где учиться, зарплата, необходимые качества
Кто такой режиссёр?
Режиссер-постановщик (фр. régisseur, от лат. rego управляю) — руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Режиссер-постановщик — это творческий лидер проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.
Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.
Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром, т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.
Опишем некоторые варианты этой профессии.
В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке: выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр. При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.
Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера. Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка – это не только люди, но и дрессированные животные. Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра – сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.
Кино – это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.). У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.
Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи. Например, второй режиссёр (в западном кино – First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам и пр., планирует съёмочный процесс. И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра. Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.
Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии. Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет. Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий. Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр. Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.
Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино. Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время – Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве. Каждый спектакль Захарова – событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других. В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».
Рабочее место
Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении, в театре, цирке и пр. – в зависимости от специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.
Оплата труда
Важные качества
Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества. И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.
Знания и навыки
Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.
Где учиться на Режиссера-постановщика
Драматический и музыкальный театр
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
- Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
- Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»
И др. вузы театрального искусства.
Цирк, шоу-программы
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады»
Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ». - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Кино и телевидение
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
- Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.
www.profguide.io
Режиссер
Сфера деятельности
Искусство, дизайн, развлечения, масс-медиа
Вид деятельности
Краткое описание
Режиссер руководит творческими процессами в зрелищных видах искусства (театре, кино, телевидении), например, созданием театральной постановки или кинофильма. Основная задача режиссера – донести до зрителя определенную мысль, идею, вызвать целую гамму чувств и эмоций. Именно режиссерам мы обязаны тем, что фильм или спектакль могут нас заставить плакать или смеяться, задумываться о себе и о мире в целом.
Профессия режиссера состоит из двух основных составляющих – творческой и организаторской. Удачное их сочетание – необходимое условие для успеха творческого проекта (например, фильма, спектакля).
Творческий компонент работы режиссера состоит в работе над сценарием. Сначала режиссер ищет и выбирает сценарий, изучает его, анализирует. Затем, отталкиваясь от сценария, специалист формирует собственное видение замысла найденного сценария и пишет так называемый режиссерский сценарий, в котором подробно описываются персонажи, место действия, сцены – так, как если бы можно было увидеть их своими глазами.
Организаторский компонент работы режиссера заключается в поиске и подборе актеров, формировании актерской команды, тренировке и подготовке актерской команды к работе.
Кроме того, режиссер организует подготовку декораций, музыкального сопровождения, освещения, руководит съемочной командой.
Где учиться
Направления образования:
Культуроведение и социокультурные проекты (51.00.00)
Сценические искусства и литературное творчество (52.00.00)
Экранные искусства (55.00.00)
Вузы:
51.03.05 – Режиссура театрализованных представлений и праздников
- Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) Гуманитарный институт
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) Театрально-режиссерский факультет
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) Театрально-режиссерский факультет
- Театральный институт им/ Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова (ТИ им. Щукина) Режиссерский факультет
- Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) Режиссерский факультет
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств
- Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) Факультет информационных технологий
Где работать
- Кинокомпании
- Киностудии
- Театры
- Рекламные компании
- Цирк
- Централ Партнершип
- Амедиа
- «Ленком»
- Большой театр
- РАМТ
- *Информация основана на рейтингах сайтов по поиску работы
proforientator.ru
описание, где учиться, необходимые качества
Режиссёр монтажа – специалист, соединяющий отснятые материалы фильма или телепрограммы в целостное произведение.
Особенности профессии
Каждый кино- или телефильм после съёмок проходит через монтажно-тонировочный период, когда все элементы картины (отснятый материал, озвучку, музыку, титры и пр.) соединяют в единое целое. Специалисты обычно называют этот процесс простым словом «монтаж». В англо-американской терминологии – «пост-продакшн».
Работа над художественным фильмом начинается с создания сюжета и сценария. А когда завершены съёмки и озвучка, записана музыка, проработаны титры, будущая картина представляет собой скопище отдельных материалов. Всё это нужно собрать воедино в соответствии со сценарием, чтобы все визуальные и звуковые образы сложились в целостное произведение.
Весь отснятый материал монтажёр делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на киноплёнку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере.
Советский кинорежиссёр и теоретик кино Лев Кулешов сравнивал фильм с человеческой речью. Когда человек хочет высказать что-то для него важное, он выстраивает из слов фразы таким образом, чтобы собеседник проникся его мыслями и чувствами. А кадры, образы, сцены, звуки фильма – это те же слова. И от того, как они будут сопоставлены друг с другом, зависит, насколько фильм затронет чувства зрителей.
Конечно, в воображении кинорежиссёра фильм существует ещё до начала съёмок. И монтажёр лишь следует режиссёрскому замыслу. Кинорежиссеры часто сами разрабатывают план монтажа.
На документальных фильмах и телепрограммах монтажёр обычно пользуется большими свободами. Структура таких фильмов часто формируется уже в процессе монтажа, потому что живая жизнь (а документалисты снимают невымышленную реальность) в заготовленные сценарии не вписываются.
Сначала режиссёр фильма излагает свой замысел, объясняет задачи, которые ставил перед собой во время съёмок. Режиссёр монтажа вникает в описанную концепцию и, исходя из неё, «собирает» первый черновой вариант фильма.
Когда «черновик» сделан, начинается тщательная доработка: совместное обсуждение каждого кадра, каждого акцента, исправления и пр. При таком стиле работы монтажёра можно по праву назвать вторым режиссёром.
Каким бы образом ни проходил киномонтаж – это всегда творческое сотрудничество между кинорежиссёром-автором фильма и режиссёром монтажа.
Как говорят телевизионщики, хороший монтажёр может из неизвестно чего сделать конфетку, т.е. даже из минимума отснятого материала создать отличный сюжет.
Монтаж отснятых материалов – это так называемый нелинейный монтаж. А специалист, который им занимается, – это режиссёр нелинейного монтажа (нелинейный монтажёр).
Но на телевидении существует и другой вид монтажа – линейный. Часто он используется прямо в режиме реального времени, т.е. в прямом эфире. Видеосигнал поступает на эфирный транслятор с разных телекамер, а режиссёр монтажа определяет, какой именно сигнал пойдёт в эфир в каждый конкретный момент.
Например, в прямом эфире транслируется теннисный матч. В какой-то момент имеет смысл показать корт общим планом, затем – удар по мячу, вслед за этим – лицо соперника и т.д. Или выпуск новостей: сначала – общий план студии, затем – крупным планом лицо диктора, новостной сюжет, снова лицо диктора… Таким монтажом в режиме реального времени занимается режиссёр линейного монтажа (линейный монтажёр).
В прямом эфире работать приходится сразу набело, и у линейного монтажёра нет права на ошибку. Притом что график работы – очень насыщенный. Такие монтажёры обычно работают посменно, и рабочий день в среднем длится около 10 часов.
Рабочее место
Режиссер монтажа – незаменимая фигура в кино и на телевидении. Чем выше его мастерство, тем острее в нём нуждаются киностудии и телеканалы.
Оплата труда
Важные качества
Профессия режиссёр монтажа предполагает интерес к кино и телевидению, хорошую память, чувство темпа и ритма, способность к кропотливому труду в сочетании с творческим мышлением, ответственность и способность к совместному труду.
Очень важна быстрая реакция и умение работать в высоком темпе. Особенно это актуально для телевидения. При этом он должен быть стрессоустойчивым человеком, уметь даже в спешке работать качественно, не поддаваясь всеобщему смятению.
Знания и навыки
Режиссёр монтажа в современном кино и на телевидении должен владеть технологией монтажа, хорошо знать монтажную технику, компьютерные программы. Режиссёр линейного монтажа для работы на многокамерной трансляции должен уметь работать на выпускающем микшерском пульте. Монтажёру необходимо знать технологию кино- или телепроизводства, теорию режиссуры, звукорежиссуры, операторского искусства. Хороший режиссёр монтажа знает историю кино и телевидения (творческий и технический аспекты) и постоянно следит за новейшими достижениями, новыми монтажными решениями.
Где учиться на Режиссёра монтажа (монтажёра)
Высшее образование:
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Высшие курсы кино и телевидения ВГИК (ВК КиТ ВГИК). Специальность «режиссура монтажа».
- Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Творческие мастерские по программе профессиональной переподготовки «Телережиссура». Специальность «режиссура монтажа».
- Московский Институт Телевидения и Радиовещания Останкино (МИТРО). Школа Телевидения. Программа профессиональной подготовки «Режиссер видеомонтажа». Специальность «режиссура монтажа».
- Высшая национальная школа телевидения. Квалификация «режиссер монтажа».
www.profguide.io
№37 Где учиться на режиссера?
Я интересуюсь будущим потому, что
собираюсь провести там всю свою остальную жизнь.
Чарлз Кеттеринг
Сегодня буду больше задавать вопросы, чем отвечать на них. Но все же мне кажется это важным.
Недавно разговаривала с одним человеком, выяснила одно интересное молодежное стремление. Он хочет учиться во ВГИКе не потому что он чего-то там хочет в будущем, а просто потому что он хочет учиться в этом крутом институте.
Ваша жизнь после выпуска.
Часто спрашивают, в каком вузе лучше учиться. В каком вузе лучше преподают и проч.
Работая по специальности и спустя годы, после сознательного определения своей профессии я уже не понимаю этого вопроса, я учусь, потому что четко представляю себе свое будущее. Для удачного выбора вуза давайте логически посмотрим на выбор профессии, ваше будущее, способности и институт.
Прежде всего, определитесь с профессией.
Как это не смешно звучит, есть люди, которые хотят и продюсером быть, и актером, и режиссером, и оператором. Хорошо, стремление быть многогранным — положительно и правильно. Но на кого вы будете поступать?
Составьте список качеств, требований к каждой профессии. Прочитайте, чем занимается человек в той или иной профессии.
Проанализируйте, к какой профессии у вас больше талантов.
Узнайте, чем занимается человек, владеющий вашей профессией.
Пока вы не испортили себе год, а может и больше, изучая не интересную вам профессию — узнайте, чем действительно занимаются режиссеры или актеры. Поговорите с людьми, которые владеют полюбившейся вам профессией. И не слушайте хорошее — вы это и так знаете, лучше послушайте плохое. И как можно больше плохого.
И если вас это устроит — смело переходите к следующему пункту.
Кем я буду работать?
Этот пункт наверно самый важный. Тщательно подумайте, а кем же вы будете работать после выпуска? Как трудоустроитесь? Знаете ли вы, что большинство режиссеров прозябают в неизвестности, совсем не похожей на свет софитов Спилберга. А вышедшие в тираж актеры заканчивают свою жизнь в нищете и одиночестве.
Какой «Продукт» я буду производить?
Есть ли у вас уже задумка реализации вашего таланта? Есть ли у вас то, чего вы реально хотите сделать, это будет нужно искусству, вам и на этом можно заработать?
И исходя из вашей задумки, ваших способностей и вашего представления о будущем выбирайте институт.
Ведь существует одно правило, которое не знают многие абитуриенты и первокурсники. Легче пробиться пока вы в институте учитесь, чем когда вы выпустились. Реализуйте великие вещи пока вы учитесь, иначе при выпуске выйдете в тираж.
Мне кажется целесообразно подробно ответить самому себе на вопросы:
- Кем я буду работать после выпуска (и во время обучения)?
- Что я буду делать после обучения? (например: снимать клипы, работать с актерами, снимать репортажи и т.д)
- Какую задумку я хочу реализовать? (Например: снять док. фильм о попугаях, создать реалити-шоу о противостоянии свекрови и невестки)
- Трезво оцените вашу идею. Интересна ли она, рентабельна, возможно ли ее воплотить.
- Какие навыки не являющиеся основными, потребуются мне еще? (Например: уроки менеджмента, курсы фотографии)
- Какая профессия мне в этом поможет? (например режиссер док.кино)
- Где я могу ее получить?( институт который специализируется на этой специальности)
И главное, до и во время обучения развивайте вашу задумку.
artgang.ru
Профессия Сценарист — Учёба.ру
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Институт гуманитарного образования и информационных технологий
ИГУМО — современный вуз
Российский технологический университет
Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Закодированный мир
Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?
Классная экипировка
Полезные и забавные предметы для школьников.
Московский социально-экономический институт
Профессии для общества
Кузница кадров
Самые перспективные профессии в колледжах.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Новая педагогика
Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.
Онлайн-образование
Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.
Федеральные университеты
О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
www.ucheba.ru