Археологи это: Археология – это…

Археология – это…

История и современность Археология – это…

Термины и определения
     Археология – это наука, изучающая жизнь людей по вещественным (материальным) источникам и археологическим памятникам. В переводе с греческого «археология» – это наука о древностях (археос – древний + логос – знание). Соответственно, археологи – это учёные, которые производят раскопки и исследуют материальные источники.
     Археология как наука – это отдельная отрасль исторического знания, оперирующая собственными методами. В основе её, однако, всегда находится историческая наука.

     Раньше, когда археология не была наукой, её определение отличалось от современного. Так, например, Платон употребляет термин в значении «рассказа о старине». В его произведении «Гиппий Больший» софист Гиппий объясняет Сократу, что спартанцы слушали рассказы: «о родословной героев и людей, о переселениях, т.

е. о том, как в старину основывались города, и вообще о всей археологии».
     До XVIII века термин «археологии» вообще не употреблялся. После чего европейские искусствоведы стали обозначать им «описание памятников античного искусства».
     В XIX веке понятие «археологии» тоже не было устоявшимся. Под ней понимали вообще все сведения о предметах старины, даже и не совсем глубокой. Так в 1809 году Московский университет предложил своим слушателям курс «археологии и истории изящных искусств». На основании данной дисциплины в дальнейшем была создана кафедра «теории изящных искусств и археологии».
     Замечательный историк М. Н. Погодин, выступая в 1869 году с докладом «Судьбы археологии в России» на Первом археологическом съезде в Москве, подчеркнул, что археология есть наука или учение о древностях, а предмет её «преимущественно памятники вещественные, но во многих отношениях нельзя отделить от них не только памятники письменные, но и устные, бытовые… Да, памятники вещественные, устные, бытовые, письменные имеют тесную связь между собой и разделены быть не могут».

     Кстати в программу археологического съезда входили секции: «юридические древности», «церковное русское пение», «народное мирское пение и собственно музыка».
 Портрет историка Михаила Петровича Погодина. Худ. В. Г. Перов, 1872 г.

История и археология: механизм взаимодействия
     Археология и история тесно связаны и одна наука с трудом может обойтись без знаний второй.
     Основное назначение археологии – накапливать материалы по разным периодам: неолиту, бронзовому веку, средневековью, эпохе наполеоновских войн и т.п. После накопления археологических фактов и их констатации в дело включается история. На основе археологических данных учёные реконструируют исторический процесс и формулируют определённые выводы.

     Взаимодействие археологии и истории хорошо иллюстрирует следующий пример. На нескольких палеолитических стоянках были обнаружены кремниевые наконечники стрел. Возраст находок: 15, 22 и 30 тысяч лет.
     Каменные наконечники – это археологический факт. Можем ли мы на его основе сделать вывод о широком распространении охоты с луком в этот период? Нет, поскольку для этого нет основнаний. Условия охоты в древнекаменный век совершенно не предполагали использования именно этого вида оружия. Проще говоря, люди в то время ещё не умели охотится с ним. Тогда на зверя ходили с копьями, топорами, боласами, но не с луком и колчаном стрел.
 Остроконечники (наконечники стрел или дротиков), палеолит, Атерийская культура Сахары (Алжир). Ок. 50 тысяч лет. Источник: http://neolitica.ru/
     Получается, что найденные на стоянках каменного века луки и стрелы скорее всего использовались исключительно в ритуальных целях, но отнюдь не в хоязйстве. Хозяйственное применение лук обрёл только в эпоху мезолита, широко распространившись среди тогдашнего населения.
     Культурная эволюция человека длиться уже давно, однако, историки имеют доступ только к 0,02% её данных, поскольку оперируют письменными источниками. Довольно сложно, практически невозможно и неправильно, с научной точки зрения, судить о закономерностях человеческой эволюции по такому ничтожно малому объёму сведений. Это то же самое, что судить о строении Земли (от ядра до поверхности) только на основании распаханной почвы.
 Копьё – основное оружие палеолитического охотника. Иллюстрация: http://www.arhmuzey.ru/
     Поскольку 99,98% человеческой истории не зафиксировано в письменных источниках, только археология может восстановить закономерности развития общества в дописьменную эпоху.
     Древнее время, сведения о котором не сохранились в форме текста, получило название археологического периода в истории человечества. Основной движущей силой эволюции человека в ходе него являлась природа. Люди взаимодействовали с разной природной средой (горами, лесами, пустынями, прибержными равнинами), приспосабливались к ней и таким образом развивались. Всё это смогла выяснить археология.
 Жилище эпохи палеолита. Реконструкция. Дома часто строились из костей мамонтов и покрывались шкурами. В середине находился очаг, на котором готовили пищу.

Что изучает археология?
     Как следует из приведенных выше определений, археология изучает прошлое человека. Причём неважно, где этот человек обитал – в Америке, Африке или Европе. Археологию интересует жизнь во всех странах и на всех континентах.

     Что касается хронологических границ, за которыми кончается археология и начинается собственно история, то они достаточно условны. Учёные в целом руководствуются следующим принципом. Методы археологии целесообразно использовать в тех случаях, когда письменных источников нет или их недостаточно для реконструкции картины событий. В большей степени это относится к доисторическому и протоисторическому периоду.
     Однако же и в случае с новой и новейшей историей, отраженной в документах и свидетельствах, археология может оказать неоценимую помощь. Археологические факты очень часто являются ещё одним свидетельством, позволяющим дополнить картину происшедшего. Примером тому может служить предполагаемое захоронение наполеоновского генерала Гюдена, обнаруженное в Смоленске. О кончине Гюдена в ходе Смоленского сражения в августе 1812 года было известно, однако, место, где покоится его тело, до июня 2019 года оставалось нераскрытым.
Работа смоленских археологов помогла пролить свет на эту историческую тайну.
 Предполагаемая могила генерала Гюдена в Смоленске. Источник: Смоленская газета «Рабочий путь»
     Археологи проводят два вида изысканий: полевые (на местности) и кабинетные.
     К полевым исследованиям относится разведка, описание и изучение исторических памятников. Все эти действия могут быть произведены двумя способами. Археологический памятник можно раскопать, извлечь из земли. А можно исследовать с помощью неинвазивных методов. Например, с помощью сканера или масс-спектрометра.
     Таким щадящим методом была проанализирована могила Шекспира в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на Эйвоне, родном городе английского драматурга. При сканировании георадаром выяснилось, что целостность склепа, в котором поэт похоронен вместе с супругой, была нарушена. Этот археологический факт, таким образом, подтверждает версию о том, что череп Шекспира был похищен из могилы в конце XVIII в.
 Британский археолог исследует могилу Шекспиру с помощью георадара. Источник: Arrow Media/Channel 4
     В кабинетных условиях археологи большую часть времени что-то сравнивают или классифицируют, то есть занимаются сравнительно-типологическими исследованиями.
     Классификации помогают организовать археологический материал, выделить и исследовать типы древних вещей. Типом археологического материала являются: постройки, погребальные сооружения, похоронные обряды и т.п. Тип в научном знании определяется по присущим ему устойчивым и существенным признакам. Именно эти признаки позволяют отнести некую конструкцию, найденную на раскопе, либо к святилищу, либо к жилому помещению, т.е. типологизировать её.
     А еще классификации и типологизации позволяют проследить, как изменялся тот или иной предмет с течением времени, а также как он выглядит у разных народов.
     Благодаря типологическому методу археология может исследовать и изучать такое важное и интересное явление как «археологическая культура».
     Археологической культурой называют совокупность археологических памятников, объединённых одной территорией и временными рамками, а также похожими типами вещественных источников (керамикой, жилищами, могильниками). Археологическая культура – это своеобразное отражение историко-этнической общности.
     В качестве примера можно привести известную в нашей стране Зарубинецкую археологическую культуру. Она существовала в Верхнем и Среднем Поднепровье и на западных границах России во время раннего железного века, то есть с III – II в. до н. э. по II в. н. э.
     Для зарубинецких племён характерны городища, которые они располагали на правом берегу Днепра, и низинные поселения. Люди, принадлежавшие к этой культуре, строили себе полуземлянки. Стены делались из воткнутых в землю столбов, которые оплетали лозой и замазывали глиной. Потом стены белили.
 Археологический комплекс Чаплин (Лоевский район Гомельской области): городище, укрепленное тыном и рвом, селище и могильник между селищем и лесом (реконструкция) и характерный план зарубинецких городищ. Источник: https://rossica-antiqua.livejournal.com/
     К кабинентным методам также относятся:
     – трасология – определение назначения найденных при раскопках вещей;
     – изучение способов, с помощью которых были произведены вещи;
     – спорово-пыльцевой анализ, благодаря которому реконструируют природные условия в которых жили древние сообщества.
     Помимо прочего, археология занимается также и датировкой найденных предметов. Возраст находок устанавливают разными способами. Например, изучая культурный слой, в котором вещь была обнаружена, или сравнивая с другими похожими предметами. Относительно новыми методами, но уже зарекомендовавшими себя надёжностью, можно считать дендрохронологический (определение возраста по толщине древесного ствола), радиоуглеродный, генетический.
 С помощью дендрохронологического анализа установили, что дерево на фото было спилено осенью 1877 года. Источник: J. King https://www.nps.gov/

Источники археологии
     Как было сказано выше, археология изучает прошлое человека на основе вещественных исторических источников. К таким источникам относятся как предметы (артефакты), так и памятники, а также все-все следы и следствия человеческой активности (антропогенной деятельности).
     Артфеакты как археологические источники представлены следующими группами:
     – орудия труда;
     – предметы быта;
     – оружие.
     Крупными археологическими памятниками являются поселения, погребения, мастерские, храмы, клады и т.п.
     Поселения, в которых имеются оборонительные сооружения или укрепления, археологи называют «городищами». Неукреплённые, но созданные в эпоху, когда человеку уже было известно, как строить крепости, именуются «селищами» (ударение на и). Неукреплённые и построенные во время, когда не знали фортификацию, называются «стоянками».
     Основное, чем занимаются археологи на раскопках поселений, это исследуют культурный слой, т.е. те напластования органических и неорганических остатков человеческой жизнедеятельности, которые образовались здесь за длительный период времени.
     Погребения бывают единичными и групповыми. В последнем случае говорят о могильниках или некрополях. В древности был распространён обычай хоронить в курганах. Но были и безкурганные захоронения, в земле, очень похожие на современные.
 Раскопки курганного могильника Светлое поле II на территории Самарской области. Источник: http://agentstvookn63.ru/
     Всем, кто интересуется раскопками и тайнами прошлого, пригодится учебник археологии.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Археологическое наследие | Институт археологии Российской академии наук

Об археологическом наследии

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.


Виды археологических полевых работ:

1) археологические разведки – проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

2) археологические раскопки – проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3) археологические наблюдения – проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

Спасательные археологические полевые работы – проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.

Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.


Данный материал носит информационный характер. При подготовке использованы выдержки из Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”

117292 Москва, ул. Дм. Ульянова 19,
Институт археологии РАН

Телефон: +7 499 126 47 98
Факс: +7 499 126 06 30
E-mail: [email protected]
Для журналистов: [email protected]

Фирменный стиль

Противодействие коррупции

Пресс-релизы ИА РАН

Популярное

Подразделения

 Подписка на пресс-релизы

   

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2006 – 2023

Сделано в веб-студии консалтинговой компании “Константа”

Глубоко в болотах археологи выясняют, как беглые рабы сохраняли свою свободу | История

Когда-то 2000 квадратных миль в Вирджинии и Северной Каролине, болота сегодня, возможно, составляют одну десятую этого размера. Эллисон Шелли

Чем хуже становится, пока я бреду и спотыкаюсь через Великое Мрачное Болото, тем лучше я понимаю его историю как убежища. Каждый разрывающий шип и засасывающая грязь делают его чище. Именно густая, запутанная враждебность болота и его огромные размеры позволили сотням, а может быть, и тысячам беглых рабов жить здесь на свободе.

Мы мало что о них знаем, но благодаря археологу, прорубившемуся передо мной через болото, мы знаем, что они были здесь, существовали в скрытых сообществах и почти ничего не использовали из внешнего мира до 19 века. Мрачное Болото покрывало огромные пространства юго-востока Вирджинии и северо-востока Северной Каролины, и его растительность была слишком густой для лошадей или каноэ. В начале 1600-х годов здесь нашли убежище коренные американцы, бежавшие от колониальной границы, и вскоре к ним присоединились беглые рабы и, вероятно, некоторые белые, спасающиеся от кабального рабства или скрывающиеся от закона. Примерно с 1680 года до гражданской войны в болотных общинах преобладали африканцы и афроамериканцы.

По бедро в мутной воде, в левисах и походных ботинках, а не в водонепроницаемых вейдерсах, как я, Дэн Сэйерс останавливается, чтобы закурить. Он исторический археолог и заведующий кафедрой антропологии в Американском университете в Вашингтоне, округ Колумбия, но больше похож на кантри-певца, находящегося вне закона. Длинноволосый и бородатый, 43 года, он обычно носит потрепанную соломенную ковбойскую шляпу и солнцезащитные очки в стиле Уэйлона Дженнингса. Сэйерс — марксист и веган, который выкуривает почти две пачки в день и подпитывается напитками Monster Energy, пока не придет время выпить пива.

«Я был таким тупицей, — говорит он. «Я искал холмы, кочки, возвышенности, потому что я читал в документах: «Беглые рабы, живущие на холмах…» Я никогда прежде не ступал на болото. Я потерял так много времени. Наконец, кто-то спросил меня, был ли я на островах в Северной Каролине. острова! Это было слово, которого мне не хватало».

Великое Мрачное Болото, которое в настоящее время сократилось за счет осушения и развития, находится под управлением федерального заповедника дикой природы. Некогда печально известные пантеры исчезли, но медведи, птицы, олени и амфибии по-прежнему в изобилии. Как и ядовитые змеи и кусачие насекомые. Сэйерс уверяет меня, что в ужасную летнюю жару и влажность болота кишат водяными мокасинами и гремучими змеями. Комары становятся настолько густыми, что могут смазать очертания человека, стоящего на расстоянии 12 футов.

В начале 2004 года один из биологов убежища надел свои кулики и привел Сэйерса к месту, куда мы направляемся, — остров площадью 20 акров, время от времени посещаемый охотниками, но совершенно неизвестный историкам и археологам. До Сейерса археологические раскопки внутри болота не проводились, в основном из-за очень сложных условий. Одна исследовательская группа терялась так много раз, что сдалась.

Когда вы с трудом продираетесь через сосущую тину, с подводными корнями и ветвями, цепляющимися за ваши лодыжки, сухая твердая земля кажется почти чудом. Мы выходим на берег большого, плоского, залитого солнцем острова, покрытого опавшими листьями. Подойдя к его центру, подлесок исчезает, и мы выходим на парковую поляну, затененную несколькими лиственными деревьями и соснами.

«Я никогда не забуду, как впервые увидел это место, — вспоминает Сэйерс. «Это был один из величайших моментов в моей жизни. Я никогда не мечтал найти остров площадью 20 акров, и я сразу понял, что он пригоден для жизни. Конечно же, вы не можете положить лопату в землю где-нибудь на этом острове, чтобы ничего не найти.

Он назвал районы своих раскопок — Грот, Гребень, Северное плато и т. д. — но не назвал сам остров. В своих научных статьях и книге 2014 года : Пустынное место для дерзких людей Сэйерс называет его «безымянным сайтом». «Я не хочу использовать вымышленное имя, — объясняет он. — Я надеюсь узнать, как люди, жившие здесь, называли это место. Когда он просеивает землю, по которой они шли, находя в земле следы их хижин и крошечные фрагменты их инструментов, оружия и труб из белой глины, он испытывает к ним глубокое восхищение, и это отчасти проистекает из его марксизма.

«Эти люди подвергли критике жестокую капиталистическую систему порабощения и полностью отвергли ее. Они рисковали всем, чтобы жить более справедливо и равноправно, и добились успеха на протяжении десяти поколений. Один из них, мужчина по имени Чарли, позже дал интервью в Канаде. Он сказал, что здесь весь труд был коллективным. Вот как это было бы в африканской деревне».

За более чем десять лет полевых раскопок археолог Дэн Сэйерс обнаружил 3604 артефакта на острове, расположенном глубоко внутри болота. Эллисон Шелли

**********

Везде, где африканцы были порабощены в мире, всегда находились беглецы, которые спасались бегством и жили в свободных независимых поселениях. Эти люди и их потомки известны как «мароны». Термин, вероятно, происходит от испанского cimarrón , означающего дикий скот, беглого раба или что-то дикое и дерзкое.

Брак, процесс освобождения от рабства, имел место по всей Латинской Америке и Карибскому бассейну, на невольничьих островах Индийского океана, в Анголе и других частях Африки. Но до недавнего времени идея о том, что мароны существовали и в Северной Америке, отвергалась большинством историков.

«В 2004 году, когда я начал говорить о больших постоянных поселениях бордовых в Большом мрачном болоте, большинство ученых подумали, что я сошел с ума, — говорит Сэйерс. «Они думали о беглецах, которые могли какое-то время прятаться в лесах или болотах, пока их не поймают, или могли выбраться на свободу по Подземной железной дороге с помощью квакеров и аболиционистов».

Преуменьшая значение американского бракосочетания и превознося участие белых в Подземной железной дороге, историки продемонстрировали расовую предвзятость, по мнению Сэйерса, нежелание признать силу сопротивления и инициативы черных. Они выявили и недостатки своих методов: «Историки ограничены первичными документами. Когда дело доходит до темно-бордовых, на бумаге их не так много. Но это не значит, что их историю следует игнорировать или игнорировать. Как археологи, мы можем прочитать это в земле».

Сэйерс впервые услышал о бордах Мрачного болота от одного из своих профессоров в Колледже Уильяма и Мэри в Вильямсбурге, штат Вирджиния. В конце 2001 года они курили сигареты после уроков. Сэйерс предложил написать диссертацию по археологии сельского хозяйства XIX века. Сдерживая зевоту, профессор Марли Браун III спросил его, что он знает о марунах Великого Мрачного Болота, и предположил, что это сделает диссертацию более интересной. «Это звучало великолепно, — говорит Сэйерс. «Я понятия не имел, во что ввязываюсь».

Он начал проводить архивные исследования Великого Мрачного Болота. Он нашел разрозненные упоминания о темно-бордовом цвете, относящиеся к началу 1700-х годов. В первых отчетах описывались беглые рабы и коренные американцы, совершавшие набеги на фермы и плантации, а затем исчезавшие обратно в болото с украденным скотом. В 1714 году Александр Спотсвуд, колониальный лейтенант-губернатор Вирджинии, описал Мрачное болото как «ничью землю», куда «ежедневно стекаются распущенные и беспорядочные люди». Поскольку африканцы и афроамериканцы не упоминались как «люди» в записях Вирджинии 18-го века, это говорит о том, что белые бедняки также присоединялись к болотным сообществам.

В 1728 году Уильям Берд II возглавил первое исследование Большого Мрачного Болота, чтобы определить границу Вирджинии и Северной Каролины. Он столкнулся с семьей темнокожих, назвав их «мулатами», и прекрасно знал, что другие наблюдают и прячутся: «Несомненно, многие рабы укрываются в этой малоизвестной части мира…» Берд, аристократ из Вирджинии. , ненавидел свое время в болоте. «Никогда ром, этот сердечный напиток жизни, не был так необходим, как в этом грязном месте».

С 1760-х до Гражданской войны в газетах Вирджинии и Северной Каролины в объявлениях о беглых рабах часто упоминалось Мрачное Болото как вероятное место назначения, и постоянно шли разговоры о постоянных поселениях темно-бордовых в болотах. Британский путешественник Дж.Ф.Д. Смит, писавший в 1784 году, почерпнул такое описание: «Беглые негры проживали в этих местах двенадцать, двадцать или тридцать лет и более, питаясь в болоте кукурузой, свиньями и птицей… [На возвышенностях] они построили жилища и расчистили вокруг себя небольшие поля».

Мартин Сандерс

Самой всеобъемлющей работой, которую нашел Сэйерс, была диссертация 1979 года чудаковатого историка по имени Хьюго Проспер Лиминг. Он был белым министром-унитарианцем и борцом за гражданские права, которому удалось попасть в черный мусульманский храм в Чикаго, и он носил феску со своими унитарными мантиями. Лиминг изучил местные и государственные записи, связанные с Мрачным болотом, и просмотрел неопубликованные местные истории, мемуары и романы в поисках ссылок на маронов. В своей диссертации, позже опубликованной в виде книги, он представляет подробный отчет об истории бордовых на болотах со списком выдающихся вождей и яркими описаниями африканизированных религиозных обрядов.

«Его интерпретации растянуты, но мне нравится книга, и она оказалась полезной для изучения истории», — говорит Сэйерс. «Когда дело дошло до археологии, у меня ничего не было. Я не знал, где искать, что искать. Поэтому я решил обследовать болото, найти возвышенность и копать там».

Самой полезной картой было цифровое представление растительности болот. На нем были показаны группы видов деревьев, которые обычно растут на более высокой и сухой земле. Чтобы помочь ему проникнуть в эти области, Сэйерс нанял молодых энергичных помощников и вооружил их мачете и сучкорезами. «Я особенно помню один день, — говорит он. «Нас было четверо, и мы шли на это со всем, что у нас было, просто потея пулями. За восемь часов мы прошли 200 футов. Кусты были такими густыми, что нам понадобилась бы неделя, чтобы добраться туда, поэтому мы сдались».

На краю болота, где участки были более доступны, Сэйерс нашел несколько артефактов, которые явно напоминали темно-бордовые. Но только когда он увидел остров, он почувствовал прилив большого открытия. Он вернулся к своим профессорам с расписанием. За 12 недель он определит ключевые участки, завершит испытания лопатой и проведет раскопки. Тогда он был бы готов написать диссертацию.

«Вероятно, это была самая большая недооценка в истории археологии, — говорит он. «Вместо 12 недель ушло три восьмимесячных занятия. Затем я провел еще пять летних раскопок со своими учениками в полевых школах».

Все участки раскопок на безымянном участке теперь засыпаны и закрыты. Кроме нескольких водосборных ям с огнеупорным полом, он мало что может мне показать. Но Сэйерс красноречиво говорит и жестикулирует, и когда он водит меня по острову, он вызывает в воображении группы бревенчатых хижин, некоторые с фальшполом и крыльцом. Он указывает на невидимые поля и сады на среднем расстоянии, играющих детей, людей, ловящих рыбу, небольшие группы на охоте. Чарли, бывший темнокожий, у которого брали интервью в Канаде, описал людей, делающих мебель и музыкальные инструменты.

«Тяжелости и лишения были, конечно», — говорит он. — Но ни один надзиратель не собирался хлестать их здесь. Никто не собирался работать с ними на хлопковом поле от восхода до заката или продавать их жен и детей. Они были свободны. Они освободились».

«Сегодня в густом лесу болота, — говорит Сейерс, — находится не менее 200 пригодных для жизни островов. Здесь могли быть тысячи маронов. Эллисон Шелли

**********

На внешней стене офиса Дэна Сэйерса в Американском университете висит большая фотография Карла Маркса и листовка пива Great Dismal Black IPA. Внутри офис уютный, мужественный, обжитой. На стене висит старый пробковый шлем, постер «Челюстей» и первая полоса газеты, объявляющая об избрании Обамы. На книжных полках стоят целые произведения Карла Маркса.

Я спрашиваю его, как его марксизм влияет на его археологию. «Я думаю, что капитализм неверен с точки зрения социального идеала, и нам нужно его изменить», — говорит он. «Археология — это мой активизм. Вместо того, чтобы идти в Вашингтонский торговый центр и держать знак протеста, я предпочитаю копаться в Великом Мрачном Болоте. Раскрывая историю сопротивления, вы надеетесь, что она проникнет в головы людей».

Когда идеологическая страсть движет исследованиями в области археологии или чего-либо еще, она может генерировать огромную энергию и важные прорывы. Это также может привести к замалчиванию неудобных данных и необъективным результатам. Сэйерс пришел к выводу, что в Великом Мрачном Болоте существовали большие, постоянные, непокорные «сообщества сопротивления» маронов. Есть ли опасность, что он переоценил улики?

«Историческая археология требует интерпретации», — говорит он. «Но я всегда представляю себе, что мой худший критик собирается сказать или хочет в качестве доказательства, и я проделал достаточно приличную работу, чтобы убедить в этом своих академических коллег. Есть те, кто не покупает. Историки-покажи-мне-деньги не видят больших денег».

Он ведет меня по коридору в свою лабораторию, где образцы почвы сложены в полиэтиленовые пакеты на высоких полках, а сотни артефактов упакованы, пронумерованы и хранятся в металлических шкафах. Прошу посмотреть самые важные и захватывающие находки. «В каком-то смысле это был самый разочаровывающий археологический проект, который только можно себе представить», — говорит он. «Мы не нашли много, и все маленькое. С другой стороны, это увлекательно: эти почвы совершенно нетронуты. Вы царапаете поверхность неизведанного мира».

Чтобы датировать эти почвы и оставшиеся в них следы деятельности человека, Сэйерс использовал комбинацию методов. Одним из них был закон суперпозиции: слои нетронутой почвы стареют по мере того, как вы копаете глубже. Кроме того, найденные в них артефакты, наконечники стрел, глиняная посуда и изготовленные изделия, такие как гвозди, могут быть датированы с помощью коллективных знаний исторических археологов на основе стиля и атрибутов предметов. Третьим методом была оптически стимулированная люминесценция или OSL.

«Мы собрали образцы почвы, не подвергая их воздействию солнечного света, и отправили их в лабораторию, — объясняет он. «Они могут измерить, когда эти песчинки в последний раз видели солнечный свет. Обычно в исторических археологических проектах не требуется использовать OSL, потому что есть документы и артефакты массового производства. Это свидетельство того, насколько уникальными были эти сообщества в том, что они избегали внешнего мира».

До 1660 года большинство людей в безымянном месте были коренными американцами. Первые мароны появились там через несколько лет после прибытия африканских рабов в соседний Джеймстаун в 1619 году.. После 1680 г. материалы коренных американцев становятся дефицитными; то, что он идентифицирует как бордовые артефакты, начинает доминировать.

Довоенный машинный гвоздь из болотного сообщества был сплавлен ржавчиной с двухконусным железно-медным украшением, таким как бусина. Джейсон Пьетра Древний наконечник стрелы возрастом от 6000 до 6500 лет был переработан обитателями болот в 17 или 18 веке в лезвие ножа. Джейсон Пьетра Археологические находки из болота, некоторые из которых будут постоянно экспонироваться в Национальном музее афроамериканской истории и культуры, включают глину, которой заполняли щели между бревнами или ветвями давно исчезнувшей деревянной хижины. Джейсон Пьетра Полевыми экскаваторами также был найден обломок глиняной курительной трубки, слева, XVIII или начала XIX в.го века и небольшая свинцовая дробь, вероятно, 1700-х гг. Джейсон Пьетра Используя метод датирования, называемый оптически стимулированной люминесценцией, Сэйерс смог определить, что хижина была построена в конце 17 или начале 18 века. Эллисон Шелли Сэйерс выходит из Великого мрачного болота рядом с одним из его бывших исследовательских центров. Эллисон Шелли

Сэйерс вытаскивает каменный наконечник стрелы длиной около дюйма, одна сторона которого отколота, образуя крошечный изогнутый нож или скребок. «Внутри болота был только один источник камня», — говорит он. «Инструменты, оставленные коренными американцами. Мароны находили их, модифицировали и продолжали использовать до тех пор, пока они не превратились в крошечные кусочки».

Нет ничего более захватывающего, чем найти следы семи хижин на безымянном участке в диапазоне 1660-1860 годов. «Из документов мы знаем, что тогда на болоте жили мароны. Сведений о том, что кто-то еще там живет, нет. Это определенно не то место, в котором вы бы решили жить, если бы вам не нужно было прятаться».

Он вытаскивает круг простой глиняной посуды коренных американцев цвета земли, размером с большое печенье. «Мароны находили подобную керамику и втыкали ее в отверстия для столбов своих хижин, чтобы укрепить их. Это, наверное, самый большой предмет, который мы нашли». Затем он показывает мне крошечную ржавую медную бусину, которую, возможно, носили как украшение, и еще одну бусину, приваренную к гвоздю. Артефакты становятся все меньше: чешуйки трубочной глины, частицы ружейного кремня начала 19 века, когда внешний мир толкал в болото.

«Все, что мы нашли, поместилось бы в одну обувную коробку», — говорит он. «И это имеет смысл. Они использовали органические материалы из болота. За исключением больших вещей, таких как хижины, они разлагаются, не оставляя следов».

В семи милях от Американского университета, в новом Национальном музее афроамериканской истории и культуры, запланирована выставка, посвященная маронам Великого мрачного болота. Для куратора Нэнси Берко это был необычный вызов. «Идея здесь в том, что предметы должны говорить сами за себя», — говорит она за чашкой кофе в своем офисе. «Дэн Сэйерс щедро дал нам десять предметов. Это переработанные камешки, прокладки для отверстий для столбов, крошечные осколки камня с безымянного острова. Некоторые из них похожи на песчинки».

Артефакт 1 — фрагмент курительной трубки из белой глины длиной 12 миллиметров. Есть небольшой кусок обожженной глины, пятимиллиметровый кусок сплющенной свинцовой дроби, кварцевая чешуя, британская кремневая щепка (около 1790 г. ), осколок стекла, шляпка гвоздя с частичным стержнем.

Другими словами, это не те предметы, которые бросаются в глаза или говорят сами за себя. Ее решение состояло в том, чтобы поместить некоторые из них в шкатулки для драгоценностей, как бесценные сокровища.

Выставка находится в галерее «Рабство и свобода» площадью 17 000 квадратных футов, в разделе о свободных цветных сообществах. «Традиционно мы изучали институт рабства, а не порабощение в том виде, в каком оно существовало», — говорит она. «Как только вы начинаете смотреть на нашу историю через призму афроамериканцев, это действительно меняет фокус. Мароны становятся гораздо более значимыми».

Самая большая община американских маронов жила в Большом Мрачном Болоте, но были и другие в болотах за пределами Нового Орлеана, в Алабаме и других местах Каролины, а также во Флориде. Все эти памятники исследуются археологами.

«В других темно-бордовых обществах было больше подвижности, — говорит Беркоу. «Люди соскальзывали по водным путям, но обычно поддерживали некоторый контакт. Мароны Мрачного Болота нашли способ полностью удалиться из Соединенных Штатов, в глубинах их географии».

**********

Исторический указатель указывает, где рабы вырыли большой ров для Джорджа Вашингтона в 1763 году, чтобы помочь осушить болото и вырубить лес. Эллисон Шелли

Прохладным пасмурным утром на Большом Мрачном Болоте Сэйерс паркует свой автомобиль у длинной прямой канавы, полной черной воды. Он делает глоток из «Монстра» и вдыхает пламя в сигарету. Канава прорывается через мрачное болото к исчезающей точке вдалеке.

«Это Вашингтон Дитч, несколько уникальный памятник жестокости и предприимчивости», — говорит он. Джордж Вашингтон был первым, кто увидел экономические возможности в огромном прибрежном болоте к югу от Норфолка, штат Вирджиния. В 1763 году он создал компанию с другими инвесторами, чтобы осушить болото, использовать его лесные ресурсы и рыть каналы для транспортировки. Это первый канал, построенный в конце 1760-х годов и вырытый рабами.

«Представьте себе, — говорит Сейерс. «Копать, рубить, вычерпывать грязь, работать в воде по грудь. Сто градусов летом, полно водяных мокасин, безбожных комаров. Морозный мороз зимой. Побои, порки. Смертность была довольно частым явлением».

Канал, ныне известный как Вашингтонский Канав, был первым значительным вторжением в Великое Мрачное Болото. Были вырыты дополнительные каналы. Лесозаготовительные компании вырубили тысячи акров атлантического белого кедра, известного в местном масштабе как можжевельник, и превратили его в бочковые клепки, корабельные мачты и черепицу для домов.

Для маронов стало опаснее, потому что каналы позволяли ловцам рабов проникать в болото. Но были и новые экономические возможности. Мароны могли резать черепицу для лесозаготовительных компаний, которые закрывали глаза. Фредерик Лоу Олмстед, путешествовавший по Югу в качестве журналиста до того, как занялся ландшафтной архитектурой, писал о марунах в 1856 году. воровали с ферм, плантаций и неосторожных путешественников.

Олмстед спросил, стреляли ли когда-нибудь местные жители в маронов. — О да, — последовал ответ. — Но некоторых из них скорее расстреляют, чем схватят, сэр. Понятно, что было два разных способа высадиться на болоте. Те, кто жил на краю болота или у каналов, гораздо больше взаимодействовали с внешним миром. В отдаленных внутренних районах, на безымянном участке и на других островах, все еще жили мароны, которые жили изолированно, рыбачили, занимались сельским хозяйством и ловили диких кабанов в глубокой болотной грязи. Мы знаем это из раскопок Дэна Сэйерса и от Чарли, бывшего бордового. Он описал целые семьи, которые никогда не видели белого человека и были бы до смерти напуганы, увидев его.

Белые жители Норфолка и других поселений вблизи болота были в ужасе от нападения болотных маронов. Вместо этого они получили восстание Ната Тернера в 1831 году — восстание рабов и свободных черных, в ходе которого было убито более 50 белых, а затем в отместку было убито не менее 200 черных. Тернер планировал спрятаться в Мрачном болоте со своими последователями, завербовать маронов и других рабов, а затем выйти, чтобы свергнуть правление белых. Но его восстание было подавлено через два дня, а Тернер после двух месяцев скрывания был схвачен и повешен.

Что стало с темнокожими Мрачными Болотами? Олмстед думал, что к 1850-м годам их осталось очень мало, но он оставался возле каналов и не заходил внутрь. У Сэйерса есть свидетельства существования процветающего сообщества на безымянном участке вплоть до Гражданской войны. «Вот тогда они и вышли, — говорит он. «После Гражданской войны мы почти ничего не нашли. Вероятно, они вернулись в общество свободными людьми».

В начале своего исследования он начал брать интервью у афроамериканцев, живущих рядом с болотом, в надежде услышать семейные истории о марунах. Но он отказался от побочного проекта. «Еще столько археологической работы предстоит сделать», — говорит он. «Мы раскопали только 1 процент одного острова».

После Гражданской войны болото вскрыли опалубкой (на фото магазин 1873 г. , обслуживал лесозаготовителей). Сэйерс не смог найти рассказы об уходе из этого чистилища: «Пока мы не услышим от их потомков или не найдем письменное сообщение, мы никогда не узнаем подробностей об исходе». Изображения Януса

**********

У него закончились монстры и мало сигарет. Пришло время покинуть Великое Мрачное Болото и найти ближайший магазин. По поднятой гравийной дороге мы проходим через обугленный простор леса, охваченный молнией. Мы огибаем берега озера Драммонд, идеального голубого озера в центре болота, и едем через заболоченные кипарисы и участки, где дорога с обеих сторон окружена колючими кустарниками. «Мне было очень комфортно в болоте. ,” он говорит. «Медведи смотрели, как я копаю. Я столкнулся с огромными водными мокасинами и гремучими змеями толщиной с мое бедро. Но ничего страшнее, чем царапины, укусы насекомых и потеря снаряжения в грязи, не произошло». Однажды он пробирался к безымянному участку с группой студентов. Молодая женщина шагнула в подводную яму и исчезла. Но через мгновение она всплыла, не причинив никакого вреда. Во многих случаях студенты и другие посетители настолько запутывались в колючках, что их приходилось высвобождать. «Ничто не происходит быстро или легко, — говорит он. «Болото — обманщик, а лето действительно тяжелое. Но я люблю это. Грозы – это нечто. Звуки лягушек, насекомых и птиц, точно так же, как его слышали темнокожие. Я люблю то, что болото сделало для меня, и я люблю то, что оно сделало для них».

Пустынное место для дерзких людей

Рекомендуемые видео

археологов только начинают раскапывать мумии и секреты Саккары | История

Запечатанные деревянные гробы, открытые в Саккаре под фанфары, принадлежали высокопоставленным чиновникам позднего периода и птолемеевского периода Древнего Египта. Ахмед Хасан / AFP через Getty Images

Гигантский клад древних гробов и мумий был обнаружен в огромном египетском захоронении Саккара. После намеков на большое объявление в течение нескольких дней министерство древностей Египта сегодня утром раскрыло подробности: более 100 неповрежденных деревянных гробов с ярко нарисованными сценами и иероглифами, а также хорошо сохранившиеся мумии внутри.

Это объявление сделано после ряда недавних открытий в Саккаре, в том числе 59 неповрежденных гробов, обнаруженных в сентябре и октябре. Недавно объявленные гробы были найдены поблизости, на дне трех 12-метровых шахт, обнаруженных, когда археологи во главе с Мостафой Вазири, главой Высшего совета древностей Египта, убирали обломки с этого места. Другие находки включают погребальные маски и более 40 статуй погребального божества Птах-Сокара, все они нетронуты в течение как минимум 2000 лет.

Выступая на пресс-конференции в Саккаре с десятками гробов, выставленных на сцене позади него, министр древностей Египта Халед эль-Энани похвалил египетских археологов, раскопавших находки, которые в основном датируются периодом между шестым и первым веками до нашей эры. «Они работали день и ночь, и я очень горжусь результатом», — сказал он. Их история будет рассказана в документальном сериале Smithsonian Channel под названием Tomb Hunters , выход которого запланирован на 2021 год.

Поскольку пандемия коронавируса разрушает туристическую отрасль, от которой зависит Египет, недавние находки были опубликованы в серии все более драматических событий. На предыдущей пресс-конференции в октябре египетские официальные лица открыли гроб прямо на сцене. На этот раз они пошли еще дальше, не просто открыв гроб, но и просканировав мумию внутри, выяснилось, что это был взрослый мужчина лет 40, чей мозг был удален через нос в процессе бальзамирования.

Египтологи приветствовали объявление. Обнаружение неразграбленного некрополя этого периода «чрезвычайно важно», — говорит Салима Икрам, археолог из Американского университета в Каире, работающая в Саккаре. Они отмечают, что хотя последняя находка крупнее, она не сильно отличается от ранее объявленных находок. «Это очень впечатляет, но это намного больше того, что у нас уже есть», — говорит Кэмпбелл Прайс, куратор Египта и Судана в Музее Манчестера в Соединенном Королевстве. Тем не менее, исследователи воодушевлены возможностью узнать больше об этом древнем священном ландшафте и людях, которые были там похоронены.

Саккара, расположенная примерно в 20 милях к югу от Каира, является одним из самых богатых археологических памятников Египта. Здесь находится 4700-летняя Ступенчатая пирамида, старейшая сохранившаяся пирамида Египта, которая примерно на 200 лет старше более известных пирамид в Гизе. Это место использовалось в качестве могильника более 3000 лет. Как и предыдущие 59 гробов, недавно объявленные находки в основном относятся к довольно позднему периоду истории Древнего Египта, к позднему периоду (664–332 гг. до н. э.) и периоду Птолемея, когда греки правили как фараоны (305–30 гг. до н. э.).

В то время Саккара была гораздо больше, чем просто кладбище, говорит Прайс. По его словам, это было место паломничества, как древняя Мекка или Лурд, которое привлекало людей не только из Египта, но и со всего восточного Средиземноморья. В то время таким зданиям, как Ступенчатая пирамида, уже тысячи лет; люди считали, что это места захоронения богов, и хотели, чтобы их похоронили поблизости. «Саккара была бы тем местом, где можно было бы увидеть мертвых», — говорит Прайс. «В нем была таинственная, божественная энергия, которая поможет вам попасть в загробную жизнь».

Геофизические исследования выявили остатки многочисленных храмов, погребенных под песком. Археологи также обнаружили миллионы мумий животных, в том числе собак, кошек и птиц, которые, как полагают, были оставлены в качестве подношений. Недавние находки мумифицированных кобр, крокодилов и десятков кошек, в том числе двух львят, были обнаружены в ноябре 2019 года и показаны в документальном фильме Netflix «Тайны гробницы Саккара», выпущенном в этом месяце. Между тем обнаружение подпольной мастерской бальзамировщиков, о которой было объявлено в апреле, свидетельствует о процветающем бизнесе по работе с мертвыми, с гробами и масками на любой бюджет.

Гробы были найдены в трех погребальных шахтах на глубине 12 метров в обширном некрополе Саккара. На заднем плане изображена Ступенчатая пирамида, старейшая в Египте. Ахмед Хасан/AFP через Getty Images

Но гробовщики копали не на пустом месте, говорит Эйдан Додсон, египтолог из Бристольского университета в Соединенном Королевстве. По его словам, они повторно использовали старые, разграбленные гробницы, «прочесывая Саккару в поисках мест», подходящих для размещения новых гробов, даже под самой Ступенчатой ​​пирамидой. Это делает сайт плотно упакованным набором находок, возраст которых насчитывает тысячи лет. «Было бы трудно копать и ничего не найти», — говорит Икрам. Последние гробы были найдены в районе к северу от Ступенчатой ​​пирамиды, рядом с bubasteon , храмовый комплекс, посвященный богине кошек Бастет, где старые гробницы были повторно использованы для хранения сотен мумифицированных кошек.

Несмотря на пресс-конференции и документальные фильмы, ни одна из недавних находок не была официально опубликована, поэтому египтологи могут почерпнуть информацию только из нескольких изображений, опубликованных в прессе. «Мы надеемся, что Министерство древностей сделает археологические данные доступными», — говорит Прайс. По словам Икрама, тщательное изучение истории и контекста обнаруженных захоронений может помочь исследователям понять, как бубастеон использовался в качестве священного места как для людей, так и для животных. Тем временем Прайс надеется получить представление о том, как со временем менялся дизайн гробов, что хорошо известно для памятников на юге Египта, но в меньшей степени на севере. А расшифровка иероглифов на гробах раскрыла бы информацию о людях внутри, например, их имена, роль в обществе, от священника до казначея или родной город.

Огромное количество доступных теперь находок также открывает новые возможности, такие как построение родословных людей, похороненных на этом месте. «Мы можем почувствовать их как сообщество», — говорит Прайс. Результаты могут даже пролить новый свет на неопознанные артефакты, раскопанные столетия назад. «Теперь мы можем видеть визуальное сходство между этими новыми находками и непроисходящими предметами в европейских музеях», — говорит он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *