Болонская система обучения: Болонская система образования: что это, особенности в России

Болонская система образования: что это, особенности в России

Болонскую систему в России и критиковали, и ждали от нее новых перспектив. В вузах учат бакалавров и магистров, но оказывается, этим система не исчерпывается. Разобрались, что такое Болонский процесс и чем он интересен

6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Об этом решении Болонская группа объявила еще 11 апреля. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране. Разбираем, как устроен Болонский процесс и как он работал в России.

Что такое Болонская система образования

Болонский процесс — это движение по созданию Европейского пространства высшего образования. Процесс был запущен в 1999 году с подписания Болонской декларации, которое состоялось 19 июня в университете итальянского города Болонья, откуда декларация и процесс получили свое название.

Создание Европейского пространства высшего образования подразумевает единую систему образования, которая тоже называется Болонской и часто словосочетание «Болонский процесс» подразумевает именно систему образования, а не международное сотрудничество в образовательной сфере. Болонская система образования — это концепция единого стандарта получения высшего образования по схеме «3+2+3». Иными словами, состоит из трех ступеней.

  • Первая ступень образования, на которой студент получает широкую специализацию — бакалавриат — длится 3 (но чаще все-таки 4) года.
  • Следующая, вторая ступень — магистратура — более узкая специализация по выбранному направлению (она может быть как продолжением направления бакалавриата, так и быть смежной, например, можно получить степень бакалавра по биохимии в Гейдельбергском университете, а потом либо продолжить изучать биохимию либо переключиться на фармакологию, скажем, в Оксфордском университете. Обучение в магистратуре занимает обычно от 1 до 3 лет.
  • Третья ступень — ученая степень, докторантура. Не стоит путать с отечественной докторантурой, в которую приходят люди, уже имеющие ученую степень кандидата наук. Болонская докторантура скорее соответствует российской аспирантуре. Это получение совсем узкой специализации путем исследования малоизученной темы и представления на суд ученого совета докторской диссертации, например, «Религиозная жизнь острова Родос в классическую и эллинистическую эпохи».

История Болонской системы

В 1986 году старейший в мире Болонский университет в преддверии своего 900-летия выступил с инициативой подписания университетской Хартии, которая бы способствовала мобильности научных и преподавательских кадров, специалистов и способствовала бы унификации содержания образования и документов, подтверждающих его. Великая Хартия университетов была подписана в Болонье в 1988 году на праздновании девятивекового юбилея университета. На сегодняшний день Хартию подписали 947 университетов из 94 стран.

В основу Хартии положены четыре главных принципа:

  1. Автономия и независимость университетов, лежащих в основе трансляции культуры через поколения.
  2. Неразделимость преподавательского и исследовательского процессов.
  3. Свобода в исследованиях и профессиональной подготовке и полное отвержение нетерпимости в университетской среде.
  4. Признание за университетом ведущей роли по сохранению наследия европейского гуманизма, стремление университета к достижению универсальных знаний и свобода действий вне географических, политических и культурных границ.

В 1998 году на праздновании 800-летия Парижского университета министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании сошлись во мнении, что диверсификация образования мешает процессу европейской интеграции, в частности, в сфере образования и науки. Они подписали Сорбоннскую декларацию, нацеленную на стандартизацию европейского образования. Согласно документу, должны были быть выработаны пути создания унифицированного стандарта образования в Европе для обеспечения мобильности студентов, преподавателей, ученых и просто профессионалов, которые могли бы повышать свою квалификацию.

Объединение образовательного пространства в Европе в определенном смысле — возвращение к истокам университетского образования Классического Средневековья, когда унификация образовательного процесса и квалификации достигалась за счет общих для Западной Европы представлений об образованности и за счет единого языка науки — латыни. В отличие от современности, единого учебного плана по какому-то направлению не существовало, поэтому средневековые студенты могли овладевать начальным этапом — «тривиумом» (грамматика, логика, риторика) сколь угодно долго, прежде чем перейти к следующему этапу — «квадривиуму» (арифметика, геометрия, музыка и астрономия), а потом, наконец (но вовсе не обязательно, ибо даже владея тривиумом можно было расчитывать на хорошую должность), специализироваться на одной из трех «благородных» наук — философии, богословии или юриспруденции.

Университетов было мало, до изобретения книгопечатания и еще довольно долго после него книги были редкостью, как и талантливые профессора, поэтому студенты кочевали по Европе в поисках лучшей для себя образовательной среды.

Следы тогдашнего единства студентов и профессоров остались в студенческом гимне Gaudeamus.

Позже, с развитием национальных государств, нарастала сегментация высшего образования, в разные стороны расходились программы, образовательные стандарты, требования к квалификациям на рынке труда. В конце XX века маятник качнулся в обратную сторону.

Страны Болонского процесса

19 июня 1999 года представители 29 стран подписали Болонскую декларацию. Цели декларации развивали и углубляли принятое годом ранее в Сорбоннском документе: для развития Европы и повышения ее привлекательности в мире необходимо создание единого образовательного пространства через реформы образования в странах, чьи представители поставили свои подписи под документом. Однако, реформы должны проводиться с учетом положений Великой Хартии университетов 1988 года.

Болонская декларация не имеет характера обязательных и жестких юридических обязательств, которые берет на себя страна, подписавшая ее. Этот документ скорее устанавливает некоторые границы, принципы и образ высшего образования.

Всего сегодня в процессе участвуют 48 стран и Еврокомиссия в качестве 49 члена.

  • В 1999 году Болонскую декларацию подписали: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.
  • В 2001 году к ним присоединились Европейская комиссия, Кипр, Лихтенштейн, Турция и Хорватия.
  • В 2003 году Болонскую декларацию подписали Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Россия, Северная Македония и Сербия.
  • В 2005 году список пополнили Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина.
  • В 2007 году присоединилась Черногория.
  • В 2010 году участником Болонского процесса стал Казахстан.
  • В 2015 году последней на данный момент страной-подписантом стала Белоруссия.

Только два государства Совета Европы не участвуют в процессе — Монако и Сан-Марино. Технически Косово не является участником процесса поскольку не подписывала декларацию, однако в силу того, что это частично признанное государство (списки стран как признавших, так и заявивших о непризнании независимости Косово включают государства, чьим мнением сложно пренебрегать), обсуждается вопрос о том, что Косово может быть частью Болонского процесса в специальном статусе, например, гостя или наблюдателя.

Основные положения Болонской системы

Болонская декларация предполагает несколько ключевых шагов для достижения унификации системы европейского образования

Во-первых, должна быть введена система легко читаемых и сопоставимых степеней. Для этого, в частности, необходимо ввести приложение к диплому, в котором бы раскрывалось содержание полученного образования. Помимо возможности менять вузы как между степенями, так и в процессе получения какой-то степени, это должно содействовать международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Во-вторых, система образования в рамках Болонского процесса должна быть основана на двух основных циклах: бакалавриате и магистратуре. Доступ поступательный, то есть для поступления в магистратуру требуется успешное завершение бакалавриата. Его продолжительность — не менее трех лет. Присуждаемая степень должна соответствовать европейскому рынку труда и определенному уровню квалификации. Вторая ступень ведет к получению степени магистра или (в более редких случаях) доктора.

В-третьих, для обеспечения мобильности студентов должна быть введена система кредитов, такая как Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS). Это общеевропейская система учета работы и активности студента в процессе освоения образовательной программы. Образовательный процесс организован так, что накопить нужное количество баллов невозможно, если весь семестр лоботрясничать, а за ночь перед экзаменом все вызубрить. Оценивается работа на семинарах, подготовка проектов и другие промежуточные работы и формы активности. Для успешного завершения года нужно набрать 60 баллов. 1 балл — это примерно 25–30 часов работы. Часы означают не только время, высиженное на лекциях — это также время работы над заданиями дома, поэтому строгой корреляции между баллами и часами нет. В целом, один учебный год — это примерно от 1 200 часов (Великобритания) до 1 800 часов (Германия).

Чтобы получить необходимое количество баллов, студент сам составляет себе учебный план и волен посещать те предметы, которые ему интересны и нужны. Разумеется, чтобы его образование не превратилось в чехарду не связанных друг с другом интересов и любопытствований от библеистики до генетики и от теории графов до палеонтологии, у студента есть куратор, который помогает ему составить план правильно и логично и при этом не взвалить на себя непосильную ношу — набрать нужные 60 баллов за семестр, а следующие полгода работать или ходить на вечеринки.

Плюсы и минусы Болонской системы

Плюсы:

  • Четкие международные стандарты высшего образования в глобализующемся мире.
  • Доступность высшего образования по единой системе, потенциал эгалитарности высшего образования.
  • Мобильность студентов без потери времени и баллов, мобильность преподавателей, исследователей и административно-чиновничьего аппарата.
  • Возможность самому составить себе учебный план исходя из собственных сил и интересов, индивидуализация содержания образования.
  • Рост качества и конкурентоспособности европейских вузов Болонской системы.

Минусы:

  • Опасность по недосмотру куратора составить учебный план так, что полученные квалификации вкупе не будут представлять интерес ни для одного работодателя; потенциальное отсутствие системности в образовании.
  • Диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее (особенно в таких странах как Россия или Белоруссия, где сложно по росчерку пера министра образования забыть все сложившиеся традиции), ставка заработной платы с таким дипломом существенно ниже даже в странах Европы, где к бакалаврам менее предвзятое отношение.
  • Унификация образования и контроля (прежде всего, тестовая система) создает возможность зазубрить необходимый материал, не располагает к критическому мышлению и умению задавать вопросы вместо того, чтобы выбирать ответы из предложенного списка.
  • Возможный отток образованных специалистов в более развитые страны и формирование в этих странах высококонкурентного рынка труда, в противовес менее развитым странам, где будет формироваться дефицит образованных кадров.

Болонская система образования в России

Несмотря на то, что Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, введение образования по двум степеням заняло некоторое время — высшее образование официально совершило переход на Болонскую систему в 2011 году. Однако ряд направлений подготовки в ряде вузов до сих пор осуществляется по старой системе специалитета.

Реформа учебных планов в России, несмотря на 8 лет переходного периода, проводилась «малой кровью» для тех, кто был за нее ответственен. Учебные программы не приводились в соответствие с европейским бакалавриатом — вместо этого резались программы специалитета. В итоге получилось так, что старый отечественный специалитет в России в плане образованности и компетентности приравнивался к магистратуре. В то время как в рамках Болонской системы (а значит, и у европейских работодателей) он ближе к бакалавриату. Компетенции, положенные в основу образовательных программ, тоже отличались от европейских — например, в России бакалавриат так и не стал ориентированным на практическое применение полученных знаний. Именно поэтому рынок труда остался скептически настроен к бакалаврам.

Еще сложнее дело обстояло с переходом на систему кредитов. В ряде вузов была введена балльно-рейтинговая система, по которой за семестр студент мог набрать некое количество баллов (обычно 100), из них на экзамене — меньше половины. Но это не является эквивалентом системы кредитов ECTS. Единственным вузом России, который ввел у себя систему ECTS является «Сколтех».

О гибкости образовательной траектории в России тоже речи не шло. Программы подготовки так и остались косными, и лишь в единицах российских вузов можно говорить о возможности в той или иной мере повлиять на свой учебный план.

В итоге в России при номинальном Болонском процессе так и не сложилась действительно унифицированная система образования, соответствующая заявленным в Декларации стандартам. Неудивительно, что признания дипломов российских вузов наравне с европейскими так и не произошло, а качество высшего образования в пореформенный период снизилось.

В Европе, несмотря на уже более чем двадцатилетнюю историю Болонского процесса, до сих пор остаются критики этого нововведения. Равенство и унификация европейского образования до сих пор где-то на горизонте перспектив, и для многих стран — не только для России — переход до сих пор остается мучительным.

Критика Болонской системы

Болонскую систему критикуют в России — якобы она принесла больше вреда, чем пользы. Однако следует помнить, что Болонский процесс — это не пошаговая дорожная карта реформирования системы образования, но набор принципов, по которым она должна строиться. Реформа, через которую страна входит в Европейское пространство высшего образования, целиком в руках правительства: в Болонской декларации закреплен принцип уважения к национальным системам и традициям образования. Европейская система образования так и не была реализована в России, хотя министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что это «прожитый этап».

Современное образование все больше отказывается от теоретического подхода с лекциями и ориентируется на практику. Бакалавры в Европе ориентированы на рынок труда потому, что набор тех самых кредитов ими происходит не за счет высиживания лекций, а за счет выполнения различных проектов, ориентированных на получение практических навыков.

Одновременно с переходом к Болонской системе в России случился переход от советской системы выпускных и вступительных экзаменов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). В терминах Болонского процесса это два независимых друг от друга явления — Европейская система не требует введения подобной системы экзаменовки абитуриентов. Поэтому отказ от системы ЕГЭ, которую критиковали не меньше, чем Болонский процесс, не следует из анонсированного отказа от Болонской системы. Минобрнауки пока не говорит о том, как будет выглядеть новая система образования. Но в пространстве глобальной мобильности, отрицать которую невозможно, отказ от Болонской системы и уход в свою нишу равносильно пути в изоляцию, как считает профессор МГУ Александр Асмолов.

Болонская система образования: плюсы и минусы

Обучение в большинстве европейских вузов, которое все больше привлекает студентов из России и стран СНГ, ведется в соответствии с Болонской системой. Что это такое и почему это перспективно – быть студентом вуза в стране, подписавшей Болонскую декларацию? Рассказывает автор блога GoStudy Александра Баранова.   

Болонская система обеспечивает студентам удобные условия для получения опыта в других европейских вузах / Фото из архива Карлова университета в Праге

Болонская система образования – концепция, принятая в едином учебном пространстве для ведущих европейских стран, которые подписали Болонскую декларацию в 1999 году.

По данным 2020 года  Болонский процесс объединяет студентов из 48 стран и открыт для присоединения новых членов. Россия вошла в состав участников Болонского процесса в сентябре 2003 года, Украина – двумя годами позже. Казахстан и Беларусь присоединились к договору в 2010 и 2015 гг., соответственно.

Единое учебное пространство создается, исходя из шести базовых положений Болонской декларации.

  1. Принять систему научных степеней, которые будут сопоставимы между учебными заведениями, а также ввести приложение к диплому, где будут перечислены все курсы, которые прослушал выпускник за время учебы. Молодому специалисту будет проще найти работу после окончания вуза.

    Разберем на примере. Студент Костя изучает информатику и получает диплом бакалавра в Германии, одной из стран-участниц Болонского процесса, но не хочет там оставаться, и едет в Италию. Там он может спокойно найти работу, так как его диплом признáют (поскольку в этой стране также действует Болонская система образования), и у работодателей не возникнет сомнений в том, что Костя – «айтишник» с хорошим образованием.

  2. Ввести два цикла обучения – программа бакалавриата (undergraduate) и магистратуры (graduate).

    Костя может получить степень бакалавра в Германии, а потом, поработав несколько месяцев, решить продолжить обучение в Италии, но уже по магистерской программе. При этом ему не нужно будет сдавать что-либо дополнительно, кроме вступительных экзаменов в магистратуру. 

  3. Внедрить специальную систему баллов – кредитную систему (ECTS или European Credit Transfer System). Каждая учебная дисциплина в программе «весит» определенное количество баллов – так называемых кредитов.

    Для перевода на следующий курс или допуска к сдаче государственных экзаменов студенту Косте необходимо набрать определенное количество баллов. Зная эту цифру, он может подобрать предметы так, чтобы не сойти с ума от напряжения во время сессии и в то же время изучать именно те дисциплины, которые ему интересны.

  4. Создать максимально удобные условия студентам и преподавателям, чтобы они могли получать опыт и знания в других европейских вузах.

    Во время учебы Костя может провести пару семестров в зарубежном вузе в качестве обычного студента, например по программе «Эрасмус». Кредиты, которые он получит за прослушанные предметы, будут учтены в его «родном» вузе, при условии, что специальности или направления факультетов перекликаются. Когда он вернется домой, ему не придется «нагонять упущенное» – он просто спокойно продолжит обучение. Такая особенность Болонской системы образования позволит Косте получить драгоценный опыт учебы за рубежом: практика иностранного языка, новые друзья, знакомство с новой культурой и менталитетом, возможные перспективы трудоустройства.

  5. Построить систему обучения так, чтобы критерии и методологии в разных университетах были сопоставимы. 

    Помните, что студент Костя решил получить степень магистра, но уже в итальянском вузе? Так вот в процессе обучения и стажировок он сможет применять все полученные в немецком вузе знания без опасений, что его не поймут или посчитают эти данные устаревшими. И оценивать его учебу будут примерно по тем же критериям, что оценивали в процессе обучения по бакалаврской программе.

  6. Всячески содействовать международным студенческим проектам, поддерживать взаимодействие между вузами, включая учебные программы и научные исследования.   

    В процессе обучения Костя может принять участие в разработке нового мобильного приложения. И для этого соберутся студенты из Италии, Германии, Франции, Австралии и, скажем, Аргентины.

Болонская система одновременно стандартизирует обучение в вузах разных стран и индивидуализирует учебную программу каждого студента

Подведем итог.

В чем заключаются плюсы Болонской системы? 

  • Высшее образование становится более доступным. Студент может родиться в российской глубинке и уехать учиться в Австралию. 
  • Студент может переходить из одного вуза в другой, менять страну обучения, проходить стажировки – и при этом не потеряет ни баллы, ни время. Естественно речь идет лишь о странах, которые присоединились к Болонскому процессу.  
  • Студент может изучать те предметы, которые ему действительно интересны. Таким образом, он не потеряет интерес к выбранной специальности, а наоборот, укрепит его.  
  • В процессе учебы человек сам может установить себе «планку».

Допустим, нашему Косте нужно набрать 150 баллов-кредитов для допуска к ГОСам и защите диплома. Но Костя – парень способный и блестяще владеет навыками тайм-менеджмента. За три года обучения на бакалавриате он умудрился заработать не 150, а 200 баллов. Перечень прослушанных дисциплин будет указан в приложении к диплому. Как думаете, кому отдадут предпочтение при устройстве на работу при прочих равных условиях: Косте с его двумя сотнями баллов или Мише, набравшему минимальное требуемое количество баллов? 

(Этот принцип пока не действует в ряде стран, позже присоединившихся к Болонской системе образования). 

  • В ходе учебы делается акцент на получение профессиональных практических навыков. 

Нашему студенту Косте не придется слушать занудные теоретические рассуждения на лекциях, которые не имеют ничего общего с реальностью. Полученные в вузе знания он сможет сразу применять на практике.   

  • У высшего образования есть четкие стандарты. 

Костя четко понимает, что, сколько и в какие сроки ему нужно сделать и сдать, чтобы получить заветный диплом.    

Разумеется, есть и минусы у данного подхода к образованию.

  • На данный момент Болонская система не работает в российских вузах.  
  • Возможность самостоятельно формировать свое расписание, выбирать предметы и определять даты сдачи экзаменов подходит для организованных личностей. Некоторым это вселяет чувство ложной свободы. Студенты начинают откладывать все на последний момент, пропускать лекции и семинары. Результат предсказать нетрудно. 
  • В рамках Болонской системы многие вступительные экзамены проводятся в формате тестирования. Это не позволяет получить представление об истинном уровне подготовки студента. В конце концов, материал к некоторым тестам можно просто зазубрить. 
  • Диплом бакалавра иногда воспринимается в качестве промежуточной ступени в процессе получения высшего образования – ведь есть же ещё и магистерская степень.  
  • Поскольку высшее образование благодаря Болонской системе становится все более доступным, конкурс на бюджетные места постоянно растет.    
Александра Баранова

2021-08-17T18:36:44

Предыдущая статья
Пять кредитов по физике: как работает кредитная система EСTS в вузах Европы?

Следующая статья
Первый месяц в Чехии: 10 шагов, которые вам облегчат жизнь

Болонская система в России 2022 – история и чем заменят в РФ в случае отказа| Новости общества | Известия

Власти России и общественные деятели в последнее время начали указывать на необходимость отказаться от Болонской системы в высшем образовании. Кроме того, депутаты Госдумы уже разработали законопроект, предлагающий вернуть повсеместное использование специалитета. О том, что из себя представляет Болонская система, что придет ей на смену и какие плюсы и минусы есть у международного образовательного формата, читайте в материале «Известий».

История и понятие

Болонский процесс берет свое начало из декларации, подписанной 19 июня 1999 года министрами 29 стран.

Название принятой в то время образовательной системы было выбрано в честь Болонского университета, где и подписали соответствующий документ. В настоящее время в программе участвуют 49 стран, включая Россию.

Болонский процесс подразумевает соблюдение двух ключевых условий. Так, участвующие в этой системе страны придерживаются разделения высшего образования на три ступени: бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Во-вторых, система предполагает взаимное признание образования за рубежом. Так, выпускник, получивший степень бакалавра в одной стране, может продолжить образование на магистратуре в другом государстве-участнике Болонского процесса.

Чтобы получить степень бакалавра, необходимо посвятить учебе в вузе 4 года. После этого можно продолжить обучение, потратив 2 года на получение степени магистра. Для самых любознательных также предполагается возможность получить докторскую степень, посвятив этому еще 3 года.

Авторы инициативы преследовали цель создать в Европе единое пространство высшего образования, чтобы размыть границу между форматами обучения в высших учреждениях разных стран. Таким образом, на основе Болонского процесса должна была возникнуть глобальная европейская система образования.

Как прижилась Болонская система в России

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. На тот момент в стране действовала система советского высшего образования. В результате Болонскую систему внедрили в высшие учебные заведения, тогда как от идеи введения 12 классов в школах отказались, сохранив одиннадцатилетку.

Прошлая система образования в России включала так называемый специалитет, требующий обучения на протяжении 5–6 лет. После присоединения к Болонскому процессу данный формат был упразднен, но в некоторых вузах возможность выучиться на специалитете сохранилась. Однако такая степень не признается другими странами-участницами Болонской системы, — там такое образование считается бакалавриатом.

Интеграция России в международную образовательную систему произошла наряду с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ. Такая система, хоть и отвечает международным стандартам, не является требованием для вступления в Болонский процесс. Ключевое требование — обеспечение равных прав при поступлении в вузы, а страны уже сами могут выбирать нужную форму экзамена.

Несмотря на планы России по выходу из Болонской системы, речи об отказе страны от ЕГЭ не идет. Экзамен имеет к Болонскому процессу лишь косвенное отношение.

Отказ РФ от Болонской системы

24 мая министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что Россия откажется от Болонской системы, разработав собственную образовательную структуру. По словам главы ведомства, российская система образования станет уникальной. В ее основу заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов.

Позднее Фальков пояснил, что отказ от Болонской системы в России не будет означать отказ от бакалавриата и магистратуры. Он отметил, что многие россияне получили степень бакалавра и без степени магистра не смогут двигаться дальше из-за квалификационных требований к должностям.

По словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, интеграция России в Болонскую систему не состоялась — вопреки обещаниям Запада российские дипломы и научные степени продолжают подвергаться дискриминации, кроме того, лучшие наработки российского образования были утеряны.

25 мая стало известно, что профильный комитет Госдумы по науке и высшему образованию совместно с правительством начал работу над практическими шагами по выходу России из Болонской системы. 2 июня первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин заявил, что законопроект о добровольном участии вузов в Болонском процессе разработан и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.

6 июня заместитель главы Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев сообщил, что все российские вузы были исключены из Болонского процесса по решению Болонской группы. По его словам, соответствующее решение организация приняла 11 апреля — тогда было приостановлено представительство России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса.

Из информации на сайте Европейского пространства высшего образования следует, что Болонская группа решила приостановить действие прав представительства Российской Федерации и Белоруссии в организации. При этом в списке стран-участниц Болонской системы Россия всё еще числится.

Эксперты о Болонской системе

Как отметил в беседе с «Известиями» ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Андрей Рудской, уход России от Болонской системы образования назревал давно. Так, подобный формат не подходит для тех специальностей, в которых требуется многолетнее углубленное изучение, например медицины и инженерных направлений.

Вместе с тем эксперт подчеркнул, что отказ от Болонского процесса должен происходить постепенно. По его словам, следует взять лучшее от российского опыта специалитета и постулатов Болонской системы, чтобы в результате создать смешанную структуру.

Похожего мнения придерживается педагог русского языка и литературы Любовь Сойкина. Она также указала на необходимость создать некий «гибрид» — объединить позитивные наработки Болонской системы образования и собственные практики.

По словам эксперта, введение ЕГЭ после присоединения к Болонской системе привело к частичной отмене вступительных испытаний в университеты и учету только результатов экзамена. По мнению педагога, ЕГЭ сильно ограничило учеников в знаниях.

«Вместо реального получения знаний, способности размышлять, рассуждать школьники просто тренируются быстро ставить галочки в анкете. От реальных знаний здесь мало чего остается», — заявила она.

В свою очередь декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов подчеркнул, что в нынешней ситуации необходимо подобрать ту модель образования, которая удобна и отвечает запросам рынка, науки и экономики. По словам специалиста, российские вузы на протяжении последних 20–30 лет интегрировались в мировой образовательный процесс, однако Болонская система не стала частью академической жизни в России, хотя на эту систему и ориентировались.

Вместе с тем юрист Михаил Прядко уточнил, что юридически Россия может вернуться в Болонский процесс.

Everything about Bologna Process – MEDU

By Ali Akbari Academic Bologna Process, Study in Europe, الدراسة في تركيا 0 Comments

Bologna City

The agreement that we are going to talk about in this article it берет свое название от города в Италии под названием Болонья. Болонья — крупнейший город провинции Болонья, седьмой по величине город Италии, расположенный на севере страны.

Болонский процесс

Европейские страны заключили соглашения между своими университетами для продвижения образования в своих университетах и ​​для привлечения иностранных студентов и прогресса в научных областях в мире, а также для самообразования в соответствии со стандартами, упомянутыми в соглашении.

Одним из таких соглашений является Болонское соглашение, которое было впервые подписано в 1999 году между 29 европейскими странами для повышения академического уровня европейских университетов.

После заключения Болонского соглашения между европейскими странами вузы этих стран были обязаны совершенствовать образование в своих вузах по стандартам этого соглашения и предоставлять больше возможностей для обучения своим студентам. Среди больших преимуществ и законов этого договора можно назвать следующие.

Срок действия документов стран-участниц Болонского процесса

Стран, которые первоначально были участниками Болонского процесса, были 29и только европейские страны были частью договора. Позже, с добавлением других европейских и неевропейских стран, количество этих стран достигло 47.

Важным моментом здесь является то, что университеты, которые присуждают степень своим студентам в любой из стран договора, одобрены во всех странах. страны договора и, следовательно, любая из этих стран. После окончания учебы он может учиться и продолжать работать в европейских странах со своей степенью.

Университетские курсы по Болонскому процессу

В соответствии с Болонским процессом университетское образование должно осуществляться на трех уровнях: бакалавриат, магистратура и докторантура. Правила, изложенные в этом соглашении для каждой из университетских степеней, изложены ниже.

Бакалавриат

Минимальное время, необходимое для получения степени бакалавра, составляет 3 года, а если курсы не пройдены, студент может продолжить обучение в университете до 5 лет. Количество единиц, пройденных в этом разделе, должно быть не менее 180 единиц.

Степень магистра

Этот курс длится от четырех до шести семестров в университетах по данному соглашению. Общее количество единиц не менее 120 единиц.

PHD

В докторантуре, учитывая, что у каждой специальности свое время, но и для докторантуры считается не менее четырех лет.

Простота привлечения иностранных студентов после заключения контракта

После подписания Болонского соглашения стало легче привлекать иностранных студентов во многие страны Европы, и в результате количество студентов, поступающих в европейские университеты, увеличилось после соглашение.

Язык обучения согласно Болонскому соглашению

Что касается языка обучения в этих странах, то кроме официального языка страны должен быть еще и английский.

Удержание талантливых студентов в стране

С заключением Болонского процесса между некоторыми странами студенты получили возможность выезжать в другие страны в рамках этого процесса для проведения исследовательской работы и обучения в течение нескольких семестров, а затем вернуться в свою страну после его завершения. Таким образом, это соглашение вызвало циркуляцию лучших студенческих талантов в этих странах, а не утечку мозгов.

  Страны Болонского процесса

Страны, которые на данный момент стали участниками Болонского процесса и установили условия для своих университетов и стандарты в соответствии с этим соглашением, включают:

Великобритания, Казахстан, Турция, Италия , Швеция, Испания, Чехия, Дания, Финляндия, Грузия, Греция, Словакия, Албания, Россия, Андорра, Португалия, Эстония, Армения, Норвегия, Австрия, Германия, Азербайджан, Нидерланды, Бельгия, Босния и Герцеговина, Беларусь, Люксембург, Болгария, Хорватия, Лихтенштейн, Кипр, Франция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Латвия, Мальта, Молдова, Черногория, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Словения, Швейцария и Украина.

Как видите, Турция с 2001 года является полноправным членом Болонского процесса среди других стран мира. Влияние, которое это соглашение оказало на турецкие университеты, привело к улучшению образовательных стандартов в этой стране, добавлению английского языка к формальному обучению на курсах в турецких университетах, и, как следствие, в университеты привлекаются международные добровольцы для обучения в Турции.

Лучшие университеты Болоньи член

В этом разделе представлены университеты, соответствующие стандартам данного соглашения и имеющие рейтинг мирового уровня. Это означает, что если другие университеты мира правильно выполнили стандарты Болонского процесса, они могут приблизиться к уровню следующих университетов.

Англия

В Великобритании находятся одни из лучших университетов мира, большинство из которых занимают места ниже десяти. К самым известным университетам этой страны относятся:

Кембриджский университет, Оксфордский университет и Манчестерский университет.

Турция

Университеты Анкары, Стамбульский университет, Университет Коч, Университет Сабанчи, Гази, Университет Хаджеттепе, Акдениз, Йылдыз Техник, Билкент являются самыми известными и востребованными университетами Турции. Рейтинг некоторых университетов в этой стране ниже тысячи, а некоторых ниже пятисот и трехсот в мире.

Германия

Немецкие университеты находятся ниже пятисот в мировом рейтинге. К наиболее известным из них относятся:

Университеты Берлина, Бонна и Мюнхена.

Франция

Включает Парижский университет, Парижский университет Сорбонны, Парижский университет исследований и коммуникаций и Парижский политехнический университет. Французские университеты часто занимают места ниже тысячи, а в некоторых случаях и ниже сотни.

Италия

Миланский университет, Римский университет, Болонский университет, Флорентийский университет, Университет Пизы и Университет Сапинцы являются одними из самых известных и лучших университетов страны. Глобальный рейтинг этих университетов часто ниже пятисот и ниже трехсот в мире.

Китай

Университеты Чинхуа, Ухань, Пекин, Фудань и Чжэцзян являются одними из самых известных университетов Китая. Глобальный рейтинг этих университетов ниже пятисот, а в некоторых случаях и ниже трехсот.

Россия

Самая большая страна в мире славится своими государственными университетами. Университеты Санкт-Петербурга, Сибири, Ростова и Московский университет входят в число лучших вузов России. Университеты страны часто занимают места ниже тысячи.

Венгрия

Университеты Сегеда, Дебрецена, Патча, Будапешта, Земельвейца и Университета Паннун. Некоторые стоят ниже тысячи, а некоторые от тысячи до двух тысяч.

Дания

Дания – еще одна европейская страна, которая является участником Болонского договора. Его лучшие университеты включают:

Университеты информационных технологий Копенгаген, Ольборг, Орхус и Университет Южной Дании.

Швеция

В нем есть следующие университеты с рейтингом ниже 300, ниже двухсот и ниже ста в мире. Лундский университет, Королевский технологический институт KTH, Технологический университет Чалмерса и Стокгольмский университет в Швеции

Швейцария

Он также является участником Болонского договора среди европейских стран. Университеты страны часто занимают места ниже пятисот. К лучшим университетам страны относятся:

Федеральный технологический институт в Цюрихе, Федеральный политехнический институт в Лузале, Цюрихский университет, Женевский университет, Лозаннский университет, Базельский университет и Бернский университет.

Нидерланды

В Нидерландах есть два лучших университета с рейтингом ниже 100 в мире. Этими двумя университетами являются Амстердамский университет и Делфский технологический университет. Другие университеты страны, в том числе Эйндховен и Утрехт, занимают менее 500 позиций в мире.

Испания

Испанские университеты также входят в число лучших университетов мира. Мировой рейтинг вузов страны варьируется от ста до пятисот. Следующие университеты входят в число лучших университетов этой страны. Мадридский университет Комплутенсе, Автономный университет Мадрида, Университет Барселоны, Университет Каталонии и Университет Валенсии

В этих странах расположены лучшие университеты мира, и другие государства-участники Болонского процесса также работают над повышением глобального рейтинга своих университетов и привлечением большего числа международных волонтеров.

Final Word

После успеха Болонских университетов иностранные студенты установили стандарт в качестве эталона для своих целевых университетов, побуждая другие страны присоединиться к Процессу.

Спасибо, что были с нами до конца статьи.

Болонский процесс: Новая система высшего образования для Ирака

Во время конференции Болонского процесса в Багдаде мы инициировали запуск новой системы высшего образования в Ираке. Вместе с нашими партнерами из Министерства высшего образования Ирака и Иракского Курдистана (KR-I), представителями иракских университетов, посольства Нидерландов, Комиссии ЕС и ООН новая система повысит стандарты образования.

Системы высшего образования необходимы для развития всех секторов экономики страны. В Ираке важно повысить стандарты образования и лучше приспособить академические круги к потребностям рынка труда. На этой конференции были рассмотрены различные аспекты обновления и развития систем высшего образования в иракских университетах.

Ученик должен играть главную роль в этом процессе совершенствования. Болонский процесс — это межправительственный процесс реформирования высшего образования, который на сегодняшний день включает 49 европейских стран и ряд европейских организаций. Болонский процесс предоставляет студентам платформу для участия в развитии своих исследований.

«Работать над Болонским процессом означает активно работать над улучшением системы образования, ставя студента в центр истории. Мы считаем, что учащимся должна быть отведена главная роль в содействии фундаментальным изменениям и будущему их общества и страны», — говорит Фирас Диб, руководитель программы SPARK в Ираке.

Во время нашей первой сессии д-р Э. Бурак Арикан, лидер в области преобразования высшего образования, рассказал о важности Болонского процесса, обеспечении качества, признании дипломов и ориентированном на студента обучении. Он также упомянул преобразующую силу Болонского процесса благодаря турецкому опыту, в котором он принимал активное участие. на благо студентов, ученых, министерства и всего иракского народа».

Доктор Э. Бурак Арикан, лидер в области преобразования высшего образования © 2021, СПАРК

Во время онлайн-панели «Болонский процесс и интернационализация: европейская перспектива» Люси Троянова, специалист по политике Европейской комиссии, объяснила, как ЕС поддерживает Болонский процесс, поскольку он призывает:

  • Инклюзивный и инновационный подход к обучению и обучению
  • Интегрированное транснациональное сотрудничество в области высшего образования, научных исследований и инноваций
  • Обеспечение устойчивого будущего посредством высшего образования

Люси Троянова, специалист по политике Европейской комиссии, обсуждает Болонский процесс © 2021, SPARK

Участники собрались в группы, чтобы обсудить планирование и реализацию процесса, препятствия и предложения по превращению его в более практичный. Они также представили множество предложений, которые помогут реализовать Болонский процесс проще, эффективнее и эффективнее, в том числе:

  • Продвижение Болонского процесса
  • Подготовка персонала посредством обучения и курсов повышения квалификации
  • Управление онлайн-системой 
  • Создание Высшего комитета Болонского процесса и Болонской сети на национальной базе
  • Болонья пилотный проект
  • Автономия университетам
  • Подготовка болонских объединений для MHE и университетов
  • Партнерство с университетами ЕС и дорожная карта для процесса от партнерства и консультаций
  • Четкое обязательство политиков принять Болонский процесс
  • Создание национальной рамки квалификаций
  • Новая педагогика для преподавателей в том числе (CBE, ICT, SCL, INNO)
  • Публикация новых политик и правил
  • Изучение опыта других университетов, стран и заинтересованных сторон
  • Министерство поддерживает ресурсы и бюджет для реализации процесса

Представители федерального министерства Ирака и Курдистана Ирака объединяются для обсуждения Болонского процесса © 2021, СПАРК

Представители федерального министерства Ирака и Иракского Курдистана объединяются для обсуждения Болонского процесса © 2021, SPARK

Представители федерального министерства Ирака и Иракского Курдистана объединяются для обсуждения Болонского процесса © 2021, SPARK

Со второго дня семинара состоялось панельное обсуждение с участием четырех экспертов (д-р Ихаб, д-р Мохаммед Хусейн, проф. д-р Бурак, Гонка МакДэниел), чтобы подробно обсудить процесс. Открытая дискуссия и интерактивная сессия со всеми представителями университетов о развитии высшего образования в Ираке.

Участники дискуссии из Министерств высшего образования федерального Ирака и KR-I приняли участие в позитивном диалоге с аудиторией и услышали важные отзывы о новой запланированной политике, автономии университетов, сотрудничестве между министерствами KR-I и Багдада, интернализация и интеграция Болонского процесса в Ираке.

Д-р Ихаб, д-р Мохаммед Хусейн, проф. д-р Бурак, Гонка МакДэниел © 2021, SPARK

SPARK, Министерство иностранных дел Нидерландов и Европейская комиссия решительно заявили о своей поддержке реализации Болонского процесса в Ираке. Будущее проекта зависит от решения, которое примет иракское министерство. Как только это решение принято, все заинтересованные стороны проекта готовы начать проект.

Кто с кем разрывает связи? Россия и болонская система образования

Президент России Владимир Путин, подписав новый указ о юридическом признании независимости четырех регионов и, наконец, о присоединении к Российской Федерации, продемонстрировал еще одно огромное историческое достижение после распада советской системы в 1991. Указ, размещенный в официальной базе данных, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30 сентября.

23-27 сентября Донецкая и Луганская республики (ДНР и ЛНР), а также области и освобожденных территориях Запорожской области, проведен референдум о присоединении к России. Во всех этих регионах подавляющее большинство избирателей высказалось за вхождение в состав Российской Федерации. Эти регионы были острым вопросом в последние несколько лет, и с обвинениями против Киева в совершении самого высокого уровня прав человека, включая запугивание, дискриминацию и жестокое обращение с русскоязычным населением на востоке Украины.

«В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая и подтверждая закрепленный в Уставе Организации Объединенных Наций принцип равноправия и самоопределения народов, и принимая во внимание волю, выраженную народом Херсонской области на референдуме, состоявшемся 27 сентября, поручаю признать государственный суверенитет и независимость Херсонской области», — говорится в указе президента о признании Херсонской области.

Россия признала независимость Херсонской и Запорожской областей в соответствии с подписанными указами. Аналогичный документ, подписанный Путиным, «признает государственный суверенитет и независимость Запорожской области». Соответственно, в Кремле прошла красочная церемония подписания договоров о присоединении четырех новых территорий — Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Запорожской и Херсонской областей.

Во всех этих областях, Донецкой и Луганской Народных Республиках, а также Запорожской и Херсонской областях, где по результатам референдума была очень высокая явка, подавляющее большинство избирателей высказались за вхождение в состав Российской Федерации. Бюллетени референдума во всех четырех регионах признаны действительными. Главы регионов официально просят руководство России принять их в состав РФ.

Ниже представлены результаты референдума: Явка

– В Херсонской области приняли участие 571 001 человек, или 78,86% населения.

– В Запорожской области проголосовали 541 093 человека, или 85,4% от общего числа избирателей.

– Явка в ДНР, где в голосовании приняли участие 2 131 207 человек, составила 97,51%.

Окончательные результаты

– В Херсонской области 87,05% проголосовавших высказались за присоединение к России (497 051 человек), против выступили 12,05% (68 832 человека).

– В Запорожской области инициативу поддержали 93,11% избирателей (430 268 человек).

– В ДНР 99,23% избирателей высказались за объединение с Россией.

– В ЛНР 98,42% участников референдума проголосовали за присоединение к России.

Что дальше? США и весь Евросоюз, а также Германия, Канада и Япония уже заявили, что не признают результаты голосования. США подготовили проект резолюции с просьбой к Совету Безопасности ООН осудить референдум.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш отметил, что позиция ООН по референдуму однозначна и безоговорочно выступила против присоединения к Российской Федерации.

Генеральный секретарь Антониу Гутерриш заявил: «Любое решение о продолжении аннексии Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей Украины не будет иметь юридической силы и заслуживает осуждения».

«Устав ООН ясно, — подчеркнул Гутерриш, — любая аннексия территории государства другим государством в результате угрозы силой или ее применения является нарушением принципов Устава ООН и международного права. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций столь же ясна».

Далее он подчеркнул, что «Российская Федерация как один из пяти постоянных членов Совета Безопасности несет особую ответственность за соблюдение Устава. Его невозможно согласовать с международно-правовой базой. Он выступает против всего, за что должно стоять международное сообщество. Он попирает цели и принципы Организации Объединенных Наций. Это опасная эскалация. Ей нет места в современном мире. Это не должно быть принято».

Гутерреш отметил, что позиция ООН по референдуму однозначна. «Мы полностью привержены суверенитету, единству, независимости и территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах согласно соответствующей резолюции ООН. Хочу подчеркнуть, что так называемые референдумы на оккупированных территориях проводились во время активного вооруженного конфликта, на территориях, находящихся под российской оккупацией, и вне правового и конституционного поля Украины. Их нельзя назвать подлинным выражением народной воли».

«Любое решение России идти вперед еще больше поставит под угрозу перспективы мира. Это продлит драматические последствия для мировой экономики, особенно для развивающихся стран, и ограничит нашу способность доставлять жизненно важную помощь в Украине и за ее пределами. Давно пора отступить от пропасти. Сейчас как никогда мы должны работать вместе, чтобы положить конец этой разрушительной и бессмысленной войне и отстаивать Устав ООН и международное право», — заключил Гутерриш.

Тем не менее, в постпредстве России при ООН заявили, что Гутерриш хранил молчание о действиях киевского правительства на Донбассе после 2014 года, а также о ситуации вокруг Косово, но не стал осуждать оккупацию США и НАТО части сирийской территория.

«На этом фоне такое прямое посягательство Генерального секретаря ООН на основополагающее право на самоопределение, выраженное населением ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, является очередным примером двойных стандартов», — заявили российские дипломаты в официальное заявление 29 сентября.

«Мы сожалеем, что вместо того, чтобы действовать, как это предусмотрено Уставом ООН, Генеральный секретарь решил сыграть важную роль в оказании влияния на позицию государств-членов ООН в преддверии ожидаемого инициирования западными странами обсуждения вопрос о референдумах в ГА», — говорится в заявлении.

В дополнение к вышеизложенному официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила на своем еженедельном брифинге для СМИ, что «режим (президента Украины Владимира) Зеленского и, конечно, самое главное, его американские кураторы не хотят принимать реальность, не хотят увидеть эту сторону международного права. Наоборот, они цинично ставят под сомнение процедуру плебисцита и его результаты, считая их недействительными».

Захарова подчеркнула, что референдум в ДНР, ЛНР, а также в Херсонской и Запорожской областях прошел «в полном соответствии с нормами и принципами международного права и не противоречил международной практике, был законным. ”

«Все подвергается сомнению: и форма, и суть. Они обзываются, навешивают ярлыки и делают все, что в их силах, чтобы показать свою значимость и правоту. Конечно, они прибегают к священному для них образу демократии», — продолжила пресс-секретарь.

«Это заявления тех, кто уже много лет грубо нарушает права человека везде: в Украине, в странах Запада, на территориях оккупированных стран в разных уголках мира. Об этом говорят те, кто способствовал превращению молодого украинского государства в тоталитарное, агрессивное, неонацистское государство. А сегодня побуждает деньгами и заказами оружия обстреливать из артиллерии мирные города», — добавила она.

Российские эксперты высказали свое мнение, особенно после положительного результата референдума о присоединении к России. Местные российские «Ведомости» писали, что по всей России большинство людей поддерживает вхождение новых территорий. «Более 70% опрошенных готовы поддержать их вступление», — заявил газете генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. «Это даже выше, чем поддержка специальной военной операции, которая осталась на уровне около 70%», — добавил он.

Что касается международного признания плебисцитов, то генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов заявил широко тиражируемым российским «Известиям», что «существует прецедент присоединения Крыма, который, как мы все знаем, практически никто не признавал, в том числе и Россия». партнеров в СНГ, Китае и подавляющем большинстве стран глобального Юга».

«Санкции, которые будут введены в отношении этих территорий и их населения, имеют решающее значение. Немаловажно и то, что после присоединения территорий к России возможность политического диалога с Киевом будет сложно представить. Понятно, что украинские власти не захотят вести мирные переговоры с Россией на таких условиях, поскольку это будет равносильно политическому самоубийству. Это последствия, с которыми Москва должна будет считаться», — добавил эксперт.

«Главная цель референдума — заверить людей в том, что Россия будет защищать эти территории и они не перейдут из рук в руки», — отметил ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дмитрий Тренин. «Исправление линии соприкосновения — это работа военных, а не политическими мерами. У военных будет гораздо больше мотивации защищать суверенную территорию России, чем какой-то украинский регион, который Россия контролирует», — подчеркнул аналитик.

Президент России Владимир Путин, обеспокоенный рисками безопасности и отсутствием гарантий безопасности со стороны Организации Североатлантического договора (НАТО), выполняющей свое обещание не расширяться дальше на восток, начал «специальную военную операцию», в конечном итоге направленную на «демилитаризацию и денацификацию» бывшая советская республика Украина 24 февраля после того, как и Совет Федерации, и Государственная Дума (законодательные палаты) одобрили и дали добро на эту операцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *