Профессия дефектолог. | Университет СИНЕРГИЯ
Дефектолог – специалист, работающий с детьми с психическими и физическими отклонениями. Он помогает ребенку скорректировать проблему, быстро адаптироваться к социуму и постепенно социализироваться. Профессия дефектолог совмещает знания в области медицины, психологии, педагогики.
Особенности работы дефектологом
Специалист компетентен в нарушениях психики, задержках развития, помогает адаптироваться к жизни при неправильно работающих органах. Врач обучает слабослышащих, слабовидящих, глухих и слепых детей. Коррекционные педагоги также занимаются с пациентами с проблемами психики.
Широкопрофильная профессия дефектолога требует множества навыков. К обязанностям врача относят:
- первичную оценку состояния ребенка и выбор программы работы;
- консультирование родителей о найденных отклонениях и путях их решения;
- реализацию программы и регулярные занятия с пациентом;
- анализ изменений в поведении.
Педагогу важно находить индивидуальный подход, постоянно развиваться и искать современные практики. Одна успешная программа может не подойти последующим пациентам. Увидеть особенности в каждом ребенке поможет проницательность, наблюдательность, терпение.
Пригодится стрессоустойчивость и гибкость. Маленькие пациенты капризны и непослушны, а дети с отклонениями тяжело поддаются обучению и воспитанию. Особенность работы дефектолога заключается также в пролонгированной терапии в течение нескольких недель, месяцев, лет.
Какое нужно образование
Профессию осваивают в высшем учебном заведении. Несколько лет студенты изучают:
- Педагогику. Разбираются базовые инструменты воспитания, приемы, технологии воздействия, а также закономерности наказания и поощрения.
- Психологию. Дисциплина направлена на изучение высших психических функций, которые особенно важны в первые годы жизни: речь, мышление, воображение, память.
- Физиологию, анатомию. Если проблема связана с неправильной работой организма, коррекционному педагогу нужно представлять корректное строение, функционирование органов.
Обучение на педагога-дефектолога проходит в двух вариантах: курсы (менее одного года) или получение высшего образования (от 4 до 5 лет на бюджетной или платной основе). Для поступления в университет необходимо набрать высокие баллы ЕГЭ по русскому языку, биологии и обществознанию. Диплом о получении профессии получают студенты, обучившиеся по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».
Специализации дефектолога
Дефектология – широкая область знаний. Многие коррекционные педагоги проходят курсы повышения или переквалификации, чтобы стать узкопрофильным специалистом. Выделяют несколько узких направлений:
- логопедия;
- тифлопедагогика;
- сурдопедагогика;
- амблиология;
- олигофренопедагогика;
- ортопедагогика.
Для освоения профессии необходимо не только набраться желания, но и получить квалифицированное образование, регулярно учиться, изучать современные приемы. Любовь к детям, проницательность, трудолюбие и коммуникабельность – желательные черты характера для коррекционного педагога.
Адреса поступления:
Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская
Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол
Время работы:
Пн-пт: 09.00-20.00Сб-Вс: 10.00-17.00
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
(звоните круглосуточно)
Марианна Головина
Эксперт в теме «Высшее образование»
Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет интернет-маркетинга
В “Синергии” отвечает за:
организацию проведения методических экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.
Логопед-дефектолог – кто это такой, чем занимается?
Логопед-дефектолог – это педагог, специализирующийся на логопедической работе с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи.
В этом случае подразумеваются воспитанники детских садов и школ для слабовидящих и слепых, для слабослышащих и глухих, для детей с нарушением двигательной системы, с УО (умственной отсталостью), ЗПР (задержкой психического развития), для аутистов.
СодержаниеСвернуть
- Понятие «логопед-дефектолог»: в чем особенность профессии
- История появления профессии
- Известные педагоги в области логопедии и дефектологии
- Отличия логопеда от логопеда-дефектолога
- Показания для обращения за помощью к специалисту
- Проблемы, с которыми работает специалист данного профиля
- Что входит в обязанности логопеда-дефектолога?
- Как стать логопедом-дефектологом, что для этого необходимо?
- Заработная плата специалиста
Понятие «логопед-дефектолог»: в чем особенность профессии
Логопед коррекционного учреждения является специалистом широкого профиля. В штат коррекционной группы входит учитель-дефектолог, воспитатели и помощник воспитателя. Логопед-дефектолог же в свою очередь, как и врач, может быть закреплен за определенной группой воспитанников, а может курировать детей всего учреждения. Все будет зависеть от наполняемости групп и специфики психического развития малышей.
Педагог помогает компенсировать речевые недостатки каждого из детей, также проводит индивидуальную работу, как и учитель-дефектолог группы (тифло-, олигофрено-, сурдопедагог и т. д.), согласно развитию ребенка, его возрасту и психическим особенностям. Логопед в коррекционном детском саду взаимодействует с психологом, учителем-дефектологом, с воспитателями и врачом-педиатром, работающими с данными детьми. Как правило, речевые нарушения у таких детей являются вторичными, то есть проявившимися на фоне первичной (основной) проблемы развития. И уже в зависимости от того, что выступает в качестве первопричины, будет строиться работа логопеда-дефектолога. Поэтому данный специалист имеет доступ к медицинским картам каждого воспитанника: заключениям нейропсихолога, психиатра и других врачей.
История появления профессии
Дефектология стала активно развиваться с середины ⅩⅨ века. Сама профессия в нашей стране появилась относительно недавно. В начале прошлого столетия врачи и педагоги выявили необходимость работы с особыми детьми комплексно по каждому направлению, что подразумевало расширение штата сотрудников в коррекционных детских садах и школах, так как одним лишь воспитателям или врачу не по силам уделить должное внимание всем детям сразу.
И уже в советское время в столице был открыт первый исследовательский центр − НИИ дефектологии. Сама логопедия не сразу стала «в ряды педагогических наук», специалисты данного профиля работали изначально в сфере медицины в логопунктах.
Известные педагоги в области логопедии и дефектологии
Логопедия, как отрасль дефектологии, являлась предметом исследования многих ученых в области педагогики и психологии. Но наибольший вклад в развитие науки и разработку программ по устранению речевых нарушений внесли участники научной школы Л. С. Выготского.
Благодаря работам таких выдающихся советских педагогов, как М. С. Певзнер, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, формировалась данная отрасль.
Но, если говорить о более узком понимании логопедической работы именно в рамках дефектологии, то необходимо отметить Л. С. Волкову, которая на протяжении всей своей жизни занималась исследованиями в данной области.
Отличия логопеда от логопеда-дефектолога
В чем разница между этими двумя специалистами, выполняющими по сути одну и ту же функцию? И в первом, и во втором случае педагог занимается развитием речи ребенка:
- формированием правильного произношения: постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков;
- активизацией и расширением словарного запаса;
- развитием просодической стороны речи;
- компенсацией речевых нарушений при ОНР (общем недоразвитии речи).
Самое главное различие заключается в том, что, в отличие от логопеда-дефектолога, обычный логопед работает с детьми только с сохранным интеллектом.
А вот второй специалист чаще всего имеет дело с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии. Он тесно взаимодействует с учителем-дефектологом, с докторами (педиатром, психоневрологом), психологом, воспитателями и другими специалистами.
Показания для обращения за помощью к специалисту
К логопеду-дефектологу следует обращаться за помощью, если малыш имеет отклонения от нормы в физическом или психическом развитии, а именно:
- Проблемы со зрением (слабовидящие и слепые дети).
- Нарушения слуха (глухие и слабослышащие).
- Задержка в развитии (нарушение внимания, памяти, мышления, восприятия и других познавательных психических функций), ММД (минимальная мозговая дисфункция).
- Умственная отсталость или синдром Дауна.
- Аутизм.
- ДЦП (детский церебральный паралич), нарушения функций двигательного аппарата.
В некоторых случаях при сохранном интеллекте, но при неустойчивости ЭВС (эмоционально-волевой сферы) и поведения, ребенку также может быть рекомендована работа с коррекционными педагогами, в том числе и с логопедом-дефектологом, если у малыша имеются проблемы с речью.
Проблемы, с которыми работает специалист данного профиля
Логопед коррекционного профиля решает проблемы вторичных нарушений речи у детей, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с УО, глубокой ЗПР, аутизмом и ДЦП имеют и задержку в речевом развитии. Осложнение работы может заключаться:
- В нежелании со стороны малыша идти на контакт со взрослым (особенно это ярко наблюдается у аутистов).
- В ограничении физических возможностей детей (при нарушении моторной системы наблюдаются осложнения координирования мышц речевого аппарата).
- В непонимании или в полном отказе от помощи со стороны родителей особого ребенка (протест против комплексной врачебно-педагогической помощи). Часто коррекционные специалисты сталкиваются с тем, что взрослые не могут принять тот факт, что малыш «не такой, как все». В этом случае важно уметь успокоить родителей, объяснить и доказать им необходимость работы в условиях именно специализированного учреждения или группы. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов компенсировать недостатки в развитии и социализировать ребенка.
Сложнее всего педагогу работать с детьми, имеющими тяжелые формы нарушения.
Что входит в обязанности логопеда-дефектолога?
Специалист данного профиля выполняет работу с особыми детьми в рамках образовательной программы коррекционного учреждения. Логопед-дефектолог проводит:- диагностику развития речи детей с проблемами в развитии;
- профилактику и коррекцию звукопроизношения, общего дефицита речи;
- работу при нарушении письма и чтения;
- работу по формированию правильной скорости и ритма речи;
- коррекцию по устранению нарушений голоса.
В его обязанности входит:
- Диагностировать детей, согласно их возрасту, особенностям психики, вести индивидуальные логопедические карты обследования на каждого ребенка.
- Тесно взаимодействовать с родителями каждого ученика или воспитанника, предоставляя необходимую информацию о динамике успеваемости и развитии речи, давать консультации по различным вопросам, находящимся в его компетенции.
- Проводить систематические индивидуальные и подгрупповые занятия по устранению проблем с речью.
Как стать логопедом-дефектологом, что для этого необходимо?
Что необходимо делать, чтоб стать коррекционным логопедом? Чтобы стать педагогом в этой области, недостаточно пройти обычные курсы, именно документ о высшем образовании понадобится для работы в указанной сфере деятельности.
Специалисты данного профиля получают образование на психолого-педагогическом факультете.
Обучение на кафедре специальной (коррекционной) педагогики и психологии по соответствующему направлению позволяет студентам получить по окончании диплом бакалавра или магистра (при условии прохождения второй ступени высшего образования) и работать в дальнейшем логопедом в коррекционных школах или ДОУ.
Кроме этого, необходимо обладать как определенными профессиональными, так и личностными качествами.
К первым относятся:
- Компетентность педагога.
- Умение применять полученные в ВУЗе знания на практике в работе с особыми детьми.
- Желание совершенствовать свои навыки, реализовывать коррекционную программу и заниматься самообразованием в целях повышения уровня своей квалификации, постоянно учиться чему-то новому.
- Ответственно относиться к своей деятельности, качественно осуществлять работу по устранению проблем с речью.
Ко вторым можно отнести:
- Любовь к детям (проявление эмпатии).
- Терпеливость, стрессоустойчивость.
- Находчивость и умение творчески подходить к делу.
Заработная плата специалиста
Зарплата педагога в среднем несколько выше, чем у воспитателя коррекционной группы, но при этом рабочий график у них разный. Разница в финансовом плане зависит от нескольких факторов, благодаря чему можно отметить следующее:
- В государственных учреждениях заработная плата работников несколько ниже, так как они относятся к бюджетным организациям. Частные ДОУ и школы, имеющие аккредитацию, выплачивают сотрудникам ежемесячный оклад в большем размере, однако, требования и условия могут отличаться (работа в выходные, в помещении с установленными камерами и т.
- Зарплата зависит от ставки педагога, количества групп детей, с которыми он проводит занятия.
моделирование содержания учебной дисциплины
Шаповал И. А. Русский язык в профессиональной деятельности дефектолога: моделирование содержания учебной дисциплины
|
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.016:372.881.161.1
Шаповал Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет
РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ДЕФЕКТОЛОГА: МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Аннотация
В статье представлены материалы теоретико-методологического обоснования структурно-содержательной модели программы «Русский язык в профессиональной деятельности» на примере профессиональной сферы дефектологии. Актуальность исследования определяется требованиями ФГОС 3++ и отсутствием профессионально-ориентированных программ изучения русского языка студентами-нефилологами. На основе междисциплинарного теоретического анализа и категориального синтеза лингвистических характеристик профессионального языка выявляются системообразующие факторы такой программы для дефектологов: системность и полифункциональность их языка, связанные с многодеятельностью профессии. В качестве методологических оснований моделирования программы выбраны контекстуальность обучения, конструктивизм знаний и спиральное расположение учебного материала. Хронологически структура программы отражает последовательность «знания» и деятельностного погружения студента в профессию и язык специальности.Ключевые слова
Профессиональный язык, дискурс, дефектология, дизонтогенез, полифункциональность языка, контекстуальность образования, конструктивность знания, спиральность учебного материала.DOI: https://doi. org/10.32516/2303-9922.2020.35.18
Полный текст статьи PDF (Русский)
Каталожные номера
1. Айзман Р. И., Яшвили М. В., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Медико-биологические основы дефектологии. 2-е изд., испр. я доп. [Медико-биологические основы дефектологии. 2 -е изд. , ред. и доп.] Москва: Юрайт, 2019. 224 с. (на русском языке)2. Акишева А. Т. Изучение профессионального русского языка как важное средство во владении избранной специальностью. Педагогика высшей школы , 2017, вып. 2, стр. 89—92. (на русском языке)
3. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов): автореф. дис. … д-ра филол. Профессиональная речь: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов). Абстр. д-р дис.]. Волгоград, 2009. 40 с. (на русском языке)
4.Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования . Москва: МПГУ, 2017. 266 с. (на русском языке)
5. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии . Москва: Ленанд, 2020. 160 с. (на русском языке)
6. Гинзбург М. Д. Семь основных особенностей профессиональных языков, отличающих их от общеупотребительного языка. Вестник Челябинского государственного университета , 2013, вып. 31 (322), Филология. Искусствоведение, есть. 84, стр. 22—25. (на русском языке)
7. Голованова Е. И. Профессиональная языковая личность в когнитивно-коммуникативном аспекте . Челябинск: Энциклопедия, 2013. 251 с. (на русском языке)
8. Грачев В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе. Абстр. д-р дис.]. Москва, 2007. 37 с. (на русском языке)
9. Денисова О. А., Леханова О. Л., Захарова Т. В. (и др.) Детская логопсихология . Москва: ВЛАДОС, 2015. 160 с. (на русском языке)
10. Комарова А. И. Функциональная стилистика: научная речь: язык для специальных целей (ЛСП) . Москва: УРСС, 2020. 194 стр. (на русском языке)
11. Москаленко П. И. К вопросу о понятии “язык для специальных целей” и термине, его обозначающем. Молодой ученый , 2017, вып. 19, стр. 410—414. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/153/43249/ (на русском языке)
12. Назарова Н. М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров . Москва: Спутник+, 2009.. 158 стр. (на русском языке)
13. Ридецкая О. Г. Специальная психология . Москва: Евразийский открытый институт, 2011. 351 с. (на русском языке)
14. Соловьева Л. Г. Логопедия [Логопедия]. Москва: Юрайт, 2019. 191 с. (на русском языке)
15. Специальная педагогика . Москва: Юрайт, 2019. 448 с. (на русском языке)
16. Специальная психология . Москва, Юрайт, 2019.. 287 стр. (на русском языке)
17. Хомутова Т. Н. Язык для специальных целей (LSP): лингвистический аспект. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — Известия: Вестник гуманитарных наук им. Герцена , 2008, вып. 71, стр. 96—106. (на русском языке)
18. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология . Москва, Юрайт, 2019.. 457 стр. (на русском языке)
19.Шевырева Т.В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения . Москва: МПГУ, 2015. 96 с. (на русском языке)
20. Щербакова Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога . Москва: Юрайт, 2019. 137 с. (на русском языке)
21. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование . Режим доступа: http://fgosvo.ru/440303. (на русском языке)
22. Грин Б., Бивис К. (ред.). Грамотность в 3D: комплексный взгляд на теорию и практику . Камберуэлл, Виктория, Австралийский совет по исследованиям в области образования (ACER), 2012. 248 стр.
Библиографическая ссылка на эту статью:
Шаповал И. А. Русский язык в профессиональной деятельности дефектолога: моделирование содержания учебной дисциплины. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал , 2020, №1. 3 (35), с. 243—255. DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2020.35.18.
Формирование мотивационной готовности к школе у детей с системными нарушениями речи средствами логопедической помощи
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция E3S. Том 210, 2020 Инновационные технологии в науке и образовании (ИТСЕ-2020) | |
---|---|---|
Номер статьи | 18001 | |
Количество страниц) | 8 | |
Секция | Экологическое образование | |
ДОИ | https://doi. org/10.1051/e3sconf/202021018001 | |
Опубликовано онлайн | 04 декабря 2020 г. |
- Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова, Методология комплексной диагностики психологической структуры студентов, учебной деятельности и готовности к обучению в вузе, Ярославский педагогический вестник, 2, 119-123 (2015) [Google ученый]
- Л. А. Головчич, О. В. Беккер, К проблеме формирования профессиональных компетенций студентов в процессе подготовки к работе с детьми со сложными нарушениями, Дефектология, 2, 80-87 (2015) [Google ученый]
- Н. И. Гуткина, Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности дошкольного и школьного образования, Психологическая наука и образование, 15, 3 (2010) [Google ученый]
- И. Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: перспективы, совершенствование, практика, Специальное образование, 1(57), 136 (2020) DOI 10.26170/sp20-01-10 [Google ученый]
- И. А. Емельянова, Е. А. Борисова, О. Е. Шаповалова, О. В. Карынбаева, И. М. Воротилкина, Особенности речевой готовности к обучению детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: социально-педагогический аспект, Journal of Social Studies Education Research, 201:98, 1, 89-105 [Google ученый]
- Х. Шломо, У. Гесс, Обратное проектирование эмоций – наблюдатели за эмоциями других как наивные психологи личности, 13 декабря, 103–118 (Социальная природа выражения эмоций, 2019) [Google ученый]
- А. Икра, Р. Омар, С. А. Панатик, Обзор литературы о личности, творчестве и инновационном поведении, 6 (1), 177–182 (Международный обзор менеджмента и маркетинга, 2016 г.) [Google ученый]
- В. Пей – Юнг, А.В. Хван, Стабильность мотивации мастерства и ее связь с домашней обстановкой у младенцев и детей ясельного возраста, 34, 434-442, Поведение и развитие младенцев (2011) [Google ученый]
- С. Р. Зенталл, Б. Дж. Моррис, «Хорошая работа, вы такой умный»: влияние несоответствия типа похвалы на мотивацию маленьких детей, Журнал экспериментальной детской психологии, 107, 2, 155-163 (2010) [Перекрестная ссылка] [В паблике] [Google ученый]
- П. А. Макдермотт, Шкала поведения при обучении в дошкольных учреждениях: размерность и внешняя достоверность в начальном этапе, Обзор школьной психологии, 41, 66–81 (2012) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
- П. Хайдкинд, Э. Кикас, Х. Хенно, Т. Питс, Наблюдение за контролируемым рисованием для оценки готовности ребенка к школе и прогнозирования успеваемости в конце первого класса, Скандинавский журнал исследований в области образования, 55 (1), 61 -78 (2011) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
- М. Прайор, Э. Бавин, Б. Онг, Предикторы готовности к школе в пятилетнем возрасте? шестилетним детям из выборки австралийского лонгитюдного сообщества, Educational Psychology, 31(1), 3-16 (2011) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
- С. Л. Бендер, А. В. Фам, Дж. С. Карлсон, Готовность к школе (Энциклопедия детского поведения и развития, 2011 г.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-387-79061-9_2506. [Google ученый]
- C. Cipriani, R. Sassu, M. Controzzi, MC Carrozza, Влияние веса протеза руки на эффективность миоэлектрического контроля на основе распознавания образов: предварительное исследование, Ежегодная международная конференция IEEE Engineering in Medicine and Biology Society ( 2011) DOI: 10.1109/ИЭМБС.2011.6090468 [Google ученый]
- М. Ган, А. Гадерманн, К. Герцман, Б. Зумбо, Развитие детей в детском саду: многоуровневый популяционный анализ ESL и влияние пола на социально-экономические градиенты, Исследование детских показателей, 3 (2), 183-203 ( 2010) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
- М. Янус, С. Бринкман, М. Ган, Инструмент раннего развития, Энциклопедия исследований качества жизни и благополучия (2014 г.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-007-0753-5_3439 [Google ученый]
- А. Мусави, В. Кришнан, Определение масштаба Инструмента развития детей раннего возраста (EDI): психометрический пересмотр инструмента с данными Альберты, Исследование социальных показателей, 122 (3), 925 (2015) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
- Дж. Баумбуш, Дж. Э. В. Ллойд, Использование расстановки приоритетов исследований для изучения специального образования в Британской Колумбии, Педиатрия [amp] Детское здоровье, 39(2020) DOI: 10.1093/pch/pxaa068.093 [Google ученый]
- П. А. Макдермотт, Шкала поведения при обучении в дошкольных учреждениях: размерность и внешняя достоверность в начальном этапе, Обзор школьной психологии, 41 (1), 66–81 (2012) [Перекрестная ссылка] [Google ученый]
- К. Хи-Джу, П.А. Макдермотт, А.М. Барсевик, Сравнение групп с различными моделями интенсивности кластера симптомов на всех этапах лечения рака молочной железы, Сестринское дело при раке, 37 (2), 88-96 (2014) doi: 10.1097/NCC.0b013e31828293e0 [Перекрестная ссылка] [В паблике] [Google ученый]
- Г.