Психологическая характеристика помогающих профессий | Статья в сборнике международной научной конференции
Библиографическое описание:
Эннс Е. А. Психологическая характеристика помогающих профессий [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. С. 92-93. URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2487/ (дата обращения: 20.11.2018).
Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии, и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Наиболее интенсивным периодом профессионализации считается обучение в вузе. Поэтому важной задачей университетского образования, помимо передачи знаний и умений, должно стать формирование личности профессионала, содействие развитию зрелого профессионального самосознания. Особую важность эта задача приобретает для подготовки специалистов, так называемых помогающих профессий.
В своем самом общем понимании помогающее поведение человека относится к категории просоциальной активности [7]. Под просоциальным поведением понимаются любые действия, совершенные с целью принести пользу другому существу (Э. Арансон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт, Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг). Д. Бэтсон отмечает, что просоциальное поведение включает в себя любые действия, связанные с добровольным оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера ее мотивов. По определению Я. Рейковского, это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» [7].
Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым [2, 3, 4], профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к системе «человек-человек», то есть к группе профессий социономического типа. Данные профессии, как правило, связаны с такими сферами, как медицинское обслуживание (врач, медсестра и т.д.), обучение и с воспитание (воспитатель, гувернер, тренер, учитель и т.д.), бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант и т.д.), правовая защита (юрист, участковый инспектор и т.д.). Отдельно в этой группе можно выделить те сферы деятельности, которые связаны с оказанием той или иной помощи человеку, группам людей, то есть те, которые относятся непосредственно к «помогающим» профессиям (врач, психолог, учитель и др.).
Болучевская В.В., Милакова В.В. основываясь на критериях анализа профессий, которые использует Е.А. Климов, описывают помогающие профессии следующим образом [1, 6].
Предметом деятельности в этих профессиях является культура, понимаемая как целостное динамическое пространство значений, носителем которого является сообщество или отдельный человек. На уровне отдельного человека – это личность. Из этого определения видно, что помогающие профессии соответствуют описанному Е.А. Климовым типу профессий «человек-человек».
Средства деятельности в помогающих профессиях, как и в большинстве профессий типа «человек-человек», имеют преимущественно внутренний, функциональный характер [3]. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности. Другая особенность средств в этого типа профессиях состоит в том, что операциональная сторона деятельности представлена и профессионалу, и окружающим свернуто: обеспечить, организовать и таким предъявляет особые требования к индивидуально-творческому процессу реализации деятельности.
Условия деятельности
в помогающих профессиях по терминологии Е.А. Климова связаны с повышенной моральной ответственностью. Это, с одной стороны, является следствием особой роли, отводимой профессионалам такого типа в обществе – роли, включающей в себя этические и моральные требования к личностным особенностям профессионала. С другой стороны – это следствие особенностей результатов деятельности в социальной области.Цели и результаты в помогающих профессиях отличаются тремя основными особенностями. Во-первых, в большинстве случаев результат труда в этих профессиях задается не определенно, а в виде общего представления. Часто предполагаемый продукт описывается только через необходимые следствия: надо сделать нечто, чтобы, например, человек чувствовал себя лучше.
Во-вторых, в помогающих профессиях, продукт – это в той или иной степени «личностный вклад», то есть, его существование неотделимо полностью от личности, от автора. Личность как бы присутствует в реализованном деле, в данном случае деятельность выступает как авторская. И, наконец, продукт труда в помогающих профессиях практически невозможно оценить объективно, более того, он может быть оценен прямо противоположным образом разными «потребителями», в разное время. Это, в свою очередь, предполагает максимальное участие внутреннего контроля за профессиональной деятельностью и «правильного» представления профессионала о ее предмете, средствах и т.д.
Милакова В.В. выделяет общие индивидуально-психологическими особенности студентов, овладевающих помогающими профессиями: социабельность, ориентация на процесс профессиональной деятельности, преобладание альтруизма над эгоизмом; доминирующие ценности – здоровье, уверенность в себе, свобода и материально обеспеченная жизнь; у большинства студентов представление о специфике своей специальности формируется в течение первого года обучения, а наиболее важными качествами «идеального» специалиста помогающей профессии являются профессионализм, компетентность, терпимость, ответственность; при этом имеется уверенность в соответствии своих личностных характеристик требованиям профессии [6].
Следует особо подчеркнуть, что средством профессиональной деятельности в этих профессиях выступает сама личность специалиста. И залогом его эффективной профессиональной деятельности является зрелость его профессионального самосознания.
Е.А. Климов [3] в общем виде структуру профессионального самосознания характеризует следующими положениями: сознание человека своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений; знание человека о степени его признания в профессиональной группе; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе; представления о себе и своей работе в будущем («я в будущем») [3; С. 73-74].
По классификации Б.С. Братуся и И. Вачкова, профессиональное самосознание личности специалиста отражается в прохождении следующих его уровней.
Регулятивно-прагматический. Характеризуется ситуационными аспектами самосознания, т.е. специалист привязан к ситуации, выполняя только служебную роль. Это дает возможность человеку лишь в минимальной степени адаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение.
Эгоцентрический уровень. Исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность. Другие рассматриваются либо как факторы, способствующие самоактуализации («удобные для меня»), либо как препятствующие ей («плохие»), либо как индифферентные («не мешающие мне»). Такой специалист не может вырваться за пределы эгоцентрического уровня личностно-смысловой сферы.
Стереотипно-зависимый уровень самосознания. На нем жизнедеятельность человека определяется его близким окружением или людьми, которых он ставит выше себя. На этом уровне люди делятся на «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», лишенных ценности. Следствием этого становится потеря творческого начала и неизбежное возникновение зависимости от ценностной ориентации значимых других. А это, в свою очередь, тормозит процессы глубокой рефлексии и не способствует поиску конструктивных способов преодоления трудностей.
Субъективно-универсальный уровень. Это высшая ступень профессионального самосознания. Внутренняя устремленность человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям. Такой специалист строит систему отношений с людьми, основанную на принятии их как самоценности и подобное отношение складывается у него к себе, к своему труду. Развивает себя как личность и как профессионала[5].
Таким образом, возникает необходимость совершенствовать в процессе обучения не только основные профессиональные навыки и умения индивида, но и закладывать основы мировоззрения, направлять развитие личности, формировать необходимые для профессионала личностные качества с целью его оптимального функционирования и адаптации в помогающих профессиях.
Литература:
Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий. Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
Климов, Е.А. Некоторые психологические проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии / Е.А. Климов // Вопросы психологии. – 1985. – № 4.
Климов, Е.А. Психология профессионала. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
Матвеева, Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2004.
Милакова, В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007 г.
Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.14. – 1981. – №1. – С. 14-22.
moluch.ru
как управлять собой, как помочь людям?
Профессия психолог – для многих людей она все еще остается неопознанным зверем, которому не доверяют и которого опасаются. Однако, не смотря на это, в России психология, как наука, становится все популярнее, специалисты востребованы во всех сферах.
Спортивный психолог, организационный, юридический, семейный, образовательный – они все занимаются одним и тем же, хоть немного по-разному, а именно: помогают людям.
Суть профессии психолога несколько иная, чем у психотерапевта и психиатра, посему попрошу их не путать. Психолог на самом деле не работает с различными психическими расстройствами, не является врачом и вообще далек от медицины. Всем этим занимаются психотерапевт и психиатр.
Психолог же работает с «душами» обычных людей, как мы с вами, изучает их, выслушивает проблемы, помогает принять правильное решение с точки зрения гармонии с окружающим нас миром. Короче говоря, помогает изменить нас и наше отношение к проблеме.
Не для кого ни секрет, что у всех есть свои страхи, комплексы, восприятие мира, которое исходит из воспитания и ценностей, вложенных или не вложенных родителями. Психолог же, как добрый фей, помогает научиться управлять собой, находить счастье в мелочах, наслаждаться жизнью в полной мере.
Довольно интересно, не правда ли? Вы еще думаете, куда податься? Любите общаться с людьми, умеете слушать их, получаете удовольствие, помогая другим? Почитайте книги и статьи о профессии психолога. Это увлекательно, престижно, предполагает приличную зарплату при условии, что вы станете хорошим специалистом.
Суть профессии психолога , мифы и реальность
Выбор будущей профессии – занятие чрезвычайно ответственное. Поэтому, изучите горы материала, чтобы последствия не оказались неожиданными, проверено на собственных ошибках.
Ведь как поступает большинство из нас в институт? Не туда, куда хочется, а там где престижно, где популярно, в реальности не представляя, что в дальнейшем придется делать. А потом сидят с дипломами экономистов-финансистов, понимая, что это совсем не то, что представлялось, чего хотелось.
Итак, давайте все же разберем простыми человеческими словами, что такое психолог как профессия. А сделаем это на сравнении мифов, которые создались в головах у людей и реальности, какова она есть.
- Миф первый: психолог все знает о человеческой душе, о человеке, от природы он наделен талантом и особенными способностями понимать людей и помогать.
Реальность такова, что психологу достаточно уважать каждого человека, любить людей, а умение слушать и слышать можно и нужно развивать. - Миф второй: психолог умеет управлять чувствами и мыслями других людей, он владеет секретными специальными техниками, способен влиять на поступки и мысли.
Реальность подтверждает – психолог действительно знает кое-какие техники, с помощью которых он может устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Да, недобросовестный психолог может использовать другого человека для манипуляции. Важно помнить, что любые знания можно использовать как во благо, так и во зло. Поэтому, следует очень осторожно выбирать психолога, желательно, по рекомендации тех, кому он помог. Что касается гипноза – это не есть область психологов, они им не владеют. - Миф третий: психолог знает себя досконально и контролирует в любых ситуациях.
Реальность: важно помнить, что психолог – это профессия, а человек такой же обычный, как мы с вами. Ему тоже присущи плохое настроение, болезни, депрессии и ошибки. Он просто умеет делать из них выводы и искать правильные пути решения, он понимает, что нужно менять не людей вокруг, а себя и свое отношение к проблеме. Психолог подготовлен к конфликтам, поэтому выглядит он увереннее, чем другие. - Миф четвертый: психолог куда умнее других, его миссия – направлять человечество на правильный путь, оказывать помощь советами.
Реальность говорит о том, что психологи бывают разные – умные и действительно стремящиеся помочь и те, которые за счет других осуществляют собственные амбиции. Роль учителя – большое искушение, не все его выдерживают.
Психолог не может навязывать свое мнение, считать, что он единственный знает правильный путь, уж тем более не позволительно тащить человека насильно, доказывая ему, что «я психолог, я точно знаю, как надо».
Для того, чтобы действительно осознанно выбрать психолога будущей профессией, спросите себя, для чего вам это нужно, какова цель? Если вы хотите лучше понять себя, достичь успеха и с легкостью получать желаемое – вовсе не обязательно быть психологом, хотя, конечно, это помогает. По статистике, четвертая часть психологов — депрессивные люди. Они пришли в психологию, чтобы помочь себе и другим.
Истинные цели и перспективы в профессии психолог, каковы они?
Выбирая разные профессии и профессии психолога в том числе, попробуйте отталкиваться от того, чтобы найти в них свой индивидуальный смысл, проявить все свои таланты и лучшие помыслы в профессиональной деятельности. Только в этом случае вы станете настоящим профессионалом.
Помните, что психолог – это навсегда, вы будете им везде, с кем бы, где бы не находились.
Профессия психолога предусматривает постоянное духовное развитие, поиск и самосовершенствование, а иначе, как вы сможете помочь другим?
Придется быть готовыми к тому, что все вокруг, даже родственники, будут ожидать вашей помощи, для людей вы будете тем, кто знает больше всех. Однако, если вы предполагаете наличие каких-то твердых правил и аксиом – в психологии их нет. Каждый человек и все души разные, то, что подошло одному человеку, может никоим образом не быть приемлемым для другого.
Если же вы любите узнавать каждый день что-то новое, постоянно развиваться, работать с людьми, помогать им обретать душевный покой и чувствуете в этом всем свое призвание, тогда психолог действительно ваша профессия.
Расскажите об этом друзьям в соц.сети!
Похожее
lady-wow.ru
Профессия психолог | Психология отношений
Профессия — Психолог
Конкурс на психологические факультеты держится на стабильно высоком уровне уже немало лет. Как не затеряться среди абитуриентов-конкурентов? Как понять, что психология — это действительно ваше призвание?
Психология многим кажется увлекательной и интересной наукой, которая имеет свои плюсы. Популярная психологическая литература иногда представляет психологию как своеобразный набор секретов и приемов, знание которых способно сделать человека успешным и счастливым. И, конечно, многие хотят влиять на окружающих.
А вот студенты-первокурсники часто бывают неприятно удивлены: курсы «Общая психология» и «Физиология высшей нервной деятельности» особой увлекательностью не отличаются, а главное — это довольно трудные дисциплины. Только на 4-5-м курсах у будущих психологов появляются практико-ориентированные предметы, более или менее близкие по содержанию к популярной литературе: «Психологическое консультирование», «Семейная психология» и т. п. Однако на экзаменах всё равно не получится «выехать» на житейском опыте. Психология — это серьезная, содержательная наука. А значит, если вы выбираете эту специальность в надежде на легкую учебу, вы неминуемо окажетесь разочарованы.
Еще одна распространенная мотивация для поступления на психфак — желание разобраться в себе.
Конечно, некоторые, поступив в вуз, чтобы решить свои проблемы, позднее всерьез заинтересовываются психологией именно как будущей профессией. Но всё же, если вы осознаете, что этот мотив выбора для вас ведущий, желательно выбрать другой путь.
Следующий популярный мотив — желание помогать людям. И профессия психолога действительно даст возможность реализовать этот мотив. Только нужно понимать: для того чтобы профессионально оказывать психологическую помощь, предстоит много работать над собой. Ведь основной инструмент психолога-консультанта, психотерапевта — его собственная личность. Причем обучения в вузе окажется недостаточно. Высшее профильное образование дает лишь необходимую базу, а для возможности стать психотерапевтом (именно так называются специалисты, профессионально оказывающие психологическую помощь) потребуется дополнительное обучение, довольно длительное и оканчивающееся процедурой сертификации; учиться предстоит и во время практики.
Необходимых качеств не так уж много; всё остальное — профессиональные навыки, которым и можно с большим или меньшим трудом овладеть. Сами психологи полагают, что профессионалам необходимы интерес и уважение к Человеку (да, именно с большой буквы). Им искренне интересно, как устроен внутренний мир человека, они искренне хотят разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек? Такой интерес мало поддается развитию: либо он есть, либо его нет. Другими словами: есть ли в вас человеколюбие, дружелюбны ли вы?
Еще одно важное качество — толерантность. Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные человеческие проявления без агрессии и раздражения. Такое качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но всё же, если оно уже есть как данность, будет проще.
Третье — это гибкость, открытость изменениям. Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.
Будущему психологу необходима и сенситивность, иначе говоря — чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Оно развиваемо, но и начальный уровень имеет значение.
Также важны умение ясно выражать свои мысли, умение слышать и понимать другого и умение управлять собственными эмоциями.
Наличие и степень развития у вас всех этих качеств вы можете оценить сами (кстати, это будет еще одной проверкой, ведь профессионал должен очень хорошо знать свои собственные возможности и ограничения). Также спросите мнения окружающих либо обратитесь к психологу для психодиагностики.
Частной практикой в чистом виде в нашей стране занимается не так много людей. Обычно это уже «раскрученные» профессионалы, имеющие обширную клиентуру. Порой студенты мечтают после обучения открыть собственный психологический кабинет. Увы, будучи никому не известными, они рискуют работать себе в убыток. Большинство психологов если и занимаются частной практикой, то только в дополнение к деятельности по основному месту работы.
Каким оно может быть? Прежде всего, стоит назвать сферу образования. Психологи работают в:
В основном они занимаются психодиагностикой — определением при помощи специальных методов способностей и личностных особенностей учащихся и воспитанников и выстраиванием индивидуального подхода к обучению на основании психологического портрета. Также они ведут коррекционную и развивающую работу — помогают детям справляться с теми или иными трудностями, формировать необходимые навыки и качества. При этом приходится много возиться с документами, что часто удивляет новичков. Психологические характеристики, отчеты, обработка диагностических данных — всё это составляет как минимум треть реального рабочего времени.
Психологов берут на работу и в кадровые службы организаций или, как их иначе называют, службы по персоналу либо HR-подразделения. В качестве менеджера по персоналу психолог также может выполнять целый ряд задач. Он подбирает персонал на основе оценки личностных и профессиональных качеств кандидатов, помогает новым сотрудникам адаптироваться к месту работы, проводит обучающие программы и тренинги, обеспечивает грамотную расстановку кадров на основе психодиагностики и оценки психологической совместимости специалистов и даже способствует развитию управленческих технологий. Всё это в итоге должно повысить эффективность работы предприятия.
Психологические знания и умения востребованы также в рекламе, в политике, в юриспруденции, в различных силовых ведомствах. Наконец, психолог может заниматься научными и прикладными исследованиями в своей области.
Основная трудность работы психолога в любой сфере — это риск эмоционального выгорания. Ведь психолог, так или иначе, включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.
Если, прочитав эту статью, вы только укрепились во мнении, что психология — это ваше, остается только пожелать вам удачи в постижении науки о человеческой душе.
Автор статьи: Евгения Лепешова, психолог
Профессия психолог
На сегодняшний день профессия психолога является одной из самых популярных. Работа психолога – это взаимоотношение со многими людьми, умение понять, выслушать, помочь в различных житейских ситуациях.
Помощь психолога в современном обществе становится более востребованной, а сама специальность — более престижной и высокооплачиваемой. Большая часть людей считает целесообразным обратиться в кризисной ситуации именно к квалифицированному специалисту.
Профессия психолога является очень интересной и творческой, требующей постоянного развития и совершенствования. Разнообразие различных профессий просто огромно, но не все включают в себя огромные душевные затраты и вложения, а также помощь в различных семейных конфликтах и различных кризисных ситуациях. Психологи — это люди, у которых профессия — помогать людям.
Существуя в мире уже более тысячи лет, психология считается старой наукой. Но некоторые современные философы уверены, что истинный пик развития этой науки еще впереди.
История профессии психолог берет свое начало еще во времена античности. Авторы того времени, не осознавая своих первых попыток в практике психологии, описывали человека как некую систему, говорили о его душе и разуме.
Прошло несколько столетий, прежде чем психология обрела статус науки. В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые обозначил ее как науку о душе. Однако учение об этой науке в том контексте, как мы понимаем его сегодня, психология получила от ученого Оттона Касмана.
В современном мире психология считается актуальной и востребованной профессией. Однако, чтобы стать хорошим психологом, необходимо получить высшее образование по этой специальности. Причем учиться нужно, глубоко вникая в каждую тему.
В большинстве случаев, поступая на факультет психологии, все, что знает первокурсник об этой специальности, это картинки из кино, где у психологов свой кабинет и секретарша, красивая кожаная кушетка, неплохой костюм и пациенты со сложными проблемами, которые психолог обязательно помогает решить.
Еще одну ошибку допускают абитуриенты, когда желая стать психотерапевтом, подают заявления на факультеты психологии. Нужно понимать, что существует весомая разница между профессиями психолога, психотерапевта и психиатра. Два последних понятия обозначают специальности врачей, следовательно, обучение студентов проходит в медицинских вузах.
К особенности профессии психолога принадлежит цель разобраться во внутреннем мире человека, исследовать его душевное состояние. Однако неверно думать, что овладев всеми тонкостями профессии, психолог может видеть человека насквозь. Это такой же миф, как и предположение, что психологическими способностями человек наделяется еще при рождении, будто это своего рода талант.
Психология относится к числу тех специальностей, поступая на которые нужно предварительно ознакомиться с азами и основными понятиями этой науки. Сегодня существует множество статей и научных пособий для этого. Кроме того, введение в профессию психолога можно найти в каждой библиотеке или книжном магазине.
Быть хорошим специалистом в данной области могут далеко не все, так, как психолог — знаток души человека. Очень важна безграничная любовь и уважение к людям, умение понимать характер каждой, даже самой неординарной личности.
Высококвалифицированный психолог не учитель и не советчик, но отличный помощник в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Его задача — научить клиента справляться с любыми проблемами, быть устойчивым к разным стрессам, которым он часто подвергается в современном обществе. Но главное задание психолога — сделать всё возможное, чтобы человек поверил в себя, воспринимал жизнь в ярких красках, достигал успеха во всех начинаниях.
Немногие знают, что по статистике, четвертая часть психологов и психотерапевтов, люди с депрессивной структурой характера, которые помогая другим, имеют возможность, в первую очередь помочь себе. Поэтому специальная подготовка психологов позволяет лучше узнать себя и адаптироваться в жизни.
Профессиональный опыт этих людей дает возможность намного глубже понять свой внутренний мир и осознать свою собственную жизнь. При том, что жизнь постоянно меняется, человек отдает себе отчет в том, что она меняется, благодаря ему самому. Из этого и вытекает первый минус, выбрав профессию психолога, этот человек становится им навсегда, и везде. Находясь дома, в кругу друзей, общаясь с любимым человеком, его не покидает чувство долга.
Применяя свои знания и опыт, всегда придет на помощь окружающим. При опросе психологов выяснилось, что у каждого свое мнение по поводу минусов и плюсов в своей работе. Естественно, что плюсы перевешивают, так как любой психолог привязан, и даже можно сказать, что влюблен в свою профессию.
Для некоторых это постоянный поиск, стремление к духовному развитию и росту. Не имея ничего из этого, что же тогда можно предложить человеку, нуждающемуся в профессиональной помощи.
Некоторые представляют психологов, чуть ли не сверхлюдьми, способными обладать особыми свойствами, даже, может суперспособностями, людьми, знающими ответы на все вопросы, и способными изменить судьбы людей. Такое отношение может возникнуть и со стороны близких людей. Например, в свой адрес они могут услышать «Ты же психолог, должен понять, помочь, выслушать»! Хотя, в первую очередь, они являются обыкновенными людьми, а потом уже психологами. Это будет второй минус, который существует в этой профессии.
Третий минус может проявляться в том, что психолог настолько глубоко проникается проблемами своих клиентов, переживает их кризисные ситуации, думает про них и на работе и дома, что просто перестает жить своей полноценной и интересной жизнью, стараясь оказать им любую поддержку.
Также эта статья поможет подготовить сочинение, доклад или презентацию о профессии.
Профессия психолог
Не следует путать психолога с психотерапевтом. Последний является врачом со всеми вытекающими последствиями — такими, как назначение лекарств и (хотя и не всегда) работа с душевнобольными людьми. Психолог же подобных полномочий не имеет.
Впрочем, люди с образованием психолога также нередко устраиваются в отделы кадров компаний, где занимаются подбором сотрудников и тренингами. При этом полезным оказывается знание делопроизводства. И лишь отдельные специалисты налаживают частную практику.
Есть и такие экзотические “подвиды” психологов, как юридические, криминологические и судебные. Все они так или иначе связаны со следственной, судебной и пенитенциарной системами. Или инженерные психологи — они вместе с инженерами проектируют машины и устройства, помогая сделать их удобнее и понятнее для пользователей.
Московская служба психологической помощи населению
Для хорошего психолога обучение не заканчивается и после окончания им университета. Вуз дает лишь минимум практических знаний и навыков. Чтобы иметь хорошую практику и стабильный доход, необходимо регулярно посещать семинары и тренинги.
Источники:
Профессия — Психолог
Все о профессии психолога. Кому имеет смысл идти учиться на психолога и какие нужны качества для освоения специальности. Чем занимаются психологи плюсы и минусы работы.
https://edunews.ru/professii/obzor/s-lyudmi/psiholog.html
Профессия психолог
На сегодняшний день профессия психолога является одной из самых популярных. Работа психолога – это взаимоотношение со многими людьми, умение понять, выслушать, помочь в различных житейских ситуациях. Помощь психолога в современном обществе становит…
http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/minusy-professii-psihologa
Профессия психолог
Основная задача психолога — оказание психологической помощи, что бы ни было причиной появления проблем: стресс после развода или конфликта, попадание в сложную жизненную ситуацию или даже жизненные перемены — например, рождение ребенка. Этот специалист также помогает людям находить общий язык с другими, определяет наличие психосоматических заболеваний и направляет клиентов, когда они чувствуют, что в отношениях с окружающим миром «что-то не то». Не следует путать психолога с психотерапевтом. Последний является врачом со всеми вытекающими последствиями — такими, как назначение лекарств и (хотя и не всегда) работа с душевнобольными людьми. Психолог же подобных полномочий не имеет.
https://www.ucheba.ru/prof/548
psiholog4you.ru
Профессия психолог
Профессия психолог — где учиться и кем может работать психолог?
Профессия психолог — где учиться и кем может работать психолог?
Профессия психолог — востребована ли профессия психолога в современном мире?
В век стремительно развивающихся технологий, есть вещи, которые остаются неизменными и самое главное — это стремление человека познать себя, свою сущность через призму взаимоотношений. Профессия психолог помогает разобраться и понять многие психические механизмы, паттерны и взглянуть на себя и других людей как в чем-то схожих, так и уникальных.
Многие люди путают психолога с психиатром, да в этих профессиях есть общие объединяющие моменты, но и различий существенно много. Профессия психолог это – помогающая специальность, относящаяся к разряду: «человек – человек». Психолог – эксперт, разбирающийся в тонких механизмах человеческой души, во взаимоотношениях и особенностях психотипа (разного вида классификаций), присущих каждому человеку. В рамках своей специальности, психолог – это тот, кто:
Профессия психолог, как и любая другая специальность имеет ряд требований и особенностей к человеку, который хочет стать экспертом в какой-либо области психологии. Существуют следующие критерии:
Врачеватели человеческих душ – так называют психологов. Востребованность профессии психолог всегда актуальна. Современное время с его перенасыщенностью информации и постоянно меняющимися условиями жизнедеятельности, на которые влияют: государство и предпринимаемые им законы, политическая обстановка в стране и во всем мире, СМИ с постоянно тревожными новостями – все это накладывает отпечаток на мышление и поведение человека. В условиях стресса, друзья и близкие не всегда могут помочь, а профессиональная помощь способна дать «второе дыхание» человеку.
Существует распространенное заблуждение, что психолог – это тот, кто раздает советы. И приходя на консультацию, человек ждет, что ему расскажут, как надо жить, дадут много подсказок и жизнь поменяется, как по мановению волшебной палочки. Это далеко не так. Профессиональный психолог, к разочарованию многих людей, не дает советов. В чем же тогда заключается профессия психолога? В профессиональном подходе к проблеме клиента. Характеристика профессии психолог предполагает, что личность психолога — это самый главный инструмент успешной терапии.
Качества, которыми должен обладать профессионал:
Профессия психолог, при всей многочисленности ответвлений имеет 3 официально-признанных подхода в деятельности. Психолог — направления профессии:
Человек, выбравший для себя эту специальность должен изучить основы профессии психолог и выработать понимание, что кроме положительных аспектов, у профессии есть и «темные» стороны, часто непредсказуемо всплывающие в разных ситуациях. Сознательный выбор в пользу психологии предполагает принятие негативных моментов, с которыми придется столкнуться, и знание как это преодолеть, чтобы профессия приносила моральное удовлетворение.
В психологию, в основном идут люди стремящиеся к самопознанию. Бывает и так, что человек принял решение избавиться от застарелых травм и комплексов и затем помочь в этом другим. Плюсы и достоинства профессии психолог:
Работать психологом — это не всегда позитивная отдача, и стойкий положительный результат. Работа в государственных учреждениях с социальной направленностью на неблагополучные семьи, служба в хосписах, детских домах – очень специфична, требует огромной самоотдачи и видение своей деятельности как миссии, но даже это не спасает от эмоционального выгорания, которое наступает быстрее, чем в других профессиях. Другие минусы специальности:
Актуальность профессии психолог, на сегодняшний день, признается государственными и частными учреждениями. Работодатели заинтересованы в высококвалифицированных сотрудниках, а люди, обращающиеся в психологические центры, нуждаются в помощи специалистов. Кем может работать психолог при всей многогранности профессии, ведь прикладных сфер для реализации много — выбор зависит от стремления сделать карьеру в определенном направлении.
Организации и производства:
«Психолог профессия будущего!» — верный постулат. Решение о специальности принято, и возникают вопросы организационного порядка: где учат профессии и какие дисциплины необходимы для поступления? ВУЗы выпускающие специалистов-психологов:
Профессия психолога — какие предметы сдавать в рамках ЕГЭ:
Источник:
Профессия психолог — где учиться и кем может работать психолог?
Профессия психолог — востребована ли профессия психолога в современном мире? В век стремительно развивающихся технологий, есть вещи, которые остаются…
http://domelochei.com/48856-professiya-psiholog-gde-uchitsya-i-kem-mozhet-rabotat-psiholog
Профессия психолог
На сегодняшний день профессия психолога является одной из самых популярных. Работа психолога – это взаимоотношение со многими людьми, умение понять, выслушать, помочь в различных житейских ситуациях.
Помощь психолога в современном обществе становится более востребованной, а сама специальность — более престижной и высокооплачиваемой. Большая часть людей считает целесообразным обратиться в кризисной ситуации именно к квалифицированному специалисту.
Профессия психолога является очень интересной и творческой, требующей постоянного развития и совершенствования. Разнообразие различных профессий просто огромно, но не все включают в себя огромные душевные затраты и вложения, а также помощь в различных семейных конфликтах и различных кризисных ситуациях. Психологи — это люди, у которых профессия — помогать людям.
Существуя в мире уже более тысячи лет, психология считается старой наукой. Но некоторые современные философы уверены, что истинный пик развития этой науки еще впереди.
История профессии психолог берет свое начало еще во времена античности. Авторы того времени, не осознавая своих первых попыток в практике психологии, описывали человека как некую систему, говорили о его душе и разуме.
Прошло несколько столетий, прежде чем психология обрела статус науки. В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые обозначил ее как науку о душе. Однако учение об этой науке в том контексте, как мы понимаем его сегодня, психология получила от ученого Оттона Касмана.
В современном мире психология считается актуальной и востребованной профессией. Однако, чтобы стать хорошим психологом, необходимо получить высшее образование по этой специальности. Причем учиться нужно, глубоко вникая в каждую тему.
В большинстве случаев, поступая на факультет психологии, все, что знает первокурсник об этой специальности, это картинки из кино, где у психологов свой кабинет и секретарша, красивая кожаная кушетка, неплохой костюм и пациенты со сложными проблемами, которые психолог обязательно помогает решить.
Еще одну ошибку допускают абитуриенты, когда желая стать психотерапевтом, подают заявления на факультеты психологии. Нужно понимать, что существует весомая разница между профессиями психолога, психотерапевта и психиатра. Два последних понятия обозначают специальности врачей, следовательно, обучение студентов проходит в медицинских вузах.
К особенности профессии психолога принадлежит цель разобраться во внутреннем мире человека, исследовать его душевное состояние. Однако неверно думать, что овладев всеми тонкостями профессии, психолог может видеть человека насквозь. Это такой же миф, как и предположение, что психологическими способностями человек наделяется еще при рождении, будто это своего рода талант.
Психология относится к числу тех специальностей, поступая на которые нужно предварительно ознакомиться с азами и основными понятиями этой науки. Сегодня существует множество статей и научных пособий для этого. Кроме того, введение в профессию психолога можно найти в каждой библиотеке или книжном магазине.
Быть хорошим специалистом в данной области могут далеко не все, так, как психолог — знаток души человека. Очень важна безграничная любовь и уважение к людям, умение понимать характер каждой, даже самой неординарной личности.
Высококвалифицированный психолог не учитель и не советчик, но отличный помощник в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Его задача — научить клиента справляться с любыми проблемами, быть устойчивым к разным стрессам, которым он часто подвергается в современном обществе. Но главное задание психолога — сделать всё возможное, чтобы человек поверил в себя, воспринимал жизнь в ярких красках, достигал успеха во всех начинаниях.
Немногие знают, что по статистике, четвертая часть психологов и психотерапевтов, люди с депрессивной структурой характера, которые помогая другим, имеют возможность, в первую очередь помочь себе. Поэтому специальная подготовка психологов позволяет лучше узнать себя и адаптироваться в жизни.
Профессиональный опыт этих людей дает возможность намного глубже понять свой внутренний мир и осознать свою собственную жизнь. При том, что жизнь постоянно меняется, человек отдает себе отчет в том, что она меняется, благодаря ему самому. Из этого и вытекает первый минус, выбрав профессию психолога, этот человек становится им навсегда, и везде. Находясь дома, в кругу друзей, общаясь с любимым человеком, его не покидает чувство долга.
Применяя свои знания и опыт, всегда придет на помощь окружающим. При опросе психологов выяснилось, что у каждого свое мнение по поводу минусов и плюсов в своей работе. Естественно, что плюсы перевешивают, так как любой психолог привязан, и даже можно сказать, что влюблен в свою профессию.
Для некоторых это постоянный поиск, стремление к духовному развитию и росту. Не имея ничего из этого, что же тогда можно предложить человеку, нуждающемуся в профессиональной помощи.
Некоторые представляют психологов, чуть ли не сверхлюдьми, способными обладать особыми свойствами, даже, может суперспособностями, людьми, знающими ответы на все вопросы, и способными изменить судьбы людей. Такое отношение может возникнуть и со стороны близких людей. Например, в свой адрес они могут услышать «Ты же психолог, должен понять, помочь, выслушать»! Хотя, в первую очередь, они являются обыкновенными людьми, а потом уже психологами. Это будет второй минус, который существует в этой профессии.
Третий минус может проявляться в том, что психолог настолько глубоко проникается проблемами своих клиентов, переживает их кризисные ситуации, думает про них и на работе и дома, что просто перестает жить своей полноценной и интересной жизнью, стараясь оказать им любую поддержку.
Также эта статья поможет подготовить сочинение, доклад или презентацию о профессии.
Источник:
Профессия психолог
На сегодняшний день профессия психолога является одной из самых популярных. Работа психолога – это взаимоотношение со многими людьми, умение понять, выслушать, помочь в различных житейских ситуациях. Помощь психолога в современном обществе становит…
http://proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/minusy-professii-psihologa
psihologvsem.ru
Помогающие профессии, как не сгореть на работе
Целью помогающих профессий является принесение пользы обществу и конкретным его представителям. Поэтому специалисты профессий данной категории добровольно оказывают (либо при необходимости готовы оказать) помощь в независимости от её характера любому обратившемуся человеку. Иными словами, они совершают просоциально мотивированные действия. По определению Я. Рейковского, это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» [6].
Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым [3], профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и регулярное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к системе «человек-человек», то есть, к группе профессий социального типа (классификация Дж. Голланда). Основными сферами деятельности данного профессионального типа чаще всего являются сфера образования (учитель, воспитатель, тренер, гувернер и т.д.), сфера медицинского обслуживания (врач, медицинская сестра и т.д.), сфера правовой защиты (юрист, участковый инспектор и т.д.), сфера бытового обслуживания (официант, продавец, парикмахер и т.д.). Кроме того, существуют отдельные сферы деятельности, которые также можно отнести к «помогающим профессиям», так как они связаны с оказанием помощи человеку и группам людей (психолог, логопед, дефектолог и т.д.).
Неудивительно, что люди, работающие в данной категории профессий больше всего подвержены синдрому эмоционального выгорания (СЭВ), поскольку инструментом работы здесь является непосредственно личность самого специалиста, свойства его характера, его способности. Кроме того, условия деятельности «помогающих профессий», по терминологии Е.А. Климова, связаны с повышенной моральной ответственностью.
В современной литературе нет чёткого определения СЭВ: каждый автор в своей интерпретации делает акцент на более важном для него аспекте. Наиболее точно, на мой взгляд, суть данного явления отражает определение, сформулированное врачом-психотерапевтом, международным тренером по позитивной психотерапии, преподавателем Международной Академии Позитивной Психотерапии и транскультуральной семейной терапии, П.А. Фроловым: «Синдром эмоционального выгорания – собирательное название эмоциональных и поведенческих реакций, возникающих в ответ на нерациональную организацию деятельности и заключающееся в переменах в эмоциональной вовлеченности профессиональной деятельности».
Действительно, работа с людьми почти всегда требует личной заинтересованности специалиста, его полного погружения в деятельность. В этом случае часто могут нарушаться эмоциональные и временные границы специалиста как по собственному желанию, так и по запросу работодателя. При этом специалист не имеет возможности восстановить потерянные ресурсы из-за постоянно возникающих «интересных случаев» и «производственной необходимости». Таким образом, постепенно и последовательно специалист проходит все стадии СЭВ.
Всего существует три стадии синдрома эмоционального выгорания:
Первая – стадия напряжения. Находясь на данной стадии, человек становится тревожным, раздражительным, постоянно чувствует себя утомлённым, быстро истощается, эмоциональное напряжение растёт с каждым следующим рабочим днём и к концу трудовой недели доходит до своего предела. При этом человек часто думает о работе в своё свободное время и в выходные дни, берёт работу на дом.
Как правило, большинство людей относит появившиеся симптомы к сложившемуся ритму жизни. Безусловно, в организациях иногда бывают периоды повышенной загруженности, например, сдача отчётов, аттестация и т.д. Однако длятся они короткое время, и, если работник умеет правильно распределять рабочие часы, организм успевает восстановиться и войти в нормальное русло.
Если же человек не замечает признаков стадии напряжения и находится в ней длительное время, то постепенно он переходит во вторую стадию – стадию сопротивления (резистентности).
Стадия резистентности отличается тем, что у работника снижается эмоциональная вовлеченность в работу. Кроме того,она оказывает влияние на профессиональное мировоззрение человека, ощущение себя, как профессионала. В позитивной психотерапии существует модель формирования личности (концепции «Я», «Ты», «Мы» и «Пра-Мы»), которая помогает нам понять, как человек относится к самому себе и окружающему его миру, как взаимодействует с ним. Перенеся данную модель в сферу деятельности, можно понять, каково профессиональное мировоззрение данного человека. Данная модель выглядит следующим образом.
«Я»-концепция отражает отношение индивида к самому себе как к профессионалу. При нахождении человека в резистентной стадии СЭВ наблюдается невысокая оценка своего труда, а привычка работника полагаться на старый опыт не даёт возможности видеть перспективы своей деятельности, пропадает творческое мышление, специалист отказывается брать на себя ответственность за результаты своей работы.
«Ты»-концепция отражает отношение профессионала к клиентам и к коллегам по работе. Стадия сопротивления СЭВ проявляется в постоянном нахождении работника в состоянии профессионального цинизма, отсутствия включённости в проблемы и эмоциональное состояние клиента (воспитанника, ученика и т.д.). Человек негативно относится к своим клиентам, неосознанно проявляя по отношению к ним свою агрессию, при этом испытывая облегчение, когда клиент не приходит. Специалист может опаздывать на встречу с клиентами, позволить себе обсуждать их со своими коллегами без наличия на то согласия самих клиентов, при этом иметь негативное отношение к большинству из них. Однако специалист может испытывать чувство вины в случае, если осознает, что им была проявлена агрессия по отношению к обратившемуся за помощью. Вместе с тем, такой профессионал испытывает ревность к успехам своих коллег и позволяет себе нарушать корпоративную этику, давая недопустимые оценки своим коллегам при общении с клиентами.
«Мы»-концепция отражает отношение работника к рабочему коллективу. Становится всё более заметным снижение качества работы специалиста, подверженного СЭВ в стадии резистентности, его частые опоздания и ранние уходы с работы. В процессе работы специалист всё больше времени тратит на перерывы, как бы саботируя её, но при этом постоянно ощущая нехватку времени на выполнение своих непосредственных обязанностей. Появляется ощущение, что работник настроен против организации, что он постоянно с ней конфронтирует. В этот период СЭВ со стороны сотрудников возможны интриги на рабочем месте, организация коалиций против кого-то, чаще всего, против более успешных коллег.
«Пра-мы»-концепция отражает отношение работника к значимости собственной деятельности, к тому, насколько она осмысленна и ценна. В стадии сопротивления специалист утрачивает смысл собственной деятельности, он не способен оценить плоды своей работы, из-за чего ему сложно строить планы на будущее, связанные с карьерным ростом или повышением квалификации. Кроме того, единственным мотивом для сохранения места работы является материальное вознаграждение за труд.
Третья стадия синдрома эмоционального выгорания называется истощение. Она отличается оскудением психологических ресурсов специалиста, появляются психосоматические расстройства (человек начинает часто болеть как простудными заболеваниями, так и заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.). Наряду с подобными симптомами у человека появляются невротические расстройства в виде депрессии, фобий и др. В данный период индивид подвержен различным видам зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и др.).
Синдром эмоционального выгорания можно получить двумя способами: во-первых, благодаря самостоятельной организации невыносимых условий работы, во-вторых, в связи с жёсткой и неразумной политикой руководства предприятия.
Как это не удивительно, но работник в силах самостоятельно довести свою психику до состояния эмоциональной истощённости, он будет проходить все выше описанные стадии одну за одной, если в процессе своей деятельности начнёт организовывать формальные отношения с обратившимися, не сможет соблюдать границы в отношениях с клиентами и коллегами, играть взаимоисключающие роли в общении с ними, станет проявлять чрезмерную активность в труде (либо, наоборот, быть малоактивным), не пытаясь оценить реальные свои возможности и ограничения. Не будет иметь чётких представлений о критериях оценивания своей работы и не станет обсуждать их со своим руководством, а значит, не будет иметь возможности оценивания себя как профессионала.
Помимо внутренних причин появления синдрома профессионального выгорания существуют и внешние, которые чаще всего зависят от построения взаимоотношений руководства компании со специалистами. Нередкое явление – выбор руководителями различных учреждений авторитарного стиля руководства, который проявляется в отсутствии интереса к новым предложениям сотрудников. Также имеет место быть прилюдная жёсткая критика с угрозами и частыми наказаниями при редких поощрениях, поддержание в сотрудниках страха и чувства вины. Кроме того, компания не доверяет своим сотрудникам, делает их объектами манипуляции, разделяя на группы, проявляя в своих требованиях непоследовательность, хаотичность, выходя за границы должностной инструкции, отказывает сотрудникам в признании их положительных черт, достоинств.
Что же делать, если вы заметили себя находящимся на одной из стадии СЭВ?
Весьма ценным ресурсом для специалиста является профессиональное сообщество, поэтому специалистам необходимо посещать различные профессиональные мероприятия, иметь возможность открыто обсуждать как положительные, так и отрицательные моменты профессиональной деятельности.
Кроме регулярного общения с коллегами, для профилактики СЭВ необходимо обладать навыками стресс-менеджмента. Очень важно уметь осознавать, дифференцировать свои и чужие эмоции, владеть приёмами расслабления, понимать свои потребности, ощущать собственную значимость.
Поддержать понимание собственной значимости как профессионала помогает постоянное самообразование, повышение квалификации, проявление интереса к появлению новых технологий, методов и приёмов работы в профессиональной среде.
На самом деле, «помогающие профессии» привлекательны своими разнообразными возможностями в общении с людьми и порой могут занимать внушительную часть жизни специалиста. Тем не менее, во всём нужен баланс, и каждая сфера жизни должна быть примерно одинаково наполнена вашим вниманием. Кроме сферы деятельности, в которой мы стараемся достигать значительных результатов, существует сфера тела, которая, заботясь о которой, мы обеспечиваем себя ресурсом физического тела, сфера контактов даёт нам эмоциональную поддержку друзей и близких, сфера фантазий помогает предать смысл нашему существованию, строить планы на жизнь. Поэтому так важна гармонизация всех четырёх сфер в жизни человека.
Бесспорно то, что забота о себе является профессиональным навыком для работника помогающей профессии, так как предметом труда данных специалистов является непосредственно личность этих специалистов, которая должна быть здоровой и готовой к работе, как острый топор дровосека готов рубить лес.
Список литературы
- Гончаров М.А. Операционализация конфликтов в Позитивной Психотерапии. – Хабаровск. ООО «ОМЕГА-ПРЕСС», 2013г.
- Климов, Е.А. Психология профессионала. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
- Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007 г.
- Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1996. — 464 с.;
- Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.14. – 1981. – №1. – С. 14-22.
www.all-psy.com
Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Лаборатория психологии профессий и конфликта, Кафедра психологии труда и инженерной психологии «Психология как профессия»Редакционная коллегия: Базаров Т.Ю., Иванова Е.М., Климов Е.А. (отв. ред), Кузнецова А.С., Носкова О.Г. (отв. ред). ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
Раздел 2. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Раздел 3. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПредисловиеПредлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности. Тексты не обязательно читать все подряд, можно и, полагаем, небесполезно «выспрашивать» методом выборочного чтения. Кроме того, к данным материалам не нужно относиться как к священной окаменелости. «Все течет, все изменяется» — замечено еще в древности. Некоторые детали упоминаемых здесь перечней учебных дисциплин, содержания образования могут со временем изменяться. Могут преобразоваться и разновидности мест и форм занятости специалистов, условия работы и подобное. Но основные цели и содержание работы психологов, особенности их побуждений, осведомленности, умелости, возможных затруднений — это все же реальности вполне определенные, относительно стабильные. Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда. Проведенная студентами многотрудная работа фактически вносит вклад и в научную картину мира профессий. Дело в том, что множество трудовых постов психологов пока еще не определилось, по крайней мере, в нашей стране. Если, положим, будущий зооинженер, инженер-строитель, учитель, программист, концертный исполнитель имеют возможность относительно твердо знать о том, где, что и как они должны и будут делать, то о психологах этого пока не скажешь. Есть даже сребролюбивые люди, не имеющие подчас специального образования, но поименовавшие себя психологами и занимающиеся «снятием порчи», «снятием сглаза» и пр. в расчете на доверчивых людей. Поэтому основанное на фактах представление о деятельности истинных психологов имеет и важное общественное значение. Статьи сборника взаимно дополняют одна другую. И редколлегия не «причесывала» их под один шаблон. Иногда авторы текстов говорят об «особости» психологии. У представителей других профессий это может вызвать улыбку. Каждая профессия в своем роде «особая». Пусть эта улыбка будет снисходительной, поскольку указанное мнение авторов продиктовано их любовью к своему делу. Е.А. Климов Поделитесь с Вашими друзьями: |
dogmon.org
Психология как профессия | Distanz.ru – сетевая система обучения
Здравствуйте, уважаемые Студенты. Меня зовут Джалагания Этери Шотовна.
Предлагаю Вам войти в мир профессиональной психологии, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или, по крайней мере, о которой размышляете.
Перефразируя слова классика психологии швейцарца Карла Юнга, психолог… для того, с кем он работает, может быть уподоблен проводнику на незнакомой местности — не столько потому, что он лучше знает местность, сколько потому, что он представляет, как на ней ориентироваться. Постараюсь быть таковой для Вас.
Как показывает практика, многие студенты–первокурсники представляют себе профессиональную психологию весьма приблизительно, основываясь на своего рода мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами или высказываниями психологов-популяризаторов. Остановимся на некоторых из этих мифах немного подробнее. Это важно, ибо выбор профессии — один из серьезнейших жизненных выборов; его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны.
Итак — мифы о психологии и психологах.
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Вообще говоря, за каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки. Посмотрим на эти мифы внимательнее. Итак:
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
Действительно, термин «психология» означает «наука о душе», «учение о душе» или, если угодно, «душеведение». Однако никакое абсолютно полное знание о душе (как, впрочем, и о других объектах) принципиально невозможно — возможно лишь движение к этому знанию; между тем душа, которую — в отличие от объектов и явлений природы — невозможно непосредственно увидеть, пощупать, измерить, оказывается особо сложным объектом для изучения, настолько, что Альберт Эйнштейн восклицал: «Теоретическая физика — это детская игра по сравнению с тайнами психики!». Другими словами: «Господи, насколько психология сложнее физики!».
Да, знания, накопленные психологией, богаты и многообразны, но далеко не исчерпывающи и часто противоречивы. В дальнейшем Вы убедитесь, что существует множество психологических теорий (если хотите — много психологии), и потому не нужно ждать от обучения психологии «истины в последней инстанции». Вас неизбежно ждут сомнения и поиск, что, согласитесь, совсем неплохо, если стремиться не к пассивному усвоению, а к творческому развитию.
Что касается всепроницательности психолога — не стоит ее преувеличивать. Однако многое он действительно может видеть лучше, чем большая часть тех, кто психологией не занимается — поскольку психолог специально об этом размышляет, это исследует и с этим работает; о чем–то может лучше рассказать — поскольку «знает психологические слова», с помощью которых можно обозначить те или иные события, относящиеся к миру психических явлений.
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
Вообще говоря, вопрос о том, кто чем наделен от природы, а что приобретается в течение жизни—сложный. Мы можем говорить о природном (врожденном) компоненте многих индивидуальных особенностей человека, например, о свойствах нервной системы, непосредственно проявляющихся в быстроте движений, утомляемости и др. Однако говорить однозначно о природных основах способности к содержательному общению и сопереживанию как минимум затруднительно. Во всяком случае, среди практических психологов — в том числе выдающихся, признанных на мировом уровне — люди самые разнообразные по своим «природным данным». Другой разговор, что практическому психологу действительно важно обладать определенными способностями, о чем речь пойдет в соответствующем разделе. Способности к общению и пониманию других можно и нужно развивать, и не только в психологе (для чего, кстати, существуют соответствующие психологические методы).
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
Действительно, практический психолог владеет некоторыми способами влияния на поведение других . В психологии наработаны определенные способы, позволяющие создать ситуацию доверия и доброжелательности, смягчения конфликтов; вместе с тем опасения по поводу манипулятивных возможностей психологов, владеющих определенными знаниями о закономерностях поведения, также имеют свои основания — любое знание может быть обращено и во благо, и во вред. Само по себе управление поведением — не самоцель. Страшный вариант, когда психолог упивается властью над другим.
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
Знать себя «до конца» невозможно. Человек, утверждающий, что познал себя полностью, заблуждается или делает вид. Но стремление к самопознанию, стремление дойти «до оснований, до корней, до сердцевины» для психологов действительно часто характерно (но, заметим, не для всех психологов и не только для психологов). Во всяком случае, часто говорят, что практический психолог должен быть личностно проработан, то есть должен знать собственные стремления, ценности, слабости и т. д., дабы в работе с другим человеком не решать, сам того не ведая, свои неосознаваемые проблемы, а именно помогать другому (клиенту).
Вспомните фильм «Сталкер» Андрея Тарковского (кстати, настоятельно советую посмотреть его всем настоящим или будущим психологам, кто этого не сделал): Зона выполняет желания — но не декларируемые, а только истинные, и один из героев — Писатель — не делает решающего шага, ибо понимает, что не знает, чего хочет на самом деле.
Точно так же психолог, не признающийся себе в тех своих стремлениях, которые считает недостойными (например, в скрытой потребности во власти), будет, сам того не замечая, стремиться их удовлетворять, а жертвой окажется клиент. Что же касается владения собой в любой ситуации — это тоже из области «сверхчеловечества»; правда, однако, что в психологии разработаны некоторые методы саморегуляции, и владеющий ими (не обязательно психолог) действительно ведет себя увереннее в сложных ситуациях.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Как и среди остальных людей, среди психологов бывают мудрые и не слишком, но речь не об этом. Речь о еще одном искушении «сверхчеловечеством» — искушение ролью Великого Учителя, мессии, пастыря, гуру. Психолог — не священник и не имеет права говорить от Божьего имени; он не вправе навязывать свой путь и свое мировидение, он может лишь постараться помочь другому увидеть собственный его путь или его возможность.
Надеюсь я немного пролила свет на истинные причины вашего профессионального выбора))).
Несколько предварительных слов относительно психологии
Сначала — о самом термине.
Понятие «психология» возникло на рубеже XVI—XVII веков; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » (душа) и « logos» (учение, знание, наука). В научно–философский (а не богословский) язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод — «наука о душе». Понятие «наука» предполагает не только глубокое размышление и систематическое изложение мысли, но и особую исследовательскую деятельность, построенную на основе специальных методов.
Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание (а сознание — как то, что человек непосредственно осознает). Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе — первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) — стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.
В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики — в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности, то есть появилась прикладная психология, преследующая не только познавательные цели, но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности. В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию — при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.
Академическая психология, прикладная психология и психологическая практика, развивающиеся уже, как видите, на протяжении столетия или более, составляют три основные (теснейшим образом между собой связанные) сферы, в которых может быть занят психолог–профессионал.
Для начала полезно разобраться, что вообще считается «профессией». Известный психолог Е. А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия»
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни.
2. Профессия как область приложения сил. Вся история психологии— это непрекращающаяся попытки понять, что же такое душа («психика»), и как ее лучше исследовать и развивать.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profited — «говорить публично».
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (в нашем случае — самим психологом). Именно благодаря конкретным психологам психология развивается как наука и практика.
Помимо понятия «профессия» полезно разобраться с другими близкими понятиями. В частности, понятие «специальность» — это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т. п. Еще более конкретным понятием является «должность» или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций.
Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняется как ее место в системе профессий, так и требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыскательским, психодиагноста — к гностическим, а психолога-консультанта — к преобразующим. По условиям труда психолог-теоретик может быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-прикладник — к профессиям, связанным с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. При всем многообразии психологических специальностей (особенно для психолога-практика) общим для них является то, что все они:
- требуют высококвалифицированного труда, длительной подготовки;
- относятся к группе профессий «человек — человек»;
- основными средствами в них выступают функциональные средства труда;
- предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как
рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к людям и др.
Как известно, многие люди считают себя «неплохими психологами»: они ведь общаются, решают какие–то вопросы, «понимают» друг друга и т. п. «Житейская психология» имеет полное право на существование и даже настоящие психологи (психологи–профессионалы) в немалой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все–таки различают психологию научную и психологию житейскую. Ю. Б. Гиппенрейтер[5] выделяет следующие такие различия:
1. Житейские знания конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а научная психология стремится к обобщенному знанию, основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей.
2. Житейские знания больше носят интуитивный характер, а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию.
3. Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т. п.), а научные знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах и т. п.).
4. В житейской психологии получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий. В научной психологии новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах, а также в особых формах научного мышления и воображения (то, что называют «воображаемым экспериментом»).
5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступном ни одному носителю житейской психологии. Особая характеристика научного знания — его системность и упорядоченность, что позволяет каждому психологу–профессионалу ориентироваться во всем многообразии этого знания.
Но при этом, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, нельзя говорить, что научная психология непременно «лучше» житейской, так как на самом деле они взаимодополняют друг друга.
Однако, условно можно выделить принципиальные отличия психолога–профессионала от «психолога–любителя»:
1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное — систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.
Например, он накупил себе множество книг и даже прочитал их, но он часто не имеет общей картины, хотя может «красоваться» в каких–нибудь компаниях познаниями, своей «эрудицией».
2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Получается ситуация, когда знания «вроде бы и есть», но «помочь они никак не могут»…
Чем–то это напоминает ситуацию с теми молодыми ребятами («качками»), которые считают, что для жизненного успеха важно «накачать свои мускулы», а там «видно будет», но в итоге получается, что «сила без ума» так и оставляет этих ребят, в лучшем случае, «телохранителями».
3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств — методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели — научной, диагностической, формирующей.
Например, по природе «скучный» и «неяркий» психолог должен «произвести впечатление» на какую–то аудиторию, то есть установить с ней эмоционально–доверительный контакт или попросту «понравиться» этой аудитории. Имеющихся талантов и способностей у него для этого явно недостаточно, и тогда он выбирают какую–то интересную игровую процедуру, интригующее упражнение или рассказывает какую–то интересную историю (преподаватели называют их «байками»), после чего аудитория может даже сказать о таком психологе: «Какой он интересный (веселый, обаятельный и т. п.)».
4. Особая ответственность психолога–профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя» (и многим людям это нравится, так как снимает ответственность с них самих), то задача профессионала более сложная — постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов (и не всем это нравится, что значительно затрудняет работу настоящего психолога).
5. Психолог–профессионал поддерживает связь со своими коллегами, а также — с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т. п. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий. Естественно, всего этого лишен психолог — «любитель».
6. Наличие у психолога–профессионала документа о психологическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально, но для большинства клиентов очень небезразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «не настоящий»… Кроме того, в большинстве случаев получение диплома все–таки предполагает определенные усилия от студента и совсем уж «даром» редко кому достается, то есть диплом служит знаком профессионализма.
7. Особый профессиональный такт и следование профессионально–этическим нормам у психолога–профессионала. Еще древние говорили: «Важно не просто накормить голодного рыбой, важно самого его научить ловить рыбу»,
8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога–профессионала. Опыт показывает, что лучшим условием подлинного профессионального саморазвития является увлеченность какой–то идеей. И тогда обнаруживаются настоящие «чудеса»: книга, которую раньше не мог прочитать в течение двух–трех месяцев, «вдруг» осваивается буквально за один–два вечера.
9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога–специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически. А психолог–профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя, и не допустить «синдром выгорания».
10. Важная характеристика психолога–профессионала — осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим на то, чтобы считаться психологическими, но при этом таковыми не являющимися. Речь идет об астрологии, хиромантии, экстрасенсорики и подобном. Мы говорим не о том, что эти направления недостойны внимания психолога; напротив, знать основы этих подходов нужно — хотя бы потому, что они составляют значительную часть современной мифологии и часто входят в индивидуальные представления и язык клиентов. Но вместе с тем, профессиональная психология, должна удерживать свой предмет и научные критерии анализа.
Естественно, в полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога–профессионала могут далеко не все реально работающие психологи–специалисты. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога.
Иногда необходимо задумываться о своем труде. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала–психолога.
Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». При этом специалист и сам продолжает свое развитие, поскольку, объясняя что–то другим, он начинает лучше в этом разбираться — вот такой «парадокс».
В заключение можно сказать, что профессия психолог — это больше, чем профессия. Это призвание!
Теперь рассмотрим вопрос: «Что же такое профессиональная деятельность психолога? Какой продукт он выпускает и как оценить его работу?»
Социальный заказ, т.е. потребность на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической —учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.
Однако все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов–психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.
Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах–имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.
В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:
Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).
Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.
По Г. С. Абрамовой (1994), можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, отраженные в таблице:
Таблица 1 Задачи взаимодействия клиента и психолога
Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.
До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности всех направлений деятельности практического психолога.
Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности практического психолога в отдельности.
Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г. С. Абрамовой, «эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки» (1994. С. 70). По–видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.
Традиционный способ подтверждения результативности индивидуальной психокоррекции состоит в реализации следующей экспериментальной схемы.
В случае групповой психокоррекции в указанную схему добавляется такой компонент, как проведение начального и конечного замеров в контрольной группе.
При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапии можно указать следующие важнейшие показатели (Абрамова Г. С, 1994):
1) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
2) объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;
3) устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.
Вместе с тем пока так и осталась непреодоленной сложность оценки эффективности психотерапии, связанная с разницей взглядов психотерапевтов на то, что собственно считать психотерапевтическим эффектом.
Существуют точки зрения, согласно которым успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому (а также психокоррекционному и психодиагностическому) инструментарию, при этом личностные характеристики психолога считаются чем–то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента.
Гуманистическая позиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954;Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:
• концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
• открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
• эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
• аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
• энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
• уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
• уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
• богатое воображение, интуиция;
• высокий уровень интеллекта.
К. Рудестам пишет о психологе: он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний возрастает надежность интуиции. С другой стороны концептуальные рамки, метод осмысления психологом наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции.» (1993. С. 50).
Но как измерить эти личностные качества в одном специалисте? Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов и, таким образом, вроде бы и получается «личностный профиль специалиста». Но как измерить в баллах способность к творчеству, любовь к людям, порядочность, профессиональную и человеческую совесть? А ведь все это является нередко более важными составляющими профессионального успеха психолога, чем его знания и владение методиками.
Чтобы хоть как–то выйти из тупиковой ситуации, специалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противопоказания для работы в качестве психолога. Такими противопоказаниями для психолога могут быть:
1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что.., к сожалению.
2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками.
3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе.
4. Применительно к будущему студенту–психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, пассивность.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург: Изд–во УГП–ПИ, 1997.
2. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — М.: Изд–во МГУ, 1983.
3. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.
5. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека. — М.: «Ось–89», 1997.
6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
www.distanz.ru