Главная
- Главная
Главная
24 ноября 2022 | Автор Administrator |
18 ноября в центре повышения квалификации завершился муниципальный этап всероссийского конкурса педагогического мастерства “Педагогический дебют 2022”
В конкурсе приняли участие 18 молодых профессионалов: 11 педагогов школ, 6 воспитателей детских садов и 1 педагог дополнительного образования!
Железнодорожный образовательный центр города Кирова представляла учитель биологии и географии Ефремова Мария Николаевна!
Мария Николаевна достойно прошла все испытания от визитной карточки до открытого занятия с учениками другой школы.
Мария Николаевна, поздравляем Вас ещё с одним уверенным шагом к вершине педагогического мастерства!
Для нас Вы самая лучшая!
Подробнее …
24 ноября 2022 | Автор Administrator |
Вчера наши юные железнодорожники 3-4 классов ненадолго превратились в поваров вагона-ресторана поезда дальнего следования “Москва -Владивосток”. Им предстояло разработать меню для пассажиров. Вот уж напридумывали наши юные поварята!
Ребята разработали детское меню, меню для пассажиров-спортсменов, меню для вегетарианцев…Идей было множество!!! А кульминацией праздника стала лепка и презентация КЛАССНЫХ вареников, как одного из любимых блюд пассажиров и самих ребят!!! Среди них были и самые яркие вареники, и самые оригинальные, и,конечно же самые фирменные!!! Ух и здорово же мы провели время!!!
Вареники были ооооочень вкусными!!!
Подробнее …
21 ноября 2022 | Автор Administrator |
Юные железнодорожники проектного клуба “От идеи до проекта”с октября идут уверенными шагами к осуществлению своих проектов. Что сделать с идей, чтобы она переросла в масштабный проект?
- Записать свою идею в заметки, чтобы точно её не забыть. А лучше зафиксировать сразу несколько идей, чтобы был выбор.
- Записаться в команду “От идеи до проекта”. Руководитель Третьякова Вероника Владимировна.
- Посещать все занятия, принимать участие в мероприятиях бюро.
Участники проектного бюро “От идеи до проекта” уже определились с основными идеями своих будущих проектов!
Впереди у юных железнодорожников самое интересное – реализация и плодотворная работа.
Посмотрите, как увлечены ребята!
Подробнее …
20 ноября 2022 | Автор Administrator |
Эти слова сегодня звучали во всех классах Центра на занятиях “Разговоры о важном”. Вместе с педагогами ребята много говорили о нашей Родине, народах, населяющих Россию и её природе. Конечно, каждое занятие традиционно начинается с гимна РФ и поднятия государственного флага.
Ребята уже с нетерпением ждут следующего понедельника, чтобы узнать как можно больше о нашей стране!
Подробнее . ..
13 ноября 2022 | Автор Administrator |
Для юных железнодорожников 5А класса продолжаются практические занятия!
С первых учебных дней пятиклассники окунулись в мир железнодорожных профессий. А сегодня ребята впервые побывали на профориентационном занятии в Кировской дистанции пути. В цехе дефектоскопии школьники познакомились с профессией оператора дефектоскопной тележки и попробовали найти дефекты в рельсах на тренировочном полигоне.
Работники Кировской дистанции пути рассказали ребятам о современных видах скреплений, диагностическом оборудовании и инструментах, используемых в ежедневной работе.
Подробнее …
13 ноября 2022 | Автор Administrator |
По просьбе родителей мы расширяем сеть платных образовательных услуг!
Ученики первых классов, вы на связи? Специально для вас у нас отличное предложение! Запись через классного руководителя.
Организационное родительское собрание 17 ноября в 18.00.
Подробнее …
13 ноября 2022 | Автор Administrator |
Театр – это место, где царит игра, где персонажи сказок обретают голос и выходят со страниц книжек или из мультфильмов на сцену. Как не полюбить чудесное место, где сказка становится почти реальностью? Мы приглашаем Вас окунуться в волшебный мир героев сказок!
Если ты давно хотел попробовать себя в роли актера, участвовать в постановках и театрализованных представлениях, то ждём тебя на театральном кружке!
Первое занятие уже скоро!!!
Когда? Суббота, 12 ноября
Начало? 11.00
Для кого? 3-6 классы
Руководитель? Светлана Владимировна Шорикова.
Набор в театральный кружок открыт!!! Приходи!!!
Подробнее …
13 ноября 2022 | Автор Administrator |
Уважаемые родители и учащиеся! КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» в рамках инновационного проекта «Образование будущего» проводит исследование по изучению спроса детей и родителей г.
С этой целью предлагаем вам ответит на несколько вопросов.
Анкета для родителей дошкольников 5-6 лет:
https://forms.yandex.ru/cloud/6369f685c769f196b3a81f17/
Анкета для родителей школьников 7-13 лет:
https://forms.yandex.ru/cloud/636a1232c417f37903f70ef7/
Анкета для школьников 14-16 лет:
https://forms.yandex.ru/cloud/636a458c90fa7baacce48bdf/
Подробнее …
07 ноября 2022 | Автор Administrator |
Каникулы – это время отдыха! Время выспаться, погулять с друзьями, провести время с семьей.
А ещё можно отлично провести время со своими одноклассниками и любимым классным руководителем! Смотрите, как круто провели эти каникулы наши дети!
Подробнее .. .
03 ноября 2022 | Автор Administrator |
3 ноября в 10:00 по Московскому времени стартует просветительский марафон «Знание о героях»!
В столичной студии, в арт-центре «Ветошный», военные, волонтёры, спортсмены, путешественники, журналисты, врачи и другие выдающиеся профессионалы расскажут о подвигах современных героев России и их героизме, любви к Родине, мужестве и силе духа.
Подключайтесь к прямому эфиру в нашей группе или на официальном сайте Российского общества «Знание».
https://vk.com/video-135454514_456243012
Подробнее …
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39 г.Киров
Сегодня Школа №39 города Кирова – лидер образования, региональная площадка Института развития образования Кировской школы, опорная площадка Горьковской железной дороги , место – куда съезжаются для обмена опытом взрослые и дети.
Один из слоганов школы – «Дети и взрослые, объединяйтесь!» – сегодня стал общим направлением движения: дети и взрослые вместе обсуждают вопросы совершенствования системы образования, вместе совершают научные открытия, вместе творят и выходят на сцену, – вместе идут к общему успеху!
В области образования грядут глобальные изменения. Ученые утверждают: чтобы добиться реального успеха, нужно развивать в себе те способности, которые недоступны искусственному интеллекту, – креативность, воображение, инициативу, лидерские качества.
Школа № 39 делает ставку на развитие личности ребенка и его лидерских качеств. Здесь ребенок с первых дней ученичества пробует свои силы в разных видах творческой, научной, спортивной и общественной деятельности. В школе создано пространство, в котором ученику предоставлены все возможности для раскрытия своей индивидуальности.
Всероссийского смотра-конкурса “Лучшие 1000 школ 2019”
МБОУ СОШ №39 г. Кирова – победитель Всероссийского смотра
“Творчески работающие коллективы, школы, гимназии, лицеи России”
МБОУ СОШ №39 г. Кирова – призер
межрегионального фестиваля инновационных проектов
Школа 39 уверенно заявляет о себе:
* победитель IV Всероссийского конкурса «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи»
*призер III Всероссийского Смотра-конкурса на лучшую презентацию образовательного учреждения в номинации «Лучший инновационный проект»
*призер областного фестиваля «Красивая школа»
*призер городского конкурса на лучшее новогоднее оформление территорий
*призер Всероссийской экологической акции «Волонтеры могут все»
Победы школы – это победы команды единомышлинников!
Ведущей силой продвижения школы по лестнице успеха являются наставники учеников – педагоги школы. В школе работают высококвалифицированные специалисты, владеющие всеми педагогическими технологиями, приемами по обеспечению выполнения требований ФГОС. Учителя нашей школы не только обучают детей на уроках. Учат добиваться поставленных целей, стремиться к вершинам мастерства, но и сами являются примером для своих учеников. Участвуют в профессиональных и творческих конкурсах, добиваясь успехов и принося школе славу.
Педагоги школы:
– победители Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников им. А.С. Макаренко
– победители и призеры Всероссийского педагогического конкурса «Предметно- методическая олимпиада работников образовательных организаций»
– призеры Областного конкурса «Педагог: профессия, призвание, судьба…»
– призеры городского конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют 2018»
-призеры областного конкурса методических разработок «Современный урок в начальной школе»
-лауреаты Межрегиональной научно-практической конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт: от цели к результату»
-лауреаты регионального Фестиваля мастер- классов «У меня это хорошо получается»
-лауреаты городского конкурса «Учитель года 2019»
-лауреаты региональной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание в системе образования»
-лауреаты Фестиваля инновационных проектов
В нашей школе мы зажигаем и открываем необыкновенные звезды. Их мерцающий свет вызывает восхищение и любопытство, потому что так мы называем удивительных детей, талант которых подобен свету звезд, он также завораживает, радует и вдохновляет. В этих детях сочетается ум, талант и успех. Их знаний и энергии хватает на многое. Среди них отличники учебы, призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
• ученики школы – являются победителями городских, областных, Всероссийских олимпиад и конкурсов
• ученики школы – призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
• ученики школы – победители и призерытворческих городских, областных конкурсов.
•ученики нашей школы – достойно выступают на спортивных соревнованиях и в интеллектуальных конкурсах.
• отряд ЮИД – победитель городского фестиваля “Творчество юных – за безопасность дорожного движения”
ПРОЕКТ “ПРОФЕССИОНАЛЫ БУДУЩЕГО”
С 1 сентября 2019 года в МБОУ СОШ №39 г. Кирова реализуется проект «Профессионалы будущего».
Цель данного проекта – открытие совместных с ОАО «РЖД» профильных классов в МБОУ СОШ №39 г.Кирова и ранняя профориентация обучающихся.
Новизна и уникальность проекта «Профессионалы будущего» состоит в том, что если ранее в школе открывали только профильные классы, способствующие профессиональному самоопределению обучающихся и поступлению в ВУЗы, то сейчас мы предлагаем модель открытия профильных железнодорожных классов, обучение в которых позволит готовить молодых профессионалов именно по рабочим специальностям, начиная со школы, на ранней ступени профилизации.
Реализуется проект как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности обучающихся, а также реализуется на основе событийного подхода в воспитательной работе.
Главное преимущество учащихся профильных железнодорожных классов в том, что уже в школе они овладевают современными технологиями, предпрофессиональными умениями и навыками для будущей профессии.
Ведущую роль в проекте играет компания ОАО «Российские железные дороги», для которой готовятся кадры и которая обеспечивает их материальную и финансовую поддержку. Инициатором проекта является МБОУ СОШ №39 , поэтому и стоит как локомотив, обеспечивающий движение.
Партнеры проекта:
- Горьковская железная дорога, на полигоне которой реализуется данный проект
- Администрация г. Кирова и Департамент образования, которые продвигают идею опыта
- Вятский железнодорожный техникум
1 февраля 2019 года между МБОУ СОШ №39 г.Кирова и Вятским железнодорожным техникумом подписано Соглашение о сотрудничестве с целью возможности для учащихся профильных железнодорожных классов получения расширенного образования по предметам железнодорожного профиля.
На базе этого учебного заведения для учащихся профильных железнодорожных классов реализуются предпрофессиональные программы
-
Институт развития образования, способствующий распространению инновационного опыта.
С 1 января 2020 года МБОУ СОШ №39 г.Кирова – региональная инновационная площадка Министерства образования Кировской области.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап – февраль-август 2019 года
- Составлена дорожная карта по переходу на профильное обучение;
- Проведено анкетирования учащихся 4-9 классов с целью выявления востребованности профиля обучения;
- Проведен педагогический совет по определению готовности педагогического коллектива к открытию профильных классов
- Проведено общешкольное родительское собрание;
- Составлен учебный план профильного обучения;
- Написаны рабочие программы профильных учебных предметов и программы внеурочной деятельности
-
Администрацией школы был проведен ряд встреч с руководством Кировского региона, Горьковской железной дороги.
Как результат данных встреч и переговоров – МБОУ СОШ №39 г.Кирова включена в перечень общеобразовательных учреждений для профессиональной ориентации учащихся на полигоне Горьковской железной дороги. Между школой и ОАО «РЖД» , в лице Горьковской железной дороги заключено Соглашение о сотрудничестве.
Основной этап (сентябрь 2019 года–май 2020 года)
- Активная работа по ранней профориентации школьников в рамках реализации проекта «Профессионалы будущего».
- Обобщение промежуточных результатов проекта.
- Обеспечение информационной открытости предлагаемого социального проекта «Профессионалы будущего».
Итоговый этап (июнь – июль 2020 года)
- Анализ эффективности реализуемого проекта.
-
Систематизация, обобщение и статистическая обработка результатов проекта.
- Обобщение опыта реализации проекта «Профессионалы будущего» на школьном, муниципальном, региональном, Всероссийском уровнях.
- Распространение данной инновационной практики в профессиональных сообществах.
- Анализ сформированности системы профориентационной работы и ее перспективы в дальнейшем.
Описание проекта
С 1 сентября 2019 года в МБОУ СОШ №39 г.Кирова открыты 7 профильных железнодорожных классов. Всех учащихся данных классов торжественно посвятили в юные железнодорожники.
Педагогическим коллективом школы совместно с преподавателями Вятского железнодорожного техникума разработаны модули учебных программ, которые успешно реализуются.
В рабочие программы включены курсы:
- В Истрию – курс «История железных дорог»
- В Физику– курс «Железнодорожный транспорт и физика»
- В Информатику – модуль «ИКТ в профессиональной деятельности»
- В ОБЖ – курс «Безопасность на железнодорожном транспорте»
Также углубленно изучаются предметы, необходимые для поступления в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования: математика – 6 класс, физика – 7 класс, информатика – 8 класс.
Учащиеся профильных железнодорожных классов посещают занятия в Вятского железнодорожного техникума, посредством чего реализуются учебные предпрофессиональные программы «Путь в профессию».
Педагогами школы разработаны программы внеурочной деятельности обучающихся :
- «Железнодорожный ориентир», где ведется погружение в железнодорожные профессии.
- «Железнодорожное моделирование». На этих занятиях учащиеся не только знакомятся с моделями ж/д транспорта, но и сами участвуют в процессе моделирования.
На базе школы создан центр дополнительного образования «Юный железнодорожник» и учебные классы для проведения профориентационных мероприятий. Организовано тесное взаимодействие с Детской железной дорогой ст.Нижний Новгород – Московский в плане практического обучения школьников. Наша школа – структурное подразделение Детской железной дороги г. Нижний Новгород. Учащиеся, которые занимаются на данный момент в кружке «Юный железнодорожник» и активно изучают весь необходимый теоретический материал – поедут на летнюю поездную практику на Детскую железную дорогу г. Нижний Новгород.
Очень много профориентационных мероприятий проводится для учащихся профильных классов в рамках воспитательной работы. Одними из ярких проводимых мероприятий можно назвать:
- Фестиваль успеха с привлечением работников Кировского региона
- Фестиваль профильного движения
- Профориентационные субботы
- Квест «PROдвижение»
-
Открытый кубок «Юный железнодорожник» среди учащихся профильных железнодорожных классов. Отдельно в каждом профильном классе по изученному на дополнительных занятиях и кружках теоретическому материалу провели отборочный тур кубка, чтобы определить лучших из лучших.
После чего прошел финал кубка – битва гигантов, на котором учащиеся соревновались не только между собой. Нашим учащимся необходимо было показать силу своего ума команде – сопернику, которую составили молодые работники железнодорожных предприятий Кировского региона. Победу в кубке «Юный железнодорожник» по праву одержала ученица 10 класса Карина Жолобова.
- Кроме того, все учащиеся профильных железнодорожных классов активно принимают участие в творческих конкурсах: конкурс рисунков «Я люблю РЖД», конкурс проектов, конкурс поделок. Заметим, что лучшие работы последнего конкурса приняли участие на выставке поделок в железнодорожном музее в городе Ижевск.
Между МБОУ СОШ № №39 города Кирова и железнодорожной школой № 20 г. Ижевска заключено соглашение о сотрудничестве.
Кроме всех перечисленных мероприятий, для учащихся профильных железнодорожных классов организуются обучающие занятия на железнодорожных предприятиях Кировского региона: в Моторвагонное депо, на станции Киров, в Железнодорожном музее на ст. Киров, в Технической библиотеке на ст.Киров. Такие же обучающие и практические занятия для учащихся профильных железнодорожных классов прошли на предприятиях Горьковской железной дороги в г.Нижний Новогород: в Диспетчерский центр, в Моторвагонном депо, в Центре научно-технической информации.
Ученики и педагоги с целью обмена опытом совершили обучающие поездки на детские железные дороги в г. Казань и Нижний Новгород.
В ноябре учащиеся школы встретились с представителями Нижегородского филиала СамГУПС.
У наших юных железнодорожников появился свой гимн.
Школа №39 активно сотрудничает с предприятиями Кировского региона ГЖД, с Советом молодежи Кировского региона ГЖД, проводятся совместные акции («День пожилого человека»), со студенческим активом ВЖТ, (прошли турнир по баскетболу и шашкам).
МБОУ СОШ №39 г.Кирова является ресурсным центром Горьковской железной дороги по профилактике безопасности на железнодорожном транспорте. С декабря мы предлагаем для проведения в детских садах и школах города и области цикла мероприятий по безопасности на железнодорожном транспорте. Уже проведено несколько обучающих занятий. Разработан плакат по правилам безопасности на железнодорожном транспорте и объемная игра. Данный плакат мы дарим группам и классам после каждого такого занятия.
С 1 января 2020 года МБОУ СОШ №39 – региональная инновационная площадка Института развития образования Кировской области по профориентации и профилактике безопасности на железнодорожном транспорте.
Педагогическим коллективом школы совместно с Иинститутом развития образования Кировской области готовится к изданию ряд методических пособий, включающие в себя цикл классных часов по профилактике травматизма на ж/д объектах, разработки уроков по модулям учебных предметов, готовится к изданию рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Юный железнодорожник»
В данный момент идет оборудование профориентационных кабинетов, их совместное оснащение с ОАО «Российские железные дороги». Проводится работа по оформлению кабинетов истории, географии, физики, коридоров школ. Меняется стилистика, появляется новое оформление, идет работа по оформлению входной группы, брендированию учреждения.
За такой короткий срок уже сейчас многим школьникам профессия железнодорожника стала родной и еще более заманчивой.
Промежуточные итоги
Промежуточный анализ результатов работы по проекту «Профессионалы будущего» позволяет сделать вывод, что данный проект – уникальный пример профориентации учащихся на рабочие специальности и позволяет уже в школе готовить будущих молодых профессионалов.
Данный проект одобрен генеральным директором, председателем правления ОАО «РЖД» Белозеровым, сюжет о профильных железнодорожных классах прошел по РЖД ТВ, презентован руководству ГЖД, на совещании руководителей структурных подразделений Кировского региона ГЖД, презентован в средствах массовой информации( ГТРК «Вятка», телеканал «РенТВ Киров», телеканал ТВ 43 Регион, радиостанция «Эхо Москвы», «Мария FM», газета «PROГород».
Проект «Профессионалы будущего» – это правильная профориентация.
Для Компании ОАО «РЖД» – это:
- Воспитание молодежи согласно железнодорожным традициям
- Стабильный приток молодых работников
Для школьников:
- Развитие коммуникативных и познавательно-исследовательских навыков
- Получение информации из первых уст
- Совместная работа с наставниками
- Закрепление и расширение полученных теоретических знаний на практике в реальных условиях
Перспектива развития проекта
- Научно-практическая конференция, к которой учащиеся профильных классов активно готовятся
-
Участие учащихся в НПК в Нижегородском филиале СамГУПС в г.
Нижний Новгород
- Проведение Фестиваля железнодорожных школ ГЖД «Ориентир», инициатором которого выступила МБОУ СОШ № 39. Фестиваль будет проходить на базе нашей ОО.
- Активно внедряется система мотивации школьников –введены личные рейтинговые книжки учащихся профильных классов
- Прием учащихся из других школ города и области в новом учебном году
Мы выступаем организатором профориентационной деятельности на железнодорожные специальности, консультантом и навигатором в этом вопросе.
Уже завтра учащиеся МБОУ СОШ №39 г.Кирова станут новым поколением железнодорожников и составят молодежный резерв компании ОАО «РЖД».
Алтынай Асылмуратова, Художественный руководитель Академии балета имени Вагановой
Интервью с Алтынай Асылмуратовой, Художественный руководитель Академии балета имени Вагановой
В январе 2000 года Алтынай Асылмуратова сменила
покойный Игорь Бельский в качестве художественного руководителя Академии балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге. Петербург. На момент назначения Алтынай было всего 39 лет.
Асылмуратова еще выступала в качестве старшей балерины Кировского театра.
труппе, а также регулярно выступал в качестве приглашенного артиста с различными труппами вокруг
мир. Однако, приняв на себя эти новые обязанности, стало ясно, что ее
танцевальная карьера пошла бы другим путем и намного раньше, чем ожидалось.
Тем не менее, даже если такой поворот событий мог удивить многих, несомненно, ни у кого не возникнет сомнений в том, что Алтынай Асылмуратова это правильный человек для работы. Один из самых одаренных и всемирно известных балерин своего поколения, Асылмуратова широко признан выдающимся представителем вагановской школы. Родился в Алма-Ата, Казахстан, в семье танцоров, тренировалась у Вагановой с С 1970 по 1978 год. По окончании учебы она поступила в Кировский балет, вскоре отдав эту труппу лицо, а также душа, в которой она нуждалась в течение последней четверти 20-го века.
Теперь, спустя почти два года после ее назначения художественным руководителем, я подумал, что это
полезно поговорить с г-жой Асылмуратовой о ее работе и ее
первый опыт в академии. С его историей более
260 славных лет и непрерывных поколений талантливых художников на его
состав, Ваганова – один из самых прославленных балетов в мире
школы. Это колыбель и хранительница петербургского классицизма, а
как таковой во многом определял то, что мир танца всегда ценил
и лелеяли как «русский стиль». Это также очень сложная организация с
Советская ипотека пытается выжить в сложный переходный период. Возведение этого почтенного
дом в новый век, действительно представляет собой больше, чем вызов.
Госпожа Асылмуратова, как бы Вы вкратце охарактеризовали значение Академии Вагановой для русского балета в целом и для Мариинского театра в частности?
Если бы мне нужно было выразить это одним словом, я бы сказал профессионализм. Если взять только Мариинский театр, то Академия и балетная труппа всегда были тесно связаны. По сути, это один институт. На протяжении всей истории происходил непрерывный обмен людьми и талантами. Академия дает балетной труппе большую часть своих танцоров. Преподаватели, работавшие в Академии, продолжают работать репетиторами или ведут занятия в труппе, а вышедшие на пенсию артисты Кировского балета продолжают преподавать в Вагановой. Это действительно похоже на цепь. Наш основной принцип всегда заключался в том, чтобы учить «из рук в руки» или «от ноги к ноге», если хотите. Невозможно научиться только по книге. Вам нужны люди с опытом, чтобы передавать наши традиции из поколения в поколение.
Как вы стали художественным руководителем Вагановой? Это было ваше собственное решение?
Нет, я действительно не думал об этом. Так уж получилось, что люди из Академии пригласили меня на эту должность. У меня всегда было самое глубокое уважение и восхищение нашей Школой и тем, что она представляет собой как художественный институт. Конечно, у меня не было опыта такой работы, но я думаю, что могу сказать, что знаю кое-что о своей профессии.
Я не соглашался на это ради своей карьеры, но я сделал это, потому что люблю искусство – это больше, чем что-либо эмоциональное. Признаюсь, я некоторое время колебался, потому что понятия не имел, что это такое, и задавался вопросом, смогу ли я справиться с этой «большой машиной». На самом деле у медали две стороны: я помню Школу со времен своего обучения там и знаю почти всех профессоров, что в какой-то мере облегчает мне жизнь; но, с другой стороны, я не был к этому готов. Но в конце концов я решил, что могу сделать что-то для Академии, пусть немного, но все же что-то хорошее.
Я чувствую, что вы столкнулись с некоторыми проблемами в Академии. Можете ли вы рассказать мне что-нибудь о них?
Ну, знаете, это как жизнь. Я хочу добиться для Академии всего самого лучшего, но, как и в жизни, невозможно достичь идеала. Более того, положение Школы связано с общей политической и экономической ситуацией в стране. Но чтобы оставаться в рамках Школы, да, есть некоторые проблемы. Наши собственные, маленькие проблемы. Видите ли, когда вы работаете с учителем, которому уже 30 или 40 лет, он или она сразу скажет вам, что было утеряно и почему. Например, что было потеряно?
Когда смотришь видеокассеты танцовщиц старых поколений, например Галины Улановой, Марины Семёновой или чуть позже Натальи Дудинской, то видна некая координация тела и рук, музыкальность – можно сказать ” пение телом» – и, прежде всего, эмоциональная глубина танца, которого, кажется, больше не существует сегодня. Техника присутствовала, но ее никогда не было только ради техники. Акцент был в первую очередь на эмоциях. Однако сейчас все дело в высоких ножках. Я считаю это серьезной проблемой. Кажется, сегодня мы думаем только о том, как высоко могут подняться ноги, но о форме, о пластике, о гармонии и о том, что идет изнутри, о душе, уже почти не думают. Это то, что мы потеряли.
Мы также должны работать над нашими ногами. Выпускники Балетной школы Парижской оперы в этом плане идеальны. Их ножки – настоящее наслаждение. Несмотря на то, что наша школа всегда славилась руками и верхней частью тела, я думаю, что у нас должна быть возможность улучшить наши ноги. Дело даже не в смене методов обучения, нужно просто сменить акценты.
Когда я стал директором, то узнал, что уроки французского языка и музыки в Школе прекращены. Две обязательные вещи для танцора: все балетные термины на французском языке и мы всю жизнь работаем с музыкой. Однако они перестали быть обязательными. Я их уже восстановил.
Общеизвестно, что в последние годы Мариинский театр принимает все больше и больше выпускников других учебных заведений, чем Академия Вагановой. Что вы думаете об этом развитии?
Печальная эволюция. Необходимо, чтобы Школа и Театр оставались рядом. Дело в том, что не каждый выпускник может сразу стать балериной или премьер-танцовщицей. Мы все знаем, что людям нужно время, чтобы развиваться, но теперь Театру нужны выпускники, которые сразу смогут взяться за «Дон Кихота» или «Лебединое озеро». Театру нужны «звезды». Однако то, что мы поставляем, является хорошей профессиональной базой. Мы предоставляем только материал для разных театров, и когда студенты заканчивают обучение, эти театры должны их использовать, работать с ними. Академия — не фабрика звезд, но об этом сегодня часто забывают. У нас есть ученики с разными характерами и способностями. Конечно, всегда найдется талант, который выделяется, но в любом случае, какими бы талантливыми или физически одаренными они ни были, выходя из Школы, они еще не готовы к самой вершине. Они не звезды. Если брать такие известные примеры из прошлого, как Уланова, то она тоже начинала с маленьких ролей и развивалась медленно, шаг за шагом.
Или как ты?
Да, я четыре года был в кордебалете. Может быть, это было слишком долго, кто знает, но все же я чувствую, что необходимо пройти все этапы. Кордебалет — это тоже школа. Более того, танцору все время нужно руководство. Важно иметь репетитора.
Это явление молодых звезд также вызывает беспокойство. Двадцатилетние танцоры ведут себя как большие звезды, думая, что уже все умеют. Это не правильный менталитет. Не каждый может справиться с этим звездным статусом. Только самые умные могут сойти с рук. А с другой стороны, настораживает то, что эти молодые звезды Мариинского театра воспринимаются студентами как пример, хотя на самом деле таковым быть не должно.
Разве знаменитый стиль Кировского балета не поставлен на карту из-за растущего набора танцоров, не прошедших обучение у Вагановой?
Вполне. И это так очевидно. У нас есть курс обучения танцам в Академии, и когда люди из других школ приходят сюда преподавать или учиться преподавать, вы сразу заметите разницу. Теоретически это то же самое, но на практике все по-другому. Особенно руки и координация, которые уникальны в нашей Школе.
Сейчас многие видят в вас учителя. Но вы на самом деле даете уроки или преподаете?
Сейчас я даю уроки, но это только временно, потому что один из наших учителей находится в Бразилии в течение трех месяцев. Конечно, было бы лучше не прерывать курсы, но мы вынуждены это делать по финансовым причинам и даем преподавателям возможность делать гостевые контракты за границей.
Мне нравится преподавать, и мне было бы интересно руководить танцором. Мой собственный репетитор Ольга Моисеева, которая работала со мной на протяжении всей моей карьеры в Кирове, дала мне много важного, и я хочу передать это новому поколению. Это интересно, и я люблю работать с молодежью.
Некоторые из ваших старых профессоров до сих пор работают в Школе. Каково работать с ними сейчас?
Хорошо! Поначалу это было действительно очень странно, я думаю, и для них тоже, но они никогда не давали мне этого почувствовать. Я стараюсь поддерживать хорошее настроение в школе. Кроме того, я приехал как директор Школы не с целью произвести большой фурор. Эти люди были там столько лет. Они прекрасно знают, о чем идет речь, и я не хочу вмешиваться. Я просто хочу дать им возможность работать в комфортных условиях. Если у меня есть какие-то разногласия, я стараюсь решить их тихим, дипломатическим путем. Обычно это дает наилучшие результаты. Пусть даже это не всегда самый простой путь, ведь вы же знаете, что художники — ненормальные люди. Они очень эмоциональны, иногда откровенно странны, и вам нужно найти правильный способ справиться с этим множеством разных персонажей. Художники остаются детьми на всю жизнь, и их нужно постоянно поощрять и задабривать. Но для меня важен результат. Я не верю в этот непрерывный крик и вопль для достижения результатов. Это просто не работает. Тем не менее, если вы делаете это только время от времени, когда это действительно необходимо, это оказывает большее влияние.
Это требует много дипломатии, и вы должны понимать, что многие профессора в школе — пожилые люди. Я их очень уважаю. Работа, которую они делают, бесценна и не имеет никаких шансов на славу или богатство. Их никто не знает. Репетиторы в балетной труппе знамениты, но кто знает кого-нибудь из профессоров нашей Школы? Все знают Моисееву, Кургапкину и им подобных, но вряд ли кто-то может назвать профессора Академии Вагановой. И все же это гораздо более тяжелая и неблагодарная работа, чем работать с солисткой в труппе. Очень однообразно, местами скучно. Наши преподаватели работают в Школе 40 лет и ничего за это не получают. У них нет ни машины, ни дома, ничего. Тем не менее они продолжают традицию, потому что любят балет. И это требует нашего уважения.
Каково финансовое положение Академии?
Я не хочу много говорить об этом, потому что не могу сказать о нем ничего хорошего. Конечно, мы пытаемся найти какие-то дополнительные возможности, например, отправить учителя в Бразилию или Японию на несколько недель или пару месяцев. Но это сложная ситуация, потому что у каждого учителя есть свой класс, и его нельзя пропускать в течение длительного периода в Школе. Когда учителя нет на два-три месяца, это уже видно. Это не верно. Но иногда это необходимо.
Ваганова славится академическим танцем. Вы также обращаете внимание на современный танец?
Да, несколько лет назад Игорь Бельский ввел класс современного танца, и я думаю, что это хорошее развитие. Недавно мы нашли хорошего преподавателя для этого раздела, и пока мне нравятся результаты. Странно, но когда ты занимаешься современным танцем, это помогает твоей классической подготовке. Иногда в классическом балете молодые люди чувствуют себя слишком стесненными, тогда как современный танец позволяет им раскрыться и расслабить свое тело, поэтому благотворно влияет на их классическую подготовку. И, конечно же, наши ученики должны быть готовы к разным хореографиям.
Как вы думаете, есть ли у классического балета будущее в 21 веке?
Да, конечно, классический балет всегда будет. Напротив, контемпорари хороша два-три года, а уже устарела. Но «Спящая красавица», «Лебединое озеро»… эти балеты будут существовать вечно.
Насколько я понимаю, ваша новая должность в Академии напрямую влияет на вашу карьеру балерины.
Правильно. Я решил бросить танцы. Невозможно выполнять обе работы. К тому же я женщина и у меня есть семья, дочь. А когда я что-то делаю, я не могу делать это наполовину, это нужно делать до конца. Я действительно не могу разделить свою жизнь между школой, театром и домом. Это не трагедия. Это нормально. И я решил пойти по-тихому. Ни прощания, ни грандиозного гала-концерта, ничего подобного — я этого не хотел. Знаете, это совсем по-русски: это как когда тебя приглашают куда-то, и ты просто уходишь, не попрощавшись.
16 ноября 2001 г.
Интервью с Алтынай Асылмуратовой Copyright 2010 Marc Haegeman. Все права защищены.
Впервые опубликовано в журнале Dance International Summer/Fall 2002, стр. 44-45 и воспроизведено здесь с разрешения.
1941
Государственный академический Кировский театр оперы и балета. 1930-е годы
Афиша на июнь 1941 года в Государственном академическом Кировском театре оперы и балета (так тогда назывался Мариинский театр) была отмечена многочисленными торжественными событиями. На 23 июня был запланирован юбилейный вечер выдающейся балерины Елены Люкум. Балерина Наталья Сахновская вспоминала, что «Елена Михайловна (Люкум) репетировала так, что этот спектакль станет вишенкой на торте ее карьеры. Она планировала, что это будет ее последнее выступление, прощание и триумфальное завершение ее сценической карьеры. Неожиданно грянула война и оборвалась победная гирлянда. ..»*. Спектакль удался, но юбилей балерины прошел за кулисами.
В афише также были выпускные спектакли балетной школы – они репетировали трехактный балет Бела на музыку Владимира Дешевова и в хореографии Бориса Фенстера. «Генеральная репетиция в театре — в костюмах с оркестром — последняя перед спектаклем должна была состояться 22 июля, — вспоминала исполнительница главной роли Нонна Ястребова, — Был прекрасный солнечный день. Я пришла в театр пораньше, чтобы подготовиться, накраситься и размяться. Репетиция началась. В антракте после акта мы услышали по радио странное слово: «война» <...> Выпускной спектакль состоялся 26 июня. <...> После этого мы все встретились и пошли пешком в гостиницу «Астория», где был заказан ужин. Играл небольшой оркестр, и мы хотели танцевать, но к нам подошел пожилой официант и сказал: «Молодые люди, не надо танцевать, ведь идет война». Мы сразу замолчали».**
*Сахновская Н. Из блокадных дневников // Снова вспоминая . Антология. Санкт-Петербург. Академия русского балета имени Вагановой, 2004. С. 34
**Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса. Санкт-Петербург. Лениздат, 2013. С. 38-39
Афиша Кировского театра. июнь 1941 г.
Вторая мировая война уже бушевала, когда известному режиссеру Сергею Эйзенштейну правительство поручило поставить 9 сцену0102 Die Walküre в Большом театре. Со стороны Сталина это был жест единства в рамках пакта Молотова-Риббентропа. В рамках «культурного обмена» между Сталиным и Гитлером в сезоне 1940–1941 годов в Берлинской государственной опере была поставлена опера Глинки «Жизнь за царя » (в оригинальной редакции). Политический подтекст постановки был очевиден, как и ее явно антипольский пафос, созвучный совсем недавнему очередному разделу Польши.
Аналогичная премьера Вагнера в Ленинграде закончилась гротескной жестокостью. Второй спектакль из Лоэнгрин 21 июня 1941 года закончился за несколько часов до того, как части Люфтваффе начали бомбить советские города. В результате оба последующих исполнения Лоэнгрин были отменены в пользу Иван Сусанин — советской версии Жизнь за царя . Общественность должна была оставаться позитивной и мобилизованной. Вновь стали актуальными фильм Эйзенштейна « Александр Невский », одноименная кантата Прокофьева. Но ленинградцы не повторили погромов, организованных империалистическими патриотами летом 1914, хотя фигуры Диоскуров были сброшены с крыши германского посольства на Исаакиевской площади, а название города было быстро изменено с Санкт-Петербурга на Петроград. И если во время Первой мировой войны австро-германская музыка была официально исключена из репертуара русских театров и концертных залов, то во время блокады Ленинграда в знак победы истинного культуры над мракобесием и варварством.
Концерт в больнице (без даты)
С первых дней войны артисты театра, организованные в концертные бригады, стали ежедневно появляться в частях Ленинградского армейского округа, Краснознаменного Балтийского флота и мобилизационных палатах в госпиталях.
Скрипач Лев Маргулис, потерявший работу 2 июля в связи с разрушением Филиала Кировского театра при Доме народа (сегодня в здании находится Мюзик-холл), записал в своем дневнике, что «часто бывал в Мариинский театр, я видел Мотю Горелика (Семён Горелик, руководитель оркестра — Изд. ) и просил его устроиться на работу в театр, но казалось, что театр не заработает. Выходных им не давали, но и публика не собиралась. Помню, как-то продали тридцать билетов на Лебединое озеро и спектакль отменили. <...> Солисты театра работали в подшефных бригадах и давали концерты для Красной Армии, а бригады ателье отправлялись работать на маскировочные фабрики и кузницы. К концу июля работа в ателье вообще прекратилась. Сотрудникам выдали продовольственные книжки. Так как я был безработным, то получил карточку в жилищном кооперативе».* Исполнители, не закрепленные за каким-либо учреждением, не могли выехать из города – жителей эвакуировали только вместе с предприятиями.
* Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса. Санкт-Петербург. Лениздат, 2013. С. 38-39.
Эвакуационный билет балерины Татьяны Вечесловой
15 августа на собрании коллектива театра директор Евгений Радин сообщил о решении правительства об эвакуации театра в Молотов (так называлась Пермь с 1940 по 1957 год). Должны были быть два спецпоезда. На сбор всех ушло три дня.
В своих воспоминаниях артистка балета Мариетта Франгопуло сообщила, что «подлежало эвакуации около тысячи шестисот человек из театра и до двух тысяч членов их семей… Подбор и упаковка необходимого имущества, проверка количества отбывающих , проверка процесса посадки <...> 19 августа в 4 часа дня на Московском вокзале. Вагонов было так много, что состав стоял на двух платформах: восемьдесят три товарных вагона с подогревом и три вагона класса. Театр забирает костюмы, ноты, световое оборудование и реквизит. Забрать декорации невозможно <...> Вместе с театром из города выезжает группа воспитанников и педагогов балетной школы». *
901:00 Наталья Сахновская, которая числилась на второй спецпоезд и приехала провожать своих коллег на вокзал, вспоминала: «Я очень пыталась себя контролировать, убеждая себя, что мы уезжаем из театра на день-два. … Некоторые люди жили коммуной, ожидая. Но уйти они не могли — Ленинград был полностью окружен».**
*Франгопуло М. Кировский театр оперы и балета // Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. Москва. Искусство, 1948. С. 55-56.
**Наенко С. Балетные сезоны в блокадном Ленинграде // Снова вспоминая. Антология. Санкт-Петербург. Вагановой Академия Русского Балета т, 2004. С. 16
Театр оперы и балета им. Молотова (Пермь)
13 сентября Ленинградская труппа открыла сезон в Театре оперы и балета имени Молотова. Сцена там была гораздо меньше, чем в Кирове, поэтому постановки приходилось переделывать и создавать декорации заново. Репетиционный зал Пермского театра не мог вместить и половины кордебалета, поэтому все репетиции проходили либо на реальной сцене, либо в помещении Дома культуры Советской Армии.
Сцена из оперы Иван Сусанин . Георгий Нелепп в роли Собинина (в центре) и Иван Яшугин в роли Ивана Сусанина (слева)
Балерина Татьяна Вечеслова вспоминала, что «Первый спектакль на открытии театра был Иван Сусанин (в котором я танцевала вальс) — это было тихое дело и не удавалось. Ледяную атмосферу в зале не растопили ни великолепное звучание оркестра под управлением Ария Пазовского, ни прекрасные молодые голоса Ольги Кашеваровой, Георгия Нелеппа и Ивана Яшугина. <...> Такое ощущение, что театром никто не интересовался. «Ничего, — подумали мы, — следующий спектакль — 9».0102 Лебединое озеро . Все будет совсем по-другому».*
*Вечеслова Т. Я балерина. Ленинград-Москва. искусство, 1964. С. 145-146.
Фрагмент афиши за сентябрь 1941 г. Молотов (Пермь)
Продолжение из воспоминаний Вечесловой: «Наши надежды не оправдались. Даже блестящий танец Дудинской и Сергеева не вызвал ожидаемой реакции. В конце заключительного акта занавес опустился в полной тишине. “Кому-нибудь нужен наш балет? – думали мы, – кругом льется кровь, один за другим города нашей родины сдаются врагу, беженцы неделями сидят на вокзалах, а мы будем танцевать и пытаться докажите, что наше искусство кому-то нужно!» У исполнителей, особенно у мужчин, были такие реакции, как «Вам должно быть стыдно гримировать лица и наряжаться в маскарадные костюмы, дурачиться перед страждущими людьми». <.. .> Исполнители стали брать на себя больничные обязанности. После спектаклей, едва смыв грим, они впроголодь отправлялись в больницу и работали там до утра, прежде чем отправиться непосредственно на репетицию. <...> Успех и восхищение публики пришли к нам быстрее, чем мы ожидали. От одного спектакля к следующему интерес к нашему театру все возрастал и возрастал».*
*Вечеслова Т. Я балерина. Ленинград-Москва. искусство, 1964. С. 145-146.
Кировский театр после авианалета. сентябрь 1941 г.
Однако часть роты не удалось эвакуировать и она осталась в Ленинграде. Но артисты Государственного академического театра оперы и балета не смогли открыть свой новый сезон. В воспоминаниях певицы Татьяны Холмовской рассказывается, как «19 сентября, как всегда вечером, вовремя начался вражеский рейд. Завыли сирены. А в 9:05pm в театр попала бомба. 250-килограммовая фугасная бомба попала в крышу правого крыла.
От ударной волны взрыва распахнулись все двери в зрительный зал и в окружающие коридоры. Огромный железный занавес сдвинулся почти на метр, но защитил сцену. Прекрасная мебель в зрительном зале была почти полностью уничтожена. К счастью, красивую люстру сняли несколькими днями ранее. Ударной волной погиб один из старейших сотрудников театра Савелий Базаров (охранник театра, 9 лет).0102 Изд. ). Тяжело ранен начальник пожарной части Владимир Дивов, бойцы Местной бригады ПВО получили легкие ранения и контузии».*
*Холмовская Т. Воспоминания. 1976. Машинопись // Архив Мариинского театра.
Правое крыло театра
«Я слышала, что на наш театр упала бомба, — вспоминала балерина Ольга Иордан, — я была так напугана, что несколько дней не могла пойти и посмотреть. Наконец я собрался с духом и, идя от улицы Глинки к площади, остановился. Правое крыло было разрушено, а входа в административные помещения не было — вместо этого была огромная дыра. Стоя на углу, я смотрел и плакал».*
*Цитата по Крюкову А. Пронзят ли меня стрелой. Оперные певцы и артисты балета в блокадном Ленинграде. Санкт-Петербург. Композитор, 2014. С. 21.
Световой коридор 1 ст круг
Фойе 2 и этажа
Вывоз мебели, разрушенной ударной волной. Сентябрь 1941 г.
Вид на театр со стороны Крюкова канала. Снято между 1941 и 1943 г.
«В первых числах ноября нас как будто пощадили, — записал в дневнике Лев Маргулис, — но с 4 -го -го нас стали мучить артиллерийские обстрелы (ранее обстреливали пригороды и заводы, а теперь это был центр города) и частые бесконечные авианалеты. На 7 -й не летали, но обстреливали много. К тому времени у нас выработалось какое-то безразличие к тревоге: если она убивает, то убивает. Никто не знал, доживут ли они до следующего дня, и я считал, сколько дней войны мы пережили. Мы думали, что после праздников нам дадут немного отдохнуть, но этого не произошло».* 901:00 *Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса . Санкт-Петербург. Лениздат, 2013. С. 50-51.
Гардеробная № 62. Снято между 1941 и 1943 годами.
Продолжение блокадного дневника Льва Маргулиса: «Жить хорошо! иначе и не скажешь! Конечно, умирать в тысячу раз легче, но как бы долго ни длился этот ужас, ты знаешь, что рано или поздно он должен закончиться, и жизнь будет легкой и хорошей, и ты хочешь выжить. Как никто в частности, я знаю, как это тяжело, но что я скажу тем, кто служит на фронте, если буду ныть об этом? Это ужасное время. Почему? Из-за человеческой глупости. Вечный, обширный, бесконечный. Из-за жадности, из-за низости — неискоренимых черт человечества. Я пережил ноябрьские каникулы, которые, как я был уверен, не переживу».*
901:00 *Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса . Санкт-Петербург. Лениздат, 2013. С. 50-51.
Афиша концертов Кировского филиала театра. ноябрь 1941 г.
В ознаменование 24 годовщины Октябрьской революции, несмотря на то, что в эти дни немцы обстреливали и бомбили город с особой жестокостью, во многих ленинградских театрах и концертных залах прошли праздничные вечера. Были выступления в Филармонии, Штабе Армии, Государственном цирке, Театре музыкальной комедии и Театре оперетты (последний давал спектакли в Доме культуры первой пятилетки). В Филиале Кировского театра прошли концерты с участием ведущих солистов оперной труппы – сопрано Розалии Горской, тенора Ивана Нечаева, баритона Валентина Легкова, танцоров Ольги Иордан, Сергея Кореня, Аллы Шелест, Натальи Сахновской и Роберта Гербека, а также известного пианиста профессора Александр Каменский из консерватории и семнадцатилетняя виолончелистка Даня Шафран. Его «несерьезное» занесение в афишу, вероятно, было связано с тем, что он начал выступать еще мальчиком – после победы на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов (1937).
Афиша к Травиата . ноябрь 1941 г.
Из директивы исполняющего обязанности начальника отдела искусств Исполкома Ленинградского горсовета от 11 ноября 1941 г.
«… Из имеющегося артистического состава Кировского театра оперы и балета, Малого оперного театра и Оперной студии консерватории сформировать рабочий коллектив, назвав его Театр оперы и балета. Предоставить для работы коллектива… помещения Кировского театрального филиала».*
«Режисерам Исаю Дворищену и Андрею Шрётеру, — вспоминает Татьяна Холмовская, — пришлось приложить гигантские усилия, чтобы собрать городских музыкантов в один симфонический оркестр и отрепетировать оперы «Евгений Онегин » и «Травиата ».**
Выписка из дневника Николая Кондратьева, страстного меломана и балетомана: «Объявленные спектакли идут в том же составе, что и до войны (или с небольшими изменениями). <...> Пока занавес не поднялся ( Евгений Онегин – Ред. ) было объявлено, что по техническим причинам в спектакле не будет декораций, но будут костюмы, реквизит и все мизансцены. Температура в зале была невысокая, около 6-8 градусов. Зрители остались в верхней одежде…»***
*Цитата по Крюкову А. Музыка в блокаду. Хроника. Санкт-Петербург. Композитор, 2002. С. 57.
**Холмовская Т. Воспоминания. 1976. Машинопись // Архив Мариинского театра.
***Цитата по Крюкову А. Музыка в блокаду. Хроника. Санкт-Петербург. Композитор, 2002. С.
Афиша спектакля “Пиковая дама”. ноябрь 1941 г.
Спектакль Пиковая дама , который должен состояться 25 ноября, не состоялся; вместо этого было второе исполнение Травиата . По словам певицы Надежды Вельтер, его двенадцать раз прерывали из-за сирен воздушной тревоги, и выступление так и не было завершено. Из-за перебоев в подаче электроэнергии Филиал Кировского театра вскоре был закрыт.