Профессия библиотекарь в современном мире – “Библиотекарь – профессия будущего. Библиотекарь это уникальная профессия, существовавшая испокон веков и довольно распространённая на современном этапе.”. Скачать бесплатно и без регистрации.

Библиотечная профессия в современном мире

Орловский областной колледж искусств и культуры

Библиотечная профессия в современном мире

Курсовая работа

Студентки III курса

Библиотечного отделения

Савиновой Ю. Ю.

По предмету:

«Библиотековедение»

Преподаватель: Гришина Г.Н.

Орел, 2004

План

1. Введение

2. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня

3. Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время

4. Профессиональное обучение кадров. Повышение квалификации библиотечных работников

5. Заключение

6. Список используемой литературы

Введение

«Да светит свет ваш

перед людьми,

чтобы они видели

ваши добрые дела…»

Евангелие от Матфея

5.16

«Я вижу, что не только вы

собрали книги, но и книги

собрали вас»

В.Б. Шкловский

В настоящее время в РФ насчитывается более 120 тысяч библиотек. Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества. Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается человечество. Это хранительницы документальной памяти всех людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.

Сегодня работать в библиотеке труднее, чем раньше, но и намного интереснее. Библиотекари свободны в выборе содержания своей деятельности. Сейчас библиотека должна выжить и доказать, что она необходима обществу.

Библиотекарь – самая прекрасная профессия на земле. И если в работу вкладывать душу, то можно очень многого достичь. Библиотечная профессия находится в той точке человеческого бытия, в которой повседневно соприкасаются скупость и щедрость, прошлое, настоящее и будущее, мир книг и мир людей. Где одно переходит в другое, требуя больших усилий по соблюдению меры и равновесия.

Библиотекарь – это профессия, одной из основных функций которой является осуществление связи времен как в истории человечества, так и в истории самой науки.

Возрождение духовности, интеллигентности, нравственности – вот главные задачи в работе библиотеки сегодня. Библиотека врачует душевные раны, помогает справиться с недугами, поднимает на вершины духа.

2. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня

В душе библиотекаря и в его деятельности органично соседствуют прошлое и настоящее. Она распространяет накопленное за годы, а то и за столетия, но вынужден постоянно держать руку на пульсе современной жизни, следить за быстро текущей действительностью, отвечать на ее требования. Последнее относится в какой-то мере к представителям всех профессий, обслуживающих сферу интеллектуальной и нравственной жизни, например, к людям, которые работают в школе, университете, других учебных заведениях. Но для того, чтобы они осознали сущность тех или иных общественных перемен, затем пересмотрели свои программы, написали новые учебники, разработали новые лекции, – для всего этого необходимо время. И граждане считают подобную затяжку правомерной, не подозревая, что названные процессы в значительной мере совершаются с помощью библиотеки, без чего все это заняло бы намного больше времени, а то бы и не состоялось.

Библиотекарю часто выпадает удел своего рода маргинала. Понятие это – от французского marginal или от латинского margo – «край», «граница», «то, что находится на стыке двух сред». А если речь идет о человеке, то – об оказавшемся вне определенного слоя, группы. И хотя понятие «маргинальный» употребляется больше в негативном смысле – по отношению к люмпенам, изгоям и им подобным, но используется и в позитивном, применительно к людям необычным, творчески преодолевающим установленные стереотипы, меняющим устоявшиеся принципы деятельности, в том числе и к тем, кому отвели весьма скромную роль и соответственно к ним относятся, а они постоянно делают нечто более значимое.

«Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь – сам ученый. Но только он работает не над одной и при том своей темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим» – так говорил Д.С. Лихачев.

В настоящее время библиотекарь освободился от выполнения идеологических задач и от общенациональных духовных идеалов, но появились и проблемы – обилие совершенно новых по содержанию источников информации, дорогих и зачастую недоступных библиотекам, сложности с комплектованием, материальные трудности.

Наша культура за годы демократических преобразований оказалась в сложном положении. Библиотеки не исключение. Что же произошло с ними за эти годы? – Одни стали богаче, другие – беднее, третьи оказались совсем на обочине жизни. те библиотеки, которые сумели в нее встроиться, активно модернизируются – компьютеры, Интернет, электронная почта, евроремонты, стажировки сотрудников за границей, свобода деятельности. Но за последние годы потеряно много хорошего, что было сформировано прежним обществом. Кто сегодня может себе позволить работать в библиотеке?. Люди, которые держаться за это место, потому что в их городе высокая безработица, поскольку пусть 400 – 500 р., но все-таки платят. Либо люди, которые существуют за счет других членов семьи. Так не может продолжаться. Хотя сеть публичных библиотек сохранена, но тысячи сельских библиотек годами не получают новой литературы. Причем это не библиотечная катастрофа, а социальная. Если люди не имеют доступа к новым знаниям, могут ли они строить новое общество, понимать его закономерности, контекст времени?

Потерялась такая важная библиотечная услуга, как межбиблиотечный абонемент. МБА – атрибут богатой страны, где библиотекам выделяют средства не только на покупку книг, но и на их пересылку. К счастью, эта потеря начинает компенсироваться новой формой передачи информации, которая в библиотечном мире называется электронной почтой. Это возможно сейчас не только в элитных библиотеках, но и в районных. И это приобретает все более массовый характер.

В крупных библиотеках уже работают над созданием глобальной электронной библиотеки будущего с тем, чтобы вся литература, созданная человечеством, стала доступна каждому в Интернете.

Беда в том, что власть и те, кто руководит распределением ресурсов, в большинстве случаев не понимают, зачем давать деньги библиотекам.

Сегодня библиотечные работники – массовая профессия, но и практически самая социально-уязвимая, т.к. из многочисленных некоммерческих организаций культуры библиотека, пожалуй, самая некоммерческая и по сути является «заложницей» несовершенства нынешних «рыночных отношений». Потому, что библиотеки, в отличие от некоторых других учреждений культуры, невозможно перевести в режим самовыживания, и без политики государственного протекционизма они не смогут существовать. Кадрам библиотеки, их социальному положению с статусу угрожают 3 вещи: самый низкий в бюджетной среде уровень зарплаты, перепрофилирование библиотек или помещений библиотек под коммерческие организации в ходе «дикой» приватизации, резкое ухудшение условий труда в связи со «старением», а в ряде случаев разрушением материально-технической базы.

Библиотекарь профессионал: какой же он сегодня?

Положение в сфере библиотечного образования весьма тревожное. Общество, разрываемое внутренними противоречиями, не в состоянии оказать сколько-нибудь серьезную помощь, поэтому приходится прибегать к единственно верному в этой ситуации методу врачевания – «помоги себе сам».

Действительно, кого из библиотекарей не волнует судьба библиотек, будущее библиотечной профессии, образования? Последние 10 лет не смолкают разговоры специалистов о падении престижа библиотечной профессии. Но одними словами ничего не изменишь: если миллион раз сказать о кризисе в библиотечном деле, он не станет менее глубоким. Так почему же библиотечная стезя мало кого привлекает в наши дни?

Сотрудники библиотек объясняют отрицательное отношение к их труду обилием рутинных операций, низким уровнем автоматизации и механизации, невысокой (впрочем, как и у остальных работников сферы культуры) по сравнению с другими отраслями народного хозяйства заработной платой.

Но есть и иные причины. Например, преобладание в печати негативной информации о библиотеках: пожары, затопления фондов, аварийные состояния зданий, отсутствие необходимых средств на приобретение литературы и оплату персонала и т.п. не вызывает симпатии и облик библиотекаря в большинстве художественных произведений, в фильмах и спектаклях. Чаще всего даже в представлении больших писателей – это немодно одетая, некрасивая дама со странностями. Известно, что престиж профессии создается людьми, к ней причастными, но мало кто знает, что библиотекарями были такие писатели и ученые, как И.В. Гете, И.А. Крылов, В.В. Стасов, Н.В. Лобачевский и др. никто не задумывается о том, что поскольку в библиотеках работают преимущественно женщины, налицо дискриминация в оплате женского труда.

Опросы общественного мнения показывают, что профессия библиотекаря считается социально значимой, но не престижной, виной чему – просчеты в социально-культурной политике государства, незнание людьми конкретики специальности библиотекаря-библиографа. Общество практически ничего не делает для того, чтобы заинтересовать своих граждан социально важными профессиями.

mirznanii.com

Библиотекарь — профессия, которую рано хоронить / Newtonew: новости сетевого образования

Недавно в разделе «Образование» журнала Huffington Post была опубликована статья под названием «Чувства и чувствительность: почему нашим школам всё ещё нужны библиотекари», собравшая грандиозный отклик у читателей. Возможно, материал получился резонансным потому, что пересмотр существующих профессий в сфере образования — вещь многофакторная, требующая времени и терпения; а может быть, потому что человеческая натура ищет доказательства необходимости использовать многовековой опыт. Как бы то ни было, давайте вместе поразмышляем о тех бойцах невидимого фронта, которые сопровождают процесс обучения несколько столетий, а также о месте их обитания — библиотеках. Каково место профессии библиотекаря в современном мире, можно ли её назвать устаревшей и какова роль библиотек сегодня, когда все сходят с ума от девайсов и онлайн-технологий? Попробуем доказать, насколько нужна эта профессия и в мире высоких технологий. А акценты мы расставим фотографиями креативных пространств современных библиотек со всего мира — читайте подписи к изображениям.

Ещё пятьдесят лет назад было невозможно представить образовательное учреждение без библиотечных ресурсов и библиотекаря. Работая библиотекарем, ты имел доступ к огромному массиву информации. Тогда по оснащённости библиотек адвокаты по защите прав человека могли демонстрировать неравенство сегрегированных школ. С изобретением интернета и цифровых ресурсов появилась ложная вера в то, что профессия библиотекаря отмирает.

На фото: библиотека школы Кордуолс, г. Суррей

Это неправда. Библиотекарь и по сей день остаётся важнейшим посредником между студентом и потоком информации. Вопреки распространённому мнению, библиотекарь по своей профессии — это не просто надзиратели полок с книгами; именно библиотекарь обучают основным навыкам поиска информации и служат первым этапом на пути молодёжи к качественной исследовательской работе.

Любой библиотекарь знает, что изучение цифрового информационного пространства гораздо сложнее даётся, если студенты не получают первичной помощи и наставничества. Пусть то, что делает библиотекарь, никто не называет «преподаванием» в традиционном смысле этого слова, те методы, которые он использует для поддержки студентов, на деле является самой натуральной формой обучения. Помогая студентам в подборе литературы для их первых научных проектов, библиотекарь открывает им способы добывания и расшифровки большого количества информации, доступной сейчас по щелчку пальцев.

На фото: библиотека школы Дастон, г. Нортгэмптон

Это не голословные утверждения. Существует серьёзное исследование, изучающее в 2011 г. влияние поддержки библиотекаря на учебные результаты студентов. Изучение школьных библиотек Пенсильвании, к примеру, показало, что наличие библиотеки в школе оказывало значительное влияние на успеваемость учеников группы риска. Ученики из финансово неблагополучных семей, представители национальных меньшинств и отстающие ученики, как правило, получали отличные отметки за письменные задания в два раза чаще, если в их школе был штатный библиотекарь.

И тем не менее, та же газета Los Angeles Times в феврале прошлого года сообщала о том, что «более половины из 600 действующих школьных библиотек города… не имели штатного библиотекаря, тем самым перекрывая десяткам тысяч учеников доступ к объёму книг стоимостью в 100 миллионов долларов». Существует вполне объяснимое опасение, что эта цифра будет только увеличиваться, учитывая, что не ведётся никаких усилий по выделению бюджетных денег на восстановление ставок школьных библиотекарей.

На фото: открытая библиотека колледжа Лока, г. Лос-Анджелес, площадь 3 000 кв.м

В России ситуация приблизительно такая же: скажем, в школах количество ставок библиотекаря зависит от количества классов. Если школа малокомплектна (например, сельская, в которой не более 13 классов), на всю школу выделяется 0,5 библиотекарской ставки. Такой подход лишает наиболее действенной возможности развить навыки поиска информации и её критического отбора как раз тем категориям учеников, которые и без того не избалованы интернет-ресурсами и развитым книжным рынком. По данным государственной статистики 2003 г., в российской аудитории библиотек 54% приходилось именно на жителей малых городов и сёл, где проживает наименее обеспеченная часть населении. В таких условиях, когда библиотеки являются одним из немногих источников информации, комплектовать библиотеки книгами и забывать о представителях благородной профессии, которые будут обслуживать пользователей этих библиотек — слегка недальновидно и нелогично. Нельзя нам забывать про эту профессию.

На фото: библиотека школы Дэйм Брэдбери, г. Сафрон-Уолден

Бывший президент Нью-Йоркской публичной библиотеки Тимоти Хили как-то сказал о том, что библиотека ценится отнюдь не только своим библиотечным фондом:

Главная ценность любой библиотеки — это библиотекари.

Источник всех изображений: theguardian.com

Скопировать ссылку

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Библиотечная профессия в современном мире

Орловский областной колледж искусств и культуры
Библиотечная профессия в современном мире
Курсовая работа
Студентки III курса
Библиотечного отделения
Савиновой Ю. Ю.
По предмету:
«Библиотековедение»
Преподаватель: Гришина Г.Н.
Орел, 2004

План
1.                    Введение
2.                    Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня
3.                    Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время
4.                    Профессиональное обучение кадров. Повышение квалификации библиотечных работников
5.                    Заключение
6.                    Список используемой литературы

Введение
«Да светит свет ваш
перед людьми,
чтобы они видели
ваши добрые дела…»
Евангелие от Матфея
5.16
«Я вижу, что не только вы
собрали книги, но и книги
собрали вас»
В.Б. Шкловский
В настоящее время в РФ насчитывается более 120 тысяч библиотек. Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества. Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается человечество. Это хранительницы документальной памяти всех людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.
Сегодня работать в библиотеке труднее, чем раньше, но и намного интереснее. Библиотекари свободны в выборе содержания своей деятельности. Сейчас библиотека должна выжить и доказать, что она необходима обществу.
Библиотекарь – самая прекрасная профессия на земле. И если в работу вкладывать душу, то можно очень многого достичь. Библиотечная профессия находится в той точке человеческого бытия, в которой повседневно соприкасаются скупость и щедрость, прошлое, настоящее и будущее, мир книг и мир людей. Где одно переходит в другое, требуя больших усилий по соблюдению меры и равновесия.
Библиотекарь – это профессия, одной из основных функций которой является осуществление связи времен как в истории человечества, так и в истории самой науки.
Возрождение духовности, интеллигентности, нравственности – вот главные задачи в работе библиотеки сегодня. Библиотека врачует душевные раны, помогает справиться с недугами, поднимает на вершины духа.

2. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня
В душе библиотекаря и в его деятельности органично соседствуют прошлое и настоящее. Она распространяет накопленное за годы, а то и за столетия, но вынужден постоянно  держать руку на пульсе современной жизни, следить за быстро текущей действительностью, отвечать на ее требования. Последнее относится в какой-то мере к представителям всех профессий, обслуживающих сферу интеллектуальной и нравственной жизни, например, к людям, которые работают в школе, университете, других учебных заведениях. Но для того, чтобы они осознали сущность тех или иных общественных перемен, затем пересмотрели свои программы, написали новые учебники, разработали новые лекции, – для всего этого необходимо время. И граждане считают подобную затяжку правомерной, не подозревая, что названные процессы в значительной мере совершаются с помощью библиотеки, без чего все это заняло бы намного больше времени, а то бы и не состоялось.
Библиотекарю часто выпадает удел своего рода маргинала. Понятие это – от французского marginal или от латинского margo – «край», «граница», «то, что находится на стыке двух сред». А если речь идет о человеке, то – об оказавшемся вне определенного слоя, группы. И хотя понятие «маргинальный» употребляется больше в негативном смысле – по отношению к люмпенам, изгоям и им подобным, но используется и в позитивном, применительно к людям необычным, творчески преодолевающим установленные стереотипы, меняющим устоявшиеся принципы деятельности, в том числе и к тем, кому отвели весьма скромную роль и соответственно к ним относятся, а они постоянно делают нечто более значимое.
«Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь – сам ученый. Но только он работает не над одной и при том своей темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим» – так говорил Д.С. Лихачев.
В настоящее время библиотекарь освободился от выполнения идеологических задач и от общенациональных духовных идеалов, но появились и проблемы – обилие совершенно новых по содержанию источников информации, дорогих и зачастую недоступных библиотекам, сложности с комплектованием, материальные трудности.
Наша культура за годы демократических преобразований оказалась в сложном положении. Библиотеки не исключение. Что же произошло с ними за эти годы? – Одни стали богаче, другие – беднее, третьи оказались совсем на обочине жизни. те библиотеки, которые сумели в нее встроиться, активно модернизируются – компьютеры, Интернет, электронная почта, евроремонты, стажировки сотрудников за границей, свобода деятельности. Но за последние годы потеряно много хорошего, что было сформировано прежним обществом. Кто сегодня может себе позволить работать в библиотеке?. Люди, которые держаться за это место, потому что в их городе высокая безработица, поскольку пусть 400 – 500 р., но все-таки платят. Либо люди, которые существуют за счет других членов семьи. Так не может продолжаться. Хотя сеть публичных библиотек сохранена, но тысячи сельских библиотек годами не получают новой литературы. Причем это не библиотечная катастрофа, а социальная. Если люди не имеют доступа к новым знаниям, могут ли они строить новое общество, понимать его закономерности, контекст времени?
Потерялась такая важная библиотечная услуга, как межбиблиотечный абонемент. МБА – атрибут богатой страны, где библиотекам выделяют средства не только на покупку книг, но и на их пересылку. К счастью, эта потеря начинает компенсироваться новой формой передачи информации, которая в библиотечном мире называется электронной почтой. Это возможно сейчас не только в элитных библиотеках, но и в районных. И это приобретает все более массовый характер.
В крупных библиотеках уже работают над созданием глобальной электронной библиотеки будущего с тем, чтобы вся литература, созданная человечеством, стала доступна каждому в Интернете.
Беда в том, что власть и те, кто руководит распределением ресурсов, в большинстве случаев не понимают, зачем давать деньги библиотекам.
Сегодня библиотечные работники – массовая профессия, но и практически самая социально-уязвимая, т.к. из многочисленных некоммерческих организаций культуры библиотека, пожалуй, самая некоммерческая и по сути является «заложницей» несовершенства нынешних «рыночных отношений». Потому, что библиотеки, в отличие от некоторых других учреждений культуры, невозможно перевести в режим самовыживания, и без политики государственного протекционизма они не смогут существовать. Кадрам библиотеки, их социальному положению с статусу угрожают 3 вещи: самый низкий в бюджетной среде уровень зарплаты, перепрофилирование библиотек или помещений библиотек под коммерческие организации в ходе «дикой» приватизации, резкое ухудшение условий труда в связи со «старением», а в ряде случаев разрушением материально-технической базы.
Библиотекарь профессионал: какой же он сегодня?
Положение в сфере библиотечного образования весьма тревожное. Общество, разрываемое внутренними противоречиями, не в состоянии оказать сколько-нибудь серьезную помощь, поэтому приходится прибегать к единственно верному в этой ситуации методу врачевания – «помоги себе сам».
Действительно, кого из библиотекарей не волнует судьба библиотек, будущее библиотечной профессии, образования? Последние 10 лет не смолкают разговоры специалистов о падении престижа библиотечной профессии. Но одними словами ничего не изменишь: если миллион раз сказать о кризисе в библиотечном деле, он не станет менее глубоким. Так почему же библиотечная стезя мало кого привлекает в наши дни?
Сотрудники библиотек объясняют отрицательное отношение к их труду обилием рутинных операций, низким уровнем автоматизации и механизации, невысокой (впрочем, как и у остальных работников сферы культуры) по сравнению с другими отраслями народного хозяйства заработной платой.
Но есть и иные причины. Например, преобладание в печати негативной информации о библиотеках: пожары, затопления фондов, аварийные состояния зданий, отсутствие необходимых средств на приобретение литературы и оплату персонала и т.п. не вызывает симпатии и облик библиотекаря в большинстве художественных произведений, в фильмах и спектаклях. Чаще всего даже в представлении больших писателей – это немодно одетая, некрасивая дама со странностями. Известно, что престиж профессии создается людьми, к ней причастными, но мало кто знает, что библиотекарями были такие писатели и ученые, как И.В. Гете, И.А. Крылов, В.В. Стасов, Н.В. Лобачевский и др. никто не задумывается о том, что поскольку в библиотеках работают преимущественно женщины, налицо дискриминация в оплате женского труда.
Опросы общественного мнения показывают, что профессия библиотекаря считается социально значимой, но не престижной, виной чему – просчеты в социально-культурной политике государства, незнание людьми конкретики специальности библиотекаря-библиографа. Общество практически ничего не делает для того, чтобы заинтересовать своих граждан социально важными профессиями.
Безусловно, сказывается и следующее обстоятельство: хотя библиотечная деятельность, как и всякая другая, требует специальных разносторонних знаний и подготовки, приобретаемых в вузе, бытует суждение, что в библиотеке можно успешно работать, не имея таковых. Необязательность профильного образования – фактор, снижающий престиж профессии. Необходимо закрепить положение, согласно которому специалист с высшим небиблиотечным образованием обязан освоить основы библиотечного дела. Условия для этого есть6и курсы при крупных библиотеках или заочные отделения институтов культуры. Можно принимать в библиотеки специалистов других отраслей, но они должны получать равную с профессионалами зарплату только после соответствующей переподготовки.
В большинстве сотрудников библиотек мало профессионалов. В целом по России менее 17% библиотекарей имеют высшее специальное образование. В ведущих библиотеках страны их число колеблется от 10% (ВГБИЛ) до 40% (Библиотека Российской Академии наук). Это подтверждают и другие авторы, отмечая, что благодаря доплате за знание иностранных языков непрофессионалы имеют более высокие оклады.
Нельзя не сказать и о негативной роли низкой культуры библиотечного труда (системе его организации, уровне оснащенности библиотек, степени искусности работника, зависящей от квалификации, профессионального мастерства, созданных в учреждении условий).
Библиотекари все еще надеются, что с улучшением материально-технической базы библиотек возрастет престиж их профессии. Конечно, плохо оснащенные, не имеющие финансовых средств библиотекари и институты культуры выглядят архаично и вряд ли могут успешно выполнять свои информационные функции.
В информационной отсталости нашего общества повинны не только библиотеки, они сами страдают из-за этого.
Культура труда включает профессиональное общение библиотекаря с читателем. Как правило, российский библиотекарь выдает книги молча, показывая всем своим видом, что он занят и ему недосуг заниматься читателем. А вот в Швеции, Германии, США культура общения неизмеримо выше, там стараются сделать библиотеку «своей» для читателя, а не отпугивают его.
Профессиональная замкнутость (нечего сказать?), высокомерие и снобизм (не о чем разговаривать?) ведут к тому, что стереотип образа библиотеки и библиотекаря в обществе, пожалуй, эволюционирует от библиотекаря – хранителя знаний, просветителя, руководителя чтения к библиотекарю -–выдавателю книг, а он сам расценивается как представитель профессии второго сорта.
Так как же повысить престиж библиотечной профессии? Некоторые видят выход в увеличении библиотекарям заработной платы. Бесспорно, зарплата является выразителем общественной оценки труда библиотекаря, но ее рост не решит всех проблем, не снимет существующих в библиотечной среде противоречий.
Одним из главных является изменение профессионального сознания библиотекарей. Воссоздание особой атмосферы духовности, которая была присуща библиотекам в конце XIX – начале XX вв. Сегодняшние библиотекари обижаются на недостаточно уважительное отношение в ним общества, недооценку их труда. Но, с другой стороны, они свободны от чувства верности своей профессии, не хотят, чтобы собственные дети пошли по их стопам, не читают специальную литературу, не анализируют свою деятельность, зашорены, боятся отступить от регламента. Библиотекари с большим стажем полагают, что ситуацию пока не изменить, ибо она результат перемен в обществе, повлиять на ход которых библиотекари не в состоянии. Однако, находясь в одинаково неблагоприятных условиях, библиотекари ведут себя по-разному: одни, не пытаясь что-либо предпринять, взывают о помощи, покорно ждут лучших перемен, другие, надеясь только на свои силы, стремятся не выживать, а интересно жить.
Значительная часть библиотекарей озабочена днем настоящим: несвоевременной выплатой зарплаты, отсутствием средств на комплектование, почтовые расходы и т.д. Они боятся заглянуть в завтра. А между тем… Что же останется потомкам? Во что превращаются библиотеки, оправдывая свое желание выжить? Их помещения сдают в аренду. В их стенах торгуют чем придется, бизнесмены теснят библиотекарей и читателей, создавая дополнительную напряженность в нашей и без того нервной жизни. эти процессы нельзя считать нормальными. Больно, если у библиотекарей они вызывают чувство эйфории, иллюзию благоприятных изменений.
Библиотека должна оставаться величественным храмом знаний и культуры, а не превращаться в базар. Арендаторы и торговцы не помогут ей выжить, они скорее напоминают лису из русской народной сказки, которая выгнала доброго зайчика из его избушки. Вряд ли общество, видя, какого рода «маркетингом» занимаются библиотеки, проникнется к ним любовью и заботой, думается, наоборот – постарается максимально отстраниться от решения их проблем. Подобный «маркетинг» – не та соломинка, за которую нужно хвататься.
Распространено мнение, что библиотеки идут на такие шаги от отчаяния, от безысходности. Но нужны ли деяния, откровенно подрывающие авторитет профессии? По-человечески можно понять библиотекарей, которые, ссылаясь на бедность своих учреждений, в рабочее время бегают по магазинам, приторговывают, занимаются своими делами. Однако долго так жить нельзя, потому что все это ускоряет профессиональную деградацию библиотекарей. Нужна новая философия библиотечного дела, позволяющая быстрее найти свою социальную нишу в обществе. В меняющейся с каждым днем ситуации надежда на «госпожу удачу» наивна. Современному обществу необходимы новые библиотека, библиотекарь и читатель.
Хотя, как теперь выяснилось, наш «самый читающий в мире народ» очень мало информирован о библиотеках. Тем не менее, более половины читателей убеждены, что библиотеки должны изменить свои функции. Отражая в какой-то мере общее негативное отношение к жизни вообще, это говорит о внутренней неудовлетворенности абонентов библиотек деятельностью последних.
Какой же он, сегодняшний библиотекарь? Как ведет себя в современных условиях: приспосабливается сам или «перестраивает мир под себя»? Безусловно, в библиотеках есть активная часть коллектива, понимающая, что зарабатывать нужно не деньги, а престиж, каждодневно доказывая обществу свою необходимость.

coolreferat.com

Библиотечная профессия в современном мире

В 1975 – 1978 гг. в рамках темы «Соответствие кадровых ресурсов уровню и характеру развития библиотечно-библиографических процессов в библиотеке» создавались профессиограммы отдельных специальностей, рассматривалось соблюдение руководителями принципов научной организации труда; методом «делового портрета» оценивалась работа управленческого корпуса и специалистов библиотек. В программу НИР «Совершенствование профессиональной структуры кадров» (1981 – 1985 гг.) были включены следующие вопросы: психологический климат в библиотеке; удовлетворенность трудом у библиотекарей высшей квалификации4 соответствие содержания библиотечного обучения в вузах культуры нуждам практики; анализ зарубежного и отечественного опыта подготовки библиотечных кадров; формирование у населения установки на приобретение библиотечной профессии; адаптация молодых специалистов.

Социально-психологические аспекты управления кадрами научных библиотек (влияние различных факторов на работу в коллективе4 организационная и социально-психологическая структуры управления им в нашей стране и за рубежом, функции и подготовка руководителей) стали предметом исследования в 1986 – 1988 гг. Еще одна тема – «Научная библиотека: проблемы и организации управления» (1988 – 1995 гг.) предполагает разработку методики оценки труда и профессионально-деловых качеств специалистов и руководителей; проведение сравнительного анализа должностных инструкций нескольких отделов; пересмотр системы повышения квалификации; подготовку резерва руководителей на курсах и составление соответствующих документов; создание эффективной системы непрерывного библиотечного образования. При библиотеке был открыт филиал кафедры специальных дисциплин Кемеровского института культуры. В 1995 г. будет завершена НИР, начатая в 1992 г., «Место библиотеки в современной социальной сфере региона» (роль и функции библиотек в современном обществе; отношение реальных и потенциальных пользователей к библиотеке как один из факторов ее престижа; вопросы профессионального библиотечного общения; качество работы отделов библиотеки, «выходящих» непосредственно на читателя).

К сожалению, в нашей среде нет налаженной системы информирования библиотек о важнейших научно-исследовательских темах и ресурсах.

Ненужно «разрывать» вопросы организации и содержания обучения, т.е. сначала продумать, как учить. а затем, чему учить. Чтобы устранить имеющиеся противоречия в системе «библиотека – вуз – наука», решать эти проблемы надо в тесном единстве. Чем объяснить, что на протяжении последних лет сохраняется несоответствие между потребностью в специалистах и количеством выпускников: число профессионалов растет, а потребность в них не только не снижается, но даже увеличивается. Происходит 2вымывание» профессионального слоя библиотекарей. Так, в ГПНТБ СО РАН в 1985 г. было 148 сотрудников с высшим и средним библиотечным образованием, в 1990 г. – 140 чел., в 1994 г. – 113 чел. В то же время в процентном отношении становится больше лиц с небиблиотечным образованием. Поэтому небезынтересно узнать, сколько лет в среднем выпускники вузов работают по специальности (например, за рубежом установлено, что для женщин этот срок составляет в среднем четыре года), куда они уходят и почему? Ответ прост. Разочарование в профессии начинается еще в стенах института и завершается уже в библиотеке. Значит, новому библиотекарю нужна иная библиотека.

Каковы же пути выхода из кризиса? Каждой библиотеке предстоит переосмыслить собственную роль и функции с учетом социально-экономической и культурной ситуации в регионе и продумать соответствующую ей концепцию развития своего учреждения как открытой системы. Для этого важно выяснить точку зрения на положение библиотеки в обществе не только библиотечных теоретиков и практиков, но и реальных и потенциальных пользователей. Конечно, изменение организационных структур – тернистый и нелегкий путь. Еще Н. Макиавелли заметил: «…А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобным начинанием , его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником, отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока оно не закреплено продолжительным опытом». И все же библиотеки должны стать гибкими, динамичными системами, оставаясь консервативными в той мере, в какой это диктуется их природной сущностью.

3. Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время

Библиотечная профессия – не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой.

Отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко интровертных, «не от мира сего» личностях, – с этим приходится бороться профессиональным объединениям библиотекарей в разных странах. Специфика библиотечной работы остается загадкой для общественного сознания в целом.

Библиотекарь – это специалист, имеющий специальное библиотечное образование, который занимается организацией библиотечных фондов, библиотечным обслуживанием пользователей. Библиотекарь – это связующее звено между информацией и пользователями.

Функция современного библиотекаря, работающего в условиях информационно насыщенного общества в том, чтобы создать условия, организовать информационную среду библиотеки так, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя, читателя, она интериоризировалась (т.е. была глубинно усвоена) им. Библиотекарь. В первую очередь, организатор доступа к информации, знанию пользователей библиотеки, населению. Обеспечивая доступ к информации, знанию, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь содействует просвещению. Библиотекари представляют собой профессию, непосредственно призванную к защите интеллектуальной свободы и свободы доступа к информации. На них возложена особая обязанность обеспечивать свободный поток информации и идей в настоящем и будущем поколениях.

Библиотека – необходимый элемент гражданского общества, т.к. призвана обеспечивать документированную форму межпоколенной и этической связи индивидуальных сознаний. И библиотекарь в меру своей интеллектуальности становится либо проводником, либо фильтром в этой важнейшей форме человеческого общения.

Библиотекари призваны не только сохранять культурные ценности, но и продвигать, сближать профессиональные сознания с обыденными.

Проблема библиотечной профессии в том, что уровень интеллектуальной культуры российских библиотекарей вызывает серьезную озабоченность общественности. Так, в ходе всесоюзного исследования «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы», проведенного в 1986 – 1991 гг., установлено, что лишь сравнительно небольшую часть работников библиотек склонна к инновационному мышлению, является инициатором новых начинаний, адекватно реагирует на изменения в обществе, способна к освоению новейших информационных технологий. Процесс активного вхождения молодых специалистов в профессиональную жизнь затягивается на многие годы. Не случайно, видимо, пик трудовой активности приходится главным образом на зрелый и предпенсионный возраст. Под интеллектуальной культурой библиотекаря понимается условное соединение таких профессионально-значимых качеств, как: широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте, профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасе общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, методологическая оснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обуславливающая инновационность профессионального поведения и способность пониманию условности имеющихся теоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практических умений и навыков.

Библиотекарь должен не только рекомендовать читателю интересные новинки в соответствии с жанровыми и тематическими предпочтениями каждого, но и ставить перед собой задачи приобщить читателей к высоким образцам изящной словесности, помочь ему проникнуть в ткань сложного текста.

Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.

Служа другим – растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря ученым, который работает не над одной «своей» темой, а над многими «чужими» темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.

Профессия библиотекаря требует активной позиции, связи с жизнью. Все, что делается в стране, – это кровное дело библиотекарей.

Высокое педагогическое мастерство – профессиональная черта библиотекаря. Как педагог, он должен прежде всего любить людей, помогать читателям выработать систему знаний, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывать особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качество усвоения материала. А это требует от специалиста такта и вместе с тем настойчивости.

Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» – основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.

Для настоящего библиотекаря читатель – это не статистическая единица, а человек с индивидуальными особенностями и запросами.

Специфической чертой библиотечного специалиста является знание книги. Он должен воспринимать книгу в ее взаимосвязях, а главное – представлять, кому она предназначена. Потому библиотекарь должен постоянно работать над собой. Систематическое, организованное, последовательное чтение является профессиональной чертой библиотечного работника. Профессия требует и развития организаторских качеств. Библиотекарю необходимо знать основы управления, прогнозирования.

mirznanii.com

Статья «Моя профессия библиотекарь»

Моя профессия – библиотекарь

 Я работаю библиотекарем. Мы живём в век информационных технологий. Может быть, кому-то кажется, что библиотеки сегодня  не  нужны, ведь любую литературу можно найти в интернете. К сожалению, многие ребята так и считают, что не обязательно ходить в библиотеку, чтобы получить нужную информацию, ведь можно практически любую книгу купить или же найти нужные сведения в интернете. Но ведь чтение хорошей книги подобно встрече с хорошим человеком, после которого остаётся масса положительных эмоций. Кто как ни библиотекарь сможет посоветовать тебе именно ту книгу, которую ты хочешь почитать. Поэтому ни одна компьютерная программа не сможет заменить специалиста в этой области. И я глубоко убеждена, что моя профессия не менее значимая, чем другие, и людям она очень нужна.  Известный астроном Джон Хершел сказал: «Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым».  Я благодарна судьбе за то, что моя профессия  имеет  к этим словам самое прямое отношение.  В мире существует великое множество книг. Но есть такое место, где книг и журналов намного больше. Эти хранилища называются библиотеками. Моя библиотека – это школьная библиотека, а я школьный библиотекарь. Перед нами стоят задачи приобщения детей к чтению, формирования молодого читателя, поддержки традиций семейного чтения. Я стараюсь уделить должное внимание всем учащимся. Цель проводимых мероприятий в библиотеке – помочь учащимся через общение с книгой адаптироваться в современном мире, уберечь их от возможного попадания в группы риска, найти им занятия по душе, обогреть вниманием и заботой.
С этой целью мы, вместе с учителями, проводим  интересные мероприятии, стараемся  поделиться  своими знаниями, помочь нашим читателям  по-новому взглянуть на мир, проявить  творческие  способности.
   Ведь  задача библиотекаря — не только выдавать книги, но и проявлять  интерес к проблемам людей, уметь их выслушать, принять участие в их жизни, а самое главное – посоветовать ту книгу, которая и станет их другом, советчиком на определённый период в их жизни. А в том, что книга – лучший друг и «лекарь», я уже давно не сомневаюсь.
      Библиотека — одно из самых общественных учреждений , предназначенных  для всех.   Библиотекарь способен открыть читателю новые стороны жизни. Да, библиотекарь окружен книгами. Но работает он не с книгами, а с людьми, а школьные библиотекари с детьми. Именно дети заставляют нас совершенствоваться, искать новые идеи, изобретать, идти в ногу со временем. Мы умеем выслушать, помогаем юному читателю без советов и нравоучений . И станет ли ребенок в будущем читающим взрослым, во многом зависит от школьного библиотекаря. Тебе могут задать любой вопрос о прочитанной книге, поинтересоваться отношением к какому-либо писателю, но чаще, конечно, просят совета, что почитать.  Каждый ребёнок талантлив и уникален. И в наших силах научить ребёнка познавать мир и себя, развивать свои таланты и способности, уметь работать над собой. И в недалёком будущем, возможно, стать великим! Роль книги в жизни человека всегда будет велика. Ведь именно книга молча учит нас мудрости, трудолюбию, дружбе и многому другому,  она учит нас быть хорошими людьми.  Вспомним слова известного русского писателя Максима Горького, который в конце жизни сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Думаю, что с этим никто не будет спорить. Библиотекарь не только работает с читателями, а заполняет формуляры, записывает, вносит данные в компьютер: кто и какую книгу взял почитать или вернул, принимает участие в создании фонда библиотеки и делает заказы на покупку новых изданий, ведь книг в мире становится всё больше с каждым днём, и многие из них нужны читателю
        Книга будет нужна всегда, а значит, и моя профессия будет всегда нужна. В этом я глубоко убеждена! Я люблю свою работу. Я – библиотекарь!


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Библиотечная профессия в современном мире

4

Орловский областной колледж искусств и культуры

Библиотечная профессия в современном мире

Курсовая работа

Студентки III курса

Библиотечного отделения

Савиновой Ю. Ю.

По предмету:

«Библиотековедение»

Преподаватель: Гришина Г.Н.

Орел, 2004

План

1. Введение

2. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня

3. Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время

4. Профессиональное обучение кадров. Повышение квалификации библиотечных
работников

5. Заключение

6. Список используемой литературы

Введение

«Да светит свет ваш

перед людьми,

чтобы они видели

ваши добрые дела…»

Евангелие от Матфея

5.16

«Я вижу, что не только вы

собрали книги, но и книги

собрали вас»

В.Б. Шкловский

В настоящее время в РФ насчитывается более 120 тысяч библиотек.
Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и
общественное пользование произведениями печати и другими документами.
Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества.
Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие
документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за
многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры.
Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением,
выполняя свою особую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом
человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой
развивается человечество. Это хранительницы документальной памяти всех
людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на
образование пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на
получение информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего
общества и каждого отдельного человека.

Сегодня работать в библиотеке труднее, чем раньше, но и намного
интереснее. Библиотекари свободны в выборе содержания своей
деятельности. Сейчас библиотека должна выжить и доказать, что она
необходима обществу.

Библиотекарь – самая прекрасная профессия на земле. И если в работу
вкладывать душу, то можно очень многого достичь. Библиотечная профессия
находится в той точке человеческого бытия, в которой повседневно
соприкасаются скупость и щедрость, прошлое, настоящее и будущее, мир
книг и мир людей. Где одно переходит в другое, требуя больших усилий по
соблюдению меры и равновесия.

Библиотекарь – это профессия, одной из основных функций которой является
осуществление связи времен как в истории человечества, так и в истории
самой науки.

Возрождение духовности, интеллигентности, нравственности – вот главные
задачи в работе библиотеки сегодня. Библиотека врачует душевные раны,
помогает справиться с недугами, поднимает на вершины духа.

2. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня

В душе библиотекаря и в его деятельности органично соседствуют прошлое и
настоящее. Она распространяет накопленное за годы, а то и за столетия,
но вынужден постоянно держать руку на пульсе современной жизни, следить
за быстро текущей действительностью, отвечать на ее требования.
Последнее относится в какой-то мере к представителям всех профессий,
обслуживающих сферу интеллектуальной и нравственной жизни, например, к
людям, которые работают в школе, университете, других учебных
заведениях. Но для того, чтобы они осознали сущность тех или иных
общественных перемен, затем пересмотрели свои программы, написали новые
учебники, разработали новые лекции, – для всего этого необходимо время.
И граждане считают подобную затяжку правомерной, не подозревая, что
названные процессы в значительной мере совершаются с помощью библиотеки,
без чего все это заняло бы намного больше времени, а то бы и не
состоялось.

Библиотекарю часто выпадает удел своего рода маргинала. Понятие это – от
французского marginal или от латинского margo – «край», «граница», «то,
что находится на стыке двух сред». А если речь идет о человеке, то – об
оказавшемся вне определенного слоя, группы. И хотя понятие
«маргинальный» употребляется больше в негативном смысле – по отношению к
люмпенам, изгоям и им подобным, но используется и в позитивном,
применительно к людям необычным, творчески преодолевающим установленные
стереотипы, меняющим устоявшиеся принципы деятельности, в том числе и к
тем, кому отвели весьма скромную роль и соответственно к ним относятся,
а они постоянно делают нечто более значимое.

«Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь –
сам ученый. Но только он работает не над одной и при том своей темой, а
над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим» –
так говорил Д.С. Лихачев.

В настоящее время библиотекарь освободился от выполнения идеологических
задач и от общенациональных духовных идеалов, но появились и проблемы –
обилие совершенно новых по содержанию источников информации, дорогих и
зачастую недоступных библиотекам, сложности с комплектованием,
материальные трудности.

Наша культура за годы демократических преобразований оказалась в сложном
положении. Библиотеки не исключение. Что же произошло с ними за эти
годы? – Одни стали богаче, другие – беднее, третьи оказались совсем на
обочине жизни. те библиотеки, которые сумели в нее встроиться, активно
модернизируются – компьютеры, Интернет, электронная почта, евроремонты,
стажировки сотрудников за границей, свобода деятельности. Но за
последние годы потеряно много хорошего, что было сформировано прежним
обществом. Кто сегодня может себе позволить работать в библиотеке?.
Люди, которые держаться за это место, потому что в их городе высокая
безработица, поскольку пусть 400 – 500 р., но все-таки платят. Либо
люди, которые существуют за счет других членов семьи. Так не может
продолжаться. Хотя сеть публичных библиотек сохранена, но тысячи
сельских библиотек годами не получают новой литературы. Причем это не
библиотечная катастрофа, а социальная. Если люди не имеют доступа к
новым знаниям, могут ли они строить новое общество, понимать его
закономерности, контекст времени?

Потерялась такая важная библиотечная услуга, как межбиблиотечный
абонемент. МБА – атрибут богатой страны, где библиотекам выделяют
средства не только на покупку книг, но и на их пересылку. К счастью, эта
потеря начинает компенсироваться новой формой передачи информации,
которая в библиотечном мире называется электронной почтой. Это возможно
сейчас не только в элитных библиотеках, но и в районных. И это
приобретает все более массовый характер.

В крупных библиотеках уже работают над созданием глобальной электронной
библиотеки будущего с тем, чтобы вся литература, созданная
человечеством, стала доступна каждому в Интернете.

Беда в том, что власть и те, кто руководит распределением ресурсов, в
большинстве случаев не понимают, зачем давать деньги библиотекам.

Сегодня библиотечные работники – массовая профессия, но и практически
самая социально-уязвимая, т.к. из многочисленных некоммерческих
организаций культуры библиотека, пожалуй, самая некоммерческая и по сути
является «заложницей» несове

ukrreferat.com

Библиотечная профессия в современном мире

Орловский областной колледж искусств и культуры

Библиотечная профессия в современном мире

Курсовая работа

Студентки III курса

Библиотечного отделения

Савиновой Ю. Ю.

По предмету:

«Библиотековедение»

Преподаватель: Гришина Г.Н.

Орел, 2004

План

1. Введение

2. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня

3. Профессиональные требования к библиотекарю в настоящее время

4. Профессиональное обучение кадров. Повышение квалификации библиотечных работников

5. Заключение

6. Список используемой литературы

Введение

«Да светит свет ваш

перед людьми,

чтобы они видели

ваши добрые дела…»

Евангелие от Матфея

5.16

«Я вижу, что не только вы

собрали книги, но и книги

собрали вас»

В.Б. Шкловский

В настоящее время в РФ насчитывается более 120 тысяч библиотек. Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества. Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается человечество. Это хранительницы документальной памяти всех людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.

Сегодня работать в библиотеке труднее, чем раньше, но и намного интереснее. Библиотекари свободны в выборе содержания своей деятельности. Сейчас библиотека должна выжить и доказать, что она необходима обществу.

Библиотекарь – самая прекрасная профессия на земле. И если в работу вкладывать душу, то можно очень многого достичь. Библиотечная профессия находится в той точке человеческого бытия, в которой повседневно соприкасаются скупость и щедрость, прошлое, настоящее и будущее, мир книг и мир людей. Где одно переходит в другое, требуя больших усилий по соблюдению меры и равновесия.

Библиотекарь – это профессия, одной из основных функций которой является осуществление связи времен как в истории человечества, так и в истории самой науки.

Возрождение духовности, интеллигентности, нравственности – вот главные задачи в работе библиотеки сегодня. Библиотека врачует душевные раны, помогает справиться с недугами, поднимает на вершины духа.

2. Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня

В душе библиотекаря и в его деятельности органично соседствуют прошлое и настоящее. Она распространяет накопленное за годы, а то и за столетия, но вынужден постоянно держать руку на пульсе современной жизни, следить за быстро текущей действительностью, отвечать на ее требования. Последнее относится в какой-то мере к представителям всех профессий, обслуживающих сферу интеллектуальной и нравственной жизни, например, к людям, которые работают в школе, университете, других учебных заведениях. Но для того, чтобы они осознали сущность тех или иных общественных перемен, затем пересмотрели свои программы, написали новые учебники, разработали новые лекции, – для всего этого необходимо время. И граждане считают подобную затяжку правомерной, не подозревая, что названные процессы в значительной мере совершаются с помощью библиотеки, без чего все это заняло бы намного больше времени, а то бы и не состоялось.

Библиотекарю часто выпадает удел своего рода маргинала. Понятие это – от французского marginal или от латинского margo – «край», «граница», «то, что находится на стыке двух сред». А если речь идет о человеке, то – об оказавшемся вне определенного слоя, группы. И хотя понятие «маргинальный» употребляется больше в негативном смысле – по отношению к люмпенам, изгоям и им подобным, но используется и в позитивном, применительно к людям необычным, творчески преодолевающим установленные стереотипы, меняющим устоявшиеся принципы деятельности, в том числе и к тем, кому отвели весьма скромную роль и соответственно к ним относятся, а они постоянно делают нечто более значимое.

«Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь – сам ученый. Но только он работает не над одной и при том своей темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим» – так говорил Д.С. Лихачев.

В настоящее время библиотекарь освободился от выполнения идеологических задач и от общенациональных духовных идеалов, но появились и проблемы – обилие совершенно новых по содержанию источников информации, дорогих и зачастую недоступных библиотекам, сложности с комплектованием, материальные трудности.

Наша культура за годы демократических преобразований оказалась в сложном положении. Библиотеки не исключение. Что же произошло с ними за эти годы? – Одни стали богаче, другие – беднее, третьи оказались совсем на обочине жизни. те библиотеки, которые сумели в нее встроиться, активно модернизируются – компьютеры, Интернет, электронная почта, евроремонты, стажировки сотрудников за границей, свобода деятельности. Но за последние годы потеряно много хорошего, что было сформировано прежним обществом. Кто сегодня может себе позволить работать в библиотеке?. Люди, которые держаться за это место, потому что в их городе высокая безработица, поскольку пусть 400 – 500 р., но все-таки платят. Либо люди, которые существуют за счет других членов семьи. Так не может продолжаться. Хотя сеть публичных библиотек сохранена, но тысячи сельских библиотек годами не получают новой литературы. Причем это не библиотечная катастрофа, а социальная. Если люди не имеют доступа к новым знаниям, могут ли они строить новое общество, понимать его закономерности, контекст времени?

Потерялась такая важная библиотечная услуга, как межбиблиотечный абонемент. МБА – атрибут богатой страны, где библиотекам выделяют средства не только на покупку книг, но и на их пересылку. К счастью, эта потеря начинает компенсироваться новой формой передачи информации, которая в библиотечном мире называется электронной почтой. Это возможно сейчас не только в элитных библиотеках, но и в районных. И это приобретает все более массовый характер.

В крупных библиотеках уже работают над созданием глобальной электронной библиотеки будущего с тем, чтобы вся литература, созданная человечеством, стала доступна каждому в Интернете.

Беда в том, что власть и те, кто руководит распределением ресурсов, в большинстве случаев не понимают, зачем давать деньги библиотекам.

Сегодня библиотечные работники – массовая профессия, но и практически самая социально-уязвимая, т.к. из многочисленных некоммерческих организаций культуры библиотека, пожалуй, самая некоммерческая и по сути является «заложницей» несовершенства нынешних «рыночных отношений». Потому, что библиотеки, в отличие от некоторых других учреждений культуры, невозможно перевести в режим самовыживания, и без политики государственного протекционизма они не смогут существовать. Кадрам библиотеки, их социальному положению с статусу угрожают 3 вещи: самый низкий в бюджетной среде уровень зарплаты, перепрофилирование библиотек или помещений библиотек под коммерческие организации в ходе «дикой» приватизации, резкое ухудшение условий труда в связи со «старением», а в ряде случаев разрушением материально-технической базы.

Библиотекарь профессионал: какой же он сегодня?

Положение в сфере библиотечного образования весьма тревожное. Общество, разрываемое внутренними противоречиями, не в состоянии оказать сколько-нибудь серьезную помощь, поэтому приходится прибегать к единственно верному в этой ситуации методу врачевания – «помоги себе сам».

Действительно, кого из библиотекарей не волнует судьба библиотек, будущее библиотечной профессии, образования? Последние 10 лет не смолкают разговоры специалистов о падении престижа библиотечной профессии. Но одними словами ничего не изменишь: если миллион раз сказать о кризисе в библиотечном деле, он не станет менее глубоким. Так почему же библиотечная стезя мало кого привлекает в наши дни?

Сотрудники библиотек объясняют отрицательное отношение к их труду обилием рутинных операций, низким уровнем автоматизации и механизации, невысокой (впрочем, как и у остальных работников сферы культуры) по сравнению с другими отраслями народного хозяйства заработной платой.

Но есть и иные причины. Например, преобладание в печати негативной информации о библиотеках: пожары, затопления фондов, аварийные состояния зданий, отсутствие необходимых средств на приобретение литературы и оплату персонала и т.п. не вызывает симпатии и облик библиотекаря в большинстве художественных произведений, в фильмах и спектаклях. Чаще всего даже в представлении больших писателей – это немодно одетая, некрасивая дама со странностями. Известно, что престиж профессии создается людьми, к ней причастными, но мало кто знает, что библиотекарями были такие писатели и ученые, как И.В. Гете, И.А. Крылов, В.В. Стасов, Н.В. Лобачевский и др. никто не задумывается о том, что поскольку в библиотеках работают преимущественно женщины, налицо дискриминация в оплате женского труда.

Опросы общественного мнения показывают, что профессия библиотекаря считается социально значимой, но не престижной, виной чему – просчеты в социально-культурной политике государства, незнание людьми конкретики специальности библиотекаря-библиографа. Общество практически ничего не делает для того, чтобы заинтересовать своих граждан социально важными профессиями.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *