описание, необходимые навыки и качества
- Подробности
- Обновлено: 23.06.2019 11:01
- Опубликовано: 08.05.2017 17:53
- Автор: Сергей Краковский
Тележурналист – это сотрудник телеканала, занимающийся созданием информационных и научно-популярных программ, развлекательных шоу.
Профессия пользуется популярностью у молодых людей. Для достижения успеха в телевизионной журналистике следует не только обладать необходимыми качествами, но и много и упорно трудиться.
История профессии:
Тележурналистика зародилась в первой половине XX в. Первый выпуск новостей длился всего пять минут. Массовое телевидение возникло только в 40-х годах, и тогда спрос на тележурналистов вырос. С конца прошлого века отечественное телевещание начало активно развиваться. Появилось много каналов, среди них немало узкоспециализированных, возникло кабельное телевидение. На сегодняшний день на смену аналоговому ТВ приходит цифровое и интернет.
Особенности профессии:
Тележурналист может снимать либо сюжеты для прямого эфира, либо для передач, идущих в запись. Репортажи для прямого эфира снимаются быстро, журналист по дороге на место съемки должен успеть составить план, права на ошибку у него нет. Материал, отснятый для записи, можно предварительно просмотреть и обработать, вырезать неудачные моменты.
Читайте также: Что такое журналистика как профессия?
Обязанности:
Работа тележурналистом требует умения не только добывать информацию, но и писать сценарии, озвучивать тексты, подготавливать программы и выходить в прямой эфир. При подготовке сюжета очень важно проверить достоверность информации. Неправдивые данные могут не только негативно сказаться на репутации канала, но и стать причиной судового иска.
Важные качества:
Профессия тележурналист подходит людям, которые умеют вести себя в кадре, четко и грамотно выражать мысли, обладают безупречной дикцией и презентабельным внешним видом. Не обойтись без объективности, инициативности, наблюдательности, настойчивости, трудолюбия, смелости, выносливости, стрессоустойчивости и работоспособности. Также тележурналист должен быть общительным, располагать к себе людей, вызывать доверие, работать в команде. От профессионала требуется умение работать быстро, с соблюдением сроков. Важно уметь аналитический склад ума и творческое мышление.
Навыки и знания:
Тележурналист – это человек, умеющий писать новостные репортажи и создавать телесюжеты, быстро находить и обрабатывать большие объемы информации. Для успешной работы требуются навыки ведения телепрограмм и общения в прямом эфире. Тележурналист должен уметь обращаться с профессиональной аппаратурой, делать монтаж, редактуру. Пригодятся в работе знания психологии, особенностей телесъемки, опыт успешного разрешения конфликтных ситуаций. Важно быть эрудированным, разбираться в разных областях, уметь поддержать беседу и «разговорить» собеседника. Тележурналистам, которые хотя работать на международном уровне, не обойтись без уверенного владения английским языком.
Читайте также: ТОП-12 причин для изучения иностранных языков
Перспективы и карьера:
Профессия тележурналист считается перспективной. На сегодняшний день появляется все больше телевизионных каналов, поэтому найти работу на телеканале довольно легко. Не имея опыта работы, начинать придется с не самой престижной должности, к примеру, ассистента. Но при должном трудолюбии можно получить место тележурналиста.
Горизонтальное развитие карьеры выглядит как переход на более крупный канал, некоторым удается устроиться даже за рубежом. Вертикальная карьерная лестница начинается с должности корреспондента, следующая ступень – редактор, потом идут должности режиссера, продюсера, шеф-редактора. Вершина карьеры журналиста – глава телеканала.
Обучение:
Работа тележурналистом требует профильного образования. В идеале нужно окончить ВУЗ по специальности «Журналистика». Если есть возможность, то лучше выбрать университет, в котором есть специализация по тележурналистике. Если же нет возможности или желания получать высшее образование, то можно окончить курсы.
Немалое значение имеют практические знания, поэтому уже во время учебы нужно постараться устроиться на телевидение. Вообще, тележурналист должен учиться все время, так как в современном мире все быстро меняется. Профессионал должен быть в курсе всего происходящего.
Поделитесь в сети:описание, необходимые навыки и качества
- Подробности
- Обновлено: 23.06.2019 10:57
- Опубликовано: 08.05.2017 17:56
- Автор: Сергей Краковский
Журналист – это человек, занимающийся сбором и обработкой информации для телевидения, радио, прессы.
Существует несколько видов журналистики: газетная, интернет, фото-, теле-, радиожурналистика, PR. Журналисты – это не только корреспонденты, работающие над актуальными новостями, но и люди, создающие материал на самые разные темы, а также редакторы, дизайнеры и прочие участники информационного процесса.
История профессии:
Профессия журналист очень древняя. Еще в Древнем Риме были люди, которые на глиняных дощечках писали важные сообщения и новости.
Как отдельная сфера деятельности журналистика возникла только в XVII в. И почти сразу же превратилась в мощный инструмент воздействия на общество. Пресса использовалась для пропаганды политических идей, в частности, в СССР газеты и журналы активно прославляли коммунистический строй.
В настоящее время СМИ служит как для информирования, так и для формирования общественного мнения, а нередко еще и для манипуляции. Поэтому иногда работа журналиста зависит не только от его способностей, но и от убеждений, моральных качеств.
Читайте также: Что такое журналистика как профессия?
Особенности профессии:
Работа журналистом очень ответственная. Каждый написанное слово должно быть тщательно обдуманно, чтобы люди не восприняли информацию в искажённом виде. Часто приходится работать сверхурочно, в режиме аврала.
Профессия журналиста творческая и интересная, постоянно приходится общаться с самыми разными людьми, путешествовать и бывать там, куда большинству вход закрыт.
Обязанности:
Работа журналиста состоит из трех этапов. Первый – сбор информации (наблюдение, интервью, работа с документами, мониторинг прессы). Именно этим и занимается профессионал большую часть времени. Второй – обработка информации (анализ, проверка фактов, уточнение деталей, формирование материала). Третий этап – обратная связь: наблюдение за реакцией аудитории. На телевидение журналист кроме всего прочего участвует в монтаже.
Важные качества:
Работа журналистом требует быть общительным, располагать к себе и уметь находить подход к разным людям и разговорить любого, но при этом нужно быть вежливым, воспитанным и тактичным. Не обойтись без умения работать в команде, активности, инициативности, широкого кругозора, наблюдательности, креативности. Чтобы написать хороший текст, нужно грамотно, четко и понятно излагать свои мысли, анализировать ситуацию, смотреть на факты объективно.
Специфика профессии такова, что приходится быстро переключаться с одной работы на другую, писать в сжатые сроки. Журналист должен быть настойчивым, трудолюбивым, работоспособным, выносливым и стрессоустойчивым.
Навыки и знания:
Первое, что требуется от журналиста – идеальное знание языка, безупречная грамотность и умение выражаться кратко, но интересно. Также ему необходимы навыки поиска, отбора и анализа информации, интерпретации и сопоставления фактов, выделение главного из большого объёма материала.
Хороший журналист умеет общаться на любую тему и докапываться до сути вопроса. Он должен разбираться в психологии людей. В работе пригодятся знание действующего законодательства, в частности, Закона о СМИ.
Перспективы и карьера:
Профессия журналист такова, что начинать карьеру нужно с самого низа и работать поначалу приходится очень и очень много. Как правило, большинство начинает с должности внештатного корреспондента. Со временем, сделав себе имя и наработав портфолио, можно устроиться в крупное издание, на радио или телевидение.
Самая высокая ступень карьерной лестницы журналиста – главный редактор. Или же можно открыть собственное дело, заняться преподаванием.
Обучение:
Журналист – это популярная профессия, факультеты журналистики есть во многих ВУЗах. На самом деле, название и престижность университета имеют второстепенное значение. Гораздо важнее трудоспособность, талант и призвание.
Будущему журналисту нужно постоянно писать. Для этого можно завести блог, заняться копирайтингом, устроиться стажером или найти другой вариант. Главное, писать постоянно и на самые разные темы в разных стилях. Также журналисту необходимо много читать и развивать аналитические способности.
Поделитесь в сети:profitworks.com.ua
Школа тележурналиста. Профессия тележурналист или телекорреспондент
Закончив Школу Телевидения Вы станете «Тележурналистом»
Длительность обучения: 9 месяцев.
Занятия обязательные для посещения 3 раза в неделю по 4 академических часа.
Факультативные занятия 2 раза в неделю по 4 академических часа. Посещая факультативные занятия вы приобретаете смежные специальности, Редактор и Продюсер программ.
Вечерние группы с 19.00 до 22.00 /// Дневные группы с 14 00 до 17 00 /// Группа выходного дня – суббота с 12 00 до 18 00.
В программу обучения “КУРС ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ” входит стажировка на телеканалах. Дополнительных затрат нет.
По окончании курса слушатели сдают государственный экзамен и защищают дипломную работу.
Диплом государственного образца о профессиональной подготовке по специальности «Тележурналистика».
Стоимость обучения 18 000 руб в месяц. Оплата помесячно.
Гарантируем трудоустройство по специальности после получения диплома в нашей Школе телевидения.
Телевизионная журналистика
Школа Телевидения гордиться своими выпускниками – тележурналистами.
Тележурналист – одно из шести амплуа журналиста на телевидении : ведущий, репортер, интервьюер, комментатор, обозреватель. Очень часто эти роли объединяются в одном человеке. Но начинается все с журналистского труда. Словари профессию определяю так – журналист – это сотрудник, доставляющий информацию о происшествиях и событиях жизни. Что же скрывается за этими сухими строчками? Прежде всего это особые свойства характера: обязательность, настойчивость, аккуратность, любознательность. Уметь отыскать информацию , которая будет полезна и интересна телезрителям, увидеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, уловить связи между разрозненными на первый взгляд данными, являющимися на самом деле частями целого. Затем, хорошее гуманитарное образование : грамотность, знание родного языка, литературы, искусства, экономики, политики, психологии. Конечно, журналист не может одинаково глубоко разбираться во всех аспектах жизни, но он обязан уметь найти компетентные и качественные источники, которые помогут ему верно решить поставленную задачу. Теперь профессиональные навыки: структурирование интервью, архитектоника репортажа, критерии отбора новостей, выбор героев, умение монтировать, озвучивать и многое другое. Трудно скажете Вы. Да. Но как интересно и увлекательно! Быть всегда в центе событий, каждый день встречать новых людей и иметь возможность рассказать об этом миллионам телезрителей!
Вы хотите сделать карьеру журналиста на телевидении?
Вы начинающий производитель видео-контента в интернете?
Вы недавно создали свой канал или аккаунт на YouTube?
Вы хотите войти как профессиональный редактор или журналист в команду интернет-проекта?
Вам хотелось бы оказаться в образовательной среде, вместе с будущими журналистами, ведущими, режиссерами, операторами, редакторами, продюсерами?
То есть, вам нужны конкретные навыки, информация из первых рук от специалистов-практиков, повышение профессиональной грамотности, изучение успешных стратегий, творческое общение? Это мы и предлагаем на курсах дополнительного образования Школы телевидения
Вы сможете воспользоваться и нашей производственной базой: осваивать телесуфлер, сниматься на видеокамеру, снимать на хорошую аппаратуру, пользоваться фотостудиями и пр.
В наши дни многое в журналистике изменилось. Сектор независимой журналистики вырос в интернет-сфере, и это сфера стала важным медиа-пространством. Сейчас, например, YouTube работает как обычная социальная сеть и для получения собственного канала необходимо только зарегистрироваться. Возникли способы монетизировать деятельность журналиста в интернете ( об этом мы рассказываем на занятиях).
Актуально для журналиста понимание основ работы и ТВ, и интернета, это расширяет круг его применения, трудоустройства, творческой презентации.
В связи с развитием техники, профессия журналиста становится многофункциональной – съемка на айфон или цифровую камеру, монтаж на своем ноутбуке, презентация в интернете на своем канале – стали обычным делом. И наряду с высокопрофессиональной съемкой специально подготовленных операторов и монтажом режиссеров – асов своего дела – существует и журналистская съемка и монтаж.
Наша образовательная программа направлена на подготовку специалистов-журналистов с мультипрофессиональными навыками.
Интенсивное обучение и наши инновационные экспресс-методики позволяют в короткий срок освоить объем навыков и компетенций, ориентированный на норму высшего профессионального образования.
Перспектива профессии: для редактора и журналиста – уровень руководителя проектов, креативного продюсера больших телепроектов и интернет-проектов, руководство собственным каналом в интернете.
Учебно-тематический план
Введение
Программа курса рассчитана на 564 часа для слушателей, обучающихся с отрывом от производства. Программа рассчитана на переподготовку творческих работников телевидения и информационных агентств, а также лиц с высшим образованиям по другим профессиям и получения ими дополнительного профессионального образования.
Общекультурные лекции и практические занятия предлагают современные эстетические ориентиры, прогрессивный научный взгляд на развитие культуры и искусства. Увлекательные занятия дают мотивацию к дальнейшему самообразованию.
Изучение новейших цифровых и компьютерных технологий в сфере работы с информационными потоками поможет нашим выпускникам работать успешно.
Учащиеся в Школе слушают и лекционные часы, и знакомятся с предметами глубже на теоретико-практических занятиях.
Методика обучения такова: большее или меньшее количество часов на тему зависит от специальной направленности профиля обучения и строится по принципу спирали – первые часы дают вводное обобщение в концентрированном виде, (например, минимум в 4 часа) последующие часы (например, 16)углубленно раскрывают эту тему , соответственно задачам профиля специальности.
Для каждой специальности выбираются наиболее важные предметы для углубленного изучения. Так образуется количество часов в УТП по каждой специальности.
Методической особенностью программы является введение ролевых игр.
Процесс обучения сочетает теорию, ролевые и деловые игры, практические задания на занятиях, самостоятельные практические проекты.
Лекции дают общепрофессиональные теоретические и информационные основы. Необходимость подготовиться к ролевой игре повышает мотивацию к усвоению лекционного материала.
Ролевые и деловые игры – многофункциональный вид обучения, направленный на усвоение теоретического материала, а также на развитие импровизационности, общения, реакции, командности и пр.
Практические занятия по группам содержат теоретический материал и его апробирование на практике.
Домашнее задание дают возможность самостоятельно осваивать материла и получить от преподавателя объективную оценку
Раздаточные материалы в сжатой форме предоставляют информацию
Телевизионный журналист учебный план
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
Лекции |
Практика |
Преподаватели |
Общепрофессиональные дисциплины |
64 |
44 |
20 |
|
Современное телепроизводство подробнее…
|
8 |
4 |
4 |
Павлюченко Т.П. |
Культурология подробнее…
Лекции на потоке
|
20 |
16 |
4 |
Губанова Г.И. |
Юридические нормы и авторское право подробнее…
|
16 |
8 |
8 |
Звягинцева И.А. |
Психология общения подробнее… |
16 |
|
16 |
Голобородова В.А. |
Компьютерная грамотность подробнее… |
4 |
|
4 |
|
Специальные дисциплины |
320 |
196 |
124 |
|
Мастерство журналиста ТВ и интернет-каналов подробнее…
|
44 |
8 |
36 |
Улерьянова А.А. |
Мастерство редактора подробнее… |
36 |
|
|
Улерьянова А.А. |
Основы драматургии подробнее… |
36 |
|
16 |
Перельштейн Р.М.
|
Создание и редактирование текста подробнее… |
44 |
28 |
|
Улерьянова А.А. |
Культура и техника речи подробнее… |
44 |
4 |
40 |
Губанова Г.И. |
Актерское мастерство подробнее… |
32 |
|
32 |
Губанова Г.И. |
Мастерство телеведущего подробнее…
|
16 |
4 |
12 |
Дубинская Ю.Л. |
Стилистика, этикет подробнее… |
8 |
|
8 |
Пакина Е.П. |
Основы операторского мастерства подробнее… |
36 |
4 |
12 |
Харитонов |
Мастерство режиссера (клипмейкера) подробнее… |
36 |
|
16 |
Маслаков С. |
Практикум |
168 |
|
168 |
|
Защита дипломной работы |
12 |
6 |
6 |
|
Итого: |
564 |
246 |
318 |
|
Современное телепроизводство (2 лекции на потоке)
Структура вещательной телекомпании и работа с эфиром:
Лектор (с опытом практической работы на ТВ) раскрывает нюансы системы телепроизводства, знакомит с реальными проблемами и способами их решения, рассказывает о специфике работы большого творческого организма по вертикали от президента до конкретного сотрудника, и по горизонтали – на каждом уровне.
Функция редактора в координации и продвижении проекта в связи со всеми группами. Функция тележурналиста.
Раздаточные материалы, структура ( отделы и пр.). Термины (микрофонная папка и пр.).
Теоретическо-практическое Производственная база телекомпании. ( в монтажных и звуковых аппаратных и у реж. пульта).
Студенты получают конкретное представление об аппаратной и режиссерском пульте, посещают цеха, монтажный комплекс. Получают комментарий педагога, ответы на вопросы.
Раздаточные материалы.
Культурология (кино, изобразительное и зрелищное искусство)
Комментарий: Программа общеобразовательных предметов нацелена на конкретные специальности. Мы учитываем, что абитуриенты получили базовый минимум по Мировой художественной культуре (МХК), обязательный для среднего образования, а часто и высшее образование, поэтому темы лекций сформулированы по конкретным проблемам, а факты истории искусства группируются вокруг этих проблем и рассматривается через разные эпохи и стили. Программа дополнена раздаточными материалами, что позволяет общие сведения по истории искусства и культуры дополнительно изучить по тексту в схемах и рисунках, в рекомендованной литературе, а устно получить углубленные понимание культурных взаимосвязей и парадигм.
Лекция на потоке Язык кино: от визуальной грамотности к искусству
Визуальная грамотность (термин Скорсезе). Свет, движение, время и подтекст. План (крупный, средний, общий), монтаж, звук.
Монтаж как способ рождения подтекста. Мастерство визуального повествования (Хичкок)
Цветовая гамма. Изобразительная структура. Музыка в кино. Ранний кинематограф.
Виды кино. История возникновения кинематографа в разных странах. Связь кинематографа с другими искусствами. Крупнейшие мастера мирового кино в период немого кинематографа. Рождение звука в кино.
Лекция на потоке Тенденции и тренды современного кино Направления глобальной массовой культуры и тенденции субкультур регионов. Мейнстрим и альтернативное кино. Тренды мирового современного кино. Расширение ассортимента фильмов. Применение спецэффектов, реальная съемка и конвертация в формат 3D. Отечественное кино.
Кино и ТВ. Тематические каналы ТВ, посвященные кино. Кино ТВ, «Наше кино» — проект НТВ-ПЛЮС и другие проекты. Документальное кино и информационные видеосюжеты ТВ.
Лекция на потоке Путешествие стилей изобразительного искусства во времени. (композиция, перспектива, ключевые образы)
Появление новых стилей как выражение ментальной специфики новой эпохи, рождение новой парадигмы. (От искусства Древнего мира к XX веку). Актуализация искусства прошедших веков в последующих стилях. (Примитив и Пикассо. Барокко и Ар-деко. Постмодернизм. Античность (в эпоху Возрождения, в XIXв, в начале и в конце XX века). «Искусство видеть» Джона Бергера
Экскурсия в Третьяковскую галерею, музеи современного искуства
Теоретическо-практическое Человек в изобразительном искусстве.
Мимика в психологическом портрете. Мизансцена, поза, жест в русской и мировой живописи и скульптуре.
Лекция на потоке Человек играющий: зрелищное искусство от народных игр до интерактива
Ведущие деятели театра XX-XI и различные течения сценического искусства в культурном контексте эпохи. Человек играющий: народный импровизационный театр и современный интерактивный театр, интерактивные телепрограммы. Самые успешные театральные проекты в России и за рубежом. Современные точки зрения на систему Станиславского. Современная театральная манера.
Экскурсия в Третьяковскую галерею, музеи современного искуства
Юридические нормы и авторское право. Две лекции на потоке 8 часов Дополнительно
Юридические нормы в тележурналистике. Лектор расскажет в какой организации и по каким документам можно уточнять юридические нормы в каждом конкретном случае. Нормативные акты и законодательная база продюсирования ТВ-проектов. Закон о средствах массовой информации. Юридический порядок проведения интервью (с ребенком и др.)
Предмет и источники авторского права. Нормативно-правовые акты. Изменение норм авторского права после 2000 года. Как защищать свои и не нарушать чужие авторские права. Общее понятие о договоре.
Психология общения (межличностного, в группе, в эфире, в интернете) 5 теоретико-практических занятий.
Гуманитарная психология. Экология человеческих отношений. Психология межличностная, в группе, в эфире. Воспитание стрессоустойчивости. Поведение в нештатных ситуациях. Психологическое воздействие в споре. Приемы, привлечение и удержание внимания. Установление контакта с аудиторией. Лидерство. Психология группы. Речь как психо-физиологический процесс. Психологическая пристройка.
Компьютерная грамотность. Теоретико-практическое 4 часа
Умение пользоваться современной техникой – цифровым фотоаппаратом, сканером, веб-камерой, принтером, ноутбуком. Знание Интернет-технологий в объеме, достаточном для полноценного использования ресурсов Интернета и его служб. Механизм работы поисковых систем для нахождения нужной информации.
Специальные дисциплины
Успешные стратегии в журналистике ТВ и интернет-каналов Лекция на потоке 4 часа
Миссия журналистики. Новая журналистика. Авторская журналистика. Индивидуальные стили – «гонзо» и др. Журналистика как высокое искусство. Личность в журналистике. Этика делового общения, этика в деятельности журналиста по сбору информации. Телевизионные жанры. Съемка в студии.
Теоретико-практическое: Планирование сюжетов в информационный выпуск новостей. Предварительная вёрстка сюжетов информационного выпуска, оформление заявки на съемку.
Лекция на потоке по интернет-журналистике
Возможности деятельности журналиста в сфере интернета.
Информационное общество. Переход на цифру. Конвергенция телевидения и интернета как важная тенденция современного мира. Видео сюжеты в интернет-ТВ и интернет пространстве. Вирусное видео. Веб-редакция и менеджмент СМИ в Интернете.
Массовая информация как двухкомпонентное образование: информационный вещательный компонент и коммуникативный компонент.
Гипертекстуальность, интерактивность и мультимедийность в электронных сетевых изданиях и каналах.
Семь амплуа телевизионного журналиста Теоретическо-практические
Предмет синтезирует отельные знания и навыки по таким предметам как психология, создание и редактирование текста, основы драматургии и продюсирования и другим, изучаемым в Школе телевидения, в единую систему в практической работе тележурналиста.
Репортер, интервьюер, комментатор, обозреватель, модератор, шоумен, ведущий новостей. Юмор в журналистике. Специфика телеэкрана. Журналист в кадре и за кадром. Новейшие цифровые и компьютерные технологии в сфере работы с информационными потоками. Синхронность – асинхронность, он-лайн, офф-лайн.
Монетизация интернет-проектов журналиста.
Мастерство редактора ТВ и интернет-каналов (функции, специфика работы).
Журналист не только работает в постоянном контакте с редактором, но иногда и сам переходит на такую должность, поэтому нужны навыки редактирования и продюсирования.
Принятие решения и ответственность. Организация соответствия содержания передач утвержденному сценарию. Координация редакторов и дежурных продюсеров. Верстка выпуска breaking news. Взаимодействие с информационными службами. Взаимодействие со службой монтажа (написание подводок)
Функции современного редактора –продюсирование, создание текста, работа с актером. Создание оригинальных передач. Повышение рейтинга канала. Выбор темы, поиск материала.
Организационная работа по координации действий команды. Лидерство в коллективе. Стратегия и тактика. Анализ информации. Постановка задачи корреспонденту.
Редактирование и создание текстов телевизионных программ. Работа под руководством шеф-редактора, главного редактора.
Действия в форсмажорных обстоятельствах – срочно написать материал, взять интервью, выйти в эфир. Проверка фактов.
Каждая новая телепрограмма начинается с Редактора и идеи. Задачи Редактора телепрограммы –решить, в каком ключе подать его зрителю.
Особенности работы с героем сюжета, очерка и т.д. или гостем программы
Умение быстро принимать решения.
Подготовка сюжетов, проектов, выбор тем, составление документации.
Редактирование текста.
Мастерство продюсирования:
Продюсирование – одна из возможных функций тележурналиста или редактора. Возможность работы продюсером на основе образования журналиста, редактора. Роль продюсера. Структура отношений журналиста и продюсера. Участие продюсера во всех стадиях создания программы, от начала разработки до выпуска. Регулирование финансовых, административных, технологических, творческих или юридических аспекты деятельности процесса телепроизводства.
Тележурналист в функции продюсера (составление смет, таймингов). Контроль процесса видеомонтажа, производства компьютерной графики, озвучания. Подготовка (продюсирование) выпусков телепрограммы. Финансирование проекта. Расчет сметы расходов и бюджета проекта. Реализация идеи. Создание творческо-производственного коллектива. Телевизионный рынок. Сбыт продукции.
Практическое задание – организация съемочной группы
Основы драматургии.
(сценарное мастерство).
От замысла к реализации.
Теледраматургия.
Литературный сценарий и сценарный план
Литературный сценарий документального и игрового телефильма и телепередачи как литературное произведение
Форма сценария. О «сценариях», написанных классиками литературы. Композиция сценария. Сюжет и фабула. Структурная единица сценария. Конфликт как движущая сила сюжета. Приемы усиления конфликта.
Стилистика сценария
Образная система сценария. Специфика закадрового текста.
Сценарный план и сценарная заявка телевизионной фестивальной программы.
Существующие в телевизионной практике способы записи и оформления телевизионного сценария. Подготовка презентации своего сценария.
Конкурс сценариев.
Создание и редактирование текста
(стиль, лексика, речевые ошибки).
Нормативно-языковые:
Орфографические, пунктуационные,
лексико-семантические, грамматические, фразеологические.
Опечатки как причина смысловой ошибки.
Нормативно-стилевые ошибки: внутристилевые и межстилевые.
Нормативно-эстетические ошибки. Дисфония. Переразложение.
Культура и техника речи.
Культура речи.
Мастерство эфирного выступления на радио и телевидении.
Чтение с листа и телесуфлер. Группирование слов. Быстрый анализ структуры фразы. Способы оживить чтение по телесуфлеру.
Орфоэпия – правильное произнесение слов. Работа со словарем.
Логика речи: актуальное членение предложений, логическое ударение и логический центр, основные законы, знаки препинания, паузы. Главное и второстепенное, композиция, перспектива, подтекст.речи (текста). Композиция. Вступление, основная часть, кульминация, заключение. Законы логики: тождества, противоречия, исключенного третьего.
Виды публичных выступлений. Эмоция, атмосфера, темп, ритм. Умение говорить под музыку. Правильное произнесение стихотворного текста.
Нормативное произношение, ударение, разрушение устойчивых словосочетаний, жаргон. Методы изложения материала.
Использование вспомогательных средств в работе тележурналиста (словари, справочники и т.д.).
Речевые ошибки в языке СМИ. Трудные случаи формообразования слов. Трудные случаи ударения. Трудные случаи употребления слов. Нормативные рекомендации.
Техника речи. Тренировка и укрепление речевого аппарата
Дикция. Работа по исправлению недостатков и отработка легкости речи. Постановка речевого голоса: дыхание, артикуляция, резонирование, развитие диапазона, гибкости голоса. Орфоэпия (правильная речь): литературная норма произношения, работа со словарем, «Голосовые фигуры» знаков препинания.
Выразительное чтение с элементами актерского мастерства:
Разные стили телевизионных текстов. Неслышное дыхание, мягкий тембр, чистая дикция. Субтон. Правильная артикуляция. Выправление говора. Закадровый текст и радиопрограммы – умение быть видимым.
Подготовка к передаче
Особенность работы в живом эфире, импровизация. Оптимальное творческое состояние.
Актерское мастерство
Система Станиславского в практическом применении. Методики М. Чехова, биомеханика Мейерхольда. Театр переживания и условный театр.
Постановка задачи актеру – процесс и результат.
Действие в разных жанрах. Актерское мастерство в свете современной психологии. Элементы психотренинга. Игра и импровизация. Перформанс. Актер в телесериале. Рекламные ролики и мастерство яркого эпизода.
Педагог предлагает эффективные авторские методики. Систематизированные закономерности использования средств вербальной и невербальной коммуникации: в виде правил эффективного общения, алгоритмов человеческого поведения и выражения чувств и мыслей в жизни и на сцене. Особенности применения мимики, жеста в современном театре и на экране. Единство психических и физических процессов – жизнь духа и тела. Произвольное и непроизвольное внимание. Управление эмоциями через воображение.
Тема частично сформулирована в виде раздаточного материала – краткие выжимки широких тем: «7 видов пауз и их функции», «10 движений головы и их значения в речевом процессе», «13 видов реакций (актерских оценок)», и так далее.
Актерское мастерство – навыки, которые нужны во всех творческих профессиях – это знание о человеке.
Мастерство телеведущего
- Работа в эфире, телесуфлер
- Работа ведущего в разных стандартах телеэфира. Мастер-класс Юлианны Шаховой
Стилистика
Соответствие имиджа ведущего стилю передачи или сюжета.
Основы грима
Пластика
Тренинг пластической свободы, гибкости, равновесия, ориентации в пространстве. Фиксация мизансцены. Контактная импровизация.
Операторское мастерство.
Основы операторской профессии.
Свет и цвет
Физическая природа света. Спектральный состав. Цветовая температура. Белый цвет. Основные световые величины. Световой поток. Сила света. Освещенность. Яркость. Световая отдача. Элементы цветоделения. Цвет, цветовой тон. Насыщенность. Основные и дополнительные цвета. Световая характеристика материала. Отражение, поглощение. Пропускание света, коэффициенты.
Гримы
Спектральные характеристики отражения белой кожи лица. Источники света. Искусственные источники света. Спектральный состав естественного света.
Оптика
Современные объективы. Основные характеристики. Фокусное расстояние. Угол зрения. Масштаб изображения.
Операторская техника
Техника ТВ и творческий процесс. Работа на программах информационного жанра. Особенности работы на спортивных, массовых и музыкальных программах.
Авторский аспект работы оператора. Автор – оператор. Режиссер – оператор.
Монтажные съемки и их особенности. Темпо-ритм сюжета. Внутрикадровый монтаж.
Фотосъемка. Принципы работы современного фотоаппарата, наилучшие режимы съемки и параметры, рекомендуемые для достижения наилучшего результата. Простые алгоритмы получения качественных изображений. Создание в кадре эффектов
Мастерство режиссуры (клипмейкера).
Специфика предмета режиссуры монтажа.
Жанры телепередач.
Режиссерская экспликация. Раскадровка. Кадр (законы композиции).
Постановка режиссерской задачи. Условия реализации режиссерской задачи. Способы реализации режиссерской задачи
Монтаж как художественная форма
Основа построения монтажной концепции экранного произведения.
Фразеология монтажа. Клиповый монтаж (кадры короткие и крупные, действия энергичные, вырезаются подробности, переходы). Поэтический монтаж. Ритмический монтаж. Звукозрительный монтаж. Роль режиссера в создании телепередач. Приемы психологического воздействия на зрителя (эффект присутствия, обратная связь). Выездная съемка.
Процесс аудиовизуальной коммуникации со зрителем. Экранное произведение.
Базовые понятия монтажа, их взаимосвязь с технологическим процессом создания экранного произведения. Правила построения монтажных переходов и условия их выполнения. Режиссерская мотивация выбора монтажного решения. Аудиовизуальный образ. Особенности монтажа, привязанного к звуку изображения. Темпо-ритмическое построение экранного произведения. Жанровые особенности монтажной структуры экранного произведения.
Типы монтажа. Коммуникативная единица аудиовизуального языка. Виды монтажа.
Параметры содержания изображения и дифференциально-психологические черты их восприятия зрителем.
www.1tvs.ru
Профессия — Журналист, телерепортёр, телеведущий
(а также корреспондент, обозреватель, редактор отдела в СМИ, фотокорреспондент, литературный сотрудник газеты)
Специальности: журналистика, международная журналистика, тележурналистика, военная журналистика
Специализация в зависимости от избранной тематики или второго (дополнительного) образования (культура, экология, экономика и финансы, бизнес и предпринимательство, политика, наука, отраслевая журналистика: медицина, телематика, транспорт и т.д.)
Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения):
Высшее журналистское (журналист, журналист-международник, тележурналист, военный журналист) – факультеты журналистики университетов либо издательско-полиграфических вузов, фотохудожественное отделение кинооператорского факультета ВГИКа
Высшее филологическое (литературный работник, филолог, преподаватель русского языка и литературы, переводчик с иностранного) – Литературный институт имени А.М. Горького, филологические факультеты университетов
Высшее гуманитарное (с любой квалификацией) + факультет или курсы журналистики для лиц, имеющих высшее образование
Высшее в любой отрасли экономики + факультет или курсы журналистики для лиц, имеющих высшее образование.
Примечание*. Не менее половины всех успешных журналистов имеют образование, никак не связанное с журналистикой и издательским делом. Главное для таких журналистов – успешное владение темой, которую они ведут в том или ином СМИ.
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Неподдельный интерес к общению с разными людьми, поиску труднодоступной информации, к расследованию разных тайн и загадок, стремление докопаться до правды и рассказать об этом другим людям. Кроме того, необходима с рождения развитая наблюдательность за происходящим вокруг, а также способность запоминать большие объёмы информации и внятно излагать собранную информацию в виде материала, подаваемого для публикации. На творческом конкурсе во время поступления на факультет журналистики выявляются не всегда, способность писать для газет и журналов может развиться со временем на базе качественного академического образования. Желательны также хорошая физическая и психологическая выносливость, способность преодолевать преграды, чинимые людьми, не заинтересованными в публикации каких-то социально важных сведений. Очень важно умение непринуждённо общаться с незнакомыми людьми, быстро заводить новые знакомства и в беседах «раскручивать» людей на откровенность.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Русский язык и литература, иностранный язык*, история, география, физкультура, журналистика*, информатика, компьютерный набор, фотодело (оперативная съёмка), культура речи*
Характер и содержание работы по данной профессии:
Поиск разной информации и тем согласно потребностям СМИ, в котором работаете, организация контактов с нужными людьми, проведение интервью, написание журналистских произведений для публикации или выхода в эфир, организация прямых съёмок (для тележурналиста), командировки в разные точки мира, страны, области (в зависимости от статуса СМИ, в котором работаете), вычитка сверстанных материалов («свежая голова»), другое дежурство в редакции.
Очевидные плюсы
Профессия творческая, увлекательная, динамичная, литературная, публичная, требующая в себе сочетание качеств, присущих не только мастерам пера, но и актёрам, психологам, следователям, социологам, аналитикам, редакторам, организаторам, гидам, спасателям и представителям других профессий. Возможность быстро сделать профессиональную карьеру и получать высокие гонорары. Постоянные встречи с интересными людьми, порой широко популярными, в том числе со звёздами эстрады, оперы и балета, спорта и т.д.
«Подводные камни», очевидные минусы
Одна из самых рискованных для здоровья и жизни профессий. К тому же в ней высок риск остаться неоценённым и невостребованным, либо всю жизнь «просидеть» в каком-нибудь малоизвестном издании для узких специалистов или районной газете, которую читают в основном пенсионеры. Успешным журналистам приходится мотаться по командировкам, что существенно затрудняет личную жизнь. Высока вероятность угодить под суд.
Возможные профессиональные заболевания: расстройства зрения, вегетососудистая дистония – риск незначительный
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*
В Москве: 15 000 – 150 000 (чаще 25 000)
В крупных областных центрах: 10 000 – 30 000 (чаще 12 000- 13 000)
В глубинке России: 6000 – 20 000 (чаще 12 000)
Наконец-то мы добрались до одной из самых престижных и самых…искажённых по представлениям молодёжи профессий. Я имею в виду, что во все времена (а нынешнее – не исключение) о работе журналиста мечтающие овладеть этой профессией юноши и девушки думали совсем иное, чем существует в реальности.
Прежде всего, молодые люди склонны полагать, что журналист – это круто. Скажу сразу: далеко не для всех и далеко не всегда.
Школьники упорно не хотят верить в то, что заработки журналистов в основной своей массе не выше заработков электриков на стабильно работающем заводе. Но что дети? Однажды сотрудница нашего издательства спросила меня, сколько мне заплатили за сравнительно большую статью в новом глянцевом журнале. Когда я назвал цифру 3000, она решила, что речь идёт о долларах. И жутко удивилась, когда я уточнил.
Короче, прошу всех, кто мечтает о баснословных гонорарах за публикации, на которые, якобы, можно жить, не работая, усвоить следующее. Жить на одни только журналистские гонорары в принципе можно. Но мало реально. Более менее крупные, сравнимые со среднемесячными заработками гонорары получают единицы. Это, как правило, журналисты, достигшие всенародной известности. Основная же масса журналистов пашут с утра до вечера, выполняя задания редакции. И требования к этим заданиям с годами не падают. Редакторы современных изданий, ищущие новые перья, часто жалуются друг друга на стремление выпускников факультетов журналистики (и вообще молодых авторов) к халтуре. В ответ на объявления типа «редакция приглашает внештатных корреспондентов с перспективой зачисления в штат» девять претендентов из десяти присылают одно лишь резюме, некоторые свои красивые фотографии. Но редактору нужны хорошие материалы, которые можно было бы поставить в номер. Когда же кандидат на вакансию выполняет просьбу редакции что-нибудь написать на конкретную тему, присылает он в конечном итоге либо какой-то из своих старых, кое-как переработанных материалов (что он старый, опытный редактор видит сразу), либо вообще компиляцию чужых материалов, взятых из Интернета. А нужно провести беседы с разными людьми (и далеко не с первыми встречными), с которыми требуется, мало того что, созвониться, так ещё и договориться о встрече. Интересные редакциям люди, как правило, труднодоступны.
Самое трудное в профессии журналиста, каким бы странным это ни казалось на первый взгляд, один к одному совпадает с самым трудным в профессии менеджера по поиску клиентов. То есть труднее всего, оказывается, не писать так, чтобы все хвалили, а общаться с разными людьми, на момент разговора, как правило, незнакомыми.
Казалось бы, какие проблемы? Вы же не на деньги хотите раскрутить нужного человека.
Да, нередко журналист даже сам предлагает нужному человеку деньги (и начальство журналисту для этих целей деньги специально выделяет). И нужный человек всё равно отказывает в информации. Или говорит с ним совсем не о том, что требует от журналиста редактор. Почему? Всё очень просто. Часто от журналиста требуется «вытащить» информацию или мнение, которое кого-нибудь очень сильно скомпрометирует. И этот кто-нибудь очень часто бывает либо тем самым нужным человеком, либо его начальником.
В ежедневных газетах, освещающих, скажем, криминальные новости, от репортёра нередко требуют добыть и изложить в репортаже сведения, разглашение которых может помешать оперативной работе милиции. Естественно, что прибывшие на «жареные» факты оперативники стараются не общаться со сбежавшимися к месту происшествия репортёрами, часто даже норовят прогнать, запугать, просто помешать собирать материал для публикации. Бывает, и фотокамеру разобьют, и по физии смажут, чтобы корреспондент убежал «лечиться». И даже очень грамотный, интересно и быстро пишущий человек с дипломом журналиста нередко пасует перед такими преградами.
Вы скажете, что я привожу в пример явные крайности, мол, не во всех изданиях требуют срочно «влезть в окно там, где не пускают в дверь». Верно — много ещё в мире изданий, в которых публикуют просто хорошо написанные статьи и очерки. Вопрос в том, о чём писать. Скажем, вы любите писать о театре и нашли издание, публикующее материалы о разных театрах, актёрах, режиссёрах. Допустим, там требуются корреспонденты и вам сходу дали задание написать о жизни актёра. Разумеется, известного, которого знают массы зрителей. Допустим даже, что редактор (пойди найди такого) за вас договорился о встрече с этим актёром. Вы пришли к нему. Думаете, всё? Материал в кармане? Это как сказать.
Известные актёры – люди не только очень занятые, но ещё, как правило, и капризные. (И не только известные актёры, а вообще все известные люди). И если вы лично покажетесь этому человеку неинтересным собеседником, вряд ли что от него добьётесь. Он скажет вам несколько банальных, никому не нужных фраз, а потом ещё и пожалуется на вас редактору: мол, корреспондент пришёл не подготовленным к беседе. И придётся вам, скорее всего, искать другую редакцию.
Часто начинающие журналисты пишут консультационные материалы о гриппе, о косметике, юношеских прыщах, совершенно не ссылаясь на источники, из которых брались сведения. Ясно, что никакой редактор не захочет публиковать то, что не вызывает доверия у читателя. Представьте, что вы прочитали о том, какие симптомы проявляются при гепатите С, но вместо подписи специалиста медицины увидели просто подпись типа «Маша Иванова». Никто не захочет и платить за этот, явно чужой, материал. Другое дело, если о болезнях или других специальных проблемах корреспондент берёт интервью у широко известного, авторитетного в научных кругах специалиста. Но ведь с ним надо и договориться о встрече, и грамотно построить беседу. А это требует, во-первых, высокого уровня коммуникабельности, во-вторых, грамотной, безукоризненной речи, в-третьих, знания темы хотя бы на уровне любителя. А главное – нужно быть просто интересным собеседником. Большая беда для многих начинающих журналистов – это неумение при встрече с нужным человеком повести разговор по нужному редакции руслу. Многих юношей и девушек, пробующих себя в журналистике, буквально в ступор вводит необходимость очаровать собеседника. Вместо того чтобы уже по телефону, в момент первого, заочного, знакомства с предполагаемым собеседником (поставщиком нужной информации) говорить раскованно и увлечённо, молодые люди и девушки нередко ограничиваются дежурными фразами типа «здравствуйте, я из газеты такой-то, мне поручено взять у вас интервью на тему…», да ещё произносимыми голосом, вызывающим вместо расположения к говорящему желание скорее положить трубку. Отсюда и стремление молодых журналистов черпать материал для публикации из Интернета, что не нравится ни редакторам, ни читателям.
Но если вы всё-таки неутомимая балаболка, которую не парализуют язвительные, а подчас и явно грубые ответы интервьюеров, если общаться с людьми для вас – это увлекательно и просто необходимо для ощущения полноты счастья, если у вас к тому же гипертрофированный интерес ко всему, что происходит в жизни вокруг вас и ничто не оставляет вас равнодушным, если вам про все хочется дознаться, докопаться – журналистом быть вам на роду написано.
А вообще есть такая шутка: чем отличается журналист от следователя? Ответ: ничем; оба они всё вынюхивают и всех расспрашивают. Только журналист все про всех разбалтывает, а следователь все про всех утаивает. И поэтому следователь терпеть не может журналиста.
Где учатся на журналиста? Разумеется, на факультетах журналистики. Автор этой книги, к примеру, закончил факультет журналистки МГУ имени Ломоносова. Однако если попасть на этот заветный факультет вам не удастся – не спешите записывать себя в неудачники. В реальной журналистике лишь четверть, а то и меньше всех состоявшихся специалистов имеет диплом журналиста – большинство успешных корреспондентов, репортеров, публицистов и редакторов закончили другие факультеты, причём совершенно разные. Журналисты получаются не только из филологов – из биологов, математиков, историков, инженеров, врачей и представителей других профессии тоже. Ведь как шутят многие выдающиеся мастера пера, журналист – не профессия, а призвание, состояние души. Не будешь интересным для самых разных людей человеком – никогда не сможешь писать для разных людей интересные материалы. А чтобы стать интересным человеком, не обязательно освоить газетно-журнальное (телевизионное и прочее) дело в университете. Нужно быть просто грамотным, разносторонне развитым, обаятельным человеком с активной жизненной позицией. И тогда всё у вас получится.
Но если вы всё-таки надумали поступать на факультет журналистики, то сразу же идите в любую местную редакцию, знакомьтесь с её сотрудниками и просите у них задание. Прежде чем вас допустят до экзаменов, вам придётся представить в приёмную комиссию не меньше пяти публикаций (причём три из них – за последний перед поступлением год).
Начинаются экзамены, как правило, творческим сочинением. То есть абитуриентам дают на выбор несколько тем, например, «Встреча, которая мне запомнилась». И нужно будет написать на эту тему статью в газету или журнал. И тут стоит отойти от распространенного в порекомендовавшей вас к поступлению на факультет газете стиля, а постараться написать так, будто вы разговариваете с вашим любимым другом, которого долго ждали и наконец-то дождались. Выдержите этот конкурс – пойдёте на собеседование.
Вас там могут спросить о чём угодно: какой тираж у газеты, в которой вы печатались, на кого она ориентирована, почему вы думаете, что из вас получится журналист. Звучат вопросы и вовсе на первый взгляд не относящиеся к теме. Одного абитуриента из моего потока, к примеру, спросили, когда он женится. А что вы хотите? Журналист должен быть находчивым, уметь поддержать беседу на любую тему.
Но вот вы допущены до основных экзаменов. И вам придётся сильно попотеть на сочинении по литературе. И если на творческом сочинении обычно дозволяется сажать орфографические и пунктуационные ошибки, то в сочинении по литературе и русскому языку – ни боже мой. Но ведь нужно будет писать, по сути, анализ литературного произведения классика, изучаемого в школе. Я, например, писал сочинение на тему «Общее и различное в комедиях Гоголя «Ревизор» и Грибоедова «Горе от ума». Жутко трудная тема. Но я получил за нее заветную четвёрку. А многие из тех, кто выбрали тему «Война 1812 года в романе «Война и мир» Толстого» получили двойки. Думали, уж про войну-то напишут. Но тему раскрыть не сумели. Ведь нужно ещё и цитировать, и анализировать, причём не только сюжетный ход произведения, но и стиль автора, его язык. Лев Толстой – писатель очень трудный для понимания вчерашнему школьнику. В любом случае, литературу надо знать хорошо. Кроме неё придётся сдавать и иностранный язык, возможно ещё и историю. Мы сдавали в конце русский язык и литературу устно.
Ну и потом ведь учиться придётся. А главное – профессия журналиста конкурсная. То есть диплом ещё не гарантирует работу по этой профессии. Всегда придётся доказывать, что твои статьи не только безукоризненны с точки зрения стилистики, знания темы и грамотности изложения, но ещё и кому-то нужны, кто-то будет из-за них покупать газету или журнал, слушать радио и т.п..
Последнее, что бы мне хотелось сказать будущим абитуриентам факультетов журналистики, – это проблема безопасности журналиста. В принципе, для многих современных журналистов она вообще не существенна. Здесь очень многое мифологизировано. То есть, большинство информационно-литературных сотрудников СМИ пишут на темы, не затрагивающие, скажем так, чью-либо безнаказанность и не требующие нахождения в опасных местах. В горячие точки, равно как и на операции по обезвреживанию террористов (грабителей и т.п.) попадают, как правило, не более одного журналиста из ста. И конкурс на такую работу чаще всего довольно высок. Правда, можно рисковать жизнью и при сборе материала о совсем мирных делах. Это уже зависит от характера журналиста. Один мой знакомый журналист, пришедший в СМИ из юриспруденции, однажды отважился прыгнуть с парашютом из АН-2 вместе с молодыми спортсменами. Мало того, что у него не было к тому моменту никакого опыта прыжков с парашютом, так и в возрасте он был уже далеко не юном. В результате журналист сломал себе ногу и повредил позвоночник, к счастью, инвалидом от этого не стал. Автор же этих строк во время студенческой практики не испугался полезть на металлический каркас строящегося здания, пройти, держась за страховочный трос, по подкрановой балке шириной полметра и в конце без всякой страховки прыгнуть с каркаса на крышу рядом стоящего здания. Одно неудачное движение, и меня бы уже тогда не было в живых. Но после того случая я без всякой задней мысли спустился вместе с шахтёрами в шахту, где на меня едва не обрушился тяжеленный ком породы. Хорошо, бригадир успел оттолкнуть меня в сторону ещё за полминуты до того, как оползень сдвинулся с места.
Ну и несколько слов о телевизионной журналистике. Сразу хочу внести ясность: телеведущий – это тот же тележурналист (телерепортёр), который специализируется, как правило, на так называемых студийных передачах. То есть если телерепортёр выезжает с оператором или целой съёмочной группой на место событий или на интересный телезрителям объект, то ведущий собирает в студии нужных ему для передачи людей и ведёт с ними беседу, которая записывается операторами прямо на месте.
Разница телеведущего ещё и в том, что от него требуется умение внятно и увлекательно говорить, в то время как для телерепортёра – умение находить интересные объекты, информацию для съёмок и компоновать сюжет, руководя операторами. В некоторых случаях тележурналист снимает сам, и тогда ему приходится самому обрабатывать отснятый материал и монтировать плёнку. Но и даже если снимают репортаж операторы, журналист как автор и организатор сюжета (в данном случае он выступает в роли одновременно сценариста и режиссёра) всё равно остаётся в монтажной лаборатории тедестудии вместе с операторами до тех пор, пока остнятый под его руководством репортаж не будет готов к демонстрации его редактору передачи, в которой предполагается разместить это видеосюжет.
Следует помнить, что и телеведущий, и телепортёр, прежде чем приступить к съёмке или выехать на место съёмки, обязательно пишут сценарий беседы или видеосюжета. Исключение для репортёров выпуска новостей, так как предсказать развитие оперативных событий в городе или стране в целом, как правило, невозможно.
Выходит, что корреспондент печатных СМИ занимается почти тем же, что и телеведущий с телерепортёром, только не вставая в кадр, не озвучивая и наоборот – сначала берёт интервью и собирает факты, а потом пишет статью (своего рода сценарий)[1]. В то время как его коллеги на телевидении чаще всего вначале пишут сценарий, а потому по нему берут интервью и снимают видеоматериалы.
Что касается заработков, то в журналистике они больше зависят не от вида СМИ (печатные, электронные или эфирные), а от их ранга и коммерческой успешности, а также от успешности в них самого журналиста. По весьма условной статистке, тележурналисты в среднем по регионам получают процентов на 20 выше своих «печатных» коллег. Однако, во-первых, устроиться тележурналистом заметно труднее, чем в газету (хотя бы потому что далеко не в каждом городе есть своя телекомпания, а местное радио сегодня начало отсупление на задний план истории), а во-вторых, работа у тележурналиста более интенсиваня и суетная, её труднее организовать, чем работу в печатных изданиях.
Корреспонденту газеты, во всяком случае, не нужно тащить за собой сложную и дорогую аппаратуру, а потом заниматься монтажом видеоматерила. И фотографировать для газеты иди журнала вполне можно обычной мыльницей или цифровой камерой, умещающейся в кармане. Так что плюсы тележурналистики тут же съедаются её минусами.
Хотите стать журналистом? Тогда за дело. Как любили раньше говорить в районных газетах, ручку в карман, блокнот за пазуху, фотоаппарат на шею, ноги в руки и
вперёд.
yaspecialist.ru
обязанности и требования, карьера, заработок
Журналист – это работник, который специализируется на поиске, обработке и распространении актуальной информации посредством СМИ.
Главная цель работы журналистов – это доступно донести до аудитории необходимую информацию и создать определённый информационный фон.
Разновидности
Профессия журналист может включать в себя следующие должности:
- Внештатные корреспонденты или фрилансеры – это самостоятельные специалисты, которые предлагают свои материалы изданиям.
- Собственные корреспонденты. В их обязанности входит сбор информации и доставка свежих новостей. Их задача – отлично разбираться в: митингах, в концертах, и других всевозможных мероприятиях.
- Репортёры – это создатели жанров новостей. Их цель – вовремя оказаться в нужном месте, в нужное время.
- Ведущие рубрик. Они ведут постоянные разделы в изданиях, на радио и телевиденье.
- Ответственные секретари. Они контролируют весь процесс, который касается выпуска свежего номера.
- Главные редактора – это ответственные работники, которые возглавляют редакцию СМИ и координируют работу.
- Журналисты, которые нашли себя в рекламе. В наше время это очень актуально, да и зарабатывают они хорошо. Довольно перспективным и популярным является данное направление в журналистике.
- Тележурналисты и радиожурналисты пишут сценарии, озвучивают тексты, подготавливают свои программы, и выходят в прямой эфир.
- Интернет-журналисты – объединяют почти все разновидности вместе.
- Международные журналисты – это настоящая журналистская элита. Требования к ним завышенные, поэтому их знания должны быть на высоте. Они должны разбираться во многом и знать несколько иностранных языков, историю, психологию, этику, ораторское искусство.
Главная задача всех журналистов – это грамотно донести информацию о событиях до граждан и сформировать их мнение о происходящем.
История профессии журналист
Профессия положила начало в далёком прошлом. Археологам удалось найти первые упоминания о журналистике в Древнем Риме – это были таблички, на которых были надписи событий.
В России в 1702 году появилась первая информационная газета «Ведомости». А при Советском Союзе началось использование прессы для пропаганды и возвеличения коммунистического строя.
В настоящее время профессия журналист довольно распространена и популярна.
Профессиональный праздник
Днём журналиста Украины провозглашено 6 июня. Данный праздник считается официальным. Его празднуют не только журналисты, но и репортёры и корреспонденты.
Довольно часто в этот праздничный день, проводят разнообразные мероприятия, на которых представители профессии получают награды и премии, за неоценимые вклады в развитие СМИ.
Также этот праздник стал любимым для многих людей, ведь в этот день нередко проходят концерты с участием звёзд эстрады и кинематографа.
Плюсы и минусы
Быть журналистом вполне выгодно:
- Интересная и занимательная работа. Журналист всегда оказывается в центре событий, узнаёт первым новости и общается с большим количеством людей.
- Высоко востребованная профессия – профессия всегда будет актуальной и востребованной, ведь в нашем современном мире, без новостей никуда.
- Работа, приносит общественную значимость и пользу. Благодаря журналистике, люди всегда могут получить необходимую информацию, которая очень важна для них. Журналистика творит историю, даже через много лет к материалам могут обратиться люди, которые пожелают воссоздать картину былых событий.
- Знакомства и связи. Данная работа подразумевает много новых знакомств и общений с довольно интересными людьми. Это могут быть как звёзды, так и адвокаты, чиновники и прокуроры. Всё это может пригодиться в будущем.
- Высокая заработная плата. Журналисты, которые становятся, действительно, профессионалами своего дела зарабатывают довольно хорошо. Их доходы могут исчисляться тысячами долларов. Но к этому необходимо прийти упорным трудом.
Но существуют и некоторые недостатки:
- Возможность выражать свою точку зрения отсутствует. Журналистам часто приходиться приукрашивать факты и доносить события так, как того требует заказчик.
- Существует риск повешенного эмоциональной напряжения, ведь часто журналисты находятся в гуще событий, порой даже очень неприятных и опасных. Они вынуждены иметь дело и со страшными вещами, из-за чего часто морально опустошаются.
- Общаться иногда приходится с малоприятными людьми. В ходе работы данным специалистам приходиться вести диалог разными людьми, и не все они приятны и адекватны. Некоторые даже могут быть скандалистами и энергетическими вампирами, а такое общение запросто может вбить с колеи.
- Есть вероятность вызывать на себя негатив. Это может произойти из-за того, что вам необходимо будет осветить событие с одной стороны, а люди могут придерживаться абсолютно другой. Вас могут даже возненавидеть, и начать отзываться дурно о вашей персоне.
Ну а самый весомый минус – это ненормированный рабочий график и нелёгкие условия труда. Иногда работать приходиться по ночам, в мороз, в метель, и даже в опасных для жизни зонах, если того требуют обстоятельства. Такова обратная сторона славы и признания журналистов.
Существует определённый риск в работе, но ведь цель всегда оправдывает средства!
Противопоказания
Однако у данной профессии имеются свои противопоказания. Журналистом не смогут работать люди, у которых отсутствует:
- грамотность;
- логическое мышление;
- умение контролировать свои эмоции;
- коммуникативные навыки.
А также тем, у кого наблюдаются неврологические заболевания, дефекты речи, и различные фобии тяжело будет работать по данной специальности.
Требования к профессии
К журналистам обычно предъявляют данные требования:
- высшее образование;
- знание психологии общения;
- иностранные языки;
- самоконтроль;
- культура речи;
- умение образно мыслить;
- оперативность;
- любознательность.
Одни из самых главных требований – это ответственность журналиста и способность ясно излагать свои мысли.
Профориентация поможет убедиться в том, что данная специальность вам действительно подходит, и тогда в данной профессии будет намного легче самореализоваться.
Должностные обязанности
Обязанности журналиста:
- подготовить информационные материалы на необходимые темы;
- придумать вопросы для интервью, назначить встречи, выехать на место их проведения и провести интервью;
- обработать информацию, которая собралась в ходе интервью, и предоставить её в виде информационных материалов;
- проверить достоверность информации.
В журналисткой деятельности важно не забывать подготавливать информационные материалы согласно графику, утверждённым главным редактором.
Ответственность
Ответственность журналиста заключается в:
- неисполнении или некачественном исполнении должностных обязанностей;
- причинении материального ущерба работодателю;
- правонарушении, совершённом в процессе осуществления своей деятельности.
Полномочия журналиста
Журналист имеет право на:
- запрос информации и документов, которые не обходимы для выполнения должностных обязанностей, от сотрудников и руководства;
- ознакомление с документами, которые определяют права и обязанности по занимаемой должности;
- внесение предложений руководству, которые связаны с совершенствованием работы.
Особенности профессии
Работа журналистов считается довольно значимой в наше время. Именно журналисты влияют на мнение общества по разным вопросам. Но, увы, сами они довольно часто, имеют ограничения в высказывании собственного мнения. Журналисты могут лишь выражать позицию редакции СМИ, где они работают.
Журналисты – это необыкновенно талантливые люди. И ведь не зря, говорят, талантливый человек, талантлив во всём – это полностью относится к журналистам. Ведь в одном человеке сочетаются множество талантов: писателя, оратора, психолога, политика, социолога, ведущего, и даже учителя. Мастерство журналистов не имеет границ, и часто поражает своей многогранностью.
Данная профессия относиться к разряду творческих, но стоит помнить, что это довольно ответственная работа, ведь журналист несёт ответственность за каждое своё слово.
Также данная профессия является довольно опасной, ведь возможны командировки в горячие точки при экстремальных условиях труда. Иногда журналисту приходится работать в бешеном темпе, и его рабочий график может стать ненормированным.
Но, несмотря на многие сложности, работа журналиста всегда была, есть и будет достаточно интересной. Каждый день журналистов насыщен захватывающими событиями и новостями. Они общаются с огромным количеством людей и заводят полезные знакомства. Поэтому мастера пира имеют широкий кругозор и являются интересными и творческими личностями.
Мир журналиста ярок, полон новых известий и событий. Он так и манит к себе новых специалистов, но есть условие – по-настоящему любить свою работу, и быть преданным ей.
Необходимые профессиональные навыки и знания
Основные навыки и умения журналистов:
- работа с информацией;
- выделение главного среди большого объёма информации;
- нахождение объяснений фактов;
- чёткая речь;
- понятная манера написания текста;
- понимание и следование закона СМИ;
- тактичность.
Порой журналистам приходиться задавать неудобные вопросы, чтобы добраться до сути, поэтому осторожность и психологические знания им просто необходимы.
Личные качества журналиста
Чтобы стать хорошим журналистом необходимо обладать следующими качествами:
- коммуникабельностью;
- любознательностью;
- креативностью;
- находчивостью и сообразительностью;
- мобильностью;
- наблюдательностью;
- стрессоустойчивостью;
- трудолюбием;
- эрудированностью;
- этичностью;
- усидчивостью.
Личные качества журналиста непосредственно влияют на их профессиональную деятельность. Для репортёров довольно важны оперативность, мобильность и инициативность. Журналисты должны обладать внимательностью, доброжелательностью и чувством юмора.
Данные специалисты должны придерживаться профессиональной этики и иметь достаточно широкий кругозор.
Карьера журналиста
Профессия журналист подразумевает достаточно хороший карьерный рост. Появляется возможность достичь больших успехов и стать популярным. Работа на радио, телевиденье, даже в роли главных ведущих – это вполне реальные цели. Многие знаменитые ведущие шоу-программ, ток-шоу, новостных телепередач, начинали свою карьеру с работы в маленьких СМИ.
Карьерный рост начинается с должности редактора рубрики, потом начальника отдела, далее выпускающего редактора, а заканчивается главным редактором СМИ.
Много журналистов могут стремительно возрасти по карьерной лестнице до редакторов крупных и известных СМИ. А в дальнейшем могут стать даже их владельцами.
Места работы
Где работать журналисту? Журналист легко может найти себе работу в
- в издательствах;
- рекламном и маркетинговом агентствах;
- пресс-службе;
- на радио и телевиденье
Корреспондентом можно работать, начав сотрудничать с интернет-ресурсами.
Профессиональный журналист, со временем, также может запустить своё шоу или начать издавать своё издание
Сколько зарабатывают журналисты
Заработок журналиста зависти от:
- опытности;
- известности;
- тематики материалов;
- места работы.
В России заработок журналиста колеблется от 250 до 1200 долларов.
В Украине от 100 долларов до 600 долларов.
Если специалист себя хорошо зарекомендует, то доход его может резко увеличиться и работодатели начнут его сами привлекать в свои проекты.
Все журналисты знают: сначала необходимо работать на своё имя, а потом имя будет работать на тебя.
Как стать журналистом без опыта и образования
Как стать журналистом без специального образования?
Довольно часто много талантливых людей задаётся этим вопросом. Ведь, далеко не все, имеют средства и возможности на обучение.
Но если же мечта стать журналистом довольно сильна, то можно найти способы её достижения. Например: можно начать обучаться самостоятельно, читать специализированную литературу, смотреть видеоуроки, заходить на журналистские форумы, брать пример с известных журналистов.
Если опыта нет совсем, то можно его наработать посредством:
- интернет ресурса;
- копирайтинга;
- написания отзывов;
- ведения личного блога.
Со временем вы сможете создать портфолио своих работ, а это значительно увеличит шансы на успех. И вас уже начнут приглашать в проекты сами заказчики. Но вы должны понимать, что для того, чтобы добиться своей цели, писать необходимо будет очень много и часто, и иногда даже в очень сжатые сроки.
Совсем не все журналисты заканчивали профильное или высшее образование, ведь раньше данная специальность не была распространена. Поэтому часто журналистом могут работать люди, получившие совсем другую специальность.
Если у вас присутствует неподдельный интерес к профессии, и необходимые навыки, тогда работать журналистом вы сможете даже без специального образования и опыта. Главное – это желание и трудолюбие, и тогда ваша мечта может стать реальностью.
Рейтинг автора
Автор статьи
Директор кадрового агентства
Написано статей
workking.ru
Профессия тележурналист. Один день из жизни
Эта статья познакомит вас с профессией тележурналиста, позволит узнать её особенности и подводные камни. С этой профессией управится даже очень занятая мама, но, в то же время, она требует недюженных аналитических способностей и уменияобщаться с людьми. Об этом вам и расскажет мама-тележурналист в своей истории.
Один день из жизни мамы-тележурналиста
Это утро ничем не отличается от начала дня миллионов мам маленьких детей. Провожаю мужа на работу, потом нежные объятия с просыпающимся счастьем – добро утро, мама! Теплая каша с желтым масляным солнышком посредине в балдёжой тарелочке с гусеницей. Ароматный кофе.
Но сегодня я – не просто мама. Сегодня я еще и тележурналист, ведущая итоговой авторской программы по совместительству.
Данька изъявляет желание помыть посуду – редкий для представителей его пола порыв, как отказать!
Пока малыш хлюпается, звоню начальнику департамента сельского хозяйтва. Уточняю время интервью и тезисно основные темы предстоящей беседы. Сегодня у нас целый блок о продовольственной безопасности страны, господдержке и проблемах агропромышленного комплекса. К гостю в студии у меня много интересных вопросов.
У нас – в отдельно взятой ячейке общества – с продовольственной безопасностью всё в порядке. Синий заяц и друг его Мумик вовсю уплетают свой завтрак , “приготовленный” Данькой из мозаики. Скорость смены деятельности поразительная. 🙂
Вытираю лужи и домываю посуду. Параллельно обсуждаю с главным редактором текст будущей программы – по телефону, конечно! Знал бы мой главред, что трубку я сейчас плечом держу!
3 года назад я думала, что придется расстаться с профессией тележурналист
Текст на десяти листах написан еще вчера, последние блоки доделывала уже “после отбоя”. В ночной тишине думается лучше. Телевизионная аналитика и “мама, что это?” лично для меня пока вещи взаимоисключающие 🙂
Три года назад, по мере округления животика, я думала, что придется расстаться с профессией. Три года назад мой рабочий день начинался в 9 утра, а заканчивался “как управимся”. И это обычно – восемь вечера. Сейчас, когда я мама двухлетнего паренька, у меня такое чувство, что и волки, и овцы вполне довольны жизнью. Ну и я вместе с ними!
Мой “домашний офис” – а точнее, ноутбук с интернетом и телефон – работает как мини-редакция. Новости приходят сами по разным каналам или ищутся мною и находятся, корреспонденты рассказывают мне, что уже сняли или что планируют снимать. И всё это постепенно складывается в общий информационный портрет недели, который предстоит описать, проанализировать и сделать выводы.
Мой маленький мужчина дает мне время, чтобы сделать макияж и прическу. Понимает – маме сегодня нужно быть красивой.
Ноутбук в одну руку, дитёнка в другую. Пятницы Данька уже знает. Усаживается в своё автокресло, и мы едем к офису нашего телеканала. У входа нас уже поджидает папа – у него как раз сейчас обед. И теперь у них есть полтора часа для прогулок, игр и других разных мужских радостей.
Передаю малыша папе, слышу традиционную ободряющую фразу (уже несколько лет подряд перед каждым эфиром!) и иду в студию.
Эфирный драйв – вот за что я больше всего люблю свою работу
А дальше начинается то, за что я больше всего люблю свою работу, – эфирный драйв! Диалог с гостем студии, “от всей души” прочитанный текст, составленный накануне. Мне не всё равно, это мои мысли, моё мнение, мои выводы.
Прощаюсь. В студии выключают свет. Через несколько минуток уже буду рядом со своим малышом. А ведь три года назад он был здесь, со мной. В животе, спрятанном под дикторский стол с помощью волшебных телевизионных оптических приемов. И тогда он честно всё слушал – и про экономику, и про политику, и про криминал – всякое бывало… Сейчас Данька вряд ли выдержит даже анонс!
Дальше за дело возьмутся монтажеры. А я – ура! – снова мама. С прической, макияжем, в строгом костюме, но мама всё равно!
Несколько часов спустя, гуляя с Данькой, мы вновь зайдем в студию – посмотреть, что получилось. Для сына “мама в телевизоре” – обычное дело, совсем не интересно. А вот мама, которая рядом – держит за руку, рассказывает сказки, играет, крепко обнимает и даже порой ругает… вот эта настоящая!
Люблю ли я свою профессию? Безусловно! И думаю, что у нас с ней это взаимно. И я очень благодарна ей за такие драйвовые дни, которым в моей мамской жизни по-прежнему есть место!
Автор: Ульяна Ашимова
сайт: http://mama-papa.kz/
Вы узнали сколько всего интересного может произойти за один день с мамой-тележурналистом. Если вам интересны профессии, связанные с общением или вы готовы воскликнуть “Огласите весь список!”, а может вам хочется попутешестовать страницами других профессий, тогда жмите ссылки ниже.
Рассказы о других профессиях читайте здесь:
Агитатор на выборах. Один день из жизни
Начальник химической лаборатории. Один день из жизни
Профессия медицинская сестра. Один день из жизни.
Профессия врач-неонатолог. Один день из жизни
Профессия копирайтер. Как стать копирайтером в декрете
***************************
Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, тогда пройдите аудио-курс «Как маме найти любимую работу: 5 простых шагов». Чтобы получить бесплатный доступ к курсу введите свое имя и е-майл в форму ниже.
Статьи, которые могут быть Вам интересны:
mamina-kariera.ru
Тележурналист профессия – описание, отзывы, зарплата
Тележурналист профессия – описание, отзывы, зарплатаОписание профессии Тележурналист, где учиться, отзывы, престижность
Тележурналист – это глаза, уши и совесть любого развитого современного общества. Его задачей является освещение всех важных событий влияющих на общественную жизнь. Журналисту предстоит своей деятельностью влиять на общественное мнение, что накладывает на эту профессию определённое моральное бремя. Журналистика профессия творческая, но при этом требующая достаточной меры объективности.
Виды деятельности:
Тележурналист занимается сбором, анализом и проверкой достоверности информации, журналистским расследованиями и составлением статей или сьёмкой видеоматериалом и подготовкой сюжета для выхода в эфир.
Места работы:
Тележурналист может работать в средствах массовой информации, рекламных агентствах и PR-службах, в информационных агентствах и пресс-службах различных организаций.
Профессиональные навыки:
Тележурналист должен владеть чувством стиля и грамотной письменной и устной речью. Журналист должен обладать широким кругозором и остроумием для выбора важнейших для общества тем. Для журналиста важно умение выполнять поставленные задания в срок.
Дополнительные особенности:
Начинаю карьеру журналиста необходимо учитывать, что данная профессия не всегда даёт простор для творчества. Эта профессия сильно политизирована, и часта придётся писать не то и не о том, о чём хотелось бы. Но добившись успеха, журналист получает свободу творчества и большие гонорары.
ОТЗЫВЫ О ПРОФЕССИИ:
www.uchistut.ru