описание, где получить в России, перспективы
О профессии Дефектолога
Зарплаты: сколько получает Дефектолог
*Начинающий: 15000 в месяц
Опытный: 25000 в месяц
Профессионал: 65000 в месяц
* – информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Востребованность профессии
К сожалению, экологическая обстановка, образ жизни родителей и ряд других неблагоприятных факторов приводят к рождению большого количества детей, имеющих дефекты развития. Поэтому потребность в дефектологах остается неизменной.
Для кого подходит профессия
Карьера
Дефектолог может заниматься научной деятельностью, преподавать в высших учебных заведениях. Со временем специалист может занять пост директора или звуча коррекционной школы или детского сада.
Обязанности
Должностные обязанности:
- Диагностика речевого развития и проблем с речью.
- Проведение развивающих и коррекционных занятий для детей от 2-х лет индивидуально и в группе.
- Участие в медико-психолого-педагогическом консультировании детей.
- Составление программы коррекции и проведение развивающих коррекционных занятий.
Оцените профессию: 12345678910 Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: биология русский/литература обществознание
Специальность Специальное (дефектологическое) образование — Учёба.ру
Бакалавриат, код направления 44.03.03
Объединение групп специальностей в одно направление привело к тому, что круг изучаемых дисциплин у будущих дефектологов весьма широк. Студенты проходят специальную педагогику и психологию, медико-биологические основы дефектологии, филологические основы дефектологического образования, психолого-педагогическую диагностику развития лиц с ограниченными возможностями, общеметодологические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях. В рамках гуманитарной подготовки изучается правоведение с основами семейного права и прав инвалидов, речевая культура дефектолога
В зависимости от профиля на направлении готовят по нескольким профессиям. Логопеды занимаются исправлением дефектов дикции, постановкой фонетики, исправлением звуков у детей и взрослых. Специалисты по олигофренопедагогике работают с детьми, у которых есть врожденные генетические и психические заболевания. Специальные психологи занимаются психологическим сопровождением детей и взрослых с отклонениями в поведении. Специальные педагоги выполняют роль воспитателей в специализированных дошкольных и школьных заведениях
Профили обучения: специальная психология, логопедия, дошкольная дефектология, психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная
Вузов
По этой специальности
В среднем по другим
Проходной балл
На эту специальность
В среднем на другие
Бюджетных мест
На эту специальность
В среднем на другие
С какими ЕГЭ можно поступить
обществознаниеПоказать все варианты ЕГЭВузы по специальности
19
бюджетных мест
от 88
проходной балл
от 62400 р.
за год
Университет представляет собой современный вуз, в структуре которого функционируют НИИ геофизики, геологии и экологии Камчатки, региональных гуманитарных проблем, Региональный научно-исследовательский центр информатизации Камчатки. Миссия университета заключается в содействии устойчивому социально-экономическому развитию Камчатского края и России в целом путем формирования человеческого и интеллектуального потенциала.
45
бюджетных мест
от 83
проходной балл
от 40000 р.
за год
Томский государственный педагогический университет — центр образования, науки и культуры, один из ведущих педагогических вузов России. Научная деятельность университета охватывает актуальные направления фундаментального и прикладного естествознания, гуманитарных и психолого-педагогических наук. В настоящее время проводятся фундаментальные научно-исследовательские работы по различным отраслям науки. Томский государственный педагогический университет — признанный центр образования, науки и культуры, один из лидеров педагогического образования в России.
102
бюджетных мест
от 70
проходной балл
от 87500 р.
за год
Университет лидирует среди педагогических вузов России по качеству приема абитуриентов. Здесь готовят педагогов, психологов, юристов, менеджеров, дизайнеров, ежегодно открыто более 200 бюджетных мест. Отличительные черты обучения в МГПУ — подход, максимально ориентированный на практику, обучение в связке с будущими работодателями, большое количество студенческих школ и проектов, которые развивают soft skills: коммуникативные навыки, умение анализировать информацию и работать в команде.
Вуз в рейтингах
69 в России
24 в России
135
бюджетных мест
от 58
проходной балл
от 80000 р.
за год
УрГПУ известен как крупный, динамично развивающийся центр образования федерального уровня. Деятельность университета включает широкий спектр образовательных услуг довузовского, вузовского, послевузовского образования. В УрГПУ реализуются инновационные образовательные проекты модернизации педагогического образования, действуют федеральные стажировочные площадки.
47
бюджетных мест
от 62
проходной балл
от 74965 р.
за год
Сегодня университет — это крупный научно-образовательный комплекс. В его в составе 11 учебных и научно-исследовательских институтов, гимназия, Техноцентр, Технопарк, Центр высокопроизводительных вычислени, Образовательный телерадиоканал «Евразион», 4 студенческих общежития, научно-учебные полигоны, спортивно-оздоровительный лагерь «Лукашино», базы отдыха на Черноморском побережье и на озере Байкал.
Вуз в рейтингах
75 в России
22 в России
Показать все вузыПоступление по олимпиаде
20 марта – 05 апреля
заключительный онлайн этап
01 ноября – 20 февраля
отборочный онлайн этап
19 октября – 19 октября
отборочный очный этап
«Всеросс»
уровень
Профессии
Учитель должен уметь поддерживать дисциплину, общаться с родителями, любить детей и знать, как найти с ними общий язык. Зарплата учителей в последние годы приблизилась к средней, но она по-прежнему зависит от нагрузки и стажа.
Детей с речевыми проблемами становится все больше — а значит, и логопеды все более востребованы. Логопеды также работают в взрослыми, пережившими аварии, травмы, инсульты. Они помогают определить причину дефектов речи и справиться с ними.
Похожие специальности
32-98
проходной балл
3039
бюджетных мест
На направлении готовят преподавателей школ и колледжей по какому-либо специализированному предмету, определяемому выбранным профилем обучения (например, информатика, экономика, право, труд и т.д.)
Экзамены в 55 вузах:
обществознаниеВсе варианты
4-124
проходной балл
25545
бюджетных мест
Укрупненное направление бакалавриата, на котором готовят учителей — предметников для работы в школах и колледжах. Прием ведется не на специальность в целом, а на конкретный профиль.
Экзамены в 135 вузах:
обществознаниеВсе варианты
25-93
проходной балл
13431
бюджетное место
Экзамены в 60 вузах:
обществознаниеВсе варианты
Показать все специальностиЧем отличается обычный логопед от логопеда-дефектолога
Профессия логопеда — актуальная во все времена. В нынешнее время, к сожалению, все чаще рождаются дети с различными нарушениями развития. Соответственно, их в ближайшем будущем ждут проблемы с речью. Однако нарушения речи свойственны и здоровым детям, с сохранным интеллектом, нормальным зрением и слухом. С такими детьми работают, как правило, логопеды, а с более «тяжелыми» — логопеды-дефектологи.
Хороший логопед-дефектолог всегда был на вес золота. Дело в том, что в основной своей массе высшие учебные заведения выпускают специалистов-дефектологов с ориентацией на работу в школе. В детских садах же и дошкольных центрах их работу выполняют логопеды, что обуславливает не всегда чисто индивидуальный подход к каждому «проблемному» ребенку. Кроме того, далеко не всякий детский логопед, работающий в дошкольном образовательном учреждении, в достаточной мере образован для того, чтобы работать с детьми, у которых присутствуют задержки психического, физического развития. Настоящие дефектологи «водятся» преимущественно в специализированных коррекционных центрах, где лечат детей с теми или иными отставаниями в развитии.
В детских коррекционных центрах работают логопеды-дефектологи с различной узкой специализацией — сурдопедагоги, чья деятельность направлена на работу с плохо слышащими или глухими детьми; олигофренопедагоги, занимающиеся с теми ребятами, у которых присутствует задержка умственного развития; учителя-тифлопедагоги, в компетенции которых коррекция задержки речи у детей с нарушением зрения. Дефектологи ведут работу с детьми, имеющими диагноз «детский церебральный паралич», страдающими выраженным гидроцефальным синдромом, повышенным внутричерепным давлением, неврологическими, психическими заболеваниями и т. д.
Деятельность дефектологов в целом направлена на развитие познавательной деятельности ребенка. Они работают над развитием памяти малыша, его внимания, мышления, восприятия. Их задача — скорректировать те проблемы, которые имеются у ребенка, максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Учитель-дефектолог всегда работает в тандеме с логопедом. Оптимально, если специалист совмещает и ту, и другую профессию в одном лице. Ведь тогда при разработке общей коррекционной программы он сможет гармонично учитывать и возможности параллельного развития речи ребенка.
Человек, чувствующий, что хочет и может приобрести специальность, связанную с работой над развитием правильных речевых навыков как у детей, так и у взрослых, может подумать о поступлении в высшее учебное заведение. Это может быть университет или педагогический институт, а в них — кафедра логопедии или дефектологический факультет. Важно, чтобы у самого поступающего в вуз не было никаких дефектов речи и слуха, что понятно. Что касается востребованности данной специальности в нынешнее время, то, например, самый высокий конкурс присутствует при поступлении на факультет «логопедия». На факультет «дошкольная дефектология» конкурс ощутимо меньше, хотя нередко люди, выпустившиеся по специальности «логопедия», приобретают второе высшее образование именно в дошкольной дефектологии, поскольку, начиная работать с детьми до семи лет, ощущают недостаток знаний.
Выпускник логопедического или дефектологического факультета никогда не останется без работы. Ему останется только выбирать — будет ли это работа в детском саду, средней общеобразовательной школе (государственной или частной), коррекционном центре, детском доме или школе-интернате для детей с различными нарушениями в развитии, логопедических центрах, пунктах.
Кроме того, всегда требуется логопед на дом. Ведь если ребенок еще мал, или у него имеется тяжелое заболевание, или его родителям некогда или неудобно возить своего ребенка несколько раз в неделю на занятия с логопедом, всегда можно найти специалиста, который будет приезжать домой и заниматься в спокойной и хорошо знакомой для ребенка обстановке. И это создает только положительный эффект от занятий, так как логопед для ребенка будет заниматься с ним индивидуально, в присутствии родителей (или хотя бы одного из них), чтобы они учились тем упражнениям, которые им предстоит отрабатывать с малышом в отсутствие педагога.
Частные занятия на дому с ребенком также удобны и выгодны самому логопеду. Во-первых, он будет уверен в регулярности и четкости их проведения, поскольку будет являться на них сам, а пунктуальность занятий — основа основ успешного лечения. Во-вторых, подобные уроки неплохо оплачиваются. И, наконец, в-третьих: позанимавшись определенное время с одним ребенком и добившись желаемых результатов, тем самым логопед начинает делать себе «имя», нарабатывать известность как профессиональный, высококлассный специалист, которому можно доверить своего малыша и не бояться, что драгоценное время будет упущено, потрачено впустую.
Нянечки детям в агентстве по подбору домашнего персонала
ДЕФЕКТОЛОГ | |
Родственные профессии: ЛОГОПЕД, ПСИХОЛОГ, ПЕДАГОГ, ВОСПИТАТЕЛЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК, ПСИХОТЕРАПЕВТ. .. | |
Тип профессии: По системе Климова – “Человек-человек”.(Развивающие тесты для этого типа.) | |
Класс профессии: Эвристический (творческий) | |
Содержание деятельности:
Профессия дефектолога находится находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат. defektus – недостаток) – наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог – специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и пр.сферах. | |
Условия труда: Работа происходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. | |
Области применения: Работают в специальных школах и интернатах, медико-психологических центрах, центрах развития, медицинских учреждениях, специальных учреждениях и социальных службах в образовании и т. д.. | |
Доминирующие интересы: Психология (Тест “Какой Вы психолог?”), (Тест “Психологическая грамотность”), (Тест “Человеческие взаимоотношения”), педагогика, медицина общественная работа, экономика, право … | |
Области применения: Общеобразовательные учебные заведения начального и среднего образования, специализированные школы, учреждения культуры и дополнительного образования | |
Доминирующая профессиональная направленность: На работу с людьми | |
Необходимые
качества, обеспечивающие успешность в профессии:
.Специалист должен обладать терпением, состраданием, иметь выраженную гуманистическую направленность. Необходимы эмоциональная устойчивость, наблюдательность, такт, умение анализировать, настойчивость, нацеленность на результат. Требуется хорошие знания по педагогике, психологии, специальной и возрастной педагогике и психологии, по разделам медицины в области имеющихся нарушений, по социальным, правовым вопросам, по профессиональной ориентации, социальной адаптации и перспективам трудоустройства. | |
Медицинские ограничения: Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Дефекты речи. | |
Востребованность специалистов: Высокая на рынке труда СПб и Лен. области | |
Высшее
образование: +РГПУ. СПб,наб.р.Мойки,48. Тел.314-69-84 + СПб Ленинградский ГОУ им.А.С. Пушкина. Петербургское шоссе, 10. Тел. 465-6699, 466-0507. +СПб институт специальной педагогики и психологии международного университета семьи и ребенка им. Р.Валленберга (специальности: логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, олигофренопедагогика). Ул.Воронежская, 42. Тел.325-57-12, 325-57-13 | |
Возможность продолжения образования и перспективы профессионального роста: Курсы повышения квалификации. Административный рост. Обучение в аспирантуре, методическая и научная работы | |
Специальное (дефектологическое) образование – Специальности дистанционного образования Access Education БАКАЛАВРИАТ
О специальности
Дефектология – это специальность на которой студентов обучают работе с детьми, у которых нарушено интеллектуальное развитие. Предоставить таким детям качественное образование, обучить их всем необходимым навыкам – это очень важная и непростая задача. В большой мере именно от преподавателей в школах, колледжах и будет зависеть, сможет ли такой ребенок жить полноценной жизнью, сможет ли он продолжить своё обучение в университете и найти достойную работу.
Дефектология представляет большой выбор профессий для трудоустройства выпускника данной специальности. Среди них: учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог и т.д.
Стоит отметить, что дефектология – это достаточно тонкая и непростая специальность, поэтому подходить к выбору ВУЗа стоит очень ответственно, ведь от качества образования, которое получите вы, будет зависеть какое образование получит и ребенок, с которым вам предстоит работать в будущем.
Направленность (профиль) Олигофренопедагогика (образование детей с интеллектуальной недостаточностью)
Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Задача олигофренопедагога – дать ребёнку-инвалиду возможность жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениям и ценностям. Он работает не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.
Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников, но и проведением психолого-педагогической диагностики; созданием благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье; профилактикой и коррекцией привычек, наносящих ущерб здоровья воспитанника;
Востребованность олигофренопедагога в нынешний момент является очень высокой. Эти специалисты могут работать в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, школах развития, реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях (консультациях), в учреждениях социальной защиты, больницах, поликлиниках, санаториях, в средних и высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях
Направленность (профиль) Логопедия
В последнее время во всем мире неуклонно растет число детей с речевыми расстройствами. Без оказания квалифицированной помощи отклонения в речевом развитии становятся выраженными, затрагивают все сферы психического развития человека, препятствуя его социальной адаптации. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема подготовки специалистов по развитию и коррекции речи, педагогов коррекционных и логопедических групп.
Логопед – специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений. Профессия логопеда требует серьезной подготовки: знания механизмов голосообразования, патологии речи и голоса, развития коммуникативных навыков, способов восстановления функции общения – что позволяет логопеду работать в различных сферах деятельности:
- детские дошкольные учреждения;
- центры коррекции речи;
- центры психолого-педагогической реабилитации.
Необычные профессии: педагог-дефектолог
Я олигофренопедагог, работаю с детьми, у которых диагностировано нарушение интеллекта. После института сразу пришла в коррекционную школу, где обучаются дети с таким диагнозом. Работаю тут уже восьмой год.
Мой рабочий день обычно начинается в 8:00, а вот сказать, во сколько он закончится, сложно. Уроки в начальной школе заканчиваются в 12:30 — 13:30. Работа учителя предполагает практическую и методическую деятельность. Когда мы отпускаем детей, надо заполнить журнал, подготовиться к урокам, придумать домашние задания. Еще я занимаюсь с ребенком, который обучается дома, поэтому заканчиваю около 16:00.
В школе, где я работаю, учатся дети со множественными нарушениями развития. Помимо нарушения интеллекта, у детей могут быть аутизм, поведенческие нарушения, ДЦП, нарушения зрения, слуха. В среднем наполняемость класса — где-то 5–8 детей. Сейчас я веду класс, где пятеро учеников — и все мальчики. Это дети в возрасте 11–12 лет, этой осенью они перешли в 4-й класс. Раньше таких детей не обучали, и они оставались дома с родителями. Сейчас они могут учиться в школе, и это уже прогресс. Дети с особенностями интеллектуального развития обычно приходят в школу лет в восемь, реже — в семь.
Дети приходят в 8:30: 40 минут идет стандартный урок, потом перемена. Обычно в классе можно поделить детей на 2–3 уровня, в зависимости от психофизических возможностей ребенка. Поэтому задания я распределяю по сложности, каждому свой уровень. Темы простые: мы изучаем, что такое еда, что такое овощи и фрукты, как пользоваться транспортом. На уроках домоводства осваиваем застегивание молнии, пуговиц, уборку комнаты, стирку. Очень подробно мы объясняем бытовые вещи типа мытья рук.
Я сама разрабатываю программу занятий. Существуют стандарты, на которые мы ориентируемся. Но до того, как я увижу детей, невозможно даже примерно сказать, чему их учить и как это лучше делать. Со своим первым классом я сначала занималась недели две, ориентируясь на эти самые стандарты. Потом поняла, что иду не по тому пути, так как не все дети тянут программу. Провела диагностику, определила, на каком уровне развития находятся дети, и только после этого составила план.
Я использую методики, которые учат детей видеть и воспринимать друг друга и педагога. Дети учатся понимать элементарные инструкции: возьми карандаш, отдай листок учителю. Самое простое задание может быть таким: посадить детей в кружок, дать мячик и показать, что надо передавать его друг другу. Это целое дело! Потому что они сразу не сядут, начнут разбегаться. Или я строю башню, а дети должны помогать — один подносит деталь и ставит, затем второй.
Важно показать, что надо делать. В первый раз выполняю задание с учениками совместно: либо рука в руке, либо я рядом и помогаю. Бывает, что приходит другой класс и мы можем вместе с другим педагогом выполнять такие задания. Например, был урок самообслуживания, когда мы учились наливать чай, осваивали правила поведения за столом и в гостях. Я учила детей вежливости: объясняла, что конфету надо отдать другому — и это будет значить, что ты его угостил. А для них это тяжело, потому что конфета — это же вкусно, надо самому ее съесть.
Моя основная задача — социализация. Я стараюсь во время каникул ходить с ними на выставки, в зоопарк, в цирк или еще куда-то, чтобы они понемногу учились взаимодействовать между собой и с другими людьми.
Общие предметы мы преподаем немного в ином объеме. Например, математика в привычном формате школы этим детям не особенно нужна. Но мы изучаем базовые понятия, чтобы потом учащиеся могли перенести эти навыки в реальные бытовые ситуации. Например, считать деньги. Это помогает ребенку научиться, как расплатиться в магазине, как подсчитать сдачу. Сейчас в моем классе есть ученик, который на лето ездит в деревню. И там он может сам сходить в магазин, купить продукты и рассчитаться. Его этому научили, и он справляется.
Мы не выходим на общие стандартные экзамены. Дети сдают трудовую практику, получают справку вместо аттестата. Сейчас мы переходим на новый образовательный стандарт, и там основной упор делается на гигиену, самообслуживание, бытовые навыки. Я считаю такой подход полезнее для моих учеников, они смогут применить эти знания в реальной жизни.
Детей надо любить. Это первое и самое главное качество такого специалиста. Я получила специальность в педагогическом вузе. Но любой обычный учитель может закончить курсы для дефектолога и пойти работать. Работа очень специфическая и требует много моральных и эмоциональных ресурсов. Дальше все будет зависеть от человека, а не от образования.
Важное профессиональное качество для преподавателей моего профиля — это терпение. Еще нужно умение понимать, что необходимо ребенку сейчас и по какому пути он сможет развиваться. Также важна гибкость, потому что дети разные. Если ты даешь материал, а ребенок его не усваивает, нужно с ходу сообразить, как его преподать по-другому. Например, счет кто-то лучше усваивает через камушки, а кто-то птичек считает. Подача материала для каждого ребенка своя.
Нужны хорошая стрессоустойчивость и сильный внутренний стержень. Без этого никак. Если ты приходишь на урок несобранная, все — дисциплина летит сразу. Я не знаю, как они это считывают. Если дети не чувствуют в учителе стержня, то порядка в классе не будет никогда.
Это одна из профессий, где часто встречается профессиональное выгорание. Нужно учиться закрывать дверь кабинета и оставлять работу за ней. Не надо переносить это в дом, в семью, крутиться в этом мыслями постоянно. Но у меня это не всегда получается. Поэтому случился кризис 5–4 лет, когда у меня было сильное желание уйти. Казалось, что результатов работы не видишь. Тогда мне удалось понять, что это просто такой этап, плюс коллеги поддержали — мы становимся психологами друг для друга.
Когда чувствуешь отдачу от родителей, это тоже очень помогает не выгорать. Приятно слышать, как мама ученика рассказывает, что вот сегодня он пришел с занятий, сам сел за стол, достал тетрадь и сделал задание. Для родителей это огромная радость, что ребенок справился сам, без их помощи. Я цепляюсь за такие моменты и через них вытаскиваю себя. Они дают мне чувство, что я работаю не зря.
Временами очень тяжело. Потому что дети требуют очень много ресурсов и энергии. Тогда спасает юмор. Я делюсь с коллегами какими-то сложными ситуациями, и профессиональный юмор помогает легче относиться к происходящему. Еще поддерживает, что работа любимая. У меня нет тягостного ощущения от того, что вот я пришла на работу. И вообще, с такими детьми чаще всего остаются работать только те, кто действительно хочет этого. Остальные не выдерживают и уходят.
Сейчас у меня хороший контакт с родителями. Но сначала они довольно настороженно относились ко мне. Они прошли довольно тяжелый путь — от момента принятия того факта, что ребенок особый, до сознания необходимости обратиться к специальному педагогу. Они обычно очень тревожные и гиперопекающие. Таким родителям сложно объяснить, что их ребенок не больной. Он развивается по тем же законам, что и другие дети, только с отставанием. И не надо за него застегивать пуговицы и наливать чай, иначе он этому так никогда и не научится. Общество тоже не всегда правильно относится к таким родителям.
Родители не всегда слышат, что я рекомендую. Но я стараюсь к каждому искать свой подход, как и к детям. У меня даже складывается ощущение, что работа больше направлена на родителей, чем на учащихся. Их нужно поддерживать, рассказывать им про детей. Это несложно, потому что учеников в классе мало и хватает времени всем все рассказать и объяснить. Я стараюсь отмечать любую мелочь, все, что ребенок стал делать лучше. Для родителей это очень большая поддержка.
Родители должны работать с ребенком больше, чем я. Наша работа взаимосвязана. Но, если будет трудиться только педагог, а родители не найдут возможности заниматься с ребенком, результата не будет. Важно, чтобы родители закрепляли новые навыки дома. У нас есть дневники, где я записываю все задания. И обязательно проговариваю отдельно, что дома, пожалуйста, не застегивайте молнию, не помогайте одеваться, если ребенок уже умеет это сам.
Я вижу, что детей с нарушениями интеллектуального развития становится больше. Например, общее количество аутистов сейчас увеличивается. Плюс раньше дети были проще — у ребенка могло быть какое-то одно нарушение, и его постепенно корректировали. Сейчас же это, как правило, несколько нарушений в комплексе. Думаю, будет полезно подготовить общество, чтобы оно могло принять и таких детей, и их родителей.
Сейчас в Москве стали открываться ресурсные классы, и их довольно много. Но проблема в том, что туда тяжело набрать педагогов. Часто берут обычных учителей, которые не понимают, что можно и нельзя делать с такими детьми. А должны работать специалисты именно по профилю. Вторая проблема в том, что родители обычных детей зачастую очень негативно к этому относятся: «Почему наши дети должны на это смотреть?». Общество еще не готово к переменам, я думаю. Но то, что такие классы вообще появились, — это уже большой шаг. Когда я заканчивала учиться и шла работать, такого еще не было.
К Международному Дню дефектолога: особенная профессия для помощи особенным детям
19 ноября отмечается Международный день дефектолога. Что это за специалист, кому и чем помогает, и чего ждут от него родители? Разобраться в этих вопросах поможет победитель Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России – 2019» Екатерина Балдина.
Кто такой дефектолог?
Дефектолог – это специалист, который помогает детям, испытывающим трудности в развитии, социализации, обучении. Это профессия востребована в современном обществе. Одна из причин – активность современных родителей. Многие из них еще до рождения ребенка начинают интересоваться тем, как и в каком возрасте должен развиваться малыш, что должен уметь делать, что является нормой в его поведении, а что – отклонением от нее. Такие родители при любых сомнениях стремятся попасть на консультацию к специалисту, чтобы понять, как действовать дальше. Главное, чтобы специалист оказался настоящим.
«Один из мифов нашей профессии связан с тем, что она очень легкая, и выучиться на нее можно за несколько месяцев, – рассказывает логопед, дефектолог, специальный психолог Екатерина Балдина. – Современному специалисту нужны знания во многих смежных дисциплинах, таких как психология, нейропсихология, психиатрия, неврология. Необходимо постоянно расширять свои профессиональные компетенции и совершенствовать инструменты работы. Кроме того, человек должен по-настоящему интересоваться своей профессией, потому что она очень сложная, и без интереса не обойтись, а также обладать эмпатией и искренне стремиться помочь ребенку».
Кому нужен дефектолог?
Дефектологические факультеты современных вузов ведут подготовку по множеству направлений. Это сурдопедагогика и специальная психология, олигофренопедагогика и логопедия, дошкольная дефектология и тифлопедагогика. У каждого специалиста – свои задачи. Например, сурдопедагог специализируется на обучении детей с нарушением слуха, логопед помогает малышам с трудностями речевого развития, тифлопедагог работает с ребятами с нарушением зрения, а олигофренопедагог – с людьми с умственной отсталостью.
Одним словом, дефектолог работает для того, чтобы особенные дети могли достигать максимально возможных для них результатов в развитии, социализации, обучении.
«В нашей профессии множество плюсов. Это возможность постоянно учиться, постигать что-то новое и интересное, чтобы помогать детям еще эффективнее. Это энергетически заряженное общение с детьми, которое помогает всегда оставаться молодым и актуальным. А еще мы можем позволить себе играть всю жизнь, ведь вся логопедия, например, построена на игровом подходе к дошкольникам», – делится мнением Екатерина Балдина.
Что интересует родителей?
«Для того, чтобы моя профессиональная деятельность стала более понятна родителям, я веду свою страницу в соцсетях, пишу адаптированные книги для родителей. Еще вместе с коллегами мы проводим занятия в формате родительских клубов, где рассказываем, чем взрослые могут помочь своему ребенку. Таким образом мы подключаем родителей к совместной деятельности, делаем их партнерами, а не сторонними наблюдателями», – объясняет Екатерина Балдина.
Как заниматься с особенным ребенком дома, примут ли его ли его в обычную школу, как подготовить будущего первоклассника к обучению, какую профессию он сможет освоить в будущем, существуют ли бесплатные коррекционные занятия и как на них записаться? Эти и многие другие вопросы часто возникают в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии. Исчерпывающие ответы родители могут получить на онлайн-консультациях у специалистов Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки.
А если ответ нужен срочно, то много полезной информации в любое время доступно на сайте Центра. Там размещены видеозаписи вебинаров для родителей детей с особыми образовательными потребностями, полезные ссылки, ответы на частые вопросы, а также информация о городском проекте «Ресурсная школа».
В Центре работают сотни квалифицированных специалистов. Наряду с дефектологами коррекционные занятия с детьми проводят логопеды, психологи, нейропсихологи, инструкторы адаптивной физической культуры, педагоги дополнительного образования. А в рамках проекта «Канистерапия» вместе со специалистами работают специально обученные собаки-терапевты.
Для того, чтобы записаться на занятия, прежде всего, нужно посетить психолого-педагогический консилиум, на котором ребенку проведут диагностику в игровой форме и определят помощь какого специалиста и в каком объеме ему нужна. Записаться в Центр можно здесь.
Психологическая модель чтения дефектолога
Один из соавторов, Инна Кротова, много лет занимается проблемами повышения квалификации. В частности, она работает над теорией самоопределения, самоэффективностью личности и акмеологическими характеристиками готовности к саморазвитию.
В этой новой статье исследователи предполагают, что профессиональные компетенции дефектолога (русский термин, обозначающий преподавателей, занимающихся вспомогательным обучением инвалидов) зависят от их психологической готовности к такой профессии.Дефектолог должен быть готов к работе в неопределенных условиях и уметь предугадывать методы и способы коррекционной педагогики при недостатке информации.
Выделены три основные категории характеристик профессионального развития дефектолога: зона роста профессионального субъекта, зона акмеологических подходов к профессиональным компетенциям и зона психологической готовности к сопутствующим профессиям.
В качестве экспериментальной группы выбраны студенты групп повышения квалификации по дефектологии.Исследование проводилось с использованием психодиагностических инструментов: валидных и надежных анкет, компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS. Интерпретация данных проводилась по их соответствию N (0,1) и высокому уровню достоверности: p≤0,001 *** и p≤0.01 **.
В результате были предложены три основных компонента психологической готовности – адаптивность, самоуважение и мотивация для достижения успеха. Что касается компонентного ранжирования, то наиболее важным фактором была определена мотивация, а затем чувство собственного достоинства и адаптивность.Стоит отметить, что последние не входили в классические модели психологической готовности.
Для дальнейшего исследования соавторы считают важным расширить область исследования до психологических детерминант успешной профессиональной деятельности дефектолога.
###
Заявление об отказе от ответственности: AAAS и EurekAlert! не несут ответственности за точность выпусков новостей, размещенных на EurekAlert! участвующими учреждениями или для использования любой информации через систему EurekAlert.
ДСТУ | Факультеты
Факультет «Психология, педагогика и дефектология» с 2018 года реализует образовательные программы «Психология» и «Педагогика» как на дневной, так и на заочной формах. Заслуженные доктора и доценты, ведущие психологи и практические тренеры, члены различных международных научных и психотерапевтических сообществ делятся своими знаниями и опытом с нашими студентами. Высококвалифицированное обучение проводят не только опытные преподаватели, но и педагоги и практические психологи.Научно-педагогический потенциал факультета: академик Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии образования, 2 доцента Российской академии образования, 10 докторов наук, более 40 кандидатов наук, 1 доктор технических наук. Философия (Dr. Phil. FAU).
Аспиранты факультета могут работать не только в сфере образования, но и в психолого-педагогических службах на предприятиях, в управленческих структурах, в правоохранительных органах, журналистике, коммерции и так далее.Отделения
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
экспертов BCD – Bamboo Center of Development
Светлана Миятович родилась в 1989 году в Крагуеваце, имеет степень магистра дефектологии и в настоящее время учится на докторскую степень в области специального образования.Она более 12 лет училась и работала в сфере специального образования. А сейчас она работает в школе специального образования в Крагуеваце.
Она является членом Общества дефектологов Сербии, постоянным членом Ассоциации когнитивной нейрореабилитации и членом группы интегративного метода Оли, занимающейся журнальными и научными исследованиями.
Профессиональные курсы, в которых она участвовала, включают: терапию сенсорной интеграции, психотерапию и практикующий врач Марте Мео.
Д-р Биляна Вулетич , доктор медицинских наук, профессор педиатрии факультета медицинских наук Крагуевацкого университета и заведующая отделением гастроэнтерологии детской клиники в Крагуеваце. Она является членом Управления педиатрической школы Сербии и полноправным членом ESPGHAN, а также членом Рабочей группы Helicobacter Pylori и Специальной группы по глютеновой болезни.
Доктор Вулетич получила медицинскую степень на медицинском факультете Белградского университета.Она начала свою ординатуру по педиатрии в детской больнице Белградского университета, а в больнице прошла обучение в области детской гастроэнтерологии, гепатологии, питания, детской эндоскопии и детской ультрасонографии. Она закончила два курса с практикой в детской больнице Шеффилда (Великобритания): курс детской терапевтической эндоскопии BSPGHAN / ESPGHAN и курс детской илеоколоноскопии.
Доктор Вулетик был принят фондом OMI, Австрия, для участия в программе наблюдения в Медицинском университете Граца и Univesitats Kinderklinik LKH Graz.
Академически, исследования доктора Вулетика в основном сосредоточены на ротавирусе. Ее основные клинические интересы включают хроническую кишечную недостаточность, ВЗК, целиакию и лечебное питание.
Доктор Вулец имеет в общей сложности 168 публикаций, включая статьи, опубликованные или в соавторстве в рецензируемых журналах, а также главы в национальных монографиях и учебниках, опубликованных в Сербии.
Даниела Крунич , магистр – дефектолог-логопед, своей профессиональной деятельностью инициировала открытие логопедической практики в Консультационном центре по развитию при Медицинском центре в Крагуеваце, как первый логопед в этом медицинском учреждении.Благодаря ее присутствию в этом медицинском отделении были созданы новые профессиональные пространства для успешного долгосрочного развития услуги в области здравоохранения дошкольников, а также создания еще трех речевых постов в этой службе.
Практикуя логопед более 20 лет, она приобрела большой опыт наблюдения за развитием, профилактикой, диагностикой и терапией речевых и языковых расстройств у детей от рождения до школы, в том числе детей с особыми потребностями.
В своей работе Даниела Крунич применяет новейшие терапевтические методы и стратегии для улучшения работы, используя литературу выдающихся экспертов из Европы, Америки и России. Он занимается консультированием родителей и специалистов, повышением осведомленности о различных речевых, языковых, социальных и психических расстройствах и созданием условий для включения детей с особыми потребностями в общество. Он является выдающимся специалистом в области детской логопедии, которая постоянно работает над совершенствованием своих навыков, следуя новаторским идеям.
Подтверждением ее опыта и качества практики патологии речи является около 2200 процедур и обследований в год с очевидными результатами на высоком профессиональном уровне.
Ее девиз: «Мы растем здоровыми, потому что дети – самое большое богатство».
Доктор Я Сянь Лю – детский психиатр. В настоящее время она работает в отделении детской реабилитации Уханьского центра психического здоровья. Более десяти лет занимается диагностикой и лечением особенных детей.Она специализируется на диагностике и лечении распространенных психических заболеваний у детей и подростков, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство аутистического спектра, синдром Аспергера, тиковое расстройство и аффективное расстройство у подростков.
Донна Ван – бакалавр технических наук, магистр педагогики и доктор психологии (психология развития). Она имеет многолетний опыт работы в области оценки развития детей, разработки учебных программ дошкольного образования и обучения STEAM.
Лев Выготский (1896–1934) – Культурно-историческая теория, образование и когнитивное развитие – мышление, функции, психология и личность
Через пятьдесят лет после смерти Лев Семёнич Выготский привлек внимание западных психологов и педагогов своей теорией когнитивного развития. В отличие от других когнитивных перспектив, Выготский отводил культуре и социальному взаимодействию центральную роль в развитии комплексного мышления. Кроме того, он выступал за изучение развивающегося у детей когнитивных процессов и первым разработал метод исследования для достижения этой цели.Он также внес идеи в педологию (изучение детей) и дефектологию (специальное образование), которые предвосхитили современные взгляды.
Гуманист и интеллектуал, Выготский окончил в 1913 году с золотой медалью частную еврейскую гимназию в своей родной российской провинции. Свободно владея французским и немецким языками, он изучал философию и литературу в Народном университете Шанявского, а также получил степень магистра права в Московском университете. Вернувшись домой в 1917 году, он преподавал в различных институтах и начал широко читать по психологии и педагогике.
Приглашение Выготского поступить в Институт экспериментальной психологии в Москве в 1924 году, его официальное вступление в психологию, было исторической случайностью. Исчезновение старых профессиональных иерархий при реорганизации советского общества и директива о реорганизации психологии в соответствии с марксистской философией открыли возможность для новых идей. Таким образом, Выготский присоединился к дисциплине, по которой у него не было формальной подготовки.
После защиты докторской диссертации «Психология искусства» в 1925 году Выготский преследовал свои цели реконструкции психологии как единой социальной науки и объяснения как происхождения, так и развития человеческого сознания.Его обоснование этой важной задачи, обсуждаемой в его статье «Кризис в психологии», предвосхитило взгляды современных постпозитивистских философов науки. В частности, исследованиям не хватало объединяющей теории, и в результате были получены противоречивые или несвязанные результаты. Выготский стремился решить эту проблему.
За свою короткую десятилетнюю карьеру, прерванную тяжелыми приступами туберкулеза, в напряженный график Выготского входили лекции по всему СССР, организация исследовательских проектов и проведение клинической работы.Его произведения, написанные поздно ночью и во время госпитализации, были запрещены в СССР в 1936 году на 20 лет за «буржуазное мышление». Это обвинение возникло из-за того, что Выготский включил в свою работу идеи европейских и американских антропологов, лингвистов, психологов и зоологов. В своем мышлении Выготский применил диалектический синтез, в котором перспектива (тезис) отрицается противоположным взглядом (антитезисом). Их взаимодействие производит синтез в форме новой разработки или идеи.Выготский проанализировал и противопоставил идеи из различных областей, объединив многие из них в качественно новое объяснение когнитивного развития (синтеза).
Ошибочные толкования работ Выготского произошли из-за того, что до 1990-х годов на английский переводились лишь несколько фрагментированных идей, вырванных из контекста. Таким образом, долгосрочное влияние его мышления еще предстоит определить.
Культурно-историческая теория
Применяя диалектический синтез, Выготский отметил марксистскую концепцию влияния изобретения орудий на психическую жизнь человека (тезис) и антропологический взгляд на роль культуры в развитии человека (антитезис).Его решением было обозначение культурных знаков и символов как психологических инструментов, которые он определил как инструменты когнитивного развития (синтеза). Их важность состоит в том, что первые люди создали знаки (простые психологические инструменты) и инициировали прогресс в направлении комплексного мышления у видов (филогения). Для человека в обществе задача состоит в том, чтобы приспособить системы символов своей культуры для развития связанных форм рассуждений (онтогенеза).
Другими словами, традиционная роль знаков и символов, таких как человеческая речь, письменный язык, алгебраические и математические символы, заключается в том, чтобы служить носителями как значения, так и социокультурных паттернов.Выготский, однако, подчеркивал вторую важную роль – помогать людям овладевать сложными когнитивными функциями, которые не были полностью развиты до подросткового возраста. Эти способности, которые Выготский называет сложными или высшими когнитивными функциями, включают произвольное (саморегулируемое) внимание, категориальное восприятие, концептуальное мышление и логическую память.
Особенно важно то, что Выготский считал эквивалентными высшее когнитивное функционирование, культурное развитие поведения и овладение своим поведением внутренними процессами.То есть высшие когнитивные функции, требующие самообладания, развиваются в результате сложного диалектического процесса из заданных биологических функций. Процесс требует усвоения ребенком внешних материалов культурного мышления, которые становятся внутренними механизмами мышления.
Концептуализация Выготского предвосхитила последующие дискуссии о необходимости развития саморегулируемых учащихся, которые могут направлять и управлять своим собственным обучением и мышлением. В отличие от этих подходов, которые имели ограниченный успех в обучении конкретным стратегиям саморегуляции для конкретных ситуаций, Выготский определил два общих требования для развития самостоятельного мышления.Во-первых, высшие когнитивные функции появляются только после того, как учащиеся разовьют сознательное понимание и некоторый контроль над собственными мыслительными процессами. Во-вторых, школьное обучение должно быть сосредоточено на развитии этих широких способностей, что, в свою очередь, способствует развитию саморегуляции.
Длительный процесс, необходимый для развития самообладания и высших когнитивных функций, иллюстрируется определением Выготским четырех этапов обучения использованию символов для мышления. Например, при развитии логической памяти использование символов переходит от доинтеллектуального (ребенок не может овладеть своим поведением путем организации выбранных стимулов) к интернализации, при которой люди конструируют самостоятельно генерируемые символы в качестве вспомогательных средств памяти.
Важное значение для когнитивного развития имеет социальное взаимодействие между учащимся и знающим взрослым. Развитие высших когнитивных функций зависит от ситуаций, в которых взрослый управляет вниманием учащегося, фокусирует его или ее восприятие или направляет концептуальное мышление учащегося. Формально говоря, любая высшая когнитивная функция, такая как саморегулируемое внимание, категориальное восприятие или концептуальное мышление, была сначала внешней в форме социальных отношений между двумя людьми.Затем, благодаря активности учащегося, она становится внутренней как интракогнитивная функция.
Акцент Выготского на динамике развития находит отражение в его критике психологических исследований по изучению уже сформировавшегося или окаменевшего поведения. Вместо этого методы исследования должны отражать процессы развития. Метод двойной стимуляции Выготского помещал учащихся в ситуации решения проблем, которые были выше их естественных способностей. Рядом были такие вспомогательные средства, как цветные карточки или картинки.Выготский и его коллеги изучали, как учащиеся разного возраста боролись или успешно использовали эти средства, документируя изменения в активности учащихся и сопутствующие изменения в когнитивных функциях.
Образование и когнитивное развитие
Две влиятельные концепции Выготского: роль внутренней речи, и зона ближайшего развития. В отличие от швейцарского психолога Жана Пиаже, Выготский утверждал, что внешняя эгоцентричная речь ребенка во время занятий не исчезла.Вместо этого через диалектическую трансформацию она стала внутренней речью, которая руководила планированием ребенка и другими возникающими мыслительными процессами.
Мнение Выготского о том, что обучение ведет к развитию, а незрелость сознательного осознания учащимися и овладения своим мышлением в школьном возрасте подготовило почву для концепции, называемой зоной ближайшего развития (ЗПР). Определяемый как включающий в себя высшие когнитивные функции, которые вот-вот созреют или развиваются, ZPD определяется когнитивными задачами, которые учащийся может выполнить в сотрудничестве со взрослым или более продвинутым сверстником.Проще говоря, познавательные операции, которые студент может выполнить с помощью другого сегодня, он или она может выполнить в одиночку завтра.
В некоторых обсуждениях практики в классе Выготский считает, что он поддерживает или отстаивает сотрудничество со сверстниками в классе. Однако переводы его сочинений показывают, что в классе он обсуждал только сотрудничество учителя и ученика. Высшие когнитивные функции развиваются благодаря тому, что учитель требует от учащегося объяснять, сравнивать, противопоставлять и обобщать концепции предмета.Таким образом учащиеся учатся контролировать свое внимание, мыслить концептуально и разрабатывать логические сети из хорошо разработанных концепций в долговременной памяти.
Применяя культурно-историческую теорию к таким нарушениям, как глухота, Выготский подчеркивал, что социальная депривация ребенка является фактором, ответственным за неполноценное развитие. Например, он отметил, что слепота дочери фермера и слепоты герцогини – разные психологические ситуации, потому что их социальные ситуации различаются.Чтобы решить проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся с ограниченными возможностями, Выготский предложил, чтобы общества продолжали разрабатывать специальные психологические инструменты, которые могут обеспечить социальные и культурные взаимодействия, необходимые для когнитивного развития.
Наконец, интеллектуальное наследие Выготского включает его акцент на изучении детей как науке о детском развитии. Требуется синтез знаний из разных дисциплин, направленных как на развитие новых когнитивных функций, так и на образовательные потребности детей.
Специальное (дефектологическое) образование в Северо-Кавказском федеральном университете
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра дефектологии
Магистратура
Награды и достижения образовательной программы. Международная профессионально-общественная аккредитация (2016 г.).
Северо-Кавказский федеральный университет также предлагает программу бакалавриата по специальному (дефектологическому) образованию.
Преподавательский состав. Магистерская программа включает четыре направления обучения: педагогика и психология инклюзивного образования; Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования; Психолого-педагогическая реабилитация людей с особыми потребностями в медицинской помощи; Психолого-педагогическое консультирование для людей с расстройствами аутистического спектра.
Обучение ведут 2 доктора наук, 16 кандидатов педагогических и психологических наук; шесть представителей работодателей. Учебным процессом также занимаются руководители и ведущие специалисты образовательных организаций Ставрополя. Учителя проходят практику и участвуют в программах повышения квалификации в Канаде, Германии, а также в Москве и Воронеже.
Университет-партнер по образовательной программе. Общеобразовательные учреждения, учреждения социальной реабилитации, медицинские, психолого-педагогические центры.Наиболее важными партнерами являются Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с особыми потребностями в медицинской помощи; Детский сад № 29 г. Ставрополя и др. Университет поддерживает деловые отношения с Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Московским государственным педагогическим университетом, Южным федеральным университетом, Дальневосточным федеральным университетом, Университетом Манитобы (Канада), Оксфордским университетом (Великобритания) и другими.
Достижения студентов и выпускников.Выпускники пользуются большим спросом в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование и воспитание детей с особыми потребностями в охране здоровья.
Студенты – победители всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, форумов, стипендиаты Президента Российской Федерации, Губернатора Ставропольского края и Фонда Владимира Потанина.
Помещения и ресурсы. NCFU имеет все возможности и ресурсы для обучения студентов и развития их личного и творческого потенциала.Оказывается медицинское обслуживание, услуги проживания и питания; есть спортивно-оздоровительный комплекс.
Возможности для студентов. Учащиеся проходят практику в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, осуществляющих инклюзивную практику детей и подростков с особыми потребностями в охране здоровья, а также в реабилитационных центрах Ставропольского края. Студенты могут учиться по индивидуальным учебным планам.
Перспективы трудоустройства. Педагог специального образования (в частности, для людей с расстройствами аутистического спектра), консультант по инклюзивному образованию, консультант по реабилитации в общеобразовательных организациях, реабилитационных, диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультационных службах, в детских домах, детских садах и школах-интернатах .
Кафедра психологии, возрастной физиологии и дефектологии
Отделение психология, возрастная физиология и дефектология
Кафедра психологии, возрастной физиологии и Дефектология – одно из структурных подразделений Национальной академии образования. Наук Украины, созданная в соответствии с Указом Президента Украины. Украина от 04.03.1992 г. и постановлением Кабинета Министров Украины. из 16.06.1992.
Профессор Александр Киричук, действительный член Национальная академия педагогических наук Украины, доктор педагогических наук. был избран первым заведующим кафедрой. С декабря 1997 г. по итогам очередных выборов отдел возглавил полный действительный член Национальной академии педагогических наук Украины, доктор наук. кандидат психологических наук, профессор Сергей Максименко.
Сегодня кафедра превратилась в мощный научное учреждение, определяющее приоритетные научные направления в область психологии, возрастной физиологии и дефектологии, тема фундаментальных теоретико-методологические и прикладные исследования, проводят свои координирует, обеспечивает организацию и проведение этих исследований подчиненные учреждения научные коллективы.
Действительных членов (академиков) 13, 18 члены-корреспонденты и 3 почетных академика Национальной академии образования Наук Украины. Научные учреждения во главе с ведущими учеными, а именно: Институт психологии им. Г.С.Костюка (академик Сергей Максименко), Институт социальной и политической психологии (член-корреспондент Николай Николаевич Слюсаревский), Институт Николая Ярмаченко специальной педагогики и психологии (академик Вячеслав Засенко), украинский Научно-методический центр практической психологии и социальной работы (Доктор психологических наук Виталий Панок) находятся в подчинении кафедры.
Академический секретарь – Максименко Сергей Владимирович , доктор наук, профессор, Член НАЭС Украины
Академический Секретарь – Ирина Белая , доктор наук, профессор
Вклад Выготского в психически здоровые глухие взрослые
Стивен Томас Харди, магистр медицины
Университет ГаллодетаВашингтон, округ Колумбия
Принятие Львом Семеновичем Выготским русского жестового языка как естественного средства общения и инструмента мысли глухих, а также его акцент на социальных последствиях инвалидности вместо инвалидности Сама по себе, извлекла уроки из того, как общество воспринимает глухих.Выготский основывал свою работу на историко-культурной теории развития высших психологических функции и признание роли различных семиотических систем в человеческом созревание как личность в обществе. Эти перспективы должны использоваться для изучения различных актуальные проблемы социализации и образования глухих. Включено будет обсуждение текущих двуязычных программ в различных школах для глухих в Соединенных Штатах Америки и Московской двуязычной школе для глухих как установлено докторомГалина Зайцева.
Связь с принятием целостной модели личности, ориентированной на благополучие глухих, как это сформулировано доктором Аланом Сассманом из Университета Галлодета. и обсуждали.
Работу Выготского в области дефектологии продолжили Иван Соколянский и Александр. Мещеряков в своей работе с глухими и слепыми студентами. Их работа и его отношение к теориям Выготского необходимо изучить.
Я хотел бы прежде всего поблагодарить вас всех за то, что вы тоже уделили мне время в качестве благодарности организаторам конференции за присуждение мне гранта Junior Scholar Travel.Без их помощи я не смог бы поехать сюда и посетить эту важную конференцию. Это моя первая международная презентация о современных приложениях работ Льва Сергеевича Выготского по дефектологии. С Сам Выготский только один раз ездил за границу на презентацию, и это было связано с его работе с глухими учениками (Выготский, 1925) это кажется вполне уместным что моя статья – это просто скромное обновление его теорий относительно образования. и социализация глухих или слабослышащих людей.
Я хотел бы объяснить свой выбор языка и формулировки. Я решил использовать язык, который, как я считаю, подчеркивает человека в целом, вместо того, чтобы сосредотачиваться на отличающийся / выводящий из строя срок. Таким образом, я могу использовать более длинные и неудобные английские фразы, но я считаю, что это более предпочтительный способ.
Я также использовал термин «глухой» в очень широком смысле для обозначения всех диапазонов и степени неспособности слышать вместо терминов «глухой», «глухой и / или жесткий». слуха »и« слабослышащих ».
“Для слепого или глухого ребенка слепота или глухота являются нормальным явлением, а не состояние болезни. Он ощущает рассматриваемый недостаток лишь косвенно или вторично, в результате его социального опыта. Что же тогда означает потеря слуха? самого себя? Следует признать, что слепота и глухота не указывают ни на что иное. чем простое отсутствие одного из средств формирования условных связей с окружающей средой ».
-Лев Семенович Выготский (1925)
«Глухие люди могут все, но не слышать»
-I.Король Иордании (1989)
Первый глухой президент Университета Галлодета.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) становится широко известен своими психолингвистическими работы и теории относительно отношений между мыслью и языком (или, возможно, лучше обозначить как деятельность мышления и речи). Он в настоящее время не широко известен (по крайней мере, в Соединенных Штатах Америки) своей работой с людьми с ограниченными возможностями. Лишь несколько публикаций напрямую посвящены творчеству Выготского и его творчеству. приложение для обучения глухих студентов.(Сегал, 1982; Арнольд, 1985; Белый 1987 г .; Нокс, 1989; Нокс и Козулин, 1989; Bonkowski et. др., 1991; Hayes et. др., 1991; Зайцева, 1992; Эванс, 1993; Джеймисон, 1994) Это тоже было слишком далеко. давным-давно широкомасштабные совместные усилия между Соединенными Штатами Америки и Россией по обучению студентов с особыми потребностями. (Галлахер, 1972) Однако я решительно утверждают, что теоретическая работа Выготского с людьми с ограниченными возможностями может дать отличное понимание многих современных проблем, стоящих перед обществом и люди / специалисты, которые работают с этими разнообразными группами населения.жду с нетерпением вступить в диалог с вами сегодня относительно некоторых из его идей, а также твой собственный.
За последние несколько лет в США произошла социальная революция. Америки, влияющей на миллионы людей. Это была долгая революция за гражданские права и общественное признание людей с ограниченными возможностями. Некоторые ученые (Gannon, 1989) прослеживают и документируют начало этой конкретной социальной революции. к недельной акции протеста в Университете Галлоде.Университет Галлоде – мировой единственный университет гуманитарных наук, занимающийся обучением глухих студентов, расположен в Вашингтоне, округ Колумбия.Студент возглавил акцию протеста, результатом которой стало торжественное открытие первого президента университета, который глух и пробуждает американский общества к насущной потребности в доступности для всех людей с различными формами инвалидности. После этого протеста в 1988 году было принято несколько законов с целью обеспечения для равного доступа и, таким образом, снижения психосоциального воздействия различных инвалидностей ситуации.
Технологии и общественное мнение – это лишь две из множества областей, в которых сильно изменилась за последние шесть лет. Хотя мы добились больших успехов в В последние несколько лет нам еще предстоит пройти долгий путь к равенству. Теоретическая работа может дать нам образец, пока мы идем по менее продвинутой дороге.
Национальные жестовые языки
Одна из первых сфер, в которых Выготский призывал и продолжает призывать нас, – это изучить приемлемость достоверно развивающихся визуально-пространственных жестовых языков считаться подлинными языками.Выготский призвал нас «переоценить традиционные и практическое отношение к … мимикрии »(Выготский, 1993б). Кроме того, Выготский считал русский язык жестов (мимикрию) “подлинным языком со всем богатством функционального значения »(Выготский, 1993б). (и / или представители других национальностей) Язык жестов как естественное средство общения и инструмент мысли для глухих и их потомков (как глухих, так и слух) по-прежнему неполный в академической, профессиональной и даже социальной сферах. кружки, состоящие из самих глухих людей.
За последние несколько лет несколько школ в обеих странах приняли двуязычный-бикультурный (Би-Би) философия образования. Хотя многие педагогические детали неоднородны согласованы различными школами, основной упор делается на принятие и продвижение национального языка жестов, используемого глухими людьми как первого языка и письменная форма доминирующего языка страны как второго языка. В школы также обучают уникальному вкладу глухих в общество а также те исторические события, которые влияют на жизнь таких людей в современном мире.
Школы, которые приняли эту философию образования, включают The Learning Центр глухих детей (США), Школа для глухих Индианаполиса (США), Калифорния Школа глухих-фремонтов (США) и Московская двуязычная школа для глухих (Россия). В то время как еще несколько школ для глухих учащихся рассматривают возможность таких изменения, есть еще много деталей, которые необходимо решить. Один из первых таких подробности есть в терминологии. Единственный термин «глухой» вводит в заблуждение.Существует большое разнообразие навыков и потребностей в этой коллективной группе населения, описываемой как группа лиц с потерей слуха. Что еще предстоит увидеть в Би-Би подход – это практическое применение этой философии в глубоко глухой, а также поздно оглохший ребенок, в то время как родители, не подписавшие никогда не знал глухого человека.
Московская двуязычная школа для глухих
Гатлина Зайцева в сентябре основала Московскую двуязычную школу для глухих. 1992 г. в сотрудничестве с доктором Джимом Кайлом и доктором Бенис Уолл (Центр глухих Учится в Бристольском университете в Соединенном Королевстве) и д-р Сьюзан Грегори (Соединенное Королевство). Открытый университет).Президент школы Зайцева поясняет, что академический принятие русского жестового языка (RSL) является относительно недавней разработкой и основанный в основном на теоретических трудах Выготского. В частности, она указывает к его очерку из журнала Вопросы дефектологии под названием «Коллектив как фактор развития ненормального ребенка ». Выготский пишет:
«… мы должны использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребенка.Мы не должны относиться к мимикрии со снисхождением и презрением, относясь к ней как к врагу. Скорее, мы должны понимать, что разные формы речи не только конкурируют с друг друга или мешают развитию друг друга, но они также могут служить ступеньки, по которым глухонемый ребенок поднимается к овладению речью »(Выготский, 1993b)
В том же эссе Выготский представляет свою концепцию «полиглоссии» в ее применении. воспитанию глухого ребенка.Он утверждает, что:
“Психологические исследования, как экспериментальные, так и клинические, согласны в своих демонстрациях. что полиглоссия, то есть овладение несколькими формами речи) является неизбежным и плодотворная методика развития речи и обучения глухонемого ребенка, учитывая современное состояние педагогики глухих »(Выготский, 1993b)
Практическое применение теории полиглоссии Выготского в настоящее время находится в стадии разработки. покушались на ее школу.С этой целью Зайцева и др. Создали образовательную программа, в которой учителя (как слышащие, так и глухие) используют RSL для большей части академических дисциплины. Подписанный русский язык используется для обозначения образовательных вопросов и британского знака. Язык также используется студентами как часть уроков английского языка. Письменный русский и английский язык также преподается. (Комарова, 1994) Некоторые из ранних работ Зайцевой работа также четко проиллюстрирована в ее книге Использование языка жестов на уроках. литературы в вечерних школах для глухих и слабослышащих .(Зайцева, 1981; Зайцева, 1987)
Другие программы на русском языке
В Институте коррекционного образования (бывш. назван Институтом дефектологии) на использование компьютеров как средства обеспечения множественная сенсомоторная система для обеспечения печатного слова. Таким образом, язык преподносится не звуком тем людям, которые не могут слышать. (Knox, 1989) Эти усилия продемонстрировали положительную ценность этого подход, и он явно требует дальнейших исследований.Их работа может принести им ближе к заявленной цели Института коррекционного образования – развитие устное общение ученика со слышащим миром. (Любовский и Марциновская, 1994) Их успешные попытки попытаться и исследовать различные образовательные практики следует изучать и, возможно, подражать.
История глухих
Еще одним важным элементом подхода Bi-Bi является инструкция история применительно к современному миру глухих людей.В история и культура, окружающая таких людей, действительно богаты. (Ван Клив, 1987; Падден и Хамфрис, 1988; Гэннон, 1989; Fischer & Lane, 1993) Первый Интернационал Конференция по истории глухих прошла летом 1991 года в Университете Галлодета. а вторая такая конференция состоится осенью этого года в Германии. (Фишер и Lane, 1993). Начали появляться многочисленные книги, телешоу и кинофильмы. показать глухих персонажей в большем разнообразии ролей, что более важно как настоящие люди.Конференция Deaf Way летом 1989 г. крупнейшее собрание глухих исполнителей, танцоров, артистов и профессионалов или связаны с глухими людьми, когда-либо собирающимися в одном месте. Этот международный Мероприятие прошло в Университете Галлоде и собрало более 10 000 человек. более одной недели.
Это содействие историческому и культурному развитию глухих укрепляется во всех общественных организациях и школах-интернатах для частных лиц. глухие, среди прочего, в разных штатах.История образование глухих студентов в бывшем Советском Союзе только начинается зажечь. (Абрамов, 1991) В России есть относительно неизвестный, но богатый образовательный история восходит к 1806 году при покровительстве вдовствующей императрицы Марии Федоровны для школы в Санкт-Петербурге. (Уильямс, 1993) Русские глухие люди заново открывая для себя собственное культурное наследие и испытывая огромную гордость за него. (Абрамов, 1991)
Выготский найдет согласие в этих попытках обратиться к историческому природа сегодняшней культуры в отношении глухих.Он заявляет что:
“… весь вопрос о человеческой природе глухонемых детей, по сути, вопрос социального опыта в его воспитании. Вместо метафизических построений или эмпирические исследования, основанные на внешнем сходстве наблюдаемых особенностей, здесь выдвигается критерий педагогической практики: Единственно правильное способ постановки проблемы развития глухонемых детей как исторический проблема.»(Выготский, 1993б)
Я считаю, что позитивное и самоутверждающее чувство своего места в истории может только повысить самооценку. Сегодня это происходит во многих разные страны для глухих.
Высшие психологические функции
Выготский основывал свою работу на историко-культурной теории развития высшего образования. психологические функции. Приложения и другие аспекты его работы превосходно исследовано людьми из Лаборатории сравнительного познания человека в Калифорнии, Университет Нью-Мексико, Университет Кларка и другие.Многие публикации имеют распространял свои труды и информацию о теориях Выготского относительно Зоны. проксимального развития и образовательных практик (например, Wertsch, 1985; Moll, 1990; Ван дер Вир и Валсинер 1991; Van Der Veer & Valsiner, 1994) Концепция Выготского опосредованного обучения была расширена и хорошо представлена другими (т. е. Фейерштейн, 1980; Прессейзен и Козулин, 1992; Медоуз 1993) Высшее психологическое функции у человека с потерей слуха могут быть неизменными, но в корне отличаться от них.Степень значимости общества и социальных взаимодействий между всеми членами. доступность должна быть степенью различия, усвоенной индивидом с инвалидность.
Степень, в которой социально-культурное милло значимо доступно, должна опосредуют созревание и развитие индивидуумов таким же образом, что больше способные сверстники и взрослые делают. Средства массовой информации и внешние инструменты, встроенные в нашу Культура опосредует всех индивидов через свою зону ближайшего развития.Людей, которые не слышат, беспокоят их культурные особенности. лишенный многих социальных посредников. Именно в сфере социального посредничества мы должны сосредоточиться, если мы хотим уменьшить различия на пути развития для лиц с ограниченными возможностями.
Уроки для общества
Хотя они были написаны много десятилетий назад, в сочинениях Выготского все еще есть актуальные уроки для восприятия обществом людей с ограниченными возможностями / глухих.Выготский четко заявил, что
“Любой физический недостаток, будь то слепота или глухота, не только изменяет состояние ребенка. отношения с миром, но, прежде всего, влияет на его или ее взаимодействие с другие люди. Любой органический дефект проявляется как социальная аномалия в поведении. Это Само собой разумеется, что слепота и глухота сами по себе биологические факторы; никоим образом они не социальные факторы. Однако воспитатель должны иметь дело не столько только с этими факторами, сколько с их социальными последствиями.Когда перед нами слепой мальчик как объект воспитания, мы должны заниматься не столько с самой слепотой, сколько с конфликтами, которые возникают у слепого ребенка когда он входит в жизнь. Ведь он с самого начала взаимодействует с окружающей средой. иначе, чем нормальные люди.
Для слепого или глухого ребенка слепота или глухота представляют собой нормальное явление, а не состояние. болезни. Он ощущает рассматриваемый недостаток лишь косвенно или вторично, поскольку в результате его социального опыта.Что же тогда означает потеря слуха? сам? Следует признать, что слепота и глухота не указывают ни на что иное, кроме простое отсутствие одного из средств формирования условных связей с окружающей средой ». (Выготский, 1993б)
Выготский подчеркивает социальные последствия инвалидности о самой инвалидности повторяют несколько американских писателей (Wright, 1983; Sussman, 1982). Специалисты в этой области обсуждали, как эти социальные последствия влияет на проблемы психического здоровья, с которыми сталкиваются глухие и поставщики услуг для таких людей.Среди этих проблем – отсутствие переводчиков с языка жестов и применяемые стандарты данной профессии, отсутствие закрытых образовательных программирование как на телевидении, так и на видеокассетах, а также острая нехватка хорошо подготовленных квалифицированные специалисты в различных сферах социальных услуг. (Стейнберг, 1991) Одним из наиболее разрушительных последствий инвалидности является социальная отношение к таким людям и интернализация этих негативных и патерналистские взаимодействия.
Связь с принятием целостной модели личности, ориентированной на благополучие кто глухие выдвинут доктором Аланом Сассманом из Университета Галлодета. Взятие точки зрения, которая принимает глухоту как различие в том, чтобы быть человеком, а не только потому, что скрывающаяся инвалидность лежит в основе его модели. (Сассман, 1982) Сассман подчеркивает необходимость того, чтобы общество рассматривало людей с ограниченными возможностями как подлинных человеческие существа сгруппированы на основе одной характеристики.
Слепые и слепые
Работу Выготского в области дефектологии продолжили многие другие, в том числе Александр Мещеряков в своей работе с глухими и слепыми. (Мещеряков, 1979) Мещеряков многому научился у «отца» русского. тифлосурдопедагогика, Иван Соколянский (1889-1960). Соколянский был педагогом всемирно известной Ольги Скороходвой. Школа Соколянского в Харькове Между 1930 и 1939 годами он познакомился с Выготским и его соратниками.Их идеи повлияли на его педагогику и, таким образом, были переданы Мещерякову. В знаменитая школа для глухих и слепых в Загорске – это дань уважения к своей работе. Эта школа и их работы не очень известны на Западе, но фильм BBC «Бабочки и трансформеры » способствовал распространению информации. относительно достижений России в этой области. Обнаружено текущее литературное исследование только одна статья (Bakhurst & Padden, 1991) в дополнение к малоизвестной английской редакция текста Мещерякова о Загорской школе.Больше работы нужно сделано в распространении этого и других примеров, сделанных последователями теорий Выготского.
Доказательства применимости идей Выготского, воплощенные его последователями, был дополнительно продемонстрирован в 1977 году, когда четыре глухих и слепых студента [Наталья Корнеева (ныне Крылатова), Юрий Лернер, Сергей Сироткин и Александр Суроров] Из школы в Загорске окончила Московский университет по специальности психолог. Хотя этот случай сам по себе примечателен, творчество Мещерякова пришло находились под угрозой в последние несколько лет (Bakhurst and Padden, 1991).Их академический успех и психологическая / педагогическая педагогика – это то, что остальные мир может чему-то научиться и попытаться приобщиться. Образование и социализация глухих и слепых людей нуждается в большом внимании и доработка в большинстве стран мира. (Рейман и Джонсон, 1993).
Шаги в будущее по дороге, которую мало посещали
Теоретические работы Выготского не устарели.Еще многое предстоит что мы можем учиться у них и применять их в сегодняшнем мире. Однако это наша задача продолжать развивать наследие, оставленное нам этим великим человеком и его последователями. Хотя за последние несколько лет произошли многочисленные технологические и социальные скачки на пути к одинаково доступному обществу у нас впереди еще много работы из нас. Среди шагов, которые еще предстоит предпринять:
* Необходимость единообразного определения слепоглухих, глухих, слабослышащих и оглушены и исследовать психологические и социальные различия, которые необходимы такими людьми.
* Определение роли доминирующего языка в образовании таких частные лица.
* Устранение еще множества социальных барьеров, мешающих социальному и психологическое здоровье тех, кто отличается от большинства
* Разработка системного подхода к исследованию и оценке учебно-психологическая методика.
В заключение я хотел бы напомнить нам о проблеме Выготского, что мы должны “также ставят теоретический и практический вопрос относительно их [ радикальных изменений с участием полиглоссии ] координация и структурный состав на разных стадиях обучения.»(Выготский, 1993б).
ССЫЛКИ
Абрамов И. (1991). История глухих в России . Документ представлен на Первая Международная конференция по истории глухих. Вашингтон, округ Колумбия: Галлоде Университет, июнь 1991 г. (фотокопия).
Арнольд П. (1985). Выготский и воспитание глухого ребенка. Британская ассоциация учителей глухих , 9, 2, 29-30.
Бахерст, Д.И Падден, К. (1991). Эксперимент Мещерякова: советские работы по образование слепоглухих детей. Обучение и инструктаж , 1, 201-215.
Бонковски Н., Гавелек Дж. И Акамацу Т. (1991). Образование и социальное строительство ума: перспективы Выготского в когнитивном развитии глухих детей. В Д. С. Мартине (ред.), Познание, образование и глухота (стр. 185-194). Вашингтон, D.C .: Gallaudet University Press.
Эванс, П. (1993). Некоторые последствия для работы Выготского по специальному образованию. В книге Гарри Дэниэлса (ред.) Схема повестки дня: Образовательная деятельность после Выготского . Лондон: Рутледж.
Feuerstein, R. (1980). Инструментальное обогащение: программа вмешательства для Когнитивная модифицируемость . В сотрудничестве с Y. Rand, M.B. Хоффман и Р. Миллер. Балтимор, Мэриленд: University Park Press.
Фишер Р.И Лейн, Х. (1993). Оглядываясь назад: Читатель по истории глухих сообщества и их жестовые языки . Гамбург: Сигнум Пресс.
Gallagher, J. (Ed). (1972). Windows on Russia: Семинар США-СССР по обучению детей-инвалидов . Вашингтон, округ Колумбия: Типография США.
Гэннон, Дж. (1989). Неделя, которую мир услышал Галлоде . Вашингтон.: Gallaudet University Press.
Хейс, Дж., Дилка, К., и Олсон, Л. (Зима, 1991). Двуязычное / бикультурное образование глухих: перспектива Выготского. Преподавание английского языка для глухих и говорящих на втором языке Студенты . 9, 2, 10-13.
Джеймисон, Дж. (1994). Обучение как транзакция: взгляды Выготского на глухоту и взаимодействие матери и ребенка. Исключительные дети , 60, 5, 434-449.
Комарова, А. (1994). Двуязычная школа для глухих Журнал WFD News Magazine of the Всемирная федерация глухих, 1, 24.
Нокс, Дж. (1989). Меняющееся лицо советской дефектологии: исследование по реабилитации инвалиды. Исследования советской мысли , 37, 217-236.
Нокс Дж. И Козулин А. (1989). Выготская традиция в психологическом исследование детей-инвалидов, особенно глухих У Уильяма О. МакКагга и Льюиса Зигельбаум (ред.) Инвалиды в Советском Союзе: прошлое и настоящее. Теория и Практика . Питтсбург: Университет Питтсбурга Press.
Любовский В. и Марциновская Е. (1994). Россия. В сравнительных исследованиях в Специальное образование . Мазурек, К. и Винзер, М. (ред.) Вашингтон, округ Колумбия: Галлодет University Press.
Медоуз, С. (1993). Ребенок как мыслитель: развитие и усвоение познания в детстве . Лондон: Рутледж.
Мещеряков А. (1979). Пробуждение к жизни: формирование поведения и разума у слепоглухих детей .Москва: Издательство Прогресс.
Молл, Л. (1990). (Ред.) Выготский и образование: Учебные последствия и приложения социально-исторической психологии . Кембридж: Кембриджский университет Нажмите.
Падден, К. и Хамфрис, Т. (1988). Глухие в Америке: голоса из культуры. Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
Прессейсен Б. и Козулин А. (апрель 1992 г.). Опосредованное обучение – вклады Выготского и Фейерштейна в теории и практике .Документ, представленный на Ежегодное собрание Американской ассоциации исследований в области образования, Сан-Франциско, Калифорния (ксерокопия).
Рейман Дж. И Джонсон П. (ред.) (1993). Материалы национального симпозиума на глухих детей и юношества . Монмут, Орегон: педагогические исследования Публикации.
Сегал Д. (1982). Символическая игра и общение у слабослышащих детей: Пиаже и Выготский пересмотрели свое мнение. Южноафриканский психологический журнал 12 4 111-116.
Steinberg, A. (1991). Проблемы оказания психиатрических услуг слабослышащим человек. Больничная и общественная психиатрия , 42, 4, 380-387.
Сассман А. (февраль 1982 г.). Психологические составляющие успешного образа жизни . Документ, представленный на Пятой ежегодной конференции образовательных учреждений Северо-Восточной Флориды. Консорциум глухих и слабослышащих.(ксерокопия)
Ван Клив, Дж. (Ред.) (1987). Энциклопедия глухоты Галлоде . Нью-Йорк: Книжная компания Макгроу-Хилл.
Ван дер Вир, Р. и Валсинер, Дж. (1991). Понимание Выготского: поиски Синтез . Лондон: Бэзил Блэквелл.
Ван дер Вир, Р. и Валсинер, Дж. (1994). Читатель Выготского . Лондон: Бэзил Блэквелл.
Выготский, Л.(1925). Принципы социального воспитания глухонемых детей в России. В Международная конференция по образованию глухих (стр. 227-237) Лондон: Уильям Х. Тейлор и сыновья.
Выготский Л (1978). Разум в обществе: Развитие высших психологических процессы . (М. Коул, В. Джон-Штайнер, С. Скрибнер, Э. Суберман, ред.). Кембридж, MA: Издательство Гарвардского университета.
Выготский Л., Лурия А.(1993a). Исследования по истории поведения: Обезьяна, примитив, а ребенок . (Виктор И. Голод и Джейн Э. Нокс Редакторы и переводы)
Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
Выготский Л. (1993б). В Роберте У. Рибере и Аароне С. Картоне (ред.) The Collected произведений Л. С. Выготского Том 2 Основы дефектологии (Аномальная психология и инвалидность) (Knox & C. Stevens, Trans.). Нью-Йорк: Пленум.
Wertsch, J. (1985). Выготский и формирование общественного сознания . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
Уайт, С. (июль 1987 г.). Потеряли слова: взгляд Выготского на развитие использование слов слабослышащими детьми. Ежеквартальный информационный бюллетень лаборатории сравнительного познания человека . 9, 3, 111-115.
Уильямс, Х. (1993). Глухие учителя в России XIX века. В Ренате Фишер И Харлан Лейн (ред.) Оглядываясь назад: Читатель по истории глухих сообществ и их жестовые языки . Гамбург: Сигнум Пресс.
Райт, Б. (1983). Физическая инвалидность – Психосоциальный подход . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Зайцева Г. (1981) Использование жестового языка на уроках литературы в Вечерние школы для глухих и слабослышащих . Ленинград
Зайцева, Г. (1992). Л.С. Выготского и изучение жестового языка в советской психолингвистике.В S. Prillwitz & T.