ТВОЙ ВЫБОР — Профессия «Врач»
ТВОЙ ВЫБОР — Профессия «Врач»Профессия «Врач»
Профессия врача – одна из самых древних и важных для человечества. За тысячи лет своего существования она претерпела значительные трансформации. Современные доктора уже далеко не средневековые универсалы-цирюльники, которые между бритьём бород удаляли зубы и вправляли вывихи. Сегодня они не только лечат болезни, но и занимаются их профилактикой, порой творя для рядовых пациентов чудеса, которые и не снились знахарям шахов, лекарям фараонов и лейб-медикам императоров.
Но, как и в доисторические времена, чтобы стать врачом, надо обладать недюжинным интеллектом и огромным желанием спасать людей.
Встреча с врачом АНДРЕЕМ ГУРОВЫМ
Во всём медицинском семействе одной из наиболее специфических, хотя и невероятно нужных и интересных, является профессия психиатра-нарколога. Во второй половине XX века она выделилась из общей психиатрии в связи с увеличением количества больных с физической и психологической зависимостью от алкоголя, наркотических веществ, табакокурения.
Успех лечения людей, попавших под воздействие психотропных веществ, складывается из взаимодействия нарколога и пациента, доверия пациента к врачу, осознания наличия зависимости и желания от неё избавиться. Процесс освобождения очень длительный и трудоёмкий, он состоит из психопрофилактических бесед и применения лекарственных препаратов.
Практикующий специалист должен уметь сопереживать пациенту, располагать к себе, занимать твёрдую позицию в борьбе с недугом и не идти на уступки, способные помешать лечению. Нарколог имеет дело с разными людьми, и по большей части агрессивными, нестабильными, пребывающими в апатии и депрессии. Однако он должен найти подход к каждому.
Кроме того, психиатр-нарколог обязан регулярно повышать свою квалификацию. В мире постоянно появляются новые наркотические вещества, и задача специалиста – разобраться в особенностях их воздействия на человека, изучить способы борьбы с зависимостью.
О специфике работы врача в интервью библиотеке рассказывает психиатр-нарколог, психотерапевт, заместитель главного врача по экспертной работе Оренбургского областного клинического наркологического диспансера АНДРЕЙ ГУРОВ.
Кто он такой?
Врач – это специалист с высшим медицинским образованием, специализирующийся на диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
На сегодняшний день существует более 200 медицинских специализаций, тем не менее, их можно распределить по четырём основным направлениям.
- Терапевтическое направление. Эти врачи принимают пациентов в поликлиниках, а также лечат консервативными (нехирургическими) методами в стационарах больниц. Для этого они проводят осмотры, опрашивают, собирают анамнез заболевания, направляют людей на анализы, а после постановки диагноза назначают терапию или рекомендуют оперативное лечение.
- Хирургическое направление. Эти доктора проводят иссечение, удаление, восстановление, трансплантацию органов и тканей.
- Психологическое и психиатрическое направление. Специалисты занимаются коррекцией поведения и эмоционального фона.
- Патологоанатомическое направление. Медики проводят не только вскрытия для уточнения причины смерти, но и прижизненную диагностику, для чего исследуют биоматериалы, предоставляемые им хирургами, эндоскопистами и другими оперирующими специалистами.
Некоторые врачебные специальности относятся одновременно к разным группам. Например, стоматолог может быть и терапевтом, и челюстно-лицевым хирургом.
Как известно, врач не занимается диагностикой и лечением сразу всех болезней, даже относящихся к одной группе. В рамках профессии существует несколько десятков обычных и углубленных специализаций вроде невролога, нейрохирурга, анестезиолога. Без такого разделения докторам приходилось бы запоминать слишком много информации и владеть бесчисленным количеством навыков.
Подходит ли тебе профессия?
Врач – одна из немногих профессий, в которую следует идти исключительно по призванию. Доктору никак не обойтись без таких личных качеств, как:
- острый ум и способность анализировать;
- хорошая память и способность систематизировать данные;
- внимательность и наблюдательность;
- тактичность и умение слушать;
- терпение и стрессоустойчивость;
- храбрость и небрезгливость;
- решительность и ответственность за принимаемые решения.
Чтобы стать уважаемым специалистом, надо быть альтруистом, ведь потребность в медицинской помощи не подчиняется строгому графику: часто приходится жертвовать личными планами. Кроме того, много времени и сил требуется для постоянного повышения квалификации. Не стоит забывать и о том, что врачевание связано с определёнными рисками – к примеру, высока вероятность заразиться от пациента опасной инфекцией.
Долог и тернист и сам путь в профессию. Это как минимум пять-шесть лет учёбы в университете и ещё два года в ординатуре для получения узкой специализации. А учебная нагрузка в медицинском вузе гораздо выше, чем во многих других.
Несколько советов помогут лучше понять, подходит ли тебе профессия врача.
- Пройди тесты по профориентации: выясни, обладаешь ли ты качествами, нужными для врачебной деятельности.
Тест № 1
Тест № 2
- Изучи медицину изнутри. Сейчас многие врачи ведут блоги и YouTube-каналы, где рассказывают о своей работе.
- Пообщайся с бывшими и нынешними студентами-медиками. Сделать это можно на тематических форумах, в социальных сетях, в вузах на днях открытых дверей. Расспроси о процессе обучения, трудоустройстве, других важных моментах.
- Посети анатомические музеи. Там ты сможешь увидеть человеческие органы в специальных растворах, различные аномалии и патологии, результаты болезней и т.д. Это будет тест на страх и брезгливость.
Где получить образование?
Если выпускники медицинских колледжей и училищ могут работать исключительно фельдшерами или медсёстрами, то право заниматься врачебной (высшей) деятельностью даёт лишь диплом вуза.
Медицинские университеты, институты, академии предлагают абитуриентам широкий спектр специальностей. Первой ступенью обучения идёт специалитет, потом ординатура по более узкой специальности или же аспирантура, если студент хочет стать научным сотрудником.
Медицинских вузов в России немало. Назовём лишь государственные, вошедшие в двадцатку наиболее известных и популярных. Кстати, на пятом месте в этом списке – наш Оренбургский медицинский университет!
- Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова.
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова (г. Москва).
- Казанский государственный медицинский университет.
- Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск).
- Оренбургский государственный медицинский университет.
- Сибирский государственный медицинский университет (г. Томск).
- Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского.
- Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова.
- Иркутский государственный медицинский университет.
- Самарский государственный медицинский университет.
- Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова (г. Санкт-Петербург).
- Южно-Уральский государственный медицинский университет (г. Челябинск).
- Волгоградский государственный медицинский университет.
- Тюменский государственный медицинский университет.
- Дальневосточный государственный медицинский университет (г. Хабаровск).
- Приволжский исследовательский медицинский университет (г. Нижний Новгород).
- Кемеровский государственный медицинский университет.
- Астраханский государственный медицинский университет.
- Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова.
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.
Как готовиться к поступлению?
Школьникам, мечтающим о карьере врача, бывшие студенты медфакультетов советуют следующее:
- В медицинский вуз попасть непросто, поэтому начинай готовиться как можно раньше, желательно уже с восьмого класса. Подтягивай успеваемость, особое внимание уделяй русскому языку, химии, биологии. Иногда, в зависимости от учебного заведения и специальности, нужна и математика. Участвуй в олимпиадах по профилю выбранного вуза: победы и призовые места могут принести ощутимые бонусы при поступлении.
- Смотри «медицинские» сериалы: они помогают глубже погрузиться в профессию, узнать о ней немало интересного.
- Читай художественную литературу на околомедицинскую тематику. Например, обрати внимание на «Сильнодействующее лекарство» и «Окончательный диагноз» Артура Хейли. Оригинальное мнение об эволюции тонко и остроумно изложено в книгах «Эгоистичный ген» и «Расширенный фенотип» Ричарда Докинза. Популярная познавательная серия «Сенсация в медицине» просто и интересно рассказывает о строении и работе клеток, тканей, систем и органов человека. Полезно также читать автобиографии известных врачей.
- Развивай память: заучивай стихи, забавные считалочки, интересные фразы и вообще любые тексты. В вузе это поможет запоминать объёмные данные, терминологию и алгоритмы. Если у тебя хорошая зрительная и моторная память, собственноручно пиши своеобразные шпаргалки: так процесс запоминания проходит эффективнее.
- Ещё в школе начни изучать латинский язык – это существенно снизит нагрузку в институте, где на тебя и без того свалится колоссальный груз новых знаний. Причём лучше подобрать специализированный курс по медицинской латыни.
- Да, и непременно научись быстро конспектировать лекции, заменяя слова определёнными сокращениями, значками и символами! В медицинских вузах столько информации, что едва успеваешь её фиксировать. Выучиться стенографии, как и латыни, можно по интернету.
Читаем о профессии
(литература из фондов Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской)
Бабаян, Э. А. Учебное пособие по наркологии: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Э. А. Бабаян, М. Х. Гонопольский. – Москва: Медицина, 1981. – 304 с.
Великанова, Л. П. Наркология: учебное пособие / Л. П. Великанова, О. В. Каверина, Р. В. Бисалиев; под ред. Л. П. Великановой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 384 с. – (Высшее образование).
Гингер, С. Гештальт: Искусство контакта / С. Гингер; перевод с английского Т. А. Ребеко; Профессиональная Психотерапевтическая Лига. – 3-е издание. – Москва: Академический проект; [Б. м.]: Культура, 2013. – 191 с.: ил. – (Психотерапевтические технологии).
Гофман, А. Г. Клиническая наркология / А. Г. Гофман. – Москва: Миклош, 2003. – 214 с.
Загоскин, Н. П. Врачи и врачебное дело в старинной России / Н. П. Загоскин. – 2-е издание, факсимильное. – Москва: ЛИБРОКОМ, 2012. – 80 с. – (Академия фундаментальных исследований. История).
Катонин, В. А. Хочу быть хирургом. Записки военного врача / В. А. Катонин. – Москва: Совпадение, 2007. – 302 с.
Кисин, С. В. Профессия врача – подвиг: советы акушера-гинеколога молодым врачам / С. В. Кисин. – Волгоград: Волгоградское книжное издательство, 1963. – 142 с.
Малин, Д. И. Клиническая наркология в схемах, таблицах и рисунках: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей / Д. И. Малин, В. М. Медведев. – 5-е издание – Москва: Вузовская книга, 2019. – 172 с.: рис., табл.
Минко, А. И. Наркология: новейший справочник / А. И. Минко, И. В. Линский. – Москва: Эксмо, 2005. – 735 с.
Психические болезни с курсом наркологии: учебник / под ред. В. Д. Менделевича. – Москва: ACADEMIA, 2005. – 239 с. – (Среднее профессиональное образование. Здравоохранение).
Рязанцев, В. А. Психотерапия и деонтология в наркологии / В. А. Рязанцев. – 2-е издание, переработанное и дополненное – Киев: Здоровья, 1990. – 111 с. – (Библиотека среднего медицинского работника).
Сергеев, Ю. Д. Профессия врача: юридические основы / Ю. Д. Сергеев. – Киев: Высшая школа, 1988. – 204, [1] с.
Худик, В. А. Работа психолога в наркологическом стационаре / В. А. Худик. – Киев: Здоровья, 1989. – 96 с.: ил. – (Библиотека практического врача. Психиатрия).
Цивьян, Я. Л. Специальность – хирург / Я. Л. Цивьян. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1985. – 400 с.
Чудновский, В. С. Основы психиатрии / В. С. Чудновский, Н. Ф. Чистяков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 445 с.
Юсков, В. Н. Профессия – медработник / В. Н. Юсков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 319 с.: ил. – (Образование и карьера).
Я окончила СПбГПМУ и разочаровалась в профессии врача
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Выбор профессии и вуза
Слово за слово
не хочет быть доктором
Профиль автора
Я живу в Санкт-Петербурге, здесь и училась. В школе мне нравились естественные науки, поэтому я рассматривала два направления для поступления — биологическое и медицинское.
Выбрала профессию врача: казалось, что школьнику с моими интересами дорога лежит либо в науку, например на биофак, либо в медицину. Но смущало, что научная работа в России оплачивается весьма скудно, поэтому остановилась на втором. Решающим фактором стало наивное предположение, что я буду получать моральное удовлетворение от социально значимой работы и альтруизма.
Из всех направлений выбрала педиатрию, так как казалось, что с детьми работать приятнее, чем со взрослыми. Впоследствии я поняла, что заблуждалась, ведь основной диалог приходится вести с родителями, а они бывают очень тревожными.
После настало время определиться с вузом. Я выбирала между педиатрическим факультетом Первого меда — ПСПбГМУ и Педиатрическим университетом — СПбГПМУ. В качестве запасного варианта оставила биофак СПбГУ.
Выбор пал на СПбГПМУ. У него было много преимуществ: обширная база медицинских учреждений, клиническая больница и современный перинатальный центр на территории университета, а также большое количество преподавателей, работающих с детьми. Не думаю, что где-то в России так много думают о маленьких пациентах. Проходные баллы в педиатрический были чуть ниже, чем в Первый мед, — тоже дополнительный плюс.
Поступление
Поступала в середине 2010-х годов. Сдавала ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. Биологию сдала на 87, русский — на 84, профильную математику — на 72 балла. Еще мне повезло стать призером олимпиады СПбГУ по биологии — она гарантировала 100 баллов по предмету. Кроме того, я получила, кажется, пять баллов за индивидуальные достижения: у меня было несколько грамот за школьные конкурсы и общественные активности.
Некоторые олимпиады дают 100 баллов по предмету, но иногда достижение нужно подтвердить — например, сдать профильный ЕГЭ минимумна 75 баллов
Мой примерный суммарный балл оказался 270 при проходном 260. Я поступила на бюджет и была полна надежд.
Учеба
Учеба отняла у меня минимум шесть лет жизни. Она занимала все мое время — и это не преувеличение. Если проанализировать расписание, первые три года были самыми тяжелыми. Пары начинались в 09:00 и заканчивались в 17:00 — и так с понедельника по субботу. Увиливать от занятий, опросов, коллоквиумов, юлить на экзаменах не получалось. Все пропуски семинаров и лекций обязательно нужно было отрабатывать. Поэтому я не могла совмещать учебу и личную жизнь.
В течение первых трех курсов мы изучали фундаментальные дисциплины: нормальную анатомию, гистологию, нормальную физиологию, биохимию, фармакологию, микробиологию, топографическую, а потом и патологическую анатомию, патологическую физиологию, общую хирургию, основы взрослой и детской пропедевтики. Их изучали сначала в варианте нормы, потом — патологии. Объем домашних заданий порой казался неподъемным. Обычное явление — когда задавали на следующий день выучить 100 страниц темы.
Записи на доске с семинара по биохимииВ книгах по медицине почти нет воды, там всегда написана конкретная информация, которую студент должен знать в полном объеме перед занятием по теме, так что от нас требовали детальных знаний по каждому предмету.
Пожалуй, больше всего материала за день приходилось усваивать на цикле факультетской терапии. Мы учились по книгам А. Н. Окорокова о внутренней медицине: преподаватель задавал читать одну книгу по теме занятия, после чего проводил опрос по содержанию. А в собрании 14 работ, каждая по 250—300 страниц. Стоит отметить, что 90% образования студента-медика — самообразование.
/learning-lifehacks-advice/
«Лучшее, что случилось с моей памятью»: 6 приемов для эффективной учебы
Для запоминания я делала краткие конспекты учебников и перечитывала их утром по пути на учебу. Еще рисовала схемы и не тратила много времени на красивое оформление, даже если очень хотелось. Искала методички других вузов — бывало, материал там излагался более емко.
С четвертого курса расписание будущего медика включает клинические дисциплины, которые идут циклами, то есть студенты занимаются одним предметом на одной клинической базе от одной до четырех недель. Казалось бы, свободы должно стать больше, но нет: в это же время начинается сестринская работа, за которую можно получить дополнительные баллы при поступлении в ординатуру, — и она тоже отнимает время.
Клиническая база — хорошо оборудованная клиника, часто расположенная при университете
После третьего курса будущий врач имеет право сдать экзамен на сестринский сертификат, который действует до конца учебы. Я не стала его получать, но это несложно: необходимо записаться на экзамен, дождаться очереди — она длится несколько месяцев — и сдать тест.
В итоге больше половины студентов работают сменами в больницах, некоторые устраиваются медсестрами или медбратьями в поликлинику, если есть соответствующая вакансия. Работу легче совмещать с учебой, но приходить на пары после 24-часовой смены смогут не все: многим просто не позволяет здоровье. А каждое пропущенное занятие надо отрабатывать.
Поначалу я тоже планировала подрабатывать медсестрой, обхаживала отделения физиологии новорожденных и педиатрические отделения различного профиля в разных больницах, но места не нашлось. У меня не было энергии, чтобы кроме учебы еще и работать посуточно, не было и особой нужды, поэтому пересиливать себя не пришлось.
Пара по микробиологии — проверяем чувствительность микроорганизма к антибиотикамНа курсах с четвертого по шестой учеба интереснее: студенты хотя бы изредка видят пациентов. Пойдете вы к ним или нет, зависит исключительно от преподавателя: будут ли они у него и готов ли он их показывать. С детьми мы взаимодействовали редко — видимо, родителям не нравилось, что на их детях обучают молодых специалистов.
Кроме того, на занятии стандартно присутствуют две группы студентов — это больше 20 человек, — и родители не хотели показывать своих детей такому количеству посторонних. Так что в лучшем случае мы делились на пары и осматривали пациентов с согласия их родственников. Поэтому теория преобладает.
Количество материала, которое теперь необходимо было выучить к занятиям, не уменьшилось. Но учить по 100—300 страниц стало уже легче, так как фундаментальные дисциплины были хорошо усвоены на первых курсах.
/notes-programs/
«Удалось связать разные области знаний»: 10 способов вести конспекты и заметки
В то же время в расписании сохранялись непрофильные предметы, которые я считаю абсолютно бесполезными. Мы, медики, учили историю, философию, медицину катастроф — это одна из вариаций ОБЖ. Иностранный язык преподавался на крайне низком уровне.
Пара по топографической анатомии — тренируемся накладывать швы на манекенахВ вузе иногда проводились спортивные мероприятия, был свой театральный кружок — правда, он был доступен только тем, кто жил в одном из общежитий университета, а оно далеко от центра. Дорога туда долгая и тяжелая, так что в театральном кружке я не занималась. Еще можно было поехать на международную стажировку, один нюанс: все они проходили за счет студента и стоили от 1000 до 2000 $.
На протяжении всей учебы я получала стипендию, сумма зависела от результатов сессии. Если все экзамены сданы на «отлично», выплачивали 4000 Р в месяц, за «хорошо» и «отлично» давали 3500 Р, за «хорошо» — 3000 Р.
/grant-presidenta/
Я получаю стипендию 20 тысяч в месяц по гранту президента
Еще можно было получить ежемесячную социальную стипендию, которая по размеру была примерно равна обычной, и единовременную материальную помощь из фонда соцподдержки учащихся раз в квартал — ее размер варьировался от 6000 до 8000 Р. Я получала социальную стипендию с первого по третий курс. Выплата полагалась детям из малоимущих семей, и на следующих курсах я уже не подпадала под эту категорию.
Сомнения в выборе профессии и ментальные проблемы
Серьезные сомнения появились зимой на втором курсе. В моем вузе это первая сложная сессия, на которой сдают три крайне обширных фундаментальных экзамена: нормальную анатомию, гистологию и биохимию.
Перед сдачей последнего предмета, анатомии, у меня случилась ужасная истерика. Психика не выдержала высокого уровня напряжения и стресса. Несмотря на то что я неплохо знала материал, я чувствовала себя очень глупой, неспособной сдать такой сложный экзамен. Тогда я впервые задумалась о том, что медицина была ошибочным выбором, так как сама профессия сопряжена с высоким уровнем личной ответственности.
Начались ментальные проблемы: в конце учебного года я ехала на занятия утром и читала материал, как вдруг почувствовала ком в горле, который не проходил. После занятий я побежала к врачу, так как решила, что это непременно опухоль и я скоро умру. Она меня осмотрела и лишь спросила, в порядке ли я. После ее слов я плакала час.
/how-to-beat-depression/
Я потратила на борьбу с депрессией 73 000 Р и смогла от нее избавиться
Я столкнулась с недугом всех студентов-медиков, он называется «болезнь третьего курса» — это когда примеряешь на себя симптомы заболеваний, о которых узнаешь во время обучения. С началом клинических дисциплин все проходит, но переживать такое неприятно.
Сомнения в выборе профессии я тогда проигнорировала.
Проигнорировала я их и на экваторе — в середине третьего курса, когда мы сдавали очередную сложную сессию. Меня больше не увлекали предметы, которые мы тогда изучали, — нравилось только рисовать на патологической анатомии и рассматривать препараты под хорошим микроскопом.
Микроскопические препараты с патологической анатомии |
Альтернатив не было. Я столько сил потратила на то, чтобы поступить в медицинский, что мысль об отчислении вызывала у меня сильное чувство вины, с которым я не могла тогда справиться. Все время было занято учебой, и домой я приходила только делать домашние задания и спать. Времени на увлечения не было. В такой бесконечной круговерти обучения остановиться и прислушаться к себе, чтобы понять, что меня еще интересует, было сложно. Сил на это уже не оставалось.
В полной мере мои ментальные проблемы расцвели на пятом курсе. За плечами был год клинических дисциплин и работы с реальными пациентами, но удовлетворения от обучения все не было. Я стала пропускать занятия, вставать утром было невыносимо. Чувствовала себя ничтожной, бесполезной, не было ни к чему интереса.
/inner-critic/
Я жалкий неудачник: кто такой внутренний критик
Обратилась к психотерапевту, она предложила попробовать антидепрессанты, но я отказалась, так как мне сложно было признать наличие болезни. Через какое-то время стало еще хуже, я пережила первую паническую атаку, которая длилась несколько часов. После согласилась начать медикаментозное лечение — оно продлилось полгода, еще я раз в месяц посещала психотерапевта. Тогда врач поставил мне диагноз «смешанное тревожно-депрессивное расстройство» — его часто ставят пациентам в России. Я с этим диагнозом не согласна.
Сейчас планирую ходить на сеансы когнитивно-поведенческой терапии, чтобы научиться справляться с тревогой, и больше слушаю себя, не засматриваясь на окружающих.
/productive-year-off/
«Получил самый ценный ресурс — время»: 3 истории об академическом отпуске
Недостатки учебы
За шесть лет я обнаружила огромное количество недостатков моего вуза. Первый — преподаватели не были открыты новым знаниям в их сфере. Считаю, что в вузе давали в основном теоретические знания, не особо ориентированные на практику. А медицина — наука, в которой быстро появляется новая информация, но в руки студентов она попадает только при личном желании лектора и знании английского на соответствующем уровне.
Большинство книг, по которым мы учились, были старыми, а на гистологии среди пособий был атлас 1961 года. Преподаватели, особенно пожилые, работают по методичкам, изданным кафедрами очень давно, или опираются исключительно на клинические рекомендации Минздрава.
Если во время ответа на занятии студент рассказывал о том, что прочитал в недавнем зарубежном исследовании, ответ не засчитывали, так как преподаватель ожидал услышать совсем другое. К сожалению, российская медицина чрезвычайно консервативна и с большим трудом принимает новые методы диагностики и лечения, что уж говорить о медицинском образовании.
Второй минус — преподавательский состав. За время учебы мне показалось, что в вузе работает много психологически нестабильных преподавателей. Это не значит, что они плохие врачи, — наоборот, заслуженные, уважаемые профессионалы. Но со студентами они могли делать все что угодно: унижать, оскорблять, выгонять из аудитории, не приходить на отработки, отменять занятия, доводить до слез и брать взятки. Все потому, что студент находится в безвыходном положении и должен подчиняться преподавателю, в противном случае его ждут проблемы на экзаменах или даже отчисление.
Были и проявления сексизма. Однажды именитый детский хирург Санкт-Петербурга доказывал нам, 150 студенткам — а в моем университете 90% девушек, — что женщина не должна и не может быть хирургом. Что ее задача — рожать и воспитывать детей, а за хирургическим столом имеет право работать только мужчина. Для женщины это слишком сложно. Нам приходилось его выслушивать, потому что возразить лектору или встать и уйти мы не могли.
Разумеется, не все преподаватели ведут себя так. 60% преподавательского состава — адекватные люди, любящие свой предмет и уважающие студентов, но оставшиеся 40% периодически применяют психологическое насилие к студентам. Третий недостаток моего вуза — во время учебы сильно страдает ментальное здоровье студентов. На мой взгляд, даже самая прочная психика может сломаться при такой умственной нагрузке в сочетании с пренебрежительным отношением преподавателей.
Четвертый серьезный минус — плохое состояние здания университета и общежитий. Корпуса кафедр старые, построены в 1925 году, ремонта давно в них не было, а нормальных санузлов всего два на весь большой университет. У вуза четыре общежития, и душевые в них были без дверей, находились в подвалах — комментарии здесь излишни. Плюс везде жильцы находили тараканов.
При этом выделю и плюсы. Во-первых, некоторые клинические базы уникальные в своем роде. Во-вторых, мне встречались преподаватели-врачи, искренне заботившиеся о здоровье детей.
Дальнейший путь
По окончании университета мы получили диплом с отметкой «врач-терапевт» или «врач-педиатр», с которым можно стать только участковым врачом. Но перед тем как начать работу, нужно пройти аккредитацию — на мой взгляд, это бесполезная форма подтверждения знаний молодых специалистов, результаты которой не соответствуют действительности.
Считаю, что труд участкового врача очень тяжелый и умственно, и физически, а без опыта еще тяжелее. Конечно, немногие студенты мечтают о такой работе — в основном все хотят быть нейрохирургами, эндокринологами, гинекологами, онкологами и психиатрами. Но к шестому курсу их планы кардинально меняются, и сейчас я расскажу почему.
В 2016—2018 годах Министерство здравоохранения отменило интернатуру для медиков-выпускников. Интернатура — практический год, когда студенты работали в отделении с наставниками. Таким образом, они одновременно и учились, и практиковались.
Примеры аккредитационных тестов — примеры есть в приложении «МедикТест», на сайте Центра аккредитации специалистов Сеченовского университета или в андроид-приложении этого института. Источник: «МедикТест»После прохождения интернатуры можно было идти работать на участок, так как специалист был готов и теоретически, и практически. Но Минздрав решил, что для работы участковым врачом выпускникам необходимо сдать только аккредитацию, а для поступления в ординатуру по узкой специализации необходим новый учет индивидуальных достижений студентов.
В этой системе преимущество у студентов, которые проработали на участке от девяти месяцев. За это дают от 100 до 150 баллов, за остальные достижения вроде работы медсестрами или медбратьями, волонтерства, научных публикаций или красного диплома суммарно не получится набрать и 100 баллов. Таким образом, поступление на бюджет сначала нужно отработать.
Правила приема в ординатуру в СПбГПМУ — на странице 14 есть таблица с баллами за индивидуальные достижения
Выпускникам тех лет пришлось в стрессовой ситуации менять планы и искать решение. Платная ординатура в 2022 году стоит от 300 000 Р в год — считаю, сумма немаленькая.
Отмена интернатуры, введение первичной аккредитации сразу после выпуска, значительное уменьшение количества бюджетных мест в ординатуру и постоянная смена системы учета индивидуальных достижений — вот причины, по которым выпускники от безысходности выбирают идти «на участки». Зарплата там немного выше, чем у врачей других специализаций в поликлинике, — в среднем 70 000 Р в большом городе за полный день с учетом ковидных надбавок. Сейчас этих надбавок нет, получается, что сумма меньше. На мой взгляд, цель этих нововведений — пополнить штат участковых врачей в поликлиниках.
На шестом курсе после лечения депрессии и психотерапии удалось признаться себе, что с клинической медициной мне не по пути. Я не желала работать по специальности в стационаре на полторы ставки и получать маленькую зарплату — примерно 40 000 Р.
Но без пройденной ординатуры работать в стационаре в принципе нельзя. А идти на участок было страшно: часть моей учебы прошла в дистанционном формате из-за ковида. В больницы нас в это время, разумеется, не пускали, так как мы могли быть дополнительным источником инфекции для детей, поэтому полноценной практики не получилось.
Стать врачом на дистанционке невозможно.
После выпуска я устроилась в страховую компанию и проводила согласование медицинских услуг по программам ДМС. Это единственное место, куда меня тогда взяли. Зарплата в страховой на позиции врача-координатора составляет от 40 000 до 60 000 Р, в среднем 45 000 Р. Работа была неприятной и стрессовой — это комбинация колцентра и медицины. Через несколько месяцев я уволилась из-за неуважительного отношения клиентов.
Сейчас я прохожу курсы подготовки репетиторов, чтобы готовить старшеклассников к ЕГЭ по биологии. Планирую начать с этого учебного года. Больше не ищу работу в найме, так как с медицинским образованием и без практического опыта строить карьеру бесполезно. Пока планирую развиваться как самозанятая.
Хочу больше времени уделять хобби: во мне проснулась давно забытая любовь к искусству. Я снова начала читать книги, которые мне нравятся, подумываю изучать новый язык, когда появится стабильный доход. Потихоньку возвращаю забытый на время учебы вкус к жизни.
/list/hobbies-for-brain/
6 хобби, которые помогут чувствовать себя лучше
Советы будущим студентам
Во-первых, не стоит выбирать медицинский вуз, если вам просто нравятся биология и химия. Чтобы понять, хотите вы стать врачом или нет, представьте себя на месте участкового педиатра. Работа врача — это большое количество бумажек, и многих студентов здесь ждет разочарование.
Во-вторых, уже во время учебы в медицинском необходимо прислушиваться к своим ощущениям и не игнорировать их. Если чувствуете, что это не ваше, у остальных студентов все получается лучше, а вам тяжело, если надеетесь, что дальше будет интереснее и нужно лишь немного потерпеть, это не так. Я бы даже сказала, что уже на первом курсе становится понятно, подходит медицина студенту или нет.
Есть люди, которые осознают ошибку и через неделю после начала учебы и забирают документы. Нет ничего плохого, чтобы признаться себе, что медицина вам не подходит. Вместе с тем это очень тяжело, так как на поступление потрачено очень много сил и денег. Нужна смелость.
В медицинском вузе можно выжить, если изначально обладать устойчивой самооценкой, крепкой психикой и отличным физическим здоровьем. Скажу очевидную вещь, но нужно спать столько, сколько необходимо, чтобы чувствовать себя выспавшимся, и обязательно отдыхать хотя бы в воскресенье.
При появлении проблем лучше сразу обратиться к специалисту — психологу, психотерапевту или психиатру, сейчас много способов бесплатно получить психологическую помощь. Встречи с друзьями, разговоры с родными, хобби — найдите то, что вас поддерживает, и пользуйтесь поддержкой в полной мере.
Университеты.Читатели рассказывают о вузах, в которых учились
Рассказать свою историю
Выбор специальности врача | Американская медицинская ассоциация
Специальные профили
ОБНОВЛЕНО
ЧТЕНИЕ 3 МИН
Закладка
Печать страницы
Одно из самых важных решений, которое вы примете во время учебы в медицинском институте, — выбрать врачебную специальность. На это решение влияют многие факторы, в том числе ваша личная история, ваши клинические интересы, ваш опыт во время ротации, продолжительность обучения, а также финансовые соображения и соображения образа жизни.
Некоторые студенты-медики знают, какую специальность они выберут до поступления в медицинскую школу, в то время как другие решают, завершив ротацию, которой они увлечены. Третьи несколько раз меняют свое мнение, прежде чем найти подходящее. Однозначного ответа о том, когда выбирать специальность, нет.
FREIDA ™ , база данных резидентур и стипендий AMA ™ , содержит данные о более чем 12 000 программ медицинского образования для выпускников. Следуйте этим шагам, чтобы использовать FREIDA, наряду с проверенными временем практическими шагами во время работы клерком, чтобы выбрать специальность и подготовиться к переходу в резидентуру.
Ответьте на эти четыре вопроса, которые помогут вам начать выбор специальности врача.
Одним из первых решений, которые необходимо принять при выборе специальности, является выбор между хирургическими и нехирургическими специальностями. Вы можете сузить другие варианты после того, как сделаете это различие.
Реальный опыт клинической ротации имеет решающее значение для предоставления возможности воочию увидеть, какова повседневная жизнь по этой специальности. Не забывайте сохранять непредвзятость и быть объективным во время этого процесса и изучить все аспекты, прежде чем принять окончательное решение.
Справочник по специальностям FREIDA представляет собой четкий и доступный обзор специальностей и подспециальностей и может помочь вам в выборе карьерного пути. Он предназначен для упрощения процесса выбора специальности студентами-медиками, выделения основных специальностей, подробной информации об обучении, карьерных планов выпускников и предоставления доступа к соответствующей информации об ассоциации.
Узнайте о 10 лучших специальностях с наибольшим количеством мест в ординатуре.
Данные программы специальности FREIDA могут показать конкурентоспособность приема в различные резиденции. Его идеи также могут помочь вам в учебе. Узнайте, как изучение данных может помочь в выборе врачебной специальности.
Обязательно изучите все интересующие вас специальности. И помимо тщательного изучения перспективных специальностей через FREIDA, найдите время, чтобы:
- Просмотрите факты и цифры, касающиеся баланса между работой и личной жизнью, такие как зарплата и дни отпуска.
- Свяжитесь с врачами интересующей вас специальности и попросите следить за ними.
- Обратитесь к специальной серии AMA «Shadow Me», чтобы понять, как различные специалисты проводят свои дни и справляются с самыми сложными аспектами ухода за пациентами.
Наряду с консультациями врачей-наставников, которых вы знаете лично, посмотрите серию видеороликов AMA, в которых врачи делятся своим мнением о:
- Лучшей части вашей специальности.
- Неприглядные истины о вашей специальности.
- Культура своей специальности.
- Баланс между работой и личной жизнью по вашей специальности.
- Выбор специальности.
Узнайте, почему вы не должны позволять стереотипам о врачебной специальности блокировать путь, который вам подходит.
Содержание
- Сужение вариантов
- Использование данных
- Спросите у экспертов
Серия Explore
Процветание в резиденции
Статический
247
Больше о:
- Выбор специальности
- Каталог тем
Карьера в медицине для вас?
Выбор профессии — одно из самых важных решений, которые вы когда-либо принимали.
Большинство врачей выбрали медицину в качестве карьеры, потому что они хотели изменить ситуацию, помогая людям и оказывая положительное влияние на жизнь посредством здравоохранения. Вы тоже можете вложить свой интеллект, навыки и страсть, чтобы служить другим в требовательной и полезной медицинской профессии. Каковы преимущества карьеры в медицине? Медицина может подойти вам, если вы ищете карьеру, которая позволит вам:
- Служить — Медицинская профессия требует уникального стремления ставить служение другим на первое место.
- Learn — Врачи учатся всю жизнь, постоянно приобретая новые навыки и изучая новую информацию.
- Работа в команде — Врачи должны эффективно общаться и совместно решать проблемы.
- Внесите свой вклад в свое сообщество — Врач влияет на жизнь отдельных людей, семей и сообществ.
- Возможность карьерного роста — Существует множество вариантов карьеры для врачей. По таким специальностям, как семейная медицина, врачи могут практиковать в отделениях первичной медико-санитарной помощи и в больницах, а также работать по всему миру, занимаясь политикой, исследованиями и защитой интересов.
- Найти гарантированную работу — Врачи имеют высокий уровень финансовой безопасности и пользуются большим спросом, поскольку потребности в медицинской помощи продолжают расти и развиваться.
Знакомство с самим собой — вашими целями, способностями, личностью, интересами и ценностями — это лучший способ начать отвечать на этот важный вопрос. Рассмотрите возможность использования приведенных ниже инструментов личного понимания, чтобы получить ясность и взглянуть на себя как на личность, а также на потенциальную карьеру.
Инструменты самопознания Опросник личности Майерс-Бриггс
Индикатор типа эннеаграммы Рисо-Хадсона
Инвентарь сильного интереса
Делайте домашнее задание
Хотя многие студенты поступают в колледж, желая стать врачами, большинство студентов практически не знают о том, что связано с медицинской практикой. Потратьте время, чтобы узнать, как может выглядеть жизнь врача.
- Попросите неофициально встретиться с врачами и побеседовать с ними об их карьере.
- Если можете, постарайтесь найти возможность понаблюдать за врачом, чтобы узнать, как проходит его обычный день.
- Просмотреть статистику о сегодняшнем штате врачей.
- Изучите требования к образованию и подготовке, необходимые для того, чтобы стать врачом.
- Изучите основы медицинского вуза, включая типичные требования к поступающим и типы программ медицинского образования.
Каковы расходы на обучение и требования?
В среднем по стране долг студентов-медиков превышает 100 000 долларов, а стоимость обучения продолжает расти. Несмотря на то, что медицинское образование стоит дорого, это инвестиции с прибыльной карьерой и доходом выше среднего. Если вы выбираете карьеру в сфере первичной медико-санитарной помощи, существует множество вариантов программ прощения и погашения кредита. Девяносто процентов студентов медицинских вузов берут студенческие ссуды для финансирования своего образования.
Узнайте больше о погашении задолженности по студенческим кредитам.
Ожидайте новых вызовов
Приемная комиссия медицинских вузов ищет студентов, которые смогут не отставать от курсовой работы. Большинство студентов-медиков согласны с тем, что количество материала, необходимого в течение первых двух лет доклинических исследований, экспоненциально выше, чем учебная нагрузка во время учебы в бакалавриате. В течение третьего и четвертого (клинического) года также существуют физические и психологические нагрузки, связанные с очень долгим рабочим днем, тяжелой работой и общением с пациентами. Вывод: чтобы сделать карьеру в медицине, нужен очень мотивированный человек.
Понимание медицинской школы
- Поступление в медицинскую школу
- Типы программ медицинской школы
- Требования к обучению семейных врачей
В то время как для заботы о здоровье населения необходимы врачи всех категорий, врачи первичной медико-санитарной помощи имеют решающее значение, особенно в районах с недостаточным уровнем обслуживания.