергеевна, Краснодарский край, г. Белореченск
Отличная организация учебного процесса, все понятно, быстро, четко, доступно. Рада, что обратилась именно к Вам, открыла для себя много новой и полезной информации!
Горбунова Ирина. Сергеевна Хабаровский край.
Обучалась дистанционно одновременно на двух курсах. В личном кабинете удобный доступ к теоретическому материалу и тестам. Квалифицированное, комфортное обучение. Спасибо!
Романова Алина Анатольевна г. Москва
Спасибо большое коллективу ФЦПО! Получила огромное удовольствие от взаимодействия с вами. Прекрасный сайт, очень удобен в работе. Так держать. Всем удачи!!!
Петренко Павел Александрович, г. Одинцово
Для себя открыл новую форму дополнительного обучения. Очень продуктивный курс. Грамотно составленные теоретические материалы, ссылки на источники. Планирую продолжить сотрудничество. СПАСИБО.
Киселёва Антонина Георгиевна, Новосибирская область.
Спасибо большое за обучение. Буду рекомендовать Вас своим коллегам, а также сама периодически буду пользоваться Вашими курсами повышения квалификации.
Борисова Светлана Семёновна г. Пенза
Спасибо за организацию курса. Во время обучения, при возникновении вопросов, кураторы терпеливо и доброжелательно консультировали. Материалы для обучения доступные, разнообразные и интересные. Желаю успехов организаторам в дальнейшей работе!
Гавриленко А.С. г. Москва
Лично меня дистанционное обучение очень устраивает. В силу своей работы днем решала практические задачи, а вечером – теоретическое обоснование к ним. Очень эффективный метод. Отдельное спасибо преподавателям за то, что активно решали все проблемные вопросы.
Науменко Анна г. Красногорск
За плечами уже имею опыт образования, но что по- настоящему удивило – это подход организаторов учебного процесса. Компетентность и простота в общении, по-моему, это очень приятно при обучении в ФЦПО.
Заречная Любовь Владимировна
Хочу сказать огромное спасибо за то, что сумели сделать процесс обучения насколько эффективным, настолько и увлекательным. Когда меня спрашивают, что хорошего можно сказать о ФЦПО, я отвечаю: “Там учиться ИНТЕРЕСНО!”
Мелешков Виктор Николаевич, Свердловская область
Жена уговорила пойти на дистанционное обучение. С большим скепсисом относился к обучению через интернет, но за период обучения не пожалел, что пошёл учиться дистанционно. Большое СПАСИБО специалистам учебного отдела.
Дьяков Николай Иванович, Казахстан
Достойный дистанционный институт. По ценам всё устраивает, база хорошая, коллектив сотрудников быстро решает все вопросы по обучению.
Кутынов В.А.
Дистанционное обучение для работающего человека очень удобная форма. Буду и впредь обращаться к Вам. Отдельное спасибо кураторам.
Андреева Жанна
Уже закончила обучение и без проблем нашла работу по специальности. В ФЦПО отличный преподавательский состав на факультете психологии. Цена фиксируется на весь срок обучения.
Лопатина Раиса Сергеевна
Прошла курсы переподготовки и очень довольна. Учебу оплатил работодатель, так как уверен в высоком качестве обучения. Сразу получила повышение. Спасибо Вам большое!
Баева М.В. г. Выборг
Отличная возможность получить новую специальность. Сама успешно учусь в ФЦПО. Качество образование вполне достойное. Сроки обучения максимально сжаты, что очень важно в наше время. Здорово, что есть такие места. Всем советую.
Ермолина Алла Романовна. Тюменская область
Буду теперь учиться только дистанционно! Не жалко ни денег, ни потраченного времени, которое (о, счастье!) я сама могла планировать! Спасибо большое, я узнала очень много нового. Сложным был первый модуль, но только потому, что для меня такая форма обучения оказалась совершенно непривычной. В процессе выполнения заданий не было абсолютно никаких сложностей, так как вопросы понятны и чётко сформулированы. И ещё очень приятно, что вы постоянно следите за процессом нашего обучения. Мне хотелось сделать все как можно лучше в том числе и затем, чтобы вы остались довольны своей ученицей. Спасибо огромное и удачи вам в дальнейшей деятельности!
Привалова Н.К. Липецкая обл.
Проходила обучение по программе профессиональной переподготовки в ФЦПО. Очень скептически отнеслась к такому обучению, и зря! Обучение прошло гладко, если возникали какие-то вопросы по обучению, то обращалась к куратору. На мои вопросы всегда отвечала ясно и развернуто, все было понятно. После окончания обучения получила документ в течение двух недель. При устройстве на работу документ приняли. Спасибо, ФЦПО!
Смирнова Юлия Александровна. Нижегородская область
В нашей школе сказали пройти курсы повышения квалификации поэтому долго искали что-то подходящее для нас, что бы устраивало по ценам и программе. В итоге выбор пал на ФЦПО. Нас зарегистрировали в системе дистанционного обучения, доступ выслали в течение трех дней. Обучение прошли успешно. Документы об образовании получили, БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Обязательно ещё воспользуемся услугами ФЦПО.
Козлов В.И.
Оставил заявку на телефонную консультацию на сайте, примерно через час со мной связался специалист приемной комиссии. Проконсультировал меня по программе, которая меня интересовала. Касаемо самого обучения: доступ в систему дистанционного обучения выслали сразу. Было пару накладочек в процессе обучения, но все решили быстро. Общался со своим куратором по электронной почте, на все вопросы были даны ответы. Удостоверение получил достаточно быстро, Спасибо.
Полякова Надежда Валерьевна, г. Иваново
Проходили дистанционное обучение в ФЦПО. Как и многие скептически отнеслись к данному обучению, думали, что это обман, но на деле все оказалось иначе. После заключения договора и оплаты нам назначили куратора, с которым можно связаться по телефону или по электронному адресу. Нашей группе выслали доступы (логины и пароли) на наши электронные адреса. После завершения обучения позвонили куратору, уточнили по поводу получения документов, она нам все доступно объяснила. В итоге, как только было готовы документы нашей группы с нами связались, и мы на следующей же день подъехали и забрали их. Обязательно придем к вам ещё!!! Спасибо!
Хайтович Л.В.
Большое спасибо! Приятно было у Вас учиться.
federal.center
Роль тьютора в системе дистанционного обучения
Данная статья даёт возможность работникам системы образования получить общее представление о специфике работы тьюторов в системе дистанционного образования, а так же раскрывает необходимость внедрения этой роли во все учебные заведения, использующие дистанционное обучение.
Ключевые слова: образование, повышение квалификации, информационные технологии, дистанционное обучение, тьютор.
Подготовка преподавателей для системы дистанционного обучения, как правило, не включена в учебные программы вузов и институтов повышения квалификации, в то время как потребность в таких специалистах возрастает с каждым днём. [1]
Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины.
Многообразие разнородных образовательных предложений, даже при всей их доступности для студента, еще не задает необходимым образом реализацию принципа открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.
В некоторых формах дистанционного образования, особенно в открытых университетских курсах, почти или даже совсем не используются телеконференции, мало работы в группах, мало или совсем нет взаимодействия межу студентом и преподавателем в реальном времени. Успех дистанционной формы обучения во многом зависит от преподавателей дистанционного обучения, их профессионализма. Совершенно очевидно, что для реализации дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников встает важнейшая задача подготовки тьюторов для дистанционного обучения.
В последние годы появились работы, в которых обсуждаются вопросы расширения спектра функционально-ролевых представлений о педагогической деятельности и введении таких позиций и ролей преподавателя, как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, тьютор и др. Во многих случаях тьютор — единственный человек, с которым студент контактирует по вопросам дистанционного образования. Тьютор является помощником преподавателя, посредником между лектором (профессором) и обучающимися, выполняя скорее не педагогическую, а организаторскую функцию. Тьютор взаимодействует со студентом на индивидуальной основе по почте, по мере того как студент прорабатывает содержание курса по учебно-методическому руководству и другим материалам. Тьютор не обязательно является разработчиком курса, он только представляет его содержание.
Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Основной задачей тьютора является активизация процесса обучения.
Тьютор, как функциональная единица в учебном процессе, предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения. Возможность получения уникальных знаний и опыта и непосредственного применения учащимися учебных материалов в практике реализации конкретных должностных обязанностей, определяет эффективность обучения.
Можно отметить некоторые важные функции, реализуемые тьютором:
– обсуждение содержания курса;
– предоставление обратной связи об успехах студента;
– оценка заданий/тестов;
– помощь студенту в планировании работы;
– мотивирование студента;
– разрешение административных вопросов;
– контроль над проектами;
– проведение занятий «лицом к лицу»;
– хранение записей студента;
– взаимодействие с администрацией от лица студента.
В исследовании М. Г. Мура [2, с. 66–69] акцентируется внимание на следующих ролях преподавателей, работающих в системах дистанционного образования:
1. Преподаватель подает личный пример роли учащегося, помогая поддержать рабочую и учебную среду взаимоуважения, и создать комфортную психологическую обстановку;
2. Преподаватель содействует обучению, помогая всем студентам эффективно общаться и внимательно слушать, с тем, чтобы направлять студентов на пути к достижению их учебных целей;
3. Преподаватель руководит студентами, помогая студентам полнее включиться в образовательный процесс, содействуя принятию решений, помогая в выборе подходящей информации, достижении целей, а также предлагая студентам задумываться над собственным учебным процессом, и рекомендуя способы его улучшения;
4. Преподаватель управляет процессом обучения, следя за успехами студента, его деятельностью и качеством работы, и помогает решать возникающие сложности;
5. Преподаватель является экспертом в преподаваемой предметной области, постоянно оценивая и обновляя свои знания, которыми он делится со студентами;
6. Преподаватель является советником по вопросам обучения, устанавливающим и объясняющим критерии успешного обучения, с тем, чтобы студент мог достичь целей обучения, и помогает студентам преодолевать препятствия;
7. Преподаватель представляет студентам мотивацию учебы, побуждая их применять свои идеи на практике, вовлекая их в обсуждения, требующие размышлений, и интерактивные дискуссии; поддерживает студентов в их исследованиях и начинаниях;
8. Преподаватель является новатором в области обучения, разрабатывает курсы, учебные пособия, и системы оценки знаний, с тем, чтобы применить широкое многообразие педагогических стратегий, учитывающих социо-экономические факторы, и различные культуры студентов. Это означает применение различных техник и технологий преподавания с тем, чтобы обогатить процесс обучения.
Основными составляющими тьюторской технологии являются «организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение» [3, с. 2]
Технологии тьюторского сопровождения помогают ему организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и т. д.).
Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным “посредником” между подопечным и возможностями “мира”, “социума”.
Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т. д.).
В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.
В заключении можно сказать, что главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.
Литература:
1. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса / Моисеева М. В., Троян Г. М. — М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. 16 с.
2. Information and Communication Technologies in DistanceEducation Specialized Training Course, © UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2002 All Rights Reserved ISBN, рр. 66–69
3. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н. В., Рязанова А. Г. — Томск: «Дельтаплан», 2001.-159 с.
moluch.ru
описание, где учиться, необходимые качества
Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе.
Особенности профессии
Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.
Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.
Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.
Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.
Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.
В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение – в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.
«Особые» дети
В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.
Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.
Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.
Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.
Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.
Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.
Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.
Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.
Альтернативные школы
Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.
Рабочее место
Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.
Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.
Оплата труда
Важные качества
Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.
Знания и навыки
Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.
www.profguide.ru
Педагогическое образование: тьютор. Профессиональная переподготовка дистанционно.
Кошман Алексей Григорьевич, Республика Крым. Джанкой
Уважаемые коллеги! Обучение окончено. Спасибо за совместную работу! Удачи!
Шиян Наталья Николаевна г. Краснодар
Благодарю, диплом получила.
Лариса Боровикова.
Консультация была очень полезной. Спасибо за отправленное на почту письмо с перечнем документов. Очень удобно и не приходится искать все самой. Пригодились и образцы выдаваемого диплома для демонстрации руководству организации. Приятно порадовала скидка для малых групп. спасибо.
Митин Дмитрий Алексеевич г. Москва
Спасибо большое за обучение, учебный материал грамотно подобран, все очень понятно и доступно.
Пикалова Нина Константиновна Орловская область.
Я успешно прошла курс обучения по олигофренопедагогике. Осталась очень довольна. Материал в лекциях тщательно продуман, краток и прост для изучения, отражает только самые важные аспекты. Спасибо!!!
Катаева Марина Сергеевна, Краснодарский край, г. Белореченск
Отличная организация учебного процесса, все понятно, быстро, четко, доступно. Рада, что обратилась именно к Вам, открыла для себя много новой и полезной информации!
Горбунова Ирина. Сергеевна Хабаровский край.
Обучалась дистанционно одновременно на двух курсах. В личном кабинете удобный доступ к теоретическому материалу и тестам. Квалифицированное, комфортное обучение. Спасибо!
Романова Алина Анатольевна г. Москва
Спасибо большое коллективу ФЦПО! Получила огромное удовольствие от взаимодействия с вами. Прекрасный сайт, очень удобен в работе. Так держать. Всем удачи!!!
Петренко Павел Александрович, г. Одинцово
Для себя открыл новую форму дополнительного обучения. Очень продуктивный курс. Грамотно составленные теоретические материалы, ссылки на источники. Планирую продолжить сотрудничество. СПАСИБО.
Киселёва Антонина Георгиевна, Новосибирская область.
Спасибо большое за обучение. Буду рекомендовать Вас своим коллегам, а также сама периодически буду пользоваться Вашими курсами повышения квалификации.
Борисова Светлана Семёновна г. Пенза
Спасибо за организацию курса. Во время обучения, при возникновении вопросов, кураторы терпеливо и доброжелательно консультировали. Материалы для обучения доступные, разнообразные и интересные. Желаю успехов организаторам в дальнейшей работе!
Гавриленко А.С. г. Москва
Лично меня дистанционное обучение очень устраивает. В силу своей работы днем решала практические задачи, а вечером – теоретическое обоснование к ним. Очень эффективный метод. Отдельное спасибо преподавателям за то, что активно решали все проблемные вопросы.
Науменко Анна г. Красногорск
За плечами уже имею опыт образования, но что по- настоящему удивило – это подход организаторов учебного процесса. Компетентность и простота в общении, по-моему, это очень приятно при обучении в ФЦПО.
Заречная Любовь Владимировна
Хочу сказать огромное спасибо за то, что сумели сделать процесс обучения насколько эффективным, настолько и увлекательным. Когда меня спрашивают, что хорошего можно сказать о ФЦПО, я отвечаю: “Там учиться ИНТЕРЕСНО!”
Мелешков Виктор Николаевич, Свердловская область
Жена уговорила пойти на дистанционное обучение. С большим скепсисом относился к обучению через интернет, но за период обучения не пожалел, что пошёл учиться дистанционно. Большое СПАСИБО специалистам учебного отдела.
Дьяков Николай Иванович, Казахстан
Достойный дистанционный институт. По ценам всё устраивает, база хорошая, коллектив сотрудников быстро решает все вопросы по обучению.
Кутынов В.А.
Дистанционное обучение для работающего человека очень удобная форма. Буду и впредь обращаться к Вам. Отдельное спасибо кураторам.
Андреева Жанна
Уже закончила обучение и без проблем нашла работу по специальности. В ФЦПО отличный преподавательский состав на факультете психологии. Цена фиксируется на весь срок обучения.
Лопатина Раиса Сергеевна
Прошла курсы переподготовки и очень довольна. Учебу оплатил работодатель, так как уверен в высоком качестве обучения. Сразу получила повышение. Спасибо Вам большое!
Баева М.В. г. Выборг
Отличная возможность получить новую специальность. Сама успешно учусь в ФЦПО. Качество образование вполне достойное. Сроки обучения максимально сжаты, что очень важно в наше время. Здорово, что есть такие места. Всем советую.
Ермолина Алла Романовна. Тюменская область
Буду теперь учиться только дистанционно! Не жалко ни денег, ни потраченного времени, которое (о, счастье!) я сама могла планировать! Спасибо большое, я узнала очень много нового. Сложным был первый модуль, но только потому, что для меня такая форма обучения оказалась совершенно непривычной. В процессе выполнения заданий не было абсолютно никаких сложностей, так как вопросы понятны и чётко сформулированы. И ещё очень приятно, что вы постоянно следите за процессом нашего обучения. Мне хотелось сделать все как можно лучше в том числе и затем, чтобы вы остались довольны своей ученицей. Спасибо огромное и удачи вам в дальнейшей деятельности!
Привалова Н.К. Липецкая обл.
Проходила обучение по программе профессиональной переподготовки в ФЦПО. Очень скептически отнеслась к такому обучению, и зря! Обучение прошло гладко, если возникали какие-то вопросы по обучению, то обращалась к куратору. На мои вопросы всегда отвечала ясно и развернуто, все было понятно. После окончания обучения получила документ в течение двух недель. При устройстве на работу документ приняли. Спасибо, ФЦПО!
Смирнова Юлия Александровна. Нижегородская область
В нашей школе сказали пройти курсы повышения квалификации поэтому долго искали что-то подходящее для нас, что бы устраивало по ценам и программе. В итоге выбор пал на ФЦПО. Нас зарегистрировали в системе дистанционного обучения, доступ выслали в течение трех дней. Обучение прошли успешно. Документы об образовании получили, БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Обязательно ещё воспользуемся услугами ФЦПО.
Козлов В.И.
Оставил заявку на телефонную консультацию на сайте, примерно через час со мной связался специалист приемной комиссии. Проконсультировал меня по программе, которая меня интересовала. Касаемо самого обучения: доступ в систему дистанционного обучения выслали сразу. Было пару накладочек в процессе обучения, но все решили быстро. Общался со своим куратором по электронной почте, на все вопросы были даны ответы. Удостоверение получил достаточно быстро, Спасибо.
Полякова Надежда Валерьевна, г. Иваново
Проходили дистанционное обучение в ФЦПО. Как и многие скептически отнеслись к данному обучению, думали, что это обман, но на деле все оказалось иначе. После заключения договора и оплаты нам назначили куратора, с которым можно связаться по телефону или по электронному адресу. Нашей группе выслали доступы (логины и пароли) на наши электронные адреса. После завершения обучения позвонили куратору, уточнили по поводу получения документов, она нам все доступно объяснила. В итоге, как только было готовы документы нашей группы с нами связались, и мы на следующей же день подъехали и забрали их. Обязательно придем к вам ещё!!! Спасибо!
Хайтович Л.В.
Большое спасибо! Приятно было у Вас учиться.
federal.center