Болонська система: Болонская система обучения

Болонская система оценивания (баллы ECTS)

Болонская система оценивания (баллы ECTS)

В этой статье узнаем, что такое болонская система, чем она отличается от нашей системы высшего образования и системы образования в США; познакомимся с системой оценивания ECTS и другими интересными особенностями европейской системы высшего образования. В таблице ниже можно посмотреть, как переводятся баллы ECTS в 5-ти и 100-бальную систему (и наоборот). Ниже представлен список некоторых европейских университетов:

– университеты Германии

– университеты Чехии

– университеты Словакии

– университеты Словении

– университеты Швеции

– университеты Португалии

 

Болонская система, о которой сейчас так много говорят, имеет свою историю… Европейская интеграция в сфере высшего образования началась в 70-х годах, но важнейшим событием в этом направлении было подписание представителями 29 стран Европы Болонской декларации в июне 1999-го года в итальянском городе Болонья.

На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 48 стран, в т.ч. не только европейские. На сегодняшний день полный список стран-участниц Болонского процесса выглядит так (в хронологическом и алфавитном порядке):

1999-й год – Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

2001-й год – Кипр, Турция, Хорватия.

2003-й год – Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Сербия,

2005-й год – Азербайджан, Армения, Грузия, Украина, Молдова

2007-й год – Черногория

2010-й год – Казахстан

2015-й год – Беларусь

 

Причины, которые побудили начать процесс унификации высшего образования в Европе, следующие:

– постепенное утрачивание европейской системой высшего образования своих позиций перед системой образования в США;

– регулирование соотношения будущих специалистов на рынке труда стран Евросоюза.

Первая причина вела к тому, что европейские университеты начали проигрывать в борьбе за потенциальных студентов (в первую очередь, конкурентам из США). Прямое следствие этого – потеря прямых инвестиций в образовательную систему (образование во многих европейских ВУЗах платное). Более отдалённые (но не менее важные) последствия – потенциальная потеря высококвалифицированных кадров.

Необходимость регулирования рынка труда (вторая причина создания единой европейской системы высшего образования) становится всё более актуальной в современной экономической ситуации в Европе.

 

Теперь более подробно о самой Болонской системе… Болонская система предполагает два цикла обучения: предварительный и выпускной. Предварительный цикл обучения длится минимум 3 года и соответствует степени бакалавра. Эта степень является базовым высшим образованием, и диплом бакалавра даёт возможность его обладателю устраиваться на работу именно как специалисту с высшим образованием. Кроме того, бакалавр имеет возможность продолжить обучение (ещё 2 года) и получить степень магистра (полное высшее образование). Есть ещё один образовательный цикл – аспирантура, но этот цикл не входит в программу, регулируемую Болонской системой. Сроки обучения могут различаться в разных странах и разных университетах по продолжительности, поскольку общая европейская система высшего образования пока не предполагает полного унифицирования. Кроме этого, сохраняется понятие престижности университета, и, как следствие, сохранение сложившихся в них традиций, что уже само по себе подразумевает различия в обучении. Поэтому единая европейская система высшего образования достаточно условная в своей унификации.

 

Отдельно следует сказать о европейской системе оценивания ECTS (системе зачётных единиц, или кредитов) – European Credit Transfer System (ECTS). Кредит – это условная единица, характеризующая объём выполненной студентом академической работы во всех её формах: посещение лекций и семинаров, контрольные и экзаменационные работы, практика, самостоятельное обучение и т. д. Весь учебный год в европейских университетах длится от 36 до 40 недель и включает в себя 60 кредитов. Он разделён на модули, которые имеют определённое количество таких единиц (как правило, 5-6 кредитов), что позволяет оценить количество пройденного материала студентами в учебных дисциплинах независимо от университета. Таким образом, кредит является

количественной характеристикой учебного процесса. Кроме количественной, существует ещё и качественная характеристика учебного процесса в рамках Болонской системы. Поскольку студенты европейских ВУЗов, участвующих в Болонском процессе, имеют возможность начать обучение в одном университете, а продолжить в другом (к примеру, если там сильнее кафедра), то для определения уровня знаний при таком переходе необходима конвертация внутренних систем оценок, в связи с чем и была разработана 7-бальная шкала оценок ECTS: A, B, C, D, E, FX, F – где первые 5 считаются достаточными для получения кредитных баллов, а последние 2 – недостаточными. Это так называемая балльно-рейтинговая система. Однако здесь всё не так просто, как может показаться с первого взгляда. Согласно таблице ECTS, все сдавшие экзамен или зачёт студенты по результатам успеваемости делятся на 5 групп (в порядке убывания): 10% самых успешных студентов получают оценку А, следующие 25% – В, 30% – С, 25% – D и 10% – Е. Эта рейтинговая шкала является весьма относительной. Приведу простой пример: изучаемый курс какого-либо университета имеет мало студентов, большая часть которых весьма успешно сдала экзамен. При этом их надо в любом случае разделить на 5 категорий и отметку «Е» получат студенты, которые сдали экзамен практически так же, как и получившие отметку «А». Ещё хуже будут обстоять дела, если возникнет противоположная ситуация – т.е. большинство студентов сдали экзамен на весьма слабом уровне, но при этом 10% из них должны получить оценку «А» (т.е. «отлично»). В последнем случае ценность такого специалиста с отличием будет весьма сомнительна. Следует подчеркнуть, что эта система пока не является обязательной для внутренних систем оценивания разных ВУЗов, в которых действуют национальные шкалы оценок (подробнее о национальных системах образования европейских стран читайте на нашем форуме).
Есть другой способ конвертации внутренних систем оценивания в систему ECTS, применяемый европейскими университетами. Его суть состоит в градации собственных шкал оценок на 5 категорий, соответствующих 5-ти группам оценок ECTS. Этот способ также имеет свои недостатки. В первую очередь, нет единой для всех университетов шкалы даже в рамках одной национальной системы. В качестве примера можно привести исследования среди 5-ти французских университетов, каждый из которых по-своему распределял систему баллов по категориям шкалы ECTS. Ещё более показательный пример можно привести на примере финской и шведской образовательных систем. Финская система – 3-х бальная, и, если университет не использует промежуточные оценки, то распределить студентов из 3-х оценочных категорий в 5 категорий шкалы ECTS достаточно сложно. В шведской системе вообще вербальная система оценивания: «сдано условно», «сдано» и «сдано с отличием» и перевести эти выражения в 5 букв шкалы ECTS ещё сложнее.

 

                          Болонская система оценивания в Украине

 Болонская система оценивания была внедрена в Украине в 2005 году. Чтобы оптимизировать и облегчить процесс оценивания, была также представлена Европейская Система Трансфера Кредитов (ECTS – European Community Course Credit Transfer System). Система помогает перевести и понять оценки и успеваемость студента при поступлении в университеты за границей. Единственное условие – годовая нагрузка студента должна составлять не менее 60-ти кредитов. Система основана на принципах взаимного доверия и точного выполнения условий оценивания ECTS-кредитов и оценок (1 кредит соответствует 8 часам преподавательской деятельности).

В данной таблице можно более подробно рассмотреть, что собой представляет болонская система оценивания и чем она отличается от привычной нашей системы:

По шкале    ECTS   

Значение

5-бальная система

100- бальная система

А

Работа выполнена практически без ошибок

5 (отлично)

90-100

В

Выше среднего, очень хорошо, с несколькими ошибками.

4 (хорошо)

80-89

С

Хорошо, с несколькими значительными ошибками.

4 (хорошо)

65-79

D

Посредственно, со значительными ошибками.

3 (удовлетворительно)

55-64

Е

Соответствует минимальным критериям оценивания.

3 (достаточно)

50-54

FX

Для получения кредита необходимы определенные доработки.

2 (неудовлетворительно)

35-49

F

Для получения кредита нужно еще хорошенько поработать.

2 (неприемлемо)

1-34

 

 

Кроме трансферной (конвертационной) функции, кредитно-модульная система имеет ещё и накопительную функцию (в полном значении ECTS расшифровывается как European Credit Transfer and Accumulation System). Эта функция состоит в том, что студент может закончить курс (или всего несколько модулей курса) по одной дисциплине, затем перевестись на другую дисциплину или факультет и закончить его, а после этого продолжить обучение с того модуля или курса, перед которым он перевёлся на другую специальность. Те накопленные кредиты по пройденным модулям сохраняются в силе. В теории количество таких пройденных модулей или курсов неограниченно и студент может учиться бесконечно долго, да ещё и разным специальностям. На практике это несёт в себе снижение качества обучения. Для примера можно представить студента, закончившего 2 курса медицинского университета (не важно, какой факультет), получил за них 120 кредитов, затем перевёлся на юридический факультет и закончил его (даже бакалавром, но всё равно минимум 3 года). За эти 3 года, забыл, естественно, бóльшую часть тех 2 курсов по медицине. В том случае, если он захочет продолжить обучение, то качество знаний будет значительно ниже, чем в случае непрерывного обучения.

Исходя из всего вышеперечисленного, назвать идеальной систему ECTS нельзя, но она на сегодняшний день единственная относительно успешно функционирующая система в Европейском пространстве высшего образования. В целом, болонская система имеет ряд преимуществ перед нашей системой (в первую очередь – свобода выбора). Есть, разумеется, и недостатки в европейской системе высшего образования, но их гораздо меньше, чем тех преимуществ, которые появились после подписания Болонской декларации.

 

Видеоуроки для самостоятельного изучения английского:

https://www.youtube.com/channel/UCWLUh25lvuB012_pMvaBVqg/playlists

Что мы знаем о Болонском процессе? Плюсы и минусы реформы образования

 

Основным заданием Болонского процесса является создание общей зоны европейского образования. Конечной целью создания общей зоны европейского образования является обеспечение возможности свободного передвижения студентов и работников между странами Европейского Союза. Обеспечить такую возможность можно лишь при условии введения единых стандартов и критериев обучения и оценивания студентов. Единые стандарты, в свою очередь, обеспечиваются разработкой кредитно-трансферной системы, при которой каждой дисциплине присваивается определенное количество кредитов, что позволяет засчитывать студенту уже прослушанные дисциплины и не «пересдавать» их в случае перемещения в другой вуз. Кредит определяет объем нагрузки, которую должен выполнить студент, чтобы усвоить ту или иную дисциплину и получить соответствующую компетентность. Более того, кредиты сохраняются пожизненно, а следовательно, обеспечивают не только мобильность студента, но и накопление новых знаний на протяжении жизни. В конечном итоге Болонский процесс направлен на обеспечение саморазвития личности на протяжении всей жизни.

На достижение этих результатов и направлены все реформы, которые проводятся в рамках Болонского процесса, но, к сожалению, четкого понимания конечной цели, которая должна быть достигнута в ходе этих реформ, у большей части населения еще нет. Причем эта проблема касается не только Украины. Так, в 2008 году состоялись масштабные митинги против реформы в Испании, поскольку Болонская система, будучи более требовательной к времени, отводимому на обучение, мешала им параллельно работать (значительное количество часов, которые отводятся на самостоятельное обучение в рамках Болонской системы образования, предназначены для работы с дополнительной литературой, решение тестов, написание рефератов, это не свободное время, как может показаться современным украинским студентам). В том же 2008 году в Хорватии протестовали против «поверхностного проведения реформ». Как отмечают специалисты, в большинстве стран система образования изменяется лишь физически (происходит деление на магистрат и бакалаврат), при этом тип мышления и отношения к образованию остаются без изменений1.

В Европе сегодня высказываются мнения и о том, что Болонская система образования хуже ранее существовавшего традиционного образования в каждой стране, которое было направлено на формирование личности, а не работника, что Болонская система воспитывает людей, не владеющих критическим мышлением, и тому подобное. Такое мнение тоже имеет право на

существование, но в каждом деле необходима системность, и уж если если страна избирает для себя определенный путь развития, она должна быть последовательной, особенно в вопросах воспитания будущего поколения.

Украина присоединилась к Болонской конвенции в 2005 году, но ощутимы ли сегодня реальные изменения в системе образования? Реальные реформы начались лишь в прошлом году, но чаще всего процесс воплощения задекларированных идей в жизнь носит ярко выраженный формализованный характер. Кроме того, далеко не каждое из предложенных мероприятий, которые планируются и осуществляются в процессе реформирования, являются достаточно эффективными.

Так, например, свободный выбор дисциплин студентами должен обеспечиваться путем проведения опроса и, в идеале, учетом пожеланий каждого отдельного студента. И уж тем более выбор специализации должен быть сознательным шагом каждого студента, тогда как на практике встречаются случаи административного решения вопроса относительно будущей специализации студента2.

Реформа образования предполагает активное участие студента в учебном процессе, в том числе оценке качества преподавания. Участие в оценке качества преподавания со стороны студентов обеспечивается проведением опроса студентов относительно пожеланий улучшения материалов курса, доступности преподавания и качества оценивания. Часто в таких случаях используется система анонимного анкетирования после завершения курса. Анонимное анкетирование учитывает такие пункты, как: готовность лектора к диалогу и реагированию на пожелание аудитории; качество преподавания материала, его доступность; структура и содержание учебного курса, его соответствие требованиям бизнес-среды; технические и организационные условия осуществления учебного процесса; эффективность системы оценивания. Однако в таком подходе содержится опасность несправедливого отношения студентов к требовательному (в хорошем смысле) преподавателю, поэтому в университетах США, например, анонимное анкетирование сочетается с посещением занятий специально назначенными лицами, основные функции которых заключаются в обеспечении объективности оценивания уровня преподавания.

Еще один аспект, который нуждается в совершенствовании в ходе проведения реформ это требования к студентам, в частности, оценивание результатов учебных достижений студентов. В большинстве случаев страны-

участницы Болонской конвенции просто переводят оценки из предыдущей системы в ECTS кредиты, используя математические формулы. Это имело место, например, в Литве, где национальные кредиты были просто перечислены по математическому принципу, что, в действительности, совершенно не отображает отводимой для освоения дисциплины нагрузки и результатов обучения. В некоторых странах (Украина также относится к их числу) продолжает параллельно существовать национальная система оценивания, что создает несоответствие при попытках сравнения двух систем и порождает проблемы с пониманием не только на уровне Европейского Союза, но и в пределах самих стран. Между тем распределение кредитов ECTS должно быть основанным на результатах обучения и нагрузке, где результаты обучения по образовательной программе разработаны для описания учебной деятельности, а нагрузка – это оценка всего времени, которое нужно студентам для достижения определенных результатов обучения.

В завершение отметим, что реальное реформирование юридического образования в Украине должно осуществляться не формализованными подходами к воплощению идей кредитно-трансферной системы, а коренными изменениями на уровне сознания, которые должны проявляться для преподавателей в понимании необходимости достижения качественного результата – подготовки работников, которые будут востребованными на рынке труда, а для студентов – в замене коллективной ответственности на личную, понимании, что время, проведенное в вузе, отведено на получение необходимых компетентностей, которые обеспечат ему конкурентоспособность на рынке труда и от которых зависит его последующее саморазвитие как специалиста в своей отрасли. Главным направлением Болонского процесса для нас должна стать либерализация высшей школы, обучение студентов принципам воли и одновременно ответственности за свой выбор. Западная практика показывает, что выбор студентом курса на основе личного интереса мотивирует его на учебу. Однако, к сожалению, в нашей стране пока еще складывается другая ситуация: студенты по привычке выбирают для себя самые простые пути решения проблем, в результате проведенных опросов было установлено, что студенты массово избирают как можно более легкие дисциплины (это особенно удручает с учетом того, что анализ проводился относительно студентов медицинских специальностей).

Автор:  к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Национального университета «Одесская юридическая академия» Некит Е.Г.

Ссылки:

1. Зубченко Я. Болонська система «по-українські»: лінь та маніпуляція [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://osvita.ua/vnz/52421

2. Зубченко Я. Болонська система «по-українські»: лінь та маніпуляція [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://osvita.ua/vnz/52421

3. Токар В.В. Студентоцентризм у системі внутрішнього забезпечення якості освіти: імплементація в Україні досвіду університетів США / В.В. Токар // Студентоцентризм у системі забезпечення якості освіти в економічному університеті : зб. матеріалів Всеукр. наук.-метод. конф. за міжнар. участю, (Київ, 2–3 берез. 2016 р.). – Київ : КНЕУ, 2016. – С. 43-45

 

4. Bologna with students eyes. Structural reforms [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://bwse2015.esu-online.org/Structrual+Reforms

Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования

Что такое Болонский процесс?

Болонский процесс направлен на обеспечение большей согласованности систем высшего образования по всей Европе.

Создано Европейское пространство высшего образования, чтобы облегчить мобильность студентов и сотрудников, сделать высшее образование более инклюзивным и доступным, а также сделать высшее образование в Европе более привлекательным и конкурентоспособным во всем мире.

В рамках Европейского пространства высшего образования все страны-участницы согласились:

  • внедрить трехступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата, магистратуры и докторантуры
  • обеспечить взаимное признание квалификаций и периодов обучения за границей, завершенных в других университетах
  • внедрить систему обеспечения качества, чтобы повысить качество и актуальность обучения и преподавания

Почему важен Болонский процесс?

В рамках Болонского процесса правительства европейских стран обсуждают реформы политики в области высшего образования и стремятся преодолеть препятствия для создания Европейского пространства высшего образования.

Болонская реформа является ключом к созданию необходимого доверия для успешной учебной мобильности, трансграничного академического сотрудничества и взаимного признания периодов обучения и квалификаций, полученных за границей. Повышение качества и актуальности обучения и преподавания также является основной миссией Болонского процесса. Однако осуществление этих реформ происходит неравномерно в 48 странах-участницах.

Болонский процесс также обеспечивает форум для диалога с соседними странами по реформам высшего образования и вопросам, связанным с общими академическими принципами, такими как независимость университетов и участие студентов в деятельности гражданского общества. Он стал важным пространством для мягкой дипломатии с соседними странами на Западных Балканах (за исключением Косово), странами Восточного партнерства, Турцией и Россией, а также многими другими странами.

Что делает ЕС для поддержки реформы высшего образования?

С момента запуска программы Erasmus около 30 лет назад Комиссия вместе с национальными властями, высшими учебными заведениями, студентами и другими заинтересованными сторонами инициировала более интенсивное и структурированное сотрудничество между европейскими высшими учебными заведениями.

По мере быстрого роста потребности в студенческой мобильности стало ясно, насколько сложно отдельным учебным заведениям признавать периоды обучения в разных национальных системах высшего образования с разными структурами степеней и разными академическими традициями.

Болонский процесс, начиная с Сорбоннской и Болонской деклараций, был ответом национальных правительств на проблемы, связанные с мобильностью европейских студентов и выпускников.

Комиссия является полноправным членом Болонской последующей группы и ее правления, которое поддерживает выполнение решений Болонских министерских конференций.

В реформировании систем высшего образования в государствах-членах ЕС и за его пределами достигнут значительный прогресс, о чем свидетельствуют регулярные отчеты о реализации.

Министры образования также приняли Парижское коммюнике, в котором изложены приоритетные направления деятельности в этой области на ближайшие годы. В коммюнике изложено совместное видение министров образования 48 европейских стран в отношении более амбициозного европейского пространства высшего образования к 2020 году.

В нем содержится призыв к: образование, исследования и инновации

  • для обеспечения стабильного будущего посредством высшего образования
  • Кроме того, в коммюнике подчеркивается необходимость более эффективной поддержки, позволяющей уязвимым и недостаточно представленным группам получить доступ к высшему образованию и преуспеть в нем. Эти амбиции соответствуют цели ЕС по созданию Европейского образовательного пространства к 2025 году, чтобы способствовать мобильности и академическому признанию квалификаций для всех граждан ЕС.

    Следующая Министерская конференция Болонского процесса состоится в июне 2020 года в Риме.

    Для получения дополнительной информации о роли ЕС в развитии Болонского процесса и его прогрессе в создании Европейского пространства высшего образования см. брошюру ЕС в поддержку Болонского процесса.

    Что такое Болонский процесс? – UOZ

    Концепции и реализация Болонского процесса:

    Этот веб-сайт является попыткой предоставить руководство по ВР в целом. Кроме того, он направлен на создание четкой картины для заинтересованных сторон, чтобы иметь полное представление о реализации и структуре этой системы в Университете Захо.

    Что такое Болонский процесс?  Болонский процесс – это межправительственный процесс реформирования высшего образования, в котором участвуют 48 европейских стран и ряд европейских организаций, в том числе EUA. Его основной целью является повышение качества и признания европейских систем высшего образования, а также улучшение условий для обмена и сотрудничества в Европе, а также на международном уровне.

    Прежде чем описывать реализацию УОЗ Болонского процесса, в данной статье даются определения основных концепций ВР.

    Болонская декларация, направленная на консолидацию системы высшего образования в Европейском регионе, была подписана 29 министрами высшего образования европейских стран в 1999 г. Этот процесс разработан как попытка повысить конкурентоспособность европейских университетов во всем мире и усилить их привлекательность. . Тем не менее, основные цели заключаются в том, чтобы облегчить мобильность студентов в европейских университетах, обеспечить большую прозрачность системы образования и повысить взаимное признание квалификаций.

     Болонский процесс – это межправительственный процесс реформирования высшего образования, в котором участвуют 48 европейских стран и ряд европейских организаций, в том числе EUA. Его основной целью является повышение качества и признания европейских систем высшего образования, а также улучшение условий для обмена и сотрудничества в Европе, а также на международном уровне.

    Цели BP @ UoZ :

    Университет Захо намерен достичь следующих целей посредством принятия Болонского процесса высшего образования:

    1. Ориентация на глобализацию в университетском образовании.
    2. Принятие международных стандартов оценки деятельности университета по критериям Болонского процесса.
    3. Получение международного признания.
    4. Обеспечение прозрачности оценивания учащихся.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *