Что делает психолог в детском саду: Психолог в детском саду – занятия с детьми и консультации

Зачем нужен психолог в детском саду?

Главная/Статьи/Зачем нужен психолог в детском саду?

19.07.2019

Как правило, в детских садах или дошкольных центрах развития работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог-психолог». Обычно это выпускники педагогических университетов, факультетов дошкольной педагогики по специальности «возрастная психология». Их основная задача – сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей её развития. Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. 

Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы. Для того чтобы решать все эти задачи, грамотный педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.

 

Первое – это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые – психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.


О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, или папа, или хотя бы бабушка все-таки выкраивали время для посещения подобных мероприятий. Опыт работы многих специалистов показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам к психологу именно с тем вопросом, который на консультации уже освещался. Например, в начале года психолог приглашал родителей малышей на собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду.

Те взрослые, которые не нашли возможности прийти, через некоторое время сами обращаются с проблемой ежедневных истерик крохи, в связи с нежеланием идти в сад. Также на общих консультациях родители имеют возможность увидеть, что те трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего ребенка. От многих мам приходится потом слышать: «А я-то думала, что мой один такой…» 

Консультации «по запросу» – любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

Второе направление – это диагностика. В течение всего учебного года психолог совместно со старшим воспитателем проводит так называемую психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

 

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители – то, как перенес или переносит это чадо, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, – это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание. А если все было в норме, но в первом классе у него вдруг возникнут проблемы, то на основании диагностической карты с подписью психолога учитель должен найти к ребенку подход и решить проблемы маленького ученика. 

Чем еще занимается в саду педагог-психолог?  Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, например, он стал писаться после совместного просмотра с папой фильма «Мумия», тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.


Развивающие занятия – все это тоже в ведении специалиста, работающего в детском саду. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в этом году наиболее актуальной для него представляется тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников.

Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем. Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем.

Как происходит знакомство малыша и психолога? Обычно если такая единица присутствует в образовательном дошкольном учреждении, то он предлагает родителям вновь прибывших детей заполнить индивидуальную карту развития. В ней, как правило, бывают вопросы о семейном положении, особенностях течения беременности и родов, родовых травмах, если таковые были, и о диагнозе, который поставили младенцу. Очень многие родители лукавят, заполняя эту карту, скрывают данные по разным причинам. И это печально, потому что любая родовая травма приводит к более или менее серьезным изменениям в детском развитии.

И чем раньше узнает о таких проблемах ваш психолог, тем больше шансов избежать трудностей, когда ребенок пойдет в школу, тем больше возможностей малышу своевременно помочь. Хороший психолог работает, как правило, не один. У него есть «свой» логопед-дефектолог, с которым он работает в паре, и нейропсихолог, и невролог, и невропатолог. Каждый из этих специалистов начнет с вами разговор все с тех же вопросов о родах. Поэтому лучше не ставить себя в неудобное положение и сразу максимально честно отвечать на вопросы анкеты. Многие родители боятся занесения диагноза в детсадовскую карту. Напрасно. Если, например, в карту невролог заносит диагноз «логоневроз» – боязнь речи на фоне заикания, то он обязательно снабдит его педагогическими рекомендациями воспитательнице, соблюдая которые она будет помогать ребенку избавиться от проблемы и, соответственно, диагноза. Скрывая истинное положение вещей, вы усугубляете проблемы малыша. 

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду.  

  • Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители – сторонники этого взгляда – порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями. 

  • Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог – это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим. 


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 Невского района Санкт-Петербурга – Страничка педагога

 

Добрый день!

Давайте познакомимся. Меня зовут Гент Ирина Леонидовна. Я работаю педагогом-психологом в детском саду №27 более 15 лет. Закончила РГПУ им. А.И. Герцена по специальности педагог-психолог. Имею первую квалификационную категорию. 

Победитель районного конкурса педагогических достижений в номинации “Гармония, благополучие, поддержка” 2016-2017 учебный год

Победитель раонного конкурса педагогических достижений в номинации “Сердце отдаю детям” 2017-2018 учебный год

Вы всегда можете обратиться ко мне с любым интересующим Вас вопросом:

Понедельник – с 16.00 до 17.00

Вторник – с 16.00 до 17.00

 

 

 

 

 

 

 

Кабинет педагога-психолога     

   

  

 Какую же функцию выполняет педагог-психолог в детском саду?

 Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель детского сада и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то с какого возраста? Чем детский психолог отличается от других специалистов? Когда нужно к нему обращаться? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей. Попробуем ответить на некоторые из них.

   Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не имеет права ставить диагноз, выписывать рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами.

  Детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребёнка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий.

 Психолог в детском саду – это человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Основная задача психолога – обеспечить нормальное развитие ребенка исходя из закономерностей развития, помочь в создании необходимых для него условий.

   Основные функции психолога в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Основные направления работы педагога – психолога в детском саду

1. Психологическое просвещение.

Цель – приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.

2. Психологическая профилактика.

Цель – сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах. Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.

3. Психологическая диагностика.

Цель – изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики – дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям. Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.

4. Психологическая коррекция.

Цель – устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.

5. Психологическое консультирование.

Цель – оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.

6. Аналитическая деятельность.

Цель – научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.

Кто такой школьный психолог?

Автор: Национальная ассоциация школьных психологов

Школьные психологи имеют высокую квалификацию как в области психологии, так и в области образования, чтобы помочь детям добиться успехов в учебе, обществе и эмоционально. Узнайте больше об их роли и видах поддержки и услуг, которые они предлагают.

Кто такие школьные психологи

Школьные психологи помогают детям и подросткам добиться успехов в учебе, обществе и эмоционально. Они сотрудничают с педагогами, родителями и другими специалистами, чтобы создать безопасную, здоровую и благоприятную среду обучения для всех учащихся, укрепляющую связи между домом и школой.

Школьные психологи хорошо подготовлены как в области психологии, так и в области образования. Они должны пройти как минимум программу после получения степени магистра, которая включает годичную стажировку и делает упор на подготовку в области психического здоровья, развития ребенка, школьной организации, стилей и процессов обучения, поведения, мотивации и эффективного обучения.

Школьные психологи должны иметь сертификат и/или лицензию штата, в котором они работают. Они также могут быть сертифицированы Национальным советом по сертификации школьной психологии (NSPCB) на национальном уровне.

Чем занимаются школьные психологи

Школьные психологи работают над тем, чтобы найти наилучшее решение для каждого учащегося и каждой ситуации, и используют различные стратегии для удовлетворения потребностей учащихся и улучшения школьных и окружных систем поддержки.

Школьные психологи работают с учащимися индивидуально и в группах. Они также разрабатывают программы обучения учителей и родителей эффективным стратегиям преподавания и обучения, эффективным методам управления поведением дома и в классе, работе с учащимися с ограниченными возможностями или со специальными способностями, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами, а также предотвращению и преодолению кризисов.

Кроме того, большинство школьных психологов предоставляют следующие услуги:

Консультации

  • Сотрудничество с учителями, родителями и администраторами для поиска эффективных решений проблем обучения и поведения.
  • Помогите другим понять развитие ребенка и его влияние на обучение и поведение.
  • Укрепление рабочих отношений между учителями, родителями и поставщиками услуг в сообществе.

Оценка

  • Оценить право на специальные услуги.
  • Оценка академических навыков и способностей к обучению.
  • Определение социально-эмоционального развития и состояния психического здоровья.
  • Оценка среды обучения.

Вмешательство

  • Обеспечьте психологическую консультацию, чтобы помочь решить межличностные или семейные проблемы, которые мешают успеваемости в школе.
  • Работайте непосредственно с детьми и их семьями, чтобы помочь решить проблемы адаптации и обучения.
  • Проведите обучение социальным навыкам и управлению гневом.
  • Помощь семьям и школам в преодолении кризисов, таких как смерть, болезнь или травма в обществе.

Профилактика

  • Разработка программ для детей, которым грозит неуспеваемость в школе.
  • Способствовать терпимости, пониманию и оценке разнообразия в школьном сообществе.
  • Разработка программ, направленных на то, чтобы сделать школы более безопасными и эффективными для обучения.
  • Сотрудничать со школьным персоналом и общественными организациями для предоставления услуг, направленных на улучшение психологического и физического здоровья.
  • Развивайте партнерские отношения с родителями и учителями для создания здоровой школьной среды.

Исследования и планирование

  • Оценка эффективности академических программ и программ управления поведением.
  • Определение и реализация программ и стратегий по улучшению школ.
  • Используйте научно обоснованные исследования для разработки и/или рекомендации эффективных вмешательств.

Где работают школьные психологи

Большинство школьных психологов работают в школах. Тем не менее, они могут практиковаться в различных условиях, в том числе:

  • Государственные и частные школы
  • Школьные медицинские центры
  • Поликлиники и больницы
  • Частная практика
  • Университеты
  • Общественные и государственные учреждения и другие учреждения
  • 0

    и подростки время от времени сталкиваются с проблемами. Они могут:

    • Бояться идти в школу
    • Иметь трудности с эффективной организацией своего времени
    • Отсутствие эффективных навыков обучения
    • Отставание в учебе
    • Отсутствие самодисциплины
    • Беспокойство о семейных делах, таких как развод и смерть
    • Чувство депрессии или беспокойства
    • Эксперимент с наркотиками и алкоголем
    • Думать о самоубийстве
    • 6 90 Беспокоиться о своей сексуальности
    • Сталкиваться с трудными ситуациями, такими как поступление в колледж, поиск работы или уход из школы
    • Сомневаться в своих способностях и способностях

    Школьные психологи помогают детям, родителям, учителям и членам сообщества понять и решить эти проблемы. Следующие ситуации демонстрируют, как школьные психологи обычно подходят к решению проблем.

    Семейные проблемы

    Учительница заметила, что Карла, способная ученица, перестала участвовать в обсуждениях в классе и с трудом концентрирует внимание. Школьного психолога попросили выяснить, почему поведение Карлы так сильно изменилось. Узнав, что родители Карлы разводятся, школьный психолог проконсультировал Карлу и дал ее родителям советы на этот трудный период. Поведение и самооценка Карлы улучшились, и она почувствовала себя более уверенно в своих отношениях с родителями.

    Школьным психологам можно доверить помощь в деликатных личных и семейных ситуациях, которые мешают обучению в школе.

    Проблемы с чтением

    Родители Томми были обеспокоены его трудностями в чтении. Они боялись, что он отстанет и потеряет уверенность в себе. В школе учитель заметил, что Томми понимает то, что преподносится в устной форме, но для выполнения письменной работы ему нужна помощь одноклассников. Понаблюдав за Томми и собрав информацию о его навыках чтения и письма, школьный психолог совместно с его родителями и учителями разработал план улучшения его навыков чтения и письма. План сработал, и чтение Томми, и его самооценка улучшились.

    Школьные психологи могут помочь предотвратить проблемы в будущем, если они устранят проблемы с обучением на раннем этапе.

    Возможный отсев

    Дэвид был старшеклассником, который часто прогуливал уроки. У него было очень плохое поведение, и его несколько раз отстраняли от занятий в школе за драки. После установления отношений с Дэвидом школьный психолог научил его простым приемам расслабления и контроля агрессивного поведения. Мать Дэвида и его учитель вместе работали над планом, разработанным школьным психологом, чтобы установить ограничения и улучшить общение.

    Школьные психологи признают, что изменения в школьной среде и дома могут улучшить качество жизни детей и их семей.

    Национальная ассоциация школьных психологов (2004)

    Перепечатки

    Вы можете распечатать копии для некоммерческого использования или ограниченное количество для образовательных целей, при условии, что указана ссылка на Reading Rockets и автора(ов) ). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с указанным автором или издателем.

    Связанные темы

    Оценка и оценка

    Общешкольные усилия

    Новое и популярное

    Взлом кода: как и почему начальная школа Биг-Хорна пошла ва-банк со структурированной грамотностью и иллюстраторы, которых должен знать каждый

    Новая модель обучения высокочастотным словам

    7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка

    Скрининг, диагностика и мониторинг беглости речи: подробности

    Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов

    Наши блоги по грамотности

    Если вы хотите добиться более высоких результатов в чтении, вам придется иметь дело с последствиями COVID

    Детские и образовательные СМИ

    Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги Black Boy, Black Boy: Праздник вашей силы

    Получить виджет |

     Подписаться

    Визит к школьному психологу: что это значит?

    Хотя основной функцией школы является обучение академическим навыкам, реальность такова, что дети не выключают свои эмоции, когда приходят в школу. Иногда в классе и на игровой площадке возникают проблемы, которые влияют на способность ребенка учиться. В результате школам нужны высококвалифицированные и образованные сотрудники, чтобы помочь учащимся преуспеть. Войдите в школьный психолог.

    «Мы здесь, — объясняет Стейси Скальски, доктор философии, директор по общественной политике Национальной ассоциации школьных психологов, — чтобы помочь каждому ребенку «заниматься в классе, участвовать в общественной жизни, участвовать в центральной миссии и цели школы». , что является студенческой успеваемостью и успехом».

    Джон Дерошерс, школьный психолог из Коннектикута и школьный психолог года по версии NASP в 2007 году, говорит об этом так: «Я всегда думал, что как школьный психолог я хочу помочь детям получать удовольствие от учебы и хорошо учиться в школе, а также помогать учителям и администраторы создают школы, которые поощряют учащихся расти и полностью раскрывать свой потенциал».

    На самом деле, школьные психологи считаются настолько важными, что в каждой государственной школе есть психологи, которые дежурят по вызову, если не постоянно в помещении. Ваш учитель может пригласить вас поговорить с одним из них о вашем ребенке, или у вас может быть друг, работающий с одним из них. Как минимум, они имеют степень магистра и специальный государственный сертификат; часто они также могут иметь докторскую степень. Как объясняет Дерошерс, «школьные психологи, как правило, являются наиболее хорошо подготовленными специалистами в области психического здоровья в школе».

    Так что же они делают весь день? Если вы беспокоитесь, объясняет Скальски, что «мы прощупываем каждый маленький разговор или нюанс развития», подумайте еще раз. — Это совсем не так. Вместо этого, объясняет она, школьные психологи сосредотачиваются на «ориентированном на решение консультировании», которое является очень кратким и практичным. «Мы хотим, чтобы все дети были вовлечены в процесс обучения, — говорит она. — Однако мы знаем, что они не могут этого делать, если прямо перед ними, на пути, возникает эмоциональная проблема».

    Из-за их обширной подготовки в области развития ребенка школьные психологи также будут вызваны, когда ребенок не преуспеет в учебе в определенном классе. Школьные психологи могут проводить экспертные наблюдения, а также проводить тесты, чтобы определить, нужны ли ребенку специальные услуги. Они являются ключевыми лидерами в разработке всех индивидуальных планов обучения (IEP) в кампусе и часто помогают родителям и персоналу понять, как упорядочивать эти планы, собирать для них данные и эффективно их анализировать.

    Конечно, школьные психологи — не единственные люди в кампусе, которые следят за успехами всех детей. Обучение – это всегда командная работа. Наряду с заботливыми учителями, помощниками и администраторами в вашей школе также могут быть школьные консультанты, а иногда даже социальный работник. Какая разница? Все три, объясняет Скальски, могут решать такие проблемы, как издевательства, воспитание характера или обучение социальным навыкам, но каждый из них будет играть несколько иную роль.

    Например, если ваш ребенок столкнулся с трудностями, первый человек, которого вы увидите, может быть школьным психологом. В средних и старших классах каждый ученик обычно прикрепляется к одному из этих специалистов, и детям и родителям рекомендуется поддерживать тесный контакт. Консультанты могут затем направить ребенка к социальному работнику, особенно если проблему можно решить с помощью общественных ресурсов. Социальный работник может предоставить некоторую консультацию, а также практическую помощь. Например, говорит Скальски: «Если ребенок приходит в школу без очков или обуви, социальные работники точно знают, куда ему идти».

    Школьный психолог, с другой стороны, прошел продвинутую подготовку, которая может обеспечить еще один уровень знаний. Например, ребенку с любым хроническим заболеванием необходимо постоянно уделять пристальное внимание обстановке в классе, а также методам обучения. Школа, столкнувшаяся с таким кризисом, как смерть учителя или экологическая катастрофа, также нуждается в экспертном совете. Это работа школьных психологов.

    За свою долгую и успешную карьеру Дерошерс с удовлетворением оглядывается назад, когда ему удавалось протянуть руку помощи детям и семьям. В дополнение к проведению сотен очень технических оценок специального образования, «я помог организовать реакцию школы на смерть ученика, вмешался для учителей с директором, который оттолкнул своих сотрудников, помог координировать школьный сбор средств для урагана Катрина — вы называете это, Я, наверное, сделал это! Мне нравится участвовать во всех аспектах школьного сообщества».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *