Профессия логопед, стать логопедом, получить специальность Логопед
«Хочу получить специальность «логопед». Стоит ли? Будет ли востребована эта профессия в ближайшие 10 лет?»
Говорить чисто и правильно — это острая необходимость.
Раньше специальности логопед вообще не существовало. Люди говорили так, как могли, и никто, в общем-то, не обращал внимание на дефекты речи. Это не воспринималось как сильное отклонение от нормы.
Впервые исправлять звуки пытались еще в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то, по-видимому, это считали нормой. Дефекты речи раньше считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами.
Почти у всех детей в раннем возрасте присутствуют те или иные недостатки в звукопроизношении. У большинства такие проблемы проходят сами по себе годам к пяти. Остальным приходится обращаться к специалисту.
Когда человек неправильно выговаривает звуки — это может быть серьезной предпосылкой для комплекса неполноценности. Человек — существо социальное и общение с другими является очень важным аспектом в жизни. Много счастливых и компанейских людей, которые окружают нас, могли вполне бы быть стеснительными неудачниками, если бы их когда-то вовремя не отвели к логопеду.
Конечно же, логопеды делают огромную услугу пациенту и его близким, приводя речь в норму. Неправильно выговаривая звуки, дети не могут хорошо учиться в школе, пишут и читают с ошибками. Многие взрослые люди, имея дефекты речи, не могли бы даже устроиться на престижную работу.
Итак, специальность «логопед»…
Казалось бы, показать правильное положение языка, дать домашнее задание на отработку скороговорок — что может быть проще?
На первый взгляд, работа логопеда не кажется сложной. Но если вы сами попытаетесь научить человека, например, правильно произносить звук Р, ваше отношение к профессии логопеда сразу изменится. Такая работа требует серьезной теоретической подготовки, отличных знаний механизмов голоса, речи, психологии и патофизиологии. Отрабатывать часами каждый звук с пациентами изо дня в день готовы только очень настойчивые специалисты. В противном случае лечение может длиться годами, если, конечно, логопат (человек с недостатками речи) не убежит раньше.
В чём заключается работа логопеда?
Для каждого клиента логопед ищет индивидуальный подход.
Перед началом коррекционной работы специалисту нужно установить контакт с клиентом. Ведь люди с дефектами произношения часто имеют страх речи — стесняются своих недостатков и боятся говорить с другими. Из-за таких особенностей клиентов у логопедов вырабатывается привычка, даже в нерабочее время, говорить мягко, сочувственно.
Работа начинается со специально отобранных, в зависимости от проблемы, артикуляционных упражнений. И, конечно, логопед, прежде чем учить других, должен уметь сам идеально их выполнять. Например, показать пациенту, в каком положении удерживать язык, чтобы достичь желаемого звука.
После артикуляционной гимнастики начинается постепенная постановка звука. Затем этот звук начинает вводиться в слоги, слова, предложения.
Параллельно даются упражнения на развитие слухового внимания, мелкой моторики и прочие упражнения, казалось бы, непосредственно не связанные с речью. Все задания для детей даются в игровой форме.
И так в течение длительного времени. Весь процесс от постановки звука до введения его в речь обычно занимает около 3 месяцев (при двух занятиях в неделю), но иногда, со сложными пациентами, он растягивается на год или больше.
Кто же логопед? Врач? Психолог? Учитель?
Нужно ли медицинское образование, чтобы стать логопедом? Нет, не нужно. Логопедов готовят педагогические ВУЗы.
Логопедия — часть дефектологии, науки, расположенной на пересечении медицины, педагогики и психологии. Очень часто пациент с казалось бы банальным нарушением речи, имеет серьезные психологические проблемы.
Заикание, в большинстве случаев, не только дефект речи, а проявление общего невроза и вылечить эту болезнь под силу не каждому логопеду.
К такого рода трудностям логопеды должны быть готовы все время.
Часто логопеду приходится работать с проблемными детьми: имеющими умственную отсталость, страдающими церебральным параличом, аутизмом. Поэтому так необходимо владеть знанием дефектологии.
Нагрузка логопеда.
Надо отметить, что работа логопеда состоит не только в том, чтобы заниматься с пациентами. Он должен успевать вести огромное количество документации: речевую карту на каждого ребенка, планы индивидуальной работы, разного рода журналы учета и динамики, календарные и тематические планы и многое-многое другое. И вся эта документация просто необходима в государственных учреждениях. В любой момент может придти проверка и пострадает не только «нерадивый» логопед, но и его руководитель. Часто от заполнения бумаг логопед устает больше, чем от занятий с детьми.
Что говорить, работа логопеда порой каторжный труд. В детских садах — это не только подгрупповые и индивидуальные занятия, но и контроль отработки заданий воспитателями. Если сад логопедический и специалист закреплен за одной группой, то работает он только с ней. В обычном ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) — занимается со всеми детьми, имеющими нарушения речи.
Работают логопеды-дефектологи и в медицинских учреждениях: поликлиниках, больницах, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи.
Обязанности логопеда: прием пациентов, индивидуальные и групповые занятия с больными, консультации родственников по коррекции речи в домашних условиях.
Логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.
В больницах специалисты работают с пациентами, страдающими дефектами речи из-за перенесенных травм, инсульта, нейроинфекционных заболеваний, операций на головном мозге.
Наконец, вариант для профессионалов — открытие собственного логопедического кабинета. Можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, или в качестве организации, получить лицензию, разрешающую подобный вид деятельности. Но это только кажется очень выгодным делом. Предстоят многочисленные расходы: на аренду, рекламу, налоги.
Поэтому, в большинстве случаев, логопеды предпочитают вести частный прием нелегально, в собственных квартирах. Некоторые договариваются с муниципальными учреждениями, теми же детскими садами: часть дня ведут занятия в группах, часть проводят на коммерческой основе. (Скачать договор о сотрудничестве с образовательным учреждением).
С накоплением опыта, клиентской базы и репутации, работа частного логопеда может стать очень даже прибыльным делом.
Будет ли востребована профессия «логопед»?
По статистике, в последнее десятилетие наблюдается печальная тенденция: год от года растет количество детей, имеющих те или иные проблемы с речью. Причем это касается не только устной речи, но и письменной. Дети все хуже читают и пишут. Речь идет о дисграфии и дислексии.
Сами речевые нарушения становятся все более сложными, комплексными, системными, труднее поддаются коррекции.
Основной причиной этого явления считается ухудшение экологии. Заводские выбросы, инсектициды и гербициды, обилие бытовой химии, доступность и неадекватное использование лекарственных препаратов, электромагнитные излучения, вибрации…. Действительно, все это сказывается на нашем здоровье и на здоровье наших детей.
Кроме того, в большинстве семей ребенок с самого раннего возраста сидит у телевизора, который не выключается в течение всего дня. И это тоже сказывается пагубным образом на речевом развитии.
Очевидно, что специальность логопеда еще долгое время будет очень и очень востребована.
Вы по-прежнему собираетесь стать логопедом , несмотря на все трудности? Тогда читайте, какие вузы вам нужны.
Мифы и факты про логопедов.
Плюсы и минусы в работе логопеда.
Loading …logoportal.ru
специалист по особенностям вашей речи
Кто такой логопед? В чем состоит его работа? Какая у него зарплата? Какие экзамены нужно сдавать, чтобы учиться на него? На эти и многие другие вопросы попытаемся развернуто ответить ниже. Ведь многих людей, задумывающихся о работе в сфере педагогики, беспокоит и вопрос о возможном устройстве на работу логопедом. Эта профессия весьма востребована, а дошкольные учреждения есть практически в каждом городе и селе.
Во все времена существовала естественная потребность человека в том, чтобы грамотно разговаривать. Это было важно как для ведения дел, так и для максимального взаимопонимания в общении между людьми. Определенное качество речи могло говорить о многом, вплоть до знатности происхождения человека. Но в старые времена профессия логопед просто не существовала. Люди общались в силу своих возможностей и не особо обращали внимание на искажения в речи. Это не считалось чем-то зазорным, особенно среди простого люда.
В первый раз о том, что нужно корректировать речь, начали задумываться в Европе в XVII векt. И первыми, кто это сделал, оказались, разумеется, учителя, которые работали со слабослышащими детьми. В то время искажения речи относили к разряду чисто физиологических отклонений, пытались исправлять это с помощью медицины. Но, как вы можете догадаться, такие способы не приводили к ожидаемому результату, а лишь вызывали ряд побочных эффектов.
Стоит отметить, что у подавляющего большинства маленьких детей существуют некоторые отклонения в произношении тех или иных звуков. Как правило, эти дефекты исчезают ближе к пяти годам. Если этого по тем или иным причинам не произошло, то имеет смысл наведаться к логопеду. Вы же не хотите, чтобы ваше чадо чувствовало себя в более зрелом возрасте хуже других? А отклонения в речи будут создавать ему в будущем серьезные проблемы в общении с окружающими.
Почему это важно?
Дело в том, что человек – существо социальное. Ему важно общение с подобными себе, важно, чтобы он был правильно понят и принят обществом. Если этого по тем или иным причинам не происходит, то у него может запросто развиться комплекс неполноценности. Он будет отставать в обучении, не сможет устроиться на многие должности. Поэтому, безусловно, труд логопеда имеет огромное значение для общества. Потребность правильно произносить звуки и слова является вполне обоснованной, и на то есть много причин. Как минимум это возможность правильно друг друга понимать в процессе общения.
Подобный труд предъявляет к специалистам определенные требования. Как минимум хороший логопед должен быть подкован теоретически, знать устройство голосового аппарата и речи, быть осведомленным в психологии и патофизиологии. Кроме того, логопед обязан быть настойчивым, ведь не так-то легко, как кажется, изо дня в день отрабатывать одно и то же со своими подопечными. Всё это требует огромного усердия и настоящей любви к своей работе.
Подробнее о труде логопеда
Данный специалист старается с каждым подопечным работать персонально, вникая конкретно в его проблему. Важно в начале сотрудничества установить хороший контакт с клиентом. Почему это важно? Дело в том, что те, кто обладает искажениями в произносимой речи, очень стесняются этого и неохотно раскрываются в разговоре с другим человеком. Ввиду подобной специфики работы у специалиста появляется привычка практически всегда общаться с другими людьми сочувственно, осторожно.
Процесс взаимодействия начинается с особых упражнений на отработку речи. Разумеется, в обязанности логопеда входит подсказывать своим клиентам, как лучше добиться желаемого результата, как держать язык и губы. После этих упражнений занятия переходят в фазу поэтапной коррекции звука. Потом исправленный звук соединяют в слоги и затем в отдельные слова. Вместе с этим могут проводиться занятия, нацеленные на улучшение слухового внимания, мелкой моторики. Всё это обязательно протекает преимущественно под видом игры. Как правило, коррекция звука длится порядка 3 месяцев, но этот срок может быть и больше.
Кем именно является данный специалист? Сразу заметим, чтобы стать логопедом, вам не потребуется специализированное образование медицинской направленности. Специальность логопеда вы сможете получить, окончив институт педагогического профиля.
О трудностях и рабочем распорядке специалиста
- Ошибкой будет полагать, что деятельность логопеда связана с одними лишь частными уроками. Помимо этого в его обязанности входит ведение документов, таких как: речевая карта на всех пациентов, планы персональных сеансов, дневник учета процесса работы и т.д. И ведь весь этот список необходим для отчетности в соответствующих инстанциях. Нужно быть готовым к тому, что в любое время может нагрянуть ревизор, и в случае чего может пострадать не один лишь специалист, но и его начальство. Как правило, именно от монотонного процесса составления отчетностей специалист может вымотаться сильнее, чем от тренировок со своими подопечными.
- Логопед может работать в таких учреждениях, как детские сады, больницы, специализированные кружки. Он может быть закреплен за какой-то особой группой или за всеми группами одновременно. Его зарплата зависит от стажа и конкретного места работы.
- В медицинских учреждениях логопедам приходится иметь дело с больными, которые имеют нарушения речи по причине полученных ранее травм, некоторых заболеваний или операций.
- И последний вариант заработка для логопеда – это создать свой небольшой бизнес, а именно – предложить свои услуги частного исполнителя. Если ваш приоритет – хорошая зарплата, то для вас это будет наилучшим вариантом.
Логопед может официально оформить ИП или ООО, получив одобрение в письменном виде со стороны государства. Но здесь существуют свои подводные камни, ведь в таком случае у вас появится много трат. Это затраты и на аренду соответствующего помещения, и на рекламу, и на налоговые отчисления.
По этой причине в реальности всё обустраивается гораздо проще. Специалист просто принимает клиентов на дому. В этом случае можно ещё отдельно оформить соглашение с муниципальными структурами, такими как детский сад. Это позволит совмещать официальную работу и собственное дело. Со временем, если у вас получится накопить достаточно большую клиентскую базу, вы сможете достойно зарабатывать на своем ремесле.
Какие предметы нужно сдавать абитуриентам, которые выбрали данный вид деятельности и хотят учиться на логопеда? Во-первых, нужно сдавать при поступлении в педагогический вуз экзамены по русскому языку и литературе.
В заключение хочется пожелать нашим читателям, как всегда, успехов! Твердо следуйте выбранному пути, не бойтесь трудностей и подводных камней, повышайте квалификацию. Не забывайте о том, что в любом деле можно бесконечно учиться чему-то новому. И тогда любое дело будет вам по плечу. Надеемся, что описание этого рода деятельности вас привлекло, и, возможно, именно профессия логопед станет вашим счастливым билетом в жизнь. Кроме того, вам будет гарантирована высокая зарплата, если вы станете по-настоящему достойным специалистом.
legkopolezno.ru
Профессия логопед — плюсы и минусы выбора
При столкновении с вопросом по выбору жизненного пути в ракурсе профессионального определения, современные молодые люди помимо ответа на вопросы «Хочу? Могу? Это мне надо?», ставят еще один, не менее для них сегодня важный — что будет «положительным бонусом», а что «отрицательным» после его прихода в эту профессию?
Выделяя плюсы и минусы в каждой профессии нужно чётко знать определение, то есть понимать, чем занимается представитель данной профессиональной области.
Определение профессии «логопед» и его характеристики
Логопед – специалист, занимающийся разработкой артикуляционного (речевого) аппарата, преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Также в его функции входит коррекция речевых нарушений (афазий речи), восстановление речевых функций взрослых людей, перенесших инсульт или внешнюю тяжёлую травму головного мозга. Именно она может повлечь нарушение речевых функций. В своей работе логопеды (дефектологи) часто используют современные коррекционные методики.
Кроме того, специалисты логопеды-дефектологи активно помогают в развитии речи у детей с особенностями развития и здоровья. В каждом случае логопедом составляется индивидуальная карта лечения пациента.
Именно этот специалист помогает устранить часто встречающиеся недостатки в речи даже образованных и взрослых людей, такие, как заикание, картавость, шепелявость.
Плюсы профессии логопед
При детальном рассмотрении «плюсами» профессии логопед или дефектолог (что по сути является синонимами) можно считать.
Возможность приложить свои усилия и желание для помощи другим
Логопед – весьма важная специальность. Он выполняет ответственную работу: возвращает речевые функции человеку или помогает развивать их при надобности.
Чаще всего, для абитуриента или специалиста, решившего избрать этот профессиональный профиль в медицинской направленности или приобрести его в дополнение к основному лечебному, именно отношение логопедии (дефектологии), в качестве «помогающих профессий», становится определяющим фактором.
Длительный отпуск
Несомненным положительным бонусом для обладателя этой очень важной специальности является делительное отпускное время (педагогический отпуск) в количестве 56-ти дней, всегда выпадающий летом, в период (по желанию) с мая месяца по сентябрь включительно (можно вразбив). Особенно эта возможность «плюс» профессии важен для женщин и семей, в которых есть дети младшего школьного возраста и совсем маленькие.
Возможность ведения практики частного вида
Наличие такой возможности, по ведению частной практики, как в качестве основного вида работы, так и в дополнение к основной трудовой деятельности, немаловажный факт для получения дополнительного заработка за свой труд.
Непродолжительность рабочего времени
К плюсам профессии «логопеда», можно отнести и сравнительно короткий рабочий день (4-5 часов), что позволяет не только работать, не уставая и не перегружаясь, но и представляется возможность заниматься личными делами, планируя их так, чтобы не отпрашиваться у начальников и не подводить коллег и пациентов.
Постоянное развитие и повышение своего профессионального уровня
Направление логопедии-дефектологии постоянно находится в «движении». С каждым годом, постоянные научные достижения в этом медицинском направлении требуют от специалистов, практикующих в этой области, регулярного самосовершенствования, путём прохождения курсов повышения квалификации, освоения новых методов и методик, участия в симпозиумах и регулярных научных конференциях.
Социально-значимая деятельность
Логопед – это счастливый человек, всегда получающий удовлетворение и удовольствие от работы, проделанной за день, неделю, месяц.
Огромный «плюс» работы логопеда состоит в том, что он всегда имеет свою отдельную комнату-кабинет. Это объясняется тем, что процесс лечения индивидуален и должен проходить в абсолютно защищённом для пациента пространстве, без свидетелей.
«Минусы» профессии логопед (дефектолог)
Кроме перечисленных «плюсов» этой профессии можно выявить ряд и существенных её «минусов»:
- То время, что затрачивается на ведение документации, в рабочее не защитывается, а соответственно, заимствуется из личного. Следовательно, специалист-логопед должен тратить дополнительное своё время, которое впоследствии оплачено не будет.
- Логопед несёт большие эмоциональные затраты, которые могут не восстановиться. Получается, что специалист растрачивает свой человеческий ресурс. Именно ресурс – это основной инструмент работы представителя сферы «человек – человек», к которой можно отнести и логопеда (дефектолога). По этой причине рекомендуется контролировать и поддерживать свои ресурсы, во избежание синдрома эмоционального выгорания.
- К сожалению, работа логопеда с пациентом не всегда успешна, и может не дать быстрый желаемый результат. Работа с одним пациентом может занимать годы. Также можно столкнуться с невозможностью обратимости речевых процессов. Чаще всего, это взрослые посттравматичные люди.
Проанализировав «плюсы» и «минусы» работы логопедом-дефектологом, можно заключить: очевидно, что положительных моментов гораздо больше в этой профессии нежели отрицательных.
Выбирая для себя эту профессию, молодой человек должен понимать, что в эту профессию следует приходить только по большому призванию и в том случае, когда желание помочь превалирует над всеми остальными.
Похожие записи
plusiminusi.ru
Профессия логопед плюсы и минусы
Профессия логопед безусловно очень важна. В наше время все чаще и чаще встречаются дети с дефектами речи и кто если не логопед способен их исправить.
Логопед — это человек, профессией которого является реализация необходимой методики по устранению речевых дефектов не только у детей, но и у взрослых.
К большому сожалению карьерный рост логопеда ограничен. Для увеличения собственного дохода необходимо позаботиться о своей репутации. Как правило, новые клиенты обращаются за помощью к логопеду по рекомендациям своего окружения. Если вы выполняете свою работу качественно, четко следуя разработанным методикам и конечно же добросовестно, то клиентов будет очень много.
Перейдем к следующему важному пункту — это плюсы и минусы профессии.
Начнем с хорошего — плюсы:
- Первое: возможность вести частный прием, но повторюсь, зависит от вашей репутации и рекомендаций пациентов, без этого частный прием просто не имеет смысла;
- Второй плюс — значимость профессии. Тут все просто, у ребенка в 6 лет не получается выговаривать буковку «Р», кто нам поможет в этой ситуации? — только логопед;
- Третий плюс — собственный отдельный кабинет. Работать в тишине и спокойствие очень удобно. Можно включить тихо расслабляющую музыку и получать удовольствие от нахождения на работе;
- Четвертое: длительность рабочей смены. Например, работа логопеда в детском саду зачастую длится не более 5 часов, в итоге большая часть дня свободна и как раз это свободное время можно посвятить развитию частного приема или вообще открытию своего личного кабинета где-нибудь в частной клинике, почему бы и нет? ;
- И наконец пятое преимущество — отпуск. Если вы работаете в учебном заведении (детский сад), то ваш отпуск составляет целых 56 дней, да и плюс ко всему отпуск всегда приходится на лето.
Но и в такой, на первый взгляд удобной и простой профессии, имеются недостатки и своя специфика.
Минусы:
- Первое — самое сложное — определенная трудность в работе. Всем известно, что логопед работает в нейропсихологической сфере, не все смогут вынести такую эмоциональную нагрузку;
- Второе: документация. Зачастую логопеду приходится заполнять определенную документацию вне рабочее время, иначе просто на это нет времени. В итоге, задержка на работе или приход раннее положенного времени;
Не смотря на то, что логопед — это первая профессиональная помощь при речевом дефекте, зачастую встречается и такое, что даже логопедическое вмешательство бессильно, в конце концов успех работы логопеда просто невозможен.
Как вы можете понимать каждому врачу просто необходимо иметь список особых навыков:
- Самое важное, это-любовь к детям;
- Готовность постоянно обучаться, сдавать экзамены на повышение квалификации;
- Ответственность за здоровье маленьких пациентов
- Терпение и стрессоустойчивость;
- Умение ладить с детьми, всем известно, что дети боятся врачей.
К работе в поликлинике допускается только логопед с медицинским образованием
Образование вы можете получить в соответствующих учебных заведениях, а так же можно получить образование логопеда дистанционно, что гораздо сложнее для восприятия, но вы можете совмещать учебу с личной жизнью и работой.
Подробнее о работе логопеда вы можете узнать на видео ниже.
Похожие статьи
delai-vibor.com
О профессии логопеда. Интервью с логопедом в Черногории
Что такое работать логопедом? Сложно ли это? Какие «подводные камни» или трудности таятся в работе логопедом – обо всем этом мы попросили рассказать постоянно проживающего в Черногории логопеда Татьяну Беспалову.)
Все профессии важны, все профессии нужны… Известная с детства строчка.
Действительно, мы знаем, что включает в себя работа пекаря, токаря, слесаря… Но опять-таки только на первый взгляд. Мы мало знаем того, что именно кроется за «кулисами» каждой профессии. А потому, многие из них кажутся, условно говоря, «не пыльными». Интересно, а что же кроется за такой профессией, как логопед?
— Наверняка многие мамы и папы считают, что ничего сложного в этом нет – знай себе во рту нужными зондами поводи да нескольким скороговоркам научи – все звуки сами собой и получатся. Только в конце занятия оплату берут, по сути, за чуть ли не лежание на печи.
Ох, насколько они тут заблуждаются! Начнем с того, что для начала нужно получить специальное образование, дабы иметь право именовать себя логопедом. Тем более с разными приставками: «педагог — логопед», «логопед- психолог», «логопед- олигофренопедагог» и т.д. И вот, скажу вам, что по многим из этих вышеназванных специальностям обучаются при университетах или медицинских академиях как минимум 2 года по очной/заочной/дистанционой форме обучения с разными степенями выпуска (магистр/бакалавриат). Со всеми зачетами, экзаменами, практиками. В общем, все как положено! Причем обязательно на базе первого высшего образования!!! То есть просто так, с бухты-барахты и при всем желании 17-летний выпускник школы не сможет посещать эти курсы, так как у него как минимум нет жизненного опыта педагогического общения с детьми.
Также сейчас можно получить профессию логопеда, пройдя курсы профессиональной переподготовки от полугода до 9 мес., однако также только после высшего образования!
Значит, по факту у человека после логопедических курсов имеется высшее специальное и специальное образование. Лично у меня диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» с правом ведения профессиональной деятельности в сфере дефектологии, логопедии, проектирования и реализации образовательного процесса лиц с нарушениями речи.
— Как серьезно звучит!
— Да, замысловато… Если проще, я логопед-дефектолог. Правда, подумываю со временем пройти еще курсы проф.переподготовки по работе с заикающимися детьми или детьми-аутистами, но пока это только планы… Хотя эти темы очень интересные и перспективные.
Итак, после того как диплом о повышении квалификации по профильному образованию получен, новоявленный логопед может предпринимать какие-то действия: устраиваться в детский сад или развивающие центры для детей, где предусмотрена логопедическая комната. Или организовать такую самому.
Поскольку я нахожусь за пределами России, я понимала, что на данном этапе самое лучшее для меня — частная практика на дому. Однако я человек, подходящий к серьезным изменениям со всей ответственностью. Поэтому я озадачилась вопросом «снаряжения» своего (назовем его пока так) кабинета необходимыми материалами: это и спец. литература по логопедическому профилю, причем не только для специалистов, но также тетради для выполнения заданий в них детьми, различные игры и пособия для проведения занятий. По этому поводу были проштудированы тонны информации в интернете, перерыты сайты с литературой для детей по логопедии, просмотрено множество видео от ведущих логопедов страны и прочитаны статьи на их сайтах. Готовилась к занятиям я капитально. )) И продолжаю это делать: всегда находятся новинки, мимо которых нельзя пройти мимо.
А чтобы эти новинки не пропустить, нужно элементарно «держать руку на пульсе», а именно быть всегда в курсе происходящего. И потому, я активно начала «жить» в инстаграм и переименовала свой профиль под актуальный, посвященный моей новой деятельности.
Я регулярно делаю покупки, оформляю заказы на авторские разработки и оплачиваю вебинары по специальности. Так что весь свой заработок я трачу, можно сказать, на своих учеников.
Дальше: чтобы жизнь медом не казалась. После каждого занятия я отписываю простыни комментариев по поводу проведенного урока родителям, не присутствующим на уроках (по их инициативе), отсылаю им видео или фото с занятий с подробнейшими комментариями и расписание домашних заданий и своими рекомендациями по занятиям с детьми на дому. Порой переписка занимает по времени столько же, сколько длится одно занятие…
Вот вам и завесы профессии…
— Хм, действительно, об этом мало кто задумывается…
Татьяна, а планируете ли открытие логопедического кабинета вне стен своего дома?
— Да, на самом деле есть такая мысль, но на данном этапе это не совсем экономически выгодно, поскольку логопедия в Черногории, это скорее дополнительный, а, не основной источник дохода. Хотя, у меня есть желание набирать мини-логогруппы или группы, как это принято сейчас называть, раннего развития детей от 2,5-3х лет, а в домашних условиях я этого делать не могу. В моем распоряжении только гостиная, где в настоящий момент я занимаюсь тет-а-тет, что тоже много значит для ребенка с точки зрения индивидуального подхода: как с психологической, так и с логопедической стороны вопроса.
На самом деле, мне также было бы интересно открытие комнаты логопеда и в формате какого-то приватного детского сада или центра для развития детей. Однако, увы, в нашем маленьком городке, как оказалось на поверку, не так много детей, которые бы посещали заведения данного характера. Хотя у нас уже имеется один частный садик на дому, организованный по инициативе одной нашей соотечественницей, и у меня имеется с ней договоренность на случай если родители изъявят желание водить детей в логопедическую группу. Этот детский клуб открылся всего пару-тройку месяцев назад, потому о нем мало кто знает. Но мы надеемся, что после зимы родительская активность возрастет.
— Татьяна, как считаете, в Черногории много русскоязычных детей, которым нужна помощь специалиста по вашему профилю?
— Честно сказать, не могу оценить, поскольку я не проводила подобных исследований, я даже не знаю сколько точно проживает в стране русских… Их число постоянно меняется… Но определенно то, что дети с нарушениями/ дефектами речи есть.
— Выходит, вы работаете только по Герцег Нови? А как же занятия по скайпу или, быть может, есть плановые выезды для занятий в других городах?
— Мне удобнее всего принимать ребенка у себя, поскольку в любой момент может что-то измениться: бывает так, что за пять минут до занятия могут отменить его в связи с резко изменившимися планами/внезапной «аварией» с ребенком (заболел зуб/упал/ударился) и пр. К счастью, такое случается не часто, но все же. Помимо всего прочего, на дому у меня под рукой именно те материалы, которые могут понадобиться для занятия с конкретным ребенком. Иногда расписание получается удобным, и одну и ту же игру я могу использовать два урока подряд, но под разным углом зрения, так сказать, а именно с той позиции, которая мне нужна, для той цели, которую я ставлю на каждом занятии в частности и с конкретным ребенком в общем. И все же, в силу разных нарушений, возраста и даже половой принадлежности (да-да, приходится учитывать и этот момент тоже) игры и сами занятия я стараюсь разнообразить. Также во время урока может пойти все не так гладко, как бы я могла на это рассчитывать. Поэтому я стараюсь в такие моменты переключать внимание ребенка на что-то другое.
Потому, если говорить о выездных занятиях, мне это неудобно, т.к. придется везти с собой огромную сумку всего-всего и «вот этого еще, на всякий случай». )) Ну, и цена услуги вырастет как минимум вдвое – в зависимости от пункта назначения. Также если вызов будет, например, из Будвы, то ехать туда из Герцег Нови из-за одного занятия просто бессмысленно – на это уйдет полдня, а это мое время, то есть мой заработок. И я не уверена, что мои расходы захочет кто-то возместить в данном конкретном случае. ))
Что же касается удаленных занятий с помощью скайп/вайбер/вотсап, то мое личное мнение относительно такой логопедической помощи достаточно просто: я могу вести такие занятия при условии, что помимо этих онлайн встреч с ребенком будут активно заниматься родители, не менее 15 мин. ежедневно! Хотя это требование в принципе должно выполняться при любом раскладе… Но все равно хочется, чтобы хотя бы первое занятие было контактным… В этом моменте важна дисциплина и усидчивость, тогда все может, в принципе, получиться.
— Я правильно понял, что просто занятий с логопедом не достаточно, чтобы исправить дефект речи? Нужно, так сказать, «вмешательство» родителей?
— Абсолютно! Понимаете, это как при посещении спортзала: если вы раз-два в неделю по 45 минут (всего) поднимаете штангу в тренажерке, но в течение остальной недели абсолютно ничего не делаете для наращивания мышц, то Шварцнеггером станете не скоро. 😉
Вот и логопедия работает по тому же принципу: язык-главный речевой орган, состоящий сплошь из мышц, и его, как и прочие мышцы тела, нужно тренировать. А тренировка – это, прежде всего, дисциплина. Поэтому я всегда даю домашние задания, которые, к сожалению, дома редко кем выполняются. Процесс постановки/исправления звуков затягивается, но родители все равно каждый раз, приходя на очередное занятие, спрашивают, когда же будет тот или иной звук… ))
— А сколько времени уходит на постановку звука в целом?
— По этому вопросу нет точного ответа, как понимаете, поскольку все очень индивидуально и зависит от совершенно различных факторов.
Первое — это интенсивность занятий. Я уже упоминала выше о понятии «дисциплина». Занятия именно дисциплинируют ребенка, он привыкает тренировать язык, звуки. Они у него начинают появляться. А к тому же еще и правильные! Это мотивирует ребенка еще больше, так как в начале занятий если интерес и есть, то зачастую он быстро снижается, поскольку у детей не хватает мотивации понять, зачем же эта тетя требует повторять за ней слоги/слова/выражения. Многие, конечно, приходят с горящими глазами ради игр, но все 45 минут занятия мы играть все же не можем. )) (Какой отчет я дам родителям?)) Все ждут в конечном счете результатов, и оно понятно.) Если только, конечно, речь не идет об автоматизации звука, но до этой части, увы, доходят не многие…(( Многие родители придерживаются мнения, что раз звук поставлен, значит, ребенок им владеет. Но это не так! От постановки изолированного звука до автоматизации его в свободной речи должно пройти некоторое время, когда язык автоматически будет вставать в нужную позицию, а положение губ и зуб при этом будут ему помогать. Мозг в этом случае также не задумывается специально, как произнести звук «р» во фразе « Раисины маринованные помидоры», к примеру. ))
Дальше – домашние задания. Это тема, о которой даже и говорить нечего. Упражнения должны повторяться дома и выполняться по несколько раз, если желателен быстрый результат. Однако тут важно тоже не перегнуть палку: сила давления равна силе сопротивления, и потому у детей возможна противоположная реакция на домашние занятия. Также могут появиться проблемы с психикой вплоть до ночных энурезов (чаще у мальчиков) и даже заиканий. В моей практике, слава богу, такого не случалось, однако проинформирован — значит, вооружен! Просто к собственному ребенку родители сами должны знать подход: где, когда, при каких условиях и в какое время комфортнее всего «пристать» к ребенку с заданиями от логопеда. ))
Большое значение имеет также в деле постановки звуков настроение ребенка в конкретный момент времени: уставший после детского сада/ школы, невыспавшийся/ наоборот, еще сонный, возбужденный после активного вида деятельности/спорта… Совокупность всех этих факторов влияет на поведение ребенка во время занятия. А как следствие, на эффективность самого урока, конечно же, тоже. Потому очень важно проводить «профилактические» беседы родителям со своими детьми, чтобы объяснить им, для чего нужно ходить к логопеду и как вести себя на занятии, дабы половина оплаченного ими времени не уходило на уговоры «открыть рот/повторить такое-то движение», причем в какой бы игровой форме это не подавалось – не все дети контактные… Даже логопедический массаж дают делать далеко не все в капризном состоянии, хотя ни один ребенок, занимающийся у меня, совершенно не боится логопедических зондов, вопреки существующим мнениям по этому поводу.
Подводя итоги, можно сказать, что в среднем от изначальной постановки звука до полной его автоматизации при идеальных условиях (посещение+выполнение домашних заданий+ поведение) уходит до 15-17занятий. Бывают, конечно, большие перерывы: каникулы, поездки… Это тоже затягивает положительный результат от занятий.
Не стоит также забывать, что многие согласные звуки имеют обыкновение быть еще и мягкими (Л-Л’, Р-Р’, C-C’, З-З’ и т.д.). И для них требуется если не такое же, то хотя бы чуть меньшее количество часов, поскольку положение языка/зуб/губ должно меняться, к чему ребенок еще не привык, и нужно вырабатывать другие навыки произношения уже этих звуков.
— Ответ понятен. Спасибо за развернутое объяснение.
А скажите, в каком возрасте и/или при каких условиях нужно показывать ребенка логопеду? Только при возникновении проблем с произношением? И как понять, что проблемы есть?…
— По этому поводу существуют так называемые нормы речи, когда, например, в период от полугода до года ребенок гулит, потом появляются первые слоги (даже на первом году жизни) или слова («мама», «папа», «баба», «дай»), после двух лет ребенок в принципе уже в состоянии составлять простейшие предложения из трех слов, а после трех ребенок уже знает не только названия предметов, но и их характеристики (т.е. владеет определенным набором прилагательных), сможет описать действия (глаголы), сопрягая их с другими членами предложениями в разных падежах. И так далее, дойдя до 6-7-летнего возраста, когда ребенок описывает картинку/случай, может пересказать небольшой рассказ. Это если в идеале.
Обычно детей приводят в возрасте 4-5 лет с серьезными нарушениями речи или же в 6-7 для коррекции некоторых звуков. Случается, что и раньше, когда выявлены серьезные проблемы (ребенок не говорит/говорит непонятными звуками, не похожими на речь, общее поведение не в рамках нормы, когда ставится диагноз аутизм).
Сейчас все чаще детям ставят диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Причем возрастные границы все более склоняются в сторону меньшего возраста, собственно, как и все остальное… И читать дети сейчас должны непременно в пять лет, и в школу уже с базовым английским идти… И тут я категорически не согласна, поскольку разные отделы головного мозга, ответственные за то или иное умение, созревают в разное время. Причем у мальчиков и у девочек в разное время!
Поэтому, дорогие родители, не перегружайте ребенка всякими развивашками, просто больше играйте и гуляйте! И разговаривайте! Непременно разговаривайте с ребенком! Читайте сказки перед сном или когда ваш малыш это просит – его мозгу необходима новая речевая информация.
И уж конечно не доверяйте дело воспитания собственного ребенка новомодным гаджетам! Мультики не могут воспитать ребенка и развить его свободную речь. Кроме того, для правильного формирования речевых навыков ребенку нужно наблюдать за речью воочию: положение челюстей при произнесении того или иного звука, положение языка, вытягивание/растягивание губ и т.д. Покажите заинтересованность в своем ребенке, иначе дети повторяют за нарисованными движениями мультипликационных персонажей… Детям свойственно копировать. Но то ли им нужно копировать?.. Научатся ли они таким образом говорить?..
И кстати, именно сейчас наблюдается такой феномен как распад речи у детей! Вы можете себе представить?? Не после аварии или другого несчастного случая, а именно от чрезмерного злоупотребления гаджетами, поскольку человек просто редко пользуется речью! Он ее попросту забывает!!!
Потому родители, очнитесь! Попытайтесь реже показывать свои спины своим детям, оторвитесь от компьютеров, развернитесь к свои чадам улыбающимися лицами и займитесь с ними сенсорными занятиями: лепкой из пластилина/теста, массажем рук карандашами/мелкими предметами, копошитесь в гречке/рисе/горохе/песке, рисуйте руками/ногами (стопами! Вызывает у детей неописуемый восторг!), кисточкой/ карандашами, конструируйте Лего, вырезайте, клейте коллажи, перебирайте камушки/орешки/бусины, и тогда, с большей долей вероятности, вам не придется вести ребенка к логопеду!!!
— Огромное вам спасибо, Татьяна, за подробные ответы.
— Пожалуйста. Очень хочется надеяться, что наше с вами интервью будет полезным для читателей вашего сайта и для родителей в целом.
— Татьяна, поделитесь, пожалуйста, контактами, по которым с вами можно связаться для получения вашей профессиональной помощи.
— Конечно. Мой черногорский телефон для связи +38269235680 (на нем же Viber и WhatsApp). Также у меня есть профиль в инстаргаме https://www.instagram.com/logoped_v_chernogorii/, где я регулярно стараюсь выкладывать видео с занятий, а также рассказываю о логопедических пособиях и играх для развития речи. Заходите! Буду рада новым лицам! ))
— Отлично! Еще раз спасибо. Удачи в работе!
Похожие статьи
evropaedu.ru
Интервью о профессии: учитель-логопед
Интервью с учителем-логопедом МКОУ «Детский дом-школа № 95» Гучиговой Ларисой Умхажевной
«Творец красивой и правильной речи»
Мы находимся рядом с кабинетом, табличка которого гласит: ЛОГОПЕД. Кто же это такой учитель-логопед? Сейчас узнаем, думаю, что Лариса Умхажевна с удовольствием поделится с нами своими знаниями об этой не такой уж и распространенной профессии!
– Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
Я – учитель-логопед, в этой профессии я три года. За это время я помогла многим детям справиться с различными речевыми трудностями. Профессия логопед, надеюсь, станет делом всей моей дальнейшей жизни.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
Сначала помощь логопеда потребовалась моему сыну, получив профессию, стала помогать и другим деткам. Логопед помогает справиться не просто с речевыми трудностями, он помогает наладить контакт с миром.
– Довольны ли Вы своим выбором?
До того, как прийти в эту профессию у меня уже был опыт работы, как с детьми, так и с современными информационными технологиями. Подобного рода опыт помогает мне в сегодняшнем любимом деле.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
Любая профессия сложна, но она должна быть любимой, вот тогда и сложности не пугают. Высшее педагогическое образование коррекционной направленности. Учиться нужно идти в педагогический ВУЗ.
– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
Любовь к детям, терпение, доброта, желание помогать и самое главное – профессиональная компетентность. Поэтому необходимо много учиться, относясь к этому процессу с ответственностью.
– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?
Индивидуальный подход. Каждый ребенок требует индивидуального подхода. А подобрать такой «ключик» к каждому отдельному ребенку не совсем простая задача. Но это все решается в ходе общения.
– Как преодолеваете эти трудности?
Стараюсь быть внимательной и наблюдательной, чтобы разглядеть особенности каждого воспитанника, только так можно помочь ребенку. Надо любить и уважать прежде всего личность воспитанника.
– Плюсы в вашей работе?
Очень радуют успехи детей, с которыми я занимаюсь, нравится вселять в них уверенность в самих себе, помогать им, говоря, что все у них получится, смотреть, как они преодолевают трудности, растет их самооценка.
– Что самое интересное в Вашей работе?
Процесс формирования правильной речи, чем-то напоминает процесс ковки, в результате которой выходит «каменный цветок», это волшебство, за которым стоит нелегкий труд.
– Не вызывает ли чувство усталости такая работа?
Часто логопеда считают за волшебника, который по одному только взмаху волшебной палочки может и звуки поставить, и совсем безречевого ребенка разговорить. На самом же деле, даже за малым успехом в занятиях стоит ежедневный труд.
– Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?
О! да, еще как! Логопед – творец, творец красивой и правильной речи! До того, как прийти в профессию у меня уже был опыт работы, как с детьми, так и с информационными технологиями. Подобного рода опыт помогает мне в любимом деле.
– Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
В детстве я играла в учителя, мастерила доску и с указкой обучала игрушки и младшего брата. Получается, что сбылась. Я работаю именно школьным логопедом, основной задачей такого специалиста является коррекция письменной речи школьников.
– Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?
Если с речью все в порядке, то по русскому языку оценки будут хорошими, а следом за этим предметом подтянутся и другие. Качество усвоения школьного материала поднимется на порядок выше. А это значит, что с таким багажом знаний проще будет отправляться в путь уже взрослой самостоятельной жизни.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
Все зависит от степени интенсивности труда, я работаю не только в школе, но и веду частную практику, а это и консультации, и занятия, и логопедический массаж. Трудящийся всегда достоин пропитания!
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
Рекомендовать сложно, в профессию приводит судьба, но, если вы чувствуете в себе природные задатки к педагогике, а также огромное желание помогать детям, любите русский язык, то смело выбирайте профессию логопеда!
– Что пожелаете будущим логопедам?
Ваш труд оправдает себя еще не единожды, уж поверьте. Все старания ваши дадут свои плоды, вед знание – это свет! Будьте всегда такими же старательными, внимательными и отзывчивыми учьениками!
– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?
Часто логопеда считают за волшебника, который по одному только взмаху волшебной палочки может и звуки поставить, и совсем безречевого ребенка разговорить (встречаются и такие случаи), и великого оратора из косноязычного мальчика или девочки воспитать. Все это мифы
– Как Вы видите свою профессию в будущем?
Логопеды будут тесно работать с врачами-неврологами, специалистами ЛФК и психологами. Только комплексная работа таких специалистов гарантирует хороший результат. Стране нужны такие речевые центры.
– Чтобы хотели пожелать своим воспитанникам, какими их видите в будущем?
Дорогие дети! Сейчас вы еще только школьники, начинающие свой долгий жизненный путь. Все, с кем мне посчастливилось заниматься, всегда старались, пытались преодолевать преграды, которые возникали у них в усвоении школьного материала. Так держать!
Интервью провела Шаталова Анастасия Сергеевна,
ученица 6 класса МКОУ «Детский дом-школа № 95»
г. Новокузнецк Кемеровской области
Авторские орфография и пунктуация сохранены
moeobrazovanie.ru
Профессия логопед: плюсы и минусы
Публичная статья
1597
Логопед – это специалист по речи и исправлению дефектов дикции. Профессия логопеда является очень востребованной. Согласно данным статистики, количество речевых дефектов у детей ежегодно растет, поэтому профессия логопеда никогда не потеряет своей актуальности.
Профессия логопед: описание
Основная задача логопеда заключается в исправлении неправильной дикции и дефектов речи. К дефектам речи относятся такие проблемы, как шепелявость, заикание, картавость и другие. Логопед работает как с детьми, так и со взрослыми людьми. Детям логопед помогает сразу начать говорить правильно.При работе со взрослыми людьми логопед помогает им избавиться от комплексов и научиться говорить перед широкой аудиторией.
Для начала логопед должен выявить причину речевых дефектов, поставить логопедический диагноз, а потом выбрать специальные упражнения для исправления недостатков. Хороший логопед знает огромное множество упражнений для исправления тех или иных дефектов. Процесс работы логопеда с каждым пациентом совсем не быстрый, в зависимости от индивидуальных особенностей он может занимать от полугода до нескольких лет. Логопеды могут проводить индивидуальные или групповые занятия.
Если логопед работает с обычными детьми, имеющими какие-то нарушения речи, то особенными детьми занимается логопед-дефектолог. Такому специалисту приходится работать не только с речью, но также развивать у пациентов мышление, память, внимание и другие способности.
Профессия логопед: какие требования?
В первую очередь логопед должен сам обладать отличной дикцией. Кроме того, логопеду важно знать основы психологии, что быть в состоянии найти правильный подход к каждому пациенту. Это особенно важно при работе с детьми. Также в работе логопеда нужны такие личные качества, как терпение, выдержка, доброжелательность, коммуникабельность, тактичность и хорошая память.
Плюсы и минусы профессии логопеда
Главная сложность профессии логопеда, которую можно отнести к минусам, состоит в том, что такой специалист должен быть одновременно и врачом, и психологом, и учителем. Логопеду часто приходится работать с очень “тяжелыми” детьми, что требует огромных сил и терпения и также является большим минусом для многих. Кроме того, очевидным минусом является низкая зарплата логопеда при работе в государственных учреждениях.
К плюсам профессии логопеда можно отнести ее постоянную востребованность, отпуск в летнее время и реальную возможность делать людей здоровее и счастливее, что не может не приносить большого удовлетворения. При ведении частной практики зарплата логопеда значительно выше.
Профессия логопед: где учиться?
Получить профессию логопеда можно, пройдя обучение в высшем учебном заведении по специальности “Логопедия”.Эту специальность можно получить в таких вузах, как
- Московский социально-педагогический институт
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
- Московский институт психоанализа
- Российский новый университет
- Московский государственный педагогический университет или в других.
Профессия логопед: где работать?
Должность логопеда включена в штат большинства детских образовательных и медицинских учреждений. Логопеды работают в государственных и частных детских садах, поликлиниках, специализированных реабилитационных центрах, центрах коррекции речи. Некоторые логопеды открывают свой кабинет и ведут частную практику.
helperia.ru