Кто ведет раскопки профессия: где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

Археолог АГУ раскрыл школьникам секреты своей профессии

29.05.2019

В газете «Мы можем!», издаваемой в региональном школьном технопарке, опубликовано интервью с руководителем школы «Археология Нижнего Поволжья», доцентом кафедры истории России Астраханского госуниверситета Дмитрием Васильевым.

Тема археологических раскопок в нашем регионе в последнее время стала особенно популярна благодаря уникальным находкам в курганной группе «Богомольные пески», изучением которой в настоящее время занимаются учёные АГУ в сотрудничестве с Астраханским музеем-заповедником и научно-исследовательским предприятием «Археоцентр».

Юнкор газеты РШТ «Мы можем!» Алексей Киселёв побеседовал с главой археологической школы Астраханского госуниверситета Дмитрием Васильевым и расспросил его об особенностях этой на первый взгляд романтической, а на самом деле — крайне сложной и кропотливой работы. Портал АГУ публикует полный текст этого интервью.

Приключений не будет!

Вы смотрели фильмы об Индиане Джонсе? Поиск загадочных артефактов, а с ними и захватывающие приключения! И вот вы уже всерьёз задумались о профессии археолога.

Тем более что бескрайние Астраханские степи рядом. Но всё ли так, как показано в киноленте Стивена Спилберга? Об этом рассказывает кандидат исторических наук, заведующий археологической лабораторией, доцент кафедры истории России АГУ Дмитрий Васильев.

Миф 1. Археологи всё время находятся на раскопках

— Это меньшая часть работы. Главная задача — не раскопать, а сохранить то, что осталось от исторического наследия. Работа археолога состоит из двух частей: поиск археологических памятников и раскопки. Они соотносятся по объёму времени и усилий как 80 % к 20 %. 80 % на разведку и 20 % — на раскопки. Не бывает, что археологи выехали в чисто поле и начали копать, — этому предшествует большая подготовка. Ведётся архивная работа: изучение трудов предшественников, сбор сведений о случайных находках, работа с картографическими материалами. И только потом мы выезжаем на поле и обследуем визуально наиболее перспективные участки. Есть определённые признаки, которые выдают отсутствие или присутствие в этом месте археологического объекта.

Раскопки не проводятся всеми желающими. Существует научная лицензия, так называемый открытый лист, который выдаётся министерством культуры. По результатам предшествующих разведывающих раскопок тебе выдадут лицензию на следующий объект.

Большая часть работы — кабинетная. Обработка полученных коллекций, их реставрация, закрепление, отрисовка, фотографирование, подготовка чертежей, научных отчётов.

Памятники археологии изучают с чисто научными целями, чтобы реконструировать прошлое, или проводят спасательные раскопки, если памятнику археологии угрожает разрушение — природными или антропогенными факторами. Но и это ещё не все. Самое главное, понять, что раскопано и что разведано. Здесь уже начинается собственно наука —анализ найденного, поиск аналогий, датировка и исторические умозаключении на основании сделанных находок.

Миф 2. Археолог сам занимается экспертизой находок

— Археолог как дирижёр: знает общее направление, методику вскрытия земли и выявления физических объектов. Дальше он приглашает узких специалистов, чтобы уточнить картину или получить дополнительную информацию. Биологи, химики, археозоологи, археоботаники, геофизики, почвоведы — все работают в контакте с археологами. Археология пользуется абсолютно всеми науками, которые придумало человечество.

Археозоологи, например, проводят работы с коллекцией костей. По костям съеденных животных из культурного слоя они выводят полную картину жизни средневекового города. Существовала ли охота как дополнительный способ добычи мяса или это домашнее животное. Использовались ли эти кости для изготовления орудий или это чисто кухонная разделка.

Миф 3. Я стану археологом и буду раскапывать артефакты древних цивилизаций, как Индиана Джонс

— Вы видели, чтобы Индиана Джонс что-нибудь раскапывал? Он скорее охотник за сокровищами. Археолог — это человек, который работает по определенной наукой методике, все его действия не случайны, не авантюрны, а подчиняются определенному правилу. У выдающегося археолога Сергея Павловича Толстова, который заново открыл древнюю Хорезмскую цивилизацию, было правило: «Приключений не будет». Всё должно быть регламентировано, грамотно организовано, чтобы этих самых приключений не было.

Миф 4. Археолог — это опасная профессия. Ядовитые животные и древние проклятия

— Это не опаснее, чем поехать на дачу. На даче за городом полно опасных животных: пауки, клещи, змеи. Во-первых, все проходят инструктаж по технике безопасности, как не допустить укуса опасных тварей и что делать, если тебя всё-таки укусили. Во-вторых, у нас нет эпидемиологической ситуации по энцефалиту, который переносится клещами. Просто нужно внимательно осматриваться, вытряхивать одежду, чтобы вовремя обнаружить клеща. Насекомые опасны в весенние месяцы и в начале июня. В степи из ядовитых змей — одна единственная гадюка, а из ядовитых пауков — только каракурт. Всё остальное не опасно, только больно кусается.

Бывает, что антропологи нам потом говорят про останки, что вот этот человек болел такой-то болезнью, и часто это инфекционные заболевания.

Надо прежде всего мыть руки и не тянуть всё в рот, не резать одними и теми же ножами землю и хлеб. Самые страшные инфекционные заболевания — холера, чума, сибирская язва — без перехода на нового носителя погибают максимум через 300 лет. Так что мы уже имеем дело с пастеризованными объектами.

Правда, современные студенты, первокурсники — народ довольно инфантильный. Они мало что умеют и не самостоятельны. Один юноша в течении часа точил нож и чуть не перепилил брусок, потому что он брусок поперёк резал. Он реально думал, что ножи так точат. Вплоть до того, что встаёшь с утра, а завтрак не разогрет. А почему? «Я спички не умею зажигать. У меня плита дома с электроподжигом». Но раскопки — это как раз способ их научить реальной жизни. Люди — существа обучаемые, не бывает абсолютных идиотов. Если он уже приехал в экспедицию, значит хочет чего-то добиться и готов воспринимать информацию.

А по поводу проклятий… Археологи, как и врачи, люди достаточно циничные. Нам приходится иметь дело с человеческими останками, и это накладывает отпечаток.

Если бы существовали какие-то проклятия, мы были бы уже прокляты 110000 раз. Всё это придумало «РЕН ТВ», чтобы обмануть народ.

Миф 5. Если я стану археологом, то обязательно сделаю открытие

— Если он будет полностью погружён в свою работу, то, конечно, сделает открытие. Особенно в Астраханской области, где просто поле непаханое. Здесь столько всего! Открывать и открывать! Но что такое открытие? Открытие — это не просто выехал в степь и что-то нашёл. Найти может и водопроводчик, который роет траншею и — о-па! — нашёл клад. Это не открытие — это находка. Даже если археолог в степи нашёл курганы — это тоже находка. Открытием является установление исторического места этих курганов. То есть объяснить, к какой культуре они относятся, в чём состоит их уникальность, откуда эти люди произошли, куда они делись — это и будет открытием.

Сами по себе находки ничего не значат, ценна только информация, которая в них. Для археолога количество золота, которое он нашёл, абсолютно ничего не значит. Это важно только для обывателей. Для нас важна информация, чтобы уточнить, а иногда даже переписать учебники истории.

По поводу открытий могу проиллюстрировать. Широко известно, что столица Золотой Орды — Сарай Бату — находилась на территории Астраханской области около села Селитренное. Так вот, в конце 90-х гг. было сделано открытие, что первая столица Золотой Орды находилась вовсе не у села Селитренное, а в окрестностях Красного Яра. Потому что именно оттуда происходят все монеты XIII века. А в Селитренное городище город Сарай был перенесен вследствие подъёма уровня Каспийского моря и затопления окрестностей Красного Яра. Этот вывод был сделан на основе труда двух предшествующих поколений археологов, которые постепенно накапливали сведения.

Кстати, сейчас наши исследования в дельте Волги подтверждают, что в XIII и XIV веках произошёл катастрофический подъём уровня Каспийского моря и большая часть дельты была залита водой, поэтому люди оттуда ушли. Так совершенно неожиданно до тех пор безымянное Красноярское городище оказалось городом Сараем. Рядом с ним находится огромный некрополь — кладбище золотоордынской знати. Было совершенно непонятно, почему он находится в такой глуши. А оказалось, что это не глушь. Это открытие, которое переписывает историю целой средневековой страны — Золотой Орды.

Миф 6. Дом археолога — это маленький музей

— Нет. Есть, конечно, категория массовых находок, которая в музей не передаётся, но тогда археолог обязан согласно инструкции закопать их по месту обнаружения. Если каждый будет растаскивать с памятника археологии находки, в конечном итоге памятника археологии не останется. Мы просто разнесём его по домам. Зачем это дома хоронить? Как сувенир, может, это интересно, но смысла в этом большого нет. Поэтому всё, что находится в обработке и предназначено к сдаче в музей, хранится в лаборатории.

В России существует закон — один из самых лучших в мире — об охране объектов культурного наследия и закон о Музейном фонде, который говорит о том, что абсолютно все предметы, извлечённые из земли, должны поступать в Музейный фонд РФ. Мы имеем право держать эти предметы на руках, пока проводится изучение, реставрация, а затем обязаны сдать их в состав Музейного фонда.

Даже если человек составляет свою коллекцию, скажем, монет, — эта коллекция должна быть паспортизирована, к ней должны прилагаться каталоги, должна быть картотека этой коллекции, и она должна быть передана в состав Музейного фонда. Коллекция может храниться у человека дома, но ценные коллекции являются частью Музейного фонда.

Просто закрепи эту коллекцию за Музейным фондом, и всё. Ты же не вечен? Когда-нибудь помрёшь, и тогда эта коллекция будет передана на государственное хранение.

Миф 7. Чёрные копатели — археологи-любители

— Они тоже бывают разные. Есть категория, которая занимается поиском просто из-за азарта, потому что некуда применить свои силы. С такими людьми можно разговаривать, объяснять, что, выковыривая из земли металлические предметы (чаще всего они с металлодетекторами ищут), ты разбиваешь культурный слой и вытаскиваешь из него датирующие предметы, тем самым затрудняешь работу археолога, разрушаешь памятник археологии. Некоторые из этих людей начинают сотрудничать, выкладывают информацию, где что они нашли, перестают этим делом пробавляться. А есть люди, которые целенаправленно ищут драгоценности, чтобы перепродать на чёрном рынке. С такими людьми разговаривать бесполезно. Для них есть Уголовный кодекс РФ, потому что это — грабители, которые расхищают народное достояние. Они раз и навсегда уничтожают самое ценное — информацию о прошлом, поскольку археологический объект раскопать можно только один раз.

Алексей Киселёв, газета Регионального школьного технопарка «Мы можем!» Фото: инстаграм-канал «Астраханская археология» (#astrakhan_archaeology)

Метки новости

Исторический факультетнаукапреподавателишкольники

Предыдущая запись

Аграрии АГУ выступили на профильной конференции для молодёжи

Следующая запись

Новелла студентов АГУ на французском языке отмечена на международном уровне

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

14мая2022

На факультете психологии АГУ состоялся фестиваль-конкурс проектов

28октября2021

Призёров конкурса юрфака АГУ поприветствовали в городской администрации

24мая2021

Олег Шеин презентовал в АГУ новую редакцию своей книги

1апреля2021

Представители АГУ погрузили старшеклассников в археологию

Археолог – плюсы и минусы профессии

Госслужба | Образование | Туризм

Рейтинг:

Загрузка. ..


Кто такой археолог? О такой профессии как археолог большинству из нас известно из кинофильмов, на подобие «Индиана Джонс», которого превосходно олицетворил на киноэкране Харрисон Форд. Археологи, в нашем понятии, это мужественные герои, всегда готовы идти на подвиги, ради находки той или иной реликвии. И до конца опровергнуть этот факт нельзя, так как аналогичные копатели попадаются, но все же довольно редко. В реальности, эта специальность, обладающая собственными положительными и отрицательными качествами, притягивает к себе совсем иной типаж личностей. С археологами Голливуда их практически ничего не объединяет.


 

Профессия археолог кратко. Прежде чем объяснять недостатки и достоинства одной из наиболее таинственных специальностей, необходимо понять, чем является археология. Эта наука никак не менее существенная и значительная, нежели история, и цель ее приблизительно такая же, различие только в методах.

 

Есть такое высказывание что, археологом является тот же самый историк, только с лопатой.
Исторические данные добываются археологом не из древних бумаг и документации (но, нередко требуется прибегать и к документам), а в большей части из изучения полевой местности, в период раскапывания древнейших населений, захоронений, укрепленных построек и т. п.

 

При нахождении древнейших артефактов, археолог фиксирует местность и обстановку, в которой они были обнаружены. Специалист представляет собственную характеристику своей находке – устанавливает источник ее происхождения, сколько лет находке и на сколько она уникальна. Это трактовка, благодаря которой, из совсем маленьких частичек можно сложить увлекательнейшую теорию, которая позволит нам более углубленно познать о нужном этапе в человеческой истории, о котором исторические источники оповещают нас не так подробно.

 

Так же предлагаем ознакомиться с профессией антрополога, аранжировщика и антикризисного менеджера.

 

 

Плюсы и минусы профессии археолога. Минусы:

-Значительную долю своей жизнедеятельности археологу приходиться проводить в поле. А это совсем не то, что провести уик-энд с приятелями на рыбалке или выход с шалашом в отличную погоду. Ежемесячно археологи живут в этой палатке, независимо от того идет ли на улице ливень, град, дождь, ураган – он применяет любой момент для проведения раскопок. Мало того, там не присутствуют даже простые домашние блага. Ему необходимо запастись провизией и понимать, когда и где можно эту провизию пополнить. Основательной проблемой стает даже приготовить еду, вымыть посуду и выполнить действия, относительно личной гигиены.

-Труд археолога потребует огромной усидчивости и интереса. Во время процесса раскопок, необходимо придерживаться методологии, основательно закреплять находки, оформлять документы, наблюдать за надлежащей сохранностью реликвий, обладать способностью грамотно их сохранять, в том числе еще и имея познания реставратора. Не каждый сможет выполнить подобную задачу.

-Археолог обязан быть выносливым и физически развитым. Так как на раскопках обязаны трудиться все без исключения, в том числе руководящие должности. Автоматизирование в этой деятельности сведено к минимуму. Попросту рыть ямы ежедневно и ежемесячно – тяжелейший труд, а если рыть с соблюдением жестких условий, еще труднее.

-Археологи зачастую выполняют свою работу очень далеко от врачебных заведений и должны обладать способностью выявлять медицинскую поддержку и преодолевать свои недуги не отрываясь от работы.

-Кроме того, эта специальность ещё и опасная. Археологи должны противодействовать дикой живности, несдержанным жителям близкорасположенных населенных пунктов, злодеям, которые были бы не против разворовать древнее захоронение. Да, к огорчению, в настоящее время еще имеются «черные» кладоискатели, которые могут в буквальном смысле слова сражаться за древнейшие богатства.

 

Археолог – специальность малооплачиваемая. Они в постоянном поиске денежных средств на спонсирование экспедиции, но это, зачастую, сложно совершить. Заработные платы у них невысокие.

 

 

Основные плюсы.

-Чем полезна профессия археолога. Очень редкая специальность, помимо специальности археолога, в нынешний период времени, мало у кого есть вероятность осуществить кричащую находку либо изобретение. На нашей планете имеется колоссальное число неведомых археологических монументов. Еще небыли обнаружены древнейшие поселения, могилы знаменитых людей истории, огромные богатства. Теоретические данные регулярно пересматривают из-за воздействия новых сведений. Непосредственно археолог способен внести свое имя в историю, совершив чрезвычайное открытие.

-Есть вероятность регулярно изменять область работы. В летний сезон он роет. В тот период, когда этого делать нельзя, археолог составляет академические заметки и книги, выполняет работу в музейных и архивных залах, ведет лекции в высших учебных заведениях, ведет научные конференции в различных населенных пунктах и государствах. Если сопоставить труд в кабинете и работу археолога, то последнее значительно увлекательнее.

-Огромное число проблем специальности археолога, может привести этого человека к одиночеству. Или никак не выходит завести серьезные семейные отношения, или эти отношения заканчиваются крахом. Но, благодаря этим отличительным чертам, лица, не подготовленные к данной специальности ее покидают. Остаются лишь истинные поклонники собственного процесса. Ассы археологии. По этой причине приходя в археологию, возможно быть убежденным, что будешь находиться в окружении людей родными тебе по духу и нраву.

-Между прочим, из числа археологов зачастую встречаются семейные пары. И в случае если парень и девушка встретили друг друга на раскопках и, при этом, из них вышла семья, в таком случае у данной пары не станет непонимания по части долгого отсутствия.

-Увлекательная и нужная специальность археолога вызывает многочисленный интерес. Археологов можно увидеть основными персонажами кинофильмов, главными героями приключенческих романов. Молодое поколение проявляет желание к изучению археологии. Поступает в высшие учебные заведения.

 

Но встретившись на раскопках с тяжелейшими условия пребывания лицом к лицу, большое количество новичков покидают профессию. Если учитывать то, что достойной платы от этой профессии можно не ждать, то на сегодняшний день специальность археолога считается редкой и не имеющей популярности.

 

Обзор: Хореограф, который раскапывает перекосы

Танец|Обзор: Хореограф, который раскапывает перекосы

https://www.nytimes.com/2023/04/24/arts/dance/review-kathy-westwater-chocolate-factory .html

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

Танцы Кэти Вестуотер на шоколадной фабрике, «Револьвер» и «Хореоманы», основаны на ее целенаправленных исследованиях движений за последние 20 лет.

Хореограф и исполнитель Кэти Вестуотер (на переднем плане) с Лэнсом Грайсом в «Револьвере». Кредит… Брайан Роджерс

Для нового танцевального диптиха Кэти Вестуотер «Револьвер» и «Хореоманы» интерьер театра «Шоколадная фабрика» был покрыт слоями полупрозрачного пластика от пола до потолка. Сначала кажется, что он сделан из нескольких материалов: это фольга? Пряжа? Но при ближайшем рассмотрении видно, что это просто пластик — какой-то гладкий, какой-то фактурный — и больше ничего.

В течение полных 90 минут программы эта приверженность одной модальности проявляется и в танце. Над этими двумя отдельными, но связанными работами, премьера которых состоялась в четверг в просторном складском помещении шоколадной фабрики в Лонг-Айленд-Сити, Квинс, Вестуотер основывается на своих целенаправленных исследованиях движений последних двух десятилетий, исследуя то, что она называет «дезорганизованным телом». или «несоответствие». То, что первоначально выглядит как неразборчивое колебание или колебание, оказывается преднамеренным, даже упорным, выкапыванием неуравновешенных состояний.

Вестуотер начал эти исследования после 11 сентября, отражая глубокую дестабилизацию того времени через своего рода аналогичный физический аспект. Кризис и страдания все еще в ее уме. В пресс-релизе описывается «Revolver», дуэт ее и Ланса Грайса, как исследование «экзистенциальной угрозы суперкатастроф», а групповое произведение «Хореоманы» — как вдохновленное средневековым недугом хореомании или танцами до смерти. Работы, как пара, также оформлены как разрыв между временем до и временем после начала пандемии коронавируса. (Процесс создания «Револьвера» начался раньше.)

Ничто из этого не очевидно, но если вы это знаете, вы можете это увидеть. Обе работы выражают ощущение внутренней борьбы, дезориентации и попытки вырваться, усиленное пластиковым ограждением с трех сторон низкой деревянной сцены. (Художник-архитектор Seung Jae Lee спроектировал декорацию.) К концу какая-то блокировка была устранена, некоторая необходимая энергия высвободилась, экстатическая самоотверженность прорывается наружу. Путешествие туда идет медленно, утомительно, но в конце дает откровение.

«Revolver» на триповый гитарный саундтрек Авы Мендосы вводит заикание, беспокойное движение, которое сохраняется на протяжении всей программы. Вестуотер прибывает первым в королевских синих брюках и соответствующей рубашке с дополнительным свисающим рукавом. (Клэр Флери разработала костюмы, коллажи из прозрачных и непрозрачных тканей.) Создавая тему отклонения от вертикали, Вестуотер одурманенно откидывается назад, ее туловище покачивается над твердо поставленными ногами.

Когда Грайс присоединяется к ней, эти двое кажутся едиными, даже когда физически далеки, в их взволнованных, тяжелых шагах, их ноги словно магниты притягиваются к полу. Поскольку партитура колеблется между ритмичными, мелодичными пассажами и искаженным диссонансом, временами они выглядят так, будто пытаются вырваться из своих тел. Красивое освещение Мадлен Бест, переходящее от нейтрального свечения к небесно-голубому за фоном, предполагает мир за пределами этого закрытого мира.

В соответствии со своим названием «Хореоманы», которое, кажется, начинается с того места, где заканчивается «Револьвер», погружается в более дикие глубины. Здесь к Вествотеру присоединились еще четыре танцовщицы — Алекс Румыния, Ракия Сиборн, Стейси Линн Смит и Натти Трогдон — каждая из которых решительно индивидуальна, но движется под общим импульсом. После напряженной дебютной работы приятными сюрпризами становятся более свободные моменты, такие как резкий удар ногой или головокружительный перекат на пол. Захватывающая музыка Мендозы и Майка Баггетты кажется продолжением того, что было раньше, с добавлением шумов окружающей среды. (Когда звучит сирена, это может исходить из динамиков или улицы.)

В погоне Вестуотера за несовпадениями вспышки его противоположности — грубые совпадения — доказывают удовлетворение контрастом, разрывом с однообразием формы. В этих работах много чего одного, с вариациями, которые, возможно, более заметны для исполнителей, чем для публики. Но время от времени из аморфности возникает что-то вроде унисона: повторяющаяся фраза о поднятых коленях и шлепающихся ступнях, или два человека, обретающие тишину одновременно. В конце возникает иная гармония, когда танцоры, все, кроме Вестуотера, заключаются в мягкие, тяжелые объятия. Они продолжают колебаться и колебаться, но нет сомнений, что они будут поддерживать друг друга.

«Револьвер» и «Хореоманы»

До 29 апреля в театре «Шоколадная фабрика», Квинс; Chocolatefactorytheater.org

Раскопки – Здания

Все подрядчики, имеющие разрешение на проведение земляных работ (раскопок), должны уведомить Департамент до начала работ. Подрядчики должны уведомить Департамент за 24–48 часов до начала земляных работ, взрывных работ или дробления горных пород. Для заданий BIS и DOB NOW отправьте уведомление в DOB NOW: Сборка . Войдите в DOB NOW с активной учетной записью eFiling и выберите + Уведомления , а затем Earthwork на панели инструментов Build.

Неуведомление

Департамент будет выдавать нарушения за Неуведомление, если Подрядчики не уведомят Агентство о земляных работах. Если работа нарушает какие-либо применимые законы, правила или нормы, Комиссар может издать Приказ о прекращении работ на три дня или дольше.

Разрешения

Разрешения требуются для большинства работ, включая подкрепление. Работа должна соответствовать утвержденным планам.

Общая безопасность при раскопках и траншеях

Надлежащее проектирование и надзор необходимы при раскопках или траншеях для защиты рабочих, прохожих и соседней собственности.

Надлежащие меры предосторожности могут включать:

  • Защитное покрытие, подпорки и распорки;
  • Наклонный/угол естественного откоса 45 градусов;
  • Ограждения;
  • Прочные корпуса; и
  • Выход, например лестницы или пандусы.

Надлежащие меры предосторожности могут также включать:

  • Регулярную проверку стен на наличие трещин, вздутий и отслоений;
  • Проверка крепления на наличие признаков бедствия;
  • Осмотр склонов после ливня;
  • Работать только при наличии надлежащей защиты;
  • Не работает при наличии проточной или стоячей воды;
  • Никогда не храните землю, материалы или оборудование вблизи края;
  • Не водить и не парковать транспортные средства у края.

Строительный кодекс города Нью-Йорка §3304 и постановление OSHA 29 CFR 1926, подраздел P, содержат дополнительную информацию о требованиях безопасности при земляных работах и ​​траншеях.

Отмена

Подрядчики должны заранее уведомить Департамент, если раскопки

отменены. Уведомление об отмене должно быть предоставлено в течение 24 часов после запланированных земляных работ и до начала работ.

Аудиты

Департамент будет проводить выборочные проверки раскопок на месте для проверки:

  • Глубина котлована
  • Грунтовые воды
  • Опалубка
  • Насосные операции
  • Подкрепление
  • Операции по забивке свай
  • Обшивка/Подпорка/Распорка
  • Работа по плану
  • Угол естественного откоса
  • Свидетельство контрольной проверки
  • Мониторинг движения
  • Обследование перед строительством

Мониторинг объекта отдела не освобождает инженеров и подрядчиков от их профессиональных обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *