Профессия архитектура: описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии

Профессии Ростеха: архитектор

Фото: АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ»

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружияпромышленных дизайнерах, маркшейдерахкриптографах и других специальностях.

Герой сегодняшнего выпуска – Дмитрий Щепак, главный архитектор предприятия «СибпроектНИИавиапром» под управлением «РТ-Капитал», специализирующегося на проектировании предприятий авиационной промышленности. 

− Почему вы выбрали вашу специальность? Какое образование нужно? Сколько лет учиться?

− Так сложилось, что я с самых ранних лет, буквально с двух-трех, начал рисовать. Родители мои, увидев мои способности, отдали меня с первого класса в художественную школу нашего района, которую я благополучно закончил. Я очень хотел стать художником. Но в те непростые для нашей страны годы все почему-то хотели быть юристами, бизнесменами или финансистами, и я, попав под влияние общественного мнения, также пытался представить себя в одной из этих областей деятельности. К счастью, в дело вмешалась моя старшая сестра, сказав, что чем быть среднестатистическим юристом, лучше стать хорошим архитектором, особенно учитывая мою творческую натуру. Так я без особых трудностей поступил в Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию (НГАХА), сейчас это Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ). Учился я по своей специальности 6 лет.

Вузов, в которых можно получить образование по специальности «Архитектура», в нашей стране много. К числу самых известных в нашем Сибирском регионе относятся: уже упомянутый НГУАДИ, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ).

− Какие знания и опыт нужны архитектору? Какие навыки и умения самые важные?

− В процессе обучения архитектор должен вобрать в себя достаточное количество знаний из самых различных областей науки и жизни человека в целом. Это и технические знания (сопротивление материалов, теоретическая механика, расчеты освещения, акустики, теплотехники, даже гидравлические расчеты), и знание основ творческой составляющей архитектуры (творческий метод, композиционные и цветовые приемы, живопись, графика, рисунок), а также знания по психологии, философии, риторике, истории. И, как показывает практика, чем больше архитектор получает разносторонних знаний, навыков и умений, тем больше вероятность того, что он сможет придумать какие-то оригинальные решения, при этом хорошего уровня и отвечающие всем требованиям.

Что касается опыта, то здесь хочется отметить, что быстро его не получить, он, к сожалению, долго накапливается и не всегда является положительным. Здесь очень важно начинать свою деятельность под руководством опытных людей, которые любят делиться своими знаниями, потому что архитектор после вуза − это пустой сосуд, который только предстоит наполнить практическими знаниями и опытом. Самым важным навыком является умение одновременно мыслить логически и творчески, гармонично синтезировать техническую составляющую с творческой мыслью.

− С каким оборудованием работаете? Как проходит ваша работа?

− Безусловно, с развитием технического прогресса архитекторы уже не представляют себя без персонального компьютера с установленным на него профессиональным программным обеспечением. Но практически любой архитектор, по крайней мере моего поколения, с радостью променял бы компьютер на карандаш, рапидограф и отмывку, потому что мы с этого начинали. Даже сейчас, я уверен, многие на первоначальном этапе делают наброски вручную, так как голова и руки − это часть меня самого, а компьютер − это уже посредник.

Моя работа главного архитектора института начинается с аналитики проектируемого объекта, изучения требований к нему заказчика и нормативных документов. А так как почти все объекты связаны с авиационной промышленностью, надо понимать ее технологические процессы.  После принятия основных решений по объекту начинается подбор строительных материалов, а затем процесс контроля за ходом выполнения проекта вплоть до его сдачи заказчику, а также ведение проекта в экспертизе – работа с экспертами.

 − Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего?

− Наверное, одним из самых больших достижений можно считать то, что руководство нашего проектного института доверило мне такую непростую и ответственную должность главного архитектора. Что касаемо проектов, то всегда запоминаются в первую очередь значимые проекты не только для нашего института, но и для всей авиационной отрасли, такие как ангары для отработки систем самолета МС-21 на Иркутском авиационном заводе или корпус для серийного производства самолетов Sukhoi Superjet в Комсомольске-на-Амуре.

− Какие ваши дальнейшие планы?

− Продолжать работать над большими интересными проектами, повышать уровень своей квалификации и качества наших проектов.

− Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?

− Я считаю, что говорить о перспективах профессии в данном случае не совсем правильно, потому что эта профессия была, есть и будет всегда. Здесь проблема, скорее, в том, что уровень специалистов нашей профессии, а также степень зависимости архитектуры от многих факторов как части строительной отрасли в целом будут всегда колебаться. Ведь главной проблемой архитектуры, как мне кажется, является проблема ее реализации, так как далеко не все, что задумывал архитектор, воплощается в жизнь.

«Архитектор – ответственная профессия. Ты физически влияешь сразу на многих людей»

0 Оказавшись запертыми в своих квартирах, мы особенно остро ощутили несовершенство планировок и общественных пространств.
Как дом, квартира и пространство, в котором мы живем, может помогать нам в развитии? И что для этого должно измениться в городах?

Об этом с руководителем Архитектурного бюро Асадова и сооснователем национальной инициативы «Живые города» Андреем Асадовым побеседовал автор проекта Рroразвитие, общественный деятель Николай Данн.

Николай Данн:
Как, на твой взгляд, архитектура формирует сознание человека?

Андрей Асадов:

Начну с себя. Задача архитектора – думать о пространстве в целом и закладывать в проекты сильные приемы, которые позволяют добиться нового качества среды, трансформирующей человека. И это, в каком-то смысле, алхимия. То, с чем мне приходится работать ежедневно. В каком пространстве находится человек, такой у него формируется образ мысли и действий.

 

Приведи конкретный пример, чтобы было понятно. Если ты живешь в квадратном доме, то у тебя, условно, мысли квадратные или как?

Когда я еще учился в архитектурном институте, у нас был факультативный курс «Биоэнергетическое влияние архитектурных форм».  Уже тогда я осознал, что архитектор – это очень ответственная профессия, когда ты физически влияешь на большое количество людей. В этом смысле есть традиционные формы, например, русская изба с прямоугольными конструкциями, которые исходят из природы материала. И нельзя сказать, что в этом есть что-то ужасное.

С другой стороны, есть сакральные храмовые сооружения: русские и готические соборы. Эта архитектура с нерациональной высотой поднимает сознание человека. Находясь внутри, ты чувствуешь себя частью чего-то большего.

Но в городах важно наличие человеческого масштаба. В комплексе «Москва-Сити», например, его сильно не хватает. Хотя в том же Нью-Йорке, несмотря на огромные масштабы небоскребов, присутствуют элементы благоустройства, такие как арт-объекты и другие решения, которые не дают жителю чувствовать себя песчинкой и быть подавленным от этого.

То есть на уровне первого этажа должны быть объекты, дающие ощущение, что город заботится о тебе?

Да, это важные элементы комфортного общественного пространства. Та самая тема, которая в нашей стране мощно развивается в последнее время. И это очень здорово. Одно дело здания, другое – сама городская ткань, которая все связывает и придает разрозненным объектам общий смысл.

Давай еще немного поговорим о высотках, хрущевках и жилых комплексах, так называемых человейниках. Какой модельный ряд они запускают в сознании жителей? Я разговаривал с одним строителем, который штампует микрорайоны, он рассказывал, что пролетая над своими домами, сам увидел в них образ крестов. То есть сравнил свои произведения с кладбищем. 

Не будем забывать, что в свое время у этих объектов была важная роль. Хрущевки были построены для расселения коммуналок, когда вообще из нечеловеческих условий большое количество людей удалось разместить в отдельном жилье.

Согласись, что развитие движется постепенно. Сейчас мы видим, что индустриальный формат жизни не соответствует современности. Города переходят к индивидуальной среде. И архитектура – мощный инструмент для этого.  Используя даже внешние, фасадные решения, можно создать более приятный, легкий, не довлеющий и даже вдохновляющий облик жилой среды.

В периоде недавней изоляции мы все ощутили нехватку уличных пространств: балконов и лоджий, которые хоть частично связаны с внешним миром.

Что, на твой взгляд, является достижением архитектуры за последние 20 лет? 

Как ни странно, это возврат к человеческому масштабу средневекового города – своеобразная слобода XXI века. Историческое развитие всегда идет циклами. И сейчас мы переживаем возвращение к более уютной, квартальной, традиционной, индивидуальной застройке, к жилой среде с человеческим лицом.

«Русская Европа». Эко-квартал в Калининграде

© Архитектурное бюро ASADOV


В ряде проектов мы отрабатывали эти принципы, например, заявляя на московскую реновацию проект «Неспальный район». В отличие от традиционной застройки, это фрагмент полноценной, самодостаточной городской среды, где кроме жилой и спальной функций есть рабочие, образовательные, культурные, спортивные и общественные пространства, то есть любые составляющие, которыми управляют и которые инициируют сами жители.  Эта среда поощряет развитие микро-бизнеса и частного предпринимательства, а значит пространство уже способно инициировать социальный эффект. И вот создание таких микрогородов, самодостаточных жилых комплексов, я думаю, и есть веяние и достижение нового времени. Начало ему, кстати, было положено в 1990-х годах прошлого века с элитных жилых комплексов со встроенной инфраструктурой.

Сейчас и в жилье бизнес-класса, и в комфортном сегменте появляется разнообразная инфраструктура.

А давай посмотрим на сам дом или квартиру. Какой элемент, на твой взгляд, должен быть внутри, чтобы человек понял, что он точно развивается благодаря этому?

Я убежден, что жилое пространство должно быть максимально нейтральным, чтобы на тебя ничего не давило. Оно должно гармонизировать человека, приводить его в состояние умиротворения и соединения с самим собой. Поэтому я советую выбирать легкость и свет. Сама квартира или дом – это образ города в миниатюре. Там должны быть условная городская площадь для встреч и общения – это гостиная, рыночная площадь – это кухня, и обязательно тихие жилые районы в идеале для каждого члена семьи.  Это не всегда достижимо в условиях городской застройки, поэтому важно выделить хотя бы место для уединения, которым будут пользоваться все по очереди.

Зонировать пространство можно средствами архитектуры и мебели, но в идеале все начинается с грамотной планировки. Поэтому даже в таком миниатюрном масштабе важно советоваться со специалистами.

В народе говорят, что мужчина должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Каким должен быть дом с точки зрения профессионала, и что он значит для тебя?

Тело – это ведь тоже дом, для духа. Ты его поддерживаешь в форме и облагораживаешь. Дом в плане жилища – это уже следующая оболочка, как матрешка: тело, дом, район, город, страна, планета.

Куда идут тенденции в архитектуре домов?

Я думаю, они в общем и не прекращали идти к развитию личности. Речь идет о свободе самовыражения, гибкости и трансформации пространства, потому что это уже непреложный элемент любого современного здания с любой функцией быстро адаптироваться под разные задачи.

Еще одна важная черта современной архитектуры – это попытка гармоничного взаимодействия с естественной природной средой. Отсюда пошло целое направление – органической архитектуры, когда пространство искусственно воспроизводит природные элементы, например, холмы, горы, пещеры, необычные пространства.

Гостиничный комплекс Amber Residence

© Архитектурное бюро ASADOV


Современные технологии практически убирают границы возможного, только законы гравитации и ориентации еще удерживают нас в неких рамках. Сейчас пол может свободно перетекать в стены и затем в потолок, создавая непрерывное органическое пространство.

Также интересна технология медиафасадов, когда на всю поверхность стен создается сетка из мелких светодиодов, которые на определенном расстоянии образуют гигантский экран. За счет этого архитектура города оживает. Но важно применять это в меру и не переусердствовать.

Одна из новейших задач архитектуры – примириться с природой, впустить ее внутрь городов, чтобы из бетонных мешков превращать их в островки естественного пространства. Администрации городов начинают понимать, что для конкурентности и привлекательности важно иметь зоны для общения и взаимодействия людей друг с другом.

Набережная Марка Шагала

© Архитектурное бюро ASADOV, Институт Генплана Москвы


В Москве есть наглядный пример – парк Зарядье. Он расположен в сердце города как полноценный заповедный уголок. Это одно из моих любимых мест, в которое приятно прийти и раствориться. Я называю это живой архитектурой. Недавно для себя я сформулировал 7 ее принципов.

Давай их назовем, это будет такой подарок нашим читателям?

Первое – это многофункциональное и самодостаточное пространство. Это город в городе, в котором есть все, что необходимо для жизни и полноценного развития.

Второе – это органическая геометрия. Городам и зданиям совершенно необязательно быть прямоугольными. Свободные органические пространства подпитывают человека и раскрывают в нем иррациональное начало.
 

Третье – это промежуточные пространства: террасы, балконы, лоджии. Это жизненно необходимая связь человека с внешней, природной средой.

Аэропорт «Гагарин» в Саратове

© Архитектурное бюро ASADOV

Четвертое – это образ. Каждое здание, особенно общественно значимое, может обладать своей душой. Это та составляющая, которая будет цениться и будет передана потомкам. Такое здание захочется сохранить и отреставрировать.


Пятое – это гибкость и трансформация. Образ жизни людей меняется гораздо быстрее, чем срок службы здания, поэтому оно, как и сам человек, должно уметь быстро адаптироваться. События последнего года показывают, что без способности к трансформации нет шансов выжить.

Шестое – это здоровая живая среда. В здании должны применяться современные технологии для здорового микроклимата, с большим количеством дневного света и теплосбережением.

Седьмое – это интеграция с естественной природной средой. Архитектура как искусственная среда обитания обязательно должна быть в балансе с природой и в идеале становиться ее продолжением.

***

  Ниже – полная версия этого разговора:

Беседовать о городской среде эксперты сообщества «Живые города» продолжат 13 августа на тематическом дне «Городской дизайн и коммуникации» VII Форума Живых городов «Время созидателей». Подробности здесь>>>

Времена перемен: будущее профессии архитектора не то, что вы думаете

Брэндон Доннелли (Brandon Donnelly) — архитектор по образованию и помешанный на технологиях застройщик, который ведет содержательный ежедневный блог для городских строителей. Присоединяйтесь к его 14 000 последователей и подписчиков.

Вчера у меня был очень интересный разговор с кем-то о будущем профессии архитектора. Мы говорили о том, что Джошуа Принс-Рамус из REX считает, что архитекторы маргинализируют себя в результате уклонения от ответственности. Мы говорили о том, что архитектурные школы должны больше учить о бизнесе и зарабатывании денег. И мы говорили о том, почему я решил никогда не заниматься архитектурой, а вместо этого стать разработчиком.

В конце концов, он пришел примерно к тому же выводу, что и я в этом посте. Он чувствовал, что по мере того, как все больше и больше подготовленных архитекторов выбирают работу в качестве девелоперов, возможно, будущее будет за фирмами, которые вертикально интегрируют как архитектуру, так и развитие недвижимости. Для тех из вас, кто не работает в строительной отрасли, сегодня это довольно необычная практика. Как правило, застройщики пользуются услугами архитектора для проектирования своих зданий и не занимаются этим собственными силами.

Визуализация Yongsan Tower R6 компанией REX, Сеул, Южная Корея; via REX

Но есть фирмы, которые так делают. Одним из примеров является фирма-разработчик-архитектор-строитель DDG из Нью-Йорка и Сан-Франциско. Хотя есть одна тонкость, о которой стоит упомянуть. Согласно их веб-сайту, они говорят, что часто выступают в качестве «архитектора дизайна» для своих проектов. Это означает, что по-прежнему должен быть «зарегистрированный архитектор», чье имя будет указано в разрешении на строительство и который в конечном итоге возьмет на себя ответственность за проектирование.

Видите ли, раздвоение произошло даже внутри самой профессии архитектора. У вас есть «архитекторы-дизайнеры», которые могут иметь или не иметь лицензию, но заранее выполняют много забавной дизайнерской работы для проекта. И у вас есть фирмы, ориентированные на производство, которые фактически производят технические чертежи, необходимые для строительства. В последнем случае гонорары, как правило, выше (если, конечно, вы не архитектор), но работа менее творческая.

41 Bond Street, DDG, Нью-Йорк; через DDG

Возникновение этих двух архитектурных течений — именно то, о чем говорит Принс-Рамус, когда говорит, что архитекторы маргинализировали себя, уклоняясь от ответственности. Он считает, что архитекторы низводятся — до дизайнеров и стилистов — из мастеров-строителей. Таким образом, его аргумент заключается в том, что архитекторы должны заново включиться в процесс строительства.

Я предлагал архитекторам стать собственниками. Они должны включиться в процесс разработки. И причина, по которой я так себя чувствую, заключается в том, что я беспокоюсь о тенденции производства и строительства просто отдаваться на откуп тому, кто предложит самую низкую цену. Дизайн и разработка, с другой стороны, являются элементами создания высокой стоимости.

Честно говоря, я даже не знаю, какой вариант лучше подходит для профессии с точки зрения релевантности. Я знаю, какой из них меня больше всего интересует, но это может быть просто личным предпочтением. Что вы думаете?

Верхнее изображение: 41 Bond Street, DDG, Нью-Йорк; через DDG. Этот пост впервые появился на brandondonnelly.com.

Прочтите другие статьи Брэндона

Безрамное стекло используется, чтобы намеренно обнажить происходящее внутри. Прозрачные оба с эстетической и идеологической точки зрения конференц-залы, состоящие из безрамного стекла, создают утонченную атмосферу для совместной работы и творчества. Несмотря на различия в отделке и назначении, каждая стеклянная шкатулка, представленная в следующей коллекции, является одновременно центральным элементом с подсветкой и…

В городе, где многие из самых выдающихся архитекторов мира еще не оставили своего следа, Sw фирма Herzog & de Meuron продолжает строительство; его четвертое здание в Нью-Йорке открылось на этой неделе. За последнее десятилетие фирма стала одним из основных продуктов на рынке элитной недвижимости города…

Какое будущее у архитектуры как профессии?

Профессия архитектора восходит к древним временам и оказала глубокое влияние на застроенную среду цивилизаций во всем мире. Развитие практики было относительно медленным; в то время как технологии и стили развивались, основы сегодня не так уж отличаются от тех, что были исторически.

Однако с быстрым развитием доступных технологий и их интеграцией в профессию роль архитектора меняется быстрее, чем когда-либо прежде. В HMC Architects мы считаем, что лучший способ оставаться актуальным в нашей меняющейся профессии — это всегда думать о том, что ждет нас в будущем, и расширять границы своей профессии.

 

 

Основные принципы архитектуры

Превращение здания из концепции в реальность — это долгий и сложный процесс, и каждый проект сталкивается с собственным уникальным набором задач. Для обсуждения основные принципы архитектурного процесса можно упростить следующим образом:

  • Клиент-переводчик
  • Разработка проектного решения
  • Подача проекта на утверждение в местное строительное агентство
  • Передача проектного решения подрядчику через проектно-сметную документацию
  • Проверка соответствия конструкции предоставленным документам

В этих обязанностях есть нюансы, такие как соблюдение норм и экологические требования, но в основе нашего бизнеса по-прежнему лежит поиск решений с упором на решение проблем.

Заглядывая вперед, хотя принципы могут более или менее оставаться прежними, меньше внимания будет уделяться процессу рисования строительной документации, а больше внимания будет уделяться инновационным решениям и их влиянию, а также поддержке пользователей. пространства.

В свою очередь, клиенты становятся все более искушенными и требуют более высокого уровня понимания процесса и, в некоторых случаях, желания участвовать в его завершении. К счастью, технологии также развиваются, позволяя легко передавать информацию более высокого уровня.

 

 

Технологические достижения

С каждым днем ​​технологии все больше и больше мигрируют в архитектуру. Скорость выхода на рынок значительно увеличилась с индустриализацией строительства с такими компаниями, как Katerra и DIRTT. Эти фирмы применяют логистику через Google Maps для более быстрой доставки материалов на строительную площадку, а также науку о сборных конструкциях для повышения эффективности строительства, что, в свою очередь, быстрее доставляет проект на рынок.

Хотя это идеально с точки зрения эксплуатации и логистики, это также означает, что некоторые из традиционных аспектов архитектуры, особенно чертежи, исчезнут, и следующее поколение архитекторов будет иметь совершенно новый тип результатов.

Эти цифровые результаты, такие как информационное моделирование зданий (BIM), помогают создавать здания с более высокими характеристиками за счет регенеративного проектирования, возобновляемости, стоимости жизненного цикла и программ обслуживания на основе приложений. Мы также ожидаем, что с цифровой доставкой строительных документов их план больше не будет проверяться отдельным лицом, а программным обеспечением; своего рода проверка виртуального плана. Это ускорит время утверждения агентством, упростит путь от проектирования до строительства и уменьшит вероятность человеческой ошибки.

Акцент смещается с чистой архитектуры на среду, ориентированную как на архитектуру, так и на пользователя, чтобы улучшить впечатления пассажиров. Наши клиенты ищут способы получить максимальную отдачу от своих зданий с помощью пользовательских приложений и датчиков, которые позволяют им собирать данные, чтобы определить, какие пространства действительно используются, что приведет к необходимости проектирования большего или меньшего пространства. Клиенты также будут использовать технологии и аналитику данных, чтобы определять стоимость жизненного цикла зданий, а также прогнозировать впечатления жильцов для управления будущими зданиями и программами.

При таком повышенном внимании к технологиям роль архитектора часто подвергалась сомнению. В то время как человеческий компонент архитектуры никогда не может быть заменен, многие из когда-то ручных процессов могут быть заменены. Архитектура и ее специалисты должны быть готовы принять переход к полностью цифровому дизайну. Адаптивность, гибкость и раннее внедрение новых технологий и процедур гарантируют, что совместные умы в центре профессии останутся фундаментальным компонентом архитектуры в целом.

 

Будущее архитектуры как профессии

Чтобы эффективно адаптироваться к этому будущему, мы, как архитекторы, должны переключить внимание на опыт конечного пользователя, скорость выхода на рынок, эффективность запрограммированного пространства и эффективность строительства. Помимо эстетически красивого дизайна, больше внимания будет уделяться тому, как здание работает и поддерживает конечных пользователей, а также их общему опыту. Архитектура здания является продолжением бизнеса клиента, инструментом для улучшения жизни жильцов и членов сообщества.

Многие архитектурные достижения на протяжении всей истории были обусловлены формой искусства и эго. С современным сдвигом в сторону производительности и деловой необходимости создания функционального здания для нужд клиента архитектор будущего должен найти баланс между формой и функцией, искусством и наукой, а также технологией и душой. Только время покажет, насколько сбалансированными будут эти концепции, но в настоящее время они демонстрируют синергию, которая делает время для архитектора поистине захватывающим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *