Астрономия в школах 2018: Астрономия как обязательный предмет | Департамент образования

АСТРОНОМиЯ в стандарте. А ваша школа включила астрономию в образовательную программу? – Учительская газета

​Министерством образования и науки РФ приказом №613 от 29 июня 2017 года внесено изменение в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, согласно которому учебный предмет «Астрономия» включен в обязательную часть содержания среднего общего образования. А если в стандарт внесены изменения, образовательные организации должны привести в соответствие со стандартом свою основную образовательную программу среднего общего образования.

Итак, в содержание предметной области «Естественные науки» среднего общего образования включена астрономия! Учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология» на базовом уровне потеснились и поделились с астрономией учебным временем ученика. «Откуда взялась астрономия и почему она свалилась на нашу голову?» – размышляют учителя. Уточняем. Астрономия ранее была предусмотрена стандартом в соответствии с п. 18.3 ФГОС СОО как дополнительный учебный предмет или курс по выбору обучающихся в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность. А теперь включена в обязательную часть содержания среднего общего образования. Обязательная часть? Что это значит? Значит – обязательна к освоению каждым учащимся на уровне среднего общего образования. А это в свою очередь значит, что школе надо разработать рабочую программу по астрономии, раскрыть содержание и спланировать результаты освоения этой программы. Стандартом описаны предметные результаты освоения базового курса астрономии. По замыслу у выпускника школы в дополнение ко всем иным требованиям к среднему общему образованию выпускника будет сформировано представление о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, а также ее пространственно-временных масштабах. Очевидно, что современный школьник в XXI веке должен понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений, должен овладеть основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенно пользоваться астрономической терминологией и символикой. Для того чтобы не впадать в научные заблуждения, отличать астрономию от астрологии, звезд шоу-бизнеса от космических звезд. И, вероятно, это усилит значимость просвещения в ответ на известное изречение М.В.Ломоносова: «Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна». В полной мере очевидно, что в век цифровой эволюции, научно-технического прогресса астрономия возвратилась, чтобы вернуть поколение к новым мечтам о звездных завоеваниях и космическим прорывам. И в связи с этим изучение астрономии в 10-11-х классах должно сформировать представление о ее значении в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; вернуть выпускников к космическим мечтам и прорывам международного сотрудничества в этой области. А как без этого? Многочисленные социологические опросы молодых людей на улицах городов в последнее десятилетие представляли печальную статистику дремучих заблуждений и поруганной чести старших поколений, в большей степени владеющих представлениями о космосе и бесконечности познания мира и Вселенной. Что теперь делать школам? Давайте внимательно вместе почитаем стандарт. Включение астрономии в обязательную часть обязывает школы к соблюдению требований к учебному плану, в соответствии с чем количество часов учебных занятий за 2 года освоения основной образовательной программы среднего общего образования на одного обучающегося не изменяется, оставаясь в рамках требований ФГОС: а именно не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). Следовательно, каждая школа обязана внести изменения в свою основную образовательную программу, включив астрономию в учебный план, исходя из действующего объема часов, перераспределив количество часов по предметам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Каждая школа должна согласовать и утвердить программу в порядке, установленном локальными нормативными актами школы, и приступить к реализации в текущем учебном году. То есть если приказ вышел в июле 2017 года, то исполнять надо уже в 2017-2018 учебном году. Особенно тем школам, кому предстоит аккредитация программ среднего общего образования.Нужно ли школе ждать распорядительных документов от учредителя или дополнительных указаний и методических рекомендаций о включении астрономии в образовательную программу? В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. Общеобразовательные организации также руководствуются приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1015, в соответствии с п. 9 которого «общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями». Таким образом, разработка и утверждение образовательной программы, а также внесение в нее изменений и дополнений в соответствии с изменениями в ФГОС – обязанность и ответственность образовательной организации. При этом, включая астрономию в общеобразовательную программу 10-11-х классов, школа должна разработать полный комплект документов, который в соответствии с п. 10 вышеупомянутого приказа №1015 включает учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников.Следует подчеркнуть, что в соответствии с ФГОС среднего общего образования учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов – предметов по выбору из обязательных предметных областей. Учебный план профиля должен содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Астрономия, включенная в обязательную часть на базовом уровне, по решению школы может быть также дополнительно включена в учебный план профиля (естественно-научного или углубленного изучения дисциплин данной предметной области).Так-так-так. Осмотримся дальше. Обязательными требованиями ФГОС являются требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Значит, обязательно нужно выполнить материально-технические условия по оснащению кабинетов для учебной и проектной деятельности, а также требования к обеспечению учебными пособиями – не менее 1 учебника на каждого обучающегося в соответствии с Федеральным перечнем учебников.Следует отметить, что приказом Министерства образования и науки РФ №581 от 20 июня 2017 года в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включен учебник по астрономии для 10-11-х классов (автор В.М.Чаругин), выпущенный издательством «Просвещение». Значит, нужно немедленно этот учебник закупить и использовать его в работе.Школа должна выполнить еще одно важное требование пункта 22 ФГОС СОО – кадровые условия. В связи с появлением нового обязательного предмета школа обязана обеспечить реализацию программы квалифицированными кадрами, а значит, уровень квалификации учителей и непрерывность их профессионального развития должны соответствовать стандарту при реализации учебного предмета «Астрономия». Ну, понятное дело, учителей астрономии в стране еще никто не готовит. Поэтому учителя, имеющие высшее педагогическое образование по специальности, соответствующей предметной области естественно-научных дисциплин, для преподавания астрономии должны пройти повышение квалификации в части освоения требований ФГОС, содержания и методики преподавания астрономии в школе. Надо осмотреться в системе повышения квалификации – где разработаны и предложены эти программы. А сегодня на рынке образовательных услуг они уже есть.Вслед за этим, без сомнения, появятся предметные олимпиады, вовлечение школьников в научные исследования вузовской науки. Включение астрономии в содержание обязательной школьной программы должно послужить научному просвещению наших школьников. Специалисты Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга, ведущего мирового астрономического центра, работающего в структуре МГУ имени М.В.Ломоносова, иллюзий по этому поводу не испытывают. В силу академической строгости и широты исследовательской тематики и подготовки астрономических кадров высшей квалификации они убеждены, что, для того чтобы хорошо заниматься астрономией, нужны очень прочные и системные знания по математике и физике. Открылась бездна – звезд полна. Астрономия, ты не одна!

Как проходят уроки астрономии в московских школах

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

15.02.2018 23:48

Рубрика:

Общество

На уроке астрономии в столичной школе можно напечатать новую планету

Ангелина Зеленькова,Сергей Михеев

Школьные уроки астрономии в Москве теперь проходят в новом формате – по проекту “Московская электронная школа” с новым оборудованием, где вместо учительской доски – интерактивная панель, на партах учеников вместо учебников – современные планшеты, а 3D-принтеры печатают планеты! Вчера за парты школы N 2030 сели журналисты и оценили возможности нового оборудования. Еще интереснее оказалось заглянуть на уроки в классы.

Напомню, “Московская электронная школа” – городская программа для учителей, учеников и их родителей. С сентября 2017 года все они могут пользоваться единым электронным журналом и дневниками. Для них доступна библиотека электронных материалов – учебники и пособия по всем предметам. Впрочем, электронный сценарий урока, тестовые задания по предметам, наглядную информацию для более доходчивого и интересного познания любого предмета может предложить теперь каждый горожанин. Благодаря такому подходу возможности, например, изучения астрономии, открылись просто невероятные. В школе N 2030 есть даже свой планетарий!

– Современное оборудование повышает интерес детей к обучению, – рассказала журналистам директор школы N 2030 Наталья Рябкова. – Астрономия сейчас изучается не только в 10-11 классах, но и ее элементы есть уже и в начальной, и в средней школе.

… В 4 “В” идет урок “Окружающий мир”. Еще полгода назад ребята прошли по программе Солнечную систему и планеты, но за два часа, выделенных на тему, учитель заинтересовал детей так, что они захотели узнать буквально все о космосе. Было решено расширить программу и подготовить космические проекты. В результате четвероклассники не только разобрались с химическим составом планет, но и сделали на уроках “Технологии” разноцветные планеты, а для их изучения сконструировали роботов и космические корабли, которые способны даже стрелять в метеориты.

– Наша планета – Уран, она сделана из пенопласта, покрашенного в синий цвет, – показывает “РГ” Амина Касимова и Катя Фризн надвое разбитый шар. – Внутри планеты кинетический песок, который раньше был розовым, но мы его покрасили, потому что ядро Урана должно быть синим. Это единственная планета, которая имеет потухшее ядро и состоит из льда и камня.

Другие маленькие ученые Дуся Демичева и Алиса Сидорова показали в миниатюре Меркурий. Девочки пожаловались, что их главный инженер заболел и не принес космические корабли для изучения планеты. “У нас при себе только работ, напоминающий Валли – мультяшного героя, который из года в год очищает Землю от гор мусора, оставленных улетевшими в космос людьми. Наш робот отличается от Валли тем, что у него есть ускорители для быстрого полета и трубы, по которым течет спирт и очищает его раз в час”.

Уроки астрономии теперь проходят в новом формате

Словом, школьные уроки больше не сводятся к чтению учебника и написанию рефератов. Чтобы посмотреть на звезды или узнать о первооткрывателях космоса, ребята отправляются в куполообразный планетарий. На площади 10 на 10 помещается весь класс – 25 ребят. Здесь они ложатся на спину и смотрят на круглом экране научно-популярные фильмы, которые в нужный момент комментирует преподаватель. К примеру, у десятиклассников так проходят уроки химии, они смотрят, например, фильм о космических веществах. Валерий Иванович Безверхний открывает “РГ” секрет: в этом фильме есть ошибка – сказано, что Вселенная существует 8 млрд лет, а на самом деле – 14 млрд лет: “Ребята это знают, но вот заметят ли они неточность…”.

За стеной планетария у восьмиклассников идет урок “Технологии”. На столах – сложное оборудование: мальчишки собирают марсоход, работают над проектом “Лунная одиссея”.

– Это проект “Роскосмоса”, – поясняет один из мальчишек. – Наша задача – отправить с Земли на Луну роботов, которые соберут данные, и их нужно вернуть обратно.

В будущем этот мальчишка – Антоний Коротков – мечтает проделать все это на настоящей станции.

Российская газета – Столичный выпуск: №35(7498)

ОбразованиеМоскваСтолицаВ регионахРГ-ВидеоРГ-Фото

Главное сегодня

  • МИД Китая представил предложения по урегулированию конфликта на Украине из 12 пунктов

  • Белый дом анонсировал новые санкции против России

  • Росфинмониторинг прокомментировал приостановку членства России в FATF

  • Глава минобороны Блащак: Польские танки Leopard 2 уже находятся на Украине

  • МИД КНДР: Пхеньян может посчитать дальнейшие враждебные действия со стороны США объявлением войны

  • Al Mayadeen: Стратегическое превосходство позволит России победить Запад на Украине

РОСТ – Образовательные ресурсы по астрономии

Ресурсы школы РОСТ 2018

Дом / Ресурсы школы РОСТ 2018

Школа астрономии РОСТ 2018

На этой странице размещены учебные материалы школы астрономии РОСТ 2018.

Было двенадцать уроков, посвященных различным аспектам наблюдений, обработки и анализа данных, относящихся к астрономии с несколькими мессенджерами и астрономии во временной области. Для каждого урока есть лекция, знакомящая с концепциями и наукой по теме, а также интерактивный модуль Python. которые вы можете скачать.

Модуль python содержит блокнот Jupyter Notebook с аннотированным кодом python и ряд различных упражнений для учащихся выполнить самостоятельно. Модуль python также содержит инструкции по установке и соответствующие наборы данных наблюдений, необходимые для выполнять упражнения с различных телескопов по всему миру. Модули перечислены в порядке их появления в школьной программе, но каждый из они автономны и могут быть загружены и запущены отдельно.

Кнопка «Быстрый просмотр» обеспечивает предварительный просмотр каждого из блокнотов Jupyter. решения, чтобы дать представление о том, что охватывает блокнот, но для выполнения упражнений и выполнения урока локально пользователь должен загрузить модуль. Нажав кнопку «Загрузить», вы сможете загрузить файл tar.gz, содержащий модуль.

Если вы хотите скачать все модули сразу, нажмите на кнопку ниже.

 

Если у вас есть вопросы о ресурсах, размещенных здесь, вы можете связаться с нами по адресу [email protected]. Мы постараемся ответить на ваши вопросы, но обратите внимание, что, хотя мы делаем наши материалы доступными для студентов и преподавателей, у нас нет ресурсов, чтобы предлагать постоянную поддержку.

 

Основы Python

Познакомить пользователя с основами использования Python. Включает в себя базовый анализ фотометрических данных с использованием астропсии.

Быстрый просмотр

Локализация гравитационных волн и сопоставление галактик

Узнайте, как использовать локализации LIGO/Virgo и сопоставлять галактики.

Быстрый просмотр

Подготовка к сеансу наблюдения

Продемонстрируйте, как планировать наблюдения перед сеансом наблюдения.

Быстрый просмотр

Анализ данных в рентгеновской астрономии

Этот модуль демонстрирует, как можно использовать рентгеновские данные для создания изображений, спектров и кривых блеска наблюдаемых источников.

Быстрый просмотр

Уменьшение изображения

Обработка необработанных изображений с телескопа видимого диапазона и подготовка их для фотометрического анализа

Быстрый просмотр

УФ-, оптическая и ИК-фотометрия

Измерение фотометрических потоков по данным астрономических ультрафиолетовых, оптических и инфракрасных изображений.

Быстрый просмотр

Вычитание изображений

Узнайте, как выполнять вычитание изображений для обнаружения астрономических переходных процессов на нескольких последовательных изображениях.

Быстрый просмотр

Оптическая и инфракрасная спектроскопия

Извлеките одномерный спектр из двумерного изображения спектра с длинной щелью, определите решение для длины волны, а затем измерьте красное смещение цели.

Быстрый просмотр

Методы анализа кривых блеска переменных звезд

Определение периодического поведения зашумленных данных наблюдений для построения кривых блеска

Быстрый просмотр

Астероиды

Вычислите скорость обнаружения быстро движущихся астероидов, астероидов, которые проходят на расстоянии ~20 лунных расстояний от Земли и оставляют следы/полосы на астрономических изображениях.

Быстрый просмотр

Радиоанализ I

Исследование радионаблюдений, интерферометрия и синтез изображений

Быстрый просмотр

Радиоанализ II

Получение и анализ данных кривой блеска для радиоволн, подгонка к ним нарушенного степенного закона.

Быстрый просмотр

РОСТ Зимняя школа 2018

РОСТ Зимняя школа 2018

3-5 декабря | IITB, Мумбаи, Индия
Все материалы астрономической школы РОСТ 2018 теперь размещены в Интернете.

Посмотреть и скачать

 

Обзор

Зимняя школа РОСТ представляет собой трехдневную интенсивную программу с короткими лекциями, за которыми следуют интерактивные практические занятия. который познакомит студентов с методами и стратегиями многоволновых последующих наблюдений за переходными явлениями, такими как гамма-излучение. взрывы, сверхновые и гравитационные волны. Астрономия во временной области переживает подъем благодаря передовым текущим и будущим средствам исследования переходных процессов. такие как Zwicky Transient Facility и Большой синоптический обзорный телескоп. Эти опросы предоставят обширные наборы данных потенциально интересных переходных кандидатов. Выбор многообещающих кандидатов и проведение эффективных последующих наблюдений является ключом к новым открытиям. Зимняя школа РОСТ соберет экспертов со всего мира, которые будут систематически знакомить студентов с фотометрическими и спектроскопическими наблюдениями на разных частотах (от рентгеновских до радио). На практических занятиях будут представлены различные пакеты программного обеспечения, и студенты будут выполнять анализ данных на реальных наборах данных с использованием Python. Зимняя школа это предназначен для студентов старших курсов и аспирантов, изучающих физику и астрономию.

Зимняя школа РОСТ проходит с 3 по 5 декабря 2018 года в кампусе Индийского технологического института в Бомбее, Мумбаи, Индия.

Регистрация

Регистрация на зимнюю школу закрыта. Заявки будут рассмотрены комитетом по РОСТУ, и успешные кандидаты будут уведомлены в начале ноября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *