Профессия археолог – “Редкая профессия Археолог Археологи это учёные; они путешествуют по всему миру, как туристы, и ищут древние сохранившиеся вещи, по которым изучают прошлую.”. Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

описание, необходимые навыки и качества

08 мая 2017
Подробности
Обновлено: 01.05.2018 17:09
Автор: Сергей Краковский
Поделитесь в сети:

 

Археологом является историк, который занимается исследованием быта и культуры древних народов при помощи найденных во время проведения раскопок артефактов.

История профессии:

Профессия археолог уходит своими истоками еще во времена Древнего Рима. Подтверждением тому служили многочисленные артефакты, что были обнаружены в процессе проведения раскопок в тот период. В эпоху Возрождения специально обученные люди активно занимались поиском скульптур времен античности.

Археология как отдельная наука возникла лишь в ХХ веке. На сегодняшний день она включает в себя разделы, исследующие культуру разных периодов.

Особенности профессии:

Археолог - это человек, деятельность которого напрямую связана с поиском конкретных фактов, чтобы в результате он мог правильно определить исторический период находки.

В зависимости от способов поиска артефактов, существуют такие виды археологии:

  • Полевая - находки ищут путем проведения раскопок на суше.
  • Подводная - все работы ведутся под водой.
  • Экспериментальная – включает в себя работы по восстановлению древних находок.

Работа археологом комбинирует интеллектуальный труд с выносливостью и неимоверным терпением. Вместе с тем, для человека, который не представляет свою дальнейшую жизнь без археологии, найденные артефакты служат источником непередаваемых эмоций. Таким образом, он делает неоценимый вклад в культуру. Благодаря конкретным фактам, археологи подтверждают и опровергают некоторые теории относительно места проживания и особенностей быта древних народов.

Обязанности:

Ключевым заданием археолога является наиболее точное воссоздание картины давно минувших лет с помощью отысканных находок. В дальнейшем артефакты отправляют в лабораторию с целью дальнейшей классификации и восстановления, если вещь повреждена.

После того, как находки извлекают из воды либо земных недр, следует тут же составить их детальное описание и внести в перечень. Эти данные потребуются на этапе дальнейших исследований. Дополнительно, артефакт фотографируют во всех ракурсах и делают его детальную зарисовку. Зачастую ученым приходится непосредственно в полевых условиях выполнять процедуру первичной реставрации найденных вещей, ведь солнечные лучи и свежий воздух оказывают неблагоприятное воздействие на структуру украшений, веками пролежавшими под слоем земли. Если находку своевременно не укрепить - она окончательно разрушится еще до того, как будет доставлена в лабораторию.

На этапе воссоздания ранее неизведанной технологии, специалист руководствуется данными раскопок, проводит исследования и делает соответствующие выводы. По этой причине зачастую потребуются знания в области инженерии.

Важные качества:
  • аналитический склад ума;
  • интерес к событиям прошлых веков;
  • физическая выносливость;
  • хорошее зрение;
  • отсутствие аллергии на органические материалы;
  • стрессоустойчивость;
  • скрупулезность;
  • ответственный подход к работе;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • целеустремленность;
  • готовность к частым экспедициям;
  • коммуникабельность.
Навыки и знания:

Археолог - это представитель науки, поэтому его труд помимо физической подготовки потребует и знаний той области науки, для которой он ищет артефакты. Не обойтись и без познаний в следующих областях: научной реставрации, палеогеографии, антропологии, геральдике, нумизматике, текстологии, этнографии и пр. Также уместно обучиться дайвингу и скалолазанию.

Перспективы и карьера:

Профессия Археолог предусматривает возможность трудиться в НИИ либо стать преподавателем в одном из вузов. Дополнительно, можно посвятить себя занятию научной деятельностью, делая открытия и успешно защищая работы, чтобы получить очередное ученое звание.

Археологи востребованные и в музеях. Там они отвечают за сохранность многовековых артефактов, занимаются организацией выставок и подготовкой к экскурсиям.

Обучение:

Работа археологом предусматривает наличие высшего образования. Это дает право не только руководить процессом раскопок, но и вести археологический надзор. В таком случае необходимо поступать в ВУЗ на историческую специальность.

Поделитесь в сети:
Добавить комментарий

profitworks.com.ua

Профессия «археолог»

Когда видишь загорелых стройных и счастливых людей, которые неторопливо копаются в земле с видом на бескрайний океан, то начинаешь задумываться: а может, бросить все и пойти в археологи?

Наверное, только настоящий археолог может сказать, насколько действительно романтична и интересна его профессия. Можно ли почувствовать себя настоящим Индианой Джонсом? Стоят ли месяцы или даже годы копания в земле тех секунд, когда желаемое достигнуто? Но уж что точно можно сказать, обеспеченных людей среди археологов не много – эта профессия по-прежнему малооплачиваема. А романтичность и необычность «компенсируются» тяжелым физическим трудом, нередко в довольно плохих бытовых и климатических условиях.

Археология – наука о жизни людей в прошлом, основанная на изучении культурного материала и характеристик окружающей среды, оставшихся от предыдущих поколений и цивилизаций. Археология относится одновременно и к гуманитарным, и к естественным наукам. В России и Европе археология – это отдельная дисциплина, а в США она является частью антропологии. Важность археологии трудно переоценить. Все исторические данные о развитии человечества до появления письменности – это заслуга археологии.

Где учиться на археолога? Стать археологом сегодня несложно, давно прошли те времена, когда сюда рвались сотнями искатели приключений. Достаточно закончить исторический факультет по специальности «Археология» или «Антропология».

Чаще всего археолог – это научный работник. Конечно, сначала придется поработать «в поле», то есть принять участие в раскопках. Более маститые ученые, имеющие научные степени и вес в научном мире, конечно, работают над теоретическим материалом в университетах и Академии наук, анализируя собранные данные.

Есть также профессиональные археологи – их работа больше напоминает работу диггера. Многие археологи-диггеры после нескольких лет работы становятся либо учеными, специализирующимися на определенной области археологии, либо руководителями проектов. Часть археологов работают в музеях и различных государственных проектах.

Другие профессии из данной тематической группы

www.examen.ru

Профессия - археолог

- Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

- Я археолог. Уже более сорока лет я участвую в археологических раскопках на территории нашей страны.

- Кем мечтали стать в детстве? Если мечта не сбылась, жалеете ли об этом?

‑ Я мечтал стать искателем древних сокровищ.Моя мечта осуществилась и я рад этому, хотя я сам во многом способствовал ее осуществлению.

‑ Как пришло к Вам увлечение археологией?

‑ Сначала я собирал старинные деньги и предметы домашнего обихода, которые пылились на чердаках у родственников. В возрасте 14 лет, будучи школьником, принимал участие в археологических экспедициях Ростовского областного музея краеведения. Был подсобным рабочим. Тогда я понял, что это – мое призвание.

‑ Как сложилась Ваша дальнейшая судьба?

‑ В 1983 году, после службы в ВМФ, устроился лаборантом в Приморский отряд археологической экспедиции. В тяжелое для экспедиции время работал художником-реставратором и водителем. С 1988 – 1998гг. работал начальником археологического отряда. С 1999г. и по настоящее время - сотрудник Азовского научно-исследовательского бюро.

‑ Занимаетесь ли Вы научной деятельностью?

‑ Да, с 1986 года на основании Открытых листов я провожу самостоятельные научные исследования по археологии и нумизматике.

‑ Каков круг Ваших научных интересов?

‑ Сарматская археология, скифская археология, изучение древностей эпохи переселения народов, античная и византийская нумизматика.

‑ Есть ли у Вас публикации по археологии?

‑ Да, я автор более девяноста научных работ по сарматской археологии, Хазарскому каганату, боспорской и византийской нумизматике.

‑ Какие раскопки, по Вашему мнению, были наиболее интересными ?

‑ В 1987 г. неподалеку от Ростова-на-Дону была открыта серия погребений позднесарматской культуры, выделяющихся богатством и разнообразием погребального инвентаря. Некоторые вещи – крайне редкие или не имеющие аналогов. Об этих находках я подробно написал в книге «Позднесарматские погребения в устье Дона».

- Что вам нравится в вашей профессии больше всего?

‑ Моя работа имеет много достоинств: свежий воздух, общение с людьми, интересные находки, возможность постоянно получать новые знания.

- С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

‑ Самая большая проблема для нас – нехватка рабочих рук. Люди неохотно идут на подсобные работы. Часто нашей работе мешает погода. Из-за дождей приходится откладывать раскопки на неопределенное время.

 - Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить? Нужно ли вам периодически повышать квалификацию?

‑ С 1984г. по 1989г. я учился на историческом факультете Ростовского государственного университета. После этого несколько раз обучался на курсах повышения квалификации и постоянно занимался самообразованием.

- Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?

‑ Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как физическая выносливость, уравновешенность, аналитический склад ума, способность работать в команде, терпеливость, пунктуальность.

‑ Есть ли в вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?

‑ Каждая наша находка – повод для творческой деятельности. Особенно это касается художников-реставраторов.

- Из чего состоит ваш рабочий день?

‑ Если мы на раскопках, начинаем копать, осторожно отделяя слой от слоя, зарисовываем, записываем свои наблюдения, делаем осторожные выводы. Когда попадаются артефакты, переходим на кисточки. Если раскопок нет, работаем в музее.

- Какие основные обязанности вы выполняете?

‑ Как у руководителя археологической экспедиции, у меня много обязанностей: найти жилье, позаботиться о питании сотрудников экспедиции, нанять людей на подсобные работы, вести необходимую документацию. Плюс всевозможные нюансы.

- Что самое интересное в вашей работе?

‑ Конечно находки. Однажды нам попался позднесарматский курган, в южной части которого в годы Великой Отечественной войны был устроен немецкий блиндаж с ходами сообщений. Таких находок у нас еще не было.

‑ Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?

‑ Я отвечу коротко - без нашего прошлого не будет и будущего. А археолог – это проводник из прошлого в будущее.

– Приносит ли ваша профессия хороший доход?

‑ К сожалению, нет и в этом основной недостаток профессии.

- Кому бы вы могли порекомендовать свою профессию?

‑ Людям творческим, целеустремленным, любознательным, настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей должны быть призванием. Археология не любит случайных людей.

- Как вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?

‑ Я думаю, что да. В последние годы, когда становление российской культуры приобрело большое значение, профессия эта стала гораздо престижнее, чем раньше. Археологи сегодня так же необходимы, как и геологи, участвующие в важных для страны экспедициях.

– О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у вас.

‑ У археологии есть свои недостатки. Это: порой тяжелый физический труд, невысокие заработки, проблемы с личной жизнью из-за длительных археологических экспедиций. И необходимость постоянно пополнять свои знания.

Орфография и пунктуация автора сохранены

Автор: Бочко Никита, 6 класс, МБОУ Гимназия №1 «Юнона» г. Волгодонск, Ростовская область

moeobrazovanie.ru

Профессия археолог | Про профессии.ру

Особенности профессии археолог

 Археологи – это мужественные люди, которые занимаются своим трудом в самых сложных условиях, как климатических, так и политических, но любовь к истории помогает им достойно переносить все тяготы выбранной профессии.

Людьми, которые служат археологии, движет тяга к древности и непознанным фактам из истории человеческой цивилизации, а также авантюризму и приключениям.

При этом археология не ограничивается лишь сушей, а охватывает также и подводный мир, где также постоянно ведутся научные работы.

Археологи имеют и свою специализацию, различая морскую, полевую и экспериментальную археологию. 

Требования к профессии археолог

Профессиональный археолог должен уметь не только заниматься раскопками, но и правильно классифицировать находки, поэтому от него требуются глубокие знания в области истории древнего мира, а кроме того, хорошо рисовать, чертить, иметь навыки фотографа, а также знать принципы хранения и реставрации предметов древности, выполненных из различных материалов.

Также стоит отметить, что археолог должен неплохо разбираться в науках, которые являются вспомогательными для истории, таких как нумизматика, геральдика, текстология и т.п.

Личные качества, необходимые для археолога

Профессия археолога связана с частой сменой мест работы, сменой климатических поясов и работу со всевозможными органическими веществами, что требует хорошей физической подготовки, выносливости, великолепного здоровья и отсутствия аллергии.

Кроме того, как правило, археологические экспедиции имеют высокую продолжительность, а поэтому от археолога требуется:

  • коммуникабельность,
  • уравновешенность,
  • умение сохранять спокойствие в самых различных ситуациях,
  • умение работать в коллективе.

Востребованность профессии археолог

Карьера археолога зачастую проходит в полевых условиях, где происходят всевозможные археологические раскопки. Однако, профессиональный археолог может быть востребован и в большом городе, работая в музеях, где от него требуется подготовка экскурсионных программ, обеспечение сохранности археологических артефактов, а также информирование персонала о тонкостях работы с древними предметами.

Естественно, все начинающие археологи мечтают о великих находках, которые потрясут весь мир, ведь на планете еще так много неизведанного, что вполне реально появление новых имен в археологии, которые смогут затмить славу Генриха Шлимана или Говарда Картера.

Смотрите также:

proprof.ru

Профессия археолог

Мы расскажем о происхождении и плюсах профессии, и о том, где можно получить образование археолога.

Археология – это больше, чем наука. Это информация из прошлого, которая формирует будущее человечества. Но не каждому дано стать археологом, помимо романтики в раскрытии тайн прошлого, археология – это серьезный научный труд.

Как появилась профессия археолога?

Археология - это историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные ими материальные блага (сооружения, предметы быта и искусства), историческое прошлое человечества. Археология, как наука зародилась в Древней Греции, недаром само слово «археология» происходит от древнегреческих слов ἀρχαῖος - древний и λόγος - слово, учение. В России же археология получила распространение в 18-19 веке.

Качества, необходимые будущему археологу

В приоритете, конечно, усидчивость и аналитический склад ума. Но и творческая жилка будет не лишней. Прежде, чем выбрать эту профессию вы должны четко понимать, что много времени будет уходить на поездки, а также придется обрабатывать значительные объемы данных, анализировать и систематизировать информацию.

Также будущему археологу стоит обладать хорошими навыками коммуникации. Потому что придется много общаться и обмениваться информацией. Археологу важно иметь тренированную память и не бояться бытовых трудностей в виде ночевок в палатках и дикой местности.

Крепкое здоровье – немаловажный фактор выбора профессии археолога

В связи с тем, что профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм, то при следующем ряде заболеваний, труд археолога для вас может стать опасным для жизни и здоровья.

• заболевания сердца или нарушения артериального давления;
• судороги, потери сознания;
• расстройства слуха;
• расстройства речи;
• хронические инфекционные заболевания;
• сахарный диабет;
• геморроидальные расстройства;
• кожные заболевания;
• заболевания органов пищеварения и выделения;
• хронические инфекционные заболевания;
• употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
• некорректируемое снижение остроты зрения.

Чем хороша профессия «Археолог»?

Естественно соприкосновением с тайнами древности. Интересные экспедиции, раскопки древних городов и могильников, а если повезет совершить значимое открытие, то и всемирная известность!

Как стать археологом?

Для успешного освоения профессии вам понадобятся отличные знания школьной программы по предметам:
• география;
• физика;
• история;
• химия.

А также специальные знания в области: культурологи, истории цивилизаций, геологии и антропологии.

Профессия «Археолог» относится к высшему образованию, но готовится можно начиная с среднего специального образования, например поступив в колледж на специальность: 050401 - История. Эту специальность вы можете найти в педагогических и колледжах с социальной направленностью. Далее необходимо поступить в ВУЗ на специальность: 030400, 030401, 050401 - История или 030402 - Историко-архивоведение. Это позволит получить вам квалификации: 62, 65, 68 - Бакалавр истории; Историк, Преподаватель истории, Историк-архивист, Учитель истории; Магистр истории. 72251 - Археология является специальностью высшей научной квалификации.

Для того чтобы понять, правильно ли вы выбрали свой путь можно и даже желательно еще на этапе начала обучения записаться в исторический клуб или поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ). Это позволит вам поучаствовать в исторических реконструкциях или раскопках и понять, хотите ли вы посветить этому занятию всю жизнь. Кроме того, существуют археолого-этнографические студенческие конференции. Почувствовать себя настоящим археологом можно приняв участие в международных волонтёрских проекта, которые часто проводит Русское географическое общество.

Где обучают археологов?

Признанный лидер - Московский археологический институт, он был основан в 1907 году и на данный момент имеет филиалы в нескольких городах европейской части России. Обучение в аспирантуре.

Московский Педагогический Государственный Университет, Исторический факультет (основан в 1900 году), кафедра Истории древнего мира и средних веков.


Хочу писать. Что делать и куда идти?

12 новых профессий 

Есть ли жизнь после вуза: как Выпускник работу искал

Почему журналистика не для всех?

Кем пойти работать, не вставая из-за компьютера?

 

 

moscow.timestudent.ru

Профессия – археолог

: 21 Сен 2009 , Виват, Универ! , том 28, №4

В рубрике «Университет в рассказах», посвященной пятидесятилетию Новосибирского государственного университета, – истории жизни выпускников НГУ, добившихся успеха в области науки и образования, рассказанные ими самими. Доктор исторических наук Наталья Викторовна Полосьмак – специалист в области археологии и древней истории Сибири. Широко известны ее исследования «замерзших» могил пазырыкской культуры на плато Укок в Горном Алтае, за открытие и исследование которых она была удостоена Государственной премии РФ в 2005 г. В настоящее время под руководством автора проводятся археологические работы в Северной Монголии в рамках большого проекта по изучению культуры хунну – создателей первой в мире кочевой империи

Одна очень умная и странная женщина, французская писательница и философ Симона Вейль однажды сказала: «Откуда придет к нам возрождение, к нам, загрязнившим и опустошившим весь земной шар? Только из прошлого, если мы его полюбили…»

Вещи переживают людей – и надолго: могут проходить тысячелетия, а вещь будет оставаться «живой». И когда мы впервые соприкасаемся с прошлым в буквальном смысле этого слова, с нами происходит нечто очень важное – мы получаем послание прошедших эпох, даже если в этот момент не осознаем этого. Вещи переживают людей, чтобы рассказать нам о своих владельцах, – в этом их великая миссия. Ведь никто из тех, кто многие века обживал нашу планету, не хотел быть забытым. Они оставляли после себя маленькие поселения и города, ирригационные каналы и крепостные валы, таинственные каменные выкладки и могилы, драгоценные украшения и керамическую посуду и многое-многое другое, неведомое нам. Поэтому главная цель исследователя – помочь древним вещам и памятникам «заговорить», восстановить с их помощью нити, ведущие в прошлое и связывающие нас с нашими предшественниками на Земле; осознать, наконец, что наше современное общество со всеми его проблемами и достижениями всего лишь одна из страниц Истории, скорее даже небольшой абзац на странице.

У археолога свой взгляд на материальных свидетелей прошлого. До раскопок «замерзших» погребений пазырыкского Укока я работала в Барабинской степи, где наши находки были не столь эффектны, как на Алтае, – в основном сотни фрагментов керамики и немногочисленные предметы древнего искусства. Но радость открытия того, что до тебя никто не видел и к чему ты прикоснулся первым после тех, кто много веков назад пользовался этими вещами, была огромной! Самая обычная, на первый взгляд, вещь может многое поведать. Это хорошо понимают люди творческие, даже далекие от археологии: «...Кто умеет видеть, тот даже по ручке дверного молотка сумеет восстановить дух века и облик короля», – писал Виктор Гюго.

Магия личности

Стать археологом не было моей детской мечтой. Впервые с этим миром я познакомилась совершенно случайно, когда в девятом классе вместе с другими школьниками работала в алтайских степях на раскопках сросткинской культуры, проводимых московским Институтом археологии АН СССР. Когда взяла в руки свои первые маленькие находки – «пропала», и чисто детское любопытство сменилось пониманием: я хочу этим заниматься. Я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек.

Мы жили рядом с Барнаулом в поселке, построенном в лесу вокруг крупного военного завода. Поселок чем-то походил на Академгородок, там была прекрасная школа с умными, любящими свою профессию учителями, лучший в городе бассейн, замечательная библиотека, где на полках стояли прижизненные издания Циолковского, а в каких-то старых потрясающих книгах встречались невероятные стихи, которые до сих пор я так и не могу найти… После окончания такой «поселковой» школы я поступила на гуманитарный факультет Новосибирского университета.

Почему выбор пал на НГУ – ведь в то время здесь в отличие от Московского университета не было отделения археологии? Ответ один – Окладников. В то время это был самый известный в Советском Союзе археолог. Его имя было у всех на слуху, мы зачитывались его книгами… В самой его личности было что-то такое необычное и обаятельное, что привлекало и завораживало людей, никогда в жизни с ним не встречавшихся. Тем более что Алексей Павлович занимался историей Сибири – края, где мы жили. Магия его личности объяснялась еще и тем, что он был не просто известен, но всемирно известен: для нас он был одним из замкнутой касты «небожителей», человеком, олицетворяющим собой всю археологию мира.

Сегодня абитуриенты выбирают факультет – мы тогда выбирали имя. Шли к человеку, от которого мечтали многое услышать и узнать, многому научиться. И хотя, как оказалось впоследствии, Окладников не преподавал в НГУ, выбор оказался верным: он возглавлял институт, куда я попала на практику сразу после первого курса. Уже тогда я поняла, что в университете нужно получать знания, фундаментальную базу, но профессию… Профессию может дать только научно-исследовательский институт, где ты будешь на равных включен в реальную работу.

Гуманитарное воспитание

Когда я поступала в Новосибирский университет на отделение истории, я уже точно знала, что хочу быть археологом, о чем сообщила на первом же собеседовании. Реакция приемной комиссии на мой выбор была явно скептической, тем не менее я стала единственной девушкой на курсе, которая специализировалась по археологии. Кроме меня был еще один археолог – Виктор Добжанский. (Удивительно, но сейчас ситуация поменялась кардинально: в этом году на отделение археологии поступили одни девушки – археология стала просто какой-то девичьей мечтой.)

В моем университетском дипломе записано «историк», а не «археолог», и это точно отражает сильные стороны гуманитарного образования, которое давал НГУ в середине 1970-х гг. Известный ученый и писатель Н. Я. Эйдельман читал нам спецкурс о декабристах, Окладников однажды привез знаменитого немецкого этнографа и археолога К. Йетмара с лекцией о его исследованиях в Гиндукуше, а в Доме ученых, сидя на лестнице в проходе переполненного зала, можно было услышать самого Льва Николаевича Гумилева, который рассказывал о своей теории пассионарности – и весь зал конспектировал!

Но и наши преподаватели в НГУ были людьми необычными, каждый со своей непростой судьбой, способные навсегда поразить воображение вчерашних школьников. Сейчас я понимаю, как много взяла от учителей: и навыки по структурированию материала, и манеру его изложения, и привычку тщательно изучать все источники по теме, прежде чем написать что-то свое... И вот это последнее – самое главное. Ведь все наши преподаватели были известными учеными, у каждого уже были написаны множество книг и статей. На семинарах и в курсовых работах ценился не подбор цитат, а самостоятельные выводы и рассуждения, ценилось новое.

И хотя преподаватели различались характерами, научными взглядами и подходом к обучению, их объединяло одно – умение внушить студентам любовь к своему предмету. Чего стоили, к примеру, лекции Н. Н. Покровского по истории России или Н. В. Ревякиной по истории средних веков! Несколько раз мне даже приходила в голову шальная мысль начать специализироваться по средневековью. И до сих пор я покупаю и читаю всю литературу об этой эпохе – просто потому, что не могу пройти мимо и хочу все знать. Эта любовь привита навек.

Полевые семестры

После первого курса у гуманитариев была археологическая практика, обязательная для всех. И волею судьбы мы с Добжанским попали в отряд к В. И. Молодину, тогда очень молодому (всего 25 лет) кандидату наук. Экспедиция была не куда-нибудь, а в зону затопления Усть-Илимской ГЭС… Тайга, гнус, раскопки старинного острога; рядом – совершенно особый, интересный народ, строители будущей ГЭС. Ребята, с которыми я встретилась в экспедиции, стали моими лучшими друзьями на всю жизнь.

Может быть, в другом месте все сложилось бы иначе, но здесь я увидела людей потрясающе увлеченных, трудолюбивых, дружных, отзывчивых, у которых было чему поучиться. Когда наш начальник о чем-то рассуждал над открытым слоем, я думала: «Господи, я никогда в жизни так не смогу – что там можно вообще увидеть?!» Это было потрясение, чудо из чудес, восхищение профессионализмом. Я мечтала, что когда-нибудь тоже смогу вот так стоять над раскопом и понимать, что в нем скрывается. К концу экспедиции я уже точно знала, что эта работа – все, чего я хочу в жизни.

…Оглядываясь на свои студенческие годы, до сих пор искренне поражаюсь отношению преподавателей и руководства факультета к нам, двум единственным на курсе археологам. Нам шли навстречу буквально во всем, что касалось профессиональных надобностей и интересов. Начиная со второго курса нам позволяли сдавать сессию досрочно. В мае я уезжала на полевую практику и возвращалась только к октябрю – родители уже начинали разыскивать меня через деканат.

И никто из руководства факультета и преподавателей не упрекал за опоздание к началу учебного года. В деканате были свято уверены, что если студент способен наверстать пропущенный материал без ущерба для успеваемости, то не следует мешать его профессиональной подготовке. Такая уникальная ситуация, когда драгоценное время, необходимое для специализации, университет ценит и уважает не меньше, чем сам студент, вряд ли могла иметь место где-нибудь еще.

В результате я получила бесценный полевой опыт, успев во время учебы побывать на раскопках на Алтае, в Восточной Сибири, в Хакасии. После третьего курса университета руководила уже собственными раскопками, что тогда было большой честью, а сегодня попросту невозможно.

А бесконечные научные студенческие конференции, региональные и всесоюзные, на которые я ездила начиная со второго курса и которые оплачивались университетом! Москва, Свердловск, Сыктывкар, Кемерово, Барнаул – где мы только ни побывали! На этих конференциях мы проверяли себя, учились рассказывать о своих результатах, узнавали, кто, что и где раскапывает, знакомились… Многие из ребят остались в профессии, стали известными археологами, написали замечательные книги. Наш мир уже тогда был тесен, таким он остается и сейчас.

Между экспедициями много времени мы проводили в Институте археологии СО РАН (тогда Институте истории, филологии и философии). Наше место – чердак нынешнего Института экономики, бывшее хранилище и реставрационный центр, где перебирали, склеивали, рисовали и описывали целые горы найденной на раскопках керамики – самого «говорящего» исторического материала. Керамика – как древние письмена, и уметь их «читать на кончиках пальцев» должен любой образованный археолог. А при ее зарисовке открывается еще больше информации: свои статьи я иллюстрировала сама, тщательно зарисовывая все фрагменты.

Дипломную работу я написала по бронзовому веку Барабинской степи на основе собственного материала, который удалось получить за годы студенческих раскопок. Мне очень везло в том, что на каждом жизненном этапе, как по волшебству, вдруг появлялся человек, благодаря общению с которым я начинала расти. Тогда, в студенческие годы, таким человеком оказалась Айна Петровна Погожева – москвичка, археолог, занимающаяся одной из самых загадочных и красивых культур эпохи бронзы – трипольской. У нее за спиной было множество экспедиций, проходивших в самых разных местах, исследовавших самые разные эпохи. Я помню холодные весенние ночи на Кара-Тенеше в Горном Алтае, когда мы сидели у костра под колючим от звезд небом, а она рассказывала о раскопках пещерного буддийского храма где-то в районе Термеза и об исследовании знаменитых Бесшатырских курганов в Казахстане с их системой подземных ходов и многое-многое другое, о чем можно писать целую книгу. Благодаря ей археология приобрела для меня тот таинственный смысл, без которого, как я сейчас уже понимаю, трудно связать т. н. артефакты и людей, которые их создавали и которым они принадлежали. Перефразируя Б. Рассела, можно сказать, что без признания того, что существует реальность, выходящая за пределы повседневной тривиальности, невозможно сделать что-то значимое.

Петербургский ренессанс

Начало самостоятельной научной жизни оказалось непростым. Попасть в аспирантуру было трудно: это давало гарантию получения места в научно-исследовательском институте, что тогда вообще было счастьем и большой честью. И поэтому в аспирантуру просто так не брали. Для женщины же путь в наш археологический институт был практически закрыт.

Поэтому после окончания университета я работала по хоздоговорным темам в Средне-Енисейской комплексной экспедиции при Ленинградском отделении Института археологии АН СССР. По хоздоговору – это значит практически без заработка, причем каждые три месяца тебя увольняют и снова нанимают. Как следствие – проблемы с пропиской и жильем.

Так продолжалось три года. А потом была аспирантура – уже в самом Ленинграде. В то время в Археологическом институте был мощный по своему составу сибирский сектор (достаточно назвать имена таких известных ученых, как М. П. Грязнов, Д. Г. Савинов, Г. Максименко, Э. Б. Вадецкая, М. П. Пшеницына, Г. В. Длужневская), поэтому я со своей тематикой по раннему железному веку Барабы хорошо туда вписалась.

Это было незабываемое время – Ленинград кого угодно околдует. Мне в Сибири до сих пор не хватает его архитектуры – старинных особняков и дворцов, соборов и театров. В те годы город еще не был изуродован рекламой и новоделом и, если идти по Невскому и скользить взглядом по верхним этажам, легко можно было представить себя в Санкт-Петербурге XIX века или Питере начала 1920-х.

Эрмитаж был местом, куда я ходила как на работу, причем не только в его парадные залы, но и в скрытые от глаз фонды, где хранились настоящие археологические сокровища. А чего стоила одна библиотека в Институте археологии, который сам располагался во дворце, – маленький зал, обшитый дубовыми панелями, и окно, которое выходило прямо на Петропавловку, где в полдень грохотала пушка…

В Ленинграде я близко познакомилась с востоковедами; ходила на лекции к ученым, о которых раньше мне доводилось только слышать… Это были не просто другие люди – другая археология, далеко выходящая за рамки какой-нибудь узко специализированной «бронзы» маленького района. И опять новые люди, новые друзья...

Мне посчастливилось познакомиться с Дмитрием Глебовичем Савиновым, одним из самых замечательных ученых энциклопедического знания. Он, будучи известным археологом, читал курс этнографии в Ленинградском университете, и на его лекции собирались не только гуманитарии. Гуляя вдоль Крюкова канала, мы обсуждали с ним практически нереальные возможности дальнейшего изучения фантастической по своей красоте пазырыкской культуры Горного Алтая. Так что начало «пазырыкского» этапа в моей жизни – это, конечно, Ленинград, Эрмитаж и Дмитрий Глебович.

На плечах гигантов

После защиты диссертации судьба снова привела меня в Новосибирск, уже в статусе кандидата наук.

И здесь мне опять повезло. Сначала был пазырыкский Укок и раскопки курганов этой единственной в мире культуры с «замерзшими» могилами. Теперь – курганы хунну в Северной Монголии, предметами из которых, обнаруженными экспедицией Козлова, как и пазырыкскими находками Руденко, я любовалась в Эрмитаже.

Все сбылось. Хотя нельзя забывать, что со своими новыми методами и новыми возможностями мы всего лишь шли по следам первооткрывателей: все культуры, которыми пришлось заниматься, – и пазырыкцы, и хунну – были открыты задолго до наших раскопок. Несмотря на это, результаты, которые мы получили, оставили чувство глубокого удовлетворения. Почему?

Есть новые памятники и предметы, открытые нами, и есть те, которые были найдены давно, но которым мы задаем вопросы. Сейчас вопросов мы можем задать намного больше, чем первооткрыватели. Время накладывает заметный отпечаток на гуманитарную науку. Она уже не мыслится без междисциплинарного подхода. Неизмеримо расширились наши исследовательские возможности. Растет объем информации, которую мы получаем от археологических памятников. И в этом смысле нам действительно удалось продвинуться в изучении ранее открытых древних культур, найти подтверждения многим уже высказанным предположениям и, главное, выдвинуть новые. К тому же история людей, которой мы занимаемся здесь, в Сибири, простирается далеко за пределы нашего региона – в Китай, Иран, Тибет, Индию – на огромные территории, объединенные в один исторический узел кочевым миром. Постороннему человеку может показаться, что подобные метания мысли довольно хаотичны, но все наши исследования лежат в русле одного направления, логически выверенного и базирующегося на точном знании.

Но, конечно, осталась еще одна мечта – открыть что-то совершенно новое, никем и никогда невиданное. И если бы современный мир был немного добрее… Но в китайском Синьцзяне – беспорядки; Афганистан воюет, Иран практически закрыт для серьезных археологических исследований; события в Лхасе не прибавляют оптимизма… Получить разрешение на раскопки в подобных местах сегодня очень сложно, но хочется верить, что трудности эти преодолимы – и есть примеры, когда российские экспедиции в начале века успешно работали и в гораздо более трудных условиях, преодолевали значительно более серьезные препятствия. Надо просто терпеливо ждать своего часа.

Командный успех

Никакое археологическое исследование не может быть успешным без команды. Успехом в исследовании памятников пазырыкской культуры я во многом обязана своему отряду. Уже после первого сезона в 1991-м студенты из Новосибирского пединститута, составившие костяк отряда, – Антон Лучанский, Саша Павлов, Костя Банников, Лена Кузнецова и другие ребята – были околдованы Укоком и стали ездить туда каждый год.

Они проработали со мной на этом высокогорном плато многие полевые сезоны. И ту работу, которую ребята проделывали в рекордные сроки и в самых экстремальных условиях, я иначе как подвигом назвать не могу. В этом смысле у меня и сегодня ничего не изменилось. Моя нынешняя команда – Женя Богданов и Людмила Петровна Кундо – такие же беззаветно преданные профессии люди. Пять месяцев, с мая до поздней осени, мы провели на раскопках 20-го Ноин-Улинского кургана в Монголии, и мне ни разу не пришлось услышать от них сакраментальную фразу: «Когда же мы наконец уедем отсюда?» И это всегда удивляло наших монгольских коллег, утверждавших, что российские археологи проводят в поле больше времени, чем все другие иностранные экспедиции, вместе взятые. Но профессия – это ведь образ жизни…

Большие удачи должны многому научить – например, ставить высокую планку и уже в соответствии с ней формулировать новые задачи... Это естественно – ведь человек растет в зависимости от целей, которые перед собой ставит. И последние должны быть всегда немного больше твоих сил – иного способа двигаться вперед не существует.

: 21 Сен 2009 , Виват, Универ! , том 28, №4

scfh.ru

Несколько слов о профессии «археолог»

Археология – это наука, которую можно назвать ключом от прошлого, открывающего дороги будущего. Это одна из самых захватывающих и интересных профессий в мире. Однако не каждый сможет постичь эту профессию, поскольку кроме манящих тайн и романтики, занятие археологией – это серьёзный научный труд!

Как появилась профессия «Археолог»

Археология относится к историческим дисциплинам, она изучает историческое прошлое человечества по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные материальные блага (предметы искусства и быта, сооружения).

Наука археология зародилась в Древней Греции. Слово «археология» происходит от древнегреческих слов ἀρχαῖος - древний и λόγος - слово, учение.

Археология в России получила широкое распространение в 18-19 веке.

Какими качествами должен обладать археолог?

Человек, желающий стать археологом, должен обладать, прежде всего, терпением и аналитическим складом ума. В тоже время здесь не обойтись и без творческого подхода. Если вы решили стать археологом, то вы должны понимать, что вам придется много времени проводить в командировках, заниматься анализом и систематизацией данных, работать с большим объёмом документов. Ко всему же археолог должен быть коммуникабельным, так как ему придется часто принимать участие в коллективных работах, обмениваться данными. Также плюсом будет неприхотливость в быту, будущему археологу, возможно, придется ночевать в заброшенных и диких местах в палатке. Хорошая память – это тоже верный помощник археолога.

Противопоказание к профессии по состоянию здоровья

Профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм. Поэтому труд археолога может стать опасным для здоровья и жизни при следующем ряде заболеваний:

  • нарушения артериального давления;

  • заболевания сердца;

  • потери сознания, судороги;

  • расстройства речи или слуха;

  • сахарный диабет;

  • хронические инфекционные заболевания;

  • кожные заболевания;

  • геморроидальные расстройства;

  • употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;

  • заболевания органов пищеварения и выделения;

  • некорректируемое снижение остроты зрения.

Преимущества профессии «археолог»

Основное преимущество – соприкосновение с тайнами древности. Раскопки древних могильников и городов, интересные экспедиции. А может, повезет, и вы сделаете значимое открытие, тогда вас ожидает всемирная известность!

Что нужно для того, чтобы стать археологом?

Чтобы успешно освоить профессию археолога, вам нужны отличные знания по следующим школьным предметам:

  • география;

  • история;

  • физика;

  • химия.

Кроме того, понадобятся дополнительные знания в сфере геологии, антропологии, культурологии, истории цивилизаций.

Чтобы убедиться в том, что вы правильно выбрали себе профессию, можно и даже желательно записаться в поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ) или исторический клуб. Здесь вы сможете принять участие в раскопках или исторических реконструкциях и понять, хотите ли вы этому занятию посвятить всю жизнь. Вы также можете принять участие в археолого-этнографических студенческих конференциях. Настоящим археологом вы можете себя почувствовать, приняв участие в международных волонтёрских проектах, часто проводимых Русском географическим обществом.

Археология – это наука, которую можно назвать ключом от прошлого, открывающего дороги будущего. Это одна из самых захватывающих и интересных профессий в мире. Однако не каждый сможет постичь эту профессию, поскольку кроме манящих тайн и романтики, занятие археологией – это серьёзный научный труд!" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

ucheba93.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *