Что должен делать журналист – Журналист: СМИ – это сила!

Содержание

что должен знать и уметь журналист?

Все больше и больше журналистов посещают курсы и тренинги с целью изучить новые технологии, владение которыми, как ожидается, повысит их конкурентоспособность на рынке новых медиа.

Канули в прошлое те времена, когда журналисту хватало лишь блокнота и ручки. Профессия требует теперь от него все более разнообразных навыков и умений.

Что же должен знать и уметь современный журналист? Самый краткий список выглядит так:

1. Уметь написать заголовок с учетом требований поисковой оптимизации.

2. Знать как грамотно вставить в статью гиперссылку на источник или другой информационный ресурс.

3. Владеть навыками работы с 1-2 системами управления контентом (CMS), как минимум, LiveJournal или WordPress.

4. Уметь сделать фотографию цифровым фотоаппаратом и обработать ее в онлайновом редакторе Picnik (picnik.com).

5. Уметь обращаться с цифровой видеокамерой.

6. Уметь правильно записать звук, работать с микрофоном, редактировать звук в программе Audacity.

7. Иметь навыки пользования электронной почтой GMail, сетью твиттер, приложением Skype.

10. Владеть навыками эффективного интернет-поиска в Google.

Несмотря на то, что от журналиста все чаще требуют стать неким мультимедийным человеком-оркестром, следует помнить, что главное – это уметь получить качественный исходный файл, будь то звук, фото или видео. Дальнейшую техническую обработку, как правило, возьмут на себя другие специалисты ньюзрума. Предоставив им хороший «исходник» , вы однозначно получите в ответ благодарный отзыв. Поэтому будет правильно перед началом работы уточнить с мультимедиа-редакторами требования к таким «сырым» материалам.

Обязательно уточните после выхода вашего материала что именно делали с вашими файлами редакторы. Как именно они доводили ваши материалы. Это поможет вам лучше понять технологию и оптимизировать свои усилия в следующий раз. Хотя, имея дело с фото и видеоматериалами, важно помнить, что многократный запас в объеме снятого существенно увеличивает шансы на успех.

otvet.mail.ru

8 обязательных навыков для журналистов в 2016. Читайте на Cossa.ru

Современная медиасреда меняется стремительно, и классические образовательные программы для журналистов не успевают за ней. Так обстоят дела и в США, и в Англии, и в России.

Чтобы не отстать от конкурентов на рынке труда, у журналиста только один выход — самообразование.

Супермен мог стать врачом, используя свое рентгеновское супер-зрение для обнаружения опухолей. Но нет, нам необходим еще один журналист.
— @mr_Blackovich

Что должен уметь журналист в 2016-м

Знать азы программирования и понимать основы информационных технологий

Современный медиабизнес — это технологии: распространение информации, методы улучшения публикаций, анализ поведения читателей на сайте и другое.

Сергей Якупов в блоге на Medium пишет, что выбирая между «классическим» журналистом и журналистом с диджитал-навыками, в Washington Post отдадут предпочтение второму:

«Конечно, мы выберем специалиста в цифре, потому что Толстых-то много вокруг, а специалисты по цифре — в дефиците».

Понимать, как зарабатывают СМИ

В коммерческих компаниях перспективные сотрудники понимают, как зарабатывает бизнес. Медиаиндустрия — не исключение. Эффективный журналист знает, откуда издание получает доход, из чего складывается его зарплата и что он должен делать, чтобы увеличить прибыль издательства.

Забудь всё, что ты знал о e-mail маркетинге

Нет, на самом деле забывать не надо. Если у тебя есть хоть какие-то знания в этой области, тебе будет легче пройти курс «E-mail маркетинг» от бизнес-школы City Business School.

За полтора месяца ты научишься строить современные воронки поглощения клиентов и продавать так, будто бы ты не письмо отослал, а встал с лотком мороженого у вокзала в жаркий летний день.

Напоследок вот тебе немного статистики. Только 12% маркетологов умеют использовать возможности e-mail маркетинга. Попади в этот процент уже через полтора месяца.

Реклама

Обычно издания зарабатывают или на показе рекламы, или на платной подписке. Поэтому журналист должен четко понимать — его материалы должны увеличивать аудиторию СМИ или давать экспертную информацию?

Без понимания экономики медиаиндустрии, журналист останется рядовым исполнителем.

Уметь распространять контент

Доставить контент до читателя так же важно, как написать статью.

Определите особенности поведения аудитории в разных соцсетях, — кто-то во «ВКонтакте» читает только шуточные статьи, в Facebook предпочитает более деловое общение, а LinkedIn использует только для поиска сотрудников. Обращайте внимание на то, как читатели реагируют на статью в разное время суток, не упускайте детали.

Знать аудиторию

Важно знать то, что говорят читатели, и то, как они себя ведут на странице публикации: дочитывают ли статью до конца, ждут ли новых публикаций конкретного автора, показывают ли статью друзьям?

Для анализа поведения читателей применяются Google Analytics или «Яндекс.Метрика». Также полезно отслеживать шеры в соцсетях — мне нравится сервис отслеживания упоминаний mention.com.

Зная, как аудитория реагирует на публикации, автор будет писать более интересные статьи.

Пользоваться системами управления контентом и знать азы верстки

Content Management System (CMS) — рабочее пространство для публикования материалов в интернете. Для начала советую разобраться с WordPress — самой распространенной CMS для контент-проектов.

Я пишу для нескольких медиаизданий, иногда редактор дает мне доступ в админку сайта, и я публикую текст. Это экономит время. Желательно знать HTML и CSS. Не у всех редакций есть контент-менеджер, а если вас попросят заверстать статью в админке сайта, и вы не сумеете этого сделать (визуальный редактор не всегда помогает) — как вы думаете, вы конкурентоспособны на рынке?

Не бояться статистики

Журналист обязан анализировать данные и обрабатывать статистику. Денежные суммы, рейтинги, спортивная статистика, перепись населения и практически любая тема содержит данные в числовом виде.

Даже если вы не журналист делового издания, который по умолчанию обязан знать экономику и общаться с числами «на ты», — нельзя публиковать непроверенную информацию. Статьи с фактами и числами полезнее материалов без них. Журналист обязан проверять любую информацию, которой оперирует. Если у вас на руках числа — найдите первоисточник и проверьте их.

Выводить средние значения, определять медиану и не путаться в процентах — основа. На западе существуют курсы математики для журналистов, которые можно пройти.

Современная журналистика — в равной степени гуманитарная и техническая профессия.

Знать юзабилити, онлайн-типографику и как отображается текст на разных устройствах

Не нужно быть экспертом в UX, но понимать принципы взаимодействия пользователей с сайтом — необходимо. Как посетители читают статью на ноутбуке? А как они ее же читают на смартфоне? Удобно ли им?

В зависимости от того, какими устройствами пользуется аудитория, изменяется формат подачи материалов и монетизация.

Адаптироваться к изменениям и учиться новому

Как я писал выше, медиаиндустрия постоянно меняется и развивается. Каждый месяц авторитетные издания внедряют новые технологии для улучшения работы.

Узнавать о новых технологиях и способах улучшения работы — задача журналиста, который стремится быть востребованным.

На протяжении недели переписываюсь с журналистом фрилансером из Эдинбурга. Предпочитает писать для печатных изданий, но…

Опубликовано Roman Skrupnyk 29 марта 2016 г.

В Эдинбурге тоже непросто устроиться журналистом

Институт Reuters подготовил доклад о том, как будет развиваться журналистика в ближайшем будущем: почитайте главные выдержки из доклада.

Если коротко, нас ждет:

  • Ускорение мобильного веба;
  • Рост мобильных уведомлений;
  • Рост дистрибуцированного контента в социальных сетях и агрегаторах;
  • Разрушение ТВ-индустрии;
  • Новые метрики для видео-рекламы и перекрестные продажи на устройствах;
  • Бум подкастов и аудио;
  • Онлайн-реклама: возможен год рекламного апокалипсиса;
  • Войны с блокираторами;
  • Блокираторы выходят на мобильный рынок;
  • Инновации в подписке и микроплатежах;
  • Фокус на полезности и отличии от конкурентов.

Не стойте на месте

Условная граница между гуманитарными и техническими профессиями стирается, потому что мы живем в век информационных технологий. Современный медийный бизнес опирается на технологии в той же степени, как и на профессионализм своих авторов.

На досуге почитайте статью Сергея Якупова о работе шведских редакций, предлагаю ее вам как вводную информацию о современных медиа. Еще Илья Красильщик, издатель «Медузы», посетил редакции передовых американских изданий: Quartz и BuzzFeed.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.


www.cossa.ru

кто это и чем занимается (в деталях)

Четвертая власть и вторая древнейшая профессия, золотое перо и желтая пресса, свидетели истории и щелкопёры — это все про пишущую братию, журналистов.

Нет такого уголка человеческого бытия, куда бы ни ступала нога журналиста и куда бы он, простите, не сунул свой нос.

Так  кто же он — журналист? Каковы его задачи, навыки, принципы? Что за профессия такая и где ей обучаются? Об этом и сопутствующем — поговорим.

 

Содержание статьи

Чуть-чуть истории журналистики

«Четырех враждебно настроенных газет надо бояться больше, чем тысячи штыков». (Наполеон)

Четвертой властью журналистику титуловали не зря. Думается, что если бы к тому времени не были разобраны первые три — законодательная, исполнительная и судебная, то она могла бы побороться за призовое место.

На самом деле инструментом влияния на общество журналистика стала практически с момента своего появления. А момент этот произошел в нашей стране в 1703 году — тогда по указу Петра I появилась первая официальная газета «Ведомости».

 

 

Печатная. До нее была рукописная — «Куранты», выпускалась в виде свитка и распространялась в узком кругу — царя Алексея Михайловича и его приближенных.

Петр I, умелый политик и талантливый стратег, стал издавать собственную газету в самое нужное время. Он лично участвовал в создании газеты. «Ведомости», по оценкам историков, создавались как раз для того, чтобы убедить общество в возможности победы в Северной войне.

В будущем газеты не раз выпускались с целью манипуляции общественным сознанием. Например, именно газеты сыграли ключевую роль в распространении революционных идей в период падения царского режима в России.

Во времена Советского Союза пресса прославляла и возвеличивала коммунистический строй. «Правда», «Известия», рупоры партии и советской власти, — были наиболее влиятельными. На многих предприятиях подписка на них была обязательной. При этом, конечно, выходили и более любимые читателями «Литературка», «Крокодил», «Советский экран», «Работница». «Вечёрка» с трепетом ожидалась и раскупалась в первые часы после появления в киосках. Для среднестатистической советской семьи было нормой выписывать регулярно несколько газет и журналов.

И хоть сегодня бумажная газета сдает свои позиции, современная жизнь немыслима без СМИ. По данным Роскомнадзора от 03.02. 2019 года, в российском реестре содержатся данные о 145 066 СМИ: государственных и частных, независимых и оппозиционных, откровенно «желтых» и скандальных, кровожадных и оккультных, развлекательных и религиозных. Они информируют, возмущают, радуют, удивляют, шокируют. И пишут статьи для этой вереницы разномастных изданий именно они — журналисты!

Страшно представить, что будет, исчезни враз с лица земли все газеты, журналы, теле- и радиовещание, интернет. Мир охватит паника.

Впрочем, о ней мы… не узнаем. Как не узнаем о месте падения очередного метеорита или о демонтаже Эйфелевой башни, допустим. Да и банально том, что завтра будет перекрыто движение по центральному проспекту нашего города, — тоже не узнаем. Потому что об этом нам никто не расскажет. Не напишет. Не покажет. Ибо будет — некому.

Эфир замолчит. Наступит коллапс. Изоляция. Пустота…

Пока не появится он:  «Журналист — человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» (Дейм Ребекка Уэст).

 

Чем занимается журналист

Профессия журналиста — одна из самых интересных и захватывающих. Она многогранна. Человек, владеющий ею, должен знать все обо всем. Быть в курсе всего происходящего в мире. На земле, в космосе, в океане.

Журналист  встречается с огромным количеством замечательных людей. Узнает массу поразительных фактов и историй. На него обрушиваются горы новостей. Он погружается в гущу событий. Ныряет в круговорот интриг. Путешествует. Изучает. Пробует. Рискует.

Главное, с чем работает журналист и что находится в сердцевине журналистики — это информация. Именно ее сбором, отбором, обработкой и распространением он занимается.

Поскольку невозможно знать все и одинаково хорошо разбираться в разных вещах, журналист выбирает свою тематику. Определяет направление своей деятельности. Ту сферу, которая его интересует, увлекает, захватывает. И которая, без преувеличения, становится его жизнью.

 

Такие разные типы журналистов

Политический журналист

Не только информирует, но раскрывает суть явлений, анализирует, показывает связь между ними. Поскольку интерес к политике в нашем обществе силен, то со временем и наработанным опытом политический обозреватель может стать весьма влиятельной фигурой. В первую очередь для своих читателей.  

Спортивный журналист

Мастерски лавирует в спортивном мире, будучи и болельщиком, и игроком, и аналитиком, и рассказчиком одновременно. Тут не заскучаешь. Это как экстремальный вид спорта. Всегда надо помнить, писал известный  спортивный комментатор Советского Союза Котэ Махарадзе, что смотрят репортаж и слушают тебя миллионы «ненормальных», готовых растерзать тебя, если скажешь что-нибудь не так или не то об их любимцах .

Культурный журналист

Кто-то решается выбрать стезю культурной журналистики. Решается — потому что эта сфера, увы, мало востребована, культура у нас коммерчески невыгодна. И еще потому, что тут надо непременно знать поле изнутри. Интересным материал будет только в том случае, если он изначально интересен самому журналисту. Чтобы зажечь, увлечь, надо самому гореть. Здесь сразу на ум приходит имя Михаила Казиника. Его авторскими музыкальными и искусствоведческими программами заслушиваешься так, что невозможно оторваться.

Социальный журналист

С головой уходит в социальные проблемы. Кстати, так называемая социальная журналистика появилась сравнительно недавно: в конце прошлого — начале этого века.

Ее можно назвать журналистикой с человеческим лицом. Когда в центре оказался отдельно взятый человек. Живой, со своими проблемами и  болью. Он показался — из тюрьмы, дома престарелых, ночлежки для бездомных, интерната для инвалидов, психиатрической лечебницы — и стал виден. О нём заговорили. О нём узнали.

Военный журналист (корреспондент)

Конечно же, героическая военная тема привлекает бесстрашных репортеров и спецкоров. Часто на передовую  отправляются обычные корреспонденты. Хотя, конечно, трудно назвать обычной ту завидную силу духа, храбрость, решимость, которой обладают эти «солдаты с камерой». Может ли добровольно пойти на фронт безоружным заурядный человек?

Вообще типов журналистики очень много, разделение и отнесение конкретной газеты или ТВ-программы к определенному типу бывает условным, обобщенным. Деловая, научная, экономическая, экологическая, религиозная, корпоративная, ресторанная. Журналистика фактов, журналистика мнений, трэвел-журналистика, гонзо-журналистика.

Кстати, последняя является ответвлением так называемой новой журналистики. Гонзо — с английского переводится как «рехнувшийся», «чокнутый».

«Чокнутая» журналистика

Термин «гонзо-журналист» появился еще в 60-е годы прошлого века, но активно стал использоваться только в последнее время.

Говорят, что американскому журналисту Хантеру Томпсону один из редакторов поручил написать статью про скачки. По одной версии, репортер отправился на скачки, по другой — не посещал мероприятие. Как бы то ни было, в своей статье он ни словом не упомянул лошадей, соревнования, даже не назвал имя победителя. Вместо этого описывал зрителей, которые приехали на скачки, по его мнению, только ради выпивки и веселья, а то и мошенничества.

Заметки Хантера были субъективными, жесткими. Но редактору  материал очень понравился — настолько ново и необычно было написанное. По нраву статья пришлась и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторской и чересчур смелой стилистикой текста. С тех пор Томпсона называют «королем гонзо».

Не его ли величеством был вдохновлен журналист немецкого Der Spiegel Клаас Релоциус, разоблаченный пару месяцев назад? К чести самого издания, оно опубликовало подробн

web-copywriting.ru

50 простых правил журналиста — Денис Блищ. Частное мнение

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

В октябре прошлого года я выпускал пост «Пять типичных ошибок пиарщика» — по одной ошибке на каждый курс университета, научившим меня чему угодно, но только не общественным коммуникациям. Впрочем, по специальности я никогда не работал, разве что в последнее время в статусе индивидуального предпринимателя, а вот на ниве журналистики пашу уже больше 15 лет. Сегодня перед вами пятьдесят простых правил журналиста.

1. Сама суть профессии требует от журналиста просыпаться рано и приходить на работу раньше остальных офисных трудяг. Новости как завтрак — должны быть поданы вовремя и в определенное время. Обычно это 9 утра, но в большинстве редакций ты почти никого в 9 утра не найдешь — там будут только те, кто в будущем сделают карьеру. Остальные ее проспят.

2. Журналист должен уметь вести несколько проектов параллельно и уметь планировать свое рабочее время на месяц вперед. Если какой-то материал требует подготовки за неделю, две или даже квартал, то это сфера ответственности журналиста, а не редактора.

3. Времена, когда над текстом можно было корпеть с понедельника по пятницу, безвозвратно ушли. Лишь на самые сложные тексты можно выделить день, но идеально сдавать лонгрид за 3-5 часов. К сожалению, это реальность медиа-бизнеса: отрасли все больше будут нужны «быстрые» журналисты, а «медленные», сколько ни были бы они талантливы, останутся не у дел.

4. Нет ни одной причины не писать новости прямо с места событий, пресс-конференции или презентации. Пока остальные балуются приветственным шампанским, можно сдать заметку и первым получить трафик. На прессухе все журналисты равны: и редакция «Голоса Днепра», и агентство Bloomberg — перед ними одинаковые спикеры, у всех те же головы и руки, а на коленях ноутбук.

5. Если тебе захотелось перестать работать «в поле» и начать ваять «аналитику», прислушайся, не стареешь ли ты? Журналист заканчивается как профессионал, когда прирастает к офисному креслу. Обычно это маскируется под заявление «А теперь я хочу писать аналитику».

6. Аналитика в маленькой стране (например, в нашей Беларуси) нужна лишь эпизодически, на волне значимых событий. Так как событий подобного масштаба мало, людям нужны репортажи, новости и интервью. И побыстрее.

7. Журналист обязан в любой момент времени иметь в голове крутую нереализованную идею. Ошибочно думать, будто ее за него придумает редактор: если классные идеи не рождаются у самого репортера, то с вероятностью 99% он не сможет воплотить классную задумку со стороны — просто нет таланта. Когда идеи заканчиваются совсем, достаточно выйти на улицу и пройтись с пяток километров, подмечая все интересное. Через час идея будет — если хватило наблюдательности.

8. Журналист «продает» публике впечатления. Если не набраться их самому — не побывать на месте событий — «продавать» будет нечего, текст выйдет сухим и скучным. Кстати, заметил: когда после окончания работы над материалом чувствуешь удовлетворение, но не «вау», значит, продукт вышел крепким и публике понравится. Часто тот текст, который нравится самому себе больше обычного, воспринимается читателем прохладнее. Уровень впечатлений не совпал.

9. Редакция не может отстраиваться от конкурентной среды, просто не признавая конкурентами коллег по цеху. Журналист в любой момент времени участвует в гонке за эксклюзив и первое место по времени публикации. Пожалуй, я бы дал совет уйти из профессии тем, кто не хочет никаких гонок.

10. Журналист не может не транслировать ценности своей редакции. Ты или поддерживаешь позицию заказчика или не вдохновлен своей работой, а значит пишешь хуже.

11. Нельзя написать текст и ждать, что он станет удачным, если в обществе нет запроса на поднятую тему. Появление любого материала должно быть аргументировано: дискуссией, обстоятельствами, хоть календарем. Просто взять и выдернуть тему из воздуха — глупо.

12. Чаще всего тот, к кому ты обратишься за интервью, согласится на него и даже будет польщен. Боязнь телефонного звонка не имеет под собой никаких оснований.

13. Если журналист движется по пути наименьшего сопротивления — например, делает тот текст, который проще, или забивает дырку унылым копипастом, потому что дырка смотрится хуже копипаста, — то в этот момент происходит подмена клиента редакции. Им по умолчанию является читатель, но в случае, когда корреспондент ищет легкие пути, клиентом становится он сам. Это очень плохо и напоминает советский магазин, где хорошие продукты распределялись среди своих и по знакомым, а всякое говно вываливали покупателям.

14. Да, если ты выбрал профессию репортера, тебе придется работать по выходным так долго, как ты будешь оставаться в профессии.

15. Люди — неиссякаемый ресурс журналистики. Если в мире живет 7 миллиардов людей, то у тебя осталось как минимум 7 миллиардов ненаписанных статей за минусом тех, что ты уже успел выпустить.

16. Я предпочитаю формировать сюжет статьи, придумывая во время сбора информации первую строчку. От первой строчки легче расплетать клубок фабулы. Раньше для этого подошел бы и заголовок, но с трансформацией СМИ в онлайн-издания заголовки потеряли сложность и максимально упрощаются в угоду читателю.

17. Кстати, интернет научил нас одному: до возникновения философии веб 2.0 мы слишком мало знали о тех, кто нас читает, и почему они нас читают. Теперь все ясно.

18. Журналист обязан пересказывать своего собеседника, оформляя текст художественно. За исключением очень талантливых ораторов мы все косноязычны в той или иной степени. Но разговорная речь и письменная психологически воспринимаются иначе: требования к первой занижены из-за присутствия артикуляции, мимики и эмпатических отношений между собеседниками, вторая требует тщания, потому что не имеет невербальных инструментов. Короче, снятый вчистую разговор с диктофона смотрится в письме нелепо.

19. Я согласовываю текст, потому что отдаю себе отчет в том, что обладаю только лишь общей эрудицией, но не специальными знаниями. Согласованный текст священен и одновременно защищает от тех, кто «точно знает, что все не так».

20. Журналист обязан дать по рукам тому, кто пытается согласовывать не только факты, но и начинает учить языку — мол, тут оборот плохой, здесь надо вот так расставить предложения. В этот момент есть все основания дать отпор и призвать заниматься своим делом.

21. Очень длинные тексты вредны. Чем короче, тем лучше, но оптимально в районе 5 — 7,5 тысяч знаков. Обрывать сюжет лучше резко, это не роман или повесть, а просто взятый из жизни кусочек.

22. Я считаю идеальным форматом репортаж. Репортаж заставляет автора строить сложный повествовательный сюжет, избегать нудных мест и наращивать драйв вплоть до развязки. Ничего подобного в других форматах воплотить нельзя, особенно в интервью.

23. «Говорящие головы» потеряли актуальность еще в 80-х годах прошлого века, но пользуются популярностью у журналистов из-за простоты в разработке. Единственная возможность оживить интервью, это перемежать его косвенной и прямой речью, цитатами как бы подтверждая тезис в предыдущем абзаце. Все остальное подмена клиента и путь наименьшего сопротивления, а значит вредно.

24. Журналист всегда должен работать в паре с фотографом. Если тебе хочется подсказать фотографу, что и как снимать, ты или неопытный, или фотограф у тебя так себе. Хороший фотограф не меньше твоего знает как работать.

25. Советую избегать редакций, где нет денег на корректора.

26. Лонгрид нужно публиковать еще до 9 утра, пока люди не пришли на работу. Он выполняет важную роль приманки как для общей группы читателей, так и для «альфа-самцов», которые, «подстрелив» жертву, немедленно бегут в свою пещеру демонстрировать ее всем желающим. Идеальный текст тот, которым хочется поделиться; он как бы формирует добавочную стоимость тому, кто его первым нашел.

27. Журналист не способен писать более 5-6 хороших лонгридов в месяц. Если штатное расписание составлено так, что приходится работать больше, рекомендую подыскивать новое место работы. Или редакция сдуется, или ты окажешься в больничке, или качество материалов будет неуклонно падать. Выбери свое.

28. Нет причин идти работать в печатные СМИ. В силу своей формы они не могут трансформировать содержание так, как требует читатель возраста 18-34 лет. Безусловно, и в печатных изданиях работают настоящие мастера пера, но это именно печатные мастера. Газеты неизбежно умрут вместе с поколением тех, кто их привык читать — сейчас самым младшим из них не менее 40 лет.

29. Журналистика в Интернете развивается как никогда быстро. Ты еще не успел осознать, а сетевые СМИ прошли стадию копирования оффлайновых, переродились в свой «журнальный» вид, почти отринули его в угоду Facebook-реальности и уже присматриваются к твиттер-формату, когда длина новости не будет превышать одного абзаца.

30. Твой лучший текст еще не написан. На какой бы срок я не заглядывал назад, роясь в своих же материалах прошлых лет и даже месяцев, всегда находится то, что можно исправить. Кое-что и вовсе смотрится смешно… Зато тексты, выходящие прямо сейчас, никаких нареканий не вызывают. Вот как этот — неплохой ведь пост, правда?

31. Нет ничего хуже, чем не вычитать свой текст после написания. Тавтология — первейший признак лености, опытный редактор точно знает.

32. К сожалению, журналистика не самая прибыльная отрасль, поэтому и зарплаты в ней невелики. Но это не значит, что работая в медиа ты обрекаешь себя на нищенствование: просто нельзя упускать возможности идти наверх. В любой стране всегда есть несколько мест, где платят очень хорошо тем, кто этого достоин.

33. Отношение к журналистам в обществе скорее негативное. Здесь и «проститутки», и «бездельники», и все что угодно. В реальности журналист как и любой другой профессионал всего только обменивает свой талант и знания на деньги. Это применимо к 100% специальностей. При этом журналистика обслуживает фактически все население планеты и планета без СМИ существовать не может. Парадокс!

34. Обыватель завидует журналистам из-за легкости самой профессии. Не буду разочаровывать обывателей: работать журналистом действительно приятнее и проще, чем стоять за станком, крутить баранку или сводить годовой баланс. Плюс к тому, журналист путешествует, общается с интересными людьми, выпивает на презентациях и получает за это деньги. Правда, получают это только те, кто заслуживает.

35. Не могу не сказать, что писать заметки может любой. Более сложные формы требуют какого-то таланта.

36. Талант проявляется очень рано. Выглядит это примерно так: в подростковом возрасте постоянно хочется что-то писать, ко времени поступления в университет желание трансформируется в четкое понимание выбора профессии. Если этого нет, возможно, пробовать и не стоит.

37. Будущий журналист должен начать практиковать публикации в СМИ уже к 17-18 годам. Если ты сидишь в университете и нигде не работаешь, рекомендую сменить профессию пока не поздно. К диплому в портфеле должны быть публикации в центральных СМИ. Тут без вариантов, увы.

38. Журналист всегда на стыке конфликтов интересов: между читателем, поставщиком информации и отдельными специалистами (маркетологами, пиарщиками). Здесь надо помнить, что интерес читателя несомненно превыше всего, работать надо на него. Часто можно почувствовать соблазн поддаться влиянию со стороны, стать более лояльным к одному поставщику информации и менее к другому. Все это надо жестко пресекать.

39. Если тебе лень идти на пресс-конференцию, лучше выйди из профессии.

40. Если ты обнаружил, что постоянно проваливаешь дедлайны, то это начало конца или вовсе профессия не твоя. Прокрастинация смертельно опасна для журналиста.

41. Действуй по методу «выжженной земли». Если после тебя осталось что еще написать, то работа была сделана плохо. Оставлять корм конкурентам — последнее дело.

42. Поменьше слушай критиканов, ориентируйся на тираж и Яндекс.Метрику. Нет правдивей показателя верности выбранного пути.

43. Не стоит пастись на одном формате, теме или герое сколь-нибудь долго. Любой медиапроект имеет свой срок и рано или поздно наскучивает читателю. Успешность журналиста во многом зиждется на умении мутировать и меняться, искать новые идеи и формы. Самая типичная ошибка издания: масштабировать успешный формат, частить им или наращивать объем. Так были убиты успешные и классные идеи — примеров тьма тьмущая.

44. Хорошая журналистика требует инвестиций. Если твой заказчик не готов оплачивать расходы на создание контента, подумай, тот ли это заказчик, который продержится на плаву долго.

45. Ты в любой момент должен быть готов к интервью с президентом, даже если этого интервью у тебя никогда не случится.

46. Работать на несколько изданий кряду не грех только тогда, когда их интересы не пересекаются.

47. Помни, что успех в любой профессии возможен только благодаря долгому и напряженному труду, журналистика не исключение.

48. Умей признавать свои ошибки, которые у тебя будут всегда. Если ошибка допущена в тексте и есть физическая возможность ее исправить, сделай это, но поясни в сноске — простите, был не прав. Это снимает напряженность у 95% читателей и убивает конфликт в зародыше.

49. Не забывай про я-маркетинг. Твоя фамилия и имя — бренд. Псевдоним — мусор.

50. Журналист тот, кто ни в чем не разбирается, но способен разобраться во всем. Если тема «не прохавана», то работа была сделана плохо.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

blisch.by

10 проффесиональных советов начинающим журналистам

Вы можете проделать массу работы, собирая информацию и приводя ее в адекватный вид. Но все ваши труды пойдут коту под хвост, если вы подадите эту информацию так, что никто ее и читать не захочет. Следуя этим небольшим советам, вы сможете создать текст, который заинтересует читателя и сделает само чтение приятным для него.

1. Пишите хороший лид

Лид – это вступление к статье, которое должно завлечь потенциального читателя и превратить его в реального. От лида зависит успех вашего труда. Напишите отличное вступление – ваша статья будет иметь успех. Напишите скучный лид – вся ваша работа окажется бесполезной. Первый абзац статьи должен кратко рассказывать, о чем дальше пойдет речь. Лид не должен содержать в себе больше, чем 35-40 слов и должен быть достаточно интересным, чтобы читатель захотел прочесть и остальной текст.

2. Пишите кратко

Особенно, если вы пишите новостную статью. Старайтесь как можно лучше раскрыть ситуацию, используя как можно меньшее количество слов. Информационные статьи, конечно, требуют больших подробностей, но и здесь не стоит уподобляться русским классикам и тратить несколько абзацев на то, что можно описать парой предложений.

3. Структурируйте текст правильно

Пользуйтесь моделью перевернутой пирамиды. Раскрывайте все самое главное в начале статьи и заканчивайте ее самой незначительной информацией. Это может вам показаться странным, но, поверьте, этот метод работает. Большинство людей “сканируют” текст, читая лишь начало абзаца. Помещая самое важное в конец статьи, вы рискуете оставить эту часть информации без внимания читателей.

4. Налаживайте контакты

Контакты – наше все. Ни в одной сфере деятельности вы не сможете добиться потрясающих успехов, если у вас нет нужных знакомств. В журналистике же знакомства дают не только возможность продвинуться по карьерной лестнице, но и информацию и идеи для статей.

5. Всегда будьте наготове

Если журналистика – это то, чем вы зарабатываете себе на жизнь, то вы должны постоянно иметь при себе что-то, чем писать, и что-то, на чем писать.

Если вы отправляетесь на какое-то мероприятие, как журналист, то продумайте вашу одежду. Она должна подходить к случаю. Не стоит надевать модные туфли, зная, что вам возможно придется ходить по грязи. В первую очередь вы должны быть в состоянии взять интервью или осветить событие, а не стараться быть иконой стиля.

6. Продумывайте текст

Если вы понимаете структуру своей статьи, то она напишется сама по себе. Создайте текст в своей голове, а уже потом переносите его на бумагу или в текстовый редактор. Если вы не знаете, с чего начать, то представьте, что пишете своему другу письмо, в котором вы рассказываете свою историю. Этот прием поможет вам найти слова для лида.

7. Проверяйте текст

Серьезно, проверяйте написанный текст с дотошностью перфекциониста. Проверяйте грамматику, пунктуацию, логичность предложений и их связь между собой, цитаты, которые вы используете, пробелы между словами и так далее. Чистый и правильный текст – это ваша цель.

8. Практика

Будучи начинающим журналистом, вы должны хвататься буквально за любую возможность написать что-либо. Пишите для местных газет, работайте на фрилансе, пишите текст для своих знакомых. В целом, практикуйтесь как можно больше. Можете создать свой блог и писать там обо всем, что вам интересно. Вы должны выработать свой стиль и “набить руку”.

9. Не ограничивайтесь одним источником

Используя несколько источников, вы сможете не только подробнее раскрыть тему, но и убедиться в том, что информация, которую вы подаете в своей статье – правдива. Написать статью, основываясь на изначально ложных фактах, – это худшее, что может сделать журналист. Потратив силы понапрасну, вы еще и ощутите на себе всеобщее негодование.

10. Проверяйте имена

В Старбакс довольно часто неправильно пишут имена посетителей

Особенно это касается имен и фамилий иностранцев. Проверьте сто раз, правильно ли вы написали имя человека. К счастью, гугл предоставляет нам шанс не ошибиться в написании имен. К примеру, несмотря на написание фамилии Bullock на английском языке, фамилия Сандры, все таки, Буллок, а не Баллок.

say-hi.me

Что должен уметь журналист цифровой эры

Умение работать с новыми технологиями – шанс не вылететь из профессии из-за профнепригодности.

Бурные темпы развития технологий оставляют все меньше времени на углубление знаний по специализации, требуя постоянно осваивать новые и новые компьютерные навыки.

Но от этого никуда не деться – иначе вы будете вытеснены с рынка младшими коллегами, которые в Интернете с детства.

http://osvita.mediasapiens.kiev.ua/material/4524
Автор: Татьяна Неймаш

Журналистам прошлых десятилетий повезло: тогда в отрасли еще существовала система разделения труда, и никто не требовал от них работать метранпажами, корректорами и фотографами.

Сейчас технический процесс производства медиа становится намного проще – и сложнее.

С каждым днем все легче загружать информацию в Интернет и получать оттуда ответы на свои вопросы, обрабатывать изображения и обращаться с камерами.

Но для этого приходится изучать программы, приборы и сайты,следить не только за источниками информации, а и за новинками технологий.

Неумение обращаться с технической стороной творческого процесса при достижении определенной критической массы превращается в профнепригодность.

Не претендуя на полноту и абсолютность изложенного ниже списка навыков (в каждой отрасли и издании всё пока ещё по-разному), логично предположить дальнейшее сокращение числа специальностей в рамках медиасферы и углубление цифризации: в Европе уже распространена практика, когда репортер и снимает видео, и пишет текст (Reuters), а в России фотографы пишут небольшие тексты к своим снимкам.

Это, кстати, логичный этап движения в сторону гражданской журналистики.

Итак, прогрессивное издание ожидает, что его современный журналист умеет:

∆ Пользоваться электронной почтой на продвинутом уровне.
Пользоваться качественной электронной почтой – корпоративной с работы и ее веб-интерфейсом из других мест, личной – нормальной, не легко взламываемой мейл.ру и не подделками отечественных специалистов.

При всем патриотизме хорошая почтовая система с лучшей сортировкой спама одна – это Gmail.
Нужно ориентироваться в завалах, в которые часто превращается рабочий ящик журналиста, пользоваться метками, помнить об объеме свободного места, знать об ограничениях по размеру письма, уметь пользоваться чатом, быть в состоянии экспортировать и импортировать контакты и не зависать в ужасе каждый раз, когда Google меняет интерфейс.

∆ Включить любой фотоаппарат и сделать приемлемого качества снимок.
Или сделать снимок с события телефоном, своим или чужим, и уметь отправить его по имейлу.
Или, как вариант, договориться со знакомым фотографом и получить снимок у него.
В информационном пространстве очень много текстов, у людей очень мало времени на чтение, и это отражается в популярности, например, блогов на Tumblr, состоящих почти из одних картинок, и эволюции интернет-мемов.

Раньше рассказывали анекдоты, теперь шлют смешные картинки.

Визуал превалирует.

Нужно уметь включить фотоаппарат, сообразить, выйдет фото лучше со вспышкой или без, отличать режим портрета от макросъемки.
Само лишь наличие в редакции крутой зеркалки ничего не гарантирует, наоборот – чем более профессиональна техника, тем хуже получаются на ней снимки в неумелых руках.

∆  Обработать картинку.
 Во многих СМИ есть фоторедакторы и редакторы сайтов, но в их обязанности не всегда входит рутинная обработка изображений, тем более что это просто.
Нужно уметь: откадрировать картинку, изменить размер с минимальной потерей качества, убрать красные глаза, подогнать яркость и контраст, улучшить цвета.
В простейших программах, как в дизайнерской шутке, есть кнопка «сделать красиво», но ее тоже нужно суметь найти.

 ∆  Снять видео приемлемого качества.
Эксклюзивный ролик, снятый в нужное время в нужном месте, пусть даже и без штатива и дрожащими руками, все равно принесет СМИ больше просмотров, чем текстовая новость.
Дешевые смартфоны сейчас стоят от 2000 гривен, и для журналиста это уже в большей степени рабочий инструмент, чем предмет личной роскоши.

∆ Загрузить видео на YouTube и вставить полученный код в страницу сайта.
Понимать отличия в разрешении, сделать нужный размер, воспроизведение с нужного места.

∆ Поделиться информацией в соцсетях.
Нужно понимать, где в корпоративном фейсбуке кнопка «зайти» и что нужно сделать, чтобы информация там появилась, знать пароли.
Аналогично с твиттером.
Обычно соцсетями занимается отдельный человек, обычно это самый младший по возрасту и рангу член коллектива, но бывают и экстренные случаи.

В журналистике экстренные случаи бывают постоянно.

∆ Применять основы html.
Да, это бывает нужно не везде, но метки форматирования текста знать полезно. Не придется звать редактора сайта или админа и ждать, если текст пополз.
Можно будет работать редактором, если бегать по мероприятиям надоест.

∆ Работать со ссылками.
Вставлять их в тело статьи, находить релевантные, понимать механику работы поисковых систем – какие ссылки увеличивают популярность вашего сайта, а какие уменьшают.

∆ Пользоваться функциональным браузером.
В отечественных редакциях еще достаточно компьютеров, на которых по умолчанию установлены устаревшие версии Internet Explorer.
Репортеру полезно знать, что скачать Google Chrome – дело нескольких минут, браузер бесплатный,
быстрый и удобный.
Медийщик также должен уметь экспортировать и импортировать свое достояние – коллекцию тематических ссылок в избранном: вы же не набираете вручную адреса сайтов, которыми пользуетесь каждый день, правда?

∆ Быстро разбираться с админками.
Все системы управления сайтами имеют схожие основные элементы, изучив одну-две, третью вы уже не сочтете сложной.
Если управились с WordPress, это нормальный уровень владения такими системами, если умеете подключать к нему плагины – расширенный.

∆ Находить темы и эксклюзив через соцсети.
Личный фейсбук журналиста может принести ему больше информационных поводов, чем все анонсы, вместе взятые.
Умение общаться в сети и дружить с ньюсмейкерами бесценно и востребовано.

∆ Работать с программами планирования
Электронные календари и напоминания стали неотъемлемой частью жизни занятых людей, к которым относятся хорошие репортеры.
Этот элемент самоорганизации не даст скучать без тем и не позволит пропустить важное событие.
Блокноты остаются, но дублировать в телефон и компьютер надежнее и удобнее.

Мысли вслух.
Статья правильная, актуальная и в общих чертах отображает требования к журналисту интернет – издания.
Но в двадцать первом веке до сих пор функционируют и традиционные печатные газеты, телевидение и радио.
Там требования несколько иные.

Все они в разной степени проигрывают интернет–СМИ.

Например, бумага как носитель информации понемногу уходит в прошлое.

О журналистике как процессе поиска и донесения информации до потребителя.

Сегодня новость как таковая быстро утрачивает свою новизну.

Информационный поток настолько насыщенный, что слово «еженедельник» скоро станет архаизмом – мы узнаем новое ежедневно!

А поскольку рядовые интернет–пользователи так же быстро работают в Сети, ищут необходимую информацию не хуже многих журналистов, сетевой журналистике предъявляются новые требования – быть лучше!

Журналисты должны быть быстрее и знать, где искать!

Новость чаще всего читается один раз – следующие клики, в большинстве случаев, для комментирования или для просмотра предыдущих комментариев.

Очевидно, что в таком случае всё написанное должно восприниматься с первого раза – быстро,  полностью и однозначно.

Чтобы подороже «продать» новость, завоевать читателя можно не только содержанием (это основа), но и частотой обновления ленты – ведь посетитель сайта может просто заинтересоваться любопытным, с его точки зрения, заголовком – одним из многих – кликнуть и зайти на страницу.

Недостающую информацию узнать из других источников.

Таким образом, если грубо – больше заголовков в ленте – больше материалов – больше читателей.

Ну и, собственно, наполнение новостной ленты – материалы должны быть актуальными, злободневными, объективными и правдивыми.

«Правило трёх «С», авторство которого приписывают известнейшему медиамагнату Руперту Мердоку – читателей и зрителей интересуют прежде всего скандалы, секс и спорт – работает!

Впрочем, насчёт спорта не уверен.

Получается, самые лучшие новости – плохие новости?

На мой взгляд, оптимальным вариантом будет некая «золотая середина».

Каким же должен быть  «рыцарь клавиатуры и диктофона» сегодня, чтобы продуктивно и качественно работать в современном информационном поле?

Безусловная профессиональная компетенция – первое.
Работать быстро, грамотно и быль лёгким на подъем.

Следует помнить, что при наличии Интернета любой пользователь в считанные минуты может собрать информацию с многих иформационных ресурсов и понять суть события, о котором уже писали разные источники.
В таком случае, получается, и аналитика может отойти на второй план?

Второе – журналист  должен быть «технически подкован» и разбираться в современных девайсах – блокнот и ручка, увы, уже в какой-то мере вторичны.

О компьютере и не только.

Рабочий компьютер журналиста должен быть оптимизирован для поиска и обработки информации.

Твёрдое знание базовых офисных программ, текстовых редакторов и умение быстро находить информацию на заданную тему в Сети обязательно.

В идеале приветствуется знание иностранного языка.

Естественно, браузер должен быть обновлён, с нужными плагинами и дополнениями – как минимум для быстрой загрузки потокового видео и аудиофайлов, для фильтрации ненужной рекламы и для отсекания всплывающих окон.   

Журналист должен сам упорядочить закладки в браузере для удобной работы в Сети.

Очень удобно, когда адреса ресурсов разбиты по категориям – например, региональные СМИ, национальные СМИ, органы власти, управления и ведомства, периодика и нужные отраслевые ресурсы, общение и социальные сети.  

Время от времени резервный файл закладок сохраняется на компьютере – в случае переустановки системы или сбоя можно быстро вернуться к предыдущему  состоянию.

Сам список избранных страниц время от времени чистится.
Ненужные или малопосещаемые адреса регулярно удаляются.

Они засоряют избранное и потом, когда срочно требуется найти сайт нужного ведомства, приходится делать лишние клики.

Это отвлекает внимание и занимает время.

Во время поиска информации важно научиться правильно формулировать поисковый запрос в Google или Yandex.

Особое внимание на ключевые слова искомой информации.
Следует иметь в виду, что англоязычный сегмент Сети по объёму в десятки раз превышает русскоязычный, а уж тем более украинский.

Если нужная информация не появляется, попробуйте ввести запрос по-английски – это работает, но при условии знания языка.

О фотосъёмке и программном обеспечении.

О необходимости умения работать с фототехникой уже писалось выше.

Журналист должен владеть навыками репортажной съёмки и уметь придумывать хорошие емкие комментарии к своим снимкам.

Новость с иллюстрациями наиболее ценная.

Таким образом, обработка своих фотографий – на совести журналиста.

По минимуму освоить Photoshop и Corel Draw(?) можно и самому.

Главное – научиться кадрировать картинку, подгонять размер, выравнивать яркость и контраст, уметь нанести ватермарк.
Уметь по минимуму работать с кистями и слоями, немного разбираться в форматах графических файлов – хотя бы для понимания того, чем отличается *tiff от *jpеg и какой формат «весит» больше.

Неплохо бы найти и установить программу для пакетной обработки изображений.
Обработка вручную каждой фотографии – нерациональная трата времени.
В Сети немало удобных утилит – для пакетной конвертации, «сжимания», кадрирования, нанесения водяных знаков и первичной цветокоррекции.

Во многих случаях даже их «мощности» вполне достаточно.

Очень полезны программы для создания скриншотов – иногда новость или какая-то фотография вылаживается, например, в фейсбуке, а потом в силу каких-то причин убирается.
Чаще всего такие утилиты работают в фоновом режиме – важно только выставить быстрые клавиши.

Пока что всё.

Опять же, перечень таких вот рабочих журналистских «нюансов» далеко не полный.

Но главные функции журналиста – информировать, давать повод к размышлению, «будоражить» и способствовать общественному диалогу – остаются неизменными и в двадцать первом веке.

dass-gut.livejournal.com

10 новых навыков необходимых современному журналисту

10 новых навыков необходимых современному журналисту

Современный журналист должен многое знать и уметь

Все больше и больше журналистов посещают курсы и тренинги с целью изучить новые технологии, владение которыми, как ожидается, повысит их конкурентоспособность на рынке новых медиа.

Канули в прошлое те времена, когда журналисту хватало лишь блокнота и ручки.  Профессия требует теперь от него все более разнообразных навыков и умений.

Что же должен знать и уметь современный журналист? Самый краткий список базовых навыков выглядит так:

1. Уметь написать заголовок с учетом требований поисковой оптимизации. Важно разобраться в том, как подходят к написанию заголовков разные издания и понимать стиль и формат, который используется в вашей редакции.

2. Знать как грамотно вставить в статью гиперссылку на источник или другой информационный ресурс, например видео. Освоить несколько основных приемов форматирования текста с использованием HTML и CSS.

3. Владеть навыками работы с 1-2 системами управления контентом (CMS), как минимум, Medium или WordPress.

4. Уметь сделать фотографию цифровым фотоаппаратом (смартфоном) и обработать ее в онлайновом редакторе Picnik (picnik.com) Pixlr.com

5. Уметь обращаться с цифровой видеокамерой и снимать видео с помощью смартфона.

6. Уметь правильно записать звук, работать с микрофоном, редактировать звук в программе Audacity. Освоить использование смартфона в качестве диктофона.

7. Иметь навыки пользования электронной почтой GMail, социальными сетями Facebook и Twitter, приложением Skype и другими медийными инструментами на своем смартфоне.

8. Владеть навыками эффективного интернет-поиска в Google.

9. Использовать приложения и инструменты Google, в первую очередь Google Documents – для написания и форматирования текста, а также Google Drive для хранения и пересылки материалов.

10. Уметь отформатировать сообщение для социальных сетей. Освоить базовые навыки работы с приложениями для подготовки инфографики – Canva.com, Infogr.am.

Несмотря на то, что от журналиста все чаще требуют стать неким мультимедийным человеком-оркестром,  следует помнить, что главное – это уметь получить качественный исходный файл, будь то звук, фото или видео. Дальнейшую техническую обработку, как правило, возьмут на себя другие специалисты ньюзрума.

Предоставив им хороший “исходник”, вы однозначно получите в ответ благодарный отзыв. Поэтому будет правильно перед началом работы уточнить с мультимедиа-редакторами требования к таким “сырым” материалам.

Обязательно уточните после выхода вашего материала что именно делали с вашими файлами редакторы. Как именно они “доводили” ваши материалы. Это поможет вам лучше понять технологию и оптимизировать свои усилия в следующий раз.

При этом, имея дело с фото и видеоматериалами, важно помнить, что многократный запас в объеме снятого существенно увеличивает шансы на успех.

(текст статьи дополнен и уточнен)

newmedia.in.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *