Что необходимо археологу: где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

Содержание

Что нужно знать чтобы стать археологом. Профессия археолог

Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

– Я археолог. Уже более сорока лет я участвую в археологических раскопках на территории нашей страны.

Кем мечтали стать в детстве? Если мечта не сбылась, жалеете ли об этом?

‑ Я мечтал стать искателем древних сокровищ.Моя мечта осуществилась и я рад этому, хотя я сам во многом способствовал ее осуществлению.

‑ Как пришло к Вам увлечение археологией?

‑ Сначала я собирал старинные деньги и предметы домашнего обихода, которые пылились на чердаках у родственников. В возрасте 14 лет, будучи школьником, принимал участие в археологических экспедициях Ростовского областного музея краеведения. Был подсобным рабочим. Тогда я понял, что это – мое призвание.

‑ Как сложилась Ваша дальнейшая судьба?

‑ В 1983 году, после службы в ВМФ, устроился лаборантом в Приморский отряд археологической экспедиции. В тяжелое для экспедиции время работал художником-реставратором и водителем. С 1988 – 1998гг. работал начальником археологического отряда. С 1999г. и по настоящее время – сотрудник Азовского научно-исследовательского бюро.

‑ Занимаетесь ли Вы научной деятельностью?

‑ Да, с 1986 года на основании Открытых листов я провожу самостоятельные научные исследования по археологии и нумизматике.

‑ Каков круг Ваших научных интересов?

‑ Сарматская археология, скифская археология, изучение древностей эпохи переселения народов, античная и византийская нумизматика.

‑ Есть ли у Вас публикации по археологии?

‑ Какие раскопки, по Вашему мнению, были наиболее интересными?

‑ В 1987 г. неподалеку от Ростова-на-Дону была открыта серия погребений позднесарматской культуры, выделяющихся богатством и разнообразием погребального инвентаря. Некоторые вещи – крайне редкие или не имеющие аналогов. Об этих находках я подробно написал в книге «Позднесарматские погребения в устье Дона».

Что вам нравится в вашей профессии больше всего?

‑ Моя работа имеет много достоинств: свежий воздух, общение с людьми, интересные находки, возможность постоянно получать новые знания.

С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

‑ Самая большая проблема для нас – нехватка рабочих рук. Люди неохотно идут на подсобные работы. Часто нашей работе мешает погода. Из-за дождей приходится откладывать раскопки на неопределенное время.

Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить? Нужно ли вам периодически повышать квалификацию?

‑ С 1984г. по 1989г. я учился на историческом факультете Ростовского государственного университета. После этого несколько раз обучался на курсах повышения квалификации и постоянно занимался самообразованием.

Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?

‑ Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как физическая выносливость, уравновешенность, аналитический склад ума, способность работать в команде, терпеливость, пунктуальность.

‑ Есть ли в вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?

‑ Каждая наша находка – повод для творческой деятельности. Особенно это касается художников-реставраторов.

Из чего состоит ваш рабочий день?

‑ Если мы на раскопках, начинаем копать, осторожно отделяя слой от слоя, зарисовываем, записываем свои наблюдения, делаем осторожные выводы. Когда попадаются артефакты, переходим на кисточки. Если раскопок нет, работаем в музее.

Какие основные обязанности вы выполняете?

‑ Как у руководителя археологической экспедиции, у меня много обязанностей: найти жилье, позаботиться о питании сотрудников экспедиции, нанять людей на подсобные работы, вести необходимую документацию. Плюс всевозможные нюансы.

Что самое интересное в вашей работе?

‑ Конечно находки. Однажды нам попался позднесарматский курган, в южной части которого в годы Великой Отечественной войны был устроен немецкий блиндаж с ходами сообщений. Таких находок у нас еще не было.

‑ Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?

‑ Я отвечу коротко – без нашего прошлого не будет и будущего. А археолог – это проводник из прошлого в будущее.

Приносит ли ваша профессия хороший доход?

‑ К сожалению, нет и в этом основной недостаток профессии.

‑ Людям творческим, целеустремленным, любознательным, настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей должны быть призванием. Археология не любит случайных людей.

Как вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?

‑ Я думаю, что да. В последние годы, когда становление российской культуры приобрело большое значение, профессия эта стала гораздо престижнее, чем раньше. Археологи сегодня так же необходимы, как и геологи, участвующие в важных для страны экспедициях.

О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у вас.

‑ У археологии есть свои недостатки. Это: порой тяжелый физический труд, невысокие заработки, проблемы с личной жизнью из-за длительных археологических экспедиций. И необходимость постоянно пополнять свои знания.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это “искусство ради искусства”, а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это “искусство ради искусства”, а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Необходимо отметить, что археология относится к тем областям науки, которая не терпит случайных людей. Именно поэтому людям, которые хотят стать археологами, нужно внимательно ознакомиться с особенностями этой профессии, и только потом решать, подходит она им или нет.

Кто такой археолог?


– ученый, занимающийся раскопками древних поселений и изучением найденных в процессе раскопок артефактов (вещественных источников), позволяющих воссоздать быт и культуру людей разных эпох. Название профессии происходит от греческого “archaios” (древний) и logos (учение) – то есть, учение о древнем.

Первым археологом можно считать великого поэта и мыслителя Лукреция, который еще в 1 веке до н.э. сумел определить, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным. Термин “археология” впервые был употреблен Платоном, который таким образом обозначил “историю прошедших времен”.

В современном мире археологию принято разделять на три вида:

  • полевую – раскопки вещественных источников на суше;
  • подводную – поиск свидетельств прошлого под водой;
  • экспериментальную – реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи.

Самих археологов, как правило, можно условно разделить на группы специалистов, занимающихся изучением конкретных регионов и исторических периодов. Например, существует группа ученых, занимающихся исключительно изучением эпохи палеолита в Средней Азии.

Основная задача археолога заключается в поиске артефактов, с их последующим исследованием в лаборатории, реставрации (при необходимости) и формировании выводов на основе выявленных фактов. Также в задачу археологов входит сохранность найденных вещественных источников, их классификация и описание.

Какими личностными качествами должен обладать археолог?

Работа археолога по силам только настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей являются призванием, а не случайным эпизодов в жизни. Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как:

  • искренняя любовь к истории;
  • склонность к аскетизму;
  • физическая выносливость;
  • уравновешенность;
  • аналитический склад ума;
  • способность работать в команде;
  • отменное здоровье;
  • терпеливость;
  • предрасположенность к дедукции.

Ну и самое главное, поскольку археологам очень часто приходится осваивать не только смежные профессии (почвоведение, топография, география и т.д.), но и специальности, далекие от археологии (антропология, химия, геральдика и т.д.), настоящий фанат своего дела отличается ярко выраженной жаждой новых знаний и навыков, а также способностью к самообразованию.

Преимущества профессии археолога


Явным, и едва ли не единственным преимуществом профессии археолога, конечно же, является возможность много и долго путешествовать в компании единомышленников. Кроме того, большую часть своего времени археолог проводит на свежем воздухе, что также можно считать преимуществом этой профессии. В какой-то степени к достоинствам можно отнести и ненормированный рабочий график, но только условно, так как чаще всего раскопки занимают большую часть суток, а не наоборот.

Больше преимуществ этой профессии нам выявить не удалось. Возможно именно незначительное количество достоинств и послужило причиной постоянно снижающейся востребованности этой специальности среди абитуриентов.

Недостатки профессии археолога

В противовес преимуществам недостатков у профессии археолога , как говорится, хоть отбавляй. Поэтому мы перечислим только наиболее явные и существенные.

  • Во-первых, археология это не столько увлекательные походы и великие открытия, сколько очень тяжелая и рутинная работа. Подчеркнем, физически тяжелая работа, с которой иногда не могут справиться самостоятельно даже сильные мужчины.
  • Во-вторых, невысокие заработки (а иногда и их полное отсутствие) из-за незначительного финансирования раскопок и исследования артефактов.
  • В-третьих, долгие годы, проведенные в “спартанских” условиях – порой археологам приходится спать чуть ли не на голой земле и питаться дарами природы.
  • В-четвертых, большая доля вероятности того, что “великое открытие” совершит кто-то другой, но не Вы (то есть, может возникнуть ощущение, что жизнь прожита зря).
  • В-пятых, длительные археологические экспедиции, препятствующие построению нормальной личной жизни.

Где можно получить профессию археолога?


Профессия археолога предполагает обязательное наличие высшего академического образования. Причем сразу отметим, что учиться на археолога (равно как и работать по специальности) очень не просто. Основной упор в процессе обучения делается на изучении истории, а также на технологиях раскопок и работы с найденными артефактами. Поскольку специальных археологических ВУЗов в России практически нет (кроме Института археологии РАН и Московского археологического института), для того чтобы получить профессию археолога необходимо выбрать ВУЗ с исторический факультетом, на котором имеется кафедра археологии. Мы рекомендуем отдать предпочтение таким ВУЗам, как.

Для многих профессия археолога окружена ореолом романтики. Археологи представляются этакими отважными и нагловатыми красавцами вроде Индианы Джонса, великолепно сыгранного замечательным актером Харрисоном Фордом.

Не стоит отрицать, что подобные представители среди копающей братии встречаются, но, также следует признать, что даже не через одного. Реалии профессии, имеющей свои положительные и отрицательные стороны, в большинстве своем привлекают людей совсем другого типа. С голливудским археологом их объединяет разве что нестабильность в личной жизни. Но обо всем по порядку.

Прежде чем разъяснять плюсы и минусы одной из самых загадочных профессии, нужно уяснить, что же такое археология. Наиболее ёмко эту науку характеризует высказывание: «Археолог – это историк, вооруженный лопатой». Несмотря на простоту, расхожее выражение содержит большой смысл. Из него следует, что археология – это наука не менее важная и серьезная, чем история и цели преследует примерно те же, только методы использует несколько иные.

Археолог добывает исторические факты не из старых документов (хотя, если честно, часто приходится обращаться и к ним), а в большей степени в результате полевых исследований. Во время раскопок древних поселений, могильников, фортификационных сооружений и так далее.

Находя древние артефакты, фиксируя место и условия в которых они были найдены, он даёт свою трактовку находке – определяет её возраст и происхождение, степень уникальности. Благодаря этим данным из маленьких крупиц выстраиваются интереснейшие теории, и мы все больше узнаём о том периоде в истории человечества, о котором письменные источники нас информируют недостаточно полно.

Минусы профессии

Уже из вышесказанного следует, что в профессии археологов присутствует неожиданно много минусов, а именно:

  • Археолог большую часть своей жизни проводит в полях . Это не вылазка с палаткой на выходные с друзьями в хорошую погоду. Археолог месяцами, в дождь, жару и бурю живет в этой самой палатке, старясь использовать каждую минуту для раскопок. При этом он испытывает все прелести отсутствия элементарных бытовых удобств. Ему нужно запасаться продуктами и знать, как и когда их можно пополнить. Приготовление пищи, мытье посуды и соблюдение личной гигиены превращаются в серьёзные задачи, которые нужно решать.
  • Работа археолога требует колоссальной усидчивости и внимания . При проведении раскопок нужно соблюдать методику, тщательно фиксировать находки, оформлять документацию, следить за сохранностью артефактов, уметь правильно их хранить и даже обладать знаниями реставратора. На такое способен не каждый.
  • Археолог должен быть физически вынослив . Во-первых, на раскопках работают все, даже самые высокие руководители экспедиции. Автоматизация в данной профессии минимальна. Просто копать ямы каждый день и целый день – это огромный труд, а копать с соблюдением строгих требований, ещё сложнее. Во-вторых, археологи часто работают на большом удалении от медицинских учреждений и вынуждены уметь оказывать первую медицинскую помощь и переносить обычные заболевания буквально «на ногах».
  • Опасность в профессии также присутствует. Археологи вынуждены противостоять диким животным, неадекватным гражданам близлежащих поселений, бандитам, положившим глаз на археологический памятник. Да, к сожалению, в наше время ещё существуют незаконные кладоискатели, готовые буквально воевать за древние сокровища.
  • Археолог – профессия низкооплачиваемая . Археологи больше занимаются поиском средств на подготовку экспедиции, что часто бывает сложно сделать. Зарплаты у них низкие.

Основные плюсы

Что же насчёт плюсов? К счастью, существуют и они.

  • Редкая профессия , кроме профессии археолога, в наше время даёт такую большую возможность совершить громкую находку или открытие. На земле огромное количество неисследованных археологических памятников. Не найдены древние города, захоронения великих людей прошлого, несметные сокровища. Теории постоянно пересматриваются под влиянием появления новых данных. Именно археолог может оставить свое имя в истории как никто другой, сделав сенсационное открытие.
  • Археолог имеет возможность постоянно менять сферу деятельности . Летом он копает. В то время, когда этого делать невозможно, он пишет научные статьи и книги, работает в архивах и музеях, преподаёт в вузах, выступает на научных конференциях в разных городах и странах. По сравнению с работой в офисе, быть археологом гораздо интереснее.
  • Большое количество трудностей профессии приводит к тому, что археологи часто остаются одинокими. Либо не получается создать семью, либо они рушатся. Однако, благодаря этим особенностям, из профессии уходят люди к ней неприспособленные. Остаются только настоящие фанаты своего дела . Поэтому придя в археологию можно быть уверенным, что будешь окружен людьми максимально близкими по духу и складу характера. Кстати, среди археологов часто возникают супружеские пары. И если уж мужчина и женщина повстречались в археологической экспедиции и создали семью, то в этой семье не будет недопонимания по поводу частых отлучек на раскопки.

Интересная и полезная профессия археолога интересует многих. Режиссеры делают археологов главными героями своих фильмов, писатели пишут книги об их приключениях. Молодежь поступает на специализированные факультеты, изучает археологию.

Но столкнувшись с раскопками и тяжелыми бытовыми условиями, многие не выдерживают и уходят. Если учесть, что больших заработков профессия обычно не приносит, то сегодня профессию археолога можно считать редкой и непопулярной.

Археолог

Археологи – ученые, занимающиеся изучением быта и культуры древних цивилизаций на основе сохранившихся останков их жизнедеятельности. В работе археолога основной задачей является проведение раскопок для того, чтобы найти источники исследований. Археология во многом напоминает работу детектива, когда, складывая из кусочков мозаики целую картину, ученые стараются разрешить загадки прошлого, воссоздать образ ушедшего мира. Для этого требуется воображение и развитое абстрактное мышление, поэтому профессию эту можно назвать творческой. Необходимо для археологов и терпение, стремление достичь цели, настойчивость, ведь иногда требуются годы и десятилетия для раскрытия тайны исчезнувшей цивилизации или исторического памятника.

История появления профессии АрхеологКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Еще в Древней Греции и Риме профессия археолога была известна и популярна. Уже в то время люди занимались раскопками, находили памятники архитектуры древности, знали о каменном, железном и бронзовом веках. Во времена Возрождения многочисленные раскопки были направлены на поиски произведений античной скульптуры. Но как наука археология была сформирована лишь к началу ХХ века.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

В современном мире археология – это очень значимая наука, позволяющая открыть многие тайны и загадки прошлых веков, ближе узнать ушедшие цивилизации, познакомиться с культурой, жизнью и бытом людей разных эпох – от древности до сегодняшнего дня, воссоздать по останкам внешний вид древнейших растений и животных. Археологи в своих исследованиях для анализа и исследования объектов используют различные методы, оптимизировать которые помогает сотрудничество с отраслями других наук. Профессия археолога сегодня весьма востребована, ведь в истории человечества так много загадок, неоткрытых тайн и белых пятен.

Особенности профессии АрхеологУникальность и перспективность профессии

Главным родом деятельности археолога являются раскопки, цель которых – поиск объектов культуры, памятников старины, других предметов, представляющих значение для истории. Кроме того, археологи могут работать в музее и заниматься организацией выставок и экскурсий, обеспечивать сохранность и восстановление предметов, найденных во время раскопок, или знакомить посетителей с этими находками и результатами исследований.

“Подводные камни” профессии АрхеологВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Археолог должен обладать хорошим здоровьем, выносливостью, быть хорошо физически подготовленным, потому что работа связана с археологическими экспедициями в условиях разного климата. У человека, выбравшего эту профессию, не должно быть аллергических реакций, особенно на материалы органического происхождения. Работа археолога может быть как индивидуальной, так и командной, поэтому очень важна эмоциональная подготовленность, уравновешенность, спокойствие.

Где и как получить профессию АрхеологГде обучают профессии?

Профессию археолога можно получить, закончив исторический факультет ВУЗа. Для того, чтобы работать по этой специальности, обязательно нужно иметь высшее академическое образование. Это позволит также осуществлять руководство археологическими раскопками, археологический надзор.

Статья расскажет о том, как стать археологом, чем хороша эта профессия, об истории ее возникновения и учебных заведениях готовящих по специальности «Археология».

Археология, это не просто наука, это ключ от прошлого человечества, открывающий дороги будущего. Пожалуй, это одна из самых интересных и захватывающих профессий в мире. Но далеко не каждый сможет стать археологом, ведь помимо романтики и манящих тайн, занятие археологией – это серьезный научный труд!

История возникновения профессии «Археолог»

Археология – это историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные ими материальные блага (сооружения, предметы быта и искусства), историческое прошлое человечества.
Археология, как наука зародилась в Древней Греции, недаром само слово «археология» происходит от древнегреческих слов??????? – древний и????? – слово, учение.
В России же археология получила распространение в 18-19 веке.

Какими качествами должен обладать человек, желающий стать археологом?

Прежде всего, терпением и аналитическим складом ума, однако и без творческого подхода здесь не обойтись. Желая стать археологом, вы должны понимать, что придется проводить много времени в командировках, работать с большими объемами документов, заниматься анализом и систематизацией данных. Кроме этого, человек желающий быть археологом должен быть коммуникабельным, так как придется часто обмениваться данными и участвовать в коллективных работах. Неприхотливость в быту, также является плюсом, будущий археолог не должен бояться ночевать в палатке неделями в заброшенных и диких местах. Да и хорошая память – это верный помощник любого археолога.

Противопоказание к профессии по состоянию здоровья

В связи с тем, что профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм, то при следующем ряде заболеваний, труд археолога для вас может стать опасным для жизни и здоровья.
заболевания сердца или нарушения артериального давления;
судороги, потери сознания;
расстройства слуха;
расстройства речи;

сахарный диабет;
геморроидальные расстройства;
кожные заболевания;
заболевания органов пищеварения и выделения;
хронические инфекционные заболевания;
употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
некорректируемое снижение остроты зрения.

Чем хороша профессия «Археолог»?

Естественно соприкосновением с тайнами древности. Интересные экспедиции, раскопки древних городов и могильников, а если повезет совершить значимое открытие, то и всемирная известность!

Для успешного освоения профессии вам понадобятся отличные знания школьной программы по предметам:
география;
физика;
история;
химия.
А также специальные знания в области: культурологи, истории цивилизаций, геологии и антропологии.
Профессия «Археолог» относится к высшему образованию , но готовится можно начиная с среднего специального образования, например поступив в колледж на специальность: 050401 – История . Эту специальность вы можете найти в педагогических и колледжах с социальной направленностью. Далее необходимо поступить в ВУЗ на специальность: 030400, 030401, 050401 – История или 030402 – Историко-архивоведение . Это позволит получить вам квалификации: 62, 65, 68 – Бакалавр истории; Историк, Преподаватель истории, Историк-архивист, Учитель истории; Магистр истории. 72251 – Археология является специальностью высшей научной квалификации.
Для того чтобы понять, правильно ли вы выбрали свой путь можно и даже желательно еще на этапе начала обучения записаться в исторический клуб или поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ). Это позволит вам поучаствовать в исторических реконструкциях или раскопках и понять, хотите ли вы посветить этому занятию всю жизнь. Кроме того, существуют археолого-этнографические студенческие конференции. Почувствовать себя настоящим археологом можно приняв участие в международных волонтёрских проекта, которые часто проводит Русское географическое общество.

Где учат на археолога?

Признанный лидер – Московский археологический институт , он был основан в 1907 году и на данный момент имеет филиалы в нескольких городах европейской части России. Обучение в аспирантуре.
Московский Педагогический Государственный Университет , Исторический факультет (основан в 1900 году), кафедра Истории древнего мира и средних веков.

Археология для «чайников» Пять наивных вопросов о работе челябинских искателей древностей

Культура

21 октября 2022

Евгения Шершнёва

Профессию археолога часто сравнивают с работой хирурга. Их деятельность — это кропотливый труд, который требует от исследователя аккуратности, ведь «дважды раскопки не проводятся». Ищут ли археологи клады, каким находкам радуются больше всего и куда попадают найденные артефакты, рассказала специалист Центра историко-культурных исследований «Астра», археолог Екатерина Яковлева.

Вопрос 1: Археологи ищут клады?

Одним из самых больших заблуждений относительно работы археологов считается, что они ищут золото и другие ценные клады.

«Вопрос, раздражающий любого археолога, — „золото ищете?“. Мы его иногда находим, но это не является нашей целью, у нас нет кладоискательской миссии. Палеонтологией мы тоже не занимаемся, не копаем динозавров. Животные в наших раскопках бывают, но они более современные и мы их изучаем только в контексте человеческой деятельности», — объяснила Екатерина Яковлева.

Многие из нас смотрели фильмы про Индиану Джонса и Лару Крофт. Так вот: эти кинообразы не имеют ничего общего с тем, чем занимаются современные археологи.

«Конечно, начинающие археологи ждут от своей работы чего-то удивительного, фееричного, разных открытий. А сталкиваются с тем, что нужно часами сидеть на отвале, выковыривая разные находки, долго и нудно расчищать какие-то объекты и заниматься обработкой полученных находок. Если ты один день тратишь на раскопки, то пять у тебя может уйти на обработку», — говорит археолог.

Екатерина Яковлева рассказала о всех секретах археологов

Марина Речкалова

Вопрос 2: Откуда археологи знают, где копать?

Ни один специалист не знает участки, где со стопроцентной вероятностью можно найти тот или иной артефакт. Поэтому прежде чем начать копать, группа проводит подготовительные работы.

«Сперва проводятся археологические разведки. В ходе них мы иногда встречаем визуально определяемые объекты или культурные слои, подъемные сборы или шурфы (пробный раскоп метр на метр). Например, визуально можно увидеть рельефы городища, кургана или редута. Иногда на древних поселениях также видны жилищные впадины. Благодаря шурфам мы уже видим картину — и можем говорить о том, есть ли здесь культурный слой или нет», — рассказала Екатерина.

Прежде чем начать раскопки, проводят разведку местности

vk. com/centreastra

Часто благодаря обычной опашке лесов от пожара можно увидеть, что участок потенциально интересен археологам. Она обнажает слой почвы, и какие-то артефакты показываются на поверхности.

Вопрос 3: Что находят археологи?

Археология состоит не только из артефактов, с которыми ассоциируется работа копателей. Кроме них есть и другие объекты, которые имеют ценность и нуждаются в изучении. Это, например, культурные слои, погребения, древние очаги, хозяйственные ямы и другие объекты.

Культурный слой — это слои почвы, которые в разрезе выглядят, как слоеный пирог с разной начинкой. И каждый из них несет в себе свою историю и артефакты.

Начинающие археологи жаждут новых открытий, ради которых часами нужно выполнять монотонную работу

vk.com/tsfchel

«Мы проводили раскопки в Челябинске на улице Коммуны, недалеко от Алого поля, и в борту котлована, над слоем погребенной почвы были зафиксированы еще культурные слои, а также остатки построек второй половины 19-го века. Они, конечно, сами по себе являются отдельным объектом изучения. Многие памятники истории в Челябинской области являются многослойными, и часто культурные слои между собой визуально не отличаются», — отметила Екатерина Яковлева.

Кроме культурных слоев интерес могут вызывать и другие археологические объекты.

«Например, участок в Челябинске на улице Труда, 88. Там были обнаружены остатки фундаментов, было многократное их использование, потому что челябинские постройки перестраивались по нескольку раз.

В Челябинске археологи уже находили культурные слои

okn.gov74.ru

При раскопках в Челябинске также были найдены остатки построек. По ним можно сказать, что они относились ко второй половине 19-го века, а позже к ним достраивались новые здания уже из современного кирпича. Там также нашли и более ранние материалы второй половины 18-го века — это остатки челябинской набережной, ранняя печка жилого дома и еще ниже, под этими слоями, остатки слоев поселения эпохи бронзы — стоянки Каменного века», — говорит специалист.

Уникальность таких раскопок в том, что можно увидеть исторические особенности разных периодов

okn.gov74.ru

В 2021 году группа археологов, в которую входила и Екатерина Яковлева, в горно-лесной зоне в Челябинской области обнаружила древний очаг.

«Такие объекты встречаются крайне редко. Для чего он использовался? Сложно сказать достоверно, потому что мало прямых аналогов. Предполагаю, что он связан с ранней металлургией. Конструкция этого очага слишком сложная для того, чтобы просто приготовить еду или погреться, поэтому я предполагаю, что он связан с ранней металлургией, это моя гипотеза», — говорит Екатерина Яковлева.

Нередко раскопки становятся поводом для экскурсии, на которой рассказывают историю места

vk.com/tsfchel

Встречаются археологам и культовые объекты — святилища. Бывает, что такой объект намного значимее, чем артефакты, которые были в нем найдены. К примеру, элементов керамики достаточно и на других раскопках, а святилище — довольно редкий объект.

Вопрос 4: Какие интересные артефакты находили?

Для городских раскопок найти фрагменты керамики — это не редкость. Но, например, обнаружить сосуд ручной лепки с гончарной доводкой — практически эксклюзив. На первый взгляд, он не имеет эстетической красоты, но он очень ценный, потому что редко встречается при раскопках. Также редко встречается орнамент на керамике — это штучные находки.

Один из распространенных артефактов — фишки для детских игр. Они известны как кремяшки, это осколки глиняных сосудов.

Так выглядят некоторые артефакты – элементы посуды

Марина Речкалова

«Такие артефакты очень классно находить. Держишь в руках детские фишки, которым столько лет, и как будто соприкасаешься с этой реальностью. Это не просто стандартный горшок или монета, а детская игрушка. Есть свидетельства, что дети иногда специально разбивали посуду с красивыми узорами, чтобы кремяшок был необычным. Костяные зубные щетки находили — нечастая и интересная находка. Еще один артефакт — курительная трубка. До этого аналогов не встречалось, поэтому эту вещь можно считать уникальной», — отмечает археолог.

Найденные при раскопках курительная трубка, детские фишки для игры и зубная щетка

Екатерина Яковлева

Сама Екатерина признается, что ей большое удовольствие доставляет находить каменные артефакты, которые, на первый взгляд, не несут финансовой ценности. Но бесценны с точки зрения истории. Девушка специализируется на находках периода Каменного века.

Встречаются и религиозные находки, например, складень — складывающаяся металлическая иконка. Такие вещи становятся отличными экспонатами для музеев — рассматривать их интересно.

Каждый такой артефакт имеет ценность

Марина Речкалова

Для археологов важен не просто сам артефакт, но и место, где он был найден.

«Во время одних раскопок была найдена стеклянная рюмочка начала 20-го века. Сама по себе она обычная, но она была найдена в погребении. По православному канону не положено класть что-то в погребение, кроме облачения и креста. Но археологи встретили то, что отличалось от традиций, и это всегда интересно», — добавила Екатерина Яковлева.

Ценность монет повышается, если можно определить, к какому периоду они принадлежат

Екатерина Яковлева

 

На раскопках 2020 года с участка на пересечении улиц Карла Маркса и Красноармейской в Челябинске была найдена необычная эмалированная табличка «Магазин запертъ». Сама по себе она была не столь интересна, она не давала информации про источник — рядом не было торговой лавки или магазина. Но сейчас она нашла свое место в музее, и табличка приобрела совсем другую ценность.

Вопрос 5: Что делают с находками?

Иногда на то, чтобы обработать находки, у археологов уходят долгие месяцы. После раскопок их ждет чистка, склейка, шифровка, опись — это кропотливая и нудная, но необходимая работа. Затем находки ждет реставрация, отрисовка и фото.

«Отрисовка для археологов — это примерно как чертежный рисунок. Ты не только передаешь на картинке, как выглядит предмет, но и то, чем он является. Необходимо показать текстуры, из которых он выполнен, — металл, керамика, стекло и так далее. Еще один пункт работы археолога — это сдача отчета. В среднем это 100 страниц текста с иллюстрациями, но в практике было и 90 томов отчета, это был рекордный объем. Когда отчет готов, его необходимо сдать в музей на государственное хранение, оставлять его у себя мы не имеем права», — рассказала Екатерина Яковлева.

Благодарим челябинский проект восстановления исторической среды «Том Сойер» за организацию подобных тематических лекций в нашем городе.

Вам может быть интересно:

Археология

История

18+

Сетевое издание «Челябинский обзор онлайн»
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Cвидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-77064 от 28.10.2019 г.
Учредитель: Акционерное общество «Областное телевидение»
Главный редактор: Кондрашов Матвей Александрович
Адрес: 454090, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Труда, д. 78
Телефон: +7 (351) 263-00-02
E-mail: [email protected]

Какими навыками должен обладать археолог сегодня

Обычно археологи и антропологи живут в сообществе, которое они изучают. Требуется степень доктора философии или магистра в области археологии или антропологии; однако обладатели степени бакалавра могут устроиться на работу в качестве полевых работников или помощников.

Образование и обучение

Большинство археологов и антропологов, получивших степень магистра в области археологии или антропологии, могут претендовать на различные должности. Большинство магистерских программ рассчитаны на 2 года и включают полевые исследования.

Для работы, требующей передовых технических знаний и лидерских навыков, может потребоваться докторская степень. Например, чтобы направить проектные объекты за пределы Северной Америки, археологам и антропологам часто требуется докторская степень, чтобы соответствовать требованиям, установленным иностранными правительствами. Аспиранты могут провести от 12 до 30 месяцев, проводя полевые исследования, чтобы защитить свою диссертацию; поэтому для получения степени магистра требуется много дополнительных лет обучения.

Лица со степенью бакалавра в области археологии и антропологии, получившие опыт работы в полевых школах или стажировках, могут работать лаборантами или техниками. Если кто-то хочет продвинуться дальше начального уровня, ему требуется степень магистра.

Те, у кого есть докторская степень в области археологии или антропологии, могут стать музейными кураторами или профессорами.

Другой опыт

Программы по археологии и антропологии обычно требуют опыта работы, чтобы получить работу. Полезно также обучение многочисленным методам исследования. Стажировки в некоммерческих организациях, исторических обществах и музеях, а также стажировки на местах дают студентам возможность получить опыт во время получения степени.

Студенты, изучающие археологию и антропологию, часто проводят часть своей программы магистратуры, проводя исследования на уровне сообщества или полевые исследования. Этот опыт может привести к работе за границей. Археологические полевые школы – еще один способ обучения студентов методам раскопок. Изучение того, как обращаться с археологическими памятниками, как записывать и интерпретировать данные, чрезвычайно важно.

Навыки и качества, которые помогут

Навыки критического мышления: Археологам и антропологам необходимо проводить многочисленные наблюдения и методы исследования, включая лабораторные эксперименты, чтобы делать логические выводы.

Аналитические навыки: Археологи и антропологи полагаются на знания для проведения своих исследований, включая данные и научные методы.

Навыки письма: Отчеты составляют большую часть работы археологов и антропологов, поскольку они должны подробно описывать свои находки. Многие из их результатов публикуются на форумах, представляющих общественный интерес, и в научных журналах.

Навыки расследования: Крайне важно, чтобы археологи и антропологи исследовали и обнаружили множество фактов, относящихся к их исследованиям. Мельчайшие фрагменты информации объединяются, чтобы отвечать на исследовательские запросы и решать проблемы.

Археология Специальность

Майор археологии


[Главная] [Бюллетень UG]

Степень бакалавра в области археологии фокусируется на систематическом изучении человеческого прошлого через его материальные останки посредством раскопок, восстановления и интерпретации артефактов и других связанных доказательств. Исторические, экологические и сравнительные компоненты позволяют исследовать различные культурные системы во времени и пространстве, а также реконструировать прошлые образы жизни и интерпретировать древние социальные, политические и экономические системы. Географический охват программы включает Америку, Европу и Средиземноморье, Египет и Ближний Восток. Образовательная цель программы состоит в том, чтобы предоставить учащемуся компонент гуманитарного образования, основанный как на социальных, так и на гуманитарных науках. Это также эффективно подготовит студентов к обучению в аспирантуре в области антропологической археологии, средиземноморской археологии, музеологии и сохранения исторического наследия или к карьере в области контрактной археологии и управления культурными ресурсами.

Предлагается степень бакалавра искусств со специализацией в области археологии. В археологии теперь есть трек с отличием. Учебная программа также предлагает минор.

Требования (по состоянию на весну 2014 г. )

Специалисты по археологии должны выполнить все требования Общего колледжа.

Для специальности археология требуется минимум 10 курсов (30 часов) из которых не менее 21 часа с оценкой C или выше. Студенты должны пройти один курс логики археологических выводов, два практических курса археологии (курс лабораторных методов и полевая школа), два курса сравнительных перспектив, один курс долгосрочной истории, одну тему курса археологии и три факультатива. Один из факультативов может быть удовлетворен предложениями в любой из этих категорий, выбранных в соответствии с интересами студента. Независимые исследования, направленные чтения или часы дипломных работ могут быть заменены факультативами, выбранными из предлагаемых курсов. Два других факультатива будут в смежных областях. Курсы, утвержденные для соответствия этим двум факультативным предметам, перечислены в соответствии с потенциальными интересами учащихся. Эти категории предназначены для того, чтобы помочь учащимся выбрать факультативы, соответствующие их интересам в области археологии. Курсы, не перечисленные выше, могут быть утверждены консультантом по специальности в качестве факультативных. При выборе своих сравнительных перспектив, долгосрочной истории и тем в курсах археологии студенты должны будут выбрать курсы по крайней мере из двух участвующих кафедр.

Студенты могут засчитывать только три курса вводного уровня (с номерами ниже 200) к своей специальности. При условии одобрения консультанта по специальности студенты могут засчитывать семинары для выпускников в соответствии со своими сравнительными перспективами, долговременной историей и темами в области археологии или факультативных требований. Также при условии одобрения главного советника по археологии полевые школы, спонсируемые обучением за границей, или другие университеты могут использоваться для выполнения требований к полевому опыту археологической практики.

Для переводных студентов по крайней мере половина курсовой работы по специальности должна быть выполнена в рамках учебной программы UNC-CH.

Дополнительные требования

При выборе сравнительных перспектив, долгосрочной истории и тем в курсах археологии студенты должны выбрать курсы по крайней мере из двух участвующих факультетов (искусство, антропология, классика и религиоведение)

Из 30 часов, необходимых для обучения по специальности, не менее 21 часа должны быть завершены с оценкой C или выше.

Студенты могут засчитывать только три курса вводного уровня (с номерами ниже 200) к своей специальности.

Требования к курсу (см. описание курса и требования)

Один курс Логика археологического вывода из следующего списка:

ANTH 220 Основы археологии
ANTH 291 Археологическая теория и практика
CLAR 411 Археологические полевые методы

Два курса по Археологическая практика из следующих списков:

необходимо пройти лабораторный курс
ANTH 411 Лабораторные методы в археологии
ANTH 413 Лабораторные методы археоботаники
ANTH 414 Лабораторные методы: остеология человека
ANTH 415 Зооархеология
ANTH 416 Биоархеология
ANTH 417 Лабораторные методы: Литический семинар
ANTH 418 Лабораторные методы: анализ керамики

и одна должна быть полевой школой
Полевая школа ANTH 451 по североамериканской археологии
Полевая школа ANTH 453 по южноамериканской археологии
Полевая школа CLAR 650 по классической археологии

Один курс Сравнительные перспективы из следующего списка:

ANTH 121 Древние города Америки
ANTH 123 Среда обитания и человечество
ANTH 145 Введение в предысторию мира
ANTH 222 Доисторическое искусство
ANTH 456 Археология и этнография малых обществ
ANTH 468 Государственное образование
CLAR 050 Семинар первого курса: Искусство в древнем городе
CLAR 120 Древние города
CLAR 470 История и археология купания (с 500 г. до н.э. до наших дней)

Два курса Многолетняя история из следующего списка:

ANTH 148 Происхождение человека
ANTH 250 Археология Северной Америки
ANTH 231 Археология Южной Америки
ANTH 359 Европейская предыстория
CLAR 241 Археология Древнего Ближнего Востока
CLAR 242 Археология Египта
CLAR 244 Греческая археология
CLAR 245 Археология Италии
CLAR 247 Римская археология
CLAR 262 Искусство классической Греции (ART 262)
CLAR 263 Римское искусство (ART 263)
CLAR 268 Эллинистическое искусство и археология: 350-31 гг. до н.э.
г. CLAR 460 Греческая живопись (ART 460)
CLAR 475 Рим и западные провинции
CLAR 561 Мозаика: Искусство мозаики в Греции, Риме и Византии
RELI 110 Археология Палестины: период Нового Завета (CLAR/JWST 110)

Один курс по темам археологии из следующего списка:

ANTH 054 Семинар для первокурсников. Новые миры индейцев (AMST 054)
ANTH 232 Древние цивилизации майя
ANTH 252 Доисторическая еда
ANTH 412 Палеоантропология
ANTH 421 Археологическая геология
ANTH 423 Написано на костях: CSI и наука о расследовании смерти
ANTH 454 Археология африканских диаспор
ANTH 455 Этноистория (НАРОД 455)
ANTH 458 Археология пола и гендера (WMST 458)
ANTH 460 Историческая экология (ENST 460)
ANTH 538 Болезнь и дискриминация в колониальной Атлантической Америке
ANTH 550 Археология американского Юга
ANTH 650 Реконструкция жизни: питание и болезни населения прошлого
CLAR 075 Семинар для первокурсников: Археология смерти… Древнее Средиземноморье
CLAR 243 Минойцы и микенцы: археология Греции бронзового века
CLAR 375 Археология культа: материальная культура греческой религии (RELI 375)
CLAR 448 Константинополь: город и его искусство
CLAR 449 В Константинополе
CLAR 464 Греческая архитектура (ART 464)
CLAR 465 Архитектура Этрурии и Рима (ART 465)
CLAR 488 Археология Ближнего Востока в железном веке
CLAR 489 Археология Анатолии в бронзовом и железном веках
CLAR 490 Археология ранней Греции: 1200-500 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *