Кто пилит доски профессия: профессия человек который пилит дрова

Из опыта работы по ознакомлению с окружающим миром по теме “Профессии людей. Инструменты”

Дети должны:

  1. Знать обобщающие понятия “Профессии”, “Инструменты”.
  2. Знать названия профессий: водитель (шофер), продавец, воспитатель, няня, учитель, врач (доктор), медсестра, повар, слесарь (сантехник), милиционер, парикмахер, швея (портниха), электрик (монтер), крановщик, маляр, штукатур, строитель, столяр, сапожник, доярка, садовник, тракторист, почтальон, библиотекарь, птичница, каменщик и т.д.
  3. Знать названия инструментов и то, какими инструментами пользуются люди разных профессий: портниха – ножницы, иголки, наперсток…, столяр – пила, топор, рубанок, молоток…, садовник – грабли, лопата, тяпка… и т.д.
  4. Называть действия, которые выполняют люди разных профессий: воспитывать, водить, собирать, чинить (ремонтировать), учить, лечить, пахать, сеять, сажать, собирать урожай и т.
    п.
  5. Знать место работы: кафе, ресторан, столовая, ателье, фабрика, школа, больница, аптека почта, библиотека, стройка, детский сад и т.д.
  6. Называть действия, выполняемые инструментами: шить, пилить, строгать, писать, рубать и т.д.
  7. Уметь подбирать определения. Профессия интересная, трудная, нужная. Работа любимая, интересная, легкая. Труд добросовестный, честный, тяжелый.
  8. Знать где и кем работают родители.

Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.

Дидактические игры.

1. Игры по развитию речи.

1.1. “Оркестр”.

Цель. Развитие слухового внимания, музыкального слуха и упражнения в звуке “р” (закрепление).

Ход игры. Одна группа детей – трубачи, другая – барабанщики, третья – скрипачи. Воспитатель – дирижер. Дети выполняют имитационные движения игры на барабане, трубе, скрипке под знакомый мотив без слов ++: ру-ру-ру (для трубачей), ра-ра-ра (для барабанщиков), ри-ри-ри (для скрипачей). Поупражняв каждую группу отдельно, воспитатель начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую она указывает палочкой. Дети должны внимательно следить за ее указаниями. Когда воспитатель взмахивает обеими руками, играют все вместе, стараясь не сбиться (3-4 песенки). Можно использовать музыкальные загадки: 3-4 детей задумывают песенку, играют на своих “инструментах”, остальные угадывают ее.

1.2. “Чудесный сундучок” (чудесная коробочка или мешочек).

Цель. Запомнить, какими инструментами пользуются люди разных профессий в своей работе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что он чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок!”. Дети по очереди вынимают из сундучка картинки или настоящие предметы, показывают всем и четко называют их.

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили слова достаточно громко и четко произносили звуки.

1.3. “Что для чего”.

Цель. Развивать логическое мышление, закрепить знания о предметах труда, упражнять в произношении фраз из 3-4 слов.

Ход игры. Детям даются игрушечные инструменты или картинки, их изображения и дошкольники отвечают на вопрос: “Для чего они нужны?”. Например: Иголка, чтобы шить одежду. Топор, чтобы рубить дрова и т.д.

1.4. “Кто чем занимается”.

Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

1.5. “Кому что нужно”. (“Что кому”).

Цель. Знать название предметов труда и их назначение. Упражнять детей в произношении фраз из 4-6 слов.

Ход игры. Воспитатель вывешивает предметные картинки с изображением инструментов и спрашивает: “Что это? Кому и для чего нужен этот предмет?”. Дети отвечают на эти вопросы.

1.6. “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).

Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

ПоповС.А.

С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники).
Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу

Бежит за иголкой торопливая нить
Я все что угодно могу себе… (сшить). Деляну Ливиу

Не трудно самой мне заштопать носок
Карман починить, обметать… (поясок). Деляну Ливиу

В нем пудов, наверно, тыща!
Тяжеленный… (молотище).
Я не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками.

Уходят очень милые –
Веселые и гладкие.
Значит я надежный друг,
Электрический… (утюг).

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут
Золотых, стальных. Алмазных
Нет священней слова … (труд). Брюсов В.

В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В.

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г.

Рубанок в руки – работа другая:
Сучки, закорючки рубанком… (строгаем). Маяковский В.

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С.

Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С.

Ходит кран подъемный – огромной высоты
Подает на крышу железные… (листы). Баруздин С.

Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С.

Надо хлеба нам купить иль подарок подарить –
Сумку мы с тобой берем и на улицу идем.
Мы проходим вдоль витрин и заходим в… (магазин).

Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,
С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется… (хлебный). Нищева Н.

Каждый день газету в дом нам приносит… (почтальон).
Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву… (косили).

На глазах у детворы крышу красят… (маляры).
Доски на гору везем, будем строить новый… (дом)
Кукол я лечу с утра. Я сегодня… (медсестра). Шигаев Ю.

Красить комнаты пора. Пригласили… (маляра). Баруздин С.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц… (дрессировать).
Ир-ир-ир-мой папа …(командир).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий… (матрос).
Не пила и не спала, грызла дерево… (пила).
Шьёт, зашивает и колется колко остроносая… (иголка).

1.7. “Меткое слово”.

Цель. Развиваем логическое мышление, учим детей понимать и объяснять смысл поговорок, пословиц, а также употреблять их в своей речи, проводим работу над дикцией.

Ход игры. Дети не только учат пословицы и поговорки о труде, но и отвечают на вопросы по их тексту, стараются объяснить, почему так говорят.

Скучен день до вечера, когда делать нечего. Судят не по словам, а по делам. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Сделал дело, гуляй смело. Делу время, а потехе час. Работа делает человека счастливым и красивым. Без дела жить – только небо коптить. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Кто в работе впереди, у того орден на груди. Жизнь дана на добрые дела. Мастера по работе видно. Терпение и труд всё перетрут. Терпенье даёт уменье. Любой труд почётен. Дело мастера боится. Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно. Хорошее начало полдела откачало. Коси, коса, пока роса, роса – долой и ты домой. Семь раз отмерь, один отрежь. Для доброго Федота не тягостна работа. Почёт и труд рядом живут. Труд человека кормит, а лень портит. Землю красит солнце, человека  – труд. Пчела мала, а и та работает. Где хотенье да терпенье, там и уменье. В детстве не научишься, всю жизнь намучишься. Делано наспех – сделано на смех. Сделанное дело кажется самым легким. Лень хуже болезни. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Была бы охота – наладится всякая работа. Не спеши языком, торопись делом. Потрудишься, так и хлеба поешь.

Работай до поту, так и поешь в охоту. Нет скуки, коль заняты руки. Сегодняшней работы на завтра не откладывай. Счастье в воздухе не вьётся, а трудом достаётся. Красна птица перьем, а человек уменьем. При работе и год бежит, при безделье и час ползёт. Уменье пить – есть не просит, а само кормит. Дерево смотрят в плодах, а человека – в делах. Первый враг лентяя – работа. Счастье человека в труде. Ленивые руки не родня умной голове. Труд людей объединяет. Хорошее дело два века живёт. Руку протянешь, так и ложку достанешь. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Счастье тому бывает, кто в труде да в уменье ума набирает. Не учи безделью, учи рукоделию. Гуляй, да дела не забывай. Меньше слов, да больше дела. Под лежачий камень вода не течёт. Было бы начало, а конец будет. Была бы охота, наладится всякая работа. Глаза страшат, а руки делают. Лёжа хлеба не добудешь. Кто за всё берётся, тому ничего не даётся. Конец делу венец. Не куёт железо молот, куёт кузнец. Цыплят по осени считают. Трудом Родину славим, трудом украшаем. Пашню пашут, руками не машут. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Всякое дело концом хорошо.

1.8. “Фонетическая зарядка”.

Цель. Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей; учить детей правильно и отчётливо произносить звуки.

Ход игры. Дети произносят за воспитателем звукосочетания, изображающие действия предметов труда, звучание машин.

“Воет” зубоврачебная машина: в-в-в… Чикают ножницы: чик-чик-чик… Стучит молоток: тук-тук-тук… Жужжит сверло: з-з-з… Визжит пила: вжик-вжик-вжик… Колокольчик звенит: динь-динь-динь… Дудочка дудит: ду-ду-ду… Стучит барабан: бам-бам-бам… Стучат колёса: тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та… Гудит мотоцикл: др-др-др… Сигналит машина: би-би-би… Поют песенку: ля-ля-ля.

1.9. “Произнеси правильно”.

Цель. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, развитие памяти.

Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, загадки, проследить, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; короткие фразы говорить на одном выдохе. Обратить внимание, чтобы ребёнок не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчётливо называл слова, но и воспроизводил слоги.

Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит. Сеня вёз воз сена. Щипцы да клещи – вот наши вещи. У лентяя Федорки – всегда отговорки. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. Топоры остры до поры. До поры остры топоры. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Сшит колпак не по-колпаковски, его нужно переколпаковать, перевыколпаковать… В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Сын Сени наносил стог сена. Водовоз вёз воду из водопровода. Косит косец, а зайчишка косит. Старый сторож Том сторожит дом. Ткёт ткач ткани на платье Тане. Сшила Саша Сашке шапку. Старичок, старичок, почини мне каблучок. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку. Мама нянчит Надю с Ниной. Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. Проконопать лодку паклей, не протечёт ни капли. В поле Поля-Полюшка. Полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет поле Поля. Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет. (Степанов В.) Петя-булочник, испеки ситничек, булку и ватрушку, саечку и плюшку. На дворе дрова топорами рубят, раз дрова, два дрова, три дрова. Тит, да ты тут? Ай да детина Тит, айда, Тит, удить. На дворе дрова топорами рубят два дровосека, два дроворуба, два дровокола на дворе дрова топорами рубили. Дитя у няни нюнит нюни, но оная няня юна – не унять няне дитяти. Трубач любил свою трубу, в неё трубил он: ду-ду-ду… С балки упали палки, палки упали с балки. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Рано, рано мы встаем,                              Пекли блины румяные,
Громко сторожа зовем:                             Румяные, горячие.
Сторож, сторож, поскорей                      Пекли блины румяные,
Выходи кормить зверей.                          Румяные, горячие.

Шила шубку,                                              Я и мама, мы вдвоём
Шила юбку,                                              Управляемся с бельём
Шила шапку,
Шила тапку!                                              Юрий будет дельным
Хороша швея Наташа!                              Юнгой корабельным.

2. Игры на развитие мелкой моторики.

2.1. “Строим дом”.

Ход игры. Дети приседают и, постукивая одним кулачком о другой, проговаривают слова.

А ну-ка, веселее ударим молотком,
Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём!
Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток!
Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток!

2.2. “Барабанщики”.

Ход игры. Вытянуть указательные пальцы обеих рук вперед и стучать ими поочередно, как барабанными палочками, вверх вниз, остальные пальчики сжаты в кулачки.

Бум-бум, бам-бам, бам-бам, барабаним в барабан.

2.3. “Состязание барабанщиков”.

Ход игры. Игроки, постукивая пальцами правой руки под столом, выбивают по очереди определенный ритм, показанный воспитателем. Если они делают это правильно, то получают фишку. Выигрывает состязание тот, кто получил больше всех фишек. Начальный ритм могут выбирать и сами игроки, без показа воспитателем.

2.4. “Грабли”.

Ход игры. Руки вытянуты перед собой, ладони смотрят вниз, пальцы полусогнуты, изображают грабли. Дети как бы подгребают к себе мусор.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

2.5. “Строим домик для зверей”.

Ход игры. Воспитатель объясняет, что домик для зверей будем строить из досок. Доски надо распилить. Дети встают по двое, взявшись за руки, крест на крест. “Пилят”: с-с-с-с … (язычок надо крепко держать за нижними зубами). Если пила будет сильно пилить, то она звенит: з-з-з-з …

Пили пила, пили живей,
Мы строим домик для зверей.
С-с-с-с … (делают медленные движения)
З-з-з-з … (движения ускоряются).
В нём серый зайка будет жить,
И с нами будет он дружить.

2. 6. “Балерины”.

Ход игры. Обе ладони на столе; подушечки пальцев сильно прижаты к столу, ладони подняты (как будто балерины встают на носочки). Сопровождающая речь: Раз! Два! Три!

2.7. “Маляр”.

Ход игры. Превращаем в кисть правую (левую) руку. Пальцы – волосы кисти, они мягкие и упругие. Макаем кисть в краску и плавными, широкими движениями красим сверху вниз, слева направо, по косой, стараясь не пропустить ни одного участка стены. Когда рука устанет, превращаем в кисть другую руку.

2.8. “Мы построим новый дом”.

Ход игры. На слова первой строчки стихотворения строим из пальцев дом: ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). На слова второй строчки делаем из двух рук топор, рубим деревья (брёвна). На слова третьей и четвертой строчки, сразу на двух руках, загибаем поочередно пальцы, начиная с большого и кончая мизинцем. На слово “замазку” сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук. На последней строчке ладонь кладем на ладонь снизу вверх, как бы накладывая кирпич на кирпич.

Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.

3. Игровые упражнения, направленные на развитие способности сочетать речь с движением.

3.1. “Пильщики (пила)”.

Ход игры. Дети строятся парами друг против друга. Каждые двое подают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова.

1). Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела:
Ж-ж-ж-ж …
Треснула и стала,
Начинай сначала!

2). Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала!

После слов “Треснула и стала” дети разрывают руки, изображая сломанную пилу. Можно ввести рабочего, который приходит чинить пилы; он соединяет руки каждой пары вместе, и игра продолжается.

3.2. “Музыканты”.

1. Мы музыканты,
Вот нас сколько!
(Дети шагают на месте)
Мы сыграем польку для друзей.

2. Бум-бум-бум
В барабаны бей!
(Дети прячут все пальцы, кроме указательных, в кулачки)
Бум-бум-бум,
(Вытягивают  руки вперед и стучат указательными пальцами вверх вниз)
Ну-ка, кто сильней!

3. Ду-ду-ду-
(Дети поднимают голову вперед и вверх и изображают пальцами дудочку)
Гудки гудят,
Ду-ду-ду-
Зовут ребят!

4. Эй, вы, звоночки,
(Дети поднимают руки вверх,  трясут кистями, изображая звоночки)
Зазвоните,
Весело звоните
Динь-ли-день!

Профорентационные игры и упражнения | Самарская областная детская библиотека

Уважаемые коллеги!

В сборнике представлены профорентационные игры и упражнения, которые могут быть использованы при проведении мероприятий с детьми и подростками в возрасте от 12 до 15 лет. Данные методики рассчитаны на реальные условия работы в библиотеке или образовательном учреждении (ограниченность временем занятия, ограниченность пространством читального зала или кабинета, необходимость работать с большой группой детей и т. д.).

Использование профорентационных игр и упражнений позволяет разнообразить занятия, внести элемент «неофициальности», что способствует более глубокому усвоению материала. Кроме того, данные методики позволяют каждому участнику определить степень личной заинтересованности той или иной профессией/специальностью, уровень осведомленности о характере какой-либо профессиональной деятельности, адекватно оценить свои возможности и реальные перспективы в том или ином виде деятельности.

Данные игры и упражнения могут быть использованы в дополнение к беседам, индивидуальным и групповым консультациям, к лекционным формам работы. Опыт показал, что если они занимают не более 25 – 30% от общего времени, то воспринимаются учащимися не как «развлечение», а как естественная форма работы.

 Игра «Подарок»

Участники представляют, что у них есть общий друг, который при­гласил всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый игрок должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить 3 условия:

1. Подарок должен содержать намек на его профессию;

2. Подарок должен быть с «изюминкой»,  т.е. веселым,  необычным;

3. Подарок должен быть доступен по цене.

Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг: мужчина  или женщина, примерный возраст и обязательно какая у него (у нее) профессия. Затем каждый участник называет свой подарок.

В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

 

Игра «Кто есть кто?»

Игра проводится в круге. В ней могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек. Время: 5 – 7 минут.

Этапы игры:

  1. Ведущий называет профессии, а каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее ведущий хлопнет в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).

Перед началом игры ведущий может спросить у участников, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого).

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

 

Игра «Походка» («Поступь профессионала»)

Количество участников игры: от 6 – 8 до 15 – 20 человек.

Время: от 20 до 30 – 40 минут.

Участники рассчитываются по порядку и выбирают себе профессии, которые они хотели бы изобразить. Затем на листе бумаги каждый проставляет в столбик количество номеров, равное количеству игроков. Потом каждый из участников по очереди подходит к ведущему и шепотом говорит ему на ухо, какого профессионала он изображает с помощью своей походки. После этого он так же проходит на свое место. Остальные внимательно наблюдают за походкой каждого игрока и записывают напротив его номера ту профессию, с которой у них ассоциируется его походка.

 

Игра “Один день из жизни”

        Игра проводится в кругу. Количество человек: от 6 – 8 до 15 – 20. Время: от 15 до 25 минут. Этапы игры:

        1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа выбрала профессию “фотомодель”.

        2. Участники совместными усилиями составляют рассказ (только из существительных) о типичном трудовом дне фотомодели. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – скандал – урок – отличники – звонок – дом – постель.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет восприниматься как целостное произведение.

3. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

 

Игра “Холодно или горячо?”

Учстники отгадывают профессию каждого игрока, используя наводящие вопросы, в которых отражен характер деятельности по этой профессии:

  – Пилит доски?

  – Работает на компьютере?

  – Дает другим указания?

Загадавший отвечает как в известной игре: “Холодно… Очень холодно… Тепло.. . Теплее… Горячо… Опять холодно…”

На игру желательно отвести достаточно времени, чтобы участники успели втянуться. Тогда можно будет загадывать редкие профессии.

 

Игра “Цепочка профессий”

Проводить игру лучше в круге. Число участников: от 6 – 8 до 15 – 20. Время проведения: от 7 – 10 до 15 минут. Основные этапы:

1. Ведущий называет профессию, например, металлург. Следующий участник называет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар,и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.

        2. По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

 

Игра “Яркие впечатления”

Ведущий разбивает участников по 3 или 4 человека. Желательно, чтобы во всех группах было равное количество участников. Каждая группа должна выбрать ту или иную профессиюи представить ее остальным участникам. Выбирать нужно не “первую попавшуюся”, а ту, которая, как кажется членам группы, является самой захватывающей с точки зрения впечатлений:

  – представители этой профессии по своему роду деятельности постоянно получают новые волнующие впечатления,

  – некоторые профессиональные впечатления такие яркие, что врезаются в память на всю жизнь,

  – такими впечатлениями хочется делиться с окружающими, но не всегда это получается.

Ведущий сразу оговаривает, что в конце голосованием будет решено, какая профессия самая волнующая.

На подготовку дается около 10 – 15 минут. Участники могут пользоваться ватманом, карандашами, красками и т.п. В этом случае время на подготовку можно увеличить. Презентовать свою профессию группы могут по-разному. Например, можно разыграть сценку из профессиональной деятельности.

Ведущий выписывает на доске профессии, которые были представлены. Пос-ле завершения последнего представления устраивается голосование: опрашивается каждый участник, который должен выбрать по две профессии из записанных на доске – самые захватывающие с точки зрения впечатлений.

Ведущий подсчитывает очки, объявляется профессия-победитель. Участников этой группы можно наградить каким-нибудь символическим подарком.

 

Упражнение “Несуществующие профессии”

Ведущий предлагает участникам придумать профессии, которые еще не существуют в обществе, но которые могли бы существовать.

Успешному выполнению упражнения способствует атмосфера остроумия в группе. Ведущий должен давать выговориться участникам, но при этом следитьза нитью разговора и поддерживать структуру обсуждения “новых профессий”.

По каждой выдуманной профессии желательно обсудить:

  – Будет ли востребован такой профессионал? Кто будет ему платить деньги за работу?

  – Найдутся ли желающие работать по этой профессии? Интересна ли она?

  – Кто-нибудь из здесь сидящих мог бы работать по этой профессии? Хватит ли способностей?

 

Упражнение «Профессия на букву»

Время проведения: 5 – 15 минут.

Ведущий называет букву, на которую участники придумывают как можно больше  профессий. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).

При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о), постепенно предлагая более сложные буквы (ч, ц, я).

 

Упражнение «5 шагов»

Игра может проводиться как для 6 – 12 участников, так и для класса. Среднее время на игру: 30 – 40 минут. Этапы игры:

        1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, устроиться на интересную работу, а возможно даже – совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так, как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).

 2. Ведущий предлагает группе определить, какой человек может достичь эту цель. Участники должны назвать его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

        3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов, которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

        4. Далее все делятся на группы по 3 – 4 человека.

        5. В каждой группе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5 – 7 минут.

        6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы.

        7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными группами. Также в итоговой дискуссии можно оценить, насколько учитывались особенности рассматриваемого человека. Важно также определить, насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2 – 3 желающих выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего при общем обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками, и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять этапов) для данного человека.

 

Упражнение “Звездный час”

Варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и процедуре.

1 вариант:

        1. Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, какой профессиональный (или социальный) стереотип они будут обсуждать. К примеру, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного “бармена”.

        2. Каждый из участников пробует представить, какие самые радостные минуты в жизни типичного бармена. Далее по очереди каждый кратко высказывает свои предположения, после чего обсуждается, чьи же представления оказались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют “счастью” большинства барменов. 

2 вариант:

1. Участники разбиваются на группы по 3 – 5 человек.

2. Определяются наиболее интересные для всех профессиональные (или социальные) стереотипы по числу игровых групп.

3. Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 7 –10 минут выделить 3 – 5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социальной группы занимаются данной профессией). Желательно выписать все это на листочке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла группа.

        4. Далее по очереди представители групп выступают (зачитывают свои варианты профессионального счастья), и после каждого выступления организуется небольшое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопросы, кто-то высказывает свое мнение.

Разновидностью 2-го варианта упражнения является такая его организация, когда группы обсуждают только один профессиональный (или социальный) стереотип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о радостях данного стереотипа является наиболее полным и правильным.

 3 вариант:

        1. Участники разбиваются на группы. В каждой группе определяетсясвой наиболее интересный профессиональный или социальный стереотип.

2. В течение 10 минут каждой группенеобходимо придумать, а потом кратко представить (не более чем на 5 – 7 минут) сценку из жизни (или из профессиональной деятельности) загаданного стереотипа, которая отражала бы самые прекрасные мгновения его жизни.

3. Во время небольшой общей дискуссии, организуемой сразу после проигрывания сценки, участники угадывают, какие стереотипы были представлены. Главные игроки (только что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют. Ведущий выписывает на доске варианты отгадок.

4 вариант – “Хвастуны”:

        1. Каждый игрокпридумывает наиболее интересный для себя профессиональный или жизненный стереотип. На отдельном листочке в течение 5 – 7 минут написать название этого стереотипа и выписать 2 – 3 наиболее характерных счастливых мгновения из жизни этого стереотипа. Предлагается каждому представить себя на месте этого стереотипа с тем, чтобы в игровой ситуации рассказать о том, как у Него все прекрасно, т.е. похвастаться, какой Он молодец, и как у Него все здорово. Важно подумать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее представить загаданный стереотип.

2. Все игроки разбиваются на пары, и каждая пара разыгрывает небольшую сценку в течение 5 – 10 минут, в которой по очереди, а может, даже и мешая друг другу (как в жизни), каждый хвастается своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости, с этой работой связанные. В этом своеобразном соревновании необходимо сыграть более счастливого человека.

3. После этого каждый пытается с двух попыток угадать тот стереотип, который изображался его напарником.Организуется небольшое общее обсуждение того, насколько достоверно удалось изобразить свой загаданный стереотип.

 

Упражнение “Знаешь ли ты свою будущую профессию?”

Каждый участник на листе должен написать профессию, которую он для себя выбрал, если выбрал. Если еще не выбрал – наиболее привлекательную профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты (“да” или “нет”):

1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?

2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?

3. Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?

4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?

5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?

6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?

Если более 60% ответов на вопросы анкеты положительные, можно говорить о сформированности профессионального сознания.

 

Упражнение “Советчик”

Целью упражнения является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.

Методика может проводиться с целым классом, но более эффективно она проходит в группе из 12 – 15 человек. Время проведения: от 15 до 25 минут. Процедура включает следующие этапы:

  1. Все участники получают бланки (таблица 1).

Таблица 1

 

1. Ф.И.О. всех уч-ся в классе (в строго определенномпорядке и по номерам)

 

       

  1. Рекомендуемая профессия        

 

 

Рекомендуемое учебное заведение (или место работы) после школы

 

 

 

 

2. Каждый участник записывает в своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все присутствующие были выписаны в одном и том же порядке.

        3. Всем дается задание: напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого.

        4. Ведущий собирает листочки и зачитывает все рекомендации о первом человеке, затем о втором и т.д.

 

Упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»

Все встают в круг. Участники, бросая мяч друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовет большее количество профессий.

Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трех секунд.

За 25 – 30 минут каждому участнику нужно написать работодателю письмо с предложением услуг и описанием своих психологических особенностей, способностей, успехов. Автор подписывает письмо и сдает его ведущему. Ведущий собирает все письма, а затем, не называя автора, читает письма вслух. Проводится обсуждение писем в круге. Участники круга пытаются угадать автора.

 

«Представитель» одного из учебных заведений псредней школы получить стоящую профессию. Слушатели могут задавать вопросы. Представителем по очереди становятся все участники. Проводится обсуждение представленных профессий.

Ведущий прикрепляет карточку с названием профессии одному из участников. Остальные должны изобразить эту профессию так, чтобы участник с карточкой на спине угадал, что там написано.

 

Работа в парах. «Скульптор» «лепит» из участника группы представителя той профессии, которая, с его точки зрения, наиболее соответствует данному человеку. Затем – обмен ролями.

 

По кругу каждый участник говорит: «Я лучше всех знаю…, умею…» и т.д. до тех пор, пока не останется самый большой хвастунишка.

Диалог о профессиях: «Да, но …»

Участники делятся на пары. В каждой паре выбирают профессию, которую хотел бы иметь в будущем один из игроков. Задача заключается в том, чтобы обосновать свой выбор. Диалог строится по принципу «да, но…»:

1-й: «Мне нравится профессия…, потому что…»

2-й: «Да, но…»

Кто сможет аргументированно доказать, насколько данная профессия подошла бы к выбравшему ее участнику? Затем – обмен ролями.

 

Все участники делятся на пары. Ведущий говорит: «Давайте переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в … году. В вашей  жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Приехали в город, где учились в школе. Идете по улице и встречаете одноклассника. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, чем занимаетесь. Вам дается 5 минут». Когда беседа закончена, все садятся по кругу и представляют каждого участника всей группе.

Участники бросают друг другу мяч и говорят о безусловных достоинствах, сильных сторонах каждого игрока.

 

5 человек участников представляют себя в виде членов приемной комиссии, остальные – в виде абитуриентов, проходящих собеседование. Поступающий называет учебное заведение или предприятие, в котором он собирается учиться (работать). На подготовку отводится 5 – 10 минут. На попытку пройти собеседование – от 5 до 15 минут.

 

Участникам тренинга дается 15 минут на то, чтобы придумать рекламу какого-нибудь товара и предъявить ее группе. Какие трудности возникли при рекламировании товара? Реклама какого товара особенно запомнилась (понравилась) и почему?

 

Группа делится на тройки: отец – мать – подросток. Задание: провести беседу с родителями, аргументированно убедив их в целесообразности своих профессиональных планов.

 

Игра может проводиться как в круге от 6– 8 до 15 –20 участников, так и в работе с целым классом. Время: от 10 до 15 –20 минут. Этапы игры:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность.

2. Ведущий называет профессии, а участники по очереди называют специальности. Если кто-то из игроков откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *