Шпаргалки – Педагогика – Педагогическая профессия, ее роль в обществе
1. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Профессия – деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества, которая служит ему источником материальных средств к существованию и признается за профессию самосознанием данного лица.
Педагогическая профессия – это вид трудовой деятельности, являющийся источником к существованию специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является, создание условий для становления и развития личности другого человека.
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным.
В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.
По предположениям ученых воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной.
В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой – подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Но воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания.
Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях раб следил за ребенком, и его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель
Позднее педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании учитель – это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.
Педагог является одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека.
Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.
Учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель университета и др. содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.
Функция современного педагога помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом.
В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога.
Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость профессии педагогаinfourok.ru
Педагогическая профессия
Само слово «педагог» пришло в обиход далекие тысячелетия назад, так в Греции им называли рабов, отводящих детей свободных граждан в школы. Дословно перевод означает «тот, кто ведет детей».
Профессия учитель – уникальная профессия: она считается одной из древнейших, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент.
Учитель проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным предметам. Существует множество специализаций профессии учитель: профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия учитель английского языка и прочие. И все они являются
Все специальности мира зависят от человека, который решил посвятить свою жизнь работе с детьми и выбрал профессию учителя, ибо все – и простой рабочий, и врач, и кинозвезда, и политический деятель начинали свое образование со школьной скамьи.
ТРУД УЧИТЕЛЯ ОГРОМЕН. Учитель – это одна из самых ответственных и сложных профессий. Кроме известной всем функции передачи знаний, на его плечи возложены и другие. Ведь необходимо еще спроектировать программу своей деятельности, а также спрогнозировать ее результат. Кроме того, преподаватели часто занимаются и исследовательской деятельностью.
Работа преподавателя интересная, творческая. Каждый новый день отличается от предыдущего. Никогда нельзя точно предугадать, какие новые впечатления принесет с собой новый учебный день.
Учитель – профессия непростая, и легко решиться посвятить ей жизнь нельзя. У человека должны быть определённые способности, задатки, из которых развиваются профессиональные умения и качества. Учитель – эта та профессия, в которой остаются люди, имеющие педагогическое призвание, безграничную любовь к детям.
Педагог, имеющий призвание, искренне любит тот предмет, который он преподает и никогда не останавливается на подаче только основного материала. Любовь к своему предмету буквально заражает учеников. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от его умения наладить правильные отношения с детьми.
Профессия учителя ставит перед человеком целый ряд
· во-первых, учитель должен иметь определенный уровень знаний и уметь передать эти знания другим;
· во-вторых, он должен чувствовать «зов сердца». Этому нельзя научить человека, который всей душой не стремится работать с детьми, воспитывать их;
· в третьих, он должен обладать определенными чертами характера, такими как доброта, чувство справедливости, чуткость, оптимизм, терпеливость, настойчивость, такт, принципиальность, без которых он не найдет с учениками общего языка, не сможет вызвать у них доверия и уважения;
· в четвертых, он должен сам постоянно учиться, развиваться вместе с меняющимся и бегущим вперед миром. Чтобы в обучении и воспитании придерживаться не устаревших, отживших правил и норм, а идти в ногу со временем, вместе со своими учениками, но все же немного впереди них.
Подводя итог, отметим, что для того чтобы стать квалифицированным специалистом, Учителем с большой буквы, необходимо иметь следующие качества:
- развитые интеллектуальные способности,
- высокая концентрация,
- хорошая дикция,
- умение переключать и распределять внимание,
- выдержка,
- чуткость,
- самообладание,
- доброжелательность,
- такт,
- сопереживание,
- энергичность,
- работоспособность,
- умение заинтересовать своим предметом.
fezn.bspu.by
2.5. Педагогические профессии и специальности. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие
2.5. Педагогические профессии и специальности
Функции педагога существенно различаются в зависимости от характера педагогической профессии и ее специальностей.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.
Так, в самой массовой педагогической профессии – учительской – выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики, географии и т. д. Своеобразной, как бы двойной является профессия педагога-психолога, об особенностях которой рассказано в главе 4.
Сейчас же отметим, что количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе (термин не совсем удачный), основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.
В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.
Педагог-психолог как профессия. Учителя не всегда понимают, как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выявить и максимально развить его способности, справиться с проблемами, возникающими в учебно-воспитательном процессе. Причин тому несколько: нехватка времени на уроке, загруженность учебными делами, не позволяющая уделить должное внимание воспитательной работе, нехватка специальных психологических знаний. В то же время в отечественной и зарубежной психологии накоплена обширная информация, которая дает возможность построить обучение и воспитание в школе на основе знания закономерностей психического и личностного развития детей школьного возраста.
Компетенция педагога-психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и на основе этого помогать педагогическому коллективу школы максимально эффективно использовать средства и методы учебно-воспитательной работы. Именно поэтому возникла необходимость введения в школах должности педагога-психолога, обладающего глубокими теоретическими и практическими знаниями как в педагогике, так и в психологии.
Что же входит в компетенцию педагога-психолога? Ответ на этот вопрос дает «Общая характеристика специальности 031000 Педагогика и психология (см. Приложение 2). Сразу оговоримся, что более подробно задачи, формы и методы работы педагога-психолога будут описаны в последующих главах данного пособия. В этом разделе речь пойдет лишь о самой общей характеристике профессии.
1. Психологическое обеспечение образовательного процесса. Данное направление является одним из основных в работе педагога-психолога и включает в себя разнообразные виды деятельности. Для того чтобы обеспечить образовательный процесс, психолог должен иметь соответствующие знания об особенностях его протекания, возрастных особенностях детей, развитии их познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, речи) и сферы общения. Он должен уметь проводить наблюдение за детьми и диагностику (психологическое тестирование и опрос) с целью выявления перечисленных выше особенностей. На основе результатов наблюдения и диагностики педагог-психолог организует работу по коррекции и развитию у детей способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешного усвоения знаний.
Педагог-психолог проводит работу как с «обычными» учениками, так и с одаренными учащимися, и детьми, имеющими проблемы в обучении или поведении. Для этого он также должен обладать соответствующими знаниями, методами диагностики, коррекции и развития в области работы с одаренными, с отстающими детьми и с детьми, имеющими отклонения в поведении.
Учителя, администрация школы и родители также являются участниками процесса образования. Педагог-психолог организует и проводит работу и с ними. Это может быть просвещение (обучение педагогов и родителей основам психологических знаний), консультирование, помощь в решении сложных случаев в процессе обучения и воспитания.
2. Работа по социализации и формированию общей культуры личности, в том числе психологической культуры учеников, педагогов и родителей. В процессе социализации ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, нормы и правила, которые помогут ему стать полноправным гражданином и членом современного ему общества. Социализация осуществляется прежде всего в семье и школе, при этом семья больше влияет на формирование норм поведения и ценностных ориентаций ребенка, а школа – на общую социальную ориентацию. В этой связи важно, в какой среде растет и формируется ребенок, какие нормы, ценности, психологические знания и навыки он усваивает. Помимо просвещения, педагог-психолог призван проводить работу по коррекции социального окружения ребенка (в случае необходимости), формированию у него соответствующих навыков поведения в современном демократическом обществе. Работа по развитию личности ребенка, его умения общаться с людьми в самых разных ситуациях – часть деятельности педагога-психолога по социализации ребенка.
3. Содействие охране прав личности. Охраной прав ребенка занимаются несколько государственных служб (например, органы социального обеспечения, органы образования). Занимаются ею и некоммерческие (правозащитные и общественные) организации. Однако они не имеют непосредственных связей с детьми, поэтому педагог-психолог, пользующийся доверием ребенка, наблюдающий его в реальной ситуации обучения и общения в семье, призван стать своего рода «адвокатом», обращающим внимание соответствующих служб и организаций на реальное ущемление прав ребенка в семье или в школе. В своей работе он руководствуется Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН (Приложение 1), требования которой обязательны к исполнению и на территории России, а также Законом «Об образовании» и другими законодательными актами.
4. Работа по гармонизации социальной среды образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение имеет свою социальную среду, которая подразделяется на внешнюю (микрорайон школы; влияние на школу требований со стороны общества в целом и микросоциума в лице родителей, других образовательных учреждений, предприятий и организаций) и внутреннюю (социально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах школы). Во взаимоотношениях с внешней средой ведущую роль играют администрация школы и педагогический коллектив. Педагог-психолог может внести свою лепту, занимаясь психологическим просвещением родителей, готовя учеников к самостоятельной жизни с учетом социального заказа общества, профиля работы, региональных требований, а также специфики предприятий и учебных заведений.
Большую роль педагог-психолог играет в гармонизации внутренней среды образовательного учреждения. Взаимоотношения в триаде администрация – педагог – ученик не всегда протекают гладко и требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога. То же относится и к общению внутри педагогического и ученического коллективов. Диагностика проблем в общении, оптимизация взаимодействия – лишь часть работы педагога-психолога в этом направлении. Большого внимания требуют и дети с отклоняющимся поведением.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Список профессий в сфере педагогики, востребованные профессии в сфере педагогики, описание, популярные профессии в сфере педагогики.
Дефектолог
Дефектолог — специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии
Историк
Историк — ученый, специалист по истории и вспомогательным историческим дисциплинам.
Коррекционный педагог
Коррекционный педагог работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера.
Коуч
Коуч — это консультант и тренер в одном лице, который с помощью коуч-технологий оказывает помощь в устранении психологических проблем
Логопед
Логопед – специалист по исправлению дефектов дикции у взрослых и детей.
Мастер производственного обучения
Мастер производственного обучения (мастер ПО) — педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России, осуществляющий проведение учебной практики — обучение учащихся практическим навыкам какой-либо профессии.
Методист (в педагогике)
Методист – педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета.
Нейропсихолог
Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы. Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики.
Олигофренопедагог
Олигофренопедагог – специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуальным развитием.
Педагог – организатор
Педагог – организатор — специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях и организует деятельность учащихся по техническому, художественному, спортивному и туристско-краеведческому направлениям.
Педагог – психолог
Педагог-психолог является сотрудником образовательного учреждения, наблюдающим за поведением детей, их психологическим развитием, социальной адаптацией.
Преподаватель дополнительного образования
Педагог дополнительного образования – это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача – раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их.
Преподаватель иностранного языка
Преподаватель английского языка — это специалист, находящийся в эпицентре разных проявлений культуры, а его работа – на стыке самых разнообразных знаний, ведь ему необходимо помимо самого языка знать огромное количество вещей и явлений, которые обычно на этом языке обсуждаются.
Профориентолог
Профориентолог — это специалист, помогающий людям определить профессию или сменить её.
Психолог
Психолог — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов становления человека,его поведения, используя эти знания для оказания помощи в разрешении разного рода психологических и житейских проблем, адаптации человека к окружающему миру, улучшению психологической среды человека дома и на работе.
Психолог в школе
Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами.
Социальный педагог
Социальный педагог – это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью
Сурдопедагог
Сурдопедагог – педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами.
Тифлопедагог
Тифлопедагог – это педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми.
Тьютор
Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе.
Учитель музыки
Учитель музыки – творческий человек, который преподает уроки музыки в учебных заведениях
Учитель начальных классов
Учитель начальных классов – это человек, который первым встречает первоклашку в школе, помогает ему адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы.
Учитель русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы – подготавливают обучающихся современным реалиям жизни. Здесь общим принципом моей работы является компетентностный подход к обучению обучающихся.
Фонопед
Фонопед – педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.
Школьный учитель
Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь.
www.uralstudent.ru
Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога.
Педагогическая профессия – это одна из древнейших профессий на земле. Ведь для того, что бы передать общественный опыт новым поколениям, подготовить их к жизни и труду необходимы обучение и воспитание, необходимы учителя.
Первые школы появились в странах древнего Востока в рабовладельческом обществе (Египет, Вавилон, Ассирия). Это все связано с развитием культуры, появление письменности, зарождением науки. Первое упоминание о школе встречалось в египетских источниках, дотированных за 2500лет до нашей эры. Это была древняя школа для детей царских сановников.
В Древней Греции учителями были вольнонаемные граждане. Воспитание детей в богатых семьях поручалось особым лицам из рабов, которых называли педагогами. В Римской империи учителя становятся государственными чиновниками, назначающиеся от имени императора.
В средние века при безраздельном господстве церкви в области просвещения обязанности учителей выполняли монахи, священники. С возникновением светских городских школ появляются наемные учителя, приглашаемые ремесленными цехами и купеческими гильдиями. При дворах аристократов учителя входили в состав обслуживаемого персонала.
Иезуитское воспитание (16в.) ставило целью укрепление влияния католической церкви. Свои учебные заведения иезуиты делали закрытыми интернатами, колледжами. Обучались лишь дети господствующих классов. Большое внимание иезуиты уделяли вопросу подготовки учителей. Учителями были только члены ордена.
По окончании образования в иезуитских колледжах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов ведя педагогические дневники. Через несколько лет молодые учителя заканчивали богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах.
Эпоха католицизма характеризуется борьбой со средневековой схоластикой. Роль образования становится значительной. Развивается школьное дело и профессия учителя становится массовой. Наряду с этим в 18-19вв. в дворянских и буржуазных семьях получило распространение начальное обучение детей с помощью домашних домашних наставников, домашних учителей.
Вначале лица, выполняющие учительские обязанности, не имели никой специальной подготовки. С возникновением и развитием педагогического обучения (в России в конце 18в.) определяются государственные требования
к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования.
Задачи и функции учителя, его роль и место в общественной жизни существенно менялась на различных этапах развития общества. Однако в классовом обществе учитель являлся проводником идей государственных классов и зачинщиком их интересов.
В 1779г. При Московском университете была открыта учительская семинария – педагогические учебные заведения, готовившее учителей для начальных школ.
В 1803г. В Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804г. Она была преобразована в педагогический институт.
Сеть педагогических институтов в СССР в основном сложилась к 30-м годам.
С середины 80-х годов 20-го века в педвузах стали широко вводится различные дополнительные специализации..
В нашей республике педвузы переименованы в педуниверситеты, появились новые виды средних педагогических учебных заведений, появляются новые специальности (практическая психология, социальная педагогика, дефектология, учитель экологии, безопасность жизнедеятельности, сурдопедагог, олегофрено-педагог, и др.).
studfiles.net
Научные и педагогические профессии: список, особенности и характеристики
Какие бывают педагогические профессии? Для того чтобы выбрать подходящее направление обучения, целесообразно ознакомиться с тем, какие области педагогики существуют и в чем заключается специфика каждой из них.
В разделе собраны подробные описания профессий, связанных с педагогикой. Данный материал, безусловно, поможет вам сделать правильный выбор.
* – по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.
** – экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 – максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.
Сводить огромный диапазон педагогических профессий к перечислению учителей школьных предметов неверно – на самом деле эти профессии гораздо более разнообразны. Есть теоретики-дидакты, их мало – методистов больше; есть составители КИМ для ЕГЭ, авторы учебников и издательства учебной литературы; есть коррекционная педагогика, коучинг, репетиторство и тренерская работа. Преподавать можно в начальной школе и старших классах, в техникуме и вузе. Педагог может учить детей истории и физике, а андрагог – организовать университет «третьего возраста» для пожилых людей и обучать бабушек и дедушек компьютерной грамотности. Для тех, кто обладает компьютерной грамотностью смолоду, реальной альтернативой студенческой скамье стало дистанционное обучение. А еще есть курсы кройки и шитья, кулинарные курсы, курсы аргентинского танго, курсы веб-дизайна, различные тренинги и мастер-классы. Часто изучаемый предмет, формат занятия, аудитория и методики видоизменяют профессию педагога так сильно, что, кажется, этот человек не имеет ничего общего с обычным школьным учителем.
Подобное многообразие способно привлечь в ряды педагогов самых разных людей. При этом вы станете настоящим педагогом, если вам нравится не поучать, а объяснять; если вам удается повышать уровень знаний людей; если вы в состоянии растолковать ученику, как именно он может использовать полученные от вас сведения; если вам интересны знания в системе, а курс – как структура; если вы умеете эффективно подобрать лучший метод для обучения конкретного ученика.
edunews.ru
Новые педагогические профессии
Технологии всё стремительней трансформируют то, как мы учимся, но меняются ли вслед за этим те, кто нас учит? Мы узнали, что пишут о педагогических профессиях ближайшего будущего в экспертных докладах, и нашли восемь футуристических вакансий в образовании, открытых уже сегодня.
Образование занимает всё большую долю в нашей жизни. Если раньше мы учились только несколько лет жизни от звонка до звонка, то сегодня всё больше людей учатся везде и всегда, используя для этого технологии, раньше доступное только в секретных лабораториях. Вместе с этим меняется и роль педагога. Точнее, учителям приходится осваивать всё новые сферы деятельности. Мы изучили ворох докладов и списки вакансий самых продвинутых учебных заведений в мире, чтобы представить, чем займутся преподаватели нового поколения.
Интернет при правильном использовании превращается в постоянно обновляемый, адаптивный и бесконечный учебник. И написан он не одним человеком (или коллективом авторов из одной институции), а взаимооценивающим обширнейшим сообществом экспертов со всего мира. В этом состоит идея открытых образовательных ресурсов (Open Educational Resources, OER). Сторонники открытого образования считают, что учиться надо не по книге с фиксированным содержанием, а по книге-конструктору, пересобираемой из видео, текстов, игр и прочего, находящихся в свободном доступе. В такой ситуации учитель (как и учебник) перестаёт выступать в качестве хранилища и репродуктора информации.
Доклад «Перепридумывая роль учителя» посвящён преподаванию в «смешанном» классе, где использование OER фактически приравнивается к очным занятиям. В нём описаны три возможных профессиональных траектории, представляющие альтернативу модели лектор — «говорящая голова».
«Исследователь» избегает традиционную педагогику, пробуя всё новые способы преподнести материал. Его преимущество состоит не столько в том, что он пробует всё новое, но в том, что он быстро находит слабости текущих способов и сменяет инструменты.
«Интегратор» более тщательно проверяет качество новых ресурсов и инструментов. Не придумывает новых решений, но выбирает существующие методики согласно наблюдениям за успехами и поведением своего класса.
«Путеводитель» выбирает способы подачи материала исходя из пожеланий самих учеников, и поэтому является гарантом получения знаний, а не их источником. Помогает подобрать учебные ресурсы для самостоятельного их изучения, что позволяет одновременно управляться с классом, в котором каждый занят своим делом.
Трансформация образования требует не только качественного изменения учителей, попавших в новые условия, но и одновременно рождает запрос на новые педагогические профессии. Эта ситуация отражена в «Атласе новых профессий», подготовленном АСИ и Сколково. Уже сейчас на стыке IT и образования находятся разработчики учебных онлайн-платформ. Они должны не только разбираться в программировании, но также иметь преподавательский опыт, понимать, как «думает» ученик, чтобы смоделировать его образовательную траекторию при обучении на проектируемой платформе. Те же требования относятся и к геймдизайнерам, выбравшим рынок образовательных игр. На горизонт ближайших двадцати лет есть и более футуристические варианты. Это, например, разработчик индивидуальных образовательных траекторий и тренер состояний сознания, помогающий прокачивать усидчивость, концентрацию и спокойствие для успехов в учёбе.
Обе профессии востребованы уже сейчас, когда некоторые одновременно ходят на пары в университете, работают над собственными проектами в фаблабе и слушают онлайн-курсы. При этом все эти разные образовательные форматы остаются рассинхронизированными вместо того, чтобы составлять цельную и осмысленную траекторию обучения. Да и от тренировок состояний сознания едва ли откажутся студенты и школьники, отчаявшиеся побороть прокрастинацию.
Впрочем, нельзя сказать, что педагогические профессии будущего существуют исключительно в докладах и прогнозах. Так, в университете Джорджа Мейсона есть несколько магистерских и аспирантских направлений по образовательным технологиям. Выпускники работают UX-специалистами, ответственными за «геймплей» образовательных платформ и приложений, аналитиками, оценивающими полезность новых сервисов и технологий для учёбы, а также учителями-консультантами, способными говорить с разработчиками на одном языке. Такие специалисты востребованы, к примеру, в отделе образования National Geographic. Славная документальными фильмами о дикой природе компания, последнее время производит также онлайн-курсы и образовательные игры. В государственную систему образования же педагоги будущего встраиваются в качестве трендсеттеров, определяющих, какие технологии и сервисы использовать на уровне муниципалитетов.
Чтобы продемонстрировать текущий запрос на педагогов будущего, мы отобрали семь открытых вакансий, размещённых в разделе Jobs ведущего американского edtech-издания EdSurge.
Учитель математики для онлайн-платформы
Платформа CK—12 ищет учителя, который сможет добавлять и редактировать задания по математике. Помимо того, что каждое упражнение должно быть грамотно и ясно сформулировано, все они должны образовывать цельные и согласованные курсы. Обязателен педагогический стаж не менее трёх лет. Среди специфических навыков — владение приложениями для редактирования формул и уравнений.
Тематический редактор онлайн-уроков
В Академию Хана требуется человек, владеющий математикой, физикой, биологией и химией старших классов, а также Google документами и формами. Удалённая должность подразумевает просмотр образовательных видео и проставление в них тематических тегов. В первую очередь, цель таких тегов — облегчить навигацию на микроуровне, чтобы ученик легко понимал, на какой секунде включить видеоурок № 34 и послушать о строении зиготы.
Контент-директор образовательной платформы
В круг обязанностей такого специалиста входит оценка учебных материалов, взаимодействие с сообществом лояльных учителей, продумывание концептуального строения учебных курсов. Помимо этого необходимо ориентироваться в актуальных исследованиях эффективности различных методов онлайн-обучения. Претендент должен иметь опыт работы учителем (а также применения образовательных технологий непосредственно с учениками в классе), составления оригинальных учебных планов, базовые навыки программирования и графического дизайна.
Преподаватель экспериментального STEM
В экспериментальный учебный центр открыта вакансия для учителя, способного междисциплинарные уроки с уклоном в робототехнику и программирование, использовать на занятиях такие ресурсы, как Codeacademy и Code.org, чтобы воспитать самостоятельно обучающихся школьников. Среди требований: подключать к образовательному процессу родителей и уникальный опыт каждого из студентов, а также показать, что наука — это расследования и эксперименты, а не зубрёжка. Опыт преподавания обязателен, опыт работы в компании, связанной с наукой, инженерным делом или компьютерными технологиями желателен.
Коуч в школу смешанной модели
В одну из школ, где очные занятия совмещены с онлайн-учёбой, ищут предприимчивого учителя—”путеводителя«. Основное отличие коуча от традиционного преподавателя здесь в том, что он не транслирует знания, а сопровождает самостоятельную учёбу по электронным ресурсам и тем самым выстраивает индивидуальные образовательные траектории для школьников. Одно из требований — «поддерживать весёлую, но полную академических вызовов атмосферу».
Управляющий технологиями в школе
В другую школу требуется посредник между педагогикой и современными технологиями. Основные задачи: анализировать статистику успеваемости по школьной LMS, обеспечивать подключение к интернету, искать и устанавливать образовательные приложения и игры на школьные устройства.
Разработчик пользовательских интерфейсов
В edtech-компании даже программистов и дизайнеров ищут с опытом преподавания за плечами. Так что технологии не отнимают хлеб у учителей, а, напротив, открывают новые возможности для самовыражения в рамках профессии.
Текст: Алексей Морозов
Иллюстрация на обложке: Атлас новых профессий
www.edutainme.ru