Чем полезна профессия учителя: Интересные факты о профессии учитель

Учитель – это больше, чем профессия

В современном обществе женщину уважают за ее талант воспитывать детей, ценят за самоотверженный труд, высокие профессиональные результаты, за стремление изменить мир к лучшему. Героини нашего материала не только подарили путевку в жизнь многим поколениям учеников, но и посвятили себя защите прав педагогов, укреплению авторитета профессии учителя.

 

Пример для подражания

Имя Татьяны Яковлевны Прудниковой останется в истории Солерудниковской гимназии поселка Тыреть Заларинского района. Учителем математики она работает здесь с первых дней открытия – а это 35 лет!

– Моя сестра была учителем географии, я решила последовать ее примеру. Из всех предметов мне нравилась математика, поэтому поступила в Иркутский пединститут. Получив диплом, поехала «за туманом и за запахом тайги» в Усть-Кутский район. В школе села Подымахино продержалась три года. Вся романтика исчезла, когда серьезно заболела. Вернулась к родителям в Залари. Отработав пять лет в школе в Тырети, перешла в 1987 году в Солерудниковскую гимназию, – вспоминает Татьяна Яковлевна.

Учитель первой квалификационной категории, исследователь, новатор, ее опыт и профессионализм востребован в районе и области. Татьяна Яковлевна неравнодушный человек. Ее отличает чувство справедливости, потребность в уважительном отношении к коллегам, ученикам и жителям поселка. Помимо педагогической деятельности, Татьяна Яковлевна была организатором первичной профсоюзной организации, а также зампредседателя думы Тыретского муниципального образования.

– Поводом создать в гимназии профсоюзную организацию, – вспоминает Татьяна Яковлевна, – стали наболевшие вопросы в коллективе. Многие проблемы решены. Например, удалось установить порядок по выплатам стимулирующего характера. После вмешательства профсоюза решился вопрос с уборкой школьной территории, устранено несоответствие должностным обязанностям без оплаты за дополнительный труд у работника столовой, исключено ведение педагогами ненужной работы.

– Начинать было трудно, – говорит Татьяна Яковлевна, – я столкнулась с разными характерами, жизненными принципами и приоритетами. Убедилась, что каждому нужен индивидуальный подход, а профсоюзная деятельность важна, интересна и полезна.

Год педагога и наставника в полной мере относится к Татьяне Яковлевне. Она одна из тех, чье наставничество становится в радость, потому что в ее общении с коллегами нет наставлений, а есть настоящее желание помочь, подсказать, решить.

 

Когда человек


на своем месте

Заларинская СОШ № 1, где с 2010 года директором является Елена Александровна Фещенко, в числе лидеров муниципальной системы образования района.

В 2017 году школа стала победителем в заочном этапе регионального конкурса «Лучшая образовательная организация Иркутской области». В 2020 году – победитель муниципального конкурса.

С 2018 года школа включена в список базовых (опорных) площадок по реализации госпрограммы РФ «Развитие образования». Результатом работы по развитию экологического просвещения стало получение статуса региональной педагогической площадки в области организации и совершенствования системы экологического образования. Данное направление работы позволило расширить сетевое педагогическое сообщество, опыт работы транслируется в конкурсах федерального уровня.

«Агробизнес образование» – еще одна тема, которой занимается школа. С 2019 года зелень и овощи, выращенные в теплицах, используются для приготовления салатов в школьной столовой.

– По примеру своего первого учителя Анны Федоровны Смирновой решила связать свою жизнь с педагогикой. Сначала поступила в Иркутский государственный пединститут, выбрав естественнонаучный факультет по специальности «география». Первые шаги в профессии сделала в родной школе – Заларинской СОШ № 2, – воспоминает Елена Александровна.

Ее организаторские и другие способности еще больше раскрылись, когда она стала депутатом думы Заларинского района. Земляки по достоинству оценили ее работоспособность, целеустремленность и силу духа. В 2010 году Фещенко предложили стать директором Заларинской СОШ № 1.

Трудолюбием, ответственностью Елены Александровны можно только восхищаться, – говорят ее коллеги, – это выступления на площадках муниципального, регионального и федерального уровней, постоянный поиск и освоение новых педагогических технологий. Требовательность к себе и другим. 70% педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории, у всех высшее педагогическое образование. В школе сложилась эффективная управленческая команда с единым подходом к образовательному процессу. Вкупе это дает результат – в школе 100-процентная успеваемость. Много внимания уделяется не только качеству знаний, но и условиям труда педагогов.

 

Педагогам по многим вопросам не хватает юридической грамотности. Было время, когда учителя вынуждены были проходить медицинский осмотр за свой счет. При поддержке профсоюзов удалось доказать, что это прямое нарушение трудового законодательства.

– Для сплочения, – говорит Елена Александровна, –

важен социально-психологический климат, взаимопонимание и ответственность каждого. Когда я приступила к новым обязанностям, в коллективе было сильное напряжение. Педагоги отправили в областной профсоюз письмо, где выражали свое недовольство низким уровнем зарплаты и высокими нагрузками. Помню, я была расстроена и растеряна. Вместе с юристами профсоюза нам удалось разобраться в той непростой ситуации. Юридическая поддержка меня как руководителя работников до сих пор ценна. Это тот союз, который действительно является профессиональным, – отмечает она. Не случайно Елена Александровна отмечена почетной грамотой общероссийского профсоюза образования.

– Вообще, мы стараемся внимательно относить

ся к нагрузкам учителей, чтобы не допустить профессионального выгорания, делаем все для поддержки молодых специалистов, чтобы люди от нас не уезжали, – поясняет она.

Умение объективно оценить ситуацию, решить далеко не простые вопросы по эксплуатации здания, выступить с оригинальными идеями и инициативами, умело использовать свой богатый опыт и знания – из этого складывается авторитет удивительной женщины, директора школы – Фещенко Елены Александровны.

 

8 марта –


Международный
женский день

Уважаемые коллеги!

Примите искренние поздравления с праздником светлых надежд и радости – Международным женским днем!

Природа наделила женщину нежностью, чуткостью, жизненной стойкостью, оптимизмом – эти качества особенно важны для педагогов. Благодаря учителям мы открываем для себя окружающий мир, они вдохновляют нас на новые победы и благородные поступки, дарят бесценные знания, опыт и мастерство. Очень хочется, чтобы в нашей стране были созданы все условия для их профессионального развития и приняты все меры для достойной оплаты труда. Чтобы люди, от которых зависит будущее нации, могли с уверенностью смотреть в завтрашний день.

От всей души желаю вам крепкого здоровья, активного долголетия, неиссякаемой энергии, творческого полета, семейного благополучия! Всего самого доброго вам и вашим близким!

С уважением, Валентина ФЕДОСЕЕВА, председатель Иркутской областной организации профсоюзов работников образования и науки

Молодой учитель – это здорово!

Быть учителем – ответственный труд, не каждому он по силам. Одни приходят работать в школу и разочаровываются, другие — не справляются. Остаются только те, кто состоялся как человек, как личность. Отрадно, что в Вагайской средней школе работает молодой педагог, который соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам. Это учитель начальных классов Елизавета Степановна Чусовитина.

Окончив в 2022 году ТПИ им. Д.И.Менделеева, наша героиня начала свой путь учителя в Вагайской средней школе. Она стала классным руководителем 3 «А» класса, в котором 22 ученика. Несмотря на то, что Елизавета Степановна отработала всего лишь месяц, она уверенно может сказать, что важно не только профессионально владеть учебной программой, грамотно доносить материал до учеников, но также уметь общаться с детьми, понимать их, завоевать доверие и обязательно любить. Побеседовав с Елизаветой Степановной лично, мне удалось подробно узнать о том, с какими трудностями сталкиваются молодые педагоги, насколько эта профессия важна, и каким должен быть современный учитель.

-Елизавета Степановна, почему вы выбрали профессию учителя начальных классов?

— Всю свою жизнь я прожила в селе Вагай. С детства меня привлекала и манила профессия учителя: учить видеть красоту природы, воспитывать доброе отношение к людям, аккуратность и трудолюбие, да и вообще, просто стараться учить малышей чему-то новому.

Разве это не здорово? А как это приятно видеть улыбку на лицах детей, если у них все получается и спешить к ним на помощь в случае затруднения, играть, общаться, проверять тетради, выставлять отметки в журнал. Именно это меня и побудило связать свою жизнь с педагогикой.

-Что вам больше всего нравится в вашей профессии?

-Мне больше всего нравится работать с детьми. Видеть их искорки счастья от получения знаний, целеустремленность и настойчивость, умение не сгибаться в сложной ситуации, а всегда, при любых условиях, идти к своей цели. Благодаря им, моя жизнь стала насыщенной, как американские горки, никогда не знаю, что ждет за поворотом.

-Что в первую очередь, должен получить ребенок от начальной школы?

— Основная задача начальной школы, на мой взгляд, научить учиться. Чтобы ребенок был готов для следующего уровня образования, он должен научиться работать с материалами, ставить перед собой задачи, находить способы их решения и делать логические заключения, уметь работать с книгой.

А моя задача как учителя – помочь деткам вырасти добрыми, дружными и порядочными людьми.

— Есть ли в вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?

— Я считаю, что учитель – это, в первую очередь, артист. Ведь чтобы ни было за стенами школы, нужно для своих детей всегда сиять и заряжать их положительными эмоциями. Поэтому, место для творчества есть всегда. Оно может проявляться как в подаче учебного материала, так и в подходе к ученикам.

-Сталкиваетесь ли вы с трудностями в работе? Если да, то с какими? К кому обращаетесь за помощью?

-Поначалу, как и в любой работе, я столкнулась с немалым количеством трудностей. Общение с учениками и родителями, работа с документами, подготовка к урокам – все это для меня пока новое. Но, любовь к детям и к своему делу вдохновляют меня на то, чтобы найти выход из любой непонятной ситуации и стать для своих учеников примером. Я благодарна своему наставнику Т.М.Геркул, завучу В.

А.Анохиной и всем педагогам школы, которыепомогают мне и дают советы.

— Гордитесь ли вы своими учениками?

— Разумеется. Мы с ними не так долго работаем вместе, но у нас уже есть первые достижения.

-Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы стать успешным учителем?

— Человеку моей профессии необходимо быть высококультурным человеком. Обязательно надо уметь слушать и слышать, понимать ребенка. Педагог должен обладать терпением, самоконтролем и чувством юмора, тактичностью и честностью.

— Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?

— Задача педагога заключается в передаче знаний и воспитании школьников, а так как именно дети являются будущим нашей страны, то становится понятным, что учитель играет важную роль в развитии современного общества.

— Чтобы вы пожелали своим коллегам в канун Дня учителя?

— От всей души желаю, чтобы сложностей было как можно меньше, чтобы каждый урок был открытием чего-то нового и интересного. Пусть в глазах учеников светится заинтересованность, понимание и живое любопытство. С Днем учителя!

Анна ОВЧИННИКОВА

Фото автора