Дефектология это (научные основы)
Первые упоминания о детях с отклонениями в умственном развитии появились еще во времена Древней Греции. Аристотель, изучавший развитие человека, уже тогда смог обнаружить проблемы в психическом здоровье ребенка. Но, к сожалению, в силу отсутствия методов борьбы с подобными патологиями, такие дети становились изгоями.
Впоследствии, когда на смену примитивной медицине пришли эффективные способы лечения, вопрос о помощи таким детям стал одним из актуальных. Таким образом зародилась наука дефектология, предметом изучения которой стали «аномальные» дети, в частности закономерности их развития, особенности воспитания и обучения, а также вопросы приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к социуму.
Историческая справка
Дефектология как наука относится к педагогической практике научного познания детей из разных возрастных групп, у которых выявлены отклонения физического или психического развития, вследствие чего они лишены возможности обучаться и воспитываться в обычных условиях, определенных существующей культурой.
Сам термин «дефектология» произошел от слияния двух слов: defectus (в переводе с латыни – «отсутствие» или «недостаток») и logos (в переводе с греческого λόγος — «учение, слово, мысль»). Таким образом, понятие дефектологии отражает всю суть учения и используется в качестве титульного названия для отрасли теоретического и практического систематического обучения и воспитания лиц, у которых диагностированы недостатки (дефекты) физического или психического развития.
В странах ближнего и дальнего зарубежья под этим понятием подразумевают «особую обучающую программу» или «лечебную педагогическую деятельность», направленную на образование всех детей, которых отличает от обычных наличие пороков развития.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
История дефектологии берет свое начало в 20 столетии. Эта отрасль начала активно развиваться с того момента, как правительство взяло на себя ответственность за умственно отсталых детей и подростков.
Решающим для этого направления научного познания стал 1917 год, когда государство решило главный вопрос об опеке над такими детьми, начав строительство сразу нескольких специальных учреждений.Рекомендуем: Аутизм — это
Выдающимися личностями, которые внесли огромный вклад в развитие науки дефектологии, а также были ее активными деятелями, являются:
- И.В. Маляревский, основатель первого в России частного детского заведения врачебно-воспитательного типа с целью оказания помощи детям, предрасположенным к нервным и душевным заболеваниям.
- Л.С. Выготский, отечественный психолог, педагог-дефектолог, экспериментатор, автор книги «Основы дефектологии» (1934 г.). Основоположник коррекционной педагогики для аномальных детей, руководитель специального научно-практического института, который действует до сих пор.
- Н.А. Власова, профессор и кандидат педагогических наук, осуществляющая свою деятельность по направлениям дефектология и логопедия, впервые применившая логопедическую ритмику для занятий с заикающимися детьми.
- Е.К. Грачева, первый в России педагог-дефектолог, осуществляла свою деятельность в приютах для слабоумных подростков и детей.
- В.П. Кащенко, руководитель уникального учреждения, в котором занимались вопросами педагогической адаптации к социуму детей 4-16 лет, имеющих патологии развития.
- Г.И. Россолимо, выдающийся психиатр и по совместительству невропатолог, который занимался изучением особенностей развития детской психики и физического здоровья.
В настоящий момент в России открыто немало дошкольных учреждений, школ и лечебно-оздоровительных комплексов, основной деятельностью которых является организация и осуществление воспитательного процесса, обучения, оздоровления детей с особыми потребностями, а также их подготовка к социальным взаимоотношениями и адаптации в условиях ближайшего окружения.
Какие цели преследует эта область научного познания
Дефектология, как изучающая индивидуальные черты и особые потребности детей с патологиями наука, ставит перед собой задачи выявления природы обнаруженного дефекта, определения его причинно-следственных связей и влияния на психические функции, изучение закономерностей развития, обучения, приобщения детей с отклонениями к социальным и педагогическим нормам современной жизни. Также наука отвечает за обобщение, систематизацию и внедрение полученных результатов в практику для совершенствования деятельности.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Гиперактивность у ребенка
Различные научные методы дефектологии применяются с целью объективного исследования физических недостатков или психических дефектов у детей. Таким образом осуществляется научный подход, обусловливающий основные задачи дефектологии, к которым относятся:
- Организация воспитательного и обучающего процессов в рамках образовательных программ дошкольных учреждений и школ для детей с особыми потребностями.
- Становление личности при ограниченных возможностях жизнедеятельности.
- Формирование психолого-педагогических классификаций категорий пациентов с разными нарушениями.
- Разработка дифференцированного подхода к процессам воспитания и обучения в условиях ограниченных возможностей.
- Коррекция недостатков восприятия и познавательных навыков.
- Обоснование используемых в обучении методов и принципов организации комплексов специальных упражнений, позволяющих создавать оптимальные условия для воспитания и обучения.
- Выявление основных целей, направлений, задач, а также разработка концепций и систем для лиц, нуждающихся в специальном образовании.
- Обобщение полученного опыта, внедрение результатов новых исследований и разработка более усовершенствованных образовательных приемов и программ.
- Систематизация теоретических и практических данных для создания стандартов, учебников и методической литературы для специалистов, работающих с пациентами с ограниченными возможностями.
- Прогнозирование переспектив в сфере специального образования.
- Исследование и внедрение психологических и педагогических механизмов, методов и средств, позволяющих проводить профилактику нарушений и патологий.
- Поиск путей и способов улучшения жизни лиц с аномалиями развития с целью создания для них комфортных условий в современном обществе.
Все эти и другие задачи дефектологии позволяют осуществлять основную деятельность научного направления – оказывать специальную помощь лицам, имеющим особые нужды, с целью открытия перед ними возможностей принимать активное участие в общественной деятельности и жить насыщенной жизнью.
Концепция учения
В основу дефектологии легли принципы, следование которым позволяет осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность с целью содействия развитию и становлению личности детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в рамках образовательных программ для дошкольников и школьников.
Для социума и педагогики проблемы воспитания несовершеннолетних лиц с дефектами, а также вопросы их обучения и социализации являются довольно сложными. Они находят свое решение в преследовании целей дефектологии, а именно в обеспечении условий для подготовки особенных детей с учетом их возможностей, соответствующих возрастным и индивидуальным критериям.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Следовательно, главной целью науки дефектологии можно считать развитие проблемных детей с последующей их адаптацией в обществе посредством программ специального образования, для того чтобы в ходе осуществления сознательной и полезной деятельности, организации отношений у них не возникло осложнений, которые могли бы стать причиной психических отклонений и деструктивных изменений в их поведении.
Осуществляя научную деятельность, дефектология учитывает основные психолого-педагогические принципы, составляющие основу научного познания развития лиц с отклонениями:
- Принцип единой направленности осуществляемой педагогической деятельности.
- Принцип систематизации и единства педагогического процесса.
- Гуманистический подход.
- Комплексные приемы.
- Проявление уважения к ребенку как к полноценному индивидууму.
- Принцип разумных требований к ребенку в соответствии с его возможностями.
- Акцентирование внимания на положительных аспектах.
- Совмещения прямых и параллельных методов педагогики.
- Принцип сознательного и активного участия лиц в процессе их развития по специальным программам (обучение, воспитание, образование).
Принципы воспитательной стороны дефектологии дополняют специальные принципы коррекционной и педагогической деятельности:
- Принцип объединения единой целью всех процессов диагностики и коррекции.
- Принцип системности задач, позволяющих осуществлять коррекционную, развивающую деятельность и профилактику.
- Принцип изучения особенностей ребенка в силу его возраста и индивидуальности, которые закладываются в основу образовательных программ.
- Принцип единения с социально-значимыми силами ближайшего окружения.
Кроме того, деятельность исследователей-дефектологов должна быть направлена на разработку новых методов и средств, которые соответствовали бы цели науки и помогали оказывать нуждающимся детям соответствующую помощь, тем самым поддерживая принципы данного направления.
Области, составляющие основу науки
Дефектология представляет собой единую и самостоятельную отрасль, деятельность которой направлена на наблюдение и оказание специальной помощи лицам с аномальным развитием.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
В то же время наблюдается связь дефектологии с другими науками, такими как социология, психиатрия и психология, педиатрия и педагогика, невропатология и другие. Дело в том, что все аномальные отклонения имеют различную природу происхождения, характер течения и последствия, а потому связь дефектологической науки с другими учениями такая явная и разнообразная.
Рекомендуем: Заикание: причины и лечение
У дефектологии единая цель и главный ее принцип совпадает с общей педагогикой, однако у дефектологии уникальная концепция, которую выделяет наличие специальных систем и приемов воспитания, обучения, образования детей с патологиями развития.
Основные области, в которых непосредственно практикуется дефектология:
1. Сурдопедагогика – отдельное направление, которое рассматривает проблемы детей с глухотой и тугоухостью, а также занимается разработкой методов их воспитания, обучения.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
2. Тифлопедагогика – отрасль дефектологии, предметом изучения которой являются дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые), а также рассматриваются вопросы образования и воспитания таких лиц.
3. Логопедия – раздел дефектологии, систематизирующий теоретические знания и позволяющий осуществлять практическую деятельность в отношении воспитания и обучения лиц с нарушениями в развитии речи.
4. Олигофренопедагогика – специальная педагогическая отрасль, которая изучает и разрабатывает приемы коррекции развития умственно отсталых детей и подростков.
Каждая из предметных областей дефектологического изучения лиц с патологиями имеет уникальные классификации. В основе классификации по месту расположения аномалии лежит определение ее локализации в отношении единого механизма человеческого организма. Поэтому дефектология выделяет:
- Телесные нарушения, определяемые отклонениями в развитии двигательного аппарата, опорной системы, заболеваниями хронического типа.
- Сенсорные патологии – нарушения в системе органов чувств, отвечающих за субъективное восприятие внешнего окружения (слух, зрение).
- Умственные – отклонения мозговой деятельности и интеллектуальные дефекты, влекущие за собой психические, речевые, эмоциональные расстройства, слаборазвитость ума.
Также существует частная классификация дефектологии по причинам появления дефектов:
- Травмы (в том числе производственного характера).
- Заболевания, характерные для конкретных профессиональных видов деятельности.
- Природные катаклизмы.
- ДТП.
- Участие или пребывание на территории, где проводились военные действия.
- Последствия экологических преступлений.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
По характеру дефекта дефектология предусматривает несколько категорий, к которым относятся пациенты с аномальным развитием:
- Полностью неслышащие (глухие) и слабослышащие.
- Полностью слепые или слабовидящие.
- Лица с дефектами опорно-двигательного аппарата.
- Лица с недостатками речи.
- Лица с аномалиями в эмоциональной сфере или психическом здоровье..
- Лица с расстройствами волевых качеств.
- Лица с патологиями интеллектуального развития.
Дефектология как наука не стоит на месте. На фоне роста числа аномалий у детей, развиваются области научного познания их здоровья и развития. Как целостная отрасль дефектология складывается из отдельных разделов в сочетании с интегрированными знаниями из других областей.
Каждый дефектологический раздел является самостоятельным направлением, которое эффективно при условии комплексного изучения проблем развития. Поэтому методы и приемы, разрабатываемые для областей дефектологии, имеют непосредственную связь с прочими науками. Такой разносторонний подход к изучению аномальных детей обеспечивает широкие теоретические и практические возможности для оказания им специализированной помощи.
Рекомендуем: Аменция и аментивный синдром
Наличие тех или иных недостатков у ребенка влияет на весь процесс воспитания, обучения и образования. От этих особенностей также зависит конечный результат. При выборе оптимальных обучающих программ специалисты, осуществляющие непосредственную педагогическую деятельность с аномальным ребенком, учитывают возраст пациента и период, в котором появилось (возникло) нарушение.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Методы дефектологии, которые позволяют проводить научно-педагогические исследования:
1. Наблюдение и сбор данных.
2. Диагностика.
3. Непосредственное общение с ребенком.
4. Помещение ребенка в специально созданные условия с целью проверки гипотезы.
Именно процесс и характер обучения таких детей влияет на их развитие и дальнейшие возможности жить комфортно в условиях современного общества. Следовательно, без возможности воспитываться и обучаться по специальной системе, а также при несвоевременном оказании помощи, развитию ребенка с ограниченными возможностями наносится серьезный вред, который чреват торможением процессов развития и другими осложнениями. Автор: Елена Суворова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
44.
03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (БАКАЛАВРИАТ)Абитуриенту / Калькулятор ЕГЭ / Направления подготовки / Бакалавриат /
Направление реализуется в Педагогическом институте.
Профиль | Форма обучения | Количество бюджетных мест (общий конкурс / целевой прием / особая квота) | Проходные баллы на бюджетные места в 2021 (очный набор / особая квота) |
Логопедия и сопровождение детей с ОВЗ | Очная | 16 / 5 / 3 | 131 / 159 |
Дошкольная дефектология | Очная | 17 / 4 / 3 | — |
Заочная | 0 / 0 / 0 | — | |
Олигофренопедагогика | Заочная | 0 / 0 / 0 | 134 / 137 |
Логопедия | Заочная | 0 / 0 / 0 | — |
ПРОФИЛИ: «ЛОГОПЕДИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ», «ЛОГОПЕДИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
Специальное (дефектологическое) образование – это научно-практическая область, которая объединяет знания медицины, психологии, дефектологии, логопедии, специальной дошкольной педагогики, что делает её универсальной и востребованной на сегодняшний день. Обучаясь по данному направлению, вы узнаете о причинах возникновения нарушений, о структуре нормального и аномального развития, о способах предупреждения и преодоления нарушений в развитии, о методах психолого-педагогического воздействия.
Изучаемые профильные дисциплины:
• Специальная педагогика и психология
• Медико-биологические основы дефектологии
• Анатомия и физиология
• Невропатология
• Психопатология
• Онтогенез речевой деятельности с основами логопсихологии
• Психолингвистические аспекты логопедии
• Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
• Психология детей с интеллектуальными нарушениями
• Методика русского языка (специальная)
• Методика развития речи (специальная)
• Методы и методология научных исследований в специальной педагогике и логопедии
ТРУДОУСТРОЙСТВО
Выпускники данных профилей могут работать
• в детских садах,
• в специальных логопедических группах с детьми, имеющими различные дефекты речи,
• в общеобразовательных школах,
• в специальных коррекционных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для
детей с другими видами нарушений развития,
• в центрах психолого-медико-социального сопровождения,
• в Домах ребенка,
• заниматься индивидуальной частной практикой.
Результаты ЕГЭ
- Русский язык
- Биология
- Математика (проф.) / Обществознание
Вступительные испытания
- Анатомия и физиология человека
- Русский язык
- Общие основы педагогики
ПРОФИЛИ: «ДОШКОЛЬНАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ» , «ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА»
СОДЕРЖАНИЕ
Специальное (дефектологическое) образование – это научно-практическая область, которая объединяет знания медицины, психологии, дефектологии, логопедии, специальной дошкольной педагогики, что делает её универсальной и востребованной на сегодняшний день. Обучаясь по данному направлению, вы узнаете о причинах возникновения нарушений, о структуре нормального и аномального развития, о способах предупреждения и преодоления нарушений в развитии, о методах психолого-педагогического воздействия.
Изучаемые профильные дисциплины:
• Общие основы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
• Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте
• Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта в школьного возраста
• Социально-педагогическая реабилитация лиц с нарушениями интеллекта
• Психолого-педагогический подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта
• Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта
ТРУДОУСТРОЙСТВО
Выпускники данных профилей могут работать
• в общеобразовательных учреждениях
• в коррекционных учреждениях
• в медицинских учреждениях
• в сфере психологической помощи населению
• в государственных оздоровительных центрах
• в государственных реабилитационных центрах
• в частных оздоровительных центрах
• в частных реабилитационных центрах
• в правоохранительных структурах
• также заниматься частной практикой и т. д.
Результаты ЕГЭ
- Русский язык
- Биология
- Математика (проф.) / Обществознание
Вступительные испытания
- Анатомия и физиология человека
- Русский язык
- Общие основы педагогики
дефектология логопеда онлайн роялти бесплатно вектор
дефектология логопеда онлайн роялти бесплатно вектор- лицензионные векторы
- речи векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменить | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Стоимость изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется. | |
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). |
Оплата
Плата за изображение $ 399Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!
Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.
Примеры
- Изменить текст
- Изменить цвета
- Изменить размер до новых размеров
- Включить логотип или символ
- Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы
Подробности загрузки. ..
- Идентификатор изображения
- 37177220
- Цветовой режим
- RGB
- Художник
- Алекстриумф
дефектология new-1.pptx
дефектология new-1.pptxРеклама
1 из 23
Верхний обрезанный слайд
Скачать для чтения офлайн
Образование
Hjsrcuubsdcjybedvuybsfvuybdrvjh. Iweucheircubericuberf ejrchberich rjchb jehdcb iuehrvuyhdfvuybefvuybdfvuybefviubefviuedc c ui
Реклама
Реклама